Раннее царство древний египет. Древний Египет. Раннее царство. Период I-II династий. (Начало III тыс. до н.э.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейший Египет. Раннее царство. Раннее царство древний египет


Древнейший Египет. Раннее царство

Определение 1

Додинастический период (конец $V$ тыс. – сер.$IV$ тыс до н. э.) - последний доисторический период на территории Египта, который характеризуется завершением распределения родоплеменных отношений и образованием социально дифференцированного общества и как следствие, возникновением первых древнеегипетских рабовладельческих государств (вторая пол. $IV$ тыс. до н. э.).

Первый додинастический период

В начале $4$ тыс. до н.э. оседлый земледельческий образ жизни становится господствующим у племен нильской долины, которые представлены амратской и негадской культурами, обнаруженными на территории Верхнего Египта. Появляются поселения, с укрепленными стенами, что свидетельствует об оседлости вследствие всё большего развития ирригационного земледелия. Растет количественный состав населения, о чем говорят могильники этой культуры – они крупнее бадарийских. Расширяется производство металлических изделий: кроме медных предметов обихода появляются первые золотые украшения. Черная и красная керамика украшается резными и расписными узорами, символические знаки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения частной собственности (сосуды с одного захоронения имеют обычно один и тот же знак). С этого времени до нас дошли также статуэтки пленников, со связанными сзади руками. Скорее всего, они выполняли функцию прислуги.

Имущественное расслоение было ещё незначительным: люди того времени мало отличались друг от друга по уровню своего богатства. Найденные погребения не позволяют выделить такие, что отличались бы особенной роскошью от остальных и поэтому могли бы принадлежать племенным вождям, которые хотя бы в некоторой степени приближались по своему положению к древнейшим царям. Таким образом, можно сказать, что общество сохраняло еще относительную социальную однородность.

Второй додинастический период

В середине $IV$ тысячелетия на смену амратской культуре приходит герзейская культура. Развитию орошения приводит к увелечению урожайности земледелия, и родовая земледельческая община трансформируется в соседскую. В ней происходит социальная дифференциация и разделение труда - ремесло отделяется от земледелия, скотоводство вытесняет охоту.

Формируется слой «знатных», состоящий из военной верхушки (вождя и воинов), о чем свидетельствует появление богатых захоронений, и элиты (состоятельных общинников), служителей культа. Этот слой господствовал над основной массой населения – земледельцами и скотоводами. Захваченные в результате военных действий пленные образуют пока еще малочисленную категорию рабов.

Необходимость поддержания и расширения ирригационных систем требовала объединения общин в более крупные образования. Независимо от того, каким путем происходило объединение (мирным или насильственным), одна из общин так или иначе занимала господствующие позиции по отношению к остальным. Именно ее селение превращалось в административный, военный и религиозный центр объединенной общины, а ее элита захватывала политические, военные и жреческие функции. Со временем процесс объединения привел к появлению к концу $34$ в. до н.э. крупных территориальных образований – номов, которые сегодня считаются первыми протогосударствами Древнего Египта. Во главе нома стоял номарх, бывший родовой старейшина, а теперь, с появлением государства, местный царек, который был главным администратором, возглавлял номовое ополчения, выступал в роли верховного жреца номового культа, руководил ирригационным строительством. В $33$ в. до н.э. возросшая потребность в создании общеегипетской оросительной системы обусловила политическое объединение всей долины Нила. В результате борьбы номов за политическое господство возникло два государства – нижнеегипетское со столицей в Буто и верхнеегипетское со столицей в Нехене (Иераконполь).

Замечание 1

Основным религиозным культом в Нижнем Египте стал культ Сета, а в Верхнем Египте – культ Гора.

Ранее царство

В последние два века $IV$ тысячелетия в Египте наступила эпоха борьбы за власть. Завершилось объединение номов на севере и юге, и теперь необходимо было решить, кто станет царем всей долины Нила. Нижний и Верхний Египет вели постоянные войны за контроль над египетскими территориями. Военный конфликт завершился покорением Нижнего Египта царем Нармером из Верхнего Египта около $3200$ года до н.э. Нармер объединил корону Нижнего и Верхнего Египта, и создал таким образом единое Египетское государство. Об этом свидетельствует найденная в $1898$ году в Иераконполе «Палетки Нармера», на которой один и тот же фараон изображен в коронах Верхнего и Нижнего Египта одновременно. Династия Нармера (её называют «Нулевой») стала первой общеегипетской династией. На смену ей пришла $I$ династия, из верхнего Египта - города Тин. Ее родоначальник Мина (Мин или Менес) для объединения государства создал на границе Нижнего и Верхнего Египта новую столицу – Мемфис. Правление $I$ династии было относительно стабильным периодом, что позволило одному из ее представителей, Джеру, осуществить успешные военные походы за пределы Египта. Постепенно египтяне установили контроль над Синайским полуостровом.

Однако в правление $II$ династии усилился сепаратизм в Нижнем Египте, который стремился выйти из-под власти Верхнего Египта и отвоевать свою независимость. Стремясь подавить эти движения, цари прибегали как к насилию, так и к политике примирения. Но, по-видимому, к концу царствования $II$ династии Нижний Египет был покорен.

Замечание 2

Об особенностях государственного устройства Египта Раннего царства нам известно, прежде всего, по исследованиям царских гробниц в Абидосе и современной Саккаре к западу от Мемфиса (эти города служили в качестве царских резиденций), а также по захоронениям вельмож. В эпоху Раннего царства сформировался многочисленный государственный аппарат, который обеспечивался государственным землевладением - крупными хозяйствами, в которых трудились принадлежащие государству подневольные работники. Существовали сельские общины, обязаны государству налогами и повинностями. В больших масштабах проводились ирригационные работы. Кроме хорошо известных египтянам медных орудий также широко распространенными были и каменные орудия труда.

При царствовании $I-II$ династий с регулярностью в два года повторялся церемониал «прохождения Гора» - возможно объезд царем всей страны. В идеологии ощущалось осознание единства страны, и отказ от понимания Нижнего Египта как покоренной территории. Титул царя теперь включал сопоставление с уважаемыми на юге и на севере страны божествами Сета и Гора, и звучал как «царь Верхнего и Нижнего Египта». Сам же термин «фараон» входит в употребление как аллегорическое обозначение царя позже. В ходе централизации культ почитания Гора - изначального бога царей Верхнего Египта - распространяется по всей стране.

Египтом поддерживал активные контакты с внешним миром. Каменные сосуды египетского производства периода Раннего царства находят по всему Восточному Средиземноморью; египтяне доставляют из Финикии и Сирии дерево для строительства (дуб и ливанский кедр), ввозят с Синайского полуострова малахит, медь и бирюзу, изучают пути по Ливийской и Аравийской пустыням. Египет сохраняет контроль над Северной Нубией, установленный еще при Менесе. Цари $I$ династии воюют на азиатских рубежах, и захватывают там богатую добычу: пленников и скот.

К середине правления $II$ династии, около середины $XXIX$ века до н. е., Египет настигли потрясения. Царь Сехемиб меняет свое имя, связанное с Гором, на «Периибсен», отождествляя себя при этом с мифологическим врагом Хора Сетом, и переносит столицу из Мемфиса в Абидос. Нижний Египет взбунтовался против него, потому что по-прежнему почитал Гора. Этот распад страны был вызван в равной степени борьбой внутри царского дома, и проявлениями нижнеегипетского сепаратизма.

Единство Египта восстановил последний царь $II$ династии Хасехемуи. Базой Хасехемуи был Верхний Египет; Нижний Египет он завоевал, подвергнув сокрушительному разгрому (надпись на его статуи говорит об истреблении или похищения почти тысяч человек). Так единство Египта было возобновлено, и он вступил в новый период – период Древнего царства.

spravochnick.ru

Раннее царство (Древний Египет) Википедия

Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства — Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола — Хор, покровитель большинства царей Раннего царства. В конце раннего царства, приблизительно в 2850 году до н. э., фараоном был Сенеферка.

В руках государства находились работы по орошению долины Нила; ежегодно измерялся и записывался уровень воды. Уже в Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, в зачаточном состоянии.

Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.

Политеизм характерен уже для Египта Раннего царства.

Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены.[1]

Основные события

  • Ок. 3120 до н. э. Начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.-египетское per-aa = ‘большой дом’), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним надписям, царь Верхнего Египта Нармер Хор Аха) объединяет Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей государства становится Мемфис («Белые стены» или «Хет-ка-Птах» — «Храм ка Птаха») на границе Верхнего и Нижнего Египта. Для правителей строятся мастабы (глинобитные гробницы) около города Тине. После смерти Менеса правят ещё 7 или 8 царей I династии — «Последователи Хора (бога-сокола)».
  • Ок. 2900 до н. э. — первые походы египетских фараонов в Северную Нубию. Борьба Египта с бедуинами, контролировавшими медные копи полуострова Синай, приведшая к частичной изоляции государства.
  • Ок. 2800 до н. э. египтяне достигают высокого уровня в геометрии (приблизительное нахождение числа пи, площади фигур) и астрономии (планеты, созвездия).
  • Ок. 2725 до н. э. начинает развиваться внешняя морская торговля Египта, сначала с Библом в Ливане, затем с Пунтом, который располагался, возможно, на территории современного Сомали.

Примечания

  1. ↑ Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 154—155. — 801 с.

wikiredia.ru

Раннее царство (Древний Египет) Википедия

Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства — Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола — Хор, покровитель большинства царей Раннего царства. В конце раннего царства, приблизительно в 2850 году до н. э., фараоном был Сенеферка.

В руках государства находились работы по орошению долины Нила; ежегодно измерялся и записывался уровень воды. Уже в Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, в зачаточном состоянии.

Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.

Политеизм характерен уже для Египта Раннего царства.

Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены.[1]

Основные события[ | код]

  • Ок. 3120 до н. э. Начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.-египетское per-aa = ‘большой дом’), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним надписям, царь Верхнего Египта

ru-wiki.ru

Древний Египет. Раннее царство. Период I-II династий. (Начало III тыс. до н.э.)

alt

Ранним царством в истории Египта называют время, непосредственно следующее за созданием около 3000 г. до н. э. единого, государства. В это время в долине Нила уже сложилось примитивное рабовладель­ческое общество, в котором наряду с экс­плуатацией рабов существовала и эксплуа­тация свободных людей. Население было объединено в сельские общины. Во главе государства стоял фараон.

Столицей государства был Мемфис, рас­положенный в начале дельты Нила. Мем­фис рано стал главным религиозным и ху­дожественным центром страны, оказавшим огромное влияние на формирование египет­ской культуры и искусства. В настоящее время от древнеегипетской столицы почти ничего не сохранилось, и судить о ее вели­чии можно лишь на основании письменных источников. Кроме Мемфиса в период Ран­него царства существовали и другие круп­ные города: Буто на юге, Нехен (Иераконполь) на севере, Саис в западной части дельты, Коптос у начала пути от Нила к Красному морю.

От периода Раннего царства сохрани­лись главным образом культовые сооруже­ния и гробницы. Жилые строения, сделан­ные из дерева, тростника, глины и кирпича- сырца, почти не дошли до нас, и их облик восстанавливается лишь на основании от­крытых при раскопках остатков, а также по изображениям на стенах гробниц и по моделям домов, найденным в погребениях.

Рядовые члены общины жили в неболь­ших хижинах, сплетенных из тростника, об­мазанного глиной, или сложенных из кирпича-сырца. Богатые слои населения имели дома больших размеров, обнесенные стеной из кирпича-сырца. Перед входом соору­жали навес.

Жилища фараонов Раннего царства, ко­торые условно могут быть названы двор­цами, возводились из бревен. Представле­ние о таком дворце дает найденное в Абидосе изображение на стеле фараона I династии Джета. Основу здания составляют вертикально врытые в землю бревна, к которым прикреплены бревна го­ризонтальные. Входы во дворец располага­лись в нишах. Простые по своей архитектуре, дворцы фараонов Раннего царства имели строгий и внушительный вид.

Найденные в Абидосе и Нехене остатки дворцов последующих фараонов Раннего царства были сооружены из кирпича-сырца. Дворцы в Абидосе и окружавшие их дворы были обнесены двойными стенами. Внутрен­ние стены имели ниши и выступы.

Культовые сооружения, согласно древ­ней традиции, в течение долгого времени делали из тростниковых циновок, укреплен­ных на тростниковой или деревянной ос­нове. Искусство плетения в Египте во вре­мена Раннего царства достигло высокого мастерства.

В последующие периоды при сооруже­нии культовых построек из камня для де­кора здания использовали орнамент, вос­производящий некоторые основные конст­руктивные приемы построения древнейших тростниковых святилищ и деревянных двор­цов.

Культ мертвых, существовавший в додинастический период, в период Раннего цар­ства в связи с развитием классового обще­ства получил еще большее значение. Именно в этот период сформировались основные принципы египетской религии, выработа­лись культовые обряды, сохранившиеся на протяжении длительного времени.

Так как египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, они стремились сохранить тело (вместилище души) и обеспечить покойного всем необхо­димым для продолжения жизни: едой, пить­ем, одеждой, утварью, орудиями труда.

Для того чтобы предотвратить тление, тело бальзамировали. Но способы бальза­мирования в начале III тысячелетия были несовершенными, тело разрушалось, и, сле­довательно, душа, лишенная пристанища, не могла обеспечить человеку вечное суще­ствование. Желая предохранить умершего от гибели, египтяне ставили в гробницу ста­тую- двойник покойного, в котором в слу­чае исчезновения тела должна была пребы­вать душа.

Первоначально гробницы Раннего цар­ства напоминали могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме, над которой насыпали холм из камней и гальки. В дальнейшем для сохранения насыпи и придания ей правильной формы ее стали обмазывать илом и обкладывать кирпичом. Форма и размеры гробницы зависели не только от времени ее создания, но и от имущественного положения владельца.

Стены гробниц были массивными; для большей прочности им придавали неболь­шой наклон. Так как по своему внешнему виду гробница напоминает завалинку у дома современного египтянина, арабы на­зывают такую гробницу мастабой, что по-арабски значит «скамья». Это название ут­вердилось за гробницей и в египтологиче­ской науке.

Наиболее крупной гробницей знатного вельможи Раннего царства, превосходящей по величине даже царские погребения, яв­ляется мастаба визиря Хемаки, воздвигну­тая в Саккаре при фараоне I династии Депе. Ее длина 57,3 м при ширине 26 ж; размеры погребальной камеры - 7,7 м в длину и 4,8 м в ширину. Внутри гробницы размещались две подземные и четыре на­земные кладовые, четко и умело расплани­рованные и богато декорированные. Сна­ружи мастаба Хемаки была окружена сте­ной с выступами. От мастабы теперь мало что сохранилось, но некогда она, как и мно­гие мастабы Саккарского некрополя, имела внушительный вид: строгие формы гроб­ницы, расчлененные разноцветными высту­пами и нишами, четко выделялись на фоне светло-коричневых скал, желтых песков пу­стыни и синего египетского неба.

Наилучшим примером царской усыпаль­ницы Раннего царства является гробница царицы I династии Хер-Нейт, открытая в Саккаре в 1956 г. Гробница имеет наземную и вырубленную в известняковом массиве подземную часть; последняя со­стоит из двух помещений, расположенных одно над другим. Перекрытие было сделано из бревен, поверх которых лежали камен­ные плиты. Каменная притолока украшена рельефными фигурами львов - стражей гробницы.

Деревянный саркофаг царицы стоял в нижнем помещении, из которого по деревянной лестнице можно было попасть в помещение второго этажа, служившее кладовой. Над гробницей после погребения был насыпан из мелких камней холм, обли­цованный для большей прочности кирпичом.

Над ним было сооружено из кирпича пря­моугольное в плане помещение (22 x 45 м), разделенное на несколько изолированных комнат. Сна­ружи гробница царицы Хер-Нейт имела слегка наклонные стены, расчлененные прямоугольными выступами и нишами, окра­шенными в красный и желтый цвет.

Вокруг мастабы шла невысокая глиняная при­ступка, на которой стояли вылепленные из глины головы быков с настоящими бычьими рогами. Стро­гие формы гробницы, скульптурные укра­шения, яркий цвет наружных стен прида­вали наряд­ный вид.

Гробницы фараонов Раннего царства достигали значительных размеров. Гроб­ница фараона I династии Гора-Аха имела площадь в 561 м2. Под землей было распо­ложено 5 камер, а над землей - 27 поме­щений. Гробница царя I династии Джета была еще больших размеров, ее площадь равнялась 672,5 м2.

Гробница последнего фараона I дина­стии Ка превосходила своими размерами обе предыдущие; она имела большие под­земные камеры, наземные кладовые также были весьма обширными. Возле гробницы сохранились приступка, украшен­ная скульптурными головами быков, и остатки заупокойного храма, в котором стояли две деревянные статуи.

alt

Гробницы внутри были богато украшены росписью. Покрывавший их узор напоми­нал циновки, сплетенные из красных, синих, белых и черных прутьев. Среди гробниц Раннего царства особенно выделяется гроб­ница фараона I династии Джета, обшитая внутри досками с узором из листового зо­лота.

Большая группа памятников, принадле­жавших фараонам Раннего царства, была найдена в Абидосе. По формам они напо­минали саккарские мастабы, но в отличие от последних в них не были обнаружены человеческие останки. Следует отметить, что, согласно сохранившимся надписям, не­которые из абидосских мастаб принадле­жали тем же фараонам, чьи гробницы были

открыты в Саккаре: Гора-Аха, Джера, Джета, Ка и др. По своим размерам аби- досские мастабы несколько уступали саккарским. Например, подземная часть ма­стабы Гора-Аха в Саккаре состояла из пяти помещений, а мастаба того же фараона в Абидосе имеет лишь одно. Причины строи­тельства двух гробниц для одного и того же фараона не до конца установлены; су­ществуют различные точки зрения по этому вопросу.

Согласно одной теории, строитель­ство второй гробницы в Абидосе было вы­звано политическими соображениями: одна из гробниц предназначалась для фараона в качестве царя Нижнего Египта, а другая - для него же в качестве царя Верхнего Египта. По другой теории, которой придер­живаются советские египтологи М. Э. Матье и H. М. Пастовская, подлинными погребе­ниями были саккарские гробницы, а абидосские гробницы являются кенотафами, т. е. ложными гробницами, сооружавши­мися в связи с обрядом хеб-сед.

Согласно древним верованиям, предво­дитель племени у первобытных народов, а позднее, в период раннеклассового обще­ства, царь покровительствовал плодородию природы. Представление, что с возрастом царь утрачивает способность воздейство­вать на природу, приводило к убийству со­старившегося царя и замене его молодым. Позднее физическое уничтожение вытеснил обряд «убийства» и «возрождения» прави­теля, состоявший из торжественного выноса культовой статуи божества, посещения фа­раоном молельни, жертвоприношения, тор­жественного шествия, в котором принимали участие фараон, приближенные и жрецы, и ритуального бега фараона. Этим ритуалом он как бы подтверждал свою силу, кре­пость и символизировал быстрое приближе­ние к божеству.

Наземные сооружения абидосских кено­тафов не сохранились, и судить об их архи­тектуре можно лишь на основании подзем­ных помещений. Кенотафы первых фара­онов I династии имели всего одно подзем­ное помещение, в кенотафе последнего фа­раона Iдинастии Ка было много изолиро­ванных кладовых, расположенных вокруг центральной камеры и по обеим сторонам лестницы. Подземные помещения кенота­фов облицовывались кирпичом и обшива­лись деревянными планками, полы, за редким исключением, тоже были дере­вянные; из дерева же делались и пере­крытия.

Раскопки абидосского и саккарского не­крополей еще не закончены. Каждый год приносит новые сенсационные открытия, обогащающие наши представления о еги­петской архитектуре, особенно об архитек­туре Раннего царства.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

profidom.com.ua

История Древнего Египта - Раннее царство

Страница 2 из 6

Пока считается, что со времени правления династии Нармера, началась история Раннего царства в Древнем Египте.

Палетка фараона Нармера

О царе Нармере рассказывает так называемая палетка фараона Нармера, найденная при раскопках Иераконполя в 1898 году. Палетка в символической форме повествует о победе этого царя над жителями Нижнего Египта.

Фараон Нармер изображен на передней стороне палетки в белой высокой бутылкообразной короне Верхнего Египта, с поднятой вверх булавой над головой вражеского правителя, - предположительно, фараона Нижнего Египта. Сразу несколько сценок можно увидеть с другой стороны палетки, важнейшая из которых – фараон Нармер в троновидной красной короне Нижнего Египта, предстающий пред торжественной процессией. Очевидно, изображения в двух коронах одного и того же фараона должно было символизировать покорение им Нижнего Египта и делать его правителем Обеих Земель.

Нулевую династию, основанную фараоном Нармером сменила I династия, которая происходила из города Тин (греч. Тинис), находившегося в средней части Верхнего Египта (близ Абидоса). Родоначальником I династии был царь Менес. Это имя употребляется в разных формах: Менес, Мени, Мина, Мен, Менни. Вот столько форм имени основателя первой династии в истории Древнего Египта я нашла в разных источниках. По всей вероятности, у него ещё было тронное имя Хор-Аха ("Хор Боец").

Его родной город Тинис лежал недостаточно близко от Дельты, чтобы служить ему резиденцией. Поэтому в целях сплочения государства Менес основал на границе Нижнего и Верхнего Египта новую столицу – Мемфис.

Правление первой династии стало периодом относительной стабильности, так что один из царей первой династии – Джер – смог осуществить ряд успешных походов за пределы Египта. Постепенно был установлен контроль над Синайским полуостровом.

Но достигнутое единство страны не было окончательным. Покоренный Нижний Египет ещё долго не желал признать свое поражение. В правление II династии в Нижнем Египте усилилось сепаратистское движение. Стремясь подавить его, правители прибегали к репрессиям (кровавое подавление восстания в Дельте царем Хасехемуи). Предпринимались также попытки разрешить противоречия мирным путем. Для объединения страны в религиозном отношении некоторые цари демонстративно принимают имя Сета или одновременно Сета и Гора (ведь Сету поклонялись в Нижнем Египте, а в Верхнем - Гору). По-видимому, к концу правления II династии Нижний Египет был окончательно покорен.

Из раннединастических погребений до нас дошли орудия производства Раннего царства. Это прежде всего изделия из меди - плоские рабочие топоры, тесла, гарпуны, ножи, рыболовные крючки, наконечники деревянных мотыг, вилы; кроме того, боевые топоры с закругленными лезвиями, кинжалы, чаши и сосуды различных форм. Но найдено много и каменных, особенно кремневых орудий и предметов обихода различного назначения.

Итак, Египет периода Раннего царства жил в эпоху меднокаменного века. В это время была создана и постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность получать весьма высокие урожаи.

Период Раннего царства был временем становления общеегипетского государственного аппарата. Из надписей I и II династий мы узнаём о названиях многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах. По-видимому, на протяжении всей истории Раннего царства шел поиск оптимальных форм управления, а также учета и распределения производимых материальных ценностей.

Очень скудны и фрагментарны наши знания об общественных отношениях египтян во времена Раннего царства. Судя по роскошным для того времени погребениям знати, немногим отличающимся от царских погребений, знатные люди, происходившие из номов и тесно с ними связанные, сохраняли большую экономическую самостоятельность.

Погребения периода I и II династий говорят о резком имущественном неравенстве в Египте уже в эту раннюю пору: наряду с богатыми погребениями знати найдены и более скромные погребения, а также совсем бедные (просто неглубокие ямки на краю пустыни) низших слоев египетского общества.

www.smirnova-tatjana.ru

Раннее царство (Древний Египет) Вики

Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства — Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола — Хор, покровитель большинства царей Раннего царства. В конце раннего царства, приблизительно в 2850 году до н. э., фараоном был Сенеферка.

В руках государства находились работы по орошению долины Нила; ежегодно измерялся и записывался уровень воды. Уже в Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, в зачаточном состоянии.

Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.

Политеизм характерен уже для Египта Раннего царства.

Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены.[1]

Основные события[ | код]

  • Ок. 3120 до н. э. Начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.-египетское per-aa = ‘большой дом’), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним надписям, царь Верхнего Египта Нармер Хор Аха) объединяет Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей государства становится Мемфис («Белые стены» или «Хет-ка-Птах» — «Храм ка Птаха») на границе Верхнего и Нижнего Египта. Для правителей строятся мастабы (глинобитные гробницы) около города Тине. После смерти Менеса правят ещё 7 или 8 царей I династии — «Последователи Хора (бога-сокола)».
  • Ок. 2900 до н. э. — первые походы египетских фараонов в Северную Нубию. Борьба Египта с бедуинами, контролировавшими медные копи полуострова Синай, приведшая к частичной изоляции государства.
  • Ок. 2800 до н. э. египтяне достигают высокого уровня в геометрии (приблизительное нахождение числа пи, площади фигур) и астрономии (планеты, созвездия).
  • Ок. 2725 до н. э. начинает развиваться внешняя морская торговля Египта, сначала с Библом в Ливане, затем с Пунтом, который располагался, возможно, на территории современного Сомали.

Примечания[ | код]

  1. ↑ Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 154—155. — 801 с.

ru.wikibedia.ru

Раннее царство (Древний Египет) - это... Что такое Раннее царство (Древний Египет)?

Раннее царство, (Архаическая эпоха, Тинисский период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов.

Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства — Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола — Хор, покровитель большинства царей Раннего царства. В конце раннего царства, приблизительно в 2850 году до н. э., фараоном был Сенеферка.

В руках государства находились работы по орошению долины Нила; ежегодно измерялся и записывался уровень воды. Уже в Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, в зачаточном состоянии.

Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.

Политеизм характерен уже для Египта Раннего царства.

Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены. [1]

Основные события

  • Ок. 3120 до н. э. Начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.-египетское per-aa = ‘большой дом’), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним надписям, царь Верхнего Египта Нармер Хор Аха) объединяет Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей государства становится Мемфис («Белые стены» или «Хет-ка-Птах» — «Храм ка Птаха») на границе Верхнего и Нижнего Египта. Для правителей строятся мастабы (глинобитные гробницы) около города Тине.После смерти Менеса правят ещё 7 или 8 царей I династии — «Последователи Хора (бога-сокола)».
  • Ок. 2900 до н. э. — первые походы египетских фараонов в Северную Нубию. Борьба Египта с бедуинами, контролировавшими медные копи полуострова Синай, приведшая к частичной изоляции государства.
  • Ок. 2800 до н. э. египтяне достигают высокого уровня в геометрии (приблизительное нахождение числа пи, площади фигур) и астрономии (планеты, созвездия).
  • Ок. 2725 до н. э. начинает развиваться внешняя морская торговля Египта, сначала с Библом в Ливане, затем с Пунтом, который располагался, возможно, на территории современного Сомали.

Примечания

  1. ↑ Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 154—155. — 801 с.

ushakov.academic.ru