Сенапати древняя индия. Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев. Сенапати древняя индия


Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев.

В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.

Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.

Право Древней Индии.

Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману».

Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает ми­фическому прародителю людей - Ману. На самом же деле они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период учени­чества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государ­ством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказа­ниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи.

Регулирование имущественных отношений.

Несмотря на сохранение общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. В «Законах Ману» перечисляются следующие законные способы приобретения имущества:

  1. Наследование.

  2. Находка.

  3. Покупка.

  4. Завоевание.

  5. Ростовщичество.

  6. Исполнение работы.

  7. Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.

Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.

studfiles.net

Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев.

В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.

Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.

Право Древней Индии.

Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману».

Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает ми­фическому прародителю людей - Ману. На самом же деле они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период учени­чества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государ­ством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказа­ниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи.

Регулирование имущественных отношений.

Несмотря на сохранение общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. В «Законах Ману» перечисляются следующие законные способы приобретения имущества:

  1. Наследование.

  2. Находка.

  3. Покупка.

  4. Завоевание.

  5. Ростовщичество.

  6. Исполнение работы.

  7. Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.

Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.

studfiles.net

Общественный и государственный строй древней Индии. — КиберПедия

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Социально расслоение в Древней Индии привели не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а возникновению особых социальных групп – варн.

· Брахманы – священнослужители, жрецы. Формированию способствовала монополизация ими на определённом этапе отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов.

· Кшатрии – воины, правители. Вначале входила только армия, потом пополнялась местными вождями, главами сильных родовых групп. Существовала особая категория вратья-кшатриев – кшатриев по обету.

· Вайшьи – земледельцы, ремесленники. Первоначально свободная и полноправная часть трудового люда. В классический период вайшьи включаются в категорию податного населения.

Формирование этих трёх групп основывалось на разделении труда, когда труд физический отделялся от труда умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого.

По мере консолидации высших варн – брахманов и кшатриев – складывается особый порядок регулярных отчислений доли сельскохозяйственного продукта – «бали» (налог). Он собирался в пользу «царей». Он постоянно увеличивался, в связи с чем даже вайшьи стали рассматриваться как податное население.

· Шудры – слуги. Эту категорию занимали представители коренного завоёванного населения, а также беднейшие части самого индийского общества, тех его членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении. Неполноправное, зависимое положение шудр (ЗМ) могло сочетаться с их состоятельностью, которая делала эту категорию практически независимым (КА). Главная отличительная особенность – ритуальная нечистота. Дхармашастры закрепляют чёткие религиозно-правовые границы между шудрами и первыми тремя варнами:

o Устраняются от участия в жертвоприношениях, ритуалах (кроме брака)

o Не могли изучать священные книги.

Дхармашастры определяют для каждой варны наследственный круг занятий, тяжесть наказания зависит от принадлежности той или иной варне.

 

Наряду с делением на варны по мере углубление разделения труда, усиления имущественных различий формировались социальные общности, наследственные группы – касты. Выделяются религиозно-ритуальные касты «нечистых», «неприкасаемых», стоящих вне варн индийского общества. Впоследствии каждая каста приобретет более определённое место в кастовом расслоении вместе с профессиональной принадлежностью, степенью участия в решении общинных дел.

 

Закреплённые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида. Черты принадлежности к определённому классу в Древней Индии были присущи рабам.

ü Существовало семь разновидностей рабов (соответственно и семь источников):

o Военнопленный

o Раб за содержание

o Рождённый в доме

o Купленный

o Подаренный

o Доставшийся по наследству

o Раб в силу наказания.

ü Раб был недееспособным, сделки, заключённые рабом, считались недействительными

ü Рабов могли продавать, уплачивая пошлина 20-25%

ü Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.

ü Фактически рабы обладали имуществом, которым не мог владеть хозяин

Рабский труд не был основным, число рабов было невелико и в царском землевладении, и в ремесле.

 

В Индии существовало формы землевладения (или земельной собственности):

· Государственная – завоевания, войны. Одна часть переходила в царские владения (сита), здесь применялся рабский труд и труд зависимых арендаторов. Другая часть переходила учёным брахманам, храмам, монастырям, которые освобождались от налогов, и знати, чиновникам в виде служебных временных пожалований.

· Общинная – земля принадлежала общине. Община имела право неограниченно распоряжаться землёй. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Община получала часть поборов с общинников-крестьян.

· Частная крестьянская – существовала наряду с общинной. Землевладение крестьянина или большой семьи. Также имели широкие права: продажа, сдача в аренду, дарение. Основное ограничение – обязанность платить подати в пользу государства и частных лиц.

 

Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление торгово-ремесленной верхушки среди вайшьев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации-шрени. Позже богатые купцы даже стали принадлежать к варне кшатриев.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Примитивные раннегосударственные образования в Индии начали складываться в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или их союзов. Это были монархии, главенствующую роль в которых играли брахманы. Правители назвались раджи. Они выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель. По мере укрепления власти правителей, при нём создаётся совещательный орган, выросший из советов старейшин – паришад.

Однако в силу исторических причин, главная из которых – варново-кастовый строй, в Индии так и не сложилось сильного централизованного государства. Анализ источников, в основном – КА и эпиграфические – позволяют воссоздать более приближённую к действительности специфическую модель восточно-монархического государства Маурьев:

o Раджа – царь. Царская власть обожествлялась, но не сам царь-человек, который может быть «приверженным к порокам». Религиозные нормы говорят о наличии у царя особой дхармы – обязательства. Если царь будет следовать своей дхарме, тогда народ будет следовать за ним и это приведёт страну к процветанию. Если царь уклонится от её выполнения, то это приведёт его и его страну к гибели.

o Царь имел особую дхарму (обязанность) – охрана подданных. При этом имелась ввиду защита от внешних врагов и внутренних – грабителей, воров, преступников.

o Защищая народ, царь мог заставить его платить налог – бали. Помимо него существовало множество других поборов.

o Царю вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов.

o Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов.

o Должен возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом

o Должен организовывать публичные работы, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений.

КА рекомендует царям проводить политику в двух направлениях: склонять на свою сторону господ и ослаблять их путём подкупа их сторонников.

o Адхъякша – царский порученец. Основная функция – пополнение царской казны от сбора податей, штрафов, различных платежей.

o Аматья – обладатель высокой должности. В узком смысле обозначал круг советников царя:

o Мантрин – главный советник

o Сенапати – главный военачальник

o Верховный придворный жрец

o Пурохита – воспитатель сыновей царя

o Ближайшие родственники.

o Выделялись особые должностные лица:

o «Хранитель границ» (скорее всего соседний зависимый государь) – осуществлял охрану «дорог и торговли»

o «Надзиратель за судами» - следил за порядком в гавани, взимал пошлины с кораблей, отражал нападения пиратов и врагов

o «Ответственный за поимку воров».

Однако привести к определённой системе все указанные в КА должностные лица невозможно. Очень слабо разграничивались полномочия этих должностных лиц.

Рыхлость царства заставляла царя различными средствами обеспечивать государственное единство. Одним из таких средств была пакши – многочисленная и сильная группировка сторонников царя, его советников, родственников, союзников. Однако пакши имели не только цари, что обосновывает наличие предостережения от пакш врагов царя.

 

Местное управление.

Крупнейшими административно-территориальными единицами по КА являлись провинции. Они делились на две группы:

- пять наиболее крупных, руководимых царевичами

- особые пограничные провинции, управляемые другими представителями знати.

 

В состав державы включались:

· полуавтономные и монархические политические образования, зависимые в определённой степени от царей, но сохранившие свои органы управления

· сангхи – олигархические республики

· территории городов, профессиональных объединений (шрени), объединений деревень (деша)

· деревенские общины (грама).

Мелкие территориальные единицы входили в более крупную, не теряя своей автономии.

 

Правосудие.

Существовало две системы судов:

1) Царская. Согласно ЗМ высшей инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или заменяющая его судебная коллегия сабха, состоящая из назначенного царём брахмана и трёх судей. Царю принадлежало право объявлять амнистию. В суде нормы права толковали брахманы, в крайнем случае кшатрии или вайшьи.

2) Внутриобщинная. Существовало две формы «правоохранительных органов»:

a. Прадештары – выполняли главные функции:

i. Разыскивали и карали лиц, получающих нелегальные доходы

ii. Преследовали за преступления «чиновников»

iii. Вели следствие и карали за тяжкие преступления (убийство, воровство, насилие)

iv. Могли по собственной инициативе проводить расследование и назначать наказание

v. Пользовались услугами шпионов

vi. По подозрению мог задерживать обвиняемого

b. Дхармастхи – судейская коллегия из трёх судей. Компетенция распространялась на территорию 10 деревень. Суд начинался здесь по жалобе истца или потерпевшего. Рассматривали главный образом гражданские дела.

Большинство дел рассматривались, также, общинными кастовыми судами.

 

Армия.

Военная дружина правителя играла огромную роль в раннегосударственных объединениях.

Позже на смену пешему войску приходит профессиональное войско:

ü Применяются колесницы, слоны

ü Появляются тяжёлые квадриги

ü Ядро армии – наследственные воины, наёмники, воины отдельных объединений, зависимых союзников, находящиеся на царском обеспечении

ü Армия была кастовой – в основном лишь кшатрии могли носить оружие.

ü Охраняла правопорядок.

 

cyberpedia.su

Древний мир. Страны и племена. Индия. Государственный строй.

Индия в эпоху Маурьев Государственный строй

Еще до объединения государств Индии под властью Маурьев государственная власть носила характер восточной деспотии. В империи Маурьев эта форма государства получила дальнейшее развитие. Среди населения всячески поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царской власти. Однако обожествление личности царя не мешало тому, что дворцовые интриги, перевороты, междоусобицы были в древней Индии самыми обычными явлениями. По свидетельству древних писателей, царь Магадхи был вынужден каждую ночь менять свою спальню, чтобы сбить с толку возможных заговорщиков.

При царе был совет — паришад, состоявший из представителей знатнейших семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Высшими должностными лицами были: главный мантрин, возглавлявший царскую администрацию, сенапати — командующий войсками, пурохита — главный жрец, дхармадь-якша — главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкования законов, астролог и др. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители, руководство которыми находилось непосредственно в руках царя. Царские чиновники получали жалованье либо деньгами, либо, что бывало чаще, натурой.

Основой государственного административного деления было село — грама. Следующую по величине территориальную единицу составляли десять сел, два десятка объединялись в двадцатку, пять двадцаток — в сотню, десять сотен — в тысячу. Во главе всех этих административных округов, за исключением грамы, стояли

чиновники, получающие жалованье. Высшие из них, в ведении которых находилась тысяча сел, подчинялись непосредственно царю. Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, за исключением Магадхи, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или близкие доверенные лица царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями, так как государство Маурьев представляло собой сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчиненных государств и племен оставалась автономной.

Армия индийского царя во время войны состояла из его собственного войска, войска союзников и ополчения племен, подчиненных царю. Источники утверждают, что Чандрагупта в случае войны мог собрать армию до 600 тыс. пехоты, 30 тыс. кавалерии и 9 тыс. слонов. Но постоянная армия Магадхи была значительно меньшей по численности и состояла в мирное время из наемников, получавших жалованье натурой или деньгами. Сухопутная армия комплектовалась из четырех основных родов войск — пехоты, кавалерии, колесниц и слонов, причем боевые слоны были главной ударной силой в сражении. Каждый из этих родов войск имел свою систему управления и свое командование. Кроме того, были еще управления флотом, а также военным хозяйством и снабжением. Вооружение индийской армии было разнообразным, но основным оружием для всех родов войск был лук.

Для содержания государственного аппарата требовались большие средства. С земледельцев-общинников налоги собирались в виде урожая — бхага; согласно источникам, традиционной долей была 1/6, но возможно, что выражение шадбхага (шестая доля) было только условным термином. Брался налог натурой также со скота, с садов и т. д.

Кроме того, свободные земледельцы должны были отработать некоторое число дней в году на строительстве общественных сооружений (вишти — налог трудом). Ремесленники обязаны были в виде налога сдавать царю часть своей продукции, а также в некоторых случаях работать на царя; в источниках упоминается об обязанности ремесленников отрабатывать на царя один день в месяц. Ремесленники отдельных специальностей (например, оружейники) обязаны были сдавать государству всю продукцию.

Немаловажным источником дохода для царской казны были косвенные налоги. Торговые сделки облагались многочисленными пошлинами (шулка), взимавшимися тщательно организованным налоговым аппаратом; уклонение от уплаты торговых пошлин наказывалось очень строго, вплоть до смертной казни. Судебная система была еще примитивна. Уголовные дела разбирал глава исполнительной власти в данном округе. Некоторые наиболее важные дела разбирал лично царь. Приговор исполнялся немедленно. При решении гражданских дел применялось третейское разбирательство. Самым обычным наказанием было членовредительство, особенно за нарушение права частной собственности и за нанесение телесных повреждений; но уже наметилась тенденция заменять наказание этого рода денежными штрафами.

К этому периоду относятся первые попытки кодификации обычного права. “Сборники законов” — дхарма-сутры и дхармашастры не были кодексами законов в современном смысле; это были только наставления, основанные на священных текстах и составленные брахманской школой.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0        

ancient.gerodot.ru

Глава 3. Древняя Индия

§ 1. Образование государства

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Мохенджо-Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, бывшие столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытно-общинного строя. В XVIII–XVII вв. до н. э. хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине 2-го тыс. до н. э. завершил, упадок главных хараппских центров.

Период с середины 2-го тыс. до н. э. до первой половины 1-го тыс. до н. э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.

С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной.

Сначала большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении раджи. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи.

Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником раджи.

Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

Народ облагался налогами. Например, то что раньше являлось добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратилось в обязательный и строго фиксированный налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.

Так на базе родо-племенных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV–III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию и культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

Древняя Индия

Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

studfiles.net