Школа древнего китая. Основные философские школы Древнего Китая. Важнейшие идеи конфуцианства и даосизма
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные философские школы Древнего Китая. Школа древнего китая


Легизм в Древнем Китае (школа законников)

Все о Китае

  • Главная
  • Города
  • Культура и традиции
  • Язык
  • Туристам
    • Достопримечательности
    • Отдых
    Остров Хайнань, Китай Виза в Китай
  • Экономика и бизнес
  • Разное
Главная Культура и традиции Философия Легизм в Древнем Китае (школа законников) Легизм

Содержание:

mychinaexpert.ru

Особенности и основные школы Древнего Китая

Особенности: мифологизм, три уровня философского знания: логико-дискурсивный (в отличие от западной, не всегда доказательный, много иллюстраций, примеров, символико-метафоричности), доктриально-догматический, практический; многослойность философского текста (много имен, образов, идей, концепций, он есть произведение целой школы автров и создается в течении столетий). Органическое единение человека и мира. обладать знанием значит прежде всего "знать свое дело". Акцент на этико-политической проблематике. Письменность как проблема овладевания китайцами самими культурой. Политическая напряженность и смены династий, борьба с кочевниками. Изоляционизм. Традиционализм в форме ритуализма (светского и религиозного). Первоначальный мир как хаос. Миф о Паньгу (мир из частей тела сверхчеловека). Связь природных явлений с чертами государя (распущенность его к дождю). Отсутствие натурфилсофской тематики. Мифы содержат в основном исторические предания. Слабое развитие логики. Невысокая степень рационализированности. Медленное складывание категориально-понятийного аппарата. Пятикнижие: Книга песен, книга истории, Книга перемен, книга обрядов.

 

Основные школы Китая:

1. Школа Инь-ян (Темного и Светлого начала). Формируется первой и есть основа для других. Суть: все комические события вытекают из взаимодействия универсальных миростроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и Ян (мужское, твердое, светлое). Основаня книга: "И-цзин" (Книга перемен) (к.2 - нач.1 тыс. до н.э.) (инь - прерывистая черта, Ян - непрерывистая). К 5- 3 вв. до н.э. данная концепция обретает философский статус: деятельность Цзоу Яня по развитию концепции инь-ян как единого учения о пяти элементах, которые возникают в результате взаимодействия инь и Ян), они - не космические первоначала, а главные члены рядов на которые разделяются все предметы и явления мира. Они = дерево, огонь, почва, металл, вода. Идея о дуализме мира (инь-ян) и пяти началах всего сущего. Последователи: конфуцианство и даосизм.

2. даосизм (школа Пути). Книга Лао-Цзы "Дао-дэ_Дзын" (5-3 вв. до н.э.) = учение о правильном пути и добродетели. Многозначность понятия Дао: 1) субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия человека, космоса, общества; 2) способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия; 3) вселенная где все уравновешено, где не существует границ и разделений. Жзнь человека есть часть космического пути природы. Бессмертие дает мудрому слияние с космическим потоком Дао через преодоление иллюзии Я. Медитации, дыхательные гимнастики, диеты, сексуальеная гигиена для избавления от Я. Доктрина недеяния "у-вей" как отсуствие произвольной целеполагающей активности. Как философская система сформировался в 3-2 вв. до н.э.

3. Конфуцианство. 6-5 вв. до н.э. Задача в сохранении традиций старого предания. Идеи Конфуция собраны его учениками в трактате "Лунь-юй" (Беседы и суждения). Основаня тема: взаимоотношение человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Управление государством описывалось в семейно-родственных категориях. Идеал благородного мужа и его качества: 1) человечность, 2) порядочность, 3) знание приличий, 4) мудрость, 5) лояльность. Проявить эти качества можно лишь во взаоимоотношении с другими людьми. Ли (традиция, гуманность) - имеет сакральный характер и не может изменяться. Сяо (сыновняя почтительность). И (долг). Жэнь (практическое человеколюбие). Жить - значить учиться, а учиться - жить. Концепция исправления имен (чжен мин) - имена и предметы должны соответствовать друг другу.

4. легизм (школа Закона). От 8 в. До н.э. Высшая ценность - единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Фа (закон) - единый юридический закон, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. Может изменяться по потребностям времени и не имеет сакрального характера. Соблюдение законов на основе суровой системы наказаний. Гарант управления на основе закона - ши (насилие, власть). Отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными. Задача государства - в ослаблении народа. Система централизованного управления государством. Система надзора за чиновниками и круговая порука.

5. моизм. 5-6 вв. до н.э. Государство ориентировано на благополучие граждан. Причина плохого в мире - недостаток общечеловеческой любви. Девиз в трактате "Мо-Цзы" - всеобщая любовь и взаимная выгода. Подражание поведению правителей древности - беспрекословное подчинение выборному руководителю. Принцип экономии расходов и критика конфуцианства за дорогостоящие ритуалы. Учение о правильном знании: знание должн быть направлено на раскрытие причинности (гу), определения сходства и различия (тун и) и разделения вещей и явлений по родам (лэй). Критерии достверности знания: 1) сравнение с делами совершенномудрых правителей древности; 2) перепроверка посредством соответствия фактам, которые слышали и видели многие люди; 3) применимость. Знание является отражением реалий (ши) в форме имен (мин). Реалии существуют не нуждаясь для этого в именах.6. Школа имен. Проблема соотношений имен и реалий. Вокруг нее формируются философские построения номиналистов. Между именами и реалиями есть связь, их единство, иначе можно было бы сказать "белая собака есть черная собака".

Если у вас есть загородный дом, канализация для дачи обеспечит очистку сточных вод.

mir-filosofii.ru

Философские школы Древнего Китая, Философия

Пример готового реферата по предмету: Философия

Содержание

Введение

Глава

1. Предфилософия и философия Древнего Китая

Глава

2. Возникновение и классификация школ Древнего Китая

2.1. Жу цзя. Школа конфуцианцев, литераторов

2.2. Дао-дэ цзя. Школа пути и силы, даосы

2.3. Инь — ян цзя. Школа инь и янь

2.4. Фа цзя. Школа юристов, легистов

2.5. Мин цзя. Школа имен

2.6. Мо цзя. Школа моистов

2.7. Другие школы

Заключение

Список литературы

Содержание

Выдержка из текста

Поэтому, если полагаться на одну только добродетель, то можно развалить государство, и вместо порядка в обществе привести его к анархии и произволу. Однако легисты ударились в другую крайность, они считали, что спасение заключается исключительно в создании сильного и деспотического государства, где все дела осуществлялись бы на основе награды и наказания (политика «кнута и пряника»).

Для осуществления этих целей должна быть сильная армия и глупый народ. Вместе с тем законники выступали за равенство всех перед законом, за назначение государственных чиновников, а не передачу должности по наследству. Их тип управления государством сводился к принципу утилитаризма.

«Принадлежащие к школе легистов происходят из ведомства судопроизводства. Они утверждали строгость наград и наказаний, чтобы поддержать нормы должного поведения».

Школа «фа» — методов. Другое название — «школа законников» или легисты.

Легисты добивались максимальной эффективности управления, придерживались принципа приоритета наказаний над поощрениями, строгого определения должностных обязанностей, равенства всех перед карой закона. В период ранней Чжоу они не имели большого влияния, так как первый министр назначался из ведомства ритуала. Но в позднее время, когда раздробленные царства вступили в период ожесточенных войн, их методы получили более высокий спрос. Став первыми министрами, легисты в разы повысили эффективность управления, экономики и сельского хозяйства. Получив больший ресурс, царства под управлением легистов стали побеждать в войне. Окончательно объединил Китай император Цинь Шихуанди, первым министром которого был знаток «фа цзя» Ли Сы.

2.5. Мин цзя. Школа имен

«Школа имен». По версии Лю Синя, происходят из ведомства ритуала. Однако, основные представители этой школы известны благодаря их участию в судебных тяжбах. Поэтому они известны также как «спорщики» или «юристы». Некоторые представители этих школ прославились как бесстыжие адвокаты, по несколько раз «выворачивающие наизнанку» дух и букву законов, некоторые — как толковые составители судебных кодексов.

2.6. Мо цзя. Школа моистов

Моизм. Основателем школы моистов был Мо-цзы (Мо-ди), философ и политический деятель, живший ок. 480−400 гг. до н.э. Книга «Мо-цзы», где излагаются взгляды данной школы, представляет собой плод коллективного творчества моистов на протяжении двух веков. Мо-цзы и его последователи принадлежали к классу «служилых» (ши) людей, что во многом предопределяло и их мировоззрение («Если, управляя царством, не заботиться о служилых, то страна будет потеряна»).

Моисты проповедовали «всеобщую любовь и взаимную выгоду», ибо, по их мнению, беспорядок возникает там, где люди не любят друг друга, и чтобы всем было хорошо, нужно создавать и «новые полезные и хорошие вещи». Также необходимо разумное управление и уважение старшинства. Вместе с тем они выступили с критикой конфуцианства: «Они много размышляют, но не могут быть полезны людям; невозможно постичь их учение, за целый год невозможно выполнить их обряды, и даже богатый не может позволить себе услаждаться их музыкой».

Моисты выступали также против: (1) понятия судьбы: почитать судьбу не имеет смысла, ибо тот, кто усерден в труде, имеет возможность жить. Они отрицали фатализм, вытекающий из признания конфуцианцами неотвратимости судьбы; (2) чрезмерного пиетета по отношению к предкам: «в поднебесной множество отцов и матерей, но человеколюбивых среди них мало. Поэтому, если принять за образец отцов и матерей, значит считать образцом нечеловеколюбие».

Вместе с тем в качестве всеобщего образца для подражания моисты определяли небо: «Нет ничего более подходящего, чем принять за образец небо. Действия неба обширны и бескорыстны». Необходимо сопоставлять свои поступки с желаниями неба, последнее же непременно желает, чтобы люди взаимно любили друг друга. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз». Небо, таким образом, обладает качеством всеобщности. Если человек питает к людям любовь, то небо обязательно сделает его счастливым. И наоборот, оно покарает жестоких правителей. Правитель есть сын неда, он должен быть образцом для всех, быть самым добродетельным. Он должен «почтительно слушать, когда говорят правду в глаза».

Небо взращивает все сущее и приносит ему пользу, не требуя вознаграждения. Оно любит справедливость и не терпит войны. Поэтому моисты были против войн и справедливость ценили как высшую драгоценность Поднебесной. Абсолютизируя культ неба они выступали за введение религиозных обрядов, признавали духовидение. Это сочеталось с эмпиризмом и сенсуализмом в их теории познания.

Школа Мо цзы. «Принадлежащие к школе моистов происходят от Стражей Храма. Храм был построен из простых деревянных балок с соломенной крышей, поэтому их учение подчеркивало бережливость. В храме почитались Три Первопредка и Пять Императоров, поэтому их учение говорило о вселенской любви. В храме также совершались церемонии выбора чиновников и военных упражнений, поэтому их учение говорило о предпочтительности добродетели и способностей. Храм был местом жертвоприношений предкам и почитания отцов, поэтому их учение должно было чтить духов. Они принимали древнее учение о следствии четырем сезонам, поэтому их учение отрицало рок. Они принимали древнее учение об исполнении сыновней почтительности во всей Поднебесной, поэтому они проповедовали учение «согласия с высшими».

Эта школа названа по имени её основателя Мо Ди, известного как Мо-цзы. Ее социальной базой были «ю ся» — странствующие рыцари.

«Их слова всегда были честными и искренними, а действия — быстрыми и решительными. Они всегда были верны обещанному, и, не взирая на себя, бросались навстречу угрожающей опасности» («Ши цзи»).

В отличие от других «семей», «Мо цзя» имела строгое вертикальное управление, четкую иерархию, железную дисциплину. Эта организация принимала участие в реальных боевых действиях. Глава организации назывался «Цзюй цзы» — «Великий учитель». Цзюй цзы имел право распоряжаться жизнью и смертью рядовых членов организации. Их кодекс требовал выступать на стороне слабой стороны, по возможности избегать кровопролития. Низшие были обязаны беспрекословно подчиняться высшим и передавать им всю информацию.

Школа Мо критиковала конфуцианцев за их дорогостоящие ритуалы, отбросив которые, можно было бы экономить массу средств для общественного хозяйства. Также школа Мо была недовольна конфуцианцами, так как они не чтили духов.

2.7. Другие школы

«Цзун хэн цзя» — школа дипломатов. Согласно Лю Синю, произошли от ведомства посольств. Отличались способностью принимать самостоятельные решения, исходя из общих принципов.

«Цза цзя» — школа эклектиков. По Лю Синю, происходят от советников, изучавших разнообразные методы всех школ.

«Нун цзя» — школа аграриев. Согласно Лю Синю, произошли от ведомства земли и зерна. Узкий клан, решавший прикладные вопросы агрономии и лесоводства. Внес огромный вклад в увеличение численности китайского народа. Не испытал репрессий во времена гонений Цинь Шихуана. Аграрии внедряли новые виды семян, добивались повышения урожайности, учили разводить и использовать шелкопряда. «они учили сеять разные сорта зерна и побуждали людей пахать землю и выращивать тутовые деревья, чтобы одежды и пищи было в достатке».

«Сяо шо цзя» — школа рассказчиков. По Лю Синю, уже в древности превратилась в бродячих исполнителей занимательных рассказов, сильного влияния не имела. Однако, жанр народного рассказа дожил до

2. века.

Заключение

Культуру древнего Китая, уходящую корнями в глубь веков, отличает преемственность поколений, благодаря которой процесс развития этой культуры не знает сколько-нибудь значительных разрывов. На протяжении нескольких тысячелетий сохранились отличительные черты нации, язык, письменность и культурные традиции, которые и сегодня составляют принадлежность каждого китайца, в какой бы части света он ни жил.

Период китайской истории, известный под названием «эпохи Весны и Осени и Воюющих царств», был отмечен политической нестабильностью и междоусобными войнами, которые вели правители многочисленных княжеств и царств на территории Китая. Однако этот смутный период оказался весьма плодотворным в развитии древнекитайской философской и политической мысли. Появились многочисленные мыслители, проповедовавшие свои теории и создававшие свои школы. Сложилась обстановка свободных дискуссий и соперничества «ста школ». Наиболее влиятельными были четыре теоретических направления: учение Конфуция, учение Моцзы, учение Лаоцзы (теория «Дао», дао-путь) и легизм. В центре внимания всех философских школ были проблемы создания хорошо организованного и процветающего общества.

Список литературы

1. Буров В.Г., Титаренко М.Л. Философия древнего Китая// Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. М., 1972

2. Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983

4. Гю юй (Речи царств) (Пер., вступ. и ком. В. С. Таскина).

М., 1987.

5. Дао и даосизм в Китае (Сб. статей).

М., 1982.

6. Древнекитайская философия. М., 1994 (2-е издание).

Т. 1 — 2.

7. История китайской философии. М., 1989

8. Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1.М., 1991

9. Переломов Л. С. Слово Конфуция. М., 1992.

10.Соловьев В.С. Лекции по истории философии.//Вопросы философии. 1989. № 6

Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983

Буров В.Г., Титаренко М.Л. Философия древнего Китая// Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. М., 1972

Переломов Л. С. Слово Конфуция. М., 1992.

Дао и даосизм в Китае (Сб. статей).

М., 1982.

14

Список источников информации

. Буров В.Г., Титаренко М.Л. Философия древнего Китая// Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. М., 1972

2. Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983

4. Гю юй (Речи царств) (Пер., вступ. и ком. В. С. Таскина).

М., 1987.

5. Дао и даосизм в Китае (Сб. статей).

М., 1982.

6. Древнекитайская философия. М., 1994 (2-е издание).

Т. 1 — 2.

7. История китайской философии. М., 1989

8. Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1.М., 1991

9. Переломов Л. С. Слово Конфуция. М., 1992.

10.Соловьев В.С. Лекции по истории философии.//Вопросы философии. 1989. № 6

список литературы

referatbooks.ru

Основные философские школы Древнего Китая.

Поиск Лекций

В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полу-животными — полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков. 2.1.Конфуцианство.правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы, живший в 551 - 479 гг. до н.э. Он основал школу и имел много учеников, которые записали мысли своего учителя. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Это совершенно несистематизированное и часто противоречивое произведение является сборником в основном нравственных поучений.

Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые многими поколениями последователей, легли в основу конфуцианства. Главными проблемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Что же представляют собой ключевые моменты учения древнего мыслителя, ставшие впоследствии краеугольным камнем конфуцианства - идеологической системы, господствовавшей в Китае на протяжении многих столетий?

Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли - «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу. «Без соблюдения ли ничего не смотреть и ничего не слушать; без соблюдения ли ничего не говорить и ничего не делать», - поучал Конфуций своих учеников.

Всю жизнь Конфуций мечтал о возрождении «совершенных» отношений «золотого века», видя два пути к восстановлению прежних порядков: 1) «исправление имен» и 2) моральное самосовершенствование. «Исправление имен» у Конфуция означало приведение существующих реалий общественно-политической жизни в соответствие с традиционными нормами, восстановление прежних понятий и представлений относительно отношений между людьми, в первую очередь между вышестоящими и нижестоящими. Тезис об «исправлении имен» неразрывно связан с идеей самосовершенствования личности, в основе которого лежит понятие жэнь - «человеколюбие», «гуманность», совокупный принцип идеального человеческого поведения. Раскрывая содержание этого понятия, Конфуций однажды сказал: «Гуманность» - это значит «не делать другим того, чего сам себе не желаешь». Главная цель самосовершенствования и достижения жэнь выражена им в формуле «преодолеть себя и восстановить (чжоуские) правила», ли.

Особое значение Конфуций придавал категории сяо («сыновней почтительности»), в которой он видел моральную опору для осуществления своего учения. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), которому должен следовать всякий, желающий жить в согласии с самим собой и другими.

Овладение духовными ценностями прошлого, полагал Конфуций, позволяет человеку правильно понимать «веления Неба», ибо «жизнь и смерть зависят от судьбы, а богатство и знатность происходят от Неба». Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать - «значит знать людей», а познание природы его не интересует. Всякое учение должно дополняться размышлением: «учиться и не размышлять - напрасно терять время».

Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

2.2. Даосизм.: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), имевший многочисленных учеников и последователей. Учение мудреца распространялось вначале устно, а в дальнейшем было изложено в книге «Дао дэ цзин», составленной, вероятно, в IV в. до н.э. В отличие от конфуцианства, легизма и моизма - по преимуществу этико-политических учений, которые в основном вопросе мировоззрения главное внимание уделяли не проблемам бытия, а человеку и человеческому обществу, - даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте - проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества.

Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств. «Смотрю на него и не вижу, - говорится в «Дао дэ цзине», - а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, а поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, а поэтому называю его мельчайшим». Дао - это «глубинная основа всех вещей». Оно - внутренняя сущность материального мира, невидимое начало. «Великое дао растекается повсюду», оно бесконечно в пространстве и времени. Законам дао подчинены все вещи и существа. «Человек следует Земле, а Земля следует Небу. Небо следует дао, а дао следует естественности». Лао-цзы учил, что дао присутствует во всех вещах, а последние состоят из материальных частиц ци («воздух», «эфир»). В то время, когда еще не было «Неба и Земли», дао представляло собой постоянно изме­няющееся скопление туманных и неопределенных частиц ци. Из массы невидимых материальных частиц этого ци образовался хаос. Благодаря противоположным силам инь и ян хаос распадается на две огромные массы: положительных частиц ян-ци и отрицательных инь-ци. На этих двух полюсах хаоса образовались Небо и Земля. Последние в своем взаимодействии выделили соответствующие ци. Путем соединения небесных и земных ци появилась жизнь, человек, произошли все вещи на Земле. Такова, исходя из учения дао, общая картина возникновения мира.

Учение Лао-цзы проникнуто стихийным диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодействует. В основе всякого изменения лежат противоречивые тенденции, а основой изменения всегда является единство, а не борьба противополож­ностей. Все происходит естественным путем и не допускает внешнего вмешательства. Человек не в силах изменить естественных ход вещей, так как сам он - часть объективного мира и подчинен его законам.

В процессе познания человек в первую очередь должен исходить из понимания единства в многообразной действительности и постоянства в движении. Без этого условия, по мнению Лао-цзы, познание невозможно. Познание «чудесной тайны» дао доступно только тому, «кто свободен от страстей». Для того, чтобы познать глубочайшую тайну, дойти до высшей ступени познания, надо ухватиться за одно из звеньев в цепи этой тайны. Это связано с тем, что переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко «всему чудесному», к познанию дао. В теории познания Лао-цзы большое значение имеет категория дэ. Дэ - это постоянное нечто, через которое обнаруживается «незримое, неслышимое, мельчайшее дао».

Социально-этические взгляды Лао-цзы являются логическим продолжением его философского учения о дао и всесторонним обоснованием так называемого принципа недеяния. Принцип недеяния как высшая форма поведения (у вэй) положен даосистами в основу их концепции управления. Совершенный мудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем - «дао». Он ни во что не вмешивается, не мешает дао. Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». По мнению древнекитайского мудреца, все зло и несчастья в жизни народа происходят из-за нарушений правителями естественного закона дао в общественной жизни. Социальный идеал даосов реакционен в том смысле, что они связывали с культурой отход от дао.

2.4. Легизм. школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм). Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; Часто также сюда относят Шэнь Дао. Легизм - учение школы фацзя («законников») - послужил мощной идеологической опорой крупных земельных собственников и городских богачей, то есть новой имущественной знати, усилившейся в Китае в IV-III вв. до н.э. Законники были сторонниками установления государственных законов ради преобразования общества. К представителям легизма относятся Цзы-чан (VI в. до н.э.), Шань Ян (390-338 гг. до н.э.), Ан Сы (280-208 гг. до н.э.) и наиболее выдающийся среди них Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 гг. до н.э.) - создатель теории государственного управления. В основе этого учения лежал тезис о главенствующей роли единого для всех закона, не признающего исключений даже для самого правителя. Законники противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» закон «фа». Отказавшись от метода убеждения, они целиком положились на правовое принуждение и наказание, совесть заменили страхом. В своем мировоззрении Хань Фэй-цзы опирается на даосизм. Дао рассматривается им как юридический закон, которому подчиняется само небо. Все подчинено законам - небо, вещи, человек. Исключению подлежат только дао и правитель, являющийся государственным воплощением дао. «Мудрым правителем, - писал он, - называется тот, кто в своих велениях следует естественному пути дао, подобно тому, как лодка течет по течению реки». Мыслитель указывает на две стороны закона - вознаграждение и наказание, при помощи которых, правитель подчиняет себе подданных. Он приводит многочисленные примеры для подтверждения своего положения о том, что в управлении страной государь должен опираться на следующие факторы: 1) фа - закон, 2) ши - силу власти, 3) шу - искусство управления людьми.

По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла значительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.

Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государственную монополию на разработку естественных богатств и передачу доходов в государственную казну.

 



poisk-ru.ru

Основные философские школы Древнего Китая. Важнейшие идеи конфуцианства и даосизма

В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идеи и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ),глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.

Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.

даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань.

конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.

моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.

школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.

школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.

Конфуцианство- это этико-философское учение, разработанное его основателем Кун-цзы, Конфуцием (551 - 479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кoреи, Японии и некоторых других стран.Учение Конфуция Конфуций заимствовал первобытные веро вания: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка - Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой,определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом на- звании страны - "Поднебесная", и в титуле ее правителя - "Сын Нeба", сохранившемся до XX в. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости "золотого века" - древности. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали институт государства ради защиты интересов каждого индивида.

Даосизмвозник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским -верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в "Каноне о пути и добродетели" ("Даодэцзине"), приписываемом легендарному 'мудрецу Лао-цзы, и в трактате "Чжуан-цзы", отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV - III вв. до н. э.). Как целостная система даосизм восходит к трудам "Лэ-цзы" (ок. IV - III BIB. до н. э.) и "Ху-айнань-цзы" (II в. до н.э.).Философские воззрения Главная категория даосизма, дао – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее;произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и зaвершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао- это "изначальная пневма", проявляется лишь через силу дэ (добродетель). Задача подвижника - познать дао, встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" – слияние человека с природой.Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" - отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

 

Специфика философского мировоззрения. предмет философии, функции философии.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

концептуальная обоснованность;

систематичность;

универсальность;

критичность.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

Предмет философии

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются.

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту[В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

«Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом[20], в марксистско-ленинской философии официально назывался «основным вопросом философии», поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот — материального над духовным.

Вопрос о познаваемости мира, который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии.

Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии, второй — гносеологии, которые, таким образом, считались ядром философского знания, хотя большинство работ марксистов и касались более практичных аксиологических вопросов.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует общепризнанного способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?»). В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют общепризнанные инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля?», «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

lektsia.com

Философские школы древнего Китая.

Количество просмотров публикации Философские школы древнего Китая. - 707

Письменность, литература Древнего Китая.

Распад империи

Из двенадцати императоров Восточной Хань восœемь взошли на престол ещё детьми, что обеспечивало нахождение власти в руках их матерей и прочих родственников. С правления Хэ-Ди принято отсчитывать период династического упадка. Бразды правления государством вновь держали евнухи и иные приближённые, которые назначали и смещали монархов по своей воле.

В 184 году в стране вспыхнуло восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания правительство не имело, в связи с этим созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол.

В 196 году полководец Цао Цао уговорил императора Сянь-ди перебраться из разрушенной столицы Лояна с свою столицу Сюй в Инчуани. После этого Цао Цао фактически стал правителœем Китая, сохраняя видимость правления династии Хань. При этом после смерти Цао Цао в 220 году его сын Цао Пэй вынудил императора Сянь-ди отречься от престола, дав ему титул Шаньянского гуна.

Цао Пи основал династию Вэй, с которой начался период Троецарствия в истории Ки

Уникальна история письменности Китая. Древнейшие китайские тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире, относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помещались в огонь, и ответ на заданный вопрос "вычитывался" по форме и расположению образовавшихся трещин.

Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такой планке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книга имела значительный объём. В III в до н.э. китайцы начали применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дороᴦ. В I в. до н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках (а позднее - на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем подчистки ножом, в связи с этим выражение "нож и кисть" стало метафорой для обозначения чиновников. Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов. Первый известный опыт кодификации китайской графики - это список иероглифов Ши Чжоу пянь, написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX - VIII вв до н.э.). Далее в эпоху Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к появлению стандартного стиля письма - "кайшу" (уставное письмо), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сохранилось вплоть до реформы китайской письменности в 1956 - 1959 гᴦ. В иероглифическом письме всœегда используется большое количество знаков. Для чтения книг конфуцианского канона крайне важно знать около 10 000 иероглифов. В современных китайских словарях содержится порядка 100 000 иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями. Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всœей Юго-Восточной Азии.

Литература Китая. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг н.э.). В своей работе "описание искусств и словесности" (являющейся частью его же "Истории династии Хань"), он выделяет основные имеющиеся виды литературы: канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинœения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.

Говоря о поэзии Древнего Китая можно отметить, что наиболее древними дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского "пятикнижия"). Шицзин - это древнейшее в Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до н.э. В конце I тыс. до н.э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном в двух жанрах песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ, Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн.Из прозаических сочинœений (кроме философских трактатов) крайне важно особо отметить исторические труды. Οʜᴎ интересны не только сами по себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у "отца китайской историографии" Сыма Цяня (II в. до н.э.), повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, в I - II вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были так называемые "малые (пустячные) речения" - уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились.

Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую литературу оказали религиозные идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI вв. в форме так называемых "рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза в форме эпопеи и романа. Главенствующее место в китайской литературе всœегда занимала поэзия, в связи с этим даже проза всœегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всœего могут выразить человеческие чувства.

Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.

Даосизм (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), конфуцианство, моизм (Мо-цзы), школа законников (Шан-Ян, Хань-Фай-цзы), натурфилософия, школа исправления имен (идет от Конфуция). Китайская философия гораздо меньше интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил данный вопрос. Другие школы: как жить человеку в данном обществе?

Даосизм. В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселœенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мужское начало (светлое, активное), Инь - неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что нужно, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао нужно приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.

Моизм. Главное внимание уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Весь смысл состоит в идеях всœеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, всœе люди равны - образовывать нужно всœех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы образования.

Легизм. Шан Ян (природа человека - зло). Почти исключительно учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Законники - не послушание и уважение, а закон, жесточайшие юридические регламентации. Hикто не обязан любить, но каждый обязан исполнять закон. За нарушение - наказание; чем меньше проступок, тем больше наказание. В случае если пресечь в самом начале, то не будет и далее преступлений. Как наблюдать за исполнением законов, как контролировать? Хань Фан-цзы: нужно, чтобы каждый следил за каждым и доносил. Hаказание за недоносительство. Система тотальной слежки и доносительства начальнику.

Конфуцианство .

Эклектики. Стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ. Οʜᴎ утверждали, что каждая из школ постигает действительность своим способом и крайне важно эти способы объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной системой интерпретации мира.

referatwork.ru

Философские школы древнего Китая. — МегаЛекции

«Золотым веком» китайской философии является период VI-III вв. до н. э. В это время возникли шесть школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилософов и школа имен.

1. Моизм. Основателем этого течения считается Мо-Цзы (479-400 г.г. до н. э.). Основу теории Мо-Цзы составляет рационалистическое объяснение воли Неба: Небо - одно для всех, поэтому все равны между собой и изначально свободны. Небо выступает за мир, порядок и справедливостъ, и его примеру должны следовать все правители.

Мо-Цзы о государстве:

• идея естественного происхождения государства в форме общественного договора;

• идея выборности правителя;

• проявление правителем заботы о своем народе;

• введение внутри общества тотального контроля и доносительства для поддержки единообразия во всех сферах жизни.

В правовой сфере Мо-цзы предлагал:

• на первом месте он располагал 10 моральных принципов, отражающих волю Неба;

• второе место занимали хорошие традиции;

• третье место отдавалось законам.

Мудрый правитель, руководствуясь этими нормами, не должен забывать о наказании и награждении по заслугам.

2. Легизм («фа-цзя») -законники. Основоположником этого направления был - Шан Ян (390-338 г.г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

Доктрина Шан Яна основана на утверждении о заведомо порочной природе человека. Главные постулаты этой доктрины:

• идеальное государство - восточная деспотия с неограниченной властью правителя, опирающегося на административный аппарат, армию и репрессивные органы;

• доминирующая роль принадлежит закону;

• основной способ достижения соблюдения законов - наказание.

Целью проведения внешней политики - покорение других народов.

Цель проведения внутренней политики – достижение порядка в государстве.

Порядок внутри страны достигался при помощи следующих методов:

• путем применения жестокого наказания;

• установлением тотального контроля и коллективной ответственности за правонарушение.

3. «Школа имён»(кит. мин-цзя) – V-III вв. до н. э. Главные представители Дэн Си, Гунсунь Лун.

Основная проблематика школы имён - это соотношение «имён и реалий» (мин-ши). В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли.

4. Школа «инь-ян» (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

5. Конфуцианство.Конфуций (551-479 г.г. до н.э.) исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок.

В центре его социальной утопии стоит цзюнь-цзы - «благородный муж», идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители - святые «совершенномудрые» правили в древности. Результатом их правления являлось совершенное общественное устройство и передача культурности (вэнь).

Жэнь – гуманность. Гуманность предполагает сдержанность, скромность, доброту, чувство справедливости, но главное – любовь к людям. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу.

Сяо – «сыновняя почтительность, почитание старшего брата». Эта заповедь заняла центральное место в учении Конфуция. Если все государство сверху донизу организовать как одну большую семью во главе с верховным отцом – государем, то никаких противоречий между народом и правящим классом не будет. Культ сяо создал в Китае подлинный культ семьи, равного которому, не было нигде.

Ли – переводится это слово как «благопристойность», «правила», «ритуал». Ли включали в себя правила поведения на все случаи жизни. Правила ли не позволяли никому, от рядового человека до императора, отступить ни на шаг от заданных норм. Смысл правил ли - это абсолютное и полное послушание.

Чжи - «разумность», «знание», «хитроумие», «мудрость», «интеллект». Чжи – исконно присуще природе человека, это его способность участия в совершении добрых дел.

Знамя учения Конфуция: государство – большая семья. В Китае, благодаря Конфуцию, сложилась особая система этического управления.

Учение Конфуция уже при его жизни получило большую известность. У Конфуция было более трех тысяч учеников, которые шли к нему со всех уголков Китая. Конфуций пытался претворить свои идеи в жизнь. Он принял приглашение работать в царстве Лу, но внедрить свою систему идеальных общественных отношений он не смог. Порвав с царем Лу, Конфуций странствовал в течение ряда лет, предлагая свои услуги разным дворам, но нигде не нашел признания. Разочарованный, он вернулся к Лу, где и умер в возрасте 73 лет.

6. Даосизм. Основатель Лао-цзы. Ему приписывают авторство книги «Дао дэ цзин» – «Книга о пути и добродетели», ставшим главным каноном даосизма.

Дао – одна из важнейших категорий даосизма и всей китайской философии. Переводится это слово как «Путь». В даосизме Дао – это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао – это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Дао никому не ведомо, оно не доступно для органов чувств. Оно постоянно и неисчерпаемо.

Великое Дао порождает все через дэ. Дэ- это качество, определяющее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Если Дао все рождает, то дэ все вскармливает.

Концепция У вэй – Недеяние. У вэй – это отсутствие целеполагающей деятельности. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление. Мудрый правитель следует Дао, опираясь на естественные свойства вещей, и не пытается упорядочить Поднебесную. Отступление от Дао и Недеяния приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии и смуте.

Дао не имеет никаких границ и разделений, в Дао – все противоположности гармонизированы, нет противопоставления на объект и субъект. Весь мир подобен хору или оркестру, где звуки сливаются в одно целое, в космическую гармонию.

Итак, даосизм – это философия единства со всем миром, это путь существования человека, в котором духовное начало и физическая природа рассматриваются в единстве. Это единство невозможно объяснить только с рациональных позиций, его можно понять с помощью чувства и невмешательства в великий покой бытия.

Несмотря на то, что китайская философия носила умозрительный характер, ей было присуще стремление выстроить цельную картину мира, воплощающую в себе единство человека, космоса-природы и общества.

Контрольные вопросы:

1. Какие особенности древнекитайской мифологи Вы знаете?

2. Назовите философские школы древнекитайской философии.

3. Главные вопросы (тематика), интересующие древнекитайских философов.

СРС:

1. Характерные особенности древнекитайской философии. Их общие и специфические черты.

2. Основные идеи в «Книге Перемен» – «И - цзин».

3. Значение м смысл метода познания «У-вэй» - недеяние.

СРСП:

1. Значение основных понятий конфуцианства.

2. Что означает понятие «Дао» в даосизме?

3. Что говорил Мо-Цзы о государстве? ГЛОССАРИЙ

Даоси́зм (Daosizm)- учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

Древневосточная монархия (Ancient oriental monarchy)— первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта.

Инь и ян— одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии. В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого и т.д.

Книга Перемен (Book of Changes, Өзгерістің кітабы) (более правильно Канон Перемен; И цзин)— является наиболее ранним из известных истории китайских философских текстов. Принят конфуцианской традицией в II веке до н. э. как один из канонов конфуцианского Пятикнижия.

Конфуциа́нство (Confucianism)— этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

Мо Ди (кит. или Мо-цзы) — древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.

Мои́зм (мо-цзя) (Moizm)— древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы.

.Натурфилосо́фия (Naturfilosofèÿ), (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки.

Шэньши кит. буквально — «учёные мужи, носящие широкий пояс» (символ власти в древности) — одно из четырех официальных сословий императорского Китая.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.

2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014.

3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013.

4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.

2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011.

3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.

4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.

Интернет-источники:

1. Справочная система «Философия» - www.философия.kz.

2. www. «filosofia» kz

3. online.prg.kz

4. Электронная Философская книга // filosof.historic.ru

megalektsii.ru


Смотрите также