Синдика государство древних адыгов. Бетрозов Р. Ж. Синдика – государство древних адыгов. Адыги. 1991, №2. Стр. 86 93.. djvu
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Синдика государство древних адыгов


История происхождения названия "Синдика"

ЧеркесияОдним из крупнейших меотских племен были синды, обитавшие с начала первого тысячелетия до нашей эры на Таманском плуострове и северо-восточном Черноморском побережье. К началу 5 столетия до нашей эры синды создают свое государство - Синдика, управляемое династией синдских царей. Столицей Синдики был город Синдика (ныне город Анапа). Древние греки называли этот город - Синдская гавань. Как и другие меоты, синды занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, ремесленничеством. Синдика была рабовладельческим государством. В 480 г до нашей эры расположенные на берегах Керченского пролива греческие города - колонии, объединились в одно государство. Это государство стало называться Боспорским Царством. Столицей его стал город Пантикапей. Синды активно торговали с Боспорскими городами. На рынках и тесных улицах синдики часто можно было встретить греческих купцов. Горожане продавали им хлеб, зерно, овощи, молоко. На рынках греки покупали рабов.

Подобно греческим городам, над домами Синдики возвышался построенный греками амфитеатр. В нем проходили театральные представления и гладиаторские бои. Греки поставляли в Синдику соль, амфоры, вино, ткани. Многие синды перенимали привычки греков, греческие одежды, греческое оружие, методы строительства жилищ. Учились искусству греческой живописи, скульптуры. В то же время боспорские правители вынашивали планы захвата Синдики и превращения ее в греческую колонию. Многочисленные дипломатические интриги и подкуп не дали никаких результатов и в 479 году боспоряне предприняли открытое военное вторжение в Синдику. По свидетельствам современников "в один из дней на рассвете к берегам Синдской гавани прибыла армада греческих военных кораблей. Жители, видя это, собрались на стенах города и приготовились к бою. Жители окрестных селений поспешили укрыться в городе, ворота его плотно закрылись за ними...Находившиеся в городе греческие шпионы, переодетые в синдскую одежду, по предварительному сговору с легионерами, двинулись к восточным воротам и набросившись на охранявших их воинов, закололи их .... Греки проникли в город и к полудню с большими потерями захватили город полностью...".

Впоследствии крупные отряды синдов и других меотов не раз предпринимали попытку отбить у греков Синдику. Во время этих войн город был разрушен. На его месте греки построили свой город колонию, который был называн ими Горгипия. С падением Синдики начался процесс консолидации меотов вокруг жившего к востоку от синдов на побережье Черного моря , меотского племени - зихов. Зихами их называли греки, но в боспорских надписях так же встречается слово ADZAHA, что скорее всего, соответствует адыгскому адзэхэ ("войска" или "народ войск"). Возможно это и являлось самоназванием зихов, со временем трансформировавшееся в "адыгэ". По другой версии название адыгэ связано с распространением культа поклонения солнцу и имеет достаточно близкое звучание к раннеадыгскому "а-дыгъэ" - народ солнца. В итальянских и греческих источниках название "зихи" применительно к адыгам употребляется до 15 века. Генуэзский автор Интериано посвятивший адыгам много статей, сообщает: "зихами их называют на итальянском, греческом, латинском языках, татары и турки именуют их черкесами, сами себя они называют адыгэ".

sindika01.com

История адыгов, черкесов и их фамилий.

Синды составляли один из важнейших элементов Киммерийской империи, которая состояла из большого числа народов. После распада империи эти народы вошли и состав других государств, как, например, Боспорского, и позднее — в Федерацию меотов, которая состояла из двадцати пяти племен.

Синды входили в эту оригинальную конфедерацию, занимали в ней важное положение и имели местное самоуправление. Поэтому их название появлялось в титанах императоров, правивших различными народами и племенами.

После распада Киммерийской империи синды вошли и Меотскую Федерацию.

Позднее, в составе Боспорского царства, синды попали под влияние греческой культуры, но сохранили свою независимость и свою собственную денежную единицу.

Это государство существовало до тех пор, пока в 3 веке в районе Черного моря не появились готы, пришедшие из Скандинавии, после чего Боспорское государство было разрушено, на смену ему пришло государство Феодосия, с появлением которого исчезло название синды.

Что касается происхождения синдов, то мы должны иметь в виду следующие факты и соображения:

Тумб Гаусшилд в своей книге, озаглавленной «Справочник по санскриту», писал: «То, что иранские арийцы /скифы, сарматы/ жили в южных районах России, хорошо известно...». «Индийцы, должно быть, поселились у Кубани, и их потомки жили до самого начала новой эры, пока их не поглотили скифы, греки называли их синдой, а их столицу Синдос...»

В этой связи важно отметить, что среди черкесского народа и сейчас много семей носят фамилию «Шармат». Эти семьи ведут свое начало от сарматов, которые были частью племени скифов. Шора Бекмурзин «рассказал следующую историю о сарматах: «Наш народ помнил, что некоторые черкесские семьи восходят к сарматам и потому называют себя Шармат /Сарматос/, и у нас стало обычным говорить на советах человеку, который любит шутить и веселить людей: «Ты не дьявол и не Шармат, кто же ты тогда...».

И один этот факт доказывает, что скифы не поглотили кавказских индийцев /синдов/. Напротив, когда сарматы /преемники скифов, в свою очередь, были разбиты, те, кто смог скрыться и избежать уничтожения, были приняты черкесским народом и со временем ассимилированны.

Кроме того, черкесское племя убыхов называет своих родственников и соседей абадзехов — синджи-шауа /сы­новья синдов/, а на территории Карачайни /Кабарда/ есть старое здание, которое, как предполагают, было сооружено меотами. На автономной территории Адыги вблизи Краснодара можно найти местечко Синджий /Синдий/, которое сегодня является черкесским аулом /город/, а другое место недалеко от города Анапы на Черном море называется Шинджир /Синдир/ и пред­ъявляет собой руины древнего города, это была столица синдов /Синдика/.

Этот район считают колыбелью черкесского народа. Именно здесь находилась знаменитая страна «туби-хаса», чрезвычайно плодородный участок земли, поделенный между основными наиболее знатными фамилиями абадзехского племени. Страна синдов простиралась от реки Пшат на Западе и до реки Терек на Востоке, занимая, таким образом, территорию всей Кубани и Кабарды. Столица Синдика была расположена недалеко от Анапы на Черном море.

Исключительную ценность представляет описание Клапрота, подтверждающее все сказанное выше. Он заявляет следующее: «Из устных рассказов об их происхождении я узнал от старейшин, что прародитель их князей и основатель их рода еще в древние времена поселился в Шентчире /Шинджире/, который сейчас представляет из себя груду развалин недалеко от Анапы, и стране натухайцев /Нат-хъуадж/, откуда произошли не только князья, но и весь черкесский народ».

«Там действительно обнаружена широкая стена, которая, вероятно, окружала этот город, и тянется она до ручья Псиф на востоке, а на западе доходит до Нефила, на севере же она достигает болот реки Кубань. Здесь также находится несколько холмов, которые возможно, являлись достопримечательностями.

Известно, что синды представляли наиболее важное черкесское племя, и что это был тот же народ, что и Синджи. Из этого ясно, что они не были поглощены скифами, как предполагал Тумб Хаусшилд, а, напротив, выжили и продолжают жить в настоящее время, хотя сами скифы уже давно исчезли. Признание современных черкесов потомками синдов /кавказских индийцев/ имеет с точки зрения истории важное значение и позволяет представить один из этапов индоарийской миграции с Запада на Восток. Если мы признаем, что индийцы в конце концов покинули Кавказ, то они должны были оставить какие-нибудь культурные или языковые следы. Что касается черкесского языка, то это язык, принесенный синдами, и он родствен санскриту, но с течением времени он развился, претерпев много изменений в фонетической системе под влиянием соседних языков Кавказа

adyghe.ru

Бетрозов Р. Ж. Синдика – государство древних адыгов. Адыги. 1991, №2. Стр. 86 93.. djvu

  • Название:
  • Размер: 1.11 Мб
  • Формат: DJVU
  • Скачать

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

Страницы истории Р. Ж. Бетрозов OCR by vk.com/circasbook СИНДИКА - ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АДЫГОВ С древних времен, а именно с эпохи бронзы (III—II тыс. до н. э.).> Западный Кавказ был населен племенами, предками современных ады¬ гов, культура которых, ввиду полного отсутствия письменных памят¬ ников, изучается исключительно путем анализа археологических ма¬ териалов. С I тыс. до н. э. о них уже больше сведений. Это благода¬ ря письменным источникам, которые нам предоставляют античные (греко-римские) историографы: Гекатей Милетский, Геродот, Гелланик Митиленский, Скилак Кариандский, Диодор Сицилийский, Страбон, Птолемей, Плиний, Полнен, Помпоний Мела и др. Из их сочинений впервые стали известны названия племен Северо-Западного Кавказа, данные об их культуре, политической и экономической истории. В трудах греко-римских авторов VI в. до н. э. впервые упоми¬ наются меоты (или манты). Этноним меоты — собирательный термин для обозначения близкородственных племен синдов, дандариев, фатеев, керкетов, тореатов, тарпетов, досхов, псессов, гениохов, зихов и др. В их этнической близости сомнений нет. Таким образом, под именем «меот» скрывалась древнеадыгская этническая группа и, возможно,, политическое объединение. Не касаясь сложной проблемы локализации каждого отдельного- племени (этот вопрос не до конца разрешен), рассмотрим границы распространения меотских племен в целом. Западная и южная гра¬ ницы определяются легче — они имеют естественно-географические пре¬ грады: с запада — Черное море, Керченский пролив и Азовское море,, с юга — Кавказский хребет. На севере меоты граничили с ираноязыч¬ ными иксоматами, жившими пе северо-восточному побережью Азовско¬ го моря до р. Танаиса (р. Дон). Восточной границей меотских племен служила р. Лаба. Наиболее подробные данные о меотах сообщает греческий гео¬ граф Страбон. По Страбону, «к числу меотов принадлежат сами синды, затем дандарии, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиаке- иы, ситтакены, досхи и многие другие». Первыми в списке племен названы синды. Известно, что меотское племя синдов, занимавшее земли Таманского полуострова и примыкающее к ним побережье Чер¬ 86 ного моря вплоть до современного г. Новороссийска, создало свое государство, одно из древнейших на территории нашей страны. Синдика и дальнейшая ее судьба были тесно связаны с пребыва¬ нием древних греков в бассейне Понта Евксинского (Гостеприимное море — так греки называли Черное море). Поэтому совершим неболь¬ шой исторический экскурс, с целью показать ситуацию, возникшую на Западном Кавказе в первой половине — середине I тыс. до н. э. Греки интенсивно начали осваивать Северное и Восточное Причер¬ номорье примерно с VII в. до н. э. Для греков в то время Кавказ представлялся «краем земли», а кавказские горы — крайне известными горами на востоке, на что ука¬ зывали поздние античные историки и географы. Проникновение греков на территорию Западного Кавказа в то отдаленное время нашло отражение в их мифологии. Вспомним арго¬ навтов (букв.: «плывущие на «Арго»). Подобные мифы на пустом месте не возникают. Происходили, ви¬ димо, события, заставившие древних греков сочинить эпическую поэму о походе аргонавтов. К VII—VI вв. до н. э. относится начало колонизационной актив¬ ности греков в Причерноморском ареале. Процесс расселения греков -был обусловлен экономическим и социальным развитием греческого общества. Античные государства (города-колонии) являлись рабовла¬ дельческими по своей природе. Они принесли развитую античную ци¬ вилизацию на берега Черного и Азовского морей. Одним из важней¬ ших особенностей греческих городов Причерноморья было взаимодейст¬ вие с окружающим их племенным миром. Это способствовало уско¬ рению распада родоплеменных и вызреванию классовых отношений у племен скифов, сарматов в Северном Причерноморье и синдо-меотов на Северо-Западном Кавказе. Местное население познакомилось с пе¬ редовой греческой культурой и искусством. На восточном побережье Черного моря были основаны колонии: Фасис (Поти), Диоскурия (южнее Сухуми), Питиунт (город получил название от соснового леса ¡на берегу моря; от греч. питиус — сосна). Большая группа городов образовалась на берегах Боспора Ким¬ мерийского — Керченского пролива. Крупнейшим из них был Панти- капей. В дельте Кубани и на Таманском полуострове была также группа городов: Фанагория (на берегу Таманского залнва), Гермонасса, Кепы, Патрей, Тирамба. Первоначально это были самостоятельные города-государства — по¬ лисы. Около 480 г. до н. э. произошло объединение этих городов в Бос- порское государство. Имея ряд удобных гаваней, греки сосредоточили в своих руках все товары (в основном продукты сельского хозяйства), стекавшиеся с плодородных берегов Меотиды (Азовского моря), скифских степей и Боспора Киммерийского (Керченского пролива), куда впадал Гипанис (р. Кубань). Греки делали все для расширения торговли и освоения новых плодородных земель. Важнейшей статьей дохода был вывоз зерна (пшеницы, проса, ячменя). Боспор снабжал хлебом города конти¬ нентальной и островной Греции, Малой Азии. Боспорские правители опирались на скифскую, сарматскую и синдо-меотскую знать. Они стремились иметь дружественные отноше¬ ния с «варварами», прежде всего, для налаживания бесперебойных -торговых отношений — ведь посредническая торговля была основой экономики греческих понтийских городов, и без этой торговли они су¬ ществовать не могли. 87 В 432 г. до н. э. власть на Баспоре переходит в руки династии Спартокидов. Вопрос о происхождении Спартока, основателя династии, остается спорным. Но установлено, что новые правители не были гре¬ ками. Есть версия, что Спарток был меотом. Спартокиды (Спарток, Сатир I, Левкои и др.) стремились к территориальному расширению государства, и это часто происходило за счет захвата земель местных соседних племен. Постепенно территория Боспора начала охватывать восточную часть Крыма, низовья Кубани, Восточное Приазовье и устье р. Дон. Были присоединены земли окрестных племен и Синдика, об¬ ласть, находившаяся в тесной связи с Боспором еще с V в. до н. э. В рассматриваемое время социально-экономическая и культурная жизнь древнеадыгоких племен достигла достаточно высокого уровня. Всем ходом исторического развития они были подготовлены не только к оживленным торгово-экономическим связям с греками, но и к вос¬ приятию высокой античной культуры. В этом плане наиболее, харак¬ терен комплекс вещей из недавно раскопанных курганов возле аула Уляп Красногвардейского района Адыгеи (VI—IV вв. до н. э.). Бога¬ тейший материал включает оружие, украшения, конский убор, местную и привозную греческую керамику. Например, вызывает интерес серебряный ритон с позолотой. Уляп- ский ритон с протомой (передняя часть) Пегаса считают выдающимся творением античного мастера. Исследователи полагают, что эти великолепные художественные импортные изделия показывают высокий уровень не только материаль¬ ной, но и духовной культуры меотов. В целом надо сказать, что экономическое и социальное развитие меотов, и особенно синдов, в VIII—VI вв. до н. э. и раньше подвело их в V в. до н. э. к формированию классов и возникновению госу¬ дарства, и этот процесс в V в. до н. э. был ускорен интенсивными экономическими и культурными контактами с эллинским (греческим) миром. Греки быстро оценили выгоду от общения с населением этих районов, ¡богатых хлебом, скотом, рыбой, а также рабской силой. Развитие производительных сил, торговые связи с античными го¬ родами приводили к углублению имущественной дифференциации и социальных различий в меотском обществе. Особенно это относится к синдам. Занимая причерноморский район от нынешнего г. Анапы до Новороссийска и в глубь материка, синды оказались сильнее втянутыми в международную торговлю, и потому у них был ускорен процесс классообразования (с появлением классов, как известно, возникает и государство). Как и у других меотских племен, основу экономики у синдов составляло земледелие, скотоводство, рыболовство. * По мнению известного исследователя Н. В. Анфимова, земледелие у племен Прикубанья было плужным, массовым и по своей технике вы¬ соким. Основными культурами в сельском хозяйстве были зерновые: пшеница-двузернянка, ячмень, просо. В животноводстве основное зна¬ чение имело разведение крупного рогатого скота. Выращивали также мелкий рогатый скот и свиней. Лошади использовались главным обра¬ зом как верховые. Большое место в экономике занимали ремесло и торговля. Развиваются керамическое производство, ткачество, ювелир¬ ное, кожевенное, косторезное" и другие ремесла. Соседство греческих колоний способствовало развитию виноградарства и виноделия. В начале V в. до н. э. в Синдике возникают города — центры ре¬ месла и торговли. Наиболее крупным из них была Горгиппия, которая находилась на берегу современной Анапской бухты. Он получил назва¬ ние в честь члена царского рода Спартокидов (брата царя Левкона I). Горгиппия возникла на месте существования в конце VI—V вв. до н. э. 89 Синда, или Синдской Гавани, поселения, неоднократно упоминаемого* античными историками (Страбоном, Стефаном Византийским и др.)'. Таким.образом, следы поселения предшествующего времени и данные письменных источников позволяют отождествлять с Горгиппией Синд¬ скую Гавань. Возможно, некоторое время сохранялось два названия: Горгиппия, появившееся после присоединения Синдики к Боспору, и Синдик (Синда), или Синдская Гавань, восходящее к догреческому синдскому поселению. Уже в первой половине V в. до н. э. это был смешанный греко¬ синдский поселок. Выгодное географическое положение на берегу удоб¬ ной бухты способствовало быстрому росту города и наплыву греков. Другими городами на территории исторической Синдики были Фанагория, Гермонасса, Патрей, Кепы, Тирамба, Корокондама. Что касается названий, то часто упоминаемые античными автора¬ ми населенные пункты Тирамба, Корокондама имеют местное синдо- меотское (древнеадыгское) происхождение. Синды, проживавшие на Таманском полуострове, подвергались наи¬ большей эллинизации, а в глубинной Синдике все греческое восприни¬ малось верхами синдского населения, а среди низов, особенно в сель¬ ской местности, сохранилась самобытная, древняя аборигенная культу¬ ра местного населения. Но часть синдов, которая проживала в непо¬ средственном соседстве с греками, настолько эллинизировалась, что, по наблюдению археологов, с большим трудом можно отличить Погре¬ бения’ синдов от греческих. О высокой степени эллинизации части древнеадыгского населения свидетельствует имя синдского царя Гекатея, имя правителя фатеев; Арифарн! При раскопках Горгиппии среди прочего обнаружены хра¬ мы Афины н Посейдона, святилище Дёметры, фриз с изображением 12 подвигов Геракла. Теснейший контакт выходцев из греческой метрополии с местным населением находит подтверждение и в эпиграфических надписях с территории Бослора — здесь зафиксированы такие адыгские имена, как Баго, Блепс, Дзадэу н др. При этом характерно, что адыгские имена в надписях встречаются в паре с греческими именами: «Бласт, сын Ат- тала; Синд, сын Деметрия; ...Блепс, сы

freedocs.xyz

История Адыгеи

Тема 1. Майкопская археологическая культура (4 – 3 тыс. до н.э.)

1. Майкопская археологическая культура общая характеристика: территория распространения, периодизация, основные памятники, общие черты, теории происхождения.

2. Майкопский курган.

3. Поселение Мешоко - бытовой памятник Майкопской культуры.

Словарь:

археология, археологическая культура, археологический памятник, бронзовый век, бронза, курган, кромлех.

Wiki:

Майкопская археологическая культура

Майкопский курган

Видео: Майкопская культура (кач-во: 240р)

_____________________________________________

Тема 2. Дольменная археологическая культура

 1. Общая характеристика дольменной культуры: территория распространения, периодизация, основные памятники, общие характерные черты, теории происхождения.

2. Классификация дольменов.

3. Быт и верования строителей дольменов.

Словарь: 

археологический памятник, мегалит, мегалитические гробницы, дольмен,  кромлех, менгир, микролит, испун

Литература:

1. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. — М.: Наука, 1978  СКАЧАТЬ

2. Марковин В.И. Испун - дома карликов: заметки о дольменах Западного Кавказа. Краснодар: Кн. Изд. 1985 СКАЧАТЬ

Wiki:

Дольменная археологическая культура 

Дольмены Западного Кавказа 

Видео:

Видео: Фильм Колихо. Тайна дольменов Кавказа. 

_________________________________________________

Тема 3. Античная история Северо-Западного Кавказа

  1. Синдское государство
  2. Боспорское Царство
  3. Меотийский племенной союз

Литература:

  1. Иессен А.А.Греческая колонизация Северного Причерноморья, ее предпосылки и особенности. СКАЧАТЬ
  2. Крушкол Ю. С. Древняя Синдика. — М., 1971.

Тема 4. Средневековая история адыгов

1. Зихи и касоги: общая характеристика

2. Раннесредневековые русско-адыгские отношения: Тмутараканское княжество; Мстислав и Редедя.

3. Генуэзцы в средневековой Черкесии

4. Черкесские мамлюки

Тема 5. Позднередневековая история адыгов 

1. Адыги и Крымское ханство.

2. Позднесредневековые русско-адыгские отношения: черкесские дипломатические посольства, Иван IV и Гощеунай Темрюковна…

3. Внутриэтническая структура адыгов XIII – XIX вв.

4. Общественный строй в Черкесии XIII – XIX вв.

Тема 6. Кавказская война и ее последствия в этнической истории адыгов

Международное положение Черкесии XIX в. Колониальная политика России на Кавказе R XVIII-XIX вв. Проблема определения начала Русско-Кавказской войны (1763, 1774, 1777, 1817-1822, 1830). Адрианопольский договор (1829г). Строительство Майкоп-ского военного укрепления (1857г.). Пленение Шамиля (1859г.).

Дипломатическая миссия Александра II и ее провал (1861г.). Завершение Русско-Кавказской войны. Демографическая катастрофа адыгов последней трети XIX в.

Российское административное правление на территории адыгов. Расселение адыгов на собственной этнической территории согласно Российской национальной политике. Отмена крепостного права.

1. Международное положение Черкесии XVIII – XIX вв.Черкесия в контексте "Восточного вопроса"

2. Колониальная политика России на Кавказе XVIII – XIX вв.

3. Кавказская война и покорение Черкесии

4. Депортация адыгов в Османскую империю

adygland.ru

Боги древних адыгов — Википедия

Боги древних адыгов — имеются в виду боги черкесского (адыгского) пантеона, составленные описателями XlX века, и в советский период систематизированные в работах А.Шортанова, М.Мижаева и других авторов по образцу древнегреческого пантеона богов.

Такая классификация зачастую носила искусственный характер, как и возведение культурных героев адыгского (черкесского) эпоса в ранг «богов».

Этот подход не давал возможность объективного исследования религии адыгов, в частности, многочисленные указания на адыгский монотеизм попросту игнорировались.

Однако другой подход в советский период был невозможен, поскольку базировался на ошибочном тезисе основоположников марксизма о том, что возникновение монотеизма возможно только в условиях создания централизованного государства.

Интересно, что тот же А.Шортанов, с одной стороны, структурируя адыгский политеизм, с другой стороны, в одной из работ попытался в рамках марксизма-ленинизма объяснить феномен существования у адыгов монотеизма. Отвечая Лаврову, он указывал, что адыгский монотеизм может восходить ко времени существования единого древнеадыгского централизованного государства Синдика. Однако Синдика была локальным государственным образованием, по территории и населению значительно уступавшим даже средневековым феодальным черкесским княжествам.

Представляется очевидным, что «объяснение» Шортановым адыгского монотеизма в рамках марксизма не могло быть успешным ввиду ошибочности постулируемой марксизмом обязательной связи между единобожием и наличием централизованного государства. Известно, к примеру, что политеизм Рима расцветал во времена наивысшей централизации Римской империи, а принятие монотеистического (условно) христианства совпало с её распадом.

Сам факт существования у адыгов древнейшего, реликтового монотеизма не нуждается в классовом объяснении в рамках марксизма-ленинизма, и восходит ко времени существования древнейшей черноморской цивилизации, существовавшей ещё до катастрофического поднятия уровня вод Чёрного моря, превратившего это крупнейшее пресноводное озеро в солёное море.

Список богов и их специализация, по описаниям XlX века и советского периода[править | править код]

Тха, Тхашхо (Тхьэшхуэ) — Великий бог, демиург, первосоздатель.

Список богов (второстепенных)[1] -

Псатхьэ — бог живых, жизни (бог души)

Тхьэгъэлэдж — бог плодородия

Уащхъуэ — бог неба

Созерис — бог покровитель хлебопашцев. Пришествия его горцы ожидают и празднуют ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христа.

Ахим — бог покровитель рогатого скота. В известное время приводят в заповедную рощу корову и привязывают там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова, Ахин и Чеме тлерекуо.

ЗекIуэтхьэ — бог покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами.

Мезитх — бог покровитель леса. Его молят о счастливом успехе охоты. Горцы представляют себе его едущим верхом на кабане, у которого золотая щетина. По его мановению олени и лоси собираются в лесах и тогда девушки доят самок их.

Емишь — бог покровитель овец.

Тлепш — бог покровитель кузнецов и медицины. Ранее жил с нартами и помогал им. Он весьма уважаем в народе, так что имя его произносится и теперь в роде клятвы или божбы. Над раненными оружием поют песни, в которых призывается помощь Тлепса к излечению страждущего.

Хенегуаш — «дева вод морских».

Псегуаш — «дева вод речных». К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной.

Хя

ru.bywiki.com

Боги древних адыгов — Википедия

Боги древних адыгов — имеются в виду боги черкесского (адыгского) пантеона, составленные описателями XlX века, и в советский период систематизированные в работах А.Шортанова, М.Мижаева и других авторов по образцу древнегреческого пантеона богов.

Такая классификация зачастую носила искусственный характер, как и возведение культурных героев адыгского (черкесского) эпоса в ранг «богов».

Этот подход не давал возможность объективного исследования религии адыгов, в частности, многочисленные указания на адыгский монотеизм попросту игнорировались.

Однако другой подход в советский период был невозможен, поскольку базировался на ошибочном тезисе основоположников марксизма о том, что возникновение монотеизма возможно только в условиях создания централизованного государства.

Интересно, что тот же А.Шортанов, с одной стороны, структурируя адыгский политеизм, с другой стороны, в одной из работ попытался в рамках марксизма-ленинизма объяснить феномен существования у адыгов монотеизма. Отвечая Лаврову, он указывал, что адыгский монотеизм может восходить ко времени существования единого древнеадыгского централизованного государства Синдика. Однако Синдика была локальным государственным образованием, по территории и населению значительно уступавшим даже средневековым феодальным черкесским княжествам.

Представляется очевидным, что «объяснение» Шортановым адыгского монотеизма в рамках марксизма не могло быть успешным ввиду ошибочности постулируемой марксизмом обязательной связи между единобожием и наличием централизованного государства. Известно, к примеру, что политеизм Рима расцветал во времена наивысшей централизации Римской империи, а принятие монотеистического (условно) христианства совпало с её распадом.

Сам факт существования у адыгов древнейшего, реликтового монотеизма не нуждается в классовом объяснении в рамках марксизма-ленинизма, и восходит ко времени существования древнейшей черноморской цивилизации, существовавшей ещё до катастрофического поднятия уровня вод Чёрного моря, превратившего это крупнейшее пресноводное озеро в солёное море.

Список богов и их специализация, по описаниям XlX века и советского периода

Тха, Тхашхо (Тхьэшхуэ) — Великий бог, демиург, первосоздатель.

Список богов (второстепенных)[1] -

Псатхьэ — бог живых, жизни (бог души)

Тхьэгъэлэдж — бог плодородия

Уащхъуэ — бог неба

Созерис — бог покровитель хлебопашцев. Пришествия его горцы ожидают и празднуют ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христа.

Ахим — бог покровитель рогатого скота. В известное время приводят в заповедную рощу корову и привязывают там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова, Ахин и Чеме тлерекуо.

ЗекIуэтхьэ — бог покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами.

Мезитх — бог покровитель леса. Его молят о счастливом успехе охоты. Горцы представляют себе его едущим верхом на кабане, у которого золотая щетина. По его мановению олени и лоси собираются в лесах и тогда девушки доят самок их.

Емишь — бог покровитель овец.

Тлепш — бог покровитель кузнецов и медицины. Ранее жил с нартами и помогал им. Он весьма уважаем в народе, так что имя его произносится и теперь в роде клятвы или божбы. Над раненными оружием поют песни, в которых призывается помощь Тлепса к излечению страждущего.

Хенегуаш — «дева вод морских».

Псегуаш — «дева вод речных». К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной.

Хятегуаш — «дева покровительница садов».

Тлохумишх и Шеберис — упоминаются во время молебствия, вслед за Созерисом. Так как им не приписывают никаких особых качеств, то можно полагать, что это суть второстепенные божества свиты Созериса или просто прикладные имена его.

Хакусташ — бог покровитель волов пахотных. Натухажцы и шапсуги почитают его своим гением хранителем.

Кодес — горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу, удерживающую море в пределах берегов.

Щыблэ — бог грозы. Человека убитого громом адыги считали «святым», получившим знак небесного благоволения, его погребали на том самом месте, где он был убит. Даже животные, убитые громом, хоронились также на месте смерти. В 1842 году Люлье, Леонтий Яковлевич был лично наблюдал и позже подробно описал Обряд воздушного погребения, который был применён натухайцами в отношении трех коз убитых громом[1].

Анализ

Следует обратить внимание, что «боги» адыгов (черкесов) делятся на две, принципиально разные группы:

1. Боги, не имеющие образа (Тхашхо, Уашхо, Псатха, Шибле). 2. Антропоморфные (человекоподобные) существа (Мазытха, Тлепш, Тхагаледж, и т. д.)

Уже этот факт не позволяет выстроить адыгский пантеон в соответствии с греческим, в котором все боги — по сути существа одной природы.

Признавая этот момент, А. Шортанов, чьи работы явились базисными для обоснования адыгского политеизма, отмечал, что истинными, космогоническими богами черкесов являются только четыре: Тхашхо (Тхьэшхуэ), Псатха (Псатхьэ), Уашхо (Уащхъуэ) и Шиблэ (Щыблэ).

Остальные, по Шортанову, — это хтонические божества, говоря точнее — культурные герои, которые, по определению самого Шортанова, — люди. (Шортанов А., «Адыгская мифология», Н. 1982 г. С.15).

К слову сказать, А. Шортанов — театральный драматург, и не ставил задачу описания религии адыгов, ограничившись, вслед за Л.Люлье и др., структурированием черкесской (адыгской) мифологии по образцу древнегреческой. Эта структуризация преподносилась в советский период как религия адыгов дохристианского периода.

Между тем очевидно, что культурные герои — это персонажи героического черкесского эпоса «Нарты», они не являются богами, и в эпосе описана даже смерть некоторых из них.

Часть «богов» — это прямые заимствования из греческой мифологии, часть — заимствования из христианской мифологии, часть появилась волею исследователей, заимствовавших их из черкесского эпоса, часть появилась по произволу самих исследователей (Губжегош у А. Шортанова и т. д.)

К примеру, Мэзытхьэ является результатом эволюции первоначально женского мифологического персонажа Мэз-гуащэ, и, конечно, богом не является, как и Псыхъуэ-гуащэ (мифологическая покровительница рек) и т.п. ЗекIуэтхьэ — заимствованный из христианства Святой Георгий, покровитель путников, и т.д.

Рассмотрим отдельно «космогонические божества» (по А. Шортанову): Тхашхо (Тхьэшхуэ), Псатха (Псатхьэ), Шибле (Щыблэ) и Уашхо (Уащхъуэ).

Строгий анализ позволяет сделать вывод о том, что единственным богом адыгов является Тхьэ, Тхьэшхуэ (букв. Великий Тхьэ).

Действительно, Псатха (Псатхьэ) — это заимствованный из христианства «Святой дух». Он не имеет у адыгов никакого культа, да и упоминается только в одной пословице. Эпизод о председательстве Псатхьэ в винопитии на Эльбрусе, содержащийся в книге «Нарты», изданной в 1951 году (под редакцией У. Герандокова, Х. Эльбердова, А. Фокичева, А. Шогенцукова, А. Шортанова), не зафиксирован в архивах и не имеет подтверждения, в силу чего является фальсификацией. К тому же космогоническому (по тому же А. Шортанову) объекту придали антропоморфные черты. Очевидно, что составители издания по своему произволу заменили винопитие (санэхуафэ) нартов на винопитие богов.

Шибле (Щыблэ) — молния (букв.), но никак не «бог молнии». В частности, Ф. де Монпере отмечал, что у черкесов нет бога-громовержца. Обряды, сопровождавшие погребение убитого молнией, свидетельствуют не о силе «бога» Шибле, а о силе стихии молнии, и страх человека перед этим природным явлением. (В черкесских текстах говорится не о «боге Шибле», а о «Шибле» — молнии).

Уашхо (Уащхъуэ) — небо, небесный свод, а не какое-то отдельное божество. Обоснованием к причислению Уашхо к богам служит клятва «Уащхъуэ, мывэщхъуэ к1анэ!» (Синим Небом, кусочком синего камня (клянусь)!) Но, если исходить из этого, то на том же основании можно из русского „О, небеса!“ сделать вывод о наличии русского бога по имени „Небеса“, а у англичан, к примеру, „heaven“ по такой логике тоже придется считать английским богом. Буквальный перевод слово Уашхо означает Синее Небо. Клятва „Уашхъуэ“ есть клятва небом, а не персонифицированным богом.

В советские период была предпринята попытка представить бога Тхьэ двумя богами — Тхьэ и Тхьэшхуэ. Между тем, Тхьэшхуэ буквально означает „Тхьэ Великий“, и попытка представить Тхьэ и Тхьэшхуэ двумя богами нелепа по своей сути. Это все равно, что на основе арабского „Аллах“ и „Аллаху-акбар“ (букв. Великий Аллах») сделать вывод о существовании двух богов: Аллаха и Аллаха-акбара. Абсурдность такого подхода очевидна.

Таким образом, возвращая хтонические «божества» в мифологию, и объективно подходя к категориям Уашхо, Шибле и Псатха, следует сделать вывод о том, что единственным, действительным, космогоническим богом адыгов является Тхьа, Тхьашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ).

Видео по теме

Примечания

wikipedia.green

Боги древних адыгов Википедия

Боги древних адыгов — имеются в виду боги черкесского (адыгского) пантеона, составленные описателями XlX века, и в советский период систематизированные в работах А.Шортанова, М.Мижаева и других авторов по образцу древнегреческого пантеона богов.

Такая классификация зачастую носила искусственный характер, как и возведение культурных героев адыгского (черкесского) эпоса в ранг «богов».

Этот подход не давал возможность объективного исследования религии адыгов, в частности, многочисленные указания на адыгский монотеизм попросту игнорировались.

Однако другой подход в советский период был невозможен, поскольку базировался на ошибочном тезисе основоположников марксизма о том, что возникновение монотеизма возможно только в условиях создания централизованного государства.

Интересно, что тот же А.Шортанов, с одной стороны, структурируя адыгский политеизм, с другой стороны, в одной из работ попытался в рамках марксизма-ленинизма объяснить феномен существования у адыгов монотеизма. Отвечая Лаврову, он указывал, что адыгский монотеизм может восходить ко времени существования единого древнеадыгского централизованного государства Синдика. Однако Синдика была локальным государственным образованием, по территории и населению значительно уступавшим даже средневековым феодальным черкесским княжествам.

Представляется очевидным, что «объяснение» Шортановым адыгского монотеизма в рамках марксизма не могло быть успешным ввиду ошибочности постулируемой марксизмом обязательной связи между единобожием и наличием централизованного государства. Известно, к примеру, что политеизм Рима расцветал во времена наивысшей централизации Римской империи, а принятие монотеистического (условно) христианства совпало с её распадом.

Сам факт существования у адыгов древнейшего, реликтового монотеизма не нуждается в классовом объяснении в рамках марксизма-ленинизма, и восходит ко времени существования древнейшей черноморской цивилизации, существовавшей ещё до катастрофического поднятия уровня вод Чёрного моря, превратившего это крупнейшее пресноводное озеро в солёное море.

Список богов и их специализация, по описаниям XlX века и советского периода

Тха, Тхашхо (Тхьэшхуэ) — Великий бог, демиург, первосоздатель.

Список богов (второстепенных)[1] -

Псатхьэ — бог живых, жизни (бог души)

Тхьэгъэлэдж — бог плодородия

Уащхъуэ — бог неба

Созерис — бог покровитель хлебопашцев. Пришествия его горцы ожидают и празднуют ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христа.

Ахим — бог покровитель рогатого скота. В известное время приводят в заповедную рощу корову и привязывают там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова, Ахин и Чеме тлерекуо.

ЗекIуэтхьэ — бог покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами.

Мезитх — бог покровитель леса. Его молят о счастливом успехе охоты. Горцы представляют себе его едущим верхом на кабане, у которого золотая щетина. По его мановению олени и лоси собираются в лесах и тогда девушки доят самок их.

Емишь — бог покровитель овец.

Тлепш — бог покровитель кузнецов и медицины. Ранее жил с нартами и помогал им. Он весьма уважаем в народе, так что имя его произносится и теперь в роде клятвы или божбы. Над раненными оружием поют песни, в которых призывается помощь Тлепса к излечению страждущего.

Хенегуаш — «дева вод морских».

Псегуаш — «дева вод речных». К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной.

Хятегуаш — «дева покровительница садов».

Тлохумишх и Шеберис — упоминаются во время молебствия, вслед за Созерисом. Так как им не приписывают никаких особых качеств, то можно полагать, что это суть второстепенные божества свиты Созериса или просто прикладные имена его.

Хакусташ — бог покровитель волов пахотных. Натухажцы и шапсуги почитают его своим гением хранителем.

Кодес — горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу, удерживающую море в пределах берегов.

Щыблэ — бог грозы. Человека убитого громом адыги считали «святым», получившим знак небесного благоволения, его погребали на том самом месте, где он был убит. Даже животные, убитые громом, хоронились также на месте смерти. В 1842 году Люлье, Леонтий Яковлевич был лично наблюдал и позже подробно описал Обряд воздушного погребения, который был применён натухайцами в отношении трех коз убитых громом[1].

Анализ

Следует обратить внимание, что «боги» адыгов (черкесов) делятся на две, принципиально разные группы:

1. Боги, не имеющие образа (Тхашхо, Уашхо, Псатха, Шибле). 2. Антропоморфные (человекоподобные) существа (Мазытха, Тлепш, Тхагаледж, и т. д.)

Уже этот факт не позволяет выстроить адыгский пантеон в соответствии с греческим, в котором все боги — по сути существа одной природы.

Признавая этот момент, А. Шортанов, чьи работы явились базисными для обоснования адыгского политеизма, отмечал, что истинными, космогоническими богами черкесов являются только четыре: Тхашхо (Тхьэшхуэ), Псатха (Псатхьэ), Уашхо (Уащхъуэ) и Шиблэ (Щыблэ).

Остальные, по Шортанову, — это хтонические божества, говоря точнее — культурные герои, которые, по определению самого Шортанова, — люди. (Шортанов А., «Адыгская мифология», Н. 1982 г. С.15).

К слову сказать, А. Шортанов — театральный драматург, и не ставил задачу описания религии адыгов, ограничившись, вслед за Л.Люлье и др., структурированием черкесской (адыгской) мифологии по образцу древнегреческой. Эта структуризация преподносилась в советский период как религия адыгов дохристианского периода.

Между тем очевидно, что культурные герои — это персонажи героического черкесского эпоса «Нарты», они не являются богами, и в эпосе описана даже смерть некоторых из них.

Часть «богов» — это прямые заимствования из греческой мифологии, часть — заимствования из христианской мифологии, часть появилась волею исследователей, заимствовавших их из черкесского эпоса, часть появилась по произволу самих исследователей (Губжегош у А. Шортанова и т. д.)

К примеру, Мэзытхьэ является результатом эволюции первоначально женского мифологического персонажа Мэз-гуащэ, и, конечно, богом не является, как и Псыхъуэ-гуащэ (мифологическая покровительница рек) и т.п. ЗекIуэтхьэ — заимствованный из христианства Святой Георгий, покровитель путников, и т.д.

Рассмотрим отдельно «космогонические божества» (по А. Шортанову): Тхашхо (Тхьэшхуэ), Псатха (Псатхьэ), Шибле (Щыблэ) и Уашхо (Уащхъуэ).

Строгий анализ позволяет сделать вывод о том, что единственным богом адыгов является Тхьэ, Тхьэшхуэ (букв. Великий Тхьэ).

Действительно, Псатха (Псатхьэ) — это заимствованный из христианства «Святой дух». Он не имеет у адыгов никакого культа, да и упоминается только в одной пословице. Эпизод о председательстве Псатхьэ в винопитии на Эльбрусе, содержащийся в книге «Нарты», изданной в 1951 году (под редакцией У. Герандокова, Х. Эльбердова, А. Фокичева, А. Шогенцукова, А. Шортанова), не зафиксирован в архивах и не имеет подтверждения, в силу чего является фальсификацией. К тому же космогоническому (по тому же А. Шортанову) объекту придали антропоморфные черты. Очевидно, что составители издания по своему произволу заменили винопитие (санэхуафэ) нартов на винопитие богов.

Шибле (Щыблэ) — молния (букв.), но никак не «бог молнии». В частности, Ф. де Монпере отмечал, что у черкесов нет бога-громовержца. Обряды, сопровождавшие погребение убитого молнией, свидетельствуют не о силе «бога» Шибле, а о силе стихии молнии, и страх человека перед этим природным явлением. (В черкесских текстах говорится не о «боге Шибле», а о «Шибле» — молнии).

Уашхо (Уащхъуэ) — небо, небесный свод, а не какое-то отдельное божество. Обоснованием к причислению Уашхо к богам служит клятва «Уащхъуэ, мывэщхъуэ к1анэ!» (Синим Небом, кусочком синего камня (клянусь)!) Но, если исходить из этого, то на том же основании можно из русского „О, небеса!“ сделать вывод о наличии русского бога по имени „Небеса“, а у англичан, к примеру, „heaven“ по такой логике тоже придется считать английским богом. Буквальный перевод слово Уашхо означает Синее Небо. Клятва „Уашхъуэ“ есть клятва небом, а не персонифицированным богом.

В советские период была предпринята попытка представить бога Тхьэ двумя богами — Тхьэ и Тхьэшхуэ. Между тем, Тхьэшхуэ буквально означает „Тхьэ Великий“, и попытка представить Тхьэ и Тхьэшхуэ двумя богами нелепа по своей сути. Это все равно, что на основе арабского „Аллах“ и „Аллаху-акбар“ (букв. Великий Аллах») сделать вывод о существовании двух богов: Аллаха и Аллаха-акбара. Абсурдность такого подхода очевидна.

Таким образом, возвращая хтонические «божества» в мифологию, и объективно подходя к категориям Уашхо, Шибле и Псатха, следует сделать вывод о том, что единственным, действительным, космогоническим богом адыгов является Тхьа, Тхьашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ).

Примечания

wikiredia.ru