Сообщение древней руси. Культура Древней Руси: от языческих традиций к христианским канонам
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Полководцы древней Руси. Сообщение древней руси


Доклад - Полководцы древней Руси

ГОУ Мещовский педагогический колледж

Полководцы Древней Руси

Реферат

Студентки

Научный руководитель

Мещовск, 2004

Содержание

Введение.

Глава 1. Князь Святослав.

Глава 2. Князь Владимир – креститель Руси.

Глава 3. Владимир Мономах.

Заключение.

Литература.

Введение.

Войны Древнерусского государства были направлены на утверждение власти киевского князя во всех славянских землях, сохранение независимости Киевской Руси и увеличение сфер влияния на международной арене. В походах и сражениях выдвинулись такие выдающиеся князья-полководцы, как Святослав, Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. О военном искусстве Древней Руси мы можем судить по письменным памятникам того времени. Правда, эти памятники не посвящены специально военным вопросам, но в них есть многочисленные свидетельства того, что уже в древности фиксировались процессы развития военного искусства.

Одним из таких памятников является «Повесть временных лет». Это древнейший русский летописный свод, где изложены основные события истории Древнерусского государства. «ПВЛ» является древнейшей русской военной историей. В ней сообщается о многих походах князей, сражениях, войнах внутренних и внешних. В летописи присутствует не только изложение фактов и сообщения о военных событиях, но и попытки установить причины успеха или неуспеха похода. Здесь можно видеть описание состава рати, вооружения, способов ведения боя.

Особенно много места в «ПВЛ» отводится походам Святослава и Владимира Мономаха. Кроме того, сохранилось еще «Поучение» Мономаха – своеобразная автобиография, в которой князь хотел передать наследникам свой опыт государственного и военного деятеля. В «Поучении» как и в «ПВЛ» затрагиваются многие вопросы военного дела. Вопросы, связанные с организацией вооруженных сил, нашли отражение и в «Русской Правде» — своде законов, составленном в древнерусском государстве. Вместе с тем все названные памятники не являются специальными трактатами по вопросам военного искусства и требуют критического изучения.

Глава 1. Князь Святослав.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав прожил недолгую, но богатую событиями жизнь. Вся она была посвящена острым политическим схваткам и ратным делам. Если верить летописцу, воинские деяния Святослава начались едва ли не в младенческом возрасте: ему было лет пять, когда мать взяла его с собою в поход на Древлянскую землю. Когда два войска сошлись, малолетний князь совершил принятый в те времена (и известный не одним только русским) ритуальный акт, которым открывались сражения: он метнул копье в сторону древлян, но так как был мал, то копье едва пролетело между конских ушей и, падая, ударило коню в ногу. Тем не менее, находившиеся рядом с князем кормилец его Асмуд и воевода Свенельд воскликнули: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян…

Святослав, каким он запечатлен в летописях, был будто рожден для войны и суровой походной жизни. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как гепард, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вы идти».

Величие и искусство Святослава-воина, его рыцарство признавали даже противники князя — греки. «Горячим, дерзким, стремительным» представлял его греческий историк Лев Диакон. Он же набросал редкий по реалистичности портрет князя — в момент, когда тот приплыл для переговоров с императором: Святослав сидел на веслах и греб вместе с приближенными, ничем не отличаясь от них. Он был среднего роста, не слишком велик, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, безбородый и с густыми, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, и только с одной стороны свисал клок волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. Князь казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином. Одеяние князя было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой.

Святослав был неотделим от своей дружины, о которой много заботился и с мнением которой очень считался. Был он стойким язычником и на этой почве серьезно расходился с матерью. Ольга, когда приняла крещение, склоняла к тому же и сына, надеясь тем самым добиться распространения христианства на Руси. Но Святослав был непреклонен и матери отвечал: как он может один принять новую веру? А дружина? Она же станет смеяться над ним.

Летописец с явным осуждением отметил: Святослав продолжал жить по языческим обычаям, он не знал, что в беду впадет, ибо сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Может быть, летописец намекал, что ранняя смерть Святослава была ему наказанием за непослушание...

С 964-го по 972 год Святослав проводит в походах, военных предприятиях, осадах и обороне городов и крепостей. Вся эта деятельность протекала за пределами Киевской Руси и словно бы прямо не была связана с ее интересами и заботами. Даже напротив, долгое отсутствие великого князя едва не стало причиной разгрома Руси. Печенеги осадили Киев и чуть не захватили Ольгу с внуками. Киевляне направили к Святославу послов со словами укора: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»

Святослав поспешил в Киев и прогнал печенегов в поле. Хотя он и сокрушался о случившемся, но вскоре заявил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславле на Дунае, — там середина земли моей...»

Совершив сначала походы на Волгу, в Хазарский каганат, на Северный Кавказ, Святослав затем обратил свои взоры на Балканы, на земли Болгарии и Греции. Что влекло его сюда? Жажда завоеваний? Мечта о переносе центра Руси на Дунай? Особенная неприязнь к грекам? Вот как отвечает на эти вопросы уже упоминавшийся нами греческий историк Лев Диакон. Посланник императора Никифора постарался завести дружбу с князем «тавроскифов» (или «тавров» — так называли греки обитателей обширных пространств Руси) и с помощью «льстивых речей» и «даров» уговорил его собрать сильное войско и выступить против «мисян» (то есть болгар). В награду Святослав должен был получить эту страну в собственное пользование и несказанные богатства из царской сокровищницы. Как уверяет Лев Диакон, Святослав, прельщенный надеждой на получение богатства и во сне уже видевший себя владетелем страны «мисян», поднял на войну все молодое поколение «тавров», собрав войско из шестидесяти тысяч цветущих здоровых мужей.

В первом же столкновении выявилось преимущество русских как воинов: «Тавры стремительно выпрыгнули из челнов, выставили вперед щиты, обнажили мечи и стали направо и налево поражать мисян». Очень скоро Святослав одолел болгар, взял множество городов по Дунаю и сел княжить в Переяславле. Тут-то и обнаружились разногласия греков и русских. Греки обеспокоились новым сильным и воинственным своим соседом и потребовали, чтобы Святослав вернулся в свои земли. Князь же «отвечал надменно и дерзко», что он уйдет, лишь, если получит большую денежную дань и выкуп за все захваченные им города и за всех пленных.

Не ограничившись этими условиями, Святослав пригрозил грекам: если они не выполнят его требований, то пусть убираются в азиатские земли. Тогда император, в свою очередь, напомнил Святославу о судьбе его отца: Игорь приплыл к берегам Византии на десяти тысячах судов, а вернулся домой лишь с десятком лодок. «И ты найдешь погибель здесь». И на это последовала угроза Святослава: «Мы разобьем вскоре шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны».

Теперь Святослав объединился с болгарами против греков и с огромными силами вторгся во Фракию. Не станем описывать все перипетии войны, которая шла с переменным успехом. Нам интересны в первую очередь те ее моменты, в которые проявились качества личности Святослава, его характер и способности военачальника. Все это обнаружилось особенно ярко в критических обстоятельствах. Десять тысяч русских воинов оказались перед ста тысячами греков (по сведениям русского летописца). Святослав обратился к своим воинам: ««Нам некуда деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые принимают позора. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские и была жестокая сеча, и одолел Святославам греки бежали».

Наутро князь собрал совет, на котором предлагали тихо спастись бегством на другие, напротив, вступить в мирные переговоры, чтобы сохранить войско. Святослав же остался верен себе: «Если мы теперь но уступим, то погибнет слава, спутница русского оружия, без труда побеждавшего соседние народы и без пролития крови покорявшего целые страны… Итак, с храбростью предков наших и памятуя, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой».

Однажды Святослав был осажден в городе Доростоле (ныне Силистра). Значительная часть его людей была ранена, и почти все съестные припасы иссякли. В темную ночь, при сильном дожде с градом и блеске молний, князь усадил две тысячи воинов на суда и спустился по Дунаю добыть хлеба, пшена и других продуктов. На обратном пути заметили они на берегу большое скопление греков. Святослав незаметно высадил своих воинов, провел их лесом и неожиданно ударил на греков. Избив многих, русские благополучно вернулись в город. Осада, однако, продолжалась, и перед Святославом снова встал выбор: умереть от голода или тайно бежать. Князь решил по-своему: «Люба ли будет нам та жизнь, которую мы бегством искупим, и не впадем ли мы тем в презрение у окрестных народов, которые доселе нас трепещут?» Святослав вывел все войско» велев запереть за собою ворота, чтобы даже не возникало помысла о возвращении в город. Жестокое сражение продолжалось с переменным успехом, и, по словам историка, лишь помощь свыше — святого Федора Стратилата — принесла победу грекам-христианам.

Вот и еще эпизод, подтверждающий беспредельную преданность Святослава воинскому долгу. Греки после одного из поражений стали раздумывать, как им поступить: Святослав разбивал город за городом. Решили они испытать русского князя. Царь послал ему золото, дорогие ткани и попросил послов наблюдать за тем, как он встретит подарки. Святослав на эти дары даже не стал смотреть и велел спрятать их. Тогда послали ему оружие, и при виде этого подарка Святослав стал хвалить царя и выражать ему свою любовь. Греки очень испугались: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет». И послал царь к нему, говоря: «не ходи к столице, возьми дань сколько хочешь».

Русский летописец предпочитал не говорить о поражениях, которые терпел Святослав от греков, либо упоминал о них вскользь. Греческие историки, напротив, о поражениях его писали много. Писали они и о жестокостях, которые якобы творил Святослав на захваченных землях. Но правда войны была жестокой, и Святослав, рыцарски честный, когда речь шла об интересах его земли и его дружины, вел себя по-варварски беспощадно по отношению к противнику. Русский летописец признавался, что после его похода на Дунай «города … и доныне стоят пусты».

И вот – конец его короткой жизни. Возвращаясь из похода на греков с небольшой дружиной, Святослав попал в засаду. «И напал Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так завершается рассказ о князе русском, великом войне, завоевателе, доблестном рыцаре, не запятнавшем своих дел ни малодушным бегством, ни унижениями и погибшем в расцвете сил своих – из-за того, что воинская удача и слава на время покинули его.

Глава 2. Князь Владимир – креститель Руси.

Вместе со Святославом закончилась эпоха первых Рюриковичей, князей-язычников, в чьих биографиях причудливо сплетались деяния реальных политиков и подвиги сказочно-эпических героев. Детям Святослава суждено было начать новую эпоху в истории Руси. И это новое оказалось связанным прежде всего с именем князя Владимира.

Год рождения Владимира точно неизвестен. Сохранилась однако подробность о его происхождении, которая повлияла на всю его жизнь. У Святослава было три сына. Два старших – Ярополк и Олег – от «законной» жены, а Владимир – от ключницы княгини Ольги, Малуши. В те языческие времена разделения на законных и незаконных княжеских детей не было. Однако же Владимир, видимо, матери своей не знал: Ольга отослала Малушу из Киева и сама воспитывала внука.

Владимиру была уготована роль младшего князя, который должен был подчиняться старшему. Святослав еще при жизни посадил Ярополка в Киеве, сделав его тем самым своим преемником, а Олега – князем у древлян. В то время пришли в Киев посланцы из Новгорода и просили себе тоже князя. По подсказке Добрыни (дяди Владимира по матери), который был в Новгороде посадником, они попросили направить к ним Владимира.

После смерти Святослава между Рюриковичами началась борьба за киевский стол. Сначала Ярополк выступил против Олега. В битве старший брат оказался удачливее. Олег с остатками своего войска бежал и в страшной толкотне нашел смерть свою. Ярополк как будто и не хотел смерти брата, по его приказу Олега разыскали и похоронили, а Ярополк оплакал его смерть. Между тем Владимир понял замысел брата — стать полновластным хозяином всей Русской земли; не ожидая нападения, он бежал «за море», то есть к варягам. И Ярополк без брани овладел Новгородом. Два года спустя, накопив силы; Владимир вернулся в Новгород с варяжской дружиной. Он отправил в Киев посадников Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». Может быть, Владимир вспомнил здесь рыцарский обычай своего отца, который всегда предупреждал врагов: «Иду на вы!» Но, видимо, была и другая серьезная причина: Владимир считал, что если он нападет на брата тайно и победит, то подданные не простят ему такого успеха и не будет он признан законным князем.

О стремлении Владимира к великокняжескому столу говорит и другой его поступок. Он должен был привести в Киев жену знатного княжеского рода. Так родилась идея сватовства к дочери полоцкого князя. Мы уже упомянули об оскорбительном ответе Рогнеды. Она не просто отказалась, но и добавила якобы: «Хочу за Ярополка». Будущий великий князь не стал терпеть обиду. По одной версии, он собрал много воинов-варягов, славян, чудь и кривичей, пошел на полоцкого князя Рогволода, напал на город, убил и самого князя, и его двух сыновей, а гордую Рогнеду ваял в жены, не спрашивая ее согласия. По другой версии, он послал в Полоцк Добрыню, который с помощью оружия исполнил роль княжеского свата.

Затем Владимир осадил Киев, но прямым штурмом взять его не сумел. И тогда на помощь ему пришли хитрость и предательство. Он посулами («честь большую получишь от меня») склонил на свою сторону воеводу Ярополка — Блуда. Тот пообещал убить Ярополка во время приступа, но потом отказался от этого замысла и прибег к вероломству. Он уговорил Ярополка бежать из Киева, сославшись на якобы готовившуюся измену горожан. А на новом месте, в городе Родне, Блуд убедил Ярополка пойти на мир с братом. Воевода отговаривал Ярополка и советовал ему бежать за помощью к печенегам, но тот не послушался. И вот, когда Ярополк с группой воинов вошел в терем Владимира, Блуд, пропустив его, затворил двери перед его свитой, и два варяга из окружения Владимира подняли Ярослава «мечами под пазуху».

Так свершилось братоубийство. И после не раз в истории Руси князья шли брат на брата, одерживали победы при помощи хитростей, предательства и обмана. Но этот случай, кажется, — первый, описанный в наших летописях.

Должно быть, в отместку за намерение Ярополка взять в жены Рогнеду Владимир сделал своей наложницей вдову князя — гречанку. Здесь уместно сказать о том, как древнейшая летопись характеризует отношение Владимира к женщинам. Как язычник, он мог иметь не одну жену. Были у него жены из разных земель, от которых он имел двенадцать сыновей и двух дочерей. Но кроме того, «наложниц было у него 300 в Вышгороде (княжеская резиденция под Киевом), 300 в Белгороде и 200 на Берестове (деревня под Киевом, где любили отдыхать князья)… Был он такой же женолюбец, как и Соломон». Но в отличие от мудроого Соломона, который «в конце концов погиб», Владимир «был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение» (то есть умер христианином). Летописец, должно быть, кое в чем преувеличил «вожделение» и «ненасытность» Владимира, желая для контраста подчеркнуть, что качества эти были присущи ему в языческий период его жизни и что, став христианином, он переродился.

Каким же политиком и полководцем был Владимир? Начал он с того, что постарался отделаться от наемной варяжской дружины, которой он был обязан своей победой, но которая смотрела на Киев как на завоеванный вражеский город и требовала с жителей выкуп. Владимир выбрал из нее «мужей добрых, умных и храбрых» и разослал их по городам, а остальных отправил на службу греческому царю, а того предупредил, чтобы он был с ними осторожнее, — как бы не натворили они зла.

С того времени у Владимира была своя, славянская дружина, о которой он особо заботился. Еще один акт совершил он, чтобы укрепить свой авторитет среди киевлян. В отличие от Ярополка, который был связан с греками и испытывал интерес к греческой вере, чем вызывал недовольство киевлян. Владимир заявил о своей решительной преданности испытанной греческой вере. Он поставил на холме «кумиры» — скульптурные изображения богов, которым все поклонялись, приносили жертвы после успешных походов. Уже со следующего после захвата Киева года Владимир начал победные выступления против поляков, вятичей, ятвягов, радимичей. Он присоединял к своим владениям новые земли либо укреплял княжескую власть на старых, накладывал дань. И позднее, уже приняв крещение Владимир не оставил воинских дел. В 992 году ходил он на хорватов и на обратном пути имел столкновение с печенегами.

Бывали и неудачи, от которых избавляли его либо счастливое либо мудрость его людей. Однажды должен был от сломивших его отряд и едва спасся, укрывшись под мостом. Летописец вряд ли сохранил бы эту не очень-то украшавшую князя подробность, если бы не одно обстоятельство: Владимир, прячась от печенегов, пообещал: если будет спасен – поставит на месте укрытия церковь во имя святого Преображения (дело происходило в день этого праздника). И действительно, церковь была воздвигнута и Владимир, собрав бояр, посадников, старейшин из всех городов и простых людей, устроил великое торжество на восемь дней и щедро одарил бедных. Означать все это могло только одно: его, Владимира, спасло Божье расположение, а значит, и стыдиться своего не воинского поступка не следует!

Главное деяние Владимира Святославича – христианизация Руси. Мировая история показывает, что смена религий происходит повсюду, где разгрозненные племена, говорящие на одном или разных языках, верящие каждое в своих богов, исполняющие свои обряды, в конце концов объединяются — добровольно или силой — в один народ и начинают жить в едином государстве, под одной властью. Здесь перекрещиваются многие причины и многие интересы.

Интерес власти: дробность веры и обрядов, многобожие и отсутствие стройной церковной организации мешают успешно управлять страной; единая религия и сильная церковь такому управлению способствуют. Интерес государственный: единая религия и церковь помогают разрушить племенную замкнутость и разъединенность, способствуют установлению тесных связей с другими народами и странами, вводят молодую страну в международное сообщество.

Интерес новой культуры: с приходом новой религии развивается просвещение — появляются новые книги, школы, литература, новое искусство. Наконец, интерес самой религии: вера в единого Бога, творящего мир и господствующего над миром, вера, которая основана на разработанной и записанной в книгах системе, со стройной историей, с целым комплексом нравственных венных понятий и норм поведения людей. Вера с продуманной и разработанной системой церковной службы и церковной организации — такая форма религии приходит на смену языческому многобожию как более совершенная, выражающая новый, более высокий этап духовного развития человечества, его переход на новую ступень цивилизации.

С точки зрения развития (для страны, государства, общества, культуры) значение смены религий исключительно велико. Но оно открывается по-настоящему только со временем, в будущем. А для народной массы, живущей настоящим, привыкшей к своей вере, к своим богам, к обычаям и обрядам, такая перемена – настоящая драма.

Почему Владимир остановил свой выбор на «греческой вере»? Объяснений же исторического порядка несколько. Самое простое: греческое православие уже пустило свои корни в Киеве; здесь стояли греческие церкви и были, пусть небольшие, христианские общины; бабка Владимира, княгиня Ольга стала христианкой – неужели она не старалась открыть малолетнему внуку красоту и силу новой религии? А главное – принятие христианства должно было закрепить давние связи Руси с Византией.

Мысль о принятии христианства укрепилась в сознании Владимира не сразу. К тому же нужен был внешний толчок, чтобы дать ей ход. И он последовал. По одной из версий, греческий император Василий оказался в большой опасности: патриций Варда Фока взбунтовался и овладел частью страны, дойдя до города Христополя, что на берегу Босфора. Царь Василий обратился за помощью к русскому князю. Владимир помочь был готов, но поставил со своей стороны условие: Василий должен выдать за него свою сестру Анну. Такой брак назывался династическим, он нужен был русскому князю для того, чтобы укрепить связи с Грецией и вообще повысить международный авторитет — свой и Киева. Браки такого рода потом войдут в обычай русских князей и царей, но это, вероятно, был первый случай. Оказалось, что греческая сторона выдать за него Анну согласна — но с одной оговоркой: Владимир должен принять христианство, византийская царевна не пойдет за язычника-многоженца.

Итак, договор состоялся. Русское войско морем и берегом пришло в Христополь, и объединенная армия разбила мятежника. Возможно, что сразу же по взаимному принятию условий или после успешного похода Владимир крестился в киевской церкви и с ним – его бояре. Однако греки не спешили выполнить свою часть договора — Анна оставалась в Константинополе. И когда прошел год, а дело не тронулось с места, Владимир предпринял шаг, которого от него вряд ли ждали: собрав сильную дружину, он двинулся на Корсунь (Херсонес), греческий город, что стоял на берегу моря (развалины его сохранились до наших дней на окраине Севастополя).

Русь издавна поддерживала отношения с Цветущими греческими колониями в этом районе. И вот теперь – неожиданно и необъяснимо – война, осада. Греки отчаянно сопротивлялись: русские насыпали землю под крепостные стены, готовя штурм, а осажденные с внутренней стороны подкапывали стены и забирали эту землю. Тогда по подсказке одного корсунянина-изменника Владимир велел найти и перерезать подземные трубы, по которым в город шла вода. Горожане изнемогли от жажды и сдались.

Согласно летописи, Владимир тут же послал в Константинополь сообщение о захвате Корсуни и пригрозил сделать то же самое со столицей Византии, если договор о браке не будет выполнен. «Придите с сестрою и тогда крестите меня». Анна очень не хотела замуж за русского князя, будто бы даже сказала: «Лучше бы мне здесь умереть». Но ее уговорили: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?» И так Анна простилась со всеми и, оплакивая свою участь, на корабле отправилась через море. Приехав же в Корсунь, она застала Владимира больным: он перестал видеть. И дала она ему совет: «Если хочешь избавиться от болезни этой, крестись поскорей». Епископ корсунский крестил Владимира и возложил руку на него, и князь тотчас же прозрел и сказал: «Теперь узнал я истинного Бога».

Вернувшись в Киев, Владимир начал повсеместно утверждать новую веру, порой даже «огнем и мечом». Тем не менее, православная церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала «равноапостольным». В сознание современников и потомков Владимир Святославич вошел как князь-воитель и зачинатель великого обновления Руси.

Глава 3. Владимир Мономах.

Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича княжил в Чернигове и Смоленске, в 1113 году был призван на киевский стол восставшими горожанами. Имя Мономах (что значит «единоборец») Владимир-князь получил по линии матери, которая была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

По традиции тех времен, князь большую часть жизни проводил в походах, деля все трудности со своей дружиной. Он стяжал себе славу мудрого, щедрого и справедливого правителя. Время его правления было отмечено сравнительным спокойствием и благополучием на Руси.

При Мономахе утвердились русские формы архитектуры, примером могут служить Георгиевская церковь Юрьева монастыря (1119), Николо — Дворищенский собор (1113) в Новгороде и др.

Великий князь много сделал для укрепления единства Руси: не только примирял удельных князей, постоянно споривших из-за власти, но и расширял старые и строил новые города, покровительствовал общерусскому летописанию, созданию первых русских житий, канонизации Бориса и Глеба — первых святых на Руси. Он разработал Устав, дополнивший «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Словесный портрет Мономаха, во многом совпадающий с изображениями в Кенигсбергской летописи, приводит историк

XVIII века В. Н. Татищев: «Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая: ростом не весьма высок, но крепкий телом и силен». При этом «был страшен и любим у всех окрестных и подвластных его». Мономах умер в преклонных летах, оставив потомкам знаменитое «Поучение», обращенное к его детям «или к иным, кто прочтет». Советы «Поучения» проникнуты высоким гуманизмом: он учит защищать слабого, помогать сиротам, убогим и вдовам, неустанно трудиться всю жизнь. Автор делится реальным жизненным опытом — отца, государственного деятеля, воина, страстного охотника, человека, глубоко воспринимающего красоту окружающего мира.

С именем Мономаха связана легенда конца XV—XVI о золотом венце, которым с той поры венчали на царство всех русских государей вплоть до конца ХVII столетия. Якобы, после успешного похода Владимира на греческие земли византийский император Константин послал ему знаки самодержавия, царской власти и в том числе венец с собственной головы – с тех пор венец, стал называться шапкой Мономаха (в настоящее время хранится в Оружейной палате в Московском Кремле). Скорее всего, венец этот был изготовлен восточными мастерами в XIII-XIV веках, а легенда, возникшая позднее, должна была служить подтверждением теории происхождения власти московских правителей от князей Киевских, а через них — от византийских императоров.

Заключение.

В войнах Древнерусского государства развивались стратегия и тактика, организация вооруженных сил. Русское войско выделялось своей сплоченностью и моральной стойкостью. Помимо княжеских дружин, составлявших ядро русской рати, большое значение имели городские ополчения. Многое решал личный пример князей в бою. Именно за счет этого русская рать неоднократно одерживала победы над превосходящими силами противника.

Стратегия русских ратей под командованием Святослава и Владимира Мономаха характеризуется стремлением бить врага на его территории. Оборонительные по своему характеру войны велись в форме стратегического наступления. Кроме того войны использовались и как средство для решения внешнеполитических вопросов. Показателен пример Владимира Святославича, связанный с крещением и династическим союзом с Византией.

Историки судят о воителях по-разному. Согласно суровой оценке выдающегося историка С.М. Соловьева, Святослав со своей отборной дружиной покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли.

А вот мнение Б.А. Рыбакова: «…результаты похода были совершенно исключительны: огромная Хазарская империя была разгромлена и исчезла с политической карты Европы… Действия Святослава за Дунаем и за Балканами были проявлением солидарности с народом Болгарии, которому Святослав помогал отстаивать… политическую самостоятельность от посягательств Византии».

Литература.

· История России с древнейших времен до конца XVIII века / отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: Издательство АСТ, 1997.

· Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988.

· Ключевский В.О. О русской истории / под. ред. В.И. Буганова. М.: Просвещение, 1993.

· Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Санкт-Петербург: Издательство «Азбука», 1999.

· Разин Е.А. История военного искусства. Т.2. Санкт-Петербург: Издательство «Омега – Полигон», 1994.

www.ronl.ru

Доклад - Педагогика Древней Руси

Введение:

В данной работе рассмотрен вопрос зарождения и развития педагогических идей в Древней Руси.

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 988 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезок можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский, внутри последнего достаточно четко выделяются киевский (X—XIII вв.) и московский (XIV—XVII вв.) периоды, разделенные нашествием монгольского хана Батыя в 1237—1243 гг.

От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В летописных источниках той эпохи конкретной информации о школах и обучении практически нет, как и в более или менее официальных документах. Даже в достаточно позднем документальном источнике — постановлении Стоглавого Собора (1551) выражалась только озабоченность плохим состоянием школьного обучения.

В связи с этим важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности эпохи. Важным событием для исследователей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения.

Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники — церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и т.п.

1.Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси

В первом тысячелетии исторического существования отечества можно выделить два периода: древний — до Петра и новый — от Петра до 60-х гг. XIX в. Первый период, в свою очередь, подразделяется еще на три периода: 1) предшествующий монгольскому порабощению, с преобладанием византийского влияния; 2) монгольского владычества; 3) преобладающего влияния южнорусской учености и господства схоластики.

Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет. Во второй половине I тысячелетия н. э. завершилось расселение славян и их разделение на три группы: западную, восточную и южную. За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа. Воспитание детей происходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с целью подготовки к жизни и труду.

Труд составлял основу жизни славян, лишь упорным трудом народ мог обеспечить свое существование, поэтому детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.

Особое значение имела забота о здоровье и физическом развитии детей. Важнейшими средствами физического воспитания были закаливание, подвижные игры и физический труд. Исторические предания, легенды и былины воспевали подвиги богатырей, защищавших русскую землю от завоевателей, воспитывали гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание. Образы былинных героев воспринимались как нравственный идеал. В их подвигах подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека, черпало веру в силу народа, в торжество справедливости.

Особое место занимали на Руси праздники. Составной частью многих русских народных праздников были игры, представляющие сокровищницу народной культуры и педагогики. Неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян является устное народное творчество, в котором мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках. Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, предания на протяжении веков являлись важнейшими средствами воспитания подрастающих поколений. Через первые поэтические произведения (колыбельные песни, песенки-потешки и частушки), являющиеся средствами развития речи, эмоциональной сферы ребенка, эстетических чувств, познается родная речь. Глубокий нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.

Когда ребенок подрастал, он усваивал первые нравственные заповеди детства: о почитании старших, главенствующей роли отца, повиновение которому было беспрекословным, об уважении к матери, об обязанности беречь достоинство, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям. Детей в русских семьях воспитывали в любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям рекомендовалось заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, учить «благочинию», а также ремеслу и рукоделию.[4]

2.Влияние Христианской веры на развитее педагогических традиций

Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси 988 г.). Она внесла новые, животворные начала в русское воспитание, определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни. Религиозный дух господствует и в сочинениях духовного содержания, и во взглядах наставников и государственных людей.

Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и сильно содействовал распространению их перепискою, и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования.

Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе неизвестного звания, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и успехи в учении всякому ученику обеспечивали дальнейшую служебную карьеру.

Сами монастыри, при которых устраивались школы, в Древней Руси вовсе не чуждались жизни, не впадали в аскетизм и не ограничивали своей педагогической деятельности тесным кружком специалистов-учителей, но охотно наставляли всех приходивших — вере, благочестию, добрым делам и обучали грамоте. Так велось и в мужских, и в женских монастырях. Летописи сохранили имена многих русских женщин, которые потрудились для обучения девиц ремеслам, пению, рукоделиям, чтению и списыванию книг. К таким личностям принадлежат, например: инокиня Анна Всеволодовна, дочь Великого Князя Всеволода Ярославовича; святая Ефросиния Полоцкая, дочь Князя Ростислава Всеславича и другие.

Кроме того, с самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались на церковный счет сироты и дети бедных родителей. Они получали в этих приютах содержание, христианское воспитание и «книжное обучение». Таким образом, церковь для русского народа являлась источником умственного света и добра. Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Духовенство, естественно, имело в народе высокий нравственный авторитет.

Внутреннее устройство древнерусской школы вначале совершенно соответствовало византийским образцам, так как первые представители православной церкви и первые же наши учителя были, по преимуществу, греки. При дальнейшем развитии школы, в ней, кроме грамоты, преподавались разные учебные предметы, составляющие круг тогдашней византийской учености. И такие училища уже в первые века христианства на Руси существовали не только в Киеве и Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Галиче, вообще в городах юго-западной и северо-западной Руси.

Дисциплина в древнерусской школе во весь период, предшествующий схоластике, была разумная и кроткая. Из наставления митрополита Михаила учителям видно, что им предписывалось основательно и стройно «учить детей книжному разуму, воспитывать же — в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и любви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, а снисходительно и кротко», чтобы в детскую душу не западали страх и уныние.

Из учебных предметов псалтырь, церковное пение и письмо с древних времен были наиболее распространены в школе и привлекали особое внимание учителей. Псалтырь в старину была первой настольной книгой для всякого грамотного человека, и простолюдина, и князя. Книга эта, полная религиозного вдохновения и поэзии, имела в старину у нас, как и на западе, глубоко воспитательное и образовательное значение. Пение в старину употреблялось не только в церкви, но и в собраниях, на княжеских и боярских пирах и служило удовлетворением живой общественной потребности, присущей всем людям, не стесняемым в своем естественном духовном развитии. Поэтому и школа была внимательна к этой потребности.

Письмо составляло единственное в то время средство распространения книг святого писания, нравственных поучений и светских сочинений. Понятно, что письму деятельно обучались в школе, а еще деятельнее предавались в монастырях, в княжеских и боярских теремах.

К тому же само писание уставом и полууставом, со всеми ударениями, титлами, строчными и надстрочными знаками, прямо, правильно и отчетливо, составляло занятие гораздо более сложное, нежели теперешнее письмо; оно имело характер скорее черчения или рисования, нежели письма.

Положение учителя в старину на Руси обусловливалось тем взглядом, который народ имел на церковь, школу и духовенство, и тем авторитетом, которым эти учреждения и это сословие, естественно, пользовались в обществе. В тех официальных документах, в которых законодательная или административная власти стараются выяснять отношение народа к церкви, школе и учителям, везде заметно старание поддержать и усилить нравственное влияние последних. Они и называются соответственными, характерными названиями: книжниками, уставодержателями, учительными людьми.

Очевидно, что в то время учитель в своей общине был не то, что мастеровой грамотник, ремесленник-специалист по части обучения, а близкий народу, человек, влиятельное лицо, наставник.

В числе учебных пособий того времени следует назвать, кроме псалтыря, еще и те книги, которые были наиболее распространены в школе и у состоятельных светских людей. Все это больше книги переводные — с греческого, болгарского, сербского, — оригинальных было мало. Сюда относятся патерики, т. е. собрания жизнеописаний разных святых — египетских, иерусалимских, греческих, печерских, — в которых интересно сочетались вымысел и описание реальной жизни, хроники, т. е. летописи; изборники или сборники весьма разнообразного содержания литературно-научного и нравственно-поучительного; повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям, т. е. записки о различных достопримечательностях иерусалимских, царьградских и других святынь; пчелы — сборники множества разнохарактерных отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники — род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний. Этот запас чтения унаследован русской школой от византийского просвещения. Византийское же влияние господствует в нашем просвещении все первые пять столетий по принятию христианства.

На Руси ценились и такие виды литературных произведений как летописи; апокрифы — переводы канонических изданий с толкованием, например, о мудрости царя Соломона; проповеди священников, например, проповеди Луки Жидяты — Новгородского епископа «Не ссорь других, а примиряй», «Не копай яму другому, Бог тебя туда и бросит»; поучения — наказы молодежи, первый такой педагогический памятник — «Поучение» Владимира Мономаха.[2]

3.Развитие педагогических традиций. Основные деятели педагогики Древней Руси

863 г. — братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами.

Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем (ум. 1015) была открыта первая школа «учения книжного». Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования, прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.

Однако определенные результаты не заставили себя ждать: к середине XI в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди: великий князь Киевский Ярослав Мудрый (ок. 978—1054), его дети, окружение. Сын Ярослава, Всеволод, как отмечал Владимир Мономах в своем «Поучении», изучил пять иностранных языков. Была грамотна и Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции. Известны документы, подписанные ею: «Анна рыта» (Анна королева), в то же время ее супруг Генрих I ставил лишь крестик.

Занимаясь распространением просвещения, Ярослав Мудрый создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского. Во время своего правления (1019—1054) Ярослав Мудрый открывал школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо прежде всего священникам — распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. [3]

Владимир Мономах (1053 — 1125) — внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, выдающийся государственный деятель и писатель Древней Руси, человек светский. В своей деятельности опирался на личный опыт и на просвещенных книжников. Его воспитательные взгляды четко выражены в «Поучении». Он выделяет три идеи: отношения к Богу, отношения между властью и ее подданными, отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми. Одним из главных средств воспитания детей Мономах считал образование: «Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь». Он уделял большое внимание развитию у детей инициативы и самодеятельности, приучению их к преодолению различных трудностей. По убеждению князя, земной мир — мир сложной действительности, где успех жизни зависит от настойчивости и работоспособности, которые формируются под влиянием воспитания. Труд он ставит в обязанность всякому человеку, где бы он ни находился. Дети должны все сами делать для себя и не затруднять других: рано просыпаться, помогать в доме, в боевом походе не снимать оружия, быть бдительными. Он предостерегает от лжи и блуда: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело»; от лени: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они: ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию»

Мономах считал, что успех воспитания зависит не от отдельных наставлений,- а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения, а потому необходимо вырабатывать у детей прилежание и учтивость. Идея защиты отечества явилась основой для разработки Мономахом стройной системы военно-физического воспитания, основу которого составляют тренировки и охота, обеспечивающие развитие таких волевых и нравственных качеств человека, как сила, выносливость, быстрота, подвижность, смелость, отвага и храбрость. Для проявления этих качеств необходимы соответствующие условия. Мономах призывал следовать христианской морали и помнить, что «не пост, не уединение, не монашество спасет вас», а лишь добрые дела. [2]

Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой бой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314—1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.

В этот период именно в среде монахов постепенно укреплялось отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Интерес к этическо-нравственным проблемам все менее места оставлял для рассмотрения общефилософских вопросов и дидактических задач. Если в западноевропейских университетах, открывавшихся в это время, обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, методами рационального доказательства, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков». На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке — следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.

В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения.[3]

Татарское нашествие уничтожило материальное довольство русского народа, истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей. В поучениях Владимирского епископа Серапиона, современника нашествия татар, рисуется ужасная картина разрушения на Руси: уничтожены города, села поросли кустарником, кровь русская обильно напоила землю, храбрые в ужасе бежали, люди отведены в рабство, земля и труд сделались достоянием иноплеменников, а «мы сами, — говорит проповедник, — сделались предметом поношения для соседних земель и посмешищем для врагов наших». Татарское иго имело самое, печальное влияние на русскую жизнь вообще и на просвещение в частности.

В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и надежду на спасение. Число училищ до такой степени уменьшилось, что с XIV в. летописцы совершенно не упоминают о них.

Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр. В XV в. — если бы и захотелось кому выучиться грамоте, осуществить это желание было бы негде, за недостатком училищ. Приходилось почти безграмотных людей ставить в священники.

Вся Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей, Литвой и Ливонией — от образованной Европы, все больше и больше усваивала черты азиатских нравов. Одно только в русской жизни этого периода представляет явление утешительное и многообещающее. В борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась новым средоточием политической силы.

С XV в. начинаются в северо-восточной Руси решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя. Новгородский епископ Геннадий усердно хлопочет об учреждении, повсюду хотя бы начальных училищ, в которых можно было бы обучить людей чтению Псалтыри и Апостола, чтобы из таких людей можно было, наконец, ставить грамотных священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания. Максим Грек (1480—1556) усердно исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить нравы духовенства. Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.

Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений российского православного общества, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», — таково полное название этого уникального труда, вобравшего в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранившего немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества. С первых строк «Домострой» заставляет размышлять о дне минувшем и сегодняшнем, анализировать, делать выводы. В первом поучении «Наставление отца сыну» указывается, что основная роль в русской семье отведена мужчине, надежному, работящему, ответственному.

Проблемы морали и нравственности русской православной семьи — лишь один из аспектов, затронутых в «Домострое». Всего же в книге наставлений, советов, поучений — 64. Большая часть из них содержит рекомендации по ведению хозяйства, регламентирует отношение к православной церкви, ее служителям, Богу. Вечные истины «Домостроя» способствуют утверждению в обществе согласия и миролюбия, осознанию необходимости трудиться, заботиться о близких, родных, слабых. Пока северо-восточная Русь томилась под татарским игом, постепенно крепла в борьбе с татарами и готовила окончательное свержение ига, юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила ее в образованности. В связи с близостью к Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда и научное образование, и европейские обычаи и понятия. Однако в образовании со времени присоединения Литовского Княжества к Польше (1569) начало решительно проявляться польское влияние — в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия — католицизму. Для этой цели были введены религиозная уния (1596), католическая пропаганда и иезуитское воспитание. Усилия одиночных, хотя и энергичных поборников русской национальности и православия — каковы, например, князь Андрей Курбский со своими соратниками князем Оболенским и бежавшим из Соловецкого монастыря Троицким игуменом Артемием, князь Константин Острожский — конечно, не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства — общественные.

Они нашлись в церковных братствах: Львовском, Киевском, Луцком, Могилевском, Оршанском, Брестском и др. До этого времени эти братства существовали отчасти с филантропическими целями, помогать бедным и больным прихожанам, отчасти с целями обеспечения приходу начального образования и подготовки сведущих и образованных священников и дьяконов.

Теперь же эти братства стали заводить училища (братские школы) по образцу иезуитских коллегиумов и в них стали давать такое значительное и многостороннее знание, с помощью которого можно было бы подготовить надежных противников враждебной православию религии, побороться с врагами их же оружием — просвещением, красноречием и диалектикой. В курсы этих училищ вошли языки: греческий, славянский и польский, грамматика, риторика, пиитика, диалектика, нравственное богословие и др. предметы. Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в 1580 г. При нем же была и типография, в которой в 1580—1581 гг. напечатана первая полная славянская Библия. По образцу Острожского училища стали открываться подобные же училища и при других братствах.

Из всех южнорусских высших училищ особенно прославилось то, которое под именем «Школы эллино-славянского и латино-польского письма» было в 1589 г. учреждено братством при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Петр Могила. В 1631 г. стараниями и пожертвованиями митрополита школа получила совершенно такое же устройство как высшая иезуитская коллегия и стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 г. — просто Киевской академией.[2]

В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учебники — азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается. Иван Федоров (ок. 1510—1583). В 1574 г. во Львове и в 1580—1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к «Букварю» (1574) Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия — «Обращение к детям и родителям» — говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением, большая часть «училищ» находилась при приходских церквях.

Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть «церковный угол», и зачастую невозможно было различить, где кончается одно и начинается другое.

Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII в. государственных школ грамоты в России не было. Повышенный уровень образования был нужен только тем, кому предстояло занять место на государственной службе или в церковной иерархии. Однако людей для государственной службы требовалось в то время немного, чаще всего на нее приглашали иностранцев (медиков, переводчиков, архитекторов и т.п.). Есть сведения о том, что некоторые из русских обучались за границей, в частности есть предположение, что в Краковском университете обучался Иван Федоров. Однако выезды за границу не одобрялись ни церковью, ни государством, к овладению европейскими языками и науками традиционно относились с предубеждением, к тому же православная вера и незнание латыни препятствовали обучению в Европе.

В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Конечно, акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно-религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании. Среди всех монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Ан-дрониковский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и некоторые другие, поддерживавшие и развивавшие книжные традиции. По принятым и сохранившимся на Руси византийским правилам монахи были обязаны часть времени, свободного от церковной службы, уделять чтению и переписке книг.

Среди белого духовенства совершенно неграмотных людей, скорее всего, не было, так как иначе они не могли бы выполнять свои обязанности. Вместе с тем существует также мнение о низком уровне грамотности среди священников в этот период. Так, в конце XV в. на это указывал новгородский архиепископ Геннадий, отмечавший, что многие священники не способны правильно читать богослужебные книги, занимать церковные должности, а также не в состоянии бороться с богословски образованными вольнодумцами. Эти факты заставили задуматься о подготовке более образованных священнослужителей. Так Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает:

по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадежных священников и дьяконов, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение: читать, писать, знать церковное пение и получать правильное воспитание.

завести грамотных писцов, дурные списки книг отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.

Последняя мера, разумеется, не могла осуществляться за недостатком грамотных писцов и справщиков; но делу помогло учреждение (в 1553 г.) первого печатного двора, т. е. типографии в Москве, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария. В XVI в., в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские и городские волнения, разруха фактически приостановили экономическое и культурно-образовательное развитие страны.

Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения. Нужда государства в большем количестве людей, обладающих широким кругозором, различными специальными знаниями, могла быть удовлетворена только через овладение западной культурой и наукой. Понятно, что в связи с этим должно было измениться и отношение к получению повышенного образования.

В целом в XVII в. в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях.

Однако у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, прежде всего обучать иностранным языкам. Государь и его Дума начали устанавливать дипломатические отношения с европейскими странами, принимали иностранные посольства. В боярских семьях появились учителя — иностранцы, помогавшие в овладении западной образованностью. Эта тенденция поддерживалась и царской семьей.

Еще недавно царевич Алексей, будучи наследником престола, получил воспитание и обучение в духе сложившихся традиций: прошел полный курс положенного церковно-бого-служебного образования. На 6-м году жизни его посадили за букварь с подстрочными душеспасительными изречениями, через год он перешел к чтению Часослова, еще через год — к Псалтыри, затем начал учиться писать. На 9-м году стал разучивать церковное пение и в 10 лет окончил положенный общераспространенный курс, изучив и накрепко усвоив порядок церковного богослужения. В результате царя Алексея Михайловича можно было назвать типичным русским образованным человеком, за начитанность его даже прозвали «философом».[3]

В конце XVII — начале XVIII веков петровские реформы свернули русскую школу с самобытного пути развития. Попытка реформировать государственное устройство, придав ему вид хорошо отлаженного «механизма», определяющего все стороны жизни человека, в том числе и духовно-нравственную (церковь

Петр I также попытался превратить в один из государственных аппаратов), объяснялась, прежде всего, стремлением «догнать» Западные страны.

Экономические достижения, развитие наук и искусств, а также сильная армия и государство — все это являлось притягательным примером для подражания.

Реформы, затронув все стороны жизни государства и общества, не могли не коснуться и системы образования. Петру I требовались профессионально подготовленные специалисты для различных областей государственной, военной и промышленно-торговой деятельности. Созданные по его инициативе многообразные учебные заведения отличались друг от друга прежде всего по содержанию образования. Сами названия школ указывают на это различие: архиерейские, адмиралтейские, артиллерийские, гарнизонные, горнозаводские, медицинские, переводческие, типографские, цифирные и т.п.

Необходимо отметить, что само слово «школа» становится широко употребляемым именно в это время, потеснив слово «училище», которым назывались учебные заведения на Руси до эпохи петровских преобразований. Петру I не удалось создать сколько-нибудь стройную систему светского образования. Отдельные академии, школы, училища зачастую создавались под конкретную личность того или иного деятеля образования. Соответственно, взгляды на цели, содержание и организационные формы образования были далеко не одинаковы. Проекты организации образования в России И.Т. Посошкова, Ф. Салтыкова, Ф.

Прокоповича отличались друг от друга так же, как и учебные заведения, созданные Л.Ф. Магницким, В.Н. Татищевым, пастором Э. Глюком.

Идеи западного Просвещения не были востребованы Петром I в полном объеме и глубине. Общегуманистический идеал человека, «общечеловеческая» культура, привносимая иностранным влиянием, сталкивались в России, с одной стороны, с потребностью в «новых людишках государевых», имеющих светское образование, и с другой — с абсолютной императорской властью. Поэтому не удивительно, что Петр I «просвещенных» людей готовил «железную рукою». Он издает целый ряд высочайших указов, по которым за нарушение школьного режима предусматривались суровые наказания, как для «недорослей» — учеников, так и для их батюшек. Ученику за побег из школы грозила смертная казнь, а родителям за ходатайство об отсрочке обучения своего любимого чада

— ссылка. [5]

Вывод:

По результатам выполненной работы можно сделать вывод, что путь развития педагогики в Древней Руси очень сложен и долог. Так же можно выделить ряд факторов наиболее повлиявших на прогресс и развитие педагогики в Древней Руси.

Одними из первых значимых факторов стало создание первого славянского алфавита. Так же в последствии огромное значение на развитие педагогии оказало принятие православия. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой бой крупнейшие центры образования того времени. Так же в разной степени оказывали влияния различные деятели того времени. Следует отметить тот фактор, что нашествие монгольского ига надолго затормозило и приостановило развитие педагогики.

Органическое единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. Одновременное сосуществование православной педагогики, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры и народной педагогики, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль и было призвано способствовать изучению религиозных текстов. Внешкольная система обучения. Начиная с XVII века — проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.

В ХХ веке в русле методологии историзма просвещение в Древней Руси получает достаточно высокую оценку. Признание его непреходящего значения для отечественной культуры базируется на идее типа культурного развития России, формирующегося под влиянием Православной Церкви. Осознание характера книжной культуры, учености и организации школьного дела в контексте исторической жизни России имеет непреходящее значение. Оценка достоинств и недостатков отечественных школьных традиций имеет не только теоретический, но также практический смысл, если мы способны выделить в них различные компоненты, и, прослеживая их генезис, различить относительную ценность, обусловленную историческими обстоятельствами, и ценность непреходящую, укорененную в самом существе культурного бытия России, связанного с православной Церковью.

Список литературы

1.Джуринсий А.Н. История педагогики. – М.: Владос,1999.- 432с.

2.История педагогики и образования. Под ред. Васильевой З.И.–М.: Академия,2008.- 432с.

3.История педагогики и образования. Под ред. Пискунова А.И.–М.: ТЦ Сфера,2005.- 512с.

4.Константинов Н.А. История педагогики. — М.: Просвещение,1982.-447с.

5.Латышина Д.И. История педагогики.- М.: Форум,1998.- 584с.

www.ronl.ru

доклад для урока истории — традиции, быт и фольклор русского народа с IX по XIII век

Прежде чем начать доклад, определимся с понятием «культурное наследие». Культура — это определённый образ жизни, её уклад. Представители разных народов имеют уникальный язык, носят характерную для них одежду, по-разному возводят здания, обустраивают жильё. Они поклоняются своим божествам, отмечают присущие лишь им праздники, восхваляют своих героев в песнях и сказаниях. Все эти элементы составляют культуру каждого народа и передаются из поколения в поколение в виде духовного и материального достояния.

В древней Руси культурное наследие накапливалось веками на основе языческих традиций и под влиянием соседних государств.

Истоки

Становление древнерусской культуры произошло вместе с объединением племён и образованием Российского государства в IX веке. Первоначально быт древних славян был связан с земледелием, скотоводством и обожествлением «Матушки-природы». Наши предки чтили языческих идолов. Они поклонялись богу солнца Ярило, покровителю поэзии Велесу, богу грома Перуну, «прародителю славян» Дажьбогу.

Брачный обряд.

Языческий свадебный обряд.

Князь Владимир Святославович (в народе — Владимир Красное солнышко) изменил ход истории. В 988 году был совершён обряд крещения Руси. Тысячи русичей были вынуждены принять христианскую религию по воле правителя.

Влияние Византии

Первым русским митрополитом (главой церкви) стал наместник из Константинополя Михаил. Приобщение к византийской культуре способствовало коренным изменениям в привычном жизненном укладе народа:

  • открытию школ при монастырях и церквях;
  • формированию азбуки;
  • развитию письменности;
  • зарождению древнерусской литературы;
  • возведению каменных строений — крепостей, храмов, княжеских усадеб.

Кириллица была создана стараниями монахов из Константинополя — Кирилла и Мефодия. Они составили новый алфавит на основе древнерусских обозначений слов.

Письменность, грамотность, образование

В Киевской Руси писали на берестяных грамотах. Для выдавливания букв использовалось так называемое писало. Оно изготавливалось из кости, металла или дерева.

Судя по археологическим находкам в Новгороде, на бересте умели писать и зажиточные, и бедные горожане. Этот факт говорит о высоком уровне грамотности древнерусского населения. Способом выдавливания на бересте из поколения в поколение передавалась важная информация:

  • содержание торговых сделок;
  • письма с мест военных действий;
  • отчёты по ведению хозяйства;
  • приглашения на свадьбы, поминки;
  • донесения;
  • забавные стихи и загадки.
Надпись на бересте.

Берестяная грамота — запись на коре берёзы, памятник письменности Древней Руси XI—XV вв.

С развитием письменности на Руси появляются летописи. Первые из них, дошедшие до наших дней, упоминают о разгроме Хазарского каганата и гибели его кочевого народа под натиском российского войска, об освоении новых земель, о заслугах князей.

Архитектура и градостроительство

Первым каменным храмом древней Руси стал 13-главый Софийский собор в городе Киеве. Этот памятник архитектуры сохранился до наших дней. Над его строительством работали византийские архитекторы. Здание возводилось во время правления Ярослава Мудрого по образцу собора в Константинополе.

После этого в XI — XII веках и тут и там в княжествах появлялись церкви и церквушки с золотыми куполами. Например, Софийский собор в Новгороде — уменьшенная, и менее роскошная копия киевского храма. Над его возведением трудились только русские мастера, без участия византийских зодчих.

Собор Святой Софии.

Новгородский Софийский собор — выдающийся памятников древнерусского зодчества.

Народное творчество

Первоначальные формы фольклора русского народа были связаны с языческим культом. Песни во славу урожая сменились былинным эпосом. В таких устных произведениях прославлялись русские богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец.

Былины — народное творчество, созданное по мотивам реальных событий. Так, прообразом Добрыни Никитича считается воевода Добрыня, дядя великого князя Владимира Красное Солнышко.

Герои русских былин.

Герои русских былин на картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Христианские убеждения, обмен опытом с чужеземными ремесленниками, торговцами, монахами и послами русичей привели в Киевской Руси к расцвету в области просвещения, развитию письменности, основанию и застройке новых городов и княжеств со златоглавыми храмами. Однако в конце 1230-х годов духовным и материальным ценностям древнерусского народа был нанесен большой урон. Тогда огромные полчища монголо-татар достигли границ Киевской Руси. С их нашествия в её истории началась эпоха золотой орды — трёхсотлетний период владычества восточной деспотии, разорения и угнетения русского народа, упадка его экономики и культуры.

www.doklad-plus.ru

Доклад - Культура Древней Руси

 

Культура Древней Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней «две культуры» — культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых — по той простой причине, что классы в древнерусский пе-

 

 

Глава 2. Киевская Русь в IX—начале XIII в. 57

риод нашей истории еще не сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем ласте-народной культуры — былинах — мы знаем больше. Ряд современный .IX историков и филологов считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины как на явление фольклорей, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронические пласты. Но нет никаких оснований относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи Киевской Руси. Как установлено в последнее время (И. Я. Фроянов, Ю. И. Юдин), былины достаточной адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси — Илья Муромец, ДоПрмня Никитич, Алеша Попович и др.

Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населении подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др. Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период, — о том, что писменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется и под воздействием внутренних факторов — процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным нормам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интиграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одного из орудий межобщинных отношений. Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского культурного языка. Присущие древнерусскому обществу общинность. И демократизм были мощными инструментами влияния народной стахи па литературный язык. Древнерусский литературный язык весь пронизом разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была «Повесть временных лет», в «Молении» Даниила Заточника и многих других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине древнерусской письменности — «Слове о полку Игореве», посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVIII в. (А. А. Зимин) в Киевской Руси высокого уровня достигла и «поэзия в камне» — архитектура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных славян — ведь оно было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились

 

История России с древнейших времен до наших дней 58

 

о храмах славян Центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы и названную так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. В Киеве же был возведен Софийский собор — замечательный памятник зодчества и изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развивали византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич — плинфа секреты состава раствора передавались из поколения в поколение. Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала артель мастера Петра, воздвигнувшая соборы в Антониевском и в Юрьевском монастырях. Ему также приписывается создание церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок — в Боголюбове, а неподалеку — шедевр — церковь Покрова на Нерли. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястр, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие, и нарядные одновременно. В конце XII—начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

В настоящее время благодаря достижениям археологии мы многое можем сказать не только о культовой архитектуре и теремах, но и об оборонном зодчестве, а также о жилищах рядового населения. В прошлое ушло утверждение о том, что в Древней Руси имелась существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Основным типом славянского жилища была усадьба, основой которой был бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный.

В Древней Руси получила распространение и живопись — прежде всего фресковая роспись по сырой штукатурке. Замечательный памятник фресковой живописи — Софийский собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т. д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики — изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из наибо-

 

Глава 2. Киевская Русь в IХ-начале XIII в. 59

 

лее известных —изображение Дмитрия Солунского. Получила распространение в Древней Руси и икона — изображение святых, почитаемых церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранив памятник иконописи — икона Владимирской Богоматери. Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет название. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость глубину выраженных в ней чувств. Это народное поэтическое Начало получает во владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитии. Оно видно уже в древнейшем из дошедших памятников станковой живописи этой земли — в оглавном «Деисусе», выполненном, вероятно, в конце XII столетия («Деисус» означает «моление»). На иконе христос представлен между двумя ангелами, слегка склонившими к нему голову. К этой же земле относится и великолепная икона «Оранта».

Русские «златокузнецы», используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, — изготовляли разнообразные украшения серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты и т. д.

Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.

Высокая и своеобразная культура стала одним из факторов формирования древнерусской народности — основы дальнейшего возникновения великорусской, украинской и белорусской народностей. Как показал В. В. Мавродин, древнерусская народность имела и другие атрибуты такого рода общности: территорию обитания, язык, единство экономической и политической жизни.

Эта народность, вовлекая в ареал своей жизнедеятельности различные этносы, устанавливая оживленные контакты с соседними государственными образованиями, создала своеобразную древнерусскую цивилизацию. Расхожая ныне мысль о том, что русская цивилизация была на «стыке» западной и восточной цивилизаций, нуждается в существенной поправке, ибо волей-неволей придает нашей цивилизации определенную иную эклектичность.

Древнерусская цивилизация как вариант российской цивилизации была конечно же обращена не к Западу, а к Востоку, но это обращение не свелелось к простому заимствованию. С самого начала это была особая своеобразная цивилизация, в созидании которой наряду с главной силой — славянами — сыграли свою роль балты и финно-угры, тюрки и иранцы, и даже генетическая память о скифах, сарматах и древнегреческих городах-государствах, когда-то существовавших на этой территории.

 

www.ronl.ru

Сообщение о древней руси 4 класс

Во времена древней Руси люди вели здоровый образ жизни. Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями, подвиги которых не перестают изумлять наше поколение. С древних пор русов (росов) описывали как “Народ этот (росы) могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое ”. Русских дружин боялись всюду от Византии, до кочевых племен Востока (хазар) . Даже не вникая в подробности можно понять. Что для того чтобы выжить в то время человек должен был быть воином и защищать свою семью. Давайте рассмотрим вооружение кого было в ходу в древней Руси. Прежде всего это кольчуга из плетеных колец, обычно на неё поверх одевались металлические пластины дающие дополнительную защиту наиболее важным органам. Также еще был деревянный и железный щит, На ноги одевались поножи, а в руках была либо палица, либо меч. В общем, если подытожить, воин выходил на бой неся на себе более 30 килограмм вооружения. Если еще и учесть, что древние битвы порой длились сутками, то надо представить какой неимоверной силой должны были обладать древнерусские воины, при этом для того что бы выжить воину приходилось не только мечом махать, а так же уворачиваться, приседать и многое другое. Другой вопрос, что воином с малых лет приучали к таким крупным физическим нагрузкам. Обычно детей просто отдавали в дружины, но таких случаев мало, поэтому в дружины приходили подростки, которым обычно исполнилось 18 лет, обычно это были средние или младшие сыновья не получившие отцовского наследства. В дружине, они целый день занимались, что чистили оружие и можно так сказать тренировались, обычно это были тренировки с оружием и при полном облачении. Более строго с обучением стояло в княжеских дружинах. В которые со времен Владимира Святославича стали привлекаться люди из народ в противовес наемникам. Но обычно подростки приходили в дружины уже значительно подготовленными. Ловкость у них развивалась в детских подвижных играх со сверстниками, меткость- охотой, а драться они учились во время многочисленных празднеств (таких как масленица) , когда после сжигания чучел и пуска колес обычно дело были, как бы потешная игра “стенка на стенка” (обычно это было село на село) , где каждый подросток мог бы получить основы кулачного боя. Уже в дальнейшем кулачные бои стали как бы синонимом дуэли, когда обиженный мог вызвать обидчика на бой “при в сем честном народе” – яркий пример. Такой дуэли описывается в “песне о купце Калашникове”. В дружине примером для всех был князь. Который сам водил свою дружины в бой. Ярким примеров такого подвига является князь Дмитрий Донской и Куликовская битва, в которой князь переодевшись в снаряжение простого воинам сражался в первых рядах.

Оцени ответ

napyaterku.com


Смотрите также