Предыстория древней руси. Список литературы по истории Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древней Руси. Предыстория древней руси


История Древней Руси — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

История Древней Руси — история Древнерусского государства с 862 (или 882) года до татаро-монгольского нашествия.

К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России в районе Приильменья сложился крупный союз из ряда восточно-славянских, финно-угорских и балтских племён, под властью князей династии Рюриковичей, основавших централизованное государство. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племён. Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Русской земли.

Древняя Русь являлась крупнейшим государственным образованием Европы, боролась за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с Византийской империей. При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов — Русскую Правду. В 1132 году после смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных княжеств: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Черниговское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество и другие. При этом Киев оставался объектом борьбы между наиболее сильными княжескими ветвями, а Киевская земля считалась коллективным владением Рюриковичей.

В Северо-Восточной Руси с середины XII века возвышается Владимиро-Суздальское княжество, его правители (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо), ведя борьбу за Киев, оставляли своей основной резиденцией Владимир, что привело к его возвышению в качестве нового общерусского центра. Также наиболее могущественными княжествами были Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское. В 1237—1240 годах больши

ru.bywiki.com

История Древней Руси Википедия

История Древней Руси — история Древнерусского государства с 862 (или 882) года до татаро-монгольского нашествия.

К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России в районе Приильменья сложился крупный союз из ряда восточно-славянских, финно-угорских и балтских племён, под властью князей династии Рюриковичей, основавших централизованное государство. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племён. Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Русской земли.

Древняя Русь являлась крупнейшим государственным образованием Европы, боролась за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с Византийской империей. При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов — Русскую Правду. В 1132 году после смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных княжеств: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Черниговское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество и другие. При этом Киев оставался объектом борьбы между наиболее сильными княжескими ветвями, а Киевская земля считалась коллективным владением Рюриковичей.

В Северо-Восточной Руси с середины XII века возвышается Владимиро-Суздальское княжество, его правители (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо), ведя борьбу за Киев, оставляли своей основной резиденцией Владимир, что привело к его возвышению в качестве нового общерусского центра. Также наиболее могущественными княжествами были Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское. В 1237—1240 годах большинство русских земель подверглись разрушительному нашествию Батыя. Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир, Галич, Рязань и другие центры русских княжеств были разрушены, южные и юго-восточные окраины утратили значительную часть оседлого населения.

Предыстория[ | код]

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.

До призвания варягов[

ru-wiki.ru

История Древней Руси

История Древней Руси.

Немного об истории вообще и о русской в частности

Исто́рия — область знаний,

а также гуманитарная наука

, занимающаяся изучениемчеловека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий

МИРОВОЗРЕНИЕ РУССКОГО ИСТОРИКА АНТИНОРМАНИСТА.

Николаос Гизис. Аллегория истории (1892)

Первоначальное значение, этимология и смысл термина история

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление, добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов[5].

В древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины[6][7].

Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть»[8][9]. В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать»[10].

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных»[11]. Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «естественная история». Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII веке[12]. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история»[11].

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи[стиль]. По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче, «вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа[13]. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники[14]. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники[15], например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным[16], а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками[17]. Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства[18].

Методы истории нашего времени

Основы исторического метода

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

  1. Когда исторический источник был написан?
  2. Где он был создан?
  3. Кем?
  4. На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
  5. Какова была оригинальная форма источника?

Насколько источник заслуживает доверия?

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими свидетельствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Как пишет в самом начале своего труда «История» Геродот (484—425 гг. до н. э.),

Herodotos Met 91.8.jpg

ГЕРОДОТ Геродот (484—425 гг. до н. э.)

Геродот автор первого полномасштабного исторического трактата,

описывающего Греко-персидские войны

Он собрал и записал эти сведения (ἱστορίης ἀπόδεξις — изложение сведений, полученных путём расспросов. —Прим.), чтобы прошедшие

события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности,

в особенности же то, почему они вели войны друг с другом[22].

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником,Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия[23].

Бюст Фукидида

ФУКИДИД

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Sima Qian (painted portrait).jpg

Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.),

На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегельтакже следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид[18]. Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и вмарксистскуюфилософию истории.

Арабский историк Ибн Хальдун в 1377 году анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчёркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков[24]. Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии[25], в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии»[26][27][28]. Большое значение имела разработка Ибн Халдуном концепции политико-демографических циклов, представлявшей собой одну из первых попыток научного описания исторической динамики[29].

Ibn khaldoun in a maroccan stamp.jpg

Ибн Хальдун в 1377 году

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке, Тревельяна, Броделя,Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством. Не менее спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс иКонквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зренияфеминизма. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии[источник не указан 2815 дней]. В последнее время всё большую силу начинает набиратьклиодинамика — математическое моделирование исторических процессов.

Особый интерес представляет метод разработанный Ю́рием Ива́новичем Вене́линым(настоящее имя — Георгий Гуца, лат. Georgius Hutza; 22 апреля (4 мая) 1802, Тибава, Береговский комитат, Королевство Венгрия, ныне Свалявский район Закарпатской области — 26 марта (7 апреля)1839, Москва) — российский иболгарский историк и публицист, один из создателей славистики, деятель славянского национального возрождения.

BASA-2072K-1-408-6-Yuriy Venelin.JPG

Значение его деятельности

Деятельность Венелина не имеет однозначной оценки. Как при жизни учёного, так и после смерти его труды обвинялись в дилентантизме, незнании основ исторической методологии, пренебрежении фактами, стремлении любыми средствами удревнить историю славян. С другой стороны, совершенно бесспорны его заслуги в пробуждении интереса к славяно-болгарской истории как в России, так и в самой Болгарии. Как утверждаетЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «он разбудил Болгарию для новой деятельности, напомнил ей славное прошедшее, научил правильно смотреть на язык, традиции и все явления общественной жизни»[7]. Деятели болгарского национального возрождения называли Венелина своим предшественником[8], некоторые из них (Васил Априлов,Николай Палаузов) были знакомы с ним лично. Фамилия Венелина стала распространённым болгарским личным именем.

В последние годы в России, Болгарии, Словении, на Закарпатской Украине снова возникает интерес к наследию Венелина.

Мысли об истории вообще и русской в частности

Ю.И. Венелин

Слово история, Бог весть с чего взятое, означает описание или изображение; посему история России есть то же, что изображение России. Таким образом, вы напишите историю нынешней России тогда только, когда изобразите её со всех сторон и во всех её частях, представите её на ладони. Дело идёт о народе. Так:

1) Откройте его отличительные черты от прочих народов, язык, имя;

2) Изобразите его устройство (organisatio) ибо народ как целое, есть тело органическое; организм этот есть не иное что, как только порядок; порядок же есть единственное условие существования, или жизни целого.

Устройство народа состоит из двоякого порядка: а) внешнего, или формы устройства, и б) из внутреннего, или законов и прав. Вот два условия жизни народа как целого, из коих первое представляет нам органы, или орудия жизни народной, а последнее самую внутреннюю, жизненную силу. Оба рода порядка имеют между собою столь тесную связь, что один без другого существовать не может. Изображение всего первого на чужом языке называется археологией, археографией ( ). Русского названия для этой науки нет, ибо учёные, для общего блага, до сих пор думали, что понятнее будет название науки, вымастеренное из какого-либо бусурманского языка, чем русское и что полезнее для уразумления оного имени заставить юношу коптеть 7 лет над Эллинским языком, чем посредством русского слова дозволять ему понять то в одну секунду.

Это просто, по русски, можно перевести чинопись, т.е. описание чинов.

Изображение последнего есть (номография) nomographia, законопись, dicaeographia описание прав и законов, иначе, правоведение, законоведение.

Изобразив подробно внутреннее и внешнее устройство народа, т.е. тело как целое, мы уже получаем о нём довольно ясное понятие.

3) Изобразите душу народа. В этой статье изобразите а) характер и нравы; б) умственные способности: 1) всю сферу его сведений касательно Бога, природы и самого человека; 2) состояние искусств и изжелий.

4) Изобразите его, так сказать, прозябание: а) все роды напитка, пищи, им употребляемой, образ приготовление и употребления оной: б) все виды, качества и формы одеяний: в) качества и формы жилищ: г) опишите ясно все вещи, употребляемые в общежитии, во-первых, из необходимости, во-вторых, из пользы, в-третьих, для удовольствия: словом, опишите обзаведение народа, или питание.

5) Получив понятие о теле народа или массы, устройстве оной, душ или духа оной, и образ пропитания оной вы начертили главные условия, соединение коих составляют полную жизнь народа, совершенно аналогически с теми законами или условиями какими поддерживается жизнь самого человека.

Единственный признак сей жизни есть движение, как в человеке, так и в народе. Может быть, скажете, что человек может жить некоторое время без всякого движения, т.е. что, ничуть не двигаясь, он всё живёт. Нет, движение хотя и неощутительно с наружи, но составные частицы его тела движутся безостановочно. И тогда, когда тело человека будет находиться в совершенном, так называемом, покое, дыхание как условие питания тела, движет большую часть покоящегося тела, а пульс разливает во все уголки оного движущуюся влагу, т.е. питательные соки. Посему самое питание тела, само по себе, есть вечное движение, происходящее в столь строгом порядке, что нельзя ему не удивляться довольно.

Конечно подобное движение совсем различно от того, которое производит человек, возбудившийся от сна и принявшийся за работу. Разница ощутительна : посему, вообще, движение разделить можно на: 1) движение внутреннее, или питания, или существования, или порядка: 2) лвижение внешнее, или предприятия.

Совершенно подобным образом происходит и в народе.

Внутреннее движение есть:

а) повиновения или порядка; это есть беспрерывное течение дел государственных, дел управления всего целого во всех больших и малейших его частях;

б) питания, когда все частицы сего целого гоняются за собственным своим пропитанием. Внешнее движение или предприятия, суть все те деяния, которые целый народ или часть оного, по воле целого предпринимает; эти то предприятия суть дела, или деяния народа, почти всегда клонящиеся к своей настоящей или будущей пользе, а иногда и для пользы другого, если этого требует собственная выгода, точно так, как это бывает и с человеком. Дела народа обыкновенно происходят или посредством послов, или посредством армий, или посредством коммерческой компании, караванов; Сюда относятся все предприятия для общего удобрения и усовершенствования поля наук, искусств и ремёсел и кое что ещё, тому подобное.

В сем-то последнем (внешнем движении) мы должны понять и изобразить степень народной деятельности, от которой единственно зависит его независимость и довольство, т.е. счастье.

Итак, в полном изображении народа вы должны очертить и степень его деятельности и сравнить с делами других. Это весьма нужно знать; ибо эта деятельность не всегда находится на той же точке: иногда бывает сильнее, иногда - слабее, иногда в том, а там в другом отношении. Конечно, только из верного назначения разных оттенков деятельности народа можно начертать верное его жизнеописание, или описание его деяний.

Наконец, чтобы почувствовать относительное достоинство, деятельность, относительное состояние народа, должно познакомиться с его соседями: ибо нужно знать какую роль он играет в кругу своих соседей. Это суть те оттенки, которые вполне осветят ваше изображение.

Вот условия, по которым вы должны начертить ясное и живое изображение, т.е. историю сегодняшней России. Дело огромное, труд утомительный; сколько предметов, сколько понятий, сведений должно войти в состав этой огромной картины! То есть вы должны знать Россию во всех возможных отношениях и подробностях, насквозь и поперёк; т.е. ваша голова должна заключать в себе библиотеку всех наук, проистекающих из вышеупомянутых условий.

Из этого выходит, что редкий, очень редкий россиянин может быть живописцем своего отечества; ибо у редкого вся упомянутая библиотека в голове. Мне никто ещё не попадался в глаза, коему были известны все подробности состояния России во всех отношениях; разные её черты и мне ещё не известны.

Правда, есть лица, которые находятся на столь выгодных точках, что могут всё почти обозреть; однако и многое убегает от их взора по той или иной причине. Вообще живописец должен иметь все возможные пособия и материалы для своей картины, т.е. он должен иметь перед собой готовые и верно срисованные черты порознь, для того, чтобы соединить их в одно нераздельное целое. Но это искусство, представить все отдельные черты в единстве, весьма трудно и требует гениального творца; между тем как изобразить порознь, например состояние медицины, законодательства, торговли, землепашества, нравов и прочее может написать всякий.

Но изобразить сих предметов нельзя без частых повторений в одних того, что сказано в других; ибо теснейшая связь находится между медициной и законами, медициной и общежитием, общежитие связано с нравом и духом народным, дух с деятельностью в науках и искусствах, и, вообще, всё внешнее движение народа, деятельность с законами, законы с просвещением и религией; словом, всякая черта выходит из другой и переливается в иную, так что одна другой является причиной и следствием.

Итак даже изображение или история одного целого, находящегося перед вашими глазами есть сама по себе утомительнийший труд, ибо, кроме необходимости всех подробных, и вместе, верных сведений, надо бы ещё владеть редким и отличнейшим искусством живописать или описывать.

Конечно, цель истории настоящей России есть та, чтобы познакомить с ней всякого. Верного понятия, верного знакомства нельзя ожидать, как только от верного описания. Для сего нужно снять копию, так сказать, с самой натуры и представить всю машину ясно, как бы нВ ладони.

Съёмка подобной копии может иметь весьма полезные и благие следствия, ибо скорее и удобнее укажет на недостатки в натуре и подаст повод к исправлению оных. Для сего нужно бы всё, что только можно или позволительно выводить наружу.

По настоящему, надлежало бы всякий год снимать с целой народной массы верную копию и хранить её в надлежащем порядке; тогда только всякий наблюдатель, обозревая несколько копий, например 10, может усмотреть с копии до копии, постепенное перерождение, исправление целого, преобразование или перехождение, исправление целого, в тех или других, или во всех чертах. Эти только 10 верных копий, или изображений, т.е. история целого, могут составить верную десятилетнюю историю государства. Правда, что многое и главное в копии нелегко переменяется, т.е. то, что ныне было и в прошлом году, останется и в будущем и т.д. Однако никогда одна копия не похожа совершенно на другую; разница между ними всегда большая или меньщая, смотря по тому, как нововведения, изменения в общем устройстве и явления народной деятельности происходят чаще и больше. Чем более и ощутительнее разница между копиями, тем более было деятельности и движения к лучшему в государстве; но если эта разница между 10 копиями, первою и десятою очень мала, то это показывает, что народ в продолжении десятилетия находился в глубокой тишине или так в летаргическом бездействии; это был бы прямой путь к его ничтожеству,

бедности и слабости. Междоусобие или внутреннее волнение, раздор между частями, есть совершенно то, что конвульсии в человеке от коих всё тело изнемогает и умирает.

Итак, по этому очень ясно, что значит история народа или государства не только лет 10-ти, но и 500 и 1000 лет: разумеется, столько же верных изображений или копий отечества.

Эти 1000 копий, конечно, составляют 1000 томов, в которых многое повторяется одно и то же, но историк не перепишет всех этих копий вполне, но только представит первую полную, и, переходя через следующую, заметит только их постепенные разницы, не повторяя всего находящегося в первой. Или историк изображает подробно и ясно все постепенные перемены в своей копии от 2-й до 1000-й; заметит настоящие причины этих перемен и вместе пускается за их последствиями, которые суть не иное что, как последующие перемены же, или если сих естественных следствий или перемен не последовало, то изобразит те причины или обстоятельства, которые их удержали. Вот поприще для всякого гения. Эта гениальность состоит в том, кто сумеет предмет свой изобразить вернее и живее.

Древняя Русь.

В работах историков 19- 21 веков.

В течение 19-20 веков был собран внушительный объем новых источников по русской истории, и в монографической литературе, выпущенной как в России, так и за ее пределами, появились многие новые и значимые точки зрения. Широта охвата русской истории значительно увеличилась во времени, были осуществлены дальнейшие исследования как недавних, так и ранних периодов, и многие, не получившие ранее достаточного внимания, аспекты были разработаны значительно полнее, хотя и в неравной степени. В настоящее время достаточно подготовлена почва для систематического представления целостного курса русской истории с соответствующим размахом, позволяющим предложить ее глубокое изложение, которое бы базировалось как на собранном источниковом материале, так и на результатах специальных научных исследований

Наряду с рассмотрением основных тенденций русской политической, экономической и социальной истории, во многих работах предпринята попытка их объединения с анализом культурного развития страны. Особое внимание, как отечественными историками, так и зарубежными, уделено истории составляющих частей Российской Федерации до и после их объединения под единой политической властью как в Российской Империи, СССР так и в РФ. Положение русских в мире обсуждалось историками на каждой стадии истории России не только с точки зрения внешней политики государства, но и в перспективе культурных контактов.

Особый интерес представляют работы, освещающие более ранний период русской истории, вплоть до прихода варягов.Это работы современных и авторов прошлого, таких как Д.И. Иловайский, А.Ф.Вельтман, Ю.И. Венелин, Г.В. Вернадский, В.И. Меркулов, Л.Н. Гумилёв, а так же других авторов 19-20 веков.

Подход авторов 20 века к материалам, используемым в этой работе, требует объяснения. До 20 века было принято начинать русскую историю с варягов, в то время как все произошедшее до этого времени, если и вовсе упоминалось, относилось к «доистории» с точки зрения изучавшего прошлое России. Именно археологи, отталкивающиеся от «доистории», впервые попытались проанализировать наиболее ранние тенденции развития истории России.

Решение задачи достоверного восстановления истории древней Руси встречается с почти непреодолимыми трудностями, поскольку соответствующие письменные, в особенности отечественные источники, характеризующие наиболее ранний период, чрезвычайно редки.

Можно, как это делал Г.В Вернадский, сравнить решение этой задачи с восстановлением разбитой вазы из осколков, часть которых утеряна; из-за широких пробелов трудно поставить на свои места даже те кусочки, которыми мы обладаем. Поэтому во многих случаях авторам работ по истории древней Руси было необходимо обращаться к методу предположения, но в каждом из них эти авторы пытались многократно проверять свои гипотезы при помощи всех доступных непрямых свидетельств.

Учитывая широкую миграцию ранних славянских племен, а так же тот факт, что зарождение и развитие любого государства протекает в тесном соседстве с другими народами и государствами, внимание этими авторами уделялось не только событиям в границах географического пространства самой России, но также развитию некоторых прилегающих регионов, как, например, на Балканском полуострове, а также политике существовавших в то время империй – Византийской империи, Тюркского каганата и халифата, связанной с историческими событиями в древней Руси.

Хотя в книгах авторов 20 века много информации об истории Византийской империи, булгар, хазар и т.д., всё же они ни в коей мере не являются очерками византийской или балканской истории, а только описывают лишь некоторые моменты истории византийского мира, которые имеют прямое или косвенное отношение к развитию русского народа и русской цивилизации.

Исторические корни русского народа, как и всякого другого народа на территории РФ, уходят в глубокое прошлое. В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период.,,,»

Как говорилось выше, именно археологи, отталкивающиеся от «доистории», впервые попытались проанализировать наиболее ранние тенденции развития истории России.

Во второй половине 20 века на основе археологии и открытий биологов в области генетических исследований появилась новая историческая наука - Археогенетика

Археогенетика (от архео- + генетика) — область исследований молекулярной генетики,

Schematic relationship.png

в которой методы популяционной генетики применяются к изучению истории человечества. Автором термина «археогенетика» является британский археолог Колин Ренфрю.

Популяцио́нная гене́тика, или генетика популяций — раздел генетики, изучающий распределение частот аллелей и их изменение под влиянием движущих сил эволюции: мутагенеза, естественного отбора, дрейфа генов и потока генов. Также принимаются во внимание пространственная структура популяции и субпопуляционные структуры. Популяционная генетика пытается объяснить процессыадаптации и видообразования и является одной из основных составляющих

idoorway.mirtesen.ru

Список литературы по истории Древней Руси

Здесь будет представлен список литературы, которая была задействована при составлении данной книги.

1. С.В. Алексеев «Славянская Европа 7-8 веков». Москва. 2007 г.2. А.А. Абрашкин «Предки русских в Древнем Мире» Москва 2002 г.3. А.А. Абрашкин «Средиземноморская Русь» Москва. 2006 г.4. Андерс Стриннгольм « Походы Викингов» Москва. 2002 г.5. М.И. Артамонов «История Хазар» Санкт – Петербург. 2001 г.6. А.Н. Афанасьев «Мифология Древней Руси» Москва. 2005 г.7. Г.М. Бауэр «История Письма» Москва. 2002 г.8. А. Белов «Велес – бог Русов» Москва 2007 г.9. О. Берегова «Символы Славян» Москва. 2007 г.10. А. Бычков, А. Низовский, П. Черносвитов «Загадки Древней Руси» Москва.11. А. Бычков «Киевская Русь. Страна, которой никогда не было» Москва. 2005 г.12. С. Валянский, Д. Калюжный «Другая история средневековья» Москва. 2001 г.13. С. Валянский, Д. Калюжный «Другая истории Руси» Москва. 2001 г.14. Г.В. Вернадский «Киевская Русь» Москва 2001 г.15. С. Галлямов «Древние Арии и Вечный Курдистан» Москва 2007 г.16. Е.С. Галкина «Тайны Русского Каганата» Москва. 2002 г.17. Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь» Москва. 2002 г.18. Н.Р. Гусева «Славяне и Арьи. Путь богов и слов» Москва. 2002 г.19. Н.Р. Гусева «Русский Север – Прародина Индо-Славов» Москва. 2003 г.20. В.Н. Демин, С.Н. Зеленцов «Загадки Российской Цивилизации» Москва 2002 г.21. В.Н. Демин «Тайны земли Русской» Москва. 2000 г.22. Д. Дудко «Голубиная книга» Москва. 2008г.23. Д. Дудко «Божественное родословие славян» Москва 2002г.24. Гвин Джонс «Викинги» Москва. 2003г.25. Д. Иловайский «Начало Руси» Москва. 2002г.26. Ф.С. Капица «Тайны славянских богов» Москва. 2007г.27. Л.С. Клейн «Воскрешение Перуна» Санкт-Петербург. 2004г.28. В. Кожинов «Правда против кривды» Москва. 2006г.29. К. Королева «Языческие божества Западной Европы» Москва. 2005г.30. А.А. Коробейников «Русский народ» Москва. 2001г.31. В.А. Корчегина «Санскритско-Русский Словарь» Москва 2005г.32. А.Г. Кузьмин «Начало Руси» Москва. 2003г.33. В. Курбатов «Тайные маршруты славян» Москва 2006г.34. А.С. Королев «Загадки первых Русских князей» Москва. 2002 г.35. В. Ларионов «От царской Скифии к святой Руси» Москва. 2005г.36. М.В. Ломоносов «Древняя Российская История» Архангельск. 2006г.37. А. Леонтьев «Истоки Медвежьей Руси» Москва. 2007г.38. А. Леонтьев «Биармия – Северная колыбель Руси» Москва 2007г.39. С. Ляшевский «История христианства в Русской земле» Москва 2002г.40. Геза Фон Неменьи «Священные руны. Магические символы» Москва 2007г.41. Е.А. Мадлевская «Русский Праздник» САНКТ – Петербург. 2002г.42. Е. Мадлевская «Русская мифология» Москва. 2005г.43. М.М. Маковский «Сравнительный Словарь мифологической символики в индоевропейских языках» Москва 1996г.44. Е.А. Мельникова «Древняя Русь в свете зарубежных источников» Москва 2003г.45. Н.Б. Мечковская «Язык и религия» Москва. 1998г.46. К. Пензев «Хан Рюрик. Начальная истории Руси», Москва. 2007г.47. С.В. Перевезенцев «Тайны Русской Веры» Москва 2001г.48. Ю.Д. Петухов «Тайны Древних Русов» Москва 2001г.49. А. Петрухин «Мифы Финно-Угров» Москва. 2003г.50. А. Платов «Магические искусства Древней Европы» Москва. 2002г.51. Л. Прозоров «Времена Русских богатырей» Москва. 2006г.52. Л. Прозоров «Кавказский Рубеж. На границе с Тмутараканью» Москва 2006г.53. Л. Прозоров «Язычники Крещеной Руси» Москва 2007г.54. Б. Рыбаков «Язычество Древних славян» Москва. 2002г.55. А.В. Семенов «Этимологический Словарь Русского языка» Москва 2005г.56. М. Семенова «Мы – Славяне» Санкт – Петербург. 2005г.57. А.Г. Силаев «История русской геральдики» Москва 2002г.58. М. Сериков «Рождение Вселенной» Москва. 2005г.59. А.Ф. Студенцов «Тайна происхождения Древней Руси» Санкт–Петербург.60. Б.Г. Тилак «Арктическая родина в Ведах» Москва. 2002г.61. В.А. Чудинов «Загадки славянской письменности» Москва. 2002г.62. С.Э. Цветков «Русская История» Москва 2003г.63. В. Шамбаров «Великие империи Древней Руси» Москва. 2007г.64. В. Шамбаров «Русь. Дорога из глубины тысячелетий» Москва. 2002г.65. В. Чивилихин «Память» Москва 2007г.66. В.А. Чудинов «Загадки славянской письменности» Москва. 2002г.67. С.В. Юшков «Русская Правда» Москва. 2002г.68. В. Янович «Великая Скифия. История Докиевской Руси» Москва. 2008г.

predistoriya-drevney-rusi.ru


Смотрите также