Семейные обычаи древних германцев. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Традиции Германии. Семейные обычаи древних германцев


Род и семья. Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Наиболее тесными связями в обществе древних германцев были связи родственные. Еще в период Великого переселения народов члены отдельных отрядов воинов внутри более крупных групп племен были, как правило, связаны кровным родством. Безопасность отдельного человека в основном зависела от его рода. Весь род обязан был мстить и добиваться возмещения за преступление либо оскорбление, нанесенное отдельному человеку, – и наоборот, весь род преступника был обязан загладить последствия преступления. Если род жертвы преступления не был удовлетворен условиями, которые предлагал род преступника, возникала кровная месть. Кровная месть кажется нам в лучшем случае антиобщественным обычаем, который мог приводить к полному хаосу. На самом деле случаи, когда не удавалось договориться об объеме возмещения, скорее всего, были редки, и разрушительный демон кровной мести сравнительно нечасто вырывался на свободу.

Некоторые юридические вопросы держали в руках старейшины и вожди племен. Эти «судьи», как называет их Цезарь, как кажется, не обладали какой-либо формальной властью. Они не могли заставить преступников или даже тех, кто судился друг с другом, обращаться к ним за судебным решением. Они могли только пользоваться своим влиянием, чтобы уладить спорный вопрос. Цезарь ничего не слышал о существовании у германцев настоящих судов. Примирение или наказание зависело лично от судей или от самих спорящих сторон. К тому времени, как была написана «Германия» Тацита, дела, которые имели значение для всего народа, обсуждало народное собрание. Теперь собрание должно было избирать какое-то количество судей: эти люди путешествовали от общины к общине, решая судебные тяжбы. Каждый судья брал с собой сто человек, которые поддерживали его авторитет и помогали ему советами.

У нас очень мало данных о преступлениях, которые совершались в этот ранний период, и о наказаниях, которые за них полагались. За предательство или дезертирство вешали. Трусов и тех, кто вступал в гомосексуальные отношения, бросали в болота и топили. В торфяных болотах было обнаружено немало тел, которые, судя по всему, являются телами несчастных, чья жизнь окончилась таким страшным образом. Иногда находят ветки, которые придерживают руки и ноги утопленника или просто лежат вдоль тела.

Но за подавляющее большинство преступлений, видимо, полагались штрафы, которые взимались в лошадях или, чаще всего, в коровах. Часть штрафа поступала пострадавшим, часть – народу или вождю.

И Цезарь, и Тацит отмечают, что у германцев целомудрие было в почете. Тацит осуждал современное ему римское общество, сопоставляя римское легкомыслие в сексуальных отношениях со строгостью германцев. И в V в. этот аспект германского характера все еще был достаточно заметным. Сальвиан писал, что готы «предательский, но целомудренный народ», а саксы отличаются не только «свирепой жестокостью, но и удивительной непорочностью». Брачные узы, как отмечают все античные писатели, были для германцев священны. Супружеская неверность считалась позором, и, если адюльтер был доказан, следовала суровая кара. Вплоть до эпохи Великого переселения народов нет никаких упоминаний о проституции. И мужчины, и женщины обычно женились и выходили замуж позже, чем это было принято у римлян (то есть позже, чем в 12–16 лет). Не совсем ясно, насколько же «позже» это происходило, но, скорее всего, речь шла о 17–22 годах. Воины не женились, пока не достигали пика своей физической силы и не доказывали свою отвагу на поле боя.

Возможно, античные писатели рисуют германский брак в чересчур розовых тонах. Из более поздних германских источников очевидно, что в некоторых районах Германии в Средневековье (и, несомненно, в более ранний период) к женам относились не лучше, чем к скотине. Их покупали, как рабынь, и даже не позволяли садиться за один стол со своими «господами». Брак путем покупки зафиксирован у бургундов, лангобардов и саксов, и во франкских законах встречаются пережитки подобного обычая. Многоженство, о котором римские писатели обычно умалчивают, было в ходу у некоторых германских вождей в ранний период, а позднее – у скандинавов и обитателей берегов Балтики, в основном лишь у людей высшего сословия. Многоженство всегда было дорогостоящим делом. Среди некоторых племен было распространено «сати» – жертвоприношение вдовы после смерти вождя. Все это говорит о том, что почетное и самостоятельное положение женщины в обществе, о котором говорит Тацит, существовало в ранней Германии не везде и не всегда.

Из «Германии» Тацита очевидно, что прелюбодеяние могли совершить только женщины. Мужчин за это никак не наказывали, однако неверным женам пощады не было. Муж сбривал такой женщине волосы, раздевал ее и выгонял из дома и из деревни. Археология заставляет полагать, что по крайней мере в некоторых районах практиковалась смертная казнь за прелюбодеяние. На многих женских телах, найденных в северных торфяных болотах, сбриты волосы, в некоторых случаях – только с одной стороны. Один красноречивый пример – четырнадцатилетняя девушка из Виндебю в датском Шлезвиге. Она была найдена в яме на торфяном болоте обнаженной: на шее у нее был кожаный ошейник, а на глазах – узкая повязка. Белокурые волосы девушки на левой стороне головы были обриты почти наголо, на другой – коротко острижены до длины примерно пять сантиметров. Не исключено, что она не была убита взбешенным супругом, а стала жертвой какого-то религиозного ритуала, хотя первое тоже вполне вероятно.

historylib.org

Семейная и общественная жизнь немцев

В общественной и семейной жизни немцев отразились особенности исторического развития страны. Длительное сохранение феодальных пережитков придало их быту некоторое своеобразие. Большое влияние оказала классовая дифференциация, резко выраженная в период капитализма.

Характерные черты семейного и общественного быта, общие для всего немецкого народа, сложились в основном к началу XX в. Многие из традиций сохраняются и в наше время, особенно среди населения ФРГ.

Семья

Следы больших семей остались только в названиях старых поселений с окончанием на -ingen (например Гомаринген, Зигмаринген и т. д.), прежнее население которых состояло из родственных групп— Гомар, Зигмар. Браки в пределах одного селения, которые заключались охотно, так как вели к соединению соседних участков, способствовали образованию родственных поселений. Последнее особенно типично для альпийских труднодоступных областей.

Большинство немецких семей — это малые семьи, состоящие из мужа, жены и детей. Многодетность всегда считалась добродетелью. Однако с 1920—1930-х годов обычным явлением в городах стали семьи с одним-двумя детьми. Многие крестьянские семьи, особенно в альпийских районах Баварии, по-прежнему многодетны.

В городе каждая молодая пара стремилась создать собственное хозяйство и жить отдельно. Однако в семьях, где муж и жена работали, старики-родитслп помогали в хозяйстве и в воспитании детей и входили, таким образом, в состав одной семьи.

В порядке наследования еще недавно придерживались старых обычаев. У древних германцев все дети имели право на наследство, но преимущество принадлежало старшему сыну. В период средневековья этот обычай превратился в майоратное право. Младшие братья и сестры должны были искать заработки на стороне или оставаться в хозяйстве старшего брата на положении батраков. Эти семейные отношения отразились в немецких сказках, где все симпатии рассказчика на стороне младшего, как обездоленного. Значительно меньше распространен обычай минората. В некоторых областях наследство делили между всеми детьми, что приводило к большой дробности владений. В Западной Германии этот обычай сохранился до наших дней.

В деревнях отец передавал хозяйство женатому сыну, а сам переселялся на так называемую часть стариков (Altenteil). Обычно это была худшая часть дома с отдельным входом, пристройка, часть сарая или отдельный домик на усадьбе. Иногда родители оставались в старом доме, а молодой хозяин строил себе новый. Среди городского населения наследником предприятия или дела отца также бывает старший сын. Однако уже в период средневековья продолжать дело могла и женщина — вдова или дочь.

Еще в недавнем прошлом семейные отношения немцев отличались большой патриархальностью, строгим соблюдением традиций. Уважение к старшему и преклонение перед его авторитетом, как в семье, так и в обществе, почтение к чинам (особенно военным), было свойственно господствующим классам, а отчасти и более обеспеченным слоям трудящихся города и деревни. Муж являлся главой семьи, все остальные ее члены должны были повиноваться его воле. Только он мог распоряжаться деньгами и имуществом. Жена имела право лишь на часть своего приданого. Дети воспитывались также в подчинении родителям, что проявлялось даже в обращении к ним —«вы», «господин отец» или «госпожа мать». Воспитание мальчика с раннего возраста обычно было в руках отца. Образование девочки в буржуазных семьях не выходило из сферы ее будущих обязанностей — религия, кухня и дети (знаменитая формула «Kirche, Kiiche, Kinder»). Девушка находилась в зависимости от отца и брата, а замужняя женщина — от мужа. И все же у замужней женщины положение было лучше, чем у незамужней сестры или дочери. Во время второй мировой войны недостаток рабочей силы вызвал увеличение числа работающих женщин. В отсутствие мужчин женщины часто становились во главе семьи.

Авторитет отца признавался также и в семьях рабочих и трудящегося крестьянства. Однако отношения между членами этих семей были проще. Положение женщины в крестьянской семье было более самостоятельным, потому что жена, как и муж, вкладывала в хозяйство свей труд. Дети тоже рано принимали участие в труде. Непосильная работа, плохие бытовые условия приводили к высокой детской смертности.

К внебрачным детям относились с презрением, их окружали унизительными ограничениями. Однако в селах, да и в городах, фактически брачные отношения часто начинались до свадьбы, особенно после помолвки.

Пережитки более свободных отношений между молодежью сохранились в виде различных обычаев, часто шуточного характера. Так, на масленицу и в майские праздники (выбор майских жениха и невесты — Mailehen) молодой человек выбирал девушку, которая в течение года считалась его партнершей по танцам и т. д. В Рейнской области этот обычаи соблюдался еще в 1920-е годы. Нередко такие отношения заканчивались браком. Заключали браки обычно родители; иногда договаривались о будущем браке еще маленьких детей. С семейными событиями связаны многочисленные обряды и обычаи, сложившиеся в основном к началу XX в.

Свадебные обычаи и обряды

Главные этапы свадебной церемонии — сватовство, помолвка, вечер перед свадьбой (Р olterabend) и само свадебное торжество, продолжавшееся три-четыре дня. Частично эти обычаи сохраняются и сейчас, особенно в деревнях.

Сват, обычно родственник или друг жениха, вел иносказательные речи в доме невесты о покупке товара, о горячей каше и т. д. Если ему хотели отказать, то подавали пустую корзину. Как в городах, так и в деревнях значительное событие — помолвка, после которой брак считался решенным. За расторжение помолвки пол-агалось возмещение деньгами. Само же заключение брака, особенно в городах, нередко откладывали на несколько лет, пока будущие супруги не обзаводились своим хозяйством и квартирой. Несмотря на введение в конце XIX в. обязательной гражданской регистрации брака, большинство венчалось в церкви.

Польтерабенд невеста справляла в своем доме с подругами, жених —у себя с друзьями. Шумный характер этого праздника, сопровождавшегося часто битьем посуды «на счастье», сохранился до наших дней.

В качестве приглашающих на свадьбу выбирали лиц, известных остроумием и находчивостью. В середине XIX в. приглашение имело стихотворную форму с прибаутками. Постепенно приглашение на свадьбу стало делом профессионалов. Еще в 1930-е годы в костюме приглашающего сохранялись черты традиционной одежды — цилиндр, пестрый шейный платок, букетик цветов в петлице, украшенный лентами жезл. Только жених и невеста из бедных семей приглашали гостей сами.

Деревенская свадьба представляла собой дело всего коллектива односельчан, который брал на себя часть расходов. По обычаю, жених и невеста собирали муку, масло и яйца со всех жителей деревни, а в XX в.— с соседей. Свадебный день начинался с перевозки приданого в дом жениха, за возом шла корова. Праздник устраивали в доме жениха, а по городскому обычаю — в трактире.

Многие свадебные обряды уходят своими корнями в далекое прошлое: символическое похищение невесты, выкуп ее, почетные танцы невесты с родными жениха, надевание чепца на молодую, как знак перехода на положение замужней. С заключением брака соединялись гадания о будущем и ряд магических действий, имевшие целью обеспечить благополучие будущей семьи.

В настоящее время в ГДР упростилась традиционная семейная обрядность. Свадьба, как и рождение и похороны, отмечается теперь часто по- граждански, среди рабочего коллектива. Свадебное торжество нередко устраивают в Доме культуры.

Обычаи, связанные с рождением детей и совершеннолетием

С рождением ребенка также связан ряд обычаев. Наряду с практическими было много магических приемов. Так, при трудных родах отпирали двери, замки и развязывали узлы. Высокая смертность природах в крестьянских и рабочих семьях была вызвана отсутствием медицинской помощи. Нередко крестьянки рожали во время полевых работ. По старым представлениям считалось, что мать и новорожденный могут подвергнуться влиянию злых сил. Особенно опасным считали время до крестин: мать не должна была выходить из дому, ребенка также не выносили на воздух. В горных районах молодежь в день крестин стреляла из ружей, чтобы отогнать злых духов. После возвращения из церкви крестины отмечали праздничным обедом. Этот обычай соблюдается и в настоящее время.

Особенное внимание обращали на вщбор крестных. Число их достигало трех, реже — пяти-шести человек (у мальчиков — больше мужчин, у девочек — больше женщин). В обязанности крестных входило дарить крестникам подарки в знаменательные дни: в дни рождения, при поступлении в школу и т. д. Поэтому часто старались выбрать крестных из числа зажиточных людей. На свадьбе и на похоронах крестные играли большую роль, чем родители. Новорожденного обычно называли йо имени одного из крестных или в честь святого, в день которого он родился; среди католиков особенно часты имена «Иосиф» и «Мария». В период нацизма усиленно возрождались древнегерманские имена.

В отличие от установленного церковью празднования крещения (в настоящее время в ГДР зачастую заменяемого торжественным наречением тше- ни), дню рождения прежде не уделялось внимания. Католики справляли именины; день рождения праздновался сначала только в протестантских кругах. В настоящее время этот обычай распространяется все шире, В день рождения преподносят подарки, зажигают свечи (и по числу лет и, кроме того, еще одну свечу, как символ жизни), но это обычай не повсеместный. Часто празднование дня рождения переносят на более удобное время, например на субботний вечер; но заранее день рождения не справляют, так как, по поверью, это может привести к несчастью.

Важным событием в жизни юношей и девушек считалось совершеннолетие, отмечавшееся большей частью по-церковному (конфирмация у протестантов, коммунион—у католиков). Молодежь надевала новые праздничные платья, в бедных семьях — лучшие платья. В деревнях, где сохранилась народная одежда, и сейчас девушки носят в этот день специальные нарядные костюмы.

В быт немцев ГДР в настоящее время входит обычай посвящения молодежи (Jugendweihe), связанный с традициями немецкого революционного движения. Его цель — подготовка молодежи к жизни взрослых, к участию в социалистическом строительстве. Молодежь слушает выступления известных деятелей науки, искусства, ветеранов революционного движения, знакомится с различными сторонами хозяйственной жизни страны, расширяет и углубляет свои знания.

Погребальные обряды

Меньше сохранилось обычаев и поверий, связанных со смертью и похоронами. Необычные звуки, шумы, разбитое зеркало, нарушение хода часов рассматривались как признаки приближения смерти. В деревнях о смерти хозяина дома сообщали животным и плодовым деревьям. Некоторые действия были связаны с верой в загробную жизнь; так, клали в гроб хозяйственные предметы ж личные вещи умершего (трубку, монеты и т. д.). В дни поминовения умерших, на пасху, в день всех святых родные приходят на кладбище. Уже в средние века среди имущих классов — феодалов и богатых горожан — было принято устраивать пышные похороны. Погребальные обряды усложнялись, создавались роскошные наследственные склепы на кладбищах, могилы в часовнях и под церквями, а в эпоху барокко на стенах церковных нефов стали писать эпитафии. Еще в XX столетии существовали похороны первого, второго и третьего классов и, как последняя ступень, — убогие похороны для бедных.

В Баварии еще бытуют старинные погребальные обряды: например, установка специальных досок мертвеца (предшественники гроба) у мостов, перекрестков, часовен (см. главу «Австрийцы»). Здесь сохранились пережитки культа черепа. Черепа раскрашивали и отдельно устанавливали в occydiipimx(Beinhaus). На месте, где произошел несчастный случай, ставят столбы с иконами — Marterl.

Общественная жизнь

Общественная жизнь в Германии была тесно связана с деятельностью политических и профессиональных организаций. В эпоху капитализма, с ростом рабочего движения в середине XIX в. появились первые крупные профсоюзы. В конце XIX в. образовались партии, выражавшие интересы основных классов Германий. Эти партии просуществовали до 1933 г. К партиям правящих классов относилась консервативная партия (в 1918 г. часть ее вошла в состав так называемой Немецкой национальной народной партии), представлявшая дворянство и прусских юнкеров. Во главе католической партии центра (с 1918 г. Христианско-демократическая народная партия) стояла промышленная буржуазия и землевладельцы, в ее состав входила и часть мелкой и средней буржуазии, а также часть рабочих-католиков из юго-западных районов. Большинство немецких рабочих состояло членами социал-демократической партии. В конце XIX и начале XX в. в этой партии все большую силу приобретают оппортунистические тенденции. В этот же период в социал-демократической партии формируется левое крыло, оппозиционно настроенное по отношению к оппортунистическому руководству. Это крыло стало основой Коммунистической партии Германии. Коммунистическая партия — основная партия рабочего класса — оформилась в период революционного подъема, в 1918 г. К началу 30-х годов она стала одной из самых сильных партий Германии.

Еще с середины XIX в. в Германии широко распространились ферейны (Verein), возникшие в первой половине XIX в. Они представляли собой объединения оппозиционно настроенных кругов бюргерства. Однако вскоре ферейны приобрели аполитичный и даже реакционный характер. Число их особенно возросло в конце XIX— начале XX в. Многие из них строились по принципу землячества (саксонцы, баварцы и т.д.), общности интересов (например спортивные, певческие) или классовой и сословной принадлежности. Члены ферейнов проводили вместе часы отдыха в определенном «локале» (пивной), ресторане или кафе за одним и тем же столом, коллективно отмечали праздники, обсуждали общественные или политические новости. Многие из современных ферейнов ФРГ сохраняют эти традиции. В конце XIX в. распространились националистические объединения. В это время появились реакционные студенческие корпорации, известные даже за пределами Германии. Отличительные знаки на рукавах, головные уборы определенного цвета были обязательной принадлежностью Членов такой корпорации. Еще недавно они имели свой устав, несколько напоминающий уставы средневековых цехов. В 20-х и 30-х годах XX в. эти корпорации стали и поставщиками кадров для черного рейхсвера.

В период фашизма все партии и организации за исключением фашистских были запрещены. Коммунистическая партия, ушедшая в подполье, была единственной партией, продолжавшей борьбу с фашизмом. Вокруг нее сгруппиро валась наиболее жизнеспособная часть социал-демократической партии ь другие прогрессивные силы.

Общественная жизнь в ГДР

Реформы, проведенные в ГДР, ликвидировали социальное неравенство, демократизировали жизнь страны и внесли огромные изменения во все стороны быта населения. Свидетельством роста и укрепления демократических сил народа явилось само образование Германской Демократической Республики. В ГДР обеспечено активное участие широких масс в управлении государством. Благодаря единству самого большого класса ГДР—рабочего класса—произошло объединение двух основных его партий—коммунистической и социал-демократической—в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). СЕПГ — руководящая и направляющая сила социально-экономического некультурного развития страны; она стоит во главе национального фронта демократической Германии, объединяющего прогрессивные силы немецкого народа. Значительную роль в общественной жизни ГДР играют и другие демократические партии — Христианско-демократический союз (объединяет верующих разных слоев населения), Демократическая крестьянская партия Германии, Национально-демократическая партия (объединяет ремесленников, мелких торговцев и других представителей средних слоев городского населения) и Либерально-демократическая (объединяет главным образом мелкую и среднюю буржуазию).

Массовая организация — Союз свободной немецкой молодежи объединяет немецких юношей-и девушек. Основная задача Союза — воспитание активных строителей социализма. Члены Союза совместно обсуждают общественные вопросы и свои повседневные дела, проводят вместе часы досуга. В другой массовой организации — Демократическом союзе женщин Германии — около 2 млн. членов.

Большинство многочисленных певческих и спортивных обществ, а также кружков самодеятельности связано с профсоюзами и с Союзом демократического обновления Германии.

Заметное влияние на общественную жизнь немцев ГДР оказало установление равноправия женщин как в обществе, так и в семье. Юридическое равенство с мужчинами (законы об охране прав женщин и детей, равное право на труд, равная заработная плата) сделали положение женщин независимым.

Большую роль в этом сыграло освобождение женщин от многих домашних забот путем создания детских садов, яслей, сети общественного питания и т. д. Против консервативных мещанских взглядов на семейное и общественное положение женщин ведут борьбу общественные организации, особенно Демократический союз женщин Германии. Женщинам ГДР предоставлено право свободного выбора профессии. Среди них много активистов, передовиков труда. Женщины занимают ответственные административные и общественные посты. Так, по данным 1960 г., женщины составляли около одной четвертой части депутататов народных советов.

Как отмечалось выше, в ГДР некоторые старые, в том числе религиозные, праздники и обряды исчезают или изменяют свое содержание. Упростилась традиционная семейная обрядность. Рождение, похороны, свадьба отмечаются теперь часто по-граждански, среди рабочего коллектива. Само свадебное торжество нередко устраивают в Доме культуры.

В праздновании календарных праздников сохраняются лучшие народные традиции; многие из этих праздников стали выражением особенностей нового быта. Большой осенний праздник — День урожая — стал днем подведения итогов трудовой деятельности в сельскохозяйственных кооперативах. Сохранился также старый праздник пастухов Тюрингии. Участники его одевают старинные костюмы, проводятся традиционные состязания, в том числе игра на рожках. Собравшиеся обсуждают деловые вопросы, обмениваются опытом работы.

Торжественно отмечают 1 Мая и новые праздники — День Освобождения (8 мая) и День установления Республики (7 октября). В эти дни утром происходят демонстрации трудящихся, а вечером — народные гулянья с выступлениями артистов.

Общественная жизнь в ФРГ

Совершенно иначе развивается общественная жизнь в ФРГ. Политическая власть и главные экономические позиции по-прежнему находятся в руках крупной буржуазии. Крупная буржуазия и землевладельцы стоят во главе правительственных партий (основные из них — Христианско-демократический союз и Свободная демократическая партия). Руководство ХДС имеет крепкие связи с католическим духовенством; среди рядовых членов Союза много крестьян, городской средней и мелкой буржуазии, а также рабочих, особенно из католических областей ФРГ.

Возобновившая свою легальную деятельность после поражения гитлеризма коммунистическая партия была вновь запрещена в ФРГ (17 августа 1956   г.). Рабочих-коммунистов и сочувствующих им увольняют с работы, преследуют и бросают в тюрьмы.

В сложнейших условиях подполья коммунисты продолжают борьбу за мир, за воссоединение Германии на демократической основе, за улучшение жизни трудящихся.

Одной из самых крупных партий в ФРГ является социал-демократическая партия, сформированная в 1945 г. на основе одноименной партии, действовавшей до 1933 г. Она пользуется влиянием среди части рабочих, интеллигенции и некоторых других слоев городского населения. Правое руководство этой партии проводит политику, мало отличающуюся от политики правящего Христианско-демократического союза. Большинство профсоюзных лидеров, которые являются выходцами из рабочей аристократии, тесно связано с руководством социал-демократической партии. Значительная часть рядовых членов партии, которые не забыли, к чему ведет такая политика, расходятся с руководством во мнениях по ряду важнейших вопросов (о милитаризации страны, о воссоединении Германии и др.).

Широкое распространение получили организации профессионально-корпоративного типа. Члены их часто принадлежат к различным социальным слоям. Самая крупная организация среди сельского населения — Крестьянский социальный союз — объединяет как крупных землевладельцев, так и представителей остальных слоев крестьянства. Многие мелкие крестьяне и сельскохозяйственный пролетариат, хотя и не состоят членами Союза, однако находятся под его влиянием. Союз оказывает воздействие на направление хозяйства той или иной области, установление цен и т. д.

Особенно многочисленны различные сословные и профессиональные объединения среди горожан. По строго классовому принципу построен Союз промышленников. Многие организации — объединения врачей, юристов, адвокатов отличаются замкнутостью; участие в них обязательно, но вступление связано с большими трудностями и денежными затратами. От средневековых городских гильдий эти организации унаследовали внешние признаки — костюм, надеваемый в торжественных случаях, церемонии принятия в члены и т. д. Кастовым духом проникнуты союзы чиновников. Очень многочисленны организации служащих различных предприятий — железной дороги, страховых обществ и т. д. Для объединений такого рода особенно характерна внешняя патриархальность во взаимоотношениях их членов— совместное проведение праздников, воскресных дней, экскурсий и т. д. Имеются и более крупные объединения, например Союз свободных профессий— организация среднего сословия, состоящая из более мелких союзов. Прикрываясь демагогическими фразами о «защите сословных интересов», об «общности интересов сословий» крупная буржуазия использует эти организации в своих целях, стремясь изолировать трудящихся разных профессий друг от друга, отвлечь их от борьбы за свои интересы, внести раскол в движение за демократизацию страны.

В последние годы крупные монополии еще более усилили наступление на права трудящихся; правительство ФРГ стремится ликвидировать демократические свободы.

Срыв проведения демилитаризации и денацификации в ФРГ наложил отпечаток на всю жизнь страны. В послевоенные годы созданы различные милитаристские и националистические организации (часть их существовала еще в период господства фашизма), землячества, союзы переселенцев и т.д. Милитаристская пропаганда распространяется посредством кино, радио, литературы и т. д.

Многие бывшие нацисты занимают ответственные посты в правительстве и армии. В то же время антифашисты подвергаются преследованиям. Такие организации, как Демократический союз молодежи, Демократический союз женщин Германии в ФРГ запрещены. Агрессивная политика правящих кругов ФРГ вызывает недовольство среди трудящихся. Растет и крепнет движение за ^ир.

В борьбе за мир участвует Немецкий союз мира, созданный в 1960 г. и объединяющий прогрессивные силы ФРГ.

Семейному быту немцев ФРГ, так же как и общественной жизни, присущи все основные черты, свойственные странам капитализма. Права женщин по-преяшему ограничены, заработная плата их нередко составляет около 60% заработка мужчины, хотя равноправие женщин провозглашено конституцией ФРГ.

Закон 1957 г. предоставил женщинам некоторую свободу, в частности право работать без обязательного согласия мужа. Следует отметить, что число работающих женщин в ФРГ велико — в 1957 г. они составляли 43,6% всех трудящихся. Большинство их вынуждено работать, чтобы содержать семью.

Религия продолжает играть большую роль в общественной и семейной жизни населения ФРГ. Учебные заведения находятся под прямым или косвенным влиянием церкви, в стране имеется большое число конфессиональных школ. Католические семьи и сейчас отличаются большей религиозностью и приверженностью к традициям, чем протестантские. Католики строже соблюдают религиозные и народные обычаи, связанные с семейными событиями и календарным циклом.

lib7.com

Традиции Германии

Германия – это страна литературы, философии и музыки. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить, что культурные традиции Германиитолько в области музыки представляли в разные времена такие известные композиторы какБетховен, Шуман, Бах, Шуберт, Штраус, Брамс, Вагнер. А если добавить сюда таких немецих художников как Клее, Дюрера, Ханса Гольбейна Младшего, Грюневальда и таких писателей как Шиллер, Гёте и Лессинг, то картина станет предельно ясной.

Можно добавить к вышесказанному, что в каждом крупном немецком городе есть отличный оркестр, а лучшей в мире филармонией признана филармония Берлина. Ежегодно на территории страны проходит более 70 крупных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известный в городке Байройт (Бавария), где представляют Вагнеровские оперы.

Большое место в культуре и традициях Германиипринадлежит философии. Величайшей фигурой культуры Германии, вне всяких сомнений, является философ, драматург, художник, поэт и учёный - Йохан Гете. Его великая работа «Фауст» - классика мировой драматургии.

Национальные традиции Германии связаны и с её архитектурой.В стране находится огромное количество замков и резиденций, а настоящими городами-музеями принято считатьБерлин и Мюнхен.

Свадебные традиции в Германии

Традиции свадьбы в Германиив чем-то схожи с традициями других европейских стран, в чём-то отличны от них.  

Символом помолвки, как и многих народов мира является кольцо, которое немцы стараются спрятать в торт или в бокал с шампанским, чтобы сделать своей любимой сюрприз. Кольцо, которое дарит мужчина при помолвке должно быть дороже, чем обручальное кольцо. Обручальное кольцо немки носят на безымянном пальце правой руки, а подаренное при помолвке на этом же пальце левой.

Традиции и обычаи Германии, связанные с церемонией бракосочетания и свадьбой у местных жителей передаются из поколения в поколение. 

За два дня до радостного события слияния двух сердец проводят Polterabend - вечеринку перед свадьбой.

По народному обычаю невеста должна разбить в собственном доме глиняную посуду, что должно отогнать от молодожёнов злых духов, которые стремятся нарушить их будущий союз. Черепки невеста и жених должны собрать вместе.

Хорошей традицией является совместная посадка молодожёнами куста или дерева.

Основная часть свадеб проходит в Германии по субботам или пятницам. Самый популярный день в году для бракосочетания – Троица.

На церемонии обязательно должны присутствовать ветви мирта – вечнозелёного растения, которое символизирует в стране жизненную энергию и благословение.

Во время свадьбы невесту обязательно должны похитить, а "проглядевшему" ей жениху придётся заплатить за спасение любимой приличный выкуп.

Семейные традиции Германии

В Германии с особым трепетом относятся к членам своей семьи. Большинство немецких мужчин обустраивают своё жилище собственными руками и передают свои умения собственным детям.

Явление, когда молодожёны остаются жить вместе с родителями в стране кране редкое. В связи с этим воспитанию детей уделяется особое внимание с ранних лет их жизни. Их учат быть самостоятельными и понимать, что родители очень часто бывают занятыми.

Также в Германии практически не практикуют присмотр за детьми бабушкой или дедушкой. Почти всегда, когда родители работают, за ними присматривает няня.

Дети, в основном рано покидаю отчий дом, и после этого возвращаются туда лишь изредка – погостить.

Стоит отметить, что и престарелые родители никогда не возвращаются к своим детям. В основном, они поселяются в доме престарелых, в котором за ними осуществляют надлежащий уход. 

Кулинарные традиции Германии

Немцы традиционно любят картошку и мясо.  На завтрак местные жители обычно едят холодное мясо, яйца, сыр, булочки и выпивают кружку кофе или чая. Хотя некоторые немцы сейчас отказываются от столь калорийного начала дня, предпочитая всему вышеперечисленному мюсли или кукурузные хлопья.

Как правило, из-за плотного завтрака обед у немцев состоит сардельки, которую можно купить в одном из местных кафе. А вот на ужин немцы с аппетитом съедают тарелку сосисок или клецок.     

Национальный напиток Германии – пиво. Пиво здесь имеет высочайшее качество при очень доступной цене. Эталоном можно считать Баварское пиво.

Традиции и праздники Германии

Традиции празднования пасхи в Германии

Двумя неотъемлемыми составляющими пасхальных традиции в Германии

являютсяпасхальные яйца и пасхальный заяц. Яйцо является источником всего живого, а заяц – символом плодородия. Также необходимо упомянуть

пасхальную свечуипасхальный огонь. Пламя символизирует Христа, который воскрес после смерти.

По традиции на Пасху в Германии люди красят яйца. Родители в этот светлый праздник прячут крашеные яйца, а также шоколадных зайцев и другие сладости от своих детей, которые потом ищут их в саду или дома.

Рождественские традиции в Германии

Рождество в Германии – это традиционныйпраздник, и один из немногих дней в году, когда под одной крышей должны собраться все члены семьи.

Католики и протестанты праздную Рождество24-26 декабря. 24 декабря именуется Сочельником. 

Православные немцы празднуютего 6-7 января. Практически все семьи украшают на Рождество елку. На многих улицах также появляются нарядные вечнозелёные деревья.

Несмотря на то, что немцы склонны к модернизации и постоянному улучшению своей жизни,старинные культурные традиции народов Германии они хранят с особой бережностью.   Не забывайте об этом, если будете писать о традициях в Германии реферат. Ведь в одной из наиболее развитых стран мира запросто можно увидеть охотника в зелёной одежде, черного как смоль трубочиста в цилиндре и костюме, а также женщин в традиционном баварском платье дирндл…

Традиции германии фото    

www.tur-tips.ru