Родовые общины древних людей. Жизнь первобытных людей. Родовые общины собирателей и охотников. 5 класс. История Древнего мира.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей. Родовые общины древних людей


Жизнь первобытных людей. Родовые общины собирателей и охотников. 5 класс. История Древнего мира. - Родовые общины собирателей и охотников.

Комментарии преподавателя

Появившийся около 200 тысяч лет назад человек разумный быстро расселился по всем природным зонам Земли. В отличие от животных, наши предки научились приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, используя подручные средства и создавая новые орудия труда. Овладев огнем, научившись строить жилища и шить одежду, человек разумный мог не бояться холодных зим. Возникновение прочных коллективов и превращение охоты в основное занятие позволило нашим предкам выжить даже в самых суровых условиях.

Среди причин выживания людей в первобытных условиях можно выделить:

1.         овладение огнем – умение его добывать и сохранять;

2.         создание орудий труда, облегчающих добывание пищи;

3.         превращение охоты в основное занятие;

4.         появление одежды и жилищ;

5.         возникновение прочных коллективов.

Расселившись по всем природным зонам Земли, люди приспособились к условиям жизни и биологически, что привело к появлению современных рас. Живущие в жаркой Африке люди приобрели темный цвет кожи, защищавший от ожогов. Так появилась негроидная раса.

 

У жителей азиатских степей, в которых дул пронзительный ветер, приносящий пыль и песок, со временем сузился разрез глаз - появилась монголоидная раса.

Проживавшие в Европе, где преобладал холодный и дождливый климат у людей сформировался сильно выступающий нос, который позволял разогревать поступающий в него воздух перед тем, как он попадал в легкие. Появилась раса европеоидов.

 

 

 

В процессе приспособления люди объединялись в сплоченные коллективы – родовые общины. В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи.

 Необходимость отслеживать родственные связи привела к повышению статуса женщины, ее верховенству в общине. Именно женщинам принадлежала власть в первобытных общинах. Такая система получила название матриархат.

Сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

Существовал так же географический принцип разделения труда. В южных областях, где большую часть года было тепло, преобладало собирательство, сочетавшееся с охотой, а на севере возрастала роль охоты и рыболовства.

Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.

Основную добычу первобытных людей составляли мамонты, быки, олени, лошади и другие копытные. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона. Помимо различных видов оружия так же использовались арканы и ловчие ямы. На севере Европы была распространена  охота на морского зверя: нерпу, моржей и т.д. Большую роль в добыче пищи играла рыбная ловля. На стоянках людей были найдены изображения и кости рыб, а так же орудия лова.

Около 10 тысяч лет назад во время последнего похолодания Вислинского ледникового периода погибли многие крупные травоядные, такие как мамонты и шерстистые носороги. Людям вновь пришлось изменить свой рацион. Для охоты на мелких животных, юрких и быстрых, тяжелые копья и гарпуны были неподходящим оружием. Поэтому были созданы новые орудия для охоты: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами. С этими орудиями охота упрощалась, сокращалось количество несчастных случаев, приводившее к травмам и гибели людей, не редких при охоте на крупных животных. Рацион питания людей вновь расширился.                  

Примерно в это же время начинается процесс приручения и одомашнивания диких животных. Как полагают исследователи, одним из первых ставших служить человеку животных, была собака. Ученым в точности неизвестно, как была приручена собака. Предполагают, что одомашненные волки, привыкшие жить рядом с человеком стали помогать охотникам в добывании пищи, а так же научились защищать жилища людей от хищников.

Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща. Сложился первый коллектив людей -  родовая община. Были изобретены новые способы охоты с помощью лука и стрел. Произошло разделение труда между мужчинами и женщинами, обеспечившее выживание человеческих коллективов.

Последующее развитие охоты приведет к одомашниванию большего количества животных и созданию первобытного скотоводства, а собирательство породит земледелие.

 

Источники иллюстраций:

http://school.xvatit.com/images/8/86/8_5_16_1.png

http://www.chuchotezvous.ru/gallery/peschernyj-medvedt-gallery/cave-bear9-995.html

http://dinozavrikus.ru/chetvertichnyj-period

http://nnm.me/blogs/Beaplnce/konstrukciya-i-izgotovlenie-drevnih-lukov/

 

К занятию прикреплены файл-презентация  "Родовые общины" и файл "Тест". Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.

 

Использованные источники:  

https://www.youtube.com/watch?v=7weI6ljzxok

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Rodovye-obschiny-okhotnikov-i-sobirateley

 

 

www.kursoteka.ru

Лекция - Родовая община. - История

Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

 

Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

www.ronl.ru

Появление человека разумного. Родовые общины. Появление рас



Вопросы и задания:

Кого из древнейших людей относят к типу хомо сапиенс сапиенс?

К типу хомо сапиенс сапиенс ученые относят кроманьонцев.

Опишите и сравните внешний вид и занятия неандертальца и кроманьоца.

У неандертальца были сильно развитые надбровные дуги, мощные челюсти, выдвинутые вперёд. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные жилища. Они охотились на крупных зверей, одевались в шкуры. Неандертальцы хоронили умерших в специально вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир.

Внешний облик и мозг у кроманьонцев были как у современных людей. Кроманьонцы – наши прямые предки. Учёные называют кроманьонцев, как и современных людей, хомо сапиеис сапиенс, то есть человек разумный разумный. Кроманьонцы появились около 100-40 тысяч лет тому назад. Кроманьонцы занимались охотой на животных, собирательством, шили теплую одежду, строили жилища из костей животных.

Таким образом, род занятий у неандертальцев и кроманьонцев был схожим, отличались они больше по внешнему виду.

Какие новые виды занятий и орудий труда появились у кроманьонцев?

Кроманьонцы из-за наступления ледникового периода стали охотиться на мамонтов, шерстяных носорогов, бизонов, оленей и т.д. У них появились такие новые виды орудий как копья и наконечники к ним, а также иглы для шитья теплой одежды.

Почему люди стали объединятся в родовые общины?

Это было необходимо для выживания: охотиться на мамонтов и других крупных животных, строить дома из костей нельзя было в одиночку.

Когда появились человеческие расы? Какие расы вы знаете?

Человеческие расы стали формироваться с появлением кроманьонца и изменением климата. Всего существует три расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Представители рас различаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом волос, формой черепа, пропорциями тела.

resheba.com

Родовые общины охотников и собирателей

Урок 3. Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об изменениях в жизни и занятиях древних людей, расселении человека;

Воспитательная: способствовать формированию чувства сопричастности к истории человечества, уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;

Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.

Задачи урока:

  • развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика занятий и орудий труда древнейших и древних людей, их образа жизни) умений и навыков;

  • формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;

  • сформировать у учащихся знания о расселении и условиях жизни древних людей на территории нашей страны;

  • сформировать у учащихся знания о жизни в родовой общине;

  • формирование понятий: родовая община, сородичи, наконечник, гарпун.

Тип урока: комбинированный

Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, эвристический.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.

Понятия и термины: родовая община, сородичи, гарпун, наконечник.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint,физическая карта мира, карта с 9 учебника, кости мамонта

Структура и ход проведения урока:

I.Оргмомент

Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие. Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.

II Проверка изученного материала.

1. Индивидуально, письменно, по вариантам.

Учащиеся взаимно проверяют и оценивают работу соседа по парте

III Подготовка к изучению нового материала

Постановка проблемного задания.

Выпишите в тетрадь причины, которые привели к появлению родовой общины

Устанавливается связь нового материала с изученным: «Когда появились на Земле древнейшие люди? Где они жили? Какой был климат в тех странах, где жили древнейшие люди?» Выслушав ответы, учитель рассказывает о похолодании на Земле.

IV Изучение нового материала

Фронтально, устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация PowerPoint).

1 Причины выживания людей в условиях оледенения

«Как люди овладели огнем? Какую пользу приносил огонь людям?» Выслушав ответы, он сообщает о том, что люди научились сами добывать огонь

Рассказывая о способе добывания огня, учитель предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую, а затем спрашивает: «Что вы чувствуете?» «Горячо»,- следует ответ.

Люди заметили, что при трении выделяется тепло, но, чтобы добыть огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, требовалось умение и терпение. В условиях длинной и холодной зимы люди начали шить одежду из шкур животных, из их костей они возводили каркас для жилища, который покрывали теми же шкурами.

Изменились и орудия труда - они стали более совершенными.

Люди овладели новыми материалами для изготовления орудий труда (костью и рогом), изобрели новые орудия. Скребки использовались для очистки внутренней стороны шкуры животного от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами. В ледниковое время люди научились обрабатывать шкуры и шить одежду».

«Рассмотрите копье и гарпун. Люди изобрели копье. Они привязывали остроконечник из кремня к длинному древку волокнами растений или кожаными ремнями. Копье стало более надежным орудием в борьбе со зверями, чем заостренная ручным рубилом палка.

Сравните копье и гарпун. Каковы различия между ними? Предположите, при каком занятии особенно необходим гарпун. Дополняя ответы, учитель раскрывает преимущества гарпуна перед копьем в рыболовстве, обращаясь к эмоциям учащихся, вызывая в их сознании яркие образы:

«Представьте себе: на речной отмели стоит рыболов. В его руках копье. Вот показалась крупная рыба: мгновенный удар - вода забурлила и окрасилась кровью, Но смертельно раненная рыба сорвалась, и поток унес ее. Быть может, мертвая, она всплывет, но так далеко, что рыболову не достанется. Иное дело гарпун: зубцы застрянут в теле рыбы и добыча не ускользнет».

2. Охота

Охота на зверя и крупную рыбу стала в ледниковое время главным занятием. Произошло это потому, что были изобретены новые орудия (копье, гарпун), изменились и сами первобытные люди. Они научились загонять зверей в болота, гнать их к крутым обрывам, откуда те срывались, ломая себе ноги; человек придумал всевозможные ловушки, в которые попадались животные.

3. Появление лука и стрел

Около 10 000 тысяч лет назад мамонты исчезли. Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных. Это привело к появлению лука и стрел. Идею нового оружия человек подсмотрел в природе. Лук позволил поражать цель на большом расстоянии.

4.Появление родовой общины

Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община - коллектив родственников, ведущих совместное хозяйство и имеющий общее имущество. Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «кровная месть». Главными считались женщины как продолжательницы рода.

Жизнь отставших в своем развитии племен похожа на жизнь первобытных людей

В наше время в Восточной Африке обитает маленькое племя хадзапи. Оно живет на равнине, покрытой густыми травами и колючим кустарником. Встречаются там и отдельные деревья. В этой местности только два времени года: сезон засухи и сезон дождей.

Хадзапи не знают ни земледелия ни скотоводства, они не умеют добывать и обрабатывать металлы. Мужчины охотятся на антилоп, носорогов и других животных, добывают мед диких пчел. Женщины собирают плоды и съедобные коренья, хворост для костра, траву для жилищ. Едят хадзапи мясо, испеченное на углях, пекут также некоторые фрукты, но большую часть растительной пищи употребляют в сыром виде.

У хадзапи нет ремесленников. Все взрослые умеют изготавливать предметы домашнего обихода. Это в первую очередь различные каменные орудия, большие луки из цельного куска плотного дерева и острые стрелы. Посуду они делают из скорлупы яиц страуса, ложки - из раковин. Одеждой служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников.

Хадзапи сами обрабатывают шкуры убитых ими животных. Из шкур антилопы, например, изготавливают охотничьи сумки, в которых носят запасную тетиву для лука, яд для стрел, лекарство от укуса змей, огниво (дощечка из твердого дерева и палочка, с помощью которой добывают огонь). В виде украшений хадзапи носят на шее раковины на бечевке и бусы, изготовленные из просверленных пластинок скорлупы страусовых яиц.

Хадзапи кочуют небольшими группами в поисках пиши, от непогоды они прячутся в пещерах или сплетенных из ветвей шалашах.

Пожилым людям у хадзапи отводится большая роль. Из них обычно выходят знахари и колдуны. Каждая группа хадзапи возглавляется самым удачливым и искусным охотником.

Задание:

Как изучение племени хадзапи может пополнить наши знания о первобытных людях?

Дополнительные вопросы:

Чем жизнь хадзапи напоминает жизнь первобытных людей?

Как хадзапи добывают себе пищу?

Какими орудиями труда пользуются?

Что представляют собой жилища хадзапи?

Какую роль у хадзапи играют пожилые люди?

V Закрепление

1 Параллельное в ходе изучения нового материала.

2 Обсудить с учащимися и ответить на вопрос почему первобытные люди выжили в ледниковый период? Подумайте, что помогло им в этом. Учащиеся приходят или подводятся к ответу: 1) овладение огнем; 2) создание разнообразных орудий труда; 3) превращение охоты в главное занятие; 4) одежду из шкур, жилища; 5) возникновение прочных коллективов.

3 Учащиеся делают вывод, что это и привело к появлению родовой общины.

4. В тетради: Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

5 Опишите рисунок «Родовая община» стр 15. Что изображено на первом плане? Втором плане?

VI. Задание на дом

Прочитать §2, ответить на вопр. стр. 17 учебника. Выучить записанные в тетрадь определения.

Индивидуальное задание:

1. Подготовить сообщение о мамонтах (Внешний вид, рост, вес, где, как и когда жили, как на них охотились, какое значение имела хота на мамонтов). При этом демонстрируются кости мамонта из школьного музея.

По желанию

Совместно с родителями сделайте лук и стрелы для последующего соревнования на выявление лучшего охотника.

VII. Подведение итогов

1.Рефлексия.

2. Итог урока

3. Оценка урока

globuss24.ru

Ранняя родовая община

Родовая общи́на — форма социальной организации (община), где люди связаны родством, коллективным трудом и потреблением. Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий.

Возросшая техническая вооруженность человека в его борьбе с природой сделала возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов. Но в то же время она требовала эффективного использования, преемственности и дальнейшего совершенствования усложнившихся орудий и навыков труда. Праобщине с ее сравнительно аморфной неустойчивой структурой эта задача была не под силу. Поэтому праобщина неизбежно должна была уступить место более прочной форме общественной организации.

Вопрос о времени зарождения рода и его первоначальной форме не может считаться однозначно решенным. Однако мы склонны придерживаться устоявшегося взгляда: род возник с наступлением верхнего палеолита и, как правило, в материнской форме.

Наряду с однолинейным счетом родства другим важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т. е. запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами. Происхождение этого обычая, а тем самым и конкретный механизм превращения праобщины в родовую общину все еще остается неясным.

В отличие от праобщины настоящая община была уже сформировавшимся человеческим обществом. В нем достигли наивысшего развития начала первобытного коллективизма, тесное сотрудничество и спайка общинников, причем, как об этом можно судить по этнологическим аналогиям, отношения родства осознавались как экономические отношения. а экономические отношения - как отношения родства. Тем самым признание родовых связей получило общественное значение, стало как бы основным конституирующим признаком пришедшего на смену праобщине нового производственного коллектива.

Стадия раннепервобытной общины характеризуется простым присваивающим хозяйством так называемых низших охотников, рыболовов и собирателей и соответствующими ему примитивными формами общественных отношений. Но ни во временном, ни в пространственном отношении эта стадия не была единообразной. Прежде всего на протяжении этой стадии наблюдался заметный рост производительных сил. Не менее чем и 3-4 раза расширился ассортимент орудий труда, в том числе особенно эффективных составных орудий. Очень большое значение имело изобретение лука со стрелами, появление которого часто считают гранью между двумя этапами присваивающей деятельности: архаическим и более развитым охотничье-собирательским хозяйством, в ряде районов сочетавшимся также и с рыболовством.

Немалое значение имели и другие сдвиги: приручение собаки, усовершенствование водных транспортных средств; орудий рыболовства (в частности, сети и простейшие крючки) и морского зверобойного промысла (гарпуны).

Расширились знания о природной среде, накопился производственный опыт, улучшилась организация коллективного труда. Труд был простой кооперацией, т. е. сотрудничеством, не знавшим продвинутых форм общественного разделения труда. Он заключался в совместных трудовых затратах для выполнения более или менее однородных работ и мог принимать различные конкретные формы.

В горных местностях с развитым карстом верхнепалеолитические люди продолжали использовать под жилища пещеры, теперь уже не только навесы, но и достаточно глубокие пещеры с разветвленными внутренними ходами. человек эпохи верхнего палеолита научился хорошо защищать себя от непогоды и перешел к определенной оседлости, так как конструирование жилища не могло не требовать больших затрат труда и поэтому использовалось долговременно. Но и покидая жилище, человек был, по-видимому, уже защищен от дождя и холода. Обилие в каменном инвентаре верхнепалеолитических стоянок шильев и иголок, в том числе и иголок с ушками, говорит об изобретении шитья. Шитье это было, конечно, грубым, в качестве ниток использовались специально приготовленные сухожилия или растительные волокна, но так или иначе все это дает возможность предполагать наличие у верхнепалеолитического человека простейшей одежды из шкур животных. Пищу жарили или пекли, но уже умели и подогревать воду, бросая в раковинные сосуды раскаленные камни. Это было так называемое камневарение - наиболее примитивный способ варки.

Социально-экономические отношения. Историческая реконструкция социально-экономических отношений в раннепервобытной общине, как, впрочем, и всех других аспектов характерных для нее общественных отношений, представляет большие трудности. На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей.

Результаты присваивающего хозяйства далеко не всегда предсказуемы: в любом из его промыслов может повезти и не повезти. Поэтому даже при индивидуальной охоте, рыболовстве, собирательстве неудачу одних приходилось возмещать удачей других.

Тем самым для раннепервобытной общины становились необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.

В коллективной собственности, по-видимому, находилось, прежде всего, главное средство производства -земля, в данном случае промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты , рыболовства и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари и т. п.

Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с уравнительным, или равнообеспечивающим, распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен. Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т. п.

Половозрастная организация

Естественное разделение труда по полу и возрасту и связанная с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпечаток на всю общественную жизнь раннепервобытной общины. На их основе складывались особые половозрастные группы (классы, категории, ступени и т. п.), принадлежность к которым порождала связи, переплетавшиеся с общинными и родовыми.



biofile.ru