Социальная политика древней руси. 6. Социально – экономический и политический строй древнерусского государства. Расцвет Древней Руси во второй половине х – первой половине хi века.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.Общественно-политический строй и социально-экономическое развитие Киевской Руси (X – XII вв.). Социальная политика древней руси


2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Киевская Русь – это было раннефеодальное государство. Просуществовало с конца 9 до начала 12 века (примерно 250 лет).

Государственная структура:

Великий княз кня

князь

Совет при князе

Вече

Удельные князья

Дворцово-вотчинные органы

Местные органы власти и Управления, наместники

Главой государства был великий князь. Он был высшим военачальником, судьей, законодателем, адресатом дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир. Назначал чиновников. Власть великого князя ограничивалась:

  • Советом при князе, в который входили военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.)

  • Вече – народным собранием, в котором могли принимать участие все свободные. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

  • Удельными князьями - местной родовой знатью.

Первыми правителями Киевской Руси были: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

Главным содержанием деятельности первых киевских князей было:

  1. Объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью великого киевского князя.

  2. Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.

  3. Защита границ русской земли от нападений степных кочевников (хазар, печенегов, половцев).

Важнейшим источником доходов князя и дружины была дань, выплачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги – князь Святослав (964-972) совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава – Владимире Святом (980-1015) в 988 году было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй :

Главная отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Дополнительные отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной городов (более 300) – в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). Он породнился и дружил с виднейшими государствами Европы. В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. В Прибалтике он основал г. Юрьев (Тарту) и утвердил там позиции Руси. При нем на Руси распространяется письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека была в Софийском соборе, построенном также при Ярославе Мудром.

При Ярославе Мудром появился первый свод законов на Руси – «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIII вв. Известны 3 редакции «Русской Правды»:

1. Краткая правда Ярослава Мудрого

2. Пространная (внуков Яр.Мудрого – Вл.Мономаха)

3. Сокращенная

«Русская Правда» закрепляла складывающуюся на Руси феодальную собственность, устанавливала жесткие наказания за попытки посягательства на нее, защищала жизнь и привилегии членов господствующего класса. По «Русской Правде» можно проследить противоречия в обществе и классовую борьбу. «Русская Правда» Ярослава Мудрого допускала кровную месть, но статья о кровной мести ограничивалась определением точного круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. Тем самым ставился предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи.

В Правде Ярославичей (при детях Яр.Мудрого) кровная месть уже запрещена, а взамен введен денежный штраф за убийство в зависимости от социального положения убитого от 5 до 80 гривен.

Общество в Киевской Руси делилось на свободных, полусвободных и зависимых.

Свободное население: знать, дружинники, духовенство, купцы, ремесленники, смерды (свободные крестьяне).

Полусвободное население: закупы, рядовичи. Закупом назывался человек, который брал от землевладельца купу – участок земли, денежную ссуду, семена и обязан был вернуть или отработать с процентами. Рядович – это человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

Зависимое население: рабы, которые назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники; за долги; брак с рабом или рабыней; рожденные от рабыни. Были и изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса (например, вышедшие из общины общинники, отпущенные на волю холопы и т.д.)

Поскольку великий киевский князь раздавал за службу дружинникам землю, то постепенно дружинники превращаются в землевладельцев-бояр (феодалов). Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей (вервь – это одно или несколько небольших поселений). Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнещанин. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – тиуны и ключники.

Развитие феодальных отношений сопровождалось классовой борьбой. Она выражалась в следующих формах:

  • Побеги зависимых людей от своих господ

  • Поджоги

  • Грабежи, разбой

  • Покушение на жизнь представителей вотчинной администрации и самих феодалов

  • Ересь. Под видом защиты языческой религии простой народ выступал против христианизации и церкви, которая сама была крупным феодалом.

Подавляя протест закабаляемых крестьян, князь опирался на дружину, администрацию, церковь и суд (законы).

Итак, Киевская Русь – это было крупнейшее государство, которое занимало территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

studfiles.net

3. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси.

Олег — первая исторически достоверная и самая крупная личность среди киев­ских князей. С правления Олега (879-912 гг.) начинается подлин­ная история Киевского государства. Его преемники продолжали укрепление единства, независимости и международного авторите­та Киевской Руси. Важной исторической датой является 882 г. — поход Олега из Новгорода в Киев. Перебравшись через озеро Ильмень в верховья Днепра, Олег и его воины покорили Смоленск, затем Любеч в стране северян и подошли к Киеву. Киев не случай­но стал центром Древнерусского государства. В то время он был главным городом полян. По сохранившейся легенде, основали го­род три брата — Кий, Щек и Хорив. Упоминания о них встречаются в разных источниках в VIII—IX вв. Есть археологические сведе­ния о существовании здесь поселения еще в VI в. В VIII—IX вв. Киев становится главным центром торговли славянских племен. «Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стекались торговые лодки отовсюду — с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ к главным воротам русской торговли», — писал В.О. Ключевский.

Из Киева торговые караваны отправлялись в Византию, с кото­рой устанавливались дипломатические и торговые отношения. Киев расположен на границах со степью. Именно этим определя­лось его стратегическое и политическое значение как центра объ­единения славянских племен.

Согласно летописному рассказу, Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем приплыл к Киеву, вероломно убил княживших в Киеве варяжских дружинников Аскольда и Дира и стал княжить в Киеве. «Олег, обагренный кровию невинных князей, знаменитых храбростию, — пишет Н.М. Карамзин, — вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и силь­ным войском, признали в нем своего законного государя».

Из летописного рассказа можно заключить, что до прихода Олега Киев уже представлял собой государственное образование. О жестокости Олега негативно отзываются современные историче­ские публикации. Но и последующие князья-христиане не уступа­ли Олегу в жестокости в борьбе за власть в Киеве. Слова «Се буде мати градом Русским», приписанные летописцем Олегу, имеют большой исторический смысл.

Историческая роль Олега заключается, прежде всего, в том, что при нем Киев стал центром объединения славянских племен. Дей­ствуя силой и добровольными соглашениями, он, подчинив своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути, и объединив новгородский север и киев­ский юг, стал собирать дань с древлян, кривичей, северян, радими­чей и других племен.

Из города местного значения Киев превратился в центр круп­ного государства.

Говоря современным языком, Олег проводил активную внеш­нюю политику. Он нанес удар по Хазарскому государству и пере­стал платить дань хазарам. На границе со степью он устроил укреп­ленные пункты, городки. Но главным его делом были походы на Византию и развитие отношений с нею. Источники свидетельствуют, что походов было несколько. Сохранилось много легенд и ска­заний об этих событиях. Одновременно двигались по Днепру и Черному морю лодки с воинами, а сухопутным путем — конница. Воины Олега опустошали окрестности Константинополя и держа­ли в страхе императора. Результатом победоносных походов явил­ся договор 907 г. с Византией, выгодный киевскому князю. Киев­ские торговцы получили ряд преимуществ в торговле. Для них был устроен специальный торг в окрестностях города. Местные власти должны были обеспечить торговцам безопасность и выдавать им месячные нормы питания. Въезд в Константинополь разрешался только небольшими, не более 50 человек, группами и без оружия. Византия выплатила Олегу большую контрибуцию, по 12 гривен на каждого воина. По преданию, Олег приказал прибить в знак победы свой щит на воротах Царьграда (Константинополя).

Преемники Олега продолжили начатое им дело — упрочение Киевского государства. Из рассказов о княжении Игоря (912— 945 гг.), сына Рюрика и его жены Ольги (945—957 гг.) видно, что их главной заботой было усиление централизации непрочного еще государства. Признаком покорности и признания власти киевско­го князя являлась регулярная уплата дани — источника его силы и богатства. Были установлены «уставы и обреки, дани и погосты». Каждый год ранней весной князь и его дружина, передвигаясь по системе рек, собирали дань и вершили суд (полюдьем). В других случаях подвластные племена привозили сами дань в Киев (повоз). Иногда подвластные племена оказывали сопротивление. Так, в 945 г. произошло восстание древлян, в результате которого во вре­мя сбора дани дружина Игоря была перебита, а сам князь — казнен. (После смерти Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древля­нам).

Киевский князь выступал в роли организатора торговли, что в немалой степени способствовало укреплению его власти. В районе Киева был главный сборный пункт торгового каравана, состояще­го из сотен лодок, груженных воском, медом, мехами и другими товарами, а также собранной данью. Княжеская дружина охраняла караван от кочевников. Особенно опасной была переправа через Днепровские пороги (между нынешними городами Днепропетров­ском и Запорожьем). Князь также заботился о нормальных услови­ях торговли. Торговые соглашения подкреплялись военными похо­дами. Походы Игоря на Византию в 941—944 гг. не всегда оканчивались его победами. В 944 г. был заключен мирный договор с греками. Вдова Игоря, Ольга установила дружественные отноше­ния с Византией и даже приняла в Константинополе христианст­во, но, как и подобает правительнице крупной державы, держалась гордо и сватовство византийского императора отвергла.

При Святославе (964—972 гг.), сыне Ольги и Игоря, возрос меж­дународный престиж Киева. К концу второй половины Х в. про­цесс централизации Киевского государства был завершен. Свято­слав известен как воин, завоевавший Волжскую Болгарию. В основанный им город Переяславец на Дунае он пытался даже перенести столицу своего государства вопреки интересам Визан­тии. Святослав разгромил Хазарское царство, разбил ясов и касагов (черкесы) на Северном Кавказе и укрепил восточные и южные границы Киевского княжества. На берегу Азовского моря он осно­вал город Тмутаракань.

С именем Святослава связаны не только военные успехи. При нем обострились отношения с Византией. Разгром Хазарского го­сударства открыл границы для набегов печенегов, которые и убили князя, застав его врасплох на пути из Византии в Киев, недалеко от Днепровских порогов.

Княжением Святослава завершается период становления Древнерусского государства. В середине Х в. оно становится крупней­шим из известных тогда государств Восточной Европы наряду с Византией и Хазарским каганатом, успешно соперничавшим с ними и неоднократно побеждавшим их в открытой борьбе. Из со­юза племен Русь превратилась в государство с единой центральной княжеской властью, объединившей территории, населенные сла­вянскими племенами. Племенное деление постепенно исчезало. Складывалась единая народность. С объединением Руси и усиле­нием военной мощи Киевского государства повышалась безопас­ность страны от врагов. Беспрепятственные торговые пути и вы­годные торговые соглашения обеспечили экономический рост страны и усилили ее могущество.

***

Русь, будучи окраиной европейского мира, довольно длительное время сохраняла черты раннефеодальной монархиисо значительными элементами предшествующего ей родового строя. При этом необходимо помнить, что процессфеодализациина Руси шел заметно медленнее, чем в странах Западной Европы.

Верховным собственником земли и всех природных богатств (пушнины, меда и воска диких пчел, рыбы и т. д.) являлось государство. Природные богатства представляли собой не меньшую ценность, чем возделываемые угодья. Феодальное землевладение развивалось крайне медленно. Бояре и дружинники со времен первых Рюриковичей получали от князя часть дани, в сборе которой они принимали непосредственное участие. Военные экспедиции и походы за сбором дани с подвластных Киеву племен (полюдье) занимали большую часть времени князя и его администрации. Дань, взимаемая на содержание публичной власти, была тарифицированной и у местных князей не возникало никаких протестов против сбора дани. Однако из-за резкого повышения размеров ренты иногда случались конфликты с местными племенами (достаточно вспомнить хрестоматийный пример убийства князя Игоря в Древлянской земле за попытку получения двойной дани. Инцидент был спровоцирован княжеской дружиной, т.е. "коллективным феодалом", с интересами которого великий князь должен был считаться). Полюдье было не просто каким-то беспорядочным разъездом, а хорошо налаженным важнейшим государственным делом, в процессе исполнения которого не только происходила консолидация феодального класса, но и устанавливалась многоступенчатая феодальная иерархия. Такая система в известной степени цементировала общество, образуя цепь связанных друг с другом звеньев: высшие ее звенья ("светлые князья") были связаны и с великим князем, и с князьями отдельных племен, а те, в свою очередь, были связаны с боярством. Вассалитет, выраставший из микроструктуры первобытного общества, был естественной формой для феодального государства. Наиболее уважаемые, старшие дружинники, именовались боярами и составляли постоянный совет при князе -Боярскую думу. У некоторых бояр могла быть и своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины "отроки", "чадь", "гриди". Бояре чаще всего выступали в роли воевод, а младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов:мечников(судебных исполнителей),вирников(сборщиков штрафов) и т. д. Княжеская дружина, оторвавшая от общины, делившая между собой дань, представляла нарождавшийся класс феодалов. Появление постоянной военной силы в лице дружины было шагом на пути изживания характерного для периода родоплеменных отношений всеобщего вооружения народа. Однако народные ополчения на протяжении достаточно длительного времени продолжали играть важную роль, что свидетельствовало о незрелости феодальных отношений. Чтобы управлять обширным государством, княжеская власть должна была находиться в постоянном движении. Даже в относительно стабильный период на рубеже XI - XII вв. князь Владимир Мономах был вынужден совершить 83 крупных похода.

Существование коллективной формы собственности стало одной из причин формирования определенных социальных групп и категорий населения, обслуживавших коллективного собственника. Люди, относившиеся к этим категориям, частично или полностью освобождались от дани и других повинностей, возлагаемых на остальное население. Однако уже в XI в. начинается процесс закабаления некогда свободных смердов, вынужденных в неурожайные годы залезать в долги (брать ссуду - купу), заключатьряд- договор об исполнении каких-либо работ, просить покровительства у князя, способного защитить земледельцев-общинников от набегов кочевников или просто подчиняться грубой вооруженной силе.

Наряду со свободным населением в древнерусском обществе существовали и рабы. В древнейшем памятнике русского права, в "Русской Правде", составленной князем Ярославом Мудрым около 1015 г., рабы упоминаются под разными названиями -челядь, холопы. К XII в. относится появление двух видов холопства:обельного(полного) инеполного. Источником обельного холопства был не только плен. Холопом становился тот, кто поступал в услужение на должностьтиуна(управляющего) или ключника. Терял свободу и человек, женившийся на рабе. Труд рабов применялся в княжеском и боярском хозяйстве, они "сажались" на землю, включались в служебные категории населения (например, рабы-ремесленники), из них формировалась и администрация в феодальных хозяйствах. Известно, что позднейший термин "дворянин", как и обозначаемая им социальная категория, тесно связана с понятием "двор", "дворня". Купцы использовали холопов для торговли, хотя и несли полную материальную ответственность за их операции.

Неполными (необельными) холопами "Русская правда" называет закупов- разорившихся общинников, пошедших в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду ("купу") и за проценты с суммы долга должен был работать на господина - либо на его пашне, либо как слуга. Хозяин имел право подвергать закупа телесным наказаниям, а попытка бегства чаще всего наказывалась превращением в обельного холопа. Однако закуп отличался от раба тем, что имел определенные права. Так, он имел право выкупиться на волю, вернув купу. Закон не признавал бегством открытый уход закупа на заработки, чтобы выплатить свой долг. Кроме того, закуп вел свое, отдельное от господина хозяйство, нес материальную ответственность перед господином, а следовательно, был платежеспособен, а его хозяйство не являлось собственностью господина. Все это доказывает, что положение закупа, лишенного личной свободы, но не отделенного от средств производства, близко к социальному статусу будущего крепостного крестьянина.

По "Русской правде" нам известны и некоторые другие категории зависимого населения на Руси. Так, в законе упоминается рядович (рядовник), жизнь которого защищена минимальным штрафом в 5 гривен. Вероятнее всего, их статус был связан с заключением договора ("ряда"). Рядовичами были не пошедшие в холопство и заключившие "ряд" тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. В некоторых источниках упоминается, что рядовичи часто исполняли роль мелких административных агентов своих господ. Существовали в Древней Руси иизгои- люди, лишившиеся своего социального статуса. Так, князьями-изгоями называли князей, не имевших собственного княжества. Изгоями в "Русской Правде", по-видимому, были люди, порвавшие со своей общиной, а также отпущенные на волю холопы.

Весьма проблематично определить точное время возникновения в Древней Руси феодального землевладения. Многие авторы полагают, что его появление относится к IX - X вв., однако в X в. существовали лишь отдельные княжеские села, причем хозяйство в них носило скотоводческий характер, а уже во второй половине XI - первой половине XII в. постепенно формируется крупное хозяйство феодальнаявотчина, но в источниках отсутствуют достоверные данные о ее распространении, как и сведения о вассальных отношениях, обусловленных поземельной зависимостью.

На местах княжеская власть была ограничена элементами сохранявшегося народного самоуправления в лице выборных старейшин ("старцев градских"), которые участвовали в княжеской думе и влияли на принятие того или иного решения, а также народного собрания (вече). К XI в., судя по летописным источникам, вече как высшая форма самоуправления городов и общин постепенно становится пережитком и перестает играть решающую роль в политической жизни. С этого времени упоминание о вече в летописях связано чаще всего с какими-либо экстраординарными ситуациями, когда ослабевшая княжеская администрация нуждалась в дополнительной опоре или утрачивала власть. Исключением из этого правила являлись Новгород с его "пригородом" Псковом и ряд других городов, где вече сохранило свою силу в течение столетий и со временем стало одним из неотъемлемых атрибутов феодальной республики.

Анализ социально-политических структур Древней Руси позволяет выделить три центра притяжения, которые в той или иной степени влияли на общественное развитие:

  1. государственная власть в лице князя с окружающими его мечниками, вирниками, "милостниками" и другими административными агентами;

  2. боярство в лице родовой и племенной знати, перешедшей на определенном этапе к эксплуатации своих сородичей и соплеменников, и верхушки княжеской дружины;

  3. городское народное самоуправление в лице "старцев градских" и вече.

В дальнейшем соотношение этих властных элементов на определенных исторических этапах станет определять тот или иной тип государственности

studfiles.net

Социально-политическая структура и экономическое развитие государства киевская русь

Феодальный способ производства. Складывание

феодальных отношений. Соотношение их с другими

укладами экономики.

Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, распад родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений подготовили воз­никновение нового, феодального способа производства. Феодальный способ производства материальных благ — это способ производства, при котором главное средство производства (земля) находится в руках крупных собствен­ников-феодалов, а само производство строится на эксплуатации крестьянина, который за пользование наделом отдает часть производимого им прибавочно­го продукта феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды этой ренты можно свести к натуральной, отработочной и денежной.

При феодализме, особенно на ранней стадии, сохраняется натуральный характер хозяйства (в феодальной вотчине производится большая часть не­обходимого для жизни), но это не исключает обмена товарами (на всех ста­диях развития феодального строя существуют ремесленники и купцы).

Существенной чертой феодального строя является связь землевладения и политической власти.

Раннефеодальная монархия. «Норманнская теория».

Государство, которое сформировалось у восточных славян в IX в. имело ряд характерных особенностей: процесс образования классов1еще далек от завершения (класс крестьян оформился лишь кXIV в., а класс феодалов к XVII в). Как в экономике, так и в политическом строе существуют перво­бытнообщинные пережитки. Такая форма государства называется раннефе­одальной монархией. Аналогичным образом развивалась государствен­ность у древних германцев и некоторых других народов Европы.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение государ­ства, в том числе, например, теократическая (теория божественного про­исхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом), патриархальная (государство возникает непосредственно из разросшейся семьи), договорная

(переход от догосударственного состояния общества к государственному достигается сразу — путем соглашения, заключения до­говора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти). Своеобразными вариантом последней стала так называемая «норманнская теория». Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером, Г.З. Байером, А.Л. Шлёцером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. На основании легендарного летописного рассказа о призвании варягов в качестве князей делался вывод о неспособности славян создать собственную государствен­ность. Сама часть летописного рассказа, на которой построена теория, у не­которых историков вызывает большие сомнения (например, было высказа­но предположение, что легенда о призвании варягов была «вставлена» в текст летописи в XII вв. по политическим соображениям). Кроме того, текст легенды не слишком многословен и имеет несколько вариантов толкования.

Формирование территории государства. Объединение восточных славян вокруг Киева.

Ядром формирования государства восточных славян стали два центра — Киев и Новгород, а также города по пути «из Варяг в Греки». В 882 г. князь Олег объединил их в единое государство и сделал Киев столицей. Кроме то­го, Олег подчинил себе северян, радимичей и древлян. Впоследствии им не­сколько раз удавалось отложиться от Киевской Руси, и окончательно они были присоединены лишь при князе Ярополке. При князе Игоре в состав русского государства входят уличи. В правление князя Святослава было присоединено племя вятичей. В княжение Владимира к русскому государ­ству были присоединены земли по обе стороны Карпат, окончательно при­соединяется земля вятичей. На юге страны возводится линия укреплений и засечных черт, строятся крепости на реках Стугне, Суле и Десне. Таким об­разом, начинается оформление границ государства.

Складывание феодальных отношений.

Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI века. Очевидно, первоначально номинальным собственником всей земли счи­тался Великий князь. Остальные землевладельцы находились по отношению к нему в сложных вассальных отношениях. Местные князья должны были пла­тить контрибуцию Великому князю. Постепенно сбор дани с присоединенных земель переходит в руки самого Великого князя, а местные князья заменяются родственниками. Родственные отношения оформляются либо через династиче­ские браки, либо через передачу земель в управление родственникам самим Ве­ликим князем, либо через передачу в наследственное владение. Более или менее определенно оформляется церковное и монастырское землевладение. Верхов­ным собственником этих земель оставался Великий князь, однако он, как правило, не распоряжался церковными и монастырскими землями. Кроме того, местные князья

могли жаловать церквям и монастырям земли. Собственником церковных и монастырских земель считалась церковь или монастырь, а не кон­кретное лицо. Эти земли не передавались по наследству, но могли покупаться, продаваться или обмениваться. В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), как княжеская, так и боярская.

Одним из первых юридических актов, закреплявших княжеское вотчин­ное владение, было, по мнению ряда историков, постановление Любечского съезда князей 1097 г.

Источником роста вотчинных владений были земли «черносошных» крестьян, которые путем пожалований Великого князя передавались в част­ные руки.

Оформление боярского вотчинного владения начинается с XI в. Некото­рые категории бояр наделяются земельными владениями с правом передачи по наследству. При этом, по мнению ряда исследователей, верховным соб­ственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

Поземельные отношения в Киевской Руси первоначально не были за­креплены юридически.

Великий князь собирал с подвластного ему населения полюдье. Некото­рые исследователи, признавая государство в лице князя верховным собст­венником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту. Другие считают, что полюдье — не особый вид феодальной ренты, а военная кон­трибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Есть также мнение, что полюдье —: часть общегосударственного налога. Разные точки зрения на сущность полюдья вполне объяснимы — юридически еще не оформлены ни собственность феодалов на землю, ни взаимоотношения феодалов с зависимым населением. Первым шагом к регламентации этих отношений стали реформы княгини Ольги. После гибели Игоря она устано­вила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»). С этого момента сбор дани приобретает регулярный и упорядоченный характер.

Следующие законодательные акты, регулировавшие общественные и поземельные отношения — это краткая редакция «Русской Правды», со­ставленная, вероятно, в 1016 г., «Правда Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г).

Краткая редакция русской Правды содержала 43 статьи. В ней оговари­вался порядок кровной мести, содержались статьи, охраняющие жизнь и имущество феодалов, регулировались отношения между княжескими дру­жинниками и остальным населением и т.д.

«Правда Ярославичей» была принята после ряда восстаний 1068-1072 гг. Она содержала 121 статью, значительная часть которых охраняла имущест­во феодалов и их поземельные права. Регламентировались также порядок заключения договоров и передача имущества по наследству.

Устав Владимира Мономаха, принятый после городского восстания 1113 г., ограничивал ростовщические проценты и разрешал феодалам от­пускать закупов на заработки для отдачи долга.

В основу первых законодательных актов Киевской Руси легли нормы обычного права, что наложило отпечаток на тексты, особенно Правды Яро­слава Мудрого. Списков «Русской Правды» известно довольно много — свыше 100, при этом они содержат существенные разночтения, что указы­вает не столько на ошибки переписчиков, сколько на тенденции к склады­ванию местного законодательства.

Исходя из содержания статей «Русской Правды», нельзя безусловно гово­рить о законодательном закреплении прав феодалов на землю, однако есть статьи, предусматривающие, например, наказание за порчу межи, или регла­ментирующие передачу имущества (не исключая землю) по наследству.

Основное же внимание в законодательстве уделялось регламентации от­ношений между различными социальными группами.

Социальная и политическая структура государства.

Социальная структура государства Киевская Русь была достаточно слож­ной. Начинается оформление отдельных групп феодалов-землевладельцев.

Самую привилегированную часть феодалов составляли князья. Великий князь (киевский) считался старшим по отношению к другим князьям. Его взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров — крестных грамот, которые определяли права и обязанности Великого князя. Местные (племенные) князья, в свою очередь, должны были приносить ему клятву на верность, признавая его старшинство.

Другая категория феодалов — бояре. Формирование боярства начинается еще в VI-IX вв. В X-XI в. боярство разделилось на «княжьих мужей» и зем­ских бояр («старцев градских»). «Княжьи мужи» занимали более привилеги­рованное положение — в частности, им передавались земли на вотчинном праве и т.д. Бояре обязаны были служить в войске князя, выполняли ряд ад­министративных функций, но имели и права — например, право «отъезда».

С принятием христианства в социальной структуре появляется еще одна категория землевладельцев — духовенство.

Что касается зависимых категорий населения, то основная масса населе­ния еще сохраняла личную свободу и причисляется историками к категории «черносошных крестьян». По мнению части историков, их также называли «люди». В этом случае термин «люди» обозначал лично свободных граждан государства. Другие полагают, что «людьми» называли жителей городов. Есть также версия, что «людьми» называли полусвободное население, на­ходящееся в зависимости от конкретного феодала и обязанное участвовать в военных походах князя, а также платить «полюдье».

Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами». Смер­ды несли повинности, как в пользу государства, так и в пользу князя.

Временно утрачивали личную свободу «закупы» (получившие от феода­ла в долг «купу» и вынужденные отрабатывать до полной отдачи долга; при этом закон разрешал закупу уходить от феодала на заработки для отдачи долга, у закупов сохранялось свое, отдельное от господского, хозяйство) и «рядовичи»

(заключившие «ряд» о работе на феодала на определенный срок). Эти категории выделяются приблизительно в XII в. В случае, если за­купы или рядовичи пытались бежать от феодала до истечения срока ряда, или до полного возвращения долга, и были пойманы, они полностью утра­чивали личную свободу и обращались в холопов.

Полностью утрачивали личную свободу «холопы» и «челядь». Термин «челядь» упоминается уже в договоре Олега с Византией. В «Русской Прав­де» появляется термин «холоп».

Выделяются и другие социальные группы — «изгои» и «прощенники». Изгоями назывались люди, по той или иной причине утратившие связь с сельской общиной. Прощенники — люди, попавшие под покровительство либо церкви или монастыря, либо светских феодалов. Чаще всего речь шла о тех, кто совершил то или иное преступление и был избавлен от наказания путем внесения за него выкупа. Очевидно, по своему положению эти соци­альные группы максимально приближались к рабам.

Вообще, рабы у восточных славян имелись, но в незначительном коли­честве. Помимо «прощенников» рабами могли становиться военнопленные, если их не выкупали родственники. Однако эта социальная группа была очень немногочисленна.

Вовлечение населения в феодальную зависимость шло несколькими пу­тями. На раннем этапе в основном речь шла о внеэкономическом принужде­нии — с помощью вооруженной силы, через изменение юридического ста­туса и т.д. В более поздний период широко распространяется экономическое принуждение — через ростовщичество.

Оказавшись вовлеченным в зависимость, население должно было пла­тить различные подати и повинности, содержать великокняжескую админи­страцию и т.д.

Политическая структура государства Киевская Русь типична для ран­нефеодальной монархии. Во главе государства стоял Великий князь. Его функции заключались, в первую очередь, в организации вооруженных сил, командовании ими и обороне государства. Кроме того, великий князь соби­рал дань — полюдье и организовывал внешнюю торговлю. С расширением территории государства прерогативой великого князя стало назначение ме­стной администрации. После принятия христианства великий князь стано­вится также защитником и покровителем церкви. Великокняжеский престол передавался по наследству — старшему в роде, либо от отца к сыну.

Великий князь опирался на боярскую думу. Боярская дума как высший со­вет при князе сложилась уже в X веке. Она не имела постоянного состава — в нее в разных случаях входили княжьи мужи, земские бояре, княжеские дру­жинники и представители духовенства. Созывалась она также не регулярно, по мере необходимости. С XI в. боярская дума стала включать в себя пре­имущественно князей и бояр.

Помимо боярской думы время от времени собирались съезды князей. Так, в 1072 г. по случаю переноса мощей Бориса и Глеба собрался съезд князей в Вышгороде, на котором были приняты первые статьи Правды Ярославичей. В

1097 г. Любечский съезд, созванный для прекращения княже­ских междоусобиц, установил порядок оформления княжеских вотчин. В 1100 г. Витичевский съезд ратифицировал заключение мира между князья­ми Святополком, Изяславом, Владимиром Мономахом, Олегом и Давидом Святославичем. На Долобском съезде 1103 г. было принято решение об ор­ганизации похода против половцев.

Основными чинами, ведавшими государственными делами помимо са­мого князя, были дворцовые слуги. В самом великокняжеском дворце глав­ным был дворский, управлявший хозяйством; ему подчинялись «слуги под дворским». Вооруженные силы князя управлялись воеводой и обеспечива­лись конями конюшим. В земли великокняжеского домена1назначались ве­ликокняжескиенаместники (в города) и волостели (в сельской местности).

После реформ княгини Ольги местным органам власти вменялся в обя­занность сбор дани с населения. Часть собранной дани они оставляли себе на «корм». Таким образом, начинает складываться система кормления. Од­нако, во времена Киевской Руси «кормления» носили эпизодический харак­тер и четко не были определены.

Вне пределов великокняжеского домена сохранялась десятичная систе­ма управления — десятские, сотские, тысяцкие и т.д.

Специальных органов судебной власти еще не существовало. На местах судили кормленцы. Судебные функции имели и княжеские наместники в городах. Существовал и великокняжеский суд. Значительными судебными полномочиями была наделена церковь.

Вооруженные силы государства складывались из дружины Великого князя, дружин местных князей, ополчений, которые приводили с собой боя­ре, а также из народных ополчений. Дружина Великого князя состояла из «старшей», в которую входили бояре и мужи, и «младшей». «Младшая» дружина выполняла функции личной охраны Великого князя, его семьи и дворца. В то же время, в составе младшей дружины, например, в княжение Олега, были дети покоренных князей.

Основные занятия населения.

Основные занятия населения Киевской Руси традиционны для форми­рующегося феодального способа производства. Основу всей экономической жизни страны составляло сельское хозяйство. Наряду с металлическими ору­диями труда широко использовались деревянные. Больших изменений ни в технике, ни в структуре сельскохозяйственных культур пока не произошло.

Наряду с земледелием, развивается и ремесло. При этом темпы развития ремесла достаточно высоки. Широко было развито ювелирное дело, куз­нечное, строительное и т.д. Медленнее развивались те виды ремесла, кото­рые должны были удовлетворять основные потребности населения, значи­тельно быстрее — те, которые удовлетворяли потребности знати.

Развитие ремесел обусловило и складывание торговли внутри страны и рост городов, как центров ремесла и торговли. Надо отметить, что города в Киевской Руси имели различные функции и развивались по-разному. Часть городов воз­никла именно как торговые центры — на торговых путях. Самый крупный и развитый из собственно торговых городов был Новгород. Некоторые города возникали как политические центры — ставки князей. Так, например, возник Киев, Владимир, Звенигород. Конечно, в этих городах также быстро развива­лись ремесло и торговля, активно шло каменное строительство. Но если в пер­вом случае историческим центром города была торговая площадь, то во вто­ром — княжеские палаты. Часть городов изначально возникала как религиоз­ные центры — вокруг монастырей. И наконец, некоторые города представляли собой военные крепости. Населения в таких городах, как правило, было немно­го — в основном военная стража. Однако, по мере смещения границ государст­ва, эти города либо приобретали новые функции — политических, религиоз­ных, торговых центров, либо приходили в упадок. Внешнеторговые связи древнерусского государства начали складываться довольно рано — в период греческой колонизации Северного Причерноморья.

К X веку основным торговым партнером Киевской Руси становится Ви­зантия. Первый же договор, заключенный Олегом с Византией (907 г.), регу­лировал именно правила внешней торговли. Следующий договор был заклю­чен в 911 г. Оба эти договора заключались после удачных военных походов и давали русским купцам существенные преимущества в торговле с Византией. Следующий договор — 944 г. — был заключен в менее благоприятных усло­виях — после второго неудачного похода князя Игоря. Неудивительно, что права русских купцов в Византии существенно урезались — они теряли право беспошлинной торговли, свобода их передвижения ограничивалась, им за­прещалось прибывать в Константинополь «без товара» и без специальных грамот, скрепленных великокняжеской печатью.

Основным торговым путем этого времени был путь «из варяг в греки».

После разгрома князем Святославом Хазарского каганата, был установ­лен контроль над торговым путем Волга — Каспийское море. Однако, пере­ориентация на торговлю с поволжскими государствами и странами Востока по пути «из варяг в хазары» происходит только в XI в.

Существовали и другие торговые связи — со странами Центральной и Западной Европы (по пути «из варяг в греки» и сухопутными путями). Ши­роко была развита транзитная торговля.

Предметами экспорта были не только меха, мед и воск, но и ювелирные изделия, резьба по кости и т.д. Импортировались кони, оружие, пряности, фрукты, вина, шерстяные и шелковые ткани, ювелирные изделия и т.д.

Следует подчеркнуть, внешняя торговля не играла существенной роли в развитии экономики страны и служила в основном для удовлетворения по­требностей знати.

Особенности государства Киевская Русь.

Подводя итоги, можно отметить следующее. Государство Киевская Русь (IX-XI вв.) существовало в форме раннефеодальной монархии. Речь идет о переходе к новой форме организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества. Однако этот процесс еще не завершен и имеет ряд особенностей. Феодальный спо­соб производства еще не стал господствующим. Процесс образования клас­сов также далек от завершения.

Другие, традиционно выделяемые признаки государства также имеют в Киевской Руси свои особенности:

1. Наличие публичной власти — власть Великого князя оформилась, ста­ла наследственной (хотя каждый раз, после смерти очередного Вели­кого князя, начинается борьба между наследниками). В то же время, Великий князь в значительной степени зависит от поддержки осталь­ных князей и дружины.

2. Государственная власть осуществляется в рамках определенной тер­ритории и распространяется на всех людей, проживающих на этой территории — на протяжении IX — XI вв. практически все восточно­славянские союзы объединились в одно государство, но попытки от­дельных племен выйти из состава этого государства предпринимаются на протяжении всего периода раннефеодальной монархии.

3. Государственный суверенитет — удалось сохранить, несмотря на частые набеги и притязания соседей.

4. Деятельность органов государственной власти основана на нормах права, — однако общерусский свод законов появляется относительно поздно и регламентирует лишь некоторые стороны общественной жизни; большую роль играют сохраняющиеся нормы обычного права.

5. Государственная организация с необходимостью предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке — это начинает оформляться с середины X в. в правление княгини Ольги.

studfiles.net

2.3. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси

В исторической науке вопрос относительно общественно-экономического строя и социальной структуры Киевской Руси остается дискуссионным. Вместе с тем большинство исследователей сходятся во мнении, что в Киевской Руси существовало несколько социально-экономических укладов. В социальной структуре древнерусского общества проявлялись четкие элементы и феодализма, и первобытно-общинного строя, и даже рабовладения.

Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре («княжеские мужи«), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которых на Руси называли «вотчинами«, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, видимо, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках «люди». Важную роль в их жизни играла община («мир», или «вервь»). Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались «градские люди».

В раннефеодальном государстве имели место элементы рабовладения. Источники называют две категории рабского населения: челядь и холопов. Челядь, как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распространялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый вид несвободных людей – холопы.

Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Больших успехов достигает ремесло: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и др. Его развитие тесно связано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.

Развивалась и внешняя торговля. Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки» – то есть из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Была и работорговля – русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь, главным образом, предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.

Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве великий князь. Княжеская власть переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т. д. Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией.

Киевским князьям удалось подчинить себе все восточно-славянские племена. Уже с Х в. племенные князья в источниках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли посадники или волостники. Со второй половины Х в. крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сыновья великого князя.

При князе функционировал совет (дума), состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни играло собрание городских жителей – вече. В нем принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. В военное время собиралось народное ополчение – «вои». Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти.

Киевская Русь была мощным государством. Она занимала территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до верховьев Волги. Киевская Русь стала колыбелью современных наций: белорусской, русской, украинской.

studfiles.net

§ 2. Социально-политическое развитие Киевской Руси.

Для того чтобы понять суть общественно-политическойжизни Древней Руси надо обратить внимание на такое интереснейшее явление, как древнерусский город. Города возникают вVIII-IXвв. как центры племен и союзов племен, выполнявшие различные социальные функции, и, прежде всего редистрибутивные, т.е. сосредоточение и распределение прибавочного продукта.

Они были средоточиями ремесла и торговли, но все-такиважнейшими были политическая и оборонительная функции, в них находились главные религиозные святыни и кладбища («капища» и «требища»). В основе социального устройства городов лежала община. Древнейшие города возникали в результате общинногосинойкизма - слияния нескольких общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас дошли сведения о высоком статусе города, о правительственных функциях русских городов - Киева, Чернигова, Новгорода, Полоцка и др. В IX - X вв. городская община была еще родовой, так как и само общество переживало высший этап развитияродо-племенногостроя.

Не случайно в летописях «город» древнейшей поры идентичен «роду». В конце X - начале XI в. происходит перестройка общества на территориальных началах, родовую общину сменяет территориальная. Процесс этот был достаточно болезненным и сопровождался такими явлениями, как перенос городов; уничтожение старой родо-племеннойзнати - «старцев градских».

Городская община отныне основана на территориальных связях, проявлением чего было и развитие кончанской системы, которая как бы накладывалась сверху на древнюю сотенную, уходящую корнями в родоплеменное общество. Параллельно шел рост городской округи - растут и крепнут города-государства.

Что же собой представляли эти социальные организмы? Ядро городагосударства XI-XIIвв. составлял старейший город - прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия.

Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. «Новгородцы бо изначала и Смоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на веча сходятся. На что же старейшие сдумають на том же пригороди стануть».

На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы.

Вообще, и на вече, и вне его древнерусские люди, т.е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую силу. Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола».

Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политическойструктуры древнерусскихгородов-государств.Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья. Князья, стремясь установить более тесный контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности.

Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли. В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» - волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности.

Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь состоявшую из сотен - более мелких территориально-административныхобразований и вместе с тем военных единиц. Главный город не мыслился без «области», «волости», т.е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т.п. Эти волости -города-государстваимели свои государственные границы: «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом,военно-политическом,культурном и религиозном отношениях.

Христианская церковь, заменив языческих жрецов, нашла себе место в этом социальном организме. Вполне соответствовали демократическому духу политической жизни Киевской Руси соборы - собрания священников городских церквей и клиросы - коллективные органы управления при соборах, включавшие в себя горожан. Городские общины часто распоряжались земельной собственностью соборных церквей, считая их общинным земельным фондом.

Церковь контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи избирались на вече.

Волости, как отдельные государственные образования, в силу присущей им суверенности «правили» посольства друг к другу. Кроме того, главные города-государстванаправляли послов и в зарубежные страны.

Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государстване оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежнихволостей-государствна новые - более мелкие.

К такому обособлению, преследующему цель формирования самостоятельных городов-государств,толкала самасоциально-политическаяорганизация древнерусского общества с присущей ей прямой демократией, выражавшейся в непосредственном участии народа в деятельности народных вечевых собраний - верховного органа властигорода-государства.Городагосударства вели постоянную войну друг с другом, что ослабляло Русь в преддверии грядущего грандиозного монгольского нашествия.

§ 3. Социально-экономическиеотношения.

Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере, в лесной зоне, господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли, деревья сжигались). Урожай был какое-товремя очень высок. При такой системе землепользования приходилось применять специальные орудия труда. Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь «по камешкам почиркивает». На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования - от переложнозалежной системы к трехполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. В древнерусском языке слово «скот» означает также и деньги. В числе распространенных домашних животных был мелкий рогатый скот, свиньи, птица.

Характеристика промыслов была бы неполной, если не назвать бортничество - добычу меда диких пчел. Борть - место обитания роя пчел - не случайно появляется на страницах «Русской Правды»: мед и горячительные напитки из него - излюбленное питье славян.

Что касается ремесла, то его развитие также зависело от природных условий, точнее, от тех источников сырья, которыми могли располагать наши предки. Большое распространение получило железоделательное ремесло, а следовательно, и обработка металла. Сырьем здесь служила болотная руда, которая откладывается на корнях болотных и озерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальными черпаками доставали руду со дна водоемов. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс. В специальных горнах руда восстанавливалась - доводилась до тестообразного состояния, а потом эти так называемые крицы обрабатывались кузнецами.

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как кожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для ювелирного ремесла. Ближайшее месторождение серебра находилось на территории Волжской Булгарии. Сырьем служили и монеты, которые поступали в результате обмена с Востоком.

Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в виду следующее. Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чем стать ферментом, разлагающим доклассовые отношения, проходит стадию общинного ремесла, существующего в недрах общины и удовлетворяющего нужды всего

коллектива. Восточнославянское ремесло VII-IXвв. носило общинный характер. На поселениях восточных славян, которые есть все основания считать родовыми поселками, археологи находят ремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселения ремесленников, занятых, например, металлургией. И ремесленные мастерские на территории поселений, и поселки ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.

Сраспадом родовых связей ремесленники оседают в городах, составляя значительную часть посадского населения. Впрочем, от сельского хозяйства русские ремесленники так и не отрываются даже и в более поздние времена.

Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее, по Каспийскому морю, в арабские страны. Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад, через Владимир, Червень, на Краков, и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль.

Сдревнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие ткани, украшения, вина и т.д.

Экономика, как известно, особенно в древних обществах, тесно связана с социальной структурой и с собственностью на землю. В отечественной историографии последнего столетия весьма дискуссионным является вопрос о характере землевладения в древнерусский период. Еще в 1930-егг. был выдвинут тезис о господстве крупного феодального землевладения, начиная чуть ли не с IX в. Согласно воззрениям школы Б.Д Грекова, феодализм, постоянно развиваясь в Киевской Руси вXI-XIIвв., приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в1950-хгг. ученым стало ясно, что, опираясь на исторические источники, доказать раннее развитие крупного феодального землевладения на Руси невозможно. Л.В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией (платой за мир), а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретноисторическими данными доказать такой путь развития Руси невозможно. Не нашла подтверждения и идея о рабовладельческом характере древнерусской экономики (В.И. Горемыкина).

Впервой половине 1970-хгг. И.Я. Фрояновым была выдвинута никем еще не опровергнутая гипотеза о преобладании в Киевской Руси общинной собственности на землю. За прошедшее время И.Я. Фроянов и ученые, принадлежащие к его школе, подтвердили эту гипотезу на основе изучения различных сюжетов русской истории и регионов Руси.

Крупное землевладение в Древней Руси было: вотчина существовала, и в ней работали различные категории зависимого населения. Это челядь и холопы, общей чертой которых было их рабское положение. Причем если челядь - рабывоеннопленные, то холопы рекрутировались из местной среды. Другие

категории населения находились на стадии переходной: они двигались от свободы к рабству. Таковыми были закупы и изгои. Были и те, кто шел обратным путем: от рабства к свободе; например, пущенники и прощенники: отпущенные на свободу рабы, которые в условиях древнего общества не могли приспособиться к новому своему состоянию и оставались в вотчине.

Вызывавшие много споров в историографии смерды делились на «внутренних» и «внешних». Первые - это посаженные на землю пленные, сходные с рабами фиска (т.е. государства) Западной Европы эпохи Средневековья. «Внешние» смерды - покоренные племена, платившие дань. Таким образом, население, которое работало в вотчине, было еще не феодально-зависимым.Но главное - эти вотчины были островками в море свободного общинного землевладения (И.Я. Фроянов).

Древнерусская знать - князья и бояре - существовали не за счет крупной земельной собственности, которая носила совершенно подсобный характер. Основным источником доходов были дани, которые собирались с подвластных племен, и полюдье - плата соплеменников за отправление общественно полезных функций. На основе полюдья развились всякого рода кормления, которыми князья делились друг с другом и с боярами. Осуществляя в волости управление, князь или боярин получали за это плату, «кормились» за счет рядовых общинников. Важно подчеркнуть то, что такого рода сборы ничего общего не имели с феодализмом.

Земля в этот период еще не стала мерилом богатства знати, а в качестве такового в древнерусских источниках фигурируют другие ценности: золото, меха, драгоценные камни.

Доходы церкви также складывались из кормлений и десятины от даней и торга. Другой источник, питавший материальное благополучие «отцов духовных», - служба мер и весов, которая со временем переходит в ведение церкви, а также церковная юрисдикция. Суд церкви охватывал зависимых от нее людей и те дела, которые оказывались вне светской юрисдикции: прежде всего в области семейно-брачныхотношений.

Здесь церкви хватало дел, так как семейно-брачныеотношения в Древней Руси были буквально перегружены древними традициями, идущими из первобытности. Это господство большой семьи, кровной мести, архаические формы брака. Малая община Киевской Руси - вервь сочетала в себе кровнородственные и соседские, территориальные связи.

Русь IX-XIIвв., по мнению И.Я. Фроянова, переживала период перехода отродо-племенныхотношений к раннеклассовым, период, который можно определить как «дофеодальный», сходный с тем, который выделил на материале Западной Европы известный отечественный медиевист А.И. Неусыхин. Переходному периоду соответствовал и характер социальной борьбы. Народные выступления в Киевской Руси часто не поддаются однозначной трактовке, поскольку полифоничны по характеру, что объясняется сложностью переходной эпохи. Социальная и политическая борьба имела свою предысторию, уходящую в первобытность. Подобием политической борьбы

была борьба межплеменная, сопровождавшая процесс формирования первичных племенных объединений и суперсоюзов племен.

Разложение родо-племенногостроя, явственно обозначившееся на переломеX-XIвв., резко усилило напряженность в обществе. Оказались подорванными устои родовой защиты, исчезли многие традиционные институты; множились насилия, произвол, преступления. В этих условиях возросла роль княжеской власти, взявшей на себя попечение о внутреннем мире и безопасности, что возвысило князя над обществом.

Но постепенно крепнет волостная община, земщина, которая претендует на верховную власть. К середине XII в. состязание князя и веча заканчивается победой земщины повсеместно. Правда, распри между ними продолжались, но при очевидном превосходстве городских общин. Политические конфликты князя и веча - лишь одна из граней внутриобщинной борьбы. Нередко волнения городского и сельского люда вызывались социальными, религиозными и бытовыми противоречиями. Часто в одних и тех же событиях присутствуют различные элементы.

Сложный характер внутриобщинной борьбы усугубляли межобщинные распри - волостные и межволостные. К первым надо отнести стычки старших городов с пригородами, стремившимися к независимости и созданию собственной волости, а ко вторым - вражду соседних волостей друг с другом. Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси - «Русской Правде». Под этим названием известны три памятника: «Краткая Правда» - древнейшая, «Пространная Правда», которая относится ко второй половине XII в., и «Сокращенная Правда», основанная как на «Пространной», так и на некоторых, не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь, «Краткая Правда» делится на «Правду Ярослава» (около 1016 г.), «Правду Ярославичей» (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. «Пространная Правда», как считают некоторые исследователи, была составлена в начале XIII в. на основе «Краткой» с добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день периодизация древнейшего русского законодательства. В то же время надо иметь в виду, что и «Краткая Правда», и «Пространная Правда» - цельные памятники и их деление достаточно условно. Это результат научного анализа дошедших до нас исторических источников.

«Русская Правда» основана на обычном праве, которое было вполне жизнеспособным в условиях древнерусской социально-экономическойи политической жизни. В свою очередь, «Правда» стала базой для последующего развития русского права как в России, так и в Великом княжестве Литовском.

studfiles.net

2.Общественно-политический строй и социально-экономическое развитие Киевской Руси (X – XII вв.).

Древняя Русь (9—11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати. В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княженияЯрослава Мудрогона основе еще более древнего свода законов. Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) иВладимира Мономаха.

3.Причины феодальной раздробленности. Крупнейшие политические образования на территории Руси: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская республика.

Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности.

Под политической раздробленностью Руси понимают период XII—XV вв., когда на территории Древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и земель со своим порядком управления и хозяйственным укладом.

Причины политической раздробленности Руси:

• внутриполитические— постоянные междоусобные войны князей, а также превращения дружинников в вотчинников (землевладельцев), стремившихся к самостоятельности. Сложным был и порядок наследования власти: наряду с сыновьями права на престол предъявляли братья умершего князя.

• экономические — господство натурального хозяйства и почти полное отсутствие экономических связей между отдельными территориями государства, появление новых центров ремесла и торговли — столиц удельных княжеств.

• внешнеполитические— исчезновение в 1120-е гг. фактора внешней опасности (набегов половцев), который сдерживал процесс распада единого государства.

К середине XII в. на территории Древней Руси сложилось три крупнейших политических центра: Владимиро-Суздальское княжество; Новгородская земля; Галицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество. Главная особенность — сильная княжеская власть.Причины этого:

• особенности землевладения: князья стали проводить политику привлечения населения на малоплодородные земли путем предоставления налоговых льгот;

• слабость вечевых традиций в городах — князья проводили политику основания новых городов, в которых народные собрания не созывались;

Владимиро-Суздальское княжество было к тому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политическом отношении. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха — Юрии Долгоруком. С его именем связано и основание Москвы — будущего центра Российского государства. Основу экономики составляло развитое земледелие. Высокое развитие получило ремесло.

Галицко-Волынское княжество. Главная особенность — сильные позиции боярства и слабая княжеская власть.Причины этого:

• особенности землевладения — плодородные земли захватывали феодалы из других районов, а не получали от князя;

• наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями ограничивало княжескую власть;

• Характерная черта внутренней жизни княжества — постоянные междоусобные войны.

Новгородская земля. Главная особенность — республиканская форма правления.

Высший орган — общегородское вече, в котором участвовало не все мужское население, а только владельцы городских усадеб. Наибольшие полномочия в сфере судебной власти принадлежали архиепископу, у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов, он вместе с посадником контролировал государственную казну.

Князь занимал особое место в структуре управления Новгорода. С 1136 г. он избирался на условиях невмешательства во внутренние дела Новгорода. Ему запрещалось приобретать собственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция — военное руководство.

Последствия политической раздробленности:

• положительные — в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное развитие княжеств;

• отрицательные — резко снизилась обороноспособность русских княжеств, что проявилось во время монгольского нашествия.

studfiles.net

6. Социально – экономический и политический строй древнерусского государства. Расцвет Древней Руси во второй половине х – первой половине хi века.

Общественный строй. Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре – высший слой общества – являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община – замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь община организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) – своего рода, вечевого идеала. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вече-демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие – предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.

Хозяйственная жизнь. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши».

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространной Правды».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

studfiles.net