Самые древние племена европы. Древние мифологические поэмы народов Европы.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Багира. Самые древние племена европы


Древние славяне и племена Восточной Европы доклад кратко и понятно

Переход к употреблению железа

Около VII в. до н. э. во всей Европе происходит смена бронзы как основного материала, из которого выделывались орудия производства, железом. Это было событием большой исторической важности не только потому, что железо давало больший хозяйственный эффект, но и потому, что область распространения железных руд значительно шире, чем руд других металлов. Переход к железу был облегчен тем, что произошло некоторое увлажнение и похолодание климата. На смену необъятным степям бронзового века (когда лесостепь доходила до линии Ленинград — Ярославль) пришли лиственные леса, установились существующие поныне ландшафтные зоны, увеличились пригодные для земледелия поймы рек, возросло количество озер и болот, где микроорганизмы накапливали железистые отложения — болотную руду.С появлением железа увеличилось количество племен, пользующихся металлическими орудиями и оружием. Предки славян, литовцев, латышей, эстонцев, финно-угорских народностей северо-востока, заселявшие огромные пространства в Центральной и Восточной Европе, получили с открытием железа возможность более быстрого развития. Железо способствовало росту земледелия; железный топор позволил расчищать лес под пашню. Зона охотничье-рыболовческого хозяйства резко сократилась. Широко распрост-ранились земледелие и оседлое скотоводство. Славянские племена познакомили с земледелием своих соседей — мерю, весь, карелу, чудь. В языке эстонцев (древней чуди) имеются слова славянского происхождения, связанные с земледелием.

Появление городищ

К середине I тысячелетия до н. э. относится еще одно явление, прослеживаемое во всей Северной Европе от Англии до Приуралья, — в лесной полосе появились укрепленные родовые поселки, носившие у славян название «тверди» или «грады» (запустевший град называется городищем). Такие городища просуществовали в Восточной Европе около тысячи лет примерно до V — VI вв. н. э., а некоторые и дольше. Наличие родовых крепостей-городищ свидетельствует об обострившихся отношениях между родами и об усилении разложения первобытных отношений.

Древние славяне

По своему языку славяне относятся к обширной группе так называемых индоевропейских народов, населяющих Европу и часть Азии до Индии включительно. Индоевропейские языки родственны между собой и образуют несколько языковых семей: славянскую, германскую, кельтскую, романскую, иран-скую, индийскую и др. Во всех этих языках имеются сходные слова, относящиеся, по-видимому, к первобытной эпохе. В глубокой древности далекие предки индоевропейских народов говорили на близких всем им языках, но постепенно эти языки стали обособляться друг от друга.Славянские племена издавна занимали Центральную часть Восточной Европы.

Прародина славянВ ходе исторического развития славяне расселялись в разных направлениях, ассимилируя многие соседние племена.По вопросу о происхождении и древнейшей истории славян существовало много ошибочных представлений. Летописец Нестор правильно считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров.Буржуазные ученые нередко определяли «прародину» славян как очень незначительную территорию где-то около Вислы и Карпат, что не соответствует действительности.Схематически происхождение славян можно представить себе так.В отдаленную эпоху в Европе обитали родственные племена — предки индоевро-пейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с неболь-шим количеством слов. Позднее (в период неолита и в течение бронзового века) эти племена стали расселяться, связь между ними слабела и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создавались языковые семьи, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян можно предположительно найти среди племен бронзового века, населяющих бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных. Проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые исследуют историки, лингвисты, антропологи и археологи.Славянские племена во второй половине I тысячелетия до н. э.Античные авторы I —VI вв. н. э. знают славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян, называя их «великим народом», «бесчисленными племенами». Еще в эпоху наиболее ранних славянских городищ, в IV в. до н. э., греки знали собирательное имя «венеты», правда в несколько искаженном виде — «энеты». Предполагаемая максимальная территория предков славян на западе доходила до Лабы (Эльбы), на севере — до Балтийского моря («Венедского залива»), на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная далее на восток в направлении к Харькову. На этих обширных землях обитало, вероятно, несколько сотен славянских земледельческих племен. В лесостепной полосе, по свидетельству Тацита (I в. н.э.), происходило смешение славян с сарматами. Когда греческие авторы описывали Восточную Европу, то они обычно включали в понятие «Скифия» разные народы, в том числе и славян. Вполне возможно, что под именем «скифов-пахарей» и «скифов-земледельцев», живших, по словам Геродота (V в. до н. э.), где-то в Среднем Поднепровье, скрываются и славянские племена с их древней земледельческой культурой. Можно предполагать, что юго-восточная часть славянских племен, обитавшая в лесо-степном Приднепровье, принимала участие в вывозе зерна в Грецию.

Племена Северо-Восточной Европы

Родственные славянам литовско-латышские племена во второй половине I тысячелетия до н. э. еще мало отличались от славян по языку и образу жизни.У северных и восточных соседей славян — племен финно-угорской языковой семьи (предков эстонцев, финнов, карел, марийцев, мордвы, вепсов), в то время были такие же укрепленные поселки-городища, но в системе их хозяйства коневодство известное время преобладало над земледелием. Культура прикамских племен развивалась еще в условиях бронзового века. Прикамье и Приуралье были тесно связаны со скифским миром. Геродот называет приуральские племена, жившие по Каме, тиссагетами.

Скифы и сарматы

Из числа исчезнувших народов большой след в истории Восточной Европы оставили скифы и сарматы, относящиеся по языку к североиранской ветви индоевропейских народов. Культура кочевых племен, известных в VI—III вв. до н. э. на территории от Венгрии и до Алтая (скифы, сарматы, саки, массагеты), имела некоторые черты сходства, но эти племена никогда не составляли единого политического целого. Разложение первобытнообщинных отношений обозначилось у них вполне явно уже в VII —VI вв. до н. э., в то время когда скифы одержали победу над причерноморскими племенами киммерийцев и совершили ряд походов на Балканский полуостров, в Малую Азию и Закавказье. На западе скифы доходили до земель лужицких славян (близ современного Берлина).О богатстве скифских вождей VI в. до н. свидетельствует огромный курган близ станицы Ульской на Кубани, где при погребении «царя» были убиты рабы и около 500 коней. В скифских «царских» курганах находят множество золота, что также свидетельствует о далеко зашедшем процессе имущественного расслоения. На восток от Днепра жили скифские кочевые племена, на запад от Днепра — скифы-земледельцы. Господствующим среди причерноморских кочевых племен было племя царских скифов, кочевавшее между Днепром и Нижним Доном. Ему принадлежат богатые курганы и укрепленные городища близ Днепровских порогов.На обширной территории скифо-сарматских поселений в разных местах складывались союзы племен и государственные объединения рабовладельческого характера. В V в. до н. э. возникло государство у синдских племен, населявших Таманский полуостров и Приазовье. Другое государство образовалось в степях близ устья Дуная в середине IV в. до н. э. Во главе его стал царь Атей, воевавший с фракийскими племенами и с Македонией. Более прочным было Скифское государство, сложившееся около II! в. до н. э. с центром в Крыму. Известны имена скифских царей — Скилура и его сына Палака. Раскопки в окрестностях Симферополя открыли столицу Скифского- царства — город Неаполь с мощными каменными стенами и богатыми гробницами; обнаружены были также большие зернохранилища, свидетельствующие о наличии крупного зернового хозяйства. В состав Скифского царства, возглавляемого Скилуром, входили как земледельческие, так и скотоводческие племена. Получило в это время развитие и ремесло. Скифы и другие племена юга европейской части нашей Родины на протяжении ряда веков создали яркую и своеобразную культуру, хорошо известную по многим художественным произведениям, хранящимся в музеях.Скифские племена не были совершенно стерты с лица земли бурными событиями, сопровождавшими кризис рабовладения. Часть их была, очевидно, ассимилирована славянами. Русский язык вышел победителем из соприкосновения с языком потомков скифо-сарматов, но обогатился несколькими скифо-иранскими словами («хорошо» — наряду с общеславянским «добро», «то-пор» — наряду с «секирой»; «собака» — наряду с общеславянским «пёс» и др.). В русском народном искусстве прослеживаются связи со скифским искусством. Но взгляд на СКИФОВ как на прямых предков славян следует считать ошибочным. Остатки скифских племен слились впоследствии со славянами.

Греческие города на Черноморском побережье VII—I вв. до н. э.

В VII—VI вв. до н. э. Северное и Восточное Причерноморье привлекло к себе внимание греческих торгово-разбойничьих дружин, плававших в то время по всему Средиземноморью. Малоземелье в Аттике, на островах Архипелага и в Малой Азии вынуждало к поискам новых земель. Развивавшиеся торговые связи требовали новых факторий. На всем побережье Черного моря (Понта Эвксинского — «гостеприимного моря») возникли греческие города (Тира, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, фанагориг, фасис и др.), по своему облику близкие к городам метрополии. Здесь сложились типичные рабовладельческие отношения.

Снифия и соседние племена с VII по II в. до н. э.Греческие колонии возникли на местах древних поселений, созданных трудом местного населения, которое достигло значительного по тому времени уровня развития. В греческих колониях существовали земледелие, виноделие, производился засол рыбы, сюда свозились запасы зерна из скифских и славянских земель, было развито ремесло, особенно керамическое. Такие города, как Ольвия, Херсонес и Пантикапей, вели широкую заморскую торговлю. Одной из статей торговли были рабы, покупавшиеся греками у местных князьков. Многие города чеканили свою монету. Греческие предметы роскоши попадали к скифским царям, не вытесняя, однако, местных скифских изделий.Греческие города обладали очень высокой культурой, находившейся почти на таком же уровне, как и в метрополии. Здесь были каменные дома рабовладельцев, храмы, театры, украшенные скульптурой и росписью. На улицах стояли каменные столбы с высеченными на них текстами государственных доку-ментов (например, «присяги херсонесцев»). Жители причерноморских городов, как эллины, так и «варвары», знали эпос Гомера и произведения классических авторов. Состав городского населения постепенно менялся — в городах появлялось все больше представителей «варварского мира» в качестве мастеров или богатых граждан.

Боспорское царство. Восстание Савмака

Единственным крупным рабовладельческим государством в Северном Причерно-морье было Боспорское царство с центром в Па нтикапее — Боспоре (ныне Керчь), возникшее в V в. до н. э. и просуществовавшее до IV в. н. э., до нашествия гуннов. Оно занимало территорию Керченского полуострова. Таманского полуострова и низовьев Дона. Восточная часть царства была особенно густо заселена местными племенами, аристократия которых слилась с греческими рабовладельцами.В конце II в. до н. э. здесь произошло восстание рабов под предводительством Савмака, подавленное при участии войск Митридата, царя Понта (государства в Малой Азии). Сведения об этом восстании сохранились потому, что в Херсонесе была поставлена триумфальная статуя полководцу Диофанту, усмирителю движения рабов на Боспоре и избавителю Херсонеса от скифов. Выступление Савмака было одним из звеньев в общей цепи восстаний рабов, охвативших Средиземноморье.дрожащей рукою надеваем доспехи. Свирепый враг, вооруженный луком и напитанными ядом стрелами, осматривает стены на тяжко дышащем коне... Иногда,- правда, бывает мир, но никогда веры в мир...»Рабовладельческие города-полисы (государства) были бессильны противостоять нашествиям гетов и сарматов и оградить подвластные им небольшие земли от разорения. Римская оккупация Причерноморья з I в. до н. э. и включение большинства городов в состав Римской империи не могли существенно изменить положения, поскольку римляне рассматривали эти города только лишь как источник получения продуктов и рабов, как передаточные пункты в торговых и дипломатических сношениях с необъятным «варварским» миром, подступавшим в это время вплотную к узкой прибрежной полосе греческих колоний.

worknet-info.ru

Древние мифологические поэмы народов Европы. — МегаЛекции

Самые древние оригинальные произведения европейских народов – мифологические поэмы, поэмы, отражающие древнейшую мифологию кельтских и германских племён.

Небольшой экскурс в древнюю историю Европы. Варвары, европейские первобытные племена, уничтожившие Рим, серьёзно различались друг от друга по происхождению, языку, времени появления в Европе. Самые древние, коренные европейские племена малоизвестны, они существовали до того, как в северную Европу пришли племена индоевропейские. Их практически не осталось, они были поглощены позднейшими индоевропейскими народами. От них остались одни названия: иберы жили в Испании (иногда называемой Иберия), лигуры - в северной Италии (от них осталось Лигурийское море), пикты – в Шотландии. Единственным современным европейским народом этого древнейшего, докельтского происхождения являются баски в северной Испании.

Баски

Затем приходят кельты – первые индоевропейские племена, расселившиеся по территории всей Европы в 10 - 5 веках до н.э. Кельтские племена жили: галлы - на территории современной Франции (которая долгое время называлась Галлия), белги – в Бельгии, бритты – в Англии, скотты – в Шотландии. В современной Европе сохранилось несколько народов кельтского происхождения. Это ирландцы, шотландцы, валлийцы (жители Уэльса, части Великобритании) и бретонцы (жители французской провинции – Бретань). У них особый язык, отличный от английского, французского и т.д.

Бретань.

Постепенно примерно со 2 века до н.э. кельтов стали вытеснять разнообразные германские племена, пришедшие с севера из Скандинавии и к 5 веку н.э. вытеснили почти полностью: франки - галлов, англы и саксы – бриттов и т.д. Вскоре германцы разрушили Римскую империю. Франция и Англия образовались из смеси кельтов, римлян и германцев. Италия из смеси германских племён и римлян. Германия и скандинавские страны происходят в основном от германских племён.

У каждого европейского народа была своя мифология, свои легенды и сказания, они бытовали очень долго в устной форме. Их иногда записывали монахи (самые древние записи, дошедшие до нас, 10-11 веков), благодаря чему мы знаем весьма древние формы бытования эпоса европейских народов. А русские былины впервые были записаны лишь в 18 веке, а основная часть в 19 веке.

Наиболее терпимы к языческому фольклору были монахи европейской окраины: Ирландии, Англии, Исландии – именно там сохранились наиболее древние формы эпоса.

К наиболее древним относится кельтский эпос. Из кельтского мифологического эпоса лучше всего сохранились ирландские саги (сага – сказание), из них самый древний так называемый Уладский цикл ирландских саг, дошедший до нас в рукописях 10-11 веков, он состоит почти из сотни песен. Улад – это древнеирландское королевство, главный герой Уладского цикла – богатырь Кухулин. В ирландских сагах проза перемежается со стихами. Однако надо сказать, что кельтский эпос не приобрёл общемирового значения, не подарил миру ни одного яркого сюжета.

Эпос германских народов. Наиболее древнее происхождение среди германских эпических сказаний имеет эпос скандинавских народов, лучше всего сохранившийся в Исландии, северном острове в Атлантическом океане, заселённом норвежцами в 9 веке. Цикл древнеисландских песен «Старшая Эдда» сохранился в рукописи 13 века, но в нём (правда, весьма отрывочно, запутанно, сложно для восприятия) отражены древнейшие вообще германцев.

Мир в целом представлялся им в виде огромного ясеня, дерева Иггдрасиль, на котором располагаются 9 различных разделов мира: Асгард (верхний мир, где обитают асы), Мидгард (земля, средний мир, где обитают люди) и другие семь миров, в которых обитают разнообразные мифические существа, в основном враждебные людям: великаны, карлики, мертвецы. Верховный бог Один – творец земли и людей. Он бог войны, дарующий победу. Храбрейших воинов, павших в бою, уносят Валькирии, крылатые воинственные девы, в Асгард, на небо во дворец Одина, Вальхаллу, где они пируют.

Основным смыслом жизни древних германцев была война. Великаны постоянно воюют с богами и людьми. Карлики были нескольких видов, альбы – что-то вроде эльфов, цверги – по сути гномы, владеют несметными сокровищами в недрах гор, являются искусными кузнецами. Толкиен в 20 веке написал своего «Властелина колец» во многом на основе этих германо-скандинавских мифов.

И в «Старшей Эдде», и в прозаических исландских сагах (сказаниях, прежде всего в древнейшей Саге о Вольсунгах) – рассказаны те самые древние мифы о Сигурде-Зигфриде, которые легли в основу «Песни о Нибелунгах» (о ней речь впереди), а также и знаменитого оперного цикла великого немецкого композитора Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» (1874).

Вторым значительным произведением древнегерманского эпоса является древнеанглийская эпическая поэма «Беовульф» (по имени главного героя), сохранилась в рукописи 10 веке, но сложилась ещё до того, как германские племена англов и саксов переселились в Англию, поэтому действие происходит в Дании (а у датчан ничего подобного не сохранилось). В отличие от «Старшей Эдды» в «Беовульфе» есть единый сюжет. Беовульф (имя означает «пчёлиный волк», то есть медведь) богатырь, победивший великана-людоеда и его ещё более страшную мать (причём мать великана он убил, спустившись за ней в болото. Затем Беовульф уже будучи стариком убивает дракона, добывает сокровища, которые сторожил дракон, но и сам умирает от ран.

Более позднее происхождение имеют исландские прозаические саги (которые уже упоминались). Это сказания о викингах, их сохранилось очень много, около 100, в них реальное сочетается с фантастическим, бытовое с героическим. Они гораздо более понятны и интересны, чем все предыдущие поэмы. Они изданы в серии «Библиотека всемирной литературы» (БВЛ). Можно почитать на досуге.

Особо стоит упомянуть карело-финскую эпическую поэму «Калевала» (карелы и финны – народы, имеющие негерманское, а финно-угорское происхождение), записанную лишь в 19 веке, формироваться она начала во второй половине 1 тысячелетия н.э., то есть, примерно века с 7-8, но всё это время она существовала в устной форме и, конечно же, с тех пор в ней много изменилось. Среди народных эпосов она наиболее удобочитаема. Если «Старшая Эдда» и «Беовульф» написаны стихами, трудными для современного восприятия, то «Калевала» очень напевна и легко воспринимается. Отрывки из неё даже есть в школьной программе.

Я собрал все эти речи,

В дальних северных полянах,

На просторах Калевалы.

Насказал мороз мне песен,

И нанес мне песен дождик,

Мне навеял песен ветер,

Принесли морские волны,

Мне слова сложили птицы,

Речи дали мне деревья.

Я в один клубок смотал их,

Их в одну связал я связку,

Положил клубок на санки,

Положил на сани связку

И к избе привез на санках.

Калевала – страна, населённая карело-финским народом, где происходит действие поэмы. Единого сюжета в поэме нет. Но центральным, одним из главных является повествование о том, как Вяйнемёйнен, поэт, певец, а также волшебник, вместе с товарищами, похищает у колдуньи, хозяйки Северной страны Похьёлы волшебную ручную мельницу Сампо, символ счастья и благополучия.

В «Калевале» господствует магия, магия слова, заклинания. Большая часть героев обладает магическими способностями, ничего в поэме не происходит без произнесения магических слов. Слов больше, чем действия, а поединков, сражений почти нет. В этом особенность «Калевалы» как самого миролюбивого эпоса.

 

 

megalektsii.ru

Что стало с аварами — самым воинственным народом Европы

Журнал: История от «Русской Семёрки» №7, июль 2017 годаРубрика: НародыТекст: Тарас Репин

Пришельцы

Фото: кто такие аварыХроники точно зафиксировали последний день пребывания лангобардов на землях римской провинции Паннонии (территория современной Венгрии, а также ряда соседних государств) — 1 апреля 568 года. Днём позже они двинулись в Северную Италию, где создали Лангобардское королевство (нынешняя Ломбардия).Их место по обоим берегам Дуная заняли пришедшие с востока авары, которые к тому времени уже расселились по всему Карпатскому бассейну. Пришельцы сумели создать здесь сильное государство, подчинившее своему влиянию обитавшие на этих землях племена, в том числе славян и гепидов.Аварский каганат занимал выгодное торговое положение. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути, связывавшие Восток с Западом. Согласно традициям кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину, в результате чего богатства и престиж государства только росли.Сейчас никто не возьмётся точно сказать, откуда пришли авары в Европу.Однако основные версии происхождения авар сходны в направлении их миграции — с Востока на Запад.По одной из гипотез, авары — это часть разбитых тюркютами жужаней, которые после поражения в 555 году вынуждены были бежать через всю Среднюю Азию. Другая версия гласит, что авары — это помесь угорского племени увар и ираноязычного этноса хионитов, которые изначально обитали в районе Аральского моря.Венгерский историк Андраш Рона-Таш предполагает, что авары, по крайней мере в поздний период своего существования, приобрели значительную примесь тюркского элемента. Так или иначе, все теории допускают, что по мере продвижения в Европу они подвергались влиянию разнородных этнических составляющих.

Загадочный этнос

Как ни странно, но об аварах, живших на территории современной Венгрии, нет никаких упоминаний в венгерских летописях. Определить древнюю территорию расселения этого племени и представить себе его повседневную жизнь нам помогают византийские и латинские хроники, а также данные археологии.Благодаря византийским летописям известно, что авары смогли установить дружеские отношения с протоболгарами, которые переселились на Придунайские земли с территорий Хазарского каганата в конце 70-х годов VII века. Археологический материал позволяет утверждать, что протоболгары оказали заметное влияние на аварскую культуру, более того, они предположительно поучаствовали в формировании аварского этноса.Раскопки аварских захоронений подвели археологов к выводу, что традиции устраивать большие могильники, хоронить лошадей отдельно от человека указывают на монгольские корни авар.Действительно, реконструкция черепов из большинства могильников аварской эпохи позволяет отнести их к монголоидам. Но в некоторых могильниках этот тип встречается редко. Черепа из ещё одной категории аварских захоронений свидетельствуют о том, что они принадлежали, европеоидам средиземноморского, восточно-балтийского и североевропейского типов.Результаты археологических исследований могут говорить не только об активном смешении авар с другими племенами, но и об их этнической неоднородности. Именно поэтому учёные до сих пор не могут реконструировать достоверный антропологический облик этого народа.Согласно изученным останкам, средняя продолжительность жизни авар была невелика: мужчин — 38 лет, женщин — 36 лет. Часто умирали дети, особенно в возрасте до двух лет. Впрочем, это не сильно отличается от демографической ситуации в Европе того времени.

Война

Военное искусство авар, с которым столкнулись многие народы Европы, имеет много общего с тактикой, используемой кочевниками: изматывание противника многочисленными манёврами, избегание ближнего боя, массированный обстрел вражеских позиций из дальнобойных луков.Особенно разящими были контратаки тяжеловооружённой латной конницы авар, которая вступала в битву в самый неожиданный момент, рассекая и деморализуя ряды противника. Византийцы считали аварские методы ведения войны крайне эффективными и приняли на вооружение целый ряд тактических новшеств.В Константинополе авар желали видеть в качестве союзников, неслучайно в 558 году между византийцами и аварами был заключён договор, согласно которому последние должны были воевать на стороне империи. Однако очень скоро авары изменили своим обязательствам и уже вместе с кутригурами напали на союзников Византии — прикарпатских и придунайских антов.На какое-то время аварам удаётся заставить Константинополь платить дань. По некоторым подсчётам, в качестве дани аварам выплачивалась 1/75 часть золотого запаса Византии (годовое поступление золота в казну империи составляло в то время в среднем 37000 килограммов золота).В 565 году, обогнув с севера Карпаты, снова в союзе с кутригурами авары проникли в Тюрингию и Галлию, где учинили полное разорение. В качестве трофея завоевателям удалось захватить франкского короля Сигизберта I.Экспансивные намерения авар крепли из года в год. В 567 году вместе с лангобардами они громят гепидов, в 570 году, провалив переговоры, объявляют войну Византии, в 595 году в союзе со словенами начинают борьбу с баварскими племенами, ещё через два года захватывают Далмацию.Только в 626 году авары сбавляют свой воинственный пыл, когда терпят поражение от византийцев при попытке захвата Константинополя.

Падение

Неудачный поход на Константинополь серьёзно сказывается на состоянии самого каганата. Внутри государства происходит раскол на аварскую и кутригурскую группировки, каждая из которых поддерживает своего прётендента на престол.В 640 году авары вытесняются хорватами из Далмации и в дальнейшем продолжают терять свои земли. Очень скоро обширные аварские владения сжимаются до территории современной Венгрии.Почти на полтора столетия авары пропадают из летописных сводок и появляются на страницах хроник только в 788 году, когда заключают союз с баварским герцогом Тассилоном III против франков. Затея эта не удалась, и франкский король Карл Великий начинает разрабатывать план по окончательному уничтожению опасного противника.В 791 году франки двумя большими армиями выступают в сторону Аварского каганата, постепенно захватывая укрепления вдоль Дуная. На некоторое время продвижение армий приостановило восстание саксов, устроенное внутри империи франков. Однако смута охватила и сам Аварский каганат, что приблизило его скорое падение. В 804-805 годах болгарский хан Крум завладевает восточными землями авар, что фактически делит каганат на две части — болгарскую и франкскую.В одной из византийских хроник IX века сохранились любопытные сведения причин разложения каганата. Один из старых аварских воинов, попавших в болгарский плен, на вопрос хана Курума «Почему были разорены ваши господа и ваш народ?» отвечал: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны бьши отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».В 882 году авары в последний раз упоминаются в хрониках как зависимое от франков племя. А дальше следы народа, в своё время наводившего страх на могущественные государства Европы, теряются окончательно.

bagira.guru