Расшифруй древнюю рукопись мелодия. Конспект урока и презентация по музыке "Мелодия - душа музыки"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок музыки по теме "Мелодия – душа музыки". 2-й класс. Расшифруй древнюю рукопись мелодия


Урок музыки по теме "Мелодия – душа музыки". 2-й класс

Разделы: Музыка

Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Цели:

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся;
  • развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Учебные задачи:

  • эмоционально-образное восприятие и характеристика пьесы Э. Грига “Песня Сольвейг”;
  • выразительное исполнение песен “Чунга-чанга” В. Шаинского и “До свиданья, осень!” А. Кудряшова;
  • осмысление понятий “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
  • определение по звучанию направления движения мелодии, а также созданного композитором музыкального образа.

Оснащение урока:

  • презентация “Мелодия – душа музыки”;
  • презентация песни В. Шаинского “Чунга-чанга”;
  • презентация “Песня Сольвейг”;
  • презентация песни А. Кудряшова “До свиданья, осень!”;
  • презентация “Викторина”;
  • презентация кроссворда “Мелодия”.

Техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • CD-проигрыватель;
  • проекционная система;
  • музыкальные инструменты: баян, гитара, скрипка, фортепиано, барабан, бубен, металлофон, маракасы, триола, треугольник и т.д.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. (Учитель демонстрирует презентацию “Мелодия – душа музыки”. Приложение 2.) Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?

Дети. (Высказывают свои предположения).

Учитель. Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.

Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка. Что же написано в розовом пятне? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? (По щелчку воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)

Дети. Птицы поют.

Учитель. А сейчас? (По щелчку звучит мелодия в исполнении гобоя.)

Дети. Это музыка.

Учитель. Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?

Дети. Нет.

Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.):

“Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые. Только есть ещё другие: Не шуршания, не стуки – Музыкальные есть звуки”. [1]

Дети. Звуки бывают разные - шумовые и музыкальные.

Учитель. Правильно. Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?

Дети. Музыкальные звуки.

Учитель. Верно. (По щелчку в розовом пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?

Дети. Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.

Учитель. Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.

Дети. На барабане не получается.

Учитель. Почему?

Дети. Барабан стучит все время один и тот же звук.

Учитель. Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального” [1]. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся в кабинете. Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?

Дети. На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.

Учитель. Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?

Дети. Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.

Учитель. Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.

Дети. Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.

Учитель. Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.

Дети. Значит, мелодия бывает громкой и тихой.

Учитель. Правильно.

Дети. Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.

Учитель. Молодцы!

Дети. Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.

Учитель. Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом пятне старинной рукописи?

Дети. Что мелодия бывает разной.

Учитель. Правильно. (По щелчку в жёлтом пятне появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы видим?

Дети. Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.

Учитель. Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)

Дети. На волны.

Учитель. Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)

Дети. На стрелочку вниз.

Учитель. Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)

Дети. На ступеньки вверх.

Учитель. Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге?

Дети. Может быть, “Куда идёт мелодия?”

Учитель. Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)

Попробуем расшифровать надпись в голубом круге. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?

Дети. Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.

Учитель. Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую…

Дети. Чтобы сыграли.

Учитель. Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?

Дети. Вокальную и инструментальную.

Учитель. Что же написано в голубом круге?

Дети. Вокальная и инструментальная мелодия.

Учитель. Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.) Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Ведь мы с вами часто на уроках музыки поём фрагменты из инструментальных произведений.

Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две картинки?

Дети. Два художника рисуют картины.

Учитель. Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей портрет рисует нам мелодия?

Дети. Портрет лебедей.

Учитель. Верно. Слушаем дальше. (Автоматически звучит музыка речитативного склада. На слайде картинка - выступление древнегреческого оратора.) Не правда ли, эта мелодия как будто “разговаривает” с нами. (По щелчку появляется картинка - выступление современного человека за трибуной.) Это ещё один образ - “речь человека”. (По щелчку появляется надпись “Мелодия-речь человека”.)

Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?

Дети. ?..

Учитель. Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)

Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним нашу любимую песню В. Шаинского “Чунга-чанга” с танцевальными движениями и создадим образ беззаботной жизни на необитаемом острове. (Учитель демонстрирует презентацию песни “Чунга-чанга”. Приложение 3.)

Дети. (Исполняют песню с движениями).

Учитель. Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, Я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните Задание 1. в Рабочей тетради. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: “насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно”. (Учитель демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4.)

Дети. (Слушают музыку и выполняют задание).

Учитель. Хорошо. (На слайде 3. учитель после ответов детей по щелчку высвечивает правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно, протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему?

Дети. Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг.

Учитель. Верно. И называется это произведение “Песня Сольвейг”. (Учитель сменяет слайд). Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется “Домик Сольвейг” и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.

Дети. Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто.

Учитель. Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?

Дети. О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека.

Учитель. Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана?

Дети. В миноре.

Учитель. Правильно. Мелодия песни “До свиданья, осень!” тоже печальная. Давайте исполним эту песню, создавая образ прощания с красавицей-осенью. (Учитель демонстрирует презентацию песни “До свиданья, осень!” Приложение 5.)

Дети. (Исполняют песню с движениями).

Учитель. Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими пользуетесь. Я приглашаю вас к участию в викторине. Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы. (Учитель демонстрирует презентацию “Викторина”. Приложение 6.)

Презентация. Слайд 1. Первый вопрос: назовите инструменты, которые вы видите на экране?

Дети. Гитара, скрипка, бубен, барабан, труба, тарелки…

Учитель. Верно, а ещё металлофон и кастаньеты (показывает). На каких музыкальных инструментах можно исполнить мелодию? Выполните Задание 2. самостоятельно в Рабочей тетради, а потом мы сверимся.

Дети. (Выполняют задание).

Учитель. Хорошо. (После ответов детей по щелчку (слайд 2) на экране появляется правильный ответ – гитара, скрипка, металлофон, труба.)

Слайд 3. Следующее задание: определите, как движется мелодия? (По щелчку звучит “Па-де-де” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.)

Дети. По ступенькам вниз.

Учитель. Слайд 4. Правильно. А теперь самое интересное – по характеру мелодии постарайтесь определить образы, которые создали композиторы. (На экране картинки лебедя, пчелы и птенцов.) И объясните свой выбор.

Слайд 5. (По щелчку звучит первое произведение – “Лебедь” К. Сен-Санса.)

Дети. Это лебедь. Мелодия медленная, плавная, нежная.

Учитель. Правильно. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – фамилия композитора и название произведения.) Слушаем дальше. (По щелчку звучит второе произведение.)

Дети. Это пчела.

Учитель. Почти угадали. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – “Полёт шмеля” Н.А. Римского-Корсакова.) Почему вы так решили?

Дети. Мелодия быстрая, как бы жужжащая.

Учитель. Правильно. Понятно, что третья мелодия будет соответствовать оставшейся картинке. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, какое из известных вам музыкальных произведений сейчас прозвучит?

Дети. Это музыка про птенцов. Мы её слушали вначале года.

Учитель. Послушайте и ответьте, эта мелодия вокального или инструментального характера? (По щелчку звучит “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)

Дети. Эта мелодия инструментального характера. Её нельзя спеть. Она быстрая, весёлая смешная, озорная.

Учитель. Молодцы, вы - настоящие знатоки. И в завершение нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд “Мелодия”. Выполните Задание 3. в Рабочей тетради. (Учитель демонстрирует презентацию кроссворда “Мелодия”. Приложение 7.)

 

1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.

2. Красивые ритмичные движения под музыку.

3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.

4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.

5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.

6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.

7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.

Дети. (Разгадывают кроссворд).

Учитель. Давайте проверим вместе. (После каждого ответа детей по щелчку в ячейках кроссворда появляется правильный ответ. Можно заполнять кроссворд коллективно по тому же принципу: после ответа детей – правильный ответ на экране. Это позволит учителю сократить время на разгадывание кроссворда.) Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.

Дети. Балет, опера и …

Учитель. Симфония.

Дети. В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.

Учитель. В симфонии тоже много мелодий. Среди них могут встретиться мелодии, похожие на марш, на танец, на песню.

Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.

Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.

Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?

Дети. Мелодия состоит из музыкальных звуков.

Учитель. Правильно. Какими бывают мелодии?

Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

Учитель. Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?

Дети. Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах.

Учитель. Верно. Как вы думаете, мелодия русской народной песни “Во поле береза стояла” движется “по ступенькам” или “скачками”? (Учитель напевает первую фразу песни.)

Дети. По ступенькам.

Учитель. Да. Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?

Дети. Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха.

Учитель. Сольвейг из пьесы Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. А ещё?

Дети. “Полёт шмеля”.

Учитель. Не забывайте о песнях.

Дети. “Чунга-чанга”, “До свиданья, осень!”.

Учитель. Образ счастливой жизни на острове и образ осени. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. (Учитель оценивает работу наиболее активных обучающихся). Прочитайте домашнее задание в Рабочей тетради. Вам предстоит по памяти восстановить все пять записей о мелодии. Урок окончен. До свидания!

Литература

  1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  3. Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.

CD

  1. 200 песен. Дискотека для маленьких ©&®ООО “Цветомир”, 2008.
  2. Александр Кудряшов. “Озорные нотки”. Песни для детей © А.Кудряшов, 2005.
  3. Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО “Элком”, 2004.
  4. Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 56771.
  5. “Любимые песни детства” © 2005 В. Шаинский, Э. Успенский, Г. Гладков, Ю. Энтин. С. Козлов, Гр. Гладков, Е. Крылатов, А. Тимофеевский. М. Танич.
  6. Музыкальная коллекция СОНАТА. Не только классика © ООО “Институт новых технологий”. 2004.
  7. Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”, 2002.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока и презентация по музыке "Мелодия

Цель урока:

ознакомление с понятием мелодия.

Задачи урока:

- уметь находить и напевать в произведении мелодию;

- развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;

- развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.

Оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- звукоусиливающая аппаратура (колонки) ;

- синтезатор.

Материалы:

- слайдовая презентация (музыка звучит в презентации по щелчку) ;

- нотный материал;

- музыкальные фонограммы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).

2. Новый материал.

Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.

Мелодия – это главная мысль любого произведения.

Слайд №2. Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом произведении.

Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения? (да)

Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора

Слайд №3. П. И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».

Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)

Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.

Слайд №4. Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».

А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)

Значит, мы должны услышать интонации шага.

презентация по музыке для начальных классов Мелодия - душа музыки

Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.

(ребята выполняют задание)

Как звучал марш?

Какой темп был? (подвижный, быстрый)

Какой характер? (радостный)

А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)

Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?

Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)

Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).

Молодцы! Мы сейчас организуем игрушечный парад!

Девочки – будут маршировать локотками – это будут игрушки.

Мальчики – пальчиками играют на воображаемом барабане.

Звучит марш, ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.

Звучит «Марш деревянных солдатиков»

Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?

Играю мелодию - может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)

Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)

Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем небольшой фрагмент мелодии марша.

А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».

Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)

Слайд №5. Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки Муза превратит в фей, которые будут танцевать под эту музыку.

Какие движения вы подберёте?

Как звучит вальс?

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского

(ответы: движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно…)

А теперь, ищем мелодию в танце.

Играю аккомпанемент - может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)

Играю мелодию – может это? (пробуем напеть)

Что получилось напеть, первый вариант или второй? (второй)

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Весь материал - в архиве.

videouroki.net

Урок №1. Древнерусская музыка. – MMTeacher

Владимир - Июл 20th, 2014

Цель: Познакомить учащихся с искусством Древней Руси

Задачи: Воспитать интерес учащихся к Древнерусской музыке организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.

 

Эпоха Древнерусской музыки охватывает почти VIII столетий – от возникновения Русского государства в IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Все это долгое время русская музыка развивалась в двух областях – народной и церковной музыки.

В то время выделялся особый слой профессиональных музыкантов – скоморохи. Так называли на Руси бродячих музыкантов, актеров певцов и танцоров. Свои выступления скоморохи (их еще называли потешниками) обычно сопровождали игрой на различных инструментах. Они ходили от деревни к деревне, пели, играли, устраивали представления. К их числу принадлежит Киевский сказитель Баян, воспетый Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила» и Глинкой в одноименной опере.

Церковная музыка в Древней Руси существовала в виде хорового без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Более того, инструментальная музыка считалась греховной, бесовской. В такое противопоставление был заложен духовный смысл. В те времена считали, что в православном зале должно звучать только ангелоподобное пение, которое является отголоском небесной музыки. Исключение составляло только искусство игры на колоколах, получившее развитие в разнообразных формах простого звона, перезвона, трезвона и т.д. Колокола среднего и большого размера часто получали имена: особенно известны «Царь-колокол», который до сих пор стоит в Московском Кремле, «Сысой», «Лебедь», а в Кремле Ростова Великого был установлен колокол «Баран». Древнерусские песнопения – стихиры, тропари, кондаки – по вдохновению, профессионализму исполнения и силу художественного выражения не уступают ансамблям древнерусского зодчества, фреска Феофана Грека и Андрея Рублева. Народная музыка в те времена по традиции передавалась от поколения к поколению устно, «из уст в уста». Культовая музыка в эту эпоху записывалась особыми знаками, получившими название знамен, из которых самыми распространенными были крюки. Поэтому древние музыкальные рукописи называют знаменными, или крюковыми.. Их расшифровка в наши дни стала одной из сложных и интересных задач музыкальной науки. Крюковые рукописи XI – XVI веков большей частью еще не расшифрованы. В 1-й половине XVII века была создана система церковных согласий, составивших диатонический церковный звукоряд. Каждая ступень этого звукоряда получила буквенное наименование. Это послужило основой системы киноварных помет. Их выполняли красной краской – киноварью. Отсюда и название. Главное преимущество этой системы состояло в том, что специальные значки уточняли высоту звуков. Основной звукоряд обозначался начальными буквами слов: гораздо низко (ГН), низко (Н), средним гласом (С), мрачно (М), повыше (П) и высоко (В). Помимо были введены «указательные» пометы для обозначения простейших ходов голоса. У (ударить) – ход на ступень вниз при движении четвертями, Б (борзо) – такое же движение вверх, З (закинь) – ход на две ступени вверх, Л (ломи) – скачок на терцию вверх, К (качни) – ход на ступень вниз и обратно, Р (равно) – движение на одной высоте. Пометы записывали слева от крюков и чуть выше.

Некоторые исследователи приписывают изобретение киноварных помет новогородскому мастеру Ивану Шандуру. Эти значки дают возможность достаточно точно переводить напевы той поры на современную нам систему нотной записи.

В XVII веке музыкальная культура нашей страны, особенно хоровая, достигла очень высокого уровня. Это было время, когда наряду с традиционными жанрами музыкального искусства активно рождались новые формы и жанры. До этого хоровая музыка была одноголосной. Теперь ей на смену пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись, и возник стиль «партийного пения». Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровых концертов. Эти концерты были важной переходной ступенькой от церковной к светской профессиональной музыке.

Кантами в то время называли трехголосные куплетные песни (латинское cantus—пение, напев, песня). Содержание кантов было самым разнообразным: раздумья о жизни и смерти, картины природы, восхваление исторических личностей, выражение человеческих чувств. Пели их небольшие ансамбли.

Самой сложной формой русской музыки XVII века был хоровой «духовный концерт». Иногда из общего числа певчих выделялся ансамбль солистов, которые пели попеременно с большим хором. А иногда одна хоровая партия как бы вступала в спор с другой — альты с дискантами или тенора с басами. Но чаще всего композиторы той эпохи писали концерты, в которых состязались несколько хоров. Духовный концерт представлял собой диалог, а не борьбу хоров. Очень часто создавался эффект эхо.

Представьте, во время концерта певчие устраивались покорно, один хор на небольшом расстоянии от другого. Получался стереофонический эффект. Тогда это называлось антифонным пением (дословно «противозвук»). Причем в таком пении русские певчие достигли огромных вершин. Композиторы писали концерты для трех- и более четырехголосных хоров. В таком письме особенно прославились в те времена Н. Дилецкий и В. Титов.

Говоря о древнерусской музыке, надо отметить то, что XVI—XVII века были периодом зарождения русского музыкального театра. Истоками его были древние представления — ритуал «пещного действа» и вертепный кукольный театр.

«Пещное действо» —инсценировка древнего сказания о трех отроках, которые не пожелали отдать поклон золотой статуе Навуходоносора и были брошены по его приказанию в горячую печь. Такая инсценировка сопровождалась пением различных стихир, кондаков и «росных стихов» (стихотворения, которые рассказывали о росе, которая чудесным образом погасила огонь в печи).

Большой любовью в народе пользовались вертепные представления. Вертеп —кукольный ящик с двухъярусной сценой —носили по домам, и под пение кантов разыгрывали один и тот же спектакль о жестоком библейском царе Ироде и его смерти.

В конце XVII века в России появился уже и настоящий музыкальный театр со зрительным залом, сценой, актерами, а иногда и оркестром. Первые такие театры называли школьными, потому что большинство из них организовывались при каком-то учебном заведении. Тексты для них писали известные драматурги, например, Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский. Спектакли школьных театров явились итогом развития всего древнерусского искусства и одновременно стали связующим звеном с русским искусством XVIII века.

 

  1. Обобщение урока:

 

1. Какой период времени охватывает древнерусское искусство?

2. В каких областях развивалось музыкальное искусство этого периода?

3. Кто такие скоморохи и чем они занимались?

4. Что такое стихиры, кондаки, тропари?

5. Объясните понятие «знаменное или крюковое» пение.

6. Что такое антифонное пение?

7. Перечислите истоки русского музыкального театра.

mmteacher.ru