Приказы в древней руси. Реформа центрального управления. Приказы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Приказы как органы власти на Руси. Приказы в древней руси


Приказы как органы власти на Руси

Приказы как органы власти на Руси

Приказ в Москве. 

Картина Янова А.С.1880-е годы.

Серпуховской художественно-исторический музей.

Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы. Что входило в ведение приказов,  какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.

Приказы

Приказы - это органы государственной власти на Руси . Учреждена была приказная система власти Иваном Грозным по реформе центрального управления в 155о году. Однако появились приказы значительно раньше.

Из истории названия

Откуда пошло такое название? Объяснение очень простое: царь « приказывал» боярину ведать той или иной сферой общества или отдельной областью страны. Отсюда и появилось название - приказы.

 

 

Из истории возникновения приказов

  • Первые приказы появились при Иване 3, было это примерно в 1512году. Тогда были следующие приказы: разрядный. Казённый, конюшенный, постельный, холопий, житный и приказ Большого двора( заведовал землями самого князя Московского).Отдельные приказы заведовали делами в присоединённых территориях , а также в самом государстве.

  • Василий 3- отец Ивана Грозного - ввёл новые должности, поэтому были созданы и специальные приказы для них. Это: ловчий, оружничий, кравчий. Это произошло в 1509, 1511 и 1514 годах соответственно.

  • Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.

  • Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ ( до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году,  но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.

Таким образом, приказы довольно долго существовали  в России.

 

Другие названия приказов:

палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.

Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.

Избы - органы власти  , имеющие меньше полномочий, чем приказы.

Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.

Интересна история названий « треть» и « четверть». При Иване III государство  делилось на три части. Значит,  трети - органы власти, ведавшие делами в каждой из этих трёх частей. То же произошло и со слово « четверть». Только это было при Иване IV- страну поделили на 4 части.

Приказы в России

Приказ

Какими делами ведал

Челобитный

1571- 1685 гг. Челобитная - это прошение индивидуальное или коллективное, обращённое к царю(« челом били», то есть низко кланялись, чело- лоб).

Посольский

1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий.

Поместный

Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г.

Стрелецкий

Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками.

Пушкарский

Имел военно- административные и судебные функции , связанные с делами в войсках.

Бронный

Обязанности - изготовление вооружения для войска: шлемы. сабли, луки, самострелы и др.

Разбойный

С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами.

Печатный

Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г.

Холопий

В 1681 году объединён с Судным приказом.

Сокольничий

С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел.

Земские приказы

Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка.

Галицкая четверть

Ведала финансами  и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ.

Устюжская четверть

Ведала финансами  и судом на данной территории.

Новая четверть

С 1597. Ведала финансами  и судом на данной территории.

Казанский приказ

50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии.

Сибирский приказ

Ведал делами присоединённой Сибири , создан Фёдором Иоанновичем. С 1637 по 1773 г.

Патриарший казённый приказ

В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви.

Приказ каменных дел.

Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах.

Дворцовый

При Михаиле Фёдоровиче,

Судный

При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года.

Аптекарский

При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года( медицинская коллегия0.

Приказ тайных дел

При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам.

Хлебный

С 1663-1679, ведал царскими пашнями , соединён с приказом Большого дворца.

Панихидный

Цель приказа- повиновение лиц царской фамилии . С 1663-1686гг.

Рейтарский

Орган военного управления, ведал рейтарами, то есть конными войсками, часто наёмными , сборами, выдачей жалования. С 1649 по 1701. Далее – Приказ Военных дел, с 1711- Главная военная канцелярия.

Приказ строения богаделен

Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче.

Монастырский

С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода.

 

Таков  далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.

Состав приказов

  • Во главе приказа стоял окольничий, назначаемый царём из бояр.

  • Одна часть служащих занималась принятием решений - судьи.

  • Другие занимались  письменной частью это дьяки и подьячие, о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

poznaemvmeste.ru

Реформа центрального управления. Приказы. Война и мир Ивана Грозного

Реформа центрального управления. Приказы

В царствование Ивана Васильевича окончательно оформляется приказная система. Приказы принимают значение отраслевых министерств. Прежде многие из них носили характер дворцовых ведомств, на что указывали их названия — приказ Ловчий (1509), Казённый (1512), Большого дворца (1534).

При царе Иване IV появляются следующие приказы: финансовый приказ Большого прихода (1554), Земский (1564), Печатный (1553), Полоняничный (начало 1550-х), Посольский (1549), Разрядный, Стрелецкий (1571), Холопий (1550-е), Челобитный (1550-е), Ямской (1550).

Военные реформы Ивана IV привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, а также Поместного приказа, который занимался обеспечением служилых людей землёй. К 1550-м относится появление Стрелецкого приказа, ведавшего регулярными подразделениями русской армии — стрелецким войском.

Упорядочивание системы «ямской гоньбы» привело к возникновению Ямского приказа — государственной службы связи.

Введение местных губных учреждений, занимавшихся сыском и наказанием уголовных преступников, вызвало организацию Разбойного приказа.

Расширение международных связей Московского государства способствовало созданию Посольского приказа.

Следствием «собирания земель» явилось учреждение, преимущественно в 1560-х, административно-финансовых и судебных приказов территориального характера. К ним относились приказы Костромской четверти, Новгородской четверти, Устюжской четверти, приказа Казанского дворца.

Несмотря на возникновение системы центрального управления, количество профессиональных бюрократов в московском государстве было ничтожным, не сравнимым ни с современными ей западно-европейскими странами, ни с Россией петербургского периода.

Столь любимые либеральными критиками ситуации, когда государственные чиновники больше работают на себя, чем на государство, были невозможны в эпоху Ивана Грозного. Казнокрадство, мздоимство, действия в интересах знати или своего кармана каралось быстро и однозначно — смертью.

Феодалов, вроде Курбского, бесило, что чиновников царь «избирает их не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства, а от ненавидячи творит вельмож своих».

Недовольный новыми порядками боярин Т. Тетерин писал боярину М. Я. Морозову: «Есть у великого князя новые верники-дьки… у которых отцы вашим отцам в холопстве не пригожалися, а ныне не только землею владеют, но и вашими головами торгуют».

Пропагандист Гваньини, работавший на польского короля, с возмущением замечает: «Простолюдинов он делает, большей частью по собственной воле (в чем ему никто не прекословит), дворянами, воеводами и чиновниками».

Что ж, дьяки (чиновники) в самом деле происходили из грамотных простых людей, преимущественно «поповского рода». Их квалификация была на голову выше чем у знатных персон, поэтому их действительно включали в состав правительства, где они становились «думными дьками», назначали комендантами крепостей и командирами гарнизонов.

Михалон Литвин с восхищением писал о порядках, установленных в Московии: «Москвитяне соблюдают равенство между своими и не дают одному много должностей. Управление одной крепостью на год или, много, на два поручают двум начальникам вместе и двум нотариям (подъячим). От этого придворные ревностнее служат своему князю и начальники лучше обращаются с подчиненными, зная, что они должны отдать отчет и подвергнуться суду, ибо осужденный за взятки бывает принужден драться на поединке с обиженным».

В течение 1550-х, благодаря новой системе управления, была проведена перепись и установлены справедливые налоги, которые должны были платить также бояре и монастыри.

Если ранее податные единицы — соха, выть, обжа — назначались произвольно и были свои в каждой области, то теперь вводились стандартные сохи. Они зависели от качества земли («хорошей», «средней», «худой»), каждой присваивался номер. Со всех одинаковых сох платились одинаковые подати.

Общая сумма государственных податей составляла для крестьянского двора около девяти процентов дохода.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История приказа — контрольная работа

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие приказа………………………………………………………….5
  2. Возникновение делопроизводства на Руси……………………………..8
  3. Оформление приказов в Древней Руси………………………………..10
  4. Процедура подготовки приказов в Древней Руси…………………….13
  5. Эволюция приказа………………………………………………………15
  6. Сравнительный анализ на оформление, состав приказов…………….16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21

 

Введение

 

Зарождение документоведения в  России было связано с так называемым “практическим” документоведением, т.е. с созданием правил работы с документами и требований к самим документам на практике, в делопроизводственном процессе, в прикладной сфере. Практическое документоведение возникло с появлением палеографии (науки о развитии письменности, о древних рукописях) и дипломатики (науки, изучающей форму и содержание правовых актов), т.е. ещё в 16-17 столетиях. Уже тогда в России появились унифицированные документные формы, складывавшиеся из отдельных частных случаев, которые обобщались в канцеляриях и затем официально закреплялись. Делопроизводственная практика и в дальнейшем оказывала постоянное и существенное влияние на процесс становления науки о документах.

Однако уже с начала 18 века стали закладываться правовые основы документирования, прежде всего в сфере государственного управления. Многие формы документов были закреплены законодательными актами. В 19 веке эта работа была продолжена. Причём в середине столетия появились первые попытки теоретического осмысления документационных процессов в российском обществе. Они были предприняты в работах Н.Варадинова и В.Вельдбрехта, которые систематизировали документацию, распределили её по группам и на основании законодательных актов предложили правила составления документов. В этих работах, помимо образцов документов, содержалась и теоретическая часть.

В данной работе мы рассмотрим историю возникновения и развития такого документа как приказ. Это  является целью курсовой работы. Для  этого необходимо выполнить следующие  задачи:

- дать понятие приказу;

- рассмотреть возникновение делопроизводства на Руси;

- изучить оформление  приказов в Древней Руси;

- изучить процедуру  подготовки приказов на Древней  Руси;

- рассмотреть эволюцию  приказа;

- провести сравнительный  анализ приказов сейчас и ранее.

 

1. Понятие приказа

 

Независимо от характера  и содержания деятельности организации, ее организационно-правовой формы, компетенции, структуры и других факторов, руководство  любой организации наделяется правом издания приказов.

Основное назначение приказов — регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности и деятельности организаций, входящих в его систему. От того, насколько эффективно регулируется деятельность учреждения, зависят результаты работы организации.

Решения, фиксирующиеся  в приказах, направлены на совершенствование организационной структуры учреждения, характера, содержания, средств и способов осуществления основной (производственной) деятельности учреждений, обеспечение организации финансовыми, трудовыми, материальными, информационными и иными ресурсами.

Приказы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от управляющего органа к управляемому, т.е. от вышестоящего к подведомственному, от руководителя организации к структурным подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость объектов по вертикали.

В юридическом плане приказы относятся к нормативным правовым актам. В них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов исполнительной власти. Конкретность таких предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов разрешаются возникающие в сфере управления проблемы и вопросы; их адресатом являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники; они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений.

Основанием для издания приказа может быть:

• необходимость исполнения принятых актов и иных решений вышестоящих органов;

• необходимость осуществления  собственной исполнительно-распорядительной деятельности, вытекающей из функций  и задач организации.

Приказы могут издаваться совместно несколькими органами управления.

С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все приказы делятся на две группы: документы, издаваемые в условиях коллегиальности; документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.

В первом случае приказы издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т.п.). Коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать крупные и сложные вопросы, требующие серьезной проработки. На основе коллегиальности действует федеральное правительство, представительные органы и правительства субъектов федерации и органов местного самоуправления, государственные комиссии и комитеты, коллегии министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.

В системе коллегиальных  органов особо выделяются совещательные по своему статусу органы, например коллегии министерств. Их специфика заключается в том, что решения совещательных органов носят не обязательный, а рекомендательный характер. Это означает, что руководитель организации имеет право принять собственное решение, вопреки решению совещательного органа.

В условиях единоличного принятия решений власть по всем вопросам управления в организации принадлежит  ее руководителю. Единоличное принятие решений обеспечивает оперативность  управления, повышает персональную ответственность руководителей за принятые решения. На основе единоличного принятия решений действуют федеральные министерства, администрации субъектов Российской Федерации и других территориальных образований, органы исполнительной власти организаций, учреждений, предприятий, фирм (генеральный директор, директор, исполнительный директор, председатель правления).

В органах управления, действующих на основе коллегиальности, их руководители наделяются правом принимать  единоличные решения по достаточно узкому кругу вопросов, как правило, касающихся внутренней деятельности организации — ее кадрового состава, материального и иного обеспечения и некоторых других.

 

 

2. Возникновение делопроизводства на Руси

 

В киевский период развития Древнерусского государства появились разные виды документов, фиксирующие конкретные частно-правовые отношения: грамоты уставные, вкладные, купчие, полные, жалованные и др.; заемные, закладные кабалы; житийные записи и т. д.

Со временем обозначились места для их наиболее безопасного хранения, например центральные храмы в городах. Место хранения документов называлось ларем, а лицо, ответственное за хранение документов, — ларником. Часто само хранение документов в храме придавало им юридическую силу. Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы (смоленские, немецкие и др.), а также монастыри, являвшиеся крупными экономическими предприятиями.1

По мере накопления навыков  в создании документов стали вырабатываться типовые формуляры - образцы документов, устойчивые языковые формулы, применяемые в наиболее распространенных документах, процедура подготовки документов: черновик, редакция (вариант), беловик (окончательный вариант документа), - а также приемы удостоверения документов, признанные воспрепятствовать подделке документов в политических и лично-корыстных целях (проставление скреп, печатей, мостов, т. е. подписи на склейках).

Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси был пергамен (особым образом  выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах «хартией» или «телятиной»; лучший пергамен привозили из Греции или ганзейских городов.

Самой древней формой документа на Руси была грамота - отдельный  лист пергамена шириной около 3,5 вершков (15-17 см). Документ имел форму столбца (столпа): один лист пергамена подклеивался к другому узкой стороной. Если документ терял ценность, пергамен счищали, подравнивали, обрезали обтрепанные места и снова использовали для записи информации.

С увеличением количества создаваемых документов менялась графика письма: первоначально использовалась уставная манера письма — выписывание букв с прямыми очертаниями, но в XIV в. стал использоваться полуустав, ускоривший процесс письма за счет выносных букв и сокращения отдельных слов. Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться лишь точка в конце предложения.

Таким образом, в Древнерусском  государстве постепенно складывались традиции создания документов, их обработки и хранения, начал формироваться профессиональный цех специалистов по работе с документами — дьяков, подьячих, писцов, - появились предпосылки к законодательной регламентации делопроизводства.

Система государственного делопроизводства начала формироваться в период создания русского централизованного государства — с середины XV в. По мере превращения Московского княжества в великорусское государство усложнялись его административные задачи, отдельные части управления, находившиеся по приказу князя в ведении того или иного лица, превращались в постоянные присутственные места — избы или приказы. Деятельность приказов (Большой казны, разрядного, посольского, тайных дел, разбойного, холопьего, сибирского и др.) определялась высшим правительственным учреждением - Боярской Думой; эти учреждения выполняли все важнейшие функции административного управления, поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом.2

 

3. Оформление приказов в Древней Руси

 

В делопроизводстве приказов использовалась столбцовая форма документа — свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты были больших размеров, например грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю на земли имеет длину более метра, а Соборное уложение 1649 г. насчитывает 309 м.

Текст в столбцах писался  только с одной стороны - оборотная  сторона использовалась лишь для  проставления помет, резолюции, адреса. Документы хранились в свитках  или рулонах; иногда для особо важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще документы хранились просто в ларях или сундуках. Пользоваться такими документами было сложно: много времени уходило на развертывание и свертывание столбца, а склейка не была достаточно прочной, что приводило к быстрому ветшанию и износу документа. Столбцовая форма делопроизводства была отменена Петром I.

Наряду со столбцовой формой документа в приказах начала применяться тетрадная форма. Тетрадь - это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись списки, финансовые, учетные, регистрационные записи и др. Известно более трехсот разновидностей книг: ужинные, умолотные, денежные и др.3

Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно однообразным: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, отписки, памятки, челобитные.

Грамоты — это царские  указы, посылаемые из приказов на места  боярам, воеводам, приказным людям; отписки — документы, поступавшие в приказы от воевод; приказы представляли царю отписки или доклады, воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы, приказы обменивались памятками, обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных.

Одним из основных признаков  официального документа является формуляр - совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности. В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделялось из текста, т. е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и собственно содержание документа составляли сплошной текст.

Как правило, документ начинался  с обращения, даты или обозначения  автора и адресата документа. Например, царские указные грамоты начинались с указания автора и адресата (от кого - кому):

 «От царя и великого  князя Алексея Михайловича, всея  Великой и Малой и Белой  России самодержца, боярину нашему  и воеводам князю Якову Куденетовичу  Черкасскому...» или

referat911.ru

Появление актов в Древней Руси

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Как уже отмечалось, необходимым условием появления актов как особого вида исторических источников является наличие договаривающихся сторон. Причем уже само заключение договора говорит о том, что права контрагентов договоре если и не равны, то, во всяком случае, сопоставимы. Видимо, поэтому договорные отношения возникают прежде всего между юридически независимыми друг от друга политическими единицами - государствами и существуют на всем протяжении истории России - с X в. вплоть до настоящего времени. Как следствие, почти все акты Древней Руси публично-правовые.

Наиболее ранними древнерусскими актами считаются договоры Руси с греками. Тексты всех этих договоров - 911, 944 и971 гг. (точнее, их противней, копий - равносильных, но не всегда идентичных экземпляров договора) сохранились в составе

Повести временных лет. Кроме того, в греческих хрониках (Льва Диакона, Иоанна Зонары, Григория Кедрина и др.) сообщается о переговорах Святослава Игоревича с византийским императором Иоанном Цимисхием. Все имеющиеся в распоряжении историков древнерусские тексты переведены с греческогоязыка. Они посвящены установлению торговых отношений между Русью и Византией. Косвенно об этом свидетельствуют и даты договоров, поскольку обычно подобные акты действовали в течение 30 лет.

Договор 911 г. был заключен в Константинополе, по-видимому, без предварительных договоров греческих послов с князем Олегом на Руси. Возможно, что частью процедуры заключения этого договора были переговоры Руси с византийцами в 907 г.*

Текст договора 911г., представленный в летописи как прямая запись слов Олега, соответствует формуляру текстов клятвенных грамот иностранных послов византийскому императору.

Подобный формуляр известен по международным договорам, заключавшимся Византией с другими странами в 992-1261 гг. В таких актах на первом месте излагались условия договора и уверения в подтверждении последних правительством, которое представляли иностранные послы. Обычно подобные договоры

оформлялись следующим образом: обе договаривавшиеся стороны составляли текст согласованного акта - каждая на своем языке, с употреблением своих канцелярских и дипломатических форм. Затем стороны обменивались грамотами, причем каждая получала, помимо того, перевод переданного ей текста на род-

ной язык. Переводы не были скреплены государственными печатями, как оригиналы, и служили лишь пособиями при чтении основного текста, Поскольку в сохранившемся тексте договора 911 г, отсутствуют статьи, составленные от имени греков, он является копией переданной грекам клятвенной грамоты, снятой

до отъезда послов из Константинополя. Впрочем, по поводу времени, когда был сделай перевод, существуют различные мнения.

Если одни исследователи считают, что это произошло вскоре после заключения договора, то другие полагают, что переводы всех договоров были сделаны одновременно, в конце XI в.

В отличие от предыдущего договора договор 944 г. был составлен в столице Древней Руси после предварительных переговоров византийских послов с киевским князем. Часть договора составлена от лица русских, часть - от лица греков. Характерно,что в русской части договора (соответствующей клятвенно-верительной грамоте) отсутствуют договорные статьи. Видимо, это объясняется тем, что Игорю был представлен на утверждение экземпляр, скрепленный послами и нуждавшийся в принесении князем присяги (о чем прямо говорится в тексте договора). Затем скрепленный экземпляр был увезен в Византию, а в Киеве

остался заверенный греческий оригинал. Возможно, на Руси осталась и копия с утвержденной грамоты русских послов.

Договор 971 г. - запись княжеской клятвы, сделанной в императорском лагере со слов посланцев Святослава. Скорее всего,эта грамота писалась по типу договора 911 г. - без предварительного согласования текста сторонами. Фиксируя обязательства русской стороны, она не упоминает обязательств византийцев о предоставлении Руси права торговли в столице и провинция.Империи. Между тем, поскольку о них сообщают греческие хронисты, они, видимо, были оформлены письменно и утверждены византийским императором. Текст договора, представленный русской стороной, скреплялся печатями послов Святослава. Удостоверялись ли такие документы подписями - неизвестно.

Проблема первоначального вида договоров Руси с греками оживленно обсуждается в российской и зарубежной историографии. Насколько адекватны ему тексты, донесенные Повестью временных лет, пока утверждать трудно.

Особую роль в государственной жизни древней Руси начиная с конца X в. играла церковь. На ранних этапах развития отношений между светской и духовной властями какие-то стабильные формы княжеско-церковных договоров отсутствовали. Не было, соответственно, и устойчивых разновидностей соглашений между княжеской властью и церковью. Впрочем, существование на ранних стадиях развития государства устной формы договоров серьезно затрудняет окончательное решение этого вопроса. О том же, что вообще подобные соглашения могли существовать уже в конце X - середине XI в., возможно, свидетельствует сообщение Повести временных лет под 6504 (996) г. о передаче Владимиром Святославичем десятины построенной им Богородичной церкви, на что обратил внимание М.Б. Свердлов. Во всяком

случае, текст этой летописной статьи действительно напоминает формуляр данных грамот XII в.

Уверенности в том, что в Повесть действительно вставлен текст грамоты, нет. Однако можно утверждать, что уже во второй половине XI в. (время составления начального свода) набор статей (клаузул) при словоговорении был таким же, как и в XII в.

В дальнейшем подобные прецеденты передачи светской властью церкви определенных прав послужили почвой или предлогом для создания церковно-кияжеских законодательных памятников- так называемых церковных уставов Владимира I и Ярослава Мудрого.

11-12.Актовые источники XIV – XV- XVI - XVII вв.

Публично-правовые акты

Самым ранним внешнеполитическим договором удельного периода является договор Новгорода Великого с Готским берегом (островом Готланд) и немецкими городами, относящийся к концу XII в. Всего же от XII-XIV вв. сохранилось 18 документов Новгорода, касающихся международных отношений.

Судя по подлинникам, грамоты скреплялись печатями(архиепископа, князя, тысяцкого, посадника, новгородского Совета господ), привешиваемыми к ним. Подписи в качестве способа удостоверения документов не применялись.

Кроме новгородских, сохранились также отдельные международные договоры Смоленска и Полоцка XIII-XIV вв. Несмотря на то что смоленские грамоты изучены лучше, их дипломатический анализ еще не завершен.

К XIV в. относится и первый московский внешнеполитический договор - перемирная грамота великого князя литовского Ольгерда с великим князем московским Дмитрием Ивановичем(1371). Прочие документы московского великокняжеского архива, имевшие международное значение, утрачены (возможно, во время польской интервенции начала XVII в.). Однако в описи архива Посольского приказа 1626 г. упоминаются и другие материалы, относящиеся к московско-литовским отношениям 70-80-х годов XIV в.

К числу внутриполитических актов относятся также церковные уставы, уставные и жалованные грамоты. Самые ранние списки церковных уставов и уставных грамот относятся лишь к концу XIII - началу XIV в. Широкое распространение получил церковный устав князя Владимира Святославича а также князя Ярослава Владимировича .Считается, что в основе их лежали уставные грамоты этих князей, позднее переработанные и дополненные. Протографы этихуставов датируют XII п. Они близки, с одной стороны, к законам,с другой - к жалованным грамотам.

.В XII в. появилась еще одна разновидность кияжеско-церковных актов - жалованные грамоты. Название это в данном случае условно, поскольку, при всем сходстве их содержания с содержаином более поздних грамот, в них отсутствовала характерная формула «пожаловал есмь», от которой и происходит сам термин. Выдавать

жалованные грамоты монастырям начали в Новгороде, а с XIV в. и на других территориях.

Княжеско-церковные договоры свидетельствуют о том, что русская православная церковь так и не стала юридически независимой от князя политической силой. На Руси не было самоуправляющихся церковных княжеств. Этим объясняется отсутствие того типа договоров с церковью, который характерен для взаимоотношений великих князей с другими великими или удельными князьями.

Значительный комплекс актов составляют договоры Новгорода с великими князьями. Причем подавляющее большинство грамот XIII-XIV вв. касается отношений с тверскими князьями (самая ранняя относится к середине 60-х годов XIII в.*, самая поздняя к середине 70-х годов XIV в.). Все новгородско-тверские договоры дошли в подлинниках.

Только в начале 70-х годов XIV в. была составлена договорная грамота с московским великим князем Дмитрием Ивановичем (дошла в списке конца XV – начала XVI в.).

Известны всего четыре междукняжеские договорные грамоты(из них три - в подлиннике, одна - в списке XV в.), составленные до 1380 г. Самая ранняя (докончание великого князя Семена Ивановича с князьями Иваном и Андреем Ивановичами) от носится к рубежу 40-50-х годов. Три другие - докончания Дмитрия Ивановича московского с Владимиром Андреевичем серпуховским и боровским (1367 и 1375 гг.), а также с великим тверским князем Михаилом Александровичем (1375 г.).

С конца 20-30-х годов XIV в. появляется новый вид актового материала - духовные грамоты московских князей.

Читайте также:

lektsia.com

начальник приказа на Руси, 4 буквы, сканворд

начальник приказа на Руси

Альтернативные описания

• духовное звание в России

• на Руси в XIV—XVII веках: должностное лицо в государственных учреждениях

• писец, делопроизводитель князя в Древней Руси

• с XIV в. до реформы Петра I — должностное лицо, занимавшее ответственные посты в государственных учреждениях

• руководитель приказа или другого органа государственного управления в XVI-XVII вв.

• у донских казаков в старину помощник атамана станицы по письмоводству и по хозяйственному учету

• чиновник в Древней Руси

• Крамаров при Иване Грозном

• церковный клерк

• начальник канцелярии на Руси

• «быть делу так, как пометил ...» (посл.)

• царский канцелярист

• должность киногероя Савелия Крамарова в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

• думский писец

• должностное лицо в государственных учреждениях на Руси

• низший церковный чин

• писец при князе

• думный чин на Руси

• начальник канцелярии

• ответственный чиновник в приказе

• низший служитель в церкви

• «быть делу так, как пометил ...»

• канцелярист

• ответственный чиновник на Руси

• клерк на Руси

• княжеский писец

• думный чиновник

• устаревшее название русского чиновника

• старорусское название чиновника

• чиновник встарь

• древнерусский чиновник

• старорусский бюрократ

• думский клерк

• княжеский писарь

• писец князя

• церковный письмоводитель

• бюрократ Боярской думы

• думный ... в боярской думе

• старое название русского чиновника

• писец на службе у князя

• должностное лицо на Руси

• певец придворной капеллы

• чин в рясе

• Низший служитель в православной церкви

• Руководитель приказа или другого органа государственного управления в XVI-XVII вв

• На Руси в XIV-XVII вв.: должностное лицо в государственных учреждениях

• Чиновник, должностное лицо в государственных учреждениях в Древней Руси

• "Быть делу так, как пометил ..."

• должность киногероя Савелия Крамарова в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"

• дьякон и пр. см. диак. Дьяконовка, ранняя, небольшая, сладкая порода яблок, идущая только на лакомство

• крамаров при Иване Грозном

• русский клерк

• руководитель приказа или другого органа государственного управления в XVI-XVII вв

• "быть делу так, как пометил ..." (посл.)

• писарь-монах

scanwordhelper.ru