Рим и древняя греция. Культура Древней Греции и Древнего Рима (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Греция и Древний Рим: боги (стр. 1 из 2). Рим и древняя греция


Рим, древняя Греция и история

Рим и древняя Греция Рим и древняя Греция

История Древней Греции начинается в III тысячелетии до нашей эры. Данное государство включало в себя несколько цивилизаций, обитавших на юге Балканского полуострова, на соседних островах и в отдельных районах в Малой Азии, особенно на ее западном берегу. Греки даже сегодня предпочитают себя называть эллинами, так как для них Греция до сих пор остается Элладой. Известное же сейчас название «Греция» пришло со времен Древнего Рима.

Древняя Греция, Древний Рим

Греческая и римская цивилизации в древности заняли расположение географически практически по соседству. Существовали они тоже почти в то же время, поэтому неудивительно, что они постепенно между собой оказались тесно связанными. Культура и того и другого государства развивалась под влиянием их друг на друга.

Именно родившиеся здесь цивилизации со всеми приобретениями и открытиями несколько позднее стали базой для возникновения европейской цивилизации. Все это оказало мощнейшее воздействие на развитие культуры и искусства средневековья, а, следовательно, и на современность.

Древняя Греция и древний Рим, характеристики

Искусство древней Греции Искусство древней Греции

Как уже было упомянуты, данные цивилизации оказываются достаточно близкими друг другу. Но наряду со всеми схожими чертами между этими цивилизациями присутствовало и некоторое количество довольно таки существенных различий. Во-первых, это было связано со сложностями организации взаимосвязи культур через определенные расстояния.

История Древней Греции делится на строго определенное количество этапов, среди которых отмечаются:

  • Крито-микенский.
  • Гомеровский.
  • Архаический.
  • Классический.
  • Эллинистический.

Наиболее важным центром соседней империи оказался Рим, численность населения которого выросла до 1,5 млн. граждан.

В некоторых частях великой державы находились и другие крупные города:

  • Египетская Александрия.
  • Эфес.
  • Антиохия.

Крупнейший город Греции в эпоху существования Империи - Коринф, который восстановил сам Юлий Цезарь. 

Столица Римской Империи и другие крупные города украшены великолепными большими зданиями, среди которых были:

  • Храмы как общеимперских так местных богов.
  • Дворцы.
  • Здания для развлечений.
  • Базилики.
  • Амфитеатры и театры.
  • Портики для прогулок.
  • Цирки.

В амфитеатре представляли достаточно часто травлю животных, гладиаторские сражения, здесь же устраивались и казни для публики.

Для справки. До сих пор, главным римским амфитеатром остается Колизей, позволяющий вмещать не менее 50 тысяч человек. Однако наряду с ним до настоящего времени сохранились и свидетельства других амфитеатров, расположенных в разных местах бывших городов Римской империи (в Париже, в Вероне и т.д.).

Главной отличительной особенностью городов, входивших в государства Древняя Греция и Рим той эпохи, стали мосты из камней, водопроводы, система канализации.

Акведуки (водопроводы) представляли собой длинные ряды арок, на которых держались труб из глины или свинца. По ним на огромные расстояния и поступала вода в города с горных источников, В современном Риме до сих пор функционируют 2 акведука, построенные в те времена.

Иностранные влияния, которые оказывали друг на друга древние Греции и Рим, воспринимались достаточно лояльно, поскольку они не противоречили внутренним система ценностей 2 государств.

Искусство древних цивилизаций Рима и Греции

Искусство древнейших цивилизаций Искусство древнейших цивилизаций

Данная сфера общественной жизни развивалась в обеих культурах исключительно, в условиях, существовавшего тогда рабовладельческого строя. Искусство Рима считается завершением искусства древнего общества.

Для справки. Среди ученых до сих пор нет согласия относительно искусства древнего Рима. Некоторые считают, что римские мастера лишь продолжили традицию эллинистической цивилизации, тогда как другие категорически полагают, что искусств, развивающееся в древнем Риме, было самостоятельным явлением.

В работах древних римлян, в отличие от греческих произведений, символизм и аллегория преобладали. Соответственно, эллинистические пластические образы и ансамбли уступили в Риме живописи. Римские мастера в отличие от греков, которые видели реальный мир в единстве, стремились познать его в деталях. Для них важно было расчленить единую систему и проследить ее детали в отдельности.

Что касается скульптуры, то в древнем Риме она была ограничена рельефами с изображениями исторических событий и портретами. Исторические журналы представляют достаточно большое количество материалов, отражающих особенности предметов искусства и Древней Греции, и Рима (см. Архитектура древней Греции). Последним удалось добиться иллюзорной интерпретации объема и формы. Это стало возможным благодаря фрескам, мозаики, станковой живописи, которые в Греции были развиты очень слабо.

Развитие архитектуры достигло небывалого успеха, как в строительстве, так и в инженерии. 

Новыми для римлян оказались такие понятия, как:

  • Художественная форма.
  • Пространство.
  • Их взаимосвязь.

В Древнем Риме архитекторы, как правило, затрагивали в ансамблевом масштабе, отдавая предпочтение замкнутой форме. Архитекторы любили обустраивать здания с колоннадой, которая на половину была утоплена в стене.

Архитектура Рима Архитектура Рима
Для справки. Если древнегреческие ансамбли всегда были открытыми, то римские наоборот могли быть обнесены высокими стенами, а чаще всего они располагались в неких низинах, углублениях.

Важным фактором, повлиявшим на характер древнеримского искусства, стал - огромный размах поля его действия. Это обусловлено не столько художественным потенциалом и развитием именно Рима, сколько историческими условиями, в которых протекало данное усовершенствование.

Стоить только вспомнить, что в территориальные рамки Древнего Рима входило огромное количество территорий, для того чтобы определить то, что все достижения эти являются общеевропейскими. Рим же здесь стал своего рода интерпретатором, направляющим звеном наследия древности.

Наиболее яркой чертой древнегреческого искусства стала, конечно же, литература. Мифы и легенды Древней Греции не оставляют равнодушными ни одного читателя. А для тех, кто не относится к книжным червям, снято огромное количество видео фильмов по мотивам древнегреческих мифов.

Греческий писатель Гомер, поведавший миру о странствиях Одиссея, о Троянской войне, является главным свидетельством достижения высочайшего уровня Греческого народа в литературном жанре. Смотрите видео об удивительных историях Рима.

pracivilization.com

Культура Древней Греции и Древнего Рима

Древняя Греция

Религия

При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть. Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.

Посейдон — бог моря, брат Зевса. Афина — богиня мудрости, справедливой войны. Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены. Арес — бог войны. Артемида — богиня охоты. Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.

Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства. Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов. Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.

Гестия — богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов.

Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей,? влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Архитектура

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох. Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль , или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»). Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания. Четвертым типом храмов является периптер . Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов .

Скульптура

В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.

Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.

Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет(середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева»

Литература

Огромным успехом в Древней Греции пользовалась поэзия. Первоначально развивалась ее эпическая форма. В ней наиболее заметна фигура Гомера, автора двух знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», которые стали каноном поведения и источником знаний, кладезем мудрости. Воспевая подвиг как образ жизни, Гомер заложил основы всей греко-римской поэзии. Эпос, как форма поэтического творчества, на многие века стал носителем высших этических принципов. Позже появлялся дидактическая и лирическая формы. Дидактическая поэзия преследует обучающие и воспитательные цели. Произведения Гесиода «Труды» и «Дни» учат правилам поведения. Уникальным явлением античной поэзии была поэтесса Сапфо, автор любовных стихотворений. Эзоп , основоположник жанра басни в Греции, жил около VI в. до н. э. Его короткие анекдоты, построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлениям о морали.

Театр

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы.

Герои комедий — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Эпоха эллинизма

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции . Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры. Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа.

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй.

Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

Появляется новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были популярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.

Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершенство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному.

Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой системе, известной ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы прокладывались под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы, выделялась главная площадь-административный и торговый центр. Архитектура стала воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество людей. В архитектуре восточных районов стали применяться арки и своды. Появились новые типы сооружений-рыночные площади, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придававшие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса , так же причисленный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту приблизительно 135 м. на его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался огонь. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре.

mirznanii.com

Древняя Греция и Древний Рим: боги

Аид, Гадес, Плутон ("невидимый", "ужасный"), в греческой мифологии бог царства мертвых, а также само царство. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братья договорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон ("получатель множества даров"), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях. Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых.

Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года. Однажды Аид влюбился в нимфу Минту или Мяту, которая была связана с водой царства мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение.

Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, приютившем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Будучи еще ребенком, он убил гигантского змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, который был отпрыском матери-земли Геи и через трещину в скале передавал свои предсказания. Убив чудовищного Пифона, Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры.

Известно, что Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживать людям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту.

Второй раз Аполлон и Посейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договоренной платы. Возможно поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи со многими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в благородным лавр (с тех пор голову бога украшает лавровый венок), и Кассандра.

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.

Арес, в древнегреческой мифологии бог войны.

В отличие от Афины Паллады - богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Негреческое имя бога свидетельствует о его фракийском происхождении.

Спутницы Ареса - богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея, носили имена Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, горящий факел и, конечно же, копье.

Рождение Ареса произошло без участия отца от прикосновения Геры к волшебному цветку.

В более поздних мифах Арес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки Урана.

В античной литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой из богинь - Афродитой, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).

"Благодаря" своим отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальных олимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следы напластования различных эпох.

В римской мифологии ему соответствует Марс.

Гермес, в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших ("психопомп"), сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного и многомудрого Одиссея. Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями. Поскольку изъявление божественной воли иногда происходит во сне, то бог с помощью своего жезла насылал на людей вещие сны. Он — посредник между миром живых и миром мертвых, а изворотливость и ловкость Гермеса, обладающего даром незримо открывать любые узы, делают его покровителем плутовства и воровства — недаром его внуком был хитроумный Одиссей. Гермес считается изобретателем музыкального инструмента - лиры. Кроме того, Гермес был весельчаком и шутником и любил устраивать розыгрыши. Это он однажды в шутку стащил у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, а у Аполлона - лук и золотые стрелы. Правда, если он и пользовался ими, то только в благородных целях. Никто не мог превзойти его в хитрости, изобретательности и лукавстве, поэтому воры и шулеры считают его своим покровителем. Люди чтили его за то, что он подарил им изобретенные кентавром Хироном меры веса и длины, числа и азбуку и обучил их грамоте. Его славили как бога - покровителя молодых атлетов.

В его честь строились стадионы для атлетических соревнований и школы для занятий гимнастикой, которые назывались гимнасиями и украшались скульптурными изображениями бога.

Известен миф о любви Ио и Зевса, которая состоялась благодаря Гермесу. Ио, в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, была возлюбленной Зевса. Бог Зевс, страшась гнева ревнивой Геры, превратил царевну в белоснежную телку, но Гера, разгадав хитрость, потребовала ее себе в дар и приставила к ней стража, великана Аргоса, чье тело было испещрено множеством глаз, причем одновременно спали лишь два глаза. По воле Зевса и благодаря своей хитрости Гермес освободил красавицу Ио от ужасного Аргоса и убил его. Освобожденная Ио странствовала по Греции, Азии и Египту, преследуемая оводом, насланным Герой. Лишь в далеком Египте она смогла принять свой прежний облик и родить сына Эпафа, родоначальника многих славных героев: Амфитриона, Геракла, Персея и др. Во время скитаний по Кавказу она встретилась с Прометеем, который предсказал великое будущее потомкам Ио и Зевса.

В эпоху классической мифологии роль Гермеса переосмысливается. Он превращается в покровителя героев: вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы тот смог спастись от чар Кирки; охраняет героев во время странствий. Гермес почитался на Анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. Зевс подарил Гермесу созвездие Лира. В римской мифологии ему соответствует Меркурий, покровитель ремесел и торговли.

Дионис, (римск. Вакх, Бахус) в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, известный как "бог с бычьими рогами", поскольку любил принимать вид этого могучего животного, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Зевс, явившийся перед царевной в сверкании молний, нечаянно испепелил свою смертную возлюбленную, но успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его себе в бедро. В положенный срок бог родил ребенка и отдал на воспитание нимфам. Возмужав, Дионис, странствуя по свечу, встретил покинутую Тесеем Ариадну и женился на пей. Дионис славился как бог, освобождающий людей от забот и снимающий путы размеренного быта, поэтому шествие Диониса носило экстатический характер; в нем участвовали сатиры, вакханки и менады. Опоясанные змеями, они все крушили на своем пути и славили Диониса, упиваясь кровью растерзанных ими диких животных и увлекая за собой толпы ликующих людей.

Пенфей, царь Фив, пытался заточить в темницу дерзкого бога, но Дионис покарал Пенфея: менады по его приказу в ярости разорвали царя Фив на куски.

Исследователи склонны считать, что культ Диониса имел восточное происхождение. В Греции он получил распространение гораздо позже, чем другие боги, и утвердился там с большим трудом. Несмотря на то что имя Диониса можно встретить еще на табличках критского линейного письма, относящегося примерно к XIV веку до н. э., популяризация его культа приходится на VII-VIII века н. э. Именно в этот период культ Диониса стал вытеснять культы других богов и героев.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел гораздо позже.

В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. В Аттике ему были посвящены специальные праздники - дионисии, которые включали в себя состязания поэтов, торжественные процессии в честь бога и т. д., а также Леней, во время которых показывались и исполнялись новые комические произведения. В период эллинизма культ Диониса слился с культом фригийского бога Сабазия, и бог получил свое постоянное прозвище - Сабазий. В Древнем Риме Дионис почитался под именем Вакха (Бахуса).

mirznanii.com

Древняя Греция и Древний Рим — Мегаобучалка

1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л., 1976.

2. Античная Греция / Под ред. Е.С.Голубцовой. М., 1983. Т. 1—2.

3. Античная эпистолография / Под ред. М.Е.Грабарь-Пассек. М., 1967.

4. Бартонек А. Златообильные Микены / Пер. с чешек. М., 1990.Блаватская Т.В., Голубцова Е.С., Павловская А.И. Рабство в эллинистическихгосударствах III—II вв. до н.э., М., 1969.

5. Бартошек М. Римское право. Понятия. Термины. Определения / Пер. с чеш. М., 1989.

6. Блаватская Т.В. Греческое общество II тыс. до н. э. и его культура. М.,1976.

7. Блаватский В Д. Природа и античное общество. М., 1976.

8. Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981.

9. Бокщанин А.Г. Парфия и Рим. М., 1967.

10. Бокщанин А.Г. Социальный кризис римской империи в I в. н.э. М., 1954.

11. Борухович В.Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976.

12. Бузескул В.В. Введение в историю Греции. Харьков, 1910.

13. Бузескул В.П. Открытия XIX и начала XX в. в области истории древнего мира.ч. 2. Древнегреческий мир. Пг., 1924.

14. Быт и история в античности / Под ред. Г.С.Кнабе. М., 1988.

15. Вардиман Е. Женщина в древнем мире / Пер. с нем. М, 1990.

16. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск.М., 1988.

17. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. Гаспаров МЛ. Античная литературная басня. М., 1971.

18. Виппер Р.Ю. Греция. Ростов-на-Дону, 1995.

19. Виппер Р.Ю. Рим. Ростов-на-Дону, 1995.

20. Гаспаров МЛ. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

21. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб.,1898; 1996.Античная культура / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995. Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.

22. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1899; 1996.

23. Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н.э. М., 1972.

24. Голубцова Е.С. Сельская община Малой Азии (III в. до н.э. — III в. н.э.). М., 1980.

25. Гуторив В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989. Диттмар А.Г. География в античное время. М., 1980.

26. Дильс Г. Античная техника М.;Л., 1934.

27. Доватур А.И. «Политика» и «Политии» Аристотеля. М.;Л., 1965.

28. Доватур А.И. Рабство в Аттике VI—V вв. до н.э. Л., 1980.

29. Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989. Древние цивилизации / Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989.

30. Дройзен И. История эллинизма / Пер. с нем. М., 1890—1893. Т. 1—3.

31. Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М, 1961. Ешевский С. Аполлинарий Сидоний. Эпизод из литературной и политической жизни Галлии V века. М., 1855.

32. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции. Л., 1985.

33. Залюбовина Г.Т. Архаическая Греция: особенности мировоззрения и идеологии. М., 1992.

34. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в.до н.э. М.,1964.

35. История греческой литературы / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь,Пассек, Ф.А.Петровского. М., 1946-1960. Т. 1-3.

36. Казаманова Л.Н. Очерки социально-экономической истории Крита V—IV вв. до н.э. М., 1964.

37. КаллистовД.П., Нейхардт АА, Шифман И., Шишова И А. Рабство на периферии античного мира. Л., 1968.

38. Кнабе ГС. Древний Рим — история и повседневность. М.,

39. Колобова К.М., Озерецкая Л.Е. Как жили древние греки. М.;Л., 1964.

40. Колобова К.М., Озерецкая Л.Е. Олимпийские игры. Л., 1959. Кругликова И.Т. Античная археология. М., 1984.

41. Кораблев И.Ш. Ганнибал. М., 1976.

42. Кубланов М.М. Иисус Христос — бог, человек, миф. Л., 1964. Кубланов М.М.

43. Лисовой И.А., КА. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях / Под ред. А.И.Немировского. Минск, 1996.

44. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995.

45. Любкер Фр. Реальный словарь классической древности / Пер. с нем., Изд. В.Модестова, СПб., 1884.

46. Машкин НА. История Древнего Рима. М., 1956.

47. Модестов В.И. Введение в римскую историю. 4.1-2. СПб., 1902—1904.

48. Маяк И.Л. Римляне ранней республики. М., 1993.

49. Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М, 1990.

50. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Любое издание Т. 1-2.

51. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

52. Немировский А.И. Нить Ариадны. Очерки по классической археологии. Воронеж, 1971; 1989. Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992.

53. Полякова Г.Ф. Социально-политическая структура пилосского общества. М.,1978.

54. Проблемы античной культуры / Под ред. Г.А. Кошеленко. М., 1986.

55. Рабство на периферии античного мира / Под ред. Д. П.Каллистова. М., 1968.

56. Радциг СИ. Введение в классическую филологию. М., 1965. Радциг СИ. История древнегреческой литературы. Любое издание. Сергеев B.C. История Древней Греции. М., 1963. Тройский И.М. История античной литературы М., 1947.

57. Ранович А.Б. Восточные провинции римской империи в I—III вв. н.э. М., 1949.

58. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М., 1950. Религия и община в Древнем Риме / Под ред. Л.Л.Кофанова и Н.А.Чаплыгиной. М., 1994. Романский ИД. Античная наука. М., 1980.

59. Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб, 1886; М., 1995.

60. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

61. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980.

62. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. М.-Л., 1964.

63. Сергеенко М.Е. Ремесленники древнего Рима. М.-Л., 1968.

64. Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.

65. Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Киев, 1964. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Нижний Новгород, 1991.Тайны древних письмен. Проблемы дешифровки / Пер. с нем., итал, фр. М., 1976. Тарн В. Эллинистическая цивилизация / Пер. с англ. М., 1949. Топоров В.Н. Эней человек судьбы. М., 1993.Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М., 1986.

66. Федорова Е.В. Латинская эпиграфика. М., 1969.

67. Чистякова Н.А. Вулих Н.В. История античной литературы М., 1971.

68. Штаерман Е.М. История крестьянства в Древнем Риме. М., 1996.

69. Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов римской империи М 1981.

70. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в римской республике. М., 1964.

71. Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи. М., 1971.

72. Эллинизм: экономика, политика, культура / Под ред. Г.А. Кошеленко, Л.П.Маринович,

73. Эллинистическая техника / Под ред. И.И.Толстова. М.;Л., 1949.

74. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

По истории России

1. Андреев, И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Юрайт, 2012. – 712 c.

2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2013. – 592 c.

3. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. – М.: Новое Изд.-во, 2013. – 496 c.

4. Безбородов, А.Б. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: Учебник / А.Б. Безбородов. – М.: Проспект, 2013. – 448 c.

5. Бессолицын, А.А. История российского предпринимательства: Учебник / А.А. Бессолицын. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 400 c.

6. Бушуев, С.В. История государства Российского. Книга 2. XVII-XVIII вв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. – Новосиб.: Сиб. Хронограф, 2012. – 414 c.

7. Боханов, А.Н. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; Под ред. А.Н. Сахаров. – М.: Проспект, 2013. – 480 c.

8. Вовина-Лебедева, В.Г История России. XVI-XVII вв.: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.Г. Вовина-Лебедева. – М.: Академия, 2012. – 240 c.

9. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 191 c. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 191 c.

10. Герасимов, Г.И. История России (1985 – 2008 годы): учебник / Г.И. Герасимов. – М.: РИОР, 2013. – 315 c.

11. Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. – М.: Просвещение, 2013. – 543 c.

12. Данилов, А.А. История России. XIX век. 8 класс: Учебник для общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011. – 287 c.

13. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. – М.: Проспект, 2013. – 320 c.

14. Захаревич А.В. История отечества: учебник / А.В. Захаревич. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 768 с. Звягинцев, А.Г. История Российской прокуратуры. 1722-2012. Краткое изложение истории прокуратуры в лицах, событиях, документах / А.Г. Звягинцев. – М.: Олма-Медиа. 2012. – 416 c. Земцов, Б.Н. История России для студентов технических вузов / Б.Н. Земцов, А.В. Шубин, И.Н. Данилевский. – СПб.: Питер, 2014. – 416 c.

15. Земцов, Б.Н. История России. IX- начало ХХI в: учебник / Б.Н. Земцов. – М.: Изд. Универ. Книга, 2012. – 552 c.

16. Золотарев, В.А. Военная история России / В.А. Золотарев, О.В. Саксонов, С.А. Тюшкевич. – М.: Кучково поле, 2012. – 736 c.

17. Зуев, М.Н. История России: учебное пособие / М.Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 655 c.

18. Зуев, М.Н. История России: учебное пособие / М.Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 655 c.

19. Иванов, А.А. История российского туризма (IX-XX вв.): учебник / А.А. Иванов. – М.: Форум, 2011. – 320 c. Исаев, М.А. История российского государства и права: Учебник / М.А. Исаев. – М.: Статут, 2012. – 840 c.

20. Карамзин, Н.М. Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. – М.: Вече, 2011. – 512 с.

21. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. – М.: Эксмо, 2013. – 1024 c. Карамзин, Н.М., Муравьёв В.Б. О древней и новой России / Н.М. Карамзин., В.Б. Муравьёв – М.: МГПУ, 2002. – 480 с.

22. Карпухина, О.Н., Гаврилова, Е.В. Краткий курс по истории Отечества / О.Н. Карпухина, Е.В. Гаврилова. – М.: Окей-книга, 2014. – 160 с.

23. Кириллов, В.В. История России: учебник / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – 661 c.

24. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2013. – 663 c. Козленко, С.И. История России. XX – начало XXI века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.И. Козленко. – М.: Рус. Слово, 2013. – 400 c.

25. Козлов, П.К. История Отечества. 1150 лет российской государственности / П.К. Козлов. – М.: Эксмо, 2013. – 672 с.

26. Кононова, А.В. История России в картинах русских художников / А.В. Кононова. – М.: АСТ, Сова, 2010. – 96 c.

27. Коняев, Н.М. Православная история России: От Крещения до наших дней / Н.М. Коняев. – М.: Вече, 2011. – 496 c. Кривошеев, М.В. История России: Конспект лекций / М.В. Кривошеев, М.В. Ходяков. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 191 c.

28. Кузнецов, И.Н. История России в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов. – Мн.: Букмастер, 2013. – 320 c.

29. Маркова, А.Н. Экономическая история России: Учебник для студентов / Ю.К. Федулов, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 319 c.

30. Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 752 c.

31. Мунчаев, Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: НОРМА, 2011. – 736 c.

32. Нестеренко, Е.И. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 296 c.

33. Никифоров, Ю.А. Новейшая история России: преподавание в школе: учебник / Ю.А. Никифоров, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе; Под ред. В.Д. Нечаев. – М: Альфа-М, 2013. – 384 c. Осипов Г.В., Кара-Мурза С.Г. История модернизации на Западе и в СССР / Г.В. Осипов, С.Г. Кара-Мурза. – М.: Книжный дом, 2013 – 368 с.

34. Орлов, А.С. История России в датах / А.С. Орлов. – М.: Проспект, 2013. – 48 c.

35. Орлов, А.С. История России в схемах: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. – М.: Проспект, 2013. – 304 c.

36. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2013. – 528 c.

37. Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. – М.: Абрис, 2014. – 661 c.

38. Парсамов, В.С. История России: XVIII – начало XX века: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.С. Парсамов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 480 c.

39. Ратьковский, И.С. Новейшая история России. 1914-2009: учебник / И.С. Ратьковский. – М.: Юрайт, 2010. – 532 c. Ратьковский, И.С. Новейшая история России. 1914-2011: учебное пособие / И.С. Ратьковский. – М.: Юрайт, 2013. – 541 c.

40. Сафразьян, А.Л. История России. Конспект лекций: учебник / А.Л. Сафразьян. – М.: Проспект, 2014. – 96 c.

41. Семин, В.П. История России: Учебник / В.П. Семин. – М.: КноРус, 2013. – 440 c.

42. Сизенко, А.Г. История России. Великие события: Также выходит под названием 111 выдающихся событий в истории России / А.Г. Сизенко. – Рн/Д: Владис, 2011. – 560 c.

43. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – М.: Эксмо, 2013. – 1024 c. Соловьев, С.М. История России. Русь под пятой татаро-монголов / С.М. Соловьев. – М.: Олма-Медиа. 2013. – 304 c.

44. Соловьев, С.М. История России. Русь при Иване Великом / С.М. Соловьев. – М.: Олма-Медиа. 2013. – 304 c.

45. Соловьев, С.М. История России. Русь древняя / С.М. Соловьев. – М.: Олма-Медиа. 2013. – 304 c. Соловьев, С.М. История России. Становление Московской Руси / С.М. Соловьев. – М.: Олма-Медиа. 2013. – 304 c.

46. Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская / С.М. Соловьев. – М.: Олма-Медиа. 2013. – 304 c. Татищев, В. Русь Домосковская: История Российская во всей ее полноте / В. Татищев. – М.: Алгоритм, 2013. – 736 c.

47. Тырин, С.В. История России. XIX век. 8 класс: Рабочая тетрадь с контурными картами / С.В. Тырин, Е.В. Симонова, Г.С. Хартулари. – М.: Дрофа, 2010. – 63 c.

48. Федоров, В.А. История России. 1861-1917: Учебник для бакалавров / В.А. Федоров. – М.: Юрайт, 2013. – 494 c. Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах: Учебное пособие для высшей школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 288 c.

49. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века: Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо, 2012. – 256 c.

megaobuchalka.ru

Культура Древней Греции и Рима

Реферат по дисциплине:

«Мировая художественная культура»

на тему «Культура Древней Греции и Рима»

2009

Введение

Термин «античность» (от лат. Antiques – древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно европейской культуры.

Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Греческий и латынь всю европейскую историю оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков именно потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали фундаментальные основы логики, морфологии и основных наук.

Центральным событием древнегреческой модели мира был космос, управляемый олимпийскими богами. В это событие вписывалось соответственно события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия.

Древнегреческая мифология

Мир был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Весь мир в мифах населен магическими существами. Различают героические мифы, рассказывающие о подвигах и этиологические, объясняющие причины событий, обычаи, названия. Общинно-родовые связи переносятся на природу и весь мир, понимаемый как огромная родовая община.

Чудовища, изображенные в мифах, их борьба с героями и победа героев помогали людям осмыслить и частично отрефлексировать враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы бытия. Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека.

Мифологическое мышление не разделяет субъект и объект, предмет и знак, вещь и слово. Древнегреческие философы – софисты, стоики, пифагорейцы – в своих философских системах рационально переосмысливали мифы, аллегорически истолковывая их содержание. Они положили начало символической интерпретации мифов.

Древнегреческая мифология стала одним из факторов, определяющим направление и развитие всей западной культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с греческими мифами.

Древнегреческий театр

Особое место в оформлении античной модели мира принадлежит греческому театру, процесс формирования которого показывает, как естественная, содержащаяся в языческих обрядах гармония дионисийского и аполлоновского начал включалась в античную культуру, обеспечивая ее жизненную силу и величие.

Предшественником театра было весеннее празднование в честь бога Диониса. Празднование сопровождалось плясками, пением, употреблением молодого вина. Люди, исполняющие хвалебные песни в честь Диониса, были одеты в козлиные шкуры. Слово «трагедия» произошло от греческого «трагос» и переводится как «песнь козлов». Комедии произошли от веселых песен в честь бога Диониса.

Театры были огромными и вмещали более двадцати тысяч зрителей. Женщины в театре не выступали, их роли выполняли мужчины. Спектакли ставили перед собой не только развлекательные, зрелищные цели, но и воспитательные, гражданственные, политические. Знаменитыми авторами театральных представлений были Аристофан, Эврипид, Софокл, Эсхил.

Древнегреческий полис

Центральное место в формировании античного способа отношения к миру многие исследователи приписывают греческому полису. Полис действительно может рассматриваться как воплощение античной модели мира в социальной сфере.

Полис включал в себя принадлежащее к городу земельные участки. Они защищали своих граждан от военных вторжений. В экономическом отношении полисная система обладала многими преимуществами. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его гражданами. В то же время жизнь в полисе определенном образом воспитывала человека, приучала его к ответственности, к готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.

Для античности характерна демократия, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Именно в полисе реализовалась архитипическая совокупность символов социальной целостности как центрального гармонизирующего события, расположенного между событием индивида и событием Космоса.

Обязательной составной частью полисного устройства было народное собрание. В отличие от древневосточных обществ, где рабовладение развивалось крайне медленно и в большинстве из них не вышло за рамки патриархальной структуры, античное общество характеризовалось использованием рабского труда.

В результате колонизации возникали новые античные города-колонии, в том числе и Танаис, возникший значительно позже других колоний (в III в. до н. э.). Танаис – самая северо-восточная причерноморская колония античного мира. Особое положение Танаиса заключалось в большой отдаленности от античного центра и близким соседством с скифскими, меотскими и сарматскими племенами Приазовья и Дона. Древнегреческая культура в Танаисе была сильно перемешана с варварской.

Одно из важнейших достижений древнегреческой культуры - признание достоинств, прав, гражданского статуса человека. В дальнейшей истории культуры, в средние века, это величие личности будет утеряно, но оно возродится в гуманизме Возрождения.

Римская культура и античность

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков.

Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория.

Римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. Это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа.

Римские храмы, форумы, фрески, мозаики, рельефы, скульптуры (даже копии с греческих шедевров) значительно превосходили масштабами древнегреческие. Однако это привело к тому, что римские памятники иногда могут вызывать ощущение неестественности и двойственности.

Римляне уже не могли приблизиться к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира – основа и тайна древнегреческого величия.

Но Рим достойно выполнил свою историческую миссию: он сохранил для Европы греческую античность, транслируя и тиражируя ценности величайшей культуры.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в события полиса и космоса как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи.

Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида. Им принадлежат непревзойденные скульптурные портреты с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события жизни империи – так называемые «исторические» рельефы и портреты.

Римский художник, в отличие от греческого, видевший действительность через гармоничную трехсобытийную модель мира в ее пластическом единстве, стремился к анализу, расчленению целого на части, подробному и достоверному изображению явления в полном соответствии с собственной двухсобытийной моделью мира. В его описании всегда как бы присутствуют два взгляда на явление. Первый – с позиции индивида. Второй – с позиции империи.

Архитектура Рима достигла высокого развития, как в инженерном отношении, так и в художественной и социальной функциях. Принципиально по-новому понимали римляне идею единства художественной формы и социального пространства.

Совершенно очевидно, что отношение римлян к форме, объему, пространству, к человеку и космосу принципиально иное, нежели у греков. И важным моментом, объясняющим это различие, является ориентация на второе событие двухсобытийной римской модели мира – на событие империи.

Это событие заменяет римлянину событие космоса, представляется колоссальным в соответствии с огромном пространством империи.

Даже такие монументальные бронзовые шедевры, как «Капитолийская волчица», фиксируется в своей связи с легендой о происхождении империи.

В свете сказанного становится понятным, почему под античностью следует понимать прежде всего древнегреческую культуру.

mirznanii.com