Речные цивилизации древнего востока. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Речные цивилизации древнего востока кратко. Речные цивилизации древнего востока


Речные цивилизации древнего востока — GemesBox

Комментарии пользователей Mymyka 25.12.2017 - 20:24

Слава Україні!

Mashalakh Aliev 27.12.2017 - 11:22

Шумеры и есть Тюркский народ.

Lllexa 29.12.2017 - 03:51

обычные племенные войны и катаклизмы, которые стали сейчас историей и религией, переписанные и дополненные, разошедшиеся разными путями, а теперь люди из-за этой хни дру друга убивают.

zurab toloraia 30.12.2017 - 12:17

кажди присвоивает и ето политика, люди все родственики но к сожалению уничтожаем друг-друга и история искривлена.

Константин Моисеев 01.01.2018 - 08:18

zurab toloraia умный ты человек.

Guest 02.01.2018 - 00:26

Мардук- - человечек означает

Swetlana Musikhina 03.01.2018 - 10:07

Благодарствуем за исторический фильм.

Лapиса Дavletshina 05.01.2018 - 01:05

Куда делись Боги,что -то нам не помогают!

Константин Моисеев 07.01.2018 - 07:12

Шумер это местность в мессопатамии.народ Ассирийцы.только Ассирийцы носят квадратно постриганные бороды.флаг и герб шумера Ассирийские.Саргон царь Ассирии.нет народа шумеры а если есть?покажите их флаг или герб?

Константин Моисеев 09.01.2018 - 19:25

Сер Мел спасибо.

Сер Мел 12.01.2018 - 06:14

ингуши 90% J2, так же как и итальянцы, связывают с финикийцами, они их вывели и развозили по местам добычи серебра и других полезных ископаемых.

Сер Мел 15.01.2018 - 04:03

Шумеры, египтяне R1b, поэтому достаточно большая языковая разница, от R1a- санскрит, хотя основа одинакова и смешаны.

nyrgyl kasymova 09.01.2018 - 23:48

шумеры жители древних времен?

Евгений Букин 11.01.2018 - 09:41

Отличный ролик,музыка,голос диктора,хорошо что ролик короткий так бы и заснул как младенец. 12 богов как 12месяцев,я в восторге.

Lexansan 12.01.2018 - 19:43

Да, вся эта авраамическая мифология (не хочу говорит религия), вынута из Шумеро-аккадских, ассирийских и египетских мифов и выставляется как семитский монотеизм. А ведь люди верят, например, мусульмане, что Мухамед получил от единого бога откровение, где он видел некоего Нуха (Ноя) и тот якобы был пророком единобожия, по линии преемственности от изначального единобожия Адама, а на самом деле Нух - перепетый язычник Гильгамеш, не имеющий к единобожию и к Аллаху\Иегове никакого отношения. И так можно проследить заимствования почти со всем ветхим заветом. Библейские Адам, Ева, змей и дерево найдены высеченными на камне в районе Месопотамии задолго до библии, и представляли из себя персонажей языческого многобожеского культа. Древо познания добра и зла и древо жизни были присущи нескольким шумеро-аккадским историям. Первый человек был сделан из глины в результате войны богов по тем же ш-а мифам. Женщина сделанная из ребра тоже есть в ш-а мифах, кстати, ребро переводится по-шумерски еще и как жизнь. Ева была жизнью Адама, что приобретает совсем иной смысловой вектор нежели в библии. А вот создание мира из вод имеет свои корни в египетской мифологии, египтяне считали что твердь небесная тоже вода, все в мире вода, а земля происходит в результате отделения воды, как описано в книге Берешит (Бытие) И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. Иосиф, правнук Авраама и последователь монотеистического бога Яхве, что будучи крупным чиновником растолковывал египетскому фараону сон про 7 лет голода, и что спас страну от вымирания путем строительства амбаров по библии, оказался не мифом. Это абсолютно реальная история нашедшая свое подтверждение в египетских текстах. Только в этих текстах это был не семит монотеист Иосиф, а язычник политеист Имхотеп, последователь культа бога Птаха. И советовался он не с единым богом Яхве, а с одним из пантеона богов богом Нила. Это как историю Лао Цзы или Гаутамы будды, тупо переписать как пророка Аллаха или апостола пресвятой троицы. Кстати, Будда причислен к лику святых православной церкви. Это официальный святой канонизированный византийской церковью под именем Иоасаф, у него есть свой день в православном календаре и в честь него был построен храм. Введите в поисковик Иоасаф принц индийского государства, и вы увидите житие православного святого, которое чудным образом на 95% совпадает с историей Гаутамы будды, правда, он в отличии от Будды, по христианской версии, осознал не богомерзкую по мнению христиан нирвану, а истинность веры во Христе, и не буддизировал индийское царство, а его христианизировал, избавившись от мерзкого язычества. Но не будем заходить во вранье периода после нового завета, есть еще немерянно в старом. Иудейский Моисей, по библии получивший скрижали завета от бога с кучей сопутствующих законов, вроде, око за око, есть никто иной как языческий Вавилонский царь Хамураппи. В 19 веке была обнаружена каменная стела, где царь Вавилона Хамураппи получает от бога солнца Шамаша скрижали с законом, среди которых и ставшее христоматийным око за око. Датировка по меньшей мере за 500 лет до Моисея. А рождение Моисея, якобы которого новорожденным пустили в папирусной корзине по Нилу, просто слизанная история, как пустили в тростниковой корзине по реке аккадского царя Саргона первого. Самое смешное, что археологически никак не подтверждается история блуждания Моисея по Синаю во время исхода из Египта. По библейской версии этот несчастный еврей блуждал со своим многострадальным народом по этому небольшому полуострову (он размером с Крымский) 40 лет! Для того чтоб умерло целое поколение. На Синае находят трупы стоянок древних людей (кстати, старших чем возраст человечества по библии в 7000 лет) но не находят трупов целого умершего народа поколения Моисея, что доказывает что это просто какой-нибудь очередной слизанный более древний миф. Еще невероятно много чего можно сказать, но место не позволят. Авраамизм - это такой же сборник мифов, как и олимпийские религии. Персонажи которых тупо украдены из других легенд и подаются как какое-то особое божье откровение.

Людмила Григорьева 14.01.2018 - 19:32

Ими и ш

Сергей Иванов 16.01.2018 - 10:09

Мардук это приносящий смерть.

Сергей Иванов 18.01.2018 - 21:21

СДД. Господь дал жизнь тебе раб и не убил за грех ослушания. Благодари его, сто вообще, живешь.

чебурашка пряники 21.01.2018 - 19:14

я потомка шумеров (шемаре)

чебурашка пряники 24.01.2018 - 15:12

мы шумерцы)) кавказцы превосходим всяких арий парий

Alex Team 26.01.2018 - 20:37

Русский народ это потомок древнего народа Шумер

Сер Мел 29.01.2018 - 12:49

Шумеры, египтяне R1b, поэтому достаточно большая языковая разница, от R1a- санскрит, хотя основа одинакова.

NuZH NuZH 28.01.2018 - 22:20

Затянуто

Ilya Axelrod 31.01.2018 - 10:45

Обязательно руссособаки должны насвинячить (:

Maryan Pekha 02.02.2018 - 09:21

Боже

Maryan Pekha 03.02.2018 - 16:20

Такая путалка, хер запомнишь.

panorama-auto.ru

Речные цивилизации древнего востока | Древние знания

Древнейшие цивилизации возникли почти одновременно — в течение 3 тысячелетии до н.э. в странах Северо-Восточной Африки и Южной Азии. Великие государства Древнего Востока сформировались на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно в долинах больших рек в мягком субтропическом климате пять тысяч лет назад сложились лучшие условия для земледелия. Разливы рек постоянно удобряли мягкую почву, ее легко было обрабатывать самыми примитивными орудиями — деревянными и медными, урожай собирался два-три раза в год.

Важнейшим условием земледелия в тех районах было регулирование режима рек, т.е. хранение воды в специальных водоемах для использования в засуху, предотвращение паводков, мелиорация. Это требовало постоянного коллективного труда, вынуждало селиться большими группами — общинами и работать сообща. Роль общины в странах Древнего Востока (Египте, Месопотамии, Индии, Китае) была исключительно велика и, во многом, остается такой по сей день. Однако общественный труд был необходим только на ирригационных работах, строительстве плотин, каналов и пр. Сама обработка земли была доступна каждой отдельной семье. Поэтому общинная земля стала делиться на земельные наделы, и община из родовой (какой было в первобытном обществе) стала соседской.

Неравноценность земельных наделов приводила к постепенному обогащению отдельных семей. Излишки зерна хранились, создавая запасы, обеспечивая стабильность положения семьи.

В странах Древнего Востока главной культурой был ячмень на западе (Египет, Месопотамия) и рис на востоке (Индия, Китай). Хозяйство дополнялось оседлым скотоводством, ловлей рыбы.

Появление первых орудий труда облегчило земельные работы и высвободило множество рабочих рук. Часть общинников стала заниматься только ремеслом, уровень его возрос и требовал специальных навыков. Происходит первое общественное разделение труда: отделение ремесла от сельского хозяйства.

От хозяйственных забот были свободны также младшие сыновья во многих семьях. Молодые люди объединяются в отряды с выбранным предводителем и совершают набеги в соседние земли, а в случае угрозы общине — защищают ее. Добыча становилась дополнительным источником обогащения семей воинов, родовой знати и, особенно, жрецов. Пленных убивали или принимали в общину. Позже, с ростом производительности труда, стало выгодно оставлять им жизнь при условии работы на господина — так появляется рабство, играющее на Древнем Востоке важную, хотя и не определяющую роль. Иногда до положения рабов опускались разорившиеся общинники.

Складываются три устойчивые категории людей, традиционно называемые классами — господствующие слои (жрецы, богатые землевладельцы, торговцы, чиновники), мелкие свободные производители (общинники, ремесленники) и рабы. Для защиты от нападений и удобного товарообмена между разными районами возводятся специальные укрепления, где селятся купцы и ремесленники — города. Возникают предпосылки создания государства.

Основная функция государственной власти на Древнем Востоке — организация системы орошения и земледелия. Поэтому объединение общин по берегам рек в единое государство происходит рано и произвольно, а верховная власть возникает в форме неограниченной монархии с огромной ролью жречества. Влияние жрецов основывалось на передаваемых по наследству и тщательно хранимых знаниях по астрономии, метеорологии и пр., позволявших предсказывать поведение рек и управлять земельными работами. Задача царской власти — проводить ирригационные работы в масштабах государства, подавлять сопротивление рабов, добывать новых рабов в завоевательных походах, содержать войско и — что очень важно — доставлять камень для строительства плотин, каналов, пирамид. В государствах Древнего Востока камня не было, его привозили из отдаленных горных районов, а это требовало огромного числа людей и сопровождалось сражениями с горными народами.

Все необходимые для государства работы осуществлялись царем через разветвленный бюрократический аппарат, ведавший также сбором податей и судопроизводством. Неограниченная власть царя приводила к постепенному обожествлению его личности, особенно выраженному в Древнем Египте.

Несмотря на различия истории, экономики и социальных отношений в 4-3 тыс. до н.э. государства обширного региона Древнего Востока имели много общего: земледелие с хорошей системой ирригации, высокая роль общины как основной ячейки общества, неограниченная власть деспота, опирающаяся на жречество, чиновничество и профессиональное войско, наличие рабства.

Несколько иная ситуация складывалась в других регионах мира. Государство Древнего Египта, например, занимало узкую полосу плодородных земель вдоль реки Нил, которая определяла всю жизнь египтян. От ее разливов зависела судьба урожаев и людей, ему поклонялись как божеству, приносили жертвы. Жрецы, молившиеся о добром поведении реки, были прекрасными астрономами и могли делать правильные прогнозы погоды. Именно египетским жрецам мир обязан изобретением знаменитых созвездий Зодиака, соответствующих ежемесячным перемещениям диска Солнца на небесном небосводе. Хотя со времени Древнего Египта карта звездного неба изменилась и Солнце навещает зодиакальные созвездия в другие месяцы, прежнее деление осталось. Осталась и астрология — наука гадания по звездам, но пользуется она устаревшими, созданными несколько тысячелетий назад методами.

ancient.bz.ua

Речные цивилизации древнего востока кратко

Древнейшие цивилизации возникли почти одновременно — в течение 3 тысячелетии до н.э. в странах Северо-Восточной Африки и Южной Азии. Великие государства Древнего Востока сформировались на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно в долинах больших рек в мягком субтропическом климате пять тысяч лет назад сложились лучшие условия для земледелия. Разливы рек постоянно удобряли мягкую почву, ее легко было обрабатывать самыми примитивными орудиями — деревянными и медными, урожай собирался два-три раза в год.

Важнейшим условием земледелия в тех районах было регулирование режима рек, т.е. хранение воды в специальных водоемах для использования в засуху, предотвращение паводков, мелиорация. Это требовало постоянного коллективного труда, вынуждало селиться большими группами — общинами и работать сообща. Роль общины в странах Древнего Востока (Египте, Месопотамии, Индии, Китае) была исключительно велика и, во многом, остается такой по сей день. Однако общественный труд был необходим только на ирригационных работах, строительстве плотин, каналов и пр. Сама обработка земли была доступна каждой отдельной семье. Поэтому общинная земля стала делиться на земельные наделы, и община из родовой (какой было в первобытном обществе) стала соседской.

Неравноценность земельных наделов приводила к постепенному обогащению отдельных семей. Излишки зерна хранились, создавая запасы, обеспечивая стабильность положения семьи.

В странах Древнего Востока главной культурой был ячмень на западе (Египет, Месопотамия) и рис на востоке (Индия, Китай). Хозяйство дополнялось оседлым скотоводством, ловлей рыбы.

Появление первых орудий труда облегчило земельные работы и высвободило множество рабочих рук. Часть общинников стала заниматься только ремеслом, уровень его возрос и требовал специальных навыков. Происходит первое общественное разделение труда: отделение ремесла от сельского хозяйства.

От хозяйственных забот были свободны также младшие сыновья во многих семьях. Молодые люди объединяются в отряды с выбранным предводителем и совершают набеги в соседние земли, а в случае угрозы общине — защищают ее. Добыча становилась дополнительным источником обогащения семей воинов, родовой знати и, особенно, жрецов. Пленных убивали или принимали в общину. Позже, с ростом производительности труда, стало выгодно оставлять им жизнь при условии работы на господина — так появляется рабство, играющее на Древнем Востоке важную, хотя и не определяющую роль. Иногда до положения рабов опускались разорившиеся общинники.

Складываются три устойчивые категории людей, традиционно называемые классами — господствующие слои (жрецы, богатые землевладельцы, торговцы, чиновники), мелкие свободные производители (общинники, ремесленники) и рабы. Для защиты от нападений и удобного товарообмена между разными районами возводятся специальные укрепления, где селятся купцы и ремесленники — города. Возникают предпосылки создания государства.

Основная функция государственной власти на Древнем Востоке — организация системы орошения и земледелия. Поэтому объединение общин по берегам рек в единое государство происходит рано и произвольно, а верховная власть возникает в форме неограниченной монархии с огромной ролью жречества. Влияние жрецов основывалось на передаваемых по наследству и тщательно хранимых знаниях по астрономии, метеорологии и пр., позволявших предсказывать поведение рек и управлять земельными работами. Задача царской власти — проводить ирригационные работы в масштабах государства, подавлять сопротивление рабов, добывать новых рабов в завоевательных походах, содержать войско и — что очень важно — доставлять камень для строительства плотин, каналов, пирамид. В государствах Древнего Востока камня не было, его привозили из отдаленных горных районов, а это требовало огромного числа людей и сопровождалось сражениями с горными народами.

Все необходимые для государства работы осуществлялись царем через разветвленный бюрократический аппарат, ведавший также сбором податей и судопроизводством. Неограниченная власть царя приводила к постепенному обожествлению его личности, особенно выраженному в Древнем Египте.

Несмотря на различия истории, экономики и социальных отношений в 4-3 тыс. до н.э. государства обширного региона Древнего Востока имели много общего: земледелие с хорошей системой ирригации, высокая роль общины как основной ячейки общества, неограниченная власть деспота, опирающаяся на жречество, чиновничество и профессиональное войско, наличие рабства.

Несколько иная ситуация складывалась в других регионах мира. Государство Древнего Египта, например, занимало узкую полосу плодородных земель вдоль реки Нил, которая определяла всю жизнь египтян. От ее разливов зависела судьба урожаев и людей, ему поклонялись как божеству, приносили жертвы. Жрецы, молившиеся о добром поведении реки, были прекрасными астрономами и могли делать правильные прогнозы погоды. Именно египетским жрецам мир обязан изобретением знаменитых созвездий Зодиака, соответствующих ежемесячным перемещениям диска Солнца на небесном небосводе. Хотя со времени Древнего Египта карта звездного неба изменилась и Солнце навещает зодиакальные созвездия в другие месяцы, прежнее деление осталось. Осталась и астрология — наука гадания по звездам, но пользуется она устаревшими, созданными несколько тысячелетий назад методами.

ancient.bz.ua

Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока — контрольная работа

      

 

                                Содержание:

 

 

 

 

1. Культура «речных»  цивилизаций Древнего Востока           стр.2

 

2. Символический характер  культуры средних веков              стр.20

 

3. «Серебряный век»  русской культуры                                    стр.39

 

4. Предмет культурологии  и его основные разделы                стр.64

 

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы                    стр.72

 

6. Основные стили в  искусстве и архитектуре                         стр.94

 

7. Проблемы культуры в России                                               стр.119

 

8. Кризис культуры  ХХ века                                                     стр.132

 

9. Соотношение науки  и искусства                                          стр.145

 

10. Роль религии в культуре                                                     стр.151

 

11. Используемая литература                                                   стр.165

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

1. Культура  «речных» цивилизаций Древнего  Востока.

     

            История и искусство Ближнего Востока начинается с Шумеро-вавилонской культуры.

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Древнейшая культура Двуречья - шумеро-аккадская. Шумеры - родоначальники всей вавилонской культуры. Они авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Шумеры разработали и записали первый календарь для двух сезона (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Первая глиняная карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты - лира и арфа - также появились у шумеров. Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу - это шумерская клинопись. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Сохранилось много памятников шумерской литературы, в основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды. Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун.

                              Искусство Вавилона

Наследницей шумеро-аккадской  цивилизации была Вавилония. В середине I тыс. до н. э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразилась хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, и одновременно алой стихией, причиной бед и разрушений. Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени, в минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений.

Согласно учению вавилонских  жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня солнца, Син - бог луны, Адод - бог непогоды, Иштар - богиня любви и пр. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии сильной царской власти. В то же время богам были присущи человеческие качества. Волю богов могли знать только жрецы, а простые люди покорялись золе богов, царей и жрецов. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной, она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека.

Религиозные верования  древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам. Возле храма местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича. В ней находилось святилище бога, а внутри не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.

Основными элементами вавилонской  архитектуры были купола, арки, сводчатые  потолки. Достопримечательностью Вавилона был семиярусный зиккурат бога Этеменаки высотой около 90м. Вавилонская башня - одно из семи чудес света.

       Типологически  схожие черты  находятся также  в культуре Ассирии, культуре  хеттов, Сирии, Палестины, Финикии.  В литературе обычно выделяют  следующие типологические характеристики:

1. Исходный пункт культуры Древнего Востока — первобытнообщинный строй. На ранних этапах развития древневосточной культуры человеческая деятельность основывалась на использовании камня, меди и бронзы. Революционные изменения происходят с открытием и внедрением в практическую деятельность железа.

2.   "Территорией"  древневосточных культур в подавляющем  числе случаев были поймы крупных  рек, речные долины (исключением  являются, пожалуй, лишь хетты,  что, впрочем, требует дополнительного  рассмотрения).  Суть главного  открытия древневосточной культуры как целого состоит в "превращении нужды в добродетель", поскольку земля, не пригодная для жизни родовых общин, превращается в "территорию", в место постоянного обитания.

3.    Основой   хозяйственной   деятельности   являются ирригационные работы при государственной собственности на землю и на оросительные сооружения (иногда дополняемой царско-храмовой собственностью).

4.  Огромная роль  в древневосточной культуре принадлежала  астрономическим знаниям, которые  тесно переплетались и были  практически неотделимы от астрологии. Система храмов и жречество были включены в систему астрономических представлений, выполняя консолидирующую и регулятивную функции.

5.   Общество было  сословным (а в отдельных случаях  — кастовым). Сословная структура  общества была связана с развитым разделением труда.

6.   Основным занятием  людей было сельское хозяйство,  но определяющая и руководящая  роль во всех областях принадлежала  городу. Более того, первая форма  городского поселения - ориентированная  и измеренная земля, обнесенная крепостной стеной, — является характерным продуктом древневосточной культуры.

7.   Само   государство   имело   в   качестве  территории  ориентированную и измеренную  землю, т.е. существовало в виде "территориального царства".

8.   Характер власти был деспотическим, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию. Правитель (фараон, император) считался находящимся в таинственных отношениях со звездным небом, считался "сыном Неба" и лишь потому способным управлять "территорией" и проживающими на ней людьми. Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается тема священного брака Земли и Неба.

9. Формирование государства  сопровождалось развитием письменности, которая постепенно переходит  от пиктографии к иероглифическому  письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги и согласные звуки.

Разумеется, эти типологические характеристики требуют конкретизации, что побуждает нас к систематическому обзору накопленного фактического материала, касающегося истории культуры Древнего Востока.

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения  понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот  период истории, который хронологически и генетически предшествовал  эллинству и христианству. Историю  древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30--20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III--V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним  Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.

Развитие древневосточной  культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов  Востока. Культурологический аспект восточной  жизни вобрал в себя черты экономико-политического  устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

При всем многообразии, а  часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие  элементы в системе функционирования искусства. Художественная древневосточная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью.

 

Социально-мировоззренческие  основы культуры Древнего Востока.

 

Особенности социально-мировоззренческих  основ культуры Древнего Востока  во многом определены способом коллективного  выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.

Природные условия различных  территорий Древнего Востока имеют  свои особенности, но есть и общие  черты: это зона в основном субтропического  климата с очень жарким сухим  летом и мягкой зимой. Большую  роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).

Поселившимся здесь  людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.

Выжить на Востоке  можно было, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения

Условием выживания  было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое  оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока - Египта, Индии, Шумера, Китая.

Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Человек никогда не может  смириться с тем, что возвышается  над ним как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может ее побороть, то стремится, хотя бы, приручить, направляя в соответствующее себе русло. Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому духу, который стремится найти достойный ответ и выразить его в формах культуры. Применительно к общественно-политической жизни Древнего Китая этот ответ попытался найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций -- латинизированное Произношение китайского Кун-цзы, т. е. «учитель Кун». За четыре столетия конфуцианство завоевало умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме.

student.zoomru.ru