Принципат в древнем риме. Принципат в Древнем Риме — это что такое? - Полезная информация для всех - советы и рекомендации от belmathematics.by
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государственный строй Рима в период ранней империи (принципата). Принципат в древнем риме


Принципат в Древнем Риме - это что такое?

Принципат в Древнем Риме – это особый период в истории его ранней империи, который длился с 1 века до н. э. до 3 века н. э. Власть правителя в данную эпоху соединяла в себе черты монархии и республики. Глава государства именовался принцепсом, т. е. первым среди равных. Таким образом, подчеркивалась демократичность его власти. Он также считался народным трибуном, соединяя таким образом в своем лице несколько функций и полномочий.

Начало оформления

Принципат в Древнем Риме – это особая форма правления, основы которой заложил еще Юлий Цезарь. Однако окончательное создание данного государственного строя относится ко времени царствования его преемника Октавиана Августа. Еще в 1 веке до н. э. республиканские учреждения перестали удовлетворять потребностям сильно возросшей державы. Пока существовал город-полис, органы народовластия могли эффективно осуществлять контроль и управление, однако, когда стал формироваться империя, эти учреждения уже не справлялись со своими задачами. Принципат в Древнем Риме – это переходный период между республикой и самодержавной монархией. Дело в том, что Цезарь не решился сразу ликвидировать старые республиканские учреждения и создал им замену в виде системы управления, которая сохраняла черты старой администрации, но в то же время способствовала усилению власти единоличного правителя.

принципат в древнем риме это

Черты республики

При новом строе сохранились черты старого режима. Например, по-прежнему созывались народные собрания. Под данным понятием в науке обозначается сход всех совершеннолетних граждан для решения наиболее важных политических вопросов. В эпоху старой республики в городе собирались несколько видов таких собраний: цензовые, аристократические и всеобщие, без каких-либо ограничений. Принципат в Древнем Риме – это этап, который сохранил это важнейшие учреждение, однако в данный период они потеряли свое значение. Более того, в них наблюдалась коррупция, подкупы и даже насилие над членами советов.

принципат и доминат в древнем риме [

Статус сената

Данный важнейший орган управления также сохранился, однако отныне его полномочия были ограниченными. Функция его членов сводилась лишь к тому, чтобы одобрять законы, которые исходили от главы государства. Таким образом, совершенно иначе стал выглядеть Древний Рим. Период принципата почти полностью изменил его политический облик, несмотря на видимое сохранение старых порядков. Теперь сенат был всего лишь собранием представителей древних патрицианских родов во главе с самим императором, который назывался первым среди них. При Диоклетиане данный орган управления был превращен в городской совет, а при Константине был создан второй сенат в новой столице, который был уравнен в правах со старым. Таким образом, один из важнейших символов старой республики окончательно потерял свое лидирующее значение.

 древний рим период принципата

Реформы Августа

Государственный строй принципата в Древнем Риме начал изменяться на рубеже 1 века до н. э. – 1 века н. э. Именно при этом правителе сенат превратился из законосовещательного органа в законодательное учреждение. Дело в том, что новый император всячески демонстрировал свою приверженность старому режиму для того, чтобы сохранить свое влияние в народе и укрепить свой статус. Право законодательной инициативы осталось за магистратами. Сенат сохранил судебные функции, хотя на самом деле вся основная власть в данной сфере сохранилась за императором. Таким образом, постепенно из республики в империю превращался Древний Рим. Ранняя империя (принципат был ее первым этапом) все-таки сохранила видимость старых демократических порядков.

 государственный строй принципата в древнем риме

Новый орган

Правитель фактически сам распоряжался всеми сферами управления, хотя на словах всячески подчеркивал сохранение значимости сената. Однако о том, насколько данный орган управления потерял свою значимость, свидетельствует тот факт, что при Августе образовался новый совещательный орган – совет принцепса. В его функции входила подготовка различных проектов, которые впоследствии вносились на рассмотрение в сенат с пометкой об одобрении плана императором, что фактически означало необходимость его одобрения. В этот совет сходили избранные сенаторы, консулы и представители магистратов. В 13 году н. э. структура органа претерпела некоторые изменения в сторону усиления монархической власти, так как некоторые его члены получили статус пожизненных советников правителя, а постановления получили силу закона.

Изменения состава сената

Государственный строй Древнего Рима в период принципата претерпел существенные изменения в сторону увеличения полномочий императора. Август решил сократить число сенаторов, количество которых сильно возрос со время правления его предшественников. В 29 году н. э. он получил должность цензора и удалил из этого важнейшего органа управления около 200 человек. Это не могло не подорвать позиций сената, тем более ослабленного после того, как его полномочия были урезаны. Император через некоторое время сократил количество квесторов для того, чтобы предотвратить дальнейшее пополнение сената.

периоды принципата и домината в древнем риме

Другие перемены

Помимо перечисленных мер, Август повысил имущественный ценз для получения должности сенатора. Также он изменил систему кворума. Отныне для каждого типа заседаний устанавливалось определенное количество участников, а за отсутствие вводились высокие штрафы. Также он пытался улучшить посещаемость заседаний сената, однако ему так и не удалось достичь своей цели. Но, пожалуй, самой главной переменой стало то, что в результате упразднения должности цензоров статус сенаторов становился пожизненным. Это привело к тому, что его состав перестал меняться и обновляться, что способствовало подрыву его влияния в римском обществе и способствовало усилению власти императора. Последний запретил им покидать страну, что также ограничивало их деятельность. Итак, при Августе влияние сената на внешнюю политику, управление и финансовую сферу существенно ослабло.

древний рим ранняя империя принципат

Усиление власти императора

Для эпохи принципата в Древнем Риме характерно постепенное укрепление позиций верховного правителя. Он завел собственную казну и с тех пор свободно ею распоряжался без участия сената. Кроме того, сенаторы лишились своего былого участия в формировании армии. Например, в начале 1 века н. э. в провинциях находилось всего по одному легиону регулярной армии, в то время как Октавиан мог вмешиваться в назначение командующих и их наместников. Принципат и доминат в Древнем Риме – это два этапа в истории империи данного государства. Для обоих этапов характерно постепенное усиление монархической власти. Изменению подвергся порядок избрания магистратов. Поначалу правитель просто назначал на данные должности своих сторонников, а неугодных ему лиц смещал. Затем он стал выдвигать кандидатуры лиц, а народ их одобрял. Кончилось же все тем, что император стал просто назначать магистратов, что подорвало самоуправление. Впрочем, был сохранены плебисциты – голосования по законопроектам.

государственный строй древнего рима в период принципата

Власть Августа

Поначалу он стремился сосредоточить в своих руках наиболее важные должности и полномочия. Так, он присвоил себе высшую власть в провинциях (должность империй), а также достаточно широкие полномочия в столице (титул трибуна). Август был первым, кто соединил в своем лице эти две должности, так как наиболее сильные правители до него пользовались исключительно диктаторскими полномочиями. Периоды принципата и домината в Древнем Риме – это два важнейших этапа становления империи. Поначалу правитель стал единоличным правителем провинций. Также он занимал важнейшую в государстве должность консула, переизбираясь каждый год. Сенат сам освободил правителя от судебного контроля. Август пользовался всеми полномочиями народного трибуна, что дало ему право вносить законопроекты и налагать вето на принятые раннее решения. Еще одно важное нововведение, свидетельствующее об усилении императорской власти – это предоставление права осужденным обращаться за помилованием исключительно к императору, а не к народным собраниям, что было раньше.

Проблема престолонаследия

Отрицательной стороной нового статуса императора был вопрос о назначении преемника. Поскольку в период принципата правитель не был единоличным носителем верховной власти, он не мог назначить себе преемника. Этот вопрос с особенной остротой уже встал при Октавиане, который никак не мог определиться с преемником. Поначалу основным кандидатом был его племянник и зять Марцелл. Однако тот умер, и после кончины Августа власть перешла к пасынку, императору Тиберию.

для эпохи принципата в древнем риме характерно

Переход принципата в доминат

Постепенно власть императора усилилась настолько, что он сенат окончательно утратил оставшиеся полномочия. Принципат сформировался при Диоклетиане. Отныне император сам издавал законы, назначал чиновников и других должностных лиц. Однако пережитки принципата сохранялись: старые учреждения какое-то время продолжали функционировать. В первую очередь это касается магистратур, которые, впрочем, отныне превратились лишь в почетные титулы и перестали играть роль в политической жизни римского общества. Однако здесь следует отметить, что, несмотря на установление почти неограниченной власти императора, порядок престолонаследия так и не утвердился до конца. Проблем престолонаследия сохранялась по-прежнему. Итак, принципат в истории Древнего Рима – это важнейший этап перехода от старой республики к империи. Это переход был осуществлен сравнительно безболезненно во многом благодаря умелой политике Октавиана, который в течение всего своего правления сумел сохранить республиканские традиции и при этом усилить свою власть.

fb.ru

это... Основные черты принципата и домината

Наследием одного из самых могущественных государств в мире — Римской империи — мы пользуемся и поныне. Систему европейских ценностей, юридических прав невозможно осмыслить без знания основ и принципов государственного управления Древнего Рима. Именно поэтому политическое наследие империи до сих пор изучается на юридических факультетах. Одно из важных понятий, которое пришло к нам из римского прошлого, это принципат.

принципат это

Значение слова

Возникновение древнеримского государства приписывают гению Октавиана Августа. Именно он выстроил новые политические отношения на базе архаичных взаимодействий власти и общества. Именно благодаря Августу появился принципат. Определение это можно объяснить как "власть принципса". Кем же были принцписы Древнего Рима? Рассмотрим этот вопрос.

По сути, принципат – это нечто среднее между вождем и монархом. Старинные права и свободы триб еще было кому защитить – полисные структуры, основанные на принципах архаичной демократии, все еще существовали. Октавиану на заре своего владычества приходилось считаться с наследием полиса, хотя время республиканских традиций к началу новой эры почти ушло. К середине I века н. э. уже произошло смещение политического акцента от выборной власти к императорскому абсолютизму – римская держава стала более бюрократической по сути и менее «римской» по духу.

принципат определение

Власть принципсов

Как политическая система принципат – это минимальное количество чиновников и сравнительно сильная централизация. В наследие от времен Республики Риму досталась парадоксальная, на современный взгляд, бюрократическая система, состоящая из чиновников-рабов. Каждый невольник принадлежал тому или иному римлянину, занимавшему государственный пост. Чем богаче был господин, тем больше рабов он мог выделить для выполнения своих собственных государственных повинностей. Парадоксально, но принципат – это та эпоха, где рабы могли достичь самых высот реальной власти в Древнем Риме и править империей наравне со своими хозяевами. На местных уровнях управление осуществлялось советом декурионов, для которых эта власть была почетной сама по себе, и которые не получали за службу никаких средств из Рима. По сути, империя управлялась достаточно эффективно, затрачивая при этом минимальные ресурсы на финансирование системы.различия принципата и домината

Возникновение домината

Последующие властители с успехом правили по системе Октавиана, усиливая монархическое начало, но не упраздняя до конца традиции полисов. Эпоха принципата закончилась в ІІІ веке, когда империю возглавил Септимий Север. Во время его правления был разработан и стал внедряться в политическую жизнь принцип полного господства монарха. Такая система правления получила название домината.

Характерные черты принципата и домината

Чем же отличаются эти два вида политического устройства, разделенные одним веком? При принципате сохраняется видимость республиканской формы правления: есть выборные органы власти, собирается сенат. Но фактически принципат – это почти монархия. Все выборные назначения по факту контролируются принципсом. Верховный правитель одновременно осуществляет функции жреца, верховного судьи, главнокомандующего, трибуна.

Полномочия народных собраний были существенно ограничены. Собирались они редко, а их решения могли быть аннулированы принципсом в любое время. Но тем не менее и сенат, и народные собрания, и магистраты все еще существовали, хотя их роль была практически декоративной. Правило управления «что решил принципс – становится законом» получает повсеместное подтверждение.

характерные черты принципата и домината

Правление Септимуса Севера расставило все на свои места. Именно в ІІІ веке н. э. различия принципата и домината проявились особенно ярко. Народные собрания распускаются и навсегда уходят из политической жизни империи. Полномочия органов местного самоуправления существенно урезали. Управлением государством занимается несколько ведомств, которые управляются сановниками. Роль рабов уменьшается, и аристократы всерьез занимаются чиновничьей работой. Чиновники стали напрямую финансироваться из казны, и теперь они имеют право на пенсию.

Значение доминаты для европейской истории

Система домината оказалась настолько эффективной, что сохранила свое значение и после разделения империи на западную и восточную ее части. Поначалу такое разделение позиционировалось как чисто управленческая процедура, помогающая руководить обеими частями государства одинаково эффективно – и из Рима, и из Константинополя. Но после границы стали более серьезными, и огромное государство распалось на две части, все более отделяясь друг от друга и в методах политического управления, и в религиозной и светской жизни.

Домината как политическая форма управления нашла свое продолжение в период становления в западной Европе монархических государств. Ее основы легли в базу построения абсолютных монархий европейского образца.

fb.ru

Принципат в Древнем Риме – государственный и общественный строй

Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Укрепление римского государства

Рис. 1. Укрепление римского государства.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Государственный строй принципата

Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.

Август Октавиан

Рис. 2. Август Октавиан.

Термин «принципат» в переводе означает «первый среди равных», и это во многом определяет сущность этой формы правления, которая подчеркивала демократичность власти принцепса – главы государства. Принципат стал ранним периодом в истории Римской империи.

При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:

  • Созыв народных собраний (аристократических, цензовых, всеобщих).
  • Заседание сената.
  • Избрание консулов, народных трибунов, преторов.
  • Работа магистратур.

Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.

Заседание сената

Рис. 3. Заседание сената.

В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:

  • В роли трибуна он отменял неугодные ему действия любого органа власти, он мог арестовывать граждан или миловать виновных по собственному усмотрению.
  • Как цензор он занимался формированием сената.
  • В качестве консула он определял политический курс государства.
  • Будучи диктатором, он управлял провинциями, командовал армией.

Помимо утверждения монархической власти, Октавиану удалось ввести в государстве так называемый «культ императора». В период его правления и после его кончины обществу всячески навязывалось поклонение личности, признание императоров богами на земле. «Культ императора» стал неотъемлемой чертой принципата.

Что мы узнали?

При изучении темы «Принципат» мы узнали, в каком состоянии пребывало Римское государство в III-I веках до н.э. и в каких переменах оно нуждалось. Мы выяснили, что означает термин «принципат», и какие формы правления он в себе сочетал.

Тест по теме

obrazovaka.ru

ПРИНЦИПАТ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ЭТО - Принципат и доминат

Принципат обеспечил Римской империи в 1-2 веках н. э. «Августов», или «римский мир» — два столетия невиданной в древнем мире политической и социальной стабильности. Принципат Августа, Н.А. Машкин. Римская империя. Некоторые были и остались в истории тиранами, злодеями, извращенцами, достаточно назвать имена Тиберия и Калигулы, Нерона и Домициана, Каракаллы и Гелиогабала. Принципат — это исторически самый важный период в жизни Римской империи, так сказать, классическая эпоха империи.

Принципат — в Древнем Риме специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. ПРИНЦИПАТ — Назв. первого периода римской империи, служившего переходом от республики к монархии. Август и его преемники сосредоточили в своих руках высшую военную, гражданскую и жреческую власть. Если раньше они фактически были подконтрольны римской правящей олигархии (нобилитету), то теперь — принцепсу и его ближайшим приближенным.

Нередко принципат называют «республиканской монархией». Август усилил государственный аппарат, создав постоянную армию, полицию и бюрократию. Армия состояла из пограничных легионов с приданными им вспомогательными частями и дислоцированной в самом Риме преторианской гвардией. Государственная бюрократия комплектовалась императорскими рабами, вольноотпущенниками и откомандированными из легионов воинами.

Смотреть что такое «Принципат» в других словарях:

Полномочия высших администраторов были краткосрочны, а сами они не имели специальной подготовки, а нередко и опыта руководящей работы в своей области управления. Античный город (греческий полис, италийский муниципий) со своими собственными властями, законами и порядками был основой ранней империи, оплотом полисных (республиканских) традиций.

Режим принципата позволил консолидировать властные элиты в центре и на местах, достичь баланса их интересов и расширить тем самым социальную базу государственной власти. Не быть придирой — чтобы других не сердить и самим не позориться. Первый из них, называемый принципатом, насчитывает 250 лет: его начало связано с императором Августом, основателем империи, и заканчивается временем правления Александра Севера.

Историкам легче всего разобраться с принципатом, первым, так сказать, классическим периодом истории Римской империи. Римским государством правили тогда, пожалуй, самые известные потомкам, и нам с вами в том числе, государи. Большинство из них были выдающимися личностями, яркими индивидуальностями, причем отнюдь не только в положительном отношении.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ Развитие рабовладельческих отношений в Римском Средиземноморье. Эпоха ранней Империи (принципат)

Таковыми были, по единодушному мнению и древних, и всех современных историков, императоры Август, Веспасиан, Тит, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий. Ну и, наконец, третий период, самый длительный, но наименее римский. Сравнительно немного таких сомнений вызывает период принципата, насчитывающий двадцать восемь императоров.

В римском государстве правили четыре великие династии: Юлиев-Клавдиев, Флавиев, Антонинов и, наконец, Северов (сирийская). Эпоха домината, промежуток между 235 и 476 гг. Эти почти два с половиной века отчетливо подразделяются на три периода.

От полного краха империя была спасена благодаря реформам умного и энергичного императора Диоклетиана, пришедшего к власти в 284 г., и его последователям. Так начался новый этап в истории Римской империи — доминат, в котором цезарь уже является не принцепсом — первым среди равных, но господином (лат. dominus — господин).

Расквартированные в Риме и самых крупных городах империи воинские части несли полицейскую службу. Римская империя — важнейшая эпоха в истории Древнего Рима, когда он достиг наибольшего расцвета во всех сферах. Август ввел в него аристократию из италийских муниципиев и колоний.

Еще интересное:

labudnu.ru

Принципат в Древнем Риме — это что такое? - Полезная информация для всех

Принципат в Древнем Риме – это особый период в истории его ранней империи, который длился с 1 века до н. э. до 3 века н. э. Власть правителя в данную эпоху соединяла в себе черты монархии и республики. Глава государства именовался принцепсом, т. е. первым среди равных. Таким образом, подчеркивалась демократичность его власти. Он также считался народным трибуном, соединяя таким образом в своем лице несколько функций и полномочий.

Начало оформления

Принципат в Древнем Риме – это особая форма правления, основы которой заложил еще Юлий Цезарь. Однако окончательное создание данного государственного строя относится ко времени царствования его преемника Октавиана Августа. Еще в 1 веке до н. э. республиканские учреждения перестали удовлетворять потребностям сильно возросшей державы. Пока существовал город-полис, органы народовластия могли эффективно осуществлять контроль и управление, однако, когда стал формироваться империя, эти учреждения уже не справлялись со своими задачами. Принципат в Древнем Риме – это переходный период между республикой и самодержавной монархией. Дело в том, что Цезарь не решился сразу ликвидировать старые республиканские учреждения и создал им замену в виде системы управления, которая сохраняла черты старой администрации, но в то же время способствовала усилению власти единоличного правителя.

Черты республики

При новом строе сохранились черты старого режима. Например, по-прежнему созывались народные собрания. Под данным понятием в науке обозначается сход всех совершеннолетних граждан для решения наиболее важных политических вопросов. В эпоху старой республики в городе собирались несколько видов таких собраний: цензовые, аристократические и всеобщие, без каких-либо ограничений. Принципат в Древнем Риме – это этап, который сохранил это важнейшие учреждение, однако в данный период они потеряли свое значение. Более того, в них наблюдалась коррупция, подкупы и даже насилие над членами советов.

загрузка...

Статус сената

Данный важнейший орган управления также сохранился, однако отныне его полномочия были ограниченными. Функция его членов сводилась лишь к тому, чтобы одобрять законы, которые исходили от главы государства. Таким образом, совершенно иначе стал выглядеть Древний Рим. Период принципата почти полностью изменил его политический облик, несмотря на видимое сохранение старых порядков. Теперь сенат был всего лишь собранием представителей древних патрицианских родов во главе с самим императором, который назывался первым среди них. При Диоклетиане данный орган управления был превращен в городской совет, а при Константине был создан второй сенат в новой столице, который был уравнен в правах со старым. Таким образом, один из важнейших символов старой республики окончательно потерял свое лидирующее значение.

Реформы Августа

Государственный строй принципата в Древнем Риме начал изменяться на рубеже 1 века до н. э. – 1 века н. э. Именно при этом правителе сенат превратился из законосовещательного органа в законодательное учреждение. Дело в том, что новый император всячески демонстрировал свою приверженность старому режиму для того, чтобы сохранить свое влияние в народе и укрепить свой статус. Право законодательной инициативы осталось за магистратами. Сенат сохранил судебные функции, хотя на самом деле вся основная власть в данной сфере сохранилась за императором. Таким образом, постепенно из республики в империю превращался Древний Рим. Ранняя империя (принципат был ее первым этапом) все-таки сохранила видимость старых демократических порядков.

Новый орган

Правитель фактически сам распоряжался всеми сферами управления, хотя на словах всячески подчеркивал сохранение значимости сената. Однако о том, насколько данный орган управления потерял свою значимость, свидетельствует тот факт, что при Августе образовался новый совещательный орган – совет принцепса. В его функции входила подготовка различных проектов, которые впоследствии вносились на рассмотрение в сенат с пометкой об одобрении плана императором, что фактически означало необходимость его одобрения. В этот совет сходили избранные сенаторы, консулы и представители магистратов. В 13 году н. э. структура органа претерпела некоторые изменения в сторону усиления монархической власти, так как некоторые его члены получили статус пожизненных советников правителя, а постановления получили силу закона.

Изменения состава сената

Государственный строй Древнего Рима в период принципата претерпел существенные изменения в сторону увеличения полномочий императора. Август решил сократить число сенаторов, количество которых сильно возрос со время правления его предшественников. В 29 году н. э. он получил должность цензора и удалил из этого важнейшего органа управления около 200 человек. Это не могло не подорвать позиций сената, тем более ослабленного после того, как его полномочия были урезаны. Император через некоторое время сократил количество квесторов для того, чтобы предотвратить дальнейшее пополнение сената.

Другие перемены

Помимо перечисленных мер, Август повысил имущественный ценз для получения должности сенатора. Также он изменил систему кворума. Отныне для каждого типа заседаний устанавливалось определенное количество участников, а за отсутствие вводились высокие штрафы. Также он пытался улучшить посещаемость заседаний сената, однако ему так и не удалось достичь своей цели. Но, пожалуй, самой главной переменой стало то, что в результате упразднения должности цензоров статус сенаторов становился пожизненным. Это привело к тому, что его состав перестал меняться и обновляться, что способствовало подрыву его влияния в римском обществе и способствовало усилению власти императора. Последний запретил им покидать страну, что также ограничивало их деятельность. Итак, при Августе влияние сената на внешнюю политику, управление и финансовую сферу существенно ослабло.

Усиление власти императора

Для эпохи принципата в Древнем Риме характерно постепенное укрепление позиций верховного правителя. Он завел собственную казну и с тех пор свободно ею распоряжался без участия сената. Кроме того, сенаторы лишились своего былого участия в формировании армии. Например, в начале 1 века н. э. в провинциях находилось всего по одному легиону регулярной армии, в то время как Октавиан мог вмешиваться в назначение командующих и их наместников. Принципат и доминат в Древнем Риме – это два этапа в истории империи данного государства. Для обоих этапов характерно постепенное усиление монархической власти. Изменению подвергся порядок избрания магистратов. Поначалу правитель просто назначал на данные должности своих сторонников, а неугодных ему лиц смещал. Затем он стал выдвигать кандидатуры лиц, а народ их одобрял. Кончилось же все тем, что император стал просто назначать магистратов, что подорвало самоуправление. Впрочем, был сохранены плебисциты – голосования по законопроектам.

Власть Августа

Поначалу он стремился сосредоточить в своих руках наиболее важные должности и полномочия. Так, он присвоил себе высшую власть в провинциях (должность империй), а также достаточно широкие полномочия в столице (титул трибуна). Август был первым, кто соединил в своем лице эти две должности, так как наиболее сильные правители до него пользовались исключительно диктаторскими полномочиями. Периоды принципата и домината в Древнем Риме – это два важнейших этапа становления империи. Поначалу правитель стал единоличным правителем провинций. Также он занимал важнейшую в государстве должность консула, переизбираясь каждый год. Сенат сам освободил правителя от судебного контроля. Август пользовался всеми полномочиями народного трибуна, что дало ему право вносить законопроекты и налагать вето на принятые раннее решения. Еще одно важное нововведение, свидетельствующее об усилении императорской власти – это предоставление права осужденным обращаться за помилованием исключительно к императору, а не к народным собраниям, что было раньше.

Проблема престолонаследия

Отрицательной стороной нового статуса императора был вопрос о назначении преемника. Поскольку в период принципата правитель не был единоличным носителем верховной власти, он не мог назначить себе преемника. Этот вопрос с особенной остротой уже встал при Октавиане, который никак не мог определиться с преемником. Поначалу основным кандидатом был его племянник и зять Марцелл. Однако тот умер, и после кончины Августа власть перешла к пасынку, императору Тиберию.

Переход принципата в доминат

Постепенно власть императора усилилась настолько, что он сенат окончательно утратил оставшиеся полномочия. Принципат сформировался при Диоклетиане. Отныне император сам издавал законы, назначал чиновников и других должностных лиц. Однако пережитки принципата сохранялись: старые учреждения какое-то время продолжали функционировать. В первую очередь это касается магистратур, которые, впрочем, отныне превратились лишь в почетные титулы и перестали играть роль в политической жизни римского общества. Однако здесь следует отметить, что, несмотря на установление почти неограниченной власти императора, порядок престолонаследия так и не утвердился до конца. Проблем престолонаследия сохранялась по-прежнему. Итак, принципат в истории Древнего Рима – это важнейший этап перехода от старой республики к империи. Это переход был осуществлен сравнительно безболезненно во многом благодаря умелой политике Октавиана, который в течение всего своего правления сумел сохранить республиканские традиции и при этом усилить свою власть.

 

belmathematics.by

Государственный строй Рима в период ранней империи (принципата)

Определим особенности государственного строя Рима в период ранней империи (принципата).

Период империи принято делить на два этапа: раннюю империю (I – III века н. э.) и позднюю империю (IV-V века н. э.).

Период ранней империи называют «принципатом», так как в литературе императоров данного периода использовалось слово PRINCEPS (во времена республики указанным термином обозначали «первоприсутствующих» в сенате).

В это время императоры ещё не идентифицировали себя в качестве монархов. Императоры именовали себя только «первыми гражданами», которые имеют наибольший авторитет и высшие полномочия.

Император воспринимался всё ещё республиканским магистратом, но пожизненным и обладающим особой высшей и неограниченной властью. Императора чаще всего называют «Принцепсом», реже – «Августом» и «Императором». Со временем титул императора приобретает постоянный характер.

После смерти императора сенат давал заключение о характере и значении его деяний.

Если деяния признавались недостойными, то сенат отменял законы и распоряжения данного императора. Помимо этого, он предписывал обречь на забвение умершего императора, что предполагал вычеркивание его имени из системы государственных документов.

Если правление и деяния умершего характеризовались как положительные, то сенат имел возможность специальным постановлением объявить его «божественным». Например, подобным образом поступили в отношении Октавиана Августа.

Во времена принципата значимым признаком монархической власти являлся её переход по наследству. Однако, в Риме отсутствовал закон, который бы регламентировал порядок престолонаследия. Существовало как бы молчаливое признание права императора на передачу власти по наследству.

Согласно устоям государственного строя Рима юридически и формально нового императора выбирал сенат. Фактически же император сам указывал своего преемника в завещании.

В период принципата императорский престол фактически полностью оказывается в руках армии. Первый император Веспасиан (69-79 годы н. э) из династии Флавиев был выдвинут легионами, которые располагались в Сирии и Иудее.

В остальных случаях императоров выдвигала на престол преторианская гвардия. Она представляла собой привилегированную воинскую часть, своеобразную гвардию римских императоров. Ряд императоров в результате дворцовых интриг были насильственно свергнуты с престола и убиты преторианцами.

При Октавиане Августе (27 год до н. э.  – 14 год н. э.) в политике Рима заметную роль играли родственники и друзья. Эти приближённые к императору люди представляли собой императорский совет, которые обсуждали вопросы, возбуждавшиеся перед ними императором.

Во времена принципата в государственном управлении возрастающее значение получает императорская канцелярия. В её состав входили свободные люди и вольноотпущенники. Императорская канцелярия имела нескольких отделений. Одно из них ведало официальной перепиской императора, другое отделение оформляло ответы на прошения, третье – получало справки для решения судебных дел, четвертое – составляло и редактировало речи императора.

При принципате с юридической точки зрения сенат считался законодательным органом, так как императорские указы вносились в сенат для получения силы закона. Однако обычно сенатские постановления принимались по инициативе императора.

На обсуждение в сенат попадали лишь те вопросы, которые уже рассмотрели в императорском совете. Отсутствовали случая, когда сенат отклонил подобный проект. Это неудивительно, поскольку сенаторы назначались и снимались с должности императором. Как правило, законопроекты принимались единогласно.

Август определ для сенаторов большой имущественный ценз. Со временем правомочия сената все более сокращаются. Его решения вытесняют императорские указы, которые имели силу закона. Помимо этого, император имел возможность наложить VETO на решения сената. При Августе и последующих принцепсах за сенатом все ещё закреплялись отдельные финансовые, управленческие, административные и судебные функции.

В период принципата отмечалось также ослабление магистратуры. В данной ситуации Август замкнул на себе полномочия важнейших республиканских должностей (цензора, народного трибуна и т.д).

В соответствии с основами государственного строя Рима во времена империи особым сенатским постановлением император приобрел звание верховного понтифика.

Заметную роль в управлении государством выполняли так называемые «префекты».

В период республики последний консул, который оставлял столицу, назначал градоправителя (городского префекта). Префектов перестали назначать после появления в 367 году до нашей эры должности городского претора.

В период принципата префектов назначают уже на постоянной основе. Впоследствии вообще всех должностных лиц стали титуловать префектами.

В самом Риме префект заведовал полицией. Также он имел судебную власть и выступал в качестве апелляционной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись на территорию города и его округу радиусом 150 км.

Со времен Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора, в результате чего их называют «префектами претория». В качестве наиболее известных префектов претория можно назвать таких выдающихся юристов как Папиниан, Павел и Ульпиан.

Со времен императора Коммода (180-192 гг. н. э.), префекты претория выполняют не только административные, но и судебные функции. Они отправляют правосудие от имени принцепса в качестве апелляционной инстанции.

Императорская власть уделяла огромное внимание провинциальному управлению. В провинциях искоренялись грабежи и пиратство, проводились дороги, которые имели большое военное и торговое значение.

В период республики провинциями руководили «проконсулы». Ими являлись бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, для того, чтобы они имели возможность выполнить государственное поручение.

Впоследствии термин проконсул прилагался наместнику провинции, в которой он вершил правосудие. Данную юрисдикцию проконсул мог делегировать помощнику либо заместителю, который действовал в звании «легата».

Начальников провинций, которых считали наместниками императора, называли «презесами». Они наделялись судебными функциями по гражданским и уголовным делам. Решение презеса по ним было окончательным. Также он осуществлял командование войском.

Вся римская территория подразделялась на две половины: императорскую и сенатскую. Однако указанные части были не одинаковы по своему значению и роли.

Сенатские провинции были спокойными и замиренными провинциями, в которых отсутствовали римские войска. Так как характеристика «замиренные» было синонимом «разграбленные», то доходы от этих провинций были крайне малыми. Сенатские провинции являлись бедными областями.

Выделяли два вида казны – сенатскую и императорскую. Сенатская казна постепенно истощалась, а императорская казна напротив обильно пополнялась и процветала.

Таким образом, принципат представлял собой монархию, которая маскировалась республиканскими формами.

lecu.ru

Принципат — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Основная статья: Римская империя

Содержание (план)

Принципат — форма государственной власти в Древнем Риме в период ранней Римской империи (27 г. до н. э. — 284 г. н. э.).

Принципат по-прежнему сохранял республиканские институты и традиции — собира­лись комиции, избирались магистраты, регулярно собирался на заседания сенат, но фактически глав­ную политическую роль в нём играл принцепс, зани­мавший особое положение в государственной систе­ме. В руках императора-принцепса соединялись мно­гие республиканские должности: Октавиан обладал властью народного трибуна, избирался консулом, цензором, одновременно занимал и другие должности. Ему было дано почётное имя Август, что означает «возвеличенный богами». Фактически в Риме устанавливалась единоличная императорская власть.

Государственный строй

Несмотря на то, что республиканские учреждения сохраняются в первые века существования империи, государственный строй Рима в это время претерпевает значительные изменения: магистраты превращаются в муниципальных должностных лиц, сенат теряет своё значение, комиции больше не собираются — им на смену при­ходят новые органы управления. Складывается развитой аппарат чиновников, разделённых на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. Во главе государства стоит император, власть которого постепенно усиливается. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Императоры принципата

Среди императоров I—II вв. были крупные государственные дея­тели и полководцы: Веспасиан Флавий (69-79 гг.), Марк Ульпий Траян (98-117 гг.), Марк Аврелий (161-180 гг.).

Многие императоры, опасаясь противодействия сената и загово­ров со стороны сенаторов, периодически устраивали расправы над наиболее видными представителями знати, творили произвол. Императоры Калигула, Нерон, Домициан, правившие в I в. н. э., вошли в историю Римской им­перии как кровавые деспоты и тираны.

На этой странице материал по темам:
  • Древний рим гос устройство коротко

  • Что такое принципы и принципаты

  • Принципат конспект кратко

  • Римская империя краткое содержание основные даты

  • Географическое положение древнего рима древнего рима

wikiwhat.ru