Протонаука древнего востока. Читать онлайн "История и философия науки" автора Бряник Надежда Васильевна - RuLit - Страница 4
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Протонаука, «аристотелевская» и «галилеевская» науки. Протонаука древнего востока


Читать онлайн "История и философия науки" автора Бряник Надежда Васильевна - RuLit

1.1.4. Проблема начала: протонаука и преднаука Древнего Востока. Происхождение науки – это, по сути, проблема начала, в решении которой много сложностей, связанных с недостатком данных о времени и местах ее возникновения и с теоретическим вопросом о критериях ее первичных форм.

В истоках науки разумно выделить две формы (два этапа) – протонауку и преднауку. Когда мы говорим о протонауке, то имеем в виду появление таких факторов, без которых была бы невозможна ни одна из последующих разновидностей науки, при этом данные факторы взаимодействуют таким образом, что позволяют протонауке получать информацию о реальности, тогда как преднаука непосредственно предшествует по времени появлению собственно науки. Протонаука возникает на самых ранних этапах существования человечества – в первобытном обществе. Ее нижняя временная граница связана с неолитической революцией, тогда как верхней границей является эпоха, непосредственно предшествующая созданию великих цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии, Китая и др. Протонаука была вписана в синкретическую целостность отношений первобытного человека к миру, в которой выделяют религиозную, ритуально-обрядовую, магическо-символическую, мифопоэтическую и прагматическую составляющие. Ритуал (священнодействие) – это основа религиозного отношения к миру древнего человека; в нем воспроизводится акт творения мира и с помощью обрядов символизируется вхождение в него человека. Магическое отношение к природе исходит из того, что каждый элемент природы и природа в целом способны оказывать воздействие на все – «все находится во всем». Мифопоэтическая составляющая раскрывает особенности мышления древнего человека: мысль не работает автономно, мифологическое мышление является непосредственным, эмоциональным и синкретичным, наполненным воображением, когда в чувственно-конкретных мифопоэтических образах воспроизводится скрытая сущность мира, а многое попросту предугадывается с помощью воображения. Что собой представляет мир, создаваемый мифопоэтическим мышлением? В. Н. Топоров называет его космолого-космогонической моделью мира. Космологический аспект отвечает на вопрос: что есть космос? Космогонический аспект – как он возникает? Исследователь отмечает, что мир древнего человека космоподобен, но одновременно присутствует и обратная зависимость: первобытный мир – это мир антропоморфный и социоморфный; В. Н. Топоров квалифицирует его как тождество макрокосма и микрокосма. Происхождение космоса представляет собой борьбу космического упорядочивающего начала с хаотическим деструктивным началом; описание последовательного сотворения мира (сначала то, что было «до начала») – описание хаоса; затем последовательное сотворение элементов мироздания – от космического до человеческого. Представление о мире в первобытных обществах структурировано в пространстве и времени. Пространство и время негомогенны: высшая ценность отождествляется с центром мира, именно он обладает максимумом сакральности, поскольку в нем совершается акт творения. Целостным образом космоса является «мировое дерево». Оно символизирует пространственную и временную структуру мира. В протонауке присутствует особая семантика мира, в значениях знаков которой формируется система бинарных (двоичных) различительных признаков (верх/низ, правое/левое, север/юг, теплое/ холодное, мужское/женское, близкое/далекое, свое/чужое, рождение/гибель и мн. др.), набор которых позволял описывать сложность и разнообразие мира. В языковом творении первобытного человека задействованы и числовые характеристики, связанные с элементарной процедурой счета, но будучи погруженными в сплав практически-ритуальных видов деятельности, они одновременно приобретали и сакрально-мифологический смысл.

Что касается хронологических и географических границ преднауки, то нижняя граница связана с созданием великих цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая – это VI – III тысячелетия до н. э., когда на основе общин нового каменного века, существовавших на берегах великих рек Африки и Азии, возникли более совершенные формы общества, новые центры культуры. Верхняя граница преднауки – это время зарождения греческой науки и философии VII– VI столетий до н. э.

www.rulit.me

протонаучный или преднаучный представлен традициями древнего востока Шумерия Вавилон Египет ~ 4000 до н

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

История лингвистической мысли   5.09

Периодизация истории языкознания.

1. протонаучный или преднаучный, представлен традициями древнего востока (Шумерия, Вавилон, Египет) – 4000 до н.э. – 1500 н.э.

2. языкознание древней Индии – 1500 до н.э. – начало н.э.

3. грамматическая мысль Древней Греции: 2 периода – философский (до 4 века до н.э.) и эллинистический или александрийский (4 век до н.э. – 1 ст. н.э.).

3. древнеримское языкознание (2 до н.э. – 6 н.э.).

4. древнеарабское языкознание (7 – 13 века).

5. Языкознание средневековой Европы (6 – 15 века).

6. Возрождение (15 – 17 века).

7. Языкознание Европы 17-18 веков.  

8. Языкознание 19-20 веков.

Начало понятий о языке на древнем востоке (протонаучный период).

Древнеегипетские боги:

Птах – солнце. Тот – чтение. Сешат – письмо.    19.09

Грамматическая и лингвофилософская проблематика Древней Индии.

Сборники поэтических религиозных гимнов – назывались Веды. 4 типа вед. Ригведы – наиболее известная и древняя книга гимнов (1500 до нэ. Самаведы – книга песен. Яджур-веды – жертвоприношение. Атхарваведы – заклинания.

Язык вед – ведический язык (мертвый).

Обработанный литературный язык называется санскрит (говорят в Индии).  Пракрит – необработанные диалекты индийского.

Веданги – книги, которые создавались для толкования языка вед. Тематически веданки делятся на фонетические, лексические. Нерукта – одна из известнейших лексических и этимологических веданог. Яска – автор Нерукты. Шикша – веданга, рассматривающая фонетику и орфоэпию. Чханда – рассматривает метрику и стихосложение. Вьякарана – грамматика.

Второй известный грамматист древней Индии – Панини – жил до Сашки Македонского. Написал Восьмикнижие – 3996 правил, которые назывались сутрами.

Деванагари – алфавит. Произошло деление звуков на гласные и согласные. Различали краткие и долгие гласные, дифтонги, полугласные. Выделяли слоги. Способы образования согласных (шипящие, аффрикаты). Классификация органов речи. Чередование звуков (нести – носить). Сформировано понятие о частях речи – имя (сущ и прилаг), глагол, предлог, частица. Падеж (7 штук).

2. лингвофилософский аспект.  Бхартрихари написал книгу Вакьяпадия, которая посвящена слову и предложению.

Понимание брахмана (комментарии к ведам) – начало всех начал, в ней нет ничего и одновременно есть всё, оно порождает мир в виде названий. Проходит несколько стадий: 1. Провиденья (когда ещё ничего нет), слово существует вне ничего. 2. Промежуточная или ментальная стадия (слово осуществлено, но ещё не воспринимается людьми). 3. Вайкхари – люди воспринимают слово.

 Языкознание Древней Греции. Античность

До 4 века до н.э. – философский период. После – эллинистический. Греки изобрели алфавит, заимствовали у финикиян -  смысловая нагрузка на согласных. Греки решили писать и гласные. Главный вопрос философского периода – связь между вещами и словами (именами). Есть вещи по природе - Фюзис – природа – фесей; По установление (договоренности) – тесей.        26.09

Платон написал диалог - Кратил и Гермоген. Сократ – судья. Первый утверждает, что названия по природе вещей, второй – по установке, Сократ пытается найти середину. Этимон – истинное имя вещи. Некоторые вещи сами называют себя – ономатопея – звукоподражание. По второму подходу каждый звук производит на нас особое впечатление. Есть нежные звуки (и), резкие (р). Этот подход назвали звукосимволизм. Из него потом появилась психосемантика.  Ещё по одному подходу смежные предметы получают одинаковые названия (ручка у молотка, спинка сиденья, Шампань, аудитория) – метонимия – перенесение имени. Метафора – от природы по похожести (зебра – переход, баранка – руль).  Апельсин – китайской яблоко, спаниель – испанская собака.  

Этот спор переходит в спор об устройстве языка вообще. Александрийский или эллинистический период. Те кто утверждает, что язык устроен по образцам - аналогисты (в Александрии).  Язык аномален – аномалисты (город Пергамент).

5 столетие до н.э. Протогор, делит имена на 3 класса – мужской, женский, вещный. Через сто лет Аристотель ввёл промежуточный род, который позже стал никаким, потом нейтральным или средним. Платон вводит понятие имени и глагола. А Аристотель вводит понятие союза, понял, что у глагола есть время. Стоики знали о прямой форме и падежах; нашли собственные и нарицательные имена, совершенный и несовершенный вид, переходность, залоги (действительный, страдательный и медиальный – действие направлено на что-то, но результат на себя – хозяин строится, воюет, воспитывает детей для себя).

До нас дошла Грамматика (грамма – буква) Дионисия Фракийца 2 до н.э. описывает части речи, имена, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие и союз. Второй учебник, который до нас не дошел Синтаксис Аполлония Дискола и Дионисия Фракийца.

  Грамматическая мысль Древнего Рима. 2 до н.э.

Предпосылки: Накапливается разного рода литература. Состояние латыни – огромное кол-во дуплетов (два слова с одним значением), орфография не упорядочена. Лексика насыщена грецизмами. В обществе наблюдается соц расслоение. Становлению грамм мысли способствовала связь с Грецией.

Споры, которые велись в Греции, перенеслись в Рим. 130-30-е годы до н.э. последние годы республики, до прихода Цезаря. Марк Теренций Варрон – ученый того периода, автор трактата О латинском языке из 25 книг, из которых осталось 6. Было 3 части: лексика (названия), морфология (отличия), синтаксис (мысль в соединении). В лексике – сторонник фесеи – по природе вещей. Но этимологический анализ нужно вести по 3 аспектам – слова обозначающие пространство, тела и действия. Доказывал, что узнать этимологию всех слов установить невозможно, т.к. слова исчезают, меняют свой внешний облик, появляются новые значения слов (лат слово враг раньше означало чужеземец), некоторые слова имеют иноземное происхождение. Выступает на стороне аналогистов. Различал 2 типа словоизменений: природное (падежи) и навязанное (словообразование). Выделял 4 класса слов: 1. Имеют падежные формы и не имеют формы времени. 2. Имеют формы времени и не имеют падежи. 3. Имеют и падеж и время – причастия. 4. Ни падежа, ни времени. Чтобы отстоять точку зрения аналогистов говорит о синтаксическом критерии – связь между словами. Говорил, что названия животных различаются, только если животное имеет для нас значение. Говорит о количественных и вещественных существительных (изменяются или нет по числам).

Также написал О латинской речи, О подобности слов, О пользе языка, О происхождении латинского языка.

Цезаря тоже интересовала эта проблема – Трактат об аналогии.

1 век нашей эры. Тит Лукреций Кар – О природе вещей. Говорил, что язык появился у древних людей из звуков и жестов.

К 350-му году написан труд Доната Грамматические наставления (использовался довольно долго и сыграл роль в том, как писать учебники и терминология). Состояла из 2 частей – меньшие и большие наставления. Вторая часть подробнее объясняет фонетику, письмо, стихосложение и стилистику. Говорит, что 2 части речи – имя и глагол – главные. Отмечает, что римляне не относят к частям речи артикль, а греки – междометия. Имя – часть речи, наделена падежом, обозначает тело или вещь своим собственным образом. Говорил об акциденциях – категориях падежа, лица  и т.д. Акциденция – это качество (собственные и нарицательные), сравнение, род (мужской, женский, средний и общий), число, строение (простые и составные), падеж. Прилагательные от существительных не отличал. Глагол – часть речи, которая наделена лицом, лишена падежа, обозначает действие либо страдание, либо не то, ни другое. Глагол имеет 7 акциденций – залог и вид. Спряжение, число, время, лицо, строение.

Учебник Доната был освящен Иеронимом. В 6-м веке его рекомендовали для изучения в монастырях. Но в 4-м веке Рим распался на 2 части. Константинополь – столица Востока. В 476 году Рим захвачен вандалами и разграблен.     17.10

Присциан – второй учебник после Доната (6 век н.э.). Называется Курс грамматики (18 книг по разделам грамматики). Появляется синтаксис (у Доната не было).

 Европейское языкознание Средневековья 476-1492.

Этот период делится: 5-11 век – темные века Средневековья. Дальше – предвозрождение.  

В первый период ничего особенно не изменилось. Латынь – врата учености. Постепенно она становится мертвым языком, только в учебниках. Единственная грамматика, которая изучается – латыни, отождествляется с логикой. Древнееврейский язык становится мертвым. Греческий становится похожим на современный.  Всеохватывающей наукой является теология.  Западная ветвь читала в оригинале на латыни. Восточное христианство читало в переводе.

 Образование на западе формируется вокруг монастырей.  К 13 веку в Европе возникают универы. 1088 – первый в Болонье. Париж, Тулуза. Неаполь, Толедо, Оксфорд, Кембридж. Изучались 7 вольных искусств: первый цикл тривиум (грамматика, диалектика и логика, риторика) и второй квадрилиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).  

Боэций (480-525) получил образование в Афинах, увлекался Аристотелем. Хотел перевести его на латынь. Поэтому его называют учитель запада.   

Петя Гелийский, Париж, 12 век. Грамматика – искусство и наука. Сколько языков, столько и грамматик.

К 8 веку формируется схоластика. Пыталась логикой доказать бытие божье.  Вопрос об универсалиях. Универсалии первичны – реалисты. Их оппоненты считали, что явления первичны, а потом обобщение – номиналисты. Пьер Абеляр (11-12 век) выступил с идеей, что вещи первичны, а универсалии создали люди. Считался еретиком. Реалисты: Ансельм Кентерберийский, Фомич Аквинский, Росцелин, Роджер Бекон.   

  Проблемы философии языка в патристике.  24.10

Учение отцов церкви. Попутно с церковными решались вопросы языка.

Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный.

Коммуникативная и когнитивная – главные функции языка. Проблема сущности языкового знака – проблема происхождения и множественности языков. Главное отличие чела от животных – словесная разумность или разумная словесность. Чел – существо живое, вещественное, чувствующее и говорящее. У ангелов же общение бессловесное – иллюзорное. Язык предназначен, чтобы открывать другому свои мысли, учить других, сохранить что-то в памяти. В яз акте выделяли говорящего, слушающего и воздушную среду.  

Проблема сотворения мира. Оно не было вербальным.  Разделяли внутреннее и внешнее слово. В те времена читали только вслух. Выделялись этапы рождения речи: 1. Интенция, которая появляется из образа предмета в сознании. 2.извлечение значения. 3. Работа органов речи. 4. Воздушная среда. Признавалась коммуникация животных. Но она другая. \

Христианство разрешает проповедоваться на разных национальных языках.  Язык не рассматривался как нечто священное. При этом он ниже именуемых реалий. Опять возникает проблема имен. Бог дал челу язык, а тот уже давал названия.  

Григорий Нисский выдвинул гипотезу о происхождении языка в связи с прямой походкой чела. У Энгельса есть работа Роль труда в происхождении языка.

Становление письма на родных языках в европейском культурном ареале. Письмо есть только тогда, когда в нем есть нужда. Оно призвано удовлетворять духовные потребности общества. У европейцев письмо следовало за религией. На востоке христианство от греков, а письмо – кириллица. Западное письмо тоже от греков, но от другой школы.  У греков было 24 буквы, а у славян – 44.  На западе нац языки формируются из латыни. Часто слова подписываются на полях на родном языке. До латыни на западе были другие виды письма. Один из первых в Ирландии – 3-5 века н.э. Огамическое письмо – насечки на плоской поверхности. В 5 веке ирландцы приняли христианство и создали письмо на латинской основе. У германцев было распространено руническое письмо – футарк (24 буквы). Скандинавия – младший футарк – 16 букв.  

  Средневековое арабское языкознание.    31.10

Начинает складываться в 7-8 веке н.э. Халифат (наследство).  Наиболее существенным признаком был арабский язык.  Был государственным языком. А ислам (покорный) – гос религия. Коран – чтение. Его нельзя переводить на другие языки. Поэтому завоеватели заставляли завоеванных учить арабский. Отсюда у изучающих возникает рефлексия. Соотношение языка Корана с диалектами арабского языка (большая территория Халифата).  

Арабский принадлежит к семитской языковой семье – очень отличается от европейских. Первые центры изучения – Басра и Куфа. В 9 веке – Багдад.

Один из основоположников из Басры – Халил Аль-Фарахади. 8 век. Автор первого словаря арабского языка – «Кitab al’ Ain”, его ученик Сибавейхи, перс по происхождению. Написал грамматический труд «Книга» (Al Kitab). Представляла собой в законченном виде систему арабской грамматики. Его авторитет был безупречен во всех школах.

14-й век: словарь Аль-Фиразабади, из 60 книг (по другим данным – 100), ни одна из них до нас не дошла. На основании этого словаря Фиризабади составил однотомный словарь «kamus» - океан.

Арабы наибольшее достижение имели в области лексикографии, собрали огромнейший материал, все диалекты рассматривались как единый язык. Глоссарии, фразеологические словари, словари иноязычных слов, переводные словари. Арабские филологи очень гордились лексическим богатством арабского языка (напр для слов «меч», «лев» - 500 синонимов, «верблюд» - 1000). Это объясняется диалектами, образами из поэзии.

Арабские филологи разграничивали звук и букву, очень четко указывали на несоответствие написанного и того, что произносится. Описание звуков базируется на физиологическом принципе.

Огромным авторитетом у арабов пользовался Аристотель, многие его труды были переведены на арабский, и у них они сохранились. Вслед за ним, они выделяют 3 категории речи: глаголы, имена, частицы. Прекрасно понимали структурные свойства корня в словах.

В 11-м веке на верхушку арабского халифата пробиваются этнические тюрки. Махмуд аль-Кашгари, написал в 1072-83 «Диван тюркских языков». В нём собрана лексика, указывается, для какого племени она более характерна. Даны сведения о расселении тюркских племён. Предпринята попытка классификации тюркских языков. Есть сведения по истории языков, грамматических форм, о истории тюрков, этнография, фольклор, поэзия. Представлена карта мира, на которой показано место расселения тюрков. Глубина описания потрясает. Изобрели сопоставительный метод (сопоставление диалектов). Сам «Диван…» имел прикладную цель – обучение населения арабского халифата тюркскому. Сравнивает арабский и тюркский с двумя скакунами, которые равны в беге и никак не могут опередить друг друга. Этот «Диван…» потерялся и был обнаружен только во время раскопок в Турции в начале 20-го века, опубликован в Стамбуле в 1913-15 гг. То, что он потерялся, значит, что он не был востребован в то время.           7.11

 Европейское языкознание 17-18 веков.

Продолжает период Возрождение. Латынь и национальные языки. Составляются многоязычные языки. Первый такой словарь российского путешественника Петра Симона Палласа (Питер, 1786) – Сравнительные словари всех языков и наречий (всего 272). Вторым подобным трудом стал словарь Каталог известных языков и народов – Эрвас-и-Пандуро. Каталог издан в 1804-6 годах вначале на итальянском. Охватывает 300 языков. Третий словарь немецкий – Иоганн Кристоф Аделунг и Иоганн Северин Фатер – Митридат или Всеобщее языкознание. В нем 500 языков. Отче наш на всех языках.  

В 17 веке было доказано, что детей эффективнее учить на родных языках Появляется Грамматика Мелетия Смотрицкого – Граматики славенския правилное сентагма 1619. Потом Иван Ужевич написал грамматику языка, похожего на украинский. Появляется грамматика английского Оллиса – профессор геометрии из Оксфорда. 1635 – литовская грамматика. Ломоносов – Российская грамматика 1775. Словарь Памво Беринды – Лексикон славяноросский и имен толкование. Это церковнославянский словарь, похож на украинский. И Епифания Славинецкого – Лексикон греко-славено-латинский.

Латынь для Москвы была подозрительной – западные идеи.  В Европе в это время возникает философия рационализма, проблема общения ученых между собой. Бекон и Локк рассматривают проблему универсалий, но теперь это – абстрактные – конкретные названия.  Естественные языки имеют недостатки – многозначность слов, омонимы, синонимы – рационалисты считали, что это мешает общению. Нужен однозначный язык для общения ученых. Декарт один из первых предложил идею такого языка. Один способ спряжения, никаких исключений, словоизменений. В 1650 появляется Грамматика общего языка Филиппа Лаббе – упрощенная латынь.

В Москве появляется чел, который предлагает идею единой славянской страны. Этот Юрий Крыжанич предлагает и общий язык. За это его отправили в Тобольск, где он и умер.

Эсперанто (1887 создан польским врачом Заменгоф), Идо, Окциденталь – сегодняшние искусственные языки.

Париж, 1660 два монаха Антуан Арно и Клод  Лансло издали свою грамматику – Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. Исходили из того, что язык выражает мысль, поэтому мысли и язык связаны в своей категории, а раз так, то и грамматика должна быть логичной (рациональной). Поскольку мышление похоже, то грамматика общая. Написана в расчете на все языки, содержит много интересных идей для изучения языков.            5.12

  Становление теоретического языкознания.

К концу 18-19 века появляется первый метод в языкознании – сравнительно-исторический.   Большую роль для европейцев сиграло освоение санскрита – сэр Вильям Джонс, Калькутта. Сравнительный метод позволяет выяснить насколько языки близки между собой и проследить их развитие в течении истории. Пионеры метода: немцы Франц Бопп (начало 19 века).О системе санскритского спряжения…  Позже эта работа расширилась до 3-томного трактата. На основе спряжения глаголов доказывается родственность языков.

Есть – est (латынь)  - ist – is – je 

Сначала группа была названа индогерманской, потом – индоевропейская языковая семья.  Еще были тюркская, тибетско-китайская, кавказская, семидо-хамидская и т.д.

Датчанин Расмус Раск в 1811 издает Учебник исландского или древнесеверного языка. Не имеет диалектного членения, очень мало заимствований. На материале северных языков Раск показал их схожесть.  Потом он включает и южные языки.  Раск говорит, что для доказательства родства языков важна не только грамматика, но и лексика.  Нужно брать базовые слова (числительные, термины родства, растения, животные).    

Раск вводит понятие закона звуковых соответствий – это закономерность, наблюдаемая в языке (звонкий русский согласный в конце слова оглушается).  Закон фонетических соответствий между родственными языками – разные звуки родственных языков могут оказаться исторически общими (река – рiка).   

Яков Гримм – Немецкая грамматика, по сути первая ист-сравнительная грамматика нем языков.

В России Александр Востоков -  1820 Рассуждение о славянском языке.  Совершил переворот в славистике того времени.  Стал почетным академиком во многих странах.               12.12

Выделяется 2 направления.  

Первая – натуралистическая - язык рассматривается сам по себе. Август Шлейхер. Воспринял идея Дарвина. Считал, что язык существует сам по себе – ни от кого не зависит. Выделял доисторический (зарождаются и формируются) и исторический (период упадка и исчезновения) периоды формирования. Сконструировал древний индоевропейский язык. Архетипы – языковые формы, которые больше не существуют.    

Второе связывает язык и человека, и социум. Называют языковедческим психологизмом.

Вильгельм фон Гумбольдт и его взгляды. 1820 выступает с докладом О сравнительном изучении языков в раз периоды их развития. Впервые говорит о языкознании как отдельной науке о языке. С братом Сашкой заложил основы европейского образования.

Начал изучать  язык в двух ипостасях: как некую энергию и как некий продукт деятельности (совокупность всего сказанного и зафиксированного).  

Чтобы понять хоть одно слово человек должен знать весь язык.  Язык – прежде всего инструмент выражения мысли, сознания. Поэтому интеллектуальная и языковая деятельность неразрывно связаны между собой.  Значит, в языке отражаются духовные черты носителя языка.   Разные языки выражают разные мировоззрения.

Психологическую линию подхватывают Александр Потебня, который разработал идею внутренней формы слов (идея номинации - названия).      

samzan.ru

Происхождение науки и преднаука Древнего Востока.

Определяют 5 возможных дат появления науки: 1) наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания; 2) наука появилась в античности, в период с 6 по 4 в. до н. э. (Фалес – 6в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются теоретичность знания, отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами; 3) есть мнение, что зачатки экспериментального метода появились в 12-13 вв. в Оксфордском университете, где работал Роджер Бекон (алхимия): 4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов; 5) при превращении научной деятельности в профессию (с середины 19 в. впервые стала оплачиваться научная деятельность в Германии, Берлинский университет, ректор Вильгельм Гумбодльд).

Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан В. С. Степиным на материале истории естествознания – прежде всего физики – и состоит в следующем. «В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова». В. С. Степин полагает, что этап преднауки завершается тогда и «наука в собственном смысле» начинается с того момента, когда в последней «наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов». Иначе говоря, когда познание «начинает строить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем опосредовании, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики». Похожее можно найти у Хайдеггера (об особенностях появления науки и философии именно в Европе).

Миф → Логос (Протонаука)→ Преднаука → Наука

Преднаука:Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай), т.к. к 10 в. до н.э. там была мощная цивилизация. Для этого этапа харак-на привязка знаний к практич деят-сти. Эти знания нацелены на приложения к практике.

Несмотря на то, что были достигнуты огромные успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:

• оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;

• были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и семейные;

• отсутствовало критическое отношение к знанию;

• оно было не полностью рациональным, т. к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, авторитет которых и определял истинность знаний;

• рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.

Т.о. преднаука- явление длительное и связанное с наработкой эмпирического материала,. Знание имело прикладной хар-р и слабо менялось при передачи из поколения в поколение.

Вся фишка в функциях. Отличный пример – астрономия. Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений. Астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов. Египетская астрономическая терминология оставила следы в астрологии. Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет. Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер. В Вавилоне ни одному наблюдателю не пришла в голову мысль: “А соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению?”. Однако среди астрономов, работавших уже в эллинистическое время, был известен Селевк Халдеянин, который, в частности, отстаивал гелиоцентрическую модель мира Аристарха Самосского.

www.svaslavia.ru

Лекция 2. Философия Древнего Востока

1.Проблема генезиса философии

2.Философия Древней Индии

3.Философия Древнего Китая

1. Проблема генезиса философии

Философия возникает в VII-V вв. до н.э. одновременно в Древней Гре­ции, Древней Индии и Древнем Китае. Феномен возникновения этой формы духовного самоопределения человечества одновременно в трех таких разных регионах вызывал серьезный интерес исследователей. Так, выдающийся не­мецкий философ К.Ясперс называет эту эпоху «осевым временем человече­ства», имея в виду тот факт, что сформировавшиеся в это время духовные основания жизнедеятельности людей определяют ее до сих пор, фундируя своеобразие этих цивилизаций.

Знаменателен и тот факт, что философия формируется не в древнейших цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия), а в относительно молодых. Так, цивилизации Египта и Месопотамии формируются на рубеже V-IV тысячелетий до н.э., а Индии и Китая - на тысячелетие позднее. Глав­ным фактором, замедлившим процесс становления оригинальной философии в Египте, Месопотамии (в особенности, Вавилоне), а также в Иране является стремительное развитие более молодой, но более динамичной эллинской ци­вилизации. Средиземное море, весьма удобное для судоходства, стало про­водником эллинского влияния в регионы, прилегающие к нему, что способ­ствовало подавлению самостоятельно развивающихся духовных образований в цивилизациях более статичных, имеющих более медленный ход развития. Поэтому имеющие серьезные предфилософские образования древнейшие ци­вилизации так и не успели сформировать собственные оригинальные фило­софские школы. Этот же процесс, с другой стороны, способствовал форми­рованию эллинистической культуры, ставшей питательной средой для фор­мирования христианства и становления философских течений, послуживших основой для формирования средневековой философии, в том числе и араб­ской.

Вопрос генезиса философии в историко-философской науке решается неоднозначно. А.Н.Чанышев выделяет мифогенный, рели­гиогенный и гносеогенный подходы к проблеме генезиса философии, причем первые два подхода иногда бывает трудно разделить.

Ярким примером преимущественно религиогенного подхода является концепция Г.Гегеля, который и в мифе видел в первую очередь религиозное содержание. Согласно Гегелю, философия возникает из развитой мифологии (в Античности) и религии (из христианства в Новое время) как средство преодоления противоречия между тем содержанием, тем знанием о мире, которое заключено в религии, и неадекватной формой его выражения – смутным, неясным, погрязшим в частностях представлением. Философия же облекает это знание в форму чистого понятия, соответствующего самой основе мира. Протонаучное знание оказывается лишним в этой борьбе противоречий и потому не учитывается.

Мифогенный подход представлен, например, трудами А.Ф.Лосева, принципиально разделявшего мифологию и религию и считавшего, что философия возникает из безрелигиозного мифа путем дальнейшей абстрактизациии общих представлений, действительно содержащихся в развитой мифологии. Философия оказывается попыткой прочитать зашифрованное в образах мифа знание и перевести его на язык понятий. В рамках такого подхода философия часто мыслится неспособной открыть некое новое знание по сравнению с тем, что уже скрыто содержится в мифе.

Гносеогенный подход полагает основной предпосылкой возникновения философии развитие протонаучного знания, в первую очередь математического и астрономического, для которого характерны высокая степень абстрактности, доказательность, стремление к выявлению объективных законов, а также высокая способность к постановке проблем. Например, теорема Пифагора, согласно которой длина гипотенузы неравнобедренного треугольника не может быть выражена целым числом, долгое время выступала опровержением любых представлений о конечной делимости пространства, не позволяя естествоиспытателям и философам ограничиться наивным атомизмом.

В отечественной традиции сложился мифогенно-гносеогенный подход, в рамках которого базой генезиса философии считается развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Важно, что эти два источника философии полагаются равно необходимыми и друг без друга процесс генезиса философии не порождают. Переходные от мифа к философии формы называют предфилософией (терминология А.Н.Чанышева).

Кроме источников генезиса философии следует говорить и об условиях, сделавших возможными этот процесс. В современной историко-философской науке принято выделять следующие условия возникновения философии:

1. Социально-политические процессы. Например, формирование демократии в греческих полисах порождало активную политическую борьбу, делавшую возможным и даже необходимым не только плюрализм точек зрения, но и потребность в их рациональном обосновании. Напротив, обеспечение стабильности китайского общества требовало создания философско-этических концепций, основанных на принципах жесткой иерархии, субординации.

2. Обобщение практики здравого смысла – в первую очередь в области межличностных и общественных отношений, что выражалось в возникновении авторских, но общезначимых этических и юридических норм. Таковыми были фрагментарные этические высказывания «семи греческих мудрецов», законодательство Ликурга и Солона, первоначальное учение Конфуция.

3. Широкое распространение абстрактного мышления в жизни общества, проявившееся, в частности, в изобретении и распространении монеты как универсальной абстрактной меры стоимости всех вещей.

Подытоживая изложение проблемы генезиса философии, отметим, что, будучи качественно новым духовным образованием, философия ни в коем случае не может быть сведена к источникам и условиям своего возникновения. Это означает также, что в истории философии действуют качественно специфические закономерности, несводимые к закономерностям, действующим в других сферах жизни общества и даже духовной культуры.

studfiles.net

Протонаука, «аристотелевская» и «галилеевская» науки. — КиберПедия

Протонаука зародилась в Древнем Египте и Древней Месопотамии. Древние греки об этом знали. Но начало этого процесса отстояло от них примерно на столько же, на сколько древние греки отстоят от нас. Судите сами: интересующий нас период в истории Древней Греции --- это, грубо говоря, 500 лет до н. э. плюс-минус двести лет, после чего идет уже эпоха эллинизма. А возникновение первого египетского государства и шумерских государств или протогосударств в Месопотамии --- это примерно 3000 лет до н. э. плюс-минус несколько столетий (датировки на моей памяти изменялись в пределах этих плюс-минус, но для нас это несущественно). Примерно тогда же возникла письменность, и, по-видимому, примерно тогда же человечество овладело первыми знаниями, составившими начало протонауки. Значительное развитие первые протонауки --- протоматематика и протоастрономия --- получили вскоре после 2000 года до н. э., и к середине второго тысячелетия до н. э. они уже определенно сложились. Древнегреческие мыслители, писавшие о зарождении науки, знали, что цивилизации Египта и Месопотамии намного древнее греческой и что довольно многочисленные и подчас далеко не простые научные сведения были там известны задолго до того, как они стали достоянием греков, независимо от того, заимствовали ли греки эти сведения на Востоке или приобрели их самостоятельно. Но эти древнегреческие мыслители не умели читать ни египетские иероглифы, ни месопотамскую клинопись, а теперь это умеют, хоть и не всегда свободно. Греки нередко путешествовали в Египет, реже в Месопотамию, но на западном берегу Средиземного моря тогда имелись греческие города, у которых были связи со многими частями Персидской Империи, в том числе и с Вавилоном, так что и из Вавилона до греков тоже кое-что доходило. Кроме того, в греческую эпоху связи между Вавилоном и Египтом были довольно развитыми, так что вавилонская наука могла доходить до греков и через Египет. Но греческий автор мог узнать только то немногое, что ему во время сравнительно непродолжительного пребывания в Египте или Вавилоне мог сообщить переводчик или что рассказывали приезжие из этих стран. Так что хотя за несколько столетий до н. э. египетские и месопотамские архивы находились в куда лучшем состоянии, чем то, что дошло до нас, положение современных историков отчасти лучше, чем древнегреческих. Должно быть, из-за того, что их возможности ознакомления с египетскими и месопотамскими научными сведениями были ограничены, древнегреческие историки науки, насколько известно, не отмечали качественного отличия возникшей у них науки от протонауки Древнего Востока. Т. е. они не осознавали главного достижения своих соотечественников!

 

"Прото" --- это приставка, происходящая от греческого "протос", которое буквально означает "первоначальный", но теперь ее часто употребляют в несколько ином смысле: "проточто-то" означает нечто такое, что предшествует этому чему-то и из чего это что-то развилось, но что в полной мере этим чем-то еще не является. Например, в этом смысле в археологии и истории говорят о протогосударствах.

Учебник стр 420-424

50.

гипотетико-дедуктивная модель научного знания, по которой:

  1. научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс,

2. процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем сравнения с фактами. Неопозитивизм = логический позитивизм = философия языка = третий позитивизм:

3. Научное знание должно быть логично => задачи науки должны решать логически => логика в языке => философия языка.

4. Дж.Эдвард Мур

5. • Призывал к анализу собственных высказываний;

6. • То, что говорится, может быть объяснено даже тогда, когда не понятно, что сказано;

7. • У любого высказывания есть какое-то значение => можем его прояснить;

8. • Пропедевтика – облегченное изложение сложного вопроса;

9. • Все должно быть ясным. Если что-то не можем объяснить словами, то процесс объяснения может быть сведен к чувственным ощущениям.

10. Философия должна объяснять сложности (Рассел).

11. По Муру, учение - это не открытие нового знания, а объяснение существующего.

12. Гедель «Теорема о неполноте»

13. • В каждой теории есть положение, которое не может быть доказано в рамках этой теории. Мы должны составить еще одну метатеорию, в которой эти положения будут доказаны, но в ней будут другие недоказанные положения -> до бесконечности (Математическая теория никогда не будет доказана)

14. Рассел ищет то, что позволяет выбраться из парадоксов теории множеств(Брадобрей бреет тех, кто не умеет бриться сам. А должен ли он брить себя?)Разные формы:

15. 1)Научный вариант проблемы: есть множества и классы, которые являются членами самого себя, а есть классы и множества, которые не являются членом самого себя ( каталог каталогов - член самого себя). А что же делать с предметами, котороые не являются членами самого себя => решение: анализ языка

16. 2)Существуют предложения, которые не имеют значения. Мы должны исключить из рассмотрения (нынешний король Франции лысый – нпе может быть истинно или ложно)

17. (Роза – красная, трава – зеленая, лед – горячий – мы не можем рассматривать эти предложения одновременно, т.к. они разного типа)

18. 3)Если какое-то утверждение осмысленно, то оно может быть сведено к простейшим атомарным высказываниям, которые проверяются на практике (ложь/истина). Опять же деление на науку/метафизику.

19. Наука должна сводится к атомарным высказываниям, а они сводятся к атомарным фактам. Если теорию удается свети к атомарным высказываниям, значит это научная теория (верифицированная). Если нет – метафизика (ошибочная теория). Вингенштейн (ученик Рассела) проверка теории по таблице истинности.

cyberpedia.su


Смотрите также