Религия древней спарты. Верования и священные ритуалы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение древней Спарты. Религия древней спарты


Верования и священные ритуалы. Настоящая Спарта [Без домыслов и наветов]

Верования и священные ритуалы

Верования спартанцев нам точно не известны, а данные о них противоречивы и требуют тщательного изучения. Например, многие античные авторы отмечали особенно трепетное отношение спартанцев к оракулам. При этом иные авторы утверждают, что тексты оракулов были строго засекречены и хранились у царей.

Казалось бы, если решение того или иного вопроса предопределено оракулом, то для чего спартанские цари в походе беспрерывно приносили жертвы богам и по различным жертвенным приметам определяли, будет ли им способствовать удача или стоит пересмотреть свои планы? Царь Клеомен (ахеец) был уличен в попытке подкупа дельфийских жрецов. При этом не раз менял планы при неблагоприятных жертвоприношениях. Получается, что дельфийское святилище для него был чужим (дорийским), а результаты жертвоприношения – важным религиозным фактором (ахейским обычаем).

Подобные противоречия явно указывают на множество мифологических пластов. Оракулы, вероятно, имели решающее значение для «верхушки» спартиатов, и их оглашение в народном собрании означало не только волю богов, но и волю спартанской аристократии. Население Спарты (по преимуществу ахейское и микенское) больше доверялись тем знамениям, которые видели в природе или при жертвоприношениях. Коренное микенское население поклонялось Артемиде Орфии, а пришедшее позднее ахейское – чтило, прежде всего, Зевса и Афину, а также героев Троянской войны. Спартиаты-дорийцы бесспорным главой своего пантеона считали Аполлона, а из героев чтили тех, кого помнили по войнам своего времени.

Сочетание глубокой религиозности спартанцев с разделением их по разным культам создало противоречие в античных источниках: с одной стороны фиксируется спартанское религиозное благочестие, с другой – возмутительное бесстыдство при использовании царями религиозных культов. Разрешить это противоречие можно лишь при понимании, что мы имеем дело не с единым народом, не с единой властью, не с единым культом.

Единым государством Спарта оставалась лишь благодаря культу героев и солдатскому коллективизму с высоким социальным статусом воина. Царская власть не была священной (царей могли судить, налагать штрафы, изгонять и даже казнить), культы у разных этнических и социальных групп были разные, за пределами Спарты у представителей различных «партий» (например, проафинской и антиафинской, антиперсидской и проперсидской) во власти были конфликтующие агенты. Этот конфликт переносился на оценки действий Спарты в целом.

Плутарх сообщает, что Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны. Он разрешил хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего, связанного с похоронами, скверной. Было также запрещено класть с покойником какое-либо имущество. Разрешено было лишь заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало. Все спартанцы уравнивались и после смерти. Также Ликург запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне.

Жесты погребальных ритуалов: этрусская фреска, спартанская плакетка.

Запрет, будто бы введенный Ликургом на плач и рыдания при похоронах, отчасти опровергается данными Геродота, который описывал похороны спартанского царя: «Много тысяч периеков, илотов и спартанцев вместе с женщинами собирается [на погребение]. Они яростно бьют себя в лоб, поднимают громкие вопли и при этом причитают, что покойный царь был самым лучшим из царей».

В этом описании имеется подчеркнутое Геродотом своеобразие – «яростно бьют себя в лоб». Изобразительную иллюстрацию подобного рода мы можем видеть в этрусском захоронении. Строки Геродота расшифровывают неясный жест на одной из этрусских фресок.

Сближает спартанцев и этрусков многое. Например, большая любовь к музыке флейты. Если о спартанской приверженности флейте мы знаем только из письменных источников, то этруски дают наглядные примеры в своих погребальных изображениях.

Если почитание умерших или погибших царей не предполагало применение ограничений введенных Ликургом, то обычные похороны, вероятно, были лишены избыточного трагизма. Возможно, этот факт отражен в радостных этрусских росписях, где трагический жест прощания и памяти (вытянутая рука – жест расставания, приложенная ко лбу – жест памяти) сопровождается картинами плясок и пиршеств.

Ликургова реформа погребального обряда означала некий очень глубокий кризис. Введение подобной реформы указывает, что Спарта в какой-то момент находилась между жизнью и смертью. Можно лишь предполагать, что позволило провести столь глубокие преобразования священного ритуала.

Если судить по ритуалу похорон, то речь шла, вероятно, о массовой гибели, возможно – эпидемии. Спартанское общество разорялось, исполняя дорогостоящий обряд. Поэтому снятие обязанности снабжать умершего всем необходимым в загробном мире должно было восприниматься как облегчение. Прежнее убеждение в том, что труп связан со скверной, также свидетельствует в пользу эпидемии. Лишь по завершении эпидемии можно было призвать отказаться от суеверия.

Возможно, архаический обряд погребения сохранялся только для царей, а гражданам был запрещен, поскольку требовал накопления богатства семьей спартиата, чтобы в случае гибели близких, их можно было бы достойно проводить в последний путь.

Другая возможная гипотеза смены ритуала – частичная реставрация прежних обычаев, более простых в сравнении с дорийскими, во многом схожих с персидскими (на что указывает Геродот, отмечая эту особенность спартанцев в Греческом мире). Впрочем, гипотезы непротиворечивы: эпидемия или какая-то природная катастрофа могла привести к политическом переделу, перераспределению власти и символическому закреплению этого события при восстановлении в правах старых ахейских ритуалов.

Введенная Ликургом ксеноласия – изгнание иноземцев – наверняка была связана с подозрениями не столько в шпионаже, сколько в занесении все той же скверны – либо эпидемии, либо политической измены. Предположение, что иноземцы оскверняют святилища спартанцев, вполне могли быть связаны и с прагматическими подозрениями о том, что они являются носителями страшных заболеваний или же осведомителями врагов.

Верования спартанцев античным историкам представляются простыми и даже примитивными. Плутарх пишет, что в молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше ничего. Иногда к этому присоединятся просьба даровать силы переносить несправедливость. И это доказывает, что спартанское общество не столь уравнивало спартиатов в правах, чтобы считать проблему справедливости исчерпанной.

Сообщение в «справке» «Древние обычаи спартанцев» скупо говорит о спартанских богах. Указывается, что они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть. Тем не менее, до нас не дошли подобные изображения. Мы можем наверняка сказать, что у спартанцев имелась верховная богиня, именуемая условно Артемида Орфия, а также мужское божество, условно названное Аполлоном. В первом случае мы имеем ряд изображений, где нет никакого копья. Во втором случае есть описание Павсания колоссальной статуи с копьем и луком в руках.

Когда Плутарх пересказывал Большую Ретру и приписывал Лукургу повеление создать святилища Зевса Силания и Афины Силании, скорее всего, он имел в виду реабилитацию ахейских богов. Ведь священный договор (Ретра) был «санкционирован» Аполлоном Дельфийским, а вовсе не Зевсом и Афиной. Не случайно у спартанцев понятие закона (ретра) связано с дорийским наречием, а понятие древнего обычая (ретма) озвучивается ахейским наречием. Это отличие позволяет верно осмыслить эпитафию на обелиске, поставленном спартанцами в Фермопилах: «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне // Что, их обеты блюдя, здесь мы костьми полегли». В данном случае употреблен ахейский термин «ретма», что также подчеркивает ахейское происхождение царя Леонида, приведшего для защиты Фермопил 300 спартиатов и несколько сот периеков. Заметим, что Спарта медлила с вводом в действие всей своей армии только потому, что дорийцы не могли прервать священный праздник Аполлона Карнейского.

Путаницу в оценке верований спартанцев внесли последующие интерпретаторы, которые с Античности подверстывали все исторические сюжеты под афинский пантеон. Так наверняка случилось и с храмом Афины Меднодомной, которая, скорее всего, была ахейским святилищем, но не общеспартанским. Афинские наблюдатели видели женскую фигуру с копьем и тут же сравнивали ее с собственной прародительницей и рассказывали об этом у себя на родине. Возможно, это было даже не святилище Афины, а святилище Орфии.

Ошибки могли возникнуть в связи с тем, что в Спарте не было профессиональных жрецов. Жреческие функции были изначально закреплены за царями, но те были заняты войной и борьбой за власть. Для отправления культов спартанцы приглашали жрецов-прорицателей из других греческих государств, что, разумеется, не позволяло менять сущность культа. Скорее иноземцы были гарантами непредвзятого толкования жертвоприношений. Они вполне могли судить о святилищах по афинским аналогиям, не понимая значения местных культов, но добросовестно толкуя результаты жертвоприношений по общегреческим правилам.

Известно, что спартанские цари в начале и в конце семидневника приносили жертву Аполлону – дорийскому божеству. Что касается государственного культа Зевса Лакедемония и Зевса Урания, жертвоприношений различным «зевсам» и «афинам», то в этих случаях цари отдавали дань божествам ахейских общин. Перед началом войны царю полагалось принести жертву Зевсу Агетору (Предводителю), при пересечении границы страны – Зевсу и Афине. Но перед битвой возникала необходимость жертвовать Артемиде Агротере молодую козу (Агесилай перед походом в Малую Азию принес в жертву лань). В случае победы, словно в насмешку, воинственному Аресу жертвовали петуха.

Для дорийцев, скорее всего, их поведение предопределялось вердиктом Аполлона. Поэтому цари дорийской династии Эврипонтидов достаточно произвольно относились к результатам жертвования. Они либо повторяли жертву, пока не появлялись благоприятные признаки, либо отказывались от своего предприятия, обосновав это результатами жертвоприношения. Агесилай в 396 году прекратил вторжение в Малую Азию, обнаружив, что печень жертвенного животного лишена одной доли. Но в рассказе об этом Ксенофонт сообщает, что прекращение похода было обусловлено тем, что у спартанцев было недостаточно конницы.

Если речь шла не о текущих вопросах, а о законах, то таковые могли появляться только с одобрения Дельф – по оракулу. Это свидетельствует о том, что законодательство контролировалось дорийским культом, а эфоры были в основном дорийцами. Попытка применить оракул к частному случаю, вероятно, считалась неприемлемой. Так, хромой Агесилай занял трон, хотя соперничающий с ним Леотихид (оба от дорийской ветви) обнародовал оракул, где говорилось об угрозе «убийственной брани» в случае «хромого царенья». Чтобы отстранить царя от власти в каждом случае требовалось обращение к дельфийскому Аполлону. Данный случай показывает, что даже это не всегда срабатывало.

По свидетельству многих источников известно, что ахеец Клеомен, когда ему было необходимо, просто фальсифицировал дельфийский оракул. Это, в конце концов, перечеркнуло все его многочисленные заслуги и привело к казни и посмертному позору. Клеомен, как уже сказано, был совершенно равнодушен к священному статусу Дельф. Что же касается ахейского культа Геры, то здесь он был непримирим вплоть до приступа ярости. Только этим можно объяснить один из его поступков: когда аргосские жрецы попытались помешать Клеомену (как иностранному царю) совершить жертвоприношение в храме богини, Клеомен приказал илотам отогнать жрецов от алтаря и выпороть. Жрецы приняли его за дорийца, а царь считал себя первым жрецом в ахейских культах.

На различное происхождение династий указывает и еще одно правило. Практически постоянно проперсидскую «партию» возглавляли Еврипонтиды, а антиперсидскую – Агиады. Это подтверждает предположение о том, что первая («пришлая») династия имеет переднеазиатское происхождение.

На то, что за мифом скрывается некий договор, указывает само происхождение культа Аполлона Дельфийского – основного для дорийцев. По мифу Аполлон убил дракона Пифона, сына Геры.

По преданию, Пифон охранял Дельфийское прорицалище, либо сам давал прорицания. Аполлон низложил его и занял его место покровителя святыни. Данный сюжет – мифологическая запись смены власти на Пелопоннесе, связанной с дорийским нашествием. Мирный договор в этой записи связан с обязательством Аполлона перед матерью Пифона богиней земли Геей 8 лет быть в изгнании. И именно 8-летний период первоначально разделял Пифийские игры, учрежденные Аполлоном. Ублажению древних местных богов посвящен и проводимый каждые 8 лет дельфийский праздник Септерий – в честь змей. Змеи как атрибут присутствуют не только у Аполлона (змеи священной рощи Аполлона в Эпире), но и спартанской Артемиде-Орфии.

Восьмилетний цикл встречается в еще одном мифологическом придании: когда сын царя Крита Миноса Андрогей был убит в Афинах, Минос получил от афинян компенсацию: по 7 молодых людей и 7 девиц он получал каждый девятый год (что означает в греческом понимании «раз в восемь лет»). Также о Миносе известно, что раз в 8 лет он посещал некое сакральное место в горах, где сам Зевс советовал ему, как править.

В «Илиаде» Пифон именуется Дельфиний или Дельфин (отсюда Дельфы). В некоторых мифических версиях Пифон – реальный человек, сын царя и разбойник, в иных – драконица Дельфина. В греческом предании Дельф – предводитель тирренцев, переселившихся в Лаконию с Лемноса, а затем отправившихся на Крит. Всё это – отзвуки реальных событий, которые обратились в культ Аполлона и стали регулярным ритуалом, напоминающим о некоем мирном договоре, позволявшем дорийцам, ахейцам и оседлому местному населению (микенцам) жить в мире.

Можно предположить, что Орфия – древнейшее божество доахейских племен, оставшихся на завоеванной территории и получивших часть власти в герусии, общегреческие божества составляли культ ахейцев и их царя, Аполлон – божество дорийцев-завоевателей с собственной царской династией, а его сестра Артемида – божество, соединившее два культа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Возникновение древней Спарты. Всемирная история. Том 3 Век железа

Возникновение древней Спарты

Заселение долины Лаконии, плодородной местности в бассейне реки Еврота, в южной части Балканского полуострова, вероятно, относится к микенской эпохе и осуществлялось ахейцами. Древняя община Спарты или Лакедемон хозяйствовала в регионе. Согласно гомеровской Илиаде здесь было двенадцать селений — полисов, подчинявшихся басилею Менелаю, брату Агамемнова. Со времени покорения ахейцев и обоснования в этой местности дорийцев к середине VIII в. до н. э. здесь стал ощущаться недостаток фонда земли. Притязание Спарты были направлены на Мессению, находившуюся в непосредственной географической близости через Тайгетский хребет. Борьба за земли имела затяжной, изнурительный характер, привела спартиатов к кризису во внутренней жизни государства. Древнее право на надел (клер) в результате военных успехов зачастую нарушалось в пользу верхушки, завладевшей большей долей имущества и земли. Притеснялись права народного собрания. Завоевательная политика Спарты в эпоху дорийцев завершилась подчинением Лаконии и Мессении. Подчиненное население образовало слой рабов, обслуживавших жителей Спарты. Илотия была формой рабства с наличием средств производства, скота, имущества у раба. Закон предписывал отдавать часть урожая «апофору», сохраняя хозяйственную инициативу производителя. Рабовладелец был получателем ренты. Илотов было запрещено продавать за пределы Спарты, отпускать на свободу. Существовали и другие ограничительные меры государства по отношению к гражданам, например, неделимость и неотчуждаемость наделов земли — клеров (кларов).

В результате Мессенских войн произошло разделение земли с живущими на ней мессенцами и формирование зависимого слоя илотов. Кижурия (в переводе «собачий хвост») присоединена в ходе ожесточенного сопротивления через столетие.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Символ войны: Спарта

Изначально маленький греческий полис Спарта был расположен на юге полуострова Пелепоннес. Поселение основано около 1000 до н.э.  Изначально оно практически ничем не отличался от десятков таких же городов-государств, существовавших в то время в древней Греции. Но слово «спартанец» стало синонимом понятия «воин». Как же случилось что ничем не примечательный полис смог стать самой грозной силой античной цивилизации и соседних территорий?

войны древней греции

Основание города войнами древности

Начало превращения Спарты в идеальное военизированное общество положил легендарный правитель Ликург (около 700 г. до н.э.). Принципы заложенные этим царем дали толчок развитию полиса именно в данной области-области войны. С ранних лет и до самой смерти гражданин Спарты имел одну цель в жизни-службу в спартанской армии. В 7 лет мальчиков спартанских забирали у родителей и помещали в военизированные интернаты, где мальчишки закалялись физически, морально, превращались в настоящих воинов. Такая система воспитания называлась в Спарте-Агогэ. В возрасте 20 лет из лагерей выходили уже не мальчишки, а воины готовые в любой момент умереть за свою страну. Таково было наследие царя Ликурга.

Спартанский быт был скудным, они не пили алкоголь, были не привередливы в пище, так они закаляли свой организм для тягот военных походов. Жители Спарты отличались скрытым характертом, мало какой грек мог похвастаться тем, что он был в Спарте и много чего о ней знает. Вызывает удивление, что в таком городе-военном лагере в отличии от многих других стран женщина не была поставлена в практически рабское положение. Женщину почитали ведь она родила Спартанца-Воина.

спарта грецияВойны Древней Спарты

Еще одной причиной становления Спарты как лучшей военной силы древней Греции можно назвать Мессенские войны. Мессения, богатая область, соседствующая с Лакедемоном — коренные спартанские земли. В результате Мессенских войн двух (700-680 г. до н.э. и 640-620 г. до н.э.) эта территория была полностью подчиненна спартанской власти. Всех жителей завоеванных земель превратили в бесправных рабов, Илотов. Рабы делали за гражданина Спарты всю его роботу, он не утруждал себя ничем, его делом была война. Количество рабов было просто огромно на одного спартанца приходилось девять илотов. Боясь восстания жители Спарты должны были всегда находится в боевой готовности.

Военное мастерство спартанского воина достигало такого совершенства, что он с легкостью мог сражаться против трех воинов других греческих полисов одновременно. А уж когда спартанцы становились в свою фалангу, то равных им на поле боя не было. Подвиг трех сотен воинов Спарты во главе со смелым Леонидом, которые остановили в Фермопилах армии Персидской империи, доказал на практике преимущество воинов этой странны перед другими греческими державами.

Эти факторы и многие другие привели к становлению Спарты, как непревзойденного воинского общества и со временем благодаря силе своей малочисленной, но могучей армии возглавить объединение греческих полисов, Пелепоннеский Союз и дальнейшему столкновению с другим центром силы древней Греции, Афинами и их многочисленными союзниками.

 

drevniy-egipet.ru

Спарта - Государства Эллинов - Древнегреческий Раздел - Библиотека

Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился т. н. «ликургов строй» (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Ликург Спартанский-великий законодатель.

Должности и органы власти: Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста). Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте. Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе). Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя) Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр. Гиппагреты и корпус 300 всадников.

Территория Древней Спарты.

Армия Спарты Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время.

Вооружение спартанца составляли копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, вооружение которых составляло легкое копье, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5-6 тысяч человек.

Что касается конницы, то так называемые «всадники» хоть и состояли из граждан способных позволить себе коня, тем не менее сражались исключительно пешком в составе фаланги, составляя отряд царской гвардии численностью в 300 человек (именно этот отряд погиб в знаменитой битве вместе с царём Леонидом). По предположениям некоторых учёных, этот отряд в мирное время мог выполнять функции военной полиции, играя основную роль в восстаний рабов и криптиях.

Собрание Спартиатов.

Агогэ (система воспитания) Воспитание молодого поколения считалось в классической Спарте (до IV в. до н. э.) делом государственной важности. Система воспитания была подчинена задаче физического развития граждан-воинов. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность. С 7 до 20 лет сыновья вольных граждан жили в интернатах военного типа. Помимо телесных упражнений и закаливания, практиковались военные игры, занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки речи чёткой и краткой («лаконичной» — от Лакония). Суровое воспитание, ориентированное на выносливость, и сейчас называют спартанским.

История - XI век до н. э. возникновение города-государства Спарта - IX век до н. э. введение законодательства Ликурга - 480 до н. э. подвиг 300 спартанцев у Фермопил в войне с персами - 431 – 404 до н. э. Пелопоннесская война и утверждение в Греции гегемонии Спарты - 195 до н. э. Лаконианская война, поражение Спарты и присоединение её к Ахейскому союзу - 146 до н. э. Захват Спарты римскими войсками

res-publica.ucoz.ru

Спарта История

Спарта (Лакедемон), древнегреческое государство и город на полуострове Пелопоннес, в долине реки Эврот (область Лаконика). В греческих мифах рассказывается, что предки героя Геракла были из Микен, города на Пелопоннесе. После смерти Геракла его сыновья — Гераклиды, то есть потомки Геракла — решили вернуть себе Пелопоннес. Согласно воле бога Аполлона, это смогло сделать только третье поколение Гераклидов. После завоевания Пелопоннес был разделен на три части, одна из которых — Лаконика — досталась двум братьям, Проклу и Эврисфену. От них произошли два царских рода — Агиады и Эврипонтиды.

Спартанцы Спартанские воины

В предании, возможно, отразилась история переселения дорийских племен в конце II тысячелетия до нашей эры на Пелопоннес. Дорийцы постепенно заняли почти весь полуостров, оттеснив или поработив ахейское население. Одним из главных поселений дорийцев была Спарта, возникшая из слияния четырех деревень – об, к которым в качестве пятой обы позднее были присоединены еще несколько поселений. К середине VIII века до нашей эры жители Спарты подчинили всю Лаконику. Местное ахейское население было превращено в рабов — илотов, дорийцы из других общин — в периэков, свободных, но политически неполноправных людей. Следующим этапом завоевательной политики Спарты было покорение Мессении (к западу от Лаконики). В результате двух Мессенских войн эта область была завоевана, ее население превращено в илотов.

Спарта представляла собой совершенно иной тип полиса, чем Афины. Ее возникновение восходит к дорийскому завоеванию, к XI веку до нашей эры. Это был один из первых полисов, основанных дорийцами. Уже внешне Спарта отличалась от Афин: в ней не было крепостных стен, не было каменных построек, мощеных улиц: все дома были деревянными. Спартанцы образовали общину равных и установили военное господство над Лакедемоном. Местное население было лишено свободы и земли, объявлено илотами, то есть военнопленными, которые вместе с землями были поделены между спартанцами и обязывались были отдавать половину произведенных продуктов господам. Власть над илотами поддерживалась страхом и ежегодно объявляемыми криптиями – массовыми убийствами самых здоровых и сильных из них. Кроме илотов были еще периэки, то есть окрестные жители, которые сохраняли свободу, земледельческие и торговые занятия и обязаны были платить дань спартанцам. Сами спартанцы занимались только войной и пирами. Какой-либо труд считался у них постыдным. Спартанская община равных представляла собой родоплеменное войско.

Начала государственного устройства в Спарте были положены Ликургом, действовавшим на рубеже IX – VIII веков до нашей эры. Он установил порядок деятельности народного собрания – апеллы; собрание принимало законы, избирало должностных лиц, вершило суд, рассматривало апелляции; голосование осуществлялось криком; при выборах должностных лиц в центре площади собрания устанавливалась деревянная изба без окон, в нее помещались счетчики; каждый кандидат поочередно проходил через площадь мимо избы, собравшийся народ криком выражал свое отношение к кандидату, счетчики анонимно регистрировали уровень крика, а затем по их табличкам объявлялся результат выборов. Далее Ликург ввел двойную царскую власть, дабы предотвратить опасность тирании. Два царя – архагета – предводительствовали в войске, обладали правом жизни и смерти над воинами во время военных действий и осуществляли жреческие функции. Цари входили в совет старейшин – геруссию, состоявший из 30 геронтов старше 60 лет, избиравшихся пожизненно. Совет старейшин обсуждал законопроекты и выносил их на голосование в народном собрании. Кроме этого Ликург учредил коллегию пяти эфоров, избиравшихся на 1 год и ведавших текущими делами полиса между народными собраниями. Эфоры наблюдали за небесными светилами и в зависимости от их расположения объявляли благоприятные и неблагоприятные дни для государственных дел и суда. Эфоры созывали и распускали собрания, готовили повестку дня собрания, поддерживали дисциплину и порядок во время собраний. Эфоры могли возбуждать вопрос об отрешении царей от власти. Один из эфоров, старший по возрасту, считался первым, и его именем назывался год в Спарте. Наконец, Ликург ввел первый свод законов, так называемые «Ретры».

Согласно этому законодательству, верховным собственником земли являлся полис. Земли разделялись поровну среди спартанцев; они не подлежали отчуждению, разделу и нераздельно передавались от отца к старшему сыну. Выморочные земли возвращались государству. Владение землей налагало обязанность военной службы. Наделы спартанцев обрабатывались илотами-рабами, которых нельзя было отчуждать. Все граждане, а полное гражданство наступало с 30 лет, были разделены по палаткам, по 15 человек в каждой. Эти военные подразделения назывались эномотии; они основывались на клятве взаимной поддержки, помощи, совместного ведения походного образа жизни, приготовления пищи и трапезы. Совместные трапезы – сисситии, или фитидии – имели особое значение. В них участвовали только граждане, а прислуживали юноши. Впервые принимаемый в число сотрапезников проходил испытание и тайное голосование: каждый из участников сисситии опускал в сосуд хлебный шарик; если шарик сдавливался, то это был голос «против» нового сотрапезника; если шарик опускался недеформированным, то это был голос «за»; следовало набрать 2/3 голосов «за».

История древних цивилизаций →

Сисситии и законы в Спарте →

godsbay.ru


Смотрите также