Рабство древняя греция. Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции и Древнего Рима (стр. 1 из 6)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабство в Древней Греции. Рабство древняя греция


Рабство в Древней Греции — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Античный рабовладельческий способ производства, обеспечивший экономическое развитие античной цивилизации, обусловил и её культурные достижения[1][2][3].

Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов, продавал их или за выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Большинство рабов в эту эпоху были греками и захватывались в войнах между греческими полисами, что влияло на отношение господ к рабам. С течением времени начинает расти дистанция между свободными и рабами, число последних постепенно увеличивается. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом.

В XIX веке особо выделяется классический труд французского историка А. Валлона «История рабства в античном мире» (1-е изд. 1847, 2-е изд. 1879)[4], эта фундаментальная работа долгое время оставалась единственной попыткой систематизации материала древности по вопросу античного рабства[5]. Из других учёных XIX в. можно отметить К. Бюхера, акцентировавшего значение рабства для народов классической древности[5].

Уильям Митфорд обращая внимание на развитие рабства, подчёркивал, что свободой в Греции могло пользоваться лишь незначительное меньшинство[6].

В отличие от XIX в., в XX в. вопрос о социальной структуре античного общества, в частности об античном рабстве, стал одним из важнейших в центре внимания антиковедов[4].

Как отмечал М. Финли, античное общество рассматривало рабство как естественную и органическую часть своего существования[4]. А. И. Доватур выделял включение Аристотелем в число первичных человеческих объединений, наряду с супружеской парой, соединения господина и раба[3]. Аристотель в самом начале своего знаменитого трактата «Политика» теоретически обосновывал необходимость рабства как социального института, без которого была бы невозможна «благая жизнь» его соотечественников[3].

А. П. Медведев выделяет роль полиса в поддержании рабовладельческого характера древнегреческого общества: по Ксенофонту, все хозяева рабов в общине действуют вместе, как «добровольная стража»; известно рассуждение Сократа в беседе с Главконом о том же[3].

Как констат

ru.bywiki.com

Рабы в древней греции

Рабство в Древней ГрецииТекущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии. проверенной 12 марта 2013- проверки требуют 2 правки .Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов. продавал их или за известный выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Рабов было, однако, не очень много- они по преимуществу сосредоточивались в домашнем быту и составляли предмет роскоши. Обращение с рабами было довольно мягкое, так как «все классы общества находились почти на одном уровне вкусов, чувств и образования» (слова Грота). Кроме того, большинство рабов в эту эпоху были греками и захватывались в войнах между греческими полисами, что влияло на отношение господ к рабам. Иногда сами господа работали наряду с рабами. Последние часто пользовались доверием своих господ- за долголетнюю и усердную службу их нередко отпускали на волю, награждая поместьями. Только положение некоторых рабов (например, алетрид — рабынь, размалывавших зерно на ручных мельницах) было по-настоящему тяжёлым.СодержаниеИсточники рабства [ править | править исходный текст ]Источники рабства, в общем, были те же, как и везде: естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, торговля рабами, продажа детей (практиковавшаяся всюду, кроме Афин) и подкидывание их (дозволенное везде, кроме Фив), обращение в рабство несостоятельных должников- кроме того, закон признавал рабами вольноотпущенников и метэков. не исполнивших своих обязанностей по отношению к государству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина.Последний вопрос имеет принципиальное значение, и потому учитель, дополняя, говорит, что рынки рабов находились во многих городах, продажа людей была обычным явлением и никого из греков не возмущала. Изображенный на картине сидящий грек оперся на красивый сосуд и то ли слушает своего соседа, то ли погружен в собственные мысли. Ему нет дела до происходящего, возможно, он даже не слышит криков ребенка, рыданий матери, свиста кнутов надсмотрщиков. Не надо думать, что все покупатели обязательно злые или жестокие люди. Вот, например, старик G седой бородой, обсуждающий качества выставленного на помосте раба. Наверно, у него есть внуки, для которых он добрый и любящий дед. Он купит для них на продуктовом рынке пряники на меду и другие сладости. Но этот старик, как и остальные греки, считает естественной торговлю «живым товаром». Он убежден: чужеземцы для того и созданы, чтобы быть рабами у эллинов.Рабы стоили в Греции относительно дорого: стоимость раба в зависимости от его возраста, внешнего вида и того, был ли он обучен какому нибудь ремеслу, могла равняться стоимости нескольких быков (В конце V. до н. э. в Афинах цена раба была 100-300 драхм, быка - 50 драхм. См. Фролов Э. Д. Социально-политическая борьба в Афинах в конце V. до н. э. Л. 1964. 93, 99, 110. Впоследствии учащиеся узнают, что в Риме II-I вв. до н. э. рабы ценились значительно дешевле ).2. В ходе беседы выясняются источники рабства. Учащимся предлагается рассмотреть схему на стр. 138 и ответить на вопросы: «Как люди, продававшиеся на рынках Греции, потеряли свободу? Какой из источников рабства, указанных на схеме, отсутствовал в Афинах V. до н. э. Когда было отменено долговое рабство в Афинах? Почему оно было отменено?»Выслушав ответы, учитель подчеркивает, что основным источником рабства для Греции, как и для других стран древности, являлась война (поэтому в последние годы войны с персами число рабов в греческих городах резко возросло). Множество рабов было также куплено в отдаленных странах. В результате побед над персами греки завладели важнейшими морскими путями на Эгейском и Черном морях, часто посещали Северное Причерноморье, где вожди местных племен охотно меняли невольников на греческие расписные вазы, шерстяные ткани, вино и масло.Учитель подчеркивает, что в V. до н. э. во многих греческих государствах рабства-должничества не. Последний бедняк, кутавшийся в разорванный плащ и не имевший монеты на покупку ячменной лепешки, твердо знал, что его, свободного эллина, рабом-должником не сделают, и гордился этим.Учитель может сравнить рабо, родившихся в неволе, с рабами, привезенными из чужих стран. Одним характером обладает раб, захваченный с оружием в руках на войне (на картине «Продажа рабов» это стоящий в цепях невольник). Такой раб помнит о днях свободы, он будет бороться за нее, он ненавидит поработителей и не простит им своего унижения. Совсем другой характер у раба, выросшего в неволе: с детских лет ему внушали, что он раб и должен угождать господам, быть во всем покорным их воле. Считалось, что рабы, не знавшие свободы, более послушны.Рис. 24. Кадр из цветного диафильма «Афинский раб» (художник И. Сущенко)3. Учитель может продолжить работу со схемой на стр. 138. (На каких работах использовали рабов в древней Греции?) Развивая мысли, высказанные учащимися, он выделит характер тех работ, которые возлагались на рабов. В Греции, как и повсюду в древности, рабов прежде всего заставляли выполнять тяжелую и вредную для здоровья работу. Приводится пример добычи серебряной руды на юге Аттики.Любуясь красивой серебряной вазой, трудно представить себе, в каких ужасающих условиях рабы добывали серебро. Не было работы тяжелее, поэтому рабовладельцы угрожали непокорным рабам ссылкой в рудник.- Ты совсем обленился,- говорил господин своему рабу,- стал дерзким и наглым. Я решил отправить тебя в рудник.Раб менялся в лице, бледнел, падал на колени перед хозяином:- Господин, не делай этого, лучше убей меня своими руками. Я исправлюсь, ты увидишь.«Предположите, почему рабы боялись ссылки в рудник?» - спрашивает учитель. При наличии времени он может дополнить ответ учащихся, используя учебник (§ 34, п. 3).Отмечается, что отдельные виды работ, быть может, не подрывали здоровье раба, но труд его почти всегда был однообразным, не приносившим душевного удовлетворения. Пример такого труда - обслуживание рабовладельца в его доме.Источники рабства, в общем, были те же, как и везде: естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, торговля рабами, продажа детей (практиковавшаяся всюду, кроме Афин) и подкидывание их (дозволенное везде, кроме Фив), обращение в рабство несостоятельных должников- кроме того, закон признавал рабами вольноотпущенников и метэков, не исполнивших своих обязанностей по отношению к государству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина.Покупали рабов в Сирии, Понте, Фригии, Лидии, Галатии, Пафлагонии, Фракии, Египте, Эфиопии. Наиболее важными рынками для работорговли были Кипр, Самос, Эфес, Хиос и Афины. Впоследствии всех их затмил Делос, где ежедневный оборот доходил до 10000 рабов. В каждом крупном городе был свой невольничий рынок. При продаже купцы старались показать свой товар «лицом», выставляя его достоинства и скрывая недостатки, а покупщики очень внимательно его рассматривали — поварачивали во все стороны, раздевали, заставляли ходить, прыгать, бегать. Существовали известные недостатки, наличие которых позволяло возвратить раба обратно продавцу.Рабы составляли домашнюю прислугу: вели хозяйство, прислуживали за столом, образовывали личную свиту — которая, однако, была немногочисленна (1—3 раба), нередко заменяли сторожевых собак. Они занимались также ремеслами и промыслами в городе и деревне. Многие рабы жили отдельно от своего господина, самостоятельно занимаясь ремеслами и внося известный оброк (греч. ???????), весь остальной заработок оставался в их руках. В Афинах некоторые рабы успевали составить себе довольно крупные состояния и своей пышностью и расточительностью подавали даже повод к жалобам и нареканиям. Существовали спекуляторы, которые или сами эксплуатировали своих рабов, или отдавали их в наем с самыми разнообразными целями. Доходность рабов была различная в зависимости от их ремесла: так, рабы, занимавшиеся в мастерских отца Демосфена изготовлением мечей, приносили ему ежегодно 30 мин (при стоимости их в 190 мин)- кожевенники Тимарха — 2 обола в день- Никий за каждого раба-рудокопа платил по оболу в день. Рабы служили гребцами и матросами во флоте, в случае крайности набирались иногда и в военную службу и за храбрость получали свободу, причём их владельцы вознаграждались за счёт казны.Раб считался собственностью, вещью господина- личность его не играла никакой роли ни в государстве, ни в обществе, ни в семье. Все, что он приобретал, считалось собственностью хозяина. Последнему принадлежала также власть разрешать и запрещать браки. Греческие писатели оставили нам описания жестокого обращения с рабами. Так, в одной комедии Аристофана мы читаем: «несчастный бедняк, что с твоей коже? не напала ли на твою поясницу и не изборонила ли тебе спину целая армия дикобразов?» В «Осах» один раб восклицает: «О, черепаха! как я завидую чешуе, защищающей твою спину!» В «Лягушках» есть такое выражение: «Когда наши господа живо чем-либо интересуются, на нас сыплются удары». Наказание голодом было самое обыденное. В случае более тяжкой вины их ожидала тюрьма, бич, розги, виселица, колесование. Участь рабов, занимавшихся в мастерских, была ещё хуже. Рабов-земледельцев заковывали в цепи, которых не снимали и на время работ. Оковы на ногах, кольца на руках, железный ошейник, клеймо на лбу — все это не было редкостью. Сицилийские рабовладельцы своей бессмысленной жестокостью превзошли всех других. Заботы господина о рабах ограничивались самым необходимым: мука, винные ягоды, в иных местах палые и пересоленные маслины — вот пища рабов. Одежда их состояла из куска полотна, превращённого в пояс, короткого плаща, шерстяной туники, колпака из собачьей кожи и грубой обуви. Сицилийские рабовладельцы, не желая кормить своих рабов, разрешали им снискивать себе пропитание воровством и разбойничеством, которое достигло здесь громадных размеров. В Афинах отношение к рабам было гуманнее и жизнь их более сносной, чем в других государствах. Ксенофонт говорит о чрезвычайной «дерзости» афинских рабов: они не уступали дороги гражданам их нельзя было бить из боязни ударить вместо раба гражданина, так как последний здесь внешне не отличался от первого. В Афинах существовал даже известный ритуал для введения раба в семью. Обычай разрешал ему иметь собственность (то, что в Риме носило название peculium)- благоразумные хозяева ради собственной выгоды лишь за редкими исключениями нарушали этот обычай. Тот же обычай признавал брак раба законным. В определённые дни рабы освобождались от своих обязанностей: в Афинах таким временем был праздник Anthesterii, посвященный Вакху, когда господа даже служили своим рабам. Раб, бежавший в алтарь или даже просто прикоснувшийся к таким священным предметам, как лавровый венок Аполлона, считался неприкосновенным, но господа заставляли иногда его выйти из храма голодом или огнем. В соответствии с обычаем и закон афинский покровительствовал рабу: виновный в оскорблении или убиении чужого раба предаался суду и платил штраф- своего раба господин мог наказывать по собственному усмотрению, но не имел права убить- если раб убивал господина, он подвергался обыкновенному суду- раб, недовольный своим господином, мог требовать, чтобы его рабы в древней греции другому. Некоторые из этих облегчений в отдельности существовали и в других греческих городах (peculium, брак, праздники — в Спарте, Аркадии, Фессалии и т. д.), но в Афинах они существовали все вместе. Благодаря этому здесь не происходило восстаний рабов. В других городах рабы нередко восставали. Нимфодор повествует о победоносном восстании рабов на острове Хиос, под предводительством Драмака. И отдельные лица, и целые государства заключали между собой договоры относительно выдачи беглых рабов.С согласия господина раб мог откупиться на волю. Можно было освободить раба и по завещанию. Когда освобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и других общественных местах- в других случаях имя раба заносилось в списки граждан- иногда свобода давалась путём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. Вольноотпущенные (греч. ???????????) не становились, однако, вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним рабы в древней греции некоторые обязанности- в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены в рабство. После смерти вольноотпущенника его имущество поступало в распоряжение прежнего господина. Раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например за донос о государственном преступлении.Кроме рабов частных были и рабы общественные (греч. ????????), принадлежавшие городу или республике. Они находились в гораздо лучшем положении, могли владеть собственностью и достигали иногда значительного благосостояния- вне исполнения своих обязанностей они пользовались почти полной свободой. Из таких общественных рабов составлен был отряд стрелков, носивший название ??????, хотя не все они были скифами- на обязанносги его лежало охранение порядка в народном собрании, судах, других общественных местах и при общественных работах. Тюремщики, исполнители судебных приговоров, писцы, счетоводы, глашатаи и др. обыкновенно принадлежал к этому же классу- были и общественные рабы удовольствий, то есть обитатели домов терпимости. Храмы также владели рабами, носившими имя гиеродулов: одни из них служили в самом храме (певцы и певицы, флейтисты и трубачи, фигуранты, скульпторы, архитекторы и т. д.), другие были на положении крепостных. Эти гиеродулы жертвовались в пользу храмов частными лицами, из благочестия или тщеславия.При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Источник: Рабство_в_Древней_Греции

hotels-greece.ru

Рабство в Греции | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Рост рабства в Греции

Греко-персидские войны привели к росту рабства. В рабов обращали военнопленных и захваченное на войне мирное население. Росту рабства способствовало и мор­ское пиратство. В V веке до н.э. почти во всех греческих по­лисах существовали рынки рабов, особенно большие на Делосе и в Афинах. На рынках покупатели осматривали рабов, словно скот или вещи. На груди раба висела дощечка с надписью. В ней указывался возраст раба, откуда он родом, что умеет делать. Раб стоил дороже, если был силён, молод, знал какое-нибудь ремесло. Рабы не имели имён, а носили клички, словно домашние живот­ные. Они не могли иметь семью или собственное имущество.

Рабский труд в хозяйстве

Рабы выполняли самую тяжёлую ра­боту. В рудниках они добывали металлы, а в каменоломнях — мра­мор. Особенно широко рабский труд применялся в ремесленном производстве. В гончарных мастерских, например, рабы месили глину, вращали гончарный круг, поддерживали огонь в печи для обжига. А вот лепили и расписывали посуду свободные мастера.

Производство керамики было очень развито в Греции. В Афи­нах целый район назывался Керамик. Особенно ценились рас­писанные чёрным лаком вазы. Секрет изготовления этого лака до сих пор не раскрыт. Вначале появились чернофигурные вазы, когда чёрным лаком наносили изображение, а фоном служил естественный цвет глины. В V (5) веке до н.э. изготовляли краснофигурные вазы. На таких сосудах, наоборот, чёрным ла­ком закрашивался фон изображений.

1. Кузнецы. Рисунок на древнегреческой черно­фигурной вазе. 2. Девушка, расписывающая вазу. Рисунок на древнегреческой краснофигурной вазе

В сельском хозяйстве труд рабов ис­пользовался меньше. Крестьяне предпо­читали сами обрабатывать участки. Оливководство и виноградарство требовали специальных знаний и умений, а рабу до­веряли только грубую, примитивную ра­боту. Зачастую всё богатство крестьянина состояло в нескольких плодовых деревьях, которые раб по нерадивости или невежеству мог загубить. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Положение рабов

Надсмотрщики избивали несчастных ра­бов плётками, заковывали в кандалы, бросали в тюрьмы. В демо­кратических Афинах, правда, запрещалось умышленное убийство раба, но за смерть раба в результате истязаний хозяин не нёс от­ветственности. Рабы были вещами, ему принадлежавшими. Если требовалось выслушать показания раба, его обязательно подвер­гали пыткам. Иначе показания считались недействительными.

Лишь немногим рабам разрешалось иметь семью и собствен­ное имущество. Они занимались ремеслом или мелкой торгов­лей и платили хозяину за это. Но в любой момент рабовладелец мог всё отнять у раба, а его самого — продать.

Вопросы по этому материалу:
  • Как в Греции люди становились рабами?

  • Где широко применялся труд рабов?

  • Почему в сельском хозяйстве раб­ский труд использовался меньше, чем в ремесле?

  • Почему хозяин разрешал некоторым рабам жить и работать отдельно, иметь семью — ради своей выгоды или по доброте?

doklad-referat.ru

Древняя история. ДВИЖЕНИЕ РАБОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

share the publication with friends & colleagues
Заглавие статьи Древняя история. ДВИЖЕНИЕ РАБОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Автор(ы) С. СИНГАЛЕВИЧ
Источник Борьба классов,  № 1, Январь  1936, C. 75-86

Характеризуя античное рабство, основоположники марксизма-ленинизма вскрывали не только экономическую природу последнего, но и его социальную сущность, устанавливая, что античное рабство-средство классового угнетения основных производительных классов античного мира. "В азиатской и классической древности, - писал Энгельс, - преобладающей формой классового угнетения было рабство, т. е. не столько экспроприация земли у масс, сколько экспроприация их личностей"1 .

"Античное государство, - писал он в другом месте, - было - преимущественно государством рабовладельцев для подчинения рабов"2 . Основным антагонизмом античного мира был антагонизм рабов и рабовладельцев, который в процессе его развития становился антагонизмом между рабами и свободными. В греческих общинах этот антагонизм рос параллельно росту рабства, параллельно все увеличивающейся эксплоатации рабского труда. Наличие его в Афинах в VI-V вв. достаточно ясно констатировал Энгельс: "Противоположность классов, лежавшая теперь в основе общественных и политических учреждений, проходила уже не между благородными и простым народом, а между рабами и свободными, между неполноправными и гражданами"3 .

Развитие этого основного антагонизма проявлялось в различных формах классовой борьбы между рабами и рабовладельцами - борьбы особенно острой в V и последующих веках. В этой борьбе уже были черты, характеризовавшие ее как протест против рабовладельческой системы, но в Греции они проявлялись довольно слабо. Борьба здесь велась неорганизованно и в большинстве случаев носила характер отдельных вспышек: убийство рабовладельца, поджог его имущества, поломка инструментов и пр.

1 Энгельс "Положение рабочего класса в Англии, стр. 48. Госиздат. 1928.

2 Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности а 'Государства", стр. 202. Партиздат. Москва. 1933.

* Вверху на фото: внутренность греческой триеры (аттический рельеф).

3 Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства", стр. 144. Партиздат. Москва. 1933.

стр. 75

Коллективные выступления рабов, массовая организованная борьба еще не получили в Греции широкого размаха. Одной из форм протеста рабов против гнета эксплоатации являлись довольно частые побеги рабов. Рабы убегали от своих господ в одиночку и целыми группами. Чаще всего побега рабов происходили во время войн. Не только потому, что война, вносившая известную дезорганизацию во внутреннюю жизнь страны, облегчала побег, но и потому, что война создавала большую угрозу судьбе рабов: если враги брали какой-нибудь город, то, как правило, они в первую очередь растравлялись с рабами, защищавшими его; если рабы ее принимали участия в военных действиях, их предавали как добычу; если осада города затягивалась и не хватало продовольствия, рабов убивали как лишних едоков. Вот почему войны в Греции обычно сопровождались побегами рабов. Это было настолько обычным явлением, что воюющие стороны, например афиняне и спартанцы во время перемирия в Пелопоннесскую войну (423 г.), включили в договор специальную оговорку, которая обязывала стороны не принимать бежавших во время войны рабов1 . Но несмотря на это позже, в ходе Пелопоннесской войны, побеги рабов совершались неоднократно. Так, Никий жаловался, что в 414 г. с кораблей афинского флота, действовавшего у Сиракуз, сбежали рабы-гребцы, лишив флот возможности продолжать военные действия2 . В 413 г., во время разгрома афинской армии при Декалее, "вся территория была отнята "у афинян, более двадцати тысяч рабов перебежало к неприятелю, в том числе многие ремесленники"3 , что было тяжелым ударом для афинской промышленности, требовавшей в условиях войны напряженной работы. Фукидид сообщает еще об одном факте побега рабов в ту же, Пелопоннесскую войну: е 412 г., когда Хиос перешел в руки афинян, рабы, подвергавшиеся жестоким применениям, перешли на сторону афинян и дали им ряд сведений о местности, в которой велась война, "причинив хиосцам величайший вред"4 .

Побеги рабов происходили и в мирное время и вызывали конфликты между отдельными греческими государствами. Так, в 433 - 432 гг. конфликт между афинянами и мегарянами, возникший из-за того, что мегаряне дали приют у себя беглым афинским рабам, был одним из поводов к Пелопоннесской войне5 .

Одна из надписей начала III в. рассказывает о том, что рабы острова Иос пытались бежать и спрятались на стоявшем у берегов беспалубном судне, но были обнаружены. Командир судна Зенон, который в это время являлся руководителем союза Кикладских островов, куда входил остров Иос, собрал начальников кораблей, так называемых триерархов, разобрал этот инцидент и беглых рабов вернул обратно. За это "совет и народ постановили благодарить Зенона"6 .

Известны случаи, когда рабы убегали и скрывались, похитив у господ имущество. Один из документов эллинистического Египта (III в.) сообщает о побеге раба-повара, который захватил с собой 80 медных драхм, данных ему на покупку корма для лошадей; раб скрывался в лагере каппадокийских солдат, и хозяин раба организовал розыски его7 . Об аналогичных

Сбор оливок. С рисунка на греческой вазе.

1 Фукидид. Кн. IV. Гл. 118, 7.

2 Там же. Кн. VII. Гл. 13, 2.

4 Там же. Кн. VIII. Гл. 40, 2.

5 Там же. Кн. I. Гл. 139, 2.

6 Античный способ производства в источниках (АСПИ), N 69. Издание ГАИМК. Лгд. 1933.

стр. 76

фактах рассказывает другой документ эллинистического Египта (II в.): некий раб Герман, принадлежавший алабандскому послу в Александрии, "сбежал с монетами чеканного золота в три мины и с 10 жемчужинами"; тут же сообщается, что вместе с Гермоном сбежал и другой раб, Бион, принадлежавший одному из Придворных, Калликрату; раб "сбежал с пелеринкой, рабским плащом и женским флаконом, стоящим 6 талантов, и с 5 тысячами медных драхм"1 .

Поскольку побеги рабов наносили материальный ущерб рабовладельцам и дезорганизовали их хозяйство, рабовладельческое государство силой закона защищало и ограждало свои интересы. Так, афинское законодательство допускало в отношении беглого раба применение так называемого апагоге, состоявшего в том, что беглого раба как тяжкого преступника любой гражданин мог задержать без соблюдения каких бы то ни было формальностей и доставить на место рабства. На основании этого права организовывались розыски беглых рабов. Это активное вмешательство государства в дело защиты интересов рабовладельцев является чертой, вытекающей в первую очередь из специфических особенностей самого античного государства. Античное государство выступало на защиту интересов рабовладельцев не только потому, что оно : являлось их классовой организацией, но и потому, что рабы, бывшие частной собственностью каждого отдельного рабовладельца, были также собственностью античной общины государства.

Природу античной собственности, в том числе и собственности на рабов, основоположники марксизма определяли так: "Граждане государства лишь сообща владеют своими работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации"2 . Полноправные граждане античной Греции - это прежде всего община рабовладельцев: политическим выражением ее является полис (государство-город), представляющий собой коллектив рабовладельцев, совместно эксплоатирующих рабов и обнищавших свободных. В этих условиях "наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма"3 .

Торгующий раб. Античная статуэтка из терракоты.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 12. Партиздат. 1933.

стр. 77

Существование частной собственности, в том числе частной собственности на рабов, в рамках общинной, государственной собственности по существу обозначало, что в условиях античности интересы рабовладельцев как класса господствуют над частными интересами. Эта точка зрения очень четко сформулирована Платаном: "Вы (граждане) не принадлежите сами себе, и это имущество не принадлежит вам; все нынешнее поколение и его собственность принадлежит всей совокупности ваших предшественников и имеющих последовать поколений, а еще больше - государству"1 . И "дальше Платон подчеркивает, что законодательство должно подчинять интересы каждого отдельного гражданина совокупности всех граждан, интересы которых выражает государство.

Рабов поставляли воины, обслуживавшие рабовладельцев. Основное назначение рабовладельческой армии в греческих государствах, в частности в Афинах, заключалось в том, что "народное войско афинской демократии являлось аристократической вооруженной силой против рабов и держало их в узде"2 .

Рабовладельческая община-государство, этот коллективный хозяин рабов, всегда энергично боролся против всяких попыток рабов подорвать или расшатать "мощь рабовладельческого общества. И эту роль государства как силы, удерживавшей рабов в повиновении, ясно понимал Платон; именно он указал, что рабовладелец, обладающий значительным количеством рабов, может чувствовать себя в безопасности исключительно потому, что ему оказывает защиту (государство, что, не будь этой защиты, он должен был бы жить в вечном страхе перед рабами3 .

И действительно, каждый рабовладелец в его борьбе с рабами мог рассчитывать не только на помощь со стороны других рабовладельцев, но и со стороны всего коллектива свободных граждан, со стороны общины-государства.

Поэтому заботы о розыске рабов, как правило, являлись не только делам самих рабовладельцев: к розыскам бежавших рабов привлекалась местная администрация. В розыске упоминавшихся выше рабов Германа и Биона принимала участие греческая администрация; розыском рабов руководил местный чиновник Стратой.

Организация розыска бежавших рабов обычно была такова: рассылались письма, с сообщением о бегстве раба, указывались его внешние признаки и обещалась награда тому, кто разыщет и вернет бежавшего или по крайней мере укажет его местонахождение. В письме о побеге раба Гермона сообщается, что он "родом сириец из Бамбики, 18 лет, роста среднего, безбородый, с крепкими икрами, с ямочкой на подбородке, с родинкой налево от носа и с рубцом к верху от левого угла рта, клейменый на левом запястье двумя варварскими буквами"4 . Раба выдавало клеймо на его теле, а иногда и охватывавший шею ошейник, который почти невозможно было снять самому.

Розыски раба и возвращение его хозяину требовали от последнего известных (издержек: за доставку беглого раба, как правило, полагалось уплатить вознаграждение сыщику, а также тем, кто указывал убежище раба. У Коанофонша имеется следующий характерный диалог:

"- Скажи, Диодор, если у тебя

Выделка вазы. Античный резной камень.

1 Платон "Законы". Гл. 11, 923.

2 Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства", стр. 201. 1933.

3 Платон "Государство". Гл. 9, 578.

стр. 78

Храм Тезея в Афинах.

убежит кто-нибудь из рабов, ты примешь меры к тому, чтобы его вернуть?

- И других прошу, клянусь Зевсом, об'являя о том, что выдам награду"1 .

За розыск упоминавшихся двух рабов, Германа и Биона, рабовладельцы обещали выдать вознаграждение: "Кто его (Геродота) вернет, получит 3 медных таланта, кто покажет, что он находился в храме, - 2 таланта, кто покажет, что он находится у человека платежеспособного и доступного суду, - 5 талантов"2 . Такое же вознаграждение устанавливалось за розыск раба Биона.

В связи с тем, что практика получения вознаграждения за доставку хозяину бежавшего раба стала обычной в жизни рабовладельческого общества, появились специальные лица, которые занимались ловлей беглых рабов и этим добывали себе средства к существованию. Из донесения чиновника эллинистической эпохи (III в.) видно, что два фата, Коллохут и Заидил, задержали беглых рабов и требуют за их выдачу 100 драхм серебра3 . Из дальнейшего текста этого же документа видно, что указанные лица являлись вместе с тем и работорговцами, практиковавшими следующие приемы спекуляции рабами: Заидил продавал рабов, они убегали, а Коллохут скрывал у себя беглых рабов, чтобы в дальнейшем получить за них выкуп. Особые специалисты по ловле рабов в Греции назывались драпетагогами, т. е. приводящими беглого раба. Среди них были такие, которые смотрели на ловлю беглых рабов как на почетную обязанность, как на дело, направленное на укрепление устоев рабовладельческого строя; заступи таких лиц отмечались особыми правительственными грамотами. Так, в Афинах в IV в. была воздвигнута но каменной стелле4 "почетная грамота в честь некоего гражданина с острова Иоса, занимавшегося ловлей беглых афинских рабов и доставлявшего их рабовладельцам5 . Рабовладельцы острова Иоса вынесли благодарность командиру корабля Зенону (III в.) за то, что он возвратил им пытавшихся укрыться на его корабле беглых рабов; постановление правительства об этом было вырезано тоже на каменной стелле6 .

Беглый раб, спасавшийся от пре-

1 Ксенофонт "Воспоминания о Сократе". Кн. II. Гл. 10, 1 - 2. Киев. 1863.

4 Каменная плита-колонна, на которой в древности вырезывались постановления правительства.

5 "Известия ГАИМК" N 101, стр. 135 - 136. 1934.

стр. 79

следований, мог найти временное пристанище в некоторых храмах, являвшихся, так сказать, условным убежищем для скрывшегося раба. Правом убежища, правом так называемой осилим, пользовались многие храмы: храм в Гортине, та Крите; храм Тезея в Афинах; храм Аполлона в Дельфах; храм в Канопе, в Нижнем Египте, и в других местах. В некоторых храмах были устроены даже специальные помещения для беглых рабов, в которых они жили, пока их оттуда не выгонял голод или пока жрец не решал судьбы беглого раба. Храмовое убежище фактически не защищало раба от преследований. Оно и не открывало перед ним возможности освобождения от рабства. Законодательный памятник острова Крита, так называемая Гортинская правда, брал беглого раба лишь под временную защиту; он запрещал продажу раба в то время, когда он скрывался в убежище при храме, и в течение года после бегства. В других случаях раб, находивший временное пристанище в храме, не получал от храма защиты; здесь судьба раба зависела от жреца: он решал, выдать ли раба его господину или передать его другому лицу. Беглый раб, пытавшийся скрыться в храме, снова обрекался на рабскую жизнь.

Побега рабов являлись одной из пассивных форм борьбы с рабовладельцами, показателем неорганизованности рабов. Но побеги рабов в истерии античной, Греции сыграли важную роль в том отношении, что они вносили дезорганизацию в рабовладельческое хозяйство, а в периоды войны представляли для греческих государств серьезную политическую опасность.

Более действенной формой классовой борьбы являлись восстания рабов. Правда, в Греции они не получили такого широкого размаха, как это было в Риме во II-I веках. Восстания рабов как коллективная форма массового протеста против рабовладельческой системы хозяйства и рабовладельческого строя в Греции не развились, не поднялись до уровня римских восстаний. В чем причина этого?

Один из советских исследователей вопроса, проф. Крюгер находил основное об'яснение слабости движений рабов в Греции в особенностях греческой промышленности. Он считал, что состояние античного производства, по существу мелкого, с небольшим количеством рабов, без концентрации в предприятиях значительных масс рабов, не создавало необходимых предпосылок для развития движения рабов; с другой стороны и для сельского хозяйства Греции не характерны латифундии: там господствовало мелкое землевладение1 .

Но эти соображения Крюгера резко расходятся с фактами, а стало быть, ничего не об'ясняют в рассматриваемом вопросе. Неверно то, что в V-IV вв. не было значительного скопления рабов в промышленности передовых государств Греции. Известно, что еще до IV в., в досолонову эпоху, рабство за долги уже получало массовый характер2 ; известно, что в Аттике, в рудниках Лавриона, работали тысячи рабов3 ; в греческих государствах были мастерские, в которых работало более сотни рабов (мастерская щитов Лисия в V в. в Афинах со 120 рабами4 ; тысячи рабов, работавших у фокейца Мнасона, и др.). Известно, что

Сапожник. С рисунка на греческой вазе.

1 "Известия ГАИМК" N 101, стр. 122 и сл. 1934.

2 Плутарх "Солон". Гл. 8, 4. СПБ. 1891.

3 Ксенофонт "О доходах". Кн. IV. Гл. 14.

4 Лисий "Речи". Речь XII, ст. 19.

стр. 80

Служанка и госпожа.

С рисунка на греческой вазе.

в Пелопоннесскую войну, в 413 г., 20 тысяч афинских рабов перешли на сторону Спарты1 ; такое массовое явление было бы немыслимо, если бы в Аттике не было большого скопления рабов.

Недостаточно убедительны рассуждения Крюгера и о том, что сравнительно сносный жизненный уровень афинских рабов определял их недостаточно активную борьбу с рабовладельцами. Утверждая это, Крюгер полностью отразил позиции буржуазной исторической науки по поводу рабства (Летурно и др.), которые, на основании одного места псевдо-ксенофонтовой "Афинской Политии" (сочинение, приписываемое греческому писателю Ксенофонту) об афинских рабах2 , доказывали, что в Афинах "благодаря мягкости нравов положение рабов было не особенно печально", что "гуманность афинян по отношению к своим рабам" делала вполне сносным положение рабов, и т. д.3 . Общеизвестны факты жесточайшей эксплоатации рабов в аттических рудниках Лавриона, суровость и жестокость афинских рабовладельцев в отношении к рабам; Валлон показал, что рабов заставляли работать с цепями на руках, с кандалами на ногах, часто с железным ошейником на шее. После попытки к бегству рабов клеймили раскаленным железом4 . Известны факты жестоких пыток рабов в афинском суде и т. д.

По поводу причин неорганизованности восстаний рабов в Греции можно отметить следующее: антагонизм между рабами и рабовладельцами еще находился в процессе созревания, он не достиг в Греции такой высоты и такой силы, чтобы вылиться в бурную массовую борьбу рабов с рабовладельцами. Огоньки восстаний рабов вспыхивали в отдельных местах Греции начиная с V в., но они не сливались в единый пожар общего восстания рабов, как это было в Риме.

Одно из ранних восстаний рабов в Греции произошло в Аргосе в 494 году. Это восстание было связано с поражением аргосского войска в борьбе со Спартой. Спартанцы разгромили

1 Фукидид. Кн. IV. Гл. 1,18, 7.

2 Псевдоксенофонтова "Афинская Полития". Кн. 1, ст. 10 - 11.

3 Летурно "Эволюция рабства", стр. 236 - 238. М. 1898.

4 Wallon "Histoire de l'esclavage dans l'antiquite". V. 1, p. 415.

стр. 81

аргосцев, уничтожили не только их войско, но и массу населения (свободных граждан), и рабы воспользовались этим моментом для восстания. Это было одно из успешных восстаний рабов: они захватили город, сбросили правительство рабовладельцев, организовали свое управление. Геродот прямо говорит, что в связи с войной "Аргос обезлюдел до такой степени, что все дела поступали в ведение рабов, всем управлявших и распоряжавшихся"1 . Рабы захватили также город Тиринф. Но восстание было разгромлено.

Однако и после свержения власти рабов в Аргосе угроза движения рабов не была ликвидирована. Через некоторое время снова вспыхнуло восстание; восставшие рабы напали на господ: "...возникла между ними весьма продолжительная война, из которой лишь с трудом вышли победителями аргивяне"2 .

Довольно значительное движение рабов имело место в крупнейшем рабовладельческом центре античного мира - Сицилии - еще в V веке. О большом количестве рабов в Сицилии V в. мы имеем свидетельство Диодора, который отметил значительное увеличение рабов в греческих колониях Сицилии в связи с удачной для греков греко-карфагенской войной, когда масса, пленных была обращена в рабство и захвачена частными лицами. Восстания сицилийских рабов в V в. были предвестниками грандиозных движений рабов в Сицилии во II веке3 .

Первое документально засвидетельствованное восстание рабов произошло в греческой колонии Сиракузах в 414 году. Во главе восставших рабов стал некий Сосистрат. Когда стало известно о предстоящем выступлении рабов, к ним был направлен для переговоров начальник сиракузской конницы Диамах, находившийся в близких отношениях с Сосистратом. По поручению правительства Диамах имеете с полководцем Гермократом начал переговоры с Сосистратом в присутствии 20 рабов. Гермократ в сопровождении 600 гоплитов

Греческие воины. С рисунка на вазе .

1 Геродот. Кн. VI. Гл. 83.

2 Диодор. Кн. XI. Гл. 20.

3 О движениях рабов в Сицилии во II в. см. ст. Сергеева ("Борьба классов" N 6 за 1935 г., стр. 86).

стр. 82

Литейное дело. С рисунка на аттической вазе.

выступил перед рабами и дал им обещание отпустить восставших рабов на волю, а Сосистрата сделать соправителем Сиракуз. Рабы поверили этим обещаниям, но были жестоко обмануты: руководители движения были схвачены и казнены, остальные возвращены их господам; часть рабов перебежала к афинянам, флот которых вел в это время военные действия у берегов Сицилии1 .

Массовые движения рабов имели место во II в. на острове Хиосе, крупнейшем центре работорговли. Рассказ об этом движении рабов передан некиим Нимфодором Сиракузским, сочинение которого подвергалось значительным интерполяциями2 и содержит вследствие этого много недостоверного. Однако в основе источника, безусловно, лежит сообщение об историческом факте. "Рабы хиосцев, - пишет Нимфодор, - убегают от своих господ и скрываются в горах; оттуда они толпами набрасываются на частные владения и грабят их"3 . Этих беглых рабов об'единил выделившийся среди них вождь Дримак. Под его руководством рабы всту-

1 Материал о восстании рабов в Сиракузах см. в ст. Крюгера ("Известия ГАИМК." N 101, стр. 126 - 127. 1934).

2 Интерполяция-вставка (переписчиком в текст рукописного сочинения не принадлежащих автору слов и целых фраз.

стр. 83

пиши в борьбу с рабовладельцами, причем рабовладельцы вынуждены были вступить в переговоры с Дримаком. Рабы дали обещание прекратить грабежи, и набеги на имения рабовладельцев, а Дримак организовал специальный суд для рассмотрения причин бегства рабов. Дримак, таким образом, выступят арбитром между рабами и рабовладельцами. Он говорил, обращаясь к рабовладельцам: "Когда у вас сбегут рабы, я расследую дело, и если окажется, что они бежали от невыносимых условий жизни, я оставлю их у себя; если же жалобы будут признаны неосновательными, я отошлю их обратно к господину"1 . Затем Нимфодор сообщает, что после этого между хиосскими рабами и рабовладельцами установились мирные отношения: в одной части Хиоса существовало государство рабов, возглавляемое Дримаком, в другой его части - зависимое от Дримака государство рабовладельцев. Но государство Дримака в классово-политическом смысле ничем не отличалось от государства рабовладельцев: оно было организовано по типу последнего: Дримак являлся неограниченным правителе этого государства. "В отношении рабов власть Дримака была деспотической властью; беглые же рабы, бывшие с ним, боялись его гораздо больше, чем раньше боялись своих гостюя, и делали все, что ему было угодно, повинуясь Дримаку как начальнику"2 .

После смерти Дримака созданное им государство распалось; беглые рабы снова возобновили нападения на рабовладельцев Хиоса.

Второй век в истории античного мира является периодом бурных восстаний рабов, восстаний, происходивших в разных местах римской державы, в состав которой в это время вошла Греция. Под влиянием вышеупомянутой революции сицилийских рабов во II в. происходит вспышка движений рабов в Аттике, в рудниках Лавриона, затем на острове Делосе, в этом крупнейшем центре работорговли3 . Движения эти были подавлены. Под влиянием второй сицилийской революции рабов (104 - 101 гг.) произошло снова восстание рабов в рудниках Лавриона, принявшее довольно значительные размеры. "Многие мириады (десятки тысяч) аттических рабов работали в рудниках в оковах... Восставши, они перебили приставленную к рудникам стражу, овладели Сунийским акрополем и долгое время опу-

Гречесвне всадники. С рисунка на вазе.

3 Орозий. Кн. V. Гл. 9, 5.

стр. 84

стошали Аттику. Это происходило в эпоху второго восстания рабов в Сицилии"1 .

Политическая активность греческих рабов выражалась не только в их революционных выступлениях против рабовладельцев: в Греции имели место неоднократные факты связи движений рабов с классовой борьбой, происходившей в среде свободных. Еще в конце VI в., когда в Аттике шла борьба демократических масс с родовой знатью, в эту борьбу были втянуты рабы.

Позднейшая история Греции дает нам также ряд фактов участия рабов в. демократических движениях. Боровшиеся в V в. в Платее политические партии втягивали в борьбу рабов: "...в Платее рабы на стороне демократии"2 . Когда в 427 г. разыгралось гражданская война в Коркире, "...обе стороны посылали на окрестные поля вестников, призывая на свою сторону рабов обещанием свободы; большинство рабов примкнуло к народу"3 .

Но эти факты связи демократических движений с движениями рабов не дают основания для вывода о существовании в древней Греции единого антирабовладельческого, фронта: рабы в этих движениях являлись не более как пешками в руках господствующих классов, ибо движения демократических слоев свободных ее были направлены против рабовладельческого строя.

Однако выступления рабов против рабовладельцев, независимо от того, в какие формы они выливались, не могли не внушать рабовладельцам страха за свою судьбу. Тревога рабовладельцев в связи с угрозой восстаний рабов очень ярко выражена во многих высказываниях Платона. "Раб - собственность такого рода, обладание которым несет много затруднений, и опыт показывал это не раз", -писал Платон, ссылаясь на факты частых восстаний рабов и те бедствия, которые постигали государство в результате этих восстаний 4 .

Эту же мысль Платон выразил и в тезисе: "Ведь рабы никогда ее станут друзьями господ так же, как люди негодные не станут друзьями людей порядочных"5 . В другой связи Платон писал, что богачи, обладающие множеством рабов, могут жить без страха перед рабами, потому что их защищает государство; не будь этого, "в каком бы большом страхе он (богач) был за себя, за детей и за жену, как бы рабы не погубили всех"6 .

Этот страх перед рабами заставлял рабовладельцев и рабовладельческое государство прибегать к самым различным приемам предотвращения восстаний рабов. Так, в качестве меры борьбы с движениями рабов в IV в. выдвигалось даже предложение ограничить число рабов и не допускать развития рабства путем обращения в рабство греков. Влияние этой тенденции сильно переоценивалось буржуазными исследователями, которые считали, что в практике греческой жизни в силу этого было очень ограниченное количество рабов-греков. Платон и Аристотель действительно развивали теорию о том, что грек-это прирожденный рабовладелец, что ему принадлежит право владеть рабами-варварами, что нельзя обращать в рабство греков. Платон прямо высказал пожелание, чтобы греки не обращали в рабство взятых во время войны в плен соплеменников.

Но в практике греческой жизни эта точка зрения находила весьма слабое отражение. Известно, что в период греко-персидских войн Гелон Сиракузский продал в рабство мегарян и эвбейцев7 ; в Пелопоннесскую войну, после сицилийского разгрома 413 г., тысячи афинян и их союзников были обращены в рабство8 ; Филипп Македонский продал в рабство олинфян, и т. д. Если во время войны имели место отдельные факты оставления захваченных в плен греков на свободе, то это вызывалось отнюдь не соображениями гуманного или нацио-

1 Афиней. Кн. VI, ст. 104.

2 Диодор. Кн. XIII, ст. 41.

3 Фукидид. Кн. III. Гл. 73.

4 Платон "Законы". Кн. VI, ст. 777.

5 Там же, стр. 757-а.

6 Платон "Государство". Кн. IX, ст. 578-а.

7 Геродот. Кн. VII. Гл. 156.

8 Фукидид. Кн. VII. Гл. 85, ст. 3 - 4.

стр. 85

нального характера, а соображениями военно-политическими: это являлось маневром с целью привлечения на свою сторону противника. Так надо расценивать тот факт, что в Пелопоннесскую войну, после разгрома спартанцами лесбосцев у Мефимны (остров Лесбос), полководец Калликратид с целью привлечения на свою сторону лесбосских греков заявил, что никто из треков не будет обращен в рабство, и в то же время тот же Калликратид продал в рабство захваченный им здесь афинский гарнизон1 .

Но бесспорно то, что рассуждения Платона о том, что греми не должны быть рабами, и указания Аристотеля, что раб - это прежде всего варвар, обусловлены были учетом той угрозы, какую представляли движения рабов в Греции в V-IV веках. Чтобы не иметь внутренних врагов в лице греков-рабов, которые могли представлять большую социальную опасность чем рабы-варвары, идеологи рабовладельческого общества предостерегали рабовладельцев от обращения в рабство греков.

Для предотвращения возможности сплочения и совместных выступлений рабов-варваров предлагалось не содержать в одном месте рабов одной национальности. Платон прямо рекомендует "... не иметь рабов одной и той же национальности, но, насколько это возможно, иметь рабов, говорящих на разных языках, если только желательно, чтобы они лучше переносили рабство"2 . Эти советы, повидимому, действительно осуществлялись в практике греческого рабовладения. В одной из греческих надписей V в. перечисляется 16 рабов, принадлежавших некоему Кефисодору, и среди них рабы десяти различных национальностей3 .

Рассмотрение важнейших этапов в развитии движений рабов в древней Греции позволяет сделать вывод, что хотя они не получили там широкого размаха и не вылились в форму бурных мятежей против рабовладельцев, значение их в истории классовой борьбы античного мира бесспорно. Движение рабов в Греции являлось показателем начинавшего развиваться кризиса античного способа производства. Борясь с рабовладельческим строем, поднимая знамя восстания против него, рабы ускорили процесс разложения этого строя. Таким образом, движения рабов об'ективно расчищали дорогу новому, более прогрессивному способу производства, который должен был придти на смену рабовладельческому. В этом огромная прогрессивная роль движений рабов; они являлись исторически необходимым звеном того революционного процесса, который был сформулирован товарищем Сталиным в его тезисе:

"Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся"4 .

Греческая монета периода второго восстания рабов в Сицилии.

1 Ксенофонт "Hellenika". Кн. I. Гл. 6, ст. 14 - 16.

2 Платон "Законы". Кн. VI, ст. 777-е.

3 C. I. A. (Corpus Inscript. Atticon). Т. 1, N 277.

4 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 527. Партиздат. 1934.

Orphus © library.ua

Permanent link to this publication:

http://library.ua/m/articles/view/Древняя-история-ДВИЖЕНИЕ-РАБОВ-ДРЕВНЕЙ-ГРЕЦИИ Similar publications: LRussiaLWorldY G

library.ua

Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции и Древнего Рима

Содержание

Введение 2

Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции 3

Хозяйство гомеровского периода. Генезис рабовладения и великая колонизация 3

Хозяйство Древней Греции в период расцвета рабовладельческого способа производства (V в. до н. э.). 5

Кризис рабовладельческого строя в Древней Греции 7

Рабство в экономике Древнего Рима 9

Экономика в Царский период 9

Экономика в период Республики 10

Роль рабства в хозяйстве Римской империи 12

Колонат 14

Кризис и гибель рабовладельческой формации 15

Вывод 17

Список использованной литературы 20

Введение

Античные страны, как и древневосточные, традиционно называют рабовладельческими, однако типы производства в этих государствах значительно различались. На Древнем Востоке существовал так называемый азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве (от слова патриарх — глава семьи) — сравнительно мягком типе рабства, возникающем на первых этапах развития древних государств. В древневосточных странах рабы не являлись основными производителями материальных благ, эта роль принадлежала преимущественно различным категориям крестьян-общинников, находившихся в той или иной степени зависимости от государства, которому принадлежа­ла большая часть земельного фонда.

Своего полного, наивысшего развития рабовладельче­ский способ производства достиг в так называемом антич­ном мире — в Древней Греции и Древнем Риме, существо­вавших позже, чем древневосточные государства. В антич­ных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы.

Становление рабовладельческих государств в Древней Греции и Риме происходило как результат интенсивного разложения родоплеменного строя, почти полного распада первобытной общины.

Формирование рабовладельческих отношений в антич­ном мире было связано с крупными войнами, которые обес­печивали не только грабеж материальных ценностей на захваченных территориях, но и большой приток пленных, превращавшихся, как правило, в рабов.

В античных странах сначала также существовало патри­архальное рабство, но по мере развития производства, то­варно-денежных отношений оно уступило место так назы­ваемому классическому рабству, которое характеризуется высокой степенью эксплуатации рабов, стремлением полу­чить максимальную выгоду от их труда. В отличие от пат­риархальных рабов, за которыми признавались некоторые права человеческой личности, рабы классического типа бы­ли лишены всех прав, считались живыми орудиями труда. В античном обществе именно рабский труд являлся основой производства.

Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции

Первоначально Древняя Греция (Эллада) представляла собой множество мелких самостоятель­ных государств, занимавших Балканский полуостров и острова Восточного Средиземноморья. Природные условия способствовали обособ­ленности греческих общин, возникавшие в отдельные периоды союзы государств были неустойчивыми.

Огромную роль в жизни древних греков играло море. Обилие удобных бухт и островов способствовало раннему развитию мореходства и обмена.

Начавшееся разложение родоплеменного строя и рост населения при ограниченности территории породили интенсивную колонизацию, в результате которой в VIII—VII вв. до н. э. сложился обширный греческий мир. В него входили прибрежные области Малой Азии, побережье Черного моря, Северо-Восточная Африка, юг Апеннинского полуострова и Сицилия.

Хозяйство гомеровского периода. Генезис рабовладения и великая колонизация

Предполисный период (XI—IX вв. до и. э.) в истории Греции называется также гомеровским, поскольку основным источником наших сведений о социально-экономической структуре древнегреческого общества этого времени служили по­эмы Гомера «Клиада» и «Одиссея». Как свидетельствует описа­ние хозяйства царей Алкиноя и Приама в «Одиссее» и «Илиаде», в гоме­ровском обществе были сильны пережитки родового строя. Сохра­няли свое значение роды, их объединения и племена. Власть вождя ограничивалась аристократией и народным собра­нием. Рабство по-прежнему имело патриархальный харак­тер, основным производителем продукции был свободный зем­леделец.

В XI—IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерно­вые (ячмень, пшеница), виноград, оливки. По-прежнему созда­вались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий тру­да, в частности, появился плуг с металлическим (особенно же­лезным) сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI—IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, метал­лургия, керамика, однако производство, как и в сельском хо­зяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущ­ных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

Архаический период(VIII—VI вв. до н. э.) характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:

1) Великая колонизация — освое­ние греками побережий Средиземного, Черного, Азовского мо­рей,

2) оформление полиса[1] как особого типа общины.

В VIII—VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отде­лилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производ­ства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, распо­ложенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метропо­лий[2] хлебом. Во многих греческих полисах отказываются от вы­ращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способст­вует более широкое распространение железных орудий труда.

В VIII—VI вв. до п. э. значительно ускорились те процессы, которые происходили в гомеровский период. Община сохраняла лишь право собственности на пастбища и леса. В VIII—VII вв. до н. э. зажиточные крестьяне использовали труд рабов, а также батраков. В мастерских начинали широко применять труд рабов, однако основную массу ремесленников составляли свободные.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный ха­рактер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие гре­ческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников. В Халкиде, Милете, Коринфе, Аргосе, Афинах была особенно развита ме­таллургия, совершенствованию которой в архаическую эпоху способствовало открытие техники пайки железа и бронзового литья. Важными центрами керамического производства были Коринф и Афины, здесь с рубежа VII—VI вв. до н. э. начинает производиться серийная продукция. Изготовлением текстиля славились малоазийские греческие полисы, а также Мегара.

Обострение социально-экономических противоречий, появление большого количества безземельных и малоземельных крестьян, усиление политической борьбы между родовой знатью и демосом, необходимость получения иноземных рабов обусловили широкий: размах древнегреческой колонизации в VIII—VI вв. до н. э. Сре­ди этих причин наиболее важной являлось относительное пере­население некоторых районов Древней Греции.

Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развива­ется очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продук­цию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся посредни­ками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля стано­вится одной из важнейших отраслей экономики.

Архаический период внес большие изменения в отношения собственности. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) — правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; лично свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не об­ладали. Граждане могли продавать, закладывать землю, сдавать ее в аренду.

В VIII—VI вв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства — начинает формироваться рабство классического типа. Этот процесс был связан с развитием то­варного производства и значительным увеличением количества рабов-чужеземцев, поступающих из колоний. Дешевый раб­ский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства.

Важную роль в дальнейшем социально-политическом и экономическом развитии Греции сыграли реформы, проведен­ные в эпоху архаики. Наиболее известны и интересны реформы в Афинах и Спарте, ярче всего представлявших два основных типа полиса — торгово-ремесленный и аграрный.

Один из крупнейших афинских реформаторов — Солон — политический деятель и поэт, считающийся одним из семи гре­ческих мудрецов. В 594 г. до н. э. Солон был наделен чрезвы­чайными полномочиями и начал преобразования, направлен­ные на восстановление единства гражданского коллектива. Прежде всего, он провел сейсахтейю (гр. стряхивание бремени): все долги, сделанные под залог земли, и накопившиеся по ним проценты были объявлены недействительными. Рабство за долги было отменено, афиняне-должники, проданные за гра­ницу, были выкуплены за счет государства. Сейсахтейя, а также законы о запрещении приобретения земли свыше определен­ной нормы предотвратили разорение крестьян и способствовали развитию в Аттике в основном среднего и мелкого землевладения.

mirznanii.com

2.3. Античное рабство Древней Эллады (Греции)

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

2.3. Античное рабство Древней Эллады (Греции)

  Своего наивысшего развития рабовладение достигло в античном мире. В античных странах рабство приняло наиболее законченные классические формы. Формирование рабовладельческих отношений в античном мире связано с крупными войнами, которые способствовали не только грабежам, но и большому притоку пленных, которых затем превращали в рабов.  Древнейшими центрами политической, культурной и хозяйственной жизни греков были о. Крит и восточное побережье Балканского полуострова. Хозяйственная деятельность греков была тесно связана с материальной культурой Древнего Египта. Для Древней Греции характерно было образование городов-государств, так называемых полисов. Центром полиса был окруженный стенами город, вокруг которого жило сельское население долин. Все население полиса делилось на свободных и рабов. Среди свободных членов разлагающихся родовых общин были различные имущественные прослойки. Богатые были представителями старой родовой знати. Они осуществляли власть в полисах и называли себя лучшими людьми (по-гречески аристократами). Поэтому политический строй полисов, где устанавливала свое господство родовая знать, стал называться аристократическим. Остальная часть свободных граждан полисов состояла из мелких производителей, т. е. ремесленников. Эта часть свободных граждан получила название - демос (народ).  Образование рабовладельческих городов - государств в Греции совпало с колонизацией греками ряда иноземных территорий. Эту колонизацию назвали Великой греческой. Погоня за рабами, за добычей, за хлебом, скотом, рыбой, металлом и т. п., а также стремление завоевать новые земли с целью их заселения вызвали ряд крупных военных конфликтов или войн.  Первым направлением греческой колонизации были северные и восточные берега Крыма, устьев рек Буга и Кубани. Вторым направлением греческой колонизации был путь на запад, в сторону Апеннинского и Пиренейского полуостровов. Третьим направлением был путь на юг в сторону Северной Африки, где также были основаны греческие колонии.  В экономическую историю Древней Греции наиболее яркой страницей вошло время расцвета Афинского рабовладельческого государства-полиса. Афины были наиболее сильным греческим государством в VI веке до н. э. и располагалось в юго-восточной части Средней Греции в Аттике. Покрытая скалистыми горами, окруженная с трех сторон морем, Аттика была мало пригодна для земледелия. Однако наличие в ее недрах месторождений, богатых серебром и мрамором, способствовали раннему и быстрому развитию ремесла и торговли. Афины представляли собой демократическое рабовладельческое государство, в которомдемократия была рабовладельческой, т. к. политическими правами пользовались только свободные граждане.  В V веке до н. э. экономическая жизнь Афин достигла наивысшего расцвета, в основе которого лежала жестокая эксплуатация рабского труда. В Афинах получило развитие ремесло, торговля, строительство. Улицы Афин украсились многими великолепными зданиями, некоторые из них сохранились и по сей день. Следствием оживления торговли в Афинах было широкое хождение металлических денег. Но расцвет Афин был недолгим. В 431 году до н. э. вспыхнула война между Афинами и Спартой - сильным рабовладельческим аристократическим государством на юге Греции. В результате войны ослабли как Спарта, так и Афины. Это ослабление привело к тому, что в IV веке до н. э. Греция оказалась под властью нового рабовладельческого государства - Македонии, расположенной на севере Балканского полуострова.  Летом 336 года до н. э. Македонский царь Филипп был убит на свадьбе своей дочери, и на престол взошел его 20-летний сын Александр. Он предпринял ряд успешных военных походов на Восток. В первую очередь он разгромил Персию, т. к. подозревал ее правителей в организации убийства своего отца. В результате этих походов возникла громадная империя Александра Македонского (IV век до н. э.). Но империя оказалась непрочной и со смертью Александра Македонского (умер в 33 года, возвращаясь из военного похода в Индию) это государственное образование распалось.  После смерти Александра Македонского и распада империи центры политической и экономической жизни античного мира стали перемещаться на запад от Балкан на Апеннинский полуостров, где образовалось еще более могущественное рабовладельческое государство древности - Древний Рим.

textb.net


Смотрите также