Путешественники древней индии. Урок на тему "Природа и люди Древней Индии"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема: «Путешествие в Древнюю Индию». Путешественники древней индии


Древняя Индия в период расцвета » Детская энциклопедия (первое издание)

Историю человечества древние индийцы делили на четыре века. Первый, как они думали, был веком всеобщего благополучия. Люди не знали болезней и нужды, не было необходимости трудиться, так как природа сама давала человеку все, что ему было нужно. Не было угнетения, и никто не жил за чужой счет. Все были равны, добродетельны и справедливы.

Таковы были неясные воспоминания древних индийцев о периоде первобытнообщинного строя. Непрерывная тяжелая борьба за жизнь с грозной природой, дикими зверями, враждебными племенами, голодом — все это забылось. Люди помнили только о том, что тогда все были равны, не было ни господ, ни рабов.

Во втором веке добродетель в людях уменьшилась на одну четверть. Им уже пришлось тяжким трудом добывать себе пропитание. Еще на одну четверть уменьшилась добродетель в третьем веке, и на людей обрушились болезни и стихийные бедствия. А в четвертом веке жить людям стало совсем тяжко.

Верхняя часть колонны Ашоки в Сарнатхе.

Верхняя часть колонны Ашоки в Сарнатхе.

Индийцы называли этот век «темным» и «грешным»: только одна четверть прежней добродетели осталась у людей. Одни угнетают других. Порочные пользуются радостями жизни, а на долю добродетельных остаются одни горести. Возникает царская власть, и цари строгими наказаниями стараются защитить богатых и знатных от бедняков и угнетенных.

В таком мрачном свете рисовалась жизнь трудовому народу рабовладельческой Индии.

Все же задолго до нашей эры по всему миру начала распространяться молва об Индии как о «стране чудес». И возникла она не случайно. Много удивительного и прекрасного было создано в древности трудом целых поколений индийцев.

В Индии уже в III тысячелетии до н. э. возникла высокая по тому времени культура. Но это было только на северо-западе страны. На остальной ее территории бродили редкие охотничьи племена и царил еще каменный век. Самые густонаселенные районы современной Индии — долина реки Ганга и морские побережья — тогда были покрыты джунглями и болотами. Только в начале I тысячелетия до н. э., освоив технику добычи и обработки железа, индийцы стали вырубать джунгли и осушать болота. Ценой огромного труда на протяжении многих веков люди осваивали долину Ганга. К V в. до н. э. в этой плодородной долине почти не осталось необжитых земель. Здесь возникло множество мелких государств, часто враждовавших между собой.

В IV в. до н. э. Индия пережила вторжение войск Александра Македонского. В долине реки Инда захватчикам удалось преодолеть упорное сопротивление местных племен, но государства долины Ганга к этому времени уже были объединены царями страны Магадха в одно сильное государство, и македонцы не решились продолжать свой поход дальше на восток.

Вскоре македонские гарнизоны были изгнаны и с северо-запада страны. После этого возглавивший освободительное движение Чандрагупта захватил власть в Магадхе. Ему и его преемникам удалось подчинить и другие части страны, и при его внуке, царе Ашоке (III в. до н. э.), под властью царей Магадхи оказалась почти вся Индия, кроме крайнего юга полуострова. Так как Чандрагупта и его потомки принадлежали к роду Маурьев, то их государство называют обычно «империей Маурьев».

Верхняя часть колонны Ашоки в провинции Бихар (243 г. до н. э.).

Верхняя часть колонны Ашоки в провинции Бихар (243 г. до н. э.).

Завоевывая новые территории, цари из рода Маурьев и окружавшая их знать преследовали свои личные цели, но объединение страны в сильное государство было и в интересах индийского народа. Теперь никто не мог безнаказанно вторгнуться в Индию; ведь у Чандрагупты, как утверждали греки, армия состояла из 600 тыс. человек пехоты, 30 тыс. всадников и 9 тыс. боевых слонов. Дороги и реки стали безопасны для сообщения. Прекратились изнурительные внутренние войны, во время которых гибли люди, разрушались города и села, вытаптывались посевы. Правда, Маурьи оставили на своих местах большинство прежних царьков и племенных вождей, но своеволие местных правителей было сильно ограничено.

Государство Маурьев в начале II в. до н. э. распалось, потому что отдельные части империи так и не образовали прочного единого целого. В Индию снова вторглись с северо-запада жадные до чужого добра завоеватели: греки, обосновавшиеся в Средней Азии еще при Александре Македонском, скифы, кушаны. Только в начале IV в. н. э., через пять веков после распада государства Маурьев, Магадхе опять удалось объединить почти всю Северную Индию. Это новое государство называется «империей Гупт» по имени царствовавшей династии.

Предания, подтверждаемые данными науки, рассказывают, что во времена империй Маурьев и Гупт Индия была могущественной и независимой страной, а народ добился больших успехов в развитии хозяйства и культуры.

Греки, побывавшие в Индии еще в IV—III вв. до и. э., с удивлением рассказывали, что в этой стране добывается сладкий на вкус белый камень, который тает, когда его кладут в рот. Это был сахар; индийцы называли его «шаркара». Они первыми научились выращивать сахарный тростник и получать из него сахар. Греки рассказывали также, что индийцы выращивают шерсть на деревьях, т. е. хлопок. Индийцы первыми освоили культуру хлопка. Индия была известна в Европе как поставщик различных пряностей, высоко ценившихся в то время благовоний, прочных и ярких растительных красок.

Велико было искусство древних мастеров.

В окрестностях Дели (теперь столица Индийской республики) есть железная колонна высотой 7 ½ м и весом в 6 ½ т. Она была изготовлена в начале V в. н. э. Ученые до сих пор не могут объяснить, как индийцы более полторы тысячи лет назад сумели исполнить работу, за которую еще 100 лет назад взялись бы только очень немногие заводы Европы и Америки. При этом железо столь высокого качества, что оно почти совсем не ржавеет, хотя в жарком и влажном климате Индии железные предметы обычно разрушаются очень быстро.

Древний барельеф

Древний барельеф

О высоком искусстве древнеиндийских металлистов говорят большие статуи, отлитые из меди, оружие, которое было известно далеко за пределами страны, инструменты, серебряная посуда. Уже тогда Индия славилась своими высококачественными хлопчатобумажными и шелковыми тканями.

Плотники умели строить многоэтажные деревянные дома. Корабельные мастера создавали речные и морские суда, причем некоторые могли перевозить сотни пассажиров. Строители сооружали плотины и каналы для искусственного орошения полей.

В разных частях страны сохранились древние пещерные храмы и монастыри; особенно много их в Центральной Индии, в горах Аджанты. В скалах вырубались обширные залы, их украшали резными колоннами и орнаментами.

На некоторых стенах сохранилась цветная роспись, восхищающая современных художников и искусствоведов.

Древние индийцы вели обширную торговлю по суше и морю не только с соседями, но и с отдаленными странами. Длительным и опасным было путешествие морем в Китай. Народы Европы в то время еще не предпринимали таких плаваний. Индия вывозила в другие страны изделия из железа, ткани, слоновую кость, драгоценные камни, жемчуг, благовония, пряности.

Спрос на индийские товары в странах Средиземноморья был очень велик, в уплату за них индийские купцы получали много золота. В Индию ввозили цветные металлы и изделия из них, рабов, коней.

Центрами ремесла и торговли были города.

Иностранцы удивлялись их количеству, величине, многолюдности и богатству. Так, крупнейший город древней Индии, столица Магадхи Паталипутра (ныне Патна), по утверждению греков, была около 15 км в длину и около 3 км в ширину.

В связи с растущими нуждами повседневной жизни и производства развивалась и наука.

Мы пользуемся так называемыми арабскими цифрами (европейские народы заимствовали их у арабов), но сами арабы заимствовали эти цифры у индийцев. И не только цифры, но и систему их использования, в которой каждая цифра меняет свое значение в зависимости от его места в числе (позиционная система). Индийцы также ввели в цифровую систему нуль. Нет ни одного достижения в области математики, равного по своему значению этим изобретениям безвестных древнеиндийских математиков.

Европейские народы заимствовали алгебру у арабов (само слово «алгебра», как известно, арабского происхождения). Однако и в этой науке учителями арабов были индийцы.

Индия — многонациональная и многоязычная страна. И в древности разные племена и народы, населявшие Индию, говорили на разных языках. Однако существовал язык «санскрит», который не был разговорным, но его знали все образованные индийцы. Санскрит играл в Индии такую же роль, как и латинский язык в средневековой Европе, т. е. был средством культурного общения для различных племен и народов. На нем записывались произведения художественной литературы, эпос, научные сочинения, сборники законов. Некоторые из современных индийских языков на 70— 80% состоят из слов, заимствованных из санскрита. До нас дошла грамматика этого языка, составленная индийским ученым Панини еще в V в. до н. э. Это древнейшая грамматика в мире.

Древняя Индия. Вверху — могильный памятник (ступа в Санчи), построен при Ашоке в III в. до н. э. Слева — скульптура одного из слонов, украшавших ворота перед ступой. В центре — наружная стена ступы в Санчи. Внизу — образцы посуды из Хараппы, древнейший индийский музыкальный инструмент— вина и шахматная фигурка слона по древнеиндийскому образцу. Художник И. А. Печерский.

Древняя Индия. Вверху — могильный памятник (ступа в Санчи), построен при Ашоке в III в. до н. э. Слева — скульптура одного из слонов, украшавших ворота перед ступой. В центре — наружная стена ступы в Санчи. Внизу — образцы посуды из Хараппы, древнейший индийский музыкальный инструмент— вина и шахматная фигурка слона по древнеиндийскому образцу. Художник И. А. Печерский.

В древней Индии, как ни в какой другой стране того времени, была развита наука о языке — языкознание.

Древнеиндийская литература отличается богатством и разнообразием. Особенно прославился поэт и драматург Калидаса (V в. н. э.), который в индийской литературе занимает такое же место, как Шекспир в английской и Пушкин в русской.

Сборники старинных индийских народных сказок, рассказов и басен еще в средние века распространились далеко за пределами страны и переводились на другие языки. Под их влиянием сложился в древней Греции сборник басен, известный под названием «Басни Эзопа», а в арабских странах сказки «Тысяча и одна ночь».

Многими путями проникали достижения древнеиндийской культуры в другие страны. Трудовой опыт, технические навыки и искусство индийских ремесленников и художников распространялись с торговлей. О научных достижениях индийцев рассказывали у себя на родине побывавшие в Индии иноземные купцы, послы и путешественники. Некоторые специально приезжали в Индию, которая слыла страной мудрецов, для обогащения своих знаний. Когда индийская религия, буддизм, начала распространяться в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, с нею проникли в эти страны санскрит, индийская литература, предметы искусства.

В страны Юго-Восточной Азии — Цейлон, Бирму, Индонезию и др. — в первых веках нашей эры началось массовое переселение индийцев, поэтому влияние индийской культуры на язык, религию, архитектуру, литературу и искусство народов этих стран оказалось наиболее сильным.

Великая и прекрасная культура была создана руками миллионов индийских тружеников, но только небольшая часть населения древней Индии жила в счастье и довольстве. Жалкое, беспросветное существование влачили многочисленные рабы, которые были полной собственностью своих господ. Да и среди свободных не было равенства. Они делились на четыре группы: «брахманов» — жрецов, «кшатриев» — воинов, «вайшиев» — крестьян, ремесленников и купцов и «шудр» — слуг и наемных работников. От рождения индиец принадлежал к определенной группе: дети брахмана были брахманами, кшатрия — кшатриями и т. д. Такие замкнутые общественные группы называют кастами. Низшими кастами были вайшии и шудры; только они платили налоги. Особенно тяжелым и унизительным было положение шудр.

Древний и средневековый Китай. Вверху—изображение богини Юйнюй из храма «Юнлэ» в провинции Шанси (XIV в.) и бамбуковые дощечки с иероглифами. Внизу — храм неба в Пекине (XV в.) и одно из божеств, охранявших вход в буддийский храм. Художник И. А. Пяткин.

Древний и средневековый Китай. Вверху—изображение богини Юйнюй из храма «Юнлэ» в провинции Шанси (XIV в.) и бамбуковые дощечки с иероглифами. Внизу — храм неба в Пекине (XV в.) и одно из божеств, охранявших вход в буддийский храм. Художник И. А. Пяткин.

Им предписывалось быть только слугами у членов высших каст. Полагалось отрезать шудре язык, если он говорил брахману дерзости, и отрубить руку, если он ею ударил брахмана или только пытался ударить, и т. д.

Неравенство людей освящалось религией — брахманизмом. Индийцы верили, что человек, кроме тела, имеет и душу. Смертно только тело, а душа умершего переходит в тело другого живого существа. Использовав эти древние верования, брахманы создали свое религиозное учение. Тот, говорили они, вынужден тяжело работать на своего господина, голодать и вечно нуждаться, чья душа прежде находилась в теле человека, жившего грешно (а грехом считалось все, что было неугодно рабовладельцам и жрецам). Значит, рабы и бедняки не могут жаловаться на то, что им живется плохо. Порядок этот, как учили жрецы, был установлен самими богами; богами же были созданы царская власть и касты. И каждый, кто стремится изменить к лучшему свое положение или не подчиняется властям, нарушает волю богов.

При царе Ашоке в Индии распространился возникший еще раньше буддизм. Буддизм принимал все основное, что было в брахманизме, но, кроме того, учил, что жизнь — зло, а жить — значит страдать. Не надо ничего желать, к чему-либо стремиться, и тогда не будет никаких поступков, за которые в будущей жизни пришлось бы отвечать. Тогда и душа перестанет возрождаться для страдания на земле, спасется от зла-жизни и достигнет блаженного состояния — «нирваны». Достижение нирваны, учит буддизм, — главная цель верующего, успешнее всего можно добиться этого, став монахом.

Господствующим классам было выгодно, чтобы угнетенные больше думали о «спасении души», а не об улучшении своей жизни, и потому они всегда охотно помогали монахам в распространении буддизма. Так религия наряду с армией, судом, шпионами и т. д. помогала господствующей верхушке удерживать трудовой народ в повиновении.

Древние индийцы представляли себе историю как развитие от хорошего к плохому. Такое представление отразилось в мифе «о четырех веках», с которого мы начали свой рассказ о древней Индии. И это не удивительно, так как истинные создатели прекрасной древнеиндийской культуры — труженики, как свободные, так и рабы, видели только угнетение, тяжелый труд и невзгоды, а благами культуры пользовались в основном цари, знать, богачи и жрецы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О чем рассказывают раскопки в Хараппе и Мохенджо-Даро Одна из древнейших культур мира

.

de-ussr.ru

Урок на тему "Природа и люди Древней Индии"

Разделы: История и обществознание

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: сформировать целостное представление об Индии, ее природе, людях населявших страну.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.
  • Расширять кругозор учащихся.
  • Продолжить формировать умения самостоятельно делать выводы,  готовить сообщения.

Форма проведения: урок-игра. Презентация.

Оборудование: костюмы и реквизиты для сценария, запись индийской  музыки, компьютер, проектор, экран.

Учебное оборудование: рабочий лист (Приложение 2).

Оформление доски: Тема урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Сценка «Путешественники»

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Если бы ты только знал, какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принимает эти слова за шутку.Приятель:  Ну какой же ты враль и выдумщик!Путешественник: Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани….Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!Приятель:  Вранье! Нет на свете ничего слаще пчелиного меда.

Учитель: Ребята, а  действительно ли такая удивительная страна Индия. Давайте отправимся в путешествие и узнаем. Что, правда, а что вымысел из слов путешественника.

2. Изучение новой темы

Презентация «Путешествие в Индию» (Приложение 1)

Учитель рассказывает стихи.

Между морем Аравийским И Бенгальским заливом Омывается Индийским Материк тот океаном. С севера его границей Горы служат Гималаи Две реки текут широких Инд и Ганг их называют. Здесь Лианы прорастают, И деревья-великаны Свои ветви раскидали, Здесь тропические фрукты На верхушках пальм созрели Вот в таких опасных джунглях Бродят звери-людоеды: Это тигры, леопарды, Львы с косматой головою. На деревьях висят змеи, И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки Яд выплескивают кобры А еще есть добрый слон Он приручен и смирен Тяжести привык возить И в сраженье победит Если боевой тот слон, Если не обожествлен. Но с любовью и заботой Относились к корове. Ее мясом не питались И божественной кормилицей С почитанием называли. Мы чуть-чуть переместились Где теперь мы очутились? Что за люди здесь живут? И танцуют и поют.

Под индийскую музыку в класс входят девочки переодетые в индийские наряды и танцуют индийский танец. Учитель предлагает гостям пройти на урок.

Жители страны индийской Все произошли от Бога Изо рта жрецы-брахманы, Воины из рук могучих Чтоб могли они сражаться, Ну, а те, кто землю пашет Созданы из его бедер. Слуги – низшая ступенька Ступни ног они от Брахмы Все места свои заняли Это очень строго чтится Ведь у утки поросенок Не когда не народится.

Учитель: Вот закончилось наше путешествие. И, правда, удивительная страна Индия!

3. Первичный контроль

Учитель: Ребята давайте поиграем в игру  «Верно, не верно»

Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.

Учитель объясняет правила, тренируемся.

  • Индия омывается Индийским океаном.
  • В Индии текут реки Тигр и Евфрат.
  • Джунгли это густые труднопроходимые леса.
  • В Индии обожествляли корову.
  • Жители Индии покланялись богу Ра.
  • Жители Индии произошли от бога Брахмы.
  • Из ступней Брахмы произошли слуги.
  • Из уст Брахмы произошли жрецы.
  • Слуги – это высшая ступенька кастового строя.

Учащиеся оценивают себя.

– Поднимите руку, кто не разу не ошибся, вы усвоили материал на «5» – Поднимите руку, кто один раз ошибся, вы усвоили материал на «4» – Остальным нужно немного поработать над этой темой.

Учащиеся приготовили сообщения о природе Индии.

  • Гималаи.
  • Инд и Ганг – реки в Индии.
  • Природные условия.
  • Кастовый стой.

4. Закрепление

Учащимся предлагается заполнить рабочий лист. Учитель может проверить сразу у тех, кто заполнит первым. Можно попросить нескольких учащихся зачитать свои рабочие листы и прокомментировать.

5. Итог урока

– Ребята, что нового вы узнали о стране, которая называется Индия? – А как вы поняли сценку  об Индии? Что вымысел Что, правда, а что вымысел из слов путешественника?

Выставление оценок.

Домашнее задание: нарисовать какой вы представляете Индию.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тема: «Путешествие в Древнюю Индию»

Курс: История Древнего мира 5класс.

Тема: «Путешествие в Древнюю Индию»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: путешествие

Цель:

Познакомить учащихся с природой, основными занятиями и религиозными верованиям древних индийцев;

работать с исторической картой, формулировать исторические понятия. Давать полные ответы, работать в группах, анализировать исторические источники, делать выводы.

Уважительное отношение к истории других народов, понимать значимость вклада культуры Индии в мировую культуру.

Оборудование: бейджики «экскурсоводы», магнитная ленты с записью индийской музыки, компьютерные слайды, рисунки к выставке «Обитатели джунглей», заготовки для рекламных буклетов, картинки.

^

I. Организационный момент.

- Ребята, а какое сегодня число ( уч-ся отвечают 22.11)

- А вы задумались, откуда пришли к нам цифры?

- Арабские цифры, которыми мы пользуемся, на самом деле заимствованы арабами у индейцев, и назвали их « индийскими»

- индийский способ исчисление оказался наиболее совершенным из существующих в древности. Первоначально индейцы записывали цифры с помощью слов: например:

0 – пустое

1 – предмет, имеющийся в единственном числе.

2 - словами: «близнецы», «глаза», «ноздри» и т.д.

Отгадайте мою загадку, какое число передавалось такими словами: «Луна – дыра – крылья – Луна» (схема)1021

II. Совместное определение темы и цели урока.

- Как вы поняли, речь сегодня на уроке пойдет о волшебной, полной загадок стране…?

(уч-ся отвечают Индия).

- Что нам предстоит узнать ,изучая историю древнего государства? (уч-ся отвечают)

- Чему научиться (отвечают: показывать по карте, формулировать понятия и решать задачи, делать выводы).

III. Правильно, ребята, сегодня у нас урок– путешествие в Древнюю Индию. Отправляясь в путешествие, мы заочно познакомится с этой страной. Возьмем с собой словарь, чтобы общаться с местными жителями.

(Работа с историческими понятиями: Индия, Инд и Ганг, джунгли, хлопчатник, сахарный тростник, Ганеша – ребятам заранее было дано задание записать их в словари).

^ о географическом положении страны, ее открытии европейцами, археологических раскопках.(ребята , заранее готовили материал об Индии)

1. экскурсовод – географическое положение Индии(1, 2 слайд)

Индия находится на юге Азии, на полуострове Индостан. По населению она занимает второе место в мире после Китая, всего в Индии живет 1 млрд 95 млн человек (2006). Территория этой страны — 3 миллиона 300 тысяч кв. км. По своей форме полуостров Индостан напоминает треугольник. Кроме Индии, здесь еще расположены государства Пакистан и Бангладеш. Полуостров омывается Индийским океаном, Аравийским морем и Бенгальским заливом. На севере Индии возвышаются величайшие горы Земли — Гималаи. Отсюда начинают свой бег к океану две великие реки — Инд и Ганг. Индусы считают Ганг священной рекой, они верят, что она начинается на небесах.

2. экскурсовод – климатические условия (1,2слайд)

Климат Индии преимущественно тропический. Ее земли отличаются плодородием. Индия занимает одно из первых мест в мире по производству чая, сахарного тростника, арахиса, риса. Здесь много крупного рогатого скота, то есть коров и буйволов (примерно четвертая часть мирового поголовья). Но основная масса населения не ест говядину, а употребляет в пищу лишь молочные продукты. Издавна в Индии вырабатывается шелк, выращивается хлопок. Местные мастера выделывают тончайшие ткани.

3. экскурсовод – открытие Индии европейцами (2 слайд)

Португальский мореплаватель Васко да Гама разработал маршрут в Индию. 20 мая 1498 года корабли Васко да Гамы бросили якорь у индийского города Каликут. С грузом пряностей корабли экспедиции, потеряв больше половины команды, в сентябре 1499 года вернулись в Португалию.

4 экскурсовод – загадка Махендио-Даро (3 слайд)

В начале 20 века в долине реки Инд были открыты древние поселения и города, которые существовали уже в 3 тысячелетии до н. э. Самые большие города этой цивилизации — Мохенджо-Даро и Хараппа.

Главные здания этих городов находились на «цитадели» — высоком «кремле», огороженном стенами. Ниже цитадели находился город, разделенный на прямоугольные кварталы широкими (до 10 м) улицами. В нижних этажах домов устраивались комнаты, в которых люди мылись; отсюда были выведены трубы на улицу, где были проложены водостоки из обожженного кирпича. Такой совершенной системы городских водостоков не знала ни одна древняя цивилизация.

Спасибо экскурсоводом за знакомство с этой прекрасной страной.

IV. А теперь отправимся в путешествие на прекрасном самолете. Путь не близкий, пристегните ремни, закройте глаза и представьте, как мы летим над множеством стран, над горами и морями и приземлились в волшебной стране – Индии.

А теперь, ближе познакомимся с индийцами, с их жизнью и верованиями (работа с учебником и историческими источниками).

^

1группа – «Джунгли в долине Ганга»(5слайд)

2 группа - «Деревни среди джунглей» (6слайд)

3 группа - «Животные и боги. Вера в переселение душ» (7-8 слад).

- ^

Работа с выставкой рисунков «Обитатели джунглей».

Вопросы:

1. Назовите животных, которые встречаются в джунглях?

2. Какое известное литературное произведение рассказывает об обитателей джунглей?

3. Чему учит эта книга?

V. Путешествуя, дальше по стране, мы вдруг оказываемся в прекрасном театре, где артисты нам предлагают сценки-загадки (ребята готовили сценки- загадки заранее)

1. Сценка «Двуногое животное»(1 группа)

2. Сценка «Шерсть, растущая на кустах»(2 группа)

3. Сценка «Два противника»(3 группа)

VI. Вывод (делают учащиеся: Древняя Индия богатая страна благодаря трудолюбию народа, благоприятному климату для земледелия, богатым недрам земли).

VII. Закрепление.

игра « закончи предложение картинкой.(Учащиеся наклеивают картинки, которые приготовил учитель на буклеты с вопросами). Затем каждая группа представляет свой рекламный буклет об Индии.

VIII. Рефлексия. (на доске вывешены цветовые уровни удовлетворенности уроком, на партах цветные жетоны)

podelise.ru

Источники по истории древней Индии

Подробности Опубликовано: 28.08.2013 09:47

Отсутствие исторической литературы. Ал-Бируни, знаменитый мусульманский ученый, который посетил Индию в XI веке, говорит: «Индийцы не уделяют большого внимание исторической последовательности событий; они не соблюдают хронологической последовательности, описывая царствования своих правителей, и, когда у них требуют сведений по этому поводу, они теряются, не зная, что сказать, и непременно начинают рассказывать сказки». Следующее замечание английского историка Флита во многом перекликается со словами ал-Бируни: «Весьма сомнительно, обладали ли древние индийцы подлинным историческим чутьем, которое давало им возможность воспринимать действительную историю в широком и критическом плане... они могли составлять короткие исторические повествования, сжатые и конкретные, но ограниченные в охвате событий. Однако мы не имеем доказательств их способности воспринимать историю в общей перспективе, так как до нас не дошло подлинного исторического труда, точного и достоверного, специально написанного именно в исторических целях».

Религиозная и светская литература. Ученые, интересующиеся древней индийской историей, должны, следовательно, искать материалы в самых различных источниках. Когда дело касается самого раннего периода, по которому нет никаких эпиграфических материалов, ученые должны пользоваться главным образом религиозной литературой. Ведическая литература дает ценные сведения относительно политической, социальной и экономической организации ариев. Религиозные труды буддистов и джайнов содержат важные упоминания об исторических личностях и событиях. Даже работы по астрономии (вроде «Гаргисамхиты»), труды по грамматике (вроде «Аштадхьяи» Панини и «Махабхашьи» Патанджали) и чисто литературные сочинения (подобные произведениям Калидасы и Бхасы) в отдельных случаях дают интересные и полезные сведения. Однако совершенно очевидно, что полная картина прошлого не может быть написана на основании этих разрозненных и случайных сведений.

Историческая литература. В древние времена не существовало недостатка в достоверных материалах, на основании которых могли быть составлены ценнейшие исторические труды. Ведение генеалогических записей является старым индийским обычаем. Хорошо известно, что «Вамсавали» (записи династической смены правителей) составлялись и хранились с самых ранних времен. Многие списки такого рода вошли, вероятно, в эпосы («Рамаяну» и «Махабха-рату») и в Пураны. Пураны являются сборниками, содержащими по традиции следующие части: «Сарга» (сотворение мира), «Пратисарга» (повторное сотворение после периодического разрушения мира), «Вамса» (генеалогия богов и мудрецов-риши), «Манвантара» (группировка различных эпох истории) и «Вам-санучарита» (династическая история древних царей). Хотя эпос и Пураны содержат сведения, относящиеся к очень ранним временам, они получили свою нынешнюю форму, вероятно, уже после начала нашей эры; некоторые из Пуран, несомненно, являются более поздними сочинениями. В ходе своего развития они, естественно, включали в себя материалы, имеющие малое историческое значение, и приводимые в них хронологические данные оказались запутанными. Таким образом, рискованно полностью полагаться на Пураны. Однако они могут дать ценные сведения осторожному исследователю древнеиндийской истории, умеющему отличать вымысел от действительности.

Помимо «Вамсавали», существовали официальные записи, а также архивы и династические хроники, которые, однако, не были должным образом использованы при составлении исторических трудов. «Раджатарангини» Калханы, или династическая хроника царей Кашмира, написанная в XII веке, основана вероятно, на официальных записях и более ранних хрониках. Калхана сообщает довольно точные сведения о современных ему событиях, а также о событиях предыдущего века, однако критическое исследование той части его труда, которая касается более ранних периодов, обнаруживает ее недостоверность. Имеется незначительное число других важных работ, но это скорее исторические поэмы, чем хроники. «Харшачарита» Баны, «Викраманкадевачарита» Билханы, «Рамачарита» Сандхьякарананди и «Навасахашанкачарита» Пад-магупты написаны на санскритском языке как бы в качестве исторических хроник. «Но они не написаны простым и ясным языком, свойственным здравому смыслу. Они подражают классическим поэмам со всем их традиционным поэтическим языком, метафорами и образами. «Гаудавахо» Вакпати и «Кумарапалачарита» Хемчандры, составленные на пракрите, принадлежат к этому же типу «исторических поэм».

Рассказы чужеземцев. Исследователи древнеиндийской истории должны уделить серьезное внимание рассказам иностранных – греческих, римских, китайских, тибетских, мусульманских – писателей и путешественников, сведения которых об Индии основаны либо на слухах, либо на личных впечатлениях, полученных ими во время путешествий или благодаря их пребыванию в стране. Геродот, который никогда не был в Индии, упоминает о персидском завоевании Северо-Западной Индии. Наши сведения о вторжении Александра черпаются только из рассказов, оставленных греческими и римскими авторами, вроде Квинта Куртиуса, Диодора, Арриана, Плутарха и др. В индийской литературе и эпиграфике об этом важном событии совершенно не упоминается. «Индика» Мегасфена,сохранившаяся в цитатах, которые содержатся в произведениях более поздних авторов, таких, как Арриан, Страбон, Юстин и др., проливает свет на политические и социальные институты периода империи Маурьев. Произведение «Перипл Эритрейского моря», написанное неизвестным автором, и «География» Птолемея сообщают сведения большого исторического и географического значения.

Китайские хроники незаменимы при изучении того периода индийской истории, который последовал за распадом империи Маурьев; без их помощи мы не можем проследить движение саков, парфян и кушан. Китайские путешественники, такие, как Фа Сянь и Сюань Цзан, оставили нам ценные рассказы об Индии. Полная история буддизма не может быть составлена без использования китайских и тибетских исторических материалов. Так, например, Тара-натха, известный тибетский историк, дает полезные сведения по этому вопросу.

Постепенное завоевание Северной Индии мусульманами подробно описано в мусульманских исторических хрониках, а мусульманские путешественники, такие, как ал-Бируни, помогают нам представить себе общественный строй и религию индийцев в период упадка. Среди составителей ранних мусульманских хроник специального упоминания заслуживают ал-Биладури, Сулейман, ал-Масуди, Хасан Низами и Ибн-ал-Асир.

Эпиграфика. Флит говорит: «Наши знания о древней политической истории Индии были получены почти исключительно в результате терпеливого изучения надписей. Но и при всякого рода других исследованиях по Индии мы танже целиком зависим от надписей. Едва ли хоть одна определенная дата была установлена без их помощи. На их основе проверяется все, что мы можем узнать из легенд, литературы, монет, искусств, архитектуры или любого другого источника».

Надписи делались на железе, золоте, серебре, бронзе, меди, глине, глиняной посуде, кирпичах, камнях, кристаллах и т. д. Иногда надписи содержат простое упоминание о событиях (например, надпись Хатхигумпха в Кхара-веле, надпись Самудрагупты на колонне в Аллахабаде и т. д.). Эти надписи показывают, «как хорошо древние индийцы могли составлять короткие исторические повествования, сжатые и конкретные, но ограниченные в охвате событий». Однако большинство надписей – это упоминания о религиозных пожертвованиях или пожертвованиях светского характера. Обычно они дают нам ценные генеалогические сведения, и при терпеливом исследовании из них можно извлечь отдельные ценные указания относительно политических, социальных и экономических условий, а также религии того времени. Язык надписей почти столь же разнообразен, как и темы, которым они посвящены: санскрит, пали, пракрит, тамильский, телугу, малаялам, каннарский и т. д. Обычно употреблялось письмо брахми (пишется слева направо), но нередким было также употребление письма кхароштхи (пишется справа налево). Некоторые санскритские надписи (например, надпись Самудрагупты на колонне в Аллахабаде) имеют значительную литературную ценность.

Иногда надписи, сделанные в странах, лежащих вне Индии, упоминают о событиях индийской истории. Например, надписи, найденные в Богаз-Кое (Малая Азия), относятся, вероятно, к движениям ариев до их прихода в Индию и таким образом косвенно помогают нам при изучении истории ведического периода. Надписи, обнаруженные в Персеполе и Накш-и-Рустаме (Иран), содержат ценные указания о политических связях древней Индии с Персией. Эпиграфика является важнейшим источником сведений о древних индийских поселенцах на Дальнем Востоке.

Монеты. Монеты являются другим важным источником сведений по древнеиндийской истории. Они прежде всего имеют значение для проверки точности сведений, почерпнутых из литературы, но иногда они дают совершенно новую информацию. Монеты с обозначением дат оказывают большую помощь при составлении хронологии. Даже те монеты, на которых даты не обозначены, дают иногда имена правителей и косвенным образом отражают экономические условия и религиозные верования того периода, в который они были выпущены. Ареал распространения монет какого-либо правителя часто является ценным указанием на размеры его владений. История бактрийских и скифских властителей Индии была изучена почти исключительно на основании тщательного исследования данных нумизматики.

Памятники. Памятники не представляют большого интереса для исследователей чисто политической истории, но они являются одним из важнейших источников сведений по истории культуры древней Индии. Памятники показывают процесс развития искусства и религии, поскольку большинство из них – сооружения религиозного характера; косвенным образом они отражают также экономические условия того времени. Раскопки, обнаруживающие целый ряд сооружений, последовательно строившихся на одном и том же месте, дают иногда ключ к разгадке хронологических головоломок.

Исследователь индийский истории может приблизиться к мусульманскому периоду с известным чувством облегчения, поскольку источники по истории средневековой Индии более полны и более многочисленны, чем источники по древней истории. Надписи, предания, монеты и отрывки литературных произведений не должны уже больше собираться по кусочкам для построения каркаса истории. Имеются многочисленные хроники, составленные авторами-современниками или авторами, жившими несколько позднее, и относящиеся к различным мусульманским династиям, которые содержат подробные географические сведения и точную хронологию.

Государственные документы. Документы, государственные и официальные или частные, находящиеся в распоряжении отдельных лиц, дают историкам всех стран массу достоверных сведений. Мы знаем, что, по крайней мере, Моголы имели хорошо поставленное ведомство, занимавшееся ведением фискальной и другой документации. Однако, поскольку главные города Северной Индии подвергались нападениям, которые сопровождались огромными разрушениями, лишь очень небольшая часть этой документации дошла до нас. Из 24 тысяч избранных рукописей, «написанных великими людьми» и составлявших ценнейшую библиотеку Акбара, ни одна до нас не дошла. В этом можно обвинить и климат Индии. Однако в гораздо большей степени, чем климат, в этой потере, понесенной историей, повинен человеческий вандализм.

Хроники. За отсутствием государственных документов того периода мы вынуждены опираться на хроники. Некоторые из них являются сочинениями по общей истории мусульманского мира, в которой истории Индии отводится лишь небольшое место; имеется также много хроник, посвященных исключительно истории Индии.

«Табакат-и-Насири» Мин хадж-уд-дин а – это история мусульманского мира, но в ней подробно излагается история делийских правителей из династии Гулямов вплоть до 1267 года. Раверти перевел ее на английский язык. Изложение событий было продолжено Зия-уд-дином Барани, чья хроника «Тарих-и-Фируз-шахи» охватывает первые шесть лет правления Фируз-шаха Туглака. Собственное сочинение Фируз-шаха «Футухат-и-Фируз-шахи» дает сведения об административных успехах этого монарха. Не существует никаких хроник афганских династий, составленных их современниками, и в этом случае мы вынуждены полагаться на книги, написанные при Акбаре и Джахангире. Знаменитые «Мемуары» Бабура хорошо переведены на фарси и на английский язык. Джаухар, который являлся своего рода личным адъютантом Хумаюна, написал интересную книгу под названием «Тазкират-ул-вакиат», переведенную Стюартом на английский язык. Миссис Беверидж перевела на английский язык «Хумаюн-намэ», книгу, написанную сестрой Джаухара Гульбадан-бегум и дающую представление о шахском гареме. На английский язык переведены два важных труда, относящихся к царствованию Акбара: «Аин-и-Акбари»и «Акбар-намэ». Первый из них переведен Блохманном и Джарреттом, а второй -Г. Бевериджем. Другую важную историческую работу того времени, «Мунтахаб-ут-таварих», написанную Бадауни, перевели на английский язык Ранкинг Лоу и Хэйг. «Мемуары» Джахангира, этот прекрасный исторический источник, были переведены на английский язык Г. Бевериджем. Официальные хроники-«Падишах-намэ», состоящая из трех частей, написанных тремя авторами, и «Аламгир-намэ» – охватывают царствование Шах Джахана и ранние годы правления Аурангзеба. Последним сорока годам правления Аурангзеба посвящена работа «Маасир-и-Аламгири», составленная уже после его смерти на основании официальных документов. «Мунтахаб-ул-лубаб» Хафи Хана содержит много сведений о таких фактах, которые не упоминаются в придворных хрониках.

Чужеземные путешественники. Из путешественников, которые посетили Индию в домогольский период, более других известен Ибн-Батута, который прожил в Индии несколько лет. Его рассказ выглядит вполне правдоподобным. Николо Конти. Абл-уо-Раззак и Афанасий Никитин оставили нам интересные воспоминания об Южной Индии. Начиная с 16 века европейские путешественники посещавшие Индию, дают нам много материалов об этой стране. Много интересных данных содержат труды миссионеров-иезуитов, а европейские путешественники, такие, как Фитч, Пёркис, Терри, Роу, Тавернье, Бернье, Карери и Мануччи, составили довольно подробные описания жизни народа, состояния торговли и промышленности, великолепия дворцов и военных лагерей. Что касается, однако, политической истории Индии, они, если не считать упоминания о некоторых событиях, попросту воспроизводят базарные слухи.

Записи дворцовых писцов. К счастью, помимо придворных хроник, мемуаров, исторических трудов различных авторов и рассказов путешественников, мы располагаем многочисленными рукописными записями событий (ахбарат), которые относятся ко времени царствования Аурангзеба и его преемников и сделаны специальными дворцовыми писцами. Эти рукописи хранятся в Джайпуре и в библиотеке Королевского азиатского общества в Лондоне.

Монеты и памятники. Мы должны признать, что монеты и памятники имеют весьма важное значение как источники по истории Делийского султаната, а также могольского периода. О монетах было замечено: «Там, где не известно печатное дело, эти чеканные деньги, проникающие на все базары, являлись своего рода манифестами и прокламациями, притом самыми эффективными из всех, на которые только была способна человеческая изобретательность». Каталоги монет Британского, Индийского и Пенджабского музеев, составленные английскими учеными, дают нам особо ценные материалы. Памятники свидетельствуют о росте материального процветания и о развитии культуры. Но они мало помогают нам в изучении политической истории.

Маратхи, раджпуты и сикхи. История маратхов в могол ьский период отражена в нескольких хрониках, из которых наиболее важной является «Сабха-сад бакхар». Эта хроника была составлена современником Шиваджи и переведена на английский язык С. Н. Сеном. Документы английских факторий, относящиеся к XVII веку и к началу XVIII века, содержат чрезвычайно важные свидетельства современников. Записи, оставленные португальцами, также имеют большое значение.

Раджпутские поэтические хроники полезны как источник по истории радж-путов, но к ним следует относиться осторожно, здесь следует искать зерна истины в груде вымысла. Классический труд Тода «Хроники и предания Раджаста-на» основан на поэтических балладах и легендах, его можно использовать как источник лишь с осторожностью.

Источниками по истории сикхских гуру [наставников. – Ред.] и учения сикхов служат для нас несколько работ, включая «Грантх сахиб», резюме которой с ортодоксальной сикхской точки зрения представлено в книге Маколиффа «Религия сикхов». В материалах по этому вопросу следует отличать действительность от вымысла, достоверные свидетельства современников от легенд, созданных в более позднее время.

Литература. Иногда литературные произведения, написанные современниками, содержат полезные сведения о социальной и политической истории. Мы находим, например, ценный исторический материал в сочинениях знаменитого индо-персидского поэта Амира Хусроу (Хосрова). Одна из его работ «Ха-заин-ул-футух» является очень важным источником сведений о царствовании Ала-уд-дина Хилджи.

www.varsha.ru


Смотрите также