Семейное право древнего рима. Лекции и задания УрГЮА / История(ИГПЗС и ИОГП) / Заруба краткий курс / 14. Эволюция брачно-семейного права в Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Брачно-семейное и наследственное право в Древнем Риме. Семейное право древнего рима


Семейное право в Древнем Риме.

Вопросы:

  1. Римская семья

  2. Брак и приданое.

  3. Прекращение брака и имущественные отношения супругов.

  4. Правоотношения детей и родителей.

  5. Опека и попечительство.

Римская семья

Сущность римской семьи вытекает из сущности родства согласно древним римским обычаям. Виды родства:

  • Когнатское родство. Все родственники – когнаты. Это кровное родство по прямой и боковым линиям. Я, мои родители, мои брат и сестра – когнаты, но по прямой линии.

  • Агнаты – агнатское родство. Это лица, которые не находились в кровном родстве с домовладыкой. Это было юридическое родство, формальное родство. То есть все те, кто подчинялись домовладыке. Это приемные дети, невестка. Лицо подпадало под власть домовладыки. Если мы говорим о формальном родстве, то среди агнатов числились также рабы, скот, земля, здания, сооружения. Все члены семьи назывались «суи», то есть свои. Домовладыка - отец – «суи юрис», сам себе господин.

Характерные черты римской семьи:

  1. Сын домовладыки обладал всеми политическими правами с наступления своего совершеннолетия. НО!!! Сын не имел фактической имущественной правоспособности, поскольку был жив его отец. За всю семью отвечал отец. Не всегда сына прельщала роль «долгоожидающего человека». Но был выход: эта процедура троекратной продажи сына в рабство. Только эта процедура освобождала сына из-под власти отца при его жизни. Процедура – спектакль. Если проходила эта процедура, то сын лишался права на наследство.

  2. Имущество семьи – коллективная собственность, но распоряжался ею домовладыка. Сын имел право заключать сделки, но все полученное от них шло домовладыке. Домовладыка не нес никаких обязательств по этим сделкам, кроме тех случаев, когда сын причинял вред кому-либо. С развитием торговли и предпринимательства в римском обществе произошли определенные изменения в имущественном положении сыновей:

  • Появился институт пекулия. Пекулий – сын при жизни отца имел право получить в собственность определенное имущество, за счет которого он жил. Это могло быть: несколько акров земли, торговая лавка, ремесленная мастерская.

  • Получение сыном почетного звания

  • Эмансипация (дословно «снятие руки») по воле самого домовладыки.

  1. Дальнейшее развитие римского общества привело к вытеснению родства агнотического и господству родства когнатического. Родные дети стали преобладать над усыновленными. Это стало происходить, потому что в Риме участились случаи, когда не кровные родственники в семьях стали выполнять роль рабов. Римляне приняли ограничение, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница не менее 18 лет.

Брак и приданое

Брак, по Модестину – это союз мужа (патор фамилиас) и жены (матер фамилиас), общность всей жизни, основанная на праве божеском и человеческом. Римляне изобрели обручальное кольцо. Кольцо – вечность!

Виды брака:

  1. Брак с властью мужа (хум ману). Традиционный брак, когда жена полностью попадала под власть мужа. Это сама древняя форма брака, которая напоминала продажу.

  2. С развитием экономических отношений возникает второй вид брака – брак без власти мужа (сине ману). Ежегодно жена должна была исчезать из дома не менее чем на трое суток подряд, при этом муж не имел права ни о чем спрашивать. Но если ты в течение года находишься под его властью, то ты переходишь в первый вид.

  3. Неправильный брак - конкубинат. Это сожительство официальное без создания семьи. Применялся в случае невозможности вступить в официальный брак. Пример: сенатор и актриса (проститутка в Риме). Дети, рожденные в конкубинате, считались незаконно рожденными. При этом конкубинат отличался от блуда.

Условия вступления в брак:

  1. Согласие брачующихся и согласие домовладыки. Но если домовладыка уклонялся от согласия, не мотивируя свое поведение, в таких случаях вмешивался претор и брак осуществлялся без согласия домовладыки.

  2. Брачный возраст по старому римскому праву мужчин – 14 лет, женщин – 12 лет. Брак – прежде всего переход имущества.

  3. Дети не должны состоять в браке.

  4. Жених и невеста должны иметь равное правовое положение.

  5. Брачующиеся не могут быть кровными родственниками.

  6. Юридическое оформление брака:

  1. Религиозная церемония – поедание лепешек. В храме Юпитера в присутствии жрецов ставилась корзина с лепешками и жених с невестой их хавали. Кто больше съедал лепешек, тот и главный. Самая древняя церемония.

  2. Манципация невесты. Покупка невесты в присутствии свидетелей 5.

  3. Отсутствие всяких церемоний. Это порождало брак без власти мужа и конкубинат.

Приданое

Приданое – это имущество, которое невеста приносила в дом жениха. Когда были древние формы брака, все приданое сразу же было собственностью мужа. Был введен особый статус приданого. Приданое – это материальный взнос для выгоды всей семьи, а не мужа. При разводе не по вине жены (смерть мужа) приданое возвращается отцу жены. При разводе по инициативе мужа (прелюбодеяние жены) в таком случае приданое оставалось у мужа в качестве компенсации за моральный вред.

Приданое не отождествлялось с личным имуществом супруги, полученным до брака. Муж не мог отчуждать имущество, составляющее приданое жены (особенно недвижимость) без согласия жены.

Расторжение брака

Односторонние заявления о расторжении брака принимались лишь в следующих случаях:

  • Прелюбодеяние

  • Насилие

  • Неспособность к семейной жизни

  • Бездетность жены.

Установлена обязанность вступать в брак. Мужчины с 25 до 60 лет, женщины с 20 до 50 обязаны были вступить в брак. В противном случае они не могли быть наследниками по завещанию. Вводился налог на безбрачие.

studfiles.net

25) Брачно-семейное право в Древнем Риме

Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу (pater familias).

Типичной формой брака был брак с властью мужа (cum manu mariti). Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не имел самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (агнатами). Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Отсутствие в древнейший период юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т. е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и согласие самих брачующихся. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таблиц, но вскоре (445 год до н.э.) был отменен законом Канулея. Брак мог заключаться в различных формах, в том числе путем религиозного обряда в виде фиктивной покупки жены (по типу манципации) или же в результате фактического совместного проживания мужа и жены в течение года. В последнем случае власть мужа не возникала, если жена ежегодно отлучалась из дома мужа 3 ночи в году.

Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных условиях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).

Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Древнейшее римское право знало также опеку, которая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расточителями.

В римском праве архаического периода существовало два способа наследования имущества умершего домовладыки. По общему правилу оно переходило к детям или внукам умершего ("подвластным") или к другим агнатам, состоявшим с ним в ближайшем родстве. Только в случае отсутствия агнатов имущество передавалось сородичам умершего. Очень рано в Риме возникает и передача наследства по завещанию, хотя первоначально нельзя было завещать имущество при наличии детей. Поскольку завещание рассматривалось как исключение из нормального порядка наследования, оно, как правило, утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое могло истребовать эту вещь у наследника.

26) Легисакционный, формулярный и экстраординарный процессы в Риме.

Легисакционный процесс. Подавляющее большинство судебных дел в Древнем Риме рассматривалось в частном (гражданском) порядке. С древнейших времен особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стадии судебного производства: "ин юре" (in jure) и "ин юдицио" (in judicio).

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были явиться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог "наложить на него руки", т. е. поступить с ним как с неоплатным должником. У претора истец в торжественной форме заявлял свои претензии к ответчику. В случае, если ответчик соглашался с истцом, процесс завершался на первой стадии. Но, как правило, ответчик также в торжественных выражениях заявлял о своем несогласии. Совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, называлась "легис акцио" (legis actio), а отсюда и сам процесс получил название легисакционного. Было выработано пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них (legis actio per sacramentum) заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело в пользу казны. Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители сторон и защитники (адвокаты). Если одна из сторон без уважительных причин не являлась в суд, то проигрывала дело. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для приведения его в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

ФОРМУЛЯРНЫЙ ПРОЦЕСС: Эта форма судопроизводства представляет собой

основу развития всех остальных форм процесса. Охарактеризовать ее в качестве

основополагающей позволяют следующие особенности: во-первых, она впервые

позволила участникам процесса отойти от жестких формальных условий легисакционного процесса, что намного ускорило развитие права, во-вторых, именно благодаря ей окончательно утвердился новый вид права – право преторское, посредством которого стало возможным достаточно быстрое и гибкое реагирование законодателя на все изменения в правовой системе той эпохи.

Своим возникновением формулярный процесс обязан «сложившемуся несоответствию между нумизматической и правовой ситуациями эпохи». К тому моменту времени система привлечения к ответственности и размеры наказаний в денежном выражении, закрепленные в использовавшемся тогда обычном праве уже не были равноценны правовому характеру нарушений законности. Это поставило вопрос о необходимости создания новой системы воздействия на нарушителей существовавшего порядка и ее законодательной базы. Начало создания таких средств защиты прав относится к периоду, предшествующему их законодательному закреплению, однако только с принятием правовой базы нововведений формулярный процесс и формирующееся в его результате преторское право получили приоритетное значение в области судопроизводства. « Отныне претор был волен не только отказать в цивильном иске, но и навязать сторонам новые правила». До вступле ния в силу lex Iulia iudiciorum privatorum, отменившего в 17г.д.н.э. легисакционную форму процесса, в Риме существовали обе процессуальные формы. Как и легисакционный, формулярный процесс проходил в две стадии. Отличие состояло лишь в том, что претор из простого арбитра спора превращался в лицо, разбирающее спор по существу. В результате первичного рассмотрения претором последний составлял так называемую формулу, обязывающую судью, который окончательно будет рассматривать спор, вынести решение, исходя из указанных в преторской формуле условий.

Все формулы имели постоянную общую структуру, и тем самым напоминали старые

формальные условия процесса, но в содержательном плане они не исключали его

обновления в случае необходимости урегулирования новых видов правоотношений. В связи с этим мы считаем необходимым более подробно остановиться на понятии самой формулы, ее внешней и содержательной структуре.

ФОРМУЛА (formula). В литературе не содержится четкого определения формулы, но некоторые авторы (например проф Дождев) делают попытку определить формулу через определения ее составных элементов:

- adiudicatio (присуждение) имеет место в делах о разделе общей собственности и разделе границ и содержит указание судье присудить, сколько следует тому, кому следует

- Intentio (интенция) – это часть формулы, в которой излагается претензия истца. Она так же называет право, на котором обосновано требование истца

- Demonstratio (демонстрация) – часть формулы, в которой излагается состав дела, ги потезу. Она называет юридические факты и акты, которые создали право истца и обязанность ответчика

- Condemnatio (кондемнация) – часть формулы, в которой судье предоставляется власть осудить или оправдать ответчика, при этом предметом присуждения может быть только денежная сумма (ответчик будет обязан ее уплатить). Судебное принуждение к совершению какого-либо действия или к выдаче спорной вещи в натуральном выражении не допускалось.

Кондемнация могла быть определенной (con demnatia certa) и неопределенной (incerta). Первую содержали иски, указывающие конкретную сумму в интенции,

все остальные содержали вторую. Формулы также подразделялись на составленные

на основе факта (formula in factum concepta) и на основе права (formula in ius concepta). Первые имели место в случаях, когда разрешение иска было основано на эдикте претора, вторые – если основанием выступало ius civile.

Таким образом, порядок составления и содержание формулы практически исчерпывающе определяли все существенные особенности формулярного процесса.

ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ ПРОЦЕСС. Экстраординарная форма процесса (когниционное производство) возникла как противопоставляемые формулярному процессу судебные разбирательства с особой процедурой.

Ординарным этот вид процесса был признан в 342 г. в связи с отменой формулярного процесса. С I в.н.э. ряд магистратов, не обладавших ранее юрисдикцией, получил право принимать к производству дела, не передавая их в суд. Категории дел, подлежащих такому рассмотрению включали в себя дела по банковским операциям, установлению прохода, опекунству и т.д. Особое развитие эта форма процесса получила в провинциях, где связь между административной и судебной властями была наиболее тесной. Впоследствии, распространившись практически повсеместно (к III в.н.э.) эта форма процесса стала носить ярко выраженный административный характер, и постепенно вытеснила все иные формы судопроизводства.

Основным отличием данной формы процесса от предыдущих являлось то, что при

когниционном производстве исчезает фигура частного судьи, и все дело рассматривается одним магистратом (или чиновником). Утрачивают свое значение формулы и судебные договоры, а решение судьи становится приказом государственного органа, а в круг административных полномочий судьи входит назначение судебного разбирательства на конкретный день. Другой важной особенностью экстраординарного процесса стала возможность заочного разбирательства дела на основании материалов этого дела при участии только истца.

Что касается доказательств, то их форма осталась прежней, но при этой форме процесса появилась возможность истребовать вещь в натуральном выражении, чего раньше быть не могло.

Таким образом, экстраординарная форма процесса представляет собой отличную от предыдущих форму судебного разбирательства, характеризующуюся высокой

степенью гибкости, наличием тесной связи с административным управлением и

появлением некоторых новых элементов судопроизводства, таких как заочное

разбирательство.

studfiles.net

§ 5.4. Семейное право Древнего Рима

Римское право знало два вида брака: Cum Manu – брак, уста-навливающий власть мужа над женой, и Sine Manu – брачное сожительство с равноправием супругов.

Вступление в брак Cum Manu Неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатиче-ской семьи мужа.

Второй вид брака – это брак Sine Manu, Не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывала в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; со старой семьей ее связывала агна-тическая связь.

Законы XII таблиц допускали установление власти мужа над женой путем своеобразной «приобретательной давности» – истечение года непрерывной совместной жизни с женой. Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, могла предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, таким образом она прерывала срок давности.

Заключение брака Cum Manu Требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак Sine Manu Рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака Sine Manu Было актом неформальным.

Брак Cum Manu Мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения брака Sine Manu Достаточно было

инициативы жены.

Lex Iulia De Adulteriis (18 г. до н. э.) Установил уголовную от-ветственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу кото-рых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения.

Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети, рожденные от такого сожительства, имели право наследовать имущество после смерти своих родителей.

В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н. э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им.

При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина – только если у нее трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.

Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.

Обручение проходило в форме стипуляции – устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху.

В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.

Римское право знало три способа установления manus:

А)  confarreatio (брак патрициев),

Б)  coemptio,

В)  usus.

Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.

Coemptio – это плебейская форма брака, совершаемая как «воображаемая» покупка жены мужем. Вероятно, в архаические времена присутствовала подлинная покупка жены. Coemptio производилось в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи – а именно, земля и рабы (в форме mancipacio).

Usus представлял своеобразное применение приобретательной давности к области брачных отношений.

Условия вступления в брак.

1. Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.

2. Согласие на брак. В древнейшие времена согласие давали отцы семейств. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам, подвластным домовладыкам, нужно было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того лица, кто мог занять место paterfamilias жениха в будущем. Так, согласие на брак внука давал не только его paterfamilias, – дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключенного брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. 3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена.

Личные и имущественные отношения супругов Были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась власти мужа, который мог продать ее в кабалу, наложить любое взыскание – вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущесвенных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми.

Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял юридического положения, в котором находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество в таком браке управлялось раздельно в своих частях как мужем, так и женой. Жена могла вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещались лишь дарения между супругами. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т. п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое – dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов.

Основания прекращения брака.

Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:

1) в случае обращения одного из супругов в рабство;

2) с утратой одним из супругов римского гражданства;

3) с изменением семейного положения, устанавливающего недопустимую степень родства между супругами. Например, при усыновлении отцом невесты ее мужа;

4) по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;

5) по воле одного из супругов в браке sine manu.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность договора нексум?

2. Охарактеризуйте виды древнеримского права?

Вопросы для подготовки к семинару

1. Общая характеристика законов XII таблиц.

2. Правовой статус рабов по законам XII таблиц.

3. Обязательственное право по законам XII таблиц.

4. Семейное право по законам XII таблиц.

Список рекомендуемой литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М., 2005.

2. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. – М., 2005.

4. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права за-рубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. – Ростов-н/Д, 1994.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З. М. Черниловского. – М., 1994.

6. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М., 2003.

7. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. – М., 1991.

ТЕМА VI. Салическая правда // § 6.1. Общая характеристика Салической правды

Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V – начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.

По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.

Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.

Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.

Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.

К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.

Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней совсеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.

Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».

По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.

Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разру-шение изгороди.

Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.

О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.

Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.

В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.

О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.

Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.

Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

< Попередня   Наступна >

radnuk.info

Брачно-семейное и наследственное право в Древнем Риме

В классический период Древнего Рима, в связи с разложением патриархальной семьи, большое изменение претерпело брачно-семейное и наследственное право.

Характерной чертой классической эпохи является прогрессирующие разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже ко II в. н.э. выходит из употребления, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влечет за собой автоматически возникновения власти мужа. Становится распространенной новая форма брака без мужней власти (sine manu mariti). Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семьей, сохраняла определенную имущественную самостоятельность, получала некоторые права в отношении детей.

Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них. На общем фоне кризиса римского рабовладельческого общества ослабли и семейные связи, разводы стали обычным явлением. Широкое распространение получил так называемый конкубинат - неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Стремясь преодолеть негативные явления в сфере семейных отношений, император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность. Даже из двух консулов преимущество по службе получал тот, у кого было больше детей.

В связи с участившимися разводами, задевавшими интересы и богатых римских семей, были введены новые правила, касающиеся приданого, с тем, чтобы гарантировать положение состоятельных римлянок, часто становившихся жертвами в браках, в которые мужчины вступали исключительно из корысти. Хотя приданое по-прежнему считалось собственностью мужа, последний должен был использовать его в целях устройства совместной жизни и терял его в случае развода. Со времени Августа муж не мог отчуждать земельный участок, полученный им в качестве приданого, без согласия жены или ее родственников (когнатов).

Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи. Сыновья нередко получали от отца особое имущество (пекулий) для занятия земледелием, ремеслом или торговлей. Юридически собственником пекулия и всего того, что было приобретено сыном, считался отец. Но фактически пекулий все более обосабливался, особенно когда речь шла о земельном участке, выделенном сыну в связи с его поступлением на военную службу. Практически сын получал такую землю в собственность, мог оставить ее своим наследникам и даже вступать по поводу данного имущества в сделки со своим отцом.

Ряд изменений претерпел и институт опеки. Преторским эдиктом была установлена ответственность опекуна за ведение дел подопечного. Постепенно исчезает опека над взрослыми женщинами, и в постклассический период их дееспособность фактически была уравнена с дееспособностью мужчин.

Смягчение суровой отцовской власти, скреплявшей ранее патриархальную семью, определило также основные направления развития и наследственного права. Преторским эдиктом был значительно расширен круг наследников, куда помимо подвластных членов семьи (агнатов) были включены также эмансипированные дети умершего, когнаты вплоть до шестой степени родства, пережившая мужа супруга. Ослабление былого значения агнатской системы родства и признание в наследственном праве когнатского родства, основанного на кровной связи, было постепенно закреплено в императорском законодательстве.

Преторский эдикт изменял и форму завещания, установление которого уже не требовало использования сложной процедуры (с помощью "меди и весов"). Завещание, как правило, стало составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы. Лишь солдатские завещания в период принципата не требовали каких-либо формальностей. В постклассический период наряду с частными завещаниями, которые составлялись в присутствии семи свидетелей, в практику вошли так называемые публичные завещания, позаимствованные из греческого права, составляемые в присутствии магистратов с внесением в протокол местных властей или с передачей на хранение в императорский архив. Усиливаются ограничения завещательной свободы. Так, не признается юридическая сила за завещаниями, в которых без достаточных оснований лишались имущества законные наследники. Увеличивается при составлении завещаний размер обязательной доли (до 1/3 имущества) для законных наследников.

В классический период более широкое распространение получило установление в завещаниях легатов (завещательных отказов), согласно которым наследник обязан был выдать определенную часть имущества указанному наследодателем лицу. Для защиты интересов наследника в законодательном порядке в I в. до н.э. было установлено, что при выдаче имущества в виде легатов он может сохранить за собой по крайней мере одну четверть наследства. Распоряжения о выдаче части имущества какому-либо лицу давались и без составления завещания (например, лицам, которые формально не могли быть наследниками по завещанию - перегринам, женщинам и т.д.). Такие распоряжения, получившие название фидеикомиссов, не были первоначально обязательны для наследников. Но в период императора Августа им была придана юридическая сила. В постклассический период (особенно в кодификации Юстиниана) большинство фидеикомиссов практически слились с легатами.

 

studentu.info

14. Эволюция брачно-семейного права в Риме

14. Эволюция брачно-семейного права в Риме.

Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу (pater familias).Типичной формой брака был брак с властью мужа (cum manu mariti). Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом sui juris, т. е. имел самостоятельный семейный статус. Об обладал полной правоспособностью. В древнее время власть его была очень большой, со временем власть домовладыки начинает смягчаться.

В древнем Риме родства подразделялись на 2 вида:

  • агнатское

  • кагнатское

Агнатское – родство по подвластности.

Кагнатское по крови.

А в древнейший период агнаты – это те, кто объединялся под властью домовладыки. Если взрослый сын женился, приводил в дом жену, она становилась агнадкой под властью отца. При этом порывает юридическую связь с родным отцом, наследовать будет в новой семье.

СО временем по мере ослабления агнатское родство вытесняется кагнатским. Жена сына при этом не прерывает связь с семьей, наследует от родного отца.

Правовое положение жены во многом зависит от форм брака:

  1. cum manu ( с властью мужа)

  2. sine manu ( без власти мужа)

Наиболее ранний cum manu – он соответствовал агнатскому родству.

Заключение брака:

  • покупка невесты с помощью меди и весов

  • религиозная форма, с участием жрецов, 10 свидетей, обряд – вкушение хлеба.

  • Становление брака в результате фактического сожительства ( если живут 1 год)

При этой форме брака жена полностью зависит от отца мужа. Развод только по предложению мужа. Позднее во время 12 таблиц появляется брак sine manu. Он заключается:

  • Без особых формальностей

  • Для того, чтобы брак не перерос в cum manu. Жене следует уходить к семье на 3 дня, прерывать сожительство.

Брак sine manu соответствует кагнатскому родству. Жена остается под властью своего отца, либо отстается самостоятельной. При этом она сама распоряжается своим имуществом, за исключением приданного, но и для приданного существует отпределенный регламент, а именно:

  • Было запрещено мужу отчуждать недвижимость, поступившую в качестве приданного, если не было прямого согласия жены.

Развод был возможен по инициативе и той и другой стороны. Муж считался сильнее и выбирал место жительства, жена получать имя и сословие мужа.

Изменено правовое положение детей. Раньше власть отца над детьми была бесконечной. Со временем она смягчается. Сын мог занимать какие-то должности в органах, но все равно подчинялся отцу.

Уже при Цезаре военные пикули. Все приобретения сделанные на военной службе становились его собственностью.

В 4 в. Получает распространение воен пикули. Все приобретения, сделанные на любом общ приобретении сына становится собственностью сына.

Изменен правовое положение детей: свободно рожденные copur

Умолен правоспособность:

  1. максим: потеся статуса свободы

  2. метия – средняя, потеря статуса гражданства

  3. мишема – с изменением семейного статуса.

studfiles.net

Брачно-семейное право в Древнем Риме

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКА АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА БАЗЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

КОНРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

на тему: «Брачно-семейное право в Древнем Риме»

Выполнила:

студентка 1 курса

заочной (ГВД) формы обучения

Матвеева А. С.

Преподаватель:

_________________________

Дата предоставления работы

«____» __________ 2007 г.

Москва 2007 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… .3

Глава I . Римская семья .......................................................................................4

1. Общие черты римской семьи…………………………………………...4

2. Власть домовладыки .........................…………………………………...5

3. Эманципация........................……………………………………………..6

4. Усыновление……………………………………………………………..7

Глава II . Имущественные отношения. Брак ………………………………...9

1. Брак ………………………..……………………………………………..9

2. Приданое …….…………………………………………………………13

3. Предбрачный дар……………………………………………………….18

Заключение ……………………………………………………………………...20

Литература ………………………………………………………………………21

Введение

Римское право, в том числе и его нормы касательно брачно-семейных отношений, составило скелет европейского права. Несмотря на то, что в ходе истории, древние нормы претерпели ряд существенных изменений, передаваясь из одного источника в другой и из уст в уста – по-прежнему ничто так прямо не причащает страждущего к профессиональным таинствам юриспруденции, как ознакомление с римским правом.

Объектом изучения данной работы является римская семья, как основная ячейка общества, определяющая гражданский статус римлянина, круг его основных прав и обязанностей.

Чтобы разобраться во всех тонкостях брачно-семейных отношений, необходимо хоть на миг стать микробиологом и рассмотреть эту клеточку - семью, из которой формируется единый организм – государство. Именно такую цель ставит перед собой данная работа.

Глава I . Римская семья

1. Общие черты римской семьи

Римская семья характеризуется выраженной властью домовладыки (pater familias) и патрилокальным браком, когда жена приходит в дом к мужу, имея единственное предназначение – самовоспроизводство.

В древности семейство стоилось на эсхатологическом убеждении, выразившемся в культе предков (sacrafamiliares) и ретроспективном счете родства – agnatio (прирождение, рожденные после), принимавшем во внимание только лиц, объединенных общим семейным культом.

Главенство старшего агната – мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства – в семейном культе, его ответственность за продолжение семейства, посредническая связь между предками и живыми фиксируются правом как власть (potestas) над всем комплексом лиц и имущества, объединенным генеалогической идеей – familia.

Уже в предклассическую эпоху (367-17гг до н. э.) господствующим типом семейного объединения становится малая патриархальная семья, когда со смертью домовладыки все его непосредственные нисходящие оказываются главами собственных семей. Таким образом, семья объединяет в себе не более трех поколений агнатов. Малая семья ориентирована на продолжение существования во времени отдельного мужчины и отказывается от ретроспективного мышления, однако по-прежнему строится на патриархальном принципе и агнатическом родстве. Представление о первоначальном единстве семейной группы удержалось в институте умаления правоспособности в связи с прекращение агнатической связи (capitisdeminutiominima).

Смена статуса, когда лицо alieniiuris становится personasuiiuris, происходит у ближайших нисходящих со смертью домовладыки без умаления правоспособности и потери родства. Несмотря на то, что сами они становятся домовладыками в своих семьях, они сохраняют права, связанные с принадлежностью к одной агнатской группе.

Ретроспективная ориентация агнатической связи отражала иррелевантность отцовства нисходящей линии (stirps - колено) от любого актуального домовладыки. Преемником на посту владыки, опекуном по закону и куратором в случае безумия владыки считался ближайший к предкам, то есть обычно представитель того же поколения, к которому принадлежал и актуальный владыка, а в случае отсутствия первого – старший в следующем поколении. С утверждением малой семьи этот принцип искажается: ближайшим агнатом домовладыки считается сын, а на практике – брат данного лица, поскольку агнатическая связь как таковая получала значение при отсутствии нисходящих в малой семье.

Принцип счета родства у римлян исходит из стабильности и определенности прародителя, когда смена владыки не сказывается на структуре семейства: степень родства исчислялась по числу рождений до общего предка и обратно. Так, в первой степени родства состоят непосредственные восходящие и нисходящие (сын и отец), родные братья – уже во второй степени, как дед и внук, двоюродные братья – в четвертой степени (два рождения до общего деда и два обратно). Эта же система прилагается и к кровным родственникам – когнатам (cognatio – сорождение, рожденные вместе), поскольку в малой семье и агнатсво и когнатство совпадают.

2. Власть домовладыки (patria potestas)

Все свободные домочадцы (рожденные в законном браке и усыновленные) пребывали во власти их домовладыки. Объем этой власти определялся самой ее природой, связанной с ответственностью главы семейства за продолжение существования и не был ограничен никаким частным правом домочадцев.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitaeasnecis). Однако это право могло пресекаться публичной властью, когда владыка действовал не из дисциплинарных соображений. При Константине за произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь, как за убийство кровного родственника. В 395 г. власть владыки наказывать подвластных ограничивается воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается.

Домовладыка имел право не признать новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный своим отцом становился членом семьи и подпадал под власть главы семейства. В противном случае (например, при явном уродстве) дитя выбрасывалось. Эта власть первоначально ограничивалась только контролем соседей и родственников.

Домовладыка был правомочен манципировать своих домочадцев третьим лицам в возмещение ущерба или в качестве рабочей силы. Однако еще Ромулом, а позже и Таблицами продажа сына более трех раз запрещена, в противной случае, следовала утрата отцовской власти как санкция. Запрещалось также продавать женатого сына: хозяйственное использование подвластного, приступившего к деятельности по созданию рода, считалось недопустимым. От отцовской власти освобождала и однократная продажа дочери.

3. Эманципация (emancipatio)

Запрет, выраженный в законе, позволил понтификам разработать способ искусственного прекращения состояния во власти посредством троекратной манципации третьему лицу. После каждой манципации доверенное лицо, друг, которому по предварительной договоренности манципировался подвластный, отпускал его на волю законным способом.

В постклассический период (IV-V вв) древняя процедура эманципации отмирает. На Западе ее заменяет заявление домовладыки перед курией в присутствии семи свидетелей, на Востоке – рескрипт императора. Утверждается принцип, по которому освобождение из-под власти не допускалось без согласия подвластного.

Запрещается выбрасывание младенца под угрозой утраты власти домовладыки, принуждение дочери к проституции и продажа новорожденного, кроме вызванной крайней нуждой всего семейства.

4. Усыновление (arrogatio, adoptio)

Усыновление представляет собой способ установления patria potestas над чужими детьми, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris.

Усыновление persona sui juris - arrogatio - первоначально производилось публично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины, в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшего совершеннолетия, было исключено. Поскольку «adoptio naturum imitatur» (усыновление подражает природе), между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо patria potestas могла принадлежать только ему. Arrogatio, утвержденное законодательным органом - народным собранием, тем самым приобретало публично-правовую окраску.

В последующем необходимость в санкционировании arrogatio народным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом. Важно лишь объявить об этом публично. В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, а само усыновление оформлялось императорским рескриптом.

Усыновление persona alieni juris - adoptio - означало по сути дела смену pater familias, которому подчинялся подвластный, и, следовательно, влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Соответственно такому ее назначению и сама процедура adoptio слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patria potestas, под которой он находился до сих пор, а на втором -- его вступление под patria potestas усыновителя.

Для освобождения подвластного сына от patria potestas необходима была, как отмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластный лишь выходил из-под patria potestas, не становясь в то же время persona sui juris. Поэтому после того, как «продажа» сына совершалась в третий раз, «покупатель» не отпускал его «на свободу», а в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе с подвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя.

mirznanii.com

Семейное право в Древнем Риме

В то же время на жене, матери лежало воспитание детей, она являлась хозяйкой дома и хранительницей семейного очага. Ее моральное, социальное и политическое значение в семье и римском обществе неуклонно возрастало.

И, наконец, о способах заключения брака. Брак cummanu мог быть заключен в следующих трех формах. Первая форма (confarreatio) – при по­средстве религиозного обряда. В присутствии жрецов и десяти свидетелей брачующиеся приносили жертву Юпи­теру, совершали ритуальные действия и вкушали особый хлеб. Вторая форма состояла в совершении обряда mancipatio, который первоначально, вероятнее все­го, означал реальную куплю-продажу невесты, а позже – это всего лишь фикция продажи и форма установления брачных уз. Наконец, третья форма брака – по давности (usus). При годичном непрерывном осуществлении бра­ка он приобретал юридическое значение. Но жена могла избегнуть установления над собой власти мужа, если проводила три ночи подряд вне его дома. Такое могло повторяться ежегодно и, по существу, вело к установле­нию особой, "неправильной" формы брака (sine manu), при котором власть мужа не устанавливалась над личностью и имуществом жены.

Брак sine manu . С течением времени – в период поздней республики – власть мужа над женой заметно ослабляется. На смену браку с мужней властью пришел брак без мужней власти – sinemanu.

Для нас особый интерес представляют браки sinemanu – без мужней власти, которые были типичны в классический и постклассический периоды развития римского государства. Они преобладали благодаря превращению семьи в союз потребителей и возрастанию хозяйственной и общественной самостоятельности женщины.

Вступление в брак sinemanu не влекло изменения правосубъектности женщины. Если до вступления в брак жена была personasuijuris (лицо своего права), то и после вступления в брак она оставалась лицом своего права.

Причиной появления новой формы семьи и брака явилось разложение прежней патриархальной семьи. Брак без мужней власти возникал из простого брачного соглашения и заключался без особых формальностей, хотя при нем могли совершаться какие-либо обряды, например, введение невесты-жены в дом мужа. Брак sinemanu основан на равенстве супругов. При этом жена сохраняла самостоятельность (personasuijuris), если обладала таковой, но получала имя и сословное положение мужа, его местожительство было для нее обязательным. Все же жена не становилась агнаткой семьи мужа, и потому дети от такого брака не имели юридической связи с матерью. Личные права мужа над женой не столь всеобъемлющи, как при браке с мужней властью. Лишь в случае прелюбодеяния муж имел право убить жену, но с течением времени и это право исчезает.

При браке sinemanu жена имела имущественную обособленность. Даже дарения супругов друг другу, чтобы гарантировать их иму­щественную раздельность, считались ничтожными. Одна­ко расходы на ведение домашнего хозяйства возлагались на мужа, а в случае cпopa o том, кому принадлежит та или иная вещь, устанавливалась презумпция, что это вещь мужа (пока жена не докажет обратного).

Имущественная раздельность супругов проявлялась и в том, что они не наследовали один другому, могли вступать между собой в договорные отношения - во все дозволенные гражданско-правовые отношения (покупать, занимать и т.д.). Однако между ними исключались иски о бесчестии (infamia), признавалось необходимым ограничивать размер взыскания по суду из имущества одного супруга в пользу другого, "дабы не ста­вить должника в бедственное положение". В поздней республике римские женщины обладали не только имуще­ственной самостоятельностью, но нередко и значительны­ми материальными богатствами, что в немалой степени обеспечивало их независимость от мужней власти.

В период империи укрепляется личная и имущественная самостоятельность жены. Так, если при Августе мужу было запрещено отчуждать принесенные в приданое земельные участки и другую недвижимость без ясно выраженного согласия жены, то при Юстиниане мужу запрещалось отчуждать приданое и при согласии жены. Таким образом, муж хотя юридически и оставался собственником dos, но фактически являлся не чем иным, как простым пользователем dos на время брака (dos остается мужу лишь в случае развода по вине жены, в качестве штрафа для последней). Сложился афоризм: "Хотя приданое находится в имуществе мужа, но принадлежит жене".

Так постепенно складывалась римская система имущественных отношений между супругами. Принцип юридической раздельности имуществ, ничему не мешающий при браках хороших, но наилучшим образом гарантирующий обоих супругов при браках плохих, лежит в основе этой системы.

Влияние римского частного права на основные начала гражданского законодательства России общеизвестно[2] . В связи с этим представляется интересным провести некоторую параллель в области регулирования имущественных отношений супругов в римском частном праве и российском семейном праве.

В отличие от древнеримского частного права, имеющего длинную историю института dos, современное семейное право России не знает института приданого, и поэтому взаимоотношения российских супругов по поводу приданого лишены какой-либо правовой регламентации.

Современное российское семейное право устанавливает законный и договорный режимы имущества супругов[3] .

Законным режимом супружеского имущества является режим совместной собственности. Суть его состоит в том, что все имущество, нажитое супругами в браке, является их совместной собственностью, независимо от размера вносимых каждым из них на приобретение этого имущества средств, даже если между доходами мужа и жены существует большая разница. Более того, право на общее имущество имеет и тот из супругов, кто занимался ведением домашнего хозяйства, осуществлял уход за детьми, не имел самостоятельного дохода по другим уважительным причинам (п.3 ст.34 СК РФ). Таким образом, супруги обладают равными правами на общее имущество. В этом проявляется один из основных принципов российского семейного права – принцип равенства супругов – главное отличие от регулирования имущественных отношений в римском частном праве.

Законодательство Российской Федерации закрепляет также положение о том, что помимо имущества, входящего в состав совместной собственности супругов, существует имущество, принадлежащее каждому супругу в отдельности (добрачное имущество; имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования; вещи индивидуального пользования каждого из супругов за исключением драгоценностей). Этим имуществом каждый супруг вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться. При разделе общей собственности супругов и определении их долей это имущество не учитывается.

Все это говорит о существовании элементов раздельности имущества супругов при режиме совместной собственности. Наличие признаков режима раздельной собственности супругов роднит имущественные отношения супругов современной России и Древнего Рима (речь идет об имущественных отношениях супругов в браке sinemanu).

Современное семейное законодательство допускает, наряду с императивным методом урегулирования имущественных отношений супругов, их диспозитивное регулирование. Супругам предоставлена возможность самостоятельно определять свои имущественные права и обязанности в период брака и на случай его расторжения. Заключая брачный договор, супруги сами устанавливают правовой режим владения, пользования и распоряжения имуществом.

Согласно ст.40 СК РФ, брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. В силу требования п. 2 ст. 41 СК РФ брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Заключение брачного договора предоставляет возможность супругам и лицам, вступающим в брак, отступить от режима совместной собственности супругов. В частности, супруги вправе установить режим совместной долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов (п. 1 ст. 42 СК РФ).

Пока заключение брачного договора в России не получило широкого распространения. Нужно полагать, что и в будущем большинство лиц не будет заключать брачный договор, если их имущество состоит преимущественно из предметов потребительского назначения. Но введение в семейное законодательство России брачного договора не означает, что все лица при вступлении в брак или в период брака обязаны заключать такой договор. Закон лишь предоставляет право заинтересованным супругам самостоятельно определять свои имущественные взаимоотношения в браке, но не обязывает их к этому.

Как видим, наряду с императивными методами регулирования имущественных отношений супругов, действующее семейное законодательство России допускает и уполномочивающие, диспозитивные нормы, которые дают возможность заинтересованным лицам самостоятельно определять свои отношения с другими людьми не только в сфере семьи, но и наследования, обязательственных отношений и т.п. Таким образом, идеи частноправового регулирования имущественных отношений, берущие начало именно в римском частном праве, безусловно сохраняют свое значение и в настоящее время.

Конкубинат ( concubinatos ) . От брака sinemanu следует отличать такое ставшее заметным в семейном праве поздней республики явление, как конкубинат (concubinatos) – дозволенное законом (постоянное, а не случайное) сожительство мужчины и женщины.

mirznanii.com