Сочинение древняя греция. Сочинение на тему Мифы древней Греции – художественный анализ»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Напишите Мини-сочинение на тему "Один день в Древней Греции". Сочинение древняя греция


Сочинение - Древняя Греция - История

 

На юге Балканского полуострова расположена Греция — роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обычно выход к морю. К Греции относились и все прилегающие острова, а также западное побережье Малой Азии.

Греция богата полезными ископаемыми, что способствовало развитию ремесла и торговли. Земля здесь не отличалась плодоро­дием. Правда, хорошо растут виноград и оливковые деревья. Оби­лие островов, гаваней и бухт способствовало развитию морепла­вания.

Легендарным родоначальником греков был царь Эллин. Поэтому сами себя они именовали эллинами, а свою страну — Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили пелазги, которые первыми в Европе освоили земледелие. Гре­ческие племена тогда обитали на севере, у берегов Дуная. Пример­но с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. до н.э. вся Греция была населена лишь греками.

Минойская и микенская цивилизации.Первые следы произво­дящего хозяйства в Европе археологи обнаружили на острове Крит, который имел в древности связи со странами Передней Азии. На Крите сложилась и древнейшая в Европе цивилизация. По имени мифического правителя Миноса ее называют минойской. Перво­начально на острове возникло четыре небольших государства, центром которых был дворец правителя.

В городе Кноссе раскопан самый большой из дворцов, он счи­тается дворцом Миноса. Во дворце было около трехсот помеще­ний, его стены украшены фресками. Наиболее известно изобра­жение игры с быками: юноша проделывает на рогах быка и на его спине замысловатые движения. Очевидно, это был обряд, связан­ный с поклонением быку — главному помощнику древних земле­дельцев.

Во дворцах жили цари, их приближенные, слуги. Вокруг двор­цов располагались поселения земледельцев. Критские дворцы не были окружены стенами. От вторжений остров защищал сильный флот. Согласно мифам Минос создал огромный флот, который господствовал на востоке Средиземноморья.

Мифы и археологические данные говорят, что цари Крита по­корили население соседних островов и материковой Греции (миф о Тесее и Минотавре). Начиная с 1500 г. до н.э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, складывается своя цивилиза­ция. По названию города Микены она называется микенской. Со­здатели микенской цивилизации — греки-ахейцы — позаимство­вали на Крите многие его достижения.

Центрами микенских государств, как и на Крите, были двор­цы. Но они, в отличие от критских, были сильно укреплены. Ахейцы вели между собой долгие войны. Однако иногда они создавали крупные объединения. Именно такое объединение вело знамени­тую Троянскую войну, завершившуюся захватом богатого города Трои (Илиона) в Малой Азии примерно в 1180 г. до н.э., в самом конце микенского времени. Эти события нашли отражение в по­эмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Дорийское завоевание.В XII в. до н.э. жившие на севере Балкан­ского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили ахейские государства. Большая часть дорийцев верну­лась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после этого вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств царская власть со време­нем исчезла, а там, где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-го­сударства, сложившийся в Греции, называют полисом. В полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Древнегреческий полис.Самыми крупными городами-государ­ствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей). Были и совсем маленькие полисы, в которых жили всего несколь­ко сотен человек. Самыми распространенными были полисы с населением в 5 —10 тыс. человек, включая женщин, детей, рабов и иностранцев. Полноправных граждан (мужчин-воинов) могло быть от 1 до 2 тыс. В городе, являвшемся центром полиса, прожи­вала основная часть населения.

В полисе жили его граждане — члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) — владельцы больших участков земли, круп­ных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным населением полиса являлся демос (народ) — мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы и обладало верховной властью в полисе. Должностные лица изби­рались народным собранием на определенный срок.

Великая греческая колонизация.К VIII в. до н.э. население Греции сильно увеличилось. Малоплодородная земля Эллады не мог­ла прокормить всех жителей. Из-за этого разгоралась борьба внутри полисов за землю. С VIII в. до н.э. «лишнее» население стало переселяться в колонии.

Греки либо договаривались с местными племенами, которых называли варварами, либо отвоевывали себе земли. Варвары, как правило, выгодно торговали с пришельцами. Массовые переселения и создание колоний продолжались до VI в. до н.э. Это время получило название периода великой греческой колонизации. Су­ществовало три направления колонизации: западное (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция), северное (северное побережье Эгейского, Мраморное и Черное моря), южное (Африка).

Многие колонии быстро росли и богатели. В Элладу из них вез­ли зерно, металлы, рабов. В колонии вывозили вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Обмен товарами способствовал расцвету ремесла и сельского хозяйства в Греции. Знакомство с иными народами обогащало греческую культуру. Главное же зна­чение колонизации состояло в снятии социального напряжения внутри полисов. Но избежать внутренней борьбы грекам не уда­лось.

Тирания.Начиная с VII в. до н.э. во многих греческих полисах усиливается борьба демоса и аристократии. В ряде полисов власть оказалась в руках вождей демоса, которые становились во главе государства. Их называли тиранами (властителями). Тираны спо­собствовали развитию ремесел и торговли. По их приказу строи­лись новые корабли и основывались колонии. Однако правление тиранов осталось в воспоминаниях как мрачное время. Многие тираны прославились своей жестокостью. Но тираны подорвали влияние аристократов.

Афины.Афины были центром полуострова Аттика, объединен­ного в единое государство легендарным царем Тесеем. Царей в Афинах не стало в глубокой древности. В VIII —VII вв. до н.э. власть в полисе принадлежала аристократам, владевшим обширными землями и обращавших за долги обедневших сограждан в рабство. По мере укрепления демоса разгоралась его борьба за землю и за отмену долгового рабства. Эта борьба ослабляла Афинское госу­дарство и его войско.

В 594 г. до н.э. для примирения сторон архонтом (правителем) был избран Солон, которого уважали как аристократы, так и де­мос. Он запретил долговое рабство, освободил афинян-рабов. Долж­никам вернули земельные наделы. Граждан Солон разделил на четыре разряда по размеру имущества. От разряда зависели место человека в войске и его политические права.

Следующий этап борьбы демоса и аристократов связан с тира­нией Писистрата, который провел преобразования для развития хозяйства и в интересах демоса. В 510 г. до н. э. был свергнут тиран Гипий — сын Писиситрата, который, в отличие от отца, притес­нял народ. Вскоре правителем Афин стал вождь демоса Клисфен. Всю территорию Аттики он разделил на 10 областей, каждая из которых состояла из трех районов, расположенных в разных час­тях полуострова. Клисфен создал Совет пятисот. В него поровну входили представители всех 10 областей независимо от имуще­ственного положения. Совет ежегодно пополнялся по жребию граж­данами, достигшими 30 лет. Совет пятисот занимался текущими делами и готовил их для обсуждения на народном собрании. На народном собрании выбирали всех должностных лиц, в том числе стратегов, которые были командующими войском и флотом, а также являлись фактическими правителями полиса.

Расцвет демократии в Афинах, а вместе с ней подъем их эко­номики и могущества связаны с именем первого стратега Перикла (444 — 429 гг. до н. э.). При нем была введена оплата службы долж­ностных лиц, что давало малоимущим гражданам возможность за­ниматься политикой. После Перикла была даже введена плата за посещение народного собрания.

Спарта.Область на юго-востоке Пелопоннеса Лаконика (Лаке-демон) была завоевана дорийцами, которые построили здесь свой город Спарту. Часть местного населения была порабощена и стала называться илотами. Завоевателям-спартанцам запрещалось зани­маться любым делом, кроме военного. Земельный надел спартанца обрабатывали несколько илотских семей. Они доставляли своему господину строго определенное количество продуктов. Спартан­цы превратили свое государство в военный лагерь. Позже они за­воевали соседнюю область Мессению.

Приблизительно в VIII—VII вв. до н.э. в Спарте были введены так называемые законы Ликурга. Согласно им, все (включая царей и старейшин) жили одинаково, носили одинаковую грубую одеж­ду, имели одинаковые жилища. Собираясь за общим столом, муж­чины ели простую пищу. Золотые и серебряные монеты были за­прещены.

Высшим органом власти было народное собрание — апелла. Апеллой законы не обсуждались, а лишь принимались или отвер­гались. Главную роль в управлении играл совет геронтов (стари­ков) — герусия. 28 человек старше 60 лет на должности геронтов избирались Апеллой, два царя получали власть по наследству. Цари возглавляли войско. Спарта была мощнейшим в военном отноше­нии полисом Эллады. Воспитание воинов являлось основной за­дачей государства. Спарта — пример олигархического полиса, в ко­тором власть принадлежала аристократии.

Со второй половины VI в. до н.э. Спарта стала центром Пело­поннесского союза. К середине V в. до н. э. в этот союз вошли почти все полисы Пелопоннеса и ряд полисов Средней Греции.

Греко-персидские войны.В VI в. до н.э. персы покорили грече­ские полисы Малой Азии. В 500 г. до н.э. вспыхнуло восстание этих городов, но царь Дарий I подавил его. Афины присылали воору­женную помощь восставшим. За это в 490 г. до н.э. войска Дария высадились в Аттике около городка Марафона. В ходе ожесточен­ной битвы афинянам во главе с Мильтиадом удалось разгромить превосходящие силы противника.

Спустя 10 лет Ксеркс, сын Дария I, двинул на Грецию огром­ное войско и флот (финикийский). Большинство городов-государств во главе с Афинами и Спартой объединились против об­щей опасности. В Фермопильском ущелье на севере Греции неболь­шие силы эллинов под предводительством спартанского царя Лео­нида несколько дней сдерживали наступление Ксеркса. После ги­бели Леонида персы заняли Среднюю Грецию.

Греческий флот, в котором половина кораблей были афин­скими, встал у острова Саламин. 28 сентября 480 г. до н.э. здесь произошло решающее морское сражение. В узком проливе боль­шинство кораблей Ксеркса погибли не в бою, а в столкновени­ях друг с другом. Остатки флота и большая часть войска во главе с Ксерксом ушли из Греции. Решающее сухопутное сражение произошло около небольшого городка Платеи в 479 г. до н.э. Союзное греческое ополчение заманило персов в ловушку и уничтожило их. В этот же день греки разгромили персидский флоту мыса Микале. Греко-персидские войны продолжались до 449 г. до н.э. Персы признали независимость всех малоазиатских полисов.

В результате победы в греко-персидских войнах особенно уси­лились Афины, которые встали во главе Афинского морского со­юза, объединившего в основном демократические полисы. Со вре­менем афиняне начали вмешиваться во внутреннюю жизнь союз­ников. Денежные взносы полисов в казну союза превращались в дань Афинам.

После войны в Греции значительно возросла численность ра­бов. Рабский труд широко использовался времесле, добыче по­лезных ископаемых.

Кризис полиса.Единство Эллады было недолгим. В 431 г. до н. э. вспыхнула Пелопоннесская война между Пелопоннесским и Афин­ским морским союзами. Ожесточенные военные действия завер­шились в 404 г. до н.э. победой Спарты. Афинский морской союз был распущен. В Греции установилось господство Спарты. Спар­танцы вмешивались в дела других полисов, устанавливали всюду олигархическое правление. В ответ в Фивах произошел переворот против спартанцев и их местных приспешников-олигархов. Во главе восстания стоял Эпаминонд. В 371 г. до н.э. в битве при Левктрах он разгромил непобедимое до того войско Спарты. В ходе войн полисы взаимно ослабляли друг друга.

Одновременно в IV в. до н.э. внутри самих городов-государств происходят явления, получившие название кризиса полиса. По мере развития экономики усиливается неравенство между гражданами. Многие теряли средства к существованию, разорялись. Обычным явлением стало наемничество: на смену ополчений граждан при­ходят воины, нанятые за деньги.

Македонское завоевание Греции.К северу от Греции находи­лась Македония, где жило родственное грекам население. В сере­дине IV и. до н.э. на македонский престол вступил царь Филипп //, поклонник эллинской учености, выдающийся дипломат иполко­водец. Филипп создал знаменитую македонскую фалангу, превра­тив свою армию в грозную силу.

Многие в Греции надеялись, что и Филипп наведет в их стране порядок, прекратит усобицы. Другие греки, во главе с афинским оратором Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Решающая битва между греками и македонцами произошла в 338 г. до н.э. возле городка Херонеи. Греки были раз­биты, Эллада попала под власть Филиппа. Царь начал подготовку к войне с Персией, но был убит в 336 г. до н.э.

Походы Александра Македонского.Царем Македонии стал сын Филиппа Александр — великий полководец древности. Он пода­вил вспыхнувшее в Греции антимакедонское восстание и продол­жил подготовку к войне с Персией. Его поход в Азию начался в конце марта 334 г. до н.э. Первое сражение произошло на реке Граник. Персидское войско сопротивлялось недолго. Александр прошел по Малой Азии, захватывая один город за другим. Пер­сидский царь Дарий III дал сражение на берегу Средиземного моря у городка Исс. В разгар битвы Александр, увидев, что пер­сидский царь остался почти без защиты, приказал атаковать его. Дарий едва спасся бегством.

Александру покорились без сопротивления почти все фини­кийские города. Лишь Тир был взят после долгой осады. Вскоре войско двинулось в Египет. Здесь Александра приветствовали как освободителя от персидского ига, жрецы провозгласили его фа­раоном. Решающая битва македонско-персидской войны произош­ла 1 октября 331 г. до н.э. у деревни Гавгамелы в Месопотамии. У Дария сил было в двадцать раз больше, чем у Александра. Пер­сы почти одержали победу, но Александр вновь нанес свой глав­ный удар туда, где находился Дарий, который опять бежал. Побе­да была за воинами Александра. В столице Персии они захватили несметные сокровища. Дарий вскоре погиб.

Однако не все земли Персидской державы признали власть нового завоевателя. С большим трудом удалось покорить Среднюю Азию. В 327 г. до н. э. Александр повел свое войско на территорию Индии, не входившую в состав Персии. На восточном берегу реки Инд завоеватели разгромили войско царя Пора. Однако, когда македонцам стало ясно, что впереди их ждет война с государ­ством Магадхи, они взбунтовались. Александр был вынужден в 325 г. до н. э. повернуть назад.

В 324 г. до н.э. Александр сделал своей столицей Вавилон. Он планировал новые походы, но в июне 323 г. до н.э. 32-летний завоеватель внезапно заболел и умер.

Эллинистические государства.После смерти Александра нача­лась борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил порядок уп­равления, который существовал при персах.

Не были прочными и государства, созданные полководцами Александра. Тем не менее некоторые из них просуществовали до­вольно долго. Их называют эллинистическими царствами. В этих царствах жили и греки с македонцами, и многочисленные мест­ные народы. В эллинистических государствах возникла очень инте­ресная культура, сочетающая греческие и восточные черты.

Египет был одним из первых обособившихся владений Алек­сандра Македонского. Его сатрапом с 323 г. до н.э. стал македон­ский полководец Птолемей Лаг. В 305 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Все последующие египетские цари тоже носили имя Птолемей. Птолемей I захватил также Палестину и часть Сирии, его сын Птолемей II продолжил завоевания и присоединил об­ширные территории в Малой Азии. Птолемей I расширил и ук­расил основанный Александром Македонским город Александ­рию, ставшую столицей царства Птолемеев. Высшие государствен­ные должности занимали греки, но привлекались на службу и египтяне.

Самое большое эллинистическое царство основал полководец Александра Македонского Селевк. Государство Селевкидов вклю­чало Иран, Месопотамию, Сирию, часть Малой Азии и Индии. Правда, индийские владения были быстро потеряны. Царство Се­левкидов было очень воинственным.

 

www.ronl.ru

Сочинение на тему Мифы древней Греции – художественный анализ»

В этой книге переданы легенды и предания глубокой древности: самым юным из них — от двух до трех тысяч лет. Сложены они древними греками еще в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Удивительно ли, что на первых порах они делали это неумело, неправильно, наивно? Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, они пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, воображали огромное, могучее, суровое, но все-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, — иногда такое теплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое, — они начинали и его представлять себе человекообразным существом, богом, разъезжающим по небу в ослепительно яркой колеснице. Одну за другой, мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории: о том, как возник мир и что его наполняет; о том, почему по бурному морю бегут белые барашки волн; о том, почему люди бывают то смелыми и мудрыми, то глупыми и трусливыми, или о том, откуда берется отголосок в лесу, точно повторяющий в тишине каждое громко выкликнутое слово. Так сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах — преданий, по-детски наивно объясняющих устройство мира и судьбы человечества. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Мифы древней Греции. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Эти предания, отличающиеся от всяких других сказок и легенд, мы называем греческим словом «мифы». Зачем же нам сейчас, спустя два с лишним тысячелетия, вспоминать древнегреческие мифы? Ведь мы отлично знаем, что почти все рассказываемое в них — небылицы, неправда. Тот, кто думает так, забывает одно очень важное обстоятельство: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком — их на протяжении долгих веков творил, изменял, поправлял великий художник — греческий народ. В них он воплощал всё, что было ему в те давние дни известно о мире, все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И мало-помалу мифы эти стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями искусства. Изображая своих богов и героев, древние греки с великим искусством воплощали в них самые Лучшие и самые дурные свойства человека. Наряду с примерами благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы и нежной любви мы находим в мифах вызывающие отвращение образы самой жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства. Как живые глядят и сейчас на нас из этих древних преданий слагавшие их тысячелетия назад люди — простодушные, доверчивые, любопытные и по-своему мудрые. У них— зоркие глаза, чуткие уши, сильные и умелые руки, мужественные, закаленные в борьбе с невзгодами жизни сердца. Мы видим, как они жили в своих хижинах и дворцах, как они охотились и пасли стада, как воевали и веселились. Мы с глубоким интересом узнаем, что, страдая и радуясь, эти древние люди мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов и покорять суровую природу. Эти мифы учат и нас любить свою родину, ненавидеть предателей, учат благоразумию и бесстрашию. Эти же самые? Да нет, не только эти. Величайший из древних певцов, тот, кого мы называем Гомером, — хотя даже не можем с уверенностью сказать, жил ли он на самом деле в мире, или его величавый образ фантазия древних греков сотворила так же, как создавала она в своих мифах образы громовержца Зевса, хитрого бога торговцев и плутов Гермеса или жадного и злого царька Эврисфея, — этот могучий гений создал две великие песни. Одну — про страшную борьбу между греками и троянцами, жителями города Трои, стоявшего недалеко от берега Средиземного моря в Малой Азии, в теперешней Турции. А вторую — про удивительные и необыкновенные приключения и подвиги одного из участников троянского похода, хитроумного царя маленькой Итаки, Одиссея, носившего также имя Улисса. Сначала пересказывая друг другу, потом — записав и перечитывая из века в век Гомеровы дивные сказания, люди понемногу перестали верить в то, что такие события, какие в них описаны, могли на самом деле быть. Еще лет сто назад ученые мужи были уверены, что никогда не существовало ни царя Агамемнона, описанного Гомером, ни Приама, несчастного повелителя разгромленной Трои, да и самой-то Трои, верней всего, не было. Но вот нашелся среди ученых один, который с детских лет во всем поверил старцу Гомеру. Он поклялся посвятить поискам всю жизнь, но найти сказочную Трою. Для этого он долго работал, добыл достаточно денег, чтобы снарядить экспедицию в овеянные старыми преданиями места. И то-еда он поехал в Турцию. И выбрал место, которое походило на описанные Гомером холмы вокруг древнего Илиона — Трои, и начал раскопки, и не обманулся в своей вере. Ему удалось дорыться в каменистой малоазиатской земле до башен и стен древнего города, до царских сокровищ, до остатков той жизни, про которую пел, Гомер. Этого мало: он отправился на родину царя Агамемнона — в Грецию, в город Микены — и там, под землей, нашел его могилу... Конечно, это не значит, что всё в древних преданиях правда и истина. Не жили боги на невысокой горе Олимп! Не метал молнии и громы Зевс, не носилась по знойным лесам Греции легконогая охотница Артемида... Но Геракл? Кто знает? Может быть, и был в самые далекие века в Греции могучий и добродушный воин по имени Геракл? И может быть, на самом деле плавал через Черное море в далекую Колхиду быстрокрылый корабль «Арго»? Может статься — пройдет время, и люди узнают, что многое в рассказах об этом не вымысел, а правда. Недаром все великие люди всегда любили, ценили и помнили мифы Древней Греции. Маркс и Энгельс внимательно их перечитывали, многократно упоминали о мифических героях. Любил вспоминать мифические образы Владимир Ильич Ленин. В этой книге вы найдете миф о великане Антее, который был непобедим до тех пор, пока его не оторвали от матери и кормилицы его — Земли. Мы вспоминаем этого великана, когда говорим,, что коммунисты сильны и непобедимы потому, что держат неразрывную связь с народом, который их породил, вскормил и воспитал. Всем детям нашей страны надо познакомиться с удиви-тельным и прекрасным миром древнегреческих мифов. Когда-нибудь потом, может статься, вам удастся прочесть их в подлиннике, на величавом и звучном греческом языке. Сейчас же, пока это вам недоступно, прочитайте напечатанные в этой книжке два связанных между собой «мифических цикла», две древние повести, состоящие из многих отдельных рассказов, — миф о Золотом Руне и миф о Деяниях Геракла. Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы-рапсоды начинали перед любопытными эти же самые удивительные повествования: Слушаете, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным примерам: Каждый, рождённый для жизни, быть может и смелым и трусом; Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала! Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные старцев: Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан. В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты,— Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!.

500

Сочинение на тему Мифы древней Греции – художественный анализ»На свободную темуСтр. 1

500

Сочинение на тему Мифы древней Греции – художественный анализ»На свободную темуСтр. 2

500

Сочинение на тему Мифы древней Греции – художественный анализ»На свободную темуСтр. 3

my-soch.ru

Напишите Мини-сочинение на тему "Один день в Древней Греции"

Титов Максим

Утро бывает всяким. Здорово, когда ты просыпаешься в своей кровати, а на веранде одного из многочисленных домой города Афин где-то в VII - VI веке до нашей эры. Вокруг светло, палящее солнце не щадит ни свободных жителей города, ни рабов. Не каждый раз удается прогуляться по городу Древней Греции. И ты не теряешь времени. Начинаешь ты с самого важного - рынка города, который то и дело местное население называло агорой. Ты не спеша шагаешь по песчаной дороге и радуешься тому, что проснулся уже в кроссовках и тебе не придется собирать своими ногами всю пыль города. Агора же радует своими размерами - самая большая площадь в центре города. То тут, то там ты наблюдаешь лавки с глиняными вазами, украшениями, оливками и оливковым маслом, которого в этой стране полным-полно, ведь ничего больше здесь и не растет в таких количествах, как оливковые деревья. А рядышком с лавками примостились старики, которые все говорят и говорят про вечные проблемы - философствовали, и купцы с торговцами, да и сами покупатели пребывая в задумчивом состоянии прислушивались к двум мудрецам ровно до того момента, пока один из них не вскрикнул: "Платон, ты мне друг, но истина дороже". И ты бы тоже полюбопытствовал о теме спора, но тебя отвлекает блестящая вещица в паре сантиметров от твоей ноги. Не долго думая, ты поднимаешь монету, а это именно она, нет сомнений. Четыре драхмы у тебя в руках, но ты не будешь тратить, заберешь с собой, на память. Целый день ты слоняешься по огражденному высокими стенами городу, рассматривая различные храмы, в основном Афине-Паладе, и под вечер ты все таки добираешься до акрополя. Присев на камушек, ты наблюдаешь, как заходит солнце за кромку гор, что обрамляют красивый город Афины.

vashurok.ru

Театр Древней Греции | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

В период культурного первенства Афин (V—IV вв. до н. э.) центральное место в литературе занимали драматические жанры.

Афинский театр V века до нашей эры был и трагическим (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида), и комическим (комедии Аристофана). Театр занимался вопросами политики и морали. Это был театр, осознающий свою воспитательную и наставническую роль.

При всех различиях греческих драматургов у них было нечто общее. Это, прежде всего, убежденность в том, что поэт должен быть учителем народа, его наставником. Трудно представить себе воспитательно-просветительскую роль театра, ведь в V веке до нашей эры не было книгопечатания, газет, журналов. Театр представлял собой единственное средство массовой информации, не считая собраний и базарных сборищ.

Никакой оратор, никакая рукопись не могли рассчитывать на такое количество слушателей и читателей, как Афинский театр, который вмещал семнадцать тысяч зрителей. Государство стремилось пропагандировать театр среди несостоятельных граждан, и для беднейших слоев населения было введено государственное пособие на оплату театральных мест. Представления происходили только по праздникам, но начинались они утром, а заканчивались с заходом солнца и растягивались на несколько дней.

Успех авторов, чьи произведения представлялись, оценивали судьи, избираемые специально. Первый приз означал для поэта победу, второй — умеренный успех, а третий — провал. Нужно отметить, что каждое драматическое состязание было событием для всего города, а не только для авторов.

О том, что драматурги действительно относились к своей работе, как к педагогическому служению, свидетельствует стих из комедии Аристофана «Лягушки», вложенный в уста Эсхила: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых — поэты». Уроки, которые давали поэты зрителям, усложнялись от автора к автору. До Эсхила в действии участвовал один актер, Эсхил ввел второго, а Софокл — третьего.

Какие же произведения античных драматургов шли на сцене древнегреческого театра?

Одна из наиболее известных трагедий Эсхила — «Прометей прикованный». Прометей изображен как олицетворение человеческого величия, разума, цивилизации и прогресса. Он вступает в борьбу с самовластием богов, косностью, приспособленчеством. По словам Маркса, «боги Греции были ранены насмерть» в этом произведении. Эсхил не был противником религии, но его религия — это прежде всего, верность этическому началу, олицетворением которого является Правда. В трагедии «Просительницы» драматург развивает тему Правды и называет три требования нравственности: почитание богов, почитание родителей, гостеприимное отношение к чужеземцам. Как видно, это те же положения, которые составляют основу христианской веры.

Другим древнегреческим драматургом был Софокл (трагедия «Антигона»).

Софокл, так же, как и Эсхил, полон интереса к человеку. Для него привычные мифические сюжеты служили формой, которая вобрала в себя жизненный материал и глубокое знание человека.

Говоря о театре Древней Греции, нельзя не упомянуть и самого младшего поэта этой эпохи — Еврипида. Произведения Еврипида более понятны современному читателю, потому что темы его трагедий ближе нам, и главная из тем — любовь и внутрисемейные отношения. Еврипид стремится к наибольшему правдоподобию трагедийного действия. Материал с сайта //iEssay.ru

Последним великим поэтом Древней Греции был Аристофан — великий комедиограф. Критика Аристофана — прежде всего политическая. Внешняя форма ари-стофановской комедии дает возможность пародировать структуру трагедии. В дни драматических состязаний зрители с утра смотрели трагедию, а под вечер — комедию, которую Аристофан определял как «представление, призванное очищать душу не страхом и состраданием, а весельем и смехом». Наиболее известны комедии Аристофана «Мир» и «Облака». Поэт, не смущаясь, пародирует молитвы, статьи законов, религиозные обряды.

О том, как развивалась греческая драматургия, да и вообще литература после Аристофана, нам известно очень мало, но она сыграла огромную роль в развитии более поздних литератур.

Древнегреческий Театр — это как бы детство театра. Однако как детство накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, так и театр Древней Греции оказал огромное влияние на последующее развитие театра. На протяжении многих веков интерес к нему не ослабевает.

На этой странице материал по темам:
  • обряды в древней греции кратко
  • театр в древней греции сообщение
  • краткий рефират на тему греция
  • сочинение о древней греции
  • театр древней греции кратко

iessay.ru

Античное искусство Культура Древней Греции…

Античное искусствоКультура Древней Греции Римская культура

Мировое значение античной культуры Античный (от лат. Antigus) обозначает "древний". Античным миром традиционно называют общества древних Греции и Рима с ІХ до н э до Х в н э. В наше время понятие античности включает в себя также крыто-микенскую эпоху (ІІІ-ІІ тыс. До н э) . Таким образом, история античности охватывает период формирование и расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья с 3 тыс. До н э до середины 5 в н э, когда перестала существовать Западная Римская империя.

Античная цивилизация соседствовала с древними цивилизациями Востока - Египтом, Финикией, Персией поддерживали с ними торговые и культурные контакты.

Греция

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды: эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. До н э) , героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н э) , архаический (УІІІ-УІ вв до н э) , классическиц (У-ІУ до н э) , эллипистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта носит название эллинистического (последняя третина ІУ-І в до н э) .

В 12-13 вв до н э в Греции состоялся распад первобытного строя и появилось патриархальное рабовладельчество, которое в 8-6 вв до н э стало основой экономической и политической жизни общества. Возникло товарно-денежное хозяйство, которое сосредоточилось в рабовладельческих городах-государствах (полисах) . Ключевую роль в это время сыграли два города-государства - Афины и Спарта. Борьба между ними за власть окончилась победой Спарты в Пеллопонейской войне (431-404 до н э) . В 146 г до н э территория Греции была включена в состав Римской империи.

В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая оказала большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции.

Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство который объединял город и окружающие земли с селами.

Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни.

Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.

Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры.

Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т. п.

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты женского тела, выражено в мраморе.

За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм) .

Такая черта пронизывает не только искусство, но и философию, науку, мифологию, все мировоззрение. Уже ранние философские системы Анаксилеандра, Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита, "логосу", диалектики в строении мира. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды невозможно войти в одну и туже речку, стало со временем исходной точкой разработки диалектики как принципа философского мышления. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон) . В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" Геродот зачал летописно-описовую форму изучения общества. Аристотель в научной работе "Политика" сформировал первую теорию государства. Греческий ученый Эвклид заложил основы геометрии, Архимед - механики.

Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н э театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - гр слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ".

В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. Зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене, было хорошо слышно даже в последних рядах.

Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии) . Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы") . Большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н э был афинянин Аристофан (пьеса "Птицы") .

В Греции 1 раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии) . За легендой, Олимпийские игры основал знаменитый герой Геракл. Первые игры - 776 г до н э. Они проводились с тех пор 1000 лет, к тому времени когда их запретили по требованию христиан (4 в н э) . Возобновили их в 1896г. С те пор они стали всемирными и проводятся в разных странах по очереди.

Гомер "Илиада" и "Одиссея" ХІІІ в до н э.

Статую Афини Палаады В Парфеноне ("Храм девы") сделал Физиа (11 м высоты) - из слоновой кости и золота.

В архитектуре греки славились колоннами. Они применяли колоны трех типов: Дорийские; ионийские; коринфские 1.1. простые и суровый с виду, сверху до низу покрыты желобками; 2.2. Стройнее и тоньше (капитель в виде двух завитков) ; 3.3. Капитель в виде корзинки с листьями.

Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами всего мира.

Скульптура

Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет и др.

Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобоя" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа.

Культура древнего Рима

В 2 в до н э (146 г) Греция оказалась под властью Рима. Но, как писал Гораций "завоеванная (полоненная) Греция победила некультурного победителя". Гордовитый Рим, перед которым дрожали завоеванные народы, вынужден был склонить голову перед величием культуры маленькой Эллады. Позже, когда он станет великой империей, создаст свою самобытную культуру, но только тогда, когда наберется опыта в завоевании соседа. Прежде всего Рим позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка.

В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды: 1.. этрусский VІІІ-ІІ в до н э.

2. "царский" VІІІ-УІ в до н э 3. Римской республики 510-31 гг до н э 4. Римской империи 31 гг до н э - 476 г н э.

В 1-2 вв постепенно расцветает римская культура, в первую очередь гражданское строительство.

В 75-80 гг н э в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением - это большой амфитеатр (высота 48,5 м, в плане - эллипс, оси которого 190 и 156 м) для проведения гладиаторский сражений, цирковых зрелищ.

В первой четверти 2 в н э создана еще одна памятка архитектуры - Пантеон ("храм всем богам". Это большое цилиндрическое сооружение, перекрытое полусферическим куполом, из входом в виде портика. Активно строили и другие сооружения: арки, лазни, термы, форумы, палацы, крепостные стены. Рим обрел солидного и роскошного вида.

Значительного развития обрели санитария, гигиена, право, которые стали гордостью Рима. Расцвели живописное искусство, поэзия, театр.

Материалы по теме:

ruslit.biz

Развитие древней Греции

Содержание:1.    Введение. Развитие Греции2.    Происхождение древнегреческой цивилизации в рабовладельческий период развития Греции.3.    Пример колонизации. Греческая община в Елизаветграде4.    ЗаключениеЛитература

Введение. Развитие Греции.

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она по-явилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою ис-торию уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вави-лону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демо-кратии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, разви-вающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни не-скольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V  в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвы-чайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древно-сти восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхож-дение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способ-ствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.

Происхождение древнегреческой цивилизации в рабовладельческий период развития Греции.

Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда” в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”.

Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют “мышлением по способу греков”. У истоков европейской культуры находится микенская циви-лизация. Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления (в основном продукцию ре-месла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим ка-кую-либо работу”.  Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная функция царя заключалась в сохранении “священ-ного порядка в природе”. Человек в такой системе был зависим от ре-лигиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве их твор-цов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя — “басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном”.  Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собствен-ности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свобод-ный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутрен-ней и внешней политики государства и антимонопольные законы, пре-пятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классиче-ской античной демократии было то, что свободой в каждом из грече-ских государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправ-ный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и част-ной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не го-воря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и ра-финированной, но безличной и униформированной деспотичной циви-лизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченев-ших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфи-ческие античные оригинальные черты. Она перестает служить застыв-шим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.Греческая архитектура также была сращена с динамичными об-щественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важней-ший центр полиса — агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для то-варообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета — булевте-рий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и остава-лась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права  на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной соб-ственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообло-жения Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и ми-ровой литературы. В архаическую эпоху производится запись создан-ного в темные века дописьменного эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община — уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (полити-ческое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для проявления которого  было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и од-новременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искус-ство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой де-мократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноре-чие.Развитие общественного самосознания послужило причиной воз-никновения литературы, описывающей государства в процессе разви-тия, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фу-кидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духов-ной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются со-временные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, рас-ширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, уве-личили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной про-мышленности (включая каменоломни и метеллургические предприя-тия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.

Пример колонизацииГреческая община в ЕлизаветградеГреческие поселенцы на землях Елизаветграда появились задолго до основания крепости Святой Елизаветы, которая положила начало горо-ду.Греческая колонизация региона значительно усилилась за годы Новой Сербии (1752-1764). Для охраны этой территории был организо-ван Македонский полк, в основном из выходцев Центральной части Балканского полуострова и Греции (Егейская Македония). При поселе-нии солдаты полка получали от правительства различные льготы: им предоставлялся строительный материал, семена для посевов, выдава-лись подъемные. Так, в 60-е годы единовременная помощь для ино-странных переселенцев увеличилась до 30 рублей. Крупные участки земли выделялись офицерам.  Поселенцы лишь брали на себя обязанность заселять эти земли в установленный срок. Желающим поселиться на землях Елизаветграда выдавались открытые листы на право выхода из-за границы. Информация о содержании этих документов доходила до Греции, и стимулировала приток эмигрантов на земли Украины.После основания крепости Святой Елизаветы (1754 г.) около нее были построены форштадты (кварталы для населения), где возникли три района - Подол, Пермские лагеря и Греческое. Наибольшее число поселившихся являлись выходцами из Македонии, другие - из Константинополя и островной Греции, Австро-Венгрии, Венеции, Запорожской Сечи, Бессарабии и Нежина. Численность греческой колонии (без работников) была небольшая - более 50 человек с женами и детьми [1]. Земли для поселения при крепости Святой Елизаветы иностранным переселенцам, в том числе грекам, отводились беспрепятственно. Получив место для строительства, они возводили дома и начинали заниматься торговлей, и лишь немногие из них - ремеслом.  Наиболее активно велась торговля бакалейными товарами, водкой, бессарабским вином и табаком.  Стремление елизаветградских греков к коммерции подтверждают и статистические данные, из которых видно, что в середине 70-х годов XVIII ст. в Новороссийской губернии (в ее состав входила большая часть Елизаветградщины) купцы-греки по численности занимали четвертое место после русских, украинцев и молдаван и часто торговали в Польше, центральной части Турции, России.Елизаветград, который находился на перекрестке путей с Черно-морского побережья вглубь России (до основания Екатеринослава, Одессы, Херсона и Николаева), был основным торговым пунктом на юге Украины [2]. Елизаветградские купцы через Хаджибейскую при-стань торговали сельскохозяйственными продуктами на внутреннем и внешнем рынках. Нередко они перепродавали в зарубежных странах товары, завезенные в Елизаветград российскими купцами [3]. Особым спросом за рубежом пользовалось сало, которое обрабатывалось в са-лотопнях, так называемых салганах. С конца XVIII в. в Елизаветграде ежегодно организовывались четыре ярмарки, где активно шла торговля скотом, зерном, салом, коноплей, строительным лесом, сельскохозяйственными орудиями производства [4]. Развивались в городе и ремесла. Здесь работали 4 кирпичных заво-да, где ежегодно производилось 550 тыс. штук кирпича. В городе было 4 крупные мастерские по производству шкур, 35 ветряных мельниц, 5 табачных фабрик, 2 маслозавода и другие предприятия. С первых дней прибытия на новое место елизаветградские греки принимают решение построить свою церковь, сооружение которой продолжалось около семи лет. Избранный елизаветградскими греками священник - отставной нежинский иеромонах Игнатий Папазовлу совершал богослужение в храме на греческом языке.Еще до освящения церкви греки сделали важный шаг к обретению самостоятельности. В начале 1764 г. Ефим Темелий вместе с другими греками подал новороссийскому генерал-губернатору прошение о са-моуправлении общины. На следующий год были избраны двое старшин, представлявшие исполнительный орган самоуправления греческой об-щины ("купеческое правление"), круг деятельности которого был до-вольно широк. Купеческое правление осуществляло прием в общину новых членов, выдавало разрешения на отъезд из крепости в различные города и села своих соплеменников, вершило суд над ними. Последние данные о деятельности купеческого правления в Елизаветграде датиру-ются 1777 г. [5] Крепость Святой Елизаветы сыграла значительную роль в борьбе России за выход к Черному морю. В годы российско-турецкой войны (1768-1774 г.г.) она была опорной базой российских войск. С перенесением военных действий дальше на юг, крепость Святой Елиза-веты стала резервной базой для российских войск. Здесь стали разме-щаться штабы армий и полков, проводившие военные учения [6]. После присоединения в 1783 г. Крыма к России крепость утратила военно-стратегическое значение. Ее вооружение было передано Херсону. Многие из греческих колонистов переселились в Мариуполь.Даже лишь некоторые вышеназванные факты деятельности греческих переселенцев в Елизаветграде дают основание сделать вывод, что греки внесли значительный вклад в развитие экономики и культуры народов Украины.

Заключение.

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась си-стема образования — общее образование или энциклопедическое обра-зование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни  Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классиче-ская гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, явля-ясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.

Литература:

1. Ястребов В.Н. Греки в Елизаветграде // Киевская старина. -1884. -Т.8.-№4 (апрель).-С.673-684.2. Труды Одесского государственного университета. -Т.151.-Вып.5.-Одесса, 1961.-С.96.3. Центральная научная библиотека НАНУ. Институт рукописей. -Ф.IX.-Крепость Св.Елизаветы. -Д.2514. -Л.1-7.4. А.Н.Пашутин. Исторический очерк г. Елизаветграда. -С.7.76,81.5. Казименко П.И. Греки на Кировоградщине // Греко-славянское духовное единство. - Донецк, 1993.-С.200.6. Центральная научная библиотека НАНУ. Институт рукописей.-Ф.IX. Крепость Св.Елизаветы.-Д.23477.-Л.11-15.7. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994

< Предыдущая Следующая >
 

referat.hhos.ru


Смотрите также