Происхождение богов древней греции. Происхождение древнегреческих богов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение греческих богов. Происхождение богов древней греции


Происхождение мира и богов (Древняя Греция)

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, лишённый света Хаос. В нём заключался источник жизни. Всё возникло из бесконечного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса родилась и богиня Земли – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. А глубоко под Землёй, в неизмеримой глубине, возник мрачный Тартар – страшная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая, всё оживляющая любовь – Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб и тёмную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и ночь и день стали сменять друг друга.

Благодатная Гея породила Урана – беспредельное голубое Небо. Раскинулось Небо над Землёй, гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землёй рождены Небо, Море и Горы, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жёны благодатную Землю. Шестеро сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Один из сыновей, титан Океан, обтекающий подобно безбрежной реке всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и розовопёрстую Эос – румяную Зарю. От Астрея и Эос произошли все звёзды, сияющие на тёмном ночном небе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый Зефир, несущий дождевые тучи.

Кроме титанов, породила Земля трёх великанов с одним глазом во лбу – циклопов – и трёх громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – гекатонхейров "сторуких", названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их силы ничто не могло устоять, их стихийная силища не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, заключил их в недра богини Земли в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Её давило это страшное бремя, заключённое в её недрах. Призвала она детей своих, титанов, и стала убеждать их восстать против Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Хронос, повелитель всепоглощающего Времени, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь в наказание Хроносу родила целый сонм ужасающих существ: Танатоса – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон, полный мрачных, тяжёлых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне отца своего Хронос.

По материалам книги Н. А. Куна "Легенды и мифы Древней Греции".

tata-sparrow.livejournal.com

Происхождение греческих богов

Статуя Зевса

Статуя Зевса, готовящегося метнуть молнии. Известняк, Кипр, ок. 500 г. до н.э. Кипрский музей, Никосия

В своей поэме «Теогония» («О происхождении богов») Гесиод рассказывает о рождении из Хаоса Геи (земли), Тартара (подземного царства), Эроса (любви), Эреба (мрака) и Ночи. Ночь и Эреб породили Эфир и Демеру (день). Гея сама из себя породила Урана (небо) и вместе с ним сотворила первых божеств: 12 титанов (гиганты с внешностью человека), трех циклопов и трех гекатонхейров (сторуких).

Семейные распри

После того как Уран низверг своего отпрыска в Тартар, Гея убедила одного из титанов, Кроноса, оскопить своего отца и захватить власть. Затем Кронос сочетался браком с Реей, своей сестрой-титанией.

Согласно предсказанию, Кроносу грозила смерть от одного из его детей, поэтому он проглатывал всех младенцев, как только они рождались. Когда родился шестой младенец — Зевс, Рея подменила его камнем, а младенца передала на воспитание нимфам.

Когда Зевс вырос, он бросил вызов титанам и победил их в титаномахии (битве с титанами). Он заставил Кроноса изрыгнуть на свет его братьев и сестер, сбросил Кроноса в Тар-тар и стал царем богов.

Зевс и олимпийские боги

Зевс и олимпийские боги

Двенадцать главных богов греческого пантеона во главе с Зевсом жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции. Их называли олимпийскими богами. Еще один могущественный бог, Аид, брат Зевса, правил подземным царством и жил там.

Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля».

Гера — богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса.

Аполлон — бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето.

Афина — рожденная из головы Зевса, богиня мудрости — воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством.

Гермес — посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель дорог и торговли, защитник путешественников.

Посейдон — властелин океанов. Его страшились как бога, насылавшего землетрясения.

Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня-девственница, покровительствующая охоте и помогающая роженицам.

Арес — бог войны, сын Зевса и Геры.

Афродита — богиня любви, браков и родов, богиня, дарующая земле изобилие, жена Гефеста, вышедшая из морской пены.

Гефест — хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры.

Деметра — богиня плодородия и сельского хозяйства.

Гестия — богиня домашнего очага.

Аид — бог подземного царства.

Богиня мудрости

Парфенон

Парфенон на афинском Акрополе. Великий храм был посвящен богине Афине, в честь которой назван и сам город. Название «Парфенон» происходит от эпитета богини «парфенос», что по-гречески означает «девственная».

Богиня Афина появилась из головы Зевса в полном боевом облачении, с копьем, шитом и гребнеобразным шлемом на голове, а также с эгидой (нагрудником), на которой изображена голова Медузы — чудовища со змеями вместо волос. Афина стала богиней мудрости, в том числе военной стратегии, хитрости и государственного планирования. Она ассоциируется с ткачеством, кораблестроением, ремеслами и военной стратегией. Афина нередко изображалась в виде совы — символа мудрости.

С возникновением нового города в Аттике Афина и Посейдон затеяли спор, кто из них станет богом-покровителем нового полиса. Афина сотворила оливковое дерево, плоды которого давали масло, необходимое для питания, обогрева, изобрела торговлю — и была провозглашена победительницей. В ее честь новый город назвали Афины.

Аполлон и дельфийский оракул

Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона в Дельфах. До распространения культа Аполлона Дельфы были центром почитания Геи и Фемиды (богини правосудия), второй жены Зевса

Дельфийский оракул охранялся Пифоном, женщиной-драконом или змеей. Когда Аполлону было лишь три дня от роду, он убил Пифона, поразив его стрелой из своего лука, после того, как впавший в буйство Пифон стал разрушать окрестности Дельф. Тогда Дельфийский оракул, прежде посвященный Гее и Фемиде, был обращен в прорицалише Аполлона. Чтобы почтить древних богинь, почитавшихся в прошлом,

Аполлон назвал жрицу оракула пифией. Это была девственница, понимавшая слова бога и передававшая их людям, ждавшим от оракула мудрого решения своего вопроса.

Бог вина и веселья

Дионис — бог вина и религиозного экстаза, ему посвятили театр. Сын Зевса и смертной женщины Семелы, он был наречен Дионисом («дважды рожденным»), поскольку Зевс забрал его из утробы матери недоношенным и зашил в свое бедро. Дионис ассоциировался с возрождением через мистерии смерти и любви, а также с плодородием и экстазом (что дословно означает «выходить из себя»), наступающим благодаря расслабляющей силе вина. Поскольку вино нередко подавляет сдерживающие рефлексы, культ Диониса связывался и со свободой от ограничений, что могло приводить к проявлению страстей и безрассудству.

Диониса нередко изображали в окружении сатиров — существ, облик которых наполовину напоминал человеческий, наполовину козлиный. Сатиры предавались веселью и разнузданным оргиям. Женщин, поклонявшихся Дионису, называли менадами или вакханками, в соответствии с его вторым именем — Вакх. Они совершали ритуалы в его честь, облачившись в звериные шкуры и неистово танцуя под аккомпанемент тирсов (жезлов Вакха) и тимпанов (маленьких барабанов).

Богиня охоты

Артемида, сестра-близнец Аполлона, была девственницей, богиней охоты. Она жестоко наказывала всех, посягавших на ее целомудрие. Когда охотник Актеон подсмотрел омовение богини в лесном озере, богиня обратила его в оленя и отдала псам на растерзание. Когда другой охотник, Орион, стал угрожать ей насилием, она наслала на него скорпиона, который умертвил охотника и его собаку. Орион превратился в созвездие, а собака — в звезду Сириус. Юные девы почитали Артемиду в ее храме в Брауроне. Облачившись в медвежьи шкуры, они танцевали. Артемиду также почитали в ритуалах посвящения, совершаемых накануне вступления в брак.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

БОГИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ. Тайны богов и религий

БОГИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Основой духовной, культурной и религиозной жизни Древней Греции был остров Крит. Он расположен в Средиземном море. В III–II тысячелетии до н. э. греческая культура была неотделима от других культур Ближнего Востока. В середине II тысячелетия остров по не очень понятным причинам пришел в упадок. Предполагают, что произошла какая-то катастрофа. Возможно, были и другие причины. Во всяком случае, население острова оказалось бессильным отразить натиск завоевателей — племен с Балканского полуострова. Ахейцы принесли на остров свою культуру и свою религию. Хотя ассимиляция происходила во многом, ее роль была преувеличена как историками, так и поэтами, которые старались не замечать факт завоевания и описывали историю и культуру Древней Греции как единую эпоху владычества легендарного царя Миноса. Минос в истории Греции выступает как царь-бог. Он создал морскую державу и распространил свою власть на острова и полуострова восточного Средиземноморья. Полагают, что его власть распространилась даже на далекую Сицилию.

Мы располагаем письменными источниками только с момента завоевания ахейцев. Дело в том, что система письма критян, существовавшая до этого времени, пока что не разгадана. Ахейский период в истории Греции длился с 1500 по 1100 года до н. э. До этого была эпоха царя Миноса — минойская эпоха. Таким образом, у древних греков было две религии — минойская (до 1500 года до н. э.) и ахейская.

Минойская религия, как и все религии древнего мира, весьма примитивна. Главным был бог Зевс, родоначальник царей, правивший островом Крит: Миноса, Сарпедона и Радаманта. Цари произошли от Зевса и финикийской царевны Европы. За царевной Зевс в облике быка отправился в Финикию, для чего ему пришлось преодолевать бушующее море. Но он с этим справился, и царевна Европа, похищенная Зевсом, целой и невредимой была доставлена на остров Крит. Мифы говорят о том, что священная царская власть и основа государственности произошли от соединения бога-быка и богини-коровы. От этого соединения родился царь. Его царская власть была священной. Но только на девять лет. После этого требовалось подтвердить полномочия царя. Это мог сделать только бог. Второй срок правления царя длился десять лет.

Бык — символ плодородия. От плодородия зависела жизнь в прямом смысле. Поэтому быка изображали везде — на фресках, печатях, рельефах и т. п. В этих картинках просматриваются сцены «корриды». Матадоры на спинах быков и даже на их рогах проделывают различные трюки, в то время как сами быки несутся с бешеной скоростью.

В ритуальном браке Богини-матери выступали не истинные быки, а матадоры. Роль богини-матери исполняли пленительные жрицы. На фресках они изображены с обнаженной грудью, однако в юбках, закрывающих ноги. Отсюда понятна основа мифа о Минотавре. Это был человекобык, который жил в лабиринте и требовал в жертву себе юношей и девушек. Их он съедал. Освободил Афины от этой позорной дани царевич Тесей, который сразил чудовище. Богиня-мать была главным божеством минойского Крита. Это была богиня плодородия. Она повелевала не только всей дикой природой, но и всеми обитателями этого мира. Ее обычно изображали на вершине горы, символизируя ее возвышение над этим миром. Что касается царя, то хотя он и имел божественное происхождение, его изображали внизу, у подножия этой горы, на вершине которой находилась богиня-мать. Мало того, царь изображался распростертым на земле.

Ахейцы обошлись с завоеванными ими эллинами разумно: они не уничтожили культуру и религию. Они практически приняли религию завоеванных. Но многие вещи, хотя и не изменились в формальном плане, были кардинально переосмыслены. Это естественно, поскольку у ахейцев были свои боги, от которых отказываться было «негоже». Причем не всегда эти боги были похожи на греческих богов, то есть нельзя было просто заменить имя бога на другое (греческое) и оставить ему прежние функции. Так, главный ахейский бог Дива не был аналогичен Зевсу. Но он был по своим задачам очень близок к богу-быку доахейской критской религии. Супругой этого бога была богиня плодородия Дивеня. Эти функции в Греции впоследствии были переданы, если можно сказать так о богах, нескольким богиням. На Крите это была великая богиня Бритомартис. Ее звали еще Диктинной. У этой высокопоставленной супружеской пары богов был сын Дионис, бог плодородия и виноградарства. Бог морей не сразу стал Посейдоном. До этого он был Посидао. Была и Посидео — женщина (богиня). Была и богиня Емая. Это аналог бога торговли Гермеса. Был и бог войны Арес, которого еще звали Эниалием. Для нас эти детали не важны. Ясно одно, что при слиянии двух народов сливаются и трансформируются и их боги. При этом полного соответствия тех и других богов нет и быть не может. Так, ахейцы не расстались и с некоторыми своими балканскими богами, аналогов которым у греков не было. Тем не менее эти боги стали впоследствии обитателями Олимпа. Кстати, Олимпом, видимо, была гора Ида на острове Крит. Это та гора, на которой родился и возмужал главный, верховный греческий бог Зевс.

На вершинах гор воздвигались святилища, окруженные стенами. Они спускались к подножиям гор террасами.

Критские боги требовали жертв, и не только животных. Им нужна была жизнь и кровь людей, особенно детей. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Так, в столице царя Миноса Кноссе было раскопано целое специальное помещение-зал. Оно было заставлено множеством больших сосудов! Внутри этих сосудов археологи обнаружили части детских скелетов. На некоторых костях принесенных в жертву детей видны ритуальные зарубки. Можно с уверенностью сказать, что на Крите процветал экстатический культ Зевса Критского. Проводили в жизнь этот культ юные воины-куреты. Они в бронзовых доспехах совершали ритуальные обряды и приносили в жертву своему кумиру детей. Богиня-мать (богиня плодородия) не была столь кровожадной. Она не требовала жизней детей. Она удовлетворялась змеями и голубями, которых ей приносили в жертву.

Ахейцы ассимилировались с греками и впоследствии осуществили экспансию на большие территории. Они сами стали называть себя эллинами. Этруски, а затем и римляне называли их греками. Эллинская культура формировалась под влиянием культур тех народов, которых греки завоевали. Одним из таких народов были пеласги на Балканах. Их представления о богах были на более высоком уровне. У них существовали святилища и оракулы (предсказатели).

Финикийцы также оказали огромное влияние на формирование эллинской культуры. В конце II тысячелетия до н. э. они занимали огромные территории. Это и средиземноморские побережья Африки и Испании, и острова и полуострова, на которых проживали греки. Греческий алфавит имеет финикийское происхождение. На религию и культуру эллинов оказали влияние и другие народы, с которыми они соприкасались материально или духовно. Но рассматривать этот вопрос более подробно не входит в нашу задачу. Мы же очень кратко опишем греческих богов и их функции.

Итак, главной среди богов была Великая богиня-мать. Но затем это место занял Отец Богов. Вначале им был Посейдон. Затем его заменил на этом посту Зевс. Посейдон остался богом, но его епархия ограничивалась морем. Сам же бог Зевс обладал силой, которая превышала совокупную силу всех остальных богов. Гомер это выразил в такой форме: если все боги схватятся за золотую цепь, спущенную Зевсом с неба, то они не смогут стянуть Зевса на землю; но Зевс при этом сможет поднять одним разом всех богов на небо, а вместе с богами и всю Землю.

Деметра — сестра Посейдона и Зевса. Это Мать-Земля, великая владычица природы. У Деметры была дочь Персефона — богиня растительности, которая ежедневно умирала и воскресала. Супруга Зевса Гера была покровительницей суровых обрядов перехода из юношеского возраста во взрослый. Такие обряды были у многих народов. Они назывались инициациями. Испытания, которые должны были пройти юноши для того, чтобы стать взрослыми мужчинами, отражены в подвигах Геракла. Само имя Геракл означает «Прославляющий Геру». Геракл был сыном Зевса, но его матерью была не жена Зевса Гера, а ее земная соперница. Поэтому Гера преследовала Геракла.

Артемида — богиня смерти. Это суровая охотница и воительница. Ее образ перекликается с образом древней Владычицы зверей. Ее почитали на Дунае, в Малой Азии, а также в евразийских степях. Священным животным Владычицы считалась медведица. Богине смерти Артемиде противостоит покровительница жизни и мирного труда Афина. Она была пряхой. Она находилась у истоков создания культурного земледелия, приручения диких животных, ремесел и освоения мореплавания. Неудивительно, что она была защитницей полиса. Поэтому ее изображали с копьем и в боевом шлеме.

У богини смерти Артемиды был брат — близнец Аполлон. Это был очень жестокий бог. Его жестокость проявлялась на каждом шагу. Свидетельств этому множество. Так, например, он содрал кожу со своего соперника в музыке. И это случилось уже тогда, когда Аполлон преобразился. Ведь вначале он был надменным и успешно пользовался луком. Так, он победил чудовище — дракона. Но затем стал покровителем искусств. Можно сказать, что он сменил свой лук на лиру. Но его жестокость не сменилась милосердием и сочувствием.

У Аполлона был соперник, антипод, — бог Дионис. Мать Диониса погубила ревнивая Гера. Будущий бог оказался недоношенным. Но Зевс позаботился о сыне. Он сам доносил Диониса, а затем отдал его на воспитание нимфам. Дионис воспитывался где-то на Востоке. Но когда он возмужал, то отправился в странствие по миру. Он добрался даже до Индии. Его законная сфера в реальной жизни — виноделие. То, что он вернулся на родину, символизирует развитие виноградарства и виноделия.

Что касается Гермеса, то он состоял на посылках у Зевса. Его почитают как покровителя торговли. Любопытно, что его считали также покровителем воров. Были у этого бога и другие функции. Он считался проводником душ в царство мертвых. Бог Гефест в свой ранний период был также причастен к царству мертвых. Но потом он стал покровителем ремесел. Гефест был сыном Зевса и Геры. Он родился на Олимпе. Но у Геры новорожденный сын вызвал отвращение (он родился хромоногим и чумазым), и она сбросила его в море. Морские нимфы спасли младенца и воспитали его. Став взрослым, Гефест овладел ремеслом кузнеца и вернулся на Олимп. Цель у него была самая мирная — он намеревался честно обслуживать обитателей Олимпа — в хорошем кузнеце нуждались и там, тем более что почти все боги использовали холодное оружие. Гефест многое испытал, прежде чем устроилась его божеская жизнь, Зато он был награжден самой пленительной из жен. Ею была покровительница чувственной любви и очарования богиня Афродита. Все боги происходили от Зевса. Все, кроме Афродиты. Она не была дочерью Зевса. Родителем ее был бог неба Уран. Его семя попало в морскую воду, и из нее родилась Афродита. Ученые не сомневаются, что Афродита — более древняя богиня, чем другие боги Олимпа, и что родиной ее является Восток. На Олимпе обитал и еще один бог, малоизвестный нам Арес. Он был воплощением бессмысленной жестокости, которая противостояла гуманности. Можно не сомневаться, что этот бог Олимпа был раньше кровожадным божеством войны.

Подземное царство, мир мертвых, находилось в ведении бога Аида. Вначале все сферы влияния были поделены между богами так: Зевс владел небом, Посейдон — землей, а Аид (что означает Безвидный) — подземным царством. Но Зевс победил Посейдона и изгнал его с земли. Его сферой влияния остались только воды, дающие жизнь. Аид остался при своих интересах, он безраздельно правил подземным царством. Это царство выглядит так. Его девять раз опоясывает река Стикс. Она сливается с рекой плача Коцитом. Река Коцит вливается в Лету (реку забвения). Тот, кто уходил в мир иной, переправлялся через реку Стикс на лодке. Лодкой управлял лодочник Харон. За перевозки лодочнику надо было платить. Поэтому при погребении покойнику вкладывали в рот монету. Дом самого Аида в подземном царстве окружен железными воротами, которые закрывались на большой замок. Поэтому Аида изображают с большим ключом. Аид отвечает за охрану душ умерших. Поэтому он завел сторожевого пса Цербера с тремя головами и туловищем, которое покрыто змеями. У Аида была супруга — дочь Деметры Персефона, которую он похитил. Она была богиней зерна и поэтому была свободной от своих основных обязанностей только три месяца в году — зимой, когда все замирало.

Полная команда олимпийских богов сформировалась окончательно к VI–V векам до н. э.

Представления о богах у греков были весьма примитивными, хотя в это время (время Будды и Зороастры) уже развивались весьма глубокие системы творения мира и управления им. Что касается представления греков о происхождении (творении) Вселенной, то они почти полностью формировались под влиянием учений Востока. Создание мира богами воспринимается как преодоление хаоса и неподвижности. Вначале был Хаос. После этого зародилась Земля (Гея), «широкогрудая». Затем зародились глубочайшие недра Земли (Тартар). После этого появилось Вожделение, Желание (Эрос). Порождениями бога Эроса явились Ночь (Никта) и Мрак (Эреб). От Ночи и Мрака произошли Эфир и День. Земля (Гея) породила Небо. Такая космогония изложена древнегреческим поэтом Гесподом в поэме «Теология». Геспод жил и творил спустя сто пятьдесят лет после Гомера. Гомер также описывал творение мира. Но его система более примитивная. Оба поэта не были оракулами. Они просто руководствовались доступными им источниками. Источники эти были связаны с Востоком. Долгое время считали, что в представлениях греков о сотворении мира ведущую роль играли представления, развитые в египетской, ассирийско-вавилонской и ханаанской цивилизациях. Но новые сведения о хурритской мифологии (Малая Азия) доказывают однозначно, что все (или почти все) произошло отсюда. Именно отсюда берут свое начало представления греков о сотворении мира. Геспод обычную для Востока космогоническую схему наполняет именами эллинских и индоевропейских богов. Эту схему восприняли в Элладе и в Риме. Можно сказать, что она стала классической. Хотя были и другие схемы образования мира. Одну из таких схем изложил Эпименид в 500 году до н. э. По этой схеме началом всего были Воздух и Ночь. От их брака родились Тартар и два бога. Эти два бога породили мировое яйцо. В этой книге вы еще встретите упоминание о мировом яйце, из которого все произошло. Оно было у индоариев. Кстати, у эллинов был миф о Леде. К ней явился Зевс в образе лебедя. После сближения Зевса с Ледой Леда снесла два яйца. Из этих яиц вылупились прекрасная Елена — царица Спарты, а также братья — близнецы Диоскуры.

Представляет интерес жизнь жрецов в Древней Греции. Особой касты жрецов не было, как например, в Египте и у иудеев. Греки считали, что угодных людей должны выбирать себе сами боги. Поэтому на должности жрецов люди избирались по жребию. В исходе жеребьевки проявлялась воля богов. Но это не единственное новшество. Любопытно, что жрецы содержали себя сами. Они жили на пожертвования частных лиц. Кроме того, им разрешалось брать плату за то, что они брали на сохранность в их доме различные государственные и частные сокровища. Им разрешалось питаться мясом жертвенных животных. Шкуры, рога и копыта реализовали также жрецы. Поэтому жрецы не были бедными. Самыми богатыми из них были те, кто служил в общеэллинских святилищах. Там доходы были больше.

Единых правил поведения жрецов в личной жизни не было. В одних храмах жрецам предписывалось соблюдать девственность, а в других от них требовали, чтобы они были обязательно женатыми или замужними. Дело в том, что жрецы ведали почитанием богов и богинь. В каждом храме был один или несколько служителей культа. Существовали и другие ограничения поведения жрецов. Например, в Мегаре в храме Посейдона жрецам запрещалось употреблять в пищу определенные виды рыб. В храме Афины Городской запрещалось есть свежий сыр. Все это не сильно отравляло жизнь жрецов и жриц. Они были, как правило, богаты, к ним относились с почетом и часто награждали золотыми венками и дорогими подарками.

Храмы эллинов были богатыми. В них хранились огромные сокровища. Их надо было охранять как от своих налетчиков, так и от варваров из далеких стран. Для коллективной защиты святилищ с сокровищами эллины образовали священный союз эллинских городов. Он назывался амфиктионией. Такие союзы возникали вокруг всех прославленных храмов.

Надо отдать должное грекам за их высокий патриотизм. Погибших за родину не забывали. Их называли героями. Подчеркиваем, что героями считали только тех, кто отдал жизнь за отечество. На местах захоронения героев им приносили жертвы. Греки почитали не только своих героев, но и чужаков, деятельность которых могла служить образцом для сограждан. Так, чужак Тесей был введен в ранг греческих героев. Греки видели в нем основателя морского могущества Афин. Поскольку на местах захоронения героев (их называли героонами) приносили жертвы, то они приобретали особое значение для полисов. Герои выступали в роли защитников данного населенного пункта — полиса. На этих местах проводили моления. Каждому герою приносили жертву по его вкусу. Гераклу приносили кровавые жертвы, поскольку он был воинственным. Распространителю земледелия Тлентолю приносили в качестве жертвы выпечку. Следуя этому правилу, чужак скиф герой Токсарис получал в жертву каждый год прекрасного коня. Одним героям приносили в жертву быков, другим — баранов и т. д.

Каждый год к местам сражений и массовых захоронений защитников родины устраивались шествия. Величественные процессии возглавляло высшее должностное лицо полиса. Картина была впечатляющей. Ночью, при свете факелов двигалась процессия людей, одетых в пурпурные одеяния. Поток людей обходил могилы павших за свободу отечества. В знак признательности и благодарности они обмывали погребальные плиты, обливали их благовониями и осыпали жертвенной мукой. На погребальные плиты совершали возлияния вином. Кроме того, кубок с вином обходил всех участников процессии. При этом, делая глоток, каждый говорил: «Я пью за людей, павших за Элладу». В качестве жертвы закалывали черных быков и молились Зевсу и Гермесу Подземному.

Современные Олимпийские игры никто не относит к религиозным мероприятиям. А зарождались они в Древней Греции именно как проявление служения богам. В Греции проводились разные массовые игры как регионального, так и общегреческого масштаба. Олимпийские игры были общегреческими. Их проводили каждые четыре года. Первые Олимпийские игры были погребальными. Они проводились в честь героя Пелота. Курган — место захоронения героя — находился у слияния рек Алфей и Кладей. Полуостров Пелопоннес назван по имени героя Пелонса. На первых Олимпийских погребальных играх присутствовал сам Геракл. Он победил во всех спортивных состязаниях. Дата проведения этих игр неизвестна. Историки располагают информацией об Олимпийских играх, которые проходили в 776 году до н. э. От этой даты древние греки (эллины) вели свое летоисчисление. Как известно, на время проведения Олимпийских игр прекращались всякие конфликты и войны. Все дороги, ведущие в Олимпию, охранялись самим Зевсом.

Олимпийские игры были священнодействием. Спортивные состязания считались неотъемлемой частью священной церемонии. Зевсу, Гере, другим богам и богиням приносились достойные их жертвы. Тот, кто победил в Олимпийских играх, считался отмеченным богом. Ему вручали венок из священной оливы, которая росла на участке храма. Победитель-олимпиец у себя на родине пользовался почестями, предназначенными для богов. Кроме Олимпийских в Древней Греции проводились и другие общенациональные игры. Наиболее значимыми после Олимпийских были игры в Дельфах, у подножья горы Парнас. Эти игры посвящались Аполлону. Поскольку Аполлон был покровителем различных искусств, то на играх большое внимание придавалось соревнованиям в этой области. Но программа игр была по тематике такой же, как и на Олимпийских играх. Считалось, что игры в Дельфах учреждал сам Аполлон. Соревновались поэты, музыканты, ораторы, актеры-мимы. Спортивная часть игр сопровождалась музыкой оркестра. На стене одного из зданий в Дельфах до сих пор сохранилась запись музыкального отрывка, выполненная нотными знаками.

На Коринфском перешейке (старое название Истм) устраивались игры в честь Посейдона. В этих местах Посейдон был самым главным богом еще до того, как Зевс занял это место. Победителей игр награждали венками из сосновых веток. В Немейской долине игры посвящались Зевсу. Они были основаны семью героями, которые участвовали в походе против Фив.

О мистериях мы уже говорили. Проводились они и в Древней Греции. Это не были общенациональные праздники. Это были действа для избранных, для посвященных. Их целью было ознакомление определенного круга лиц с тайными знаниями, по крайней мере, с определенными из них. На этих праздниках совершались обряды, которые были доступны только посвященным. Мистерии проходили в разных городах Греции, но наиболее известными, авторитетными были мистерии, которые проходили в Афинах, а также на острове Самофракия.

Мистерии, которые проводились под Афинами в Элевсине один раз в два года, посвящались тайне потустороннего мира. Это была подготовка тех, кто в них участвовал (мистов) к переходу из этого мира в мир иной. Город Элевсин был выбран для проведения мистерий не случайно. На этом месте когда-то давно дочь Деметры богиня Кора вместе с Афиной и Артемидой собирала цветы. Когда богиня Кора сорвала Крокус, перед нею разверзлась земля. Через образовавшуюся трещину бог подземного царства Аид унес богиню в преисподнюю. Богиня стала супругой Аида. Деметра искала пропавшую дочь. О пропаже переживала вся природа: реки иссякли, поля перестали родить. Людям грозила голодная смерть. Богиня Деметра наконец узнала, где находится ее дочь. Она потребовала, чтобы Аид вернул ее. Но было поздно. К этому времени Кора потеряла свое бессмертие, поскольку съела запретный плод (гранатовое яблоко) в подземном саду. Окончательно вопрос решился на совете богов: Кора, будучи супругой Аида, должна одну треть года проводить в подземном царстве со своим супругом. Остальное время она должна проводить на земле. Пока Кора находится на земле, земля цветет и плодоносит. С ее уходом в подземный мир природа впадает в спячку.

На этом сюжете цветения и спячки, жизни и смерти и построены элевсинские мистерии. Они практически по неизменному сценарию проводились в течение тысячелетий. Впервые мистерии начали проводиться в XVII веке до н. э. Спустя тысячу лет мистериями стали руководить афиняне. Вообще в мистериях участвовали два города не случайно, Афины символизировали собой жизнь, а Элевсин — смерть.

Все начиналось с того, что все будущие участники мистерии, которые впервые принимали в ней участие (неофиты), собирались в городе жизни Афинах. Кто мог попасть в число неофитов? Кто владел греческим языком и не был запятнан преступлениями. Кроме того, он должен был успешно пройти Малые посвящения, которые проводились за год до Великих посвящений. Когда команда претендентов была сформирована, из Элевсина в Афины жрецы проводили статую Диониса. Это была главная святыня мистерий. В пригороде Афин Фалероне проводился первый обряд посвящения. Он назывался «К морю, мисты». Обряд состоял в том, что каждый мист брал с собой поросенка и вместе с ним омывался в море. После этого в Афинах мист приносил своего поросенка в жертву. Это была кровавая жертва. Неофит этой кровью символически искупал свои грехи.

После этого первого обряда шествие продолжалось. Во главе его был Дионисий (его статуя) и два самых главных жреца. Путь процессии лежал в Элевсин. Они шли «священной дорогой» от города жизни (Афин) к городу смерти — Элевсину. На границе этих городов участники совершали особые ритуалы, символизировавшие переход границы между жизнью и смертью. На такой границе находился мост через реку Кефис. При переходе этого моста всех мистов, которые были одеты в черное, ритуально проклинали. Это означало, что их ритуально умертвляли. После этого мисты попадали в царство Крокуса. Это был мифический бог-цветок. Тот, из-за которого Кора потеряла жизнь. Мистов символически связывали («убивали»). Им на правую руку и на левую ногу надевали повязки шафранного цвета. Это цвет крокуса. После этого надо было преодолеть еще один рубеж. Это были Болота — Реты. Они рассматривались как среда первотворения. В нее мисты входили как в преддверие потустороннего мира. Так они достигали конечной цели — Элевсина, будучи ритуально и мифически «мертвыми». Но это не значит, что мытарства неофитов на этом заканчивались. Самое трудное, самое страшное было впереди. Идея состояла в том, чтобы каждый из них реально, а не ритуально, испытал животный страх, пережил сильный стресс. Только так он мог заглянуть в бездну загробного мира. Эти стрессовые действа совершались в городе Телестерионе. После того как мисты пережили животные страхи в обстановке мрака и устрашающих криков, они вдруг начинали видеть чистый приятный ровный свет и слышать музыку. Здесь важен контраст, который символизировал собой переход мистов от смерти к жизни. Возрожденные мисты облачались в белые одежды. В состоянии стресса мистам являлся божественный символ.

Ритуал Великих посвящений, который следовал через год после Малых посвящений, мог продолжиться спустя год. Пережив новые стрессы, мисты, желающие быть принятыми в высшую ступень посвящения, становились «узревшими невыразимое». Перед ними представал божественный смысл, сорванный богиней Корой цветок.

Вся описанная процедура Великого посвящения длилась семь дней. После этого «возрожденные» возвращались в город жизни Афины. Проходя через мост Кефис, они подвергались ритуальным насмешкам. Это надо было воспринимать как возвращение к новой жизни.

В древнейших мистериях Диониса, которые проводились в Дельфах, принимали участие жрицы-безумные (менады). Им отводилась главная роль. Они доводили себя до исступления и совершали жертвоприношения обожествленного животного, потом поглощали его плоть и кровь. Это означало возрождение бога, «священный брак». Символом торжества жизни была змея. Поэтому жрицы под одеждами носили живых змей. Может быть, поэтому их называли безумными.

Со временем сценарий изменился. Мисты перестали пить кровь жертвенных животных. Но суть мистерий осталась прежней — через стресс заглянуть в потусторонний мир. Мистерии перестали проводиться только в 396 году н. э., когда святилище в Элевсине было разграблено вестготами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

Происхождение древнегреческих богов — Язычество

Сталкиваясь с описаниями богов Древней Греции в древних письменных источниках, многие удивляются и не вполне понимают их образы, функции и происхождение. А все потому, что тогдашний пантеон богов совсем не похож на современного бога. Происхождение древнегреческих богов описано во многих легендах и мифах. Остановимся подробнее на наиболее распространенном взгляде на появление богов и всего мира.

Религия древних греков зародилась и возникла около двух тысяч лет до нашей эры. В самом начале мироздания существовал лишь Хаос – вечный, безграничный и темный. И Хаос содержал в себе все необходимое для создания бессмертных богов и мира людей. И вот из Хаоса появилась богиня земли – Гея. И широко по Хаосу раскинула она свою твердь, стала расти и свое могущество направила на создание новой жизни. И зародилась на земле жизнь в разных ее формах и проявлениях. А в самых недрах Земли-Геи, на огромном, недостижимом расстоянии зародился Тартар – огромная по размерам бездна, наполненная вечной тьмой.

Из того же Хаоса – всерождающего и огромного – родилась любовь, которая все оживляет, родился Эрос. И вместе Эрос и Гея начали создавать мир. А тем временем все тот же Хаос породил Эреб – вечный мрак, а также Нюкту – ночь темную, вместе Нюкта и Эреб породили вечный и яркий свет Эфир, а также день светлый – Гемера. И стали теперь они сменять друг друга, появились ночь и день с их попеременной властью. И начали рождаться боги остальные, а первым на свет явился Зевс – отец всех богов и людей. Он родился от титанов, которых породила земля-Гея. Породил Зевс Миноса и других греческих божеств.

Стали боги жить на Олимпе – высокой горе, к которой не добраться простому человеку. И особенностью богов древнегреческих являлась их схожесть с людьми, так как они не были бессмертны и всемогущи, над ними, как и над людьми, была во власти судьба. А помимо Олимпа, который являлся местом обитания для большинства богов, все они имели также свою «родину» — гору, пещеру или иную конкретную местность. К ней приходили люди, чтобы поклониться и почтить своего бога, и на них же впоследствии стали возводить храмы в честь богов олимпийских. Так, родиной Зевса считалась гора на Крите, Аполлон и Артемида родились на Делосе.

Следует отметить, что большинство богов греческого пантеона развивались и появлялись в контексте общей индоевропейской системы религиозных взглядов и верований. Так что можно найти многие параллели в названиях и схожесть в функциях богов разных стран и народов. Но позже каждая из мифологий пошла своим путем развития. Так, греческая мифология зависела от политического состояния страны. Вместе с завоеванием соседних народов, к пантеону уже существующих богов Греции добавлялись новые – чужестранные боги. Помимо этого, эпос и сказания, легенды о различных, иногда вполне существующих, героях откладывались в памяти народа. Это нередко приводило к тому, что героев обожествляли, возводили в божественный ранг, пополняя, таким образом, пантеон все новыми представителями.

pagandom.ru