Религия древней египта. Доклад: Религия Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия древнего Египта. Религия древней египта


Религия древнего Египта

Египетская религия была комбинацией верований и практик, которые в современную эпоху включали бы магию, мифологию, науку, медицину, психиатрию, спиритизм, гербологию, а также современное понимание «религии» как веры в высшую силу и жизнь после смерти. Религия играла роль во всех аспектах жизни древних египтян, потому что жизнь на земле рассматривалась только как одна часть вечного пути, и для продолжения этого путешествия после смерти нужно было жить достойной жизни.

Во время своей жизни на земле, как ожидалось, поддерживался принцип ма’ата (гармонии) с пониманием того, что действия человека в жизни затрагивают не только себя, но и жизни других людей и деятельность Вселенной. Ожидалось, что люди будут зависеть друг от друга, чтобы поддерживать равновесие, поскольку это было волей богов, чтобы произвести наибольшее удовольствие и счастье для людей благодаря гармоничному существованию, которое также позволило богам лучше выполнять свои задачи.

Почитая принцип ма’ата (олицетворяемый как богиня с тем же именем, держащий белое перо правды) и живя своей жизнью в соответствии с ее заповедями, один был выровнен с богами и силами света против сил тьмы и хаос, и заверили себя в приветственном приеме в Зале Правды после смерти и нежном суждении Осириса, Господа Мертвых.

БОГИОсновополагающий принцип египетской религии был известен как хэка (магия), олицетворяемая в богах Хека. Хека всегда существовал и присутствовал в акте творения. Он был богом магии и медицины, но был также силой, которая позволяла богам выполнять свои функции и позволяла людям общаться с их богами. Он был всепроникающим и всеохватывающим, наполняя повседневную жизнь египтян магией и смыслом и поддерживая принцип маата, от которого зависела жизнь.

Возможно, лучший способ понять Хеку — это деньги: можно приобрести определенный предмет с определенным наименованием валюты, потому что стоимость этого предмета считается той же, или меньше, чем эта деноминация. Счет в руке имеет невидимую ценность, учитывая его по значению стоимости (когда-то золотому стандарту), который обещает торговцу, он компенсирует то, что он покупает. Это именно отношения Хеки с богами и человеческим существованием: он был стандартом, основой власти, от которого зависело все остальное. Бог или богиня были призваны для определенной цели, ему поклонялись за то, что они дали, но именно Хэка позволил этим отношениям между людьми и их божествами.

Боги Древнего Египта рассматривались как лорды творения и хранители порядка, но и как знакомые друзья, которые были заинтересованы в помощи и руководстве народами земли. Боги создали порядок из хаоса и дали людям самую прекрасную землю на земле. Египтяне были так глубоко привязаны к своей родине, что избегали длительных военных кампаний за пределами своих границ, опасаясь, что они умрут на чужой земле, и им не будут предоставлены надлежащие обряды для продолжения их жизни после жизни. Египетские монархи отказались отдать своих дочерей замуж за иностранных правителей по той же причине. Боги Египта благословили землю своей особой милостью, и люди ожидали, что они почитают их как великих и добрых благодетелей.

Давным-давно, по их мнению, не было ничего, кроме темных закрученных вод хаоса, простирающихся в вечность. Из этого хаоса (Ну) поднялся изначальный холм, известный как Бен-Бен, на котором стоял великий бог Атум (некоторые версии говорят, что бог был Птах) в присутствии Хеки. Атум посмотрел на ничто и узнал его одиночество, и поэтому он связался со своей собственной тенью, чтобы родить двух детей: Шу (бог воздуха, которого Атом выплюнул) и Тефнут (богиня влаги, которую Атум вырвал). Шу дал раннему миру принципы жизни, в то время как Тефнут способствовал принципам порядка. Оставив отца на Бен-Бен, они намеревались создать мир.

Со временем Атум стал беспокоиться, потому что его дети так долго ушли, и поэтому он снял свой взгляд и отправил его в поисках их. В то время как его взгляд исчез, Атум сидел один на холме посреди хаоса и размышлял о вечности. Шу и Тефнут вернулись с глазом Атума (позже связанного с Уджатским оком, Глазом Ра или Всевидящим Глазом), и их отец, благодарный за их безопасное возвращение, пролил слезы радости. Эти слезы, опустившиеся на темную плодородную землю Бен-Бен, породили мужчин и женщин.

Этим людям некуда было жить, и поэтому Шу и Тефнут спаривались и родили Геба (землю) и Ореха (небо). Геб и Орех, хотя брат и сестра, влюбились в любовь и были неразлучны. Атум обнаружил, что их поведение неприемлемо и оттолкнуло Ореха от Геба, высоко в небеса. Оба любовника навсегда могли видеть друг друга, но больше не могли прикоснуться. Однако орех был уже беременен Гебом и в конце концов родил Осириса, Исиду, Сет, Нефти и Хоруса — пяти египетских богов, которые чаще всего признаются самыми ранними (хотя Хатхор теперь считается старше Исиды). Эти боги тогда породили всех других богов в той или иной форме.

У богов была своя специальная специальность. Например, Бастет был богиней очага, родины, женского здоровья и секретов, а также кошек. Хатхор был богиней доброты и любви, связанной с благодарностью и великодушием, материнством и состраданием. Согласно одной из ранних рассказов, связанных с ней, она первоначально была богиней Сехмет, которая напилась кровью и почти уничтожила мир, пока не успокоилась и не спала пивом, которое боги краснели, чтобы обмануть ее. Когда она проснулась от сна, она превратилась в более мягкое божество. Хотя она была связана с пивом, Тенене была главной богиней пива, а также председательствовала на родах. Пиво считалось необходимым для здоровья в Древнем Египте и подарком от богов, и было много божеств, связанных с напитком, который, как говорили, был впервые приготовлен Осирисом.

Ранний миф рассказывает о том, как Осирис был обманут и убит его братом Сеттом и как Изида вернула его к жизни. Однако он был неполным, так как рыба съела часть его, и поэтому он больше не мог гармонично править на земле и стал Лордом Мертвых в подземном мире. Его сын, Хорус Младший, сражался Сета восемьдесят лет и, наконец, победил его, чтобы восстановить гармонию с землей. Тогда Хорус и Изида правили вместе, и все остальные боги нашли свои места и области знаний, чтобы помочь и поощрить народ Египта.

Среди наиболее важных из этих богов были трое, которые составили фиванскую Триаду: Амун, Мут и Кноны (также известный как Хонсу). Амун был местным богом плодородия Фив до тех пор, пока фиванский благородный ментопед II (2061-2010 гг. До н. Э.) Не победил своих соперников и не объединил Египет, подняв Фивы до положения капитала и его богов к господству. Амун, Мут и Хонсы Верхнего Египта (где находились Фивы) приняли атрибуты Птаха, Сехмента и Хонсу из Нижнего Египта, которые были гораздо более древними божествами. Амон стал верховным богом-создателем, символизируемым солнцем; Мут была его женой, символизируемой солнечными лучами и всевидящим глазом; и Хонс был их сыном, богом исцеления и разрушителя злых духов.

Эти три бога были связаны с Огдоадом Эрмополиса, группой из восьми изначальных божеств, которые «воплощали качества первобытной материи, такие как тьма, влажность, отсутствие границ или видимых сил. Обычно это состояло из четырех божеств, удвоенных до восьми, включая женские коллеги «(Пинч, 175-176). Огдоад (произносится как ОГ-дох-ахд) представлял состояние космоса, прежде чем земля поднялась из вод хаоса, а свет прорвался сквозь изначальную тьму и также назывался Хеху («бесконечность»). Это были Амун и Амонет, Хех и Хауэт, Кек и Каукет, а также Нун и Наунет, представляющие другой аспект бесформенного и непостижимого времени до творения: Скрытность (Амон / Амонет), Бесконечность (Хех / Хауэт), Тьма (Кек / Каукет) и Бездны (Орех / Наунет). Ogdoad — лучший пример настойчивости египтянина в отношении симметрии и равновесия во всех вещах, воплощенных в их мужском / женском аспекте, который, как считается, породил принцип гармонии в космосе до рождения мира.

ГАРМОНИЯ И ВЕЧНОСТЬЕгиптяне считали, что земля (в частности, Египет) отражает космос. Считалось, что звезды в ночном небе и созвездия, которые они сформировали, имеют прямое отношение к личности и будущим состояниям. Боги сообщили ночное небо, даже путешествовали по нему, но не были далекими божествами на небесах; боги жили вместе с народом Египта и ежедневно общались с ними. Деревья считались домами богов и одним из самых популярных из египетских божеств, Хатхор, иногда назывались «Хозяйкой Дамской пальмы» или «Леди Сикамора», потому что считалось, что она предпочитает эти деревья отдыхать или под ним. Ученые Оукс и Гахлин отмечают, что

«Предположительно из-за тени и плода, предоставленного ими, богини, связанные с защитой, материнством и воспитанием, тесно связаны с [деревьями]. Хатхор, Орех и Изида часто появляются в религиозных образах и литературе [по отношению к деревьям] «(332).

Растения и цветы также были связаны с богами, а цветы хвойного дерева были известны как «цветы жизни» для их живительных свойств. Тогда Вечность не была эфирной, туманной концепцией какого-то «неба», далекого от земли, но ежедневной встречи с богами и богинями, с которыми можно было бы продолжать вечно, в жизни и после смерти.

Однако для того, чтобы испытать такое блаженство, нужно было знать о важности гармонии в своей жизни и о том, как отсутствие такой гармонии влияет на других, а также на себя. «Шлюз греха» для древних египтян был неблагодарностью, потому что он отбросил равновесие и позволил каждому другому греху укорениться в душе человека. Как только кто-то упустил из виду то, что было благодарно, его мысли и энергии были обращены к силам тьмы и хаоса.

Это убеждение породило такие ритуалы, как «Пять даров хатора», в которых можно было бы рассмотреть пальцы рук и называть пять вещей в жизни, за которые был очень благодарен. Один из них был призван быть конкретным в этом, назвав все, что считалось дорогим, например, супруг (супруга), его дети, собака или кошка, или дерево у потока во дворе. Поскольку рука всегда была доступна в любое время, это послужит напоминанием о том, что всегда есть пять вещей, за которые следует быть благодарны, и это поможет поддерживать легкое сердце в гармонии с гармоничным балансом. Это было важно на протяжении всей жизни и оставалось одинаково значимым после его смерти, так как для того, чтобы продвигаться к вечной жизни блаженства, сердце должно быть легче, чем перо, когда он стоял на суде перед Осирисом.

ДУША И ЗАЛ ИСТИНЫПо словам ученого Маргарет Бунсон:

Египтяне боялись вечной тьмы и бессознательности в загробной жизни, потому что оба условия опровергли упорядоченную передачу света и движения, очевидные во вселенной. Они поняли, что смерть была воротами к вечности. Египтяне, таким образом, почитали акт смерти и почитали структуры и ритуалы, участвующие в таком человеческом приключении (86).

Структуры мертвых все еще можно увидеть по всему Египту в современный день в гробницах и пирамидах, которые все еще поднимаются из ландшафта. Однако после жизни существовали структуры и ритуалы, которые были столь же важны.

Душа считалась состоящей из девяти отдельных частей: Хат был физическим телом; двойная форма Ка; Ва — человеческий птичий аспект, который мог бы ускориться между землей и небесами; Шуит был теневым я; Ах — бессмертное, трансформированное Я, Саху и Сыхем аспекты Ах; Аб был сердцем, источником добра и зла; Рен был тайным именем. Все девять из этих аспектов были частью земного существования, и, при смерти, Ах (с Саху и Сецем) предстали перед великим богом Осирисом в Зале Истины и в присутствии Сорок Два Судьи, чтобы иметь сердце (Аб) взвешивал баланс в золотом масштабе против белого перья истины.

Нужно было бы повторить отрицательное исповедание (список тех грехов, которые можно было честно заявить, что никто не совершал в жизни), и тогда сердце было помещено в шкалу. Если сердце было легче, чем перо, то ждали, пока Осирис согласился с Сорок двумя судьями и богом мудрости Тотом, и, если его считать достойным, ему разрешили пройти через зал и продолжить свое существование в раю; если сердце было тяжелее перья, оно было выброшено на пол, где его пожрал монстр Аммут (сапожник), а затем прекратил свое существование.

Пройдя через Зал Правды, один был направлен в лодку Граф-хафа («Тот, кто смотрит за ним»), неприятное существо, всегда капризное и оскорбительное, которому нужно было найти способ быть добрым и вежливым , Показывая доброту недоброму Граф-хафу, один показал, что достойно быть переправленным через воды озера Лили (также известного как «Озеро цветов») на поле тростника, которое было зеркальным отражением жизни на земле, кроме не было никакой болезни, никакого разочарования и смерти. Тогда можно было бы продолжить свое существование так же, как и прежде, ожидая, что те, кого любят в жизни, перейдут к себе или встретились с теми, кто раньше жил.

ЗАЩИТА, ШАБЛОНЫ И СКРИПТУРАХотя греческий историк Геродот утверждает, что только люди могут быть священниками в Древнем Египте, египетская запись утверждает иначе. Женщины могли быть священниками культа своей богини из Старого Королевства и получили такое же уважение, как и их мужские коллеги. Обычно член духовенства должен был быть того же пола, что и божество, которому они служили. Культ Хатхора, прежде всего, регулярно посещался женским клириком (следует отметить, что «культ» не имел такого же значения в древнем Египте, что и сегодня. Культы были просто сектами одной религии). Священники и жрицы могли вступать в брак, иметь детей, владеть землей и домами и жить как кто-либо другой, кроме определенных ритуальных практик и обрядов в отношении очищения до судейства. Бунсон пишет:

В большинстве периодов священники Египта были членами семьи, давно связанной с конкретным культом или храмом. Священники набирали новых членов из своих кланов, поколение за поколением. Это означало, что они не жили отдельно от своих собственных людей и таким образом поддерживали понимание положения дел в своих сообществах (209).

Священники, как книжники, проходили длительный период обучения до начала службы и, как только рукоположили, позаботились о храмовом или храмовом комплексе, совершили ритуалы и обряды (например, браки, благословения на дом или проект, похороны), выполняли обязанности врачей, целителей, астрологов, ученых и психологов, а также интерпретировал мечты. Они благословляли амулеты, чтобы отразить демонов или увеличить плодовитость, а также совершили обряды и очистительные обряды, чтобы избавить дом от призраков. Их главная обязанность заключалась в том, что они служили Богу и народу общины, и важной частью этого долга была их забота о храме и статуе бога внутри. Священники также были докторами на службе у Хеки, независимо от того, какое другое божество они служили непосредственно. Примером этого является то, как все священники и жрицы богини Серкет (Селкет) были врачами, но их способность исцелять и ссылаться на Серкета была разрешена благодаря силе Хеки.

Храмы древнего Египта считались буквальными домами божеств, которых они чтили. Каждое утро главный священник или жрица, очищая себя ванной и одеваясь в чистом белом белье и чистых сандалиях, входил в храм и следил за статуей бога, как и с тем, кого они обвиняли в уходе. Двери святилища были открыты для утреннего света, и статуя, которая всегда находилась в самом сокровенном святилище, была очищена, одета и помазана маслом; впоследствии двери святилища были закрыты и заперты. Никто, кроме главного священника, не имел такого тесного контакта с богом. Те, кто пришел в храм, чтобы поклоняться только, были разрешены во внешних районах, где их встретили меньшее священнослужители, которые обращались к их потребностям и принимали их предложения.

Не было официальных «священных писаний», используемых клиром, но концепции, переданные в храме, как полагают, были похожи на те, что были найдены в таких произведениях, как «Тексты пирамид», «Тексты более поздних текстов» и заклинания, найденные в египетской книге Мертв. Хотя «Книга мертвых» часто упоминается как «Древняя египетская Библия», это было не так. Книга мертвых — это набор заклинаний для души в загробной жизни. Тексты пирамид — самые древние религиозные тексты в древнем Египте, датируемые c. 2400-2300 BCE. Тексты гроб были разработаны позднее из текстов пирамид. C. 2134-2040 гг. До н. Э., В то время как «Книга мертвых» (фактически известная как «Книга о будущем») была установлена ​​где-то в. 1550-1070 годы до нашей эры.

Все три из этих работ посвящены тому, как душа должна ориентироваться в загробной жизни. Их титулы (данные европейскими учеными), а также количество великих гробниц и статуй во всем Египте, не говоря уже о сложных погребальных ритуалах и мумиях, привели многих людей к выводу, что Египет был культурой, одержимой смертью, когда на самом деле египтяне были полностью занятой жизнью. Книга «Прибытие вперед в день», а также более ранние тексты представляют настоящие духовные истины, которые можно было бы услышать в жизни и напомнить душе о том, как следует действовать на следующем этапе своего существования без физического тела или материального мира , Предполагалось, что душа любого египтяна вспомнит эти истины из жизни, даже если они никогда не ступит в храм, из-за множества религиозных праздников, которыми египтяне наслаждались в течение всего года.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ФЕСТИВАЛИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬРелигиозные фестивали в Египте полностью интегрировали священный аспект богов с повседневной жизнью людей. Египетский ученый Линн Мескелл отмечает, что «религиозные фестивали актуализировали веру, они не были просто социальными праздниками, они действовали во множестве смежных сфер» (Нардо, 99). Были великие фестивали, такие как «Красивый фестиваль Вади» в честь бога Амона и меньшие фестивали для других богов или празднование событий в жизни сообщества.

Бунсон пишет: «В определенные дни, в некоторые эпохи несколько раз в месяц, бог перевозился на улицах или выходил на улицы или отправлялся на Нил. Там происходили оракулы, и священники отвечали на ходатайства» (209). Статуя бога будет удалена из внутреннего святилища, чтобы посетить членов общины и принять участие в праздновании; обычай, который, возможно, развился независимо в Египте или прибыл из Месопотамии, где эта практика имела долгую историю.

Прекрасный Фестиваль Вади был праздником жизни, целостности и общности, и, как отмечает Мескелл, люди присутствовали на этом фестивале и посетили святыню, чтобы «молиться о физической целостности и физической жизнеспособности», оставляя жертвы богу или богине как признак благодарности за их жизнь и здоровье. Мескелл пишет:

Можно предусмотреть приход священника или жрицы и сбор предложений, а затем замену корзин, некоторые из которых были обнаружены археологически. Тот факт, что эти предметы ювелирных изделий были личными объектами, предполагает мощную и близкую связь с богиней. Более того, на месте святилища Тимны на Синае, голосующие были ритуально разбиты, чтобы обозначить передачу от человека к божеству, что свидетельствует о диапазоне ритуальных практик, происходящих в то время. В Новом Королевстве значительная доля женщин-доноров, хотя в целом картины с гробницами, как правило, не демонстрируют религиозную практику женщин, а скорее сосредоточены на мужской деятельности (101).

Разрушение обеты означало сдачу доброжелательной воли богов. Поклонение было чем-то предлагаемым в выполнении обета или в надежде на достижение какого-либо желания. Хотя избирательные голоса часто оставались нетронутыми, их иногда ритуально уничтожали, чтобы обозначить преданность богам; один отдавал им что-то драгоценное, которое нельзя было вернуть.

На этих фестивалях не было различий между теми актами, которые считаются «святыми», и теми, которые современная чувствительность будет обозначать «профана». Вся жизнь была открыта для исследования во время фестиваля, и это включало в себя сексуальную активность, пьянство, молитву, благословения для своей сексуальной жизни, для своей семьи, для здоровья и предложений, сделанных как в благодарность, благодарность, так и в мольбе.

Семьи присутствовали на фестивалях вместе, как и подростки и молодые пары, и те, кто надеялся найти помощника. Старшие члены общины, богатые, бедные, правящий класс и рабы все были частью религиозной жизни общины, потому что их религия и их повседневная жизнь были полностью переплетены и через эту веру они признали свою индивидуальную жизни были все переплетенные гобелены со всеми остальными.

demon-angel.ru

Мифы и религия Древнего Египта

мифы и религия египта

В религии у египтян было много странностей. С одной стороны, они изобрели геометрию, математику, знали астрономию и во всем любили точность. А с другой — никак не могли навести порядок среди собственных богов. Мало того, что у каждого города было свое собственное божество, так еще и немало общих для всего Египта богов — Ра, Осирис, Исида, Тот — в разных местах играли совершенно разные роли и по-разному друг другу подчинялись. Даже о том, как создавался весь этот мир, египтяне думали неодинаково.

Мифология Древнего Египта была очень сложной и запутанной. Египетское государство существовала в течение трех тысяч лет, за это время каждый город Египта создал свою собственную мифологию. В зависимости от того, какой город был столицей, с какого города происходила правящая династия фараонов, официально признавались главными те или иные боги.

Так, в Мемфисе всего почиталась так называемая мемфисская Девятка богов: создатель Пта и восемь его детей, среди которых были бог солнца Атум — глаз Пта, бог знаний Тот — язык Пта, бог плодородия Апис — душа Пта, бог воздуха Шу — дыхание Пта, богиня влаги Тефнут — слюна Пта и другие.Первым царем Египта его жители считали Атума, после него царствовал Шу, затем — Геб. Преемником Геба стал его сын Озирис, который женился на своей сестре Исиде. Озирис научил людей полеводству, ремеслам, дал им законы и приучил чтить богов.

В Гелиополе же считали, что мир создал Атум. Также он создал первую пару богов — Шу и Тефнут. Их детьми стали бог земли Геб и богиня неба Нут. От их союза родились Озирис, Сет, Исида, Нефтида. Эти боги составляют гелиопольскую Девятку.

2015-05-24_223912

Составить представление о религиозных верованиях древних египтян нам помогают мифы, предания о богах, героях, демонов, духов, отражавших фантастические представления людей о мире, природе, жизни человека. Особенно популярен миф об Осирисе, одном из самых почитаемых египетских богов. Озирис был царем Египта, младший брат Сет, убил его, разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал по Верхнему Египту.

Младший брат Осириса, Сет очень завидовал ему, и пока тот путешествовал по своим владениям, подготовил против него заговор, найдя 72 заговорщиков. Они тайно изготовили сундук, которому не существовало равных по красоте. Когда Осирис вернулся, в его честь устроили пир. На пиру Сет предложил сундук в подарок тому, кто ляжет в него и кому он подойдет по размерам. Многие примеряли сундук, но не было равных Озирису телосложением. Ему же сундук очень понравился, и он решил также попробовать. Как только бог лег в ящик, заговорщики закрыли ее и залили свинцом, а затем выбросили в Нил.

бог Сет

бог сет

Но сундук не утонул, воды отнесли его в страну Библ. Там жена Осириса — Исида — нашла тело мужа и тайно похоронила его. Однажды во время охоты Сет случайно нашел захоронение и разрубил тело Осириса на куски и разбросал по всему Египту. Но Исида снова собрала все куски тела вместе и с помощью своей сестры Нефтиды и бога подземного мира Анубиса оживила мужа. Тело Осириса проросло колосьями. С тех пор каждую весну, когда появляются новые побеги, египтяне празднуют возрождение Осириса.

Однако оставаться с живыми после своей смерти Озирис уже не мог. Он ушел в подземное царство и начал там править. Каждую ночь Озирис встречается с Ра, когда лодка бога Солнца возвращается с запада на восток. Простой смертный появляется перед Осирисом только однажды — когда после смерти строгий, но справедливый суд определяет ему достойную меру наказания или уважения в царстве мертвых. Землю же Осирис завещал своему сыну, Гору. Однако перед тем, как Гор стал царем, ему пришлось вести долгую и тяжелую борьбу с жестоким и коварным дядей, Сетом, в которой он, наконец, победил. Сет был изгнан, и он стал богом пустыни и зла.

Потусторонний суд Осириса

Душу умершего приводил на суд в подземное царство бог-шакал Анубис. Перед лицом Осириса он взвешивал души на весах с помощью статуэтки богини справедливости Маат, определяя праведных и грешных. Праведники оставались жить в царстве Осириса, где колосилась пшеница и вдоволь было чистой, прохладной воды, а грешников пожирало страшное чудовище с телом льва и головой крокодила. После взвешивания душа еще должна оправдаться перед богом Озирисом: «Вот я пришел к тебе, государь правды, я принес правду, я отогнал ложь. Я не причинил обиды людям, я не убиваемый, я не делал зла. Я чистый, я чист, я чист! ».

суд озириса

Религия в жизни египтян

Египтяне не убивали животных, потому что считали, что животные — это живые боги. Когда священные кошки, собаки, крокодилы, ибисы, обезьяны и быки умирали, из них делали мумии и хоронили с большими почестями на специальных кладбищах.

Почести Нилу

Египтяне почитали могучую реку Нил. Река ежегодно покрывала поля плодородным илом и дарила людям высокие урожаи. Нил во время разлива называли «Хапи» и поклонялись ему как богу. В его честь составили много гимнов и молитв. Вот один из таких гимнов: Слава тебе, Хапи! Ты пришел на эту землю. Появился, чтобы оживить Египет, и земля тебе радуется! Фараоны приказали вырезать эти слова на каменной плите и установить ее на берегу Нила.

Похожие записи

ancientart.ru

Религия Древнего Египта - это... Что такое Религия Древнего Египта?

Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства.

За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточённость на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему Египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические.

Сменившим египетскую религию христианством она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.

Основные сведения

Египетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих североафриканских пустынь в более плодородные земли и перехода от охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней.

Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов. С образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из которого со временем развилась классическая египетская мифология с присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на нее, как и на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных созвездий; благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию.

Сотворение мира

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Атума и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Другие мифы

Убийство Осириса

Четвертое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошел только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил ее свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром. Исида тайно родила Гора и отпустила его в корзине плыть по течению Нила, так как боялась, что Сет убьет и его. Так Гор вырос среди людей, нашедших его на берегу Нила.

Тем временем Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром.

Война богов

Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождениии и о родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника, принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью, Тоту удалось предотвратить ее смерть, но все остальные боги отвернулись от Гора.

Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

Глаз Гора

Во время войны с Сетом Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уджат) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

Объединение страны

Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.

Уничтожение человечества

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сохмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана дочь Ра Хатор, и после превращения в злобную львицу Сохмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сохмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сохмет. Тогда Ра пошел на хитрость: на пути Сохмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за ее живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев бога настигает непокорных людей.

Пантеон богов

Внешний вид

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Виды

В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:

Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).

Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.

Эннеада Гелиополиса. Появилась в раннем периоде истории Египта и к Древнему Царству была уже полностью оформлена. Боги эннеады оформлены в структуру наподобие семейной; на вершине стоит бог-творец Атум, далее — его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Осирис, Сет, Исида и Нефтида.

Огдоада Гермополиса. Зародилась также в архаичном периоде, но наиболее известна по греко-римскому периоду. Разделена на четыре пары: Нун и Наунет, Ху и Хаухет, Кук и Каукет; относительно четвертой пары источники расходятся: к ней причисляются Амон и Амаунет, Ниау и Ниаут, иногда — Герех и Герхет.

Триады. Локальные «семьи», обычно состоящие из матери, отца и ребенка. Наиболее известна триада Осириса, Исиды и Гора. Также почитались мемфисская триада (Птах, Сохмет и Нефертум), карнакская триада (Амон, Мут и Хонсу). Существовали и другие триады, менявшие со временем свой состав. Эти «семьи» богов призваны не отображать реальные семейные отношения, а связывать вместе богов какого-либо места.

Боги смерти. Богов смерти возглавлял Ра, повелитель загробного царства; начиная со Среднего царства, это положение занимает Осирис. Далее следует Анубис, следящий за судом над мертвыми, Тот, оглашающий приговор суда, Маат, чье перо как эталон истины определяет решение суда. Пожирательница душ уничтожает тех, кто не пройдет это испытание. Богами смерти можно считать сыновей Гора (Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа), охраняющих внутренности умершего — а также несущих стражу богинь Нейт, Нефтиду, Селкет и Исиду. Исида и Нефтида находятся в этом ряду, потому что они нашли и восстановили мертвое тело Осириса, были плакальщицами на его могиле и сопровождали его в мир мертвых — как и любого умершего.

Боги солнца. Главным богом солнечного культа был Ра; остальные боги представляли его аспекты: Атон — восходящее солнце, Атум — заходящее, Шу — солнечный свет, а также Бехдети, крылатое солнце, и Харахти, солнечный сокол. Кроме того, к солнечным богам причислялся Хепри, жук-скарабей, создающий себя сам. Другие боги связывались в продолжение египетской истории с Ра, как Амон-Ра, Себек-Ра и Хонсу-Ра.

Культ Атона

Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».

Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.

Погребальный культ

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.

Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство ее пропорций является результатом сложных математических расчетов. Ее высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка ее наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dikc.academic.ru

Доклад - Религия Древнего Египта

Примерно с 3000 г. до н. э. египетская официальная религия признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно «умирало» каждый вечер, странствовало под землей и «заново рождалось» каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества.

Боги Древнего Египта

Странные обычаи древних народов, связанные с поклонением разным животным, многочисленные ритуалы, посвященные им, заставляют задуматься о причинах их возникновения. Как бы ни был силен лев — царь зверей, человек всегда может победить его. И если не в единоборстве, то благодаря другим своим качествам, каких нет у зверей. А мощь быка бессильна перед выдержкой, хладнокровием и ловкостью тореадора. Почему же тогда повелители древней Ассирии, Крита, древнего Египта считали за честь запечатлеть себя в скульптуре сфинкса с телом льва, быка? Или включить в число своих титулов такое имя, как «могучий бык»?

Древние народы поклонялись животным не за их силу. Ведь среди них были и совсем безобидные и слабые, как ягненок или рыбы. Они видели в них образ или символ очень важных небесных явлений. Поскольку вся жизнь человека целиком зависела от Солнца, то и причину такого отношения людей к животным надо искать не на земле, а на небе. Культ Солнца был самым распространенным на Земле. За его движением по небесной сфере тщательно следили сведущие в таких делах жрецы и заранее оповещали народ о наступлении очередных солнечных циклов. От них зависела жизнь людей, начало посевных работ, время сбора урожая и многое другое.

К числу самых древних астрономических знаний относятся знания о кажущемся при наблюдении с Земли годовом движении Солнца на фоне созвездий. Этот эффект имеет большое значение для астрономов. Путь, по которому Солнце как бы перемещается по небу, получил название эклиптики. Эклиптика проходит по двенадцати так называемым зодиакальным созвездиям, или просто зодиаку. В каждом из двенадцати созвездий Солнце ежегодно пребывает в течение месяца: январь — в Козероге, февраль — в Водолее, март — в Рыбах, апрель — в Овне, май — в Тельце, июнь — в Близнецах, июль — в Раке, август — во Льве, сентябрь — в Деве, октябрь — в Весах, ноябрь — в Скорпионе и декабрь — в Стрельце. Но так было в эпоху Рыб, которая началась примерно две тысячи лет назад и закончилась в XX веке. Теперь Земля вступила в эпоху Водолея, которая также будет длиться около двух тысячелетий. В течение этого периода Солнце ежегодно будет пребывать в каждом из двенадцати созвездий уже в другом порядке: январь — в Стрельце, февраль — в Козероге, март — в Водолее, апрель — в Рыбах… и так далее. В названиях созвездий и скрывается тайна возникновения культов и ритуалов, связанных с поклонением животным. А точнее — существам, которые дали название созвездиям зодиака. Среди них мы различаем сухопутных (Телец, Овен, Лев) и водных животных (Рыбы, Рак), насекомого Скорпиона, людей Водолея, Деву и Близнецов и даже сфинксов: Стрельца в виде кентавра, человеколошади, и Козерога, у которого передняя часть козлиная, а задняя похожа на рыбий хвост. И только одно созвездие зодиака не имеет отношения к живым существам — Весы. Они везде весы. Даже на небе. Это знак космического равновесия.

Названия созвездиям даны в незапамятные времена. Правда, у разных народов они имели и другие названия, но сам принцип зодиака сохранился, а смысловое содержание было близко.

Могилы и похоронные обряды

Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти потому, что люди, по их представлениям, состояли из тела и души, поэтому продолжение жизни после смерти должно было касаться и тела. Это должно было означать, что тело следовало хорошо подготовить для оживления и что для него должны были быть приготовлены полезные и ценные вещи. Отсюда необходимость мумифицирования и снабжение могил всеми необходимыми вещами, способными сохранить тело в безопасности. Сохранение тела и обеспечение его предметами первой необходимости соответствовали, таким образом, религиозным верованиям в то, что жизнь не кончается. (Некоторые из древних могильных надписей убеждали умерших, что смерть в конце концов — всего лишь иллюзия: «Не умершим ты ушел; ты ушел живым».)

Сначала тела сохранял сухой климат пустыни, но постепенно развивалась техника, которая обеспечивала поразительно сложную консервацию. Полное мумифицирование органов и заполнение впадин тканью, пропитанной нашатырем, специями и маслом. Натрий, специи и масло прикладывались также снаружи, и тело заворачивалось в холст. Внутренние органы сохранялись с четырех кувшинах, как говорилось, охраняемых четырьмя сыновьями Гора. Сердце не вынималось, подобно другим органам, потому что оно было местопребыванием духовного начала; поэтому его клали на чашу весов с зале Суда, чтобы вынести приговор умершему. Но около 1500 года до н. э. полная мумификация стала доступна не только для членов семьи фараона, хотя она все еще оставалась недостижимой для низших классов.

Первая пирамида, построенная около 2700 года до н. э., была ступенчатой пирамидой в Сахаре, предназначенной для царя Джосера — это самое древнее каменное сооружение, построенное человеком. Идея ступенчатой формы, вероятно, связана с подъемом к солнцу и к небесам. У фараонов обычно были самые большие могилы и пирамиды, потому что они обладали достаточной властью и богатством, чтобы их строить, и потому, что народ с достаточной готовностью расходовал такие силы во имя бога-царя. Трудно подсчитать объем трудов и средств, которые уходили на строительство пирамид. Греческий историк Геродот оценил, что для возведения единственной пирамиды Хуфу в Гизе 100000 рабочих работали 20 лет. Те, кто мог себе это позволить, делали вклады, чтобы оплатить убранство могилы и услуги жрецов, которые после следили бы за хорошим самочувствием духов умершего. Эти жрецы проводили постоянные церемонии в молельне склепа. Эти услуги, разумеется, не были доступны для бедных, но поскольку идея бессмертия демократизировалась, они надеялись на то же самое. Большинство бедняков подвергалось минимальной мумификации, и многие из них хоронились в ямах.

Внутри могил находились рисунки и барельефы сцен загробной жизни, обычно изображающие чествование умершего знатными особами или то, как о нем заботятся слуги, или то, как он объезжает свои многочисленные земли и владения. Эти изображения служили нескольким целям. Создавая необходимое эстетическое обрамление, они одновременно были своеобразными магическими «дублерами» для умершего. Если бы жрецам не удалось исполнить погребальный обряд до конца, все, что могло пригодиться, в отношении слуг, еды, предметов обихода, социального статуса, было изображено для нужд умершего. Более того, чтобы положение умершего в загробной жизни было более значимым, его потомки должны были с большей готовностью приглядывать за могилой и поминать умершего. Бессмертию, как форме вечной памяти среди родственников и друзей, придавалось особое значение.

Кроме различных вариантов бессмертия, представленных в захоронениях, существовали особые египетские праздники, проводившиеся в больших семьях с чествованием статуй предков. Во время Фестиваля долины Фив семьи открывали могилы и приносили еду своим предкам. Семьи, не желающие предоставить умершим решать свои проблемы в одиночестве, часто следили за исполнением ритуальных обрядов у могил. Поощрялось получение семьями доступа к умершему по особым случаям или в перерывах между праздниками, поскольку считалось, что их потомки также будут приглядывать за их могилами. Ограбление или разрушение могилы воспринималось как сокрушительный удар, так как вследствие его умерший лишался поддержки в загробной жизни и памяти живущих. Такой дух мог в конце концов заколдовать кладбище или какого-нибудь человека, а мог попросту исчезнуть и навсегда утратить существование.

Еще более важной, чем могила или физическая сохранность, была забота о душе, которая обеспечивалась точным соблюдением всего погребального ритуала. Если он проводился с нарушениями, это могло отразиться на вечном состоянии умершего. Главной процедурой этой похоронной церемонии было открывание рта умершего и прикосновение к нему с помощью заостренного плотницкого топорика. В это время Ба (душа) выходит через рот, и считалось, что это должно возродить все телесные способности для новой жизни. Верили также, что в ином мире это будет способствовать соединению Ба и Ка.

Другая часть погребальной церемонии была связана с почитанием Осириса. Имя Осириса могло быть присоединено к имени умершего или умерший мог быть изображен с чертами Осириса в надежде, что это дает ему некоторые преимущества на предстоящем суде.

Фараон и народ

Сначала только фараоны и члены их семей считались достойными вечной жизни. Поскольку считалось, что царь имеет божественное происхождение, вполне естественным было верование в то, что после смерти своего человеческого тела он вернется в свой настоящий дом — к богам. Но в этом заключается и более широкий смысл. Бог-царь был связующей нитью между небом и землей, и его власть была основой и стабильности общества и существующего природного порядка. В определенном смысле ему необходимо было быть вечным, потому что он выступал как гарант неизменного солнечного света, плодородия земли и всего того, что несло империи процветание. Постепенно фараон стал отождествляться с деятельностью всех важнейших богов. Если Ра, солнечный бог, обеспечивал регулярное появление и действие солнца день за днем, то фараон должен был быть богом растительности и отвечал за регулярные циклы посева, роста, умирания и возрождения.

Чем дальше развивалась эта теология, тем больше возвышался фараон от просто божественного правителя до воплощения жизненной силы, стоящей за постоянным обновлением жизни. Со временем, когда установилась связь между Осирисом и фараоном, значение всего погребального обряда изменилось и демократизировалось. Осирис, бог растительности, превратился в бога мертвых и стал воплощать цикл смертей и повторных рождений, свойственный всем людям, а не только царю. Царь стал не столько привилегированным носителем бессмертия, сколько самим его принципом. Он превратился в универсальную модель процесса, который теоретически был доступен каждому.

Подобно всем другим религиям, религия Древнего Египта демонстрировала несообразности и противоречия. Можно сделать вывод, что по крайней мере у некоторых египтян сложилась полностью спиритуализированное представление о загробной жизни, для которого мумифицирование, могилы и погребальные обряды не составляли необходимости. Хотя существовали спиритуалистические идеи, в большинстве своем традиции и ритуалы оставались неизменными. Это рождало некоторые верования, не всегда совместимые друг с другом. С одной стороны, была идея, согласно которой ты в буквальном смысле «можешь все взять с собой». С другой, существовало представление, что есть иной, нематериальный мир, куда направляется умерший. Как говорил Уильям Дж. Марнейн, «орбита потустороннего мира мертвых не рассматривалась как барьер, препятствующий обитанию в могилах или участию в празднествах живых». Существует несколько возможных объяснений этого явления. Исполнение многочисленных функций, в особенности в сфере погребальных обрядов, было предоставлено жрецам. Возможно, большинство людей тогда, как и ныне, не размышляли постоянно о семейных верованиях. Возможно, они сознавали эти несообразности, но не хотели отказываться от традиционных обычаев «на месте», поскольку все равно вынуждены были их исполнять.

www.ronl.ru


Смотрите также