Презентация танаис древний город. Презентация на тему "Танаис - археологический музей - заповедник" по обществознанию
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация по Доноведению 3 класс "Танаис". Презентация танаис древний город


Урок на тему «Танаис — древний город»

Танаис – древний город.

- Сегодня, ребята, нас ждет увлекательное путешествие прошлое. Как вы считаете, что могло бы помочь человеку вернуться в прошлое? (Машина времени)

- Прекрасно. Вот машина времени. Можем ли мы теперь отправиться? (Да)

- Как же мы можем начать наше путешествие, если не знаем, куда нам нужно попасть? (Нет, не можем).

- А для того, что узнать, куда будем держать курс, предлагаю разгадать ребус.

(Тарелка – убрать пять букв, нос – убрать две буквы, аист – убрать одну букву)

- Какое получили слово? (Танаис)

- Слышали ли вы его хоть раз? Знаете ли, что оно означает?

- Я подскажу вам – Танаис – это город.

- Как вы считаете, в какой стране находится этот город? А вот и неправильно, этот город находится в России.

- Подумайте, можете ли вы сказать, в какой части нашей страны находится этот город, учитывая, что мы заговорили о нем на уроке Доноведения? (Этот город находится на Дону)

- Правильно. Как вы считаете, этот город когда-то существовал или он есть и сейчас? (ответы учащихся)

- На территории Ростовской области есть музей-заповедник, который так и называется «Танаис». Почему его назвали именно так, вы узнаете позже. Сначала ответьте на вопрос – что такое музей? (ответы учащихся) Что такое заповедник? (Ответы учащихся)

Музей – это специальное учреждение, занимающееся собиранием и выставкой каких-либо древних предметов.

Заповедник – это заповедный участок, где оберегаются и размножаются редкие виды растений или животных.

- Настало время узнать, почему музей в нашей области так назвали. Об этом нам расскажут Дима Антонов, Влад Арестов, Артамонова Настя.

Танаис – это древнее городище, раскопки которого ведутся по сей день. Этот город построили, задумайтесь только, в третьем веке до нашей эры, это примерно 5 000 лет назад. Этот город стоял на берегу Азовского моря. Просуществовал Танаис 8 веков. Кто скажет, сколько лет в одном веке? (В одном веке сто лет) Так сколько же лет просуществовал Танаис? (800 лет)

Постепенно Азовское море начало мелеть, вода начала отступать от берегов города, торговля прекратилась и город вымер. (Посмотрите, как выглядел Танаис много лет назад)

Сейчас на территории этого музея организованы различные кружки для детей, проводятся различные праздники

Этот музей был открыт и объявлен заповедником в 1961 году – 55 лет назад.

- Что нового вы для себя узнали? Хотелось бы вам посетить этот город? Чем является Танаис? Запомнили ли вы, в каком веке образовался этот город? Сколько лет просуществовал? Почему город перестал существовать? Сколько лет уже существует музей-заповедник Танаис?

Урок дан: Власовой А.А. ________________ 09.11.2016 г.

Работа участвует во Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку «Заповедники и национальные парки России»

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Презентация по обществознанию на тему "Танаис - археологический музей

Презентация по слайдам

Слайд №1

Слайд №2

Текст слайда: Танаис - это археологический музей-заповедник, один из самых первых и крупнейших в России. На его территории находится целая куча памятников истории, культуры и природы, начиная с раскопок древнегреческих поселений, и заканчивая храмами и жилыми домами 19-20 веков, а также природными объектами - родниками, урочищами и степной равниной. Но самое интересное, что в нем есть, и что мы хотели посмотреть - это древнегреческий город Танаис, существовавший здесь с третьего века до новой эры по пятый век новой.

Слайд №3

Текст слайда: На территории заповедника, кроме раскопок самого Танаиса, есть еще официальный исторический музей, где подробно рассказывается о его истории, и можно посмотреть на то, что археологи нашли в здешних краях.

Слайд №4

Слайд №5

Текст слайда: Образовывать колонии на Черном море и в его окрестностях греки начали еще в пятом веке до новой эры. Именно тогда там появились их крупные города Ольвия, Тира, Херсонес. И вскоре все они объединились в единое Боспорское царство со столицей в Пантикапее, что находился на месте нынешней крымской Керчи. Сюда же вошел и Танаис, появившийся двумя веками позже в устье Дона, на основном в ту пору русле реки под названием Мертвый Донец (так его назвали уже в наше время), недалеко от его впадения в Азовское море. Жители Танаиса занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и разными ремеслами, но главное - вели торговлю, как с окрестными племенами, так и с другими греческими и прочими цивилизованными городами. Пример тому - множество найденных археологами глиняных амфор, которые использовались тогда в античном мире для перевозки и хранения вина и оливкового масла. 

Слайд №6

Текст слайда: Именно вино и масло поступали в Танаис, как основные товары. 

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Текст слайда: …изделия из бронзы из разных районов Италии и западных римских провинций и стекло, в том числе украшения, кои они обычно покупали в Восточном Средиземноморье, в городах Боспора и даже в Египте

Слайд №12

Текст слайда: Модель греческого торгового корабля.

Слайд №13

Слайд №14

Текст слайда: Некий гибрид катапульты и арбалета, а также современной зенитной установки, который стрелял на расстояние до пятисот метров.

Слайд №15

Текст слайда: Реконструкция хижины сельской округи Танаиса (I—II вв. н. э.). 2007.

Слайд №16

Текст слайда: Реконструкция хижины сельской округи Танаиса (вид изнутри)

Слайд №17

Текст слайда: Восточная же часть города состояла в основном из домов квадратной или прямоугольной формы, с колодцами для питьевой воды и с ровными, хотя и узкими улицами. Эта часть уцелела и теперь составляет основную долю раскопок. 

Слайд №18

Текст слайда: Сейчас здесь можно осмотреть лишь ров и фундаменты стен домов и башен, но даже они производят впечатление, что Танаис тогда был довольно-таки крупным и мощным городом.

Слайд №19

Текст слайда: Погребение времен позднего Танаиса. Бюст жительницы Танаиса того времени, лицо которой ученые недавно восстановили по найденному черепу.

Слайд №20

Текст слайда: Половецкое святилище XI-XII веков.

Слайд №21

Текст слайда: информация и фото Танаиса взяты с сайта http://www.annataliya.ru/post120029576/ - Интернет ресурсы

Слайд №22

Текст слайда: Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Гуково Ермиловой Мариной Владимировной март, 2011 г.

globuss24.ru

Презентация по Доноведению 3 класс "Танаис"

Греки основательно выстроили свой город-крепость. С трех сторон он был окружен глубоким рвом, а с четвертой стороны к стенам города подступало море. Здесь располагался порт.

Греки основательно выстроили свой город-крепость. С трех сторон он был окружен глубоким рвом, а с четвертой стороны к стенам города подступало море. Здесь располагался порт.

Со всех сторон город опоясывали мощные оборонительные стены, сложенные из природного местного камня. В стенах крепости были построены высокие боевые башни, служившие для передачи сигналов об опасности на далекие расстояния с помощью дыма костров.

Со всех сторон город опоясывали мощные оборонительные стены, сложенные из природного местного камня. В стенах крепости были построены высокие боевые башни, служившие для передачи сигналов об опасности на далекие расстояния с помощью дыма костров.

Усадьба горожанина состояла из просторного дворика, окольцованного навесом, жилых помещений и хозяйственных построек.

Усадьба горожанина состояла из просторного дворика, окольцованного навесом, жилых помещений и хозяйственных построек.

Полы перекрывали глубокие подвалы, где в больших амфорах хранились вина, масло, зерно и другие продукты.

Полы перекрывали глубокие подвалы, где в больших амфорах хранились вина, масло, зерно и другие продукты.

А привозили керамику, изделия из стекла, оружие, украшения, оливковое масло и вино.

А привозили керамику, изделия из стекла, оружие, украшения, оливковое масло и вино.

intolimp.org

Тема: «Танаис - древний город»

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Доноведение», для учащихся 3 класса

МБОУ Топилинская СОШ , проведенного

студенткой 4 «А» курса, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Амуршаевой Танзилёй Кирманбековной

10.04.2017 г.

Тема: «Танаис - древний город»

Цель: познакомить детей с древним городом - Танаис.

Задачи:

-учить детей восхищаться красотой и многообразием древнего города;

-развивать речь, память, внимание;

-воспитывать эстетические чувства.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

* Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Коммуникативные УУД:

* Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

* Умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;

* Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Метапредметные результаты:

Учащиеся совершенствуют умения:

* Учить оценивать и точно излагать полученную информацию, участвовать в диалоге;

* Выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию.

Личностные результаты:

* Осознают значимость уважительных отношений между людьми;

* Уметь выполнять самооценку

* Получат возможность развить эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, ребус.

Ход занятия

1.Психологический

настрой

Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И занятие начнем.

2. Организация

работы на занятии

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

- Сегодня, ребята, нас ждет увлекательное путешествие в прошлое.

- Как вы считаете, что могло бы помочь человеку вернуться в прошлое?

- Прекрасно. Вот машина времени. Можем ли мы теперь отправиться в путь?

Машина времени

Да

II. Основная часть

1)Рассказ о древнем городе Танаисе

- Как же мы можем начать наше путешествие, если не знаем, куда нам нужно попасть?

- А для того, что узнать, куда будем держать курс, предлагаю разгадать ребус.

(Тарелка – убрать пять букв, нос – убрать две буквы, аист – убрать одну букву)

- Какое получили слово?

- Слышали ли вы его хоть раз?

-Знаете ли, что оно означает?

- Я подскажу вам – Танаис – это город, который находится в России.

- Подумайте, можете ли вы сказать, в какой части нашей страны находится этот город?

- На территории Ростовской области есть музей-заповедник, который так и называется «Танаис». Почему его назвали именно так, вы узнаете позже.

-Сначала ответьте на вопрос – что такое музей?

-Что такое заповедник?

Музей – это специальное учреждение, занимающееся собиранием и выставкой каких-либо древних предметов.

Заповедник – это заповедный участок, где оберегаются и размножаются редкие виды растений или животных.

- Настало время узнать, почему музей в нашей области так назвали.

Танаис – это древнее городище, раскопки которого ведутся по сей день. Этот город построили, задумайтесь только, в третьем веке до нашей эры, это примерно 5 000 лет назад. Этот город стоял на берегу Азовского моря. Просуществовал Танаис 8 веков. Здесь можно увидеть свободную от застроек территорию, которую с трех сторон окаймляет глубокий ров. Подойдя поближе, вы увидите, что на разных участках этой территории видны остатки оборонительных башен, домов, стен, которые создают целые улицы. Это и есть Танаис – древний город, изучением которого ученые занимаются многие десятилетия. Ввозились в Танаис масло, посуда, ремесленные и ювелирные изделия, вывозились продукты земледелия и скотоводства. Помимо торговли жители занимались рыболовством, которое в ранний период существования города было основной отраслью хозяйства; земледелием, скотоводством. Было развито ремесленное производство.

infourok.ru

Древний город танаис | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:ДРЕВНИЙ ГОРОД ТАНАИС УРОК ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ5 КЛАСС КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТАНАИСА? НАЗОВИТЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТАНАИСА В НАШЕМ КРАЕ. III в. до н.э.- IV в.н.э. – существование на Дону Танаиса Кем был основан ТанаисВ состав какого царства входилПочему получил такое названиеИз каких групп состояло его населениеКак был укреплен и застроен город Когда Танаис достиг своего развития Каковы основные занятия его жителей Основан боспорскими греками.Входил в состав Боспорского царства. население Танаиса эллины(греки) танаиты(племена сарматов и меотов) II век н.э. – расцвет Танаиса ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ТАНАИСА:ТОРГОВЛЯ (ПОСУДА, ВИНО, ОЛИВКОВОЕ МАСЛО, РЫБА, РАБЫ) ТОВАРЫ ТАНАИСА ТАНАИС ВИНООЛИВКОВОЕ МАСЛО ПОСУДАРАБЫ ЗЕРНО РЕМЕСЛЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯРЫБАРАБЫ ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ТАНАИСА: РЕМЕСЛО ПРОИЗВОДСТВО ПОСУДЫ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО ТКАЧЕСТВО И ПРЯДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ТАНАИСА: РЫБОЛОВСТВОЗЕМЛЕДЕЛИЕСКОТОВОДСТВО КАКОВАСУДЬБА ТАНАИСА? НАЧАЛО Н.Э. – РАЗРУШЕН ВОЙСКАМИ БОСПОРСКОГО ЦАРЯСЕРЕДИНА III В. Н.Э. – РАЗРУШЕН ПЛЕМЕНАМИ ГОТСКОГО СОЮЗА ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТАНАИС В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ? Основная часть экспозиции заповедника - открытые раскопками участки древнего города РЕКОНСТРУКЦИЯ ХИЖИНЫ СЕЛЬСКОЙ ОКРУГИ ТАНАИСА (I-II вв. н.э.) РЕКОНСТРУКЦИЯ СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ РЕКОНСТРУКЦИЯ МОСТА АЛЛЕЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ПОЛОВЕЦКОЕ ИЗВАЯНИЕ КАМЕННЫЙ ЛАБИРИНТ НАДГРОБНЫЕ КАМНИ В ЗАЛАХ МУЗЕЯ В ЗАЛАХ МУЗЕЯ В ЗАЛАХ МУЗЕЯ В ЗАЛАХ МУЗЕЯ Здесь взгляду живомуОткроется город у моря.Сплетенье наречий,Слиянье кровей и сердец.А мертвому взгляду -Лишь пепел да прошлое горе,Лишь мертвые камни,Лишь ветер,Лишь Мертвый Донец.Осколок судьбы,Возлежащий средь неба и пыли...И след отпечатанВ еще не остывшей золе.До боли знакомый -Так, словно однажды мы жили.Так, словно прошли мы однаждыПо этой земле. (Геннадий Жуков)

educontest.net

Танаис- древнегреческая колония на Дону

Проект Национального фонда подготовки кадров (НФПК)

«Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»

Описание методической разработки:

  1. Название «Музейный урок по теме: «Танаис – древнегреческая колония на Дону».

  2. Краткая аннотация.

Методическая разработка музейного урока по теме: «Танаис - древнегреческая колония на Дону» представляет одну из ярких страниц древней истории Донского края.

На уроке использованы, наряду с традиционными, интерактивные формы и методы обучения. Элементы музейной педагогики – зрительный, звуковой ряд, - обогащают информационные поле урока, позволяют создать особый эмоциональный настрой, погружают учащихся в атмосферу древнего города.

Опыт показывает, что такой подход содействует более глубокому пониманию учебного материала, положительно влияет на духовное развитие школьников.

Данная методическая разработка может представлять интерес для учителей истории, педагогов, работающих в школьных музеях, а также для работников музеев.

Материалы музейного урока могут быть использованы как в общем виде, так и фрагментарно.

  1. Учебный предмет(ы): историческое краеведение (курс «История Древнего мира»).

  2. Уровень образования школьников. Содержание музейного урока рассчитано на учащихся 5-х классов при изучении темы «Древнегреческая колонизация» в курсе «История Древнего мира», но может быть адресовано более широкой аудитории.

  3. Форма учебной работы: музейный урок.

  4. Полное описание разработки.

Конспект музейного урока на тему:

«Танаис – древнегреческая колония на Дону»

Цель: привлечение внимания детей к историко-культурному наследию Донского края.

Задачи:

  1. Формировать целостное восприятие исторического прошлого Донского края как составной части истории России, расширять краеведческий кругозор.

  2. Продолжать формировать умение работать с историческими текстами и картами.

  3. Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, делать выводы.

  4. Укреплять взаимопомощь ребят на основе общего дела, сопереживания за свою группу.

  5. Формировать чувство патриотизма, воспитывать уважительное отношение, интерес к культуре и национальным традициям народов, живших на территории Донского края.

Возраст учащихся: 11–12 лет.

Время урока: 45 или 90 минут в зависимости от объёма содержания, определяемого педагогом.

Оборудование и материалы. Плакаты: «Танаис – древнегреческая колония на Дону», «План путешествия по древнему Танаису», «Лента времени», «Кроссворд». Музейные экспонаты (амфора, фрагменты керамики, макеты крепостной стены и городской усадьбы, светильники и др.). Костюмы ведущих: туники, хитоны, пеплосы, сандалии, броши и др. Карточки с заданиями для работы групп. Буклеты. Карта Ростовской области. Ручки, фломастеры, скотч, ножницы. Компьютер, медиапроектор, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудиокассеты, диски с набором слайдов.

Предварительная работа:

  • с участниками урока - изучение темы «Древнегреческая колонизация» в курсе «История Древнего мира»;

  • с ведущими урока – подготовка материалов урока, костюмов, макетов, выступлений и т.д.

Расширение словаря: лекиф, гиматий, эллинарх, архонт.

Активизация словаря: греческая колонизация, пифос, амфора, хитон, пеплос, Ольвия, Тира, Херсонес, Пантикапей, Фанагория, Танаис.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие в Танаис – древнегреческую колонию на Дону. Вы уже изучали тему «Греческая колонизация» в курсе «История древнего мира». Так вот, оказывается, и у нас на Дону стоял когда-то греческий город (слайд № 1).

О том, кто жил в этом городе, чем занимались люди, жившие в нём, как они обустраивали свой быт, вам расскажут ребята, занимающиеся в Центре «Радуга»: Настя, Лиля, Саша, Дима и Вадим.

Нам удобнее будет заниматься по подгруппам, поэтому возьмите фрагменты разрезанных открыток, соберите их и останьтесь за тем столом, на котором лежит собранная вами открытка. Давайте вспомним правила работы в группах (приложение № 4).

Обратите внимание на ленту времени, которая находится перед вами (на ленте времени обозначения: до н.э., н.э., Р.Х.) Ответьте, пожалуйста, что означают эти сокращения? Да, ребята, верно – именно Рождество Христово отделяет нашу эру от событий, случившихся до нашей эры. Скажите, в каком веке мы живём? (на ленте времени появляется обозначение «21 в.»). Абсолютно верно, в 21 веке. Так вот, Танаис существовал, начиная с третьего века до нашей эры (появляется табличка «3 в.»). Кто может сосчитать, сколько веков назад это было? (Ответы детей).

Перед вами карта маршрута нашего путешествия (на плакате отражен план урока и схема маршрута). Откройте буклеты, лежащие перед вами (приложение № 1). В них также есть маршрут нашего путешествия. Мы узнаем о том, кто и когда основал город, как он был устроен и защищён, чем занимались его жители и ещё много интересного. Сейчас мы – в самом начале маршрута. На этом этапе нашим гидом будет Настя.

2. Танаис – крайний северо-восточный торговый пункт греков

Денися: Как же появился на Дону древнегреческий город Танаис? Вы помните, что с 8 в. до н.э. греки создавали города-колонии вдоль побережья Средиземного моря и Черного, которое раньше называлось Понт (слайд № 2).

Кто знает, почему греки покидали Родину? (ответы детей). Совершенно верно, население Греции увеличилось, плодородной земли было мало, хлеба не хватало.

Была ли другая причина массовых отъездов за море? Да, вы правы, во многих городах шла борьба между демосом и знатью. Если проигрывал демос, то его вожаки, боясь мести противников, покидали город. Если же демос побеждал, то в страхе за свою жизнь уезжали знатные люди. Иногда бегство было настолько спешным, что приходилось бросать дом, полный дорогой утвари и рабов.

Однако развитие мореплавания позволило грекам преодолеть трудности, связанные с ростом населения и борьбой демоса со знатью (слайд № 3).

В неведомые страны стали плавать сначала купцы, а за ними и переселенцы из греческих городов. Покинувшие Родину греки где-то договаривались с местными племенами, а где-то отстаивали право на поселение с помощью оружия. Селясь возле моря, они выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. На них они сеяли хлеб, разводили виноград (слайд № 2). Такими городами были: Ольвия, Тира, Херсонес, Фанагория, Пантикапей. Но самой восточной точкой греческой колонизации стал Танаис, который был основан в устье одноименной реки и существовал почти 700 лет.

А теперь вам предлагается выполнить задание № 1 из вашего буклета.

Проверка задания: члены каждой группы проверяют выполнение задания друг у друга, а затем каждая группа перечисляет города, нанесенные на карту в буклетах.

3. Устройство города.

Учитель: О том, как был устроен город, вам расскажет и покажет Вадим.

Егор: Танаис стоял на высоком правом берегу Дона, у того места, где река впадала в море (слайд № 4). Многое изменилось за две тысячи лет. Море отступило на запад, Дон поменял своё русло и сейчас рядом с Танаисом – рукав Дона, называемый Мёртвый Донец. В разное время в городе существовали разные районы: (слайд № 5) портовая часть, западная часть и т.н. центральная часть, о которой я вам и расскажу (слайд № 6). Центральный прямоугольник городища окружали высокие стены 6-8 м, из стен выступали башни, а за стенами находился глубокий ров с мостом через него (слайд № 7).

Сотрудники архитектурного музея-заповедника «Танаис» изготовили реконструкцию западной стены (слайд № 8) и вы можете оценить, как выглядели оборонительные сооружения города. Такие предосторожности не были излишними. Как вы думаете, для чего были выстроены все эти сооружения? (Ответы детей) Абсолютно верно, для защиты от врагов. Если же опасность подступала, защитники города вооружались луками и арбалетами.

В западной стене находилась калитка. Она хорошо видна на макете, изготовленном нашими ребятами. Сквозь нее можно было проникнуть в город и, спустившись по ступеням, оказаться на неширокой улице (слайд № 6). Танаисские улицы проходили с запада на восток, а переулки с севера на юг. Такая планировка обусловлена расположением города вдоль реки и направлением ветров. Ветры у нас в области дуют чаще восточные, и такое расположение улиц помогало проветривать город.

А теперь я предлагаю вам обратиться к своим буклетам и выполнить задание № 2.

4. Быт жителей Танаиса

Оксанаа: Чтобы лучше представить усадьбу жителя Танаиса, давайте рассмотрим макет усадьбы № 13, который изготовлен по чертежам археологов.

Усадьба находится в центральной части города (слайд № 6). Мы привыкли к прямоугольной форме зданий, а вот постройки усадьбы имеют неправильную форму. Дело в том, что места в городе было мало, и здания подстраивались вплотную к переулку.

Эта усадьба состояла из двух помещений, между которыми находился дворик; центральная часть дворика была вымощена плитами. В этой части находилась цистерна, куда стекала дождевая вода.

Помещения были сложены из камня, имели односкатные камышовые крыши. Обратите внимание! Жители Танаиса умели делать черепицу, но крыши крыли камышом. Как вы думаете, почему они так поступали? Чем это можно объяснить? (Ответы детей)

Совершенно верно, камыш в изобилии рос по берегам Дона, камышовая крыша была гораздо дешевле черепичной и отличалась достаточной прочностью. Под обеими постройками существовали подвалы, стены которых также были сложены из камня. Жилую часть отделял от подвала деревянный пол. Хоть дерево и не сохранилось, археологи считают, что оно также использовалось при строительстве. Из дерева делались двери, лестницы, ведущие в подвал и балки, поддерживающие крышу. Железные гвозди, найденные в усадьбе, скорее всего, скрепляли именно деревянные части построек.

Надежда: Что же было найдено в усадьбе № 13? Как и в других местах, основную часть находок составляет керамика (слайд № 9). Поэтому я подробнее расскажу о ней. Во дворике были найдены обломки вкопанного в землю пифоса. Пифосы достигают в высоту до 2 м. (слайд № 10) Их делали вручную, потом сушили несколько дней на солнце и обжигали. Так как пифос очень большой, печь складывали вокруг него. После обжига печь разламывали, а пифос опускали в подвал или зарывали в землю и больше не вынимали. Служил он для хранения продуктов и воды.

Кроме пифоса было найдено много обломков амфор. Амфоры служили для перевозки и хранения вина и масла (слайд № 11). У нас есть копия одной из амфор. Ее вместимость 3 л.

Были амфоры значительно больше, а были и совсем маленькие, в которых хранили ароматические масла. Эти амфорки на подставке называются лекифами (слайд № 12).

В усадьбах Танаиса было найдено много другой керамики. Это горшки, чашки на ножках, рыболовные грузила, пряслица.

Кроме этого, в усадьбах Танаиса находят серпы, ножи, молотки, гвоздодеры, топоры, монеты, оборудование для изготовления сосудов из стекла и множество самых разных светильников. Наши ребята выполнили светильники из глины, и я могу продемонстрировать, как пользовались ими греки. (Педагог зажигает светильник. Светильник заполнен растительным маслом, фитиль – из ткани).

А теперь обратитесь к своим буклетам и выполните задание № 3.

Андрей: Об одежде жителей Танаиса нам могут рассказать находки, сделанные археологами. Статуэтки, изображения на камне, росписи керамических сосудов поведают нам о том, как одевались греки (иллюстрации). Греческая одежда была очень проста (слайд № 13). Основное женское платье называлось хитон. Его делали из одного прямоугольного куска ткани, оборачивая ткань вокруг тела. Он мог быть безрукавным, особенно у девушек. Мужчины носили простую юбку или тунику (слайд № 14). А вот гиматий носили и мужчины и женщины (слайд № 15). В зависимости от размера и плотности изменялось его назначение: он мог служить и легким шарфом, и плотной дорожной накидкой. Мы с ребятами также попробовали примерить на себя костюмы греков.

Но климатические условия Нижнего Дона, конечно, требовали другой одежды. И греки позаимствовали ее у местных племен. Появляются хитоны с длинными рукавами, штаны, обувь, подходящая для холодных зим, верхняя одежда из кожи и меха (слайд № 16, 17, 18). Так жители Танаиса сочетали в одежде греческие и варварские традиции.

Учитель: А сейчас вам предлагается провести небольшое исследование.

Каждая группа получает свое задание (приложение № 2).

Проверка задания: представитель от группы озвучивает ответ.

5. Торговля Танаиса.

Даниил: Все группы справились с заданием. Молодцы. Предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.

Физкультурная пауза: ведущие исполняют греческий танец «Сиртаки», дети присоединяются или хлопают в ладоши.

Жители Танаиса владели, конечно, разными ремеслами, но главным их делом была торговля.

(Показ миниатюры «Рынок Танаиса»)

Надежда: А теперь обратитесь к своим буклетам и выполните задание № 4.

Дети работают с буклетом.

Проверка задания – опрос групп по цепочке.

6. Система городского управления.

Вадим: Для того чтобы упорядочить городскую жизнь, для того, чтобы город развивался, необходима система управления. Были должностные лица и в Танаисе. Как вы думаете, управляли городом греки или варвары? (Ответы детей). Танаис населяли не только греки, но и скифы, меоты, сарматы, и чтобы никто не чувствовал себя ущемленным, в городе был не один правитель, а два (слайд № 19): эллинарх от греков и архонт от варваров – аборигенов, живших в Танаисе. Было в городе два чиновника, от эллинов и варваров, организующих строительные работы. Известна нам должность командира воинского отряда. Их также было двое. Это доказывают имена должностных лиц, которые дошли до нас. Среди имен правителей и чиновников также есть греческие, скифские, сарматские.

В венгерских кроссвордах (приложение № 3), которые лежат у вас на столах зашифровано множество имен правителей Танаиса. Вам необходимо найти семь из них, и с помощью приведенного списка определить, грекам или варварам принадлежали эти имена (работа групп).

Проверка задания: каждая группа называет имена одной этнической принадлежности.

7. Гибель Танаиса.

Оксана: Гибель Танаиса является одной из его загадок. Исследователям известно, что Танаис погиб от пожара, но от чего произошел пожар? (ответы детей). Вывод: вот когда проявились недостатки камышовых крыш.

Жители в спешке покинули город, оставив свое имущество. Конечно, на этом месте и позже жили люди, но это были уже другие народы и другие поселения. Может быть, кому-нибудь из вас удастся ответить на вопрос: «Что случилось с жителями Танаиса и куда ушли они?»

8. Закрепление материала и обратная связь.

Учитель: Итак, наше путешествие в древний город завершено. Мы с вами узнали о том, когда появился греческий город на Донской земле, как он был устроен, чем занимались его жители. Узнали о наследии жителей Танаиса и тайнах, которые он хранит. А сейчас, разгадывая кроссворд (задание № 5 в буклетах) мы выясним, что вы запомнили (командам дается 2-3 минуты на подготовку, знакомство с текстом). Далее команды по очереди отвечают на вопросы кроссворда.

А теперь нам – ведущим сегодняшнего урока хотелось бы узнать ваше мнение: что вам больше всего запомнилось, привлекло ваше внимание, потрясло воображение? У вас есть сердечки, и вы можете наклеить их на карту маршрута нашего путешествия, у того пункта, где вам было интереснее всего (дети размещают сердечки, организаторы и участники музейного урока делятся впечатлениями, мыслями об увиденном и услышанном).

kopilkaurokov.ru

Танаис (музей-заповедник) — википедия орг

В 1955 году Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д.Б.Шелова приступила к научному исследованию городища Танаис.

Чуть позже именно начальник Нижне-Донской экспедиции Д.Б.Шелов и заместитель директора Ростовского областного музея краеведения С.М.Марков выступили с инициативой создания музея-заповедника.

В 1958 году Ростовский облисполком издал постановление «О создании музея-заповедника «Танаис» как филиала Ростовского областного музея краеведения».

В 1960 году музею-заповеднику была передана в бессрочное пользование земля с основной площадью городища и прилегающими к нему участками некрополя.

Было начато строительство первых зданий музея на основе щитовых конструкций: музейной экспозиции, администрации и двух небольших подсобных помещений. Тогда в штате музея были всего две штатные единицы (заведующий и сторож). 1 августа 1961 г. музей был открыт и принял первых посетителей.

В 1981 году Ростооблисполком в своем решении утвердил охранные зоны заповедника площадью 1200 га. В 1990 г. музей-заповедник стал самостоятельным учреждением культуры.

В настоящее время в заповеднике работает около 40 человек. На его территории были построены новое здание музея с основной исторической экспозицией, здание фондохранилища, административные помещения, корпуса для стационарных и временных выставок, музейно-педагогических занятий, технические службы.

В настоящее время в результате раскопок обнаружена примерно десятая часть древнего города, а также основная территория городского некрополя. Вниманию посетителей предлагаются не имеющие аналогов эталонные фондовые коллекции и экспозиция «под открытым небом», в которую входят лапидарий и масштабные реконструкции античных сооружений на музейной усадьбе (макет оборонительных сооружений Танаиса, римский мост, хижина меота, половецкое святилище).

В фондах музея в настоящее время насчитывается более 140 тысяч единиц. Особую уникальность имеет «Зал амфорных эталонов», являющий собой единственный в Европе опыт открытого хранения амфорной тары[1].

Заповедник является важным культурно-просветительным и научным центром региона, который известен далеко за его пределами.

Величайший вклад в становление и развитие музея-заповедника по-прежнему вносит Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая с 1993 г. приобрела статус международной (отряды Германского Института археологии и Института археологии Варшавского университета).

www-wikipediya.ru