Солнечный камень древних ацтеков. Загадочная культура ацтеков – значение солнечного камня
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аномалия - электронная библиотека. Солнечный камень древних ацтеков


Пять тайн цивилизации ацтеков

17 декабря 1790 года был найден Камень Солнца ацтеков — один из старейших памятников ацтекской культуры конца XV века.

Монумент имеет 3,60 метра в диаметре и толщину 1,22 метра и весит 24 тонны. До сих пор нет единой версии о его предназначении. Мы решили рассказать о пяти тайнах ацтеков — цивилизации с богатой мифологией и культурным наследием.

Камень Солнца

Камень Солнца еще называют ацтекским календарем, хотя такое название, по мнению многих исследователей, ошибочно. Этот базальтовый монолит был найден 17 декабря 1790 года на центральной площади Сокало в Мехико, когда испанский вице-король приказал замостить улицы города и построить систему сточных канав. Считается, что на диске в символической форме изображены ацтекские представления о происхождении Вселенной и понятия о времени. По воззрениям ацтеков, человечество пережило четыре солнца (эры).

В настоящее время мы живем в пятой эре, которую боги сотворили в 986 году. Она станет последней и будет разрушена землетрясением. Бог Тонатиу — верховное солнце нашей эры, ему следует регулярно приносить человеческие жертвы, чтобы сохранить непрерывность движения солнца и не допустить гибели мира. Божество изображено на центральном диске с языком в виде кремниевого ножа.

В каждой руке он держит человеческое сердце. Тонатиу окружают четыре квадрата — символы четырех погибших эр. Первая эра погибла из-за ягуаров, появившихся из-под земли; солнце второй эры было разрушено ураганом; третья погибла под огненным ливнем, а четвертую затопил дождь, и все люди превратились в рыб. Некоторые исследователи склонны видеть в гибели четвертой эры аналогию со Всемирным потопом. Между эрами изображены знаки сторон света, а по окружности, что идет вокруг божества, против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного ацтекского календаря.

Во втором кольце — квадраты с пятью точками, которые символизируют дни недели, а во внешнем высечены две змеи, у одной из которых лицо наполовину черное, а у другой красное. Считается, что змеи символизируют вечную смену дня и ночи. Существуют версии, что камень мог использоваться в качестве алтаря, возможно, на нем совершались жертвоприношения или возлагались дары божествам. В настоящее время находится в экспозиции Национального музея антропологии Мексики.

Город Теотиуакан

Доставшийся ацтекам в наследство заброшенный город, названный ими «местом, где люди становятся богами», расположен в 50 километрах к северо-востоку от Мехико. Является одним из самых ценных археологических объектов в мире. Грандиозному строению не было равных во всей древней Латинской Америке, это самый старый город западного полушария, его точный возраст неизвестен. Считается, что в нем проживало около 200 тыс. человек, что сопоставимо по размеру с населением Рима того времени. Однако в 700 году до н. э. люди неожиданно покинули город. По другой версии, люди в нем вообще не проживали.

Но главной загадкой Теотиуакана являются пирамиды, обращенные в одну сторону света. И построены они в соответствии с расположением планет в Солнечной системе. Самая большая из них — пирамида Солнца. Считается, что она была возведена в одно время с римским Колизеем. Чуть поменьше — пирамида Луны, в глубине которой археологи нашли останки 12 человеческих тел. У всех были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры, а двое других аккуратно посажены.

Расстояние между пирамидами соответствуют расстоянию между реальными планетами только в масштабе 1:100 млн. В 2008 году мексиканские археологи приступили к исследованию пещеры, найденной под пирамидой Солнца еще в 1970-х, но закрытой по решению властей до недавнего времени. Ученые надеются обнаружить в ней ключ к разгадке секретов этого таинственного города.

Древние барельефы

Недавно археологи при раскопках возле храма Темпло Майор в центре Мехико обнаружили несколько каменных плит с изображением календаря, а также сцен из ацтекских мифов. Например, на одной плите была изображена сцена рождения бога войны Уицилопочтли, на других — история появления бога солнца и его битва с богиней луны. Некоторые из табличек, помимо мифических сцен, изображали различные фигуры, например, воина со щитом или с приспособлением для метания дротиков, человека со связанными руками и ногами.

Возраст находки — 500 лет. По мнению директора раскопок, мексиканского археолога Рауля Барреры, эти изображения — форма письма. Они рассказывают о войнах, пленных и кровавых ацтекских жертвоприношениях. Археологи надеются, что найденные барельефы помогут разгадать тайные символы и понять смысл малоизученных ритуалов ацтекской цивилизации.

Обработка обсидиана

Ацтеки достигли больших высот в обработке обсидиана — он был необходим прежде всего для производства оружия, ведь ацтеки не умели обрабатывать железо. Из него изготавливали ножи, наконечники для стрел, а также лезвия для макуавитлей — мечей с деревянной рукояткой. Некоторые историки полагают, что без этого оружия доколониальной Центральной Америки, ацтеки никогда бы не построили своей могущественной империи.

В хронике «Правдивая история завоевания Новой Испании» упоминается тот факт, что в схватке один на один ацтек с таким деревянно-обсидиановым мечом практически не уступал испанскому конкистадору со стальным оружием.

Кроме того, благодаря обсидиану ацтекские хирурги могли проводить достаточно сложные операции: инструменты из этого материала не только были острыми, но и обладали антисептическими свойствами. Остается непонятным, как ацтекские мастера могли обрабатывать обсидиан каменными орудиями: этот секрет утерян. Сейчас подобные вещи умеют изготавливать только при помощи алмазных резцов.

Загадочное захоронениеНе так давно при раскопках, проводимых в районе того же Темпло Майор, было найдено почти 2 тыс. человеческих костей. Все они находились в могиле одной единственной женщины. Ее скелет пролежал нетронутым 500 лет. Почему она была погребена именно так, в окружении других людей, и кем была при жизни, ученым еще предстоит выяснить.

Ученые отмечают, что погребение, которое датируется приблизительно 1481-1486 годами, является крайне нетипичным для ацтеков и вызывает множество вопросов. Среди отдельных костей были обнаружены черепа семи взрослых и трех детей. При этом на некоторых костях обнаружены специфические следы, которые говорят о том, что у жертв в ходе ритуала извлекли сердца.

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

«Камень Солнца» ацтеков. 100 великих сокровищ

«Камень Солнца» ацтеков

В 1790 году испанский вице-король приказал замостить улицы Мехико и провести систему сточных канав. На площади Сокало появились беспорядочные на первый взгляд рвы. В юго-восточном углу площади, в тени Национального дворца – официальной резиденции вице-короля, в один из летних вечеров, когда заходящее солнце освещало все вокруг красноватым отблеском, стояла группа рабочих. Время от времени кто-нибудь из них останавливался, чтобы вытереть пот со лба или посмотреть на стоящий неподалеку кафедральный собор. Дренажные работы и были предприняты для того, чтобы уберечь собор, Национальный дворец да и саму площадь от периодического затопления.

Работы продолжались несколько лет, в течение которых были найдены многие памятники давно позабытой религии ацтеков. Среди них статуя со змеиными головами вместо лица, а также темно-зеленая круглая гранитная глыба, весящая 24 тонны и имеющая 3,5 метра в диаметре. На этом камне располагались рельефные изображения, а в центре находилось нечто похожее на человеческое лицо – с высунутым изо рта лезвием ножа вместо языка. Вся остальная поверхность гранитной глыбы была украшена переплетающимися геометрическими фигурами. Этот монолит ученые назвали впоследствии «Камнем Солнца» – отчасти из-за сходства с солнечными часами, но чаще его называют «Календарным», так как на нем изображены символы 20-дневного ацтекского календаря.

Позже стало известно, что это не просто календарь. Резные изображения на камне представляют собой общемировые события: они указывают не только на прошлое, но и на то, что ожидает Вселенную в будущем.

Надпись на камне гласит, что человечество живет в Пятой эре. Первая эра называлась «Четыре оцелота», по имени оцелотов – диких кошек, истребивших племя гигантов. Вторая эра – «Четыре ветра» – закончилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третья эра – «Четыре дождя» – закончилась всемирным пожаром от огненного дождя. В это время падал с неба каменный дождь, камни кипели и превращались в скалы, люди гибли вместе со своим хозяйством и домами, и даже само солнце кипело. В четвертую эру – «Четыре воды» – небо сошлось с землей, даже горы ушли под воду, и вода оставалась неподвижной в течение 52 весен. Эта эра закончилась всемирным потопом и превращением людей в рыб.

К моменту испанского завоевания ацтеки считали, что они живут в Пятой эре (она продолжается до сих пор). Эта эпоха, которую боги сотворили в 986 году, будет последней и завершится страшным землетрясением.

Обо всем этом ученым рассказали геометрические фигуры, обрамляющие внутренний круг и символизирующие разрушительные силы, уничтожившие четыре мира. В квадратах помещены знаки ягуара, урагана, вулканического огня и ливня, а лицо внутри круга принадлежит богу Солнца Тонатиу.

В древнем Теночтитлане (Мехико) главными еще были бог войны Уицилопочтли и бог дождя Тлалок. Два верховных жреца возглавляли отправление культа в их честь, а другие жрецы ведали храмом и культовым ритуалом каждого отдельного бога или богини. Во время совершения священных обрядов они облачались в одежды своего божества, как бы воплощая на земле его образ. Эти жрецы в свою очередь имели много подручных, а у последних были помощники из числа кандидатов на жреческие должности.

Жрецы руководили всей духовной жизнью страны, и жизнь ацтеков представляла собой своего рода чередование ритуальных обрядов, которые рассчитывались все теми же жрецами с помощью сложных математических и астрономических вычислений.

Основой религиозного культа являлся календарь, состоявший из двух частей: ритуальной последовательности дней и солнечного календаря. Солнечный календарь разделялся на 18 месяцев (по двадцать дней в каждом) и пятидневный несчастливый период. В этом календаре названия месяцев были связаны с различными сельскохозяйственными культурами и временем их обработки.

Комбинация обеих календарных систем позволяла жрецам вести летоисчисление по системе не бесконечно возрастающих лет (как у нас), а разделять его на 52-летние циклы.

Священный календарь, охватывающий период в 260 дней, складывался из 20 названий дней ацтекского месяца, сочетавшихся с числами от 1 до 13. Когда цифровой ряд кончался, то он тут же начинался снова, так как список дней по окончании повторялся заново. Таким образом, в 260-дневном периоде каждый день имел свое особое обозначение, которое достигалось сочетанием одного из 20 названий с одним из 13 чисел. По окончании одного периода без перерыва наступал следующий.

Кроме того, этот священный период подразделялся еще на 25 недель по тринадцать дней в каждой. Неделя начиналась с первого числа и с того названия дня, которое приходилось в соответствие с периодическим повторением ряда названий дней. Ни один день священного календаря, таким образом, не мог совпасть с обозначением дня другой недели, так как одинаковое сочетание этих двух элементов никогда не могло повториться.

Может быть, нам такое летоисчисление покажется сложным, но каждый день священного календаря ацтеков, по расчетам, был посвящен определенному богу или богине. Боги недель следовали в том же порядке, что и боги дней, только бог одиннадцатого дня пропускался, так что каждый, следовавший за ним, передвигался на одно место. Свободное место в 20-й неделе заполнялось двумя божествами, которые в эту неделю почитались совместно. Иногда вводились и дополнительные усложнения, и жрецы обязаны были за всем этим тщательно следить, чтобы чествовать своих богов и богинь в надлежащее время. Простым индейцам, прежде чем предпринимать какое-либо дело, следовало установить, какое божество надо умилостивить в этот день.

Обо всем этом ученым рассказали и найденные при раскопках календари-справочники, которые были сделаны на бумаге из коры дикой смоковницы. После испанского завоевания Мексики последующие календарные списки были сделаны уже на европейской бумаге. Одна из таких древних книг представляла собой длинную полосу бумаги, выделанную и загрунтованную для последующей обработки и для удобства складывания (на манер ширмы).

Каждой неделе в такой книге отводилось обычно две страницы (но бывало и по одной), на которых большой красочный рисунок изображал божество, которому была посвящена данная неделя. Другие фигуры представляли второстепенных богов и предметы их культа (курильницы для ладана, шипы и т.д.). Вся остальная поверхность листа разделялась на квадраты, в которых рисовались названия и числа дней, связанных с каждым днем того или иного бога (или богини), а иногда их науал – те птицы или животные, чей облик могло принять данное божество. Конечно же, таким календарем, в форме картинок без текста, мог пользоваться только посвященный жрец.

Смену 52-летних циклов ацтеки праздновали очень торжественно, так как это была смерть одной жизни и переход к жизни новой. Мысль о том, что природа может не продлить их существование, придавала всей церемонии особую торжественность. Обряд «нового огня» состоял в том, что на храмовом алтаре тушили огонь, беспрерывно горевший 52 года, и зажигали новый.

В течение пяти несчастливых дней последнего года цикла люди гасили очаги и разрушали всю обстановку дома. В эти дни народ постился и горько плакал, ожидая катастрофы. Беременных женщин запирали в сараи, чтобы они не могли превратиться в диких свиней, а детей заставляли бодрствовать и ходить взад-вперед, чтобы сон в эту роковую ночь не превратил их в крыс.

На закате пятого несчастливого дня жрецы в торжественном облачении восходили на «Холм звезды» – кратер потухшего вулкана, который круто поднимается со дна долины Мехико и виден почти с любой ее точки. В храме на вершине холма они всю ночь тревожно вглядывались в небо, пока определенная звезда (Альдебаран) или звезды (Плеяды) не достигали зенита, возвещая, что мир продолжил свое существование.

В тот момент, когда эти звезды переходили меридиан, жрецы хватали деревянное сверло для получения огня и зажигали «новый огонь» во вскрытой груди человека, принесенного в жертву. Весь народ – жрецы, вожди племен и простые индейцы – ликовал. Скороходы с факелами переносили священный огонь на алтари многочисленных храмов, а люди несли его к своих очагам. На следующее утро в знак признательности богам устраивались особые жертвоприношения: люди пускали себе кровь или умерщвляли пленников.

В честь бога огня Уэуэтеотла ацтеки тоже совершали очень страшный обряд. Сначала военнопленные и взявшие их в плен воины совершали ритуальный танец в честь этого бога, а на следующий день пленники поднимались на вершину платформы храма, где им бросали в лицо порошок яутли (индейской конопли), чтобы одурманить перед ожидавшей их участью.

Когда разжигался большой костер, каждый жрец хватал одного пленника и, связав ему руки и ноги, клал себе на спину. Вокруг разгоревшегося костра они танцевали танец смерти, во время которого бросали свои «ноши» в огонь. Но, прежде чем наступала смерть, которая могла бы прервать и без того страшные мучения несчастных пленников, жрецы вытаскивали их из огня большими крюками и вырывали сердца из обожженных тел.

Священные календари рассказали ученым о многих ритуальных праздниках и обрядах ацтеков, даже игры и спорт имели у них религиозное значение, хотя, конечно же, были и забавой, и развлечением.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Солнечный камень что такое, авантюрин, свойства, гелидор, ацтеки

В статье пойдет речь об удивительно камне, с которым мало кто сталкивался и который сможет помочь справиться с большинством проблем в жизни.

Солнечный камень что это такое, это какой камень, авантюрин или нет, что называют, другое название

Под названием «солнечный камень» подразумевается не один конкретный камень, а сразу несколько прозрачных минералов, которым присущ искристо-золотистый отлив. Мерцают эти камни потому, что в их составе есть вкрапления железа, попадая на которое солнечные лучи играют красивым теплым сиянием. Солнечными камнями называют многие камни из класса полевых шпатов: ортоклаз, микроклин, плагиоклаз, олигоклаз, авантюрин, янтарь и другие подобные самоцветы.

Мерцающий блеск тысячи лучей называют авантюриновым эффектом. Самоцветы с этим эффектом встречаются в разных странах и на разных континентах. Их пытались называть по-разному, но по-настоящему прижилось только название «солнечный камень».

Солнечный камень гелиолит и гелиодор, свойства

Гелиолит – разновидность полевого шпата. Бывает оранжевого, кремового, красно-коричневого цвета с искристо-золотистым отливом.

Достаточно часто в ювелирных украшениях используют не натуральный гелиолит, а его стеклянную подделку. Определить подлинность изделия можно, зная о его свойстве светиться ночью.

Скорее всего, все свойства этого камня или еще не изучены до конца, или тщательно скрываются от нас.

Гелиодор – представитель прозрачного берилла с желтым насыщенным цветом. Часто имеет зеленоватый, оранжевый или золотистый оттенок. Чаще всего встречается в форме долговатых кристаллов больших размеров. Камень хорошо подается огранке, из-за чего достаточно часто используется при изготовлении ювелирных изделий. Минерал иногда может иметь незначительную примесь урана, что может давать незначительное радиоактивное излучение.

Если гелиодор слишком темного цвета или больших размеров – его не рекомендуют держать дома или носить близко к телу. Носить украшения с элементами из этого минерала лучше всего на руках. Шея, пояс, места возле родимых пятен или родинок больших размеров не подходят для украшения гелиодором.

Солнечный камень древних ацтеков

В древней культуре ацтеков существовал камень солнца, именуем нынче календарным. Он сохранился до наших дней. Календарь сделан в виде большого каменного диска с вырезанными на нем геометрическими символами и цифрами. Он состоит из двух циклов: 365 дней – календарный и 260 – ритуальный. Вместе эти циклы формируют «календарный круг».

Историки считают, что на солнечном камне ацтеки изобразили свое понимание времени и происхождении мира. С помощью этого камня они могли точно предрекать будущее. Исследователи древней истории считают, что камень также мог служить в качестве алтаря для жертвоприношений богу Тонатиу, изображенному в его центре.

Солнечный камень лечебные и магические свойства

Солнечные камни наделены множеством лечебных свойств. Они способны помочь выйти из состояния тяжелой депрессии, излечить раненую душу путем наполнения ее своим мягким солнечным теплом и светом. Положительно влияет на человеческое подсознание.

Также камни имеют разнообразные магические свойства. При помощи таких самоцветов можно внести гармонию между противоположностями: Инь-Ян, Водо и Огнем, женским и мужским началом. Они способны умеренно наполнить человека такой энергией, которая сможет подпитывать жизненные силы, не бурля при этом. Камни придают их обладателю уверенности в себе, умению радоваться окружающему миру и людям.

Солнечный камень прекрасно помогает в понимании окружающих и создает гармонию взаимоотношений, наделяет человека жизненной мудростью, стимулирует развитие интуиции и правильное направление мышлений и энергии.

Солнечный камень знак зодиака, для водолея, овна, рака, львов, рыб

По мнению астрологов лучше всего солнечные камни подходят огненным знакам зодиака. Наиболее положительно он влияет на Овнов и Львов. Львы, обладающие талисманом из огненного камня, стают мягкосердечнее, нежнее. Овнам же он помогает избежать любых конфликтных ситуаций.

Если же камнем будут пользоваться воздушные знаки (Весы, Водолей, Близнецы), то они могут стать слишком мнительными и доверчивыми, что обязательно привлечет к ним беду.

Водяным знакам (Скорпионы, Раки, Рыбы)талисманы из солнечного камня также противопоказаны, поскольку они могут погрузить их в состояние апатии, сделать их очень медленными и ленивыми.

Солнечный камень у викингов

Наши предки, древние викинги, наделяли этот камень особыми свойствами. В рассказах дошедших до наших времен говорится, что с его помощью можно определить положение Солнца, поскольку камень способен улавливать и отражать его лучи даже в густой туман и, возможно, ночью.

sonvryky.com

«Камень Солнца» ацтеков | Тайны веков

«Камень Солнца» ацтеков

В 1790 году испанский вице-король приказал замостить улицы Мехико и провести систему сточных канав. На площади Сокало появились беспорядочные на первый взгляд рвы. В юго-восточном углу площади, в тени Национального дворца – официальной резиденции вице-короля, в один из летних вечеров, когда заходящее солнце освещало все вокруг красноватым отблеском, стояла группа рабочих.

Время от времени кто-нибудь из них останавливался, чтобы вытереть пот со лба или посмотреть на стоящий неподалеку кафедральный собор. Дренажные работы и были предприняты для того, чтобы уберечь собор, Национальный дворец да и саму площадь от периодического затопления.

Работы продолжались несколько лет, в течение которых были найдены многие памятники давно позабытой религии ацтеков. Среди них статуя со змеиными головами вместо лица, а также темно-зеленая круглая гранитная глыба, весящая 24 тонны и имеющая 3,5 метра в диаметре.

На этом камне располагались рельефные изображения, а в центре находилось нечто похожее на человеческое лицо – с высунутым изо рта лезвием ножа вместо языка. Вся остальная поверхность гранитной глыбы была украшена переплетающимися геометрическими фигурами. Этот монолит ученые назвали впоследствии «Камнем Солнца» – отчасти из-за сходства с солнечными часами, но чаще его называют «Календарным», так как на нем изображены символы 20-дневного ацтекского календаря.

Позже стало известно, что это не просто календарь. Резные изображения на камне представляют собой общемировые события: они указывают не только на прошлое, но и на то, что ожидает Вселенную в будущем.

Надпись на камне гласит, что человечество живет в Пятой эре. Первая эра называлась «Четыре оцелота», по имени оцелотов – диких кошек, истребивших племя гигантов. Вторая эра – «Четыре ветра» – закончилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третья эра – «Четыре дождя» – закончилась всемирным пожаром от огненного дождя. В это время падал с неба каменный дождь, камни кипели и превращались в скалы, люди гибли вместе со своим хозяйством и домами, и даже само солнце кипело. В четвертую эру – «Четыре воды» – небо сошлось с землей, даже горы ушли под воду, и вода оставалась неподвижной в течение 52 весен. Эта эра закончилась всемирным потопом и превращением людей в рыб.

К моменту испанского завоевания ацтеки считали, что они живут в Пятой эре (она продолжается до сих пор). Эта эпоха, которую боги сотворили в 986 году, будет последней и завершится страшным землетрясением.

Обо всем этом ученым рассказали геометрические фигуры, обрамляющие внутренний круг и символизирующие разрушительные силы, уничтожившие четыре мира. В квадратах помещены знаки ягуара, урагана, вулканического огня и ливня, а лицо внутри круга принадлежит богу Солнца Тонатиу.

В древнем Теночтитлане (Мехико) главными еще были бог войны Уицилопочтли и бог дождя Тлалок. Два верховных жреца возглавляли отправление культа в их честь, а другие жрецы ведали храмом и культовым ритуалом каждого отдельного бога или богини. Во время совершения священных обрядов они облачались в одежды своего божества, как бы воплощая на земле его образ. Эти жрецы в свою очередь имели много подручных, а у последних были помощники из числа кандидатов на жреческие должности.

Жрецы руководили всей духовной жизнью страны, и жизнь ацтеков представляла собой своего рода чередование ритуальных обрядов, которые рассчитывались все теми же жрецами с помощью сложных математических и астрономических вычислений.

Основой религиозного культа являлся календарь, состоявший из двух частей: ритуальной последовательности дней и солнечного календаря. Солнечный календарь разделялся на 18 месяцев (по двадцать дней в каждом) и пятидневный несчастливый период. В этом календаре названия месяцев были связаны с различными сельскохозяйственными культурами и временем их обработки.

data-ad-client="ca-pub-7206746909524663"data-ad-slot="9127896632"data-ad-format="auto">

Комбинация обеих календарных систем позволяла жрецам вести летоисчисление по системе не бесконечно возрастающих лет (как у нас), а разделять его на 52-летние циклы.

Священный календарь, охватывающий период в 260 дней, складывался из 20 названий дней ацтекского месяца, сочетавшихся с числами от 1 до 13. Когда цифровой ряд кончался, то он тут же начинался снова, так как список дней по окончании повторялся заново. Таким образом, в 260-дневном периоде каждый день имел свое особое обозначение, которое достигалось сочетанием одного из 20 названий с одним из 13 чисел. По окончании одного периода без перерыва наступал следующий.

Кроме того, этот священный период подразделялся еще на 25 недель по тринадцать дней в каждой. Неделя начиналась с первого числа и с того названия дня, которое приходилось в соответствие с периодическим повторением ряда названий дней. Ни один день священного календаря, таким образом, не мог совпасть с обозначением дня другой недели, так как одинаковое сочетание этих двух элементов никогда не могло повториться.

Может быть, нам такое летоисчисление покажется сложным, но каждый день священного календаря ацтеков, по расчетам, был посвящен определенному богу или богине. Боги недель следовали в том же порядке, что и боги дней, только бог одиннадцатого дня пропускался, так что каждый, следовавший за ним, передвигался на одно место. Свободное место в 20-й неделе заполнялось двумя божествами, которые в эту неделю почитались совместно. Иногда вводились и дополнительные усложнения, и жрецы обязаны были за всем этим тщательно следить, чтобы чествовать своих богов и богинь в надлежащее время. Простым индейцам, прежде чем предпринимать какое-либо дело, следовало установить, какое божество надо умилостивить в этот день.

Обо всем этом ученым рассказали и найденные при раскопках календари-справочники, которые были сделаны на бумаге из коры дикой смоковницы. После испанского завоевания Мексики последующие календарные списки были сделаны уже на европейской бумаге. Одна из таких древних книг представляла собой длинную полосу бумаги, выделанную и загрунтованную для последующей обработки и для удобства складывания (на манер ширмы).

Каждой неделе в такой книге отводилось обычно две страницы (но бывало и по одной), на которых большой красочный рисунок изображал божество, которому была посвящена данная неделя. Другие фигуры представляли второстепенных богов и предметы их культа (курильницы для ладана, шипы и т.д.). Вся остальная поверхность листа разделялась на квадраты, в которых рисовались названия и числа дней, связанных с каждым днем того или иного бога (или богини), а иногда их науал – те птицы или животные, чей облик могло принять данное божество. Конечно же, таким календарем, в форме картинок без текста, мог пользоваться только посвященный жрец.

Смену 52-летних циклов ацтеки праздновали очень торжественно, так как это была смерть одной жизни и переход к жизни новой. Мысль о том, что природа может не продлить их существование, придавала всей церемонии особую торжественность. Обряд «нового огня» состоял в том, что на храмовом алтаре тушили огонь, беспрерывно горевший 52 года, и зажигали новый.

В течение пяти несчастливых дней последнего года цикла люди гасили очаги и разрушали всю обстановку дома. В эти дни народ постился и горько плакал, ожидая катастрофы. Беременных женщин запирали в сараи, чтобы они не могли превратиться в диких свиней, а детей заставляли бодрствовать и ходить взад-вперед, чтобы сон в эту роковую ночь не превратил их в крыс.

На закате пятого несчастливого дня жрецы в торжественном облачении восходили на «Холм звезды» – кратер потухшего вулкана, который круто поднимается со дна долины Мехико и виден почти с любой ее точки. В храме на вершине холма они всю ночь тревожно вглядывались в небо, пока определенная звезда (Альдебаран) или звезды (Плеяды) не достигали зенита, возвещая, что мир продолжил свое существование.

В тот момент, когда эти звезды переходили меридиан, жрецы хватали деревянное сверло для получения огня и зажигали «новый огонь» во вскрытой груди человека, принесенного в жертву. Весь народ – жрецы, вожди племен и простые индейцы – ликовал. Скороходы с факелами переносили священный огонь на алтари многочисленных храмов, а люди несли его к своих очагам. На следующее утро в знак признательности богам устраивались особые жертвоприношения: люди пускали себе кровь или умерщвляли пленников.

В честь бога огня Уэуэтеотла ацтеки тоже совершали очень страшный обряд. Сначала военнопленные и взявшие их в плен воины совершали ритуальный танец в честь этого бога, а на следующий день пленники поднимались на вершину платформы храма, где им бросали в лицо порошок яутли (индейской конопли), чтобы одурманить перед ожидавшей их участью.

Когда разжигался большой костер, каждый жрец хватал одного пленника и, связав ему руки и ноги, клал себе на спину. Вокруг разгоревшегося костра они танцевали танец смерти, во время которого бросали свои «ноши» в огонь. Но, прежде чем наступала смерть, которая могла бы прервать и без того страшные мучения несчастных пленников, жрецы вытаскивали их из огня большими крюками и вырывали сердца из обожженных тел.

Священные календари рассказали ученым о многих ритуальных праздниках и обрядах ацтеков, даже игры и спорт имели у них религиозное значение, хотя, конечно же, были и забавой, и развлечением.

agesmystery.ru

Загадочная культура ацтеков – значение солнечного камня

В 1970 году вице-король Испании приказал проложить систему сточных канав, а также несколько облагородить (замостить) улицы Мехико. И вскоре на площади Сокало стали появляться рвы, беспорядочные на первый взгляд. В тени Национального дворца, в юго-восточном углу площади, стояла группа рабочих, освещаемых заходящим солнцем.

 

Каждый из них периодически останавливался, чтобы взглянуть на кафедральный собор, возвышавшийся неподалёку, или вытереть пот со лба. Дренажные работы должны были уберечь Национальный дворец, собор и саму площадь от затопления, происходившего периодически.

За время работы было найдено много памятников, относящихся к давно позабытой религии инков, майя и ацтеков. Среди них 1,5 метрового диаметра тёмно-зелёная гранитная глыба, весом в 24 тонны и статуя, вместо лица у которой были змеиные головы. Гранитная глыба носила на себе отпечаток культуры ацтеков – она была исписана переплетающимися геометрическими фигурами. Учёные впоследствии назвали этот монолит «Камнем Солнца».

 

Кто вырезал «Камень Солнца»?

«Камень Солнца» впоследствии начали называть просто календарным, поскольку на нём вырезаны символы 20 – дневного календаря ацтеков. Позже стало известно, что это далеко не простой календарь. Выяснилось, что на камне запечатлены будущие события Вселенской важности.

Согласно надписи на камне, инки, майя и ацтеки считали, что человечество живёт в Пятой эре. Предшествовавшая ей Четвёртая эра ознаменовалась тем, что «горы ушли под воду, и небо сошлось с землёй на 52 весны». Культура ацтеков и их представления о том, что люди превратились в рыб вследствие всемирного потопа, наверняка покажутся странными современному человеку.

Концом Третьей эры стал великий пожар, т.н. «огонь с неба». Вполне вероятно, что племена инков, майя и ацтеков могли так иносказательно выразиться о падающих на землю метеоритах.Вторая эра, согласно культуре ацтеков и их учениям, завершилась тем, что люди превратились в обезьян. В это время всё живое на земле было уничтожено сильнейшими ураганами.Первая эра «Четыре оцелота» названа так в честь диких кошек, полностью истребивших племя гигантов (интересно, не атлантов случайно?)

Пятая эра, в которой мы живём и по сей день, была сотворена богами в 986 году. Ацтеки полагали, что эта эпоха завершится сильнейшим землетрясением.

 

Культура ацтеков – обряды, ритуалы

Главными божествами Теночтитлана (ныне Мехико) были бог дождя Тлалок и бог, посвящённый войне -  Уицилопочтли. Отправление культа в их честь совершали два верховных жреца, а другие священнослужители в честь других отдельных богов и богинь. Жрецы имели в своём распоряжении многочисленных подручных, из числа которых выбирали кандидатов на должность священнослужителей.

У таких народностей, как инки, майя, ацтеки жрецы распоряжались всей духовной жизнью страны. Жрецы очень торжественно праздновали смену 52 летних циклов. В это время совершался обряд «нового огня», смысл которого заключался в том, что в храме зажигался новый огонь, взамен старого, горевшего на протяжении предыдущих 52-х лет.

Пять дней последнего цикла объявлялись несчастливыми. В это время следовало разрушить всю обстановку дома и погасить очаг. В культуре ацтеков обряд «нового огня» имел большое значение. В это время народ горько плакал и постился, потому что предполагалось, что природа может не продлить их существование. Детей в этот период заставляли бодрствовать по ночам и ходить, чтобы они не превратились в крыс, а  беременных женщин на ночь запирали в сараи, что должно было помешать им обратиться в диких свиней.

На закате пятого дня жрецы торжественно восходили на «Холм звезды» - кратер ныне потухшего вулкана, который виден практически с любой точки долины Мехико. И там они тревожно всю ночь вглядывались в небо, пока звёзды не сообщали им о том, что мир продолжает своё существование.Древняя культура ацтеков содержит большое количество ритуалов, обрядов и… жертвоприношений. Когда ритуал «нового огня» подходил к завершению жрецы возвещали народу, что жизнь продолжается, но продолжалась она для всех, кроме принесённого в жертву.

Когда звёзды переходили меридиан, жрецы брали деревянное сверло и зажигали «новый огонь» прямо во вскрытой груди принесённого в жертву человека. Затем скороходы с факелами доставляли пламя ко всем алтарям. Инки, майя и ацтеки веселились и ликовали, люди несли пламя к своим очагам. На следующее утро нужно было выразить признательность богам. В этих целях ацтеки умерщвляли пленных или если таковых не было, то пускали себе кровь.

Не менее страшный обряд в культуре ацтеков справлялся в честь бога огня Уэуэтеотла. Сначала в честь этого бога военнопленные и захватившие их воины исполняли ритуальный танец. На следующее утро пленных доставляли на вершину платформы храма, где их одурманивали порошком из индейской конопли (яутли).

Разжигался большой костёр, каждый из жрецов хватал одного из пленников на спину, и они танцевали вокруг костра ритуальный танец смерти. Жрецы по очереди сбрасывали в костёр свою ношу, но прежде, чем наступала смерть, пленников вытаскивали обратно большими крюками. Затем жрецы ацтеков вырывали сердца из обожжённых тел несчастных.

Священные календари рассказали учёным, что инки, майа и ацтеки проводили в ритуальных праздниках большую часть своей жизни. Культура ацтеков предполагала религиозное значение даже в спортивных играх, хотя, безусловно, они были также развлечением и забавой.

valtasar.ru

Солнечный камень ацтеков

Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ

 НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА

 

Солнечный камень ацтеков

 

 

В 1790 году испанский вице-король приказал замостить улицы Мехико и провести систему сточных канав. На площади Сокало появились беспорядочные на первый взгляд рвы. В юго-восточном углу площади, в тени Национального дворца — официальной резиденции вице-короля, в один из летних вечеров, когда заходящее Солнце освещало все вокруг красноватым отблеском, стояла группа рабочих. Время от времени кто-нибудь из них останавливался, чтобы вытереть пот со лба или посмотреть на стоящий неподалеку кафедральный собор. Дренажные работы и были предприняты для того чтобы уберечь собор, Национальный дворец да и саму площадь от периодического затопления.

 

Работы продолжались несколько лет, в течение которых были найдены многие памятники давно позабытой религии ацтеков. Среди них статуя со змеиными головами вместо лица, а также темно-зеленая круглая гранитная глыба, весящая 24 тонны и имеющая 1,5 метра в диаметре. На этом камне располагались рельефные изображения, а в центре находилось нечто похожее на человеческое лицо — с высунутым изо рта лезвием ножа вместо языка. Вся остальная поверхность гранитной глыбы была украшена переплетающимися геометрическими фигурами.

 

Этот монолит ученые назвали впоследствии «Камнем Солнца» — отчасти из-за сходства с солнечными часами, но чаще его называют «Календарным», так как как на  нем изображены символы 20-дневного ацтекского календаря.

 

Позже стало известно, что это не просто календарь. Резные изображения на камне представляют собой общемировые события они указывают не только на прошлое, но и на то, что ожидай Вселенную в будущем.

 

Надпись на камне гласит, что человечество живет в Пятой эре. Первая эра называлась «Четыре оцелота», по имени оцелотов диких кошек, истребивших племя гигантов. Вторая эра — «Четыре ветра» — закончилась ураганами и превращением людей в обезьян Третья эра — «Четыре дождя» — закончилась всемирным пожаром от огненного дождя. В это время падал с неба каменный дождь, камни кипели и превращались в скалы, люди гибли вместе со своим хозяйством и домами, и даже само солнце кипело. В четвертую эру — «Четыре воды» — небо сошлось с землей, даже горы ушли под воду, и вода оставалась неподвижной в течение 52 весен. Эта эра закончилась всемирным потопом и превращением людей в рыб

 

К моменту испанского завоевания ацтеки считали, что они живут в Пятой эре (она продолжается до сих пор). Эта эпоха, которую боги сотворили в 986 году, будет последней и завершится страшным землетрясением.

 

Обо всем этом ученым рассказали геометрические фигуры, обрамляющие внутренний круг и символизирующие разрушительные силы, уничтожившие четыре мира. В квадратах помещены знаки ягуара, урагана, вулканического огня и ливня, а лицо внутри круга принадлежит богу Солнца Тонатиу.

 

В древнем Теночтитлане (Мехико) главными еще были бог войны Уицилопочтли и бог дождя Тлалок. Два верховных жреца возглавляли отправление культа в их честь, а другие жрецы ведали храмом и культовым ритуалом каждого отдельного бога или богини. Во время совершения священных обрядов они облачались одежды своего божества, как бы воплощая на земле его образ. Эти жрецы в свою очередь имели много подручных, а у последних были помощники из числа кандидатов на жреческие должности.

 

Жрецы руководили всей духовной жизнью страны, и жизнь ацтеков представляла собой своего рода чередование ритуальных обрядов, которые рассчитывались все теми же жрецами с помощью сложных математических и астрономических вычислений.

 

Основой религиозного культа являлся календарь, состоявший из двух частей: ритуальной последовательности дней и солнечного календаря. Солнечный календарь разделялся на 18 месяцев (по двадцать дней в каждом) и пятидневный несчастливый период. В этом календаре названия месяцев были связаны с различными сельскохозяйственными культурами и временем их обработки.

 

Комбинация обеих календарных систем позволяла жрецам вести летоисчисление по системе не бесконечно возрастающих лет (как у нас), а разделять его на 52-летние циклы.

 

Священный календарь, охватывающий период в 260 дней, складывался из 20 названий дней ацтекского месяца, сочетавшихся с числами от 1 до 13. Когда цифровой ряд кончался, то он тут же начинался снова, так как список дней по окончании повторялся 1аново. Таким образом, в 260-дневном периоде каждый день имел особое обозначение, которое достигалось сочетанием одного из 20 названий с одним из 13 чисел. По окончании одного периода без перерыва наступал следующий.

 

Кроме того, этот священный период подразделялся еще на 25 недель по тринадцать дней в каждой. Неделя начиналась с первого числа и с того названия дня, которое приходилось в соответствие с периодическим повторением ряда названий дней. Ни один пень священного календаря, таким образом, не мог совпасть с обозначением дня другой недели, так как одинаковое сочетание этих двух элементов никогда не могло повториться.

 

Может быть, нам такое летоисчисление покажется сложным, но каждый день священного календаря ацтеков, по расчетам, был посвящен определенному богу или богине. Боги недель следовали II том же порядке, что и боги дней, только бог одиннадцатого дня пропускался, так что каждый, следовавший за ним, передвигался на одно место. Свободное место в 20-й неделе заполнялось двумя божествами, которые в эту неделю почитались совместно. Иногда вводились и дополнительные усложнения, и жрецы обязаны были нa всем этим тщательно следить, чтобы чествовать своих богов и богинь в надлежащее время. Простым индейцам, прежде чем предпринимать какое-либо дело, следовало установить, какое божество надо умилостивить в этот день.

 

Обо всем этом ученым рассказали и найденные при раскопках календари-справочники, которые были сделаны на бумаге из коры дикой смоковницы. После испанского завоевания Мексики последующие календарные списки были сделаны уже на европейской бумаге. Одна из таких древних книг представляла собой длинную полосу бумаги, выделанную и загрунтованную для последующей обработки и для удобства складывания (на манер ширмы).

 

Каждой неделе в такой книге отводилось обычно две страницы (но бывало и по одной), на которых большой красочный рисунок изображал божество, которому была посвящена данная неделя. Другие фигуры представляли второстепенных богов и предметы их культа (курильницы для ладана, шипы и т.д.). Вся остальная поверхность листа разделялась на квадраты, в которых рисовались названия и числа дней, связанных с каждым днем того или иного бога (или богини), а иногда их науал — те птицы или животные, чей облик могло принять данное божество. Конечно же, таким календарем, в форме картинок без текста, мог пользоваться только посвященный жрец.

 

Смену 52-летних циклов ацтеки праздновали очень торжественно, так как это была смерть одной жизни и переход к жизни новой. Мысль о том, что природа может не продлить их существование, придавала всей церемонии особую торжественность. Обряд «нового огня» состоял в том, что на храмовом алтаре тушили огонь, беспрерывно горевший 52 года, и зажигали новый.

 

В течение пяти несчастливых дней последнего года цикла люди гасили очаги и разрушали всю обстановку дома. В эти дни народ постился и горько плакал, ожидая катастрофы. Беременных женщин запирали в сараи, чтобы они не могли превратиться в диких свиней, а детей заставляли бодрствовать и ходить взад-вперед, чтобы сон в эту роковую ночь не превратил их в крыс.

 

На закате пятого несчастливого дня жрецы в торжественном облачении восходили на «Холм звезды» — кратер потухшего вулкана, который круто поднимается со дна долины Мехико и виден почти с любой ее точки. В храме на вершине холма они всю ночь тревожно вглядывались в небо, пока определенная звезда (Альдебаран) или звезды (Плеяды) не достигали зенита, возвещая, что мир продолжил свое существование.

 

В тот момент, когда эти звезды переходили меридиан, жрецы хватали деревянное сверло для получения огня и зажигали «новый огонь» во вскрытой груди человека, принесенного в жертву. Весь народ — жрецы, вожди племен и простые индейцы — ликовал. Скороходы с факелами переносили священный огонь на алтари многочисленных храмов, а люди несли его к своих очагам. На следующее утро в знак признательности богам устраивались особые жертвоприношения: люди пускали себе кровь или умерщвляли пленников.

 

В честь бога огня Уэуэтеотла ацтеки тоже совершали очень страшный обряд. Сначала военнопленные и взявшие их в плен воины совершали ритуальный танец в честь этого бога, а на следующий пень пленники поднимались на вершину платформы храма, где им Бросали в лицо порошок яутли (индейской конопли), чтобы одурманить перед ожидавшей их участью.

 

Когда разжигался большой костер, каждый жрец хватал одного пленника и, связав ему руки и ноги, клал себе на спину. Вокруг разгоревшегося костра они танцевали танец смерти, во время которого бросали свои «ноши» в огонь. Но, прежде чем наступала смерть, которая могла бы прервать и без того страшные мучения несчастных пленников, жрецы вытаскивали их из огня большими крюками и вырывали сердца из обожженных тел.

 

Священные календари рассказали ученым о многих ритуальных праздниках и обрядах ацтеков, даже игры и спорт имели у них религиозное значение, хотя, конечно же, были и забавой, и развлечением.

 

libanomaly.ru

Камень Солнца — WiKi

Камень Солнца (исп. Piedra del Sol), также ошибочно называемый ацтекским календарём, — монолитный базальтовый диск с символическим изображением ацтекской космогонии и солнечного культа.

Монумент имеет 3,60 м в диаметре и 1,22 м в толщину и весит 24 тонны[1], в настоящее время находится в экспозиции Национального музея антропологии, Мехико.

Вероятно, представляет собой ритуальный сосуд куаушикалли или алтарь для жертвоприношений темалакатль, изготовление которого не было закончено из-за глубокого разлома. Однако, несмотря на это, камень, скорее всего, использовался во время церемонии тлакашипеуалистли.

C другой стороны, на языке науатль камень назывался «Оллин Тонатиу» («движение Тонатиу» или «обращение Солнца»), что свидетельствует о геоцентрических взглядах ацтеков, характерных для космологических систем древних народов[2]. Также содержит пиктографическое изображение ацтекских представлений о времени.

Камень Солнца — один из старейших памятников ацтекской культуры, датируемый примерно 1479 годом. Он находился в одном из храмов Темпло Майор и до обнаружения в 2006 году монолита Тлальтекутли, Камень Солнца считался крупнейшим из найденных в Темпло Майор.

После завоевания Мексики испанцами камень оказался погребен под землей, где и оставался сокрытым до 17 декабря 1790 года, когда был найден на площади Сокало в центре Мехико, в тот же год и почти в том же месте, что и статуя Коатликуэ. Первым исследователем камня был учёный Антонио де Леон-и-Гама, называемый отцом мексиканской археологии. В настоящее время камень занимает почетное место в ацтекском зале Национального музея антропологии, его изображение стало одним из символов ацтекской культуры и известно во всем мире.

На диске в краткой символической форме представлена ацтекская космология. По воззрениям ацтеков, до нашей вселенной существовали и погибли ещё четыре вселенные. В настоящее время мы живем в пятой эре (Четыре Землетрясение), верховным солнцем которой является бог Тонатиу. В его честь следует регулярно приносить человеческие жертвы, дабы не допустить гибели мира.

Центральный диск

  Центральный диск: лицо, четыре эры и стороны света

В центре диска находится лицо солнечного бога Тонатиу[3] с двумя руками-лапами в браслетах, с глазами и бровями, так как ничто не может скрыться от его взгляда. В каждой руке он держит человеческое сердце, его язык изображен в виде кремнёвого ножа, что символизирует необходимость жертвоприношений для непрерывности движения солнца.

Четыре эры

Четыре квадрата, окружающие божество, олицетворяют четыре солнца — четыре эры, предшествовавшие теперешнему Пятому солнцу.

  • В верхнем правом квадрате изображена первая эра Четыре Ягуар, которая закончилась истреблением людей чудовищными ягуарами, появившимся из недр земли. Представляет стихию земли.
  • Слева находится эра Четыре Ветер, в конце которой налетели ураганы, а люди превратились в обезьян. Представляет стихию воздуха.
  • Под ней изображена эра Четыре Дождь, которая погибла в огненном дожде. Представляет стихию огня.
  • В нижнем правом квадрате находится эра Четыре Вода, закончившаяся тем, что мир был затоплен и люди превратились в рыб. Представляет стихию воды.
  Знаки Оллин, Текпатль, Киауитль и Шочитль (против часовой стрелки)
Стороны света

Кроме того, на центральном диске между эрами изображены знаки сторон света: север со знаком Один Кремень; юг со знаком Один Дождь; восток с царским венцом и запад со знаком Семь Обезьяна. Указывающий на восток — место рождения солнца — венец и знак кремня символизируют верховную власть Теночтитлана и дату рождения Уицилопочтли, бога-покровителя ацтеков[4].

Первое кольцо

Следующее кольцо представляет символическое изображение ацтекского календаря, состоявшего из двух параллельных: священного и гражданского. Против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного календаря. Эти двадцать дней в комбинации с тринадцатью числами формировали ритуальный 260-дневный год (тональпоуалли). Также добавлены пять точек, обозначающие пять дополнительных дней по гражданскому календарю (шиупоуалли), который состоял из 18 периодов по 20 дней. Таким образом, в итоге получается 365-дневный гражданский год.

  Реплика камня

Названия дней (против часовой стрелки):

  • Сипактли — Крокодил
  • Ээкатль — Ветер
  • Калли — Дом
  • Куэцпаллин — Ящерица
  • Коатль — Змея
  • Микистли — Череп
  • Масатль — Олень
  • Точтли — Кролик
  • Атль — Вода
  • Ицкинтли — Собака
  • Осоматли — Обезьяна
  • Малиналли — Трава
  • Акатль — Тростник
  • Оцелотль — Ягуар
  • Куаутли — Орел
  • Коскакуаутли — Стервятник
  • Оллин — Движение
  • Текпатль — Кремневый нож
  • Киауитль — Дождь
  • Шочитль — Цветок

Второе кольцо

Второе кольцо состоит из квадратов с пятью точками, которые, видимо, символизируют пять дней недели. Кроме того, восемь углов делят камень на восемь частей. Считается, что это солнечные лучи, указывающие в направлении сторон света.

Третье кольцо

На внешнем кольце камень опоясывают две огненные змеи Шиукоатль лицом друг к другу (внизу). У одной лицо наполовину чёрное, у другой красное, что символизирует дуальность — вечную смену дня и ночи. Позади змеиных голов когтистые лапы с глазами, повторяющие руки-лапы Тонатиу на центральном диске. Их тела разделены на отрезки, которые, возможно, олицетворяют 52-летний цикл.

В верхней части диска между хвостами змей находится квадрат, внутри которого вырезана дата 13 Акатль (13 Тростник). Считается, что эта дата соответствует 1479 году, когда была закончена работа над монолитом, а именно во время правления Ашаякатля, по приказу которого он и был изваян.

По самому краю камня вырезаны восемь отверстий, удаленных друг от друга на равные расстояния. Возможно, что Камень Солнца также служил в качестве солнечных часов: в отверстия могли вставляться палки, тень от которых падала на символы диска и таким образом отмечала время суток.

ru-wiki.org