Шумер древний восток. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Египет, Месопотамия, Шумер, Акад,
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

От понятия «Шумер и Аккад» к понятию «Месопотамия». Шумер древний восток


От понятия «Шумер и Аккад» к понятию «Месопотамия». Древний Восток

От понятия «Шумер и Аккад» к понятию «Месопотамия»

К середине I тысячелетия до н. э. Нижняя Месопотамия стала устойчиво именоваться «Вавилонией», а Верхняя — «Ассирией» (так как ассирийцы завоевали Верхнюю Месопотамию и прочно ей владели). Оба эти термина в соответствующих значениях (с некоторыми вариациями в проведении рубежа между ними) употребляли и греческие ученые. Но при этом термин «Ассирия» в античном словоупотреблении часто распространялся и на земли, лежащие к западу от Евфрата до Средиземного моря. Внутри территории этой «расширенной» Ассирии географам необходимо было различать обе части земель, разделенные Евфратом. В результате первую из указанных частей греческие географы стали называть «Сирией» (редуцированный вариант названия «Ассирия»), а вторую — «Месопотамией».

Таким образом, сперва термин «Месопотамия» относился только к Верхнему Междуречью. Кроме того, в древнееврейском языке существовал термин «Нахараим», дословно «Страна двух рек» (русский синоним этого названия «Двуречье»). Так древние евреи называли Верхнюю Месопотамию. Греческий термин «Месопотамия» (Междуречье) оказывался тем самым синонимичен по охвату библейскому «Нахараим» (Двуречье).

Наконец, в начале нашей эры римские географы Плиний и более поздние ученые распространили термин «Месопотамия» и на Нижнюю Месопотамию (Вавилонию), закрепив тем самым географическое понятие «Месопотамия» в современном смысле этого слова. Точно так же современное русское понятие «Двуречье» охватывает всю Месопотамию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Египет, Месопотамия, Шумер, Акад,

>КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Египет, Месопотамия, Шумер, Акад, Вавилон… КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Египет, Месопотамия, Шумер, Акад, Вавилон…

> План • Историческая справка • Источники (памятники) • План • Историческая справка • Источники (памятники) • Архитектура • Искусство • Наука • Культура • Выводы (след в истории и влияние на последующие цивилизации)

>Месопотамия Месопотамия

> Допотопные цивилизации • Потоп произошел в 1656 г. от сотворения мира. • Допотопные цивилизации • Потоп произошел в 1656 г. от сотворения мира. • Эриду. Первая столица Нижней Месопотамии Храм - самая древняя религиозная постройка. • Ур. При раскопках в 1929 году обнаружено 3 культурных слоя, покрытых илом. Ниже – лежат слои доисторического Ура". • Обеидский период (самый древний в истории человечества) начинается в 5 тыс до • Эрех (или Урук) на берегу исчезнувшего залива. • Все эти города, за исключением Урука, находились в пределах видимости друг от друга, на берегу древнего морского залива. Города стояли при впадении в залив "великой реки Евфрат", как неоднократно называл эту реку Моисей.

>VI тыс до н. э. — археологически этим периодом датируется значительный слой ила во VI тыс до н. э. — археологически этим периодом датируется значительный слой ила во многих городах. Результат обширного катастрофического наводнения. По целому ряду гипотез (Роулинсон, Лэйярд и почти все современные авторы) считается, что именно это наводнение привело к созданию библейского рассказа о всемирном потопе. XXIII в. до н. э. — объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I (он же Саргон Древний, Саргон Аккадский, Саргон Великий). XXI в. до н. э. — вторжение с востока эламитов, XIX—XVIII вв. до н. э. — в Ассирии правят первые цари. XVIII в. до н. э. — возвышение нового царства со столицей в Вавилоне. Объединение царём Хаммурапи Месопотамии и Сирии. XVI в. до н. э. — возникновение в верхнем течении Тигра сильного ассирийского царства с главным городом Ассуром. Впоследствии были основаны другие столицы: Ниневия (в честь бога Нина), Нимруд, Кальху. 743— 735 гг. до н. э. — царствование Набонассара. Становление военизированного ассирийского государства. Начало регулярных астрономических наблюдений. 538 г. до н. э. — персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию. 336 г. до н. э. — Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов. II в. до н. э. — Вавилон уже не является городом в привычном понимании, среди его руин сохраняется только маленькое деревенское поселение. Последние люди исчезнут из него уже в VI веке, незадолго до прихода арабских завоевателей. Арабы даже не будут знать, что под этими холмами когда-то находился великий Вавилон. I в. до н. э. — последние дошедшие до нас клинописные таблички.

>Зиккура т (от вавилонского sigguratu — «вершина» , в том числе «вершина горы» )

Зиккура т (от вавилонского sigguratu — «вершина» , в том числе «вершина горы» ) — многоступенчатое культовое сооружение типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством зиккуратов (служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений). Самый высокий (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, «дом, где сходятся небеса с землею» . Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792— 1750 до н. э. ). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором.

>Вавилон и вавилонская башня Вавилон и вавилонская башня

> • Вавило н (др. -греч. Βαβυλών от семитского «bab-Illu» , означающего «Врата • Вавило н (др. -греч. Βαβυλών от семитского «bab-Illu» , означающего «Врата Бога» ; аккад. Babili, Babilla) — город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 90 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.

> • Вися чие сады Семирами ды — одно из Семи чудес света. • Вися чие сады Семирами ды — одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения — Висячие сады Амитис (по другим источникам - Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы

> Литература Эпос о Гильгамеше

Литература Эпос о Гильгамеше

> Древний Египет Хронология: Додинастический период Нулевая династия Древний Египет Хронология: Додинастический период Нулевая династия Династический период • Раннее царство I · II • Древнее царство III · IV · VI • Первый переходный период VII · VIII · IX · XI • Среднее царство XI · XII • Второй переходный период XIII · XIV · XVII • Новое царство XVIII · XIX · XX • Третий переходный период XXI · XXIII · XXIV · XXV Поздний период XXVI · XXVIII XXIX · XXXI Эллинистический период Аргеады · Птолемеи Составить таблицу «Периодизация древнего Египта»

>Подобрать описание памятников указанных центров древнего Египта

Подобрать описание памятников указанных центров древнего Египта

> Архитектура Древнего Египта • Архитектура Раннего царства • Мастаба (араб. скамья) Архитектура Древнего Египта • Архитектура Раннего царства • Мастаба (араб. скамья) гробницы периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри. • В основе конструкции — деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным камнем. • состоит из двух частей - наземной и подземной. В подземной части располагается погребальная камера. А в наземной – сердаб - молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего если мумия будет испорчена.

> • Создание централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра,

• Создание централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид» . • Одним из ранних памятников является ансамбль погребальных сооружений фараона Джосера. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа. Вход находился с северной стороны; были высечены подземные коридоры и шахта, на дне располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор. • Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков. а из кирпича.

> • К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный • К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе. Поперечный разрез пирамиды Хеопса: 1. Главный вход 2. Вход, который проделал Аль- Мамун 3. Перекресток, "пробка" и туннель Аль-Мамуна сделанный "в обход" 4. Нисходящий коридор 5. Незавершенная подземная камера 6. Восходящий коридор 7. "Камера царицы" с исходящими "воздуховодами" 8. Горизонтальный туннель 9. Большая галерея 10. Камера фараона с "воздуховодами" 11. Предкамера 12. Грот

> Архитектура Среднего царства • В 2050 году до н. э. Ментухотеп I Архитектура Среднего царства • В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. • Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

> Архитектура Нового царства • Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового Архитектура Нового царства • Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы • Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы. • • Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилонами, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов. • К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский

> • Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т» . Фасад храма • Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т» . Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу- Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари. • Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей» .

> • Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. • Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. • После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

> ДЗ История исследования, ДЗ История исследования, расшифровка письменности Египет • Религия, реформа Эхнатона • Живопись Месопотамия • Литература Искусство : • Культурное наследие шумеро – акадской культуры • Памятники Асиро – Вавилонии • Потомки Египтян Персии • Египет сегодня (памятники для Памятники, наследие туристов) Эпос о Гильгомеше Туристические памятники сегодня

present5.com

Аратта - Шумер - Древний Ближний Восток - Каталог статей

Ара́тта — страна, упоминаемая в шумерской мифологии , связанной с именами Энмеркара и Лугальбанды , двух ранних (полулегендарных) царей Урука , также упоминающихся в Списке царей Шумера.

Роль в шумерской литературе

В шумерской литературе Аратта описывается следующим образом:

  • это сказочно богатое место, где много золота, серебра, лазурита и других ценных материалов, а также много ремесленников, умеющих их обрабатывать.
  • Аратта находится далеко (от Урука), до неё трудно добраться.
  • это дом богини Инанны , которая позднее вместо Аратты начинает благоволить Уруку .
  • Аратту завоевал Энмеркар из Урука .

Основные упоминания

Энмеркар и Властелин Аратты  — богиня Инанна живёт в Аратте, но Энмеркар из Урука нравится ей больше, чем повелитель Аратты, имя которого в эпосе не названо. Энмеркар захотел, чтобы Аратта подчинилась Уруку и отправляла в Урук на строительство храма камни, добытые в горах, а также продукты обработки золота, серебра и лазурита, вместе с рудой «кугмеа». Инанна предложила ему отправить в Аратту посла, который по дороге туда поднялся в горы Зуби и спустился с них, прошёл через Сузы , Аншан, а также «пять, шесть, семь» гор. В свою очередь, в обмен на эти товары Аратта потребовала зерна. Благосклонность Инанны переходит к Уруку, а полученное от Урука зерно приводит к тому, что люди Аратты начинают симпатизировать Уруку, поэтому правитель Аратты предлагает Энмеркару выставить силача на состязание с силачом из Аратты. Затем бог Ишкур способствует тому, чтобы посев Аратты дал урожай.

Энмеркар и Энсугирана  — правитель Аратты, который назван по имени Эн-сугир-ана (или Энсукешданна ), вызывает Энмеркара из Урука на состязание за руку богини Инанны , и в состязании его представитель побеждён. Гадатель советует ему, тем не менее, принудить Урук к подчинению, а советник говорит, что заставит Урук транспортировать его собственные товары через Аратту, направив туда флотилию. После этого гадатель наводит заклятие на животных Урука, но мудрая женщина отводит его заклятие, после чего Эн-Сугир-ана признаёт поражение и переход благосклонности богини Инанны к Энмеркару.

Лугальбанда в горной пещере  — это легенда о Лугальбанде , которому предстоит стать наследником Энмеркара . Армия Энмеркара проходит через горные территории, чтобы воевать с восставшей Араттой. Лугальбанда заболел и его оставили в пещере, но он молится различным богам, выздоравливает и ищет обратную дорогу из гор.

Лугальбанда и птица Анзуд  — Лугальбанда подружился с птицей Анзуд и просит её помочь ему найти армию, от которой он отстал. Когда армия Энмеркара встречает отпор, Лугальбанда вызывается вернуться в Урук , чтобы попросить о помощи богиню Инанну . Он переходит через горы, проходит по равнине, затем через Аншан и достигает Урука, где получает помощь от Инанны. Та советует Энмеркару вывезти принадлежащие Аратте «металлические изделия и кузнецов, каменные изделия и каменщиков», и все «плавильни Аратты будут его». Затем город описывается, как обладающий зубчатыми стенами из зелёного лазурита и кирпичей, выполненных из « касситерита , добытого в горах, где растёт кипарис».

Второстепенные упоминания

  • Хвалебная песнь в честь Шульги  : «Я наполнил его сокровищами, подобными тем, что есть в священной Аратте».
  • Баржа Шульги и Нинлиля  : «Аратта, полная сокровищ».
  • Пословицы ,  ,  : «Когда власти мудры, а бедняки послушны, это результат благословения Аратты».
  • Пословицы неизвестного происхождения : «Когда власти мудры, а бедняков обходят мимо, это результат благословения Аратты».
  • Гимн Хендурсанге (Хендурсанга A)  : «Так что Аратта будет одолена (?), и Лугальбанда стоит в ожидании Ваших (Хендурсанги) приказаний».
  • Гимн Нисабе (Нисаба A)  : «В Аратте он (Энки?) поставил Э-загин (E-zagin, лазуритовый храм) в её (Нисабы) распоряжение».
  • Сооружение храма Ниннгирсу : «чистый, как Кеш и Аратта».
  • Tigi к Суэну (Нанна I) : «святыня моего сердца, которую я (Нанна) основала в радости, как Аратту»
  • Инанна и Ибех  : «недоступная горная цепь Аратта»
  • Гильгамеш и Хувава (версия B) : «они знают дорогу даже в Аратту»
  • Храмовые гимны  : Аратта— «уважаемая»
  • Гимн храма в Кеше  : Аратта— «важная»
  • Плач об Уре  : Аратта— «весомый (советчик)»

Гипотезы о местонахождении

Хотя Аратта известна только из мифа , некоторые ассириологи и археологи высказывали гипотезы о месте её нахождения, опираясь на данные мифов:

  1. путешествующие по суше, чтобы добраться до Аратты, должны пройти через Сузы и горный регион Аншан .
  2. Аратта является источником, или как минимум имеет доступ, к драгоценным камням, в частности, к лазуриту , которые обрабатываются в этой стране.
  3. из Урука туда можно добраться по воде, хотя она находится далеко от Урука.
  4. в то же время, она находилась от него достаточно близко, чтобы туда могло добраться шумерское войско в условиях 27 века до н.э.

В 1963г. Самуэль Крамер высказал предположение, что «гора Хурум» в мифе о Лугальбанде могла относиться к хурритам , и на этом основании предполагал, что Аратта должна была располагаться близ озера Урмия .  С другой стороны, «гора Хурум», «hur-ru-um kur-ra-ka» , в произведении, которое сейчас принято называть «Лугальбанда в горной пещере»,  в настоящее время толкуется как «горная пещера»,  и Крамер позднее предложил для данной истории название «Лугальбанда, странствующий герой».

В других работах рассматривается древняя дорога, по которой шла торговля драгоценными камнями, «Великая Хорасанская дорога» из Гималаев , поскольку единственным источником лазурита в древнем мире был Бадахшан в Афганистане  , откуда путь в Месопотамию проходил через север Ирана .

Аншан, который к тому времени ещё не был локализован, исследователи первоначально искали в центральной части горного массива Загрос .  Однако, когда Аншан  был отождествлён с Талли-Мальяном в 1973г.,  , то оказалось, что он находился в 600км к юго-востоку от Урука, достаточно далеко от любой из северных сухопутных или водных дорог, идущих из Урука, что делало невозможным для шумерской армии 27 века до н.э. пройти 550км по территории Элама ради войны с Араттой.

В ряде гипотез высказывались предположения о локализации Аратты в восточном Иране .  Иранский археолог Юсеф Маджидзаде предполагал, что открытая в начале 21 века джирофтская культура могла быть Араттой.

К 1973г. среди археологов сложилось мнение, что миф об Аратте не подтверждён археологическими свидетельствами,  и в 1978г. Хансман выступал с предостережениями против спекуляций об Аратте. :

«Что касается Аратты, по поводу которой до настоящего времени отсутствуют надписи или тексты, указывающие на то или иное местонахождение, механика идентификации в значительной мере зависит от индуктивного исследования. В лучшем случае подобные методы дают указания на то, какое из (вероятных) мест можно считать допустимым или возможным. Тем не менее, на подобные допущения нельзя чрезмерно полагаться, поскольку тогда гипотеза становится скорее субъективной, чем объективной».

Другие исследователи предлагали отождествить с Араттой санскритский топоним Āraṭṭa или Arāṭṭa , упоминаемый в Махабхарате и других текстах;

Согласно ещё одной точке зрения, Аратта— искажённое название Арарат или Урарту .  Ряд авторов до настоящего времени рассматривают Аратту как чисто мифический объект.

В публикациях Ю.А.Шилова , взгляды которого не признаны академической наукой, но широко растиражированы в популярной литературе, Аратта отождествляется с Трипольской культурой и рассматривается как «арийская цивилизация».

ancient-east.do.am