Презентация древние обычаи. Презентация на тему: Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

презентация "Славянские обрядовые традиции на Руси". Презентация древние обычаи


презентация "Славянские обрядовые традиции на Руси"

Слайд 1

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 ГУФСИН России по Свердловской области» г. Кировград "Славянские обрядовые традиции на Руси" Проект на тему: Подготовил: Омутов Владимир, учащийся 7 класса. Руководитель: Николаева Ю.А.

Слайд 2

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа.

Слайд 3

На современном этапе очень остро встает проблема сохранности и передачи национальных традиций. Эту проблему можно решить, приобщаясь к русским национальным обрядам, к обрядам своего региона. Поэтому мною определена цель проекта: знакомство с обрядовыми традициями Древней Руси. В связи с этим выделил задачи: изучить описание обрядов и на его основе создать мультимедийную презентацию; выпустить буклет; представить некоторые обряды в виде театрализованных представлений.

Слайд 4

Обряды – это обязательные различные действия, установленные церковью, но не имеющие значения таинства, а также такие действия, совершаемые в различных случаях жизни, например на свадьбах, похоронах, которые освещены только обычаем. Иначе говоря, обряд – действие, церемония по случаю важнейшего события общественной, семейной и духовной жизни этноса. Обряды бывают календарные, семейные, проводы на военную службу, похоронно-поминальные. Понятие обряда

Слайд 5

Свадебные обряды в России сложилась примерно к XV веку. Основные составляющие свадебных обрядов следующие: Сватовство – свадебный обряд, при котором получалось предварительное согласие родственников невесты на свадьбу. Смотрины – свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Рукобитье (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) – часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы. Вытие – свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его – показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. Старинные свадебные обряды

Слайд 6

Девичник – свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. Выкуп, бранье – свадебный обряд при котором жених забирал невесту из дома. Таинство венчания Церковное бракосочетание или венчание – христианское таинство благословения жениха и невесты, изьявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. Свадебный пир – свадебный обряд, при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба.

Слайд 7

Покров день (14 октября) девушки спозаранок бежали в церковь и ставили свечку празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. Скоро, девушки, Покров, Скоро нам гуляночка, Скоро-скоро заиграет Милого тальяночка. Весело Покров проведешь – дружка найдешь. В некоторых местностях в рюмки к жениху и невесте принято класть монеты. Молодоженам следует эти монеты хранить у себя на столе под скатертью, что будет всегда обеспечивать достаток в доме. Если девушка за обедом прольет какой-нибудь напиток на скатерть – это предзнаменует мужа-пьяницу. В иных краях молодожены должны были спать на ржаных снопах. И снопов этих должно бытьнечетное число, скажем, 21. Если это условие выдерживалось, то это означало, что они ни в чем не будут исптывать нужды. На праздник девушки идут в церковь и ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и приговаривают: «Покров – Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником». И если в такой момент на растерявшийся парень накидывал понравившейся девушке на голову покрывало, то она беспрекословно делалась его женою – отмечал один арабский писатель, посетивший Русь в XII веке. Покров

Слайд 8

До Рождества шел 40-дневный Филиппов пост. Мясо не употребляли в пищу, обходились рыбой. Весь дом постничает, а старики сочельничают. Первый блин в сочельник – овцам (от мора) В Рождественный сочельник не едят до первой звезды. В первый день Рождества обязательно пекутся из пшеничного теста фигурки коров и овец. Они хранятся до Крещения, в Крещение же после водосвятия хозяйка эти фигурки размачивает в святой воде и дает скоту (для приплода, для удоев). На святках, во второй половине, когда начинались двухнедельные «страшные вечера» между Новым годом и Крещеньем – девушки гадали особенно много. Рождество

Слайд 9

Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю). Колядки

Слайд 10

На Сретенье зима с летом встретились. В северо-западной Руси, – пишет И.П. Калинский, – праздник этот известен под названием громниц, так как здесь существует обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами. Вводя в христианскую церковь освящение свечей вместо языческих факелов, римляне старались усвоить им особенное значение в глазах народа и назвали их громницами. Церковники утверждали что «эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми по допущению Божию, чародеями или волшебниками; и поэтому верные (верующие) во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы. Сретенье (15 февраля)

Слайд 11

Весну встречают окликанием: в Саратовской губернии дети, девицы и пожилые женщины влезали на крыши домов, скотных сараев или сходили на гору и кликали весну. Красная весна, Что нам несешь? Другие им отвечали: Красное лето, Теплое лето. Кличка весны изменяется по местностям. В XVI веке в Екатеринбургской губернии существовал обычай: поутру рано жгли солому и кликали мертвых. Во многих местах окликали весну рано поутру, в Великий Четверг, и в этот день купались в реке до солнечного восхода, пока ворон не обмакнул в нее крыла, и умывались этой водою, чтобы здоровым быть весь год. Существовал и такой обычай: поселяне погружались три раза в воду и, кувыркнувшись на земле столько же раз, влезали потом на угол избы и пели песни в честь весны или скакали через плетень огорода, лазали на деревья, вертелись около стогов сена, кувыркались, катались по зеленой траве и пели: Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший. Простонародные обряды

Слайд 12

Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. Встреча весны

Слайд 13

- божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках. Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания "живого огня" начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы. Купала День Ивана Купалы

Слайд 14

А мы масленицу прокатили, А мы в глаза не видали, Мы думали: масленица семь недель, Ажно масленица семь денечков, Масленица сподманила, Великий пост посадила, И на хрен же, на редьку, На белую капусту. На масленицу каждый день имел в старину особенное значение, по которому обыкновенно определялся и самый характер народных забав и развлечений. Понедельник, например, называется встречею, потому что тогда праздновалось начало масленицы; вторник – заигрыши, так как с этого дня начинались разного рода развлечения, переряживанья, катанья; среда – лакомка, так как тогда открывались угощения у всех блинами и другими подобными яствами; четверг – широким, потому что с него начинался масленичный разгул; пятница – тещины вечеринки, когда зятья угощали своих тещ; суббота – золовкины посиделки, так как в этот день молодые невесты приглашали к себе на пир родных. Суббота являлась и днем проводов масленицы, поскольку на следующий день наступал прощеный день. Масленица

Слайд 15

Предки наши говорили, что Благовещение – самый большой у Бога праздник. В этот день, как и в Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на некоторое время крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранятся нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов, как знак видимого благословения Божия, для хорошего роста и плодородия нив. 7 апреля – Благовещение Пресвятыя Богородицы

Слайд 16

«За Страстную по всей Руси готовились к встрече Пасхи. Всюду делали пасхи, пекли куличи, красили яйца, мыли, убирали, чистили. Молодежь и дети старались приготовить к Великому дню как можно лучше и красивее раскрашенные яйца. Крашеные яйца – неизбежная принадлежность пасхального разговения. О происхождении пасхальных яиц и, в частности, о происхождении писанок существует в народе много легенд. Согласно одной из них, капли крови Распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия Креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следв в виде прекрасных узоров и цветных крапинок. Пасха

Слайд 17

Из поминальных дней особенно замечательна Родительская суббота. Поминовение родителей так важно, что считают за грех заниматься работою во время поминок, и тогда не должно поминать их блинами. Поэтому приносят на могилы пироги, калачи, кашу, кутью, яйца и разные жареные и вареные кушанья. Суеверие заставляло часто священника снимать с себя ризы, или епитрахиль, и постилать на могиле при совершении литии; по совершении литии священник с причетом и поминавшие съедали все принесенное. В прежние времена народ поминал умершим с языческими обрядами: совершив над могилами усопших поминовение, оставлял сродников плакать и рыдать. Женщины и мужчины, вспоминая добрые качества покойника, наполняли воздух плачевным воем: потом садились на могилу, угощали друг друга пивом, вином, пирогами, блинами, яйцами и проч.; остатки бросали злым духам. При питии вина отливали часть на могилу, а последнее сами выпивали. Радуницкие поминки всегда сопровождались чрезмерным упоением, от того вошло в поговорку: «Выпили пиво об маслянице, а с похмелья ломало после радуницы». Радуница

Слайд 18

Когда волхвы (они же маги и звездочеты), жившие к востоку от Палестины, увидели явление чудесной звезды, они поняли, что родился мессия, «царь иудеев». Они направляются в Иерусалим, чтобы сообщить об этом иудейскому царю Ироду, а заодно и просят помочь им найти этого младенца. Ирод испугался и призвал своих мудрецов-книжников, которые доложили, что, по древним предсказаниям, такой мессия должен родиться в Вифлееме. Туда и отправляет Ирод пришельцев с тем, чтобы они вызнали имя своего будущего соперника, претендента на его трон. Звезда точно указывает волхвам место, где мог находится младенец-Христос. Волхвы преклоняются перед ним как перед будущим царем, подносят ему в дар золото, ладан и благовонную смолу – мирру. Троица Троица перстов крест кладет. Троица Троицей, а трех свечей на столе не ставят. Но Троицу дождь – много грибов.

Слайд 19

С древних времен «пятидесятницу» сопровождали многими обрядами, такими, как плетение венков, гадания, катания на качелях, на лодках, украшение дома цветами и березовыми ветками, вставляемыми за образа. Праздник был связан с древним славянским культом поминовения и почитания предков, а также прославления расцветающей природы. Символом ее и служила молодая березка. В Троицкую субботу семьями шли на кладбище. Заботливо украшали могилы венками и березовыми ветками. В ночь под Троицу принято было на Руси «опахивать деревню», чтобы скот не падал. Девушки во всем белом впрягаются в соху, а парня с кнутами сопровождают в полном молчании. Пропахивают плугом крест, кладут в середину ладан, хлеб, можжевельник или ветки березы. Процессия обходит всю деревню и возвращается к этому кресту. После этого девушки начинают гадать. – Кружатся, и кто в какую сторону упадет, оттуда и жениха ждать. – Разбрасывают обломки старого плуга: в какую сторону упал обломок – оттуда и придет суженый. – Сжигают старые мужские брюки – тогда невест бывает больше. День Святой Троицы отмечается на 50-ый день после Пасхи.

Слайд 20

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http :// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png свитки Интернет – ресурсы:

nsportal.ru

Презентация "Обряды и обычаи древних славян".

Слайд 1

Обряды и обычаи древних славян Выполнила Шмелёва Дарья

Слайд 2

Славянское язычество Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины ( Перун ), бога скота и потустороннего мира ( Велес ), элементы образов близнечного божества ( Ярило и Ярилиха , Иван-да-марья ) и божества Неба-Отца ( Стрибог ). Также являются такие образы, как ( Мать Сыра-Земля ) связанная с ней богиня ткачества и прядения ( Мокошь ), солнечное божество ( Дажьбог ), и некоторые друг ие.

Слайд 3

Свадебные обряды и ритуалы Свадебные обычаи различались у разных племён в зависимости от типа брака . Славянский языческий брак в некоторых случаях мог быть полигамным . Патриархальный брак : Славяне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Патриархальный брак и многожёнство были характерны и для варягов - руси . Плата за невесту называлась в Древней Руси « вено », а свадебный обряд — « разувание » жениха. Древнее « разувание » фиксируется поздними обрядами снятия обуви с жениха и поговоркой «Ноги мыть и воду пить».

Слайд 5

Погребальные обряды и ритуалы Культ умерших предков был чрезвычайно распространён у славян с глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В связи с этим представляет интерес славянский погребальный обряд . «Повесть временных лет» так описывает этот обряд у вятичей: И если кто умрёт, совершают над ним тризну . После неё складывают большой костёр [18] , кладут на него мертвеца и сжигают . После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи , и прочие язычники. Под тризной здесь, видимо, имеются в виду состязания в память об умершем и вообще поминальные мероприятия . Обычай оставлять сосуд с костями умершего на столбах у дорог проясняется позднейшими этнографическими записями: столбы на кладбищах считались своего рода границей между живыми и мёртвыми. У этих столбиков бросалась посуда, применяемая при похоронах. Сами столбики нередко делались с подобием крыши и выемками — для удобства душ умерших, которые около них обитали. Позже кладбищенские столбики сменились православными крестами . [20] Кроме того, погребальные столбы отсылают к архаичному обычаю захоронения на деревьях и в стволах деревьев. Столб, таким образом, может играть в погребальном ритуале космогоническую роль Мирового Древа , по которому души умерших поднимаются в небесный мир предков

Слайд 7

КОНЕЦ

nsportal.ru

Презентация на тему "Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима"

Презентация на тему: Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Проект: "Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима". "История - сокровищница Описание слайда:

Проект: "Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима". "История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего." М.Сервантес

№ слайда 2 Цель проекта: Учебная цель: изучить сформировавшиеся традиции двух античных госу Описание слайда:

Цель проекта: Учебная цель: изучить сформировавшиеся традиции двух античных государств, сравнить духовную сторону жизни Древней Греции и Рима, выяснить, чем схожи и в чем различие между этими странами, выробатать и доказать определенную точку зрения по поводу античных государств. Воспитательная цель: побудить учеников к познавательной деятельности, способствовать духовному воспитанию учеников на примерах достижений античных цивилизаций, вызвать чувство уважения к традициям стран Древнего мира

№ слайда 3 тип проекта: информационно-групповой Описание слайда:

тип проекта: информационно-групповой

№ слайда 4 План урока: 1) Роль семьи в Древней Греции и в Древнем Риме 2)Воспитание и образ Описание слайда:

План урока: 1) Роль семьи в Древней Греции и в Древнем Риме 2)Воспитание и образование в Древней Греции и в Древнем Риме 3)Медицина в Древней Греции и в Древнем Риме 4)Монетная система в Древней Греции и в Древнем Риме 5)Праздники и зрелища в Древней Греции и в Древнем Риме

№ слайда 5 Роль семьи в Древней Греции Считалось, что супружество преследует две цели: обще Описание слайда:

Роль семьи в Древней Греции Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Заключение брака предшествовалось формальное обручение. Обещание жениху давала не сама невеста, а её отец от её имени. В классической Греции свобода женщин подвергалась существенным ограничениям. Даже свободная женщина не имела прав. Почти все дни гречанки проводили на женской половине дома – в гинекее, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей. Появлением на свет мальчиков было для семьи событием торжественным. Когда рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а когда девочка – шерстяными нитками.

№ слайда 6 Роль семьи в Древнем Риме Уже в древние времена семья была в Риме прочной и спло Описание слайда:

Роль семьи в Древнем Риме Уже в древние времена семья была в Риме прочной и сплоченной ячейкой общества, в которой безраздельно властвовал отец семейства – «патер фамилиас». Понятие семьи в римских правовых памятников было иным, чем сегодня, в состав её входили не только отец и мать и незамужние дочери, но и замужние дочери, не переданные формально под власть мужа, сыновья со своими семьями, а также рабы и прислуга. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей, пока те были маленькими. В канун свадьбы невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки и носившееся ею до той поры одежды–точно также поступали и греческие девушки. Хотя римские законы и отстраняли женщину от участия и отстраняли женщину от участия в делах государственных, матери, жены и сестры римских граждан хорошо ориентировались в политике, о многом узнавали от своих мужей, отцов, и даже помогали своим родным. Ухаживать за малышами римлянки доверяли рабыням-гречанкам.

№ слайда 7 Воспитание и образование в Древней Греции Начиная с семи лет мальчики попадали п Описание слайда:

Воспитание и образование в Древней Греции Начиная с семи лет мальчики попадали под опеку отца. Они приобретали навыки обращения с оружием, обучались музыке и танцам. Готовясь к участию в общественной жизни, мальчики овладевали ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной. С 14 лет начиналось систематическое занятие физическими тренировками, что служило подготовкой к воинской службе. Начиная с 18 лет, молодые люди должны были окончить эфебию (военно-спортивное учреждение), в которрой обучались 4 года. Совершенно иную, чем в Афинах, форму обучение мальчиков в Спарте. Семи лет от роду мальчик переходил под опеку государства. Включенный в один из отрядов, называвшихся илами, он мог после 4-летней подготовки, в 12 лет, приступить уже к более серьезным занятиям, которые завершал лишь в 20-летнем возрасте в качестве ирена-зрелого юноши. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать, писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также некоторые сведения о традициях Спарты, о её истории, религии и обрядах.

№ слайда 8 Девочки рано привыкали к труду. Под опекой матери они учились прясть, ткать, вес Описание слайда:

Девочки рано привыкали к труду. Под опекой матери они учились прясть, ткать, вести домашнее хозяйство, практиковались даже в лечении своих домочадцев, а также учились читать и писать. В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояла физическая сила и выносливость. Девочки занимались гимнастикой, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. А также их учили пению и танцам. В VI-V в. до н.э. первые школы ещё отличались между собой системой образования, у истоков многих школ стояли греческие философы. Ничего неизвестно о греческих школах для рабов наподобие римских. Но так как рабы – педагоги должны были водить в школу греческих мальчиков, присутствовать на уроках, делать вместе с детьми уроки, то можно предпоожить, что среди рабов было немало грамотных и образованных людей.

№ слайда 9 Воспитание и образование в Древнем Риме Как мальчики, так и девочки начинали учи Описание слайда:

Воспитание и образование в Древнем Риме Как мальчики, так и девочки начинали учиться с семи лет. Девочки из богатых семей – дома, под руководством матери, мальчики имели своего домашнего учителя, а те, кто происходил из семей менее состоятельных, посещали школу. Школы эти были частными, содержали их, чаще всего, греки – вольноотпущенники. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой раба-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома выполнял роль воспитателя и учителя одновременно. Римляне охотно отправляли своих детей на учебу за границу. Денег на это не жалели. Учились римляне в Афинах или на острове Родос. В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло на время оставить обучение и пройти военную службу. Одинаковое значение придавалось развитию интеллектуальных и физических способностей, упражнения и иные занятия не носили военного характера.

№ слайда 10 Девочки из богатых семей учились дома, те же, кто победней, ходили в школу вмест Описание слайда:

Девочки из богатых семей учились дома, те же, кто победней, ходили в школу вместе с мальчиками. Существовало, таким образом, совместное обучение с обязательной общей программой. Образование было необходимо женщинам прежде всего для участия в общественной жизни, в частности в общих собраниях граждан. Кроме того, девочки должны были заботиться о своем интеллектуальном развитии как будущие матери. Рабов разделяли на две категории: это те, кто оказался в Риме уже взрослыми людьми, и те, кто родился в доме своего господина. Среди первых было много образованных людей и, овладев латинским языком, они становились секретарями, библиотекарями. Для детей рабов организовывали школы – педагогиум. Программа в таких школах мало отличалась от программы для детей свободных граждан. Иного рода учебным заведением была школа гладиаторов. Сражаясь и умирая в амфитеатрах, они, лучшие ученики этих школ, развлекали богачей и отвлекали, успокаивали народные толпы, пристраиваюшиеся к подобным кровавым зрелищам.

№ слайда 11 Медицина в Древней Греции Изобретение врачебного искусства греки приписывали бог Описание слайда:

Медицина в Древней Греции Изобретение врачебного искусства греки приписывали богам: Апполону, Асклепию и Артемиде. В VI веке до н.э. в Греции появились многочисленные святилища – больницы, так называемые асклепионы, где жрецы – лекари поддерживали культ великого бога-исцелителя. Расцвет врачебной деятельности жрецов в асклепионах пришёлся на V век до н.э. На рубеже V – VI вв. до н.э. получило известность святилище Асклепия на острове Кос, где сформировалась знаменитая медицинская школа, связанная с именем Гиппократа, «отца медицины», работавшего не только на острове Кос, но и в Афинах, в Фессалии. Методы лечения постоянно обновлялись и уже не сводились только к принятию лекарства. Геродик из Силибрии во Фракии стал применять массажную терапию, лечебную гимнастику. Диокл из Кариста большое внимание уделял вопросам гигиены тела, диете и умению правильно чередовать работу и отдых. Искусство врачевания росло, применялись все новые методы лечения, но независимо от этого сохранялась и народная медицина.

№ слайда 12 Медицина в Древнем Риме Родоначальниками медицины в Риме считали богов – Апполон Описание слайда:

Медицина в Древнем Риме Родоначальниками медицины в Риме считали богов – Апполона и Асклепия-Эскулапа. Однако люди в Италии лечили друг друга еще задолго до того, как там утвердился культ Эскулапа. Практика и теория врачевания развивалась в Риме параллельно. В I веке н.э. Авл Корнелий Цельс, теоретик, сам не занимавшийся лечением больных, написал о различных недугов и методов борьбы с ними. Одним из самых выдающихся врачей древности был Гален. Он был практиком и теоретиком одновременно. В своих медицинских трактатах он касается анатомии, физиологии, гигиены и диететики, патологии и других областей медицины. Постепенно в Риме складывалась четкая специализация: были хирурги, окулисты, ларингологи, специалисты по женским болезням. Женщины в Риме, в отличие от греческих, не были отстранены от лечения, но независимо от этого сохранялась и народная медицина, траволечение, знахарство, а также вера в целительную силу некоторых священных источников.

№ слайда 13 Монетная система в Древней Греции В древнейшие времена в Греции, как и повсюду с Описание слайда:

Монетная система в Древней Греции В древнейшие времена в Греции, как и повсюду существовала торговля в форме непосредственного обмена. В дальнейшем за товары стали платить кусочками ценных металлов, а на следующем этапе кусочкам придавали форму: бруски, кружочки определенного веса. Пользовались ими до тех пор, пока не начали выпускать, наконец, настоящие монеты с выбитыми на них символами отдельных государств. Ценность бесформенных кусочков металла определялась их весом, и это нашло выражение даже в названиях некоторых мер веса и самих греческих и римских монет. Но когда ценность этих кусочков стала определяться штемпелем, нанесенным на монету, возникла система, близкая к современному денежному обращению. Первые монеты появились в греческих городах на побережье Малой Азии около 700 г. До н.э. Монеты эти чеканили из сплава золота с серебром, с так называемым электроном, или с «белым серебром». Первые золотые монеты начали чеканить в Лидии, именно там было много золотого песка. С появлением монет пришлось ввести устойчивую монетарную систему. Отдельные полисы имели свою монетную систему. Одним из способов наживы было уже в те времена изготовление фальшивых денег. О греческих фальшивомонетчиках упоминает Геродот. Однако крупных размахов этот малопочетный промысел достиг только в Риме.

№ слайда 14 Монетная система в Древнем Риме. В эпоху перехода от непосредственного обмена то Описание слайда:

Монетная система в Древнем Риме. В эпоху перехода от непосредственного обмена товарами и введению денежного обращения главным средством платежа был скот. В дальнейшем за товары стали расплачиваться медными брусками прямоугольной формы. При всех расчетах деньги отмеряли по весу. Настоящие монеты появились в Риме в середине V века до н.э. Но лишь с IV века до н.э. в Риме стали чеканить серебряные монеты. Их появление связано с растущими контактами между Римом и греческими колониями на юге Италии, где деньги из драгоценных металлов были уже в ходу. Золотые монеты вошли в обиход в период, когда Римская республика доживала свои последние годы. Организация монетного дела в Риме произошла в 289 г. До н.э. с учреждением особой коллегии в составе трех человек. Между монетами времен республики и империи заметны различия в знаках. Около 225 г. До н.э. в Римской империи действовала крупная, хорошо организованная шайка фальшивомонетчиков. Их центром была провинция Паннония. Свой преступный промысел они довели до совершенства и нанесли громадный ущерб финансовой системе государства.

№ слайда 15 Праздники и зрелища в Древней Греции Музыка и пение находились под покровительст Описание слайда:

Праздники и зрелища в Древней Греции Музыка и пение находились под покровительством трех муз: Эвтерпы, Эрато и Полигимнии. Только танец имел свою музу – Терпсихору. Среди музыкальных инструментов следует отметить большую популярность флейты, арфы, кифары. Изобретение лиры приписывают богу Гермесу. Считается, что в III в. до н.э. в греческих городах появились первые музыкальны школы. Большой интерес у греков вызывали у греков вызывали выступления мимов. Они демонстрировали очень выразительные бытовые сценки, сопровождающиеся легкими песнями и танцами, остроумными импровизациями. В V веке до н.э. триединовая хорея – музыка, пение, танец – породили театр. Это были представления, посвященные богу виноделия, плодородия Дионису. Это были великие Дионисии. Театр Диониса в афинах дошел до наших дней, однако он несколько раз перестраивался и восстанавливался. Театр для греков – это было большое религиозное торжество. Известен всему миру был также и греческий одеон – здание, предназначенное для музыкальных и поэтических состязаний. Главные торжества проходили в Аттике во время Панафинейских празднеств. Великие Панафинеи длились пять дней. Начинались они с торжественной процесии к храму богини Афины Паллады. В эти дни проходили состязания: гонки на колесницах, легкоатлетические состязания. В эти дни праздника проходили также и музыкальные конкурсы, выступления чтецов. Излюбленным развлечением были танцы в полном вооружении (пирриха)

№ слайда 16 Традиционной датой начала Олимпийских игр считается 776 год до н.э. – под этим г Описание слайда:

Традиционной датой начала Олимпийских игр считается 776 год до н.э. – под этим годом они впервые упоминаются в источниках. Игры в Олимпии проходили в священной роще Зевса. С Олимпийскими играми связаны великие достижения древнегреческой цивилизации, а также новые традиции страны. Например, экехирия – запрет всем греческим государствамвести войны в период проведения игр. В 708 г. До н.э. было введено пятиборье – пентатлон: прыжки, бег, метание диска, метание копья, борьба. Устраивались ли соревнования по плаванию неизвестно. Как бы то ни было, среди греков были великолепные пловцы. Известно, что к участию в играх не допускались рабы, иностранцы и замужние женщины. Лишь одной женщине позволено было наслаждаться зрелищем: это была жрица богини Деметры, святилище которой находилось в Олимпии. Игры проходили пять дней. В Афинах олимпионикам ставили памятники, они могли занимать в театре и на всю оставшуюся жизнь был освобожден от уплаты налогов. В Спарте победителей чествовали по-своему, по-военному: во время войны олимпиники сражались в первых рядах бок о бок со спартанским царем.

№ слайда 17 Праздники и зрелища в Древнем Риме Как и в Греции, в Древней Италии ни один праз Описание слайда:

Праздники и зрелища в Древнем Риме Как и в Греции, в Древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев. И здесь существовала триединая хорея. Из ударных инструментов римляне знали кимвал, систр (разновидность трещотки), крупесиорны. Широко распространены были кифара, лира, самбук (небольшая арфа треугольной формы), флейта. Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Говоря о римском театре, следует отметь, характер театральных представлений в Риме был совершенно иным, чем в Греции. Здесь заметно сказалось влияние этрусков, а затем и греков. Старейший считается малый театр в Помпеях (80 в. до н.э.) вместить он мог около 15 тысяч человек. Новинкой римского театра был занавес. По окончанию представления занавес поднимался. Помимо театра в Помпеях, Рим славился еще двумя театрами: театр Бальба, сооруженный при Октавиане Августе , театр Марцелла, начатый при Юлии Цезаре, но открытый только 11 году до н.э. Древнейшими в Риме считались Таврские игры в честь подземных богов. Впервые они были проведены царем Тарквинием Гордым. Важнейшими играми считались Великие игры. Они были посвящены Юпитеру и длились 4 дня. Каждую весну, в середине мая, в Риме устраивали Амбарвалии, праздник в честь бога Марса;

№ слайда 18 Первые организованные гладиаторские игры сохранили связь с погребальными обрядам Описание слайда:

Первые организованные гладиаторские игры сохранили связь с погребальными обрядами. Само слово «гладиатор» образовано от слово «гладиус» - меч. Со временем для гладиаторских боев стали строить амфитеатры. И бои стали устраивать по разным поводам: будь то похороны или праздники. Гладиаторов отбирали главным образом из военнопленных, преступников, осужденных на смерть. Первоначально вооружение гладиатора состояло из копья, шлема, длинного прямоугольного щита и ножных доспехов. Постепенно вооружение менялось и становилось все более разнообразным. Особое удовольствие безжалостной публике доставляло, когда на арену выходил гладиатор в глухом шлеме, спускавшимся на лицо и лишенных отверстий для глаз. Как известно, жизнь раненного бойца зависела от воли зрителей: большим пальцем они указывали жить раненному или нет, поднимая палец или опуская его вниз. Некоторые гладиаторы были особенно популярны в Риме: Гермес, Гелий, Адволант. Со временем на аренах амфитеатров стали устраиваться бои гладиаторов с дикими зверями.

№ слайда 19 Результаты и выводы. Сравнительный анализ данных: Описание слайда:

Результаты и выводы. Сравнительный анализ данных:

ppt4web.ru

Традиции и обычаи Древней Руси

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

Яндекс.Метрика

myslide.ru

Быт и нравы древней Руси 16 века

Описание слайда:

Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. Обряды, которые совершали когда-то в старину наши великие предки-пращуры, призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПриРОДой, связь с нашими РОДными славянскими Богами. Кологод у славян разделён четырьмя временами года (зима, весна, лето, осень), в каждом из которых особо отмечаются великие праздники: 2 солнцестояния (солнцеворота) зимой и летом - время когда перерождается Солнце: старое Солнце угасает, но его место занимает новое - нарождающиеся, молодое и 2 равноденствия (весной и осенью). Солнце же издавна особо почиталось у славян как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому. И так происходит каждый год, постоянно, по безпрерывному колу (кругу), в виде которого древние славяне представляли и нашу Вселенную. Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. Обряды, которые совершали когда-то в старину наши великие предки-пращуры, призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПриРОДой, связь с нашими РОДными славянскими Богами. Кологод у славян разделён четырьмя временами года (зима, весна, лето, осень), в каждом из которых особо отмечаются великие праздники: 2 солнцестояния (солнцеворота) зимой и летом - время когда перерождается Солнце: старое Солнце угасает, но его место занимает новое - нарождающиеся, молодое и 2 равноденствия (весной и осенью). Солнце же издавна особо почиталось у славян как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому. И так происходит каждый год, постоянно, по безпрерывному колу (кругу), в виде которого древние славяне представляли и нашу Вселенную.  

myslide.ru