Рамка древняя русь. ТРЕХЛОПАСТНЫЕ ОБРАМЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МИНИАТЮР: ВИЗАНТИЯ, ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА, ДРЕВНЯЯ РУСЬ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хронологическая рамка по Древней Руси. Рамка древняя русь


Хронологическая рамка по Древней Руси

КОГДАVI – IX вв.IX в.

860

862(?) – 879

862 – 882882 – 912

907

911

ЧТООбразование племенных союзовВосточных славянСоздание раннегосударственныхобъединений Восточных славян врайоне Днепра и оз. ИльменьСовместный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград)

ЗНАЧЕНИЕОдин из шагов к созданию государства.Следующий шаг на пути созданиягосударства

Неудачный поход киевских князейАскольда и Дира на Византию.«…на 200 ладьях приплыла русь кЦарьграду, но попытка не удалась:буря, вставшая, по греческим свидетельствам, вследствие чудесногозаступления Богородицы, разбиларусские лодки, и немногие из дружины Аскольдовой возвратились ссвоими князьями в Киев» (С.М. Соловьёв). Часть вернувшихся приняла в Константинополе крещение.После возвращения новообращённые христиане построили в Киеведеревянную церковь Ильи Пророка.Княжение Рюрика в НовгородеНорманская теория (основатели –историки XVIIIв. Байер, Миллер иШлёцер) – заимствование государственности славянами у северогерманских племён. Споры норманистов с их противниками положилиначало многовековому спору обосновании Древнерусского государства. Складывание протогосударства у ильменских словенПравление в Киеве князей Аскольда Складывание протогосударства уи ДираполянКняжение Олега в КиевеОлег, объединив два протогосударства (Славию и Куявию) в одно,стал основателем государства восточных славян -- Киевской Руси.Установив контроль над торговымпутём «Из варяг в греки», Олег создал предпосылки для присоединения и других восточнославянскихсоюзов племён в одно государствоПоход Олега на Константинополь.В отличие от грабительских похоПервый договор Руси с Византией о дов, поход Олега 907 г. имел своейдружественных отношениях, норцелью заключения долгосрочногомах международной торговли и мо- торгового договора между государреплаванияством Киевская Русь и Византией.Второй договор Руси с ВизантиейОба договора, составленные, один

912 – 945

Княжение Игоря в Киеве

915

Первое появление печенегов на Руси

920

Война князя Игоря с печенегами

941

Первый поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся провалом

944

Второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией. (Русь теряла право беспошлинной торговли и обязываласьоказывать помощь в охране пограничных с нею владений Византии).

сразу после взятия Константинополя, другой – спустя 4 года, даливозможность русам получить преимущественные права торговли вКонстантинополе. Но, если договор907 г. был следствием военного успеха, то заключённый через 4 годадокумент свидетельствовал о высоком статусе государства восточныхславян, с которым приходилосьсчитаться столь могущественномусоседу, как Византия.Правление Игоря оказалось менеебурным, чем его предшественника– в летописи сделано всего пять записей за 33 года. Князь Игорь подавил восстание древлян, отложившихся от Киева, заключил двадоговора с Византией, менее выгодных, чем договоры Олега. Вовремя очередного сбора полюдьябыл убит восставшими древлянами.Князю Игорю удалось заключитьмирный договор с печенегами. С915 по 1036 г. Киевская Русь чащевоевала с печенегами, чем жила вмире.Народное предание не донесло долетописца сведений об этой войне.В 941 г русский князь пошёл моремк берегам Империи, болгары даливесть в Царьград, что идёт Русь;выслан был против неё протовестиарий Феофан, который пожёгИгоревы лодки греческим огнём.Потерпев поражение на море, русыпристали к берегам Малой Азии ипо обычаю сильно опустошали их,но здесь были застигнуты и разбиты патрикием Вардою и доместиком Иоанном, бросились в лодки ипустились к берегам Фракии, надороге были нагнаны, опять разбиты Феофаном и с малыми остатками возвратились назад в Русь.Второй поход Игоря на греков летописец помещает под 944 годом;на этот раз Игорь собрал большевойска, пригласил в союзники кочевников-печенегов. В этот раз император послал к Игорю со словами«Не ходи, но возьми дань, которую

945 – 969

Правление Ольги в Киеве (послеубийства древлянами ее мужа князяИгоря).

945 –972(973)

Княжение Святослава Игоревича вКиеве

Около 957

Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие ею христианства (под именем Елена)

964-966

968

Присоединение к Киевской Русиземли вятичей, разгром сил волжских булгар. Разгром князем Святославом Хазарского каганата (нанижней Волге). Установление контроля над торговым путем Волга –Каспийское море.Поход князя Святослава в Дунайскую Болгарию.

брал Олег, придам и ещё к ней» .Заключённый в 945 г. договор былне так выгоден для Руси, как договоры Олега – видны ограничения вторговле, свободе передвижения поВизантии, а также времени пребывания там. Договор ограждалкрымские владения Византии отпосягательств со стороны РусиКнязь Игорь в нарушение всехобычаев сделал попытку дваждыполучить дань с древлян, за что ипоплатился жизнью. Формальновласть перешла к малолетнему сыну Игоря Святославу. Однако реальная власть оказалась в рукахвдовы Игоря княгини Ольги. Княгиня Ольга отомстила древлянам заубийство мужа и попытку отложиться от Киева. Для предотвращения впредь восстаний из-за нарушения сбора обычной дани,Ольга ввела упорядоченную систему налогообложения: уроки и погосты.Историки единодушно отмечают,что в Святославе удачно слилисьталант полководца и талант дипломата. Проводя большую часть времени в походах и битвах, он не набирал большого войска, а доверялся немногочисленной дружине изчисла отборных воинов.Отправившись в столицу Византии,Ольга крестилась. Следствием этого путешествия стало то, что вовремя царствования КонстантинаБагрянородного, его сына и Никифора Фоки Киевская Русь соблюдала мир и дружбу с Византией.Укрепление и расширение границКиевской державы (присоединеныТмутаракань, Саркел, Керчь). Открыт свободный торговый путь навосток. Обострились отношения сВизантией.Поход Святослава на Дунай. Занятие ряда городов. ВмешательствоСвятослава в византийскоболгарский конфликт на сторонеболгар. Поход был прерван из-за

968 (969)

969

970-972

Разгром печенегов под КиевомНазначение Святославом своих сыновей наместниками: Ярополка вКиеве, Олега в Искоростене, Владимира в Новгороде.Поход Святослава на Византию(971 – битва у Доростола)

972(973) –980

Междоусобицы в Киеве послеубийства печенегами князя Святослава

980 – 1015

Княжение Владимира I Святославича в Киеве

980

Создание единого пантеона языческих богов в Киеве

985

Поход князя Владимира на волжских булгар

988 – 989

Крещение Руси

990-е гг.

Сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви)Битвы с печенегами

92 и 995

1015 – 1019

Междоусобные войны сыновей

нападения на Киев печенегов.Очередная попытка печенегов поставить под контроль оседлое славянское населения была отбитаЭтот шаг привёл к началу отстранения племенных вождей от власти.Установления полного контроляРюриковичей над землями племенных союзов восточных славян.Война, с одной стороны, окончилась неудачно для руси (Святослав,по мирному договору, обязывалсяуйти из Болгарии) В то же вроемяладьи Святослава были нагруженыдобычей и данью, заплаченной Византией.Гибель Святослава привела к первой междоусобице. Силы, стоявшиеза сыновьями князя, стремилисьизбавиться от претендентов навласть. Во время усобицы погиблиОлег и Ярополк.Успешные походы на запад (присоединение Галицкой Руси), походы на вятичей, радимичей, волжских болгарПопытка укрепления княжескойвласти путём создания единогопантеона славянских боговРаспространение влияние Руси навосток, ослабленное после гибелиСвятослава Игоревича ХраброгоПринятие христианства на Руси какгосударственной религии. Следствием принятия христианства сталоукрепление внешних связей, восприятие культурных ценностей изстран Европы, укрепление государственной власти и территориального единства. На Руси стали строитьхрамы, появились священнослужители.Церковь стала центром распространения христианства.Для ограждения Киева от набеговкнязь Владимир велел поставитьгорода по рекам Десна, Остр, Трубеж, Сула и Стугна, поселив в нихлучших воинов из племён кривичейи ильменских словен.После смерти Владимира Iмежду

Владимира I за великокняжескийпрестол.

1016 – 1018

1018-1019

1019 – 10541024

1024

1025

1030

1030 – 1035

1036

его сыновьями развернулась борьбаза великокняжеский престол. С1015 по 1019 г. власть в Киевеудерживал Святополк Окаянный.Летописец Нестор обвиняет его вубийстве братьев Бориса, Глеба иСвятополка, за что получил прозвище «Окаянный».Княжение Ярослава Владимировича Битва князей Святополка и ЯрослаМудрого в Киеве. Составление сво- ва под Любечем. Бегство Святода законов «Правда Ярослава» полка в Польшу и взятие Яросланаиболее древней части «Русскойвом Киева 1016. Правление Яроправды»слава в Киеве.Возвращение Святополка с польСвятополк сел в киеве при помощиским войском в Киев. Бегство Яро- своего тестя польского князя Болеслава в Новгород. Война Ярославаслава. За помощь Болеслав получилсо Святополком.русские города в Галиции. Новгородцы оказали поддержку Ярославу. Потерпев несколько поражений,Святополк бежал в Богемию, где изакончил свою жизнь. ВокняжениеЯрослава Владимировича Мудрогов Киеве не прекратило усобицу ипривело к новым столкновенияммежду сыновьями Владимира IПравление Ярослава МудрогоПериод расцвета Киевской РусиВосстание в Ростово-СуздальскойВятичи в очередной раз неудачноземле; подавлено князем Ярославом попытались освободиться от властиКиеваБитва Ярослава с братом МстислаРаздел Руси между Ярославомвом у ЛиственаМудрым и его братом Мстиславомпо Днепру:Правобережье (с Киевом) отходилок Ярославу;Левобережье (с Черниговом) – кМстиславу.« И начали жить мирно, в братолюбстве, перестала усобица и мятеж, и была тишина великая в земле» (ПВЛ)Летописное предание об основании Города, строившиеся при ЯрославеЯрославлястановились форпорстами распространения влияния центральнойвластиУтверждение власти Ярослава вПоход против соседних племён былземлях чуди, основание Юрьеване единственным – летописец упоминает походы на ятвягов, в Литву,против Польшу, в МазовиюСтроительство СпасоПродолжение процесса христианиПреображенского собора в Чернизации РусиговеОбразование Киевской митрополии Митрополитом стал грек Феопемт

1036

1037 – 1041

Победа князя Ярослава Мудрогонад печенегами, обеспечившая Русимир на четверть века (до прихода вСтепь половцев)Строительство Софийского Соборав Киеве

1043

Неудачный поход Владимира Ярославича на Византию

1045 – 1050

Строительство Софийского Соборав Новгороде

1048

«Слово о законе и благодати» Илариона

1051

Иларион – митрополит

1054

Разделение Русской земли междусыновьями Ярослава Мудрого

1054-1078

Правление Изяслава I Ярославича вКиеве

1059 и 1060

Победы Ярославичей над торками

1066-1068

Междоусобная война Ярославичейс полоцким князем Всеславом

1068

Набег половцев на Русь. Поход рус-

Завершение длительной борьбы спеченегами. После этой победыЯрослава печенеги перестали представлять угрозу для РусиДемонстрация Византии могущества Руси. Претензии Ярослава на освобождение церкви Руси от подчинения Константинопольской патриархииПоследний поход Руси (во главе ссыном Ярослава Мудрого княземВладимиром Ярославичем Новгородским) на Константинополь; завершился неудачейПродолжение христианизации северных и северо-западных окраинРусиПервое оригинальное произведениена русском языке. Одно из самыхзначительных церковных произведений за всю историю русской православной церквиПоставление князем ЯрославомМудрым автора «Слова о Законе иБлагодати» Илариона (первого изрусских) на митрополичью кафедрув Киеве. Основание отшельникомАнтонием Печорской обители вКиевеЭто разделение способствовалокняжеским усобицам и значительному ослаблению Руси. Начало великого княжения в Киеве ИзяславаЯрославича. Составление «ПравдыЯрославичей» - второй части «Русской правды»Княжение Изяслава было ознаменовано рядом междоусобных войн.Причинами этого были не толькоэкономическое и политическое развитие государства, но и своеобразие родственно-правовых отношений между князьями.Первые серьёзные столкновенияРуси с кочевниками после смертиЯрославаИзяславу, Святославу и всевололдуЯрославичам удалось на время ликвидировать опасность, исходившуюот Всеслава Полоцкого – потомкаВладимира I Красное СолнышкоНедовольные политикой Изяслава,

1068-1069

ских князей (Ярославичей) на половцев; поражение на р. Альта.Восстание горожан в Киеве. Бегство Изяслава в Польшу.Правление полоцкого князя Всеслава в Киеве

1068

Поражение половцев от СвятославаЯрославича Черниговского

Весна 1069

Восстановление власти Изяслава вКиеве с помощью поляков, бегствоВсеслава в Полоцк

1072

Перенесение в новую церковь г.Вышгорода мощей князя Бориса иГлеба (сыновей князя Владимира I),убитых сторонниками СвятополкаОкаянного, ставших первыми русскими святыми«Правда Ярославичей»

Ок. 1072

1073

Святослав Ярославич изгнал изКиева своего старшего брата Изяслава.

1073 – 1076

Великое княжение в Киеве Святослава ЯрославичаВосстановление власти Изяслава вКиеве

1076-1078

1078

1078 – 1093

Сражение войск Всеволода Ярославича, его сына Владимира Мономаха и киевского князя Изяслава Ярославича против Романа Святославича Тмутараканского и его братаОлега Святославича на НежатинойНиве.Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича

киевляне подняли мятеж, освободили популярного в народе Всеслава из заключения и посадили его накиевский столИзяслав удалился в Польшу. Всеслав правил всего семь месяцев, нозаслужил славу осторожного имудрого правителяПервое чувствительное поражение,которое потерпели половцы от русскихДаже через столетие о полоцкомкнязе с огромным уважением отзывается автор «Слова о полку Игоревом»Шаг на пути обретения русскойцерковью признака независимости– культа отечественных святых.

«Этот древний документ отразилновый, более суровый закон, охранявший прежде всего собственность князей – х земли, дворцы».Рожение этого документа было ответом феодального государства нанародные восстания» (И.А. Заичкин)Начало изгнанию братьев. Поводомк этому послужил слух, что Изяслав заключил союз против братьев, решив стать самовластным правителемВ 1076 г. умер после удаления«желвы» (опухоли) на горле.«Помощь поляков не могла бытьбескорыстна, и потому очень вероятны известия, по которым Изяславпоплатился за неё Червенскими городами» (С.М. Соловьёв)Гибель в ходе сражения РоманаСвятославича и киевского князяИзяслава Ярославича

«Летописец говорит, что этот князьбыл измлада боголюбив, любилправду, был милостлив к нищим,чтил епископов и священников, но

1093 – 1113

Великое княжение в Киеве Святополка Изяславича

1093

Поражение князей Святополка иВладимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами на р.Стугна и при селе ЖеланьИзгнание Владимира Мономаха изЧернигова

1094

1095

10961097

1097

1100

1103110311071108

1111

особенно любил монахов, давал имвсё потребное…» (С.М. Соловьёв)«Святополк был жесток, корыстолюбив и властолюбив без ума итвёрдости» (С.М. Соловьёв)Разорение Южной Руси половцами

«Олег Святославич… осадил Мономаха в Чернигове, и требовал сейобласти как законного наследия,ибо она принадлежала некогда егородителю. Владимир несколькодней оборонялся, но жалея крови…добровольно уступил княжениеОлегу» (Н.М. Карамзин)Убийство половецких князей, госБыли убиты ханы Итларь и Китан.тивших в Переяславле у Владимира Начало похода Владимира МоноМономахамаха и Святополка Изяславича встепь. Победа над половцами вбитве под ПереяславлемУ Зарубинского брода на р. Днепре Усиление авторитета В. МономахаМономах разгромил хана Тугоркана среди русских князейСъезд князей в г. Люблече («на уст- Съезд принял решение о том, чтороение мира») по инициативе Вюлествичный порядок престолонасМономахаледия, установленный ЯрославомМудрым заменяется на новый –«каждый да держит отчину свою».Ослепление князя ТеребовльскогоНарушение только что установленВасилька по приказу Давыда и Свя- ного порядка, предназначенноготополкадля устранения усобиц и борьбы заземлиВитичевский съезд князейПопытки князей урегулировать отношения во время съездов. На Витичевском съезде князья принялирешение объединиться перед лицомполовецкой опасности. Был заключён мир между князьями Святополком, Изяславом, Владимиром Мономахом, Олегом и Давыдом Святославичами.Долобский съезд русских князейКнязья приняли решение о совмедля подготовки похода на половцев стном походе против половцевПоход князей Святополка и Влади- В урочище Сутень русские нанеслимира Мономаха на половцевполовцам большое поражениеПобеда над половцами на р. СулаРазбиты половецкие ханы Боняк иШаруканОснование князем Владимиром IIУкрепление великокняжеской влаВсеволодовичем Мономахом горо- сти в земле вятичейда Владимира-на-Клязьме.Поход русских князей на половцевЭтот поход был организован напо-

добие крестовых походов. Впередивойска шли священнослужители.Половцы были разгромлены на р.Дегей и Сальница. Был захвачен г.Шарукань, половцы были отброшены за Дон и Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.16 апреля111311131113 – 1125

Смерть Святополка в КиевеВосстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя ВладимираII ВсеволодовичаВеликое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха.Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава ВладимираМономаха»; ограничение ростовщичества

1116-1120

Победа князя Владимира II Мономаха над половцами

1116-1120

Борьба Владимира Мономаха с князем Глебом Всеславичем Минским.

1116

Редакция «Повести временных лет»игуменом Киевского Выдубецкогомонастыря СильвестромВеликое княжение в Киеве Мстислава Владимировича

1125 – 1132

1125 – 1157

1126

Княжение Юрия ВладимировичаДолгорукого в РостовоСуздальской земле

Первое избрание новгородского по-

Боярство в обход княжеского старшинства выбрало великим княземВладимира МономахаПосле утверждения на киевскомпрестоле Мономах провёл ряд преобразований в пользу городскихнизов. В «Русскую правду», послесъезда «княжьих мужей» в Берестове, был включён «Устав» («орезе» и закупах), ограничивающийростовщические проценты и разрешающий отпускать закупов назаработки для возврата долга.Походы В. Мономаха и его сынаМстислава Владимировича на половцевВзяв Минск, мономах не стал отнимать его у князя Глеба, заставивтолько признать подчинение Киеву.И только через 4 года, после того,как Глеб не унялся, у него отнялиМинск, а самого перевели в Киев,где он и умер в том же годуВ угоду В. Монамаху летопись претерпела изменения«Княжение его, к несчастию кратковременное, прославилось разными успехами воинскими, которымион желал единственно успокоитьгосударство и восстановить древнеевеличие оного» (Н.М. Карамзин)«Георгий властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким,знаменит в нашей истории гражданским образованием восточногокрая древней России, в коем онпровёл все цветущие лета своейжизни. Распространив там верухристианскую, сей князь строилцеркви в Суздале, Владимире, наберегах Нерли…» (Н.М. Карамзин)Шаг к началу республиканского

1127-1130

11301131-11321127 ок.11551127 – 11591132 – 11391136

1139 – 11461147

1149 – 11511155 – 1157

1155

11561157

садника вечем из числа новгородских боярБорьба великого князя Мстислава сполоцкими удельными князьями.Ссылка полоцких князей в Византию

Поход сыновей Мстислава на чудьУспешный поход Мстислава наЛитвуКняжение в Рязани РостиславаЯрославичаКняжение в Смоленске РостиславаМстиславичаВеликое княжение в Киеве Ярополка ВладимировичаВолнения в Новгороде

Великое княжение в Киеве Всеволода ОльговичаПервое упоминание в летописи Москвы

Великое княжение в Киеве ЮрияВладимировича Долгорукого

Уход князя Андрея Юрьевича Боголюбского из Киева в РостовоСуздальскую землюПервое избрание архиепископа вНовгородеВосстание в Киеве

правления в Новгороде«Давыда, Ростислава и СвятославаВсеславичей вместе с племянниками их Рогволдовичами посадили втри лодки и заточили в Царьград…По городам полоцким, говорил летописец, Мстислав посажал своихпосадников…» (С.М. Соловьёв)Расширение территории РусиОслабление опасности со сторонылитовских племён

Изгнание князя Всеволода Мстиславича из Новгорода. ЗавоеваниеНовгородом права на «ряд» с князем. Начало Новгородской боярской республики. Начало «боярской республики» и принципа приглашения князя«Москва впервые является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между Суздальским и Чернигово-Северским краем» (В.О. Ключевский)Юрий Долгорукий стремился укрепиться в Киеве, считая его попрежнему «матерью городов русских», не сумев оценить изменившуюся обстановку. Экономическоеи политическое положение Киева вкачестве столицы было безвозвратно утрачено после изменения торговых путей и начала феодальнойраздробленности.Андрей Юрьевич в отличие от отцапонял растущее значение СевероВосточных земель Руси.Укрепление независимости НовгородаВ день похорон (16 мая) киевлянеразграбили оба двора великого князя, двор его сына Василька, перебили суздальцев и разграбили их имения. Это ясно говорит о нераспо-

1157 – 11741158 – 1161

1164

1168

Великое княжение Андрея Боголюбского во ВладимироСуздальской землеСтроительство Успенского собораво Владимире

Перенос во Владимир из КиевскогоВышгородского монастыря иконыБогоматери (Богоматерь Владимирская)Поход русских князей на половцев

1169

Взятие и разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского

1170

Битва суздальцев с новгородцами.Поражение суздальцев

117428 июня

Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками

1174 – 11761176 – 1212

11831185

Усобицы и восстания во Владимиро-Суздальской землеВеликое княжение во ВладимироСуздальской земле брата князя Андрея Боголюбского – ВсеволодаЮрьевича Большое ГнездоОбъединенный поход южнорусскихкнязей на половцев.Неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича.

ложении киевлян к Юрию и егосуздальской дружине, которую онпривёл с севера.Установление самовластной системы управленияСтроительство храма имело цельюсоздание кафедрального собора дляпридания Владимиру статуса религиозного центра православия всейРусиСтремление Андрея Боголюбскогоперенести религиозный центр Русииз Киева в Северо-Восточную РусьПобеда войска Мстислава Киевского над половцами – продолжениеборьбы Руси с половецкой угрозойРазгром и сожжение Киева окончательно изменило его статус. Киевутратил право называться столицейРуси. После этого киевский князьГлеб (родной брат Андрея) и егопреемники стали зависеть от Андрея, который с этого времени сделался истинным великим княземРуси. Таким образом, Владимирзанял место древней столицы.Эта победа спасла Новгород от зависимости от ВладимироСуздальского князяЗаговор ближайшего боярского окружения Андрея Боголюбского завершился его убийством. Боярскоеокружение таким образом стремилось защититься от репрессий, начатых Андреем Боголюбским. Этоследствие стремление князя к самовластью и стремления бояр к сохранению статуса вассалов, но невоенных слуг.Всеволод III во многом был продолжателем внутренней и внешнейполитики АндреяРазгром хана Кобяка на р. ОрельПослужил темой для «Слова о полку Игореве». Главной причинойпоражения автор называет междо-

1190-е гг.11991202 – 1224

1203

1205 – 1264с перерывами

Торговые договоры Новгорода снемецкими ганзейскими городамиОбразование Галицко-ВолынскогокняжестваЗахват Орденом меченосцев (основан в 1202) земель ливов, эстов,земгалов и др. в ПрибалтикеПоход Галицко-Волынского князяРомана Мстиславича на Киев.

Княжение в Галиче и на ВолыниДаниила Романовича

1209

Первое летописное свидетельство оТвери

1212

Раздел Владимиро-Суздальскойземли между сыновьями князя Всеволода Большое ГнездоВеликое княжение Юрия Всеволодовича во Владимиро-Суздальскойземле.

1212 – 12161218 – 1238

1216

Битва на р. Липице.

усобные смуты среди русских князейНовгород становится неассоциированным членом ГанзыКнязь Роман Мстиславич объединил княжества под своей властьюОрден Меченосцев был основан в1202 г. для продвижения на Востоки подчинения католическому влиянию прибалтийские племенаРоман Мстиславич занял Киев ипринял титул великого князя. Поддерживал мирные отношения с Византией, установил мир с Венгрией.В 1205 г. погиб в битве с двоюродным братом Краковским княземЛешеком Белым. После его гибелиначалась 30-летняя феодальнаявойна за власть в Юго-ЗападнойРуси.Даниил сумел объединить под своей властью Юго-Западную Русь. В1240 г. Подчинил себе Киев. В Киев Даниил не поехал. Поставил тамнаместника – воеводу Дмитра. В145 г. у города Ярославля разбилобъединённые силы Венгрии,польши, Галицких бояр и Черниговского княжества, тем самым, завершив борьбу за восстановленияединства княжества. Один из немногих русских князей организовалвместе с Владимирским княземАлександром Ярославичем сопротивление монголам в 1249—1252гг.Вскоре Тверь наряду с Москвойстала опаснейшей соперницей традиционных центров княжений ипретендовала на ведущее положение в Русской землеПредпосылки для мкеждоусобицымежду сыновьями ВсеволодаКняжение Юрий отстоял после военной и дипломатической победынад Константином и другим братом– Владимиром.Победа князя Константина Всеволодовича над братьями князьямиЮрием и Ярославом в борьбе заВладимирское великое княжение.

12211223, 31 мая

1224

1230 – 12431236 – 1251

1237 – 12411237, дек.

1238,янв. – фев.

1238, 4 мар.

Основание великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем вземле мордвы Нижнего НовгородаРазгром монголо-татарами русскополовецких дружин на р. Калка

«На десять человек убито, не сто,но всех избито 9233 человека; крик, вытьё раненых слышны были вЮрьеве и около Юрьева, не комубыло погребать, многие переутонули во время бегства в реке…» (С.М.Соловьёв)Cоздан форпост для борьбы сВолжской Булгарией

Поражение русско-половецкихвойск от передового разведовательного отряда монгол под командованием Субедей-багатура и Джебенойона. Причины: отсутствие единого командования у русских, умелые действия монгол.Захват Орденом меченосцев Юрье- Агрессивные устремления крестова – русской крепости в Прибалтике носцев становились всё более ощутимыми не только по отношению ккоренному населению Прибалтики,но и русских поселений в этом регионеПосадничество в Новгороде Степана Твердиславича – сторонникаориентации на ВладимирКняжение в Новгороде Александра Александр Ярославич , не смотряЯрославича Невскогона молодость, проявил себя талантливым полководцем, умелым организатором обороны Новгорода отвторжения с ЗападаНашествие монголо-татарскихНачало большого похода на Западвойск во главе с ханом Батыем намонгольских войск во главе с БатыРусьем, внуком ЧингисханаРазрушение монголо-татарами РяПротиворечия между князьями взаниусловиях феодальной раздробленности не позволили русским князьям объединить силы даже передлицом смертельной опасности.Первой жертвой стала Рязань, просившая помощи в черниговскорм иВладимиро-Суздальском княжествахЗавоевание Северо-Восточной Руси Взятие и разрушение монголомонголамитатарами Коломны, Москвы, Владимира, Ростова, Суздаля, Ярославля, Костромы, Углича, Галича,Дмитрова, Твери, ПереяславляЗалесского, Юрьева, Торжка и других городов Северо-Восточной РусиБитва на р. СитиПоражение объединенного войска

князей Северо-Восточной Руси вбитве с монголо-татарами на р.Сить. Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича1238 – 124612391240 – 1241.

1240,5 сен. – 6 дек

Великое княжение во ВладимиреЯрослава ВсеволодовичаРазорение Переяславля, ЧерниговаЗахват рыцарями Ливонского ордена (основан в 1237 в результатеслияния Тевтонского ордена и Ордена меченосцев) русских крепостей Изборск, Псков, КопорьеОсада и взятие Киева войсками Батыя, Субедея и Бурундая

1240, 15 июл. Невская битва. Разгром войскомАлександра Ярославича Невскогошведского войска1242, 5 апр.

Разгром войском князя АлександраЯрославича Невского рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере(«Ледовое побоище»)

Вторжение войск Батыя в Южнорусские земли. Продолжение завоевание русских земель.Начало экспансии Ливонского Ордена, главной военноколонизационной опоры Ватикана вВосточной Европе, против РусскихземельПадение Киева означала фактическое завоевание Юго-Западной Руси«В результате этой победы берегаФинского залива остались за Русью, что дало возможность продолжать торговый обмен со странами Европы» (С.М. Соловьёв)Итоги сражения: сохранение независимости Новгородской и Псковской земли. Первая значительнаяпобеда Руси после поражения отмонголо-татар

freedocs.xyz

Древняя Русь в X-XI веках

Древняя Русь в X-XII веках

План

Введение

1. Социально-экономический строй Древней Руси

2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.

По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера".

Раннее Киевское государство, с политической точки зрения представлявшее федерацию княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с точки зрения социально-экономической являлось совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. Понятие "род", часто фигурирующее в русских источниках, включало разные типы родственных связей, от собственно рода до большой семьи. В состав рода включались, однако, не только кровные родственники, но, как, например, в Древнем Риме, разного рода лица, не имевшие родства по крови.

Славяне в ту пору жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город.

Вопрос о природе социального строя Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения, другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического строя и общественно-политической жизни Древней Руси.

Задачами данной работы является сравнение черт зрелого феодального строя и ранне-феодальной монархии Древней Руси; рассмотрение путей формирования крупной земельной собственности; рассмотрение основных категорий населения Руси.

Данная работа разделена на две части, в первой будет рассмотрен социально-экономический строй, а во второй части общественно политическая жизнь Древней Руси.

1. Социально-экономический строй Древней Руси

Большинство историков сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя :

1) монопольная собственность феодалов на землю;

2) наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;

3) за ее пользование он нес повинности оброк, барщину или денежную ренту;

4) личная зависимость крестьянина от феодала;

5) господство натурального хозяйства.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б.Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б.Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством.

Б.А. Рыбаков в работе "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв." древнейшей формой феодальной ренты считает полюдье, он приходит к заключению, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо организованным важнейшим государственным делом.

Л.В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, не платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно.

И.Я. Фроянов в монографии "Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории" пишет о схематичности исследований Б. Д. Грекова, которого привлекала генеральная линия развития общественных отношений на Руси и он сосредоточился на тех социально-экономических факторах, которые отражали наступление нового феодального строя. Между тем институты старого порядка - первобытнообщинного и рабовладельческого строя не были им изучены досконально. Вывод И.Я. Фроянова заключается в следующем.

В Киевской Руси IX - начале XII века дофеодальные факторы играли весьма значительную роль. Например, широко была распространена не индивидуальная семья как в Европе, а так называемая большая семья. Рост землевладения шел за счет окняжения земли, т. е. установления верховной феодальной собственности на землю. Власть на людьми, по мнению Фроянова, еще не феодализм, а обложение данью вовсе не обязательно сопровождается установлением феодальной собственности на землю. В основе социально-экономической жизни Киевской Руси этого периода лежала не частная собственность на землю, а землевладение свободных крестьян. И.Я. Фроянов выделяет и существенную роль рабства в феодальных вотчинах, которые имели рабовладельческий характер. Рабов было намного больше, чем феодально-зависимых крестьян. Но это был отнюдь не рабовладельческий строй, так как подобного рода вотчин было мало.

До середины XII века господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации - взимание дани (полюдье).

Большинство историков выделяют три линии формирования феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое:

1. Окняжение земель и облажение свободных общинников данью, перерастающей в феодальную ренту, - так складывалась государственная (черная) собственность.

2. Социальное расслоение общины.

3. Феодалы сажали на землю рабов.

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем ), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.)– утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани , хотя первоначально могло с ним совпадать.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов.Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель , позднее – распространяется к северу и северо-востоку.

В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство , которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали – кормление , административно-управленческие, вотчинные и жалование . Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов , однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники. Руская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

Кормления - означало первоначально способ содержания должностных лиц. Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Это был так назыв. корм в натуре.

Взимание платежей с подвластных территорий существовало в форме дани и полюдья . Эти понятия в исторической литературе часто отождествляются. Вот что пишет А.А. Горский: “Способом сбора дани было “полюдье”- круговой объезд князем и его дружиной подвластных земель. Б.А. Рыбаков провел детальное историко-географическое исследование полюдья, исходя из того, что оно было круговым объездом киевского князя и его дружины, охватывавшим территории “племенных союзов” древлян, дреговичей, кривичей и северян, в ходе которого в специальные пункты - “становища” - свозится дань, собранная для Киева местными князьями. По-иному подошел к этому вопросу М.Б. Свердлов, обративший внимание на слова Константина о “прочих славянах” - данниках русов. По мнению М.Б. Свердлова, этими “прочими славянами” были словене новгородские, радимичи, уличи и тиверцы, а полюдье первой половины Х в. было не объездом киевским князем и его дружиной нескольких “племенных союзов”, а разъездом князя и его приближенных с дружинами по разным “племенным союзам”, внутри каждого из которых один из киевских дружинных отрядов собирал дань”.Есть и иная точка зрения, разделяющая дань и полюдье как две различные формы получения средств к существованию княжеской дружины. Как считает И.Я. Фроянов,“для нас не подлежит сомнению тот факт, что свободные общинники (“люди”) данью не облагались. На них возлагали кормления, они платили виры, продажи и, разумеется, полюдье. Дань же собиралась с несвободных, в частности со смердов, не принадлежащих “к главенствующей общности”.

По словам И.Я. Фроянова,“... на Руси XII в. рядовые свободные люди составляли основную массу населения, находившегося с князьями преимущественно в отношениях сотрудничества и партнерства, а не господства и подчинения. В этих условиях полюдье являлось одним из вознаграждений князю за исполнение им общественных функций и формой общения людей со своими правителем, которое было неотъемлемой и весьма существенной чертой социально-политического уклада Руси XI-XII вв.”

mirznanii.com

ТРЕХЛОПАСТНЫЕ ОБРАМЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МИНИАТЮР: ВИЗАНТИЯ, ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА, ДРЕВНЯЯ РУСЬ

МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Два источника развития Византийской культуры Античная культура Византийская культура Христианская религия 2 Особенности и темы византийской культуры Одна из главных особенностей

Подробнее

Агиос Николаос Стегис

Агиос Николаос Стегис Агиос Николаос Стегис Это название было дано церкви в ΧΙΙΙ веке после пристройки второй крыши для защиты от снега и дождя. Эта вторая крыша покрывает купол и своды. Это все, что осталось от старого монастыря,

Подробнее

Открытый урок «Культура Византии»

Открытый урок «Культура Византии» Открытый урок «Культура Византии» (Учащиеся поделены на 3 группы: 1) Вероника, Яна, Георгий, 2) Ярослава, Даша К., Аня., Андрей 3) Никита, Данил, Даша Т. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости нашего

Подробнее

Раздел: социально-гуманитарный

Раздел: социально-гуманитарный Раздел: социально-гуманитарный Современное архитектурное решение образа Православного храма Ладанова Вера Валерьевна, студент Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар Кисляковский Иван

Подробнее

Шартр. Последний вечер в Париже 2

Шартр. Последний вечер в Париже 2 Шартр. Последний вечер в Париже 2 Нотр-Дам-де-Шатр: стены При обходе вокруг собора любовались не только пластикой порталов, но и архитектурой гигантского мощного корпуса с башнями: 1 2 3 Его не портит

Подробнее

Пример мозаики с растительным орнаментом

Пример мозаики с растительным орнаментом 5. Мозаичная живопись Искусство составления различных изображений из кусочков разноцветных материалов, появилось несколько тысячелетий назад. Самые древние мозаики в виде несложных узоров и надписей создавали

Подробнее

2014 год Пояснительная записка

2014 год Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 27 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара Рассмотрено на заседании методического объединения

Подробнее

Тема 9. Искусство Древней Руси в XIII веке

Тема 9. Искусство Древней Руси в XIII веке Тема 9. Искусство Древней Руси в XIII веке XIII в. для русской истории по праву считается одним из тяжелейших периодов. Во многом такое положение, безусловно, связано с татаромонгольским нашествием, во

Подробнее

МАРАФОН 2011 Районный тур Ответы 6 класс

МАРАФОН 2011 Районный тур Ответы 6 класс МАРАФОН 2011 Районный тур Ответы 6 класс Задание 1. Подходит тема 2. 3 правильно выбранная тема. Задание 2. Примерный план: 1. Прочитать тексты. 2. Выделить важные и интересные фрагменты текста. 3. Наметить

Подробнее

Новгородская живопись

Новгородская живопись Новгородская живопись Феофан Грек Автор: Булычева Ксения 11А структура Композиции новгородской живописи, какой бы сложности они ни были одно-, двух-, трехфигурные или же многосюжетные, повествовательного

Подробнее

Текст 5 СИМОН ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ

Текст 5 СИМОН ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ Текст 5 СИМОН ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ Задание 1. Знаете ли вы значения данных слов и выражений? Напишите напротив каждого из них перевод на родной язык. в отличие от кого? чего? (предлог) воспроизводить / воспроизвести

Подробнее

Cокровищница Третьяковской галереи

Cокровищница Третьяковской галереи Cокровищница Третьяковской галереи Москва 2014 Пелена БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ Середина XVI века, Москва Вклад царицы Анастасии Романовны в Покровский женский монастырь в Суздале Икона Богоматерь с Младенцем

Подробнее

ЦЕРКВОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ПАЛЕХОРИ

ЦЕРКВОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ПАЛЕХОРИ ЦЕРКВОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ПАЛЕХОРИ Церковь Преображения Господня это маленькая часовня, построенная в начале XVI века. С юго западной стороны она имеет деревянную двускатную крышу, которая покрывает

Подробнее

Русская икона XIV и XV в. Высший этап

Русская икона XIV и XV в. Высший этап Русская икона XIV и XV в. Высший этап Феофан Грек Мощь, сила, энергия, порыв Андрей Рублев Лиризм, мягкость, плавность Дионисий Праздничность, торжество Феофан Грек Конец 14 начало 15 века высшая точка

Подробнее

Преподобный Андрей Рублев, иконописец

Преподобный Андрей Рублев, иконописец Преподобный Андрей Рублев, иконописец Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.

Подробнее

Икона «Покров Богородицы» 15в. Псков.

Икона «Покров Богородицы» 15в. Псков. Образ Богородицы в русском искусстве занимает особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Традиционно Богородица изображена

Подробнее

Монастырь Святого Иоанна Ламбадиста

Монастырь Святого Иоанна Ламбадиста Монастырь Святого Иоанна Ламбадиста Нам не известно, когда был построен этот монастырь. Скорее всего, это произошло в середине XVI века. Храм является самым древним монастырским строением. Монастырь состоит

Подробнее

КНИГА КАК ПРИМЕР ПЕЧАТНОГО ИСКУССТВА

КНИГА КАК ПРИМЕР ПЕЧАТНОГО ИСКУССТВА Мамотюк Д.С., студ. гр. 408 ФЗО БГУКИ Научный руководитель Орешко Т.Д., ст. преподаватель КНИГА КАК ПРИМЕР ПЕЧАТНОГО ИСКУССТВА Книга является важнейшим источником информации. Это наиболее важная форма

Подробнее

История Русского музея

История Русского музея Государственный Русский музей 115 лет со дня открытия для посетителей История Русского музея Государственный Русский музей первый в стране музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году

Подробнее

1. Что такое «Евангелие»?

1. Что такое «Евангелие»? 1. Что такое «Евангелие»? ЕВАНГЕЛИЕ Жизнь, слова и дела Иисуса Христа, описанные в книгах, называются Евангелием. В переводе с греческого Евангелие означает «добрая (благая) весть». Евангелие и другие

Подробнее

Православные храмы: значение, устройство

Православные храмы: значение, устройство Православные храмы: значение, устройство Прохорова Е.А., начальник управления повышения квалификации Института регионального развития Пензенской области, кандидат исторических наук, доцент Храм Особое

Подробнее

ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ПЕДУЛА

ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ПЕДУЛА ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ПЕДУЛА Церковь Архангела Михаила была построена до 1474 года. У нее односкатная деревянная крыша, и Г образный неф, занимающий западную и южную стороны. Когда то, во время религиозных

Подробнее

Древнекитайский символ

Древнекитайский символ Древнекитайский символ Сравните Некоторые современные здания Золотое сечение «Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник

Подробнее

учебный год

учебный год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 городского округа Лосино-Петровский Утверждено приказом директора МБОУ СОШ 4 от Рабочая программа по изобразительному

Подробнее

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ Л. В. Б ЕТИ Н ЦЕНТРА ЛЬНЫЕ НАУЧНО -РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ПРОЕКТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ Л. В. БЕТИН ИСК УССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Издательский дом «Коло» 2015 УДК 7.032.(47)

Подробнее

Португалия. Монастырь Жеронимуш

Португалия. Монастырь Жеронимуш Trip-point Travel Lifestyle Inspiration Португалия. Монастырь Жеронимуш Мануэлино, пожалуй, можно назвать одним из самых нетривиальных архитектурных стилей, возникших в Европе в эпоху Ренессанса. Именно

Подробнее

golden art golden art golden art

golden art golden art golden art примеры использования изображений из каталога в интерьере примеры использования изображений из каталога в интерьере Перед вами приложение к каталогу ART Collection. Если вы предпочитаете дизайн интерьера

Подробнее

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея Презентация :1006 Государственная Третьяковская галерея Презентация по номинации: Лучший научно-исследовательский музейный проект Наименование проекта: Открытия и перспективы: масштабные комплексные исследования

Подробнее

Искусство и костюм романского стиля

Искусство и костюм романского стиля Департамент образования города Москвы ГБОУ СПО колледж лѐгкой промышленности 5 Презентация занятия по дисциплине «ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ В КОСТЮМЕ» Тема: Искусство и костюм романского стиля Преподаватель: Дехова

Подробнее

Библия священная книга христиан

Библия священная книга христиан Христианство Христианство крупнейшая мировая религия: христиан около 2 млрд, почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся под

Подробнее

Научно-образовательный материал

Научно-образовательный материал Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

Подробнее

Проект учащихся 6 Б класса

Проект учащихся 6 Б класса Проект учащихся 6 Б класса Цели проекта: Изучение символики Российского государства в период XI-XV вв. Задачи проекта: 1)Изучить символику Российского государства: герб, гимн, флаг, трон, скипетр и держава.

Подробнее

Новые исследования 1

Новые исследования 1 Новые исследования 1 Т.В. Юрьева Триумфальная арка как иконографический прототип русского православного иконостаса Одним из методов изучения истории формирования и развития высокого древнерусского иконостаса

Подробнее

Архыз памятник православной культуры

Архыз памятник православной культуры Архыз памятник православной культуры Черненко Ольга Викторовна учитель истории и ОПК МАОУ СОШ 18 г. Армавира Краснодарского края Весь Архыз от станицы Зеленчукской до предгорий Главного Кавказского Хребта

Подробнее

Школьные абонементы на учебный год

Школьные абонементы на учебный год Школьные абонементы на 2017 2018 учебный год Аб. 1. «Сказочный Эрмитаж» Для дошкольников 6-7 лет Группа 12 детей + 3 взрослых = 5 750 руб. 1. Во дворец за Золушкой 2. В гости к Золотому Павлину 3. Песни,

Подробнее

Раздел II. Содержание программы

Раздел II. Содержание программы Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Подготовка к олимпиаде по искусству» ( класс) Раздел I. Пояснительная записка Цель реализации программы индивидуально-групповых занятий «Подготовка к

Подробнее

Церковь Богородицы Панагия ту Мутулла

Церковь Богородицы Панагия ту Мутулла Церковь Богородицы Панагия ту Мутулла Как сообщает надпись на северной стене церкви, храм был возведен в 1280 году Иоаннисом Мутулласом и его супругой Ирини. Храм состоит из одного нефа, который с северной

Подробнее

Откуда есть пошла библиотека?

Откуда есть пошла библиотека? Библиотека Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации 27 мая Общероссийский день библиотек Откуда есть пошла библиотека? Чебоксары Родиной библиотек считается

Подробнее

docplayer.ru

Древняя Русь в начале XII в

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Х - НАЧАЛА XII ВВ.

1. "Русская правда"

Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является “Русская Правда”. Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. (Известны три редакции Русской правды: Краткая , состоящая в свою очередь из Древнейшей Правды , или Правды Ярослава (1016 г.) и Устава Ярославичей (1072 ?), Пространной (ХII в) и Сокращенной ).

Правда Ярослава . В первой статье Краткой редакции Русской Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного “мужа”. С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление Русской Правды в нач. ХI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть. Таким образом, разложение рода, появление социальных “изгоев”, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении Русской Правды, пришедшей на смену традиционному, неписаному праву.

В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо челяди (рабов), о которой говорилось еще в договоре Олега с Византией (907г) - это смерды и холопы. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен. Княжеские люди - тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов - рабов) “стоили” 80 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.

Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

В Уставе Владимира Мономаха (1113), входящим в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов . Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

2. Общественный строй

Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.

Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - “людин”, отсюда - “простолюдин”). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово “вервь” чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли.

На практике даннических отношений основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция “государственного феодализма”, трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей “коллективному феодалу” - государству. И.Я. Фроянов же видит в ней “военную контрибуцию”, собираемую князем с покоренных племен.

Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце Х в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать, появляется потребность в собственных селах, обеспечивающих необходимым продовольствием княжеско-дружинные верхи общества. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. Да и сами князья владели селами постольку, поскольку управляли волостями. Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее ХII вв. Поэтому, если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции - направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы ) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале ХII в. появляется новая группа зависимых людей - закупы . Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - ”купы ”. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально - зависимому крестьянину.

Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего - это люди, работающие в княжеских селах.

Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. (Термин крестьяне появится лишь в ХIV в.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а общинника - “людина” - 40 гривен.

Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.

3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в ХI в.

Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.

И.Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во 2-ой половине ХI в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи “военной демократии” и ограничивающих княжескую власть. К ним относится вече , которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего ХI в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, т.к. летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда, видимо, вече было призвано исправить ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.

Двоякую роль играла и княжеская дружина . С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а, с другой, - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир ”думал” с дружиной о “строе земельном, и о ратях”, т.е. о делах государственных и военных, вынужден был считаться с ее мнением. Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет (“думу”) князя, назывались боярами . Младшие дружинники - рядовые воины - именовались “отроки ” и “гриди ”.

mirznanii.com

Древняя Русь

Доклад о средневековом Пскове в ЕУ (СПБ). [May. 8th, 2013|09:05 am]

Древняя Русь. Научное сообщество

15 мая,среда

---18.30 в Золотом зале в рамках семинара центра «Res Publicа» выступит Алексей Вовин (ЕУСПб), «Псков 14-15 вв. и западноевропейский город раннекоммунального периода. Сравнительно-типологический анализ».

Справки по телефону: 386-7637

работы по Пскову [Jun. 30th, 2011|02:51 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

Вдруг у кого-то имеется следующее:

1. Кафенгауз Б.Б. Посадники и боярский совет в древнем Пскове // Истор. записки, 33. М., 1950, с. 173-220.2. Кафенгауз Б.Б. Вече в древнем Пскове // История СССР. 1966. №6, с. 110-123.3. Кафенгауз Б.Б. Древний Псков. М., 1969.4. Колотилова С.И. К вопросу о положении Пскова в составе Новгородской феодальной республики // История СССР. 1975. №2, с. 145-152.5. Колотилова С.И. Псковская феодальная республика // Псковский край в истории России - Псков, 1996.6. Колосова И.О. «.и посадникам доложить господина Пскова на вече..»// Археологи рассказывают о древнем Пскове - Псков, 1992.7. Колосова И.О. Степенные посадники в Пскове // Вестник МГУ. М., 1984. Сер. история. № 2. 8. Алешковский М. X. Социальные основы формирования территории Пскова X—XIV вв. // Сов. археология. 1978. № 2. С 117-126.

Буду очень обязан.

Мусин проРусский Север [Dec. 20th, 2010|04:32 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

Нет ли у кого-нибудь в электронном виде автореферата:Мусин А.Е. Христианская община средневекового города Северной Руси XI-XV вв. по историко-археологическим материалам Новгорода и Пскова: Автореф. дис. докт. ист. наук. СПб., 2002.
Статья Хорошева [Oct. 6th, 2010|05:32 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

Дорогие коллеги, нет ли у кого-нибудь такой вот статьи:

Хорошев А. С. Новгородская святая София и псковская святая Троица по летописным данным: Из истории местных патрональных культов //Mediaevalia Ukrainiсa: Ментальность та iстория iдей. Т. 5. Кiев, 1998. С. 5-15.

Новая карта-основа Псковского областного словаря [May. 24th, 2010|02:33 am]

Древняя Русь. Научное сообщество

Рабочая версия новой карты-основы для «Псковского областного словаря с историческими данными» (pdf). Замечания и предложения принимаются в течении недели.

Копия в terra_linguarum.

"Брань о смердах" во Пскове [Aug. 4th, 2008|11:07 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

Что бы Вы мне посоветовали почитать по сабжу?Заранее спасибо.
новые церы [Jun. 20th, 2008|07:36 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

Псков (вторник): http://www.rian.ru/science/20080617/110865722.html

Новгород (вчера): http://www.rian.ru/science/20080619/111364078.html

(no subject) [Jun. 9th, 2008|11:44 am]

Древняя Русь. Научное сообщество

Николай Каринский. Язык Пскова и его области в XV веке. СПб, 1909. pdf, 8 Мб: http://stream.ifolder.ru/6904342
Быть может, есть у кого-то (или в Сети) [May. 1st, 2008|03:10 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

следующая статья:

Каштанов С.М. Институты государственной власти Великого Новгорода и Пскова в свете немецкой средневековой терминологии (предварительные заметки) // Древнейшие государства Восточной Европы. 2001 г.: Историческая память и формы её воплощения. М., 2003.

Псковская судная грамота [Jan. 31st, 2008|01:44 am]

Древняя Русь. Научное сообщество

Вопрос к уважаемым участникам сообщества! Не подскажете, выходили ли в последнее время публикации, посвящённые Псковской судной грамоте (интересуют любые аспекты её изучения). Особенно любопытно, поднимался ли в последние годы вопрос о принадлежности "княж Александровой грамоты", которая легла в основу ПСГ? (дискуссионный вопрос до сих пор, Александр Ярославич Невский или Александр Михайлович Тверской дали грамоту Пскову. Буду признателен за отзывы на вопрос.
navigation
[ viewing | most recent entries ]
[ go | earlier ]

old-rus.livejournal.com