Религия древнего мира кратко. Культура и религия Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия в древнем мире. Религия древнего мира кратко


Культура и религия Древнего мира — Мегаобучалка

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.Под культурой понимают все достижения людей, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытных людей отличается от культуры цивилизованных на­родов. Одним из важнейших различий является наличие письмен­ности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумер­ская и египетская системы письма возникли примерно одновре­менно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие пись­менности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иерог­лифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других народов Перед­ней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Кореи.

Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произ­ведений стало сказание о Гильгамеше. Предания об этом царе шу­мерского города Урука много сотен лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкиду, тщетных поисках бессмертия относится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских пле­мен, переселившихся в Индию, легли в основу великих поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Со временем создавались произведе­ния, героями которых являлись обычные люди.

Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. На первом месте здесь, несомненно, находится Египет. Великие пирамиды до сих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, хра­мы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота боги­ни Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурован­ным кирпичом и украшены изображениями животных.

Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сцены загробной жизни.

Египетские скульптуры и рельефы делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи — в фас (спереди). Фигуры богов и фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнатона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкрет­ных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Все­мирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Не­фертити.

В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же не­возможно считать без наблюдения за небесными телами (Солн­цем, Луной, планетами и звездами). Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клино­писных табличек с записями астрономических наблюдений. Жре­цы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы счета времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медици­на. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Слави­лись и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалыва­ния, диеты, лечебной гимнастики.

В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда опреде­лять жизнь наших современников.

Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией. Во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов каждый из которых «отвечал» за определенное природное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный бог. Были разработаны представле­ния о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших при­вела к зарождению приемов мумификации.

' Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистиче­ские религии, вызванные кардинальной перестройкой представле­ний человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверж­дения такой религии связана с деятельностью египетского фарао­на Эхнатона. Он приказал всем своим подданным почитать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм, подобно большинству древних верований, ос­тался национальной религией.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Ин­дии в VI—V вв. до н. э. Мировые религии распространяются среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Огромную роль играли религиозные верования в истории Древ­ней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древ­них ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древ­нем Китае. Великий китайский мудрец Конфуций (551— 479 гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерар­хический порядок, составляющий основу жизни общества. Стар­ший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.

Особенности культуры и религиозных воззрений Древней Гре­циии Древнего Рима.Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая пись­менность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Са­мым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гар­мония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекто­ры разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и тол­щина колонны с размером крыши. Эти правила называются орде­ром — «порядком». Главных ордеров было два — дорический и иони­ческий. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афи­нах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя - Эрехтейон и Парфенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божествен­ной гармонии, установленная его создателями - архитекторами Иктином и Калликратом.

Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидий. Осо­бенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульп­торов Пракситвлей. Одному из Праксителей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в которую юноши влюблялись как в живую девушку.

В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился театр. До сих пор на сценах всего мира идут трагедии Эсхила, Со­фокла, Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях они поднимали вечные темы, волнующие людей и тысячелетия спустя. Греческая литература представлена также великими по­эмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философски­ми поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др.

Древняя Греция стала родиной философии. Основы представ­лений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Ге­раклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Ари­стотелем. Греки же стали родоначальниками многих других наук. Так, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его со­чинении впервые поставлен вопрос о закономерностях истори­ческого развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.

Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олим­пийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в 4 года в честь царя богов Зевса в городе Олимпия.

Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру Древнего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками гре­ков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл, круп­нейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «О сельском хозяйстве». Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о граждан­ской войне» Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.

Приближенный первого римского императора Октавиана Ав­густа Меценат опекал талантливых поэтов своего времени. Имен­но тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором не­скольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в. до н.э. был Апулей. Славу ему принес роман «Метаморфозы, или Золо­той осел».

Величайшего мастерства достигли римляне в создании скульп­турных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренний мир.

Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей вмещал около 50 тыс. зрителей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон.

Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибий, Тит Ливии, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх.

Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам, олицетворявшим раз­личные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они могли поклоняться и богам других народов, если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероуче­ние — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних пред­ставлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, ко­торый является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спа­сение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Рим­ские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обо­значали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди вои­нов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Рим­ской империи.

С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры — краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей исто­рии человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организация эпохи палеолита?

3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия в экономике, социальной структуре общества?

4. Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в пе­риод их перехода к цивилизации? В чем причины зарождения государств?

5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месо­потамии, на восточном побережье Средиземного моря?

6. В чем причины появления великих военных держав древности? Ка­кую роль они сыграли в развитии человечества?

7. Каковы особенности древних государств Индии и Китая?

8. В чем состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации?

9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?

10. Дайте характеристику основных городов-государств Древней Гре­ции.

11. Назовите главные достижения древних греков.

12. Каковы основные этапы развития Римского государства?

13. Что позволило римлянам создать огромную державу?

14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было организовано управление в Римской республике и Римской империи?

15. В чем причины гибели Западной Римской империи?

16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите изве­стные вам памятники культуры стран Древнего Востока.

17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назо­вите известные вам памятники Древних Греции и Рима.

18. В чем особенности религий Древнего мира?

19. Дайте характеристику христианству как мировой монотеистиче­ской религии.

 

 

РАЗДЕЛ III

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ТЕМА 3

megaobuchalka.ru

Реферат: Религия в древнем мире

Исследование родоплеменных верований, культов и этнических религий рабовладельческого общества. Обзор представлений о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни, злых и добрых духах. Религиозная жизнь Древней Месопотамии, Египта, Греции и Рима. Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Реферат

по дисциплине «Антропология»

на тему «Религия в древнем мире»

Содержание

Введение

1. Религия Древнего Египта

2. Религия Древней Греции

3. Религия Древнего Рима

4. Религиозная жизнь Древней Месопотамии

Литература

Введение

Религии древнего мира -- условно-обобщающий термин для обозначения родоплеменных верований и культов (австралийцев, меланезийцев, полинезийцев и др.) и этнических религий рабовладельческого общества (Древней Греции, Древнего Рима, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая и др.).

Для традиционных верований в архаических культурах характерны культ предков, культ вождя или эпического героя, культ мертвых, магические обряды, жертвоприношения, почитание священных животных (Животные священные), камней, деревьев, источников; тотемистические, фетишистские и анимистические представления.

Особым почитанием пользовалась Мать-земля, что отражало роль зарождающегося земледелия. Появляются представления о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни, злых и добрых духах.

Эти представления в преобразованном виде вошли в комплексы более поздних религий рабовладельческих обществ.

По мере развития в религиях древнего мира возникают представления об антропоморфных духах и богах.

Вера в богов выражается в политеизме с его пантеоном божеств.

Боги наделяются различными функциями, представления о которых меняются в ходе истории.

Представление о верховном боге сопоставляется с образом земного самодержавного правителя; складывается профессиональное жречество, развиваются и усложняются представления об аде и рае, грехе, о конце мира, формируется идея о влиянии жизненного пути на посмертное существование.

Некоторые элементы религий древнего мира, включенные в более поздние религиозные построения, сыграли важную роль в формировании образов и языка мировых религий.

1. Религия Древнего Египта

верование культ рабовладельческий религиозный

Религия Древнего Египта представляет собой крайне интересное для исследователей явление. Истоки его своеобразия заключаются в особенностях мировоззренческих взглядов различных народов, из которых складывался на протяжении столетий египетский этнос. Большое влияние на формирование архаичных древнеегипетских мифов оказали экологические параметры существования египетского государства: разливы Нила, служившие источником плодородия и процветания, и периоды засухи нашли свое отражение в сюжете борьбы Сета с Гором, сыном Осириса. Особенности становления древнеегипетского государства способствовали тому, что единой системы религиозных воззрений в Египте не существовало, а в каждом номе (отдельном районе) существовали свои верования и космогонические системы, основными из которых были гелиопольская и мемфисская.

Согласно гелиопольской версии источником возникновения явился Хаос (Нун) - Первозданный Океан, в котором однажды вдруг появился Атум - первоначальное божество. Устав от пребывания в одиночестве, Атум проглотил собственное семя и породил новое божество - Шу (бога воздуха), выплюнув его изо рта. Таким же образом он впоследствии создал Тефнут - богиню влаги и мирового порядка. Шуи Тефнут стали родителями Геба (бога земли) и Нут (богини неба), с возникновением которых произошло разделение первоначально единого мира на две составляющие половины. Чтобы прекратить постоянные ссоры между Гебом и Нут, остальные боги отделили твердь земную от тверди небесной, установив четкую иерархию между различными ступенями мироздания. В образовавшемся между землей и небом пространстве появилось место для людей, но периодически Геб и Нут все-таки сходились, результатом чего стало появление на свет еще четырех богов - Осириса, Исиды, Нефтиды и Сета, а также Нила, плодородных почв, дождя и других природных явлений, без которых нормальная жизнь людей была бы невозможна. Все перечисленные божества (за исключением Хаоса, который не персонифицирован) образуют Великую гелиопольскую Девятку богов, которая считалась официальным пантеоном Египта во время существования Древнего и Среднего Царства.

Мемфисская версия космогонических верований имеет некоторые отличия от гелиопольской. Так, создателем мира в ней предстает Птах, представляющий собой холм, возвышающийся посреди первозданного Хаоса, который по собственному желанию сначала делает самого себя богом, а потом задумывает сотворение мира, которое осуществляет путем произнесения имени создаваемого существа. Именно так (через произнесение имени) произошло рождение Атума, который становится помощником Птаха, принимая на себя часть его обязанностей - он создает остальных богов (тоже Девятку), а Птах с помощью слова вдыхает в них душу.

Самым важным элементом древнеегипетской религии, оказавшим большое влияние на все культуры, так или иначе соприкасавшиеся с Египтом, явился погребальный культ. Большую часть своей жизни египтянин должен был посвятить подготовке к переходу в иной мир, чему служило постоянное штудирование «Книги мертвых» - своего рода «путеводителя» души в мире мертвых - и строительство гробницы - безопасного хранилища для своего тела. Согласно верованиям древних египтян душа после смерти проходит через несколько ворот, попутно избегая различных опасностей - огненных водоемов, холмов, опасных чудовищ. Результатом этого путешествия становится попадание души умершего на судилище, которое осуществляет Великая Девятка богов. Представ перед ними, умерший должен произнести исповедь и перечислить весь список грехов, которые он не совершал в своей земной жизни (полный список состоял из 42 грехов). Знание о том, как избежать опасностей, что и кому из божеств говорить после попадания на посмертный суд, египтянин также получал из «Книги мертвых», представляющей собой набор священных текстов, окончательный вариант которых сложился в эпоху Нового Царства (XVI-XV вв. до н. э.).

Религиозные праздники представляли собой официально утвержденные церемонии и являлись важнейшей сферой жизни древнеегипетского общества. Принять участие в религиозном торжестве, воплощающем тот или иной мифологический сюжет, считал своим долгом любой египтянин, о чем сохранились соответствующие наблюдения Геродота. Историк, принадлежавший к совершенно иной культурной традиции, с удивлением и непониманием воспринимал сцены религиозных праздников, во время которых многочисленные толпы простых египтян поглощали огромные объемы мяса, участвовали в коллективных избиениях и оргиях, уподобляя себя героям соответствующих мифов. Однако официальные празднества скрывали за собой другую, тщательно охраняемую от посторонних сторону древнеегипетской религии - тайные мистерии, к которым допускались лишь посвященные жрецы. Участвуя в театрализованных постановках, воплощающих мифы о Горе и Исиде, о гибели Осириса и др., жрецы тем самым совершали обряд инициации, позволяющий получить сокровенные знания об устройстве мироздания. Постепенно, начиная от эпохи персидского владычества и династии Птолемеев, элементы мистериальных культов стали открываться массовой публике, получив популярность в Малой Азии, Греции и Риме.

2. Религия Древней Греции

Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных представлений, свойственных древним грекам, прошел несколько стадий, связанных с изменением социального устройства и самого народа - носителя этих представлений.

Минойская эпоха (III-II тысячелетия до н. э.). Греки отделились от индоевропейского корня и заняли принадлежащую им ныне территорию лишь во II тысячелетии до н. э., придя на смену другой, более древней и развитой культуре. Иероглифическое письмо, сохранившееся от этой эпохи (которую принято называть минойской), до сих пор полностью не расшифровано, поэтому о религиозных представлениях предшественников греков, обитавших на Крите и полуострове Пелопоннес, можно судить лишь по сохранившимся в религии уже самих греков пережиткам. Боги у обитателей Крита носили зооморфный (звероподобный) характер: они изображались в виде зверей и птиц, следствием чего и явился, очевидно, миф о Минотавре - существе, обладавшем телом человека и головой быка. Интересно, что большинство дошедших до нас сведений относится к божествам женского пола, в то время как мужские божества либо присутствовали в минойской религии на втором плане, либо связанные с ними ритуалы были окутаны покровом тайны, не допускавшим излишних высказываний. Широко распространены были и земледельческие культы - именно у местных обителей греки позднейшей эпохи позаимствовали представления об умирающем и вновь воскресающем божестве, смерть и возрождение которого символизировали восстановление природы после периода засухи.

Микенская эпоха (XV-XIII вв. до н. э.). Именно эта религия оказалась сохранена в древнейшей из дошедших до нас греческих эпических поэм - «Илиаде» Гомера. Несмотря на политическую раздробленность, греки в этот период сумели сохранить культурное единство, восходящее к общим индоевропейским корням, интегрировав в существовавш...

www.tnu.in.ua

Религии Древнего мира

  1. История возникновения Христианства и его развитие Христианство (от греческого слова  christos - «помазанник», «Мессия»)

зародилось как одна из сект  иудаизма в I в. нашей эры. в Палестине. Это

изначальное родство с иудаизмом  - чрезвычайно важное для понимания корней

христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий

завет, - священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии,

Новый завет, признается только христианами и является для них  главнейшей).

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство

уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и

среди других народов.

   Возникновение и распространение христианства пришлось на период

глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей.

Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской.

Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском

общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего

спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной

личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий

аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное

смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления

Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы

за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти,

через смену личности, ликвидировать один социальный строй

(рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй.

Христианство возвышало человека . Исходя из христианского учения, человек в

мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство,

освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу -

религиозную.

   Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о

себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем

спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм:

общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем

не менее свое единство. Членами общин становились люди разных

национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил

равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие

христианства как мировой  религии, не знающей национальных и языковых

границ.

   Потребность в единении, с одной стороны, и  довольно широкое

распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих

убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в

вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей

благодатью.

       Христианство это религия. Но сама по себе религия это не главное.

Главное это жизнь с Богом, а жизнь с Богом открывается через церковь. Очень

важным фактом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости:

ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис  о

том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов,

основавших первые христианские общины.

      Начиная с IV  века христианская церковь периодически собирает высшее

духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах

разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались

канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с

ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял

христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих

основу вероучения.

      Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога,

обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного

могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано

свободным актом божественной воли: «Аз есмь жизнь». Без Христа нет никакого

движения: «Аз есмь путь». Христос это понятие истинное и непоколебимое,

истина это христианское мироздание: «Аз есмь истина». Два центральных

догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно

первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или

лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и

оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын

«рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и

«исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской

Троицы существовали всегда - «предвечны» - и равны по достоинству -

«равночестны».

                                                            2. Христианство

Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранен принцип автокефалии – самостоятельности национальных церквей. Всего их насчитывается 15. Отличительной особенностью православия является то, что со времен первых семи Вселенских Соборов к этому учению не добавили ни одного догмата, в отличие от католицизма, и не отказались ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. ВПравославной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувством. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов– неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения.Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат перевоплощения и догмат искупления. Суть догмата троичности Бога такова:Бог – не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех ипостасях: Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. Бог Отец создал из ничего небо, землю, мир видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра – первую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство. Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом Троицы, в человеческом воплощении – ИисусаХриста. Третьей ипостасью является Святой Дух. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости. Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Один из основных законов православия – правило рецепции, принятия всей церковью каких бы то ни было норм. Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы широк по составу он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь Церковь – «тело Христово» – как целое. В православии строжайше соблюдаются традиции семи таинств – крещения, причащения, покаяния, миропомазания, брака, елеосвящения и священства.Таинство крещения символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и через него человеку прощается первородный грех, а взрослому и все прочие грехи. Считается, что только на основе таинства причащения(евхаристии) человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом.Непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина является совершение таинства покаяния (исповеди), которое включает в себя исповедание и отпущение грехов. Следом за обрядом крещения в православии совершается таинство миропомазания, смысл которого, согласно православному катехизису, заключается в том, «чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной».Духовный смысл обряда венчания состоит в том, что при совершении венчания на будущих супругов изливается Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба. Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком, так как елеосвящение обладает целительной силой, очищает больного от грехов. Таинству священства православная церковь приписывает особый смысл. Оно совершается при посвящении человека в духовный сан, то есть в ту или иную степень священства. В православии духовенство делится на черное и белое. Черное – это монахи, а белое – священнослужители, которые не принимают обета безбрачия.Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают посты и праздники, главный из которых– Пасха, установленный в память воскресения распятого на кресте сынаБожьего Иисуса Христа.

                              

"Христианство не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке."

                                                                                                          Н.А. Бердяев                            

                      3. Зарождение ислама

  Ислам зародился в Аравии в  VII  веке  нашей  эры.  Происхождение  его

яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти    с  самого

начала освещается письменными источниками. Но и здесь много    легендарного.

По мусульманской традиции, основателем ислама был   пророк  божий  Мухаммед,

араб,  живший  в  Мекке;  он  якобы  получил  от    бога  ряд  "откровений",

записанных в священной книге Коране, и передал   их людям. Коран -  основная

священная книга мусульман, как Пятикнижие   Моисеево для  евреев,  Евангелие

для христиан.

      Сам Мухаммед ничего  не  писал:  он  был,  видимо,  неграмотен.  После

него остались разрозненные записи его изречений и  поучений,  сделанные    в

разное время. Мухаммеду приписываются тексты и  более  раннего  времени    и

более поздние. Из этих записей был сделан  около  650  года  (при    третьем

преемнике  Мухаммеда  -  Османе)   свод,   получивший   название     "Коран"

("чтение"). Книга эта  была  объявлена  священной,  продиктованной    самому

пророку архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

      Коран  разделен  на  114  глав  (сур).  Они  расположены  без  всякого

порядка,   просто по размерам: более длинные ближе к началу, более  короткие

  - к концу. Суры мекканские (более  ранние)  и  мединские  (более  поздние)

перемешаны.  Одно  и  то  же  повторяется  многословно   в   разных   сурах.

Восклицания и  прославления  величия  и  могущества  Аллаха  чередуются    с

предписаниями,  запретами  и  угрозами  "геенной"  в  будущей  жизни    всем

непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой  редакционно-литератур

  ной  отделки,  как  в  христианском  Евангелии:  это   совершенно   сырые,

необработанные тексты.

      Другая  часть  религиозной  литературы  мусульман  -  это  сунна  (или

сонна), состоящая из священных  преданий  (хадисов)  о  жизни,  чудесах    и

поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке  мусульманскими

  богословами - Бухари,  Муслимом  и  др.  Но  не  все  мусульмане  признают

сунну; признающие  ее  называются  суннитами,  они  составляют  значительное

большинство в исламе.

       На  основе  Корана  и  хадисов   мусульманские   богословы   пытались

восстановить   биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся  биографий

составлена   мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас  в  редакции  IX

века.

      Можно считать установленным,  что  Мухаммед  действительно  жил  около

570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке,  где  нашел    мало

последователей,  потом   в   Медине,   где   ему   удалось   собрать   много

приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре    объединил

и бОльшую часть Аравии под знаменем  новой  религии.  Биография    Мухаммеда

лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии   Иисуса).  Но

истоки  мусульманской  религии  нужно  искать,  конечно,    не  в  биографии

отдельных  лиц,  а  в  социально-экономических  и  идеологических  условиях,

сложившихся в ту эпоху в Аравии.

       Аравия  была  издавна  населена  семитическими  племенами,   предками

теперешних арабов. Часть их жила  оседло  в  оазисах  и  городах,  занимаясь

земледелием, ремеслами и торговлей, часть  кочевала  в  степях  и  пустынях,

разводя верблюдов,  лошадей,  овец  и  коз.  Аравия  была  экономически    и

культурно   связана   с   соседними   странами   -   Месопотамией,   Сирией,

Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые  пути  между  этими  странами    шли

через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог   находился  в

Мекканском оазисе, близ  побережья  Красного  моря.  Родо-племенная    знать

обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для  себя    много  выгод

из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех   арабов:  в  особом

святилище Кааба были собраны священные изображения    и  культовые  предметы

разных арабских племен.

       Были  в  Аравии  и  поселения  иноземцев,  в  частности  иудейские  и

христианские   общины. Люди разных языков и религий  общались  между  собой,

верования   их влияли друг на друга.  В IV  веке  в  Аравии  начался  упадок

караванной торговли, так как торговые   дороги  переместились  на  восток  в

Сасанидский  Иран.  Это  нарушило    экономическое  равновесие,  державшееся

веками.  Кочевники,  потерявшие    доход  от  караванного  движения,   стали

склонятся к оседлому  образу    жизни,  переходить  к  земледелию.  Возросла

нужда   в   земле,   усилились     столкновения   между   племенами.   Стала

чувствоваться нужда  в  объединении.    Это  не  замедлило  отразиться  и  в

идеологии: возникло движение за   слияние племенных  культов,  за  почитание

единого верховного бога   Аллаха; тем более что евреи  и  отчасти  христиане

подавали арабам   пример единобожия. Среди арабов  возникла  секта  ханифов,

чтивших   единого бога. В такой обстановке и  развернулась  проповедническая

деятельность Мухаммеда, вполне  отвечавшая  общественной  потребности.    В

его проповедях, собственно, не было почти ничего  нового  по  сравнению    с

религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное  у  Мухаммеда    -

строгое  требование  почитать  только  единого  Аллаха  и  быть   безусловно

покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.                                                  4. Ислам

Ислам – одна из трех величайших религий, возникших на Ближнем Востоке.Две другие – иудаизм и христианство. Все три веры тесно взаимосвязаны ибо в действительности прославляют одного и того же Бога. Ислам возник в началеVII в. н. э. на Аравийском полуострове. Основные положения вероучения ислама изложены в главной священной книге – Коране.

ua.coolreferat.com