Рим древний египет. Египет, Греция, Рим: прообраз современной культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Греция и Египет: история взаимоотношений. Рим древний египет


Древняя Греция и Египет: история взаимоотношений

Древний Рим, Египет и Греция были цивилизациями, которые многое подарили современности. Контакты между греками и египтянами начались, когда самые славные времена цивилизации на Ниле были в прошлом. Но Египет всегда вызывал интерес у греков и манил к себе искателей приключений.

Постоянные контакты между греческими полисами и Египтом начались в первой половине VII века до нашей эры во времена Саисской династии. В 660-е фараон Псамметих I с помощью греческих и карийских наемников установил власть над страной. Позже греческие наемники участвовали в других военных экспедициях фараонов.

карнакский храм

В том же столетии греки из малоазийского полиса Милет основали в Дельте Нила город Навкратис. При фараонах Саисской династии город имел привилегированное положение. В Навкратисе жили купцы из разных греческих городов. А еще город славился красотой своих гетер. Кроме Навкратиса греки основали в Египте ряд поселений, а также жили в египетских городах и женились на египтянках.

Во время завоевания Египта Персией в войске фараона Псамметиха III было много греческих наемников. В начале войны командир греков Фанес перебежал к персам и выдал им часть военных секретов. Но греческие наемники сохранили верность Псамметиху и сражались в битве при Пелузии, где, несмотря на их храбрость, победила армия Ахеменидов.

Древняя Греция и Египет: империя Ахеменидов

В 460 году в Египте вспыхнуло восстание, лидером которого стал ливиец Инар. Повстанцам удалось взять под контроль Дельту Нила и Нижний Египет, но Верхний Египет остался под контролем Персии. Инар обратился за помощью к Афинам, которые еще находились в состоянии войны с Персией. В 459 году в Египет прибыл афинский флот из 200 кораблей. Афиняне уничтожили персидский флот и взяли Мемфис. Но персидский гарнизон укрылся в мемфисской крепости Белые Стены, которую афиняне безуспешно осаждали до 456 года.

В Египет вступило новое персидское войско, которое нанесло поражение египтянам и афинянам. Уцелевшие отступили на остров Элефантина, где продолжали держаться до 454 года. Немногие афиняне сумели бежать и оттуда и через пустыню добраться до Кирены (греческое государство в Ливии). Одновременно в Египет прибыла новая афинская эскадра, моряки которой еще не знали о катастрофе. Персы сумели уничтожить ее внезапной атакой.

красное море египет

В 454 году уцелевшие повстанцы нашли убежище в болотах Дельты. В конце V века под предводительством Амиртея египтяне снова восстановили независимость. Следующие 60 лет Египет вел постоянные войны с Персией.

В IV веке продолжилось военное сотрудничество между греками и Египтом. Фараоны регулярно набирали в Греции наемников и приглашали на службу известных военачальников. То же самое делали персы.

В 380-е годы правители Египта в союзе с греческим правителем Саламина на Кипре Эвагором воевали против Персии. Дважды 380-е и конце 360-х годов в Египте служил афинский стратег Хабрий. Но он не был представителем своего полиса, а простым командиром наемников. По просьбе персидской стороны афиняне приказали своему гражданину покинуть Египет. В 373 году в Египет вторглась персидская армия под командованием сатрапа Фарнабаза, корпусом греческих наемников в которой командовал другой афинский полководец – Ификрат. После первых успехов наступление выдохлось, и персидская армия отступила обратно в Сирию.

В 361 году по договору о союзе в Египет прибыл спартанский царь Агесилай. Сначала он служили фараону Таху, но затем предал его в пользу претендента на трон Нектанеба. В 351 году персидское вторжение помогли отразить афинский военачальник Диофант и спартанский Ламий. Наконец, во время повторного завоевания Египта империей Ахеменидов в 343-341 годы греческие наемники сражались с обеих сторон.

Закончилась эпоха, когда древний Рим, Египет, Греция были серьезными политическими силами. Им на смену придут эллинистические монархии, а затем и Рим.

Древняя Греция и Древний Египет: культура

Можно отметить определенный интерес к Египту в греческой культуре. Геродот посвятил Египту отдельную книгу в составе своей «Истории». Он основывал свой труд на личных впечатлениях о путешествии в эту страну и рассказах египтян и греков, живших в Египте. Ряд мифических сюжетов помещают на египетскую почву. Например, в мифе о Тифоне олимпийские боги бежали в Египет и приняли там облик животных. Так греки объясняли то, что в Египте почитали богов в обличье животных. Эллины отдавали должное древности цивилизации в долине Нила. Платон при конструировании «сеттинга» для диалогов «Тимей» и «Критий» делает египетских жрецов хранителями знаний об Атлантиде и древнейших Афинах.

drevniy-egipet.ru

Культура и искусство Египта, Рима и Греции

Искусство Древнего Египта, несомненно, повлияло на творчество мастеров Древней Греции, которым удалось достичь подлинного совершенства во многих областях. Их наследие было переосмыслено творцами Древнего Рима.

3000 лет египетского искусства

Древнеегипетская цивилизация существовала примерно с IV тысячелетия до н. э. Датой ее завершения считается 31 год до н. э., когда Египет окончательно покорился Риму.

Золотая погребальная маска Тутанхамона (XIV в. до н. э.)

Золотая погребальная маска Тутанхамона (XIV в. до н. э.)

Богами древних египтян были силы природы и земные властители — фараоны. По религиозным верованиям, фараона после смерти ожидала новая жизнь в царстве мертвых. Для этого покойному владыке требовалось сохранить все, чем он владел на этом свете, — в том числе собственное тело. Поэтому в Древнем Египте было весьма развито искусство бальзамирования. Мумию фараона и все необходимое помещали в гробницу, а ее стены украшали фресками и барельефами, изображавшими земную жизнь покойного и его путешествие в загробный мир. Таким образом, в Древнем Египте мастера-художники играли большую роль как служители религиозного культа.  Интересно, что ученые до сих пор не выяснили точное назначение египетских пирамид, в том числе Великих пирамид в Гизе (III тысячелетие до н. э.). Принято считать их гробницами фараонов, но само захоронение найдено не в каждой.

Богатейшим источником информации о культуре Египта стала гробница фараона Тутанхамона, обнаруженная в 1920-х годах Говардом Картером

Фреска в веках

Одна из древнейших техник изобразительного искусства — фреска. Название происходит от итальянского fresco (свежий): красками расписывают только что оштукатуренную, еще влажную стену. Известь, содержащаяся в штукатурке, при высыхании образует тончайшую, но прочную пленку, благодаря которой краски росписи не осыпаются и на долгие века остаются яркими.

Заметим, что в наши дни фреской называют практически любую настенную роспись.

Тутанхамон на боевой колеснице

Тутанхамон на боевой колеснице. Фрагмент росписи ларца (ок. 1333 г. до н. э.)

Впервые слово «фреска» использовал в своем трактате 1437 года художник Ченнино Ченнини. Роспись по высохшей штукатурке принято называть техникой а секко — «по сухому»

От культа к украшению

Древнеегипетские живописцы изображали людей особым способом: ступни и голову — в профиль, а глаза и плечи — в фас. Их фрески и сегодня поражают нас своей монументальностью и многообразием цветов. Краски в Древнем Египте изготавливали из минеральных пигментов, смешивая их с яйцом и различными смолами. В период Нового царства фресками украшали уже не только гробницы, но и храмы. То есть постепенно работы художников переставали быть исключительно ритуальными и начали приближаться к искусству в современном понимании. Творцов стали интересовать чувства и эмоции людей.

Греция и Крит

Историю искусства Древней Греции разделяют на несколько периодов: III тысячелетие — XII век до н. э.— эгейское, или крито-микенское искусство; XI–VIII века до н. э.— «гомеровская» Греция; VII–VI века до н. э. — архаический период; V–IV века до н. э.— классический период; IV–I века до н. э.— эллинистический период. Крито-микенское искусство именуется так по названию территорий, где оно было распространено. Именно на острове Крит, согласно легендам, по повелению царя Миноса был построен Лабиринт, в котором обитал Минотавр и откуда Тесея, сразившего чудовище, вывела нить Ариадны. О культуре и религии критян известно очень мало, а критские письмена до сих пор не расшифрованы. Большинство предположений ученых об укладе жизни на Крите основано на фресках, фрагменты которых в изобилии найдены на стенах дворцов в Кноссе,Фесте, Закросе. К концу XV века до н. э. критские дворцы были разрушены, а цивилизация пришла в упадок. Предположительно, причиной послужили набеги древнегреческих племен с материка или природные стихийные бедствия.

Дельфийский возничий

«Дельфийский возничий», один из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы (V в. до н. э.)

Эллинизм — период распространения греческой культуры в Средиземноморье и на Востоке после смерти Александра Македонского

Улыбающиеся статуи. Гении скульптуры и архитектуры

В архаический период в Греции появились основные типы монументальной скульптуры: статуи обнаженного юноши-атлета (курос) и закутанной в одежды девушки (кора). Скульптуры, созданные в основном из известняка, мрамора, терракоты и бронзы, украшали храмы и служили надгробными памятниками. Знаменитая «архаичная улыбка» на лицах статуй подчеркивала, что фигуры изображают живых людей. Эту деталь вполне можно считать первым шагом древнегреческих скульпторов к реализму. До наших дней сохранились развалины многих храмовых комплексов классического периода (Парфенон, храм Ники в Афинах). По ним можно представить, насколько масштабной и впечатляющей была греческая архитектура. Храмы считались жилищами богов, поэтому возводились и украшались эти величественные здания с соответствующей тщательностью и искусностью. В классический период наивысшего расцвета достигла и древнегреческая скульптура. Работы Мирона («Дискобол»), Фидия (статуя Зевса в Олимпии), Поликлета (многочисленные статуи атлетов) и других мастеров вошли в сокровищницу мировой культуры. О греческой живописи, к сожалению, мы можем судить лишь по сюжетам вазописи — изображений на вазах, амфорах и иной посуде, другие ее образцы до нас не дошли.

Фидий показывает фриз Парфенона своим друзьям

Л. Альма-Тадема «Фидий показывает фриз Парфенона своим друзьям» (1868)

Этрусская загадка

Этруски — один из самых загадочных народов в истории европейской цивилизации. Они проживали на территории нынешней Италии примерно с конца IX до II века до н. э. и были предшественниками древних римлян. Однако их язык до сих пор не расшифрован, а об их культуре, верованиях, традициях и политическом устройстве мы не знаем почти ничего. Источник знаний об этрусках — убранство сохранившихся гробниц и склепов. Гробницы делались в виде жилищ, чтобы служить умершему человеку домом и после смерти, а их стены украшались фресками.

Рим: наследники греков и этрусков

Римская копия скульптуры Мирона «Дискобол»

Римская копия скульптуры Мирона «Дискобол» (оригинал — V в. до н. э.)

Древние римляне познакомились с культурой греков примерно в III веке до н. э. А столетие спустя, покорив Грецию, римляне стали массово вывозить произведения искусства из греческих городов-полисов.

Под влиянием греческого искусства начало развиваться и римское искусство. Римляне внесли свои дополнения в греческий архитектурный канон: у зданий появились арки и купола. Беря за образцы произведения скульптуры из завоеванной Греции, римляне создавали огромное множество их копий и подражаний: статуи и бюсты императоров и полководцев стояли буквально в каждом богатом доме. Сохранились до нашего времени и некоторые уникальные произведения древнеримских скульпторов, например бронзовая конная статуя Марка Аврелия (II в. н. э.).

О римских фресках и мозаиках мы можем судить в основном по образцам, найденным при раскопках городов Помпеи и Геркуланум, полностью засыпанных пеплом во время извержения вулкана Везувий в 79 году н. э. Благодаря многометровой толще пепла, очень хорошо сохранились улицы, дома и внутреннее убранство помещений.

Помпейские фрески высоко ценятся любителями античности, но многие их сюжеты и доныне представляют собой загадку. Например, фрески на стенах «Виллы Мистерий» изображают какое-то обрядовое действо, но что это за обряд и к какому культу он относится, ученым установить не удалось.

Персей и Андромеда

Помпейская фреска «Персей и Андромеда» (I в. н. э.)

«Историческая наука многим обязана Помпеям… перед нашими глазами, как живая, предстала материальная культура Италии» (З. Косидовский)

Фаюмские портреты

Так называют погребальные портреты жителей Египта I–III веков н. э., выполненные с необыкновенным для своего времени мастерством и реализмом. Греки и римляне, жившие в то время в Египте, переняли у древних египтян обычай бальзамирования мертвых и погребальные обряды, но посмертные маски заменили живописными портретами. Свое название фаюмские портреты получили от оазиса Фаюм, где они были найдены впервые — при раскопках в 1887 году.

Фаюмский портрет мальчика по имени Евтихий (II в.)

Фаюмский портрет мальчика по имени Евтихий (II в.)

Эти портреты писали с натуры, не приукрашивая внешность и сохраняя индивидуальность черт, и хранили дома. После смерти изображенного человека портрет обрезали по краям и вставляли в льняные бинты таким образом, чтобы он располагался точно над лицом покойного.

Самые яркие и выразительные образцы фаюмского портрета относятся к II веку н. э. В этот период их создавали в основном в технике энкаустики (от др.-греч. выжигание), то есть растопленными красками, которые изготавливались смешиванием пигмента и воска, на досках из ценных пород дерева. К III веку н. э. художники почти полностью перешли на темперу (минеральные краски на водной основе), а портреты все чаще писались на полотне и становились все более условными, схематичными. По мере распространения христианства на территории Египта погребальные портреты использовались все реже. Тем не менее искусство фаюмского портрета оказало колоссальное влияние на зарождающуюся иконопись.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Как египетская пирамида оказалась в центре Рима?

Великая пирамида в Гизе, несомненно, является одним из самых известных символов древнего Египта. Однако подобные строения можно найти в нескольких районах Египта и за его пределами.

Свыше 200 пирамид в египетском стиле можно обнаружить сегодня на южной границе государства на территории Судана. Они были построены представителями Царства Куш.

В 30 г. до н.э. Египет получил статус провинции Римской империи. Римляне отправили военную экспедицию на территорию Кушитского царства в 23 г. до н.э. Вполне вероятно, что знакомство с нубийскими пирамидами в египетском стиле оказало влияние на возведение пирамиды Цестия в одном из самых неожиданных мест – Риме.

Египетские пирамиды: старые фото

Необходимо отметить, что пирамида Цестия не единственное строение, возведенное в египетской традиции в Риме. Существовала также другая пирамида, известная как «Пирамида Ромула». В средние века пирамида Цестия была известна как «Пирамида Ремуса». Считалось, что оба строения являлись гробницами основателей Рима.

Пирамида Ромула, расположенная между Ватиканом и Мавзолеем Адрианом, известным как замок Сент-Анджело, была демонтирована в XVI веке. Мрамор с гробницы использовался при строительстве собора Святого Петра.

Египетская пирамида в Риме: фотоЕгипетская пирамида в Риме: фото

Пирамида Цестия на улице Остриенсиса была построена в период между 18 и 12 годами до н.э. Центр строения выполнен в форме ядра из бетона, обложенного кирпичем. Грани покрыты мрамором Луни. Основание структуры составляет 29,5 м с каждой стороны, высота – 36,4 м.

Внутри пирамиды находится Погребальная камера со сводчатыми стенами площадью около 23 кв.м. Этот зал замуровывали по египетскому обычаю во время погребения. В III в. н.э. пирамида была включена в схему городского укрепления, известного как стены Аврелиана. Порт Сан-Паоло с южной стороны находится в двух шагах от образца культуры древнего Египта в Риме.

Египетская пирамида была забыла в течение многих веков. Только в XVII веке здание было восстановлена, а на гранях обнаружены древние надписи, привлекшие внимание общественности.

Пирамиды Судана (Куша) «черных» фараонов 

По надписям на восточных и западных флангах пирамиды удалось установить, что здание построено в качестве могилы человека по имени Гай Цестий Эпуло, сына Луция из династии Побилия. В текстах также упомянуто, что Цестий занимал должность претора в плебейском трибунале, и септемвира в Епулоне – колледже священников, ведущих языческие богослужения. В древнем письме указано, что строительство здания завершилось в течение 330 дней.

Египетская пирамида в Риме: фотоЕгипетская пирамида в Риме: фото

Структура пирамиды Цестия намного круче и острее, чем пирамид Египта. Это объяснилось традицией использования заостренных форм в искусстве Средневековья и Возрождения Европы при изображении сцен из Древнего Египта. Некоторые ученые считают, что подобный вид пирамид был заимствован из кушитской культуры.

Последние реставрационные работы в погребальной камере были проведены в 2011 за счет средств японского бизнесмена. Финансовая помощь составила несколько миллионов евро. После такого ремонта можно с уверенность сказать, что пирамида Цестия простоит долгое время и останется для следующих поколений.

Новости Египет, 2015

Источник: Ancient Origins

drevniy-egipet.ru

Глава 12 Римский Египет. Египтяне [От древней цивилизации до наших дней]

Глава 12

Римский Египет

Римляне

Превращение Египта из государства Птолемеев в провинцию Рима было не таким большим несчастьем, как могло бы показаться. Действительно, правитель Египта был теперь скорее в Риме, чем в Александрии, но для египетского крестьянина это было не очень важно. Рим был для него более чужим, чем Александрия, и римский император не более далеким, чем фараон или Птолемей.

Август и императоры, последовавшие за ним, рассматривали Египет как свою личную собственность, которую можно грабить как угодно, но Египет привык к этому. Он раньше был собственностью фараонов, а позже Птолемеев, поэтому египтяне не видели в этом ничего необычного. Если римляне взыскивали большую пошлину, они брали не больше, чем это делали поздние Птолемеи, но при римлянах (по крайней мере, вначале) умелое управление облегчило египтянам уплату налогов.

С точки зрения материального благосостояния Египет очень выиграл. В период поздних Птолемеев царство пришло в упадок, но теперь энергичное римское управление поставило все на место. Запущенная система ирригации, от которой зависело сельское хозяйство, была полностью обновлена. Римляне также построили дороги, вырыли водоемы и восстановили торговлю на Красном море. Численность населения Египта, вероятно, выросла тогда приблизительно до 7 миллионов, что существенно больше того уровня, который был в имперский период истории страны.

Интеллектуальное развитие тоже продолжалось. Библиотека и музей Александрии продолжали развиваться при поддержке правительства не менее активно, чем раньше. То, что священник, поставленный во главе учреждения, назначался римским императором, а не македонским Птолемеем, не имело значения. Александрия оставалась самым большим городом в греческом мире, по размерам ее превосходил только Рим, и ни один город не мог сравниться с ней по богатству и культуре.

Кроме того, Рим предоставил египтянам полную свободу вероисповедания, и римский наместник, управлявший провинцией на месте, не препятствовал народным верованиям. Это нравилось египетскому крестьянину больше, чем что-либо другое. Никогда их религия не расцветала так, как в начале правления римлян, никогда еще не строили столько храмов. Египетская культура продолжала развиваться без помех, греки продолжали жить в Александрии и в нескольких других городах, в то время как присутствие римлян было представлено преимущественно в виде всегда протянутой руки собирателя налогов.

В Египте под властью римлян веками царил мир. Все Средиземноморье участвовало в процветании Римской империи, но никогда он не был более прочным и продолжительным, чем в Египте. Иногда случались, конечно, голод и чума, время от времени происходили столкновения между враждующими армиями в борьбе за престолонаследие, но с точки зрения долговременной перспективы это можно не принимать во внимание.

Август принес Риму стабильность. Он был заинтересован в расширении северных границ империи за счет варварских племен к югу от Дуная и к востоку от Эльбы, но это были просто поиски легкозащищаемых границ, за которыми империя могла чувствовать себя в безопасности. В цивилизованных районах, надежно защищенных, не должно было быть войны.

Вскоре после завоевания Египта римскому наместнику Гаю Петронию показалось, что было бы неплохо перенять обычаи империи фараонов. Он мог вторгнуться в Нубию, что в 25 г. до н. э. он и сделал. Более того, он победил. Но Август отозвал его и постарался как можно быстрее восстановить мир в Нубии. А пока поход подстегнул торговлю, как и еще одна экспедиция через Красное море в Юго-Западную Аравию. Воинственный властитель мог опять начать войну, но Август решительно пресек любые поползновения.

Приблизительно через полвека после этого даже слухи из внешнего мира едва ли достигали Египта. Страна могла спать на солнце.

В 69 г. н. э. пришел внезапный страх. Нерон — пятый император Рима — покончил жизнь самоубийством, после того как некоторые армии подняли восстание против него. Из рода Августа не осталось никого, кто мог бы унаследовать трон, и с разных концов империи римские полководцы устремились в Рим, каждый жаждал получить роскошную награду.

Народ затаил дыхание. Это могло означать долгую гражданскую войну. Мог последовать даже распад империи и возвращение к анархии, последовавшей после падения империи Александра.

К счастью, дело было улажено почти сразу. Веспасиан — римский полководец, которому случилось в это время подавлять восстание на востоке, — расположил свою армию в Египте, получив, таким образом, контроль над поставками зерна в Рим. (За все ранние века существования империи Египет был главным поставщиком зерна в Рим.) Это позволило ему добиться трона после всего нескольких сражений.

Египтяне были счастливы. Никакого вреда стране не было нанесено, и армия Веспасиана прошла, не причинив какого-либо значительного ущерба.

Второе столетие открылось рядом особенно просвещенных императоров. Один из них, Адриан, провел много времени своего правления в чем-то вроде императорских путешествий, приезжая в разные провинции своей империи. Он посетил Египет в 130 г. Конечно, это был самый знатный турист, которого знал Древний мир после высадки Помпея, Юлия Цезаря, Марка Антония и Октавиана полтора века назад (и они приезжали по делам).

Адриан путешествовал вверх и вниз по Нилу и очень лестно отзывался обо всем, что встречалось ему. Он посетил пирамиды и руины Фив. В Фивах он остановился, чтобы посмотреть на «поющего Мемнона». Вскоре этот феномен перестал существовать. Через несколько десятков лет после посещения Адриана необходимость ремонта статуи уже не могла более игнорироваться. Была добавлена каменная кладка, и все эти действия уничтожили то, что издавало этот звук. «Поющий Мемнон» замолчал.

Печальным знаком визита Адриана было то, что молодой человек, который был постоянным и любимым спутником императора — Антиной, — утонул в Ниле. (Некоторые предполагают, что он покончил жизнь самоубийством.) Адриан впал в невероятное горе и даже основал город (Антинополь), названный в его честь, на месте, где утонул юноша. Эта история подстегнула романтическое воображение художников, создавших множество картин и скульптур погибшего фаворита.

Иудеи

Самая тяжелая судьба в Египте за первые два столетия правления Римской империи постигла иудеев.

Иудеями очень неплохо жилось под властью Птолемеев: они получили свободу вероисповедания и обладали такими же правами, как и греки. Никогда до наших времен к иудеям не относились так хорошо, когда они были меньшинством в чужом государстве (возможно, за исключением мусульманской Испании в Средние века). И они, в свою очередь, способствовали развитию благосостояния и культуры Египта.

Одним из выдающихся философов Александрии, например, был Филон Иудей, или Филон Иудейский. Он родился в 30 г. до н. э., в год самоубийства Клеопатры или, возможно, через несколько лет после этого. Филон Иудейский был воспитан не только на иудейской, но и на греческой культуре и поэтому был готов представлять иудаизм для греческой аудитории классического мира. Его образ мыслей был настолько близок к Платону, что его иногда называли Иудейский Платон.

К несчастью, в период жизни Филона ситуация для иудеев осложнилась. Многие из них не могли смириться с потерей независимости и постоянно ждали появления посланного Богом царя, или «помазанника». (Последнее выражение звучит по-еврейски как «Мессия», по-гречески «Христос», «Кристус» по-латыни.) Мессия мог привести их к победе над врагами и создать идеальное царство, возглавляемое ими, со столицей в Иерусалиме и с властью над всем миром. Такое будущее постоянно предсказывалось в иудейских писаниях, и это мешало многим иудеям принимать мир таким, каким он был. Множество иудеев объявляли себя мессиями, и всегда хватало тех, кто верил этим заявлениям и поднимал волнения против власти Рима в Иудее.

Александрийские иудеи были менее склонны к мечтам о Мессии, чем их соотечественники в Иудее, но у них были достаточно напряженные отношения с греками. Их традиции были совершенно различны, и каждый народ испытывал особые трудности в общении с другим. Иудеи твердо придерживались своей точки зрения, что иудейский Бог является настоящим, и они с презрением относились к другим религиям, что, должно быть, очень раздражало приверженцев тех религий. Греки также были твердо убеждены, что только греческая культура является настоящей, и не признавали других культур, что, вероятно, не нравилось носителям других культур.

Кроме того, греки были возмущены особыми привилегиями, полученными иудеями. Иудеев не просили участвовать в языческих жертвоприношениях, оказывать божественные почести императору или служить в армии, в то время как это требовалось от греков и египтян.

Римские правители Иудеи были также раздражены упрямством иудеев в вопросах религии и их отказом принять даже самые пустяковые формы восхваления императора. В это время сумасшедший император Калигула решил установить свою статую в храме Иерусалима, и иудеи приготовились поднять мятеж, если этот приказ попытаются исполнить.

Филон Иудей (уже старик) возглавил делегацию в Рим, чтобы предотвратить это кощунство, но неудачно. Только смерть Калигулы в результате заговора и отмена этого распоряжения его преемником спасли ситуацию.

Но это только отдалило неизбежное. В 66 г. стремление иудеев к независимости было отвергнуто и налоги были резко повышены. Римские легионы прибыли в Иудею, и в течение трех лет бушевала война. Иудеи держались с нечеловеческой стойкостью, уничтожая большие римские отряды со значительными потерями для себя.

Война расколола правительство Рима на группы, поскольку Нерон, бывший императором в начале восстания, покончил с собой. Командующий силами Рима в Иудее Веспасиан стал в итоге императором, заменив Нерона. В 70 г. Иудея была окончательно подавлена. Иерусалим пал и был разграблен сыном Веспасиана Титом, храм разрушен, а иудаизм низведен до самого низкого положения со времен Навуходоносора.

Иудеи, находившиеся за пределами Иудеи, не участвовали в мятеже, в большинстве случаев римляне относились к ним справедливо.

Однако в Египте ситуация резко ухудшилась. Начались бунты, ставшие кровавыми. Ни иудеи, ни греки не могут считаться невиновными в провокациях, и дикие зверства совершались с обеих сторон. Но, как это почти неизменно происходит в течение всей полностью трагичной истории иудеев, именно они были в меньшинстве и, следовательно, пострадали больше. Иудейский храм в Александрии разрушили, тысячи иудеев убили, иудейский квартал в Александрии исчез.

После этих событий иудеи страшно возненавидели римлян и греков в Египте. Оставалась еще сильная иудейская колония в Кирене, и, по распространенному мнению, они увидели свой шанс в 115 г. Римский император Траян сражался в это время далеко на востоке и в последнем порыве римского экспансионизма привел римские легионы в Персидский залив.

Вероятно, лживые слухи о его смерти просочились в Египет (императору было 60 лет), или, возможно, пришла весть о новом Мессии, но в любом случае иудеи в Кирене взбунтовались. Они устроили резню греков, которых смогли схватить, и во множестве погибали сами, в свою очередь, когда удивленные римляне смогли прислать свои отряды против них. Беспорядки продолжались в течение двух лет, и к 117 г. иудеи в Египте были фактически истреблены.

И вновь эти события затронули историю Рима. Вести о беспорядках в Египте помогли Траяну принять решение о возвращении назад. (Его возраст и опасная растянутость коммуникаций были дополнительными причинами.) Волна римского экспансионизма никогда больше не заходила так далеко, и с тех пор фортуна отвернулась от римлян.

Преемником Траяна стал Адриан, первый с таким же именем уже был упомянут как император-турист. До своего приезда в Египет, как я уже описывал, он проехал по пустынной Иудее и был обеспокоен благоговением, с которым оставшиеся иудеи относились к руинам Иерусалима. Поэтому он приказал, чтобы Иерусалим был восстановлен как римский город, чтобы его назвали Элия, по его родовому имени, и чтобы на месте разрушенного храма иудеев был построен храм Юпитера. Иудеям запретили входить в новый город.

Но действия Адриана спровоцировали восстание, которое он хотел предотвратить. Иудеи снова подняли мятеж, возглавляемый еще одним самопровозглашенным Мессией. Доведенные до отчаяния тем, что оскверняется святое место их храма, они сражались три года, с 132-го по 135 г. Это привело к тому, что в Иудее не осталось ни одного иудея, как и в Египте.

С тех пор будущее иудаизма зависело от значительных вавилонских колоний, существовавших со времен Навуходоносора, и в европейских колониях, не участвовавших в мятежах и которым было позволено жить под довольно подозрительными взглядами римлян.

Христиане

Распространение греческой культуры на народы более старых цивилизаций Африки и Азии после Александра Великого было отнюдь не односторонним процессом. Греки контактировали с чужеземными культурами и заинтересовались их особенностями.

Чужеземные религии были особенно интересны, поскольку они часто более колоритны и эмоциональны, с более динамичными ритуалами, чем официальная вера греков и римлян. (У греков были популярны тайные религии, относившиеся к сельскохозяйственному циклу, но они стали скорее тайными обществами, чем распространенной религией.) Религии Востока начали просачиваться на Запад.

Когда Рим установил свое владычество по всему Средиземноморью и привел весь мир к спокойствию, взаимопроникновение культур продолжалось даже быстрее и проще, и то, что когда-то было местной религией, распространило свое влияние во все концы империи.

За первую пару столетий Египет был источником одной из наиболее сильно распространяющихся религий. Египетский культ Сераписа с греческим влиянием распространился сначала в Греции, а потом в Риме. Август и Тиберий — первые два императора — осуждали его, поскольку тщетно мечтали о восстановлении старых добродетелей в Риме, но культ распространялся все равно. Во времена Траяна и Адриана не осталось ни одного уголка в империи, где не находились бы свои приверженцы этой религии, восходящей к временам строителей пирамид и их предшественников три тысячи лет назад.

Еще более привлекательным был культ Исиды — главного божества египтян, изображавшейся как прекрасная «Царица Рая».

Влияние ее культа начало проникать в Рим в темные дни войн с Ганнибалом, когда римляне думали, что без какого-либо божественного вмешательства поражение неминуемо, и хватались за любую соломинку. Храмы Исиды были в конце концов построены, проводились соответствующие ритуалы даже на отдаленном острове Британия в 3200 километрах от Нила.

Но если Египет дал религию миру, он также получил другую извне — из Иудеи.

В последнее столетие существования Египта, когда многие провозглашали себя Мессиями, появился некто по имени Ешуа. Он был рожден в период правления Августа, не позднее 4 г. до н. э., и был принят как Мессия своими последователями. Это был Ешуа Мессия, другими словами или по греческому варианту Иисус Христос. В 29 г., в период правления Тиберия, он был казнен посредством распятия как политический мятежник, стремившийся к захвату власти в Иудее.

Вера в мессианство Иисуса не закончилась с его распятием, поскольку быстро распространилась история о том, что он воскрес из мертвых. К различным сектам Иудеи, процветавшим в тот период, после этого была добавлена еще одна — последователи учения Иисуса Христа, или, как их вскоре стали называть, христиане.

В первые несколько лет существования этой секты никто бы не мог подумать, что у нее есть будущее, кроме как в рамках иудаизма, а иудаизм не так успешно распространялся в Греции и Риме, как, например, египетские обычаи.

Точнее, существовало влечение к строгому монотеизму иудеев, их высокому моральному кодексу, привлекавшему многих, кто устал от предрассудков и сенсуализма большинства религий того времени. Поэтому некоторое число неиудеев (некоторые высокопоставленные вельможи империи) приняли иудаизм.

Подобные превращения, однако, были не так многочисленны, поскольку иудеи не шли на компромиссы. Они не хотели мириться с неиудейским образом жизни и настаивали на полном принятии очень сложной группы законов. Более того, они настаивали на храме в Иерусалиме как на единственном месте религиозного поклонения и не позволяли приверженцам своей религии участвовать в обрядах поклонения императору.

Перешедшие в иудаизм, таким образом, стали объектом преследований и оказались отрезанными от своего общества. После Иудейского восстания 66–70 гг. переход в иудаизм стал восприниматься многими римлянами предательским и фактически прекратился.

Однако христианство развивалось в намного менее агрессивных условиях, главным образом благодаря усилиям одного человека. Это был Саул (или Павел, как его стали называть впоследствии), иудей из Тарса (города, где Антоний впервые встретил Клеопатру). Сначала он был яростным врагом христианства, но был переубежден и стал самым известным и успешным из всех христианских миссионеров.

Павел обратился к неиудейскому миру и проповедовал такую форму христианства, в которой иудейское право и иудейский национализм были исключены. Вместо этого он призывал к такой общности, в которой все люди могли быть христианами независимо от национальности или социального статуса. Проповедник предложил монотеизм и высокую мораль без суровых ограничений Моисеевых законов, и все больше неиудеев стали принимать христианство и в Египте, так же как и везде.

Несмотря на это, христианам запрещали участвовать в ритуалах восхваления императора, их, подобно всем иудеям, подозревали в измене. В 64 г., в период правления Нерона, христиан в Риме подвергли яростным гонениям, считая их виновниками (ложно, конечно) огромного пожара, из-за которого разрушился город. Согласно легенде, Павел был казнен в Риме вскоре после этих гонений.

Действия Павла привели к расколу в христианстве между теми, кто придерживался иудейской традиции, и теми, кто не признавал ее. Решающий момент наступил, когда началось Иудейское восстание. Иудеи, придерживавшиеся христианского учения, были убежденными пацифистами. Для них Мессия (в лице Иисуса) уже пришел, и они ждали его возвращения. Поэтому борьба за политическую независимость Иудеи во имя кого-либо, кроме Иисуса, была для них бессмысленна. Они ушли в горы и не участвовали в войне. Оставшиеся иудеи считали христиан изменниками, и переход иудеев в христианство фактически прекратился.

Поэтому начиная с 70 г. христианство стало почти полностью неиудейским и явно отличалось от иудаизма. После проникновения в неиудейский мир оно, конечно, оказалось подвержено разным влияниям, впитывая греческую философию и языческие традиции, — все это еще более отличало его от иудаизма.

В 95 г. римский император Домициан — младший сын Веспасиана — предписал идентичные меры против иудеев и христиан, явно рассматривая их, в сущности, как нечто единое. Это был, вероятно, последний раз, когда между ними не было сделано никакого различия.

Существовало естественное соперничество между иудаизмом и христианством. Христиане осуждали иудеев за неприятие ими Иисуса как Мессии и вследствие той роли, которую сыграли иудейские чиновники, позволив распять Иисуса (забывая иногда, что ученики Христа также были евреями). Иудеи, со своей стороны, считали христианство ересью и были озлоблены из-за постоянных гонений и возрастающей силы своих соперников.

Но вражда между двумя религиями не достигла бы такого накала, если бы они не соперничали за влияние на Египет. Христианство сделало свои первые шаги в Египте, прошедшем через тяжелые времена бунтов в Александрии и восстание в Кирене. Антииудейские настроения в Египте были сильнее, чем где-либо в империи, и это могло послужить развитию гностицизма в ранней церкви.

Гностицизм был дохристианской философией, объяснявшей зло мира. Для гностиков великая абстракция Бога, который был совершенно реальным, добрым и всемогущим правителем всего сущего, была персонифицирована в Мудрости (или, по-гречески, gnosis «гностицизм»).

Мудрость была отделена от вселенной — недостижимая, непознаваемая. Вселенная была создана Богом, демиургом (от греческого слова, означающего «работающий для людей», — скорее практический деятель, земное существо, чем небесный Бог наверху и вне материи). Поскольку сила демиурга была ограничена, мир повернулся к злу, как и все в нем, включая саму материю. Человеческое тело является злом, и человеческая душа должна отринуть его, материю и мир, пытаясь вернуться назад к Высшему Духу и Мудрости.

Некоторые гностики положительно относились к христианству. Выдающимся проповедником такого рода мыслей был Марсион, уроженец Малой Азии и, предположительно, сын христианского епископа.

Писавший во время правления Траяна и Адриана, Марсион утверждал, что Бог Ветхого Завета был демиургом — злом и низшим существом, создавшим вселенную, а Иисус был представителем настоящего Бога, Мудрости. Так как Иисус не имел отношения к созданию демиурга, он есть чистый дух, и его человеческий облик и деяния были намеренно созданной иллюзией, предпринятой им для достижения своих целей.

Гностическая версия христианства была очень популярна в Египте некоторое время, поскольку соответствовала антииудейским настроениям в стране. Она сделала из иудейского Бога демона и превратила иудейские книги в нечто происходящее от демона.

Гностическое христианство, однако, не просуществовало долго. Большинство христианских лидеров приняли Бога иудеев и Ветхий Завет как высказанный Богом посредством Иисуса в Новом Завете. Ветхий Завет был воспринят как посланное им писание и как необходимое введение в Новый Завет.

Несмотря на это, хотя гностицизм и ушел, он оставил свой темный след. В христианстве чувствуется тревога, когда речь заходит о зле мира и человека, одновременно антииудейские настроения, которые стали сильнее, чем раньше.

Более того, египтяне никогда не отказывались от в некотором смысле гностической точки зрения на Иисуса. Они последовательно интерпретировали природу Иисуса, минимизируя его человеческую сущность. Это не только способствовало дальнейшему развитию саморазрушительной борьбы между христианскими лидерами, но, как мы увидим, было важным фактором в конечном разрушении христианства в Египте.

Другое, более приятное влияние египетского образа мыслей на христианство было связано с прекрасной Исидой, «Царицей Рая». Она была самым популярным божеством не только в Египте, но и в Римской империи, и было очень легко перенести восторг от красоты и нежного очарования Исиды на Деву Марию. Дева Мария в христианстве придала религии мягкое женское звучание, отсутствующее в иудаизме, и наверняка существование культа Исиды облегчило восприятие христианства.

Это было еще легче потому, что Исида была часто изображена с младенцем Гором на коленях, держащим палец у губ. (В этом качестве Гор, без ястребиной головы, был известен египтянам как Харпечрути Гор-Дитя.) Греки ошибочно воспринимали это изображение как символ молчания. В их пантеоне Гор стал Гарпократом — богом молчания.

Популярность Исиды и Гарпократа, матери и ребенка, была перенесена также на христианство и помогла сделать популярной идею Девы и младенца Христа, захватившую воображение миллионов людей в христианском мире.

Упадок Рима

Дни правления Траяна и Адриана и их преемников Антонина Пия и Марка Аврелия принесли благополучие Римской империи — восемьдесят лет относительного мира и безопасности.

Но этот период подошел к концу. Никчемный сын Марка Аврелия Коммод взошел на трон в 180 г. и был убит в результате заговора в 192 г. В результате империя вступила в другой период, во время которого полководцы сражались за трон, как после смерти Нерона, — период, который в этот раз продолжался дольше и обошелся империи гораздо дороже.

Самым популярным из соперничающих полководцев был Песценний Нигер, обосновавшийся в Сирии. Он захватил Египет, хлебную житницу Рима, как однажды Веспасиан 125 лет назад. Однако Нигер не был похож на Веспасиана. Вместо того чтобы выступить походом на Рим, он остался там, наслаждаясь своей популярностью и явно уверенный в том, что корона достанется ему, как только Рим почувствует первые признаки голода.

Но в Риме находился энергичный военачальник дунайских легионов Септимий Север. Этот полководец устремился на восток, сразился с Нигером в Малой Азии и разгромил его. Так Септимий Север стал править как император Рима.

Его старший сын Каракалла унаследовал трон в 211 г. и в 212-м издал знаменитый эдикт, по которому все свободные жители империи стали считаться римскими гражданами. Урожденные египтяне, которые никогда не приветствовались прежде греческой и римской знатью, внезапно оказались гражданами Рима. Египтяне поднялись до ранга сенаторов и были приглашены в римский сенат (который, однако, больше не имел никакой политической силы и в действительности был не чем иным, как общественным клубом).

Но для Рима наступили тяжелые времена. Страшная чума опустошила империю во времена Марка Аврелия, да еще экономический кризис произошел. Деньги, необходимые для правления, было очень трудно добыть у обнищавшего народа, и действия Каракаллы могли быть продиктованы не только идеализмом. Существовал налог на наследство, применимый только для граждан, а после эдикта Каракаллы он стал относиться ко всем свободным людям, благодаря чему был получен большой дополнительный доход.

Каракалла был первым императором после Адриана, посетившим Египет. Однако обстоятельства визита были совершенно другими. Адриан почти век назад был заинтересованным туристом, путешествовавшим по мирной империи. Каракалла жил в более суровое время, когда враги на севере и востоке постоянно атаковали Римскую империю. Он заехал в Египет по пути в восточные воюющие районы и, без сомнения, был в самом дурном расположении духа.

Ощущая нехватку денег (которых стало меньше с войной), Каракалла прекратил государственную поддержку ученых, работавших при музее Александрии.

Возможно, на это были причины, как, по-видимому, полагал Каракалла. Музей увядал в течение века и уже не представлял особой ценности для мира после 100 г. Последний ученый в Египте, заслуживавший внимания, был астроном Птолемей, и его вклад состоял в основном в обобщении работ предыдущих астрономов. Вероятно, Каракалла подумал, что музей умирает и не заслуживает тех денег, которые расходуются на него, — суммы, которые слабеющая империя едва ли может себе позволить.

Действия Каракаллы, без сомнения, возмутили ученых, и историки этого времени весьма враждебно настроены к нему и обвиняют его во всех возможных грехах и зверствах. Его подозревают в том, что он приказал разграбить Александрию и тысячи ее горожан были убиты по пустяковым причинам. Без сомнения, эта история преувеличена.

Но хотя наука в Александрии пришла в упадок, этого нельзя сказать об образовании. Возник новый тип образованного человека — христианского теолога, и Александрия, следуя этой линии, пока была впереди всех.

За столетие, прошедшее после смерти Павла, христианство распространилось преимущественно среди низших классов и женщин, а значит, среди бедных и необразованных. Тем, кто был воспитан в утонченности, изучал труды великих греческих философов, иудейские книги казались варварскими, учение Иисуса наивным, а проповеди большинства христиан до смешного невежественными. Задачей александрийских теологов была борьба с такой точкой зрения.

Активно вовлеченным в эту борьбу оказался Климент (Климент Александрийский) — священник, родившийся в Афинах около 150 г., преподававший в Александрии. Он был воспитан как в традициях греческой философии, так и христианской доктрины, и он мог интерпретировать последнюю в терминах первой таким образом, чтобы сделать христианство учением, вызывающим уважение (даже если не везде признанным) у самых образованных греков. Более того, он переосмыслил христианскую доктрину так, чтобы она не выглядела доктриной социальной революции, и привел аргументы, показывающие, что богатый человек также может найти свой путь к спасению. Вдобавок он весьма страстно выступал против умирающих идей гностицизма.

Климент, конечно, был греком, которому случилось преподавать в Египте. Хотя его последователем и, возможно, учеником был уроженец Египта. Его звали Ориген.

Он родился в Александрии приблизительно в 185 г., и его родители, вероятно, были язычниками, поскольку его имя греческого происхождения — «сын Гора». Подобно Клименту, он воспринял учения греческих философов наряду с христианством и мог активно бороться с философами-язычниками как равный.

Ориген выдвинул свои возражения против греческого писателя Цельса — философа-язычника, последователя Платона, написавшего книгу против христианства. Доводы Оригена в книге «Против Цельса» были самой полной и основательной защитой христианства, опубликованной в древние времена.

Текст книги Цельса не дошел до наших времен, но почти вся она приведена в книге Оригена, известной нам. Только благодаря Оригену стали известны взгляды его противника.

Таким образом, Египет внес свой очень важный вклад в интеллектуализацию христианства, в то, чтобы оно стало приемлемым для людей с классическим образованием. В ранние века христианства Александрия была самым важным христианским центром мира.

Но тучи продолжали сгущаться. В 222 г. Александр Север, внучатый племянник Септимия Севера, стал императором. Он был добрым, но слабым правителем, находившимся под влиянием матери. Александр Север был убит в 235 г.

Затем последовала настоящая вакханалия императоров. Множество полководцев претендовали на титул и были один за другим убиты соперниками или завоевателями-варварами. Несмотря на несокрушимую отвагу легионов, столько энергии было потрачено во внутренние распри, что германские варвары с севера хлынули в империю и области, провозглашая независимые государства.

Это был шанс для Персии.

Страна переживала возрождение, после того как Александр Великий покорил ее шесть веков назад. После Антиоха III восточные провинции империи Селевкидов добились прочной независимости и создали царство, известное римлянам как Парфия (в действительности это видоизмененное слово «Персия»).

Через три столетия Рим столкнулся с Парфией в бою, который не принес ничего, кроме крови и разрушений с обеих сторон. Затем в 228 г., когда Александр Север был на троне, к управлению парфянскими территориями пришла новая династия, восходящая по рождению к персидскому вождю по имени Сасан. Поэтому династию называют Сасанидской.

В период безвластия в Риме после смерти Александра Севера персы воспользовались возможностью и устремились на запад. В 260 г. они встретились с римской армией у Эдессы к востоку от верхнего Евфрата. Во главе римлян стоял император Валериан.

Что именно случилось, мы не знаем, но, очевидно, римляне под неумелым командованием попали в ловушку и были разгромлены, а Валериан попал в плен. Это было впервые в истории Рима, когда императора взяли в плен. А персидская армия устремилась в Малую Азию.

И тогда случилась удивительная вещь. В Сирии приблизительно в 208 километрах от моря, на восточной границе империи находился в пустыне город Пальмира — торговый центр, расцветший в мирные времена, когда могущество Рима было на пике.

В этот период Пальмира находилась под правлением Одената — вождя арабского происхождения. Он не пожелал переходить под жесткую власть Персии и атаковал ее.

Оденат атаковал с востока и юга по направлению к Ктесифону — плохо защищенной персидской столице. Недовольным персам пришлось отступить, и, таким образом, они упустили шанс сокрушить Рим.

Благодарные римляне наградили Одената титулами и сделали его фактически независимым царем. Но преданность была небезопасным делом в те времена, и в 267 г. Одената убили.

Место Одената заняла его жена Зенобия — женщина амбициозная и волевая, как Клеопатра. Она передала все титулы мужа сыну и намеревалась захватить императорскую власть в Риме. В 270 г. ее армии завладели Малой Азией, и той же зимой она отправилась в Египет.

Удивленные египтяне обнаружили вражескую армию на пороге Синая — такого не было с тех пор, как Август появился там три века назад, — видимо, поэтому не оказали сопротивления.

Уже владея восточной третью империи, Зенобия провозгласила себя и своего сына императорами Рима.

Но в Риме уже правил другой император — Аврелиан — один из самых искусных хранителей трона в период анархии. В гневе он повел свою армию в Малую Азию. И в это же время войска Зенобии вернулись на свои домашние базы, покинув Египет. К 273 г. Аврелиан полностью расправился с армией Пальмиры и захватил город. Зенобия оказалась менее удачлива, чем Клеопатра. Ее взяли в плен и отправили в Рим, чтобы украсить триумф Аврелиана.

Но Аврелиан не остановился на этом. Богатый египтянин по имени Фирмус воспользовался ситуацией и провозгласил себя императором. На обратном пути из Пальмиры Аврелиан вторгся в Египет, взял Александрию и распял Фирмуса.

Египет, придя в себя после угрозы двойного вторжения, сначала Зенобии, затем Аврелиана, вновь вернулся к обычной жизни.

Правда, кое-что он все-таки потерял. Во время кратковременных сражений между Фирмусом и Аврелианом здания музея в Александрии были разрушены. (Самое большое достижение Птолемеев, просуществовавшее около шести столетий и пережившее саму династию на три века.) Однако исчезло не все. Бесчисленные папирусные свитки библиотеки, вобравшие в себя тысячелетние знания греческой культуры, сохранились.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

270-271 – Покорение Египта римлянами

270. Превращение Египта в римскую провинцию

Во время завоевания Цезарем Галлии триумвират распался. Красс погиб в войне с парфянами, основавшими большое царство в Месопотамии, а Помпей, завидуя Цезарю, стал соединяться с его врагами. Дело дошло до междоусобной войны между бывшими триумвирами, охватившей и провинции. Победа осталась на стороне Цезаря. В 48 г. он прибыл в Египет, вмешался в качестве третейского судьи в спор за престол между детьми только что умершего царя (Птолемея Авлета), десятилетним Птолемеем и его сестрою Клеопатрою, в пользу которой и решил этот спор. Население Александрии не хотело подчиниться такому решению и подняло восстание, грозившее Цезарю большой опасностью. Пять месяцев ему пришлось выдерживать осаду с небольшим отрядом сначала в царском дворце, а потом, когда дворец сгорел (и с ним погибла александрийская библиотека), – на маячном острове Фаросе, пока его не выручили пришедшие из Азии отряды. С ними Цезарь предпринял завоевание Александрии, и город должен был сдаться. Клеопатра из рук победителя получила египетскую корону и впредь должна была править в зависимости от Рима. Этим было подготовлено обращение и Египта в римскую провинцию. Когда несколько лет спустя, уже по смерти Цезаря, в Риме возникла новая междоусобная война (между Антонием и Октавианом), Клеопатра стала на одну из боровшихся между собою сторон, но была побеждена, и Египет уже прямо превратился в римскую провинцию (30 г. до Р. X.).

 

271. Другие римские приобретения в I веке до Р. Х.

Из других римских приобретений I в. до Р. X. важны Киренаика (75) и остров Кипр (58). После передачи Египта Клеопатре Цезарь победил понтийского царя Фарнака, сына Митридата (Знаменитое донесение сенату: «пришел, увидел, победил» – veni, vidi, vici), после чего отдал его царство другому царю, закрепив за Римом обладание Фригией (46). Кроме того, он победил соединившегося с его врагами нумидийского царя (Юбу) и большую часть Нумидии присоединил непосредственно к римским владениям (46). Вслед за включением в число римских провинции Египта, в последние три десятилетия I в. до Р. X. границею римских владений на севере от Балканского и Апеннинского полуостровов сделался Дунай. После Р. X. римские пределы уже сравнительно расширялись очень мало.

rushist.com

Римский Египет - это... Что такое Римский Египет?

Египет в составе Римской империи, около 120 г. н. э.

Египет — провинция Римской империи, территория которой практически совпадает с территорией современного Египта, за исключением Синайского полуострова.

На западе она граничила с Киренаикой, а на востоке с Аравией. Египет попал под власть Рима в 30 до н. э. после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония.

Римская власть в Египте

Первый префект Египта, Гай Корнелий Галл, подчинил римской власти Верхний Египет и установил протекторат над территориями за южной границей провинции, которые были потеряны при последних Птолемеях. Следующий проконсул, Гай Элий Галл, совершил неудачный поход в Каменистую Аравию и в Счастливую Аравию (лат. Arabia Felix, сов. Йемен). Третий проконсул, Гай Петроний, произвёл очистку ирригационных каналов, стимулировав этим возрождение земледелия в Египте.

Со времени правления Нерона для Египта на столетие настал «золотой век». Наибольшим несчастьем оказались массовые столкновения между греками и иудеями в Александрии, которая после разрушения Иерусалима в 70 стала мировым центром иудейской религии и культуры. Египетский прокуратор Марк Рутилий Луп смог лишь выслать легион (III Cyrenaica или XXII Deiotariana) для защиты Мемфиса. Для восстановления порядка в Александрии Траян выслал туда Марция Турбона с легионом VII Claudia и военными судами, а для реконструкции разрушенных храмов пришлось провести конфискацию иудейского имущества. Адриан, дважды посещавший Египет, основал город Антинуполь в память о своём любовнике Антиное, утонувшем в Ниле.

Однако, после правления Марка Аврелия тяжёлые налоги привели к восстанию, которое было подавлено только через несколько лет, в 172 году. Эта война принесла большой вред экономике и торговле и стала причиной упадка провинции. Гай Авидий Кассий, подавивший египетское восстание, объявил себя императором и был поддержан армиями Сирии и Египта. Однако, при приближении Марка Аврелия он был низложен и убит. Подобное же восстание было подавлено в 193, когда Песценний Нигер, способствовавший приходу к власти Септимия Севера, решил получить свою часть империи. При Септимии Севере столицей провинции стала Александрия (202).

Каракалла (211—217) пожаловал римское гражданство всем египтянам, наравне с остальными провинциями. Но это было лишь поводом для увеличения налогов, которые постоянно возрастали для пополнения непрерывно опустошаемой государственной казны. В III в. произошло несколько восстаний. При Деции Траяне, в 250 христиане восстали против введения культа Гения императора. В 260 префект Египта Луций Муссий Эмилиан первым поддержал узурпаторов Макрианов, а в следующем 261 сам объявил себя императором, но был побеждён Галлиеном. В 272 Зенобия, царица Пальмиры на короткое время завладела Египтом, но потеряла его, когда Аврелиан подавил её восстание. В июне/июле 297 Домиций Домициан поднял восстание против Диоклетиана и объявил себя императором, но его власть в Египте продержалась лишь до декабря того же года, когда Диоклетиан прибыл в Египет и подавил восстание.

Христианство в Египте

С возрастанием роли христианской церкви в Египте его глава, епископ Александрии становится властью, конкурирующей по авторитетности с губернаторами. В IV веке он известен под именами папы или архиепископа Александрийского. В отличие от светской администрации, в церковном отношении Египет оставался единым. Никейский собор в 325 году установил юрисдикцию епископа также над Ливией и Пятиградьем, что не соответствовало общеимперскому принципу дублировать в церковном управлении светское.

Пытаясь назначить в Александрию арианского епископа, императоры Констанций II и Валент II несколько раз изгоняли из города Афанасия Великого. Поддержка арианства прекратилась с воцарением в 379 году Феодосия, установившего в своём кодексе равные статусы для патриарха Петра II и папы Дамасия.

Территориальное деление

В 298 провинция Египет была разделена на три провинции: Фиваида, лат. Aegyptus Jovia и лат. Aegyptus Herculia (Диоклетиан имел эпитет Jovius, то есть — Юпитеров, а Максимиан — Herculius, то есть — Геркулесов), которые вошли в диоцез Восток (лат. Oriens). Позже из этого диоцеза был выделен отдельный диоцез Египет, делившийся на провинции:

  • Египет (лат. Aegyptus) — территория Нижнего Египта с центром в Александрии; бывшая провинция Aegyptus Iovia.
  • Августамника (лат. Augustamnica) — восточная часть дельты Нила (т. н. 13 городов) с центром в Мемфисе; ; бывшая провинция Aegyptus Herculia.
  • Фиваида (лат. Thebais) — Верхний Египет; Нубия южнее Фив была покинута;
  • Аркадия (лат. Arcadia) — территория между Фивадой и Египтом;
  • Верхняя Ливия (лат. Libya Superior) — западная часть Киренаики
  • Нижняя Ливия (лат. Libya Inferior) — восточная часть Киренаики

Наместники провинции Египет

Хронология

  • 30 до н. э. — аннексия Египта Римом.
  • I век — начало распространения христианства.
  • 55 — восстания в Александрии.
  • 66 — религиозные волнения в Александрии.
  • 172 — Антонинова пандемия приходит в Египет. Начало демографического коллапса.
  • 212 — император Каракалла даёт египтянам права римского гражданства.
  • 223—225 — новая катастрофическая эпидемия.
  • 257—260 — гонения на христиан.
  • 270 — Египет временно попадает под власть Пальмиры.
  • 284 — реформы Диоклетиана; новая система налогообложения; латинский язык заменяет греческий в качестве официального административного языка; начало использования коптского календаря.
  • 302—311 — администрация Диоклетиана организует систематические гонения на христиан в Египте.
  • 312 — Миланский эдикт императора Константина легализирует христианство во всей Римской империи, включая Египет.
  • около 320 — Пахомий разрабатывает основы христианской монастырской системы.

Примечания

Литература

  • Ковельман А. Б. Римский Египет // История древнего мира, т. 3. М.: Наука, 1989, с. 80-87.

Ссылки

dic.academic.ru

Египет. Греция. Рим | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

ЕГИПЕТ ГРЕЦИЯ РИМ

Слайд 2

Древний Египет Египет – древнее государство, существовавшее в долине нижнего Нила. Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшейся вдоль берега Нила. С обоих сторон долина была окаймлена горными цепями. Сначала страна делилась на Верхний и Нижний Египет.

Слайд 3

Древние египтяне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Уже от середины I династии до нас дошел свиток папируса, на печатях II династии неоднократно встречается слово «писец»

Слайд 4

В 3 тыс. до н.э. значительно окрепла и упрочилась царская власть. Это отразилось в самых знаменитых памятниках Древнего Египта – пирамидах, возведенных царями Хеопсом, Хефреном, Микерином.

Слайд 5

Самая первая египетская пирамида была сооружена для фараона Джосера. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды – Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и считался в Египте покровителем наук, Строительства и тайного знания.

Слайд 6

Фараон Тутанхамон стал самым известным древнеегипетским фараоном благодаря тому обстоятельству, что его гробница осталась неразграбленной и её богатейшая погребальная обстановка дошла до нас почти полностью.

Слайд 8

Древняя Греция Древняя Греция находилась на юге Балканского полуострова и включала острова Эгейского и Ионического морей. С 8 в до н.э. греки называли себя эллинами.

Слайд 9

Балканские горы делят Грецию на три большие области: Северную, Среднюю, Южную. Климат Греции субтропический, с мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. Её реки не большие по размерам, некоторые из них используются для орошения.

Слайд 10

Население Древней Греции занималось земледелием, садоводством (особенно выращиванием винограда и оливок), скотоводством (предпочтение отдавали мелкому скоту – козам). А так же было развито ремесло.

Слайд 11

В исторические времена территория эллинов дробилась на множество мелких государств Наиболее крупные полисы были Спарта и Афины Рисунки на щитах греческих городов – государств

Слайд 12

Древние греки верили во многих богов: Зевс, Афина, Аполлон, Нептун, Гера, Артемида, Гермес и другие. Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры.

Слайд 13

Древний Рим Древний Рим расположен на Аппеннинском полуострове. Столицей является город Рим, основанный в 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями весталки Реи и Сильвии и бога войны Марса.

Слайд 14

Город основан на вершине Капитолийского холма, где впоследствии возникли административные здания: сенат, трибуна. За свою тысячелетнюю историю Рим прошёл три четко обозначенных периода: -царский период - аристократической республики - империей.

Слайд 15

Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямыми проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами, площади были украшены статуями

Слайд 16

В истории Рима очень много событий вызывающих интерес: жизнь Гай Юлия Цезаря, восстание Спартака, Пунические войны и многие другие события, о которых вам еще предстоит узнать.

nsportal.ru


Смотрите также