ЗАРОЖДЕНИЕ ШКОЛ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО МИРА. Школа древнего мира


Тема 3. Воспитание и школа в античном мире

3.1. Развитие воспитания и школы в античном мире

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

1. Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников. Считается, что в произведениях Гомера, описавшего процесс воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в "Илиаде"), отражен именно данный период в развитии воспитания в античном мире. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека вслед за Гомером отразил Гесиод в поэме "Труды и дни".

2. Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям.

Идеал развития личности в Спарте (Лаконии) сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом, физически нездоровых детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умерщвлялись, но воспитывались вне спартанской военной общины.

Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились "общественной собственностью", их собирали в агелы - своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) - представитель государственной власти, а непосредственное руководство - эйрены - юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо - для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение - для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи - способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях - агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку - публичные сечения.

Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли "испытательную" службу на территории всей Спарты. Задача воспитания мужественного и беспощадного воина решалась в процессе криптии - облавы на илотов, в ходе которой юношам разрешалось убивать самых строптивых рабов. "Испытательный год" заканчивался новым агоном, и подростки переходили в разряд эйренов, обязанностью которых становилась помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии "калокагахтия" - соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились под присмотром раба - педагога (от греч. paidagogos). В переводе с греческого "пайс" означает "ребенок", "аго" - "веду за руку", позднее слово "педагог" приобрело значение "вести человека по жизни" и стало обозначать профессию наставника, учителя.

С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. При обучении чтению применялся буквослагательный метод, сохранившийся в начальной школе вплоть до XIX в. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.

Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16-18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг, содержание обучения в котором преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и "гимнастике ума" в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии - государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях - беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.

Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома - гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

3. Эллинистический период в развитии античного воспитания и образования продолжался с III в. до н. э. по I в. до н. э. и характеризовался распространением греческой культуры на обширные территории. В этот период корректируется идеал воспитания: на смену героической личности приходит просвещенный, образованный, независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры; усиливается доля мусического образования за счет гимнастического.

На начальной ступени образования расширяется участие государства в школьном деле, получают развитие государственные учебные заведения, которые все же остаются платными, но облегчается доступ детям свободнорожденного населения в школу. Поскольку литературное образование является важным элементом распространения эллинистической культуры, изменяются структура и содержание начального образования. Мусическая школа разделяется на два типа школ: элементарную школу грамоты с пятилетним сроком обучения (собственно мусическая) и грамматическую школу с усложненной программой и трехлетним сроком обучения. Само название грамматической школы связано с появлением новой дисциплины в преподавании - грамматики, в содержание которой входят наука о языке, знакомство с богатейшей эллинской литературой и культурой. Традиционно изучение литературы проходило с постижением основ музыки, пения, кроме того, в грамматической школе изучались математика и рисование.

Изменения, происходившие на ступени среднего образования, были связаны с уменьшением доли гимнастического образования по сравнению с предыдущим периодом. Гимна-сии приобретают статус привилегированных учебных заведений и становятся доступны для юношества из зажиточных семей. Увеличивается число гимнасиев, целью образования в которых становится углубление и расширение знаний, полученных в грамматической школе. В программу обучения включаются литература, философия, риторика, музыка, математика, география; в преподавании используются дидактические пособия (географические карты, небесные глобусы), при учебных заведениях организуются библиотеки. Эфебия становится своеобразным учреждением повышенного образования с годичным сроком обучения. Военная подготовка здесь уступает место подробному знакомству с научными дисциплинами гимнасия - грамматикой, риторикой, философией, математикой, физикой, этикой. Вместе с этим в эфебии продолжали упражняться в гимнастике и военном искусстве.

В эпоху Эллинизма некоторые философские школы стали играть роль высших учебных заведений, призванных стать завершающим звеном в образовании политика, оратора, философа. В некоторых полисах развивается женское образование.

Образование в Древнем Риме складывалось под влиянием эллинистической культуры и воспитания на базе сложившихся римских традиций. Рим был основан в 753 г. до н. э., пережил эпоху могущественной империи и пал под натиском варваров в V в. Во время раннего римского воспитания (VIII-III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы - ludi (в переводе - игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными, давали начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.

В период с III в. до н. э. по I в. до н. э. римское могущество распространяется на значительные территории, при этом образование начинает меняться под влиянием греческой традиции. Самым распространенным типом школы в это время была начальная элементарная школа, главной целью которой являлось обучение грамоте. Создание грамматических школ связано с возросшими требованиями к уровню образования и потребностью римской интеллигенции в овладении эллинской культурой. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э. в Рим проникают новые тенденции греческого образования, и для получения эллинского образования в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного заведения - школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.

В целом в период с I в. до н. э. по II в. в Древнем Риме складывалась система образовательных учреждений, в рамках которой обучение мало чем отличалось от обучения в Элладе, но имело более прагматическую направленность. Система образования состояла из нескольких ступеней. Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.

Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено "семью свободными искусствами", которые в дальнейшем станут базовыми для формирования содержания образования на долгие века в европейской образовательной традиции. Эти "семь свободных искусств" включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.

Риторические школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап образования будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении - коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.

В последние десятилетия существования Римской империи образование постепенно приходит в упадок.

studfiles.net

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.

На первом этапе люди уже обладали зачатками речи, мышления. Была необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

На втором этапе в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

На третьем этапе появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

 

 

Воспитание и образование в странах Древнего Востока.

Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом город были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к 3 тысячелетию до н. э. число школ было значительным. школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой. В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель иконтролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор. Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

 

 

Воспитание и школа в античном мире.

Античная культура зародилась приблизительно в 3 тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, системаобразовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепциивоспитания и обучениямолодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

1 Архаичный. обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников.. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но было общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека

2. Период расцвета Эллады

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка

3. Эллинистическийпериод в развитии античного воспитания и образования продолжался характеризовался распространением греческой культуры на обширные территории. В этот период корректируется идеал воспитания: на смену героической личности приходит просвещенный, образованный, независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры

 

Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока.

В христианском учении был сформулирован идеал человека, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

В системе образования влияние церкви было ограниченным, и монастырские школы не получили такого распространения, как на Западе. До 7 лет дети воспитывались в семье, в зажиточных семьях для мальчиков предполагались военная и физическая подготовка, обучение грамоте. Начальное образование осуществлялось в частных школах, дававших навыки чтения, письма и счета. В элементарной школе дети обучались обычно 2–3 года. Средние грамматические школы были частными, государственными и церковными. Программа средней школы – всестороннее воспитание и включала литературу, древние языки, философию. Начальные и средние школы были небольшими, рассчитанными на 20–40 учеников с одним учителем, в процессе преподавания педагогу помогали наиболее способные старшие ученики.Школьное образование было предназначено для мужчин, женщины получали воспитание, сравнимое по уровню с общественным, в семье.

 

Педагогика сотрудничества.

Педаго́гика сотру́дничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я» Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

учение без принуждения

набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

идея опережения

идея крупных блоков

идея свободы выбора

идея диалогического размышления

идея интеллектуального фона класса

идея совместной деятельности учителей и учеников

идея добровольности в досуговой деятельности

 

 

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.

На первом этапе люди уже обладали зачатками речи, мышления. Была необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

На втором этапе в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

На третьем этапе появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

 

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

ЗАРОЖДЕНИЕ ШКОЛ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Возникновение учебных заведений профессиональной направленности в странах Древнего Мира.2.Учебные заведения Древней Греции и их характеристика.3.Ораторские школы Древнего Рима.4. Учебные заведения повышенного уровня в Византии.

Попытки выделения обучения для лиц, предназначавшихся к деятельности на высших ступенях социальной иерархии, отмечены еще в условиях древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, то есть в раннеклассовом обществе. Именно в государствах Древнего Востока были заложены основы материальной и духовной культуры, образования и воспитания. Так, уже в IV-III тысячелетиях до н.э. в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии, Древнем Китае при резиденциях фараонов, храмах, дворцах правителей и аристократов, отдельных ведомствах и канцеляриях существовали школы различного типа, обеспечивающие общество людьми, сведущими в чтении, письме, законах (например, школы писцов), необходимых для правителей (например, царские школы) и чиновников.

В учебных заведениях того времени обучение начиналось, как правило, с 5-6-ти лет, а заканчивалось к 25-30 годам. Продолжительность обучения обусловливалась сложностью письма и весьма примитивными способами обучения.

Характер и объем образования были различны, но в основе лежало обучение письму и чтению, уделялось внимание языку и литературе, основам арифметики и геометрии, заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе специальные термины жрецов, ювелиров, юристов и др.

Немаловажное значение придавалось физическим упражнениям и игре на музыкальных инструментах. В основном обучали мальчиков и юношей, но есть упоминания и о взрослых и женатых мужчинах, которые желали получить знание.

Время возникновения заведений профессиональной направленности относится приблизительно к III тысячелетию до н. э. Это дома табличек в Месопотамии (по шумерски эдубба), где готовили писцов; царские школы, школы врачевателей и писцов в Древнем Египте; школы вед, светские школы, толь (начальные школы) и аграхар (учебные заведения повышенного типа) в Древней Индии; различные школы в Древнем Китае: сян – учебные заведения на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь, сюй, где поначалу учили военному делу, госюэ – школы для детей высокопоставленных граждан и сансюэ – учебные заведения для детей менее родовитой знати.

Широко известно на Востоке учение Конфуция (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), который был объявлен величайшим из мудрецов и провозглашен «учителем 10 тысяч поколений». Конфуций сновал первую в Китае частную школу, в которой по преданию было около 3-х тысяч учеников и последователей, в том числе около 70 ближайших. Мудрец полагал, что этические и интеллектуальные качества человека являются врожденными. Следовательно, высокоразвитые люди имеют больше способностей, и могут изучать сложные явления, а людям менее развитым доступны только практические навыки.

Ко II-I вв. до н.э. в Китае сложиласьмногоуровневая система образования. Начальное образование начиналось приблизительно с 7-ми лет, продолжалось около 6-7-ми лет и состояло в изучении письма, языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний. «Великую науку» представляли 6 искусств: этика и ритуал, каллиграфия, счет, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей.Вторая ступень – изучение 4-х наук: безупречное поведение (добродетель), политика и управление, литература и язык.

Ритуальные церемонии, соответствующие социальному положению человека, в Китае признавались вершиной обучения. В конфуцианской книге «Лунь-юй» сформулированы четыре основных принципа обучения: 1) учиться вовремя, пресекая дурное пока оно еще не обнаружилось; 2) учиться, пока еще не упущено время; 3) соблюдать последовательность в учении, не разбрасываться; 4) учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.

В VI-V вв. до н.э. вопросы воспитания и образования достаточно глубоко и основательно изучались древнегреческими философами Пифагором, Демокритом и др.

Пифагор (ок. 570–500 гг. до н.э.) известен как основатель «пифагорейского союза» – своеобразной школы, учение в которой отличалось своим неповторимым укладом.

Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.) большое внимание уделял человеку, вплотную подошел к проблеме соотношения воспитания, среды и наследственности. Большую роль

Демокрит придавал воспитанию, подчеркивая необходимость образования: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться».

Древнегреческий идеал образования признавал достойными свободнорожденного только предметы, способствующие духовному развитию и совершенствованию. На содержание образования на высшей ступени оказывал влияние быт античных государств: участие граждан в собраниях, выборность правителей, достаточно высокий уровень развития науки и связанный с этим интерес к философскому знанию [1, с. 49-56].

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) полагал, что истинное знание нельзя вложить в сознание человека извне, оно должно вырасти из глубины его личности и с помощью учителя выйти на свет. Замечательны педагогические принципы Сократа: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным воспитательным средством, внимательное изучение склонностей и способностей ученика и опора на них при обучении.

Примечателен сократовский метод ведения бесед, для которого характерны две специфические черты:сократова индукция – построение наводящих вопросов таким образом, что, отвечая на них, собеседник сам постепенно убеждался в неверности и несовершенстве ранее высказанных своих положений; исократова ирония – шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности ученика.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, приблизительно в 387-385 гг. до н.э. в пригороде Афин на месте старого гимнасия и сада из 12 оливковых деревьев, находившихся под покровительством мифического героя Академоса, основал известнейшую философскую школу – Академию. Этот уникальный образовательный и исследовательский центр просуществовал около 1000 лет, вплоть до 528 г.н.э. [2, с.260], [3, с.11-20].

Основой образования в этот период был признан канон «круга знаний» или «энциклопедии», позже получивший название «семи свободных искусств», носивших светский характер. К ним относились: «тривиум» – (трехпутье): грамматика, риторика и диалектика и «квадривиум» (четырехпутье): арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки. Свободными они назывались как приличествующие свободным гражданам Греции.После овладения семью свободными искусствами юношам надлежало получить подготовку по философии, как считал Платон, или по риторике, как считал Исократ, другой известный ученик Сократа. Школа Исократа предшествовала школе Платона, так как была открыта около 390 г. до н.э. и в содержании образования ориентировалась преимущественно на политическое красноречие.

В Академии принципиальное значение придавалось математике: членами Академии были геометр и астроном Евдокс Книдский, астроном Гераклид Понтийский, геометр Менехм и др. Особая роль математики подчеркивалась девизом: «Не знающий геометрии да не войдет в Академию!», который был вынесен на входные ворота Академии. Платон писал: «Мы… никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы… Геометрия приближает разум к истине» или «Надо по возможности строже предписать, чтобы граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию: ведь немаловажно даже побочное ее применение». Считается, что сам Платон полюбил математику во время знакомства с пифагорейцами, которые были знатоками чисел как символа человеческого и космического бытия.

Во главе Академии стоял схоларх, избираемый из числа ее членов. По утрам всех обитателей Академии поднимал звон особого будильника, изобретенного самим Платоном. Ученики Академии спали мало, бодрствовали и размышляли в тишине, воздерживались от мяса(считалось, что мясо возбуждает сильные чувства), питались овощами, фруктами и молоком, старались жить чистыми помыслами. Занятия в Академии проходили по строгому распорядку. Платон любил беседовать с учениками, прогуливаясь под деревьями в оливковой роще близь Академии, а позднее занятия были перенесены в экседру – зал для занятий. Выпускников Академии и последователей учения Платона стали называть академиками [2, с. 260-274].

Надо отметить, что Академия представляла собой не только учебное заведение, но исвоеобразный философско-религиозный и политический клуб, основной задачей которого было создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Вот как, по мнению Платона, должно происходить обучение государственных мужей: обучение грамоте в государственной школе начинается в 10 лет; с 13-ти лет мальчиков следует учить игре на кифаре; для юношей со средними способностями образование заканчивается в 17-18 лет; затем всеобщая воинская служба в течение двух лет – до 20 лет; с 20 до 30 лет способные юноши продолжают изучение наук на более высоком уровне, чтобы им стало ясно «сродство во всех науках между собою и с природой бытия»; с 30 до 35 лет самые способные, упорядоченные и стойкие натуры обучаются диалектике, позволяющей им подняться к созерцанию подлинного бытия; после этого они 15 лет должны заниматься делами государства, т.е. с 35 до 50 лет. Из тех, кто безукоризненно выдержал и это испытание, не поддался соблазнам власти и сохранил философский склад души, выбирают правителей, которые будут постоянно воспитывать подобных им самим.

Согласно Платону, воспитание– это «то, что с детства ведет к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать».

Платон впервые выделил элементарную, среднюю и высшую ступени обучения. Он был убежден, что правильно решить проблему воспитания граждан можно только с установлением справедливого государственного строя, а правильно устроенное государство состоит из трех сословий: ремесленников, стражей и правителей.

Еще один ученик Сократа Антисфен в начале IV в. до н.э. организовал свою школу Киносарг (от. др.греч. Κυν?σαργες – «Серый пес») — так назывался холм в пригороде Афин с гимнасием, посвященным Гераклу. Антисфен является основателем кинизма (от др.-греч. κ?νικο? – собака). Киники считали, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность. Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Особую известность приобрел ученик АнтисфенаДиоген Синопский, прославившийся своими минимальными потребностями к условиям жизни: скудная еда, отсутствие одежды, вместо жилища – бочка и т.д.

Дальнейшее развитие основ образования повышенного уровня связывается с именем древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля(384-322 гг. до н.э.). Будучи учеником Платона, Аристотель не только развивал идеи своего учителя, но и в некоторых положениях пошел вразрез с его мнением – «Платон мне друг, но истина дороже!».

Аристотель является основателем другой известной философской школы – Ликея, которая была создана около 334 г. до н.э. на месте одного из афинских гимнасиев, недалеко от храма Аполлона Ликейского.

Ликей или Перипатетическая школа размещалась в крытой галерее, служившей лекционным залом (название происходит от древнегреческого «peripatog» – «крытая галерея»). К первому поколению перепатетиков – так называли преподавателей и учеников Ликея – принадлежат Теофраст, Евдем, Дикеарх и др.

Целью Ликея было не только преподавание, но и научное исследование, а потому Ликей Аристотеля быстро отобрал пальму первенства у Академии Платона, так как по качеству образования не было в Древнем мире ничего подобного. Группой одаренных учеников и помощников Аристотеля сделано множество существенных наблюдений и открытий, оставивших заметный след в истории многих наук.

В течение 12-ти лет Аристотель преподавал в Ликее и занимался наукой: задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр Македонский (Еще до открытия Ликея, предположительно в 343-342 гг. до н.э., Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II для воспитания своего 13-летнего сына, будущего завоевателя Вселенной Александра Македонского).

Занятия в Ликее Аристотель вел два раза в день – утром и вечером: по утрам беседовал с хорошо подготовленными учениками о трудных предметах, знакомил их с началами философии, а по вечерам учил начинающих.

Таким образом, Перипатос соединял в себе функции своеобразной академии наук и школы для афинской молодежи. О значимости Ликея для Афин того времени свидетельствует тот факт, что из 20 тыс. свободнорожденного мужского населения полиса около 2 тыс. прошло через лекции в Ликее.

Именно Аристотель впервые указал на необходимость сочетания широкого общего образования с изучением профессии. По Аристотелю, общеобразовательная подготовка должна быть направлена на выработку ориентации во многих предметах и способностей к самостоятельному суждению.

Аристотель воспитание понимает как трансляцию знаний, этических ценностей и норм поведения. Этот процесс, по его мнению, настолько важен, что должен регулироватьсягосударством и обществом. Кроме того, педагогические заслуги Аристотеля в том, что он определил гармонию личности через единство физического, нравственного и умственного воспитания и разработал возрастную периодизацию. Собственно, идеалы высшего образования перешли в средневековье через труды Аристотеля и сохранили свое значение практически до наших дней [2, с. 275-279], [3,с.11-20].

Таким образом, в Афинах V-IV вв. до н.э. насчитывалось несколько известнейших учебных заведения повышенного уровня, среди которых Академия, Ликей, Киносарг и др. Все они находились в «священных» местах, тесно связанных со старинными храмами и объектами религиозного почитания [4, с.27-28].

Знаменитым центром образования в Египте был Мусеум (или Мусейон) – храм, посвященный девяти греческим богиням-музам, покровительницам наук и искусств, основанный в III в. до н.э. династией царей Птолемеев в Александрии. Образованнейшие жрецы и лучшие ученые в области математики и астрономии, философии и медицины, истории и филологии, среди которых были Архимед, Евклид, Эратосфен и др., были приглашены сюда со всей Эллады для обучения царских детей и подготовки себе подобных, т.е. ученых. Именно при Музеуме была собрана богатейшая библиотека из сотен тысяч свитков папируса (около 500 тысяч экземпляров), в которых были зафиксированы сведения об истории, географии, математике, медицине и т.д. Александрийская библиотека была уничтожена пожаром в 415 г. н.э., а вместе с ней исчезли уникальные знания, накопленные за многие столетия. В качестве формы обучения в Мусеуме культивировалась лекция. Египетский Музеум является прообразом современных вузов, соединяющих в своей деятельности профессиональную подготовку, воспроизводство ученых и имеющих основательные библиотеки.

Широко известны риторские школы в Древнем Риме – многоуровневые профессиональные школы для будущих ораторов. Так, в ораторской школе Квинтилиана (35-96 гг. н.э.) обучение состояло из нескольких этапов. В программу первоначального школьного обучения входили грамматика, стиль, мораль, азы математики, музыка. На следующем этапе в грамматической школе предлагалось изучать многие дисциплины, но упор делался на грамматику и языки. В риторской школе, которая являлась высшей ступенью обучения, основным предметом являлась уже риторика как «искусство красноречия» [2, с. 293-300].

Квинтилиан был выдающимся организатором образования детей аристократов – своеобразной «золотой молодежи». По мнению Квинтилиана, цель воспитания – подготовка человека к исполнению гражданских обязанностей, а потому нужно давать такое образование, которое полезно обществу. Вершиной образования является овладение искусством оратора, ибо «поэтами родятся, а ораторами становятся».Привитие любви к учению – главная обязанность учителя, поэтому в обучении следует применять поощрение, вознаграждение, похвалу. Квинтилиан полагал, что хороший учитель должен сам пройти все ступени обучения, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и поощрений, внимательно изучать учеников и быть примером для них.

Обобщение опыта в воспитании оратора Квинтилиан сделал на склоне лет приблизительно в 95 г. в своей работе «Об образовании оратора» в 12-ти книгах. За эту работу Квинтилиан взялся, уступая настойчивым просьбам друзей и учеников.

Другой древнеримский философ и политический деятель Сенека (ок. 4-5 до н.э. – 65 гг. н.э.)полагал, что если у власти окажется «мудрец», то он будет «справедливым царем» и обеспечит государству «наилучшее состояние». Но теория воспитания Сенеки, апробированная им на практике, не подтвердилась, так как его воспитанник император Нерон стал тираном и деспотом, не оправдавшим надежд своего учителя. В старости Сенека сделал вывод о том, что нравственный мудрец появляется лишь раз в 500 лет, а все прочие люди являются безнравственными безумцами.

Сенека известен как автор многих нравственно-педагогических работ, среди которых «Нравственные письма к Луцилию»,«О милосердии», «О благодеяниях», «О досуге», «О счастливой жизни», «О благодарениях» и др.

 

В Византии, просуществовавшей более тысячи лет (395 – 1453 гг. н.э.), венцом образования считались учебные заведения, созданные в античную эпоху в Афинах, Александрии, Антиохии, а также новые учебные заведения, открытые в Константинополе, Бейруте, Дамаске и др. Так, в 425 г. в Константинополе была учреждена высшая имперская школа Аудиториум (от лат.audire – слушать). С XI в. ее стали называть Магнавра или Золотая палата в соответствии с названием одного из помещений императорского дворца, где она и размещалась.

В Магнавре преподаватели являлись государственными служащими, которые получали жалованье от самого императора и полностью подчинялись ему. Именно здесь появились кафедры, как объединения ученых тех или иных наук, которые возглавлялись консулами философии, главами риторов и т.д.

Таким образом, учебные заведения Древних цивилизаций знаменитые центры образования периода античности – Академия Платона, Ликей Аристотеля, Александрийский Мусеум с богатейшей библиотекой, риторские школы Древнего Рима, учебные заведения Византии – Аудиториум и др. – стали прообразами высшей профессиональной школы. Ониобеспечили содержательное основание и систему ценностей для возникновения средневековых университетов, которые стали удовлетворять потребности общества в подготовке специалистов в области права, медицины, религии, искусства и постепенно стали центрами образования, науки и культуры

ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999. с. 21-47, с. 49-56.

2. От глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и средневековья: Учебное пособие /Под ред. Т.Н. Матулис. – М., 1998. – с. 260-274, с. 275-279, с. 293-300.

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1974. с. 11-20.

4. Нефедова Л.В. Педагогика в лицах: что осталось за страницами ваших учебников? – Астана-Караганда, 2008. с.9-56.

 

stydopedia.ru

Школа и воспитание в древнем мире

В первобытном обществе в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний постепенно усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Обучение и воспитание осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимых знаний и умений. По мере развития обществ возникают и первые попытки обобщения теоретических основ воспитания. Происходит постепенный переход ко второму типу образования, когда в условиях накопления культурного опыта и материальных ценностей происходит как дифференциация общества на отдельные социальные группы, так и появление разных педагогических задач и целей обучения.

В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования. Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть населения — крестьянство — обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

Происходит развитие и организационных форм обучения. Существовало две модели обучения и воспитания:

спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание,

афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения, который был направлен на совместный поиск решения той или иной проблемы. Платон выдвинул идею создания систем государственных школ, признавая тем самым необходимость контроля образования и воспитания со стороны государства. Эта идея была развита и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме того, много нового в проблемы обучения и воспитания. В частности, он предложил рассматривать обучение как организованное в несколько этапов.

www.i-po.ru


Смотрите также