Символы китая древнего. Символ Китая – Великая Китайская Стена
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что означает символ дракона в Китае? Символы китая древнего


Главные символы Китая | Сайт Востоколюба

Мифы об Азии.

Одним из главных символов Китая и, пожалуй, главной его достопримечательностью, причем часто изображаемой, как на почтовых марках, так и на открытках является Великая Китайская стена.

Строительство ее начал император Цинь Шихуаньди в 221 году до нашей эры. К этим работам были привлечено около 300.000 крестьян, солдат, преступников и политических заключенных. Строительство стены в дальнейшем велось столетиями. В 607 году нашей эры сооружение было реконструировано. Тогда на строительстве был занят миллион рабочих, причем по сообщению древних летописцев половина из них погибла. Может быть поэтому сооружение также называли и Стеной слез.

China

Цинь Шихуанди

Кстати, по некоторым данным Цинь Шихуаньди лишь приказал достроить стену. Кто ее заложил точно не ясно. По мнению китайцев, строить ее начали во время правления полумифической династии Ся.

В настоящее время есть разные данные о длине Великой Китайской стены. Официально ее длина составляет 7 200 километров. Высота в среднем составляет девять метров (а дозорных башен – двенадцать метров).

Довольно распространено мнение, что Великая Китайская стена видна с Луны невооруженным глазом. Однако это заблуждение. Первые же слухи об этом распространились после того, как на спутнике Земли побывали американцы. Рассказывали, что находясь на Луне они якобы видели не только моря и континенты, но и главную китайскую достопримечательность.

Однако расчеты показывают, что все это выдумки. На расстоянии 384 000 километров различить стену длиной 6000 километров и шириной 12 метров просто невозможно. Другое дело, что из Космоса Великую стену видеть все-таки можно и космонавты и астронавты, находившиеся на, увы, покойной, космической станции «Мир» неоднократно ее наблюдали с расстояния в несколько сот километров.

Космос, по большому счету, от нас не так уж и далеко. Он начинается примерно в 100 км от поверхности Земли. И с такого расстояния из космоса видны многие искусственные объекты: автострады, корабли на море, железные дороги, города, поля с урожаем и даже некоторые отдельные здания.

Но уже с расстояния в несколько тысяч километров ни одного объекта искусственного происхождения уже не увидеть. И тем более с Луны, с которой даже наши континенты и те едва различимы.

И еще о некоторых главных символах Китая. Так, считается, что именно жители Поднебесной были создателями такой приправы, как соевый соус. И это тоже миф. На самом же деле его придумали американцы как «китайскую приправу». И в настоящее время, он широко распространен по всему миру в китайских ресторанах. Только не в самом Китае…

Еще один символ с которым обычно ассоциируют Китай – это рикша. Но как, не странно, китайцы здесь совершенно не при чем. Изобретателем рикши является американский миссионер Джонатан Скоби. Именно он первым впрягся в двухколесную коляску для перевозки своей больной жены по улицам японского города Иокогама в 1869 году. На Востоке это изобретение так пришлось по душе местным жителям, что уже через совсем небольшое время рикши появились не только в Японии, но и в Китае, Корее, Индии и других странах Азии.

И стоит упомянуть еще одно изобретение, которое также приписывают обычно китайцам и также незаслуженно. Речь идет о производстве стекла. Наиболее ранний из известных человечеству стеклянных предметов относится к 1350 году до н. э. и происходит из Древнего Египта. В то же время самый древний китайский фарфор восходит к временам династии Хань – это примерно двести двадцатый год до нашей эры. Китайцы, построившие на фарфоре целую культуру, как это не удивительно, так и не смогли освоить производство прозрачного стекла.

В то же время, китайцам принадлежит изобретение множества других, имеющих важнейшее отношение для всего человечества вещей и предметов. Вот лишь краткий список: арбалет, бренди, бумага, вертолет, водяной насос, воздушные шарики, воздушный змей, гравюра, железный плуг, зонтик, календарь, катушка для спиннинга, колокол, компас, кривое зеркало, лак, механические часы, огнемет, парашют, подвесной мост, порох, рельефные карты, руль, сейсмограф, сливной туалет, спички, стремя, счеты, тачка, фарфор, фейерверки, хомут и шелк.

 

Сергей Мазуркевич

 

Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.

 

02.05.2013

 

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

с вашего сайта.

www.vostokolyub.info

Символика и значение ювелирных украшений в Китае

В Китае украшения (ши) играли особую семантическую роль, обыгрывая социальное положение, ранги, пол и возраст их обладателя, а также имели важное эстетическое значение. При этом значение материалов и символов в Китае носило иной характер, чем в Европе. Разработанная на западе классификация материалов с делением камней на три группы: ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные не работала и не работает в Китае.

В Поднебесной все камни минерального и органического происхождения считались достойными использования в качестве украшения или оберега. Помимо этого обрабатывались такие материалы как рог, кость, черепаховый панцирь, эмаль, стекло, дерево (например, сандал). Платина почти не применялась, китайцы любили золото (цзинь) и серебро (инь). Избранными материалами считались нефрит (юй), перья самки зимородка (цуй-лин), жемчуг (чжу), коралл (шань-ху).со времен эпохи Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.) до эпохи Хань (III в. до н.э.-III в. н. э.) преобладала бронза, однако и золотые серьги (эр-хуань) в виде колец и однозубые шпильки (цзи), выполненные в технике литья, были обнаружены в шаньских погребениях под Пекином.

На протяжении истории китайские ювелиры использовали несколько техник обработки и изготовления украшений:* литье (цзяо-чжу)* гравировка (кэ)* штамп (я-инь)* золочение (ду-цзинь)* филигрань - плетение тонких проволок из золота или серебра (цзинь лэй-сы, инь лэй-сы)* инкрустация кабошонами или бусинами их камня и стекла (сян)* аппликация перьями зимородка (дянь-цуй)* покрытие эмалью.

Сложные виды огранки прозрачно окрашенного или бесцветного стекла (боли) были восприняты от европейских ювелиров, а значит стали применяться лишь во второй половине XIX века. Украшения активно использовались в мужском и женском костюмах, а также в детском (головные и нагрудные амулеты). Для взрослых существовали официальные, ранговые украшения и повседневные украшения.

Используемые в традиционных украшениях камни и органические материалы обладали древней символикой. Так, например, обычай использовать птичьи перья относится к даосизму, в который пришел их шаманизма. Жемчуг был связан с буддизмом, где ассоциировался с символической драгоценностью (мани), обозначавшей самого Будду и его учение. в период династии Цин крупным морским жемчугом (дун-чжу) отделывались официальные ранговые украшения императора и наиболее знатной аристократии.В период Цин через драгоценные материалы, которые входили в буддийский набор "семи драгоценных субстанций", также были установлены знаки отличия в костюме гражданских и военных чиновников:для первого, высшего ранга - рубин (хунбаоши)второй ранг - резной коралл (лоухуашаньху)третий ранг - сапфир (ланьбаоши)четвертый ранг - лазурит (цинцзиньши)пятый ранг - хрусталь (шуйцзинь)шестой ранг - раковина тридахны (чэцюй)седьмой ранг - блестящее золото (суцзинь)восьмой ранг - резное золото (лоухуюцзинь)девятый ранг - резное серебро (лоухуаинь).

ритуальный головной убор "Корона Феникса" для вдовствующей императрицы Сяоцзи (династия Мин, эра Ваньли: 1573-1620) . в данный момент находится в Национальном музее в Пекине, была извлечена из гробницы Динлин под Пекином.на короне изображено 12 драконов и 9 фениксов. корону Феникса императрица одевала только во время важных событий : получения титула, посещения родового храма, приема министров.

Отдельным понятием китайского ювелирного дела было понятие "ба бао", то есть восемь драгоценностей. При этом природной драгоценностью могла быть:* жемчужина, ветка коралла, пластина из нефрита, легендарная "жемчужина дракона" (лун чжу),* бивни слона или рог носорога как символ мудрости и храбрости* серебряный денежный слиток как символ богатства* “круглый амулет” (юань шэн) и "квадратный амулет" (фан шэн) в виде ромба, чаще двойного (круг с квадратным отверстием посередине - знак богатства).* жезл "по желанию" (жу и) - символ исполнения желаний, чаще всего ассоциировавшийся с "божественным грибом", который использовался для создания снадобья бессмертия, а значит были символами здоровья и долголетия.* древний музыкальный каменный инструмент цин, синоним слова "ликование" (цин), выступавший символом семейного счастья.* книжный свиток - символ успешной карьеры и учености.* рулон шелка или зеркало как женские символы, символы семейного счастья. дело в том, что китайское слово шелк (с) созвучно слову "думать о любимом" (сы). любовная символика пронизывала и сам процесс ткачества - сведение и переплетение нить.

шанхайский рекламный плакат эпохи ар деко, девушка на плакате предпочла длинные серьги с огромными жемчужинами

Наиболее любимый западными ювелирами алмаз не нашел применения в традиционных китайских украшениях, зато активно использовались белые или розоваты жемчужины - с периода Тан, ярко окрашенные камни, сапфиры и рубины - с периода Мин. цвет камня значит для китайских ювелиров больше, чем его прозрачность.

Важную роль в комплексе официальных одежд до конца эпохи Мин играли однозубчатые шпильки (цзи или цзань), наиболее интересными из которых являются костяные и нефритовые шпильки эпохи Шань-Инь, обнаруженные в руинах столицы Иньсюй (теперь город Аньян провинции Хэнань).Прическа вообще играла большую роль во внешнем виде. Тщательно причесанные и уложенные в пучок волосы считались признаком цивилизованности. Поэтому совершеннолетие у ханьцев отмечалось обрядами надевания первого головного убора для молодых людей и взрослой прической у девушек.

Парадными украшениями императриц и знатных дам в эпоху Хань считались большая шпилька "бу-яо" с подвесками, раскачивавшимися пр и движении и диадема шань-ти. С периода Тан до конца династии Мин использовалась корона фэн-гуань (фениксовый убор).В период правления маньчжуров ранговыми украшениями императора и аристократов были золотые драконы (цзинь-лун), знаками отличия императриц и наложниц - золотые фениксы (цзинь фэн).

Поясные украшения: пряжки (гоу или коу), подвески (пэй), накладные пластины (бань) являются наиболее характерными украшениями мужского костюма. Согласно законам периода Цяньлуна императорский парадный пояс чао-дай украшали четыре золотые, отделанные рубином и жемчугом накладки, круглые и квадратные, а к боковым пластинам крепились боковые подвески. Позже в наборе подвеско использовали карманные механические часы на цепочке.

В женском костюме использовались серьги (эр хуан), гребни (шу-би), украшения дань в виде цветущих веточек, насекомых и птиц, которые украшали прическу.также использовались бусы из камня или стекла (чжу-цзы) и подвесные амулеты (со-пянь), запястные парные браслеты (шоу-чжо), кольца (чжу-хуань), футляры для длинных ногтей (ху-чжи).

яшмовая резная подвеска ручной работы (Синьцян)

Как знаки счастья, многодетности, богатства и долголетия в орнаментах использовались образы журавля, летучей мыши, бабочки, пары рыб, жабы. Первенство среди растительных узоров принадлежит пиону, считавшемуся князем цветов. Он украшал женский парадный головной убор "фэн-гуань". Популярными были также изображения божественного гриба (лин-чжи), орхидеи, сливы, лотоса, хризантемы, символов женственности и красоты. Знаками многодетности и счастья в женском костюме выступают изображения семенных коробочек лотоса, плодов граната, персики, пальчатый лимон (фашоу, или Рука Будды).Начиная с периода Тан в головных уборах встречаются фигуры будд и бодхисаттв, с эпохи Цин - образы даосских бессмертных, восемь сокровищ, громовой узор (лэй-вэнь), облачный узор (юнь-вэнь), иероглифы (долголетие, счастье, супружеское счастье, "десять тысяч лет без границ").

С приходом новой эры стали популярны украшения в стиле ар деко, вершиной шика считались камелии Шанель, однако нефрит, жемчуг и красный лак продолжали играть большую роль.

традиционные красные лаковые серьги с изображением иероглифа "счастье" (фу) и символа долголетия.

tata-cheshuina.livejournal.com

Символика в китайской живописи – Ориенталист

Символика в Китайском искусстве имеет важную роль — она наполняет смыслом объекты искусства и, порой, придает им оберегательный и благопожелательный характер. Человек учится у природы красоте и гармонии, в Китае же это любование природой возведено в абсолют. Немногие способны устоять перед нежностью лотоса и укрытыми за его листьями уток-мандаринок или величавым изгибом тигриной спины, обращенных к нам с картин китайских мастеров. Любуясь китайской живописью, важно понимать, какие именно чувства и понятия вкладываются в те или иные образы. И в этом кардинальная разница между китайской и европейской живописью. Китайские картины принято не просто воспринимать как красивое изображение объекта, их нужно «читать». Ниже приведены основные символы китайской живописи с иллюстрациями.

Цветы и деревья

Лотос. Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи. Китайцы верят, что цветок растер в раю, на небе и почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия.

Сосна в китайской живописи пользуется большой популярностью. Это вечнозеленое дерево, даже зимой не сбрасывает своих иголок. Сосна символизирует духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие. Что касается семейных ценностей то, благодаря сдвоенным иголкам, сосна служит символом супружеского счастья и верности.

Бамбук – многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочный. Изображение бамбука очень популярно в китайской живописи. Он ассоциируется с долголетием, стойкостью к жизненным невзгодам,  высокими моральными качествами. Интересно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности.  Бамбук одно из четырех благородных растений наряду сорхидеей, хризантемой и сливой.

Цветущая дикая слива мэйхуа, как и все лиственный деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются. По популярности изображения, слива запросто может соперничать с бамбуком. Как и бамбук, слива является одним из четырех благородных растений. Даже во времена династии Тан было заложено отдельное направление живописи, посвященное сливе. Цветущая дикая слива мэйхуа символизирует чистоту помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию. Цвести она начинает, когда еще холодно, нередкое явление цветы дикой сливы в снегу. Неудивительно, что мэйхуа символизирует зиму и несгибаемость.

Орхидея. Этот нежный утонченных цветок является одним из четырех благородных растений. Орхидея олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. И кроме того это символ женского начала и красоты.

Хризантема так же как и орхидея, одно из четырех благородных растений. Этот цветок украшает собой сады до поздней осени, как бы бросая вызов зиме, и символизирует бодрость духа. Так же орхидея это символ покоя и может представлять ученого-отшельника.

Пион – цветок императоров. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Так же пион это человеческая красота, романтика, страсть, любовь.

Магнолия очень красивое дерево и украшение любого сада. Цветы этого дерева расцветают, когда листья еще не появились. Магнолия это символ красоты, женственности, очарования и нежности.

Персик. Китайцы верят, что в садах богов растут эти золотые плоды и дают им длинную жизнь.Нарцис в доме приносит удачу. В китайской живописи это символ чистоты и женской преданности.Ива воспринимается как символ женственности. Так же ива знаменует весну и прохладу в полуденный зной.

Гранат воспринимается как многочисленное потомство, «множество сыновей под одной крышей».

Глициния древовидное вьющееся растение, со светло-лиловыми или белыми кистями, расцветает весной и украшает сады и улицы в течении всего лета. В китайской живописи символизирует этапы жизни.

Гибискус. Родиной гибискуса принято считать Китай. Цветы этого красивого, неприхотливого цветка похожи на волшебных бабочек. Гибискус удивляет широким диапазоном форм и размеров, а так же большой палитрой красок. Кроме своих декоративных качеств, гибискус имеет целебные свойства. Из цветков гибискуса приготавливают напиток Каркаде. В китайской живописи Гибискус символизирует удачу в карьерном росте.

Хурма. Это вечно зеленое дерево или кустарник. Деревья доживают до пятисот лет. Китайцы традиционно рисуют особый сорт, который состоит как будто из двух половинок. Одним из любимых сюжетов китайских мастеров – хурма припорошенная снегом. Хурма это символ радости, удачи во всех делах и пожелание успешного завершения задуманного (По китайски слово «хурма» созвучно слову «дело»).Тыква горлянка. Молодые плоды этого растения можно употреблять в пищу, старые испокон веков использовали в качестве сосуда для питьевой воды и пищи, а так же для изготовления музыкальных инструментов. Тыква горлянка используется как талисман, оберегающий и поддерживающий здоровье, накапливающий в себе положительную энергию, обеспечивающий хорошее настроение и привлечения финансового благополучия. В китайской живописи это символ здоровья, процветания и магической силы.

Капуста — королева среди овощей и символизирует благосостояние.

Птицы

Журавль считается посланцем богов. Как и у многих народов мира, журавль в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием. Так же в Китае журавль это символ долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе.

Утки – мандаринки символизируют супружеское счастье, крепкую семью, любовь.

Воробьи умные, бойкие и плодовитые птички. Они благополучно живут рядом с человеком даже шумных мегаполисах. Мы настолько к ним привыкли, что даже не замечаем их. Воробей это вестник, несущий благие новости. Это символ согласия, а так же мужского начала.

Феникс широко используется в качестве женского символа и часто изображается рядом с драконом, это символы императора и императрицы. Это символ совершенства и благодеяния, мира и процветания.

Павлины являются родственниками обычных кур, но при этом они одни из самых уникальных и красивых птиц в природе.  На полотнах павлин символизирует изящество, достоинство, бессмертие, величие, неподкупность, гордость, красота и благородство. Пара павлинов – успех в делах.

Петух олицетворяет мужское начало, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Петух вестник зари, солнца и духовного возрождения. Своим громким пением эта птица созывает Богов и заявляет о своей силе. В Китае Петух считается птицей солнца и поэтому изображения красного Петуха является талисманом против огня. По восточному гороскопу знак Петуха стоит десятым.

Орел символ смелости, мощи, скорости и проницательности.

Ласточки — эти маленькие быстрые птички большую часть своей жизни проводят в воздухе. На лету они едят, пьют, спариваются и даже спят. В Китае считается, что если ласточка свила свое гнездо под крышей дома, то ждет обитателей этого дома процветание и удача. В живописи изображение ласточки символизирует приход весны.

Дикий гусь. Так как дикие гуси мигрируют на Юг, то есть летят за солнцем, они ассоциируются со светлым началом Ян. В Гохуа пара гусей это символ брака и не удивительно, ведь гуси формируют пару на всю жизнь. Парящие дикие гуси в небе символизируют тоску по родным местам. А еще гуси это символ долгожданных вестей. И даже на современном почтовом гербе Китая можно увидеть стилизованную фигурку гуся.

Сорока. В Китае считается, что увидеть или даже услышать сороку это хорошее предзнаменование и начатое дело обернется удачей. Гнезда сорок возле дома тоже к удачи. В живописи сорок тоже символ удачи и доброго предзнаменования. Так же пара сорок это весть о скорой свадьбе. И в наши дни на свадебных открытках можно увидеть изображение сорок.

Насекомые

Пчела. Маленькие неутомимые труженики, приносящие людям пользу, на холсте это символ трудолюбия, усердия, бережливости, тяжелого труда. Изображение пчелы может быть намеком на повышение по службе, если еще присутствует обезьяна, солидное повышение. Пион в окружении пчел символизирует влюбленную девушку.

Бабочки на картине это символы лета или осени, изобилия. Так же они символизируют семейное счастье, женскую красоту, радость, удачу, свет. Две бабочки на картине это намек на счастливую семейную пару, любовь и гармонию.

Цикады — эти крылатые насекомые, способные издавать громкие, мелодичные звуки, являются символами молодости и счастья.

Сверчок. Мелодичное стрекотание любимца детских сказок — символ домашнего очага, уюта и покоя. Сверчки более голосисты, чем кузнечики, и репертуар у них богаче. Интересно то, что поют только самцы. Самки петь не умеют. В китайской живописи сверчок символизирует лето, храбрость и боевой дух.

Рыбы и морские гады

Золотые рыбки часто упоминаются во многих преданиях и символизируют долголетие, достаток и гармонию. Кроме того золотые рыбки и карпы это символы процветания, исполнения желаний и успеха.

Карп: известна легенда, где карп проплыл против течения, достиг врат дракона, чтобы стать драконом. Поэтому карп стал символизировать упорство и настойчивость. Так же изображение карпа символизирует удачу, военную славу, счастье, долголетие и отгоняет злых духов. Пара карпов это символ гармонии в семейных отношениях, счастливый брак.

Креветка

Изображения креветки означает счастье, удачу, а так же такое качество как умение общаться с людьми. Еще креветка это благоприятный символ для бизнеса.

Китайский художник Ци Байши очень любил рисовать креветок — не экзотических морских, а обычных речных, которых обычно называют «креветками с длинными лапками». Он целыми днями пристально наблюдал жизнь этих ракообразных в речках, озерах и прудах пекинских парков, старался уловить своеобразие их движений, изменение цвета в разной воде, взаимосвязь друг с другом.

Уже в преклонном возрасте Ци Байши сказал: «Я рисую креветок уже несколько десятилетий  и только сейчас начинаю немного понимать их характер».

Известный китайский писатель Лао Шэ сказал: «На картинах Ци Байши движения креветок в воде переданы так, что кажется, будто они живые».

Млекопитающие

Лошади — умные, сильные, верные, храбрые животные – лошади всегда были замечательными помощниками человеку и в труде, и в бою. В древнем Китае была почитаема, она символизировала скорость, силу, напор, стремительность, уверенность. Лошадь это знак процветания, достижение задуманного.Буйволы — крупные, сильные, со смелым нравом эти дикие быки являются символом трудолюбия, надежности и храбрости.

Тигр. В древнем Китае поголовье тигров было велико, они встречались повсеместно, и считался царем зверей. Огромное количество метафор содержат в себе качества хищника. Тигр это честь, бесстрашие, символ настоящего солдата, защитник от злых духов. Тигр был символом воинской доблести. Среди военных изображение тигра служило знаком отличия. В древние времена тигров, для устрашения врагов, изображали на щитах, и воины надевали тигриные шкуры с хвостами. В легендах Бог в виде тигра частенько спускался на землю.

Летучая мышь — единственные млекопитающие, на Земле умеющие летать – летучие мыши имели множество названий: волшебная мышь, летающая мышь, небесная мышь и даже ночная ласточка. В отличие от большинства стран, где к летучим мышам относятся с отвращением, в Китае летучая мышь это символ долголетия, удачи и счастья. Да и звучание названия этого животного похоже на слово удача.

Мифические существа

Дракон мифическое животное, он один из самых почитаемых персонажей в Китае. В китайской культуре дракон символизирует доброе начало ян и стихию воды. Ведь китайские поверья говорят, что драконы обитают в реках и морях, но могут взлетать в небеса и может летать без крыльев. Дракон это глава всех водных существ. Есть даже ежегодный праздник драконьих лодок. Дракон это символ императора. «Живой дракон» это было одно из титулов императора, а императорский трон назывался драконьим престолом. Изображения дракона символизирует выносливость, силу, мужество, великодушие. А так же это символ бдительности и безопасности.

__________dveimperii.ru

orientalist.pro

Символ Китая – Великая Китайская Стена - Туризм в Китае

Пристальное изучение истории Китая порождает массу вопросов, особенно тех, которые связаны со способностью народа продуцировать такое количество открытий в разных сферах человеческой деятельности, от музыки, до тяжелой промышленности. Зачастую возникает мысль о том, что этот народ поистине избран среди многих других.

Содержание

Приезжая в современный Китай, можно нередко встретить всевозможные символы, которые повествуют про историю семьи, населенного пункта, или обычного события. При этом даже простой осмотр культурных традиций народа покажет нам массу отличий между живущими на севере и юге страны.

Туристическая навигация Китая

Многообразие культурных артефактов может привести в замешательство, которое связано, в первую очередь, с тем, где найти столько времени на изучение древнего наследия страны.

Естественно, можно использовать огромное количество путеводителей китайской культуры и истории. Все они сопровождаются большим количеством изображений и репродукций, но, именно, личное фото может вернуть незабываемые моменты эмоций и переживаний от увиденного.

В Китае активно развиваются информационные технологии, что позволяет использовать специальные программные приложения, рассказывающие о том, какие культурные ценности находятся рядом с вами.

к содержанию ↑

Вечные символы Китая

Если на короткое время задуматься про символы Китая, то на ум сразу же приходит буддизм, монастыри, монахи, боевые искусства, живопись и замки.

Все же, среди этого короткого списка, Великая Китайская Стена занимает особенное место и значение. Данное архитектурное творение сооружалось несколько столетий подряд для защиты от грабежей и убийств кочевых народов.

Это оборонительное сооружение, как императорское решение было поддержано многими княжествами, которые по собственному решению начинали подключаться к сооружению того или иного участка. Сегодня сохранилось порядка 8 тысяч километров стены, хотя некоторые историки утверждают, что в процессе исторических событий большая половина стены была разрушена. В общей сложности, некоторые историки утверждают, что данные символы древнего Китая имели протяженность более 15 тысяч километров.

к содержанию ↑

Туристическая жизнь символа Китая

Сегодня символы Китая приобрели новую жизнь, туристическую. Правительство страны, помимо научных изысканий, прикладывают массу усилий для восстановления китайского наследия. Это касается и Великой Китайской Стены, которая стала местом поклонения туристов из разных стран мира.

По ней проложены многочисленные туристические маршруты, и это понятно, ведь не все из них можно увидеть из космоса. Символы Китая, фото которых подтверждают личное их посещение, становятся наградой за устремления к постижению неизведанного.

Посещение такого великого архитектурного творения предполагает выполнение некоторых условий, особенно для бюджетных туристов:

  • необходимо иметь в своем распоряжении достаточное количество воды;
  • на ногах должна быть удобная обувь;
  • располагать достаточным количеством времени, так как самостоятельный подъем занимает много времени и может потребоваться промежуточная остановка для отдыха;
  • оплатить вход на объект.

Естественно, для тех, кто имеет достаточно средств, можно использовать китайский подъемник или другие альтернативные способы быстрого подъема на древний символ Китая. Также, для удобства осмотра величественного памятника, можно воспользоваться канатной дорогой, которая обеспечивает быстрый осмотр больших участков стены.

Сама же стена некоторыми учеными воспринимается как место масштабного погребения ее строителей. С учетом того, что здесь, на высоте, трудилось масса строителей, то, по поверью, умерших и погибших хоронили прямо здесь, на стене.

Хорошие статьи в продолжение:

tourisminchina.ru

Что означает символ дракона в Китае?

Символ дракона занял прочное место в китайской культуре. Узнать точную причину его происхождения на данный момент нельзя, т.к. возраст некоторых найденных драконов в виде фрез, картин и скульптур датируется 7000 лет, т.е. этот символ был в Китае 5000 лет до н.э. Тем не менее существуют 3 теории происхождения.

1. Дракон – это динозавр.

Возможно, китайцы, жившие в древние времена, находили кости динозавров, а узнать какому виду животных они принадлежали не было возможным. Поэтому на основе найденных костей был создан образ дракона.

2. Дракон – это крокодил.

В этой теории дракон не является мифическим существом, а просто обыкновенный крокодил изображается в такой причудливой форме. Тем более некоторые древние изображения драконов сильно напоминают крокодилов, видов которых в те времена могло быть значительно больше.

Например, вид древнего крокодила «Протерозухии» мог быть похож на дракона.

Кроме того, у крокодилов имеются рецепторы давления, при помощи которых они через своё поведение предсказывали дождь (перед дождём часто происходит изменение давления воздуха). Древние китайцы наблюдали за этим поведением и приходили к выводу, что крокодилы умеют предсказывать и контролировать дождь, соответственно посчитать их божественным существом. Тем более что в Древнем Египте также существует такой же божественный образ.

Египетский бог-крокодил Себек.

3. Дракон – это символ, сочетающий в себе части различных животных.

Этот образ мог появиться в результате объединений различных племён или культур. Например, символом или богом одного племени была змея, поэтому к дракону добавили туловище змеи, у другого была ящерица, соответственно голова ящерицы была включена в этот символ.

В результате некоторых раскопок были обнаружены рисунки различных форм головы дракона, например, в виде кошки, верблюда, свиньи, змеи и т.д. Это может говорить о том, что за время становления китайской цивилизации было произведено множество объедений, поэтому дракон служил в качестве флага, на который постоянно добавлялись символы новых территорий.

Древний иероглиф дракона:

Произносится как «лун».

Значение дракона в современном Китае.

Дракон символизирует власть, мужественность, богатство, урожайность и государственность. 100 — 400 лет назад (времена династии Цин), обычный человек (простолюдин) мог даже быть казнён за ношение или иное применение этого символа.

Символ дракона в фен-шуй.

Непосредственно китайский дракон (в отличие от символов дракона других стран) символизирует доброе начало (ян) и относится к стихии воды.

Фестиваль драконьих лодок.

Проходит ежегодно в начале лета и состоит из лодочных соревнований. Считается, что дракон огородит китайцев от болезней и увеличит урожайность.

Читайте также:

solnechnyj-kitaj.ru

Ритуальная символика. Культы, религии, традиции в Китае

Ритуальная символика

Специальное изучение древнекитайской бронзы и нефрита показало, что в конкретных условиях Китая изделия из бронзы и нефрита играли, как правило, роль, которую во многих других древних цивилизациях играла каменная скульптура и другие ритуальные иконографические изображения. В древнекитайской религии, как и в религиозных представлениях любого другого народа древности, ритуальная символика занимала очень важное место. Однако характер ритуальной символики в Древнем Китае заметно отличался от того, что мы находим у других народов.

Если в древнекитайской религии, как уже было показано выше, почти не существовало великих антропо– или зооморфных богов, олицетворявших определенную идею, силу природы и т. п. (как это было, например, в Египте, Двуречье, Индии, Риме, Греции), а одухотворению и обожествлению подлежали сами эти силы и идеи, то неудивительно, что в ритуальной иконографии преобладали не персонифицированные божества, а более или менее абстрактные символы. С глубокой древности все магическое и сверхъестественное (а позднее также и вполне рациональные абстракции – пожелания долголетия, счастья, детей, чинов) облекалось в сложные (порой даже чересчур) символические одежды. Отсутствие персонифицировавших ту или иную идею или силу природы богов, равно как и вообще второстепенная роль мистики и примат рационализма в древнекитайской системе религиозных верований, привело к тому, что именно абстрактная символика стала играть центральную роль в ритуальной иконографии древних китайцев. Иными словами, не боги солнца, земли, неба или дождя, а сами эти одухотворенные явления природы в виде соответствовавших им символов изображались на ритуальных рисунках и орнаментах.

Эта важная особенность нашла свое отражение в сфере древнекитайского искусства и привела к тому, что свободного от ритуальной символики искусства в Древнем Китае почти не было. Дошедшие до нас памятники древнекитайского искусства, в первую очередь изделия из бронзы и нефрита с рисунками и орнаментом, обязательно несли смысловую нагрузку. Символично бывало все – и форма, и тип сосуда, и семантика рисунка, рельефа или орнамента, даже мелкие детали декора. Семантика ритуальных символов была очень богата и разнообразна. Как и на неолитической керамике, геометрические мотивы орнамента на бронзовых сосудах (треугольники, ромбы, круги, спирали, зигзаги, меандры и т. п.) символизировали различные силы природы – солнце, облака, дождь, гром. С различными анимистическими и тотемистическими верованиями были связаны многие изображения зверей и птиц, выполнявшиеся в рисунке или рельефе как в реалистической, так и в условной манере [276]. Символический смысл имели и отдаленные детали декора, и сама композиция изображения. В сложном и кажущемся на первый взгляд случайным и бессистемным узоре росписи на сосуде все отдельные элементы несли семантическую нагрузку и служили в конечном счете созданию законченной и хорошо осознанной ритуально-символической композиции.

В рамках этой композиции находили свое точное место все божества и духи, совокупность которых во главе с предками и первопредком Шанди играла столь важную роль в верованиях древних китайцев.

Генетические корни такого рода символики древних китайцев восходят к глубокой древности. Выше уже упоминалось о том, что ритуальная семантика символов на неолитических сосудах Китая и других регионов Евразии была, по существу, идентичной. В ряде исследований, посвященных проблеме семантики и распространения в древнейшую эпоху некоторых важнейших символов (солярный круг, свастика), указывается, что распространение этих символов было связано с их общезначимостью [347; 584]. При этом древние варианты свастики трактуются либо как символ женского плодоносящего начала, либо как идея слияния двух противоположных принципов – жизни и смерти, положенная позже в основу дуалистических концепций [584, 11 – 19].

Авторы таких работ единодушно склоняются к мысли, что все древнейшие народы Евразии при формировании своих наиболее ранних онтологических представлений черпали из единого источника [347, 342; 584, 24]. Видимо, раньше всего теоретическое осмысление символики и разработка дуалистической концепции произошли на Ближнем Востоке [584, 9; 817]. Значительно позже все это появилось в Китае – не случайно отдельные авторы пытаются сблизить санскритское «тео» и «дью» («бог», «небо») с «тянь» и «дао», бывшими, как известно, основными религиозно-философскими категориями в Древнем Китае [347, 338]. К этому можно добавить, что в работе Го Мо-жо упоминается о возможной генетической связи древнекитайского термина ди (Шанди) с однозначным ему древневавилонским термином «правитель», обозначавшимся очень сходным иероглифическим знаком [43, 28]. Наиболее обстоятельно эта теория заимствования идей разработана швейцарским исследователем Г. Золлингером, который из шумерско-аккадской дуалистической концепции (активное и пассивное начало) путем весьма сложных аналогий и ассоциаций выводит истоки древнекитайской дуалистической концепции инь-ян [817]. О некитайском происхождении концепции инь-ян говорится и в некоторых других работах [584, 25].

Тем не менее генезис древнекитайской этой концепции пока недостаточно ясен [19; 20; 892; 1023; 1050 и др.]. Имеющиеся данные позволяют обнаружить ее истоки лишь в материалах середины I тысячелетия до н. э., хотя есть основания полагать, что зародыши дуалистических представлений существовали и раньше16. С самого своего появления эта концепция, детально разработанная в сочинениях философа IV – III веков до н. э. Чжоу Яна (чьи труды дошли до наших дней лишь в отрывках из других сочинений), исходила из того, что противоположные силы инь и ян должны не противоборствовать, а гармонически сливаться и взаимодействовать и что только достижение гармонии и слияния может содействовать процветанию всего сущего17. В соответствии с этим в китайской символике, а затем и в мифологии силы инь и ян стали со временем олицетворяться в виде связанных друг с другом пар, отражающих соответственно женское и мужское начало. К числу древнейших таких парных символов относятся, по мнению Б. Карлгрена [513, 39 – 40], каури (женское начало) и нефрит (мужское). Видимо, символика этой пары была связана с древними культами плодородия и размножения, и, в частности, с фаллическим культом. Эта древняя символика сохранилась и позже: в иньских и чжоуских изделиях из бронзы дуализм мужского и женского начала очень часто иконографически изображался в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных «валов»18.

Формирование дуалистической концепции инь-ян нашло свое отражение и в ритуальной символике, связанной с иконографическими изображениями Неба и Земли, которые в Китае уже, по крайней мере с Чжоу, считались соответственно олицетворением мужского и женского начала [530, 26]. Иконографическим символом Неба были кольца и диски из нефрита, символом Земли – так называемый цзун.

Двойственный характер божества Земли в Древнем Китае, воспринимавшегося и в мужском, и в женском обличье, отразился и в ритуальной символике. С одной стороны, исследователи фиксируют, что символом Земли, мужского начала, служил фаллический столб [372; 513], чжу. С другой стороны, в своих взаимоотношениях с Небом, Земля в конечном счете, видимо, выступала все?таки как женское начало. Как хорошо известно, в более позднее время в Китае символом Земли всегда был квадрат, противостоявший кругу как символу Неба.

Вот эта?то двойственность и отразилась в интерпретации символического смысла цзуна. Цзун изготовлялся из нефрита и состоял из двух частей – толстой квадратной пластинки с цилиндрическим отверстием посредине и цилиндрической палочки, вставлявшейся в это отверстие. Семантика изделия довольно недвусмысленна и явно отражает идею оплодотворения. Эта идея, в свою очередь, есть не что иное, как соединение сил ян и инь – в конечном счете Неба и Земли. Но если так, то Небо должно быть мужской силой, а Земля – женской. Видимо, именно таков и был смысл этого символа цзун. Однако некоторые исследователи считают, что палочка в цзун – это символ Земли (вариант фаллического столба), а квадратной формы утолщенная пластинка – лишь «крышка» [513, 32]. В свете изложенного выше представляется более верным считать, что в форме цзуна отразилась в трансформированном виде древняя идея о женском характере божества Земли. Ритуальный характер и смысл обеих частей цзуна достаточно ясен, и едва ли можно считать пластинку лишь покрытием для символа. Обе части цзуна в равной мере несут символическую нагрузку, а квадратная форма «крышки» вполне определенно перекликается с традиционным восприятием символа Земли в виде квадрата. Вот почему следует согласиться с теми авторами, кто считает эту «крышку» чем?то вроде «влагалища Земли» [372, 65 – 66].

Итак, даже наиболее видные из числа древнекитайских божеств – Земля и Небо – в ритуальной иконографии отображались в виде абстрактных символов, олицетворявших лишь связанную с культом Земли и Неба идею. Тем более это относится к многочисленным божествам и духам более мелкого ранга. Однако, если основную массу символов, встречаемых в древнекитайской ритуальной иконографии, сравнительно легко отождествить с теми или иными божествами и духами обширного пантеона древних китайцев, то несколько сложнее обстоит дело с иконографическим изображением верховного главы этого пантеона – Шанди.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Мифы И Символы

В мифах Древнего Китая рассказывается о начале мироздания. Один из мифов повествует о прародителе Паньгу, после смерти которого из частей его тела возникла вся вселенная. Так, ветер и облака образовались из его дыхания, звезды - из волос и бороды. В другой легенде говорится о происхождении человека. Богиня Нюйва слепила из глины несколько человеческих тел. Эти люди составили элиту общества - знать. Но, устав от тяжёлой работы, Нюйва не захотела больше заниматься лепкой и просто разбросала по земле комочки глины. Из них и получились бедняки. В китайском фольклоре представлены также реальные и фантастические животные. Голубой дракон ассоциировался с весной, востоком и дождем; красная птица феникс - с летом, югом и засухой. Белый тигр запада обозначал осень, силу и храбрость. Черная черепаха была символом зимы, севера, долголетия и мудрости. В мифах также есть рассказ о том, как однажды боги пригласили животных на праздник. Двенадцать из них - крыса, вол, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака и кабан - были избраны в качестве символов 12-летнего цикла. Китайцы до сих пор связывают год своего рождения с тем или иным животным.

 

Подставка в виде птицы

Из бронзы часто отливали мифических животных. Эта украшенная бирюзой птица держит в клюве двойное кольцо из нефрита. Чаши по бокам, вероятно, предназначались для косметики.

 

Древний дракон

Считалось, что амулеты в виде животных оберегают их владельцев от воздействия злых сил. Этот дракон из нефрита был вырезан в эпоху Шан.

 

Мир Паньгу

Мифический Паньгу превратил водную стихию в земную твердь, а затем создал луну, солнце и звезды и запустил их в космическое пространство. Ему помогали птица феникс (которую также называют «жар-птица»), китайский единорог, дракон и черепаха.

 

 

Фреска из эпохи Хань

В китайской мифологии были весьма популярны тигры. Их рисовали на стенах домов для защиты от несчастий.

 

Собиратели облаков

В Древнем Китае драконы считались духами дождя. Здесь изображен золотой дракон с выпущенными когтями, сделанный ювелиром танской эпохи.

 

Инь и ян

Согласно китайской мифологии, до начала мира повсюду был хаос, который имел форму куриного яйца. Паньгу разделил это яйцо на две половины - инь и ян. Из нижней части, инь, образовалась Земля, а из ян возник небесный свод. Считается, что инь олицетворяет женское начало, водную стихию, темноту, в то время как с ян связывают мужское начало, сушу и свет. Полная гармония (счастье) наступает, когда удается достичь равновесия между инь и ян.

 

Знаете ли вы?

В Древнем Китае лошади символизировали скорость и высокое положение в обществе, водяной бык ассоциировался с жизнью земледельца, а птицы - со свободой.

 

09.07.2018

altpp.ru


Смотрите также