Шедевры древнего мира. 100 чудес света — величайшие творения человечества и природы на 5 континентах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

15 архитектурных шедевров древности, о которых вы могли не знать. Шедевры древнего мира


15 архитектурных шедевров древности, о которых вы могли не знать

Колизей и Великая китайская стена впечатляют и о них знает каждый. Но в мире есть множество куда менее известных архитектурных памятников ушедших эпох.

1. Храм Минакши

11.jpg

Храм Минакши – без сомнения, одно из величайших архитектурных чудес света. Он находится в индийском штате Тамилнад и назван в честь индусской богини Минакши. Храм увенчан четырнадцатью гопурами — башнями высотой до 50 метров. Пять башен расположены внутри храма, остальные снаружи. Они покрыты множеством относительно небольших разрисованных скульптур. Это многорукие Шивы, многоликие богини, жрецы и музыканты, мифические животные, мужчины и женщины — тысячи фигур, не похожих друг на друга. Построенный до нашей эры, храм был полностью разрушен в 1310 году мусульманскими завоевателями и восстановлен в первозданном виде в конце XIV века.

2. Гигантский Будда в Лэшане

Самая большая в мире каменная статуя Будды находится возле китайского города Лэшань. Рядом с ней люди чувствуют себя букашками, ведь высота гигантского Будды составляет 71 метр. Высекать статую в скалах начал монах Хай Тонг, чтобы успокоить духов воды рек, которые якобы переворачивали лодки. Закончили работу через 90 лет после его смерти, в 803 году.

3. Мечеть шейха Лютфуллы

Великолепный образец сефевидско-иранской архитектуры возвышается в центре иранского города Исфахан. Мечеть шейха Лютфуллы уникальна тем, что у нее нет внутреннего дворика, а также ни единого минарета. Первоначально она была построена для женщин из гарема шаха и в  молельный зал женщины попадали через извилистый подземный коридор. Мечеть строилась в течение 17 лет — с 1602 по 1619 годы.

4. Чанд Баори

Чанд Баори — ступенчатый колодец, был построен в Х веке в засушливом индийском штате Раджастхан. Глубина уникального 13-уровневого сооружения — 30 метров. Тысячи ступенек, строгая геометрия и математическая точность сооружения поражают. Не случайно местные легенды утверждают, что Чанд Баори был построен призраками за одну ночь — каждый, кто видит его, вправе усомниться в рукотворности этого произведения архитектурного искусства.

5. Пальмира

Один из богатейших городов поздней античности (обычно ограничиваемый III–VI веками н. э), находится в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом. К сожалению, туристическую поездку в эту жаркую во всех отношениях местность, по понятным причинам, придётся отложить до лучших впемён.

6. Саксайуаман

Храмовый комплекс в г. Куско (Перу) был построен в XV веке. Менее фотогеничный и не такой известный, как Мачу-Пикчу, Саксайуаман — настоящий инженерный подвиг. Между камнями, вес которых доходит до 120 тонн, нельзя вставить листок бумаги. О назначении сооружения и технологии строительства до сих пор спорят учёные.

7. Великая мечеть Дженне

mini-Velikaya-mechet-Dzhenne.jpg

Это самое большое глинисто-наносное здание в мире. Мечеть расположена в городе Дженне, Мали в пойме реки Бани. Старое здание мечети строилось в в XIII–XIV веках, а то, которым можно полюбоваться сейчас, практически современное — оно построено уже в начале XX века. Хотя говорить о возрасте этого гигантского «куличика» затруднительно: местные жители постоянно подновляют его, покрывая мечеть новым слоем глины.

8. Хаттуса

Недалеко от Анкары есть уникальное место — Хаттуса — столица Хеттского царства. От великолепного города остались руины храмов, крепостей и огромное количество разрозненных мегалитических блоков разных размеров с изображениями хеттских богов.

Древний-город-и-мегалиты-Хаттуса-Хаттушаш-1.jpg

9. Деравар

deravar-002.jpg

Посещение Деравара — мероприятие не для слабонервных. Чтобы попасть туда, нужно получить разрешение амира, нанять гида и арендовать внедорожник, после чего 4 часа ехать через пустыню от города Бахавалпур. Но усилия того стоят — это невероятное сооружение: форт состоит из 40 бастионов, которые величественно возвышаются над горячим песком пакистанской пустыни Холистан на высоту в 30 метров.

10. Старый мост в Мостаре

12.jpg

Первоначально пешеходный мост через реку Неретву в боснийском городе Мостаре был построен в 1566 году османским архитектором Мимаром Хайреддином в период господства Османской Империи. «Старый мост» является одним из наиболее ценных архитектурных памятников Босниии и Герцеговины. Разрушенный во время боснийской войны в 1990-х годах мост был перестроен и официально заново открыт в 2004 году.

11. Кносс

Кносс — древний город на острове Крит, расположен около современного Ираклиона. Невероятно, но древнейший город Европы, построенный примерно в 1700 г. до н. э., столица загадочного Минойского царства и одна из величайших архитектурных находок ХХ века, не слишком хорошо известен туристам. Конечно, от великого сооружения остались только руины, но фрески, созданные древними художниками (страшно представить!) три с половиной тысячи лет назад, поражают воображение!

jritsa minoyskaya.jpg

12. Боробудур

храм1.jpg

Борободур расположен на острове Ява в Индонезии. Гигантский храм построен из 2 000 000 каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства храма, — предполагают, что он был возведён в VII–IX вв. Паломники восходят к его вершине, чтобы символически пройти через три уровня буддийской космологии: Kāmadhātu (мир желания), Rupadhatu (мир форм) и Arupadhatu (мир бесформенности).

13. Персеполь

Персеполис, буквально «город персов», сегодня является сохранившимся свидетельством одной из величайших цивилизаций древнего мира. Во многом построенное благодаря Дарию I и Ксерксу Великому, это архитектурное чудо в Иране особенно славится Воротами Наций, через которые должны были пройти все будущие императоры. Находится на расстоянии 50 км к северо-востоку от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана.

14. Памятник Мидасу

В ходе археологических раскопок в турецком городе Язылыкая обнаружился древний город, построенный примерно в 600–700 г.г. до н. э. Самым известным памятником в этом районе является памятник Мидасу, названный так, поскольку он считался гробницей короля Мидаса. На самом деле, это не могила, а резная скала с нишей, покрытая так и не расшифрованными фригийскими надписями.

15. Подземные храмы Лалибэла

Комплекс церквей и туннелей, возведенных прямо внутри скал  – главная достопримечательность небольшого эфиопского города Лалибелаю. Построены эти подземные храмы были более 800 лет назад. Крыши церквей находятся на уровне земли, а все остальное — под землей.

В мире так много удивительного и для любителей путешествий жизнь никогда не будет скучной!

www.izbrannoe.com

100 великих чудес света: описание и фото

В античности было известно семь чудес света. В разные эпохи и в разных странах появление нового шедевра архитектуры порождало желание добавить в этот список ещё какое-нибудь «чудо номер 8». «Восьмым чудом света» люди называли как творения природы, так и самые различные инженерные сооружения — мост «Золотые ворота», плотина Гувера в США, Эйфелева башня во Франции и др. Из 7 чудес Древнего мира до наших дней дошла лишь пирамида Хеопса, однако за прошедшие столетия в золотом культурном фонде накопилось множество объектов, достойных звания «восьмого чуда».

В разделе «100 чудес света» представлены самые выдающиеся памятники, созданные мастерством человеческого гения на 5 континентах — в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. На страницах сайта «Пути-дороги» перед читателем предстанут во всём великолепии самые красивые города планеты, как древние, так и современные — романтическая Венеция, город-скала Петра, легендарные Помпеи, «застывшие» под слоем вулканического пепла. О былом величии эпох и цивилизаций напомнят древние храмы Пантеон, Карнакский храм, гигантские храмовые ансамбли Боробудур, Ангкор-Ват и Баальбек.

Посетитель сайта откроет для себя удивительный мир доколумбовой Америки, читая увлекательные описания городов древних майя и инков (Мачу-Пикчу, Чичен-Ица и др.). Также в данном разделе представлены блистательные дворцы (Петергоф, Версаль) и соборы, в стенах которых хранятся шедевры живописи и архитектуры. С фантастическими сооружениями строителей готовы поспорить чудеса природы — Гранд-каньон, норвежские фьорды, причудливые травертиновые ландшафты Памуккале и Хуанлун, ирландская Дорога гигантов и другие природные творения, непостижимые в своей красоте и гармонии. Сайт «Пути-дороги» приглашает в путешествие по всему земному шару к чудесам света.

Сиднейский оперный театр в Австралии - корабль, плывущий по волнам искусства

Весь мир восхищается зданием Сиднейской оперы. На фоне небоскрёбов и яхт театр смотрится как элегантный каменный цветок, сложенный из лепестковых стен. Иногда купола здания сравнивают со створками огромных морских раковин или надутыми ветром парусами.

Водопад Игуасу в Бразилии - «океан, низвергающийся в бездну»

На границе Аргентины и Бразилии, в месте слияния рек Игуасу и Парана могучие потоки воды низвергаются с высоты 70 метров, образуя 275 каскадов, разделённых скалистыми островками, поросшими джунглями.

Мачу-Пикчу в Перу — последний оплот инков

Руины Мачу-Пикчу — «затерянного города инков» — скрыты в зарослях джунглей высоко в Перуанских Андах и с трёх сторон окружены бурной горной рекой Урубамба. Город построен как святилище в 1438 году девятым правителем Империи Инков — Пачакутеком Юпанки.

Моаи в Чили - безмолвные истуканы острова Пасхи

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.

Водопад Анхель - главное чудо Венесуэлы

На востоке Венесуэлы, среди тропических лесов национального парка Канайма возвышается массивное плосковерхое плато, названное местными индейцами Ауян Тепуй, что в переводе означает «Гора дьявола», или «Царство бога грома».

Статуя Христа-Искупителя в Бразилии - культурный символ Бразилии

Гигантская статуя Христа-Искупителя, венчающая 710-метровую гору Корковадо, уже 80 лет по праву считается символом Рио-де-Жанейро и всей Бразилии в целом. Изваяние Христа с распростёртыми руками высится над 10-миллионным городом, словно благословляя и обнимая его.

Долина монументов в США — земля индейцев навахо и «марсианских пейзажей»

Долина монументов находится на границе штатов Юта и Аризона. Она знакома многим туристам по голливудским вестернам и рекламным роликам ковбойской тематики. Когда подъезжаешь к этому памятнику природы, кажется, что находишься не на Земле, а на другой планете — до самого горизонта простирается коричнево-красная пустыня, посреди которой возвышаются одиночные скалы с плоскими вершинами, окутанные сиреневатыми оттенками неба.

Плотина Гувера в США — рукотворное чудо Аризоны

Практически все туристы, путешествующие по Лас-Вегасу и Гранд-каньону, проезжают через плотину Гувера или Гувер-Дам.

Ниагарский водопад в США — красота и величие водной стихии

На границе США и Канады, между озёрами Эри и Онтарио, в том месте, где река Ниагара плавно подходит к порогу, расположен массивный Ниагарский водопад, низвергающий огромные потоки воды с высоты 20-этажного дома.  Ниагарский водопад представляет собой три водопада, объединённых для простоты общим названием: «Канадский» (он же «Подкова»), «Американский» и водопад «Фата невесты».

Йеллоустонский парк в США — «царство льда, пламени и серы»

В 1807 году охотник в поисках пушного зверя забрёл на Йеллоустонское плато, окружённое хребтами Скалистых гор. На пути ему встречались залитые застывшей лавой каньоны, сверкающие обсидиановые скалы и окаменелые леса.

putidorogi-nn.ru

ШЕДЕВРЫ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА 4 глава

Поиск Лекций

К. Маркс

"Художественную культуру Древней Греции называют античной (с лат., «древней»). Так стали называть греко-римскую культуру итальянские гуманисты эпохи Возрождения как самую раннюю из известных им. Понятие сохранилось как синоним классической древности и отделяет греко-римскую культуру от древнего Во­стока.

Историю и культуру античного мира принято делить на не­сколько периодов.

1. Эгейское искусство (крито-микенская культура) —3—2 тыс. до н. э.

2. Искусство Греции — гомеровский период — XI—VIII вв.до н. э.; архаический — VII—VI вв. до н. э.; классический —V—IV вв. до н. э.; эллинистический — конец IV— I вв. до н. э.

3. Искусство этрусков — VIII—II вв. до н. э.

4. Искусство Рима — эпоха царей — VIII—VI вв. до н. э.;республики — V—I вв. до н. э.; империи — I в. до н.э.—V в. н.э.

Эгейская культура, сложившаяся в бассейне Эгейского моря, охватывает о. Крит, материковую Грецию (Микены и Тиринф), побережье Малой Азии (Троя) и Кикладские острова.

Раскопки англичанина Артура Эванса на Крите (с 1900 по 1941 гг.) открыли миру неизвестную дотоле «догреческую» куль­туру, названную им минойской по имени легендарного царя Ми-носа.

Мощная морская держава со столицей в Кноссе создала ори­гинальную дворцовую культуру, в которой органично сплелись природные и религиозные мотивы. Интереснейшая страница эгей-ского искусства — Кносский дворец, по преданию, связанный с царем Миносом, лабиринтом и страшным Минотавром.

По-видимому, этот дворец был административным и религиозным цент­ром государства, его главной житницей и «домом» торговли. Центральный обширный двор окружали 300 различных помещений, расположенных на разных уровнях и соединенных множеством лестниц, рядом с которыми на­ходились световые колодцы. Важнейшим конструктивным элементом архи­тектурной композиции дворца служили так называемые иррациональные деревянные колонны, они суживались книзу и ярко раскрашивались (кра­сным цветом — ствол, черным — круглая капитель). Дворец террасообразно разрастался, как бы повторяя очертания гористой местности, вписываясь в критский ландшафт.

Главным украшением дворцовых покоев была фресковая жи­вопись, которая в виде фризов или панелей заполняла стены. Яркая красочная палитра критских художников близка цветовым переливам морской волны. Живопись (в отличие от египетской) производит впечатление абсолютной раскованности и внутренней свободы творца. Знамениты фрески, рассказывающие о праздне­ствах: «Дамы в голубом», «Парижанка», «Царь-жрец», «Акро­баты с быком».

Критские керамисты также создали изысканные произведения. Среди них вазы стиля «Камарес» (найденные в одноименной пе-щере). Например, ваза с осьминогом, где сферическая форма со­суда гармонично сочетается с извилистыми линиями в изобра­жении морского животного. Неизвестны монументальные памят­ники Крита. До нас дошли лишь образцы мелкой пластики из цветного фаянса и слоновой кости («Богиня со змеями»). В це­лом искусство Крита оставляет впечатление праздничного, кра­сочного, декоративного и по-восточному плоскостного и орна­ментального.

Гибель критской цивилизации обусловлена, по-видимому, дву­мя причинами. В середине XV в. до н. э. Крит испытал сильней­шее землетрясение и последствия извержения подводного вулка­на Санторин на о. Фера. Сыграло свою роль и завоевание остро­ва греками-ахейцами. Эстафету эгейской культуры приняла ма­териковая Греция.

В отличие от критской, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Она создала монументальную оборони­тельную архитектуру (акрополи в Микенах и Тиринфе с «цикло­пической» кладкой степ, грандиозные Львиные ворота в Мике­нах, украшенные геральдической композицией с двумя львица­ми).

Еще в 1876 г. немецкий археолог Генрих Шлиман открыл в Микенах скальные «шахтные гробницы» со множеством изделий из золота, серебра и слоновой кости; найдены и грандиозные «купольные гробницы», или толосы.

В дворцовой архитектуре появляется новый тип помещения— мегарон. Его композиция с портиком, вестибюлем и залом, в центре которого размещался очаг, окруженный четырьмя колон­нами, предвосхищает архитектуру греческого храма.

Микенская держава была сметена- на рубеже XII—XI вв. до н. э. новым нашествием с севера: дорийцы огнем и мечом прошли по Пелопоннесу, позднее основали Спарту. Однако дорийская волна миновала область Аттику, населенную ионийскими племе­нами, сыгравшими особую роль в расцвете Эллады.

На фоне общего упадка греческой культуры и медленного возрождения выделяются в гомеровский период два вида искус­ства: вазопись и эпическая литература. Лучшими образцами ва­зописи являются большие дипилонские вазы (найденные близ Дипилонских ворот в Афинах) — надгробные амфоры и крате­ры, украшенные лентами геометрического орнамента с сюжетны­ми схематичными композициями между ними.

Главным источником знаний об этой эпохе служат два шедевра древнегреческой литературы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Первая повествует о событиях последнего года десятилетней войны греков-ахейцев с троянцами и о грядущем взятии Трои. До середины XIX в. Трою (Илион) считали вымышленной, но ее существование доказал Генрих Шлиман, осуществив мечту своей жизни. Во второй поэме странствия царя острова Итака Одиссея разворачиваются на фоне фантастических рассказов первых греческих мореходов о диковинах неведомых западных морей. Считается, что обе поэмы выросли из эпических песен древнегреческих певцов (аэдов, или рапсодов), их можно назвать «энциклопедией древности» по богатству исторического, мифологического, нравственно-философского, легендарного и эстетического содержания.

В «Илиаде» три группы действующих лиц: 1 — троянцы во главе с царем Приамом, его сыновья — великий герой Гектор и Парис (после похищения им Елены, жены спартанского царя Менелая, и начинается троянская война), царица Гекуба и жена Гектора — Андромаха. 2 — греки-ахейцы, возглавляемые Агамемноном, великий герой Ахилл, в начале поэмы гневающийся на Агамемнона, отказывается сражаться с троянцами, что приводит к гибели его друга Патрокла от руки Гектора, мстя за друга, Ахилл убивает мужественного троянца, позднее возвращая (за выкуп) его тело старцу Приаму; тризной по Гектору и завершается поэма осуждения войны и жестокой мести... 3 — олимпийские боги, активно вмешивающиеся в жизнь людей.

В эпоху архаики зародились греческая философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и ар­хаическая скульптура.

Отличительной особенностью культуры древних греков был агон — состязание. В 776 г. до н. э. впервые были устроены Олимпийские игры (в области Олимпия, названной в честь Зев­са). На пять дней провозглашался священный мир. «Олимпионик» (трижды победивший) награждался оливковой ветвью и правом на установку статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. В честь Аполлона атлеты соревновались в Пифийских играх в Дельфах, наградой служил лавровый венок. В Истмийских — в честь морского бога Посейдона наградой был сосновый венок. Также в честь верховного владыки Зевса устраи­вали немейские игры. Прекрасное тело атлета послужило стиму­лом к развитию античной скульптуры.

Эпоха героев ушла вместе с Гомером. Искусство слова обра­тилось к чувствам и переживаниям отдельного человека — ро­дилась лирика (декларация стихов в сопровождении лиры). Ве­ликими лириками называют страстного Архиолоха с о. Парос, жизнерадостного Анакреонта, возвышенного Алкея и тонкую поэтессу Сафо. В Древней Спарте развивалась хоровая лирика (дифирамбы в честь бога Диониса). Велика была слава и поэта Пиндара.

В это время в Греции была создана своя государственная си­стема, приведшая к установлению рабовладельческой демокра­тии. По сравнению с восточными деспотиями это был прогрессив­ный шаг. Вольные духом, греки видели идеал в собственном усовершенствовании, как подобает человеку и гражданину полиса, доблестному духом и прекрасному телом.

Художественное творчество Эллады, впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Не точное копирование природы, а стремление к совершенно прекрасным образам, на которые природа лишь намекнула. Кто такие боги Олимпа (Зевс, Афродита, Афина), как не люди, обретшие в сво­ем человеческом совершенстве бессмертие? Вслед за мифотвор­чеством искусство стало изображать человека, наделенного той доблестью и красотой, что ему надлежит в себе выявить.

Архаическая скульптура выработала два типа: это куросы (скульптура обнаженного юноши, имевшая культовое значение как образ Аполлона, а также развитая мужская фигура вообще) и коры (культовые изваяния дев в декоративной драпировке одежд и ярко разукрашенных; позднее коры стали в архитектуре кариатидами — колоннами в виде женской фигуры). Заимствуя образцы в Египте и Месопотамии, архаическая монументальная скульптура (до 3 м высотой) очень быстро совершенствовалась в реализме, сохраняя па лицах куросов и кор знаменитую «архаи­ческую улыбку» как попытку художника одухотворить, осветить еще статичный образ изнутри.

Архитектура времен архаики носит преимущественно храмо­вый характер. Постепенно у греков сложилась система, получив­шая позднее, у римлян, название ордер (порядок, строй). Одна­ко каждый храм рождает ощущение неповторимости, поскольку ордерная система применялась творчески, с учетом природного и архитектурного окружения. Архаика сформировала два варианта греческого ордера: массивный дорический, воплощавший идею мужественности, гармонию силы и строгости, и стройный, наряд­ный ионический. Позднее (в V в. до н. э.) появился пышный, зрелищный коринфский ордер. Все три ордера различались про­порциями и особенностями декора колонн (опор) и антаблемента (перекрытия).

В это время сложился и классический тип греческого храма— периптер (оперенный), прямоугольный в плане, окружённый со всех сторон колоннадой. Греческий храм служил «жилищем» для статуи божества, которую устанавливали в святилище (наосе).

Как и природа Эллады, греческое искусство было ярким и многокра­сочным и празднично сияло на солнце. Раскрашивались архитектурные детали и скульптурные украшения храма, полихромной была и мраморная скульптура, стоявшая во всех общественных местах города, а также золо­тистым блеском пламенели бронзовые изваяния с цветными инкруста­циями. Ныне все это почти утрачено, да и бронза потеряла свой первона­чальный блеск.

Цвет в греческой пластике указывает на связь ее с живописью и стрем­ление передать красоту видимого мира. Ярким отблеском греческой живо­писи является вазопись. Амфоры, кратеры, изящные гидрии, плоские килики, удлиненные лекифы — не только совершенны по форме, но и гармо­нично расписаны мифологическими сценами. Вначале развивалась черно-фигурная роспись, а позднее появилась более совершенная краснофигурная.

Золотому веку греческой культуры, знаменующему «высо­чайший внутренний расцвет Греции» (К. Маркс), предшествова­ло великое испытание Эллады грозным нашествием персов и разорением Афин.

Слава греческих побед при Афоне, при Марафоне, при Саламине и Платеях, а также в Фермопильском ущелье озарила на многие века историю Эллады. Афины возглавили греческий мор­ской союз и после победы заняли главенствующее место в куль­турно-экономическом подъеме. Правители Афин (прежде всего— Перикл) стремились сделать свой город крупнейшим культурным центром греческого мира. В уста Перикла историк Фукидид вло­жил слова: «Город наш — школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас может легко проявить свою индивидуальность в самых различных жизненных условиях». Занятия спортом для всех, система образования, регулярное посещение театра и ре­лигиозных празднеств. Во всестороннем развитии личности греки опередили многие другие народы. Все это обеспечило всесторон­ний расцвет греческой художественной культуры.

В Афинах жили Протагор («Человек есть мера всех вещей») и Анаксагор, универсальный мыслитель Демокрит («Бедность при демократии настолько же лучше благополучия при царях, на­сколько свобода лучше рабства»). Воплощением эллинской муд­рости стал великий Сократ, учитель Платона.

Быстро развивалась и наука в лице Гиппократа — «отца ме­дицины» и Геродота — «отца истории».

Во время театральных праздников (3 дня) греки избирали лучшего драматурга, постановку, актера и хорега (организатора представления). Всемирную славу аттической трагедии принесли «отец трагедии» Эсхил («Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и др.), Софокл («Царь Эдип», «Антигона», «Электра») и Эврипид («Медея», «Федра»). Расцвет комедии связан с творчеством Аристофана, черпавшего сюжеты из современной политической жизни Афин («Всадники», «Облака», «Лягуш­ки», «Лисистрата» и др.). Театр стал настоящей школой жизни и воспитателем гражданина.

Гордостью Афин стал заново отстроенный замечательный ан­самбль — Афинский Акрополь. Возвели беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи (торжественный вход на Акрополь), храм Ники Аптерос (Бескрылой победы), храм Эрехтейон и Пинако­тека (собрание картин). Планировкой и постройкой Акрополя руководил величайший скульптор Греции — Фидий. Величавый архитектурный ансамбль воплощал могущество Афинской держа­вы и впервые — идею общеэллинского единства.

Парфенон — храм Афины Девы — жемчужина мировой архитектуры (зодчие Иктин и Калликрат, скульптор Фидий). Он возвышается над Акро­полем, подобно тому, как Акрополь возвышается над Афинами. Парфенон прекрасен и героико-монументален. Это дорический периптер с элемен­тами ионического ордера. Даже в своем полуразрушенном виде Акрополь производит неизгладимое впечатление.

В 1687 г. венецианское ядро взорвало пороховой погреб, устроенный завоевателями-турками в Парфеноне. А в начале XIX в, английский дипло­мат лорд Эльджин велел выломать часть знаменитого фриза Парфенона (украшение верхней части стены) и снять уцелевшие изваяния на фрон­тонах. Со временем их приобрело английское правительство, и ныне скульп­туры Парфенона — гордость Британского музея в Лондоне. Однако варварское отношение к произведениям искусства получило наименование эльджинизм.

Ранее, в эпоху архаики, также славились святилище-храм Ар­темиды в г. Эфесе (Малая Азия) — одно из «семи чудес света», а позднее, в эллинистическое время — Мавзолей в Галикарнассе, Александровский маяк (в Египте), также вошедшие в «чу­десную семерку», а также Алтарь Зевса в Пергаме (П в. до н.э.). Если авторство архаической скульптуры не установлено, то клас­сическая эпоха и пришедший ей на смену эллинизм сохранили имена своих величайших мастеров скульптуры.

Открывает этот славный список семи великих, конечно же Фидий. Зна­менита его 12-метровая статуя Афины Парфенос, стоявшая некогда в святилище Парфенона, выполнена в хризоэлефантинной технике (деревянный остов, покрытый слоновой костью и золотом), которая почиталась верши­ной искусства. В правой руке Афина держала статую (2 м) Ники (Побе­ды), а левой опиралась на щит с рельефом, к плечу было прислонено копье. Статуя не сохранилась, по была реконструирована по описанию современников. Столь же знаменита и фидиевская статуя Зевса («чудо света») для храма в Олимпии. Зевса, сидящего на троне. Фидий ваял в специально выстроенной для этого мастерской. Скипетр с орлом священным посланни-ком в правой, а крылатую Нику в левой руке держал «отец богов и лю­дей». Золотое убранство, как полагают, весило около 200 килограммов, а глаза из драгоценных камней были размером с кулак. Двенадцатиметровая статуя простояла почти 900 лет и погибла в пожаре в V в.

Одним из первых скульпторов, сумевших реалистически передать дви­жения могучего тела, стал Мирон, с его знаменитым «Дискоболом». Скульп­тор Поликлет определил совершенные пропорции тела и передал их в пластике. Его «Дорифор» (копьеносец) был создан по канону, который господствовал потом более ста лет. Бронзовые «Дискобол» и «Дорифор» дошли до нас в мраморных римских копиях. На смену строгой величавости пластических образов трех афинских мастеров в VI в. пришел драматиче­ский пафос Скопаса («Менада») и мечтательная грация образов Праксителя («Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская» — на о. Книд, приобретший статую обнаженной богини, говорят, было настоящее паломни­чество жаждущих полюбоваться ее красотой).

В эпоху начала эллинизма, когда, благодаря завоевательным походам Александра Македонского, греческий мир необыкновенно расширился и активно взаимодействовал с восточными культурами, выдвинулся Лисипп (придворный скульптор Александра, создавший его скульптурные портре­ты, а также знаменитого «Апоксиомена» — атлета, очищающего тело скреб­ницей, и озорного «Эрота» с колчаком стрел и луком за плечами).

К великой семерке причисляют и артистичного Леохара с его «Аполлоном Бельведерским» (мраморная копия с бронзового оригинала стоит ны­не во дворце Ватикана). Театральная эффектная поза бога света и искусства с отведенной в сторону левой рукой и небрежно наброшенным на нее плащом.

Среди знаменитых эллинистических шедевров монументальная «Ника Самофракийская» (Париж, Лувр), «Лаокоон с сыновьями» (Рим, Ватикан) и скульптурный фриз Алтаря Зевса (из Пергама, Малая Азия), ныне ос­татки его хранятся в берлинском «Пергамон - музеум» . Всемирную славу приобрела и статуя «Венеры Милосской» (Париж, Лувр).

Греческое искусство завершало свой исторический путь. На­чинался новый этап его «существования» — как высочайшего образца для всех последующих художественных культур. И пер­вым «учеником» явился Древний Рим.

8. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Существует нечто, перед чем отступают и безраз­личие созвездий, и вечный шепот волн, — деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу.

Из древнеегипетского текста

Государство Древнего Египта в долине Нила создало высокую и утонченную культуру. В ней проявились общие черты стиля древ­невосточных рабовладельческих деспотий (Вавилона, Шумера, Ассирии, Урарту) с их «гигантоманией», но искусство Древнего Египта преодолело грубую тяжеловесность и выработало худо­жественные формы несравненного благородства и чистоты.

Гигантские пирамиды в Гизе, Большой Сфинкс фараона Хефрена и скульптурный портрет царицы Нефертити — всемирно известные художественные эмблемы Египта, пришедшие из глу­бины веков.

Зародившись па рубеже IV и III тысячелетий до н. э., культу­ра Древнего Египта прошла несколько стадий своего развития, достигая расцвета в эпоху Древнего (XXVIII—XXIII вв. до н. э.), Среднего (XXI—XVIII вв. до н. э.) и Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).

Особенности древнеегипетской культуры связаны с ранним развитием государственности, изолированным географическим по­ложением, а также с глубоким и всесторонним влиянием религии (особенно заупокойного ритуала) на все сферы художественной деятельности.

Ведущим в ансамбле искусств Древнего Египта становится архитектура как выразитель господствующих религиозно-госу­дарственных идей, которые кристаллизуются в образе пирамиды (по-гречески «священной высоты»). Символ божественной и зем­ной иерархии, связи трех миров (богов, людей и мертвых) — пи­рамида отражает картину мира, сложившуюся в сознании древ­них египтян. В ее центре обожествленный фараон как воплоще­ние бога Гора (Хора) и посредник между мирами.

Пришедшие из глубины веков, потому что строились на века как дома Вечности,- пирамиды Древнего царства (ансамбль в Гизе) осталась единственными из «чудес света», дошедшими до нашего примени.

Им предшествовала «Мать пирамид» - шестиступенчатая гробница фа­раона Джоссера (60 м), построенная великим зодчим Имхотеном, ставшая также и символом неограниченной власти.

Пирамида входит в монументальные погребальные комплексы — некро­поли — с заупокойными храмами, дорогами восхождения сфинксами, пи­рамидами-спутницами, священной ладьей и мощной крепостной стеной.

Центральное положение пирамиды в архитектурной композиции царского захоронения обусловлено в том числе и ее солнечной символикой, ведь солярный культ был высшим в системе религиозных представлений. Египет называли страной Солнца, а фараонов его сынами. Подобная лучу солнца, падающему на землю, пирамида символизировала и путь фараона на небеса. Форма ее означала Вечность, а отношение граней — Божествен­ную Гармонию Вселенной.

Гигантские гробницы в Гизе фараонов Хеопса {146,6 м), Хефрена (143,5 м) и Микерина (66,5 м) стоят уже более сорока ве-ков, необычайные памятники непреклонной воли фараонов, мно­голетнего каторжного труда сотен тысяч крестьян и рабов и высокого искусства строительства, а также средоточия древнего знания. Пирамиды таят до сих пор множество загадок.

Если в эпоху Древнего и Среднего царства в скальных гроб­ницах хоронили придворную знать, то в Новом царстве и фара­оны начали строить свои гробницы в скалах в Долине царей и цариц, напрасно надеясь защититься от грабителей, а пирамиды остались архитектурным и символическим украшением захороне­ний.

Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога и моделью Вселенной. Во время Нового царства храмовая архитектура переживает расцвет.

Всемирно известны храмы-святилища солнечного божества Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Если древняя пирамида подобна горе, то эти храмы напоминают дремучий лес. Соединяла храмы почти двухкилометровая до-рога - аллея Сфинксов, у входа высились солнечные знаки-обелиски. Мощные пилоны образовывали величественный портал, украшенный скульптурными колоссами фараонов. Каждый последующий правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Следуя линейной планировке, композиция храма развертывалась вглубь, к святилищу со статуей божества, через сумрачный гипостильный (колонный) зал. В Карнане гипостиль насчитывает 134 колонны (они имитируют растительные формы Египта): папирусообразные, лотосовидные, пальмовидные до 23 м высотой. Карнакский гипостиль-один из самых монументальных интерьеров древнеегипетской архитектуры.

Последний взлет монументальной архитектуры связан с эпо­хой рамессидов — это небывалый по масштабам скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

Гигантский пилон украшают двадцатиметровые колоссы фараона-завое­вателя. В 50-е г. нашего века ООН и ЮНЕСКО организовали уникальную операцию по опасению Абу-Симбела во время строительства Ассуанской плотины. Храм распилили на гигантские блоки и перенесли на новое место. Творение древнеегипетских зодчих было спасено.

В культовом синтезе искусств архитектуре сопутствовала скульптура, которая была столь же каноничной и монументаль­ной, сохраняя устойчивые художественные традиции.

Среди шедевров круглой скульптуры Большой сфинкс, страж гизехского некрополя, творение природы и человека (скальный массив туловища льва с головой царя). «Отец Ужаса» пострадал не от времени, его изуродо-вали наполеоновские солдаты (отбит нос) в начале XIX в. Позднее англичане увезли каменную бороду. Сейчас сфинкс Хефрена всерьез тревожит европейских ученых своим состоянием.

В соответствии с культовым назначением круглой скульптуры быть вместилищем души умершего создавались замечательные портреты.

Такова скульптурная группа царевича Рахотепа и его жопы Нофрет (Каир, Египетский музей), сидящих на троне. Каноничны не только величаво - спокойные, позы, но и раскраска мужской статуи в красно-каричневый цвет, женской — в желтый, волос — черный, одежды — бело-красный. Ка­нон фигуры Писца воспроизводит знаменитая статуэтка писца Каи из Лувра.

В искусстве скульптурного рельефа (барельефа и врезанно­го рельефа) египтяне также достигли пластической выразитель­ности, создав неповторимый силуэт фигуры, как бы распластанной на плоскости. Начало канону положило изображение фараона Нармера на знаменитой палетке, а блестящим продолжением стал деревянный портретный рельеф «Зодчий Хесира». Рельефы в гробницах и храмах отличают фризовый (ленточный) принцип расположения, условность раскраски и связь с письменностью. Особой изысканностью отмечены рельефы из уцелевшей и откры­той уже в XX в. гробницы молодого фараона Тутанхамона.

Через тридцать пять веков забвения явилась миру и царица Нефертити из Нового царства. Ряд ее скульптурных образов был найден при раскопках мастерской скульптора Тутмеса, придвор­ного мастера фараона-еретика, или проклятого фараона Эхнатона, который не только ввел культ единого солнечного божества— Атона, но и повлиял на искусство, которое выделяется в особый амарнский период Нового царства (на месте нового города Эхнатона под названием Ахетанон расположена современная Тельэль-Амарна. Удалиться от старых канонов и приблизиться к жизни — эту задачу решали художники времени Эхнатона, и правдивую лирическую трактовку образа человека мы находили в творениях знаменитого Тутмеса (семейные портреты, скульп­турный портрет Нефертити в высокой тиаре и незавершенный портрет из золотистого песчаника хранятся в Государственных музеях Берлина).

О музыкальной культуре Древнего Египта, из которой сохра­нились лишь несколько инструментов и изображение музыкантов в рельефах и росписях, существуют предположения. По-видимому, бытовала музыка народная, храмовая и дворцовая, одноголосная мелодия расцвечивалась тембрами арф, флейт, ударных.

Древнеегипетская литература отличается разнообразием жан­ров: сказки, поучения, гимны богам и царям, хвалебные песни, а со времени Нового царства — любовная лирика с высокими по­этическими достоинствами.

Древний Египет открыл миру далеко не все свои тайны. Его огромная роль в истории мировой культуры еще не оценена по достоинству. Изучение древней культуры началось после военной экспедиции Наполеона, в ней участвовал и Доминик Виван Денон, иллюстратор знаменитого 24-томного труда «Описание Египта». Так Европа познакомилась с загадочной и экзотической страной, но ее письмена были мертвым языков. Великое научное открытие, благодаря «Розеттскому камню», совершил другой гениальный француз, «воскреситель иероглифов» — Жан Франсуа Шампольоп. Так начиналась египтология. Художественные образы Древ­него Египта, влиявшие до нашей эры на всю культуру Средизем­номорья (особенно в эпоху эллинизма) и затем вошедшие в европейскую культуру с XIX в., и поныне сохраняют неподвластное времени духовное величие и эстетическое совершенство.

9. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Было бы односторонностью видеть в средних веках лишь «детство» европейских народов, подготови­тельную ступень к новой истории... они имеют са­мостоятельную историческую и художественную цен­ность.

А. Я. Гуревич

Когда вспоминают о средних веках, обычно представляют, зако­ванного в латы рыцаря, тяжелым мечом поражающего врага, крестовые походы, каменные громады феодального замка пли собора, изнурительный труд крепостного крестьянства, монаха, от­рекшегося от мирских соблазнов, инквизицию. Железо. Камень. Молитвы, огонь и кровь.

Немало в средние века нагромождено тяжелого, темного, бес­человечного. Может быть, поэтому гуманисты эпохи Возрожде­ния назвали тысячелетие (V—XV вв.) между закатом античности и Новым временем эпохой умственного застоя, «темной ночью», Средними веками, стремясь разогнать мрак средневековья сияю­щими лучами возрождаемой античной культуры.

Современная историография и искусствознание видят в Сред­невековье не разделяющую пропасть, а связующий древнюю и современную культуру мост, сложнейшую эпоху, которая имеет свои неповторимые особенности, как этап культурно-историческо­го развития человечества, соответствующий зарождению, разви­тию и разложению феодализма.

Среди трагических сторон средневековой жизни: бесконечных феодальных и религиозных войн, произвола имущих и церкви, массовых эпидемий чумы и моровой язвы, постоянно нависающей кары Страшного суда и ожидания конца света — человек сред­невековья умел радоваться жизни, тянулся к свету и любви, ви­дел в красоте мира символы божественной красоты; умел само­отверженно трудиться, воздавая в большом и малом деянии хва­лу Творцу; недаром средневековая культура оставила после себя великое и многоликое художественное наследие, созданное «ма­ленькими людьми», которые были великими мастерами.

Особенную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, которое создало великий исторический синтез, наследуя и преобразуя идеи и образы религий Ближнего востока и традиции греко-римской античной философии. Христианство впервые в мировой истории выдвинуло идеи равенства всех людей перед Богом, осуждение насилия, преодоления несо­вершенства мира путем нравственного совершенствования каж­дого, идеи духовного единения всех людей. «Трагедия личности Христа заполняет собой мир, она живет в каждом человеке» (Д. С. Лихачев). Острое переживание этой трагедии составляет главное содержание шедевров художественной культуры средне­вековья.

Принято более чем тысячелетнюю историю Средних веков делить на три основных периода: раннее (V—XI вв.), зрелое, или классическое (XII—XV вв.) и позднее средневековье (XVI — на­чало XVII в.), отмеченных широким распространением и нацио­нально-самобытным проявлением в искусстве возрожденческих идей.

При всей сложности, разнородности, многослойности, парадок­сальности и противоречивости средневековой жизни и культуры присутствует и объединяющее начало — «геоцентрическая модель мира», которая находит в искусстве идеальное, гуманистическое воплощение.

Ранее всего христианская религиозность проявила себя в сло­жении византийской художественной системы. В ранний период средневековья Византия оставалась единственным хранителем традиций эллинистической античной культуры, передав эту куль­турную эстафету в X в. Древней Руси вместе с православием.

Византия создала основные типы христианских храмов (базиликальный, центрический и крестово-купольный), переосмыс­ливая античную архитектуру в соответствии с христианским ре­лигиозным учением о храме как земной модели небесной церкви, как корабле спасения для верующих, как доме для моления. По­этому главное внимание уделялось увеличению внутреннего про­странства и божественному великолепию внутреннего убранства храма.

poisk-ru.ru

Древние шедевры, высеченные из скал » Параллельный мир. Все грани реальности

В древности из скал вырезались многочисленные памятники. Более того, раньше так создавались целые города. От величия древнего наследия, дошедшего до наших дней, захватывает дух. В этом обзоре представлено пять исторических памятников, созданных из неприступных гор. 

1. Храмы Абу Симпел (Египет)

                               Храмы Абу Симпел - древнее наследие Египта.

 

Величие эпохи фараонов в очередной раз подтверждают храмы Абу Симбел в Египте. В 100-метровой скале высечены два храма с изображениями фараона Рамзеса II и его супруги – Нефертари. В 1952 году близ Асуана стали проводиться работы по проектированию второй плотины Нила. Историческим памятникам из песчаника угрожало подтопление. Тогда было принято решение перенести храмы на 180 метров от первоначального месторасположения. Четыре года проводились работы: храмы Абу Симбел распиливали на 30-тонные блоки, а потом собирали заново.

2. Петра (Иордания)

                                     Петра - древняя жемчужина Иордании. 

 

Один из самых узнаваемых каменных фасадов – это Петра. Древний город, высеченный из камня, находится в Иордании. С греческого название города переводится как «камень». Петра несколько сотен лет высекалась в красных песчаниках. Много веков Петра была процветающим городом с собственным водопроводом, что удивительно для той местности с засушливым климатом. Когда открыли новые пути на Восток через море, город постепенно пришел в упадок и опустел.

3. Барельефы и скульптуры Дацзу (Китай)

                            Множественные изваяния Будды, высеченные из скал. 

 

Тысячелетиями создавался наскальный комплекс Дацзу. Нескончаемая вереница статуй и барельефов расположена в округе Дацзу (в окрестностях мегаполиса Чунцин, Китай). Общее количество статуй насчитывает 60 тысяч. Тут же параллельно высеченным великанам и миниатюрам находятся почти 100 тысяч иероглифов. По скульптурам можно проследить, как за 1000 лет менялся стиль и умение мастеров, высекающих скульптуры из камня.

4. Каппадокия (Турция)

                               Каппадокия - подземные города и монастыри. 

 

Причудливые вершины с сотнями отверстий возвышаются в Каппадокии (Турция). На самом деле это древние подземные города и монастыри, высеченные в породе вулканического происхождения.

5. Статуя Будды в Лэшане (Китай)

 Величие этой статуи Будды просто поражает. Этот гигантский сидящий Будда высотой 70 метров расположен в городе Лэшань в Китае. Скульптура высечена из утеса еще в VIII веке нашей эры. Статуя покрыта пышной зеленью, что делает ее еще более загадочной. Также Большого Будду называют самой высокой статуей в мире. 

parallelnyj-mir.com

Семь чудес света - шедевры Древнего мира

 

Авторы проекта

Лебезева Галина Викторовна, Лучёвский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош;

Канатникова Надежда Валентиновна, Лебяжьевский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош;

Халекова Алия Ахметалимовна, Энгуразовский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош

 

Предмет, класс

история, 5-7 классы

 

Краткая аннотация проекта

Проект направлен на изучение одной из тем истории Древнего Мира, а именно Семи чудес Света. Цель проекта помочь изучить эту тему более глубоко, выявить, какие памятники цивилизации вошли в список чудес древнего мира, познакомить учащихся с историческими памятниками древних цивилизаций, формировать навыки самостоятельного исследования (работа со словарями, энциклопедиями и др. источниками), воспитывать интерес к исторической науке. В процессе работы над проектом ученики попытаются ответить на вопросы Краткое содержание проекта: на первом уроке будет дано задание. Ученики будут разделены на 7 групп по чудесам света: Висячие сады Семирамиды, Мавзолей в Геликарнасе, Александрийский маяк, Колосс Родосский, Пирамиды Египта, Храм Артемиды, Статуя Зевса.

 

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какова судьба чудес света в современном мире?

Проблемные вопросы

1.Пирамида Хеопса- символ жесткого рабовладельческого государства или символ обновления жизни,как вечности?

2.Висячие Сады Семирамиды правда или вымысел?3.Что сжег Герострат и построил Херсифрон?

4.Что общего между статуей свободы и Колосом Родосским?

5.Почему греки считали несчастными тех, кто не видел Статуи Зевса в храме Олимпии?

6.Правда ли что Александрийский маяк нёс в себе не только архитектурную элегантность, но и практическую функцию?

7.Кому не давали покоя лавры египетских фараонов?

Учебные вопросы

Кто классифицировал первые чудеса света и сколько их?

Каковы причины и история возникновения сооружения?

Кто создатель?

Какие архитектурные особенности были присущи знаменитому памятнику?

Какие функции выполняло сооружение?

Почему ,по вашему, данный памятник является одним из Семи Чудес Света?

Почему чудеса света считают священными и загадочными памятниками античности?

 

План проведения проекта

1. Формулирование темы проекта, его целей, задач.

2. Составление учителем визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту.

3. Этапы реализации проекта:

  • Знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте
  • Формирование групп для проведения исследований, распределение ролей участников групп
  • Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации
  • Совместное обсуждение в группах результатов проекта
  • Оформление результатов исследования в форме презентаций и публикаций, вики-статьи, буклетов, фото-репортажа, сочинений

4. Презентация результатов проекта на уроке защиты проектов.

5. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.

6. Подведение итогов

 

Визитная карточка проекта

Визитка проекта "Чудеса света"

 

Публикация учителя

 

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация учителя

 

Примеры продуктов проектной деятельности учащихся

Список семи чудес света

Буклет "Семь чудес света Древнего мира"

Буклет 2 "Семь чудес света"

 

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Работа над проектом начинается с того, что в ходе формирования групп для проведения исследований, определяются темы творческих исследований.

Составляются критерии оценивания будущих работ школьников, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Перед началом работы они знакомятся с данными критериями. В ходе работы группы преподаватель ставит промежуточную оценку, обсуждают полученные результаты, сверяют полученные результаты с критериями. Для глубокого осмысления темы для учащихся разработаны дидактические материалы.

После завершения работы создаются презентации, отражающие результаты исследований и полученные выводы, буклеты.

Критерии оценивания буклета

Критерии оценивания презентации

Самооценка работы в группе

 

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Памятка для обучающихся

Тест

Проекты аналогичной тематики

Другие документы

www.openclass.ru

Греция – страна мифов. Знаменитые шедевры античности - смотреть онлайн

ГрецияАнтичность до сих пор по-своему ощущается в современной Греции. Золотой век Перикла, расцвет философии, литературы, архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь, на стыке Востока и Запада находится колыбель нашей культуры. В V-м веке до н.э., в период правления Перикла, Афины заняли привилегированное положение среди греческих городов-государств. Вместо тирании там восторжествовал новый общественный порядок – демократия. Здесь каждый свободный гражданин получил право участвовать в решении политических вопросов. Впрочем, не только политика и общественная жизнь приближались к идеалу. Совершенства достигло искусство, в частности, архитектура. В каменной летописи античности мы обнаружим совершенные пропорции, идеальное сочетание духа и материи, красоты и идеи.

==>Все фильмы серии “Золотой глобус”За тысячу лет до того, в Микенах, где правил мифический царь Агамемнон, существовала развитая цивилизация. Но расцвет в античной Греции должен был уравновешиваться упадком, милость богов никогда не длилась долго. Греческие боги, которые запросто прогуливались среди простых смертных, были слишком похожи на людей. Но то, что осталось от погибших культур, было делом рук и ума человека, и эти творения до сих пор очаровывают своей магией. Единство природы и искусства и идеальная гармония произведений даже спустя тысячелетия не утратили своей силы. Здесь находится первоисточник современной Европы, мира, который мы видим вокруг себя сегодня.

Во времена Александра Македонского вся континентальная Греция принадлежала его империи. Спустя 200 лет эти земли завоевали римляне, и греки вновь оказались в центре исторических событий.

Каждое утро в центре соременных Афин пробуждается бессмертный дух античности. На этих холмах некогда обитали цари. Впоследствии здесь возник центр религиозного культа, в Афинах появились многочисленные храмы. В 480 году до н.э. храмы пострадали во время войны с персами, однако вскоре они были вновь отстроены и даже с ещё большим размахом.

На Акрополе, где сегодня каждый день толпятся десятки тысяч туристов, находилсь святое место – Эрехтейон, лишь немногие допускались сюда, чтобы принести жертву богам. Входить в него надо было через пропилеи, которые по распоряжению Перикла построили крупнейшие мастера эпохи. Прекрасные кариатиды сотни лет поддерживают фронтон храма. Эрехтейон был местом почитания Афины – покровительницы городов, и Посейдона, которые спорили за господство над Афинами. Его название также связано с судьбой героя Эрехтея, который защитил город от Эвмолпа, сына Посейдона. А когда Акрополь стал турецкой крепостью, здесь разместился гарем командующего армией-победительницей.

У подножия Акрополя расстилается милионный город, задыхающийся от чудовищного смога.

Не столько время, сколько войны нанесли урон знаменитому Парфенону. Главный храм Акрополя был построен по приказу Перикла и посвящён Афине Парфенос, что по-русски означает “девственница”. Пятнадцатиметровая статуя богини из золота и слоновой кости (произведение великого Фидия) стояла в центре храма, но до сегодняшнего дня уцелел лишь щит. В XVII веке турки устроили здесь пороховой склад. Точный выстрел венецианцев стал причиной, который уничтожил крышу и внутренние помещения храма.

Одеон, который греки называли Иродионом, был основан римским наместником Иродом Аттиком в честь умершей жены. Со 2-го века здесь проходят представления. Сегодня тоже здесь показывают пьесы и устраивают концерты. Для афинян Одеон был и остаётся любимой сценой под открытым небом. Ни в каком другом театре, наверное, дыхание истории не ощущается так явственно.

Остатки каменных лавок напоминают о времени рождения античной драмы. Здесь, в театре Диониса, за пять веков до рождения Иисуса Христа шли трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, а Аристофан веселил афинян комедиями. В античности театр был массовым развлечением, на премьеры здесь собиралось одновременно до 17 тысяч зрителей. Приходили сюда как за высоким, так и чтобы просто развлечься, ведь Дионис был богом экстаза и радостей жизни.

У подножия Акрополя лежит самый древний, и пожалуй, самый живописный район Афин – Плака. В тавернах и магазинчиках полно туристов, впрочем, и местные жители тоже любят здесь бывать. В историческом центре, всего в нескольких метрах от суматохи мегаполиса, городская жизнь будто замедляет свой бег. Это идеальное место для отдыха.

В красивой роще вблизи Плаки мы обнаруживаем развалины Агоры – рынка древних Афин, где была сосредоточена общественная жизнь города. Здесь торговали и поклонялись богам, решали судьбы Афин и выносили приговоры преступникам.

На небольшом холме возвышается храм Гефестеон, построенный в честь бога огня Гефеста. Из всех античных храмов Афин этот сохранился лучше всего.

Напротив – отреставрированная галерея Аттала, построенная в честь царя Пергама. Как и много веков назад, по галерее проходят сотни людей. Зал длиной сто метров был чем-то вроде античного торгового центра. Может быть, это первый в мировой истории пассаж с магазинами. На каждом из двух этажей располагалось по 21 лавке.

Тишина и шум, античность и современность – в Афинах эти противоположности существуют в непосредственном соседстве друг с другом. Треть десятимилионного населения Греции проживает в столице и её пригородах. Афины – это тотальный хаос, но в нём есть логика, просто надо научиться её видеть.

Сердце современных Афин бьётся на Синтагме – площади Конституции. Здание парламента было резиденцией баварского короля Оттона Первого и его жены Амалии, которым в 1832 году досталась греческая корона. Именно этому монарху мы обязаны знаменитым ритуалом смены караула у памятника неизвестному солдату, когда характерным маршевым шагом выступают солдаты национальной гвардии.

А совсем рядом с Синтагмой – современные Афины. Вот гордость города – новое метро, его строительство шло долгие годы, но в этом нет ничего удивительного, поскольку на глубине 10-20 метров погребены бесценные сокровища прошлого. Сколько раз археологи останавливали работы. Большинство жителей Афин уже потеряли надежду на то, что когда-нибудь метро будет пущено, но в 2000 году постройку таки удалось закончить. Одновременно был открыт мини-музей, в котором собраны ценности, обнаруженные во время строительных работ. Не забыт и прекрасный орнамент, меандр – один из символов Греции.

Но и старая линия метро, которая пересекает город с севера на юг,  – благо для Афин. Если бы не она, переполненному мегаполису грозил бы полный паралич.

Недалеко от площади Амония находится огромный продовольственный рынок. Здесь царит Восток со всей присущей ему экзотикой, характерными цветами и ароматами. Европа осталась где-то далеко-далеко. В паутине узких улочек и лавок пульсирует главная артерия Афин, это настоящий фестиваль опыта, пир для всех чувств.

Совершенно другая атмосфера царит в этом тихом саду. В Национальном музее нашли себе место, нередко после долгой и полной приключений одиссеи, важнейшие памятники греческой истории. Здесь удалось остановить время. Мы чувствум дыхание веков. Маленький наездник без устали погоняет свою лошадь. Посейдона нашли в его родной стихии, на дне моря. Бог, видно, сильно разгневался на тех, кто хотел его украсть, и увлёк их вместе с кораблём в глубины. Нетрудно себе представить, что он по-прежнему держит свой трезубец и готов к борьбе. Каменные боги бросают грустные взгляды из-под мраморных век. Их глаза, когда-то нарисованные, давно уже размыты слезами или смотрят туда, куда не суждено заглянуть нам, современным.

Древние пытались приручить смерть. На античных надгробиях она предстаёт в человеческом облике. Гробницы воспринимались как порог, переступая который, человек попадает в мир иной. Живые прощаются с умершим близким, их ладони всё ещё крепко держат его. Этот юноша в последний раз оглядывается на свою жизнь, он видит своего раба и любимого кота, а в руке держит птицу смерти.

На территории бывшей римской Агоры особняком стоит восьмигранная Башня Ветров, которая когда-то выполняла функции часов, компаса и флюгера.

Потомки эллинов уютно устроились в тени истории, они бережно сохраняют её следы, но кое-где разрушительная мощь времени берёт верх над усилиями человека. Чья повседневная жизнь проходит у подножия Акрополя, то редко вступает на его вершину. Как правило, именно приезжие ищут там встреч с прошлым и, возможно, вдохновение для будущего.

Римский император Адриан увековечил символическую границу между тем, что было, и тем, что должно было наступить. Он возвёл каменную арку, чтобы отделить старые Афины от построенных им кварталов.

Каждый вечер улицы Плаки и соседнего с ней района Монастираки собирают массу народа, привлечённого здешними шумными пердствалениями. Как минимум, до полуночи жители Афин весело отдыхают после очередного трудового дня. Поздней ночью, когда какофония уступает место музыке, побывать в тени храмов намного интереснее. Идеальное время, чтобы пофлиртовать или поужинать в компании друзей.

Аттическое побережье между Афинами и мысом Сунион. Прибрежная полоса протяжённостью 70 км включает в себя живописные заливы и маленькие портовые города. Согласно древней легенде, именно с мыса Сунион бросился в море царь Эгей, уверенный, что его сын Тесей погиб в битве с Минотавром.……………………………………

 

 

Смотрите также

 

Статьи на эту же тему:

www.istorio.net


Смотрите также