Религия древней сирии. Вероисповедание Сирии: история и современность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вероисповедание Сирии: история и современность. Религия древней сирии


Вероисповедание Сирии: история и современность

Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.

вероисповедание сирии

Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны – ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.

Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю "Шарли Эбдо", которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в исламском вероучении. Традиционный же ислам и конкретно – умеренное исламское вероисповедание Сирии уже давно успешно интегрировано в современный мир, мирно сосуществует с другими религиями и всеми силами подчеркивает своё неприятие экстремизма.

какое вероисповедание в сирии

Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории

Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север – с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.

Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.

Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: боги дождя, урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего – человеческих.

Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.

История распространения ислама в Сирии

На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий – иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.

Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано исламское государство, в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства – халифат.

Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались праведными халифами. Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов – Абу Бакр – умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.

Первая задача, которая стояла перед халифатом, – нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.

Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.

Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам – христианские Иисус и Мария).

Современная религиозная палитра Сирии

В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные — алавиты, шииты и друзы).вероисповедание курдов в сирии

Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины – сирийские православные, прочие же – католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).

Самое значительное национальное меньшинство Сирии – курды. Вероисповедание курдов в Сирии крайне многообразно: около 80% всех курдов – сунниты, также много шиитов и алавитов. Помимо этого, есть курды, исповедующие христианство и иудаизм. Самым же неординарным курдским религиозным течением можно назвать езидизм.

В наше время явление массового антиисламского психоза связано, по большей мере, с пропагандой террористов «Исламского государства». На просторах Интернета ежедневно появляются свидетельства новых «пиар-акций» экстремистов ИГИЛа, Аль-Каида и прочих транснациональных организаций, базирующихся на идеологии исламского радикализма. Данная идеология представляет собой решительное толкование исламского вероучения в контексте идеализации раннеисламского образа жизни и базирующейся на ней политической стратегии, направленной на формирование всемирного Халифата, руководимого законами Шариата.

сирия вероисповедание

Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.

вероисповедание сирии

Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение – идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.

fb.ru

Вероисповедание Сирии: история и современность

Вероисповедание Сирии: история и современность

Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.

Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны - ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.

Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю "Шарли Эбдо", которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в исламском вероучении. Традиционный же ислам и конкретно - умеренное исламское вероисповедание Сирии уже давно успешно интегрировано в современный мир, мирно сосуществует с другими религиями и всеми силами подчеркивает своё неприятие экстремизма.

Вероисповедание Сирии: история и современность

Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории

Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север - с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.

Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.

Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: боги дождя, урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего - человеческих.

Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.

История распространения ислама в Сирии

На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий - иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.

Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано исламское государство, в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства - халифат.

Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались праведными халифами. Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов - Абу Бакр - умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.

Первая задача, которая стояла перед халифатом, - нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.

Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.

Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам - христианские Иисус и Мария).

Современная религиозная палитра Сирии

В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные - алавиты, шииты и друзы).Вероисповедание Сирии: история и современность

Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины - сирийские православные, прочие же - католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).

Самое значительное национальное меньшинство Сирии - курды. Вероисповедание курдов в Сирии крайне многообразно: около 80% всех курдов - сунниты, также много шиитов и алавитов. Помимо этого, есть курды, исповедующие христианство и иудаизм. Самым же неординарным курдским религиозным течением можно назвать езидизм.

Религиозно-политические конфликты на территории современной Сирии

В наше время явление массового антиисламского психоза связано, по большей мере, с пропагандой террористов «Исламского государства». На просторах Интернета ежедневно появляются свидетельства новых «пиар-акций» экстремистов ИГИЛа, Аль-Каида и прочих транснациональных организаций, базирующихся на идеологии исламского радикализма. Данная идеология представляет собой решительное толкование исламского вероучения в контексте идеализации раннеисламского образа жизни и базирующейся на ней политической стратегии, направленной на формирование всемирного Халифата, руководимого законами Шариата.

Вероисповедание Сирии: история и современность

Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.

Вероисповедание Сирии: история и современность

Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение - идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.

Интересные материалы:

Религия Древнего Египта: боги и фараоны О чем проповедовал Иеремия (пророк)? Кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ?

nlo-mir.ru

Сирия — страна с тысячелетней историей и уникальной культурой и колыбель христианства.

Сегодня Сирия — в мировых сводках новостей. От того, как будет разыграна «сирийская карта» напрямую зависит будущее геополитики.

1. Столица Дамаск – древнейший непрерывно населенный город мира. Оценки его возраста разнятся – от 4000 до 10000 лет. Древнее его, пожалуй, всего один город – палестинский Иерихон. В Сирии есть еще один город с более чем 4000-летней историей – Халеб.

2. В Дамаске и Халебе сохранились целые кварталы, домам в которых больше 400 лет, а некоторые улицы спроектированы еще в античности. Улица Прямая упоминается в Библии. В Дамаске можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера). Древнейший христианский храм – подземная часовня Святого Анания (I век).

3. Алеппо (второе название Халеба) – самый крупный город страны. Город-миллионник, он расположен недалеко от турецкой границы и превосходит по численности Новосибирск. В Алеппо родился первый президент Армении. Второй миллионник – Дамаск.

4. Сирия находится на севере древнейшего очага цивилизации — Плодородного Полумесяца (Египет, Междуречье, Левант).

5. От её границ 250 километров до Египта, 120 до Кипра, 700 до Греции и около 650 до России.

6. Территория Сирии больше Греции, Болгарии, Венгрии или Австрии, но меньше Белоруссии.

7. В Сирии проживает около 20 млн. арабов и 2 млн. курдов, говорящих на курдском языке – потомке мидийского. Помимо арабов и курдов здесь обитают большие группы армян, черкесов, греков-мусульман, сирийских туркмен.

8. Сирийские арабы говорят на особом диалекте арабского языка, заметно отличающемся от литературного. Жители центральных и северо-восточных областей также говорят на разных наречиях.

9. Благодаря литературному арабскому, друг друга могут понимать более 200 миллионов арабов от Атлантики до Персидского залива.

10. По-арабски название Сирии звучит как «Сурийя», а в полном варианте «аль-Джумухирийя аль-Арабийя ас-Сурийя» (Сирийская Арабская Республика).

11. Около 90% населения живет в долине реки Евфрат либо в плодородных районах вблизи Средиземного моря, что вместе составляет всего треть территории страны. Остальную площадь занимает Сирийская пустыня, издревле разделяющая два региона – Междуречье и Левант (плодородный треугольник у моря: Израиль, Сирия, Палестина, Ливан). Различия в культуре и расположении этих двух регионов не раз становились причиной конфликтов.

12. Чем Сирия похожа на Россию, так это своим расположением на стыке европейских и восточных культур. Одна её часть тяготеет к Западу, другая к арабскому миру Востока. Прибрежные регионы занимают преимущественно христиане вперемежку с мусульманскими сектами и несуннитскими течениями, пустынные же районы вдоль Евфрата тяготеют к суннитскому консерватизму. Благодаря своему положению, Сирия – одно из самых древних торговых государств. Некоторым городским рынкам около пятисот лет.

13. Из двух миллионов сирийских христиан примерно половина – православные. Большинство населения (около 18 млн.) мусульмане.

14. Сирия – родина множества христианских, исламских и других религиозных сект и оригинальных течений. Приверженцы алавизма, эзотерического направления ислама, превышают число христиан вдвое. Алавитам разрешается пить вино, молиться 2 раза в день и поститься всего две недели. Свою религию они считают тайным знанием, доступным только избранным. Президент Башар Асад – алавит.

15. В международном христианском рейтинге «Open Doors» Сирия занимает 4-е место среди стран, где чаще всего притесняют права христиан.

16. Независимая Сирия в современных границах существует с 17 апреля 1946 года, когда она освободилась от колониального господства Франции.

17. На территории страны располагались древнейшие мировые цивилизации: Ассирия, Хеттское царство, Вавилония, Персидская империя, держава Александра Македонского. Эту землю по очереди занимали Римская империя, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, монголы, Османская империя. В 1920 году страна стала французской колонией.

18. Сегодня Сирия — самая «горячая» точка планеты. За время войны (2011 – н.в.) против Сирии были введены санкции ЕС, стран Персидского залива, практически исчез туристический сектор, резко упали продажи нефти, боевиками разграблено более 1000 фабрик и предприятий в Алеппо. По данным Учебного и научно-исследовательского института ООН разрушено около 300 культурных памятников. Одним из триггеров недовольства суннитского населения восточных регионов стала сильнейшая засуха (2006-2011 гг.), особенно затронувшая долину Евфрата и пустынные регионы.

19. Сирия – колыбель христианства. В стране живет несколько десятков тысяч ассирийцев – потомков населения Великой Ассирии. Они говорят на новоарамейских языках. Именно по-арамейски написана часть книг Библии, на этом языке говорил Иисус Христос и его окружение. Народ исповедует преимущественно христианство, причем ассирийцы были одними из первых, кто в I веке принял эту веру.

20. В Сирии заблокированы YouTube, Blogspot и Facebook.

21. В стране бесплатная медицина и образование, а пенсия начисляется с 60 лет. Госслужащим компенсируют затраты на частные клиники, а грамотность составляет 83% (до независимости была 10%), что намного выше чем в Ираке и Египте.

22. Больше 50 лет Сирия находится под управлением партии Баас (Партия арабского социалистического возрождения, сокращенно: «возрождение»).

23. Первым днем недели согласно традиционному арабскому календарю считается воскресение «Аль-Ахад» (первый), а последним – суббота «Ас-Сабт» (отдых). Как и в России празднуются 8 марта, День матери, Новый год, День независмости и 1 мая

24. Отношения Сирии с СССР и Россией всегда были довольно теплыми. Это связано как с общим социалистическим прошлым, так и с противостоянием американской политике господства на Ближнем Востоке. Так, ещё в 1971 году в городе Тартус была размещена материально-техническая база Военно-морского флота СССР, а в 2005 году был списан 10-миллиардный долларовый долг Сирии. Однако Сирия до сих пор не признает Израиль. И если в паспорте есть израильская виза, то, скорее всего, доступ в эту страну будет закрыт.

25. Сирия — родина выдающихся христианских и исламских мыслителей. Среди них философ Посидоний (I век до н.э.), философ Лукиан Самосатский (II век), писатель-аскет Исаак Сирин (VII век), философ-рационалист и вольнодумец Абуль-Ала аль-Маарри (XI век) (именно его статуе в 2013 году отсекли голову джихадисты), арабский средневековый математик Ас-Салар (XII век).

В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку.http://yarcenter.ru/articles/ethnicworld/dialog/25-faktov-o-sirii/

nnils.livejournal.com

Сирия, Финикия и Хеттское царство. Всеобщая история религий мира

Две великие цивилизации Древнего Востока – древнеегипетская и месопотамская – в значительной степени повлияли на развитие областей Восточного Средиземноморья – Сирии, Финикии и Палестины. Природные богатства этого региона – месторождения медной и железной руды, обширные леса, в том числе и заросли знаменитого ливанского кедра, – привлекали внимание правителей Египта и государств Междуречья. Не случайно в шумерском эпосе о Гильгамеше упоминается поход за ливанским кедром. Вообще, области Восточного Средиземноморья часто становились объектом военной экспансии со стороны соседних государств. Что касается Палестины, то более подробный рассказ о ней содержит глава «Иудаизм».

Уже из этого описания становится понятно, что Восточное Средиземноморье не было в природном отношении чем-то единым и целостным. Здесь не существовало, как в Египте и Междуречье, полноводных разливающихся рек, на основе которых можно было создать разветвленную ирригационную систему, порождавшую необходимость в создании обширного государства с сильной центральной властью. Горные хребты Ливана и Антиливана разделяли Восточное Средиземноморье на несколько районов, что тоже способствовало разобщению и изоляции отдельных областей.

В древности большая часть территории Восточного Средиземноморья называлась Ханаан. Этот термин происходит от семитского слова кинахна, которым жители Месопотамии во II тыс. до н. э. обозначили часть сирийского побережья Средиземного моря от залива Александретта (современный Искендерун в Турции) до мыса Кармель. Отсюда они получали высоко ценившуюся ими пурпурную краску – кинахху,которую там производили из раковин, добытых в прибрежных водах.

Карта Древней Финикии, Сирии и Палестины

Древняя карта Палестины. 1650 г.

Иудейские авторы называли ханаанцами своих палестинских предшественников, хотя их перечисление в одном ряду с аморейцами, хеттами, хивитами, периситами, гиргашитами и джевуситами указывает на их осведомленность в исключительной этнической пестроте, характерной для данного региона.

Вместе с тем ясно, что, несмотря на упоминание в египетском архиве Эль-Амарны и Ветхом Завете, названия «Ханаан» и «ханаанцы» употребляются как собирательные обозначения всей Палестины до появления там иудеев.

Кроме указанных египетских источников и Библии, данные об истории и культуре народов Восточного Средиземноморья содержатся в ассирийских и хеттских документах.

Обширный материал для исследований предоставили археологические раскопки. Особенно стоит отметить раскопки в городе Иерихон, начатые немецкими учеными в 1907 г., и открытие итальянской экспедиции, в 1970-е гг. обнаружившей на территории нынешней Сирии ранее неизвестный древний город Эбла.

Найденный там царский архив, состоявший из нескольких тысяч клинописных табличек, содержит различные дипломатические, хозяйственные, литературные и религиозные документы. Они подтвердили, что уже в первой половине III тыс. до н. э. в Восточном Средиземноморье существовала цивилизация, не связанная с речной ирригацией. Эбла представляла собой город-государство, по-видимому наиболее сильное в пределах земель по Евфрату до долины реки Оронт. Вокруг городов, подобных Эбле, обитали племена скотоводов-амореев.

Развитие ремесла и торговли привело к возвышению приморских городов. Одним из них был Библ – центр торговли с Египтом. Отсюда в Египет вывозили кедровые деревья, смолу, которую использовали в мумификации, а также вино и оливковое масло. Библ был одним из первых в Восточном Средиземноморье городов, где возводились монументальные храмы на каменном фундаменте. Постепенно на побережье возникли и другие торговые города: Тир, Сидон, Угарит. Они враждовали между собой и время от времени признавали власть кого-либо из могущественных соседей – Ассирии или Египта. Все это наложило определенный отпечаток на религиозные воззрения жителей Сирии и Финикии.

Сирийские и финикийские храмы были малы; кроме святилища, в котором находилось изображение божества, для культа также имела значение их окрестность. Храмы строились, как правило, у источников и священных вод и окружались священными рощами.

Священное дерево в религиозном искусстве играло большую роль. Ашеры были первоначально также священными деревьями. Вбитый в землю деревянный столб обозначал место, где божество проявляет свою силу. Подобным же образом места, считавшиеся постоянным местопребыванием какого-нибудь бога, отмечались обычно памятными камнями конической формы. Их называли бетил – буквально «дом бога» – и обливали маслом и жертвенной кровью. Если изображения божеств имели отталкивающий и страшный вид, а животные символы были представлены в грубых формах, то это можно объяснить слабым развитием художественных способностей и стремлением наиболее ярко отметить главные свойства божества. Что касается деятельности богов, то считалось, что следует больше бояться их разрушительной силы, нежели ожидать от них милостивой помощи. Вообще, главной целью культа являлось предотвращение возможных несчастий.

Руины замка крестоносцев в Библе

Пальмира. Сирия

Каждая сирийская, финикийская или аморейская община имела своих божеств-покровителей. Обычно это были бог с супругой и сыном. Они, как правило, не имели собственных имен, а возможно, их имена были табуированы и просто не дошли до нас. Для обозначения богов существовали нарицательные названия: Эль – бог, Баал – владыка, Адон – господин, Баалат – владычица. Чаще всего они отличались друг от друга названиями мест поклонения им. Лишь божества Солнца, моря, грозы или дождя почитались за пределами какой-то одной общины. Существовало и поклонение чужим – египетским, шумерским или еще каким-либо – богам. Например, вавилонская Иштар почиталась под именем Аштарты. В целом же следует признать, что религиозное мировоззрение жителей Ханаана (особенно в ранний период) было довольно примитивным.

Миниатюра из «Калилы и Димны» (Сирия)

Далее рассмотрим в отдельности религиозные системы Сирии, Финикии и Хеттского царства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

3.2.4 Религиозная система Древних Сирии и Финикии. Сравнительное Богословие. Книга 2

3.2.4 Религиозная система Древних Сирии и Финикии

Лишь в 30-е годы XX века были найдены письма второй половины XV века до н.э. финикийских царей египетским фараонам, которым они были подвластны, а также несколько надписей последующей эпохи. Это значительно добавило материала для изучения культуры Сирии и Финикии. Также свидетельствами служили сообщения Геродота, Лукиана и других греческих и римских писателей. Финикия представляла собой узкую прибрежную часть Сирии, начиная от Тигра и кончая Угаритом. В древности здесь были расположены десятки приморских городов, каждый из которых был политическим центром прилегающей к нему области. Сами финикияны называли свою страну Ханааном, а себя сидорянами.

Сирия лежит на стыке трёх материков. Континентальной частью она связана с Передней Азией; восточные области граничат с сирийско-месопотамской степью; северная часть - с Малой Азией; южная часть вместе с Палестиной соприкасается с Аравийским полуостровом. Также как и Палестина, Сирия и Финикия с древности являлись местом, где сходились и перекрещивались морские и караванные торговые пути. А посему за эти страны шла борьба между соседними крупными цивилизациями, окружавшими их со всех сторон. В предыдущей главе про Древний Египет мы коснулись темы завоеваний Сирии и Финикии Египтом. Население Сирии и Финикии было чрезвычайно смешанным. Судя по древнейшим источникам, по египетским, финикийским и хеттским надписям, по данным Библии и античных авторов - древнейшее население Сирии и Финикии уже в третьем тысячелетии до н.э. представляло крайне сложный этнический конгломерат. Основная часть - западно-семитские племена; «северные» и «южные» племена; «восточные» племена хурриты, арамейцы, амориты, хананеи и другие.

Образование государств на территориях Сирии и Финикии началось по-видимому ещё в III тысячелетии до н.э. То есть, религиозную систему, свойственную этим государствам можно считать немногим менее древней, чем религиозные системы Месопотамии и Египта. По крайней мере точно известно, что в конце III тысячелетия, начале II тысячелетия до н.э. в Сирии и Финикии уже было несколько маленьких государств, центрами которых были крупные торговые города. Финикияне славились торговлей и мореплаванием. В египетских надписях и документах они упоминаются начиная с эпохи Древнего царства. Каждое финикийское царство, известное по названию главного города, жило самостоятельной жизнью. Из наиболее сильных это Уграит, Гебал, Сидон, Тир, Библ. Все они имели тесные отношения с Египтом.

По древневосточным представлениям, подданные обязывались чтить богов царя и завоеватели первым делом вводили в покорённых странах культ своих божеств. Так Рамзес III основал в Финикии и Сирии храмы в честь Амона Ра. Культ Амона был распространён на значительной части Сирии и Финикии. Он упоминается в документах вместе с местной богиней Баалат и иногда называется «солнцем».

Религию Сирии и Финикии часто называют семитической - поскольку в районе Средиземного моря в этих местах с древности жили многочисленные семитские племена, составлявшие основную массу населения. Религиозная система Древних Сирии и Финикии представляла собой в основном своеобразный религиозный синкретизм [114] египетской и семитских религий.

В этом отношении интересна письменность Финикии и Сирии. Она изначально впитала в себя клинопись Вавилона и египетскую иероглифику. Особая переходная система от иероглифики к финикийской письменности была обнаружена на Синайском полуострове, где было откопано в одном из храмов нечто среднее между египетскими иероглифами и финикийскими знаками. Скорее всего на этой почве возник финикийский алфавит, состоявший из 22 знаков алфавита, служивший для обозначения лишь согласных звуков [115]. Из финикийского алфавита впоследствии возник древнегреческий алфавит, а значит, финикийский алфавит лежит в основе большого количества более поздних систем письменности, возможно, что и иудаизма.

Города, расположенные в Сирии и Финикии представляли единую торгово-транспортную систему с Древней Палестиной с побережьем Средиземного моря и с Египтом - ещё с конца третьего тысячелетия. На этих территориях преобладали семитские племена. А частная собственность на землю в некоторых областях была введена достаточно поздно. Так в Древней Палестине частное землевладение соседствовало с общинным ещё в VIII веке до н.э. Переходу на частную собственность способствовало вторжение в Палестину древних евреев. Общность древней культуры и преобладание семитского населения позволяет некоторым образом обобщить древнюю религиозную систему Сирии, Финикии и Палестины. Тем более что самое позднее с XV века до н.э. эти государства попали под влияние Египта.

В общем-то для Сирии и Финикии, как и для большинства древних государств (часть из которых мы рассмотрели: Месопотамия, Египет) свойственен иерархически организованный пантеон богов. Различия лишь в степени государственной «централизации» этих богов и их культов. Так в Древнем Египте мы наблюдали максимальную централизацию; в Месопотамии она несколько ниже. В древних Сирии и Финикии божества разбросаны по городам и у каждого города как правило свой культ.

Однако, как и в других древних государствах, эти местные культы имели частные функции, а общая сборка государственных духовно-религиозных институтов осуществлялась под эгрегориальным водительством общегосударственных богов, возглавляющих внутригосударственные религиозные иерархии. В то же время, в поздние времена появляются надгосударственные (общегосударственные: как для Сирии, так и для Финикии и некоторых других государств Древнего Востока) боги - в основном “происхождением” из Древнего Египта [116]. Финикийцы проводили культы египетских богов Пта, Тота и особенно Осириса, строили их храмы [117]. В храмах передавался опыт эгрегориальных мистерий, проходили разнообразные посвящения (по принципу: «каждый в меру понимания работает на себя - в меру непонимания на того, кто понимает больше»; больше всех понимали египетские “жрецы”). Таким образом египетское «культурное сотрудничество» иерархически-эгрегориально “накрывало” культы местных государственных богов задолго до Моисея и до падения Египта. После падения Египта «культурное сотрудничество» перешло в иную - более “герметичную” практическую плоскость.

В принципе везде мы можем наблюдать почти одно и то же: духовно-эгрегориальную иерархию пантеона богов во главе с главным богом. При малой централизации в государствах Сирии и Финикии повсеместно допускалось одновременное существование государственной религии (официальной, как её ещё можно назвать) и народных религиозных культов, сохранивших разнообразные традиции ещё со времён общинного строя. Древнейшая религия Финикии и Сирии восходит к древним общинно-земледельческим культам, на которые наложились поздние культы государственных и надгосударственных богов.

В каждом царстве были обязательные культы государственных богов - Баал и Баалат - владыки и владычицы государства и царства. Официальная и народная религии как правило соединялись на уровне культа божеств растительности и плодородия. Основные народные культы были земледельческими и посвящались «благостным богам»: подателям дождя, плодородия, пахоты, посевов, урожая, жатвы, хлеба, вина. Почиталась богиня Анат - богиня охоты и битвы. В ходе эволюции пантеона богов, последние выстраиваются в узнаваемую всеми иерархию, появляется даже иерархическая классификация богов.

Ясно, что государственная религия, её культы - культы государственных богов - были уделом местного “жречества”, защищающего интересы царей и “элиты”. Здесь можно наблюдать некоторое подобие всех иерархически выстроенных взаимоотношений людей древнего мира времён национально-государственных религий, которые ярче всего были выражены в рабовладельческой системе Древнего Египта.

Проследить социальное неравенство и его эволюцию обычно проще всего по погребальным культам, следы которых наиболее доступны при раскопках. В Древних Сирии и Финикии хоронили в гробницах, пещерах, либо искусственных склепах: сначала на носилках, а затем - в саркофагах, которые назывались «домами вечности» часто египетского типа. Иногда к саркофагу приделывали жертвенник и клали с покойником амулеты, утварь и прочее. В общем, хоть и в менее выраженной чем в Египте форме, практиковался принцип чем “богаче” и знатнее в этой жизни - тем большая вероятность попасть в «благополучный загробный мир», что являлось мощнейшим инструментом эгрегориально-психологического и даже генетического уровня для закрепления у людей уверенности в том, что достоинство человека зависит от его происхождения. Ведь погребальный культ - один из самых основных, оставляющих самое сильное впечатление у людей. Работа этого принципа (по поддержке социальной иерархии через погребальный культ) описана в предыдущей главе про Древний Египет.

Ещё одна особенность древних религиозных систем Сирии, Финикии, Палестины и некоторых других государств Древнего Востока это - особая жестокость и грубость, доходящая до садизма, при проведении религиозных культов. Изображения богов показывают, что финикяне, например, представляли их страшно свирепыми и уродливыми чудовищами. Боги посылали засуху, болезни, мух, чтобы мучить людей, мышей, которые истребляли посевы. Поэтому богов необходимо было задабривать жертвами. Жертвы приносились везде: на горах, холмах, в долинах, в ручьях и озёрах. В жертву приносилось всё: от еды и животных - до людей. Главный дар богу - кровь. Часто люди обстригали себе голову в честь бога, поскольку волосы символизировали кровь. В Библе во время жертвоприношений богу Адонису река становилась кровавой.

Жертвоприношение - один из самых распространённых древних культов эгрегориальной магии, предназначенный не столько для «умилостивления богов» (то есть, стремления изменить что-либо в эгрегоре для более благополучного, желаемого течения событий в отношении которых по оглашению проводится культ [118]), сколько осуществить выброс накопившегося негодования от неудач - негативных эмоций в толпе, принимающей участие в культе. В ходе такого рода мистерий жертвоприношения, одновременно с “разрядкой” эмоций происходит некоторая перестройка эгрегориальной алгоримики под контролем тех, кто руководит культом [119]. Неприятности разного рода (как то засуха, падёж скота, неудачи на войне и пр.) являются следствием объективной неправедности жизни людей под водительством тех самых иерархов, которые являются хозяевами эгрегориальных культов и мистерий. Чтобы отвести от себя гнев толпы на злых богов, издревле применяются обряды жертвоприношений, якобы нужных этим богам. Таким образом хозяева культов жертвоприношения разрывают обратные связи Свыше (от Бога Истинного) на людей, проявляющиеся в разного рода катастрофах. В результате, вместо того, чтобы задуматься над тем, что их в жизни неправедно и, поняв что надо изменить в нужную сторону - люди грешат на злых богов, а иерархи продолжают вести своё “стадо” к грядущей пропасти очередной катастрофы. Часто такие государства кончали своим полным крахом, на их земли приходили завоеватели, которые вели себя не лучше - и так продолжалось дальше, вплоть до наших дней.

Здесь правильно будет привести ответ Свыше на всякого рода людские жертвоприношения, взятый из Корана (выделено жирным - нами):

Коран 22

37 Не дойдет до Бога ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Бога за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!

В Коране сказано, что все жертвоприношения (их мясо, их кровь) удел эгрегориалной магии (они не доходят до Бога): до Бога доходит лишь праведность ( богобоязненность) - стремление к праведности и истине и следование им в жизни.

Есть в Коране и более жёсткое требование к верующим с призывом прямо относить жертвоприношения к деяниям сатаны (выделено жирным нами):

Коран 5

90 О вы, которые уверовали! Вино, майсир [120], жертвенники, стрелы - мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми!

Но вот в Библии всё иначе. Особая жестокость и кровавость жертвоприношений, совершавшихся в таких древних городах как Библ, интересна ещё и тем, что грядущая в не таком далёком будущем по отношению к рассматриваемому нами периоду (в первую очередь в районе Ханаана) культура Библии (особенно Торы), изобилует разнообразным злом и жаждой жертвоприношений исходящими от кровожадного еврейского бога. То есть, составители первых редакций Торы взяли и скопировали стереотипы взаимоотношений с богами, которые были у народов в основном семитских племён в этих местах (Сирия, Финикия, Палестина) - просто перенеся старые стереотипы на нового еврейского бога. Поскольку культура кровавых жертвоприношений была устойчиво закреплена веками на духовном и генетическом уровне этих племён, составители Библии (Торы) соблазнились употребить жестокость для продления неправедной культуры в будущее но уже в новой форме и с новыми целями. При таком переходе к доктрине мирового “господства” было принесено множество крупных жертв и в первую очередь это - сама египетская государственность.

Как мы уже говорили, с конца VIII века до н.э. после ослабления влияния Египта Финикия навсегда потеряла независимость и попала по очереди под власть великих держав древности: Ассирии, Халдеи, Персии, Македонии, Селевкидов и Рима. Таким образом после того, как древнеегипетские “жрецы” бросили управление Египтом и перешли на методы завоевания мира с помощью «холодной» войны, государства, которые они “курировали” до этого - были оставлены сильным завоевателям. И история стала вершиться как бы «сама собой», без силового вмешательства Египта и его иерархов. Однако, «культурное сотрудничество» тем и удобно для настоящих «герметистов» глобального уровня, что управление с его помощью не видимо не только простым людям, но оно не видимо полностью даже посвящённым верхушкам местных “жреческих” структур, которых было немало в каждом древнем государстве и в каждом большом городе при храмах. Да и посвящения проходили под контролем самых посвящённых египетских “жрецов”. Ведь даже до сих пор “жречество” Древнего Египта многими считается самым знающим и одарённым в нашей цивилизации.

Поэтому те, кто думает, что влияние самого важного эзотеризма культуры и религии, представленной Древним Египтом (его высшей “жреческой” иерархией), на государства Востока типа Финикии, Сирии и Палестины [121] закончилось с падением Египта - они ошибаются. Основной эзотеризм только начал себя проявлять как долговременный глобальный сценарий ушедшего из Египта древнеегипетского жречества, самое позднее - с момента вторжения древних евреев в Палестину.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Сирия: Религия

Сирия: Религия

<var:title>

Великая мечеть Алеппо

Мусульманские 87 % (Сунниты объясняют 74 % населения, в то время как остающиеся 13 % - Alawite, Twelvers, и объединенный Ismailis), друзские 3 %, христианские 10 % (Ортодокс грека большинства, среди другого христианина греческий католик, Протестанты и другие различные наименования).

Расскажи своим друзьям

Tweet

Христиане, значительное число которых также найдены среди сирийских палестинцев, разделены на несколько групп. Чолкедониэн Антайочиэн Ортодокс, составляют 50-55 % христианского населения; католики (Melkite, армянский католик, католик Сирийского языка, Маронит, халдей и латынь) составляют 18 %; Православная церковь theSyriac, армянская Апостольская Церковь, Ассирийцы Nestorian и несколько меньших христианских наименований объясняют остаток.

Также существуют много христианских монастырей. Много христианских Сирийцев принадлежат высокому социально-экономическому классу.

У Сирии также есть крошечное население евреев, ограниченных главным образом Дамаском, остатком прежде 40 000 сильных сообществ. После 1947 ООН план Разделения погромы против евреев прорвались в Дамаске и Алеппо, и еврейская собственность была конфискована или сожжена.

 Когда государство Израиля было установлено в 1948, много сирийских евреев искали убежище там. Из сохранения 5 000 евреев, 4 000 оставленный в 1990-ых, вслед за соглашением с Соединенными Штатами. На 2007 еврейское сообщество истощилось меньше чем 70 евреям, большинству из них пожилой.

www.best-country.org

Религия и государство, роль религии в политике

Сирия / Религия и государство, роль религии в политике

Конституция Сирии не прописывает, что какая-либо религия может считаться официальной государственной, гарантирует свободу вероисповедания и прав всех религий, кроме тех религий или направлений, которые нарушают права человека — являются преступными.

Первоначально на территории Сирии было распространено семитское язычество с характерными для него культами местных божеств плодородия. Имена божеств («баал», господин) сохранились в топонимах по всему Ближнему Востоку, в том числе и в Сирии. В начале 1-го тысячелетия нашей эры к власти в Римской империи пришла династия Северов, представители которой имели сирийские корни и распространяли мистерии сирийского происхождения. Основной миф этих мистерий — адаптация древнего мифа об Изиде (Хатхор, Астарте, Иштар, Атаргатис). Последней, в частности, посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине», откуда происходит её греко-римское именование «Сирийская богиня», использовавшееся при посвящениях.

Сирия исторически являлась одним из мировых центров христианства. В эпоху Вселенских соборов происходит догматическое оформление православия и возникают различные ереси — несторианство, арианство, докетизм и многие другие. Секты, отпавшие от православной церкви из-за христологических споров, оказали сильное влияние на становление и распространение ислама в VII–VIII веках.

Сегодня более 90 % населения Сирии являются мусульманами. В рамках сирийского ислама существует большое количество разнородных групп — сунниты, шииты-иснаашариты, различные шиитские секты (исмаилиты, алавиты, друзы). 10 % населения — христиане (православные, католики, протестанты), среди христиан выделяется армянская община. Евреи практически полностью переселились из Сирии в Израиль и США, в основном из-за антиизраильской внешней политики страны.

Сунниты. В целом, общественно-политическая жизнь Сирии в последнее десятилетие характеризуется ростом влияния суннитского ислама, однако не радикальных, а умеренных течений. Еще при Хафезе Асаде таким группам, как радикальное крыло организации «Братья-мусульмане» и спонсируемым Саудовской Аравией общинам ваххабитов в Дамаске и Алеппо, было оказано серьёзное противодействие. Башар Асад в начале своего правления попытался продолжить политику своего отца, направленную на поддержание межконфессионального мира и согласия не только военными, но и мирными средствами. Например, в 2001 году Башар Асад женился на бывшей сотруднице банка JP Morgan, которая происходила из обеспеченной суннитской семьи.

Сунниты составляют до 75 % всех мусульман Сирии. В настоящее время конфликт между суннитским большинством и алавитской правящей группой носит скрытый характер, но в начале 80-х годов XX века это противостояние чуть не поставило страну на грань гражданской войны. Сторонники организации «Братья-мусульмане», Партия исламского освобождения и ряд крупных суфийских тарикатов выступили за создание исламского государства на территории Сирии и введение шариата в качестве единственного закона страны. Антибааситские выступления были жестоко подавлены правительством Асада. Всего от действий властей тогда пострадали более 30 000 человек (по неофициальным данным).

Башар Асад после прихода к власти отправил в отставку многих влиятельных суннитов из окружения своего отца, что позволило некоторым исследователям даже говорить об «алавитизации» правящей элиты Сирии. В рамках структуры «Высший алавитский совет» решаются все вопросы реальной политической жизни государства, что не может не вызывать недовольства у суннитского большинства. Потенциальный конфликт усугубляется неблагоприятными социально-экономическими тенденциями в стране. Этно-конфессиональный конфликт может стать одним из каналов протеста для простых и малообеспеченных суннитов, которые проявляют известное недовольство снижающимся уровнем жизни.

Одной из тенденций последнего времени (после войны в Ливане) стал переход части суннитов в шиизм по политическим соображениям. Несколько лет тому назад немалое число жителей городка Ат-Тель, находящегося в пяти часах езды от Дамаска, стали шиитами. Такого рода переходы были немыслимы ещё несколько лет назад, но после усугубления конфликта между Израилем и Хезболлой многие сунниты увидели в шиитских боевиках реальную политическую силу и стали поддерживать их.

Шииты. В отличие от суннитов, шииты не признают линию халифов, берущую начало от Абу Бакра, и считают последнего незаконным узурпатором. Истинный преемник Мухаммеда, по мнению шиитов, — его зять Али, который в крайних шиитских сектах почитается как воплощение божества. Исторически лидеры шиитов — это прямые потомки Али и дочери Мухаммеда Фатимы. Все шииты стремятся к восстановлению единоличной духовной и светской власти имама (потомка Али), однако среди различных групп шиитов с течением времени возникли споры о том, какая из линий преемственности считается правильной.

Иснаашариты, большая часть шиитской общины, считают правильной линию передачи из 12 имамов, последний из которых, Махди, находится в сокрытом состоянии и вернётся в конце времён, чтобы установить шиизм по всему миру. Вынужденные веками противостоять ортодоксальному исламу и подвергаться гонениям властей, шииты разработали целую систему тайных организаций, которые были широко распространены в истории халифата. Численность иснаашаритов в Сирии долгое время была незначительной по сравнению с суннитским большинством, но из-за начала войны в Ираке многие иракские представители общины «двунадесятников» мигрировали в Сирию.

С политической точки зрения в конце XX в. закрепилось сотрудничество между Ираном и Сирией, причём обе стороны поддерживали шиитскую военизированную организацию Хезболла, хотя в религиозном отношении различия между шиитами-иснаашаритами, которые пришли к власти в ИРИ, и алавитами, правящими в Сирии, являются существенными. Так, лидер иранской революции аятолла Хомейни даже издал фетву (богословско-правовое заключение), в соответствии с которой алавиты, несмотря на все нововведения, являются мусульманами.

Алавиты. Со времён распада Османской империи французская колониальная политика была направлена на использование алавитов (мутаалии, алеви, нусайриты) в качестве форпоста влияния метрополии. Религиозные меньшинства, такие как алавиты, должны были расколоть национально-освободительное движение. Для этого в их среде распространялось учение об изначально христианских корнях крайнего шиизма, в результате чего алавиты должны были противопоставить себя суннитскому большинству. В начале XX века французы с переменным успехом применяли эту тактику. С 1922 по 1936 годы даже существовала алавитская автономия, которая в итоге, несмотря на протесты ряда алавитских шейхов, была включена в состав Сирии.

В дальнейшем алавиты потеряли своё влияние и стали достаточно маргинальной группой в сирийском обществе. Этому способствовали низкий образовательный уровень большинства населения, высокие показатели детской смертности и подчинённое положение по отношению к суннитскому большинству. После утраты государственной самостоятельности у алавитской общины возникла потребность каким-то образом согласовать нусайризм с суннитской акыдой (вероучением и практикой ахль сунна валь джамаа). В результате реформ было зафиксировано утверждение, что всякий алавит является мусульманином, если признает Коран и пророческую миссию Мухаммеда. В области фикха (мусульманского правоведения) алавиты придерживались джафаритского мазхаба, который традиционно используется шиитами. Все эзотерические доктрины алавитов и их передача сохранялись в полном объёме, поэтому многие суннитские авторитеты, в отличие от Хомейни, так и не признали алавитов ортодоксальными мусульманами.

Современная наука располагает фрагментарными сведениями о сущности учения алавитов. Предполагается, что основной сакральный текст общины «Китаб аль-Маджмуа» является подражанием Корану, состоит из 16 айятов (стихов) и заключает в себе основные положения вероучения, которые и отличают алавитов от других мусульманских сект. Алавиты обожествляют триаду из Али (Смысл (ма’на), Мухаммеда (Имя (исм) и Сальмана Перса (Врата (баб), используя фигуры этих людей для описания эзотерических понятий (аль-батын). Из-за того, что в алавитском ритуале большую роль играют элементы христианства, французы неоднократно выдвигали версии о том, что алавиты являются потомками какой-то христианской общины или крестоносцев. В тайном учении этой секты распространены также элементы астролатрии, характерного для многих ближневосточных учений (разделение на поклонников солнца и луны), маздеизма и других древних учений. Вся община верующих алавитов делится на посвящённых (отец и мать которых должны быть из алавитов) и мирян. Стоит отметить, что лидер страны Башар Асад не является посвящённым («хасса»).

На протяжении 1940–1950-х годов алавитские шейхи предпринимали усилия по сближению с иснаашаритским духовенством, которые не увенчались успехом; сейчас эта линия (на сближение с шиитскими шейхами) продолжается. Несмотря на положение меньшинства, в ходе национально-освободительной борьбы алавиты выдвинули тезисы модернизации, светского общества и интеграции в современный мир. В первой половине 1960-х годов они делали карьеру и занимали ведущие позиции в армейской среде и левобаасистском движении. Все эти факторы способствовали политическому успеху общины алавитов, несмотря на антиалавитские настроения в широких народных массах: и Хафез Асад, и Башар Асад — выходцы именно из алавитской среды. На сегодняшний день численность алавитов составляет более 11 % населения. Вместе алавиты и друзы составляют до четверти всего мусульманского населения Сирии.

Другие шиитские секты — исмаилиты и друзы. Исмаилиты и друзы вместе составляют около 3 % населения страны. Исмаилиты берут своё название от Исмаила — старший сын шестого имама (прямого потомка Али), Джафара ас-Садыка. По ряду причин старший сын не смог наследовать имамат, но исмаилиты, в отличие от иснаашаритов («двунадесятников»), не признали седьмого и последующего имамов и считают седьмым, скрытым имамом Махди именно Исмаила.

С 1963 года эти группы выступают в качестве основных, но младших партнёров алавитов в политической жизни Сирии. Все эти группы традиционно были широко представлены в высшем военном руководстве страны, в результате чего возникли предпосылки для захвата и удержания власти религиозным меньшинством. Исмаилиты пользуются широкой международной поддержкой со стороны своего влиятельного лидера — миллиардера Ага-хана IV, который является духовным лидером этой общины. Ага-хан IV имеет широкие связи с западными элитами и спонсирует гуманитарно-просветительские проекты в странах, где проживают исмаилиты, таким образом расширяя влияние этой секты. Известно, что исмаилиты, как и алавиты, отрицают некоторые положения шариата, широко используют аллегорические интерпретации Корана и элементы античной философии, а также являются сторонниками идеи имамата, то есть придерживаются концепции передачи духовного влияния от Али ибн Аби Талиба, сподвижника Мухаммеда. В эзотерической системе исмаилитов есть семь степеней посвящения, на каждой из которых посвящаемый получает более глубокую интерпретацию священных текстов.

О религиозных представлениях друзов известно очень мало из-за того, что эта община является чрезвычайно закрытой, несмотря на то, что многие западные исследователи занимались вопросом сравнительной значимости религиозных текстов друзов (например, текста «Расаиль аль Хукма»). Можно сказать, что друзы являются крайними «батинистами» (сторонниками посвятительной эзотерической доктрины), в которой собственно ислам является только одним из источников. Вопрос о других компонентах вероучения друзов (гностицизм, христианство) остаётся спорным. Предположительно, друзы верят в реинкарнацию и последовательное воплощение божества в святых людях и пророках. Ритуалы друзов до сих пор остаются скрытыми от непосвящённых и иностранцев благодаря широко распространённой в их среде общешиитской практике «такыйя» (араб, сокрытие веры, букв, осторожность, осмотрительность), которая предусматривает возможность исповедания веры только мысленно, а не на словах. Из-за доктрины переселения душ приём новых членов в общину не допускается.

Современные суннитские учёные расходятся во мнении относительно того, можно ли считать друзов мусульманами. Большинство считает, что, несмотря на формальное признание друзами шахады, практикуемые ими ритуалы не являются исламскими. В политике друзы ещё с середины XIX века ориентировались на Великобританию.

Общей тенденцией в развитии ислама в современной Сирии является заметный рост исламских настроений в сирийском обществе, который отмечается в последние 5–7 лет. Это зримо проявляется в повседневной жизни Сирии. Растёт численность новых мечетей и медресе, все больше молодых девушек и женщин предпочитают покрывать голову платком или носить хиджабы, увеличивается количество так называемых женских ассамблей, салонов и клубов, где, наряду с обучением нехитрым приёмам домоводства, идёт активная пропаганда исламских идей, жёстче, нежели в прежние годы, соблюдаются нормы исламской морали и правила поведения, особенно во время религиозных праздников, и тому подобного. Среди основных причин исламизации сирийского общества следует отметить определённое разочарование рядовых сирийцев в социально-экономической политике властей, деятельность которых, базировавшаяся на идеологии арабского национализма с сильной светской компонентой, не способствовала серьёзному росту благосостояния большинства населения. На внешней арене власти не удалось одержать победу над Израилем, вернуть оккупированные территории и обеспечить длительный мир.

Христиане. Антиохийская православная церковь, резиденция которой расположена в старом районе Дамаска, была основана в 37 году нашей эры святыми апостолами Петром и Павлом. Распространение христианства на Ближнем Востоке началось с Сирии; на территории страны расположены многие памятники архитектуры и сакральные объекты, относящиеся к самым ранним периодам христианской истории.

Христиане в Сирии (10 %) принадлежат к целому ряду церквей. Большинство сирийских христиан — сторонники православной греко-византийской церкви. Следующие по численности — армяно-григориане, католики — униаты, которые являются прихожанами 3 церквей: грекокатолической, армяно-католической и сиро-католической. Кроме них в Сирии проживают и последователи местных, ближневосточных христианских церквей.

Численность христиан в Сирии имеет тенденцию к сокращению. Это не в последнюю очередь обусловлено дискриминационной политикой руководства страны, которая направлена на поиск легитимности в глазах суннитского большинства: лидером государства может быть только мусульманин, женитьба христианина на мусульманке запрещена (для мусульман таких запретов нет), в христианских школах ученики в обязательном порядке изучают исламскую культуру и историю. Вместе с тем, по сравнению с другими странами Ближнего Востока, положение христиан в Сирии остаётся достаточно защищённым. Большую роль в этом играют традиции веротерпимости и мирного сосуществования, которые неизбежно развиваются в таких крупных торговых центрах, как Дамаск и Алеппо. Христиане в основном заняты в сфере торговли, среди них больше городских жителей и людей с высшим образованием. Со времён французского владычества христианские семьи сотрудничали с европейцами в политической и культурной сферах. Группы протестантов в Сирии немногочисленны и не обособляют себя от остальных христиан. В целом можно отметить, что долгое существование в поликонфессиональной среде сплотило христиан всех церквей.

Кроме христиан в Сирии есть небольшая община курдов, которые традиционно исповедуют йезидизм — национальное верование, сочетающее элементы зороастризма, несторианства и суфизма.

Ключевой особенностью, определяющей характер взаимоотношения власти с исламом и роль исламской религии в политике, служит ряд обстоятельств. С одной стороны, важной составляющей легитимации власти внутри страны и обеспечения внешней поддержки САР, особенно в нынешних условиях, служит ислам и особый характер взаимоотношений с региональными движениями политического ислама, типа Хезболлы, «Хамас». С другой — власти настороженно относятся к собственным оппозиционным исламским движениям и жёстко контролируют их деятельность.

←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →

www.hyno.ru


Смотрите также