Путешествия древних греков. Путешествия в др. Греции. Греческие путешественники.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация, доклад Путешествия древних греков. Путешествия древних греков


Путешествия в др. Греции. Греческие путешественники. / Шпаргалки

Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в мифах. К наиболее известным относится миф об аргонавтах. Согласно Диогену, первым известным изложением этого похода была поэма критского жреца и философа Эпименида, жившего в VII в. до н. э. Его сочинение не сохранилось, но двумя веками позже поэт Пиндар вновь возвращается к этому сюжету, правда, его поэма была чересчур краткой.Плавание под руководством Ясона совершили 50 греческих ге-роев на корабле «Арго», что в переводе с греческого значит «быстрый», «юркий». Поход был совершен за поколение (20 –25 лет) до Троянской войны, т.е. в XIII в. до н.э. Ясон был отправлен за золотым руном дядей, узурпировавшим власть у его отца.Путь аргонавтов был повторен в 1984 г. английским ученым и путешественником Тимом Северином, который построил парусно-гребной «Арго», подобный древнегреческому.Одним из первых ученых-путешественников был Геродот (484 – ок. 430 гг. до н.э.). Он объехал Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму и в стране скифов. В своем знаменитом труде «История», за который он удостоился почетного титула «отца истории», «отца географии», но и «отца лжи» он описал не только историю многих народов Старого Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Он сообщил основные географические знания, накопленные к V в. до н.э. Геродот происходил из богатой семьи, имевшей обширные торговые связи. Впервые он отправился в путешествие, когда ему было около 20 лет. Его маршрут пролегал по Египту вверх по Нилу, затем он отправился на восток и достиг Вавилона, северная граница его путешествий пролегала по греческим колониям северного Причерноморья. Есть предположения, что он поднимался по Борисфену (Днепру). А на западе он посетил Южную Италию, где принял участие в основании колонии своими соотечественниками. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, приводя конкретные математические выкладки и при описании знаменитого Лабиринта.Много путешествовал и другой выдающийся ученый античности – Страбон (64–23 гг. до н.э.). Выходец из расположенного в Малой Азии на пути из Средиземноморья к Черному морю городка Амасия, он уже в 20 лет совершил свой первый вояж – в Рим. Страбон будет путешествовать всю свою жизнь. Он объедет Малую Азию, побывает в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетит Кикладские острова и обойдет Балканский полуостров, основательно изучит все сколько-нибудь памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет. Во время своих путешествий он много размышлял и записывал увиденное. Всестороннее образование, умение не только собирать факты, но и анализировать их, яркий талант писателя привели к созданию дошедшей до нас «Географии» в 17 книгах. («Исторические записки» Страбона в 43 книгах не сохранились.) О достоверности фактов, изложенных в «Географии», говорит часто используемая Страбоном фраза: «Когда я там находился».Море играло огромную роль в жизни древнегреческих племен, населявших побережье Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Море не только давало им пишу, но и связывало с другими странами и народами. Поэтому греки чаще всего путешествовали морем. Путешествиям внутри страны мешало отсутствие удобных дорог. Некоторые подобия дорог в виде гатей прокладывались в низинных и болотистых местах. Археологам удалось обнаружить остатки подобной дороги в Беотии, ширина которой достигала 6,5 м.Вокруг крупных общенациональных святилищ, каким, например, был Олимп, строили целую сеть «священных» дорог, служащих для процессий верующих. На подобных дорогах даже проделывались специальные колеи для колес экипажей. Мостов было мало, так как большинство рек летом, когда, в основном, и совершались вояжи, пересыхало. Путешествовали и пешком, и верхом на коне, использовали повозки. Повозки были двух видов: одноколки, на оси которых закреплялся закрытый с трех сторон кузов, или же большие четырехколесные, где можно было кроме пассажиров разместить и их багаж.К особому виду путешествий надо отнести великую греческую колонизацию. Причины этого явления были самыми разнообразными: страсть к приключениям и склонность к переменам, излишек населения, сосредоточение земель в руках аристократии, общественные раздоры, бедствие, разражавшееся над какой-нибудь страной, приговор об изгнании, иностранное завоевание, необходимость отыскивать внешние рынки. Колонизация сила организованный характер. Первоначально обращались к оракулу, чаше Дельфийскому, с просьбой указать место для будущего города. В каждой метрополии существовали сборники религиозных обрядов по случаю предстоящей колонизации и закладки нового города. Из городской казны выделялись средства для строительства корабля, составлялся список семейств, которые собирались переселяться. Но могла быть и вынужденная политическая эмиграция.Осуществляя колонизацию, греки во многом руководствовались примером финикийцев. Но, в отличие от Финикии, которая брала на себя роль координатора международной торговли в Средиземноморье, греки в первую очередь хотели увеличить свой собственный эллинский рынок. Колонии всегда основывались на побережье, ограничиваясь весьма скромной территорией. Но по возможности охватывали торгово-экономическими контактами как можно большие пространства. Колония не повиновалась метрополии и не обязана была оказывать ей какую-либо поддержку. Не было и преимущества в торговле у метрополии. Фукидид говорил, что «колонисты выезжают не для того, чтобы быть рабами оставшихся на родине, а чтобы быть равноправными с ними».В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия – бога врачевания – стали возникать в глубокой древности, в классический период (V–IV вв. до н. э.) их было не менее 60. Они возводились вдали от городов, на возвышенностях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной.Паломники, жаждущие выздоровления, прежде чем быть допущенными в храм к божеству, подвергались некоторым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер. После этих приготовлений страждущего допускали на ночь в храм. Это называлось инкубацией. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, якобы назначенное богом. О многочисленных исцелениях рассказывают вырезанные на колоннах храма имена, иногда там встречаются и целые рассказы.Греки очень ценили теплые целебные воды (серные, солено-серные, иногда железистые, но у них не было кислых вод), которые они называли гераклейскими. Было известно немало источников, но особенно ценились курорты в Фермопилах и Элиде.О прекрасно оборудованных для лечения и отдыха купальнях горных источников в Ионии упоминают Страбон и Павсаний.Паломничество было очень распространено в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. Во время экстатического состояния около пифии всегда находились два предсказателя, которые и толковали ее смутные речи, часто в возвышенной стихотворной форме в письменном виде, причем копия во избежание недоразумений хранилась в храмовом архиве. Если существо вопроса было им известно, то ответ давался ясный и однозначный. Но если вопрошали о будущем или о том, что выходило за пределы компетенции прорицателей, то и ответ был весьма туманным. В свою очередь, для прояснения этого ответа паломник отправлялся к экзегетам – профессиональным толкователям, которые работали при каждом прорицателе. Таким образом, вокруг дельфийского оракула кормился целый рой прорицателей различных рангов.Известно, что в городских архивах греческих полисов существовали целые коллекции ответов оракула по важнейшим государственным вопросам. К дельфийскому оракулу приезжали не только греки, но и многочисленные иностранцы: из Этрурии, Египта, Финикии, Персии и других стран. Прорицания оракула, даже относящиеся к частным лицам, не говоря о пророчествах для государств, носили яркую политическую окраску. Это в первую очередь касалось бесчисленных войн. Популярность оракула была настолько велика, что для даров благодарных пилигримов в Дельфах были построены специальные хранилища сокровищ, которые классифицировались по странам: Египет, Крит, Афины и т.п.Торговля как один из видов путешествий особенно активизировалась с VIII в. до н.э. одновременно с колонизационными процессами. Греки стали доминировать в Восточном Средиземноморье. Греческие корабли можно было увидеть от Азовского моря до берегов Апеннинского полуострова. Торговцы покупали продовольствие, восполняли нехватку полезных ископаемых в метрополиях, продавая, по большей части, товары ремесленного производства. Многочисленные греческие источники показывают, что Греция торговала с Крымом и Египтом, Сицилией и Родосом, Финикией и Кипром и др.Нигде не обращались так хорошо с иностранными купцами, как в Афинах – крупнейшем с V в. до н.э. торговом центре Греции. Демосфен свидетельствует, «что торговцы и капитаны кораблей могут жаловаться фесмофетам, если им будет причинена какая-нибудь обида на торговой площади, а виновные в этом заключались в тюрьму до тех пор, пока они не уплачивали сполна того, к чему были присуждены».По всей вероятности, спортивный туризм возник в Древней Греции. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. О начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы – феоры, которые рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, расположенных в Северной Африке и на побережьях Черного и Азовского морей. Феоры на время Игр провозглашали священный мир.Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, в первую очередь, депутаты городов, заключивших договоры гостеприимства с элидским государством, во-вторую, феоры. Как правило, их размещали и кормили за счет принимающей стороны, в данном случае – Элиды.Туристов было великое множество. Стадион вмещал до 40 тыс. человек, причем это были только мужчины. Замужние женщины не допускались на сами соревнования под страхом смертной казни. Но на Игры приезжали очень часто семьями. Одни приходили пешком, как в свое время Сократ: от Афин до Олимпии можно было дойти за пять-шесть дней; состоятельные люди, как правило, приезжали в экипажах, привозя с собой палатки, в которых и жили на протяжении всей Олимпиады. Многие плыли морем до устья Алфея, а затем поднимались вверх по реке до самой Олимпии.Развлекательный бизнес был поставлен на широкую ногу. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Специально возводились для этого торговые ряды. Туристы осматривали древние храмы, желающие за определенную плату могли послушать гида, рассказывающего различные легенды. Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова. Перед главным алтарем почти всегда толпился народ, чтобы посмотреть на жертвоприношения или понаблюдать за процессией жрецов (как в наши дни за сменой почетного караула).На Олимпиаде можно было воочию наблюдать за всеми «звездами». Это были и прославленные полководцы, например, Фемистокл, обессмертивший свое имя во время греко-персидских войн. Философы: Анаксагор, Сократ, Диоген – собирали вокруг себя толпы народа, проповедуя или шокируя своим поведением. Молва приписывает некоторым из них, Пифагору и Платону, даже победы на Играх. Выступали тут и известные ораторы: Демосфен, Горгий, Лисий. Можно было послушать поэтов: Пиндара, Симонида. Часто рапсоды исполняли отрывки из поэм Гомера, Гесиода, Эмпедокла. Главы из своей «Истории» зачитывал здесь Геродот. Художники устраивали вернисажи под открытым небом.Все иностранцы, т.е. не жители Элиды, должны были платить особый налог. И, кроме того, каждый из туристов-паломников приносил какую-нибудь жертву или приношение. Олимпиада продолжалась 5 дней. Собственно спортивным состязаниям были посвящены второй, третий и четвертый дни.Благодаря путешествиям продолжала развиваться картография. Древнегреческие ученые создали первые в Европе географические карты. Это приписывают философу Анаксимандру – ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (Дону).Величайшими достижениями греков были учения о сферичности Земли (Парменид, Эвдокс Книдский) и единстве Мирового океана (Аристотель).Говоря о путешествиях эпохи эллинизма, в первую очередь следует упомянуть Восточный поход Александра Македонского, длившийся почти 10 лет. Об этом походе писали Плутарх, Диодор, Арриан, Страбон и многие другие авторы древности. Некоторые историки считают, что уже сам поход можно считать проявлением эллинизма, так как он является ключом к началу новой эры и ее пониманию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, и деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода.Пифей был уроженцем греческой колонии Массилия (Марсель). Ему удалось в 320 г. до н.э., выйдя из Кадиса, миновать Гибралтарский пролив и, обогнув Пиренейский полуостров, выйти в Бискайский залив. Далее он обследовал часть европейского побережья.Затем его путь лежал на северо-запад, к берегам Британии. Он пересек Ла-Манш и достиг Ландс-Энда в Корнуолле, где были месторождения олова. Пифей обогнул весь Британский остров, причем очень правильно определил его пропорции, хотя и несколько преувеличил размеры. Жители северной части острова рассказали, что на расстоянии шести дней пути по морю на север от них находится остров Туле, с жителями которого они иногда торгуют. Пифей не счел возможным отправиться к этому загадочному острову, под которым древние бритты подразумевали или жителей Исландии, или скандинавов. Но, с легкой руки Пифея, со временем понятие ultima tule стало означать «край света», превратившись в символ, означавший крайнюю точку известного мира. Пифей тем не менее не прекратил свое плавание. Он дошел до такой широты, где ночь не превышала двух часов. Никто до Пифея из цивилизованных народов древности не заходил так далеко на север.В дальнейшем, путешественник повернул на восток и отправился вдоль северо-восточного побережья материковой Европы «за реку Рейн в Скифию и до реки Таис». Скорее всего, именно эта часть описания путешествия Пифея вызвала недоверие многих древнегреческих историков. Видимо, Пифей достиг устья Эльбы, но вряд ли продвинулся дальше на восток. Он даже вряд ли дошел до острова Гельголанда, который был крупнейшим центром торговли янтарем. Обратный путь Пифея (рис. 1.7) пролегал вдоль уже известных ему берегов Западной Европы и через Гибралтар в Средиземное море.Известным путешественником эпохи эллинизма был Мегасфен, который на рубеже IV–III вв. до н.э. совершил ряд поездок из Пенджаба в Паталипутру на Ганге, где прожил около 10 лет. Его сведения по Индии использовали в своих произведениях Диодор, Страбон, Арриан.Один из последователей Александра Македонского – Селевк I – отправил своего полководца Демодама в поход в район Средней Азии с разведывательными целями около 300 г. до н.э.Любопытно свидетельство Страбона о мореплавателе Евдоксе Кизикском, который сумел обогнуть Ливию, как в то время называли Африку, во II в. до н.э. Евдокс тем самым повторил путь древних финикийцев.Свое первое морское путешествие по приказу фараона Птолемея III Эвергета (246–221 гг. до н.э.) Евдокс совершил в Индию. Клеопатра I, жена Птолемея V Эпифана (203–181 гг. до н.э.), повторно отправляет его в Индию за грузом благовоний и драгоценных камней. Но на обратном пути его отнесло ветром к югу от Эфиопии. Далее он двигался к югу вдоль побережья Африки. Уже, видимо, обогнув материк, он наткнулся на обломок носа корабля, на котором была изображена голова коня. Местные жители объяснили ему, что здесь потерпел крушение корабль, приплывший с запада. Евдокс вернулся в Египет через Гибралтарский пролив и вдоль побережья Северной Африки. В обломке корабельного носа купцы опознали часть корабля, некогда отправившегося из Кадиса. Небольшие суда не очень состоятельных финикийских купцов назывались там «конями», так как их носы всегда украшали изображением коня. На этом примере видно, что финикийцы торговали с населением Западной Африки, выходя через Гибралтарский пролив в воды Атлантического океана и продвигаясь вдоль африканского побережья далеко на юг.

www.cribs.su

Путешествия древних греков - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

Яндекс.Метрика

myslide.ru

Путешествие по Древней Греции.doc - Путешествие по Древней Греции. 5-й ...

Простившись с богами, отправимся дальше. Чтобы попасть из Северной Греции в Среднюю, нужно пройти горный проход, который в переводе с греческого назывался “Теплые ворота”.О чем идет речь? (Фермопилы). Здесь мы увидели столп с надписью:“Путник пойди возвести нашим гражданам,Что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.”Здесь мы встретили человека, который рассказал о событиях, которые произошли тут, но богиня Клио заметила, что он многое перепутал. (Текст с ошибками, Приложение №1, рабочий лист2).Военная история древности: Победы Александра Македонского (с использованием карты, Приложение №1, рабочий лист2).Миновав Фермопилы, мы отправимся в область Аттика, находящуюся на юго­востоке Средней Греции. Почвы здесь каменистые, наиболее пригодные для произрастания олив. Здесь особенно чтили Афину и в честь ее назвали город. Расскажите миф о происхождении названия города.Чтобы здесь все получше рассмотреть отправимся в город пешком. Впереди нас идут три грека и громко беседуют между собой.1­й: “Мой сосед, потеряв урожай, так рассердился, что готов был “высечь море”!”2­й: “Да теперь вырастить оливковые деревья на его участке можно сравнить с “работой Пенелопы”3­й, грустно вздохнув, вторил им: “Этот год был тяжел для всех нас! Да канет он в Лету!”Какие крылатые выражения были употреблены и что они означают? (конкурс “Знаешь ли ты крылатые выражения, родившиеся в Древней Греции?” Приложение №1, рабочий лист3)И вот мы у главного города Аттики Афин. Мы видим поселение, окруженное крепкими стенами, находящееся на возвышенности (ребус). Как оно называется? (Акрополь).Назовите главный храм Афин. (Парфенон). Лишь одна дорога вела на Акрополь. Клио вела нас по ней и мы увидели храмбогини победы Ники с ионическими колоннами.Какие два вида колонн воздвигались в Греции? Изобразите их или опишите словами.Вот мы на главной площади Афин (ребус “Агора”).Здесь идет народное собрание. В руках каждого из присутствующих глиняные черепки. Для чего они предназначаются? (остракизм). Напишите на черепке имя полководца, про которого говорили, что он слишком любил деньги, больше денег славу, больше славы – родину? (Фемистокл).Кому могли принадлежать эти слова?(1)1)“Поверьте мне было нелегко… Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля от камней. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на пол пути, не доведя дело до конца. И вообще лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки справедливы, но кто осмелиться сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?” (Солон)2) “Много лет я был у власти и получил ее не по наследству, подобно персидскому царю. Меня облекли доверием каменотесы, гончары и оружейники, торговцы и цирюльники, земледельцы.Но, если бы я оступился. Допустил ошибку в делах государства, то волей этих же людей другой занял бы мое место. Противники дразнили меня головастым, луквицеголовым. Клеветали, будто я хожу в шлеме, чтобы скрыть уродство головы. Глупцы! Над внешностью смеяться стыдно даже детям! Судите обо мне по моим делам! В жизни я знал единственную цель: величие Афин! А моими друзьями были Фидий и Геродот!” (Перикл)3) “Вы видели, конечно мою статую. Скульптор изобразил меня во весь рост с печатью раздумий на лице. Мне было от чегоприйти в отчаяние! Ужаснейшее время, когда Эллада, была полна предателями, возглавил я афинский демос. Могу гордиться, что шутка про осла, штурмующего крепость, не про моих сограждан! Я всю жизнь боролся против сильнейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за копье и принял неравный бой!” (Демосфен)Клио предложила нам отправляться дальше. Угадайте название города, куда лежит наш путь (ребус, Спарта). Тест:1.Что было главным занятием древних спартанцев? (военное дело)2.Как называли греки других городов способ голосования спартанцев? (детское)3.Кто решал судьбу новорожденного в Спарте? (старейшины)4.Как поступали с ребенком, имевшим какие­то физические недостатки? (сбрасывали в пропасть)

znanio.ru

Путешествие в древнюю Грецию. Каменская Л.Р.

Побывать в Греции и вернуться, даже после самой краткой поездки, равнодушным — почти невозможно, особенно если имеешь впечатлительную душу и яркое воображение. Великие памятники и ласковое Эгейское море имеют особое очарование и сильное, трудно преодолимое притяжение. В течение многих веков в Грецию спешили как грабители, жаждавшие богатств и завоеваний, так и бескорыстные поклонники чистой классической красоты, боготворившие каждый камень на этой древней земле. После многих веков жестоких разрушений, беспощадного турецкого ига таинственная власть Греции не иссякает. И даже современные странники, не видевшие её величия и блеска, вынужденные созерцать только остатки былого великолепия, не могут избежать её волнующего обаяния.

Наш, механистический век, убивший и убивающий многое из того, что когда-то согревало душу человека, к счастью, не мог победить этой таинственной власти. Погибавшая уже несколько раз в течение краткой европейской истории Греция сохраняла свою древнюю душу, не только для себя, но и для всего мира. Ведь благодаря ей она заново рождалась и давала расцвет многим культурам, теперь поражающим античной разумностью и величавостью.

Трудно определить границы культурного и исторического влияния Греческой цивилизации на Европу и Россию — настолько оно глубоко и обширно. Оно проникает во всё обозримое духовное пространство и нет, кажется, важнейшего явления или понятия, не связанного, впрямую или опосредованно, с греческой античностью. Быть может, чувствуя своё внутреннее родство и дорогое притяжение второй, культурной, родины, а не только подчиняясь традиции, миллионы людей едут в Грецию со всех континентов, чтобы пройтись по её земле, вдохнуть её воздух, побыть под её небом, увидеть её древние руины.

Предлагаемые читателям краткие заметки-воспоминания написаны Л.Р.Каменской, мастером художественного слова, актрисой Московской государственной областной филармонии, женщиной, полюбившей Грецию и её культуру уже давно. Думается, что эти заметки будут интересны нашим читателям и, может быть, для кого-то явятся первым приглашением к путешествию в эту древнюю землю.

Н.М.Смирнов

Зачем я здесь?.. Я сижу в маленькой комнате, в чужом городе, за две тысячи километров от дома, одна в гостиничной одиночке под названием «Plasa». Что это значит?.. И написано на чужом языке — на двух чужих языках... А на родном русском говорят соотечественники, живущие здесь, кто давно, с детства, кто год-два...

«Скучаете по России?» — «Скучаю», — тихий ответ.

Мы в Афинах. Идём по вечерней столице, гуляем по освещенным улицам, среди машин, мотоциклов, шарманок. Да, да, шарманщик в котелке везёт и крутит странное сооружение — красивое, притягивающее, и мелодия растворяется в уличном шуме. Уже позднее десяти часов вечера, к полуночи вечерняя жизнь разгорается как костёр. Открытые, ярко освещенные лавки зазывают вас статуэтками древних мыслителей и божеств, раскрашенными маленькими амфорами и кувшинами, белоснежными колоннами. В проёме узкой улицы вдруг вспыхивает на фоне чёрного неба ярко освещенный Акрополь. Город на вершине — «Верхний город». Завтра я поднимусь туда, на вершину Акро.

Завтра наступило нежарким, с облаками. И вот я на Акрополе. Ещё снизу стоит поднять голову и видно, как разноцветные фигурки передвигаются по краю стены, ползут как муравьи, вверх, к колоннам Парфенона, потом пропадают и вновь возникают — ниже, выше и дальше. Это туристы. Сколько их! Независимо от возраста, со всего света едут, летят, плывут в Афины, Аттику, откликаясь на какой-то едва слышимый зов, может быть далёких предков.

Поднимаюсь по тропинке к Пропилеям. Какие разные лики у счастья... Вот оно громадными мраморными колоннами надвигается на тебя, пока ты поднимаешься по ступенькам, и Пропилеи обнимают тебя... Вот оно котёнком присело под каменной глыбой (как много кошек на Акрополе!) и смотрит, поворачивает голову, когда его зовёшь...

Рядом, словно эхо, ещё одно русское — «кискис». Наши, группа из Петербурга и замечательный гид, Георгий Янович, доктор исторических наук, долго жил в России, прекрасно говорит по-русски. Присоединяюсь, и мы идём вокруг Парфенона к площадке у храма Эрехтейон. Здесь в восточной части было священное гнездо змеи богини Афины — Эрехтонии Кариатиды. Наш гид рассказывает об этом как очевидец:

— Там внизу древний рынок, Башня Ветров. Вон та, с часами. Это часы Андроника из Кирры. Рядом — Библиотека императора Андриана, а дальше, на холме храм Гефеста.

Георгас рассказывает живые подробности далёкой древности, и так легко представить, как это всё было... или есть теперь.

С южной стороны Акрополя, внизу, расположен театр Диониса, огромный, обнесённый железной решёткой — музей под открытым небом. Туда пускают побродить за 500 драхм, но сейчас уже поздно, вход закрыт. Театр Диониса — исторический памятник, а рядом действующий, тоже под открытым небом — театр Геродота Аттику. Летом в нём дают представления, проходят фестивали и здесь я смотрела «Кармен» Бизе с белградскими артистами. Какое это было счастье — сидеть среди тысяч зрителей, на мраморных ступенях-скамьях, под звёздным небом...

Видно судьбой мне дано было пережить это счастье ещё раз, уже на сцене в Эпидавре, в древнем театре, на его благословенной орхестре, в самом центре на мраморном круге. Таков обычай сегодня: многочисленные туристы выходят из автобуса и рассаживаются на ступенях-скамьях четырнадцатитысячного амфитеатра. Гиды демонстрируют на сцене акустику, бросают на мраморный круг монеты, и звук их слышен на всех 55 рядах. Потом происходит чудо — импровизированный концерт...

Я стою на мраморном круге и читаю монолог Медеи. Из трагедии Еврипида. Тишина. И счастье. Не оттого, что слышатся крики «браво», но оттого, что всё это происходит в Эпидавре, в Древней Элладе. Будто прорываюсь сквозь толщу столетий, чувствую, ощущаю кожей, как время вращается — киноплёнкой, или барабаном, или колодезным канатом... не знаю как сказать, только чувствую... только ощущаю... только счастье. Потом сижу на ступени-скамье. Концерт продолжается — духовную песню поёт французский священник, англичанка выступает с народной песней и, вдруг, Георгий Янович, этот дивный историк, доктор наук, он только что появился со своей петербургской группой. Он уже на сцене, на мраморном круге, читает стихи на греческом и русском. Мы снова встретились, как тогда на Акрополе, и хочется снова говорить, говорить и слушать...

 

Путешествие в древнюю Грецию

Вид на Акрополь

 

В Дельфы ехали на автобусе 200 километров, Акрополь останавливались близ Фив. По пути мимо проплывали виноградники, оливковые рощи, хлопковые поля. Поднимаемся в горы и неожиданно, впереди, выплывает Парнас, священная гора Аполлона и его девяти Муз.

По легенде, Аполлон родился на острове Делос. Главное его святилище в Дельфах, но когда-то здесь поклонялись богине земли — Гее. Именно Дельфы были определены Зевсом как центр мира. Именно над Дельфами встретились два орла с запада и востока, в святилище упал камень Омфал, считавшийся греками пупом земли или центром мира. Туристы отовсюду спешат сюда, чтобы прикоснуться к нему. Перед храмом Аполлона, бога Света — жертвенник, а на площади — небольшие храмы-сокровищницы, куда несли маленькие статуэтки и большие скульптуры, изображения божества. Статуи Аполлона стоят по обеим сторонам священной аллеи. За храмом сохранился театр, где устраивали состязания поэты и певцы. Здесь можно собираться, петь и играть, трава прорастает среди камней.

Светлый лик Аполлона обращен к приходящим людям. Какие дары они несут с собой? Чем заняты их чувства и мысли? Идут, едут, летят, плывут, потом карабкаются по камням, спешат запечатлеть себя на фоне благословенных развалин... «Зачем? Зачем суетитесь? — будто слышится голос оракула. — Загляните в себя, побудьте с тишиной и в тишине с красотой мира. Подумайте, помолчите о вечности»... Может быть кто-то слышит его неслышный голос. Рядом со ступеньками к театру растут три старых кипариса. Слушают, смотрят, молчат.

Внизу у дороги льётся Кастальский ключ. «Умойтесь, — улыбаясь, предлагает наш гид, — это залог вечной молодости». Вспоминаются строки Пушкина: «Кастальский ключ волною вдохновенья в степи мирской изгнанников поит...».

Святилище Аполлона раскапывали французы, в нашем двадцатом веке. Ведь всё, что мы видим сегодня, было скрыто под землёй. Здесь было селение, люди жили в ужасных условиях, в холоде и без воды, но покидать своё жильё не хотели. Правительству стоило больших трудов, чтобы убедить жителей перебраться в специально отстроенный уютный город Кастри.

Французы славно потрудились и теперь священные колонны стоят среди сине-зелёных гор. Стоят и молчат...

На следующий день была поездка на самую южную точку полуострова — мыс Суньо, к храму Посейдона. Опять полуразрушенный храм, колонны, жёлтая сухая трава и море. Согласно легенде, оно названо Эгейским по имени афинского царя Эгея, бросившегося в его воды.

Колонны прекрасны. Когда покидаем храм и автобус совершает медленное торжественное кружение по ленточке побережья, колоннада тоже медленно поворачивается, как-то странно раскручивается, будто невидимый бог мира разворачивает её разными гранями, как свою любимую игрушку-раковину. Кажется, он говорит нам: «Посмотрите ещё раз! Запомните эту красоту!». Обитатели автобуса уже заняты своими разговорами, покупками, сувенирами, они уже забыли о колоннаде... А я смотрю и думаю — зачем люди на протяжении веков так много разрушают? Разрушают и разрушают. Строят и разрушают...

На Акрополе, во время турецкого господства, храм Эрейхтеон служил помещением для гарема турецкого коменданта крепости. В XVII веке в храме Парфенон было турецкое пороховое хранилище. Во время турко-венецианской войны, в 1687 году венецианский снаряд взорвал его. После турецкого ига освобождённые Афины были селением с четырьмя тысячами жителей. Теперь же это заново отстроенный прекрасный белый город, окружённый горами и морем, город, в котором дома похожи на корабли. Афиняне влюблены в свои Афины. «Мы никуда не уезжаем летом, — говорят они, — мы отдыхаем здесь же, рядом — прекрасное морское побережье».

Последний воскресный день провожу в свидании с морем. Сама южанка, выросшая под солнцем Северного Причерноморья. Каждое лето, приезжая в дом своей матери, отправлялась на свидание с морем. Аркадия. Золотой Берег. Большой Фонтан. Там осталось Чёрное, здесь в Греции — Эгейское море.

Свидание с морем... ощущение себя частичкой, малостью, каплей воды, синевы и зелени. Старое раскидистое дерево молча, доверчиво протягивает незнакомые цветы и листья: потрогай, погладь, прикоснись... Море тихо гладит мокрые ступни. Когда ещё встретимся?

Завтра, по дороге в аэропорт, буду прощаться с городом, проезжая всю его южную половину. Акрополь засияет под солнцем, вновь увижу колоннаду храма Зевса и огромный стадион... Снова за окном автобуса будут проплывать белые дома-корабли. Узкие улицы останутся позади и мы поедем по широкому проспекту. Впереди нас будут ждать корабли морские. Вот уже виднеется синяя свежая полоса. Направо — порт, налево — горы, впереди — Саронический залив, а дальше Эгейское море. Самолёт будет совершать свой взлётный круг, как прощальный ритуал.

 

Путешествие в древнюю Грецию

Театр в Эпидавре

 

Последний взгляд из окна иллюминатора на белый город среди гор, последний взгляд на Афины. Ещё можно различить Акрополь, возвышающийся над городом. Ещё одно прощальное воспоминание о семи счастливых днях, пролетевших как мгновение. И мы летим над облаками. Самолёт, как полярные сани, плавно скользит среди белого безмолвия. Впереди — закат и такая красота! Будто благословенная Древняя Эллада, невидимая с земли, теперь над облаками сияет нам неземными красками. И боги уже собрались на небесном Олимпе обсудить очередной поход аргонавтов или Троянскую войну, а может быть события любви и мира? И хочется верить, что человечество не погибнет, выживет и продолжится. Ведь там за облаками, над нами — великие небожители, они бессмертны, они добры...

 

www.delphis.ru

Урок-путешествие "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • повторить и обобщить пройденный материал по разделу “Древняя Греция”;
  • развивать умение составлять рассказ, умение работать с картой, выполнять задания и тесты, работая в группах;
  • воспитывать гражданственность, интерес к предмету.

Оборудование: карта “Древняя Греция до середины V века до н.э.”, картины, атласы, листы с заданиями, жетоны.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка целей

Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать в далекое прошлое с помощью машины времени. Вы разбиты на команды. В ходе путешествия каждая команда будет зарабатывать жетоны победителя. В конце путешествия мы подведем итоги. Совершать путешествие мы будем в Древнюю Грецию. Основными пунктами назначения будут:

  • гора Олимп;
  • Афины;
  • Спарта;
  • Олимпия.

– Итак, ребята, закрыли глаза. Мы взлетаем.

Звучит космическая музыка. Появляются боги. Они читают о себе загадки. Команды должны узнать их и определить бога-покровителя для своей команды.

Боги:

– Меня особенно почитают земледельцы, всюду сопровождают сатиры. В честь меня устраивались театральные представления. (Дионис) – Я – богиня любви и красоты. Это я внушила любовь к Парису Елене Прекрасной и помогла им бежать в Трою. (Афродита) – Меня зовут Громовержец. Если я взмахну рукой, то удары грома раскатятся по небу… (Зевс) – Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава… (Деметра)

Каждая команда определяет своего покровителя. У каждого бога-покровителя маршрутный лист, в котором есть задания для каждой команды.

Учитель: Чтобы отправиться в Грецию, вы должны вспомнить:

  • Где находится Греция? Покажите на карте и дайте характеристику географического положения.
  • Где живут боги?
  • Как из Северной Греции мы попадем в Среднюю Грецию?
  • Чем знаменито Фермопильское ущелье?

Учащиеся работают с картой, вспоминают события греко-персидских войн.

III. Выполнение заданий и их проверка (см. Маршрутный лист)

Команда, которая быстро и правильно выполнила задание, получает жетон.

Задание 1.

Учитель: Те команды, которые правильно выполнили задание, могут пройти Фермопильское ущелье. Итак, мы оказались в Средней Греции и наш путь лежит к одному из известных городов, ныне это столица Греции. В нем много красивых зданий и храмов. Что это за город? Почему он так назван?

Ученик рассказывает миф о споре Афины и Посейдона.

– Афины являются родиной демократии.

  • Что такое демократия?
  • Что значит власть народа?
  • Какой властью обладало Народное собрание?
  • Кто участвовал в Народном собрании?
  • Какие достопримечательности Афин вам известны?

Ученики рассказывают об Агоре, Парфеноне, Эрехтейоне, опираясь на картины.

Задание 2

Учитель: Теперь мы отправляемся в известный греческий город, о котором говорили, что он не имеет стен. Считалось, что его стенами является доблесть воинов. Что это за город? Где находится Спарта?

Работа с картой и атласами.

– Чем была знаменита Спарта?

Рассказ ученика о спартанском воспитании.

Задание 3

Учитель: Следующей целью путешествия является город, в котором проходили Олимпийские игры. В этот город попадут только те учащиеся, которые ответят на вопросы:

  • Когда состоялись первые Олимпийские игры?
  • Как часто они проходили и сколько длились?

Задание 4

Учитель: Итак, мы совершили путешествие по Древней Греции. Чтобы вернуться обратно, нам нужно выбрать капитана.

IV. Конкурс капитанов

Капитанам предлагаются карточки с крылатыми выражениями. Они должны объяснить значение этих крылатых выражений.

  • “Нить Ариадны” (выход из сложной ситуации);
  • “Яблоко раздора” (причина ссоры);
  • “Ахиллесова пята” (уязвимое место);
  • “Драконовские законы” (жестокие законы);
  • “Троянский конь” (подарок, сделанный со злым умыслом);
  • “Лаконичная речь” (умение говорить кратко, давать четкие и точные ответы);
  • “Авгиевы конюшни” (крайне запущенная ситуация);
  • “Между Сциллой и Харибдой” (необходимость решить сложный вопрос и избежать опасных последствий).

Боги определяют, кто из капитанов был лучшим. Капитан-победитель даёт команду: “Закрыли глаза, расслабились! Летим!”. Звучит музыка. Боги покидают класс.

V. Подведение итогов путешествия

Подсчитывается количество жетонов, полученных командами. Объявление оценок.

VI. Домашнее задание

Cоставить кроссворд по теме “Древняя Греция”.

Маршрутный лист

1. Греко-персидские войны

Когда произошли следующие события:

а) битва при Марафоне б) битва при Саламине в) битва при Платеях 1. 480 г. до н.э. 2. 490 г. до н.э. 3. 479 г. до н.э.

2. Города Греции

Назовите район Афин. Здесь находилась бронзовая статуя богини Афины.

а) Керамик; б) Агора; в) Акрополь.

3. Культура Греции

Определите, о каком храме идет речь:

а) Храм Зевса в Олимпии; б) Парфенон.

…Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок, как будто из ветки маслины. В правой руке он держит Победу (богиня), тоже сделанную из золота и слоновой кости… В левой руке бога скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, – это орел.

4. Олимпийские игры.

Участниками состязаний мог стать только мужчина, его называли... Один из видов состязаний – пятиборье, включало следующие виды спорта: бег, …, метание копья, …, борьба. Самыми знаменитыми атлетами были …, Полидам, …. Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? Покажите на линии времени.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также