Про древних людей. Шалаши древних людей


Жилище и огонь - Эволюция и происхождение человека

                                                       

                                            Терра Амата.                                                                         Терра Амата. Очаг.                                    Реконструкция хижины                                  Человека прямоходящего.

 Хижина Человека прямоходящего, как видно из рисунка, представляла из себя овальное сооружение, шириной 6-8 метров, длинной 10-12 м. В самой большой из них, как предполагают, археологи, могло поместиться не более 20 человек. Для постройки хижины Человек прямоходящий использовал стволы деревьев. Их он, возможно, срубал, в близлежащем лесу или пользовался плавником, который приносила река. В небольшие, заранее выкопанные ямки, он вставлял стволы деревьев. Так получался остов хижины. На этот остов накладывались переплётённые ветки. Так получались стены хижины. Но они были весьма непрочными, в древней хижине всегда гулял ветер, поэтому день и ночь в ней горел огонь.  Столбы хижины и основания стен человек прямоходящий дополнительно укреплял тяжёлыми камнями. Благодаря им археологи и могли реконструировать процесс древней постройки. Двери у хижины не было, поэтому, чтобы защитить огонь, который защищал человека, древние охотники из камней сооружали очаг. Он показан на втором рисунке. Рядом с остатками очага мы видим большой круглый камень, недалеко от него разбросаны каменные осколки. По представлению Люмле на нём сидел древний мастер во время изготовления орудий. Сейчас эти серые грубые камни, свидетельство древнейшего прошлого человечества, покоятся на зеркальном кафельном полу.  Огонь горел в хижине охотников из Терры Аматы постоянно. Постоянно горел он и в пещере, где жили синантропы, об этом свидетельствует слой золы фантастической величины 7м!!! Он давал человеку прямоходящему не только вкусную жирную пищу, от которой пахло ароматным дымком, он не только согревал их тела в минуты усталости, давая им сладостное успокоение. Огонь отгораживал Человека прямоходящего от всего остального животного мира невидимой стеной. Если по поводу происхождения  чопперов  археологи спорят до сих пор, то в использовании огня древним человеком они единодушны. Применение огня в своих хозяйственных целях - дело рук Человека, добавлю не только рук, но и мозга, ибо этой природной стихией нужно было овладеть, нужно было понять её. Огонь и сейчас вызывает в нас, цивилизованных людях, какие-то древние, лохматые чувства, покоящиеся в нашем подсознании, очевидно, срабатывает генная память, какой же священный трепет он должен был вызывать у древних людей, только познающих его.  С использованием огня человек в своём развитии перешёл последний Рубикон, отделявший его от животных. Огонь создавал для Человека прямоходящего особое пространство, внутренне пространство, внутри которого был Человек, по ту сторону оставались звери. Он дарил Человеку прямоходящему вечерние часы досуга, а значит, ёщё больше сплачивал людей. Можно сказать, что огонь переплавлял первобытное человеческое стадо в человеческий коллектив.  Но был ли он добыт искусственным путём, или Человек прямоходящий использовал природный огонь: результат лесных пожаров или удара молнии и затем бережно поддерживал его??? Крупный специалист по истории палеолита С.Замятнин считает, что синантропы умели лишь поддерживать и переносить огонь. Скорее всего, так и было. Древний человек должен был привыкнуть к огню, познать его полезные свойства и это несмотря на те ужасные беды и катастрофы, которые огонь приносил им.  Готовя материал на эту тему, я встретил  заметку , в которой говорится, что на юге Африки древнейшие предки человека, не сообщается какие, умели пользоваться огнём уже около 1,5 миллиона лет назад. Такая глубокая древность использования огня лично у меня вызывает глубокий скепсис. И не потому, что я не верю авторам заметки. Допускаю, что такое могло быть. Какой-то исключительный случай или обстоятельства привели древних гоминид к использованию огня в этой части Африки. Но это, скорее, исключение из правила, чем правило. Использование огня в эпоху, когда по Земле уже шагал человек прямоходящий, подтверждается следами огня на многих стоянках: Терра Амата, Торральбо, Амброна, Чжоукоудянь и др. Тогда как использование огня в столь глубокой древности факт пока единичный.  Впрочем, наука о происхождении человека на нынешнем этапе её развития представляет собой, скорее, исключениями из правил, чем строгие правила. Ведь нашёл же кенийский антрополог Камоя Кимеу  Мальчика из Туркана , чей скелет очень сильно отличается от скелета других гоминид. Ниже посетитель сайта увидит рисунки, на которых видно как древнейший человек приходил к овладеванию огнём.  

www.evolchel.ru

Правда, что в древнем мире люди жили только в пещерах?

Правда, что в древнем мире люди жили только в пещерах?

Действительно, многие современные ученые считают, что главным местом жительства наших древних предков являлись пещеры. Был даже придуман научный термин — «пещерный человек». Однако, если рассуждать логически, мир древних людей был совершенно непохож на тот, каким его рисуют в учебниках, и большинство современных ученых с эти согласны.

Устройство мира древних людей

Устройство мира древних людей.

Мир древних людей на самом деле был устроен гораздо сложнее, чем мы его себе представляем. Древние люди действительно иногда находили укрытие и прятались в пещерах от диких животных или непогоды. Об этом свидетельствуют многочисленные следы оставленные в местах их пребывания. Однако эти же находки указывают на то, что пещеры не были постоянным местом их обитания.

пещерный человек - комиксЧеловек в месте своего постоянного проживания, в данном случае пещере, должен был оставить гораздо больше вещей и  того, что мы называем бытовыми отходами.

Следовательно, в основном древние люди жили не в пещерах, а под открытым небом в легких укрытиях, типа шалашей, а возможно и более серьезных постройках. Просто тысячелетия, ветер и непогода стерли отпечатки жизни древних людей под открытым небом, а временное пребывание в пещерах сохранились нетронутыми погодными катаклизмами.

Что еще почитать по теме:

Эта запись была опубликована в Все о человеке.

pravda-chto.ru

Древние «волгоградцы»

Владислав Иванович Мамонтов, профессор ВГПУ

 

Многие из волгоградцев наверняка думают, что все значимые исторические события, сенсационные археологические открытия происходили где-то там, далеко, в Греции или Риме, Египте, Индии или в Мессопотамии. А если взять территорию поближе, то в Причерноморье или в юго-западных районах России. А наш край был где-то на обочине всемирной истории… И, конечно, они будут не правы.

Ни одна из областей России не имеет такого интересного исторического прошлого, как Волгоградская. Ведь доисторическая жизнь Волго-Донского региона начинается с эпохи палеолита, с эпохи камня.

В начале 50-х годов XX века правительство приняло решение построить самую мощную в Европе гидроэлектростанцию на берегах Волги, в северной части города. Естественно, геологи должны были тщательно исследовать слои земли, ложе будущей ГЭС. В 1951 г. в руки воронежских геологов, партия которых составляла послойную карту почв в окрестностях балки Сухая Мечетка, при очередной закладке шурфа или зачистки склона крутого обрыва «случайно» попали каменные орудия труда архаического облика. Коллекцию находок передали для определения ленинградскому ученому-палеолитчику С.Н. Замятнину. Тогда, при первом осмотре каменных орудий, он посчитал, что они изготовлены руками человека, жившего здесь примерно 60-70 тысяч лет назад. В 1951-1952 гг. экспедиция, организованная Замятиным, исследовала эту палеолитическую стоянку.

Результаты раскопок были для археологов ошеломляющими: человек появился на берегах будущей Волги 100 тысяч лет назад!

С самого начала полевых исследований экспедицию преследовали трудности. Уровень слоя стоянки со следами деятельности древнего человека залегал на глубине почти 20 м от современной поверхности. Копать вручную такую гору земли - трудно и долго. Из-за обрывистых высоких склонов балки землеройную технику применить нельзя. И тогда, впервые за всю историю российской археологи, на помощь специалистам приходит взрывчатка.

Казалось, что это несовместимо: взрыв и тщательная зачистка культурного слоя, содержащего кости древних животных, орудия труда далекого прошлого. Но взрывники настолько точно рассчитали силу заряда, что часть верхнего слоя почвы направленным взрывом была выброшена в сторону реки, нижняя часть - разрыхлена и сдвинута бульдозером. Потом стала расчищаться площадь самой стоянки.

Находок было много. В первую очередь – каменные орудия труда: рубила, остроконечники, ножевидные пластинки, проколки. И конечно, фрагменты костей животных – следы охотничьих успехов древнего поселенца. Он охотился на мамонта, шерстистого носорога, зубра, тура, антилопу сайгу, торпана (дикая лошадь). Это всё крупные животные. Но охотники не проходили и мимо «мелочи»: зайцев, волков, лисиц, байбаков. На территории стоянки обнаружены следы нескольких примитивных построек – шалашей. Около них зачищены пятна золы от кострищ.

Конечно, исследователь очень жалел, что на вскрытом им участке стоянки не найдены захоронения, костные останки местного поселенца. Тогда бы они прошли через лабораторию пластической реконструкции М.М. Герасимова, и мы бы воочию увидели внешность древнего «волгоградца». Тщательный осмотр каменного инвентаря показал С.Н. Замятнину, что на стоянке каменного века в балке Сухая Мечетка обитал человек так называемого неандертальского типа. Впервые кости такого древнего человека нашли в Германии в 1856 г. в долине реки Неандер недалеко от Дюссельдорфа. С тех пор ископаемых людей, относящихся к этому хронологическому периоду, в какой бы части света они не были обнаружены, археологи стали называть «неандертальцами».

Костные останки людей, попавшие в руки специалистов-антропологов, позволили реконструировать внешний облик неандертальца.

Это – небольшого роста (155-160 см) мускулистая особь с хорошо развитыми сильными ногами, которые позволяли древнему охотнику преследовать животное в течение многих часов. На широком лице с крупными выступающими челюстями выделялись надбровные дуги, из-под которых смотрели глубоко посаженные глаза. Нос короткий, прижатый, с широкими ноздрями, череп - вытянутый с покатым лбом. Всё тело покрыто короткими жёсткими волосами. Красавцем такого не назовешь!

Но небольшие сообщества этих людей сумели выйти победителями в борьбе с суровой природой. Они не только выжили, но и в сравнительно короткое время освоили огромные пространства от западной Европы до Волго-Донского региона.

Так, 100-75 тысяч лет тому назад на низменные берега огромного тёплого моря (Каспийское и Чёрное моря были тогда единым водным бассейном), как предполагают специалисты, откуда-то из района Крыма пришла группа людей, может быть в 30-40 человек – первобытных охотников, собирателей. Дальше на восток пути не было - до самого горизонта плескалась вода.

Людям пришлось расположиться у устья небольшой речушки (тысячи лет спустя её назовут Сухой Мечеткой). «Благоустроенной» пещеры, в которых обычно жили неандертальцы, здесь конечно не было, и мужчинам пришлось носить из ближайшего перелеска сосновые жерди, охапки сучьев. И вот уже на берегу стоит несколько шалашей, покрытых сверху дерном, хворостом, листьями. Потом, ближе к зиме, после удачной охоты на крупных животных, шалаши покроют шкурами, хорошо закроют вход меховым пологом. В шалаше будет душно и темно, зато тепло. Перед входом в жилище женщины зажгут костёр - он будет отгонять хищников, которые станут близко подходить к стоянке, особенно зимой.

Несколько жарких костров горело и посреди свободных площадок между шалашами. Около них разделывали убитую мелкую живность, жарили куски мяса (здесь найдены расщеплённые кости животных), принесённые с места охоты.

Мамонт весил 5 тонн. Если охотники удачно «заваливали» его в скрытую яму-западню, то работы с тушей было много. Это, в первую очередь, снятие шкуры: она пригодится и для одежды, и для покрытия шалаша или дна жилища. Отсекали кремневыми ножами крупные мясные куски, не забывали и о таких вкусных местах, как сердце, печень, легкие, почки. Всё это надо было делать быстро, пока светило солнце, чтобы засветло дотащить мясо до стоянки. А вокруг уже собиралась целая орава шакалов, гиен, волков, жаждущих добраться до оставшейся разделанной туши.

Около кострищ найдены кремневые орудия труда и охоты, масса кремневых «отходов производства». Наверное, здесь сидели мастера или охотники, ловкими точными ударами по кремневой гальке отбивая ненужные выступы, острые углы, пока, наконец, в руке не оказывалось совершенное по тем временам каменное орудие - рубило, скребло, остроконечник, ножевидная пластинка или отщеп с острым режущим краем.

Любопытный факт. На территории стоянки археологи обнаружили каменное рубило, покрытое, как говорят палеолитчики, «пустынным загаром». Это бывает в случае, если камень не одну сотню лет лежит под жарким солнцем, и тогда на его поверхности образуется светло-коричневый плотный налет. Так вот, под коркой «загара» были обнаружены сколы, типичные для более древних орудий.

С.Н. Замятнин предположил, что в наших краях обитали люди более древние, чем обитатели стоянки на Сухой Мечетке. Возможно, такое орудие нашел охотник где-то в окрестностях стоянки и «подправил» его, приспосабливая изделие к новому функциональному назначению. А потом и сам потерял где-то…

Костёр, его огонь всегда привлекал к себе древних людей. В его трепетных изгибах, переливах ярких цветов пламени, в жадном «пожирании» сучьев и хвороста, было что-то похожее на живое существо.

Огонь мог быть добрым, и тогда он согревал обитателей стоянки, делал вкусным жареное мясо, с его помощью отгоняли от стоянки хищников. Но он мог быть и злым, когда кто-то нечаянно обжигал себя, горела хижина, степь или лес…

Поэтому огонь берегли, постоянно подбрасывая сучья, коряги, ему поклонялись, духу огня приносили жертву. Около огня решались многие племенные вопросы. Именно к нему довольные охотники после удачной коллективной облавы приносили куски мяса бизона, зубра, иногда носорога или мамонта, либо туши таких животных, как сайга, олень, тарпан. Голодные обитатели стоянки тут же бросали куски или целую тушу на огонь большого костра.

Насытившись, они могли теперь позволить себе немного «расслабиться», ведь голод теперь не тяготел над ними. И это было замечательное время: человек мог осмотреться вокруг и увидеть многое, чего он раньше не замечал, движимый только желанием насытиться. Он видел над собой прекрасное небо, усеянное мириадами звезд, огромный диск луны…Тёмный страшный лес, откуда доносились какие-то странные звуки, вопли враждующих животных, сверкание в темноте чьих-то глаз…

Что это? Конечно, это духи, которые всюду окружают человека. Есть добрые, помогающие ему в охоте, в жизни - их надо благодарить, взывать к ним о помощи, поддержке. А есть злые, которые только и думают, как бы навредить, испортить человеку охоту. Их тоже надо ублажить, чтобы не мешали, не обращали внимания на действия охотника. Отсюда, вероятно, пошли зачатки первобытной языческой религии.

Дух леса. Где он находится? Поздней осенью куда-то исчезают все птицы, перекочевывают некоторые животные, исчезает листва с многих деревьев. Наступают холода. Но остаются зелёными хвойные деревья...

Человек полагал, что именно здесь и прячется дух леса. Это он забирает к себе живность и убивает растительность. Надо молить его, чтобы со временем он всё возвратил назад. Поэтому, идя на охоту в лес, человек всегда приносил подношения сосне или старой ели: вешал на неё кусочки кожи, шерсти животных, которых намеревался убить, клал камешки, яркие цветы. А когда возвращался назад с добычей, то, конечно, отрезал кусочки мяса или среди ветвей устанавливал голову убитого животного. И знал человек, что теперь добрый дух леса будет доволен, поможет ему и в следующий раз.

Обычай древний. Но он, пройдя через тысячелетия, уже в ином виде остался жить и среди нас. Вспомните Новый год. Вот уже много лет на этот праздник в доме или на улице устанавливается елка. А ветви её украшаются игрушками. А в прошлом веке на ветвях часто крепились даже орехи, пряники, конфеты, которые потом, после хоровода, раздавались детворе.

Когда у костра собирались жители стоянки, особенно после охоты, все, конечно, хотели узнать, как проходила погоня за животным, нападение на него, как вели себя мужчины и подростки. Словарный запас не позволял ярко описать это динамичное и опасное событие, и тогда на помощь приходила мимика, телодвижения.

Вот когда зародилось театральное действо! Кто-то изображал пасущихся животных, остальные играли себя - охотников. Зрителям из этой пантомимы становилось понятно, как охотники осторожно подбирались к стаду, окружали его, прячась за кустами и высокой травой. Вот насторожился вожак зубров, почувствовав движение охотников, мечущих деревянные копья в растерянных животных. Раненное животное бьётся, катается по земле, пытаясь ударить копытами наседающих людей. Но вот оно уже бездыханно, и туша торжественно несётся к костру. Всем всё понятно.

К этому же периоду относится, как считают этнологи, зарождение ритуальных боевых, свадебных, охотничьих танцев, которые исполнялись под первые музыкальные ударные инструменты - пустые черепа животных, отдельные крупные кости или обрубки пеньков. Всё это сопровождалось ритмичными движениями, выкриками и пением известных заклинаний, имен всесильных духов-покровителей.

В это время у людей появился обычай хоронить своих соплеменников.

С чем это было связано? Возможно, с чисто гигиеническим желанием избавиться, вынести из пещеры гниющий труп. Может быть, это проявление внимательности к своему сородичу. Тем более что в захоронениях, найденных археологами, действительно присутствовали вещи, которые были положены близкими в могильную яму, как полагают, с особыми целями: одежда, каменные орудия, куски мяса и даже цветы. Понятно, что они могли «пригодится» душе родственника на «том свете».

Археологи обратили внимание на присутствие в могиле красной охры: либо это тёмно-красные куски природной краски (они могли имитировать горящие огоньки костра), либо плотная посыпка охрой дна ямы («кровавик» - лоно матери-земли). Иногда охру, смешанную с жиром, втирали в тело человека, поскольку считали, что со временем охра превратиться в кровь, которая потечёт по жилам и человек вновь воскреснет, появится на земле. Символика различных цветов краски существует и по сегодняшний день (например, в геральдике).

В поздний каменный век человек делает первые успехи в изобразительном искусстве. В обжитых пещерах на стенах найдены многочисленные изображения различных крупных животных. Они нарисованы углём, охрой или мелом с достаточно точной передачей деталей тела, движения, бега, и даже следов охоты (воткнутые в тушу копья). А иногда рисовались и сами люди, правда, их изображение более походит на рисунки детей. Кроме того, археологами встречены глиняные женские фигурки – художественная пластика эпохи каменного века. Эти изображения не являлись какими-то игрушками, функции их были достаточно серьезными. Они являлись богинями плодородия, жизни, достатка, им поклонялись, их ублажали, их просили об удачной охоте. Это была и богиня-мать, которую просили о зачатии и рождении детей. Матриархат, одним словом.

Вот так жили обитатели палеолитической стоянки, со своими ежедневными заботами: охота, сборы съедобных растений и ракушек, отлов мелких животных, вроде мышей, ящериц, змей (это на тот случай, если мужчины племени вернутся с пустыми руками).

Проходили годы. Меняется климат, а с ним – животный и растительный мир. Меньше становилось крупных животных, куда-то перекочевывают стада мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Поселенцы заметили, что уровень воды в море становился все выше и выше (начиналась трансгрессия Каспийского моря). Вода заливала окрестные места, подступала к хижинам. Собрав свои немудреные пожитки и запасы, поселенцы навсегда покинули стоянку…

За тысячелетия над поверхностью стоянки образовался двадцатиметровый слой отложений, который надолго скрыл и хорошо сохранил для нас редкий археологический памятник – стоянку Сухая Мечетка. С.Н. Замятнин исследовал только 650 кв. метров площади стоянки. По его же расчётам, она занимает пространство в 1000-1200 кв. метров, т.е. есть ещё место для исследования.

Памятник имеет мировое значение, поскольку его материалы упомянуты не только в энциклопедической литературе, они представлены даже во Всемирном музее камня в Сиднее (Австралия). Каменные орудия труда хранятся в областном краеведческом музее.

 

Памятник достоин того, чтобы именно с этого места начинали знакомство с городом наши гости: здесь жил первый поселенец нашего края. Побывайте здесь. Но, увы, вы не увидите ограды, ухоженной территории памятника, стелы с надписью о его значимости в истории края. Гаражи, ведущая к ним дорога, кучи хозяйственного и строительного мусора, сброшенного в балку…

Местные организации, по закону обязанные охранять древний памятник такого масштаба, относятся к нему совершенно безответственно.

Когда последний раз были на территории стоянки сотрудники Областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры?

Какие меры по охране стоянки были предложены за последние годы Комитетом по культуре одминистрации Волгоградской области?

Нет ответа… Очень жаль, что мы так относимся к памятникам своей истории и культуры. Неужели мы на самом деле «Иваны, не помнящие родства»?

www.volgogradru.com

Национальное жилище. Шалаш - первое жилище древних людей

Решила я познакомить Алешу с разными жилищами человека. Эту тематическую недельку мы проводили уже давненько, но до сих пор еще не выкладывала наш небольшой фотоотчет. Время пришло. 🙂

Большую помощь в проведении тематической недельки мне оказал комплект карточек Мира на Ладошке «Такие разные дома».

Наше знакомство началось с жилища древних людей – пещеры . Сделали и мы свою пещеру, для этого отодвинули диван от стола и накрыли пледом.

Поиграли немного в игру «Я в домике». Я говорю: День, солнышко светит. Дети бегают вокруг меня или по комнате, гуляют. Как только я говорю: ночь наступила, дети быстренько бегут спать в пещеру.

Еще ходили на охоту. Охотились с помощью первобытного оружия – копья на диких зверей. Дикими зверями у нас были различные мягкие игрушки.

Занимались наскальной/настенной живописью в своей пещере. Закрепила на скотч большую бумагу на боковую сторону стола. Выдала детям карандаши и вперед к искусству.

Пещера до сих пор пользуется популярностью, периодически строим ее.

Накрыли его потом зеленым кусочком фетра – это у нас были листья. Ну и поселили в наш обустроенный шалаш человека папу.

Потом мы построили индейское жилище – типи . Его часто называют вигвамом, но это не верно. А Алеша превратился в индейца. Сделала ему повязку из перьев из цветной бумаги. И Алеша снова начал охоться, позаимствовав у древнего человека его копье.

Следующим у нас было знакомство с жилищем северных народов – иглу . Я заранее наморозила строительный материал для иглу. И вместе с Лешей начали строить. Конечно же, мы тоже его заселили - маленькими эскимосиками Лешей и Ирой.

Затем мы отправились погреться в жаркие страны. Построили рондавель . Основу я подготовила из картона, сделала самодельный клей. Намазали его на основу и приклеили кедровые орешки вместо камней. Крышу застелили отрезками пряжи.

Конечно же, поселили в домик целую семью – папу, маму и Лешу. А еще в нашем домике были окошко и дверь, так ведь интереснее играть. Вот, например, Ира и играет.

Не могли мы пройти мимо жилища кочевых народов Азии – юрты . На картонную основу наклеили фетр, сделали дверь из кусочка того же фетра. На крыше соорудили шанырак, просто распечатала картинку и приклеили. И также приклеили по периметру юрты вверху и внизу национальный орнамент.

Потом кочевники стали оседлым народом и стали строить сразу многоэтажные дома. 🙂 Обычные одноэтажные дома и избы мы пропустили.

Построили из мелкого Лего четырехэтажный дом.

Самым интересным для нас оказался дом на сваях . Сделали его тоже из мелкого Лего. Для наглядности взяла противень, набрала туда немного воды и поставила в воду наш дом на сваях. Жителями были человечки из Лего.

Рядом с озером у нас появился многоэтажный дом. А как же ходить в гости друг другу? У жителей домика на сваях оказалась лодка. На ней они переправлялись на берег к своим друзьям в многоквартирном доме.

Но плавать постоянно на лодке оказалось не очень удобно. Тогда мы построили мост, который соединял два наших таких непохожих домика. Так гораздо лучше.

А на лодке наши человечки стали занимались рыбной ловлей. Обычные канцелярские скрепки облепила пластилином, и придала его форму рыбки. Обязательно нужно оставить часть скрепки на виду, чтобы магнит на удочке мог присоединиться. А так как озеро у нас было неглубокое, и рыба в нем не водилась, ловили мы ее в соседнем озере. О, как мы здесь развернулись!

Девочка и мальчик из лего жили в разных домах. Девочка из многоквартирного дома пришла в гсоти к мальчику, который жил в доме на сваях. Мальчик захотел угостить девочку жареной рыбкой. И они вместе поплыли рыбачить. Наловив несколько рыбок, они вернулись в домик. Сырая рыбка не вкусная. Тут нам пригодилась наша самодельная плита и посудка. Часть рыбки мы пожарили, а часть сварили.

И мальчик с девочкой отлично пообедали!

Мы играли так несколько дней – очень было увлекательно!

А чтобы у Алеши в голове отложилась вся информация, я сделала для него альбом «Такие разные дома». В нем я собрала картинки по пройденным нами жилищам человека, краткие особенности каждого и наши фотографии самодельных жилищ, чтобы поддержать Лешин интерес к альбому. Вот несколько страничек.

А еще у нас было лото. Позже выложу для скачивания.

.

В рассказе о легковозводимых жилищах мы дошли уже до самых древних времен. Первые люди, и даже обезьяны использовали простейшее укрытие - шалаш. Читайте как эволюционировали шалаши вместе с людьми и как построить шалаш своими руками.

Шалаш представляет собой самое простое и лёгкое укрытие. Данное укрытие изготовлено при помощи технологии плетения из палок и жердей, а сверху его, как правило, покрывают травой или любыми другими материалами, которые помогут защитить от различных погодных условий.

Согласно мнению историков, шалаш являлся самым первым и примитивным местом жительства, который защищал еще самых древних людей от плохих погодных условий. Впрочем, сейчас доказано, что похожие сооружения делалась и некоторыми животными, в число которых входят также шимпанзе.

Для того, чтобы построить шалаш, не нужно никаких специальных инструментов или трудно добываемых материалов. Каркас шалаша легко сделать из веток, воткнув их в землю или прислонив к любой поверхности. Сверху импровизированную крышу шалаша нужно покрыть тем, что есть под рукой, будь то листья или даже снег, в зависимости от погодных условий. Также отлично подойдет полиэтилен или любая ткань. Крыша шалаша одновременно является и его стеной тоже.

Шалаш может быть совершенно любой формы, в зависимости от желания и возможностей его создателя. Для использования в зимнее время лучше всего подойдут шалаши конусной формы, у которых имеется горловина, способствующая выводу дыма из них. В таких шалашах можно будет разводить костёр, за счет можно получить дополнительное тепло и обогреть достаточное количество людей. Благодаря своей форме, шалаш отлично защищает от перемен погодных условий, поэтому их применяют во время стоянок, которые имеют длительность более суток.

Если в наличии имеются все необходимые материалы, то для того, чтобы построить утепленный шалаш, рассчитанный на несколько десятков человек, нужно всего 4 часа. Вариант попроще можно возвести и гораздо быстрее. Одним из основных достоинств шалаша является скорость его возведения, а также достаточно низкие затраты энергии и материалов. В этом плане шалаш проигрывает только палатке. Сегодня шалаши достаточно часто используют туристы, работники сельского хозяйства, рыбаки и охотники.

Что касается применения шалашей в древнее время, то следующей ступенью в их использовании можно назвать то, что шалаши стали разборными и переносными. В основном, такие шалаши использовали различные кочевые народы. Впрочем, часто можно встретить кочевника с шалашом и сейчас, так как этот вид жилища является одним из самых простых в использовании.

В установке шалашей достаточно большую роль играет выбор правильного места расположения будущего укрытия. Идеальное место для установки шалаша должно быть защищенным от ветра и сырости. Также хорошо, если рядом с шалашом будет источник воды, например, река или озеро. Если шалаш устанавливается в холодное время суток, то далеко не лишним будет также наличие собственной лежанки с собой. Если же её нет, то в качестве лежака можно использовать ветки, прикрытые сверху листьями или травой. Идеально для этого подойдет также еловый лапник.

Шалаш в виде навеса с односкатной крышей.

Для создания шалаша с односкатной крышей вырезаются 2 кола, длина которых составляет 1,5 метра, а диаметр - не менее 5 сантиметров. Колы вбиваются на расстоянии нескольких метров друг от друга. Крайне желательно, чтобы в верхней части колов были разветвления. Это поможет как можно лучше закрепить верхнюю перекладину.

Далее ставят вертикально ещё несколько жердей более маленького размера, на которые впоследствии крепятся продольные и поперечные горизонтальные жерди. После окончания постройки каркаса, крышу навеса можно накрыть любым имеющимся материалом.

Также можно построить и двускатный шалаш. Он делается по такому же принципу.

Постройка круглого зимнего шалаша.

Для зимнего шалаша понадобится несколько десятков палок, толщина которых будет не менее 7 сантиметров, а длина - от 4 метров. Из них строится остов шалаша. При постройке остова нужно помнить, что расстояние между теми концами палок, которые будут стоять на земле, должно быть не менее 50 сантиметров.

После того, как остов установлен, можно вплести между частями каркаса обрешетку, сделанную из коротких сучьев. Впрочем, без обрешетки строить такой импровизированный шатер будет быстрее, чем с ней, но и стойкость шатра значительно упадет. По окончанию работ с остовом поверх набрасывают слой хвойного лапника. Этот слой не должен быть меньше 15 сантиметров.

В верхней части шалаша необходимо оставить отверстие для выхода дыма, которое будет не менее 1 метра в диаметре. Для того, чтобы устроить костер в шалаше, в центре шалаша необходимо выкопать ямку для него, глубина которой будет не менее 15 сантиметров. Чтобы костер лучше разгорался, к нему подводится специальный канал, через который обеспечивается доступ кислорода. Его можно засыпать сверху землей. Сам шалаш снаружи необходимо присыпать снегом, чтобы он плотнее стоял.

Купить или для Вашего ребенка Вы можете на нашем сайте.

Юрта - наверное наиболее известное русскому человеку жилище кочевников. Еще со школы мы все помним, что именно в таких жилищах обитали татаро-монголы, которые не давали спокойно спать русским князьям.

Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово "jurt" имеет общее значение у тюрков - "народ" и пастбище. На киргизском и казахском языках "Ата-Журт" переводится как "Отечество". Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово "дом". С тувинского языка, где слово юрта звучит как "ег", при добавлении к нему окончания "-буле" юрта будет означать "семья".

Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно настатуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживаетсяс 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.

Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, акиргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.

Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.

У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяинажилища.

На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, нопожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.

В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.

Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.

tinki-vinki.ru


Смотрите также