Сочинение древнего египта. Вопрос: Сочинение рассуждение на тему историческое значение древнего египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сочинение: Архитектура Древнего Египта. Сочинение древнего египта


Сочинение - Архитектура Древнего Египта

Содержание

Введение

Конструкторское решение

Архитектурно-композиционное решение

Интерьер

Заключение

Список использованных источников

Архитектура — искусство тонкое и, вместе с тем, довольно конкретная наука. Эта наука говорит, что каждый архитектурный проект, еще до воплощения в жизнь, имеет свой образ — некую чувственную и умозрительную модель, включающую в себя основные закономерности и характеристики будущего здания. А основные закономерности отражаются в его архитектурной композиции. Композиция, в свою очередь, призвана объединить собой идею, замысел, законы и воплощаемую форму. Не видимая неискушенному взору, она, как стержень, нанизывает на себя казалось бы несовместимое — эмоции и технологии, планировочные структуры и религиозные воззрения.

Зодчество Древнего Египта служит прекрасным примером соблюдения этих правил, где все духовные, эмоциональные и физические состояния, по тем же законам архитектуры, должны находить свое выражение в конкретных материальных проявлениях. [1]

Установлению Нового царства предшествовал период так называемого Второго распада Египта (1700-1580 гг. до н. э), который произошел в значительной степени в результате вторжения с северо-востока племен гиксосов, захвативших большую часть Египта. Единственно Фивы на протяжении столетнего периода были оплотом сопротивления иноземцам. А в результате в 1580 г. до н.э. основатель XVIII династии фиванский фараон Яхмос I изгнал гиксосов из Египта. С этого времени условно начинается период Нового царства.

Особого политического и экономического расцвета Египет достиг период Нового царства, что нашло свое отражение в бурной строительной деятельности в Фивах.

Целью данной работы является изучение архитектурного объекта Древнего Египта, а именно описание храма царицы Хатшепсут. Для этого необходимо рассмотреть особенности храма, как архитектурно-композиционное и конструкторское решение, внутренний интерьер и его индивидуальные черты, рельеф, как отображение истории.

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий.

Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными овнами (баранами). Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм, настраивало молящихся, перед которыми во всем великолепии простирался залитый солнцем мир, отгороженный и в то же время слитый с этой своеобразной стеной каменных изваяний. Аллея сфинксов приводила к входу — каменному пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. В центре двора по главной оси также прокладывалась каменная колоннада. Она намечала прямую линию пути к колонным залам, молельням, кладовым и другим помещениям. Монументальные рельефы покрывали стены храмов. Мощные колоннады, многочисленные скульптуры дополняли их торжественный облик.

Сохранившиеся колоннады и храмы древней столицы донесли до наших дней величавый дух архитектуры этого периода.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов.

Заупокойные храмы и гробницы разделялись. Храмы строились внизу, на равнине, а гробницы, для сохранности от разграбления, высекались в скалах и маскировались. Классическим для этого времени стал храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри (XVIII династия, ок.1500 г. до н. э).

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила «из любви к отцу своему Амону». Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.

Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами — портики — и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра.

Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Рис.1 «Храм царицы Хатшепсут»

К эпохе Нового царства храм уже приобрел каноническую форму. Аллея, по обе стороны которой выстроились сфинксы, вела к монументальному входу, оформленному в виде двух пилонов. По обе стороны от входных ворот возвышались гигантские статуи богов или правителей. Наружные фасады храма были покрыты рельефами, прославлявшими власть фараона и его победы.

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта — богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Рис. 2. «Рельеф храма»

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия — история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла.

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.

Верхняя часть храма посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.

Единственный дверной проем, располагавшийся между пилонами, вел в залитый солнцем перистиль — внутренний двор, окруженный колоннадой. Пройдя перистиль и продолжая двигаться по центральной оси, можно было попасть в гипостиль — многоколонный зал, плоскую кровлю которого поддерживали тесно поставленные столбы; за ним находилось святилище со священной баркой фараона. Меньшие помещения вокруг святилища служили сокровищницами, складами и т.п. По мере движения от входа к святилищу потолок снижался, а пол повышался, словно сдавливая пространство. Поскольку окон не было, гипостиль освещался через двери, ведущие в него из перистиля, и до святилища доходил лишь слабый отсвет.

Колонны древнеегипетских храмов сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки тростника, восходящую к эпохе Древнего царства. Росписи стен и колонн гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за различными занятиями — во втором, летящих птиц — в третьем, и над всем этим — синее небо, усеянное звездами.

Рис.3 «Храм. Колонны»

«Изобразительные» колонны Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные, пальмообразные, со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко встречается). [2]

Рассматривая в целом архитектурно-планировочную композицию храма в Фивах, необходимо отметить ее динамический характер, которому соответствовало чередование метрических протяженных аллей сфинксов с нараставшим в сторону святилища ритмом пилонов-преград.

Вопрос об ориентации фиванских храмов по сторонам света давно уже привлекал многих ученых. Еще в конце XII в. появились труды английских иследователей Ниссена и Локьера, которые высказали предположение о том, что многие египетские храмы были ориентированы на заход или на восход солнца либо на звезды, которые связаны были с солнечным циклом. С XX в. эти наблюдения были продолжены французским исследователем Ленгреном и известным английским астроархеологом Дж. Хоккинсом. Гипотезу этих ученых подтверждали и надписи, сделанные на храмах, повествовавшие об обрядах, связанных с их закладкой.

На самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян

Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; Гор — один из важнейших богов в египетском пантеоне, сын Осириса и Исиды, человек с головой сокола; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья, экзотические цветы, пели птицы.

Рис. 4 «Храм царицы Хатшепсут»

Рис.5 «Гор — человек с головой сокола»

Рис.6 «Голова богини Хатор»

Храм царицы Хатшепсут был ориентирован на восход солнца в день зимнего солнцестояния, т.е. в период окончания разлива Нила и начала посевных работ. Другими словами, храм служил своеобразным календарем, по которому жили и трудились многие поколения жителей Древнего Египта.

Помещения храмов, открытые дворы, аллеи сфинксов не представляли собой законченного целого, а пристраивались друг за другом. Здесь наблюдается композиционный принцип «формосложения», характерный для всего египетского искусства. Пилоны древнеегипетских храмов — не фасад, а заслон, маскировка, сокрытие. В отличие от античных, египетские здания покрывались облицовкой либо гипсовой обмазкой с росписью зеленой, желтой, красной красками для создания впечатления огромной, нерасчлененной, нетектоничной массы. Поэтому египетские строители не обращали особого внимания на правильность швов, рядов кладки.

Египтяне предпочитали прямоугольный формат, что хорошо согласовывалось с «кубической концепцией» скульптуры и фризовым расположением росписей. Вместо конуса — пирамида, вместо цилиндра — обелиск, взамен шара — куб, что хорошо видно на примере оригинальной гаторической капители. Перед пилонами храмов устанавливались кедровые мачты с разноцветными вымпелами, обитые золоченой медью, и статуи фараонов, блокообразный характер которых хорошо сочетался с архитектурой.

В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, восходящих ступенями друг над другом и объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм как бы врастает в толщу скал, к которым он примыкает.

Мерный и строгий ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит свой отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, будто естественно расширившей и дополнившей творение Сенмута — строителя этого ансамбля.

Неотъемлемую часть храма составляли рельефы и росписи, многие из которых насыщены в этот период динамикой. Мчащиеся колесницы, тонконогие лани, в паническом беге спасающиеся от разящих стрел охотников, стройные кони, летящие галопом, сменили прежние торжественные, спокойные шествия.

Связи с другими странами пробудили интерес к далеким краям, и этот интерес нашел воплощение в искусстве. Рельефы стен храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри повествуют о путешествиях, иноземных послах, о ладьях, пускающихся в плавание. Прежнее построчное построение в рельефе перемежается с композиционно сложными группами. [3]

Рис.7 «Рельеф. Богиня Хатхор и Гор»

Свой храм царица поставила рядом с храмом фараона XI династии Ментухотепа I, он повторял сочетание пирамиды и колоннад, но был более грандиозным, с множеством террас и статуй. Внутри полы отделывались золотыми и серебряными плитами. Двери — из кедрового дерева, с инкрустацией золотом и слоновой костью. Стены имеют росписи, для прочности и яркости красок они покрывались «пульверизированным стеклом». Статуи инкрустировались, раскрашивались. Глазурованные кирпичи с яркими красками растительного орнамента, возможно, воспроизводили древний обычай занавешивать глинобитные стены плетеными циновками. Пальмовидные капители — прообраз ионических капителей Древней Греции — украшались глазурованными плитками и деталями из позолоченной бронзы. Росписи полов часто имитировали нильские заросли с цветущими лотосами и порхающими птицами. Египетским искусством был создан особый тип углубленного в плоскость рельефа.

Ощущение прочности, вечности материала не позволяло воображению мастера проникать в глубину камня и сосредоточивало его пластические ощущения на поверхности, вдоль контурных линий. Рельеф углублялся в плоскость — при освещении сверху или сбоку, особенно на ярком тропическом солнце, светотень создавала игру светлых и темных контуров, а осязательное чувство — иллюзию пространства. Нужно провести рукой по поверхности египетского рельефа, чтобы ощутить тончайшие подъемы и углубления, едва уловимое волнение поверхности, понять осязательный принцип работы мастера. [4]

В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.

Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этого района в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса, но их работа, продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.

Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков:

Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее ее величество Хатшепсут, как достойно отца ее бога Амона!».

Наследие египетской цивилизации в сфере многих наук, архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства сыграло значительную роль в развитии тех цивилизаций, которые мы считаем эталоном (Греция и Рим), но нет ничего более ценного, чем та преемственность многих тысяч поколений, которую мы можем наблюдать с помощью грандиозных, хотя только отчасти доживших до нашего времени памятников этой высокоразвитой цивилизации. И на этих немногочисленных примерах мы можем наблюдать, как сакральные каноны древних египтян позже трансформировались в архитектурные и художественные каноны античного, а с оглядкой и наше время-современного искусства. [5]

По дошедшим до нас скупым и противоречивым источникам мы мало знаем о священной архитектуре Древнего Египта. Считается, что храмы Египта не были рассчитаны на присутствие множества верующих, что в них не «молились» привычным для нас образом, что это были Великие Дома, древнеегипетские боги обитали там, подобно древним египтянам, жившим в своих жилищах, как в маленьких храмах.

Архитектура — отражение времени. Камни ее, подобно магическим зеркалам, способны показать нам далекие времена, о которых уже давно молчат хроники и легенды. И то, что открывается любознательному взгляду, рассказывает о многом, рождая все новые и новые вопросы.

1. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. Т.1. — СПб.: ЛИТА, 2003г. — 864с.

2. Горячкин И., Звездное зодчество // Журнал «Новый Акрополь» №8 (51) 2005г

3. Давидович А.С. Архитектура древнего Египта периода правления Хатшепсут и Ментухотепа / Давидович А.С., Давидович Т.Л., Долгих А.Н. // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. B, Прикладные науки. — 2004. — N 6. — С.70-75

4. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М., 2002г, стр.34

5. www.krugosvet.ru/articles/71/1007134/1007134a24. htm

[1] И.Горячкин, Звездное зодчество// Журнал «Новый Акрополь» №8(51) 2005г

[2] www.krugosvet.ru/articles/71/1007134/1007134a24.htm

[3] Давидович А. С. Архитектура древнего Египта периода правления Хатшепсут и Ментухотепа / Давидович А. С., Давидович Т. Л., Долгих А. Н. // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. B, Прикладные науки. — 2004. — N 6. — С. 70-75

[4] Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.Т.1.-СПб.: ЛИТА, 2003г.-864с.

[5] М. Э. Матье. Искусство Древнего Египта.— М., 2002г, стр.34

www.ronl.ru

Сочинение - Архитектура Древнего Египта

Контрольная работа по теме:

«Архитектура Древнего Египта»

Пять тысячлет отделяют нас от времени расцвета Египетской цивилизации и более 10 тысячилет от времени ее появления. Египетское же государство возникло на берегах Нилав 5-4 тысячелетии до н.э. Египет был разделен на области, каждому городупокровительствовал один из Богов.

Египетскуюисторию разделяют на три крупных периода, называемых царствами: Древнее,Среднее и Новое. Такое разделение предложил египетский историк Манефон (кон. IV– нач. III в. до н.э.). Царства подразделяются на династии правящих фараонов,всего насчитывается 32 династии. Период Древнего царства, о котором пойдетповествование, был временем наивысшего расцвета древнеегипетской культуры,экономической и политической мощи фараонов.

Древнеецарство – 28-23 вв. до н.э. – период правления III-VI династии. В это времясформировалось рабовладельческое общество, делившееся на три класса: знать ижречество, свободные крестьяне и ремесленники, рабы. Характерным типомправления в Египте во все эпохи была абсолютная монархия — неограниченнаявласть царя, подчинявшая себе все классы, экономику и культуру. Подобная властьбыла основана на зависимости населения от климатических условий, от малогоколичества плодородной земли. Для сельскохозяйственных работ требовалосьстроительство сложных гидротехнических сооружений, которое не могли себепозволить бедные общинники-земледельцы. Свободные крестьяне получали надел землии воду для орошения, таким образом зависели от фараона экономически. Но кромеэкономической, существовала религиозная зависимость. Культ фараона – «сынабога», укреплял и узаконивал единовластие. Царь «сочетал высшие государственныеполномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главойдуховной власти».  Фараона всегда изображен в короне  и сатрибутами власти.

Политика иэкономика Египта в эпоху Древнего царства была еще достаточно примитивна,«Деятельность египетского правительства сводилась главным образом к завоеваниюсоседних областей и внутреннему укреплению государства». Ався экономика основана на земледелии и ремеслах. «Основной хозяйственной иобщественной ячейкой в Египте была сельская община, сохранявшая в течениемногих столетий древнюю закостеневшую форму». Египетскойполитике, экономике и культуре вообще была свойственна застойность в развитии,создание нерушимых канонов и следование им. Большое влияние на все стороныобщественной жизни играла религия. Она и диктовала образ жизни и была главнойопорой фараона в подтверждении его неограниченной власти. У египтянсуществовало верование в загробную жизнь, причем подготовить эту дальнейшуюжизнь после смерти возможно было только на земле. По этой причине фараоныстроили себе грандиозные усыпальницы, в которых должна будет поселиться ихдуша. Египтяне сохраняли тела своим умершим при помощи бальзамирования. Именнотуда придет душа, после суда Озириса (египетский бог мертвых), для того, что быпродолжить свою земную жизнь. И загробная жизнь будет мало отличаться отземной, только нужно сохранить богатство и власть те же, что имел на земле.Другие древневосточные народы, «у которых были сходные верования, поступалипросто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову и слуг ихоронили их вместе с господином. Таков был обычай, например, в древнемВавилоне. Но египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда нетребовала человеческих жертв. Она требовала только искусства».

Неограниченная,деспотическая власть фараонов III-IV династии позволила создать невиданные вмировой истории архитектурные гиганты – пирамиды. Тысячи рабов и свободныхобщинников призывались на эту непродуктивную работу во славу фараона. Никогдаболее за время своей истории власть царя в Египте не была столь сильна игосударство не отличалось такой централизацией и сплоченностью вокруг культафараона. Гробницы-пирамиды наглядно показывали, какая власть находиться в егоруках, именно в эту эпоху «сформировалась древнеегипетская деспотия, основаннаяна неограниченной власти царя».

Источники кизучению истории и культуры Древнего Египта можно найти у античных авторов –Геродота (490 -ок.525), Гекалея (IV — III вв. до н.э.), Диодора (I вв. до н.э.),Плутарха Херонейского (46-120 гг. н.э.), Манефона (IV — III вв. до н.э.) идругих. Богатые сведения дают памятники материальной культуры инемногочисленные сохранившиеся письменные документы. Так, большую ценностьимеет Палермский камень – древняя летопись, относящаяся к времени Древнегоцарства. Фрагментарно сохранившийся Туринский папирус, содержавший переченьцарских имен до XVIII династии с датами их царствования. «От времени Древнегоцарства сохранились царские указы фараонов V и VI династий, устанавливающиеправа и привилегии храмов и храмовых поселений». Дляизучения истории Древнего царства исследователи так же используют сохранившиесядревнеегипетские юридические документы, акты судебных процессов, текстызавещаний, договоров, жалованных грамот на землю и другое. Для историковинтересны сохранившиеся частные письма, автобиографии вельмож, тексты которых восновном сохранились в рельефах гробниц.

Материальнаякультура Древнего царства хорошо сохранилась и дает богатые сведения историкам.Благодаря обычаю хоронить вместе с покойным большое количество его личныхвещей, изображать в рельефах и настенных росписях его жизнь, точно фиксироватьбиографию, исследователи имеют богатый исторический и искусствоведческийматериал. Царские усыпальницы Древнего царства хорошо сохранились, конечно, онине дошли до наших дней в первозданном виде, но и те останки, которые мы имеемсейчас, дают возможность изучить историю и искусство Египта, и, прежде всегоего архитектуру.

Древнеецарство и вся Египетская культура прославлена строительством великих пирамидфараонов Хефрена (Хафра), Хеопса (Хуфу) и Микерина (Менкаура) в Гизе. Этипирамиды уже в древнем мире были признаны одним из чудес света исвидетельствовали о мощи Египетского государства, о высоком уровне культуры,науки и искусства. «Все наиболее традиционные пирамиды были воздвигнуты впериод Древнего царства».

Гробница –место пребывания души умершего царя и, при том, сооружение, возвеличивающеефараона при жизни, словно доказывающее его божественную сущность. Культличности царя был велик и «обычным его титулом стал «Бог благой». В эпоху Древнего царства возрослозначение рабов, их стало больше, набирались они из покоренных чужеземцев(египетская знать вела много захватнических войн) и из своих соплеменников,попавших в рабство за невыплату долга или по другой причине. Свободныеобщинники имели особую трудовую повинность перед царем на строительствопирамиды, рабы работали на строительстве по приказу хозяина. Сила и властьфараона в период Древнего царства была огромна и внешним выражением этой властиявляются пирамиды, построенные в период III — IV династий.

Египет богатразличными породами камня. Его использовали ремесленники и архитекторы, вовремена Древнего царства техника обработки достигла высокого уровня. Но строилииз камня в основном гробницы и храмы, дома же и даже дворцы царей и знати былииз сырцового кирпича. Дерево было дорого, на территории Египта его было мало иприменяли его для строительства домов редко. Дома бедняков строились из тростникаи глины. Все эти сооружения не сохранились и о их внешнем облике мы имеем лишькосвенные свидетельства – по моделям и изображениям, найденным в усыпальницах.

Формагробницы сложилась уже в эпоху Раннего царства – это было в плане прямоугольноесооружение с чуть наклоненными к центру стенами и плоским верхом. Его называют– «мастаба» (арабск. – «скамья»). Сначала мастаба была небольшой, но по мереувеличения могущества Египетского государства и, следовательно, усиления властиотдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Мастабыначали строить больше, они увеличивались по горизонтали. Внутри мастабы «бываломного кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся планужилищ высшей родовой знати»9. Но гробница фараона все же не выделялась среди погребенийзнати, а это не отвечало культу возвеличивания царя. И около 2800 года до н.э.зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царскойгробницы.

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА В САККАРА. Усыпальница для фараона III династииДжосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленныхдруг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница кнебу», за что получила свое название – «ступенчатой» пирамиды.

Ансамбльпогребальных сооружений состоит из пирамиды — в центре, прилегающих дворцов –Южного и Северного, и поминальных храмов. Построен был в Саккара, «недалеко оттого места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена», на месте мастабы фараона Санахта.Пирамида находится на прямоугольной террасе, длинные стороны прямоугольника имеютдлину 545 м., короткие – 278 м. Так как строилась пирамида без связующегораствора, каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси и поэтомубыли устойчивы. Пирамида была задумана не сразу шестиступенной. Сначала былавыстроена мастаба высотой в 8,2 метра, с длинной каждой стороны – 62,9 м. Возленее были сделаны захоронения членов семьи фараона, еще при жизни Джосера. Позжемастабу увеличили до прямоугольника и вход в первое погребение оказалсязакрытым. Во время строительства, зодчий решает увеличить мастабу инадстраивает еще три мастабы над первой, затем она еще была надстроена иувеличена и «в итоге имела высоту 60 метров и основание размерами 109,2Х121 м.». Погребальная камера фараона Джосеранаходилась под пирамидой на глубине 28 метров.

Главнойзаслугой Имхотепа было не только строительство усыпальницы нового типа,отличавшейся монументальностью и величественностью, но и создание ансамблявокруг пирамиды, чего прежде не было. Зодчий разместил на площади в 1500 м 2молельни, заупокойные храмы, хеб-седный двор, предназначенный для ритуальногобега фараона, сложился гармоничный ансамбль, все части которого гармоническисвязаны друг с другом. «Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамидыДжосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоковбелого известняка», входбыл один и находился в южном конце восточной стены. В комплексе Джосера впервыевстречается особая форма колонн, украшенных желобками, передававших связкустеблей, имевшие круглые базы и прямоугольные капители. Эти колонны получилиназвание протодорических. Сорок таких колонн стояли вдоль стен галереи, ведущейна лестницу и во двор хеб-сед (хеб-сед – религиозное празднование, справляемоес целью «возрождения» престарелого фараона и придания ему новых сил). Кромеусыпальницы в этом же комплексе находится и кенотаф (ложная гробница) фараонаДжосера. На стенах кладовых кенотафа сохранилась облицовка фаянсовых плитзеленовато-синего цвета, узор которых воспроизводит плетенку из тростника. К кенотафупримыкали помещения, связанные с религиозным празднеством хеб-сед. «Вюго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефнымизображением священных змей – уреев, охранителей фараона»13.Так же в орнаментике ансамбля использованы стилизованные изображения цветка илибутона папируса, лотоса, пальмы, мотивы иероглифических знаков. Только пирамидалишена всякого декора, строго и величественно возвышается она над другимисооружениями ансамбля, поражает своей ясностью и цельностью форм, лаконичнымсилуэтом и динамичным наростом уменьшающихся ступеней вверх.

Ступенчатыепирамиды строили и другие фараоны III династии. Это частично сохранившаясяпирамида фараона Сехемхета в Саккаре, которая размером была больше пирамидыДжосера. Создание этой пирамиды также приписывают Имхотепу. Великолепнаяусыпальница была выстроена для фараона Неферка в Завьет эль-Ариане, она имела 7уступов и квадратное основание со сторонами 100 м.

По пирамидамфараона IV династии – Снофру, выстроенным в Медуме и Дашуре, мы можемпроследить историю стиля, каким образом египетские зодчие пришли кпирамидальной четкой форме гробницы. Пирамида в Медуме первоначальнозадумывалась как 7 ступенчатая, но по мере строительства к ней прибавили ещеодин уступ, ступени покрыли облицовкой из плит известняка. «Промежутки между нимизасыпались обломками строительного материала, благодаря чему стороныприобретали форму плоских граней». Высота пирамиды равна 75 метрам.

ПирамидаСнофру в Дашуре по форме приближается к классической, но не имеет ровныхграней. Состоит она из мастаба и поставленной на мастабу пирамидой, нижняя иверхняя часть пирамиды сливается в единый объем. Так же в Дашуре была сооружена3-я пирамида Снофру, она была задумана с ровными, сходящимися в одной точкегранями и имела высоту около 100 метров.

Так формапирамиды, «развивавшаяся на протяжении столетий, выкристаллизовалась в третьейдашурской пирамиде Снофру, но своей кульминации она достигла в пирамидахприемников Снофру, воздвигнутых в Гизе».

ПИРАМИДЫ ХЕОПСА, ХЕФРЕНА И МИКЕРИНА. Наиболее знаменитым ансамблем пирамидбыли и остаются пирамиды, сооруженные в Гизе для фараонов IV династии – Хуфу,Хафра и Менкаура, или, как называли их греки – Хеопса, Хефрена и Микерина. Всетри пирамиды имеют аналогичную конструкцию, но разные размеры. Самая большая изних – Хеопса (высота равняется 146,52 м, длина основания – 233 м.), былапостроена первой. При постройке пирамид соблюдался целый ряд религиозных,астрономических и геодезических условий, и место – Гиза, было выбрано неслучайно. «Некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, награнице орошаемых земель и мертвой ливийской пустыни, которую египтяне нареклиСтраной смерти, ибо там, на западе, за горизонтом, скрывалось солнце».

Три пирамидыориентированы по сторонам света, вершины юго-восточных углов пирамид находятсяна одной линии, а центры первых двух расположены на одной диагонали.«Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении».

Пристроительстве пирамид все было обдумано до мельчайших деталей. Архитекторомпирамиды Хеопса (Хуфу) история называет племянника фараона Хемиуна. Онпредложил новое решение для постройки пирамид. Вместо мелкой каменной кладки,использованной Имхотепом при постройке пирамиды Джосера, были взяты крупныеизвестняковые блоки, отесанные и плотно пригнанные друг к другу. Всего 2300000блоков весом 2,5 т каждый, отдельные блоки весят до 30 т. Держатся онипосредством собственной тяжести. «Высота самого большого, первого ряда кладкиоснования пирамиды Хеопса равна 1,5 м., второго – 1,25 м., третьего – 1,2 м.,четвертого 1,1 м., высота последующих колеблется от 90 до 65 см. Чем вышеподнимаются ряды, тем меньше становятся блоки. У вершины высота блоков равна 55см». Внутри пирамиды кладка была сплошной, кроме коридоров и погребальнойкамеры. Пирамиды Хеопса и Хефрена снаружи были облицованы отполированнымиизвестняковыми плитами и выглядели гранеными кристаллами на фоне ярко-голубогоегипетского неба и желтых песков. (На облицовку пирамиды Хеопса потребовалось115000 плит длиной 1,5 м. До нынешнего времени облицовка частично сохраниласьтолько на пирамиде Хефрена).

Посвидетельству Геродота пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставкикамней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100000 человек.

Вход впирамиду, находящийся с северной стороны, был тщательно заделан послезахоронения. Коридор от входа вел к погребальной камере, расположенной в центрепирамиды. Камера была ориентирована по световому лучу на Альфу созвездияДракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира, гробницадолжна была вписываться в орбиту космоса. «При выборе места сооружения пирамидв некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий,отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давлениямассы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа(пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строгоконструктивного решения».

Ансамбльпирамиды включал в себя различные сооружения, среди которых два заупокойныххрама, помещения для священных лодок и другие. Замечательны эти храмы тем, чтов них впервые в истории египетской архитектуры появляются отдельно стоящиеопоры – столбы, в храме Джосера были только полуколонны и пилястры.

Рядом спирамидой Хеопса была выстроена пирамида преемника Хеопса – Хефрена, ее высота143,3 м, а длина стороны основания – 215,25 метров. Вторая пирамида поконструкции подобна первой, только погребальная камера расположена нижеоснования. «В ансамбль пирамиды входят 2 храма: верхний и нижний, объединенныйпроходом в единый комплекс». Интересен нижний храм, состоящий из несколькихзалов, один из которых – Т-образной формы – многоколонный (гипостильный),уставлен квадратными в сечении гранитными столбами. Красиво естественноесочетание материала – темно-розового гранита колонн, светлого алебастровогопола и статуй фараона Хефрена из черно-зеленого диорита, стоявших вдоль стен. Вдревности к каждой из 16-ти колонн были прислонены статуи фараона, высеченныеиз диорита, алебастра и желтого шифера. Наиболее известна статуя из диорита,ныне находящаяся в музее в Каире. Синтез архитектуры и скульптуры, спреобладанием архитектуры свойственен египетскому искусству, в ансамблепирамиды Хефрена он выразился особенно сильно. Недалеко от пирамиды находитсятак называемый Большой сфинкс. Огромная фигура льва с лицом фараона Хефрена,высеченного из цельной скалы, приставлены только лапы и голова. Сфинксзначительно пострадал от времени, поверхность его испещрена неровностями,трещинами, утерян нос, но внешний его образ не потерял от этоговеличественности, особенной строгости и красоты.

Уже пирамидапреемника Хефрена – Микерина (зодчий Дебхен), была меньшей по размерам, высотаее достигала 62 м., окончена она не была в связи со смертью фараона. При еестроительстве применяли большие блоки камня, а также кирпич-сырец и дерево.Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадкекультового строительства, следовательно и об ослаблении власти фараона, егодеспотии и всего Египетского государства. Непроизводительный, вынужденный трудсотен тысяч египтян сильно подорвал экономику Египта. Уже сын Микерина, фараонШепсескаф, ограничился строительством кирпичной мастабы для себя. Никогдапозднее не возрастал и не расцветал так культ фараона и мощь Египетскогогосударства. После смерти царь считался покровителем Египта, ему воздавалибожеские почести, но это не спасло гробницы от разорения. Несмотря на то, чтопирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий иложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательнозамуровывались, — это не останавливало грабителей. Все три великие пирамидыдостались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумиифараонов украдены. И это при почитании и обожествлении царей, которое было вЕгипте. Удивительно противоречие – богобоязненный трепет, уважение традиций ирелигии, но и попрание их.

Пирамиды Vдинастии уже не имеют столь внушительных размеров, как знаменитая гизехскаягруппа. Но возрастает роль заупокойных храмов. Увеличиваются их размеры, «настенах помещаются рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя иего победы над врагами».

Пирамидафараона V династии Сахура в Абусире – типичная царская гробница этого времени.Ее высота 49,6 м. Погребальная камера находится на уровне земли, вход ссеверной стороны. Интересен заупокойный храм, включавшийся в ансамбль этойгробницы. В одной из зал, в портале и перистильном дворе использоваласьколоннада с капителями в форме пучка пальмовых листьев, капитель раскрашивализеленым, ствол – коричневым, базу – черным, словно изображая землю. А потолокнад ними делали ярко-синим с золотыми звездами, словно изображая ночное небо.Пальмовидные колонны потом получили большое распространение. Кромепальмовидных, в храме представлены другие «растительные» колонны, с капителямив виде стилизованных папирусов и лотосов. Колонны здесь играют роль опор, «онинесут потолок галереи вокруг центральной части перистильного двора – зала,открытого сверху. Полихромное декоративное оформление интерьеров храмадовершали раскрашенные рельефы на его стенах».

Погребенияфараонов VI -ой династии – Тети, Пепи I, Меренра, Пепи II состояли из пирамидыи окружавших ее дворцов и храмов. Пирамиды были не высоки, до 70-ти метров.Планировка всех гробниц одинакова, что связано с обрядом, предписывающемукаждому ритуальному действу особое помещение. В отличии от более раннихпирамид, не имевших рельефов и надписей на своих стенах, внутренние помещенияпирамид VI -ой династии покрыты текстами и изображениями. Причем в каждой залеили коридоре были записаны те молитвы и заклинания, которые читались при обрядезахоронения фараона. Таким образом становится ясным назначение каждогопомещения.

Гробницачастных лиц во время V -ой, VI -ой династии – это мастаба, но она претерпеларяд изменений с начала Древнего царства.

В эпохуРаннего царства мастаба имела лишь помещения для саркофага, и весь обрядзахоронения, чтения заупокойных молитв проходил под открытым небом. В периодIII -ей династии появляется крытая молельня, мастаба начинает увеличиваться,стены внутренних помещений покрываются рельефами. Типичной, хорошосохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего Хесира.

Мастаба V -ойдинастии – это уже достаточно объемное сооружение с множеством внутреннихпомещений, включавших несколько залов, кладовых, коридоров. «Мастаба начальникасокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собойтипичный пример гробницы знатного вельможи V -ой династии. Она состоит из вестибюля,центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений». Стены гробницпокрывают рельефами, воссоздающими земную жизнь покойных. Хорошо сохраниласьмастаба вельможи Ти (V -я династия) в Саккаре. Вход ее украшен двухколоннымпортиком, стены покрыты расписными рельефами, сохранившими свой первоначальныйцвет. Изображали рельефы самого вельможу, его жену, детей, слуг, сцены егоземной жизни. Тут находятся знаменитые рельефы: «Сцены охоты на Ниле»,«Погонщики ослов», «Перегон скота через реку». По этим изображениям можновоссоздать картину земной жизни египтянина.

Кромепирамид, заупокойных храмов и мастаб, во время V -ой династии начинаютстроиться храмы, посвященные богу солнца Ра.

СОЛНЕЧНЫЙ ХРАМ НИУСЕРА В АБУСИРЕ. Греческие историки Диодор и Геродотрассказывали, что будто бы из-за непосильного труда и угнетений, которым народподвергался со стороны фараонов IV -ой династии, народ восстал и выбросил телацарей из их гробниц. В результате смуты к власти пришли жрецы бога Ра и возвелина престол своего ставленника, который в благодарность объявил культ Рагосударственной религией. Так, или иначе, но «уже в эпоху IV -ой династииначинается усиления культа бога солнца Ра, который при первых царях V -ойдинастии превращается в верховного государственного бога всего Египта. В составимен фараонов IV — V династии входит имя бога Ра».

Солнечныйхрам, как называли храмы в честь Ра, был построен фараоном V -ой династииНиусером в Абусире и носил название «Тот, кто радует сердце». Храм плохосохранился, но возможно было его реконструировать. Центральное место в ансамблехрама отводилось обелиску, точнее прообразу обелиска. Это был гигантскийпрямоугольный столб с постаментом, достигавшим в ширину 40 метров, увенчанныйнебольшой пирамидой. В нижней части он был сложен из базальтовых, а в верхней –из известняковых блоков и покрыт золоченой медью. Этот золотой «столб» былсимволом бога Ра – солнечным лучом. Храм представлял собой «огромный открытыйдвор с крытыми молельнями по его сторонам»25,к нему вел длинный мощеный коридор от пристани в долине, на берегу Нила. Возлеобелиска стояла каменная священная ладья, посвященная богу Ра.

Подобнаяформа обелиска применялась в архитектуре Среднего и Нового царства. Впрочем, иэтот обелиск, и пирамиды, все были видоизменением мастаба. Обелиск – вытянутаяпо пропорциям мастаба, увенчанная пирамидой. А развитие пирамиды доклассической четырехгранной формы тоже происходило благодаря измененияммастаба. Вообще, египетскому искусству свойственно перетекание форм, синтезархитектуры и круглой скульптуры, рельефов, росписей, обобщенность и вместе стем конкретность форм.

Египетскоеискусство никогда не доходит до чрезмерной стилизации, вместе с тем в нем нет ипризнаков натурализма. Большая органичность свойственна египетской архитектуре,подчиненность пространству, закономерность, строгость ансамблей. ИскусствоЕгипта имеет жесткие религиозные рамки и каноны, но они не стесняют его, а даютволю к творчеству. И это удивительно, как мастера умели одухотворить канон,делать будь то рельеф или круглую скульптуру не официально застывшей имертвенной, а истинно вечной, внутренне живой с неповторимыми характернымиособенностями.

АрхитектураЕгипта имеет имена, зодчие были не простыми ремесленниками из народа, а обычноприближенными или родственниками фараона, так что имели средства и на своюсобственную гробницу и на прославление своего имени. Имхотеп – архитекторступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун – строитель пирамиды Хеопса, Дебхен –зодчий пирамиды Микерина, «Тети – исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечногохрама Нефериркара, зодчий Шесгеф – создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчиеУашптах и Нехебу — построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многиедругие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи».

Заключение

ЭпохаДревнего царства – время расцвета египетской культуры и искусства, экономики изахватнической политики государства, время наибольшей деспотии фараонов, внешнекоторая проявлялась в строительстве гигантских усыпальниц. В период III — IVдинастии складывается канон египетского искусства, который прошел почтинеизменным через все последующие эпохи. Монументальность, стилизация и, вместес тем, изящество и конкретность образов свойственна Египетскому искусству.Характерен для него синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при главенстве иобъединяющем начале архитектуры.

Нильскиедолины богаты различными породами камня и египтяне научились их обрабатывать вовсевозможных техниках. Использовали камень и для строительства мастаб ипирамид, и для скульптуры, рельефов, мелкой пластики, бытовых вещей. В основномегипетская архитектура – каменная, впрочем, из камня чаще возводились храмы иусыпальницы, а дома строили из сырцового кирпича. Важно было построить неземное жилище, в котором человек проживет недолго, уносимый смертью, а «дом вечности»,для посмертного в нем пребывания. Религия диктовала развитие и направленность вискусстве. Религии было все подчинено, ради вечной жизни строили себе пирамидыфараоны и, тем самым подрывали экономику страны. Но вместе с тем, при вере всвоих богов, фараоны были выше всякой религии. Они были египетскими богами,очень временными, но и в короткое время владычество их было беспредельно. Обэтом говорят молчаливые древние гизехские пирамиды, подлинные памятникинеограниченного самодержавия фараона, его поистине божественной власти.

В эпохуДревнего царства сложился стиль и тип царских усыпальниц и погребений знати. Вначале III династии гробницы делали в виде мастаб и цари, и их приближенные.Единственно, царские гробницы отличались размерами. Но большая мастаба казаласьфараонам не слишком величественной и не достойной их высокого сана – «благогобога». В Саккаре зодчий Имхотеп строит пирамиду, составленную из шестипоставленных друг на друга мастаб, где каждая верхняя меньше нижней. Далеевозникают пирамиды Снофру, две в Дашуре и одна в Медуме, последняя дашурскаяпирамида имела классический вид. Но наивысшее выражение пирамиды получили впогребальном ансамбле трех фараонов: Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе.

Кромеусыпальниц архитекторы Древнего царства занимались храмовым строительством, к Vдинастии расцветает культ бога солнца Ра, которому начинают сооружаться храмы.Известный, сохранившийся в руинах до нашего времени, храм был построен вАбусире. Центром ансамбля в нем является массивный обелиск, символизирующийсолнечный луч. Уже к концу Древнего царства фараоны не могли позволить себестоль роскошных усыпальниц, как представители IV династии. Экономика страныбыла подорвана непроизводительными работами по постройке пирамид.

В периодДревнего царства образовалось рабовладельческое государство Египта исформировались основные формы его культуры. Древнее царство – время наибольшегогосподства фараонов, их неограниченной власти, время появления великойархитектуры, которая и до сих пор является лицом и символом Египта – времястроительства пирамид.

Списокиспользованной литературы

1. Алпатов М.В.Всеобщая история искусств.1 том. –  М., 1979.

2.  Авдиев В.И.История древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1970.

3.  Афанасьева К.А.,Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. // Малая историяискусств. / Под общ. ред. И.С. Канцнельсона. – М.: Искусство, 1976.

4. Беккер К.Ф. Мифыдревнего мира. Всемирная история. – Саратов: Надежда, 1995.

5. Блэк В.Б.Искусство Древнего Востока. (Древний Египет и Передняя Азия): Учебное пособие.– Л.,1986.

6. Всеобщая историяархитектуры в 12-ти томах. Архитектура Древнего мира. Т.1. / Под ред. О.Х.Халпахчьяна. – М., 1970.

7. Дмитриева Н.А.Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1988.

8. Древний Восток.// Всемирная галерея. / Под ред. А.Л. Мясникова. – СПб.: Терция, 1994.

9. История искусствазарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник. / Подред. А.П. Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980.

10.  Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира:Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1980.

11.  Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. –М-Л.: АН СССР, 1956.

www.ronl.ru

Сочинение на тему Боги Древнего Египта

Осирис – бог солнца, Исида – его сестра и супруга, и Гор – их сын. Об этих богах сложились мифологические легенды, пересказанные нам греческими писателями, и эти мифы как бы являются символами борьбы солнца и мрака, света и тьмы. Подробности этих легенд, или, лучше сказать, греческих пересказов, интересны уже тем, что объясняют нам множество эмблем и символов, часто встречающихся на памятниках египетского искусства.

Исида первая дала людям рожь и ячмень, а Осирис – изобретатель земледельческих орудий – основал общество и общественную жизнь, дав людям законы, он же научил их собирать жатву. Затем, желая распространить на всех свои благодеяния, он странствует по всему свету, покоряя людей не грубой силой, а чарами музыки. В его отсутствие брат его, коварный Тифон, или Сет, олицетворяющий бесплодность пустыни, хочет царствовать на его месте, но все планы злодея разбиваются о силу воли и стойкость Исиды. Осирис возвращается. Тифон делает вид, что обрадован возвращением брата, но в сообществе с Азо, царицей эфиопов, этих исконных врагов Египта, приглашает Осириса на пир, где его ждет погибель. Во время пира приносят великолепный гроб, вызывающий восторженные похвалы пирующих.

Египтяне очень заботились о своих гробах и часто еще при жизни заказывали себе роскошные гробы, чем и можно объяснить это сказание о хитрости, употребленной Тифоном. Тифон объявляет, что подарит гроб тому, кто в нем свободно поместится (гроб был заказан им по мерке брата). Все присутствующие пробуют поместиться в нем, но напрасно. Наступает очередь Осириса: он, ничего не подозревая, ложится в него, а Тифон и его сообщники захлопывают крышку, заливают ее свинцом и кидают гроб в Нил, откуда он через одно из устьев реки попадает в море. Таким образом, погиб Осирис после двадцативосьмилетнего царствования.

Лишь только умирает Осирис, вся страна оглашается жалобными криками: до Исиды доходит печальная весть о гибели супруга; она облачается в траурные одежды и отправляется искать его тело. Она находит гроб в тростниках близ Библа, но, пока она отправляется за сыном Гором, Тифон овладевает телом Осириса, разрезает его на четырнадцать частей и кидает куски во все рукава Нила. Согласно преданиям, Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях заставила его отождествить с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло.

Эта же легенда имела и, другое религиозное, моральное, объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой-мраком. Исида – Луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту. Но если солнце – есть видимое проявление Осириса, то добро – есть его нравственное проявление; когда заходящее солнце умирает, оно вновь появляется на горизонте в образе Гора – сына и мстителя Осириса.

Точно так же добро, погибающее под ударами зла, появляется вновь в образе торжествующего добра, в образе зла, победившего зло. Осирис олицетворяет заходящее, ночное солнце, поэтому он председательствует в подземных странах, судит умерших, и присуждает награды праведным и кары грешным душам. На земле долина Нила принадлежала добрым богам – Исиде и Осирису, тогда как бесплодная и жгучая пустыня, а также зловредные болота Нижнего Египта – владения злого Тифона.

Земледельческие племена, населявшие долину Нила поклонялись Апису, этому воплощению Осириса в образе быка – символа земледелия, и бык был посвящен Осирису. А кочующие племена пустыни, всегда презираемые оседлыми жителями городов, употребляли для верховой езды осла, и осел – животное, посвященное Тифону. Но так как губительные испарения болот являются также произведением злого духа, то их воплощали в крокодиле, животном, также посвященном Тифону. Гор не убил Тифона, поэтому зло продолжает существовать на земле, но он ослабил его, и тем упрочил победу божественного закона над беспорядочными силами природы. Осирис часто изображался в виде мумии; его обычные атрибуты – крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде креста с ушком наверху; это впрочем, отличительный признак всех египетских богов и называется многими учеными – исследователями мифологии ключом Нила. Иногда же Осирис изображается с головою быка.

Исиду часто смешивали в искусстве с более древней египетской богиней Хатор, олицетворявшей небесное пространство, по которому движется солнце; изображение этой богини сохранилось на капителях храма в Дендере; это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание – символ вселенной; она как бы стоит на богато украшенной чаше, символе влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле.

Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Египтом, и рога на голове. Когда Гор, победив Тифона, привел его к ней в оковах, Исида по своей доброте простила его: тогда разгневанный Гор лишил ее короны и заменил ее рогами. Богиня точно так же изображалась очень часто с головою коровы; вот почему греки отождествляют ее с нимфой Ио, превращенной Герой в корону. На одной из древнейших статуй изображена Исида с головою коровы, кормящая грудью Гора. В честь этой богини были установлены празднества, известные под названием таинств Исиды, в них принимали участие только жрецы и посвященные. Так как все объяснения египетских мифов греки основывают исключительно на соотношении с греческими мифами, то можно предполагать, что Тифон, временно побеждающий Осириса, есть тот же великан Тифон, также временно победивший Зевса.

Надо было измыслить миф, объясняющий происхождение и рождение египетских богов; для богатых воображением греков это было делом нетрудным. Они придумали следующее: Осирис и Исида – дети бога Солнца; этот бог, разгневанный на жену за ее измену, объявил, что у нее не могут родиться дети ни в один из трехсот шестидесяти дней в году (тогда в году считалось триста шестьдесят дней). Гермес считал себя слегка виновным в измене богини; он захотел исправить причиненное им зло, но так как...

ни один бог не может изменить того, что решил другой, то он, по своему обыкновению, пустился на хитрость: он предложил Селене сыграть с ним в кости, выиграл у нее семидесятую часть ее света и сотворил из этой части пять дополнительных дней в году. В эти-то пять дополнительных дней и родилось пять главных египетских богов: Осирис, Исида, Тифон, Гор и Нефтида.

На памятниках искусства Осирис появляется преимущественно в сценах, изображающих похоронные церемонии и суд над умершими. Исида и Гор фигурируют главным образом во всех явлениях обыденной жизни и во всех сценах, имеющих какое-либо отношение к земледелию. В день рождения Гора, совпадающий с самым коротким днем в году и с цветением лотоса, Гор называется Гор-па-хердом и тогда изображается в виде слабого ребенка, сидящего на цветке лотоса; он держит палец у рта, и вот почему его статуи долгое время принимались за изображение бога молчания.

На одном из барельефов храма в Гермополисе изображен Гор, выходящий из цветка лотоса, эмблемы Нила и вечной жизни; волосы молодого бога заплетены наподобие бараньих рогов, в руке он держит плеть – символ власти; Исида сидя протягивает ему руку, как бы помогая ему выйти из цветка; позади Гора стоит Нефтида, она дотрагивается до его головы ключом Нила. На многих памятниках Исида изображена кормящею грудью Гора, достигшего уже юношеского возраста. В храме города Фил был найден барельеф, представляющий жреца, приносящего жертву Исиде в виде цветов лотоса; богиня кормит грудью Гора, стоящего подле нее; две богини сидят позади Исиды: одна держит зубчатую линейку – эмблему разлива Нила (она как бы отмечает подъем воды), а другая держит скипетр, оканчивающийся лотосом и ключ Нила. Другое скульптурное произведение, найденное в том же храме, изображает женщину, поющую священный гимн перед Исидой и Гором; она аккомпанирует себе на арфе, украшенной всеми атрибутами Исиды; Гор держит в одной руке ключ Нила, а палец другой руки подносит ко рту.

Осирис был главным богом всего Египта, а потому вокруг его имени группируются почти все мифы и аллегории египетской религии. “Вся человеческая жизнь, – говорит Мариэтт, – уподоблялась древними египтянами тому пути, который солнце пробегает по небесному своду, заходящее солнце, исчезавшее за горизонтом, казалось им образом смерти. Лишь только наступал торжественный момент смерти для какой-нибудь души на земле, Осирис должен был провести ее к жизни вечной. Он отождествляется с нею, проходит с нею вместе через все испытания, назначенные этой душе для очищения ее от греха; он же смягчал суровых привратников ада и боролся с чудовищами, обычными спутниками мрака и смерти.

Наконец, он же, победив мрак с помощью восходящего солнца – Гора, восседал в страшном судилище смерти и открывал очистившейся душе врата вечного жилища, и блестящее утреннее солнце, появлявшееся с рассветом на горизонте, являлось символом этого второго рождения к жизни вечной, не знающей больше смерти”. Осирис, по мнению египтян, желая дать людям видимый образ своего присутствия среди них, воплощается в быка Аписа. Когда в священных коровниках Мемфиса появлялся на свет теленок с особенными священными приметами, жрецы тотчас же объявляли о милостивом воплощении Осириса, и повсюду это известие вызывало народную радость и веселье. Когда Апис умирал естественной смертью, его с большою пышностью хоронили в подземельях храма Серапеума, развалины которого теперь найдены. Если же Апис достигал двадцати восьми лет, число лет Осириса, его убивали. Голова Аписа должна была быть черной с белым треугольником на лбу; туловище белое, но с черными пятнами определенной формы.

Богиня Нефтида, которую греки отождествляли с Афродитой, была супругой и вместе с тем сестрой Тифона, но она предпочла другого брата, мягкого и доброго Осириса, и от союза с ним у Нефтиды родился сын Анубис, или Инпу, бог с головою шакала, хранитель мумий. Когда Осирис был убит Тифоном, Анубис его бальзамировал. На одной из фараоновых гробниц в Фивах изображен Анубис, исполняющий свои печальные обязанности. Он стоит подле ложа, на котором лежит мумия. Под ложем стоят четыре сосуда: у первого вместо крышки – человечья голова, у второго – голова обезьяны-павиана, третий – с головой шакала и четвертый – с ястребиной головой. Эти головы являлись воплощением второстепенных божеств, на обязанности которых лежало охранение внутренностей умерших, положенных в эти сосуды. Это изображение встречается очень часто на многих надгробных памятниках. У греков обязанность сопровождать души в жилище смерти выпала на долю Гермеса, а потому греки отождествляли его с Анубисом. Тот – бог с головою ибиса, олицетворяет божественный разум, который сотворил всю Вселенную. Он по преимуществу бог письма, поэтому он также отождествляется с Гермесом. Он же – организатор мира, разогнавший первобытный мрак, и он же рассеивает потемки души, т. е. невежество и дурные мысли – этих вечных врагов человечества.

Ибис и обезьяна – кинокефал, или павиан – посвящены этому богу. Ибис – птица, появляющаяся в Египте перед разливом Нила; следовательно, она по египетским понятиями знает и предвидит будущее. Кроме того, когда эта птица ест, ее клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, и вот почему ибис посвящен Тоту, богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение и определение той высоты, до которой должен был подниматься Нил во имя разливам, отчего зависело плодородие в Египте и вместе с тем и существование его обитателей. На одном из барельефов в храме города Фил изображен жрец или важное лицо, просящее богов о благополучном разливе Нила. На этом барельефе бог Тот изображен с головою ибиса, он держит в одной руке зубчатую линейку – символ разлива Нила, а в другой – тростник, которым собирается отметить подъем воды. Иногда же Тот изображался в образе обезьяны павиана, пишущего на табличках.

schoolessay.ru

Сочинение рассуждение на тему историческое значение древнего египта

Сочинение рассуждение на тему историческое значение древнего египта

Ответы:

Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества . Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк . Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели . " Вырезанные на камне изображения - это магические знаки, " -говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет символический характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу " , -предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков [1 А. Белов Н Петровский . Страна Большого Хапи . стр. 33]. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма . Это знаменательное событие - одно из самых выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке . Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий . Всей душой стремясь к заветной цели, многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь, который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов . Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства . Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор . Написано множество книг об истории, традициях "Страны Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я использовала при написании этой курсовой работы . Первая книга в моем списке - сборник " Аравия. Материалы по истории открытия . " Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии, но и по всему Древнему Востоку . Египтяне издревле снаряжали торговые и военные экспедиции в Аравию, расположенную на стыке трех материков и служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья ( в том числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией, а через нее с Китаем . С отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться, прочитав эту книгу . Еще одно издание - работа Н. Петровского и А.. . Белова " Страна Большого Хапи " . При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная повесть . Повествование пронизано двумя основными темами . Во-первых, конкретно показаны центры культуры Древнего Египта, жизнь народа во всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события . Во-вторых, нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом, так и в России . При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий, вводят в лабораторию творчества, показывают романтику научных исследований . Творческий подвиг ученых, положивших начало египтологии, и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии .

cwetochki.ru

Сочинение на тему: Иероглифы Египта

Письменность в древнем Египте отличалась от большинства других письменностей. В Египте использовали иероглифы, значение которых могло изменяться в зависимости от контекста.

Термин иероглиф означает священно-вырезанные письмена. Еще египтяне характеризовали иероглиф, как «божье письмо». Иероглифы – это знаки, которые ассоциировали людей и фантастических существ, а также оружия и небесные тела, музыкальные инструменты и части человеческого тела, постройки и птицы. Эти знаки долгое время считались огромной загадкой. И расшифровка египетского письма заняла большой период времени.

Сумел разгадать французский ученый лишь в 18 веке. Однако нельзя сказать, что иероглифы пирамид прочитаны и поняты полностью. Пока только приблизительно известны значения названий растений, животных, лекарств, камней и т.п. Помимо обычного письма, в Египте существует особенная тайнопись, которая предназначена только для пресвященных людей.

Тайнопись называют еще энигматическая или загадочная письменность, которая до сего времени так и не расшифрована. Известно, что количество знаков-иероглифов в тайнописи превосходит в 10 раз больше чем в обычных письменах. Существует наука, которая изучает культуру, историю древнего Египта? египтология. Эта наука обернулась в одну из самых углубленных и устойчивых областей нашего знания о древних цивилизациях.

За три тысячелетия до новой эры был создан самый древний египетский текст. Считают, что это записи вельмож Древнего Царства и тексты, которые изображены на пирамидах. Это самые древние религиозные произведения «Тексты пирамид», которые дошли до наших времен. В них описаны формулы погребального ритуала.

Староегипетский язык еще называют архаическим. Эпоха его началась с 2200 года до нашей эры. Также его характеризуют как классический язык. Он использовался в религиозных и литературных текстах до разрушения египетской культуры.

Иероглифы хорошо подходят на образ магических знаков, так как передают не только единичный звук, но и место, действие и предмет. Для египтян иероглифы казались необычными, магическими. Средь иероглифов выделилась определенная группа знаков, которая несла глубокий сакральный смысл. Иероглифы наносили на амулеты, после использовали их для различных обрядов.

Иероглифы очень древние и таят в себе множества тайн и загадок. Они часть истории и культуры древней цивилизации.

school-essay.ru

Боги Древнего Египта | Сочинения на свободную тему

С незапамятных времен люди находили успокоение в вере. Вера помогала им преодолеть жизненные сложности, объяснить несправедливость судьбы. Покровительство богов давало надежду на лучшее будущее. Но, независимо друг от друга, народы формировали отдельные верования, придумывали своих богов.

Одна из первых религий, известных человечеству из истории – легенды о богах древнего Египта. Сказания эти возникли задолго до нашей эры, точное время никто уже не сможет назвать. Но с течением времени верования египтян менялись, иногда – насильственным путем. История Египта делится на три периода – древнее царство, среднее царство и новое царство.

Родоначальником всего египетского пантеона считается бог Атум. Согласно легендам он возник из хаоса и создал других богов – Шу и Тефнут (боги пространства между небом и землей), Геб – бога земли и Нут – богиню неба. Именно от них, первых египетских богов, и произошли самые значимые боги верований древнего Египта – Осирис и Исида. Осирис – бог возрождающейся земли, согласно легендам был убит родным братом – богом зла – Сетхом. Когда в пустыне буйствовала песчаная буря, считалось, что это свирепствует Сетх. Исида, жена Осириса, олицетворяет женственность, супружескую верность и материнство. А их сын – Хор, победитель Сетха, согласно легендам был родоначальником династии фараонов.

Одним из важнейших египетских богов считается бог солнца и света – Ра. Египтяне считали, что солнце – это бог Ра, путешествующий на лодке по небу. После заката он опускался под землю и там боролся с хаосом, а наутро вновь освещал путь людям. Ра считается также символом возрождения и вечной жизни.

Бог Тот – считался олицетворением мудрости, он помогал Ра бороться с силами хаоса. Пта – бог справедливости, владыка истины. Он считался одним из главных богов, а также покровителем ремесел. Божеством потустороннего мира был Анубис. Он изображался в виде человеческой фигуры с головой шакала. Именно у него родственники просили для умершего покровительства в ином мире. Себек – божество, у которого просили исцеления от болезней и недугов. Иногда он считался спутником Ра, иногда – его противником. Амон был богом воздуха и ветра, считалось, что он дает жизненную силу всему живущему. В период древнего царства культы богов Амона и Ра были объединены и создали единое божество – Амон-Ра.

Перечисленные выше боги – лишь малая часть египетского пантеона, которому поклонялись древние египтяне. Но именно эти боги – самые значимые в истории, и именно вера в них направляла и поддерживала древний народ во времена печалей и войн.

school-essay.ru

Сочинение: Древний Египет Спасибооо!!!! - Школьнику.com

В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало.Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство: 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

Оцени ответ

shkolniku.com


Смотрите также