Прикладное искусство древней индии. Прикладное искусство древней Индии: ювелирное дело, ювелирные изделия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Индии. Феодальный период. Прикладное искусство. Прикладное искусство древней индии


Декор интерьера. Прикладное искусство Индии — Журнал по дизайну и культуре

Танцующий Шива. Бронза, литье, чеканка. XIX век.

Танцующий Шива. Бронза, литье, чеканка. XIX век.

Создание художественно оформленных предметов быта и декора интерьера — один из древнейших видов искусства в Индии. Его воздействие приносит человеку эстетическую радость, облагораживает вкус. Прикладное искусство издавна пользовалось любовью народа. Орудия труда, предметы домашнего обихода, воинского снаряжения и религиозного культа богато и изобретательно украшались. Их производителями были многочисленные касты ремесленников.

Художественное оформление рукописных книг стало особенно искусным в XVI — XVII веках. Оно требовало тонкого мастерства каллиграфов, художников-миниатюристов, позолотчиков и декораторов — переплетчиков. Каждая рукопись — итог творчества десятков умельцев. Такие книги собирались в дворцовых библиотеках, доступ к которым имел лишь ограниченный круг лиц. Для изготовления художественных изделий использовались:

  • дерево и ореховая скорлупа
  • глина
  • металлы
  • поделочный камень (например, мрамор)
  • жемчуг, кораллы, раковины
  • кость (в особенности, слоновая), рог, черепаховый щит
  • хлопок, шерсть, козий пух
  • растительное волокно, шелк
  • кожаи т.д.

Иными словами, можно сказать, что находило себе применение практически все, что могла дать богатая индийская природа. Красители тканей (в частности, индиго) славились долговечностью и красотой оттенков на весь мир, а знаменитая индийская булатная сталь не имела себе равных. В колониальную эпоху некоторые виды художественных ремесел исчезли и были возрождены лишь после обретения страной независимости в 1947 г.

В древней и средневековой Индии было широко распространено художественное прядение и ткачество. Наиболее часто для декорирования интерьера изготовлялись вышивки, набойки, ковры, а также различные ткани. Индия, первой в мире начала культивировать хлопок. Тончайшие ткани из него ценились еще в древнем Вавилоне и Риме. Им давали образные названия: сотканный воздух, струящаяся вода, вечерняя роса, так как становились почти невидимыми в воде или на росистой траве. Ткани украшали вышивкой, росписью, набивкой узоров (оттиск рисунков резными деревянными штампами) и другими способами. Применение штампов вручную и размещение деталей рисунка на глаз создавало живописную игру цвета и линий, что делало каждую вещь подлинно художественной, лишенной сухости машинного трафарета. Иногда, на полотнищах покрывал или занавесей изображались сцены свадебного поезда с невестой, едущей в повозке на быках, в сопровождении музыкантов и других участников празднества. Все фигуры выглядели изящно и гибко, позы и жесты передавались точно и выразительно.

Индия. Образец текстильного орнамента.

Индия. Образец текстильного орнамента.

В XIX веке распространилась слава о тонких шерстяных шалях Кашмира. Нити для них прялись из козьего пуха и при помощи маленьких челночков переплетались с нитями основы, натянутыми на вертикальных станках. Для каждого цвета бралась отдельная уточная нить и свой челночок. Самые сложные многофигурные сцены передавались с мастерством, которому мог бы позавидовать живописец. Кашмирские шали были так тонки, что продевались сквозь перстень. Сюжетные мотивы, часто воспевали радость влюбленных среди ликующей природы, который был также одним из популярных в древнеиндийской литературе, фольклоре и живописи. И по сей день, в Индии сохранилось производство золотых (парчовых) тканей, которыми издавна славился Банарес.

Орнаменты шерстяных шалей Кашмира. Музей Искусства народов Востока. Москва.

Орнаменты шерстяных шалей Кашмира. Музей Искусства народов Востока. Москва.

Популярной техникой декорирования интерьера во многих районах Индии было и остается ремесло резчика по дереву, техника художественной резьбы. Ввиду особой прочности и красоты фактуры, используется красное, розовое и черное дерево, палисандр, ароматный сандал. Деревянную мебель часто инкрустируют слоновой костью и перламутром, а также латунной проволочкой. Применяются и накладные украшения из металла. В Кашмире процветает производство ширм с изящной ажурной резьбой, рельефами. Резьбой украшают столики из черного дерева, изготовляемые на юге страны. В инкрустации костью невысоких многоугольных столиков, всевозможной формы ларцов, шкатулок и ящичков, геометрические и стилизованные растительные орнаменты удачно сочетаются с фигурами животных и людей, с элементами пейзажа. Особенно распространено изображение слона, широко почитаемого обитателя джунглей. Нередко можно увидеть героя индийской мифологии бога грозы и бури Индра, мчащегося на белом слоне, символизирующем грозовое облако, или бога Солнца, пересекающего небосвод в колеснице на золотистых конях. Символичны также птицы, рыбы и пресмыкающиеся, а также деревья и цветы. Из животных особенно почитались корова, обезьяна Хануман, из пресмыкающихся кобра (один из атрибутов бога Шивы), из птиц лебедь, павлин, из цветов лотос (символ чистоты).

Ганеша (индийский бог Изобилия с головой слона). Бронза. Современная скульптура.

Ганеша (индийский бог Изобилия с головой слона). Бронза. Современная скульптура.

Традиционным видом искусства в Индии являются лаковые изделия. Ими славится Кашмир. Подносы, чаши делают из бумаги, муслина и гипса с клеем, расписывают яркими красками и покрывают тонким слоем прозрачного лака. Для большего эффекта фон иногда наносят золотом или оловянной станиолью (фольгой) с клеем. Акварельные росписи очень нарядны и красочны. Они напоминают кашмирскую весну с цветущими розами, нарциссами, жасмином. Иногда изображаются целые сцены, как, например, игра в поло. Существует и другая лаковая техника нирмал. В зависимости от добавок, лак бывает черного, красного или коричневого цвета. Он накладывается на деревянное изделие и полируется до блеска. Затем, делается роспись красками минерального и растительного происхождения. Изящна и оригинальна роспись золотистым красителем по черному, как сажа, блестящему лаковому фону. Процесс приготовления золотой краски сложен, если не сказать уникален. Безошибочно найденная контрастность цветовых сочетаний, а также технические особенности росписей требуют большого мастерства, точности и выразительности кисти. В итоге получается на редкость своеобразный декор.

В производстве художественных изделий часто применяется металл. Разнообразны древние технические приемы его декора: насечка золотом и серебром, резьба и гравировка, чеканка, инкрустация, украшение самоцветами, позолота, бронзировка и шлифовка. Интересен черный сплав, украшенный серебром в технике бидри. Гравируется рисунок, и в углубления молоточком вбивают серебряную проволочку или пластинку. Затем, серебряный орнамент полируется и потому эффектно блестит на черном фоне сплава. Раньше, использовались лишь растительные мотивы; в последние годы появились рисунки, навеянные стенописью пещер знаменитой Аджанты. Формы и назначение предметов бидри разнообразны.

Ваза из латуни. Индия. Современное изделие.

Ваза из латуни. Индия. Современное изделие.

Важное место в прикладном искусстве и декоре интерьера Индии занимало художественно отделанное оружие, но его производство прекратилось в XIX веке. Лишь музейные коллекции говорят об исключительной роскоши этого убранства, для которого применялись золото, серебро и драгоценные камни, а для деревянных частей огнестрельного оружия слоновая кость и перламутр. Каждая провинция Индии славилась особым видом орнамента, убранства, ковки холодного оружия. Например, в районе Пахари делали мечи-диковинки некоторые с зубьями, как у пилы, с насечкой, в форме птичьего клюва. Оружие, сделанное в Лахоре и Синдхе, славилось прочностью. Делийское блеском. Мечи Лакнау изяществом. Джайпурские финифтью и золотой насечкой. Майсурские инкрустацией золотом. Огромное разнообразие в форм и отделок можно проследить по древним индийским монетам, скульптурам, настенным рисункам. В зависимости от вида и назначения мечей и кинжалов им давались названия. Например, виджая (приносящий победу) или вишаяна (грозный). Многие изделия изготовлялись просто как атрибуты, и никогда не применялись.

Высокого совершенства достигла обработка благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, продолжая традиции изсвестных в прошлом разнообразных народных ремесел. Шлифовка камней была на очень высоком уровне, причем предпочиталась округлая форма драгоценного минерала, а не граненая, как в Европе. До нашего времени, сохранилась техника тончайшей серебряной филиграни, отличающейся легкостью ажурных стформ. Широко распространились изделия, которые уже не имеют практического применения, но обладают художественной ценностью. Сюда относятся, например, кораблики из серебряной филиграни, настенные чеканные подносы.

И сегодня, в ювелирных украшениях широко применяются полудрагоценные камни разных пород. Разнообразием и яркостью отличаются дешевые изделия искусные имитации драгоценностей из цветного стекла, блестящей фольги, бисера, кусочков зеркал. Таковы женские браслеты и броши, пользующиеся широким спросом. С большим мастерством и вкусом в них подобраны белые и цветные стеклянные шарики, отражающие свет благодаря подложенной фольге. Европейцу, вероятно, такие украшения кажутся слишком броскими, но они выглядят гармонично в сочетании с яркими тканями одежд, вышитыми блестками и серебром сумочками. Индийские женщины с тонким вкусом подбирают украшения, делающие убранство столь выразительным, удачно дополняющим их природную красоту. Декоративно — прикладное искусство Индии и сегодня может служить образцом мастерства и вкуса.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Художественные изделия Индии» С.Тюляева, М. 1985 г.

Читайте также:

www.5arts.info

Прикладное искусство Индии

Живопись, скульптура и архитектура Индии развивались и совершенствовались в течении столетий. Росписи пещерных храмов Индии, созданная за долго на начала нашей эры, демонстрирует высочайший уровень индийских художников. В последующем искусство Индии значительно обогатилось от соприкосновения с персидской, античной и исламской культурой. Великолепные фрески, картины и статуи украшают собой все архитектурные достопримечательности – от монументальных дворцов, до скромных деревенских храмов.

Не менее впечатляют и произведения искусных индийских ремесленников. Каждой статуэтке или предмету интерьера художники Индии предают неповторимое очарование, способное наполнить дом своего владельца частицей индийского солнца и добродушия местных жителей.

Духовная культура Индии

Светская и духовная культура в Индии переплетены в одно неразрывное целое. Из-за того, что в ведической культуре понятие духа и материи не разделены, в Индии запросто можно встретить такие экзотические для европейцев явления, как божество, рекламирующее потребительский товар или религиозная церемония перед началом коммерческой сделки.

Для многих жителей западных стран знакомство с культурой Индии начинается с йоги, которая неразделимо связана с традициями духовной культуры Индии. Многие видят в йоге лишь комплекс оздоровительных упражнений, забывая о главном предназначении йоги – подчинить тело и направить всю энергию человека для духовного роста. Многочисленные ашрамы и школы йоги в Индии принимают сегодня искателей восточной духовности со всего света. Изучение йоги в Индии часто соединяется с постижением древней науки о гармонии и здоровье – Аюрведы.

Одним из известнейших проявлений духовной культуры Индии считается наука о правильной организации окружающего человека среды – Васту. Подобно китайскому искусству Фэн-Шуй, Васту позволяет объединить благоприятные свойства окружающего пространства с полезными знаниями о природе, чтобы создать максимально благоприятные условия для жизни. С Васту тесно связана и индийская астрология.

Тысячелетние традиции и широкое распространение духовных практик объясняют, почему индусы с особым уважением относятся к многочисленным садху – нищим отшельникам, отвергающим блага материального мира. Однако, многие из колоритных аскетов, которых без труда можно встретить у любого храма в Индии, являются не подвижниками духа, а обыкновенными мошенниками, скрывающие за ярким антуражем свое нежелание добивать пропитание тяжким трудом.

Праздники в Индии

Основные праздники Индии – религиозные, посвященные одному из целого сонма главных и местных божеств индуизма. К многочисленным религиозным фестивалям, примыкают национальные праздники Индии, являющиеся выходными для всех индусов. Если задаться целью, то переезжая по разным регионам Индии, можно участвовать в празднествах каждый день.

  • Ганеша-чатуртхи (август-сентябрь) – один из самых красочных праздников Индии, посвященный дню рождения слоноголового бога мудрости и достатка Ганеши, являющегося самым популярным божеством индуистского пантеона. Центром празднования Ганеша-чатуртхи традиционно является Бомбей.

  • Дивали или «Фестиваль огней» (октябрь-ноябрь) – главное торжество в году для последователей индуизма, джайнизма и сикхизма символизирует ежегодную победу добра над злом. Этот праздник Индии знаменит красочными фейерверками, а также запуском в небо гигантского количества бумажных фонариков Дипа.

  • Маха Наваратри (сентябрь-октябрь) – грандиозные торжества в честь девяти форм ведической Богини-матери. Наваратри в Индии отмечают 5 раз в году, но наиболее значимый из этой серии праздников (также называемый Шарада Наваратри) отмечают именно осенью.

  • День Независимости (15 августа) – празднества в честь дня освобождения Индии из-под британского колониального владычества.

  • Холи или «Фестиваль красок» (февраль-март) – праздник прихода весны, знаменитый обычаем обсыпать встречных горстями разноцветной краски.

  • День республики (26 января) – масштабный национальный праздник Индии в честь начала действия первой индийской конституции. Центром празднования является столица Индии – Дели.

  • Понгал (13-15 января) – тамильский праздник урожая, популярный на юге Индии (штат Тамил Наду) и на соседнем острове Шри-Ланка.

  • Кришна-Джанмаштами (август-сентябрь) – главный праздник в Индии для последователей вайшнавизма (почитателей бога Вишну в его различных формах). Кришна-джанмаштами знаменует день рождения одного из самых популярных божеств индуистского пантеона – Кришны.

  • Ратха-ятра или «Праздник колесниц» (июнь-июль) – один из главных вайшнавских праздников Индии связан с аморфными формами Вишну – божествами Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой. Центром празднества является священный город Пури, где гигантские колесницы с изображением божеств торжественно тянут на канатах тысячи верующих до главного храма Джаганнатхи.

  • Кумбха-Мела (январь-февраль) – массовое паломничество к индуистским святым городам с целью ритуального омовения в Ганге. Этот праздник Индии знаменит своим живописным парадом обнаженных аскетов-садху.

  • Новый год (1 января) – традиция праздновать Новый год в Индии появилась сравнительно недавно – с приходом британских колонизаторов. Сегодня Новый год стал национальным праздником Индии, торжественно и пышно отмечаемым во всех городах страны.

studfiles.net

1.1 История развития и влияние религии на ДПИ Индии. Декоративно-прикладное искусство Индии

Похожие главы из других работ:

Импрессионизм

1.1 История развития импрессионизма

На гребне идей Французской революции во французском искусстве происходят серьезные изменения. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира...

Индийская культурно-историческая традиция

1. Религии Древней Индии

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена...

Культура арабских народов

2. Влияние религии на культуру

Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой, религии -- ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государства -- пророка Мухаммеда и его преемников...

Культура древней Руси VI-XIII веков

2. Влияние религии

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения...

Культура и искусство Древнего Вавилона

1.1 Характеристика исторической эпохи и влияние религии на основные направления искусства Древнего Вавилона

культура искусство вавилон Вавилон, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю»...

Культура и природа

2. Влияние развития культуры на свободу человека.

Вопрос о взаимосвязи культуры и природы имеет немаловажный аспект - как с развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы...

Культура Индии

1. РЕЛИГИЯ ИНДИИ. МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОЛИТИКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

...

Натюрморт как жанр живописи

1. История развития натюрморта

В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу...

Проект создания предприятия социально-культурного сервиса

1. История развития и преодоление преград на пути развития национальной школы

...

Садово-парковое искусство Японии

1.3 Влияние религии на развитие садово-паркового искусства

Всё живое и неживое - любое созданье поёт. Шёпот веток, шорох песка, рокот ветра, журчанье воды. Всё сущее сердцем наделено". Из пьесы театра Но "Такасаго" Дезами ХIV-ХV вв...

Создание творческих ярких акцентов в детской комнате, выполненных в технике батик

1. История развития батика

Батик - это рисунок, нанесённый особым способом. Речь идет об оригинальном способе украшения ткани путем нанесения узоров растопленным воском, с последующей окраской тех участков полотна, которые оставались незакрытыми...

Технологические особенности выполнения натюрморта в графике

1.1 История развития графики

История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет [1]. Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств...

Традиции и новации в искусстве художников импрессионистов

1.1 История развития импрессионизма

До середины XIX столетия французские живописцы являлись частью системы, испытывая на себе воздействие сложного профессионального института, имевшего отделения по всем основным видам искусства...

Японская мультипликация

История развития аниме

Появление аниме Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками...

Японский минимализм в дизайне

1.1 История развития стиля

Первые зачатки минимализма в Европе обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году величайший немецкий поэт, философ и художник Иоганн Вольфганг Гете воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру...

cult.bobrodobro.ru

Искусство древней Индии

Искусство древней Индии

Литература

Из того, что уже было сказано, ясно, что центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точного воспроизведения литературных текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в древней Индии.

Огромное внимание, которое уделялось точности передачи и истолкованию священных ведийских текстов, привело, в конечном счете, к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика. Определение времени для жертвоприношений требовало наблюдений за небесными светилами, а строительство сложных алтарей — познаний в геометрии. Так уже в поздневедийской литературе появились зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающих с современными не только по своим целям, но и по методам.

Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение. Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы — Типитаки школы тхеравады. Сочинения других школ буддизма — «великой колесницы» — сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в китайском, японском, тибетском переводах1.

Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров. Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную как для придворного, так и для городского театра. Огромной популярностью пользовался сборник басен «Панчатантра». Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построения литературного произведения оказали в средние века влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборников дидактических афоризмов, нередко в стихотворной форме составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло и в трактат о политике — Артхашастру. Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и потому все соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей — потенциальными союзниками «государя, стремящегося к завоеваниям».

Из произведений научной и дидактической литературы следует прежде всего упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IV в. до н. э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая в себя несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками христианской эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н. э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Впрочем, главной целью философии в древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

 

Архитектура

Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).

Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II — I вв. до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры (конечно, если не говорить о периоде Индской цивилизации) являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.

 

Скульптура и живопись

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати).

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати. Именно на их основе развивалось средневековое искусство не только самой Индии, но, в известной мере, и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма «великой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.

Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке. Несмотря на отсутствие политического единства, различие языков и верований народов Индии, эта страна в течение средних веков и нового времени сохраняла сложившееся в древности единство культуры. Господствующая в Индии религия — индуизм — освящала традиционность повседневного уклада жизни.

Влияние буддийской религии, литературы, философии и искусства прослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийская медицина и математика славились во всем мире, а замечательные достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены по достоинству.

Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие2.

Необычайно разнообразны природа и климат страны; здесь живут многочисленные народности со своими верованиями, языками и культурой. Однако во всем присутствует неповторимый индийский колорит. Источник этого единства неуловим. Его можно почувствовать, но невозможно понять. В своей знаменитой книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру дал блестящий анализ единства и целостности индийской культуры, коренящихся в ее поразительном многообразии.

Уже памятники хараппской цивилизации (3000-1800 до н. э.) уже несут в себе те характерные черты, которые позже стали ассоциироваться с Индией и ее культурой. Подтверждением тому служат археологические находки в Хараппе и Мохенджо-Даро. Статуя мужчины, погруженного в размышление, свидетельствует о том, что уже в те времена была известна практика йоги. Гладкая поверхность торса и отсутствие мускульного напряжения наводят на мысль о древнеиндийской концепции внутренней энергии. Божество, изображенное на одной из глиняных печатей, имеет большое сходство с позднейшими изображениями Шивы. Браслеты, подобные тем, что украшают руки бронзовой танцовщицы, можно и сейчас купить в любой лавке. Новейшие исследования показали, что влияние хараппской культуры распространилось даже на отдаленные районы Северной и Западной Индии, а народности, жившие в бассейне Инда, поддерживали тесные контакты с дравидийской цивилизацией, существовавшей задолго до прихода в Индию ариев3.

Приблизительно между 2000 и 1600 г. до н. э. часть племен, принадлежавших к многочисленной группе ариев, или индоариев, переселились в Индию. Они говорили на санскрите и поклонялись богам, олицетворявшим стихийные силы природы: Индре-громовержцу, владыке атмосферы, богу жертвенного огня Агни и всеведущему Варуне, карающему богу-судии и божеству водной стихии. Гимны, посвященные этим и другим богам, составили четыре сборника — Веды. Древнейшим из них является Ригведа (1500-1200 до н. э.), для которой характерен поиск Высшей реальности, лежащей в основе всего многообразия жизни. Эта мысль развивается в диалогах упанишад (900-600 до н. э.). Ведическую поэзию отличают одухотворенность, превосходный стиль и движение от внешней формулы к внутреннему переживанию4. Вне ведической (индуистской) традиции в 6 в. до н. э. возникли две другие религии. Личность Будды с его проповедью любви, сострадания и гармонии оказала огромное воздействие на развитие индийской философии и культуры, хотя в качестве религии буддизм пустил более глубокие корни за пределами Индии. Основателем джайнизма был Махавира, в учении которого развиваются идеи освобождения и отказа от любого насилия. Джайны тоже внесли большой вклад в развитие индийского искусства и философии.

В 326 г. до н. э. Александр Македонский форсировал Инд, и хотя вскоре он повернул свои войска назад, греческое вторжение стало важным фактором сближения Индии с греко-римским миром. Шесть лет спустя царь Чандрагупта, основатель династии Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные индийские княжества в централизованную империю со столицей в Паталипутре (ныне Патна, штат Бихар). Его внук Ашока (273-237 до н. э.), проникшись отвращением к войне, стал ревностным буддистом. По его указанию на гладкой поверхности каменных колонн высекались буддийские изречения, призывавшие к состраданию и милосердию. Капители, завершающие колонны, представляют собой прекрасные образцы скульптуры.

Правители династии Шунги (185-149 до н. э.) были ортодоксальными индуистами, но при Канишке (династия Кушан), который правил на северо-западе Индии (78-101), произошло заметное возрождение буддизма. При Кушанах в буддийской скульптуре получил развитие гандхарский стиль, отмеченный заметным влиянием античности. Другим центром буддийского искусства стала Матаура, расположенная к югу от Дели. Во времена Гуптской империи (319- 540), которую называют «золотым веком» древнеиндийской культуры, политический и культурный центр снова переместился в Паталипутру. Некоторые цари гуптской династии, например Чандрагупта и Скандагупта, были поэтами и музыкантами. В царствование Чандрагупты жил величайший поэт и драматург, писавший на санскрите, — Калидаса. Шедеврами ваяния и живописи этой эпохи считаются скульптурные изображения Будды в Сарнатхе и фрески в пещерах Аджанты (Западная Индия). Закат империи Гуптов сопровождался политической раздробленностью.

Харша, правитель княжества Ка-наудж, попытался приостановить этот процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами — бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили такие религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции. Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и самодовлеющей.

Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры.

Стремительный закат империи Великих Моголов приходится на первую четверть XVIII в. С этого периода начинается вторжение в Индию европейцев: португальцев, голландцев, французов и, наконец, англичан. К концу XVIII в. Великобритания прочно утвердила здесь свое господство. Внедрение английской модели образования и деятельность христиан-миссионеров оказали огромное воздействие на культурную жизнь и религиозное самосознание индийцев. Новая столица, Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрами западной цивилизации. Часть образованных индийцев, чрезмерно увлекшись европейской культурой, игнорировала свое национальное наследие. Тогда за духовное и культурное возрождение Индии стали ратовать представители реформаторского движения, основателем которого был Рам Мохан Рой.

Руководители этого движения, известного как Брахма Самадж, утверждали абсолютную истинность священных книг индуизма и ислама, не отвергая в то же время прогрессивной западной философской мысли. Еще одним источником духовного возрождения страны стало учение Рамакришны (1836-1886), проповедовавшего, что все вероучения - это лишь различные пути, ведущие к одной цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда (1863-1902) вошел в историю как посланец индийской интеллектуальной культуры в Европе и Америке.

Несмотря на политический гнет, национальная индийская культура продолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. стали обращаться к политической, исторической и социальной тематике. Выдающийся поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи внесли огромный вклад в индийскую литературу. Традиции классической индийской музыки продолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло движение за возрождение индийской живописи, во главе которого стояли Абааниндранат Тагор и другие художники «бенгальской школы». В Калькутте и Бомбее ставились пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические сюжеты.

В этот период набирало силу движение за независимость под руководством партии Индийский национальный конгресс, созданной в 1885 г. Пробудившееся чувство патриотизма нашло отражение в литературных произведениях того времени. Возвращение Махатмы Ганди в Индию из Южной Африки, где он героически боролся против расизма, открыло новую страницу в истории страны. Учение Ганди затрагивало все аспекты жизни, но главный акцент в нем делался на общественно-политические вопросы. В своих стихах и романах крупнейшие писатели того времени — Баради на тамили, Премчанд на хинди, Сорат Чаттерджи на бенгали — выражали идеалы гандизма. В индийской культуре XX в. возвышается исполинская фигура Рабиндраната Тагора, одного из величайших поэтов и философов в истории человечества.

Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренность проявились во многих сферах искусства и литературы — поэзии, музыке, драме, романе, рассказе и даже живописи. Тагор был первым писателем Востока, удостоенным Нобелевской премии. Он основал университет Вишва-Бхарати и предвосхитил многие концепции современной системы образования. Целое поколение индийских писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по праву считаются творцами современной Индии. 15 августа 1947 г. страна обрела независимость. Так, по словам Джавахарлала Неру, она «встретилась со своей судьбой». Религиозно-общинная рознь, раздел страны, последовавшее за ним кровопролитие и, наконец, убийство Махатмы Ганди были тяжелыми потрясениями, но Индия скоро оправилась от постигших ее несчастий и начала строить новую жизнь, заняв законное место в международной семье наций. Она достигла значительных успехов во многих сферах культурной жизни. Почти на всех четырнадцати официальных языках народов Индии появились превосходные литературные произведения. Среди художников, обогативших индийскую культуру в последние десятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в классической музыке, Джамини Рей и М. Ф. Хуссейн в живописи, Баласарасвати в классическом танце, Сатьяджит Рей в кинематографии5.

Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению характеризовали индийскую культуру на всем протяжении ее развития. Ей не раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи, требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью — вот вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу, зависит направление будущего развития индийской культуры.

Список литературы

Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.

Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М., 1994.

Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. К.Бальмонта. Со вступ. ст. С.Леви. – М., 1913.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. – М., 1983.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.

Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977.

Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996.

1 См. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии (Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата-пурана). Литературное изложение. – М., 1978. С. 6

2 Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977. С. 4

3 Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М., 1994. С. 39

4 Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. – М., 1980.

5 См. История Востока (Восток в древности). ..С. 309

doc4web.ru

Декоративно-прикладное искусство Индии - Курсовой проект

Содержание

 

Введение

Глава I. История

.1История развития и влияние религии на ДПИ Индии

Глава II. Виды ДПИ в Индии

.1 Косторезное искусство Индии

.2 Художественная обработка дерева

.3 Лаковое производство в Индии

.4 Изделия из металла

.5 Керамические изделия

.6 Текстильное искусство

.7 Изготовление масок

ГлаваIII. Современное искусство Индии

.1 Индийское современное искусство

.2 Проблемы искусства Индии с точки зрения западной критики

.3 Восприятие современного Индийского искусства на Западе

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Очень часто мы сталкиваемся, при рассмотрении и характеристики искусства какой-либо страны, с полным невниманием к декоративно-прикладному искусству. Обычно исчерпывающим считается анализ архитектуры, живописи и скульптуры, тогда как декоративно-прикладное искусство рассматривается как вторичный вид искусства, не представляющий сам по себе большой исторической и художественной ценности. Именно поэтому я считаю, что сама по себе тема ДПИ не может быть не актуальна. Кроме того, говоря об искусстве Индии обычно мы обычно представляет огромные скульптурные храмы или же миниатюрную живопись, но ДПИ - это то искусство, описание которого чаще увидишь даже в описании какой либо маленькой страны, или же исчезнувшей империи. А ведь ДПИ Индии поражает своим тонким, прочувственным балансом больших и мелких составляющих, ювелирным мастерством ремесленников, создававших эти произведения. ДПИ Индии поражает своей роскошностью, стремлением заполнить всё пространство орнаментом, жизненностью, одухотворённостью. Удивляет постоянными противопоставлениями, стилизацией, динамизмом, и определённой национальной самобытностью. Красочный колорит придаёт произведениям ДПИ Индии жизнерадостность. Сюжетные линии зачастую переплетаются так тесно, что то, самое главное, интимное в произведении прослеживается, но не навязчиво, а их многообразие поражает…

Зачастую произведения декоративно-прикладного искусства служили предметами быта, для них была важна функциональность, а красота приходит вслед за нею. Кроме того, следует отметить, что мастера, создававшие эти изделия, были прежде всего ремесленниками, которые обладали огромным талантом и чувством прекрасного, а их произведения оставались без подписи своего создателя. Эти произведения заставляют восхищаться и гордиться тем, что люди более связанные с материалом, чем живописцы, сумели тем не менее предметы утилитарные и сугубо функциональные превратить в подлинные произведения искусства.

В своей курсовой я хочу показать, как многообразно декоративно- прикладное искусство Индии, доказать, что ДПИ при рассмотрении искусства какой- либо страны - это не второстепенная характеристика, а одна из главных, ведь где, как не в ДПИ можно проследить смену религий, сотрудничество с другими странами, экономическое положение страны, и её эстетические идеалы…

 

Глава I. История

 

.1 История развития и влияние религии на ДПИ Индии

 

В древности в Индии, так же как и в других странах , декоративно-прикладное искусство не выделялось в самостоятельную область искусства. Создание скульптурных произведений и художественных изделий, живопись и архитектура - все считалось ремеслом. Произведения были, как правило, анонимны.

Главным, самым массовым видом декоративно-прикладного искусства следует считать искусство художественно оформленной вещи, то есть художественные изделия - предметы повседневного быта и орудия труда, принадлежности священного ритуала и оружие. Это искусство существовало с древнейших времён.

Форма простых орудий труда была, как правило, гармонична и художественна, а изображения на них имели сюжетно-тематический или чисто орнаментальный характер. Декорация всегда учитывала бытовое назначение и форму предмета.

Декоративно-прикладное искусство широко использовалось для украшения деталей архитектуры, где особенно часто применялась резьба.

Материалы, из которых изготовлялись художественные изделия, крайне разнообразны, использовалось почти все, что дает природа: дерево, листья и травы, растительное волокно, ореховая скорлупа; камень простой, полудрагоценный и драгоценный; глина, металлы, включая драгоценные; кость, рог, черепаха, раковина и т. д. Из них важнейшими являются: дерево, камень, металл, слоновая кость и волокно.

Художественные изделия Индии в разных частях страны, не тождественны и отличаются спецификой и местным своеобразием. Интересно, что, например на Шри Ланка даже больше, чем в самой Индии, сохранились традиции индийского искусства древних времен - периода распространения и расцвета буддизма. К XI в. буддизм почти исчез в Индии, но сохранился на Шри Ланка, передавая в памятниках искусства древнюю индо-сингальскую традицию. Эта традиция способствовала в средневековье отличию сингальского ремесла от тамильского, связанного уже не с буддизмом, а с индуизмом. Но и помимо этого художественные навыки и вкусы сингалов, их эстетическое восприятие вносили своеобразие в местное художественное производство, в монументальную живопись и скульптуру.

Основная масса сохранившихся до нас художественных изделий относится ко времени не ранее XVIII в. Художественные ремесла Шри Ланка были тесно связаны с южноиндийскими. В течение многих столетий на Шри Ланка ввозились искусные ремесленники-тамилы из Южной Индии, и даже в XVIII в. они кон

www.studsell.com

Прикладное искусство древней Индии: ювелирное дело, ювелирные изделия, История

Пример готовой курсовой работы по предмету: История

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы прикладного искусства Древне Индии 5

1.1.Общая характеристика культуры Древней Индии 5

1.2.Особенности прикладного (ювелирного искусства) Древней Индии 8

2. Анализ практик создания ювелирных украшений Древней Индии 10

2.1. Мотивы в ювелирном искусстве Древней Индии 10

2.2. Техника исполнения ювелирных украшений в Древней Индии 12

Заключение 16

Список литературы 17

Выдержка из текста

Введение

Актуальность темы исследования. Ювелирное искусство является одним из ярких проявлений художественного творчества народа. В нем находят свое отражение верования, эстетические нормы, социальные отношения и традиции, истоки которых коренятся в этнической истории народа. Поэтому ювелирные украшения во все времена являлись неотъемлемой частью народного костюма. Изучение истории развития ювелирного искусства может дать нам значительную информацию о степени развития культуры в определенный период, а исследование в историческом ракурсе семантики и символики ювелирных украшений в костюме дать возможность исследования мировоззрения и идеологии народов конкретной эпохи.

Исследование истории ювелирного искусства народа Индии является одной из важных проблем, объясняется это тем, что в настоящее время в Индии идет возрождение традиционных ремесел, в том числе и ювелирного искусства.

Изучение наследия ювелиров прошлых эпох может во многом способствовать обогащению и развитию современного ювелирного искусства. При этом следует иметь в виду, что Индия обладает богатыми запасами драгоценных металлов и камней, промышленная разработка которых в будущем даст новый импульс развитию ювелирной отрасли страны. Исследование истории развития ювелирных украшений, выявление потенциала этого вида ремесла, пропаганда высоких образцов искусства таджикских ювелиров во многом будет способствовать развитию ювелирного искусства на современном этапе.

Цель и задачи исследования. Основной целью является сопоставление работ современных искусствоведов по проблеме прикладного искусства Древней Индии.

Исходя из этого, автором были поставлены следующие задачи:

  • — дать общетеоретический анализ развития индийской культуры в целом и ювелирного искусства в частности,
  • провести исследование особенностей практической стороны ювелирного искусства Древней Индии.

Методы исследования. При исследовании прикладного искусства Древней Индии был использован сравнительно-исторический метод. Для выявления общности и различия локальных украшений, преемственности форм в исследуемый период был применен сравнительный метод анализа ювелирных изделий.

Источниковедческую базу исследования. В процессе работы были использованы исследования отечественных и зарубежных ученых, так или иначе касающиеся темы работы.

Степень изученности проблемы. В настоящее время в опубликованных исследованиях по истории ювелирного искусства прослежены отдельные этапы развития древнего, средневекового и традиционного ювелирного искусства, разработаны методы исследования украшений. Вместе с тем, украшения определенных периодов изучены исследователями недостаточно полно.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Исследование может быть использовано при написании фундаментальных работ по истории. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории культуры, может явиться важным подспорьем в научных работах археологов, этнографов и историков. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности художников-ювелиров.

Список использованной литературы

1.Амелина А.Н. История мировой культуры. — М.: Олма-пресс,

2.Кроллау Н.Е. Индийские сокровища в Лондоне // Мир музея. — 2007. — № 6 (238).

3.Кроллау Н.Е. Индийская экспозиция на первой всемирной выставке в Лондоне в свете проблемы диалога культур // Науки о культуре — шаг в XXI век: сб. матер-ов ежегод. конф. — семинара молод. уч. / под ред. И.М. Быховской. — М.: РИК, 2007. - Т. 7

4.Умарова А.С. Отражение природы в ювелирных украшениях // Отражение природы в искусстве Востока. -Душанбе, 2005

referatbooks.ru

Искусство Индии. Феодальный период. Прикладное искусство

 

Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Прикладное искусство.

Художественное ремесло Индии — одно из древнейших в мире. Народные ремесленники достигли необычайного мастерства в ткачестве, обработке металла. Особенно славились они чеканкой, резьбой по металлу, филигранью, инкрустацией, резьбой по дереву и слоновой кости, изготовлением лаковых изделий.

Кустарные ремесла были распространены не только в городах, но и в сельских местностях, где в зависимости от природных условий или наличия какого-либо вида материала (слоновая кость, ценные породы дерева) процветал тот или иной вид прикладного искусства; всемирную известность получили кашмирская шерсть, эмали Джайпура, слоновая кость Траванкор-Кочина и т. д.

Глубоко народным видом искусства являются набойки — хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены (музыканты, танцовщицы, вереница зверей, целые сцены из крестьянской жизни и т. д.), поразительные по своей яркости, жизнерадостности и декоративности. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии.

 

Шелковая парча ручной работы, с золотой или серебряной нитью, предназначенная для высших каст, изумляет изощренностью и тонкостью рисунка, нежнейшими цветовыми сочетаниями, благородством орнамента.

Не менее знамениты кашмирские шали, тканные от руки из тончайшего пуха горных коз, окрашенного индиго, мареной или другими натуральными красителями. Обычно центральное поле шали делается синим, а бордюр из серо-красных фигур, напоминающих стручки перца, с мелким цветочным заполнением внутри. Кашмирские ткани столь тонки, что могут быть пропущены через перстень; производство их сложно, и часто ткач работает над одной шалью до полутора лет.

Большого разнообразия форм и орнаментации достигла выделка всевозможной утвари из бронзы, меди и стали.

Древнейшие виды народного творчества — резьба по дереву и слоновой кости — были распространены во многих областях Индии. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки. Из слоновых бивней народные мастера делали целые композиции или скульптуры, изображающие божеств и героев эпоса.

История изобразительного искусства. Ссылка на www.nitpa.org - «Всемирное наследие литературы, истории, живописи» приветствуется.

 

www.nitpa.org