Социальное устройство древнего рима. Социально-политическая культура Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социальное устройство Древнего Рима. Социальное устройство древнего рима


Социальное устройство Рима | История культуры

Теперь ещё несколько слов о римском праве и о социальном устройстве Рима. Я уже говорил, что первым писаным римским законом были Двенадцать таблиц, закон Двенадцати таблиц, это V век до н.э. Потом последовали другие законы. Я говорил, преторы (судьи) их принимали. Римское юридическое мышление способствовало развитию законодательства, разрабатывались различные отрасли права, основные принципы права, например: все свободные люди равны перед законом, суд должен совершаться публично, публичность правосудия, свободного гражданина Рима нельзя пытать.

Но вот эти принципы (презумпция невиновности, публичность суда) должны быть незыблемы, как говорил один известный римлянин: пусть мир рушится, но закон должен торжествовать, это очень в римском духе. И культ права здесь, в этой фразе, и некое своеобразное величие, героика. Пусть мир рушится, но закон должен торжествовать. Справедливость абстрактная, универсальная, внечеловеческая, можно сказать даже бесчеловеческая. Это святое. Это очень по-римски.

Теперь хочу ещё раз вернуться к теме земледелия. Она не раз будет присутствовать. Итак, я упоминал это понятие агер публикус (общественное поле). И вокруг борьбы за политические права, и за доступ к земельным участкам, земельным наделам для плебеев, для бедняков – это важнейший нерв политической жизни Рима, в ходе которого плебеи и бедняки добились политического равноправия, учреждения поста народных трибунов, того, что один из консулов был плебеем, плебеи допускаются к должностным лицам государства и т.д.

Но ведь земельные ресурсы Италии небезграничны. Поэтому Рим очень рано встал на путь, во-первых, основания колоний, во-вторых, основания провинций, то есть территорий, которые управлялись римским проконсулом, римским каким-то наместником, и откуда выкачивались все средства в Рим. И за счёт ограбления вновь захваченных территорий снималась социальная напряжённость в самом Риме. То есть такой вот паразитарный характер римской власти.

Если Эллада вывозила из себя, эллины вывозили продукты ремёсел, торговли, торговали со всем миром и везли в другие страны культурные достижения, то Рим вывозил только легионы воинов, только правителей, только свои законы, а ввозил он все богатства. Из Сицилии, захваченной впоследствии, из Египта – хлеб, с Востока – предметы роскоши. То есть очень рано такой путь, ведущий, конечно, к загниванию и вырождению этой изначально военной и такой несколько грабительской державы. А за счёт этого вывезенного – хлебные раздачи своим неимущим гражданам. Неимущие граждане в Риме назывались, кстати, знакомым нам всем словом пролетарии. Пролетарии – значит бедняки, неимущие. Вот эти пролетарии сбегались в Рим огромными толпами, чтобы получить римские права, получить хлеб и зрелища, получить хлебные раздачи. И хлебные раздачи стали эффективным инструментом манипуляции, политики, то есть такой подкуп избирателя.

Ещё очень важным моментом в свете всего сказанного является борьба за получение прав римского гражданина, потому что это право на долю с ограбления колоний, провинций, право на свою долю добычи. Ну а также римское гражданство означает, что человек, который его имеет, может влиять на политику, продавать свои голоса тем, кто дорого заплатит, получать хлебные раздачи, получать участки земли.

Далее — Союзническая война

www.culturhistory.ru

Социальное устройство Древнего Рима.... - Задачки.net

Социальное устройство Рима

Теперь ещё несколько слов о римском праве и о социальном устройстве Рима. Я уже говорил, что первым писаным римским законом были Двенадцать таблиц, закон Двенадцати таблиц, это V век до н.э. Потом последовали другие законы. Я говорил, преторы (судьи) их принимали. Римское юридическое мышление способствовало развитию законодательства, разрабатывались различные отрасли права, основные принципы права, например: все свободные люди равны перед законом, суд должен совершаться публично, публичность правосудия, свободного гражданина Рима нельзя пытать.

Но вот эти принципы (презумпция невиновности, публичность суда) должны быть незыблемы, как говорил один известный римлянин: пусть мир рушится, но закон должен торжествовать, это очень в римском духе. И культ права здесь, в этой фразе, и некое своеобразное величие, героика. Пусть мир рушится, но закон должен торжествовать. Справедливость абстрактная, универсальная, внечеловеческая, можно сказать даже бесчеловеческая. Это святое. Это очень по-римски.

Теперь хочу ещё раз вернуться к теме земледелия. Она не раз будет присутствовать. Итак, я упоминал это понятие агер публикус (общественное поле). И вокруг борьбы за политические права, и за доступ к земельным участкам, земельным наделам для плебеев, для бедняков – это важнейший нерв политической жизни Рима, в ходе которого плебеи и бедняки добились политического равноправия, учреждения поста народных трибунов, того, что один из консулов был плебеем, плебеи допускаются к должностным лицам государства и т.д.

Но ведь земельные ресурсы Италии небезграничны. Поэтому Рим очень рано встал на путь, во-первых, основания колоний, во-вторых, основания провинций, то есть территорий, которые управлялись римским проконсулом, римским каким-то наместником, и откуда выкачивались все средства в Рим. И за счёт ограбления вновь захваченных территорий снималась социальная напряжённость в самом Риме. То есть такой вот паразитарный характер римской власти.

Если Эллада вывозила из себя, эллины вывозили продукты ремёсел, торговли, торговали со всем миром и везли в другие страны культурные достижения, то Рим вывозил только легионы воинов, только правителей, только свои законы, а ввозил он все богатства. Из Сицилии, захваченной впоследствии, из Египта – хлеб, с Востока – предметы роскоши. То есть очень рано такой путь, ведущий, конечно, к загниванию и вырождению этой изначально военной и такой несколько грабительской державы. А за счёт этого вывезенного – хлебные раздачи своим неимущим гражданам. Неимущие граждане в Риме назывались, кстати, знакомым нам всем словом пролетарии. Пролетарии – значит бедняки, неимущие. Вот эти пролетарии сбегались в Рим огромными толпами, чтобы получить римские права, получить хлеб и зрелища, получить хлебные раздачи. И хлебные раздачи стали эффективным инструментом манипуляции, политики, то есть такой подкуп избирателя.

Ещё очень важным моментом в свете всего сказанного является борьба за получение прав римского гражданина, потому что это право на долю с ограбления колоний, провинций, право на свою долю добычи. Ну а также римское гражданство означает, что человек, который его имеет, может влиять на политику, продавать свои голоса тем, кто дорого заплатит, получать хлебные раздачи, получать участки земли.

Оцени ответ

zadachki.net

Социальное устройство Древнего Рима.... - Умницы.ru

Социальное устройство Рима

Теперь ещё несколько слов о римском праве и о социальном устройстве Рима. Я уже говорил, что первым писаным римским законом были Двенадцать таблиц, закон Двенадцати таблиц, это V век до н.э. Потом последовали другие законы. Я говорил, преторы (судьи) их принимали. Римское юридическое мышление способствовало развитию законодательства, разрабатывались различные отрасли права, основные принципы права, например: все свободные люди равны перед законом, суд должен совершаться публично, публичность правосудия, свободного гражданина Рима нельзя пытать.

Но вот эти принципы (презумпция невиновности, публичность суда) должны быть незыблемы, как говорил один известный римлянин: пусть мир рушится, но закон должен торжествовать, это очень в римском духе. И культ права здесь, в этой фразе, и некое своеобразное величие, героика. Пусть мир рушится, но закон должен торжествовать. Справедливость абстрактная, универсальная, внечеловеческая, можно сказать даже бесчеловеческая. Это святое. Это очень по-римски.

Теперь хочу ещё раз вернуться к теме земледелия. Она не раз будет присутствовать. Итак, я упоминал это понятие агер публикус (общественное поле). И вокруг борьбы за политические права, и за доступ к земельным участкам, земельным наделам для плебеев, для бедняков – это важнейший нерв политической жизни Рима, в ходе которого плебеи и бедняки добились политического равноправия, учреждения поста народных трибунов, того, что один из консулов был плебеем, плебеи допускаются к должностным лицам государства и т.д.

Но ведь земельные ресурсы Италии небезграничны. Поэтому Рим очень рано встал на путь, во-первых, основания колоний, во-вторых, основания провинций, то есть территорий, которые управлялись римским проконсулом, римским каким-то наместником, и откуда выкачивались все средства в Рим. И за счёт ограбления вновь захваченных территорий снималась социальная напряжённость в самом Риме. То есть такой вот паразитарный характер римской власти.

Если Эллада вывозила из себя, эллины вывозили продукты ремёсел, торговли, торговали со всем миром и везли в другие страны культурные достижения, то Рим вывозил только легионы воинов, только правителей, только свои законы, а ввозил он все богатства. Из Сицилии, захваченной впоследствии, из Египта – хлеб, с Востока – предметы роскоши. То есть очень рано такой путь, ведущий, конечно, к загниванию и вырождению этой изначально военной и такой несколько грабительской державы. А за счёт этого вывезенного – хлебные раздачи своим неимущим гражданам. Неимущие граждане в Риме назывались, кстати, знакомым нам всем словом пролетарии. Пролетарии – значит бедняки, неимущие. Вот эти пролетарии сбегались в Рим огромными толпами, чтобы получить римские права, получить хлеб и зрелища, получить хлебные раздачи. И хлебные раздачи стали эффективным инструментом манипуляции, политики, то есть такой подкуп избирателя.

Ещё очень важным моментом в свете всего сказанного является борьба за получение прав римского гражданина, потому что это право на долю с ограбления колоний, провинций, право на свою долю добычи. Ну а также римское гражданство означает, что человек, который его имеет, может влиять на политику, продавать свои голоса тем, кто дорого заплатит, получать хлебные раздачи, получать участки земли.

Оцени ответ

umnitsy.ru

Общественное устройство Древнего Рима - Древний Рим

Общественная жизнь Рима была по сравнению с греческой куда более сложной и напряженной. Римляне даже в республиканский период тяготели к всеохватности государственной власти. Во времена республики Рим управлялся целой армией выборных должностных лиц: консулов, преторов, квесторов, цензоров, трибунов, эдилов, префектов... Их функции были четко очерчены и не пересекались. В отличие от соседних народов, и в первую очередь от эллинов, они охотно делились своим гражданством не только с пилигримами, но и с вольноотпущенниками. При этом получение гражданства было равносильно получению национальности. Кровь не играла роли. Главными были общий для всех граждан образ жизни, подчинение единым законам. Убежденные в собственной исключительности, даже мессианстве, римляне тем не менее не были националистами и в том смысле, в каком, например, можно назвать националистами афинян, смотревших даже на собратьев из древней Греции как на людей второго сорта. Для римлянина грань между цивилизованным человеком и варваром пролегала по образу жизни и определялась весьма просто. Культурный человек живет в городе, носит тогу, владеет рабами, подчиняется законам. Варвар живет в лесу, носит штаны из звериных шкур, ему сильно повезет, если он попадет в рабство и сможет послужить укреплению Рима. если он будет хорошо трудиться и усвоит римские идеалы, хозяин отпустит его на волю, а глядишь, и поможет получить гражданство. Так, обретение гражданских прав — это в прямом смысле слова переплавка в горниле иной культуры.

Однако было бы неверно видеть в римском гражданстве некий аналог современного. Гражданство — принадлежность к городу — долгое время не могло стать в Риме общегосударственным институтом. Обитатели других италийских городов имели свое гражданство, хотя и жили в одной стране с римлянами. Промежуточным этапом на этом пути стало предоставление двойного гражданства, например Рима и Капуи, Рима и Медиоланума и т. д. Но это не решало всех проблем. Римляне понимали, что стабильность их государства напрямую связана с расширением числа граждан. К началу новой эры из 50 млн подданных Рима лишь около миллиона имели статус гражданина. Император Каракалла в 212 г. в так называемой Антониновой конституции дал римское гражданство всем свободным людям вне зависимости от национальности, проживавшим на территории империи. Римский гражданин имел обычно три имени: личное (Гай), родовое (Юлий) и фамильное или прозвище (Цезарь). Ощущенный на волю раб получал личное и родовое имя своего хозяина. Так, раб и близкий друг Цицерона — Тирон, освобожденный в 53 г. до н. э., стал именоваться, как его господин, Марк Туллий и приобрел римское гражданство.

Римское общество отличалось высокой социальной мобильностью. Принадлежность к тому или иному сословию определялась в зависимости от имущественного ценза. Городские власти в соответствии с оценкой состояния приписывали жителей к сословиям, которые не наследовались. Таким образом, разбогатевший мастеровой мог проскользнуть в сословие всадников, надеть золотое кольцо и белую тогу с тонкой пурпурной полосой.

Если вы хотите более подробно узнать об общественном устройстве Древнего Рима ознакомтесь с эти материалом

abc.do-info.ru

Социально-политическая культура Древнего Рима

Рим знал три формы государственного устройства: царскую, республиканскую и императорскую. Каждой форме власти соответствовало свое устройство.

Первые цари были из этрусков, предпоследний из них Сервий Туллий провел государственную реформу, в ходе которой вся территория Рима была поделена на 4 округа (или трибы). Население Рима разделялось на 5 имущественных классов, между которыми распределялись воинские повинности и политические роли. Самые богатые составляли первый класс, назывались всадниками (т.к. могли покупать себе лошадей для участия в войске). Они выставляли 80 сотен (центурий) пехотинцев и 18 центурий всадников в собственном вооружении и доспехах. Они же располагали большинством голосов в Народном собрании. Самые же бедные - пролетарии - выставляли только 1 центурию. Соответственно военная добыча и политические права их ограничивались. Реформа Сервия Туллия ограничивала власть патрициев - членов коренных римских родов, державших в своих руках общественные земли, обладавших властью. Среди всадников же были и люди не знатные, но обогатившиеся разными путями. Таким образом власть регулировала распределение политических прав и возможность участия в управлении государством, устраняя одних и возвышая других.

В республиканском Риме во главе государства стояли два консула, правящие попеременно и во время войн попеременно же управлявшие войсками. Они опирались на Сенат, готовивший законы для Народного собрания. Его составляли очень богатые римляне-представители "римского народа", которые избирались либо по сотням (центуриям) или по округам (трибам). Трибуны, представители народа от округов-триб, имели право потребовать созыва Народного собрания и имели право "вето". Исполнительная власть совершенствовалась и в разное время включала в себя: преторов, занимавшихся гражданским судопроизводством; квесторов - заведовавших казной; цензоров - выполнявших множество функций внутри общин; разного рода прокураторов (так называли разные должности: финансового чиновника, секретаря императора, чиновников, посылаемых из центра для исполнения каких-либо поручений, наместников, назначаемых императором).

Советники императоров всегда имели юридическое образование. Надо сказать, что Рим дал миру два вида права - частное и общее, примеры рассмотрения множества юридических казусов.

Рим знал огромное число мощных восстаний рабов. Восстание под руководством раба Спартака блестяще отражено в художественной литературе, кинематографе и музыкално-хореографическом искусстве. Социально-экономическими причинами разрушения римской государственности считают: рабство, которое подрывало экономику и жизненные устои страны. Крупные землевладельцы получали огромные прибыли от дешевой рабочей силы. Им не было резона ни трудиться, ни развивать технику и технологию, ни совершенствовать труд рабов и развиваться самим; рабам не было смысла работать лучше, т.к. от их усердия и качества труда в их жизни ничего не изменялось, они рождались и умирали рабами, не могли иметь семьи и собственности; свободные крестьяне не могли улучшить свою жизнь, конкурируя с огромными богатыми латифундистами, которые производили дешевые продукты и товары. Крестьяне разорялись, пополняя либо ряды рабов, либо люмпенов в городах. Эта огромная армия, ничем не занятых людей, в целях заработка шла на любые сделки: служила лжесвидетелями, проститутками, продавала свои голоса на выборах, доносила, воровала. Она жила на крохи от раздач денег и пищи богатыми людьми, триумфов полководцев, на государственные пособия. Отсюда пошло известное выражение: "Плебс съел Рим". Кроме того, с 3 в до н.э. Рим, также как и другие государства, стал подвергаться систематическому нападению кочевых племен, натиск которых становился все сильнее, а экономические и военные возможности Рима уменьшались. Римские провинции, стремились к самостоятельности, поднимали восстания и отделялись. Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византия).

studfiles.net