2. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока. Школы древнего востока


2. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока.

Школа как социальный институт появилась в связи с необходимостью целенаправленного обучения, воспитания подрастающего поколения, социализации личности.

В силу благоприятных природно-климатических, социально-культурных и эконо­мических условий, а также в связи с возникновением письменности первые школы возникли в странах Древнего Востока.

1. Школа и воспитание в Древнем Египте.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте строились на равноправной основе в отношении мальчиков и девочек; содействовало зарождению института «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны( К 3-му тысячелетию до н. э.).

Государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять бумаги.

Средства обучения: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Ученики переписывали тексты, которые содержали различные знания.

Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников.

2. Воспитание и обучение в Древней Индии.

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э.

Цивилизация дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. – соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Во 2-1-м тысячелетиях до н. э. воспитание и обучение стало соотноситься с кастовым делением общества. Потомки ариев (племена, вторгшиеся в Индию из Персии) составляли три высших касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – низшей – кастой являлись шудры (наемные работники, слуги). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав

В соответствии с этим социальным делением воспитание и обучение детей основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно – общественного воспитания. На первой ступени – в семье – систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировать результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека

. Фундаментальное образование получали брахманы.Ученики именовались брахмачаринами, учителя – гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться.С помощью тайных наставлений – упанишад брахман мог овладеть высшим знанием – брахмавидья, постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносились как откровенье свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которым посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя – гуру и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру – отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений не было; обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Основной формой компенсации за обучение была помощь семье учителя по хозяйству.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э., в связи с возникновением новой религии – буддизма. Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды (в Индии – Шакья – Муни) (623-544 до н. э.).

Буддизм уделял особое внимание отдельной личности; подвергал сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавал равенство людей от рождении; непротивление злу и отказ от всех желаний, чему соответствовало понятие «нирвана»; главной задачей воспитания считал внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование; главное в обучении -- познание ранее не познанного.

. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание уделялось обучению грамматике санскрита, которой с I в. н. э. становится ведущим языком в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма.

Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.

Воспитание рассматривается, как способ помочь человеку научиться различать сущности и преходящее, достигать духовной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьи в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

Таким образом, школьное обучение становилось постепенно все более и более жизненным, доступным для усвоения, сохранения при этом традиционный характер.

studfiles.net

1.1 Системы образования в странах Древнего Востока. Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья

Похожие главы из других работ:

Государственные образовательные стандарты Российской Федерации

Глава 1. Реформирование системы российского образования в контексте Болонской системы

...

Государственные образовательные стандарты РФ

Глава 1. Реформирование системы российского образования в контексте Болонской системы

...

Использование компьютерных игр для развития детей дошкольного возраста

1.3 Процесс развития компьютеризации образования в зарубежных странах

Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте...

Механизм реализации целевых комплексных программ в сфере образования

2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В последнее время значительно расширился спектр образовательных программ, предлагаемых руководящим работникам системы образования; обновилось их содержание; начат переход к разноуровневым и модульным образовательным программам...

Образование детей с отклонениями в развитии за рубежом

1.4 От осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования

С начала ХХ столетия до 70-х гг. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых...

Образование детей с отклонениями в развитии за рубежом

ГЛАВА 2 Особенности систем специального образования в зарубежных странах

...

Основные проблемы образования

3. Основные проблемы образования, системы образования и их классификация

Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем. Проблемы исходящие от учеников - основная часть проблема в педагогическом процессе создается учениками, однако не стоит забывать...

Педагогические идеи Марии Монтессори в практике современного воспитания

3.3 Монтессори-школы в странах Востока и Африки

свободный воспитание монтессори гуманистический Япония. Монтессори-система в Японии прошла приблизительно через те же стадии, что и в США: её то принимали, то снова отвергали...

Педагогическое наследие К.Д. Ушинского

1.2 Преобразования К.Д. Ушинским образовательной системы Смольного института. Изучение системы образования за границей. Последние этапы жизни великого педагога

ушинский педагогический воспитание личность В феврале 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц и Александровское училище)...

Развитие образования в Азии

1. История развития образования в странах Азии

Страны Азии в период колониализма Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но...

Содержание и формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

2.4 Курсы ИПК РО для педагогов ДО " Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования в условиях развития системы дополнительного образования"

Базовый курс включает в себя: 6 дней (с расписанием по дням см. Приложение №2) Предполагаемый эффект - понимание того, что есть образовательная программа и ее формирование...

Ценностные ориентации практики и философско-педагогической мысли стран Древнего Востока

ГЛАВА I. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

...

Ценностные ориентации практики и философско-педагогической мысли стран Древнего Востока

1.1 Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов...

Ценностные ориентации практики и философско-педагогической мысли стран Древнего Востока

1.3 Общее и особенное в генезисе воспитания и обучения в странах Древнего Востока

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н.э...

Ценностные ориентации практики и философско-педагогической мысли стран Древнего Востока

ГЛАВА II. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

древний восток воспитание...

ped.bobrodobro.ru

Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества

В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в городах, при об­щинах, храмах стали создаваться школы. В Древней Индии возникли лес­ные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа учеников. В Древ­нем Китае школы вначале возникали в жилищах для престарелых, бравшихся за обучение молодежи.

Как правило, в школах обучались дети из свободных и состоятельных семей. Но возникла потребность и в грамоте для юношества незнатного происхождения — для ведения канцелярской работы; для них также со­здавались школы (например, школы писцов в Древнем Египте).

В Древнем мире появились попытки теоретического обоснования вос­питания и обучения. Среди первых педагогов, соединивших опыт обуче­ния и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый ки­тайский мудрец Конфуций (551—479 до н.э.), слава о котором облетела весь мир, хотя он даже не оставил никаких письменных поучений. Он считается первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем че­ловечности». До Конфуция признавались только боги, цари, герои; он же провозгласил: человек — творец культуры, создающий Прекрасное, Возвышенное и Должное, поэтому он не уступает богам. Очеловечивает человека способ­ность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, позаботься о собственном совершенствовании — это глав­ный завет Конфуция.

В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его вы­сказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и сове­ты педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой лич­ности.

Обучение имеет целью развить духовную чуткость ученика; подлинно образованный человек может сделать мир свободным. Самообладание, скромность, усердие, здравый смысл способны привести любого к верши­нам мудрости. Великие свершения начинаются с малых дел. Мудрый учи­тель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно. И он первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.

Первые в истории педагогические обобщения Конфуция, основанные на соединении с практикой, содержат афоризмы об учении: о необходи­мости учить всех, об упорстве и трудолюбии ученика в овладении книгами и др.

Оценивая в целом цивилизации Древнего Востока, отметим, что раз­витие их осуществлялось и благодаря школе, учению. Возникшие из на­блюдений людей за природой знания о ее закономерностях, практическая нужда в этих знаниях вели к обобщениям, способствовали развитию ма­тематики, астрономии, ирригации и других научных основ. Появление школы, выросшее из практических потребностей, способствовало в свою очередь дальнейшему развитию наук и культуры. От Древнего мира чело­вечество восприняло идеи о необходимости образования, о целях воспи­тания и типах обучения.

Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-госу­дарств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложи­лись воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.

Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой го­сударства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего ог­ромным количеством рабов.

Спарта (VII—III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отлича­лась огромным военным потенциалом и стабильностью по­литической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносли­вого, мужественного воина, члена военной общины.

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящи­мися темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7—15; 15—20; 20—30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет; это государственная система воспитания. Как писал Плутарх, мальчики вместе жили и ели, приучались стойко перено­сить лишения, одерживать победы над противником.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобре­тались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, который защищал его от холода и зноя, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приуча­ли ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон — публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, четкости и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в мини­мальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в об­лавах и расправах над подозрительными илотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и фи­зическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие ус­тановки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и непри­хотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были также суровы и целеустремленны, как и мужчины. Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Нагими девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели при исполнении разных обрядов вместе с юно­шами.

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стре­мимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство...» (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посе­щать платные школы (одновременно или последовательно):

- мусические (8—16 лет) — дававшие литературное и музыкальное об­разование и некоторые научные знания;

- палестры (13—14 лет) — школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, пла­вание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в ко­тором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики уча­ствовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;

- гимнасии (16—18 лет) — их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствова­лись в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделить­ся новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи — так осущест­влялось свободное общение взрослых и подростков;

- эфебии (18—20 лет) — двухгодичные военные государственные орга­низации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удер­жать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софис­ты — странствующие учителя, среди которых были писатели, государст­венные деятели.

Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом за­ставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспу­ты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая улица или площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469—399 до н.э.). Сократ вел почти ни­щенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократов­ский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основании. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ.)

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влия­ние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры — олимпиа­ды, и изобразительное искусство, и архитектура — целая система культур­ных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля оп­ределены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закал­ки; доказана возможность гармоничного развития; выявлена связь содер­жания воспитания, его средств с возрастом ребенка. Гармоничное разви­тие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности, например, такие понятия: «педагог», «гимназия», «лицей», «школа».

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Проанализируйте антропологические основания и социокультурные условия развития ближневосточной педагогики в древности.

  2. Каковы причины возникновения древнейших в истории человечества школ?

  3. В чем заключаются историческое своеобразие педагогических традиций Дальневосточной цивилизации?

  4. Каковы педагогические взгляды Конфуция?

  5. Какой из античных идеалов, по вашему мнению, в большей степени мог бы способствовать решению задач обновления отечественной школы сегодня?

  6. Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты впоследствии?

studfiles.net

Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке

1. Общий взгляд

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тысячелетию до н.э. Исчезновение примитивных сообществ в различных регионах мира оказалось многовековым, исторически длительным. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущественно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Взгляды на воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически развитие этих цивилизаций не совпадало и существовали они изолированно друг от друга, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Убедительным подтверждением этого служат возникшие в 3-2-м тысячелетиях до н.э. цивилизации в Америке.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало появление специальности учителя, который был хранителем и «ретранслятором» педагогических идей.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эволюции культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

Развитие педагогической мысли, в конечном счете, отвечало экономическим, культурным, политическим запросам общества. Эти запросы менялись, а с ними менялось и отношение к содержанию, методам воспитания и обучения. Однако педагогические подходы изменялись крайне медленно. Они закрепляли традицию скудного и узкоспециального образования. Возникнув как результат развития общества, педагогическая мысль постепенно становилась стимулом прогресса.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

2. «Дома табличек»

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, строили дороги, роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Они находились на высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название Домов табличек (по-шумерски — эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н.э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками. Их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Древние анналы, летописи, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. Семейно-общинный уклад обучения и воспитания сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. В «Законах» вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.) подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Как следует из «Законов», за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес прежде всего отец.

Вначале организованное обучение служило только для подготовки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппгур (2-е тысячелетие до н.э.) и Ниневии (1-е тысячелетие до н.э.). В фондах насчитывались десятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали и переписывали в таблички-упражнения. В крупных «Домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и др. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием педагога, родители делали ему подношения.

Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей. Быт и учеба «Дома табличек» напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу отец-учитель; остальные учителя именовались братьями отца. Сами ученики делились на младших и старших детей эдуббы.

Обучение предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально готовить глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое многократное повторение, запоминание словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и другие методы обучения: беседы, разъяснение трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым оппонентом. Ученики делились на пары и под руководством учителя утверждали и опровергали что-либо. Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу: Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу: «Почему ты не отвечаешь мне?..».

О том, каким был школьный уклад и каким его хотели видеть, говорят таблички, найденные на развалинах Ниневии — столицы Ассирии. В них говорилось: «Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия». Другой клинописный документ (2-е тысячелетие до н.э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе. Вот как об этом говорится:

- Школьник, куда ты ходишь ежедневно?- спрашивает учитель.

- Я хожу в школу, - отвечает ученик.

- Что ты там делаешь?

- Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется.

- Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мне мой завтрак».

- Я иду в школу, В школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно.

Процесс обучения в «Домах табличек» был сложным и трудоемким. Вначале учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в «Доме табличек» становился обладателем своего рода интегрированной профессии..

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

Некоторые «Дома табличек» становились своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями — словарями и хрестоматиями, изготовленные в Шумере в 3-м тысячелетии до н.э., содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчить процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели множество помещений для научных и учебных занятий, хранения табличек. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи торговцев и ремесленников на различных документах того времени.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н.э.). В связи с развитием хозяйства и культуры, разделением труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. В программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались сведения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

studfiles.net

53. Воспитание и школа древнего востока

История возникновения школы и воспитания как особых сфер деятельности восходит к 5-му тысячелетию до н. э. Зарождение воспитания началось в древних цивилизациях Востока. Впервые идеи воспитания зарождались в семье, где, по восточным представлениям следовало слушаться отца и учиться у него всему, а так же почитать мать. Ранние педагогические идеи востока отражены в произведениях, дошедших до наших дней: "Законы вавилонского царя Хаммурапи", книга "Притч иудейского царя Соломона" и "Бхагавадгита". Изучая эти произведения, можно заключить, что воспитанию детей уделялось большое внимание. Воспитание древнего востока основывалось не на личных интересах ребенка, а на подготовке его к взрослой жизни. Методы воспитания были достаточно жесткими и приобретали все более авторитарный характер. Все возрастающая потребность общества в образованных людях, то есть владеющих грамотой, арифметикой, знанием законов и т. д., порождала возникновение школ - специально организованных учебных заведений, где дети обучались централизованно специальными людьми. Наравне с семейным и государственным воспитанием в цивилизациях Древнего Востока имело место религиозное воспитание. Религия являлась носителем идеалов воспитания и обучения.

С нарастанием расслоения общества по социальным и имущественным признакам изменялась и организация воспитания. Теперь дети разных слоев общества воспитывались по-разному и обучались разным вещам. Дети малоимущих граждан воспитывались и обучались главным образом в семье собственными родителями. Для детей состоятельных граждан были открыты платные школы.

В 1-м тысячелетии до н. э. активно развивалось ремесленничество, торговля, появились новые способы получения дохода, что сделало более доступным обучение в школе.

Значительным шагом в развитии школ явилось появление и развитие письменности, которая не только облегчало обучение и делало его более эффективным, но и стало средством накопления и сохранения опыта предков без потерь.

Развитие письменности и других наук, таких как астрономия, математика, агротехника активно шло в государствах междуречья Тигра и Евфрата, имевших довольно развитую культуру. Особенностью этих государств являются "дома табличек" (по-шумерски - эдуббы) - школы, готовившие писцов. Возникли они в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях. Писали на глиняных табличках деревянным резцом. Сначала писали на сырых табличках, затем их обжигали. В 1-м тысячелетии возникла новая технология клинописи: глиняные таблички стали покрывать тонким слоем воска, на котором выцарапывали символы и знаки. Позднее эдуббы стали готовить не только писцов, но и практиковали обучение другим наукам. Изначально создаваясь в семьях, а позднее при храмах и дворцах, в конечном итоге они стали автономными заведениями. При многих эдуббах были созданы книгохранилища, насчитывающие десятки тысяч табличек. Обучение в "домах табличек было платным". В крупных эдуббах имелось несколько учителей, специализировавшихся по разным дисциплинам, а в некоторых был даже специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. В организации обучения в эдуббах отражается семейный характер воспитания, присущий Древнему Востоку. Глава эдуббы именовался "отец учитель", другие учителя - "братья отца", ученики делились на "младших детей эдуббы" и "старших детей эдуббы". В эдуббах зародились некоторые методы обучения, используемые и поныне: беседа, разъяснение, использование примеров для подражания. Выпускник эдуббы владели письмом, музыкой, пением, арифметикой, религиозными знаниями, языками. Кроме того, они умели разбираться в металлах, тканях, растениях, уметь измерять земельные участки, делить имущество.

Дальнейшее развитие эдубб выражалось в делении их на элитные и простые. В элитных эдуббах, предназначенных для детей знати, кроме обычных дисциплин преподавали философию, литературу, историю, географию, медицину.

Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.

Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом - составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.

Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) - высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи - свободный трудовой народ, шудры - низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии - силу, волю, стойкость; вайшьи - трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры - повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии - буддизма. Основой этой религии, глобально повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной личности, как неоспоримой ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование души человеческой и имеет три стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

В период ренессанса индуизма (II-VI вв.), получившего название "необрахманского" воспитание претерпевает значительные изменения. Увеличивается число школ. Образование направлено на то, чтобы научить человека различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. Образовалось два уровня учебных заведений: толь - начальная школа и аграхар - высшая школа. В этот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде.

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай - одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.

studfiles.net

1-древний восток

Лекция №1. Воспитание и обучение на Древнем Востоке (А.Н. Джуринский)

Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях

Отношение к образованию, удельный вес предписываемых обществом знаний на­прямую зависели также от формы госу­дарственного устройства. В то время как основу античного образования состав­ляли «семь свободных искусств» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка, риторика, грамма­тика, диалектика), в Спарте, находящейся на Пелопоннесском полуострове и также говорящей на греческом языке, упор делался на военную подготовку (вплоть до уничтожения фи­зически слабых детей). Пример Спарты чрезвычайно поучи­телен. Если классическая античная культура легла в основу всего дальнейшего развития европейской, да и мировой циви­лизации, сохранила бессмертие в бесчисленных памятниках философии, науки, искусства, архитектуры, то о Спарте мы знаем только из учебников истории. Не менее поучительно, что Чингисхан, захватив и разграбив Пекин, не нашел ничего другого, как... сжечь его — он уже не был нужен.

Общества, государства, цивилизации, не создающие куль­туры, не пестующие и не передающие ее в непрерывной образовательной цепи, а делающие упор на завоевание, по­требление созданного другими, обречены. Человек в равной мере может выступать и как творец культуры, и как ее творение. Он формируется, образуется как человек в процес­се создания и использования культуры, приобщения к ее ценностям. По словам выдающегося философа М. Мамардаш-вили, «человек — существо, рождаемое вторым рождением». Очевидна особая роль, которая принадлежит здесь образова­нию. Именно образование — тот стержень, который обеспе­чивает связь поколений, взаимодействие старого и нового, саму жизнь и развитие культуры…

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизаци­ям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тыся­челетию до н.э. Исчезновение примитивных сообществ в различных регионах мира оказалось многовековым, исторически длительным. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколе­ния сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаич­ным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущест­венно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и ви­доизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Взгляды на воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других фак­торов. Хотя хронологически развитие этих цивилизаций не совпа­дало и существовали они изолированно друг от друга, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспита­ния и обучения. Убедительным подтверждением этого служат воз­никшие в 3-2-м тысячелетиях до н.э. цивилизации в Америке.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умствен­ного труда от физического вызвало появление специальности учите­ля, который был хранителем и «ретранслятором» педагогических идей.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в ло­гике эволюции культурных, нравственных, идеологических цен­ностей. Человек формировался в рамках жестких социальных обязанностей. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворя­лась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

Развитие педагогической мысли, в конечном счете, отвечало эко­номическим, культурным, политическим запросам общества. Эти за­просы менялись, а с ними менялось и отношение к содержанию, мето­дам воспитания и обучения. Однако педагогические подходы изменялись крайне медленно. Они закрепляли традицию скудного и узкоспециаль­ного образования. Возникнув как результат развития общества, педа­гогическая мысль постепенно становилась стимулом прогресса.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыс­лить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

«Дома табличек»

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г. н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизне­стойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математи­ка, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних горо­дах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, строили дороги, роскошные дома для знати. В цент­ре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культу­ры в грамотных людях — писцах. Они находились на высокой сту­пени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили пис­цов, получили название Домов табличек (по-шумерски — эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Пись­мена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му ты­сячелетию до н.э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками. Их покрывали тонким сло­ем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найден­ные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библио­тек. Древние анналы, летописи, законодательства позволяют су­дить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

Образовательные учреждения впитали традиции патриархаль­но-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. Семейно-об-щинный уклад обучения и воспитания сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. В «Законах» вавилон­ского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.) подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Как следует из «Законов», за под­готовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес прежде всего отец.

Вначале организованное обучение служило только для подго­товки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в горо­дах Ниппур (2-е тысячелетие до н.э.) и Ниневии (1-е тысячелетие до н.э.). В фондах насчитывались десятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учите­лем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые уче­ники заучивали и переписывали в таблички-упражнения. В крупных «Домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и др. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Раз­мер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться допол­нительным вниманием педагога, родители делали ему подношения.

Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являл­ся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей. Быт и учеба «Дома табличек» напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу отец-учитель; ос­тальные учителя именовались братьями отца. Сами ученики де­лились на младших и старших детей эдуббы.

Обучение предусматривало подготовку к ремеслу писца. Учени­кам надлежало научиться профессионально готовить глиняные таб­лички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Уни­версальными приемами обучения являлись заучивание и переписыва­ние. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табли­чек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда вы­полняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения ле­жало, таким образом, простое многократное повторение, запоминав ние словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и другие методы обучения: беседы, разъяснение труд­ных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым оппонентом. Ученики делились на пары и под руководством учителя утверждали и опровергали что-либо. Вот как преподаватель предлага­ет ученику вести беседу: Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу: «Почему ты не отвечаешь мне?..».

О том, каким был школьный уклад и каким его хотели видеть, говорят таблички, найденные на развалинах Ниневии — столицы Ассирии. В них говорилось: «Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия». Другой клинопис­ный документ (2-е тысячелетие до н.э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе. Вот как об этом говорится:

  • Школьник, куда ты ходишь ежедневно?- спрашивает учитель.

  • Я хожу в школу, - отвечает ученик.

  • Что ты там делаешь?

  • Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уро­ках, и отец мой радуется.

-Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мне мой завтрак».

- Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно.

Процесс обучения в «Домах табличек» был сложным и трудо­емким. Вначале учили читать, писать и считать. Следовало запом­нить множество клинописных знаков. Постепенно ученик перехо­дил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для строительст­ва различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в «Доме табличек» становился об­ладателем своего рода интегрированной профессии.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изуча­лись два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, ис­кусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснован­ные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

Некоторые «Дома табличек» становились своеобразными куль­турно-просветительскими центрами. Появляется специальная учеб­ная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями — словарями и хрестоматиями, изготовленные в Шуме­ре в 3-м тысячелетии до н.э., содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчить процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко распо­лагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели множество помещений для научных и учебных занятий, хранения табличек. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовен­ства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи тор­говцев и ремесленников на различных документах того времени.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-но-вовавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н.э.). В связи с развитием хозяйства и культуры, разделением труда в школах усложнялась про­грамма обучения и преимущество получала специализация. В про­грамму эдуббов входили занятия философией, литературой, музы­кой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались све­дения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Меди­цина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появи­лись эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Пис­цы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

Школы писцов в Египте

Первые сведения об организованном обучении древних егип­тян относятся к 3-му тысячелетию до н.э. Воспитание было призва­но перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На про­тяжении тысячелетий в долине Нила складывался определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина счи­тался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы чело­век. Базой такого идеала было обучение и воспитание.

Доступ к системным знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало связать в единый узел, открывался лишь привилегированному меньшинству.

Воспитание отражало характер взаимоотношений детей с ро­дителями. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. К обучению мальчиков и девочек относились одинаково.

Согласно верованиям египтян сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь. Вы­полняя родительский долг наставника, египтянин считал, что по­ступает праведно и обеспечивает себе счастливое существование в загробном мире. Египтяне верили, что после смерти человека боги на одну чашу весов кладут его душу, а на другую «кодекс поведения» (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начинать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения. Они служили стимулом для формирования нравственности и от­ражали идею необыкновенной значимости воспитания и обуче­ния. (Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец.) При­нятые педагогические приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.

/Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слу­шаться. В ходу был афоризм «Послушание — это наилучшее у че­ловекам/Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими сло­вами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе».(Наиболее эффективным способом до­стижения повиновения считались физические наказания. Девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких тра­диций, автор «Поучения гераклеопольского царя» (XIII в. до н.э.) писал: «Всегда следуй отцам и предкам своим». С этими традиция­ми был тесно связан обычай передачи профессии по наследству.

Нравственное воспитание осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: «Лучше упо­вать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке»; «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но по­знать печаль». Запись, чтение и запоминание подобных наставле­ний были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшимся от живой речи.

Как ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилиза­ции, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Свиток, относящийся к 1-му тысячелетию до н.э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надле­жит быть человеку. Автор явно осуждал тех, кто отходил от тради­ционной покорности и пассивности. Он писал, что такие люди упо­добляются растению, лишенному тепла и воды.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой тради­ционно занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ре­месленники и т.д. Ремесленники при обучении использовали порой дет­ские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Военное дело находилось вне строго специального сословно-профес-сионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, осо­быми упражнениями развивали их силу, выносливость, ловкость.

Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встре­чаются высказывания такого типа: «Смотри, нет другой долж­ности, кроме должности писца, где человек всегда начальник».

Получение образования требовало немалого труда. Занятия шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мир­скими радостями. В одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика, есть запись: «Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасыва­ешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».

Учебные заведения возникали при храмах, дворцах царей и вель­мож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги. Для овладения грамотой следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик осваивал деловой стиль для светских нужд и устав­ный стиль для составления религиозных текстов.

В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в эту эпо­ху появилась бумага — папирус из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материа­лом. Имелся своеобразный письменный прибор: деревянная чашеч­ка для воды, дощечка с углублениями для краски из сажи и охры и тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску применяли для пунктуации и выделения главных фраз. Папирусы использовали многократно. Перед оче­редным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Сущест­вовали свитки-пособия, которые переписывали и заучивали.

На первоначальной стадии обучения особенно заботились об отработке техники изображения иероглифов. Затем большое вни­мание уделялось содержанию текстов. На последующем этапе обу­чали красноречию, что считалось наиважнейшим для писца качест­вом: «Речь сильнее оружия»; «Речь спасает, но может и погубить».

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, меди­цине, языкам других народов. Передавали знания, которые могли понадобиться для расчетов при строительстве каналов, храмов, пира­мид, для определения количества урожая, астрономических вычисле­ний, использовавшихся, в частности, при прогнозах разлива Нила. Гео­графии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы научиться рисовать план местности. Постепенно специализация обучения уси­ливалась. Так, в V в. до н.э. появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и сделаны учебные пособия по диаг­ностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Особое место занимали царские школы, где дети знати учи­лись вместе с детьми фараонов и их родственников. В таких шко­лах особое внимание уделялось переводу на живой язык древней­ших текстов.

Воспитание и обучение в Палестине

На протяжении 1-го тысячелетия до н.э. на территории Палес­тины существовали государства Израиль и Иудея. В условиях древ­нееврейской цивилизации в религии установилось единобожие.

Единый Бог якобы вручил евреям нравственные заповеди, где были очерчены границы добра и зла и которым должен был следовать каждый человек. Гонения, которым подвергались древние евреи, отразились на отношении к воспитанию как к способу выжить и сохранить целостность разбросанного по миру рода. Почтение к наставнику воспитывалось с младенчества: Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то пер­вому руку подай учителю своему. Важнейшей ценностью в воспи­тании считалось внушение идеи сохранить чистоту крови, отказа смешиваться с другими народами.

Педагогические основы древнееврейской патриархальной семьи были закреплены в Ветхом завете. Так, в «Притчах» иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н.э.) мы читаем.-«Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Центральная педагогическая идея «Притч» — призвание отца быть наставником, почитание родителей: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей». В«Притчах» представ­лены идеалы воспитания, которые, говоря современным языком, ос­нованы на гуманистических, общечеловеческих ценностях. Большин­ство притч начинается с обращений отца к сыну, в которых Соломон призывает не покушаться на чужое добро, вести праведную жизнь, искать мудрости, которая «дороже драгоценных камней», т.е. быть рассудительным, не отказывать в благодеянии нуждающимся, избе­гать насилия, лжи, лицемерия, быть трудолюбивым, верным в дружбе, стремиться к добру. Способом такого воспитания являлось наказание: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой».

Основными предметами обучения были Тора и Талмуд — свод религиозных и правовых норм иудаизма. Важнейшим при обучении считалось развитие ума (Тору заучивали фактически наизусть).У иуде­ев была своя письменность. Письму учили мальчиков и девочек.

Воспитание и обучение в Индии

Цивилизация дравидских племен коренного населения Индий­ского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, при­чем роль семьи была главной.

Зачатки организованного образования в долине Инда скорее всего появилось в доарийский период в городах Хараппской культу­ры (3-2-е тысячелетия до н.э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Около пятисот печатей с надписями на своеобразном пик­тографическом письме, глиняные чернильницы для письма — вот, по­жалуй, и все вещественные свидетельства об образовании тех времен.

Жрецами ариев около 2-го тысячелетия до н.э. на классиче­ском санскрите была составлена Ригведа, куда вошли свыше тысячи священных наставлений — гимнов (веды), которые являются древ­нейшими документами культуры, воспитания и обучения дравид-ско-арийской цивилизации Индии. Позднее к «Ригведе» прибави­лись сборники других вед.

Специфическое влияние на развитие воспитания и обучения в Древней Индии оказал кастовый строй. Не менее важным факто­ром генезиса воспитания и образования стала религиозная идеоло­гия: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

Брахманизм и воспитание

В дравидско-арийскую эпоху сложились устойчивые представле­ния о том, какими должны быть воспитание и обучение. Представле­ния эти основывались на идее, что каждому следует развивать нравст­венные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев — сила и му­жество, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендо­вать на него могли лишь высшие касты), согласно которому че­ловек рожден для насыщенной, счастливой жизни. Оно предус­матривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физиче­ское совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось со­действие общему благу.

Развернутые характеристики идеального воспитания мы нахо­дим в древнем эпосе. Так, в сказании индо-арийцев «Бхагавата-пура-на» дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь — воин и пастух — рос среди свер­стников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух ме­сяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих умений и искусств и овладев людской премудростью. Носителем идеального воспитания служил также Рама, герой другого эпоса — «Махаб-харата». Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех пре­взошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. По­стоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассу­дителен и никогда не уклонялся с пути долга. Своеобразной свя­щенной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н.э.). В ней предлагались примеры содержания и методов воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у наставника разъяснения для выхода из трудного положения, поднимаясь на новый, более высокий уровень познания и поведения. Способ приобретения знаний выглядит так: вначале це­лостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие отвлеченных понятий с конкретными примерами. Суть обучения сводилась к тому, что перед Арджуной ставили различные цели, расширяя и углубляя их так, чтобы побудить ученика к само­стоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором, Арджуна двигался к совершенству.

studfiles.net

Воспитание и школа древнего востока — КиберПедия

История возникновения школы и воспитания как особых сфер деятельности восходит к 5-му тысячелетию до н. э. Зарождение воспитания началось в древних цивилизациях Востока. Впервые идеи воспитания зарождались в семье, где, по восточным представлениям следовало слушаться отца и учиться у него всему, а так же почитать мать. Ранние педагогические идеи востока отражены в произведениях, дошедших до наших дней: «Законы вавилонского царя Хаммурапи», книга «Притч иудейского царя Соломона» и «Бхагавадгита». Изучая эти произведения, можно заключить, что воспитанию детей уделялось большое внимание. Воспитание древнего востока основывалось не на личных интересах ребенка, а на подготовке его к взрослой жизни. Методы воспитания были достаточно жесткими и приобретали все более авторитарный характер. Все возрастающая потребность общества в образованных людях, то есть владеющих грамотой, арифметикой, знанием законов и т. д., порождала возникновение школ – специально организованных учебных заведений, где дети обучались централизованно специальными людьми. Наравне с семейным и государственным воспитанием в цивилизациях Древнего Востока имело место религиозное воспитание. Религия являлась носителем идеалов воспитания и обучения.

С нарастанием расслоения общества по социальным и имущественным признакам изменялась и организация воспитания. Теперь дети разных слоев общества воспитывались по-разному и обучались разным вещам. Дети малоимущих граждан воспитывались и обучались главным образом в семье собственными родителями. Для детей состоятельных граждан были открыты платные школы.

В 1-м тысячелетии до н. э. активно развивалось ремесленничество, торговля, появились новые способы получения дохода, что сделало более доступным обучение в школе.

Значительным шагом в развитии школ явилось появление и развитие письменности, которая не только облегчало обучение и делало его более эффективным, но и стало средством накопления и сохранения опыта предков без потерь.

Развитие письменности и других наук, таких как астрономия, математика, агротехника активно шло в государствах междуречья Тигра и Евфрата, имевших довольно развитую культуру. Особенностью этих государств являются «дома табличек» (по-шумерски – эдуббы) – школы, готовившие писцов. Возникли они в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях. Писали на глиняных табличках деревянным резцом. Сначала писали на сырых табличках, затем их обжигали. В 1-м тысячелетии возникла новая технология клинописи: глиняные таблички стали покрывать тонким слоем воска, на котором выцарапывали символы и знаки. Позднее эдуббы стали готовить не только писцов, но и практиковали обучение другим наукам. Изначально создаваясь в семьях, а позднее при храмах и дворцах, в конечном итоге они стали автономными заведениями. При многих эдуббах были созданы книгохранилища, насчитывающие десятки тысяч табличек. Обучение в «домах табличек было платным». В крупных эдуббах имелось несколько учителей, специализировавшихся по разным дисциплинам, а в некоторых был даже специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. В организации обучения в эдуббах отражается семейный характер воспитания, присущий Древнему Востоку. Глава эдуббы именовался «отец учитель», другие учителя – «братья отца», ученики делились на «младших детей эдуббы» и «старших детей эдуббы». В эдуббах зародились некоторые методы обучения, используемые и поныне: беседа, разъяснение, использование примеров для подражания. Выпускник эдуббы владели письмом, музыкой, пением, арифметикой, религиозными знаниями, языками. Кроме того, они умели разбираться в металлах, тканях, растениях, уметь измерять земельные участки, делить имущество.

Дальнейшее развитие эдубб выражалось в делении их на элитные и простые. В элитных эдуббах, предназначенных для детей знати, кроме обычных дисциплин преподавали философию, литературу, историю, географию, медицину.

Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.

Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом – составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.

Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) – высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи – свободный трудовой народ, шудры – низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии – силу, волю, стойкость; вайшьи – трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры – повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии – буддизма. Основой этой религии, глобально повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной личности, как неоспоримой ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование души человеческой и имеет три стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

В период ренессанса индуизма (II–VI вв.), получившего название «необрахманского» воспитание претерпевает значительные изменения. Увеличивается число школ. Образование направлено на то, чтобы научить человека различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. Образовалось два уровня учебных заведений: толь – начальная школа и аграхар – высшая школа. В этот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде.

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай – одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.

 

cyberpedia.su


Смотрите также