Религия древних шумер. Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) (стр. 3 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия шумеров – особенности верований. Религия древних шумер


Религиозные взгляды в Шумере

 Шумеры поселились в южной части Месопотамии около 3 тыс. назад. Этот загадочный народ называл себя черноголовыми. Древних шумеров еще называют первой цивилизацией на Земле. Еще до 19 века о шумерах было ничего неизвестно и только случайно найденные глиняные таблички позволили современным ученым узнать о существовании много тысяч лет назад этой древней цивилизации. Благодаря раскопкам недалеко от города Эль-Обеида археологам удалось найти тысячи глиняных табличек, которые пролили свет на жизнь и религию древнего шумера.

Боги шумера

Удалось выяснить, что религия древнего шумера в основе своей имела в большей степени материалистический подход. Шумеры молились богам в первую очередь для того, чтобы они подарили богатый урожай, приумножили поголовье скота, пролили дождь и т.д. Самые главные боги шумеров представляли основные природные силы и стихии – небеса, океан, ветер, гром, Солнце, Луна и т.д. Далее в религиозной иерархии древних шумеров шли защитники и покровители определенных ремесел, наук, городов и т.п. Местом обитания богов были величественные храмы. Интересно, что боги шумеров были максимально «человечными», т.е. они выражали свои чувства, пили, ели, влюблялись, занимались любовью.

Основополагающими богами шумера были Ан (создатель небес) и Ки (создательница суши). Они появились из первородного океана Намму. Эти боги породили Энлиля – бога воздуха, который отделил небеса от земли, бывшие до этого единым целым. Устройство правления богов древнего шумера очень напоминало человеческую структуру, когда царь правит вместе с группой старейшин и советников, боги также имели своих «консультантов».

Большое значение в жизни и религии древнего шумера имело загадочное «МЕ», что именно это было, ученые пока что не установили. В одной древней записи содержится около сотни упоминаний «МЕ», расшифровав некоторую часть текста, выяснилось, что «МЕ» имеет множество значений, среди которых, например, доброта, закон, ремесло, справедливость и т.д. Получается, что значение «МЕ» зависит от контекста, в котором его употребили. Ученые предполагают, что это «проекции» всего живого, которые излучали боги, «МЕ» это частичка божественных законов.

Боги Шумера

Как уже было сказано выше, в древнем шумере боги были «человечными». Им было присуще выражение своих эмоций, сильные чувства, любовь, а также такие плохие качества как обман, зависть, гнев. Есть даже миф о том, как простой смертный мужчина овладел спящей богиней Инанну. Интересно, что этого человека не осуждали, а наоборот восхищались им.

В шумерский рай попадали только боги, там не было старости и печалей. Любопытно, что при всем своем могуществе боги шумеров на первый план ставили проблему недостатка пресной воды. Казалось бы, боги бессмертны и всемогущи, а простой вопрос с водой решить не могут.

Религия древнего шумера также повлияла на более поздние верования.

В 1915 году появилась работа С.Лэнгдона под названием «Шумерский эпос о рае, потопе и грехопадении человека». Именно этот труд стал началом для глубоких и серьезных исследований истории и религии древнего шумера.Мифы гласили, что боги жаловались на тяжкий труд по добыче золота, и даже грозились поднять мятеж. Бог Энки взял на себя обязанность сотворить слуг для богов. После «смешения» глины и божественной частички было создано существо (LU.LU), которое являлось почти идентичным богам шумера. З. Ситчин считает, что все эти действия с глиной и божественной кровью не что иное, как генные манипуляции. Возможно, под глиной подразумеваются гены примитивного человекоподобного существа, жившего тогда на Земле, а под божественной частицей – гены богов. Получается, что первый человек был полубогом.

Если верить табличкам древнего шумера, то теория эволюции является в корне неверной. Нужно и дальше продолжать изучение и расшифровку древних текстов. Возможно, мы найдем много ответов на вечные вопросы – «кто мы и откуда?».

Читайте больше о Древнем шумере здесь!

Это очень интересно:

secretplanet.pp.ua

Религия Шумеров. Шумерские боги

Сотворение человекаНа протяжении тысячелетий Землю периодически навещали только колонисты. Других разумных существ на нашей планете не было. Жители планеты Ниберу спускались на своих космических «птицах» к нам, добывали в шахтах золото, чтобы распылять его в своей атмосфере, сильно потрепанной достижениями науки.

Но однажды ниберийцам надоело самим добывать золото для поддержания защитного щита на своей планете, и они задумали создать биороботов. Причем не простых, а очеловеченных. С Нибиру прилетели ученые и начали работать над первыми «адамами». Слово «Адам», кстати, происходит от слова «Земля» («Adamah») и обозначает землянин. Прямоходячие к тому времени на планете уже существовали, но их интеллект был почти на уровне приматов. Однако генные клетки вполне подходили для создания нового высокоэволюционного существа, который смог бы понимать все команды аннунаков и трудиться на их благо.

В ходе эксперимента над созданием человека были взяты ДНК женщин-аннунаков и ДНК-приматов. По одной из версий, в процессе участвовало семь женщин, давших жизнь первым семерым Адамам. В процессе создания участвовала женщина-аннунак по имени Нинти (та, которая дает жизнь) и аннунак по имени Энки. Впоследствии ее имя преобразовалось в Mami, не удивительно, что во всем народах только это название звучит практически одинаково и обозначает одно и то же. Это в очередной раз указывает на то, что все мы произошли от одного народа.

В рисунках об Энки фигурирует значок, которым ученые сейчас и обозначают ДНК. Но шумеры изложили для себя процесс в более простой для восприятия форме: для сотворения понадобилась глина практически из центра земли (ДНК) и юная аннунаки, которая доведет глину до нужного состояния (то есть та, которая будет вынашивать плод). Процесс оплодотворения проходил в стерильной лаборатории, и рассказчик-шумер постоянно указывает в сохранившемся источнике на то, что Нинти перед работой с глиной периодически мыла руки...

melma.ru

Религия шумеров – особенности верований

религия шумеров

Каждая из цивилизаций древности была в определённой степени основана на религии. Это проявлялась в самых разных формах: в обожествлении царской власти и самой фигуры царя, в присутствии сильных магических «бытовых» верований, когда едва ли не каждое повседневное событие связывалось с божественным миром, в идентификации того или иного города или этноса с конкретным божеством-покровителем и так далее. Эти и другие черты были характерны и для религии шумеров, одной из немногих древних религиозных систем, которые можно довольно подробно реконструировать.

alt

Нормальное язычество

Общепринятым считается классификация в качестве классического политеистического язычества религиозных систем античности, то есть Древней Греции и Древнего Рима. Однако основные черты языческой религии сложились значительно раньше, что подтверждается данными о религиозных представлениях шумеров. У шумеров был многочисленный пантеон богов, в котором только основных, «великих богов» было около полусотни. Разные боги символизировали собой различные природные стихии и явления, им приписывалось покровительство над различными сферами жизнедеятельности людей, авторство тех или иных культурных нововведений или занятий.

 

При этом специалисты не находят у шумеров свидетельств существования верховного бога, подобно Зевсу у эллинов или Юпитера у римлян.

 

Номинально верховным богом был небесный бог Ану, однако, согласно мифам, он в земную жизнь почти не вмешивался, да и остальных богов не слишком контролировал. Кроме того, различные боги считались «родовыми» покровителями для каждого из шумерских городов-государств, так что в этих городах они особенным образом и почитались. Что касается представлений о взаимоотношениях людей с богами, то шумеры считали, что люди были созданы в своё время богами из глины и собственной крови и что как люди без божественного покровительства обречены, так и боги неспособны существовать без людских подношений и трудов. Примечательно, что некоторые люди, герои, могли своими свершениями достигать божественного статуса, их обожествляли. Кроме того, сакральный характер носила и царская власть - цари считались потомками тех самых обожествлённых героев.

alt

Никакого рая, сплошной ад

религия шумеровЛюбопытны представления шумеров о загробной жизни - в них нет как такового представления о рае как месте посмертного вечного блаженства. Подобное место имеется в мифологии практически всех языческих народов, однако шумеры подходят к этому вопросу по-другому. Так как они считают, что люди были созданы для служения богам, то после смерти людские души, неспособные трудиться на благо богам, становятся высшим силам ненужными. Это означает, что в посмертном бытие все души обречены на страдания. В подземное царство мёртвых души входят через семь входов, затем им нужно пересечь волшебную реку, отделяющую мир живых от мира мёртвых. Но сделать это смогут лишь души тех людей, которые после своей смерти были погребены в полном соответствии с принятыми ритуалами.

Души же не погребённых людей обречены на вечные скитания, они вернутся на землю и будут приносить беды и несчастья живым. Правда, это не распространялось на души людей, имевших много детей или павших в бою - они считались выполнившими свои «трудовые обязанности» перед богами и за это заслужившими попадание в мир мёртвых и смягчение посмертных страданий.

 

Таким образом, религия шумеров не предполагала никакого посмертного воздаяния за хорошие или плохие поступки, за праведную или преступную жизнь.

 

Имело значение лишь соблюдение ритуалов и выполнение воли богов, служение им и их жрецам.

alt

Жрецы - почти что каста

религия шумеров

Жрецы составляли важную и влиятельную часть шумерского общества. Хотя, как считают историки, на этапе становления шумерской цивилизации жречества как отдельной и закрытой прослойки не существовало. С одной стороны, правящая группа включала в себя и жрецов, и военно-политических лидеров, причём нередко одни и те же люди осуществляли функции и политического руководителя, и жреца. С другой стороны, низшая часть жречества, то есть те служители культа, которые обслуживали непосредственно совершение ритуалов и следили за содержанием храмов, святилищ и идолов богов в порядке, были выходцами из низших слоёв и нередко сочетали службу с физическим трудом.

Но постепенно делало своё дело своеобразное «разделение труда», жрецы становились всё более закрытой группой, жреческие посты передавались по наследству, был введён образовательный ценз. Впрочем, совершенно закрытой кастой, наподобие брахманов в индуистской Индии, шумерские жрецы не были - при желании и способностях путь в жречество не был закрыт. Любопытно, что жрецами могли быть как мужчины, так и женщины (причём у богов разного пола), хотя, конечно, мужчины-жрецы были более влиятельны. В некоторых городах -государствах жрецы фактически были правящей группой, опираясь на идеологическое главенство и экономические ресурсы, тогда как военные предводители осуществляли власть номинально.

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

1. Религия шумеров. Преодоление смерти в религии Шумера

Похожие главы из других работ:

Женщины в религии Востока

2.1 Индуизм как религия

Индуизм - это древнейшая религия, уходящая корнями в доисторические времена. По мнению исследователей, создателями первоначальных черт этой религии были люди, отличавшиеся четами негро-австралоидного расового типа. По всей видимости...

История развития религии

1.Что такое религия?

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его...

История развития религии

2.Как появилась религия?

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа. 1. Религия возникла вместе с человеком...

История распространения буддизма в России

1. Буддизм как религия

Изначальной формулировкой буддийского вероучения, вероятно, была доктрина Четырех Благородных истин. Она включает в себя определенные представления о природе мира и человека. В первых трех истинах утверждается, что страдание есть факт жизни...

История религий

1. Что такое религия

Религия -- особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь...

Мораль и религия

2.1 Религия и мораль в РФ

В одной самой важной области ученые могут плодотворно взаимодействовать с религией. Это область нравственности... Нужно отдавать должное той роли, которую религия играла и играет в данной сфере, но одновременно нельзя забывать...

Мораль и религия

1. Мораль и религия

Мораль родилась вместе с человеческим обществом, как одна из черт отличающая человека от животного. Мораль или нравственность черта присущая только человеку общественному, и возможна только в социуме. Вне социума нет и морали. Живя в обществе...

Основы православной культуры

2.4 Ветхозатетная религия

Монотеистическая религия, которую имели праотцы и которая приобрела свою полную определённость через Откровение, полученное Моисеем и пророками до пришествия Мессии, Господа Иисуса Христа, называется ветхозаветной...

Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"

1.4 Понятие «Религия»

1. От лат. religio - благочестие, набожность, святыня - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы...

Происхождение религии. Предыстория религии - мифологическое мышление

4. Мифология и религия

Строгой разграничительной линии между мифологией и религией нет. Многие историки полагают, что уже самые древние мифы можно считать первой исторической формой религии. Так, Л. Я...

Проторелигии: тотемизм, анимизм, фетишизм и магия

1. Религия и культура

В настоящее время отсутствует общепринятое определение религии. В научной и учебной литературе часто приводится следующее определение: религия - (от лат. religio - благочестие, святыня, набожность, предмет культа; Цицерон связывал ее с лат...

Религиозная культура

7. Идеология и религия

Религиозные формы прочно вошли в русский быт и рус-скую культуру. Даже в те периоды, когда в качестве государст-венной идеологии выступал атеизм, религия воздействовала на сознание людей. Содержание, привнесенное новой идеологией...

Религия и воспитание человека

2.1 Религия и семья

Семья относиться к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно...

Специфика защиты Православия в диалоге с современной наукой

1. Наука и религия

наука религия культурный...

Язычество славян

Славянская религия

Под этим понятием обычно подразумевается комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до введения в 988 году князем Владимиром Святославичем христианства...

rel.bobrodobro.ru

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых – эти начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги.

Страх смерти, боязнь неизбежного перехода в страну Эрешкигаль, - все это рождало не только смирение и покорность, но и протест, тоску об иной, лучшей и более достойной человека участи. Шумеры понимали, что вечная жизнь, являющаяся уделом одних только богов, недостижима для простых смертных, и все же мечтали о бессмертии.

Гильгамеш, мифический правитель города Урука и один из самых популярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона. Его приключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторые из них, к сожалению, полностью не сохранились.

Красавица Иштар, богиня любви и плодородия, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ей также были присвоены функции богини войны. Наиболее интересная фигура в сонме шумерских богинь. Ее шумерское имя – Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ее называли Эштар, у ассирийцев - Истар. Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ – звезда в круге. Как и другие аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты эротической богини. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа Иштар был город Урук. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве.

Бог Дамузи (также известный под именем Таммуз) был мужским дополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имя означает «истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен в Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также «Пастухом». Дамузи – земледельческое божество, смерть и воскресение его – олицетворение земледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды, несомненно, носят отпечаток очень древних церемоний, связанных с оплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период и возрождающегося к жизни весной.

Громовержец Ишкур – бог грозы и сильных ветров – первоначально представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе с тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам – в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Как божество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии было орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особенно почитались в Ассирии.

Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был «стиль» - тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.

Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога – Уту. Ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».Шамаш – источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар.

Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринял также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы Эрешкигаль.

Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов – те же, что у общешумерского бога Нинурты. Он бог, не терпящий несправедливости. Его супруга – богиня Баба (или Бау).

Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской мифологии, известная также как Нинмах («Великая госпожа») и Нинту («Госпожа, дающая рождение»). Под именем Ки («Земля») она первоначально была супругой Ана; от этой божественной четы родились все боги. Согласно одному мифу, Нинмах помогла Энки создать из глины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что он съел созданные ею растения, но затем раскаялась и вылечила его от болезней, явившихся следствием проклятия.

Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема – скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга – богиня Гула. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городе Кальху.

Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ – полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как «Господин месяца». Син считался отцом Шамаша - бога солнца и Иштар – богини любви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.

Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясь по-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею – идею матери-земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия, советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города, принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало, мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту, Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу, не особенно отличались от матери богов Ки. В некоторых городах культ богини-покровительницы был старше культа бога-покровителя.

Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание» у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти – Намтар. Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не могли отменить даже боги.

За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Над каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили за своими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи и содействии. Обращение к богам принимало самую различную форму: строительство храмов и сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств – «имущества бога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях и многое другое.

Но даже самые могучие боги не могли избежать предначертанной им судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли это тем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог выступить ни один из его членов.

5. Жречество.

Жрецы считались посредниками между людьми и сверхъестественными силами. Жрецы – прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий, их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований, предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физических недостатков. Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар. Этой же богине служили и жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски.

Культ вообще был строго регламентирован. Вавилонские храмы были весьма внушительным зрелищем, они послужили поводом к созданию еврейской легенды о построении Вавилонской башни.

Доступ в храмы – «жилища богов» - имели только жрецы. Внутри храм представлял собой лабиринт хозяйственных, жилых, культовых помещений, украшенных с необычайной пышностью, великолепием и богатством.

Жрецы в то же время были учеными. Они монополизировали знания, которые были необходимы для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. В Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов. Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов – все это отразилось существенным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богини стали ассоциироваться с небесными светилами. Бог Ура-Син был отождествлен с Луной, Набу – с Меркурием, Иштар – с Венерой, Нергал – с Марсом, Мардук – с Юпитером, Нинурта – с Сатурном. Именно из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешел к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней. Месяцы года тоже посвящались богам.

Астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и на создание календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствии европейцами. Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезков времени и делениям пространства священное значение. С этим связано появление священных чисел – 3, 7, 12, 60 и др. эти священные числа тоже были унаследованы европейскими и другими народами.

mirznanii.com

Шумерские боги, боги и богини шумер. Кому поклонялся древний шумер, и каким был пантеон богов шумерской цивилизации?

Шумерские боги, первоначальные знания о космологии, мифология и представления об антропоморфных божествах сформировались в момент образования шумерского государства. Шумеры – народ неизвестного происхождения, в конце четвертого тысячелетия до нашей эры освоивший долину рек Тигр и Евфрат и образовавший первые в истории человечества города-государства. Боги древних шумер являлись в первую очередь покровителями общины, воплощениями стихий природы и сил, с которыми в повседневной жизни сталкивались жители древней империи. Из письменных источников, которыми была богата шумерская религия, можно узнать имена таких богов как Иннана и Энлиль, которые воплощали собой силы земли и неба. Самые ранние религиозно-литературные тексты, коими являются гимны богам, молитвы богам шумера, сказания и легенды, списки пословиц, происходящие из раскопок Абу-Салябиха и Фары,  дают представления о мифологии и культе божеств шумерского государства.

Шумерские боги – прообразы творцов вселенной.

Шумерская цивилизация – государство с многовековой историей. Древнейший список божеств, обнаруженный в Фаре, в котором содержалась информация о всех богах древних шумер той эпохи, выделял шесть верховных существ, а именно Энниля, Ану, Инанна, Нанна, Уту и Энки. Боги шумер, в том числе и астральные божества, на протяжении всей истории сохраняли функцию покровителей плодородия земель, урожая. Один из наиболее часто встречаемых образов шумерских богов – образ матери-земли, защитницы человечества с ребенком на руках. В мифологии шумерского, а позже вавилонского народа, богини шумер, кормящие своих детей, были известны под именами Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мами и Дамгальнуна. Этот образ праматери людей и шумерских богов встречается также в аккадских сказаниях – богиня Белетили, в ассирийских мифах – Аруру и даже в поздних вавилонских легендах – богиня-мать Энкиду. Не исключено, что с ликом богини-земли, которой обязаны жизнью боги-шумеры, были связаны и богини, служившие покровительницами шумерских городов-государств, например Бау и Гатумдуг. К слову шумеры боги-женщины, защищавшие поселения людей, в сказаниях и гимнах упоминаются под эпитетами “мать” и “мать всех городов”.

Мифология Вавилона

В легендах шумерского народа, раскрывающих, каким богам поклонялись древние шумеры, прослеживается тесная зависимость мифологии от культа и наоборот, культа от мифологии. В культовых песнях из города Ура, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры, говорится о любви жрицы к царю, а главное подчеркивается официальный статус и характер их связи. Гимны, в которых упоминаются шумерские боги, сказания, посвященные обожествленным правителям Ура, показывают, что между царем и верховной жрицей ежегодно осуществлялся обряд брака, во время которого царь, представитель шумерских богов, представал в образе Думузи, а жрица в обличии Инанны.  Сюжет произведений цикла “Инанна и Думузи” содержит в себе описания ухаживаний и свадьбы героев, коими являлись покровители шумер, боги этого народа, а также детали снисхождения богини в подземное царство и ее спасения ценою жизни бога-мужа. Сказания подобного характера, описывающие препятствия, с которыми сталкивались шумерские боги, на деле являются драмой-действом, составляющей основу метафорического ритуала “жизнь-смерть-жизнь”. Многочисленность мифов трагедий, затрагивающих жизнь шумерских богов и самих божеств, встречающихся в этих повествованиях, объясняется в первую очередь разъединенностью шумерских религиозных общин.

Шумерские боги, преисподняя и испытания души.

Легенды, имеющие прямое отношение к культу шумерских богов плодородия, дается представления о мифологическом подземном царстве. О местоположении преисподней, именуемой Эден, Иригаль, Арали или Кур-Ну-Ги, что в переводе “страна без возврата”, практически ничего не известно. Ясно лишь то, что шумерские богини и божества создали подземное царство таким образом, что туда можно не только спуститься, но и провалиться. Мифология, которую создали шумеры, религия этого народа, говорит, что границей преисподней являлась подземная река, через которую при помощи перевозчика переправлялись души людей. Шумерские боги могли быть благосклонными, а могли и жестокими. Участь погибшей людей была тяжела, хлеб их горек, а вода не была водою. Подземный мир, который создали шумерские боги, - это темный мир, мир полный пыли.

Вавилонская мифология

Сказания о шумерских богах не содержат конкретного описания суда мертвых, где погибших судили бы по правилам и нормам, установленным божествами, имеются лишь догадки и теории исследователей. Можно утверждать, что сносной жизни в загробном мире шумерские боги удостаивали лишь тех людей, что были погребены под землею или принесены в жертву, а также тех, кто погиб в бою. Судьями подземного мира являлись древние шумерские боги, ануннаки, восседавшие на пьедестале перед владычицей подземного царства. Верховный бог шумер подземного царства, богиня Эрешкигаль выносила лишь смертные приговоры. Имена мертвых в книгу заносили шумерские боги – ануннаки, а также женщина-писец, именуемая Гештинанна. В число “почетных” жителей подземного царства согласно сказаниям входили шумерские боги, многочисленные легендарные герои и деятели шумерской цивилизации, например Сумукан и Гильгамеш, первый являлся основателем третьей династии Ура, второй был богом по происхождению.

Шумерские боги, главенствующие в подземном царстве, не погребенных при смерти людей, приносящих несчастье, возвращали на землю, а тех, кто был похоронен по правилам, отправляли через границу преисподней, темную реку, в царство мертвых душ. Души мертвых и все боги шумера, которым не посчастливилось оказаться в преисподней, переправлялись через реку Ур-Шанабом на лодке.

Шумерская религия – космология и мифология происхождения человека.

Шумерская цивилизация была по-своему практичным народом. Однако, космология, которой обладали шумеры, религия этого народа, как не странно, не содержат каких-либо конкретных теорий и однозначных гипотез происхождения человека. Практически все боги древних шумеров участвовали в создании человека, по крайней мере, к такому выводу можно прийти при беглом изучении мифологии шумерской и вавилонской империи. Конкретно в шумерской религии можно судить лишь о времени создания человечества и сотворении подземного царства. В тексте, который создала шумерская религия, “Гильгамеш, Энкиду и подземный мир”, говорится о том, что священные события, а именно создание человечества, происходили в период, когда земля была отделена от небес и когда боги цивилизации шумеров, Ан и Энлиль, поделили между собой мировые владения. В легенде о мотыге и топоре говорится, что земля была отделена богом Энлиль, после чего пантеон богов шумера перебрался жить на небеса, а те, кто не успел, отправились на землю и под нее. Известен и еще один факт, которым оперирует шумерская религия: первозданным раем до разделения вселенной являлся остров Тильмун.

Космология шумер

О сотворении людей до наших дней дошло несколько мифов, которые создала шумерская религия. Но полностью самостоятельным из них является всего один – об Энки и Нинмах. Шумерские сказания говорят, что боги Энки и Нинмах слепили человека из глины. Помогала им Намму, богиня, жизнью которой обязаны все боги шумеров и как оказывается - человечество. Цель, для которой создавались люди – трудиться во славу богов. Из этой легендой становится ясно, почему и каким богам поклонялись шумеры. Мифология шумер обладает уникальным взглядом на жизнь людей и на их роль в этом мире. Шумерская религия говорит, что люди были обязаны обрабатывать землю, собирать плоды, пасти скот, а главное – питать богов своими жизнями, жертвуя их. Религиозные пения, которые устраивали шумеры, молитвы к богам также являлись неотъемлемой обязанностью простого человека. Когда рождались первые люди, создавались богами, которыми богата шумерская религия, обитатели пантеона определяли их будущую судьбу и устраивали по этому случаю великий пир. Шумеры поклонялись богам, которые полностью заведовали их жизнью. Древние сказания, легенды, шумерские мифы и фото шумерских богов, показывают, что на пиру захмелевшие создатели Нинмах и Энки создавали плохих людей. Так шумерами объяснялись человеческие болезни и недуги: бесплодность, уродства и т.д.

В мифах, а конкретно в легенде о мотыге и топоре, в которой описывается древний шумер, религия, необходимость создания человека объясняется в первую очередь тем, что первые боги были неспособны вести хозяйство. В этой же легенде упоминаются шумеры и имена богов, которые якобы проросли из-под земли, а поэтому не знали ничего о труде. Люди же, которые также появились из-под земли, уже были наделены знаниями о сельском хозяйстве, а значит, на славу могли послужить своим создателям.

Боги древних шумер – происхождение обитателей пантеона.

Значительная часть мифов древних шумер и Вавилона посвящена происхождению божественных существ. Боги древних шумер вообще широко представлены в мифологии. В качестве творцов-демиургов в легендах выступают боги древних шумер Энлиль и Энки, позже создавшие и человечество. Также побывали в качестве первых богов, создавших древний шумер, богини Нинкаси и Утту, ответственные за пивоварение и ткацкое ремесло. Упоминается в шумерских легендах о сотворении мира и богов и еще один значимый персонаж, архаический царь Энмедуранки, который считался предсказателем будущего. Вообще шумерская цивилизация и ее боги четко разделяла роли, так например, один из первых богов Нингаль-Папригаль был изобретателем арфы, а великий Гильгамеш – создатель градостроения и праотец архитектуры. Линия отцов и матерей, создателей и прародителей, относящаяся к богам древних шумер, отчетливо прослеживается в мифах о потопе и “гневе Инанны”.

Мифология шумер

К сожалению, в шумерской мифологии сохранилось крайне мало информации о богах древних шумер, которые совершали героические поступки, об уничтожающих природных силах и великих чудовищах.  Известно лишь два сказания, повествующих о великих божественных деяниях, а именно о борьбе Нинурты с демоном Асагом и о противостоянии Инанны с чудовищным Эбихом. По сути, героические поступки были прерогативой людей.

Шумеры-боги, фото, гравюры и изображения, описывающие их, представляют древних создателей мира, как существ двух настроений и ипостасей. Одни боги древних шумер были злыми по отношению к человечеству и пассивными, другие – добрыми и снисходительными. Так наиболее живыми образами богов являлись Инанна, Энки, Думузи и Нинхурсаг, а также некоторые второстепенные и локальные божества. Боги шумера, фото, скрижали и древние тексты, говорят, что злыми, а следовательно и пассивными по отношению к людям были Ан, Энлиль и Энки. Эти боги древних шумер, их лики и образы, обладали элементами комизма: люди не любили их, а значит, и представляли их в соответствующем свете и составляли про них неоднозначные легенды и сказания. Отчасти очевидно, почему союз, в который заключены боги шумер и 2012 год наделен такими неблагоприятными предсказаниями.

Характерное для многих мифологических и космологических систем развитие эпической традиции представлять богов в качестве героических деятелей, не свойственно для шумерской империи. Шумерская цивилизация и их боги развивались по собственному, уникальному сценарию. Их связь не отличалась любовью, а шумеры не проникались глубоким уважением к своим создателям, наоборот, боги древних шумер, по крайней мере, сегодня, предстают в виде тиранов, которые всячески препятствовали спокойному образу жизни. Хорошо это или плохо? Кто знает? Но одно можно сказать с уверенностью: шумерский народ с таким неоднозначным пантеоном божеств просуществовал многие столетия, в то время как цивилизации с более щадящими и добродушными богами были стерты с лица земли практически сразу после своего образования.

По материалам: Астропрогноз на сегодня.

Опубликовано 12 Апр 2013 в категории Шумер

Обсудить на форуме

mayax.ru


Смотрите также