Сокол в древней руси. Пикирующий сокол. Символ сокола на знаках Рюриковичей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сокол — символ древних славян. Сокол в древней руси


Сокол — символ древних славян

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Славянский символ Сокол

Храбрость, мужество, бесстрашие и отвага соединились в поистине мужском обереге – Соколе. Уходившие на войну мужчины надевали именно этот оберег, благодаря ему они становились непобедимыми и отважными. Амулет одаривал мужчину, который его носил – солнечной энергией, помогал настроиться на битву, укрепить веру в победу и поднять боевой дух.

Птица Сокол отображает все небесное могущество. Эта птица всегда побеждала своего врага, в основном, врагом выступал Змей. Сокол занимает достойное место в сказках и мифах древних славян. Именно в эту птицу превращаются богатыри и молодцы, чтобы сразиться со своим противником или нечистой силой.

В русском фольклоре часто можно встретить сравнение птиц сокола с орлом. У этих птиц много чего общего, они смелые, отважные и имеют воинскую удачу. Но в них есть еще и немаловажная разница. Орел отличается своей жестокостью и суровостью, он белее холоднокровно может убить противника. Можно вспомнить сказания, в которых именно орел терзал мертвое тело воина. Сокол символ славян — все-таки более благороден, и выступает только на стороне добра несмотря не на что, поэтому именно эта птица стала божественным символом доблести и мужества, воплощенных на земле.

Сокол – это необыкновенная хищная птица, только она атакует противника напрямую без всяких тактических хитростей, а также она очень благородна –некогда не будет добивать упавшего или пораженного противника, пока он не поднимется ввысь.

В славянских сказках и приданиях встречаются несколько образов Сокола.

Рарог – огненный сокол, символизирующий силу огня.огненный сокол

Покровительствовал этому символу сам Сварог. Встречаются мифы, в которых говорится, что Сокол прилетал на Землю с посланиями от Богов. Таким образом, он выступает посредником между земным миром (Яви) и божественным (Прави). Огненный сокол символизирует также чистоту, очищение и обновление.

Давайте вспомним старинные обряды, когда люди прыгали через костер для того, чтобы над огнем сгорели все болезни, а душа очистилась и обновилась. Этот символ помогает защитить свое жилье от врагов и недугов, встретить свою любовь, а существующей семье подарит гармонию и взаимопонимание, оградить дом от непрошенных гостей и злых духов.

Еще одним образом славянской мифологии является сокол- Финист. Вольга – богатырь славянских былин превращается именно в эту птицу. У богатыря была способность оборачиваться в зверей, а также повелевать царством животных, ему это удавалось за счет умения понимания их голосов. В легенде он изображен, как воин, идущий к победе, целеустремлённый, мудрый и благородный. Образ сокола был взят Рюриковичем для создания своего герба, который также стал отображать все выше перечисленные качества.

Сокол - символ древних славян

То, что этот оберег имеет такую мощную силу, объясняется тем, что он имеет солярное происхождение. Поэтому древние славяне считали, что именно солнечная энергия этого знака способна максимально в себе сконцентрировать добро и благополучие. Амулет дарит своему обладателю процветание и благосостояние, стать счастливым и получить физические и духовные богатства. Это знак, изначально пошедший от Солнца, не предусматривает не каких злых помыслов и деяний. Ведь недаром все плохие деяния совершались под покровительством ночи. Славянский символ Сокол – амулет, обладающий светлой солнечной энергетикой, дает вам постоянное умиротворение и защищенность.

Носить такой амулет рекомендую мужчинам, которые стремятся открыть в себе воинственные качества – мужество, волю к победе и благородство. Благодаря ему мужчина станет выносливым, стремительным и настойчивым в достижении цели, а для семьи добытчиком и защитником.

Значение символа «Сокол» у русского народа.

Источник

slavicnews.ru

Сокол - символ русской силы - РАЗНОЕ - АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ - Каталог статей

Символика – это очень важно. Может быть, даже не менее важно, чем программа или организация. Символ способен привлекать человека своей образностью, будить у него какие-то древние, «архетипические» представления.

Там, где не «сработает» текст (статья, программа, воззвание) или устное выступление – там неизбежно окажет свое воздействие изображение.

Надо сказать, что русское движение постоянно искало и продолжает искать наиболее действенную символику. Здесь перепробовано многое: и традиционный двуглавый орел, и разные модификации коловрата, и кельтский крест (в круге), и т. д. В разное время и разными силами «на щит» поднималось и символическое изображение сокола, крайне напоминающее трезубец. Последнее кажется наиболее подходящим. Представляется, что именно сокол достоин стать символом всего общественного национально-патриотического движения.

Конечно, превыше всего двуглавый орел, который является гербом России. Но именно в силу этого он не может быть «партийной эмблемой». Нашей державной птице слишком тесно в узком пространстве политической борьбы, ее ждут иные небеса.

Также не подойдет (по крайней мере, на роль главного символа) – коловрат. Особенно это касается тех его модификаций, которые напоминают свастику. И не потому, что сама свастика – плоха. Это древний символ, который уходит корнями вглубь веков. Но в том-то все и дело, что древность испытывает воздействие современности. Старые символы могут быть использованы новыми силами, причем трактовка самого символа зачастую противоречит его значению. Так произошло и со свастикой, которую Гитлер и его сотоварищи представили в качестве символа Движения. (Саму НСДАП фюрер любил называть именно «движением»). В то же время свастика, как и любой крест, означает, неподвижность истинного и сакрального центра – точки, находящейся на пересечении линий. Эта путаница в символике вполне отражала путаницу в головах нацистских вождей. Вместо того, чтобы утверждать свой центр, крепить мощь германского национального государства на территории Германии, они расточили немецкие силы в движении. Третий Рейх погубила его бездумная, брутальная экспансия. И не удивительно, что самым губительным оказалось именно восточное направление движения – там тевтонские армады встретились с несокрушимой волей восточных славян – русских.

С тех пор свастика воспринимается в народном сознании именно как черный вихрь враждебного движения. Заметим, не является, но воспринимается. Современность оказала огромное влияние на древность символа, придала ему соответствующие наслоения. В будущем их, скорее всего, окажется возможным отчистить, но только в будущем. А политика есть то поле, на котором приходится действовать «здесь и сейчас», учитывая все стереотипы общественного сознания.

Впрочем, проблема здесь более широка. Коловраты тесно связаны с солнечным символизмом (хотя вовсе им не исчерпываются), который действительно очень важен. Но для русских он все-таки стоит на втором месте. На первом же месте стоит символизм грозы, который подчеркивает воинский, героический характер русских. В «Слове о полку Игореве» русских называют Дажьбожьими внуками, что вроде бы указывает на первенство солнечности. (Сам Дажьбог – божество солнечного света).

Но ведь отцом солнечного бога был Сварог – бог-кузнец, связанный с грозовой тематикой. А верховным божеством всех русов являлся бог Род-Громовержец – творец всего сущего и, прежде всего, жизни. (Академик Б. А. Рыбаков утверждал, что «Сварог» и «Род» – имена одного и того же Божества, возглавляющего славянских пантеон. Возможно, это так, и под именем Сварога Род выступает в качестве творца материальной стороны мира.)

Еще одним, младшим богом-Громовержцем был Перун. Он покровительствовал князьям и дружинникам, выступая, как небесный предводитель воинской касты кшатриев. Именно Перуна хотел сделать верховным божеством князь Владимир Красно Солнышко, затеявший реформу языческого пантеона. Но потом он сделал гораздо более значимый метафизический выбор, крестив Русь. Однако «перунизм» как бы подготовил воинскую, кшатрийскую Русь к принятию новой, истинной веры. (Жрецы и торгово-ремесленная верхушка держались за «скотьего» бога Велеса.) Птицей Перуна был сокол. Это явствует из данных сравнительного анализа индоевропейских мифов. Родственные славянам иранцы почитали бога Войны и Победы Веретрагну (аналог нашего Перуна), который имел своим воплощением сокола. Кроме того, в виде сокола иранцы изображали фарн – символ царской власти.

У славян был культ «хищной» птицы-сокола и огненного духа – Рарога (Рарига). И, что любопытно, одно из славянских племен – ободриты, обитавшее на южном побережье Балтийского моря, имело своим центром город Ререк (Сокол). Существует гипотеза, согласно которой именно из этих мест и вышел знаменитый князь Рюрик (Ререг), давший начало русской династии.

На Руси сокол был очень популярен. Воин-сокол часто встречается в русском эпосе. Так, былинный Вольга-богатырь часто оборачивался этой грозной птицей и в ее обличье сражался с черным вороном Санталом. Во Владимировых былинах Илья Муромец и Добрыня Никитич путешествуют по Хвалынскому (Каспийскому) морю на «Соколе» – корабле, который подвергается нападению «черных воронов» (турок или татар). В Киевской Руси черными воронами называли половцев, а соколами - князей-Русичей. (В «Слове о полку Игореве» князей именуют «соколичами», т. е. Ререговичами, Рюриковичами.)

Изображение Сокола органично вписалось в символический мир Руси Христианской. Его изображения можно встретить на монетах и печатях Владимира Крестителя и его сына Ярослава, других князей.

Во времена язычества сокол символизировал драконоборчество, которое было одним из главных занятий Громовержцев. Но он же сохранил этот символизм и после Крещения. Не случайно же сокол оказался на древнем гербе Москвы (Третьего Рима) – там он сидит на руке Всадника, Георгия Победоносца, поражающего змея копьем. На знаках Рюриковичей сокол изображен пикирующим. Здесь он похож на молнию, которая падает сверху на змеевидного Противника, находящегося под землей.

К слову, сейчас некоторые публицисты утверждают, что для дохристианской веры русов был более важен культ Рептилии, Змея, Дракона. Дескать, этот глубинный персонаж ближе к первоначалу, к истокам. Вообще, по этой логике хтонические, подземные божества древнее, а значит и «ценнее». Отчасти это так. На каком-то этапе древние люди действительно впали в поклонение подземным «богам», отказавшись от древнейшего прамонотеизма. Но и внутри язычества постоянно шла борьба за то, чтобы покинуть символическое «подземелье», подняться ввысь, к небу. Из этого стремления и возник культ небесных – грозовых и солнечных – богов.

На смену Змею, рожденному ползать, шла Птица, рожденная летать. Эта борьба велась в сердцах и умах наших предков-славян руссов, которые поднимались с земли, расправляя свои могучие державные крылья. И Птица победила Змея, причем сама победа произошла (пусть и не сразу) в эпоху Московской Руси, когда гербом стал Орел, а Сокол взлетел на руку московского всадника, поражающего Змея.Эта борьба очень хорошо заметна на символическом уровне. Исследователь Р. Багдасаров замечает, что даже на родовых гербах Рюриковичей (можайского и Белозерского князя Ивана Андреевича, царей Василия Темного и Ивана II) содержится изображение змеедевы. (Многие древние народы почитали ее прародительницей. Например, родственные славянам скифы. В литературе змеедеву именуют Ехидной, Орой, Мелюзиной и т. д.). «Интересно, – замечает Багдасаров, – что на собственно московских деньгах вел. кн. Василия Васильевича того же периода уже не змеедева Ора, а Дева-полуптица (Сирин). Они являлись разновидностями одной эмблемы на генеалогическом уровне, что предопределило их различие на уровне символическом.

В русской эмблематике хтоническая половина туловища постепенно отпадает, а вперед выступает верхняя половина с крыльями. Крылья московской Оры значительно больше, чем у можайской, рептильная же часть туловища исчезла». Путь державного возмужания, государственного взросления Руси напоминает полет боевой птицы, поражающей как внешнего, так и внутреннего врага. И здесь очень важен символизм внутренней победы. Змей был повержен и загнан в глубины. Но он неоднократно вылезал оттуда. Иногда он приползал извне, но часто появлялся из мрачных глубин революционного подполья. Наша задача – биться с Рептилией до конца, не давать ей возможность тянуться хищной пастью к Русскому Солнцу Третьего Рима. И решимость к этой битвы должна быть выражена символически. На русский щит должен быть помещен русский Сокол – символ нашей Победы.

источник

ЗАРАБОТАЙ со мной ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ В многих играх есть секретный код - http://cheatsbase.ru. Посмотрите их там много.

wikii.ru

Вендский сокол - символ Руси.

«Тризуб» - трезубец. Откуда он появился на знамени и гербе украины? И по какому, собственно, праву свидомая общественность считает его своим символом?

У русского национального движения есть древний символ – коловрат, пришедший к нам еще со времен ариев. Все мы помним и чтим Евпатия Коловрата – последнего русского язычника, который с горсткой храбрецов атаковал орду Батыя….. Но есть еще один важный русский символ, хорошо известный, но по причине исторического, советского беспамятства не воспринимаемый нами как русский. Это знак рарога – вендского сокола…

В свое время имя Рорик/Рюрик позволяло ученым – норманистам справлять научные триумфы, поскольку оно было признано славянизированной формой шведского имени Hroerekr ( это так называемое «восстановленное» имя, т.е. не упоминаемое в источниках, но якобы существовавшее в действительности ). Главный изъян здесь подметил еще Ломоносов, сказавший, что имена первых русских князей «не имеют на скандинавском языке никакого знаменования», то есть, ничего не означают и, следовательно, заимствованы. Скандинавской этимологии имени Рюрик не существует. Современные исследования неоспоримо подтверждают, что имя Рюрик совершенно чуждо скандинавской ономастике и не встречается в шведских именословах….

На самом деле в формах имени Рорик, известных по западноевропейским хроникам – Rorik, Rerek, Rorich, Rerig, - отчетливо проступает славянская первооснова – ободритское слово «рарог/ререг, то есть «сокол». Эта птица была тотемным символом ободритов, ее изображением украшались их воинские стяги и фигуры племенных богов. Соседи часто называли ободритов по имени их тотема «рарожанами» , «соколиным народом».

Чем интересен Рорик (Ютландский ) для русской истории ? Своими тесными родственными связями с ободритами, его матерью и бабушкой были вендские княжны, а также тем, что имел долю в ленном владении своего брата, в графстве Рустринген ( возможно, это был Рюриксберг ).

Почти не приходится сомневаться в том, что Рорик пришел княжить к ободритам из Рустрингии с многочисленной «русской» дружиной, и значит, Рюрикова «русь» попала в наши летописи также из ободритского предания. Произошло это после смерти Гостомысла, то есть речь идет о вступлении в права наследников по женской линии после пресечения мужской линии в княжеском роду ободритов.

Использование древнерусскими книжниками ободритского предания о призвании Рюрика позволяет сделать вывод о тесных связях древней Руси, Новгородского Севера со славянским, балтийским Поморьем. Оттуда, из Поморья, переселенцами-вендами на наш Север был принесен символ их тотемной птицы – знак сокола-рарога. У нас он стал известен как «знак Рюриковичей».

 После 17 –го года этот знак был предложен небезызвестным Грушевским – историком, сторонником большевиков и агентом австрийских спецслужб, в качестве национального символа украины. Таким образом, этому «украинскому гербу» столько же лет, сколько и самой украине – 20 лет ….Ну, еще до этого 70 лет он использовался различными укронацисткими, бандеровскими организациями. 

 А тысячу лет до этого вендский сокол был знаком русских князей, русским знаком и должен таковым оставаться в дальнейшем.  Этот символ, в новой, соответствующей времени, стилизации должен быть на русских стягах, на знаменах русских националистов, напоминая о древнерусской истории. Он должен стать таким же символом русского освободительного движения как и знаменитый коловрат ! Слава Руси !

Cjr 

 

P. S. А символом бандеровцев должен быть ….трилобит. Он отвечает их главному требованию к символу - древности и выводит историю неньки с палеозойской эры..

maxpark.com

какое значение и роль он играл в жизни и культуре славян?

Славянский символ сокол: какое значение и роль он играл в жизни и культуре славян?

Что мы знаем о соколе? Наверное, немного. Сокол – это хищная птица, которая имеет мощный клюв и когти. Но, как оказалось, он является единственным летающим хищником, который нападет на своего врага напрямую, в лоб. Для него чужды всевозможные тактические схемы и хитрости. И еще один важный момент: сокол не «бьет лежачего». Он ждет, пока его противник будет способен продолжать сражаться.

Наверное из-за таких достойных качеств славяне и почитали всегда эту птицу. Тем более, лобовое столкновение на поле боя было их излюбленным методом ведения военных действий. Так, считали наши предки, намного честнее.

Славянский символ сокол

В символе Сокол у древних славян воплощаются настоящее мужество, храбрость, самоотверженность. В качестве оберега его носили воины, чтобы одержать победу над врагом и защитить свои территории. Также символ сокола придавал мощную энергию своему владельцу, воодушевлял перед битвой и настраивал на положительный ее исход.

В соколе люди всегда видели силу самого неба. С одной стороны, он воинственен, мужественен. Но, с другой, он благородный, светлый и добрый. Для него честь стоит на первом месте. Он не за жестокость и слепое убийство. Он – за справедливость.

В культуре древних славян сокол предстает в двух ипостасях:

Славянский символ сокол: какое значение и роль он играл в жизни и культуре славян?
  1. Первая из них – Рарог. Он представляет собой огненный дух, который несет тепло и мощь. Покровительствует ему сам бог Сварог. Рарог, кстати, был связующим звеном между Высшим миром (Правь) и земным (Явь). То есть он внимательно слушал наставления богов на небе, а потом прилетал к людям и рассказывал их. А оберегом, воплощающим Рарога, стал огненный сокол. Считается, что эта птица приходит к своему владельцу со сверкающим оперением и приносит ему защиту от болезней, от врагов. Также огненный сокол ограждает дом от зла, дурного глаза, помогает обрести семейное счастье.
  2. Вторая ипостась сокола – это Финист. Согласно древним писаниям, он всегда ассоциировался с победой на войне, с удачей.

Почему же славянский символ сокола является настолько важным и сильным? Дело в том, что сокол – это дитя самого солнца. Поэтому он и впитал в себя все лучшие его качества: тепло, свет, небывалую силу.

Те люди, кто носит оберег сокола, очень успешны, состоятельны в материальном плане, здоровы, счастливы. Они ценят то, что имеют. Они честны и справедливы. Но сам символ сокола является чисто мужским, поэтому носят его только представители сильного пола. Мужчина, заручившись поддержкой самого сокола, становится уверенным в себе, добивается успехов во всем, может прокормить и защитить свою семью.

Значение символа "Сокол" у русского народа.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Пикирующий сокол. Символ сокола на знаках Рюриковичей

Немногие знают, что знак пикирующего сокола отображается в украинском трезубце, а своей историей возвращается ещё к Рюриковичам. Как же объясняется то, что трезубец – вовсе не орудие языческого Посейдона, а пикирующий сокол – национальный символ Украины?

Князья Рюриковичи

Династия Рюриковичей является княжеской династией, которая, как принято считать, берёт свое начало от Рюрика. Вопрос о происхождении князя Рюрика оставляет за собой множество споров. Так, бытует мнение, что родом он из народа русы. Часто его имя отождествляется с датским князем Рориком. Находятся и исследователи, которые в корне отрицают факт существования варяжского главнокомандующего.

Ещё одна версия – это родство с племенем ободритов (объединение отдельных западных славян). Поклонники последней версии говорят о славянском происхождении фамилии князя, так как на славянском это слово произносилось как «рарог», то есть сокол. Сюда привязывается и пикирующий сокол, как знак Рюрика. Так или иначе, Рюрик считается основателем рода, правящего впоследствии в Киевской Руси.

пикирующий сокол

Отличительные знаки Рюриковичей

Каждому князю в династии Рюриковичей принадлежал личный отличительный знак - «герб», который не передавался по наследству, и не считался родовым или семейным. Эти знаки князья использовали в качестве печати или клейма, с их помощью они подписывали документы, ремесленники помещали княжеское клеймо на свои изделия. Об их изображениях можно судить, исходя из древних монет и печатей, которые сохранились до наших дней.

пикирующий сокол национальный символ Украины

Знаки не передавались по наследству, но имели одну общую основу в виде двузубца или трезубца. К этой основе князья добавляли различные элементы – завитки, кресты и прочее. Гербы представителей Боспорской царской династии, тоже содержали двузубец в основе и схожи с гербами Рюриковичей, однако их связь, кроме внешней схожести, не доказана.

Постепенно изображения на «гербах» Рюриковичей упрощаются, и к XIII веку выходят из употребления.

Толкования знаков Рюриковичей

Различные вариации трезубца на «гербах» княжеской династии находились на Десятинной церкви, доспехах и перстнях дружины, на предметах, которые принадлежали князьям. Символическому значению изображения трезубца посвящено много исследовательских трудов. Одна из самых распространенных версий говорит о том, что это пикирующий сокол Рюрика.

Некоторые исследователи считали, что трезубец является символом светильника, который использовали на Руси – трикирия. Хоругвь (войсковое знамя) и скипетр из Византии или из скифских курганов, также были вариантами значений изображения на отличительных знаках Рюриковичей.

Многие видели в трезубце птицу, а именно ворона. Почему ворона? Все потому, что похожее изображение было и на английских монетах одного датского князя, где оно обозначало Ворона бога Одина. Ворон является главным изображением на древних датских гербах. Такая трактовка признавалась далеко не всеми, считалось, что христианский князь не мог выбрать себе в «гербы» языческую птицу.

Исследователь А.А. Куник придерживался мнения, что птица эта совсем не ворон, а голубь, который часто изображался в Византии и означал Святого Духа. Теория про голубя опровергалась тем, что в Византии голубь часто изображался летящим ввысь.

сокол пикирующий герб

Подробное изучение нумизматами древних монет, в частности, монет Ярослава и Владимира, стало основной причиной утверждать, что трезубец – это пикирующий сокол. Они заключили, что форма клюва (изогнутая) и головы (низкий лоб) не похожи на черты голубя, а больше похожи на сокола. Важным доводом послужило также упоминание сокола в «Слове о полку Игоревом», где князь Игорь назывался соколом.

Исследователи считают, что и двузубец – это пикирующий сокол. Только в этом случае сокол показан с другого ракурса, снизу. Если смотреть на атакующего сокола с земли, то его хвоста может быть не видно.

Пикирующий сокол как национальный символ

Образ сокола встречается с древних времен. В различных сказаниях фигурирует образ «ясного сокола», который борется с черным вороном. Одна из версий, почему именно сокол фигурирует в «гербах» древнерусских князей – это пережитки тотемизма. Возможно, раньше сокол являлся тотемной птицей для предков Рюрика.

После того как Рюриковичи перестали употреблять свои «гербы», о них ещё долго не вспоминали, вплоть до XX века. В 1917 году украинский историк Михаил Грушевский предложил трезубец в качестве национального символа. С 22 марта 1918 года пикирующий сокол – национальный символ Украины.

пикирующий сокол Рюрика

Во времена Советского Союза государственное значение его утратилось и использовалось лишь некоторыми национальными объединениями. В военные годы сокол фигурировал на гербе Карпатской Украины.

С распадом Союза, в 1992 году в Украине официальным символом вновь был принят сокол пикирующий. Герб этот носит звание Малого Государственного Герба Украины.

Заключение

До конца неизвестно, насколько глубокие корни у изображения атакующего сокола. Этот знак на многие века стал главным символом целой княжеской династии, а сейчас продолжает свою жизнь в роли национального символа Украины.

fb.ru

Изображение Сокола и Трезубца на изделиях Древней Руси.

Изображение Сокола и Трезубца на изделиях Древней Руси. [Mar. 3rd, 2014|08:27 pm]

smelding

Оригинал взят у slavgard в Изображение Сокола и Трезубца на изделиях Древней Руси.Продолжая цикл статей по теме "Символ Сокола и Трезубца в Древнерусской пластике" хотелось бы рассмотреть общие сюжетные линии на таких изделиях, как орнитоморфные привески, накладные украшения, наконечники ножен мечей, а также трапециевидные привески и монеты Древней Руси.Сравнивая совершенно различные изделия - наконечник ножен меча, трапециевидную привеску и сребреник Владимира, можно легко заметить общий сюжет, проходящий через эти изделия, но выраженный в разной форме.На всех изделия мы видим стилизованное изображение Сокола и это не случайно. Не даром ведь наших князей в летописях именую именно "соколами". Различия в сюжете лишь в том, что на одних изделиях сокол изображен воспаряющим (головой вверх), а на других атакующим (головой вниз). Это объясняется верованием Древних славян - оба эти символа были важны для наших предков, прежде всего в воинской среде. Атакующий сокол был символом стремительной атаки, скорости и отваги. Воспаряющий-же сокол был символом воспарения убитого в бою война в иной мир.

Обратимся к деталям: в верхней части таблицы мы видим реалистичное изображение воспаряющей птицы на различных изделиях. Ниже размещены примеры геральдического изображения сокола на наконечниках ножен Древнерусских мечей. В нижней части таблицы размещены примеры изображения "трезубца" или пикирующего сокола на трапециевидных привесках. В самом нижнем раду размещены изображения тамги Рюриковичей на Древнерусских монетах - сребрениках.Помимо самого изображения сокола, в различной степени стилизации, или трезубца, можно также заметить отдельные элементы, такие как, довольно характерное для данного сюжета, изображение кольца у основания хвоста птицы.

Как ни странно, но эта деталь присутствует на всех подобных предметах - она же в стилизованной форме есть и на т.н. "тризубцах" на трапециевидных привесках и сребрениках, что прямо может указывать на их общее развитие, а также на близость к первоначальному, исходному сюжету. Сам круг имеет явно выраженный солярный смысл - на трапециевидных привесках его изображали в виде коловрата. На следующем этапе развития сюжета он становиться "перетяжкой" у основания "хвоста сокола" - это хорошо заметно на сребрениках и на наконечниках ножен мечей. Этот же элемент присутствует на всех реалистичных изображениях птицы в верху таблицы.

Еще один интересный элемент - это плетеный узел, который появляется на Руси в X веке и в дальнейшем широко используется в декоре различных изделий. На фото ниже представлены изображения сокола и трезубца с размещенным в центре подобным "узлом" - это сребреник Владимира X в., наконечник ножен меча из Десятинной церкви в Киеве, X в., трапециевидная привеска, одежный зацеп и монетовидные привески.

На некоторых изделия мы также находим изображение двух солярных символов, которые на более поздних привесках изображены в форме цветка. По этим символам будет отдельная статья, так как их появление на данных изделиях тоже не случайно. http://slavgard.livejournal.com/1212.htmlРассмотрев данные изображения и сравнив все элементы, можно прийти к выводу, что изображение Сокола и Трезубца в Древнерусской пластике тесно связаны между собой. Они появляются в один и тот же период в X в. и несут в себе единую смысловую нагрузку и единый набор символов - кроме общей схожести изображений, на них присутствует солярная символика и довольно характерный узел в центре композиции, более всего напоминающий узел "Древа Жизни".Сами изображения птиц в геральдической позе, как воспаряющих, так и пикирующих, схожи между собой и все они вкладываются в силуэт трезубца, хотя сам по себе знак "тризуб" мог иметь иное происхождение. По одной из версий, имея прообразом сарматскую тамгу, трезубец мог получить дальнейшее развитие именно в образе сокола, так почитаемого на Руси.В одной из следующих статей мы постараемся подробнее остановиться на изображениях на трапециевидных привесках, изображение на которых многие небезосновательно связывают со знаками Рюриковичей.
Comments:

Весьма, весьма и ещё раз весьма интересно!

From: ext_16497022014-03-03 02:06 pm (UTC)

как воспаряющих, так и пикирующих

(Link)

Наглядно.Возник вопрос: если изображали "как воспаряющих, так и пикирующих" соколов, то в чём разница? Какую смысловую нагрузку несло движение вверх и вниз? В приведённых примерах, на монетах пикирующий, в то время как на привесках вверх-вниз. Особо порадовало наличие солярного символа.

Edited at 2014-03-03 06:06 pm (UTC)

атакующий головой вниз, воспаряющий вверх?

From: ext_16497022014-03-04 06:30 am (UTC)

вниз, воспаряющий вверх

(Link)

по статье вроде так

Edited at 2014-03-04 10:30 am (UTC)

Все верно - атакующий сокол летит (бросается) головой вниз. Это символ передает энергию атаки, стремительности.Если же он изображается головой вверх, то это воспаряющий сокол - символ воспарения духа война, погибшего в бою. Заметьте, именно воспаряющий сокол изображался на наконечниках ножен война.

С солярными символами не понятно. Ну, пусть традиция прослежена. Но истоки-то её? Почему Солнца два, в какой это галактике? Вайтманная левашовщина? ))

вот по прочтении этих буквиц непонятка и возникла

так там и задай вопрос)

From: ext_16497022014-03-04 03:57 pm (UTC)

С солярными символами

(Link)

Связь солярных символов с княжьим родом рассматривал Серяков в "Даждьбоге". А вот две штуки...только догадки: дневное солнце и "подводное". по нижнему миру(вполне себе наша галактика))), точки солнцестояния. На носу зарубить, может где всплывёт.

Солярность-то сама по себе понятна. Вопрос - почему два. По ходу, ни фига не Солнышки это.

А что это может быть?

На Стожары не похоже. Думаю, что Пояс Ориона - южное созвездие с двумя яркими звёздами.

Там же, вроде, три звезды?

Давно учил астрономию. )

Кастор и Поллукс - ярчайшие звёзды, вполне подходят. Созвездие примыкает к Ориону, но хорошо видимо и в более северных широтах. + весьма мифологизированное созвездие

Более чем мифологизированное)Надо постараться не забыть этот интересный сюжет,наверняка где-нибудь что-нибудь связанное всплывет

В статье есть объяснение, почему изображались именно парные светила: "[...]Сюжет изображает пару сияющих солнечных дисков в двух точках солнцестояния - зимней и летней[...]"

их рисовали не в ряд, а наверху и внизу да и какой смысл в Междуречье придавать такое внимание годичному циклу - там снимали несколько урожаев в год

На диско-гроздиевых бляхах Подчеремского клада и далее на более поздних изделиях Пермского края данный сюжет сопровождают грозди винограда - это подтверждает версию солнца, так как грозди, символизирующие урожай винограда, неразрывно связанны с солнцем. Изображенный под звездой данный символ не имел бы смысла.Сюжет на Алтай попал скорее всего через сармато-аланское население Северного Причерноморья, а туда в свою очередь вместе с миграцией ариев с юга.

Edited at 2014-03-26 11:13 am (UTC)

А Кастор и Поллукс - символ рассвета и заката, утра и вечера, движения солнечного света.

smelding.livejournal.com

Тотем сокола в русской культуре

Сокол в славянской языческой мифологии

Много уже написано про Сокола в славянской мифологии, рассказано про его тотемное значение и проанализировано его поведение как животного. Но не останавливаться вовсе на этом вопросе мы не можем. Соколы важнейший персонаж духовного и даже ментального плана в славянской языческой культуре. Поэтому мы расскажем про него всесторонне. Сокол является больше воинским тотемом. Он присутствует на стягах и гербах славянских племён. Как птица, Соколы очень воинственна, но честна. Если Соколы повалил свою жертву на землю, он не добивает противника, а ждёт когда тот подниматься и только после этого продолжает бой. В древних преданиях не наблюдается за соколом функций птицы-падальщика. Кроме этого Соколы всегда идёт в лобовую атаку без хитростей. Также стоит отметить отличное зрение животного. Всё это закрепилось в устном народном творчестве. Так богатырей называли «ясными соколами». Иногда у этой фразы появлялся немного иной контекст «Сокол ты мой ясный» говорила девушка о своём суженном. Если у человека было хорошее зрения, то про него говорили « он обладает соколиным зрением». Как и большинство славянских мифологических персонажей, Соколы имел функции оборотничества. Так мифологический персонаж Волх мог обращаться в сокола. Но тут опять не обошлось без военного подтекста. В сказках есть мифологический персонаж Финист — покровитель Восточных Славян. Он появляется в явном мире в образе Сокола-воина. Сокол очень любим в народе, и он по праву обладает солярными свойствами. Так считается что Соколы солнечное животное. Может это от того, что он летает высоко или от того, что в преданиях старый Соколы летит прямо к солнцу и сгорает от его лучей. Тут можно гадать долго, но точно одно, Соколы – светлая птица, которая олицетворяет воинскую доблесть, чистоту намерений, отвагу, честность. Это все те качества, которые так присущи русскому человеку! В современности Соколы имеет популярность у многих фольк коллективов, например группы «Волколак», которая не редко включает в сюжеты своих песен образ Сокола в воинском ключе.

www.slavyarmarka.ru