Экономика Древней Греции: сельское хозяйство, ремёсла, торговля. Ремесло древней греции


Ремесло Древней Греции - Древняя Греция

ремесло древней греции

Важным ремеслом в Древней Греции было керамическое производство. Имея очень простое оснащение - ручной и ножной гончарный круг, печь для обжига — греческие ремесленники изготавливали огромное количество высококачественных остродонных амфор и пифосов, которые выполняли функции тары, десятки видов столовой и парадной посуды, черепицу и т. п., обеспечивая всем этим не только свою страну, но и огромные пространства трех континентов, где археологи и сегодня находят остатки изделий античных гончаров.

Древним грекам античной эпохи принадлежат крупные достижения в области материальной культуры. Например, в добыче и обработке металлов: меди, серебра, золота, железа. Шахты, в которых добывалась руда, достигали глубины 120 м. В них использовались водоотливные приспособления, в том числе архимедов винт, мельницы для дробления руды.

Греки изобрели кузнечную сварку, использовали способ амальгамации для извлечения благородных металлов, в обработке которых достигли высочайшего мастерства, применяя технологии ковки, литья, штамповки,волочения и др.

Греция экспортировала железо, шерсть, керамику, серебро, оливковое масло. Острова Самос и Хиос славились обработкой металлов. Ткачество и кожевенное дело развивались в Лидии, ремесло — в Ионии (Милет). Появились деньги (ранее мерой стоимости служили быки), улучшалось качество товаров, росло число рабов, занятых ремесленным трудом. Греки вытеснили финикийцев, ранее расселившихся по Средиземноморью. Однако не следует забывать, что изначально ни торговля, ни ремесленный труд не были почетными занятиями у греков: полис — это сообщество земледельцев.

Нашествие дорийцев, разрушив монархию, обновило крестьянскую общину. Недобрая память о монархии — и об изнуряющих налогах тоже — навсегда осталась в основе греческой культуры. Даже против письменности долгое время сохранялось предубеждение, т. к. она ассоциировалась с налоговыми и долговыми списками. Патриархальные родовые группы, возглавлявшиеся выборным басилеем (царем), объединялись во фратрии, фратрии — в филы (племена), имевшие общего предка и населявшие одну деревню.

В процессе миграции (или противостояния миграции) возникали объединения деревень, очевидно, вокруг укреплений, которые со временем превращались в города. Полис по-прежнему делился на филы и управлялся несколькими басилеями, один из которых признавался главным. Существенной чертой полиса являлось наличие военной родовой аристократии, которая в гомеровскую эпоху сосредоточила в своих руках всю полноту власти. Не следует забывать, что возможность заниматься земледелием (основным для колоний-полисов) обеспечивалась и завоеваниями территорий. Сам полис можно рассматривать как форму организации, с помощью которой аристократии удалось покончить с властью общины: в полисе филы лишь представлены.

В конце VII — в VI в. до н. э. политическая ситуация изменилась, владельцы мастерских и купцы стали теснить родовую аристократию. Но рост значимости ремесла и торговли привел и к упадку сельского хозяйства в метрополии. Не устраивала общину и зарождающаяся ти-мократия - власть богатства. Однако во многом интересы общины и нового класса совпадали. Особенно настоятельной была потребность в судебной реформе. Хранителями правовых традиций и их толкователями являлись аристократы. Переход к фиксированным правовым нормам (с записью законов) значительно подорвал возможность судебного произвола и взяточничества. В содержании же новых законодательств отражалась борьба уже между общиной и торгово-ремесленным сословием.

Ранние законодательства отстаивали мировоззрение и интересы общины. Лишь в законах Харонда (г. Латан на Сицилии) можно заметить влияние новых политических слоев: фиксация норм торговых отношений, представление о соразмерности наказания (правда, в примитивной форме — око за око ). Целью же большинства законов оставалась защита крестьянства от экономически активных чужестранцев: законы Залевка (италийский г. Локры) прямо запрещали посредничество, давая возможность крестьянам самим заниматься сбытом. Следуя древним традициям общины и ограждая граждан от крючкотворства, это законодательство не признавало письменных контрактов — только соглашения при свидетелях.

Законы Драконта, афинского архонта (621 г. до н.э., отсюда - драконовские меры ) своей жестокостью напоминают табуальные запреты — очень многие нарушения карались смертью. Убийство еще воспринималось как преступление не против личности, а против государства (общины, рода), запрещалось носить в городе оружие и безопасность граждан обеспечивалась силами должностных лиц. (Как ранее в функции жреца входила обязанность очищать местность от осквернения - от пролитой крови.) Правда, дела об остальных преступлениях должен был возбуждать сам пострадавший.

В основном защищало интересы общины при торговых отношениях и законодательство Солона (Афины, 594 г. до н. э.): аннулируются долги, отменяется долговое рабство, ограничиваются возможности приобретения земельных участков, запрещается вывоз сельскохозяйственной продукции (кроме оливкового масла), ремесленники не получают политических прав.

Первоначально демократия выражалась в разрушении наследственных прав аристократии на власть, но одновременно ужесточалась структура правления: во всех полисах на этом этапе к власти пришли тираны. Иногда они захватывали власть только для изменения государственного строя, введения новых законов, как Питтак на Лесбосе. Но чаще пытались сделать свою власть наследственной, чему народ отчаянно противился. Тем не менее власть тиранов была демократична не только формально: стараясь добиться одобрения народных масс, они заботились о благосостояния населения, о сохранении народных традиций.

Но борьба с родовой аристократией вела и к разрушению родовых структур - почти во всех полисах деление на филы стало территориальным, а не патриархальным.

Уже во второй половине VI в. до н. э. борьба аристократии и общины стала не столь непримиримой: если в конце VII в. в Сикионе проявление антиаристократических тенденций было связано с поддержкой культа Диониса и запретом рецитации Гомеровских поэм, утверждающих аристократические идеалы, то в конце VI в. Гомеровские поэмы были включены в постоянную программу Панафинейских празднеств. Это объяснялось тем, что тираны (как Писистрат в Афинах) часто были из аристократов, прославивших себя в войне. В 509 г. до н. э. Клис-фен, свергнув тиранию Писистратидов в Афинах, заменил родовые филы территориальными, включил в число граждан много других жителей полиса и рядом социальных реформ закрепил победу демоса над аристократией.

Такой демократизм был вызван военными соображениями. Активность персов в VI в. привела к упадку малоазиатских колоний, и центр политической и культурной жизни переместился в Афины. Участие тор-гово-ремесленного населения в политической жизни полиса позволило Афинам создать мощный флот и не только победить персов, но и возглавить антиперсидский Эллинский союз. Именно использование экономической мощи всей зоны Эгейского моря обеспечило расцвет культуры Афин в V в. до н.э.

Во второй половине V в. противостояние торгово-ремесленного сословия и родовой аристократии превратилось в противостояние Афин и Спарты. 30-летняя война между двумя коалициями государств подорвала экономическую и политическую мощь Греции.

 

serres.ru

3. Ремесла. История Древней Греции

Разбираемый нами тип полисной экономики был определен как торгово-ремесленный в том смысле, что в его структуре ремесла и торговля занимали большое место. Что стимулировало рост ремесленного производства и торговых операций в греческих полисах? Прежде всего развитие города как торгово-ремесленного центра, увеличение его населения, усложнение городской жизни с ее многообразными запросами и нуждами. Горожанин в отличие от сельского жителя хотел жить в благоустроенном жилище, видеть красивые храмы и площади, любоваться произведениями искусства, посещать театр и гимнасий, принимать участие в общественных шествиях. И все эти потребности надо было удовлетворять: строить храмы и общественные здания, возводить театры, гимнасий и стадионы, подводить водопроводы и отводить сточные воды, строить корабли, изготовлять обувь и одежду и т. п. Развитие городской жизни было невозможно без подъема ремесел и тесно связанных с ними торговых операций.

Ремесла и торговля не могли развиваться без привлечения дополнительной рабочей силы. Эту силу давало сельское население, которое в связи с развитием городской жизни и внедрением рабовладельческих поместий вытеснялось из сельской местности и скапливалось в пределах городских стен. Эту дополнительную силу давали также пришлые свободные люди из других греческих городов, оседавшие на постоянное место жительства в данном городе. Однако большая часть работников вновь организуемых ремесленных мастерских комплектовались за счет рабов. Без широкого распространения рабства невозможно было бы бурное развитие ремесленного производства и торговли во многих городах Греции V–IV вв. до н. э.

Для прочного существования ремесленных производств (обработки металлов, керамических изделий, строительства, изготовления одежды и обуви, разных видов вооружения и т. д.) необходима была постоянная сырьевая база: нужно было добыть руду, получить из нее металл, иметь глину, кожи, шерсть и др. В небольших греческих полисах местного сырья было, как правило, немного. Камня, глины, шерсти, кожи было достаточно для обеспечения мастерских соответствующим сырьем, а вот железа, цветных металлов, ценных пород камня (мрамор, гранит), строительного и корабельного леса не хватало. Получить недостающее сырье можно было только путем торгового обмена: за привозимое платили звонкой монетой или своими ремесленными и сельскохозяйственными товарами.

Близость моря, благоприятное расположение многих торгово-ремесленных полисов на морском побережье облегчало снабжение греческих мастерских необходимым сырьем, так как перевозки грузов по морю были самыми удобными и дешевыми. Таким образом, в распоряжение греческих ремесленников могло поступать сырье со всего Средиземноморья и Причерноморья.

Следует отметить, что Балканская Греция богата разнообразными полезными ископаемыми, которые активно использовались древними греками. В разных районах Греции были обнаружены месторождения железа, меди, золота и серебра. Восточная часть Балканской Греции изобиловала залежами мрамора и известняка; высококачественная глина была практически во всех полисах. Некоторые районы Греции были особенно богаты полезными ископаемыми: Лаконика — железной рудой, Южная Аттика — железной рудой и серебром, Эвбея — железной рудой и медью. Одной из самых богатых была область Пангея на северном побережье Эгейского моря, где активно разрабатывались залежи железной руды, меди, олова, золота, серебра. Этот район не случайно стал предметом ожесточенной борьбы ведущих полисов Греции V–IV вв. до н. э. Необходимый для строительства кораблей лес рос в горах Македонии, в окрестностях Синопы и Амиса (Южное Причерноморье) и в области Киликия в северо-восточной части Средиземного моря.

Основой основ ремесленного производства являлось получение металла и необходимых изделий из него, т. е. металлургия и металлообработка. В классическую эпоху греческие мастера получали металла больше по количеству и лучше по качеству, чем их предшественники, а железо вошло в производство и в повседневную жизнь.

Большой прогресс был достигнут в горном деле, в организации поиска рудных месторождений и их разработки. Если в предшествующее время руду добывали в открытых карьерах, то в классический период ее стали извлекать из земных недр путем прокладки шахт, прорезающих земную толщу и расходящихся в горизонтальном направлении штреков, проложенных вдоль рудоносных жил.

Шахтно-штрековый способ добычи позволял полнее использовать все рудные запасы месторождения, включая очень глубокие жилы, которые, как правило, были самыми богатыми. Работа в глубоком подземелье, в узких штреках, где рабочий ручным кайлом, иногда полулежа, отбивал куски породы и относил их в корзине к основному стволу шахты, была особенно изнурительной, тяжелой. Неудивительно, что выполнялась она главным образом рабами, часто ссылаемыми своим господином в рудники за какую-либо провинность.

Добытая руда подвергалась обработке здесь же, на месте добычи. Куски руды дробились, промывались; в процессе этих операций происходил отсев пустой породы, обогащение руды и подготовка ее к выплавке. Получение металла, особенно железа, из руды является сложной технологической операцией. Для отделения примесей от находящегося в руде чистого железа нужна высокая температура (температура плавления железа — 1539 °C). Древние греки не знали каменного угля, дающего столь высокую температуру, процесс плавления происходил в печах примитивной конструкции. В них железо доводилось лишь до тестообразного состояния, но при этом чистый металл не получался (так называемый сыродутный способ получения металла). Он содержал много примесей и нуждался в дополнительной обработке, чтобы его можно было использовать для различных производственных целей. Дополнительная обработка происходила в кузницах. Многократно нагревая металл, кузнец ковал его тяжелым молотом, закаливал изделие в холодной воде и добивался тем самым хорошего качества. Таким образом, кузнечная обработка являлась необходимым звеном в процессе получения самого металла. Особая роль кузнецов в таком важнейшем производственном процессе, как получение и обработка металла, предопределила их высокий престиж в обществе. Недаром покровитель кузнечного дела бог Гефест считался одним из главных в греческом пантеоне, входил в число 12 олимпийских божеств.

Добыча руды в шахтах. Современный рисунок

Искусные греческие кузнецы, применяя различные приемы обработки железа, могли получать твердую сталь, которая была необходима для изготовления оружия (мечи, наконечники копий и др.) и орудий труда (например, лемехи, столярный инструмент и др.). Об успехах греческой металлургии говорит наличие нескольких разновидностей стали: самыми известными были лаконская, лидийская, синопская, халибская.

Как ни широко применялось железо, оно не могло вытеснить традиционные виды металлов: медь и его сплав — бронзу. Греки были искусными мастерами по этим металлам. Они могли получать бронзу высокого качества, умело ее обрабатывали, изготавливая разнообразные изделия. Потребности в бронзе были еще довольно велики: из нее делали шлемы, поножи, части щитов, дорогую и красивую посуду, зеркала, греческие скульпторы создавали бронзовые скульптуры (особенно в V в. до н. э.). В V–IV вв. до н. э. ремесленники могли получать тонкие бронзовые листы, из которых можно было изготовлять изделия высокого качества. Важнейшее место в металлообработке занимало производство оружия, одно из сложных и комплексных ремесленных операций. В греческих полисах, где каждый гражданин был вместе с тем и воином, хранил в своем доме полный комплект вооружения, требовалось большое количество самого разнообразного оружия: мечей разных видов, копий (длинных и коротких), кинжалов, луков и стрел, пращей и дротиков, панцирей, поножей, щитов и др. На изготовление оружия шло много металла самого лучшего качества (как железа, так и бронзы), а производство приобрело массовый характер.

Открытый карьер для добычи камня или глины

Наряду с металлургией важнейшей отраслью греческого ремесла было керамическое производство. Специалисты гончарного дела изготавливали самые разные изделия: амфоры и пифосы для хранения вина, масла, зерна, парадную столовую посуду (несколько десятков видов), водопроводные и канализационные трубы, строительные детали (облицовочные плиты и украшения), светильники, грузила для рыболовных сетей и грузики для ткацких станков, терракотовые статуэтки, без которых в IV в. до н. э. нельзя представить ни один греческий дом.

V–IV вв. до н. э. — время самого активного строительства: возводились крепостные стены, общественные и частные здания, храмы и театры. Греки освоили обработку многих пород камня, в частности нашел самое широкое применение в строительстве твердый и трудный для обработки, но красивый мрамор. Камень добывали в открытых каменоломнях, транспортировали крупными блоками на место строительства и там тщательно обрабатывали: пилили на мелкие блоки, сверлили, подготавливали фигурные детали, подгоняли их друг к другу, шлифовали. Особенно тщательной отделкой и красотой отличались здания общественного назначения, в первую очередь храмы, выполненные в одном из трех ордеров: дорическом, ионическом или коринфском. Высокое мастерство требовалось для изготовления статуй, причем в IV в. до н. э. большую их часть делали из мрамора, и скульптору, помимо чисто художественных задач, была необходима квалификация для работы по камню.

Мастера разных специальностей — плотники и столяры, ткачи и такелажники, мастера по металлу и другие — требовались на строительстве кораблей. Греческий флот был укомплектован лучшими судами своего времени: военные суда — триеры — были быстроходны, маневренны, устойчивы на волне и превосходили военные корабли своих противников — персов. Торговые суда с парусным движителем бороздили волны Средиземного и Черного морей, обеспечивая интенсивные торговые операции. Крупные торгово-ремесленные полисы имели солидный военный и торговый флот. Так, Афины могли выставить флот до 400 военных судов, Коринф — до 200 триер, мелкие города Керкиры — до 150 триер. Строительство и ремонт боевых и торговых судов были важной отраслью греческого ремесленного производства.

Одежда изготовлялась в основном в ткацких мастерских. Впрочем, ткачество в V и начале IV вв. до н. э. сохраняло связи с домашним бытом, каждая греческая хозяйка вместе со своими дочерьми или служанками умели работать на ткацких станках (наиболее распространен был вертикальный станок), изготовляли пряжу и здесь же в доме шили из приготовленного полотна хитон — длинную нательную рубаху без рукавов, гиматий — плащ, хламиду — короткий плащ — и другие виды одежды. В IV в. до н. э. рост потребностей городского населения привел к выделению ткачества из круга домашних занятий и появлению специальных мастерских, работающих на продажу. Спрос на одежду для рабов привел к организации мастерских, специализирующихся именно на этом виде одежды (например, в Мегарах), славились среди покупателей милетские хламиды, в Аморгосе изготовлялись прозрачные ткани.

Роспись сосуда. Вазопись

Ремесленные мастерские — эргастерии, в которых обрабатывался металл, изготовлялась керамика, вооружение, ткани или обувь, были разными по величине: мелкими, где владелец работал с 2–3 рабами или своими домочадцами, средними — с 10–15 рабами; здесь хозяин был занят главным образом надзором и организацией производства, крупными — в 30–40 рабов. Так, знаменитый афинский оратор Демосфен имел две мастерские с 20 рабами в одной и 32 — в другой. Афинский финансист Пасион в начале IV в. до н. э. имел мастерскую со 100 рабами, а отец судебного оратора Лисия Кефал владел эргастерием в 120 рабов. Однако крупных эргастерий было мало, основными в греческом ремесле были мелкие и средние мастерские. Главной рабочей силой в них были рабы, вместе с ними трудились и свободные люди, в том числе и граждане, из-за отсутствия точных сведений трудно определить соотношение свободного и рабского труда в греческих мастерских. В наиболее развитых в промышленном отношении полисах Греции, таких, как Афины, Коринф, Мегары, Родос, Милет, видимо, рабский труд преобладал.

В средних и крупных эргастериях применялась некоторая специализация занятых работников, что повышало общую производительность труда. Выделяются мастерские по производству только светильников (у афинского оратора Гипербола была мастерская светильников), только мечей, только лож (обе у Демосфена), только щитов (у отца Лисия). «В небольших городах, — писал Ксенофонт, — один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Конечно, такому человеку, занимающемуся многими ремеслами, невозможно изготовлять все одинаково хорошо. Напротив, в крупных городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла. А нередко довольно даже и части этого ремесла: так, один мастер шьет мужскую обувь, а другой — женскую. А иногда человек зарабатывает себе на жизнь единственно тем, что шьет заготовки для башмаков, другой тем, что вырезает подошвы, третий только тем, что выкраивает передки, а четвертый — не делая ничего этого, а только сшивая все вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнить ее наилучшим образом».

Для греческого ремесла характерна тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания. Подъем деловой активности в торгово-ремесленных центрах, успехи в технологии, специализация эргастериев при устойчивых источниках пополнения рабов делали занятия ремеслом выгодным делом. Средний доход от эксплуатации одного раба, занятого в ремесле, достигал одного — двух оболов в день, или 60–120 драхм в год, в то время как содержание семьи свободного гражданина в год, например, в Афинах V в. до н. э. стоило 180 драхм; иначе говоря, доход от двух — трех рабов был достаточен для содержания одной афинской семьи, состоящей из 3–4 человек.

Работы в керамической мастерской. Вазопись

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Античная цивилизация. Греция : Ремесло

35

Глава III.

РЕМЕСЛО

В хозяйстве наиболее развитых экономически полисов Греции большую роль играло ремесло, в значительной степени связанное с использованием труда рабов. Первоначально ремеслом занимались как граждане полиса, так и метэки. В специальных кварталах ремесленников были небольшие мастерские, изделия которых там же и продавались. Хозяева мастерских сами работали в них вместе с одним или несколькими рабами.

Рабы принадлежали хозяину наравне со всем оборудованием, сырьем и орудиями труда. Поэтому хозяин мог купить, продать или получить мастерскую на ходу, вместе с рабами, в том числе и с рабом-управляющим. Эргастерии были очень доходны. Если владелец эргастерия пользовался и гражданскими правами, то он часто владел еще и землей. По мере развития крупных мастерских хозяева их отстранялись от участия в производственной работе, ибо ремесленный труд стал считаться делом далеко не почетным. Хозяин либо передавал руководство мастерской рабу-управляющему, либо сдавал свой эргастерий в аренду.

-Количество рабов в мастерских было различным. Так, в IV в. до н. э. в Афинах у одного афинского гражданина была башмачная мастерская, где работали 9 и 10 рабов под руководством раба-управляющего. Были эргастерии и более крупные, где работали по 20—30 рабов. Так, например, в оружейной мастерской отца знаменитого афинского оратора Демосфена было 33 раба, а в кроватной мастерской — 20. В мастерской, принадлежавшей отцу другого оратора — Лисия, работали 120 рабов. Однако в то время такие большие мастерские были сравнительно редки.

Обычным явлением крупные мастерские стали в эллинистическое время. Ими владели наиболее богатые рабовладельцы. В эллинистических монархиях были и царские эргастерии. При несложной технике и простых орудиях труда в античном производстве в ранний период не было широкого разделения труда: каждый ремесленник работал один над тем или иным изделием. Но некоторые работы выполнялись высококвалифицированными специалистами, особенно в области художественного ремесла. Подсобную работу, например заготовку дров, топку печей, раздувание мехов, делали рядовые рабы. Иногда раба отпускали, и он мог работать и жить независимо от хозяина, платя ему установленный оброк.

Широко распространено было и домашнее производство, рассчитанное на рынок. Обычно таким производством были прядение и ткачество: рабыни-ткачихи работали под присмотром хозяйки или рабыни-надзирательницы. Среди рабынь-ткачих были и высококвалифицированные мастерицы. Так, одна из них могла ткать тонкие шерстяные ткани, окраши-

36

вать их в пурпур и сама относить их для продажи на рынок. Были и рабы-вышивальщики, золотошвеи. Работа квалифицированных рабов приносила их хозяину хороший доход.

Рабский труд способствовал замедлению технического прогресса в ремесле, но, несмотря на это, появились новые технические приемы, орудия труда, ранее не применявшиеся материалы.

Недра Греции богаты рудными залежами. Железную руду добывали повсеместно; встречались медь и свинец. В Аттике находились знаменитые Лаврионские серебряные рудники, которые были одним из важных источников благосостояния этой области. У северного берега Эгейского моря были значительные месторождения золота. Потребность в золоте греческих городов удовлетворялась доставкой его из стран Востока.

Добыча железной руды велась обычно открытым способом. Серебряную руду добывали глубоко под землей. Работа в рудниках была очень тяжелым трудом рабов и отчасти осужденных преступников. Иногда рабовладельцы сдавали своих рабов в аренду для работы в рудниках.

Для добывания руды копали узкую шахту, углубляя ее до рудоносного пласта. В серебряных рудниках Лавриона первоначально шахты доводили только до первого пласта руды. В последующие века и в эллинистическое время их углубляли до пересечения со вторым и третьим пластами, доводя до глубины 120 м. От шахты по направлению пласта шли узкие штреки. Ширина и высота штрека зависела от мощности пласта. Местами штрек сужался настолько, что рудокоп был вынужден работать лежа. Вентиляции в шахтах не было. Место работы освещалось тусклым светом глиняного светильника, поставленного в маленькую нишку, вырубленную в стенке штрека. Вся работа выполнялась вручную. Работали тяжелым железным кайлом и заступом, применяли также клин и молот. Добытую руду в мешках и корзинах выносили малолетние рабы. Затем руду поднимали на поверхность земли. На стенках некоторых шахт сохранились чередующиеся уступы; они служили ступеньками для спуска и подъема рабов. В очень глубоких шахтах пользовались, возможно, подъемными приспособлениями. Условия работы в рудниках в различных районах Средиземноморья в течение всей античной эпохи были примерно одинаковы.

Обрабатывали руду вблизи от шахты. Ее дробили, выделяя части, наиболее богатые содержанием металла, все остальное отбрасывалось. Затем руду толкли в каменных ступах и мололи на мельницах, измельчая до размера зерен проса. Нижний жернов мельницы имел форму конуса; в верхней части его была вделана железная ось. На этой оси посредством деревянной рамы вращался верхний жернов с воронкообразными углублениями снизу и сверху. Верхний жернов вращали ходившие по кругу 4—5 рабов, а иногда лошадь или осел. Далее руду промывали с помощью приспособлений, задерживавших богатые металлом тяжелые частицы. Промывание повторялось несколько раз; осевшие частицы металла собирали, просушивали, предварительно обжигали и, наконец, плавили в плавильных печах до получения чистого металла. Плавильные печи при Лаврионских рудниках были низкие, круглые в плане, диаметром примерно 1 м. Печь заполнялась слоями руды и древесного угля.

37

При таком способе плавки в отходах оставалось много неиспользованного металла. На Лаврионе выплавляли серебро и окись свинца, которая при дальнейшем обжиге превращалась в свинец. Слитки выплавленного металла шли в эргастерии, где изготовляли различные предметы.

Железо добывалось из руды примитивным сыродутным способом. Горн загружался слоями древесного угля и руды. Огонь раздувался мехами, расплавленное железо просачивалось вниз и застывало, образуя чечевицеобразную пористую крицу. Железную крицу проковывали молотом для уплотнения. Литья расплавленного железа греки не знали.

В кузнечном деле греки достигли большого мастерства: им были известны различные сорта железа и стали. Из одних сортов делали простые плотничьи орудия, из других — особо твердые инструменты: пилы, резцы, каменотесные орудия. Некоторые ценные сорта железа привозили в Грецию из Южного Причерноморья.

В деревенских кузницах изготовляли и чинили необходимые земледельцам орудия труда: лемехи плугов, мотыги, серпы, ножи для виноградарей, топоры и предметы домашнего обихода. Изделия городских кузнечных мастерских были разнообразнее; производство их удовлетворяло спрос не только земледельцев, но и ремесленников, а также бытовые потребности горожан. Важное место в кузнечном деле занимало изготовление оружия.

О мастерской кузнеца и его инструментах дают представление рисунки на вазах; на одном из них возле горна изображен кузнец, который придерживает щипцами раскаленный брусок железа, лежащий на наковальне. Другой мастер размахнулся топором, чтобы отрубить часть бруска; около наковальни лежит молот.

Литье из бронзы в Греции служило для изготовления статуй, посуды и других бытовых предметов, а также воинских доспехов, панцирей. Металл плавили в плавильных печах, топливом служил древесный уголь, огонь непрерывно раздувался мехами. Расплавленную массу металла выпускали через специальное отверстие, заполняя ею подготовленные литейные формы, сделанные из глины или камня.

Первоначально все литые изделия делались сплошными. Но уже в VI в. до н. э. был изобретен способ полого литья скульптуры. Глиняную модель покрывали слоем воска или делали восковую модель на сердечнике. Затем воск покрывали слоем глины, в котором проделывали отверстия для литников и для выхода воздуха. Этот слой глины служил формой, ее сильно нагревали, и воск вытапливался, а на его место вливался расплавленный металл. После затвердения и остывания металла глиняную форму разбивали и удаляли. Таким способом делали и большие бронзовые статуи, состоящие из отдельно изготовленных частей, которые затем скреплялись вместе.

Литейное дело в Греции было тесно связано с другими способами обработки металла, поэтому при изготовлении предмета из бронзы, меди, серебра или золота в одной и той же мастерской производили и литье, и ковку, и чеканку.

В Греции была широко распространена рельефная обработка металлических изделий художественного ремесла — торевтика. Мастера-торев-

38

Греческая бронзолитейная мастерская. Изображение на красно фигур ной вазе.

ты изготовляли художественную утварь: бронзовые зеркала, парадную посуду, украшения парадного вооружения и различные мелкие бытовые предметы. При выполнении рельефных украшений из листового металла часто прибегали к способу чеканки. Чеканка производилась легкими ударами молотка по чекану — специальному инструменту с различным по форме рабочим концом. Рельефное изображение на поверхности предмета мастер выбивал от руки и дополнял его гравировкой и резьбой с помощью инструмента с заостренным рабочим концом. Более простой была техника тиснения путем выдавливания тонкой пластинки металлической или каменной матрицей, имеющей рельефное изображение. Торевты использовали технику художественного литья в формах, обрабатывая затем поверхность предмета, извлеченного из формы, удаляя дефекты отливки резцом, рашпилем и другими инструментами. К ремеслу торевтов относится и чеканка монеты (о чем будет сказано в следующей главе).

Каменотесное дело в Древней Греции теснейшим образом связано с зодчеством, особенно с архитектурой храмов. В период возникновения и расцвета полисов ремесло каменотесов стало одной из главных отраслей

39

труда. В отличие от горнорудного дела, где рабский труд применялся особенно интенсивно, в каменотесном деле рабский труд использовался меньше и значительную долю труда выполняли наемные рабочие, но на тяжелую работу в каменоломнях посылали рабов и военнопленных. Так, после неудачного сицилийского похода афинян в 413 г. до н. э. афинские пленные воины были отправлены в сиракузские каменоломни. На самом же строительстве каменотесные работы выполняли свободные наемные рабочие. Большинство из них не были гражданами данного города-государства; это были метэки, которых усиленно привлекали в города в тех случаях, когда там велись большие строительные работы на средства государства.

Строительный камень добывали по возможности в непосредственной близости от места стройки, поблизости от города, а иногда и на территории самого города, например в Афинах и в Пергаме. Выемка камня обычно производилась в открытых карьерах. Открытым способом камень добывался в вертикальных срезах, достигавших иногда большой высоты. Мрамор добывали как открытым способом, так и в штольнях, которые шли от выхода породы на поверхность в глубь горы по направлению слоев мрамора. Орудиями труда служили железное кайло, зубило, лом, деревянные клинья и кувалды. Для выемки известняка и песчаника иногда употреблялись пила и топор. Для более твердых пород пользовались пилой без зубьев, подсыпая во время пилки породы песок. Первичная обработка камня производилась на месте, рядом с каменоломней. Здесь грубо отесывали каждую деталь, учитывая ее будущее место в здании. При отеске каменных блоков, больших плит, барабанов колонн и других крупных деталей оставляли временные выступы для удобства их подъема и транспортировки. Доставка таких заготовок к месту стройки была трудным делом. По сохранившимся сведениям, для перевозки большого мраморного барабана колонны от каменоломни до Элевсина требовалась запряжка: в 30—40 волов. Учитывая, что расстояние, о котором шла речь, не превышало 40 км, подобная перевозка могла длиться

Греческая кузница. Изображение на чернофигурной вазе.

Греческая кузница. Изображение на чернофигурной вазе.

40

два-три дня. Окончательная отеска деталей производилась на месте стройки в ходе пригонки строительных деталей.

Выполнение разнообразных сложных строительных работ требовало дифференциации труда. Специализация становится особенно дробной в эллинистическое время. Так, при постройке храма Аполлона в Дидимах, в окрестностях Милета, нанимали одних рабочих, специалистов по отеске мрамора, в других — производивших отеску известняка. Особые рабочие, специалисты по заточке металлических инструментов, подготовляли рабочий инвентарь.

Примером высокого мастерства греческих каменотесов является способ возведения высоких колони насухо, т. е. без применения строительного раствора. Ствол колонны монтировали из не полностью обработанных барабанов, имеющих по четырем сторонам выступы для подъема на канатах. Перед укладкой барабанов один на другой выравнивали верхнюю и нижнюю поверхности. Кромки этих поверхностей пригоняли и сглаживали особенно тщательно. В центре каждой горизонтальной поверхности барабана делали углубление, в которое вставляли деревянный стержень, соединявший два смежных барабана. Вращая верхний барабан вокруг оси, добивались очень плотной пригонки одного барабана к другому, так что между ними не оставалось ни малейших щелей.

Стены строили из каменных блоков также насухо. Такой способ кладки требовал особенно тщательной отески тех поверхностей блоков, которые соприкасались друг с другом. Для лучшей пригонки плоскостей средняя их часть слегка углублялась, затем с большой тщательностью выравнивалась остальная поверхность. Горизонтальные ряды уложенных насухо блоков скреплялись железными скобами, залитыми свинцом.

В ходе развития греческого зодчества изменялись способы обработки камня. При постройке храмов VI—V вв. до н. э. применялись обычно массивные гладкоотесанные блоки одинаковой высоты, уложенные во всю ширину стены. Начиная с IV в. до н. э. и особенно в эллинистическое время каменные тесаные блоки, уложенные рядами разной высоты, служили облицовкой обеих сторон стены, а промежуток между ними заполняли грубо обработанные камни и щебень. Конструкция кладки с забутовкой требовала гораздо меньшей затраты труда и материала, чем сооружение сплошной квадровой кладки. Кладка с забутовкой экономичней, так как в ней требуется гораздо меньше обработанного камня, замененного отчасти бутом, к тому же в регулярной кладке панциря поверхность камня обработана особенно тщательно только с наружной стороны.

Эллинистическая кладка теряет прежнюю строгость формы. Она рассчитана на иной эффект, в связи с которым изменяются и приемы обработки поверхности камня. В это время в практику входит обработка блоков рустами, при которой поверхность блока не сглаживали, оставляя ее шероховатой, с заметными следами сколов. По краям блока (чаще с трех сторон) вытесывали гладкие узкие полосы, заглубленные по сравнению с необработанной поверхностью блока. Рустованная кладка создавала живописный эффект игры светотени и вместе с тем подчеркивала массивность кладки стены.

41

Каменоломня в Сиракузах

Каменоломня в Сиракузах

Как и во всех других ремеслах, в каменотесном деле орудия труда были несложны; главную роль среди них играли тесло, долото, зубатка и молоток. Для окончательной отделки поверхностей пользовались шлифовальным камнем и песком из твердых пород. Для обработки ровной поверхности употребляли способ выравнивания «по-красному». Для этого гладкую ровную плиту покрывали красной краской, затем эту плиту прикладывали к выравниваемой поверхности. Краска отпечатывалась на оставшихся неровностях и выступах, которые становились заметными и сглаживались мастером. При каменотесных работах употребляли также циркуль и уровень. Уровень был в виде отвеса, но известен также и водяной уровень в виде открытого желобка, наполненного доверху водой.

— Плотницкое и столярное дело занимало очень значительное место в древнем ремесле. Древесина была наиболее доступным и удобным строительным материалом, достаточно прочным и легким для балочных

42

конструкций. В монументальном строительстве Древней Греции в перекрытиях каменных зданий всегда применяли деревянные балки. Из дерева делали обрешетку крыши, несущую мраморную или черепичную кровлю, а также двери монументальных зданий и жилищ. Много древесины шло и на столярные работы. При строительстве больших храмов употреблялись длинные массивные балки толщиною до трех четвертей метра.

Особенно широко применялось дерево в кораблестроении. В Греции, где война на море и широкая морская торговля играли большую роль, наличие большого количества кораблей имело решающее значение для экономической и политической мощи государства. Постройка кораблей считалась делом большой государственной важности, и решение об этом нередко выносило народное собрание. Оно же назначало архитектора-кораблестроителя и выбирало особую комиссию для наблюдения за ходом работ и расходованием средств.

Очень широко применялась древесина и в производстве орудий труда, особенно громоздких тяжелых приспособлений для подъема тяжестей, для дробления и промывки руды, для изготовления некоторых громоздких частей мельниц, для военно-технических сооружений, а также телег и повозок. Из дерева делались и ремесленные станки. Особенно много было ткацких станков. Большое количество древесины шло на изготовление сельскохозяйственных и ремесленных орудий труда. Это относится также и к предметам вооружения, как, например, древко копья, дротика, стрелы, рукоять меча и рама щита. Городские столярные мастерские в большом количестве изготовляли различную мебель: кровати, кресла, табуреты, столы, лари, сундуки, а также деревянные саркофаги, которые делались или в виде ларей с плоской крышкой, откидывающейся на шарнирах, или в виде дома с двускатной крышей.

В гористой, покрытой лесами Греции древнейшего времени древесина была в изобилии. Однако площадь лесных массивов начала быстро сокращаться. Главной причиной этого явилась интенсивная вырубка для удовлетворения потребностей строительства и ремесленного производства. Большой вред лесам причиняло также уничтожение молодых побегов козами, которых во множестве разводили в греческих деревнях.

В эллинистическое время древесины в Греции не хватало, и недостаток ее покрывался привозом из Македонии, из северной части Малой Азии и ряда других местностей.

В столярных работах и при изготовлении изделий художественного ремесла употреблялись самые разнообразные древесные породы, в том числе дорогие привозные сорта — самшит, черное дерево, железное дерево, пальма и др.

Главнейшими орудиями, применявшимися в деревообделочном производстве, были топор, пила, долото, рубанок, сверло, плотницкий циркуль, отвес. Помимо топоров употребляли также и тесла на длинной ручке с горизонтально расположенным лезвием, немного загнутым книзу. Доски распиливали лучковой пилой, напоминавшей современную. Употреблялась также лучковая пила, полотнище которой проходило не по краю, а посередине рамы и было поставлено, как обычно, наискось. Применя-

43

лась также двуручная пила. Рубанок по устройству не отличался от нынешнего. Употреблялись еще ручные сверла и дрели, которые приводили в движение лучком.

Известно было грекам и токарное дело, а также гнутье дерева, что подтверждается археологическими находками и изображениями на произведениях греческого искусства.

Для скрепления отдельных частей в плотницком и кораблестроительном деле применялись большие кованые железные гвозди. В столярных работах для соединения досок делались специальные выступы, которые вставлялись в пазы соседней доски. Применялись также деревянные шипы, для которых предварительно высверливали отверстия. Для фанеровки тонких изделий употребляли столярный клей.

Развитию гончарного дела в Греции способствовало обилие хорошей глины. Гончарное ремесло Греции было тесно связано с искусством. Это относится не только к художественной керамике, но и к простым изделиям практического назначения, которые отличались красотой пропорций. Греческая посуда обычно изготовлялась посредством гончарного круга. Ручной гончарный круг, на котором производилась формовка сосудов, представлял собою деревянный диск, вращающийся горизонтально на металлической оси, укрепленной на низкой подставке. При изготовлении мелких сосудов мастер сам подкручивал диск. Формовка крупных сосудов требовала участия подмастерья, вращавшего гончарный круг. Формовка сосуда отчетливо изображена на росписи одной вазы.

Простая глиняная посуда широко применялась для приготовления пищи, служила тарой, а иногда и столовой посудой. Художественная посуда, расписная или покрытая особой глазурью — так называемым черным лаком, употреблялась не только в быту, но также и при совершении культовых обрядов, общественных празднествах, использовалась в качестве посвящений и наград.

Работа на гончарном круге

Работа на гончарном круге

44

В эллинистическое время широко стала применяться украшенная рельефами посуда, которая изготовлялась посредством оттискивания в формах. Для изготовления чашек с украшенной рельефом поверхностью делали на гончарном кругу глиняную форму; на внутренней ее, поверхности по сырой глине проводили несколько концентрических бороздок, между которыми мастер, пользуясь набором готовых штампов, наносил пояски орнамента. Затем форму просушивали и обжигали в печи. В таких формах оттискивались рельефные чаши; внутренняя поверхность их обрабатывалась на гончарном круге. Готовое изделие просушивали, покрывали лаком и обжигали. Такая керамика могла изготовляться в эргастериях, выпускавших массовую продукцию.

Одной из широко развитых отраслей художественного ремесла керамистов Греции была коропластика. Многие мастерские изготовляли статуэтки из обожженной глины — терракоты. Модель, по которой оттискивали формы для изготовления статуэток, исполнялась искусными мастерами. Способ изготовления терракотовых фигурок обычно был довольно прост, и искусство коропластики начало интенсивно развиваться в ранний период истории полисов. Наивысшего развития эта отрасль художественного ремесла достигла в период эллинизма.

Терракотовые статуэтки изготовлялись из тщательно отмученной гончарной глины; несложные по форме фигурки оттискивали в односторонней, иногда в двусторонней форме. Такие статуэтки изготовлялись в VI— V вв. до н. э. В IV в. до н. э. и в эллинистический период при приготовлении терракотовых статуэток употребляли и более сложные формы для оттисков отдельных частей фигуры, которые при соединении могли давать различные варианты композиций. Благодаря этому мастер мог придавать различный поворот голове, разное положение рукам, изменять предмет в руке фигуры. После просушки и обжига статуэтки поверхность ее раскрашивалась. Терракотовые статуэтки изготовлялись почти во всех греческих городах, но особенно славились терракоты из беотийского города Танагры и малоазийских городов Мирины и Смирны.

Сырая и обожженная глина широко применялась в строительном деле. Стены жилых домов, а в раннее время и общественных зданий строились из сырцового кирпича. Кровли обычно покрывали черепицей. Особенно широкое развитие получило производство черепицы в эллинистическое время, что было связано с ростом городов и расширением жилищного строительства. Черепица производилась в эргастериях многих греческих городов. В IV в. до н. э. и особенно в эллинистический период на черепицах ставили клейма мастерских, в которых их изготовили. Черепица была двух типов. Кровлю в основном выстилали большие плоские черепицы прямоугольной формы с приподнятыми продольными краями. Длина каждой такой черепицы обычно была 60—90 см и более, а вес — до 15—20 кг. При изготовлении черепиц употребляли большие деревянные формы, отпечатки которых часто сохраняются на нижней плоской поверхности черепицы. Узкие черепицы формировались на глиняных болванках полуцилиндрической удлиненной формы. При укладке на крышу верхняя черепица накрывала край нижней, что обеспечивало сток дождевой воды. Продольные щели между черепицами накрывались узкой

45

длинной черепицей полукруглой или двускатной формы. По краю крыши укладывали черепицы с желобком, украшенные снаружи рельефным орнаментом. Нижний конец узкой черепицы, выходящий за край крыши, закрывали керамическим щитком с рельефным изображением.

Обширную отрасль гончарного ремесла составляло изготовление остродонных амфор, служивших тарой для вина и оливкового масла. Форма остродонных амфор практична и целесообразна; при морских перевозках она позволяла укладывать сосуды в трюме корабля неподвижными рядами. Поэтому тип остродонной амфоры как обычной тары для жидкостей не выходил из употребления на протяжении всей истории античного мира.

Каждый центр, где производились вино или оливковое масло для продажи, делал и свою керамическую тару. С IV в. до н. э. на амфорах оттискивали клейма еще до обжига. Самой большой тарой, изготовлявшейся в керамических мастерских, были пифосы — большие глиняные бочки с округлым корпусом и массивным венцом. После просушки сформованных изделий производился обжиг в специальных гончарных печах. Размеры печей были различны, но конструкция и оборудование их в общем одинаковы. Гончарная печь имеет два отделения: нижнее — топочное — и верхнее, служившее обжигательной камерой: горячий воздух попадал в обжигательную камеру через небольшие узкие отверстия (продухи) в полу верхней камеры.

В Древней Греции ткачество занимало особое место и обычно не отделялось от домашнего производства. Значительная часть ткацких изделий, попадавших на рынок, изготовлялась в домашних условиях женщинами семьи и их рабынями. Окраску тканей в домашних условиях выполняли раб-красильщик или рабыня. Наряду с домашними существовали и крупные ткацкие эргастерии; некоторые из них славились в греческом мире. Узорчатые многоцветные ковры и дорогие ткани для одежды изготовлялись в мастерских в городе Милете и на островах Кипре и Хиосе, а лучшие мужские плащи делались в Афинах.

Сырьем для производства тканей служили в основном овечья шерсть и отчасти лен. В эллинистическое время в некоторых городах Греции (на островах Косе и Аморгосе) производились и шелковые ткани, однако по качеству они были хуже, чем привозной китайский шелк.

В Греции был известен вертикальный ткацкий станок. Греческий ткацкий станок состоял из двух стояков и горизонтального валика, укрепленного в верхней части станка.

Ткацкий станок [по рисунку на вазе]

Ткацкий станок [по рисунку на вазе]

46

На валике укреплялись нити основы, концы которых оттягивались вниз подвешенными к ним грузилами. В средней части станка имелись два горизонтальных бруска для попеременного отвода нитей основы и прохождения утка с поперечной нитью.

В эллинистическое время произошел значительный сдвиг в области ткацкого ремесла: выросло производство дорогих многоцветных, златотканых и ковровых изделий.

В Греции с VI в. до н. э. существовало производство небольших сосудов из полупрозрачного, разноцветного стекла. Такие мастерские известны на острове Родосе. Из того же материала делали бусы и другие мелкие поделки.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

www.sno.pro1.ru

Мелкие ремесленники и производители в Древней Греции

Греческое общество состояло не только из рабов и их владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители — земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, городской люд. Это был самый многочисленный класс в греческих полисах. Если брать в качестве примера Афины V–IV вв. до н. э., то в состав этого класса следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально — имущественных групп по классификации Солона. Кроме зевгитов и фетов сюда входило большинство афинских метеков — свободных лиц, не имеющих прав афинского гражданства.

Скульптуры в древней ГрецииСкульптуры в древней Греции. Фото: Chris&Steve

Мелкие производители трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, рудниках или на строительстве, где не применяли, как правило, рабского труда. Известны случаи использования мелкими ремесленниками или земледельцами рабского труда в качестве дополнительной рабочей силы: основной рабочей силой был сам земледелец или ремесленник и члены его семьи. В состав мелких производителей входили мелкие земледельцы; ремесленники и торговцы, имевшие гражданские права; ремесленники и торговцы — метеки.

Связанные с разными отраслями хозяйства, имеющие разное юридическое положение, эти социальные группы отличались друг от друга интересами, иногда имели разную политическую ориентацию. В любом греческом полисе социальная группа мелких свободных земледельцев была одной из важнейших. От ее экономического благосостояния, политической активности, гражданской зрелости зависели крепость полисных институтов, функционирование демократических учреждений, характер социально-политических столкновений. Мелких земледельцев обычно называют крестьянами. Этот термин применяют и к земледельцам греческих полисов. Однако следует отметить ряд особенностей античного крестьянства, отличающих их как от древневосточных общинников, так и от крестьян феодального общества. Насколько нам известно из материалов афинской истории, земледелец был лично свободным, т. е. независимым от других лиц или государства, собственником земельного участка (в большинстве случаев от 3 до 5 га), обеспечивавшего его прожиточный минимум. Земледелец, как правило, не платил налогов с земли. Для приобретения орудий труда, одежды и других ремесленных изделий крестьянин вывозил на рынок и продавал сельскохозяйственные продукты, т. е. выступал отчасти как товаропроизводитель. Он был связан с рынком, знал цены, торговцев, обладал известным хозяйственным кругозором. Однако связи его с рынком были спорадическими, на продажу шла лишь небольшая часть урожая.

По греческим законам собственником земли мог быть только член полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими полноправными гражданами, участниками народных собраний, могли избираться на различные должности, служили в гражданском ополчении. Участие в народных собраниях, где обсуждались важнейшие вопросы внутренней и внешней жизни, развивало личность античного крестьянина, формировало чувство собственного достоинства и социальной значимости. В ряде демократических полисов часть крестьянства была грамотной, посещала театральные представления. В комедиях афинского драматурга Аристофана представлен тип афинского мелкого землевладельца — экономически обеспеченного, активного участника народных собраний, политически развитого, достаточно культурного человека.

Полисное крестьянство в целом выступало с демократической программой развития своего родного города, но с достаточно умеренных позиций, подозрительно относилось к радикально — демократическим концепциям, что и использовали в своих интересах консервативные круги греческого общества.

В состав свободных мелких производителей входили также городские жители, живущие трудом собственных рук, как граждане, так и метеки. Граждане — ремесленники и торговцы — принимали активное участие в политической жизни города, в деятельности народных собраний, его многочисленных органов. Их имущественное положение, особенно с распространением крупных мастерских, было весьма неустойчивым, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки граждан. Наиболее продуманную социальную политику по отношению к ним проводили в Афинах. Прежде всего предусматривалось выведение потерявших связь с землей и живущих на городские заработки граждан в колонии, где каждому колонисту предоставляли земельный участок. В V в. до н. э. афиняне вывели в колонии разного типа около 10 тыс. своих безземельных или малоземельных граждан, где они вновь стали мелкими землевладельцами.

Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояния беднейших граждан было обеспечение их работой, за которую они могли получать плату и обеспечивать свои семьи. При все возрастающей конкуренции рабского труда такая политика государства была необходимой и социально направленной. Вот что писал Плутарх о подобных мероприятиях в Афинах при правлении Перикла: «Перикл предоставил народу множество грандиозных проектов сооружений и планов работ, требовавших применения разных ремесел и рассчитанных на долгое время, чтобы оставшееся в городе население имело право пользоваться общественными суммами нисколько не меньше граждан, находящихся во флоте, в гарнизонах, в походах. И правда, там, где были материалы: камень, медь, слоновая кость, золото, черное дерево, кипарис; где были ремесленники, обрабатывающие эти материалы: плотники, мастера глиняных изделий, медники, каменотесы, красильщики золота, размягчители слоновой кости, живописцы, эмалировщики, граверы, люди, причастные к перевозке и доставке этих товаров: по морю — крупные торговцы, матросы, кормчие, а по земле — такелажные мастера, содержатели лошадей, кучера, крутильщики канатов, веревочники, шорники, строители дорог, рудокопы; где, словно у полководца, имеющего собственную армию, у каждого ремесла была организованная масса низших рабочих, не знающих никакого мастерства, имевшая значение простого орудия, «тела», при производстве работ, — там эти работы распределяли, сеяли благосостояние во всяких, можно сказать, возрастах и способностях».

Государство следило за тем, чтобы цены на хлеб, основной продукт питания, были более или менее стабильными; на торговцев, искусственно взвинчивающих цены, накладывались большие штрафы.

Положение ремесленников и торговцев — метеков было более тяжелым, чем ремесленников — граждан. Они были исключены из политической жизни полиса, не имели права на вывод в колонии, о них государство заботилось мало. Вместе с тем они платили налог с человека (в Афинах он назывался метойкион и достигал 12 драхм в год). У метеков было очень мало перспектив приобрести гражданские права и сравняться хотя бы юридически с ремесленниками — гражданами, бок о бок с которыми они работали в мастерских, корабельных доках, грузили корабли, торговали на рынках. Большая часть свободных жителей, не имеющих гражданских прав, принадлежала именно к этой категории мелких производителей, после рабов самой приниженной социальной группе. Тем не менее в экономически процветающих городах даже они находили работу, располагали известным прожиточным минимумом. По приблизительным подсчетам современных историков, в Афинах общее число метеков было достаточно внушительным и достигало 15–20 % от общего состава населения.

Еще одна категория мелких производителей — периэки — составляла особое сословие в ряде греческих полисов аграрного типа Арголиды, Элиды, Фессалии, на острове Крите. Наиболее полно изучены периэки Спарты. В V–IV вв. до н. э. периэки составляли одно из трех основных сословий спартанского общества (наряду с илотами и спартиатами). Периэки, как и спартиаты, считались лакедемонянами (в отличие от илотов), служили в армии и имели право на равную со спартиатами долю военной добычи. Однако они не обладали правами спартиатов, не принимали участия в народных собраниях, не были так хорошо обучены и воспитаны, как спартиаты. Периэки жили обособленно в самоуправляемых поселках, расположенных вокруг Лаконской долины, занимались земледелием. Они исполняли повинности, платили налоги непосредственно государству, занимались ремеслами и торговыми операциями (превосходное лаконское оружие изготовлялось именно периэками). В V–IV вв. до н. э. среди периэков произошло имущественное расслоение, появились различия между зажиточными и скромными землевладельцами, богатыми и бедными ремесленниками, но в целом они отличались некоторым единством, которое цементировалось общностью их юридических прав, явственно отличавших их, с одной стороны, от илотов, с другой стороны, от спартиатов. У периэков сохранялся обычай наследовать профессию отца, в свое время подмеченный Геродотом: «Следующая черта свойственна лакедемонянам и египтянам: их глашатаи, флейтисты, повара наследуют занятия отцов, так что сын флейтиста становится флейтистом, сын повара — поваром, а сын глашатая — глашатаем, другие при всей звучности голоса не могут их вытеснить, так как свои обязанности они выполняют по праву наследства». Поселки периэков были довольно густонаселенными, общая численность в V–IV вв. до н. э., возможно, достигала четверти всего населения. С юридической точки зрения периэки — свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Это, а также наличие некоторого самоуправления и возможность заниматься своим хозяйством обеспечивали известное спокойствие в отношениях между периэками и спартиатами.



biofile.ru

Ремесла, промышленность, транспорт, торговля греков. Пища. Поселение и жилище

Промышленность в Греции развита слабо. с)то одна из причин того, что ремесленное производство до сих пор играет известную роль в хозяйственной жизни населения.

Одно из наиболее развитых ремесел — гончарство. Например, на острове Самос, который славился своей посудой еще в античное время, и в наши дни существует гончарное производство: Вылепленный на ножном гончарном круге сосуд сушат на солнце, внутри смазывают маслянистым веществом, а поверхность покрывают полихромной росписью. Обжигают изделия в специальных печах. Так изготовляют вазы, кувшины, кружки, горшки для вина, масла и цветов. Сосуды для ежедневного обихода напоминают часто древнегреческие прототипы. Навыки гончарного мастерства передаются по наследству от отца к сыну; среди гончаров много искусных мастериц женщин.

Наряду с другими ремеслами важное место занимает кузнечное. Уровень его техники низкий, применяется в основном ручной труд. Кузнецы изготовляют предметы крестьянского обихода, сельскохозяйственный инвентарь и т. п.

В каждом крестьянском доме есть оборудование для прядения шерсти; это — ручная прялка ойгкап (алекати), веретено абрахп (адрахти), мотовило из тростника или сухой ветки для наматывания ниток. Ткацким ремеслом занимаются валашки и гречанки с островов. Ткацкий станок — горизонтальный, с подножками.

Для такой страны, как Греция, привлекающей многочисленных туристов, весьма специфично производство сувениров для продажи приезжим. Особенно оно развито в Афинах.

Значительную роль играет ковроделие, которым занимались раньше главным образом греки Малой Азии. Кустарное ковроткачество — специфически женское занятие.

Техническая оснащенность греческих промышленных предприятий слабая, для них характерна небольшая концентрация производства. Подавляющее большинство предприятий — полукустарного типа; поэтому границу между кустарным и промышленным производством не всегда можно провести.

Промышленный пролетариат составляет 18% работающих по найму; остальная часть наемных рабочих и служащих занята в торговле и на морском транспорте. 70% рабочих работают на предприятиях добывающей, текстильной, пищевой и химической промышленности. Отрасли греческой промышленности можно сгруппировать в две категории: во-первых, добыча и первичная обработка полезных ископаемых, во-вторых, переработка местного сельскохозяйственного сырья.

Почти все добываемые руды, которыми богаты недра страны, вывозятся за границу, главным образом в ФРГ, так как металлургическая промышленность в Греции развита очень слабо. Потомственные греческие горняки живут в Аттике, где сосредоточено свыше половины всех рудников Греции и где находятся известные еще с античных времен серебряные, свинцовые и марганцевые копи.

В хозяйственной деятельности греков важную роль играет табаководство: на плантациях и в табачной промышленности занято около восьмой части населения страны. Как уже говорилось, табак, оливковое масло, фрукты, вино большей частью идут за границу. В 1959 г. эти товары составили свыше 64% стоимости всего экспорта. Главные направления греческого экспорта — в ФРГ, в США и в Англию.

Внешнеторговый баланс страны резко дефицитный: вывозят товары на сумму, гораздо меньшую, чем ввозят. Почти все необходимые промышленные изделия поступают из-за границы. В какой-то степени дефицит покрывается доходами от морских перевозок, от туризма, однако государственный бюджет остается пассивным. Греческая экономика находится в сильной зависимости от иностранного капитала, в основном английского. После второй мировой войны его начал вытеснять капитал США и ФРГ.

Как уже говорилось, Греция — морская страна, поэтому для ее торговли особенно важны морские порты, около которых концентрируются и промышленные предприятия. Главнейший из портов — Пирей, непосредственно связанный с Афинами — главным промышленным центром страны. В Афинах живет почти пятая часть населения, занятого в промышленности.

В настоящее время количество мужского населения, занятого в мореходстве, уступает только сельскохозяйственному населению. Греческий флот не только обслуживает внутренние морские линии, но и участвует в международных торговых перевозках.

Из сухопутных средств сообщения автомобильный транспорт имеет большее значение, чем железнодорожный. Протяженность шоссейных дорог равна 22 тыс. км, а железных — 2,5 тыс. км.

Крестьяне для местных перевозок и для недалеких путешествий пользуются традиционным транспортом: перевозят грузы во вьюках на ослах, мулах, лошадях или на громоздких двухколесных повозках с очень высокими колесами; в дышловую упряжку позок впрягают лошадей или волов.

Пища

Традиционная пища греков—преимущественно растительная, что определяется направлением хозяйства. Урожай зерновых в Греции, как, впрочем, по всему Средиземноморью, не удовлетворяет потребности населения. Излюбленные блюда — фасоль, приправленная лимоном, оливковым маслом, чесноком, петрушкой, различные блюда из овощей (из баклажан, картофеля, помидор, стручковой молодой фасоли, гороха, сладкого перца). Готовят голубцы с фаргйем из помидор, баклажан, перца или тыквы, завернутым в листья винограда, тыквы или широколиственного базилика; делают всевозможные овощные рагу, начиняют овощами пироги и т. д. Маринованные маслины едят и как отдельное блюдо. Едят также турецкий плов, приправленный большим количеством перца, кашу из пшеничной муки, густой рисовый суп, заправленный лимоном и яичным желтком. Из молочных продуктов употребляют сыр и кислое молоко.

Мясо на столе крестьянина бывает редко. В небольшом количестве его заготовляют на зиму, высушивая на солнце. Традиционное рождественское угощение — свиное мясо, свиные сосиски, студень. На побережье основа продовольствия — рыба и съедобные моллюски. Рыбу приправляют салатом из овощей или дикорастущих съедобных трав.

В городских ресторанах приготовляют более затейливые блюда: вЬуф'какь (сувлаки) — неострый сладковатый шашлык из телятины; apvaxt (арнаки)— жареную баранину; yvpog (гирос) — телятину, жаренную на углях. Рыбу жарят, обваляв в сухарях или в муке и приправив лимонным соком.

Хлеб преобладает пшеничный, в Эпире употребляют пресный кукурузный хлеб.

Алкогольные напитки — виноградное вино, в том числе рецина, виноградная водка (ракия, узо, мастика), пиво. Вместо чая крестьяне пьют отвар из различных горных растений, приправляя его лимоном и солью. В многочисленных городских и сельских кофейнях подают турецкий черный кофе и сладости ykvKo (глико) —варенье, либо мастику (xaattxa) — варенье, в которое добавляется смола (ее приготовляют на острове Хиосе), рахат- лукум, которым славится остров Сирое.

Поселение и жилище

Гористый ландшафт Греции и островов определил облик городов и селений: белые дома, громоздящиеся на склонах холмов, производят издали очень живописное впечатление. Застройка старых городов и сел Греции — скученная. Узкие кривые улочки, на особенно крутых склонах переходящие в лестницы, вьются между домами. Деревни часто прилепляются к самому гребню горы, дома в них узкие и высокие. Они разбросаны между каменными уступами и узкими тропинками, гигантскими платанами и соснами.

Типы греческих крестьянских жилищ разнообразны. Большинство крестьянских домов одноэтажные. Окна и веранды домов, как правило, обращены на солнечную сторону. Жилое помещение обогревается жаровней с углями; пищу готовят в доме на очаге с дымоходом и в печи, сложенной во дворе. В некоторых районах, например в Фессалии и на Пелопоннесе, стены домов возводят из самана, внутренние перегородки делают из плетня, обмазанного глиной. У более зажиточного сельского населения обычны двухэтажные дома, сложенные из дикого камня, оштукатуренные и побеленные, под черепичной или шиферной крышей. На первом этаже помещается скот, второй этаж— жилой. Вход на второй этаж — по внешней лестнице с улицы или из внутреннего дворика.

В горах складывают хижины из необработанного камня, покрывая их крышей из ветвей и соломы, обмазанной глиной. Такие хижины зачастую состоят из одного помещения с земляным полом. На полу — солома и на ней жесткий шерстяной ковер; вместо подушки под голову кладут мешок с травой. В таких примитивных хижинах живут пастухи. Их семьи остаются внизу, в селе.

Размеры и убранство крестьянских домов зависят от имущественного положения их обитателей. Не все комнаты имеют дощатые полы, часто пол покрывают глиной. Кровать считается у крестьян роскошью, ее обычно заменяет ковер из козьей или овечьей шерсти. Богатые крестьяне имеют больше одеял, ковров. Во всех домах имеется ящик для хранения провизии, сундук для одежды и подставка для кувшинов с водой. Утварь расставлена на полках, развешена на стенах. В некоторых местностях крестьяне по старинному обычаю, общему для всех балканских народов, едят за низким круглым столиком, сидя на полу «по-турецки» (скрестив ноги). В селах, расположенных вблизи городов, в домах некоторых богатых крестьян можно встретить городскую мебель, хорошую посуду, радиоприемники. В благоустроенных городских и сельских домах стены жилых комнат белят известью.

В Греции много городов. В них живет около 40% населения страны. Самые крупные города — Афины, Пирей, Салоники. Большинство остальных насчитывают от 10 до 100 тыс. жителей. Многие из греческих городов известны с глубокой древности. Это — античные полисы. Новые города, население которых занималось мореходством, торговлей и рыболовством, возникали в бухтах, а также на перекрестках торговых путей. Разнообразие жилой застройки городов отражает различные периоды их долгой истории: в старых кварталах — узкие улочки, небольшие площади, замощенные каменными плитами, где устроены водоемы. Тесно прижаты друг к другу двухэтажные дома с выступающими балконами и узкими окнами. Дом обычно имеет два входа: на нижний этаж входят со двора, на верхний — с улицы по внешней лестнице. Рядом со старыми кварталами — новые, с регулярной планировкой. Кварталы, заселенные беднотой, состоят из деревянных домов барачного типа, крытых оцинкованным железом. Для этих кварталов характерны большая скученность и антисанитарные условия. Многие обитатели бараков — беженцы из Малой Азии — живут так уже десятки лет. — Столица Греции — Афины — насчитывает (вместе с Пиреем) 1 млн. 837 тыс. жителей (1961 г.). Это промышленный город и транспортный узел, один из • древнейших центров мировой культуры. На протяжении тысячелетия — с тех пор как в VII в. до н. э. полис Афины превратился в сильное государство — город украшался величественными храмами, статуями и другими произведениями искусства. В Афинах возник первый в Европе театр и были записаны «Илиада» и «Одиссея». Вплоть до IV в. н. э. (когда столица Византийской империи была перенесена в Константинополь) Афины оказывали огромное культурное влияние на все страны античного мира. Образцами для всеобщего подражания оставались на протяжении многих веков шедевры изобразительного искусства и архитектуры афинян, их философия и литература, театр и ораторское искусство. Однако в середине XV в., когда турки захватили Афины, город уже не имел большого значения в политической и культурной жизни Европы, и падение его прошло незамеченным. Знаменитый храм богини Афины в Акрополе — Парфенон, ставший позднее христианским храмом девы Марии,— был превращен в мечеть. Только примерно 400 лет спустя из города был изгнан турецкий гарнизон. С 1834 г. Афины стали столицей Греции.

Для современных Афин характерны контрасты, свойственные многим другим старым городам страны. В старых кварталах — запутанные кривые улочки с мастерскими ремесленников, в новых — прямые и длинные улицы, по сторонам которых высятся здания из бетона и стекла — магазины, банки, отели, учреждения, что придает этой части Афин облик современного европейского города. Много белокаменных зданий в классическом стиле, построенных греческими архитекторами преимущественно до второй мировой войны. На улицах бросается в глаза множество лотков уличных торговцев, которые продают фисташки, жареные кукурузные початки и т. п., фруктовые и табачные лавочки; открытые таверны, где прямо на улице жарится мясо; кафе, закусочные, столики которых подчас занимают весь тротуар квартала,— любимые места отдыха и развлечения афинян. И в других городах, а также деревнях в таких тавернах мужчины за чашечкой черного кофе и бокалом холодной воды проводят целые часы.

С Афинами почти слился Пирей — морские ворота столицы. Здесь, в главном портовом городе страны, сосредоточены судостроительные и судоремонтные заводы, много промышленных предприятий, главное место среди которых занимают металлообрабатывающие. Пирей как портовый город известен с V в. до н. э. В новое время его значение возросло после провозглашения Афин столицей государства, но особенно бурный рост его приходится на последние полвека. В городе мало старинных построек, планировка — уличная, жилая застройка — трех-пятиэтажные современные дома.

lib7.com

Греция. Вечная Классика | Искусство и ремесла в Греции

Искусство, традиции, вдохновение, мастерство, смешанные с глиной, мрамором, серебром и золотом, рождают предметы тонкой красоты, занявшие выдающееся место в пантеоне греческого культурного наследия.

Игра с глиной

Искусством керамики (или гончарным делом) отмечены эпохи и тысячелетия. Оно превращает природный материал в предметы быта исключительной красоты. Оно вовлекает умелые руки в создание культуры. Оно также само служит свидетельством культуры, так как керамические изделия – самая частая находка при археологических раскопках.

Возникнув в доисторические времена, гончарное дело начинает процветать в период греческой античности, вдохновенно воплощаясь в ярких формах, красках, фигурах. Кувшины для хранения, амфоры, кратеры, горшки и лекифы отражают повседневные привычки и традиции общества, которое их создало. В современную эпоху в производство керамики были добавлены новые представления о форме и технических возможностях. Глиняные кувшины помогали в хранении урожая, в то время как в бадьях и флягах держали жидкости, а кастрюли и блюда использовались как столовая посуда. Формы были довольно простыми, но декоративное оформление – особая задача жен мастеров – добавляло изделию печать изящества и чувственности. Такие орнаменты как полоски, завитки, линии, цветы, листья, рыбы, птицы и корабли поднимают простую глину на уровень настоящего народного искусства.

В последующие времена греческим искусством керамики славились и материковые территории (Македония, Пелопоннес, Фракия, Аттика), и некоторые острова (Тасос, Лесбос, Самос, Крит, Скирос, Эгина, Родос, Сифнос). Вековые традиции и передававшиеся из поколения в поколение знания никогда не преставали вдохновлять руки, воображение и творчество гончаров.

Резьба по мрамору

Возможно, это самый привлекательный строительный материал в греческой архитектуре с древних времен. Зародившись в 3200 году до н.э., мраморная скульптура наложила отпечаток на всю Кикладскую цивилизацию.

Сердцем мраморного искусства во все времена был остров Тинос. Богатый месторождениями мрамора, остров был неизменным домом для прекрасных художников, которые вселяли душу в грубый материал и придавали ему форму бессмертных шедевров. В античности храмы, алтари, статуи богов и богинь, а также статуэтки превратили остров в сокровищницу мраморной скульптуры. В селах Пиргос и Истерна венецианское влияние дает мрамору новую жизнь. Но апогей развития ремесла наступит не ранее XVIII-XIX веков, когда местных мастеров удостоят чести украшать величественные здания в Афинах. Среди таких сооружений заметно выделяются здания Академии, Университета, Парламента, Археологического музея и Собора.

В настоящее время Тинос считается последним бастионом мраморного искусства в Греции. Это, возможно, единственное место, где традиции не исчезали, а вдохновляли и питали новых выдающихся художников.

Серебряные и золотые чудеса

С доисторических времен люди выражают свое восхищение природой, придавая натуральным элементам формы декоративных предметов: глиняные бусы, кольца из морских раковин и прекрасные морские камни использовались как символы престижа и власти, для выражения чувств и удовлетворения людского тщеславия.

Греческую культуру уже 6000 лет украшают серебряные и золотые произведения искусства. В античные и византийские времена в золоте научились воплощать культурные и художественные достижения. Так появились эстетически совершенные объекты практического и религиозного назначения, бесценное наследие прошлого для современных серебряных и золотых дел мастеров. В районах Эпира (слава о мастерах серебряных дел города Янина распространена далеко за пределами Греции), Македонии, Пелопоннеса (в традиционной деревне Стемница) и в меньшей мере на островах и в центральной части материка мастера используют традиционные методы – травление, ковку, работу с проволокой, чтобы создать очаровательные ювелирные украшения с узорами из завитков, розеток, одно- и двуглавых орлов, кораблей, солнца и звезд.

Таковы в буквальном смысле слова сокровища греческой культуры.

www.gnto.ru

Экономика Древней Греции: сельское хозяйство, ремёсла, торговля

В сравнении с другими древними цивилизациями древнегреческая экономика была наиболее близка к современной. Ее можно было бы назвать предвестником капитализма. Временем возникновения цивилизации принято считать III-II тысячелетие до н. э. С экономической точки зрения историю Древней Греции принято делить на пять периодов.

Крито-микенский период

Этап длился с XIX по XII вв. до н. э. и являл собой начало перехода от общинного к классовому обществу. Благодаря удачному узловому расположению Крит и прилегающие к нему острова начали активно развиваться. Первоначально в обществе установился военный строй под предводительством вождя. Экономической основой служило натуральное хозяйство, в первую очередь земледелие. Основными продуктами являлись злаки, оливки и виноград. Практиковалось также животноводство и рыболовство. Древние греки умели работать с металлом, слоновой костью, деревом и другим материалами. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, однако пока не стало отдельной экономической отраслью: мастера работали на заказ.

Универсальными центрами общины являлись дворцы. Они выполняли функции религиозных сооружений, мастерских, складов. Земледельцы уплачивали налог, который поступал в кладовые дворца на случай голода. Вся территория делилась на государственную, частную и общинную, при этом государственные земли могли сдаваться в аренду отдельным людям. В результате успешной торговли и процветания сельской культуры общество постепенно разделялось, знать обособилась от крестьянства. Начали появляться рабы, однако их труд использовался в домах или дворцах и не носил повсеместного характера. В XV веке до н. э. произошло масштабное землетрясение, уничтожившее цивилизацию Крита. Центром становятся Мекены. Сельское хозяйство и другие отрасли продолжили свое активное развитие, но в XII веке цивилизация исчезла в результате захвата чужеземцами.

Гомеровский период

Охватывает время с XII по VIII вв. до н. э. Общество буквально восстанавливалось с нуля, вернувшись к первобытному строю. Родовые общины постепенно дифференцировались на отдельные семьи, начали формироваться первые поселения городского типа. Между семьями существовало имущественное неравенство, однако кардинального расслоения и выделения знати пока не произошло. Труд рабов все еще не находит широкого применения. Основой хозяйства остается земледелие, а также разведение свиней и лошадей. Ремесленники начинают широко использовать железо. Каждая община имеет свою главу — «царя», однако его власть распространяется только на военную и судебную систему.

Архаический период

Длился с VIII по VI вв. до н. э. Именно в этот период Греция обретает статус сильнейшей державы. Окончательно формируются колонии и полисы. Натуральное хозяйство набирает интенсивность, осваиваются новые культуры. Ремесло обособляется от земледелия и становится ведущим направлением в жизни полиса: развивается кузнечное и гончарное дело, кораблестроение. Появляются первые монеты. Однако ввиду того, что для каждого полиса действовала своя валюта, торговля между городами была затруднительной.

Важным этапом в развитии государства стала колонизация. Из-за нехватки земель приходилось переселять часть людей на другие территории, что одновременно способствовало налаживанию торговых контактов. Колонии обосновались по всем берегам Средиземного моря, затронув и Черное (территория современной республики Крым). Захват земель приводил к увеличению количества рабов. Однако они могли владеть имуществом и заводить семьи, а их обязанности сводились к сдаче хозяину налога продуктами.

Классический период

V в. до н. э. считается расцветом Древней Греции. В этот период полисы достигли максимального процветания: активно продвигалось судостроительство, получало распространение ручное ремесло. Появлялись масштабные мастерские — эргастерии. Активно развивалось купечество и торговля с другими городами Средиземноморья. Именно в этот период рабовладение вошло в полную силу: труд невольников использовался практически в любом производстве.

В V в. Афины приобрели статус города с наиболее развитой военной и экономической системой. Однако развитие денежных отношений постепенно приводило к скупке земель и нарушению равенства между гражданами. Началось утверждение индивидуализма, что значительно тормозило торговлю и завоевания. IV век стал кризисным для всего государства. В результате завоеваний Александра Македонского экономика получила толчок к развитию — царь пытался ввести единую валюту, улучшить технологии. Но неустойчивость рабовладельческого строя и упадок полисов вкупе с римскими завоеваниями привели к гибели цивилизации.

kudavlozitdengi.adne.info


Смотрите также