Путешествия в древнем мире. Зарождение элементов путешествий в древности, их развитие
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 3. История возникновения туризма в Древнем мире. Путешествия в древнем мире


Тема 3. История возникновения туризма в Древнем мире.

3.1.Первые достоверные сведения о путешествиях в древности.

3.2. Роль финикийцев в развитии мореплавания.

3.3. Виды туризма получившие распространение в Древней Греции.

3.4. Виды туризма Древнего Рима.

3.1.Первые достоверные сведения о путешествиях в древности.

Путешествие является сложной и многокомпонентной деятельностью человека, поэтому понятием «путешественник» издревле обозначали купцов, паломников, мореплавателей, ученые исследователей, авантюристов и любителей природных ландшафтов. А чаще всего людей сочетающих в себе все перечисленное. Современные туристы так же при планировании путешествий руководствуются сложным набором мотивов и целей. Таким образом, деятельности человека, связанной с туризмом и путешествиями, свойственны как внешние, так и внутренние мотивы, соответствующие важнейшим человеческим потребностям.

Первыми учеными – путешественниками, составившими образные путеводители по известному тогда миру, считаются древнегреческий историк Геродот и древнегреческий историк и географ Страбон (64г до н.э.-23 г. н.э.). Однак, оба они имели талантливого, но менее известного предшественника – путешественника и исследователя. Географические представления древних греков о мире на рубеже VI-V века до н.э. можно воспроизвести по сохранившимся отрывкам их «Обозрение земли» Гекатея Милетского.

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени постоянно связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправлятьсявдалекие путешествия в неведомые края. Путешествия также содействовали не только развитию торговли и углублению общественного разделения труда, но и расширению познания людьми окружающего мира. Все это обусловило дальнейший значительный прогресс в развитии человеческого общества.

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые географические представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в своем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе явлений. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениях о странствиях, путешествиях, походах.

Так, египетские папирусы свидетельствуют, что древними египтянами совершались далекие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху отдаленную от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Уруду совершил плаваниев далекую страну Пунт (ученые предполагают. Что это современное государство Сомали), откуда вывез карлика из племени акка. Другой египетский путешественник Кипкуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона». Об этом путешествии имеется надпись Киркуфа, обнаруженная в 1892 г. итальянским астрономом Дж.Скиапарелли в окрестностях Ассуана.

При фараонах ХI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры экспедиции в южные страны снаряжались неоднократно. Так, при последнем фараоне этой династии Санхкара одна экспедиция дошла до берегов Красного моря и Аденского залива. Фараоны ХII династии посылали экспедиции вверх по Нилу. Достигнув Семнека, фараон Узертезен III повелел построить здесь крепость и поставить на берегу Нила каменный пограничный столб с надписью: «Это южная граница. Ни один негр не должен переступать эту линию ни пешком, ни водой, направляясь к северу. Если же они появятся для торговли в стране Акент (Экен) или у них будет там какое-нибудь дело, то им за это ничего не будет, но через границу ни одно судно не должно проходить».

Но самое известное и почти полностью сохранившееся до наших дней описание путешествия – это путешествие Синухета (в другой транскрипции – Синухит), состоявшееся примерно в 2000 – 1960 гг. до н.э. Это были годы правления фараона Аменемхета I. Синухет предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток. Записана эта повесть неизвестным автором. Египтяне любили ее читать и переписывали ее с папируса на папирус. Четыре страницы этого папируса хранятся в Москве в Музее изобразительных искусств

им. А.С.Пушкина. В 1915 г. академик Б.А.Тураев сделал первый научный перевод сказания о скитаниях Синухета с древнеегипетского языка.

Одним из древних путешествий с разведывательными целями, которое именно так и называлось в древних письменах, можно считать представленную многократно в изображениях храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, морскую экспедицию, снаряженную царицей Хатшепшепсут (1501-1484 г.г. до н.э.) в знаменитую страну благовоний – Пунт.

Царица Хатшепсут решила посадить на террасе храма Дейр-Эль-Бахри тропическое дерево рода коммифора, известное еще из библии благоухающее растение, выделяющее ароматическую смолу – мирру, но не встречающееся в Египте. Оракул бога Амона повелел немедленно выполнить волю царицы и потребовал разведать дорогу в Пунт и привести оттуда ароматические деревья.

Летом 1493 г. до н.э., на девятом году правления царицы Хатшепсут, было снаряжено пять больших тридцативесельных кораблей – самый большой караван в эту страну, о котором мы имеем сведения. В плавании принимал участие царский посол.

Путешественники купили 31 ароматическое дерево, посадили их в деревянные кадки с землей и благополучно вернулись на родину. Кадки с деревьями были в определенном порядке расставлены на террасах храма Дейр-Эль-Бахри. Все расстояние путешествия в страну Пунт и обратно составило примерно 2000 км по Красному морю.

3.1.1.Путешествия в Древнем Китае.

Китайская речная цивилизация зародилась во II тысячелетии до н.э. в нижнем течении бассейна Хуанхэ. Отсюда древние китайцы продвинулись к востоку – до Желтого моря, к югу – до Янцзы, к западу – до Лессового плато, а также к северу. Затем уже в I тысячелетии до н.э. они раздвинули свои рубежи, освоив Южный Китай и часть Индокитая. Еще в конце этого тысячелетия китайцы были убеждены, что их страна является центром цивилизованного мира, за пределами которого живут лишь кочевники-скотоводы: с этим связано и название «Чжун Го» - «Срединное государство». Только после походов в Среднюю Азию и плаваний к берегам Японии, Индии, Малайского архипелага географический кругозор их значительно расширился.

Наиболее знаменитым путешественником древнего Китая был Сыма Цянь (род. в 145г. до н.э.), которого называют в литературе «отцом китайской историографии», а в европейской литературе «китайским Геродотом». Сыма Цянь был выдающимся путешественником своего времени, объединившим многие области своей страны и побывавшим на соседних территориях, завоеванных Китаем во времена династии Хань.

Известны три больших путешествия Сыма Цяня на юг, юго-запад и северо-запад Китая. Около 125г. до н.э. отправившись из родных мест по нижнему течению Хуанхэ, он прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы, побывал на озере Тайху, южрее Янцзы и через Чжецзян проехал в современную провинцию Хуанань, являвшуюся в тот период последним владением Китая на юге. Обратный путь проходил по реке Сянцзан, озеро Дунтиху, нижнему течению Янцзы и далее на север.

Вскоре после возвращения из первого путешествия Сыма Цянь отправился в большое путешествие во вновь завоеванные области на юго-западе. Он побывал в Сычуани и достиг современной провинции Юньань, пункта Дали, расположенного близ границы Китая с Бирмой. Во время своего третьего большого путешествия Сыма Цянь посетил провинцию Ганьсу, направляясь на северо-запад вдоль Великой Китайской стены.

В географических описаниях Сыма Цяня особое внимание привлекают его записи о соседних странах и народах. Наиболее подробно Сыма Цянем описаны северные соседи Китая - гунны, создавшие в III-II вв. до н.э. на обширной территории от современных северо-восточных китайских провинций до Средней Азии военно-племенной союз, который вел против Китая продолжительные грабительские войны. В его рассказах содержатся первые подробные сведения о степных и пустынных территориях, которые занимали гунны, о характере их скотоводства, охоте, сообщаются интересные сведения о быте, нравах, религии, военном искусстве этого кочевого народа Центральной Азии. Цянь приводит также сведения географического характера о соседних с Китам юго-западных странах, о Корее.

Подобные описания географического и этнографического характера об иноземных народах после Сыма Цяня стало постоянно помещаться в китайских династических историях. Интересны донесения китайского посла Чжан Цяня (II в. до н.э.) о посещенных им в 138-126 гг. до н.э. среднеазиатских государствах, помещенных в «Ши - цзи». В этом донесении описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи.

Путешествия Чжан Цяня имело практические экономические последствия. По пройденному маршруту на запад устремились китайские купцы, старавшиеся найти рынки сбыта для своих товаров, преимущественно шелковых изделий. С этой целью они проникали не только в Среднюю Азию и Индию, но и в страны Малой Азии и Палестину.

Китайцы, как и другие народы, с доисторических времен начали составлять карты. Еще до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съемок. Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки, применяли отвес, гномон - «указатель тени», а оттиски карт делали с деревянных клише.

Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая – «Юкинг».

Фа-Сянь - с 339 по 414 гг. – посетил много городов и местностей, где собирал легенды и сказания о Будде и создал труд – «Описание буддийских государств», в котором дается описание ок. 30 государств Центральной Азии и Индии.

В 629 году - Сюнь Цзан – повторил маршрут Фа – Сяня.

Пространственное представление древних китайцев также не ограничивалось пределами своей страны. Им была неплохо известна география Китая и сопредельных земель. Несомненно, что древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и делали попытки выхода в Тихий океан. Их географическая культура находилась на высокой для того времени ступени развития.

studfiles.net

Путешествия в древнем мире | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. Например, еще в Древнем Египте при фараонах XI династии, более чем за две тысячи лет до н. э. неоднократно снаряжались экспедиции и совершались путешествия в другие страны.

Пространственные представления древних китайцев также не ограничивались пределами своей страны. Их географическая культура находилась на достаточно высоком для того времени уровне. Китайцы составили множество географических описаний рек, морей и гор, которые вошли в книгу по географии древнего Китая «Юкинг». Совершались и дальние путешествия. Известны три путешествия Сыма Цяня по обширной территории Китая (125 г. до н. э.). Сым Цянь оставил подробные описания тех мест, которые ему удалось посетить. … Путешествия китайского посла Чжана Цяня (138-126 гг. до н. з.) имели важное практическое применение — по его маршрутам на рубеже II и I вв. до н. э. проходил Великий шелковый путь.

Если в первобытном обществе человек имел лишь некоторые географические представления о территориях, то в период рабовладения уже существовала определенная систематизация географических открытий. Наиболее рискованные и технически оснащенные путешествия в античные времена совершались финикийцами. На больших, прочных торговых кораблях они прокладывали пути в неведомые земли. Маршруты путешествий пролегали в Средиземноморском бассейне вдоль берегов Европы и Африки. Потомки древних финикийцев, карфагеняне, также смело осваивали незнакомые территории. Одним из карфагенских путешественников был некий Ганон, посланный в 505 г. до н. э. для открытия и колонизации новых территорий на западном берегу Африки. Несомненно, путешествия древних цивилизаций носили первоначально не познавательный, а сугубо утилитарный характер. Тем не менее исторические источники свидетельствуют о том, что уже в VI в. до н. э. древние греки и древние римляне совершали поездки в Египет, куда их привлекали история, культура, необычная природа, великолепные архитектурные сооружения. Египет считался также лечебным курортом. Одним из таких путешественников был знаменитый древнегреческий историк Геродот, описавший свои путешествия в девяти книгах.

Начиная с 330 г. до н. э. одной из главных целей походов Александра Македонского стало открытие новых земель. Для этого он держал при себе целый штат ученых. Великий македонский царь совершил грандиозный поход от Персидского государства до Индии.

В период расцвета греческих городов-государств формировались центры, регулярно посещаемые путешественниками, например Олимпия во время Олимпийских игр. Участники игр прибывали заранее, поэтому для них предусматривалось определенное обслуживание: сооружались места для тренировок, предоставлялись бытовые услуги (бани, питание, отправление культовых обрядов). Для размещения участников игр и болельщиков строились специальные жилые сооружения.

В Римской империи к I в. до н. э. сформировался определенный слой людей из числа патрициев, имевших материальные возможности путешествовать с познавательно-развлекательными целями. Деловые поездки также стали причиной строительства дорог и гостиниц для отдыха путешественников. Еще в I в. до н. э. в городах и на дорогах Римской империи появились постоялые дворы, которые классифицировались по гражданскому статусу путешественников — для патрициев и для плебеев. Римские гостиницы представляли собой комплексы, состоящие из каменных жилых помещений, конюшен, колодцев и лавок с провизией. Там же путешественникам предоставлялись перекладные лошади. Дороги простирались вплоть до Малой Азии и Галлии. Протяженность государственных дорог 1-й категории составляла приблизительно 90 тыс. км, 2-й категории (за которые отвечали магистраты) — 200 тыс. км. Путешественники имели возможность пользоваться специальными картами-путеводителями. Известны наиболее популярные курорты Древнего Рима, например Байи, где находились виллы Юлия Цезаря и Нерона. Также распространены были путешествия римлян в Грецию для получения углубленного образования, так как там находились ведущие философские и риторические школы.

Таким образом, в античные времена основными мотивами путешествий были торговля, познание мира, оздоровление, образование. Уже в I в. до н. э. появились элементы организованного обслуживания путешественников (временное проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики), ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания.

refac.ru

Путешествия в древнем мире - конспект лекций

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени постоянно связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие путешествия в неведомые края. Путешествия также содействовали не только развитию торговли и углублению общественного разделения труда, но и расширению познания людьми окружающего мира. Все это обусловило дальнейший значительный прогресс в развитии человеческого общества.Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землеведческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе явлений. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.Так, египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далекие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдаленную от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далекую страну Пунт (ученые предполагают, что это современное государство Сомали). Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг "Страны счастливых", которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого "вселил радость и любовь в сердце фараона". Об этом путешествии имеется надпись Кир-куфа, обнаруженная археологами в окрестностях Ассуана.При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до н. э. экспедиции в южные страны снаряжались неоднократно. Так, при последнем фараоне этой династии Санхкара одна экспедиция дошла до берегов Красного моря и Аденского залива. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу.За 2 тыс. лет до н.э. египтянин Синухет предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток, описав его на папирусе под названием "Приключения Синухета", которое удалось расшифровать современным ученым.Одним из древних путешествий с разведывательными целями, которое именно так и называлось в древних письменах, можно считать представленную многократно в изображениях храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, морскую экспедицию, снаряженную царицей Хатшепсут (1525–1523 гг. до н.э.) в знаменитую страну благовоний – Пунт. Все расстояние путешествия в страну Пунт и обратно составило примерно 2000 км по Красному морю.Пространственные представления древних китайцев также не ограничивались пределами своей страны. Им была неплохо известна география Китая и сопредельных земель. Несомненно, что древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и делали попытки выхода в Тихий океан.Китайцы, как и другие народы, с доисторических времен начали составлять карты. Еще до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съемок. Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки, применяли отвес, гномон – "указатель тени", а оттиски карт делали с деревянных клише.Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая – "Юкинг". И все же первыми путешественниками-мореходами древности были, несомненно, финикийцы, которые строили большие и прочные корабли и уходили на них в плавание в открытое море. Прокладывая пути в неведомое края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру: не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Результаты их путешествий пропали почти без следа более поздних поколений: их морские экспедиции вокруг Африки, в "страну олова" (Англию), не освободили человечество от необходимости повторить эти путешествия.Тем не менее заслуги финикийцев в области географических открытий значительны. Прежде всего финикийцы дали названия двум материкам Старого Света – Европе и Азии.Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во время частых путешествий в далекие страны к народам, говорящим на разных языках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определенной комбинации звуков.Потомки древних финикийцев – карфагеняне продолжили "открытия Земли" и смело выходили в море.Древние греки и римляне осуществляли поездки в Египет с целью ознакомления с природой, культурой, египетскими сооружениями.Посещая Египет, греческие и римские путешественники составляли короткие записи – "графици" (записи своих имен). Одним из таких путешественников был Геродот. Он родился около 484 г. до н.э. в Галикарнасе, на побережье Малой Азии.Из-за участия в политической борьбе Геродот вынужден был покинуть родину в молодом возрасте и отправиться в далекие путешествия. Для него началась жизнь, полная странствий: он путешествовал по суше и плыл на корабле. Когда, в каком порядке и на какие средства он совершал свои путешествия, по существующим источникам установить нельзя. Странствия длились, по-видимому, не менее 10 лет, если учитывать дальность путешествия и транспортные средства в те времена. Свои многочисленные путешествия по разным странам Геродот описал в 9 книгах, каждая из которых называлась по имени одной из муз.Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель Геродот постарался точно передать, что видел и слышал во времена своих странствий. Его сочинения содержат большое количество географических, этнографических и естественнонаучных сведений. Неутомимый путешественник Геродот не зря снискал себе славу первого греческого туриста, о котором имеются достоверные исторические данные.В период расцвета греческих городов-государств в процессе развития политических, экономических и культурных связей начали складываться определенные традиции, возникали своего рода центры туризма.Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников Олимпийских игр, пользовались неприкосновенностью во время путешествия по территории соседних государств. К этому периоду относится и строительство специальных больших помещений, в которых могли расположиться атлеты и зрители.С формированием религиозных направлений появилась еще одна многочисленная категория странников – пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. Перемещение богатых вояжеров требовало соответственной организации их отдыха. Возникли необходимые виды обслуживания странствующих: за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание.Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашел отражение в дальнейшем развитии и внешних политических, экономических и культурных связей. Больших успехов в I и особенно во II вв. н.э. достигла медицина. К этому времени можно отнести начала туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы, в сосновые леса или на воды. Они в то время уже могли классифицировать целебные воды по их составу и качеству. Популярность некоторых источников сохранилась до наших дней.Путешествия в Римской империи были безопасны и в какой-то степени удобны. Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолевать большие расстояния за короткие промежутки времени.Римляне использовали эти дороги в основном в летние месяцы. В это время года наблюдалась обычная миграция из городов на побережье. При дальнейшем развитии туризма именно деловые поездки привели к созданию маршрутов и строительству гостиниц, которые в дальнейшем использовались путешественниками для отдыха.Римляне строили гостиницы, чтобы окупить строительство дорог. Римские гостиницы или почтовые дома стояли на главных дорогах, обычно в городе или в деревне. Между ними на определенном расстоянии находились конюшни для перемены лошадей. Перемещения в пределах Древнего Рима требовали организации гостиничного хозяйства для путешественников. Еще в I в. до н.э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галлии.Уже у древних римлян имелась определенная классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа "пристанищ" в провинциях и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионес), другой – для плебеев (стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами-путеводителями.Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и имела сложную систему обогрева комнат для гостей. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сетки дорог, связывающих столицу с другими городами, общая протяженность которых составляла 80–120 тыс. км. Эти дороги были построены в основном с административной и военной целью и одновременно предоставляли простым гражданам возможность для путешествия.С падением Римской империи исчезли и условия, при которых развивался античный туризм, уменьшился объем торговли, а с ним – и количество деловых поездок. Покрытия дорог разрушались, а сами они становились местом грабежей и разбоев.

2dip.su

1.1 Виды путешествий в Древнем мире. Характеристика и значение путешествий в Древнем мире

Похожие главы из других работ:

География археологического туризма

1.2 Археологический туризм в мире

Археологический туризм мега популярен на западе, чем в России, хотя у нас есть огромный потенциал. В экспедиции можно поехать в Египет, Италию, Грецию, Индию, Израиль и другие страны...

История тренажёра

1. Возникновение снарядов, тренировочных приспособлений, инвентаря и тренажёрных устройств в древнем мире (от ІV тысячелетия до н.э. до 476г. н.э.)

На территориях, расположенных непосредственно к востоку от Средиземного моря, на равнине между Тигром и Евфратом, вдоль Нила и далее в долинах Инда и Хуанхэ в течение V и IV тысячелетий до н. э. начали происходить такие изменения...

История тренажёра

3. Создание снарядов, инвентаря, предметов, тренировочных приспособлений в Древнем Риме

Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры. Именно здесь при рабовладельческом строе была армия...

Китайский туризм на рубеже веков

1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА в Древнем Китае

Миграционные процессы в Китае были чрезвычайно активны еще в доцивилизационные времена, причем они носили не только сухопутный характер. Согласно памятникам...

Мотивационные аспекты в туристской деятельности

1.1 Сущность и виды мотивов туристских путешествий

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания...

Разработка спортивно-познавательного тура по Малому морю озера Байкал

1.1 В мире

Промысловое рыболовство издавна было и до сих пор остается одним из основных видов деятельности людей, благодаря которому значительная часть населения Земли обеспечивается продуктами питания. Любительское рыболовство...

Разработка экзотического тура "Экзотический новый год на Филиппинах"

1.3 Виды экзотических путешествий

1. Джайлоо-туризм. В 2000-е годы в мире произошла настоящая туристическая революция. Самые затерянные уголки нашей планеты, раньше доступные только операторам Би-би-си и профессиональным путешественникам...

Снижение гуманистического статуса физической культуры в Древней Греции и Древнем Риме в эллинистическую эпоху

2. Физическая культура в Древнем Риме в эллинистическую эпоху

...

Туризм в Туркменистане

5.5 Международный въездной туризм: уровень, динамика, виды, страны-поставщики туристов, цели путешествий

Въездной туризм - путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением постоянно проживающих в Туркменистане, в пределах территории Туркменистана...

Туризм древнего мира

2.1 Особенности развития услуг в древнем мире

К сообществам древнего мира относятся народы, которые существовали в V в.н.э. Человек переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность. Особенности древних сообществ...

Физическое воспитание в Китае

1.1 Физическое воспитание в Древнем Китае (до. н. э.)

Для того что бы верно понять и проанализировать сущность физического воспитания населения КНР, необходимо четко знать особенности прогресса и развития физического воспитания данной страны на протяжении нескольких веков...

Футбол

Футбол в мире

Согласно заявлению ФИФА, в 2001 году в футбол на планете играло около 250 миллионов человек. Из них более 20 миллионов - женщины. Зарегистрировано около 1,5 миллиона команд и 300 000 профессиональных клубов...

Характеристика и значение путешествий в Древнем мире

1.2 Путешествия в Древнем мире

Теория эволюции подводит нас к тому, что для выживания и сохранения своего генофонда в меняющемся и не всегда гостеприимном и комфортном мире человек вынужден был довольно значительное время находиться «на марше», мигрировать...

Характеристика и значение путешествий в Древнем мире

Глава 2. Походы и паломничество в Древнем мире

...

Экзотический туризм

1.2 Виды экзотических путешествий

экзотический туризм путешествие воздухоплавание ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ. Посещение экзотических мест, вулканов, островов, водопадов и др. Обычно это нестандартный тур в экзотические и экологически чистые природные резервации...

sport.bobrodobro.ru

Зарождение элементов путешествий в древности, их развитие — реферат

Министерство образования Республики Беларусь

 

Белорусский Государственный  Экономический Университет

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Зарождение элементов путешествий в древности, их развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

студентка 1 курса

факультета ВШТ, ДТТ-2:                                           Мятникова К.В.

 

 

Проверил:                                                                    Шаповал Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

Минск,2009

 

Содержание

Введение………………………………………………….3

1. Развитие туризма……………………………………4

Зарождения  элементов путешествий……………..4

1.1.Путешествия в древнем мире…………………..6

1.2.Походы и путешествия средневековья……..11

1.3.Туризм в эпоху Возрождения………………….15

1.4. Развитие туризма в Новое время……………18

Заключение……………………………………………..23

Список использованной литературы…………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наши дни невозможно представить себе крупный европейский  город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить как  в Москве, Праге, Киеве, так и в  Париже, Лондоне, Риме. Повсюду звучит иностранная речь. В некоторых городах Западной Европы в отдельные месяцы иностранные туристы «вытесняют» местных жителей. В Париже в июле - августе трудно встретить парижан, в Риме – римлян. Это понятно, ведь в туризме принимают участие миллионы людей. [2, с. 3]

Невольно задумываешься: «А с чего все начиналось?», «Каковы предпосылки развития туризма?», «Чья заслуга в том, что сегодня мы с легкостью можем увидеть жизнь других народов, познакомиться с культурой далеких неведомых стран и отправиться в зарубежное путешествие?», «Кому, собственно, нужно сказать «спасибо»?»   Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе эти вопросы…

В моей работе я  постараюсь  дать ответы на вышепоставленные вопросы, мысленно вернусь в эпоху  Средневековья, остановлюсь на «ярких»  именах, событиях, обращусь к первобытному человеку, постараюсь проследить цепочку развития туристической деятельности, а также выявить ее особенности. Цель моей работы: обратить внимание читателя на предпосылки, последовательность, особенности и специфику развития туризма, опираясь на определенные факты и примеры из истории туризма.

Задача, поставленная передо мной, при выборе данной темы: не только научиться работать с разноплановым  материалом, но и научиться анализировать  этот материал и делать выводы из написанного.

 Я постараюсь сделать свою работу интересной, разноплановой и достоверной, в чем мне поможет научная литература.

1. Развитие  туризма

Зарождения  элементов путешествий

Начало истории  путешествий нельзя датировать не только годом, но и столетием: их истоки восходят в седую древность, когда только начиналось выделение человека из мира животных, в тяжелейшей борьбе с природой закладывались основы человеческой цивилизации.

Как свидетельствуют  исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями, нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными.  Это обусловлено охотой на них. [1, с. 10-11]

C возникновением скотоводства и земледелия первобытный человек был заинтересован в пригодной местности для развития своей деятельности, что также требовало длительных поисков. Примитивный обмен между селениями тоже сыграл огромную роль в «протаптывании первых троп», которые в последствии и стали основой шоссейной и железной дорог.

Водная гладь  так же не осталась без внимания древнего народа.

Человек поднял парус раньше, чем оседлал коня. Он плавал по рекам с шестом и веслами и выходил в открытое море раньше, чем стал ездить на колесах по дорогам. Первым транспортным средством были суда. Идя под парусом или просто плывя по течению, древний человек смог заселить острова. Земли, которые можно было достичь только постепенным расселение, из поколения в поколение преодолевая препятствия в виде болот и безжизненной тундры, голых гор и непроходимых лесов, ледников и пустынь, достигались в какие-нибудь недели случайным дрейфом или на управляемых судах. Суда были первым важным орудием человека, осваивавшего земной шар. [ 3, с.7]

Почти у всех первобытных племён, и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты – обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени, когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д. [1, с. 12]

Первобытный человек по своему определению находился на весьма низкой ступени развития, однако он обладал исключительной способностью ориентироваться на любой местности, он «чувствовал природу», руководствовался звездами и искренне верил в существование ее божественного начала.

Первобытные жители не просто затеевато протаптывали тропки, они нередко набрасывали примитивные  маршруты на песке, снегу, коре, коже,  тем самым, способствуя географическим открытиям.

Таким образом, еще в первобытном мире человек  в процессе выживания развивал навыки приспособления к окружающей среде, осваивал новую местность, создавал орудия труда, постепенное совершенствование которых позволило человеку покорить мир, следуя законам суровой первобытной природы.

1.1.Путешествия в древнем мире

«Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?»

Сократ

Если человек  в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления  об окружающей местности, то древние  народы, вступившие в своем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и пытались объяснить происходящее в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские  папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались  далёкие путешествия. Например, в  царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона». [1, с. 15]

Известно, что  в правление царицы Хатшепсут  (1505 – 1484 гг. до н.э.) была организована экспедиция в страну Пунт за саженцами деревьев и кустарников, из которых можно было получить благовония. Путешествие было удачным. Но, к сожалению, деревья и кустарники не смогли прижиться в новом, малоподходящем для них сухом климате Египта. Фрески во дворце Хатшепсут, которые победили время, и сегодня рассказывают многочисленным туристам об этом вояже.

Навигации по Нилу способствовала сама природа. Течение  помогало передвигаться с юга  на север, а практически постоянный бриз делал возможным плавания под парусами и в обратном направлении. Нил был стержнем всей жизни древних египтян. Это была та «столбовая дорога», благодаря которой стали возможны контакты с Нубией, находящейся на юге, и со средиземноморскими севере и северо-востоке от Египта. Из центральной части страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха – привалы. Там всегда были хранилища с питьевой водой, представляющей главную ценность в пустыне. [ 4. с. 29]

Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё  до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая - «Юкинг».[ 1, с. 17-19]

О том, что морские  путешествия были составной частью жизни Древнего Китая ,свидетельствует и тот факт, что правитель царства Ци в 6 в. до н. э. «совершая увеселительную прогулку по морю, не возвращался в столицу шесть месяцев». Из этого сообщения можно сделать вывод и о масштабности морских путешествий.

В Китае были даже трехмерные карты. Во дворце императора Цинь Шихуанди находилась удивительная карта, на которой реки и «великое море» (Тихий океан) были сделаны из ртути и приводились в движение скрытыми помпами. Это первая механическая рельефная карта.

Уже к первым векам до нашей эры китайцам были хорошо известны все территории от Амура на севере до Индокитая на юге, от Восточно - азиатских островов до Средней Азии. [ 4, с. 33-39]

Расцвет экономики  и культуры периода Римской империи  нашёл отражение в развитии и  внешних политических, экономических  и культурных связей. К этому времени можно отнести начало туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы,в сосновые леса или на воды.

Путешествия в  Римской  империи были безопасны  и в какой-то степени удобны. Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени.

Ещё в I в. до н. э. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галиции.

Уже у древних  римлян имелась определённая классификация  гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции  и в самом Риме: один из них  предназначался только для патрициев (мансионас), другой - для плебеев (стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами- путеводителями.

Римская гостиница  представляла собой жилые помещения  для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница  была построена из камня и мела. Некоторые гостиницы обслуживали  только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах. [ 1,с. 26-27]

Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в мифах и сказаниях.  Греки  чаще всего путешествовали морем. Путешествиям внутри страны мешало отсутствие удобных дорог. Некоторые подобия дорог в виде гатей прокладывались в низинных  болотистых местах. Путешествовали и пешком, и верхом на коне, использовали повозки.

В Древней Греции существовали гостиницы, но в них  не всегда кормили. Поэтому путешественники провизию возили с собой. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс - гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между городами-государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало.

В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия – бога врачевания – стали возникать в глубокой древности, в классический период их было не менее 60. они возводились вдали от городов, на возвышенностях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной.

Паломничество было очень распространено в Древней  Греции. Особенно часто посещался  знаменитый храм Апполона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. [ 4,с. 51-54]

И все же первыми  мореходами древности были финикийцы, которые строили большие и прочные корабли и уходили на них в плавание в открытое море.

Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский  пролив, и появилась возможность  выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе из у моря в Атлантический океан город Гадир (Кадис), тем самым финикийцы смогли контролировать торговлю на огромных территориях.

Со времен плавания финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света: Азии, Европе и Африке. Финикийцы дали имя азиатскому континенту. Земли, лежащие на Восток от Средиземного моря, они называли Асу – восход, со временем это название трансформировалось в Азию.

Европейские полуострова, лежащие к западу от Финикии, стали  называться странами заката – Эреб – Европа. Африка в то время носила название Ливии, а свое современное  имя она получила лишь во времена  Римской империи. [ 4,с. 40-41]

Таким образом, путешествие как форма общения людей развивается в соответствии с историческим прогрессом человеческого общества. В истории человечества путешествия выполняли определенные экономические, общественно-политические и культурные функции в зависимости от той или иной ступени развития общества. В процессе всемирно-исторического развития эти задачи неуклонно расширяются, видоизменяются и усложняются. Путешествия в древности нередко предпринимались на весьма далекие расстояния и обычно морским путем. Основными целями путешествий были торговля, паломничество, лечение. Кроме того, большой популярностью уже в то время пользовался отдых в летнее время, нежели в какой-либо другой сезон.

student.zoomru.ru

Путешествия в древнем мире

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА

Зарождения элементов путешествийКак свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями ,нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Это обусловлено охотой на них.

Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты – обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени , когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.Дистанционные курсы

www.optimum-site.ru/education.htm

Обучение созданию и оптимизации сайтов

Впервые в Интернете:

Наиболее полные обзоры гостиничного бизнеса

Техминимум для заказчиков сайтов

Путешествия в древнем мире

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона».

Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая- «Юкинг».

Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашёл отражение в развитии и внешних политических, экономических и культурных связей. К этому времени можно отнести начало туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы ,в сосновые леса или на воды.

Путешествия в Римской империи были безопасны и в какой-то степени удобны. Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени.

Ещё в I в. до н. э. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галиции.

Уже у древних римлян имелась определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионас), другой- для плебеев(стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами- путеводителями.

Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.

Походы и путешествия средневековья

Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.

Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства.

От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населённых и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии, так называемые ямы. Марко Поло, на службе хана объездивший весь Китай вдоль и поперёк, сообщает, что эти «ямы» были так хорошо обставлены, что «даже король, если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате имелись шёлковые постели, чистое шёлковое бельё и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику.

При каждой яме были конюшни на 200-400 лошадей. Иногда в пустынях вместо них содержались верблюды. В каждом таком станционном доме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове.

Между большими почтовыми станциями на расстоянии трёх миль одна от другой были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы. Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенной к поясу, давая знать о своём прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на приготовленную для него лошадь и мчался дальше.

Поло вернулся в 1295г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был пленён и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по заключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: «Книга Марко Поло о разнообразии мира».Путешествия и открытия XV- XVI вв.Х. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Неизвестно, учился ли Х. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, что читал он по крайней мере на четырёх языках- итальянском, испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этом свидетельствует пометки Колумба на полях книги Пьера де Альи «Имаго Мунди» , под влиянием которой в значительной степени сложились географические представления Колумба. Известно также, что он участвовал в нескольких плаваниях к берегам Гвинеи, но не эти плавания влекли его. Он вынашивал проект кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.

Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением около 100 тонн, «Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 тонн снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пустились в неведомую даль по волнам Атлантического океана.

12 октября 1492г. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был остров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот день считается днём открытия Америки.

Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка- Южная Америка и перешейков Центральной Америки . Им открыты все Большие Антильские острова- Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море.

Иными словами, Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного континента, который позднее получил названпие Америки.

Туризм в дореволюционной России и СССР

Первые туристические организации в России возникли на Кавказе.

В 1877 г. в Тифлисе при Кавказском обществе впервые возник альпийский клуб.

В конце XIX в. в России появляются первые туристские фирмы. Так , в 1885 г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествия со всеми достопримечательностями в пути следования.

В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район – Крым. До которого легко можно было добраться как по суше, так и морем. Кроме того, Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря. К этому времени Крым стал известен и своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы. Это и сделало его наиболее посещаемым районом отдыха в России.

В Ялте в конце 80-х гг. возник «Кружок любителей природы, горного спорта и крымских гор», много сделавший для развития туризма и путешествий. 25 января 1890 г. на его основе был образован Крымский горный клуб, на собрании которого избрано правление из 15 человек. Таким образом в конце XIX – начале XX вв. в России ( по примеру некоторых европейских стран) были образованы первые организации по туризму, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, они способствовали становлению туристско-экскурсионной работы.

Во второй половине XIX в. в России появляется ряд туристских и экскурсионных обществ. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны.

Наиболее массовой туристкой организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб. Он являлся членом международной туристкой организации, поддерживал связи с зарубежными обществами и имел там своих представителей. С отдельными туринг-клубами европейских стран были заключены соглашения о взаимном приёме и обслуживании членов этих туристских организаций. Клуб издавал журналы «Русский турист», а также ежегодник.

Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ), деятельность которого распространилась через отделения и на многие регионы России. География деятельности общества была достаточно широкой. Так, в 1903г. его члены были зарегистрированы в 174 российских городах , а также в Турции, Италии, Корее. Японии. Основными задачами общества являлись проведение коллективных поездок, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журналов.

Экскурсии организовывались также и за границу.

Таким образом, туристские и экскурсионные организации содействовали более широкому развитию туристского движения в России, носившему не только развлекательный, но и практический характер. Однако это движение не стало массовым, а начавшаяся первая мировая война вообще прекратила всякую туристскую деятельность.

Первые кругосветные путешествия

15 августа 1894 г. рижанин Константин Константинович Ренгартен с детства увлекался путешествиями: побывал в Западной Европе, Азии, Африке. Но заветной мечтой было кругосветное путешествие, на подготовку к которому ушло 10 лет. И вот в четыре часа утра начал путешествие ,рассчитанное на четыре года. Первая часть маршрута по европейской части России прошла через Двинск, Витебск, Смоленск, Оршу, Орёл, Ростов –на - Дону, Тифлис и в районе горы Арарат пересекла границу России.

71 день Ренгартен шёл по Персии на восток. Обойдя с юга Каспийское море и Копет-Даг, он снова пересёк границу Российской империи и через пустыни и оазисы Средней Азии и Казахстана с караванами туркмен и киргизов направился в Томск, оттуда дальше до Байкала. От озера Байкал начался один из труднейших этапов путешествия, большая часть которого проходила через пустыню Гоби. Как одну тёмную безотрадную ночь вспоминал позже путешественник 36 дней, проведённых в пустыне.

Пройдя Северный Китай, Ренгартен на пароходе отправился в Японию, по которой путешествовал четыре месяца. Переплыв на пароходе Тихий океан, он прибыл в США, затем отправился во Францию и достиг самой западной точки на полуострове Бретань, оттуда начал свой последний этап до Риги через Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин.

Триумфальной аркой из цветов, возведённой в честь Ренгартен, встретили путешественников на русской границе.

Особый след в истории российского туризма оставил Анисим Петрович Панкратов – человек мирной профессии, часовых дел мастер в Харбине. Желание посмотреть свет вынудило его оставить свои дела , сесть на велосипед и отправился 10 августа 1911г. в путешествие вокруг света, которое закончил 28 июля 1913 г. А. Панкратов проехал по дорогам Европы, США, Японии и Китая, преодолев около 50 тыс. км. За время пребывания в пути были сменены 52 покрышки, 36 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 руля и большое количество спиц.

Развитие туризма в СССР

В научной литературе принято выделять несколько этапов развития туризма в СССР. Первый (1917 – 1936гг.) – характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции создаются первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся, удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины. В области международного туризма ставится задача: предоставлять друзьям СССР и представителям прогрессивного движения за рубежом возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, а также расширить объём поездок советских трудящихся за рубеж.

Второй этап развития туризма (1936 – 1969гг ) характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В апреле 1936 г. Президиум ЦИК СССР счёл нецелесообразны дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать. Всё имущество ОПТЭ (общества пролетарского туризма и экскурсий) передавалось ВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление (ТЭУ) ВЦСПС, на которое возлагалось руководство туристскими маршрутами всесоюзного значения, а также вся деятельность в области туризма и экскурсий. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе по плановым заданиям ВЦСПС, входили пропаганда туризма, консультации населения, культурно- массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, а также строительство Домов туристов, горных хижин, лагерей, производство инвентаря. В ноябре 1937 г. был утверждён Устав туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.

topreferat.znate.ru

Читать Путешествие в древний мир - Динин Жаклин - Страница 1

Иллюстрированная энциклопедия для детей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ МИР

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ

Археология

Находки из прошлого

Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.

Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII—начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.

Путешествие в древний мир - i_001.jpg

Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.

Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.

Путешествие в древний мир - i_002.jpg

Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.

Путешествие в древний мир - i_003.jpg

Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.

Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации .

Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. . В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.

Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.

Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.

Путешествие в древний мир - i_004.jpg

Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.

В 1922 г. британский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию, сделали ошеломляющее открытие. Они нашли гробницу молодого египетского царя Тутанхамона .

Путешествие в древний мир - i_005.jpg

В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.

Первые люди

Происхождение человека. Укрощение огня

Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.

Путешествие в древний мир - i_006.jpg

Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.

Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.

Путешествие в древний мир - i_007.jpg

Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.

Путешествие в древний мир - i_008.jpg

Homo habilis был, вероятно, первым человеком.

Укрощение огня

Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.

Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.

Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.

Путешествие в древний мир - i_009.jpg

Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.

online-knigi.com