Самый древний способ пропитания. Общество охотников и собирателей Общество охотников и собирателей- самый древний способ пропитания. Оно состояло из небольших групп (20-60 человек)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социобиологическая эволюция общества. Зоологические объединения. Человеческое стадо. Самый древний способ пропитания


3)Классификация общества по способам производства.

28. Классификация общества по способам производства.

В основании типологии можно положить способ добывания средств существования, т. е. способ производства. Согласно этому критерию, все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы:

• общество охотников и собирателей,

• общество огородничества,

• общество скотоводов,

• земледельческое общество,

• индустриальное общество.

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из небольших кровно-родственных групп (их называют локальными группами, а также трибы), состоящих из 40-60 человек и отделенных друг от друга огромными пространствами. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, находились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества.

На смену ему пришли два других типа общества и способа производства – скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом). Скотоводство – более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы – отличительные признаки индустриального общества.

В середине ХХ в. американский антрополог У.Голдшмидт предложил обобщенную модель базовых типов общества:

1. кочевые общества охотников и собирателей;

2. оседлые общества охотников и собирателей;

3. огороднические (раннеземледельческие) общества;

4. скотоводческие общества;

5. аграрные общества;

6. индустриальные общества[2].

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

studfiles.net

Социобиологическая эволюция общества. Зоологические объединения. Человеческое стадо.

1. Стадо предлюдей (обезьянолюдей) - члены которого постоянно держались вместе и поддерживали отношения, знали друг друга и отличали «своих» от «чужих».2. Разложение стада предлюдей 2 млн лет назад 3. Стадо людей (праобщина) 1,5 млн лет назад 4. Первобытная община (родоплеменной строй) 40 тыс. лет назад 5. Соседская община 10 тыс. лет назад (и до XX в.) 6. Раннее и зрелое государство 5 тыс. лет назад (и до XX в.)

В отечественной науке первобытным человеческим стадом, или праобше-ством (праобщиной), принято называть формирующееся общество. основной единицей первобытного общества на всех этапах его развития была первобытная община, состоявшая из парных семей. Община и семья — основные и универсальные ячейки. Род никогда не имел экономических функций, его роль в основном сводилась к регулированию брака. СП. Толстов, пользуясь критерием уровня раз­вития производительных сил, вычленил три основных этапа первобытной истории: первобытное человеческое стадо (становление первобытного обще­ства — начинается с употребления орудий), первобытная община (зрелость первобытного общества — начинается с введения орудий для производства орудий) и военная демократия (превращение первобытного общества в клас­совое — начинается с освоения металла).. Ю.И. Семенов постро­ил другой типологический ряд: праобщина (первобытное человеческое ста­до), раннепервобытная (раннеродовая), позднепервобытная (позднеродовая) и протокрестьянекая (первобытная соседская) общины. В той и другой клас­сификации, как мы видим, присутствует понятие человеческого стада.

В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архан-тропов и стадию палеонтропов С кроманьонца на­чинается новая страница всемирной истории — формируются локальные группы, роды, племена, а затем и вождества.

Таким образом, время существования питекан­тропов выпадает на длительный и очень трудный период разложения стада предлюдей, зарождения в его недрах человеческо­го стада. С питекантропа началось формирование человеческого стада, а не­андертальцем оно закончилось. Следующий историко-эволюционный тип — кроманьонец, это уже время первобытной общины, рода, племени, а затем и вождества.

Чрезвычайно важным моментом социальной эволюции, по мнению Эн­гельса, было приспособление верхних конечностей не только как дополни­тельной опоры при передвижении или каких-то хватательных движений (ска­жем, при лазании по деревьям), но и для выполнения элементарных трудо­вых операций.

Развитие руки и трудовой деятельности стало толчком для перевода био­логической эволюции на путь эволюции социальной. Происходит качествен­ное изменение всей хозяйственной жизни— от простого прикармливания человек переходит к собирательству, т.е. к систематическому поиску расти­тельной пищи, транспортированию на стоянку, складированию и хранению ее для будущего потребления.

Отложенное потребление, т.е. не поедание найденного сразу на месте, а накопление впрок, — характерная черта нового отношения к собирательству. Другая особенность — использование простейших орудий труда, скажем, палки-копалки.

Таким образом, человеческое стадо — группы первобытных людей, объ­единялись для совместного выживания. Заслуги перед человечеством этой формы социальной организации людей — борьба со своей зоологической природой и окончательная победа разума над инстинктами. Структурные элементы первобытной культуры — тотемы, табу, верования, заповеди, тре­бования обычного права, моральные нормы — были прямо направлены на обуздание зоологических инстинктов членов первобытного стада. Они пред­ставляли собой культурные формы регулирования страстей, желаний, вле­чений, вражды и т.п.

 

20. Письменные и дописьменные, сложные и простые; охота и собирательство, огородничество, пастушество и земледелие.

Если в качестве главного критерия выбирается наличие письменнос­ти, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие зву­ки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

общества также делятся на две группы — простые и сложные. Критерием выступает число уровней уп­равления и степень социального расслоения. В простых обществах нет ру­ководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные пле­мена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах существу­ют государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение людей.

Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-пер­вых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти груп­пы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к предста­вителям правящего класса (группы).

Гордон Чайлд'11 выделил следующие признаки сложных обществ:

♦ расселение людей по городам;

♦ развитие неаграрной специализации труда;

♦ появление и накопление прибавочного продукта;

♦ возникновение четких классовых дистанций;

♦ переход от обычного права к юридическим законам;

♦ зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид;

♦ появление заморской торговли;

♦ возникновение письменности, математики и элитарной культуры.Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государ­ство, стратификация, цивилизация.

все общества с древнейших времен до наших дней можно раз­делить на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индуст­риальное общество.

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответ­ственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводчес­ким обществом). Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) ди­ких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному вы­ращиванию окультуренных злаков.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, пись­менности — необходимых признаков цивилизации. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (про­мышленность). Наступила эра индустриального общества.

megalektsii.ru

Общество охотников и собирателей Общество охотников и собирателей- самый древний способ пропитания. Оно состояло из небольших групп (20-60 человек)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:ИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Урок по обществознанию в 6 классе Учёные выделяют ступени развития общества прежде всего по способу добывания средств существования и формам хозяйствования I ступеньОбщество охотников и собирателей II ступеньобщество огородничества III ступеньОбщество скотоводов,земледельческое общество Промышленное (индустриальное)общество ТРАДИЦИОННОЕОБЩЕСТВО Общество охотников и собирателей Общество охотников и собирателей- самый древний способ пропитания. Оно состояло из небольших групп (20-60 человек), связанных кровным родством и ведущих кочевой образ жизни Одним из основных занятий было собирательство( съедобных растений, моллюсков, земляных улиток). Питались и растениями-травами, плодами, орехами, желудями Это был самый продолжительный период жизни человечества. Ученые называют его «детством» человеческого рода Учёные до сих пор в различных частях планеты живые свидетельства истории – примитивные племена кочевников и собирателей можно встретить на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии ,на Филиппинах и на других островах Индийского океана Общество огородничества На следующей ступени люди стали выкорчёвывать часть леса, сжигать пни, деревянными мотыгами выкапывать ямки с сажать клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные ▲ Женщина с мотыгой. Рисунок нашего времени На смену бродячему образу жизни пришел оседлый. Люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольш

docs4all.com