Скотоводство древней руси. История древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

СКОТОВОДСТВО. Скотоводство древней руси


КОНЕВОДСТВО В ДРЕВНЕЙ РУСИ - Коневодство

коневодство в древней руси

Традиции коневодства уходят корнями во времена, когда на просторах Евразийского материка возникали первые очаги одомашивания лошади - это было примерно 6 тыс. лет тому назад. Предположительно было одомашено два типа дикой лошади: мелкие, широколобые степный лошадки, отдаленно похожие на тарпанов, отдельные экземпляры которых сохранились до XIX века, и более крупные дикие лесные лошади, с узким лбом, длинной лицевой частью головы и тонкими конечностями. Домашние лошади долго сохраняли многие признаки своих диких предков. Первыми стали совершенствовать своих лошадей народы Древнего Востока. В VII-VI вв. до н.э. лучшими в мире считались несейские лошади Персидского царства. Коневодством славились области примыкавшие к Каспийскому морю, южные районы Узбекистана и Таджикистана. В конце первого тысячелетия до н.э. славу несейских лошадей унаследовали лошади Парфянского царства, образовавшегося на месте северных провинций Персии и Бактрии, т.е. на территории Узбекистана, Таджикистана, а также севера Ирана и Афганистана. Парфянские кони золотисто-рыжей масти были статными и для тех времен высокими - 150см., они становились желанной военной добычей любого государства. Развитым коневодством славились и древние народности Закавказья, на территории Армянского нагорья лошадей использовали для езды верхом еще в третьем тысячелетии до н.э. Совсем другим было в те времена коневодство в лесной полосе Восточной Европы - здесь лошадей использовали в основном на мясо, они были мелкими, их рост составлял 120-140см.

В Древней Руси были лошади разных пород, как местных, так и привезенных с Востока и Запада. В летописях различают милостных, сумных и поводных (товарных) лошадей. Милостные - местные верховые лошадки высшего качества, которыми князья награждали своих подданных, на этих лошадях ездили высшие чины княжеской дружины. Милостных жеребцов использовали, как улучшателей в табунах, что говорит о наличии в Древней Руси зачаточных форм коннозаводства еще до монголо-татарского нашествия. Сумные лошади - предназначались для перевозки сум и вьюков, но они годились и под седло, обычно на них ездили рядовые дружинники. Подводные (товарные) лошади при большой силе были неповоротливы и их использовали только в обозах. В русских летописях XII века упоминается о фарях - благородных легких скакунах, происходящих от лошадей Древнего Востока. Возможно, что именно эти лошади стали основой легкой породы, от которой впоследствии произошла украинская лошадь. К XIII в. коневодство на Руси достигло значительного развития - самые многочисленные табуны и большие конюшни принадлежали князьям, боярам и монастырям. Поголовье пополнялось за счет покупки и захвата лошадей у половцев, печенегов и народов, кочевавших в степях от Черного до Азовского морей, а также за счет поборов у населения. Лошади ценились в те времена очень высоко - по законодательству Ярослава Мудрого (XI в.), виновный в убийстве чужого коня должен был уплатить в казну 12 гривен и 1 гривну потерпевшему, а за убийство свободного крестьянина - всего 3 гривны. Русская конница в домонгольский период была малоподвижна и немногочисленна, именно с этим историки связывают поражения княжеских дружин при Калке (1223 г.) и в сражениях с монголо-татарами. Во времена монголо-татарского ига русское коннозаводство было разорено, полностью прекратилось поступление восточных лошадей фарей . Не желая походить на быстрых татарских наездников, русские князья и бояре предпочитали ездить шагом на грубых и медлительных лошадях. Прошло много времени пока русское коневодство оправилось от разорения. Но не менялись представления о боярской лошади тыжелой и неповоротливой. Первый, кто по достоинству оценил преимущество легких татарских лошадей был Дмитрий Иванович Донской (1350-1389г.г.). Для своей конницы он использовал степных лошадей, которых приводили из-за Волги татарские купцы. В битве на Куликовом Поле (8 сентября 1380 г.) на русской стороне сражались десятки тысяч конных воинов: около половины было набрано в Московском княжестве, остальные были новгородцами или литовцами. Кроме этого, Дмитрий Донской привлек под свои знамена беглых людей, составлявших приволжскую вольницу. Эти воины на легких резвых лошадях называли себя татарским словом кайсаки , т.е. наездники. Позднее в русской речи это стало произноситься как казаки (в летописях оно появилось в 1444г.). После Куликовской битвы был нанесен удар по татарскому игу, одновременно было сломлено предубеждение против легких быстрых лошадей и для Руси открылся обильный источник для пополнения русских конюшен.

Посде Дмитрия Донского на Руси было две породы: русская улучшенная и татарская. Определенную роль в создании русских пород сыграли поступавшие с Запада через Великий Новгород ливонские клепперы и литовские жмудки. Клепперы упоминаются в немецких хрониках с XIV веков, как невысокие, но выносливые, с правильным экстерьером лошади под тяжелых всадников. Жмудки - местные лесные лошадки, улучшенные прилитием крови, как Восточных, так и Западных лошадей. Они оказали влияние на лошадей Белоруссии, а позднее в Германии (в XVIII в.) были использованы для выведения Тракененской породы . Во времена Ивана Третьего (1440-1505г.г.) слово фарь было забыто и благородных восточных лошадей стали называть аргамаками независимо от того была ли эта лошадь персидской или иной породы. Персидские лошади особенно ценились после женитьбы Ивана Третьего на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Один из первых конных заводов был создан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве, по его же приказу приобретались лошади западных заводских пород, персидские и другие аргамаки для заводского использования. Но вместе с тем у знати все еще оставалась мода на крупных, тяжелых и неповоротливых лошадей. Эта вековая традиция сохранилась в Московском княжестве вплоть до Петра Первого, который сломал ее вместе с другими боярскими пережитками.

Добавить комментарий

www.husbandry.com.ua

История древней Руси - » Изменения в области скотоводства

Сельское хозяйство в домонгольский период

Изменения в области скотоводства, протекавшие в это время, заключались в превращении лошади из верхового, а главным образом «мясного» животного — в рабочий скот. При раскопках городищ и селищ середины и второй половины первого тысячелетия нашей эры кости лошади среди кухонных отбросов составляют, как мы видели, обычную находку. Памятники VIII— X столетий позволяют заключить, что лошадь в эту эпоху употреблялась в пищу уже в значительно меньших размерах. При исследовании памятников XII— XIII вв. кости лошади встречаются лишь как исключение. На севере при подсечном земледелии рабочий скот был не нужен, и лошадь являлась преимущественно «мясным» животным. С появлением пашенного земледелия лошадь понадобилась как тягловая сила и утратила свою прежнюю функцию.

Но чем же объяснить, что и на юге, где пашенное земледелие существовало уже давно, как будто бы наблюдаются такие же изменения в области скотоводства? Судя по археологическим данным, и там в X—XI вв. лошадь исчезает из числа «мясных» животных. Письменные данные также говорят об этом изменении в области скотоводства. О Святославе, киевском князе X в., в летописи говорится следующее: «Ходя воз по себе не возяше, ни котьла, ни мяс наря, но по тонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину, на углех испек ядяше. тако же и прочий вой его вси бяху» (Лавр, л., 964). Письменные же данные XI—XII вв. говорят об употреблении лошади в пищу в тех случаях, когда речь идет о голоде. Объясняется это тем, что на юге с еще большей интенсивностью, чем на севере, развивался процесс распада первобытного патриархального хозяйства и возникновения на его месте мелкого хозяйства парцеллярного типа. Большие патриархальные хозяйства предыдущей эпохи, видимо, пользовались в качестве тягловой силы преимущественно крупным рогатым скотом. Тягловой силой в индивидуальном хозяйстве древнерусского смерда теперь стала преимущественно лошадь.

Распадение патриархального хозяйства в условиях образования классового общества повлекло за собой и ряд других изменений в области сельского хозяйства, о которых будет сказано ниже.

istoiarusi.ru

СКОТОВОДСТВО. Древняя русская история до монгольского ига. Том 2

В Русской Правде упоминаются кони (жеребцы, кобылы), быки и коровы, волы (третьяки, лонщины-годовики), телята, поросята, овны-бараны, овцы, козы, свиньи. Мясо, полоть, сыр, молоко.

В летописях под 1141 г.: «Поима Всеволод городы Гюргеве — конь, скот, овце, и кде что почюя товар».

Под 1158 г. упомянут скот рогатый.

Скотина содержалась в хлевах, хлевинах. В пищу ей шел овес, сено, трава.

Из описания войны великого князя Изяслава Мстиславича из-за Игоря Ольговича (1146 г.) можно заключить, как обширно бывало сельское хозяйство у удельных князей: «шедше сташа в Мелтекове селе, и оттуда пославше и заграбиша Игорева и Святославля стада, в лесе, по Рахни, кобыл стадных 3000, а конь 1000; пославше же по селом, пожгоша жито и дворы. На гумне в Игореве сельце было стогов девятьсот».

1159. «Мстислав зая товара много Изяславли дружины, и коний и скота». О стадах его под 1170 г.

Стада конские и кобыльи в Вол. летописи под 1225 г.

Там же о борзом коне актазе, что подарил Мстислав галицкий зятю Даниилу.

Коневый тать выдавался князю на поток (поточение, заточение).

За убийство своего конюха великий князь Изяслав наложил виру на дорогобужцев 80 гривен: так было велико значение этой должности. (Сравни значение конюшего в царском периоде).

У Нестора под 1103 г. встречается лошадь.

В Слове о полку Игореве комони.

В Киевской летописи фари, 1150 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru