Представления древних о мире. Представления древних людей о мире.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ. Представления древних о мире


Представления древних людей о мире. — КиберПедия

Исследователь Эротосвен был убежден, что Земля круглая. В это время в Древней Греции вводятся понятия широты и долготы. Эпоха Средневековья характеризуется тем, что знания были забыты, и все скатилось до примитивного знания о мире. В Средневековье появились теокарты. Средневековые исследователи считали Землю диском, который окружен водой. 14 век – рубеж картографии и всей географии в частности, это эпоха великих географических открытий. Середина 15 века – создание первого глобуса Земли (немецкий исследователь Бехайн). Меркатор – создатель первого атласа. Он разработал систему топографических знаков.

 

Географический атлас – это сборник географических карт Земли или какого-то ее региона. Помимо физической карты, в атлас включают политическую, климатическую, экономическую и туристские* карты.

 

Туристская карта – достаточно новое явление в картографии (около 50 лет), представляют собой физическую карту, на которую наложено изображение тех достопримечательностей, которые интересны большинству людей, это могут быть гостиницы, кинотеатры, развлекательные центры и т.д..

 

История картографии России.

Специлисты датируют первую карту России в 16 веке (эпоха Ивана Грозного) – карта большого чертежа. Карта и чертеж не сохранилась, но остались комментарии.

Вторая карта – карта Годунова.(карта Москвы)

18 век – карты Сибири. (помогали первопроходцам, которые осваивали Сибирь). В 1822 году был учрежден корпус военных топографов. Активно стали создаваться карты военного значения.

К середине 19 века картография в России получила огромное развитие, стали свободно продаваться.

 

Компьютерная картография-это современная карторафия.

 

Рекреационная география.

Очень важное понятие для туризма. Рекреация – “восстановление”.

Рекреация– это комплекс оздоровительных мероприятий, который осуществляется для восстановления сил и работоспособности здорового человека.

Рекреационная география охватывает:

· санаторно-курортные лечения

· баньялогические

· климатологию

· стрессотерапия

· ароматерапию

 

Рекреационная география в общем и целом состоит из двух частей:

 

1) анализ и оценка природных комплексов с точки зрения воздействия их на человека

2) оценка экономических показателей данных природных комплексов (Камчатка и Углич)

 

Факторы, влияющие на рекреационную оценку территории:

Ø климат (оказывает отрицательное воздействие на человека)

Ø наличие/отсутствие водоема (например, Камчатка)

Ø характер рельефа

Ø аттрактивность

Критерии оценки территорий с точки зрения рекреации.

Территории:

1.Благоприятные, в которых отсутствует или представлен в минимуме отрицательный фактор

2.Пригодные для рекреационного использования, в которых неблагоприятные факторы не оказывают отрицательного воздействия на организм человека

3.Неблагоприятные, в которых неблагоприятные факторы оказывают негативные воздействия на организм человека

 

 

Теории социально-экономической географии

1.Теория экономико-географического положения

 

Это одна из самых разработанный теория, которая не имеет противоречий, с положениями этой теории согласны почти все исследователи. Нашла применение в прикладной отрасли.

 

Это положение населенных пунктов (городов, районов, страны) по отношению к другим объктам. Эти объекты разнохарактерны.

Первая группа объектов:

· Социально-экономические объекты (населенные пункты, транспортные пути, государства)

· Природные объекты (водные пути, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы, с/х угодья)

· Население в качестве производительных сил (дети и пенсионеры не рассматриваются в качестве объектов, так как не являются производственной силой)

 

Экономико-географическое положение может быть общим, или интегральным (комплекс всех групп) и частным.

 

Научный спор среди исследователей: Относить ли теорию экономико-географического положения к теории политико-географического положения?

 

Критерии оценки ЭГП.

 

Полезность (рентабельность) – по минимуму затрат на предпринимательскую деятельость по сравнению с затратами в других регионах.

 

Потенциальность – перспективы предпринимательства.

 

Рыночная позиция – наличие условий создания и поддержания длительных конкурентных преимуществ.

Теория природопользования.

 

1.теория природо-ресурсного потенциала (ПРП)

Это предельный запас производственных ресурсов, созданных природой и доступных для использования. Природные русурсы бывают:

· Интегральные (весь комплекс)

· Частные (по видам природы)

 

2.теория ресурсных циклов (ТРЦ)

Циклы делятся на определенные стадии:

· обнаружение определенных ресурсов

· добыча

· переработка

· возвращение в природу отработанных отходов

 

Наша страна лес только добывает, но не перерыбатывает и продает крайне дешево.

 

3.теория территориальных сочетаний природных ресурсов (ТСПР)

Это сочетание ресурсов, их взаимопроникновение на определенной территории.

 

Природные ресурсы находятся в неразрывном сочетании с природными условиями.

Природные условия различают:

§ по силе и характеру воздействия

§ по территории распространиения

§ по разностроронности, продолжительности и сезонности

§ по характеру влияния на разные группы населения

§ по степени возможности и целесообразности улучшения

§ по степени влияния на жизнедеятельность населения

 

По степени влияния на жизнедеятельность населения территории различают:

ü экстремальные (природный прессинг на жизнедеятельность) Например, Воркута, где вечная мерзлота, короткое лето и длинная полярная ночь, но организму человека нужна теплая почва, и нужен солнечный свет

ü дискомфортные (тот же природный прессинг только в меньшей степени, то есть регионы, где может проживать коренное население, организм которого приспособился к таким условиям, для других такие условия будут дискомфортны (негры))

ü гиперкомфортные(те территории, где комфортно чувствует себя пришлое население, легко адаптируется)

ü прекомфортные(территории с оптимальным положением для жизнедеятельности)

ü комфортные

Населенческие теории.

География населения:

· теория расселения населения и теория единой системы расселения (заключаются в порядке и причинах расселения тех или иных групп населения на отдельных территориях; дают ответ на вопрос: почему н атой или иной территории больше мужчин или женщин, рождаемость, уровень смертности и другое)

· теория геоурбанистики (изучает городское население с разных точек зрения по профессиональному признаку, гендерному и т.д.)

· теории географического разделения труда– это пространственная (географическая) форма общественного разделения труда, выраженная в производственной специализации населенных пунктов.

· территориальная организация (включается теория управления) и теория территориальной организации производственных сил (ТОПС)

· теория территориальной организации общества (ТОО) и выделения общественных территориальных систем (ОТС) (теории о комплексном взаимодействии и организации всех систем на данной территории; и природа, и население, и климат)

· теория экономического районирования, теория территориально-производственных комплексов (ТПК) и теория территориальной структуры хозяйства (ТСХ)(речь идет об экономическом районировании; теории исследуют насколько выгодно заниматься тем или иным видом деятельности на данной территории)

 

 

Типология стран.

Классификация.

Регион.

Сначала был район. Изменение названия и территориального характера хозяйственной деятельности. Это произошло по нескольким причинам:

Происходит размыв хозяйственных границ (глобализация) и распространяется дальше, за рамками данного района, чтобы как-то классифицировать это, появился определенный регион.

 

· Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации)

· Экономико-географический район, включающий совокупность таких административно-территориальных единиц (территория, которая не совпадает с административными границами; может быть меньше или больше, зависит от хозяйственной дятельности)

· Территориальная единица нациального социально-экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности (зависит от тех или иных отраслей народного хозяйства; как бы объединяет выше сказанные пункты)

Классификация регионов.

Не существует определенной классификации.

 

1.группа классификаций – это простые регионы, выделемые по единичным признакам. Это критерии, которые поддаются легкому исчислению, здесь не может быть каких-то разногласий.

· Объем валового регионального продукта

· Темпы экономического роста

· Тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный)Поляризованный - моногорода, монотерритории с градообразующими предприятиями, то есть на территории существует один полярный центр, от которого все зависит. (например, Кузбас, где добывают уголь), гомогенный – нет единого центра или продукта, от которого зависит весь регион.

· Коэффициент плотности населения

· Характер хозяйственной специализации региона.

2.группа классификаций – это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков, которые пересекаются между собой и являются неоднородными.

 

3.группа классификаций – на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Основными критриями являются ключевые проблемы региона.

· Депрессивные регионы – демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития

· Стагнирующие регионы – отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития

· Пионерные регионы – регионы нового освоения

· Программные (плановые) регионы – регионы, на которые распространяется целевые программы, социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования. (Юг России)

 

4.группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. (не имеющие прямой зависимости от внешних поставок, потому что за эти необходимые поставки регион может расплатиться)

 

cyberpedia.su

Презентация на тему: ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ

Проектная работа ученика школы 1905 Феоктистова Алексея

Этот проект предназначен для просмотра его учениками 11 классов. Для того чтобы они ознакомились с теорией астрономии древних

веков.

Небольшая инструкция по применению:

-длятого чтобы перейти на следующую страницу необходимо просто щелкнуть мышью после остановки изображения.

-чтобывыйти из просмотра необходимо нажать клавишу ESC.

-чтобыначать просмотр из меню необходимо нажать F5.

Надеюсь что всю написанную далее информацию вам будет читать вслух учитель.

*Содержание *

1. Стоунхендж-обсерваториябронзового века

2. Представление о мире др. египтян

3. Представления о мире народов Междуречья

4. Вселенная по представлению древних греков

 

5.

Система мира по Аристотелю

См далее

 

6.

Система мира Птолемея

 

 

7.

Астрономические представления в Индии

 

 

8.

Обсерватории древних Майя

 

 

9.

Представления о мире в средневековье

 

*Содержание *

10. Великий узбекский астроном Улугбек

11.Определение положения в открытом море с помощью секстанта

12. Небесный глобус

13.Кабинет астронома начала 16 века

14. Портрет Коперника

15. Система мира по Копернику

16. Солнце и кометы на старинных изображениях астрономов

Теперь сядьте поудобнее!

1.Стоунхенджобсерватория бронзового века

Это сооружение из гигантских камней с положенными на вертикально стоящие глыбы горизонтальными перекладинами находится на юге Англии. Уже давно оно привлекало внимание ученых. Но лишь недавно современными методами археологии удалось доказать, что его строительство начато свыше 4000 лет назад, на границе каменного и бронзового веков. В плане Стоунхендж представляет собой ряд почти точных окружностей с общим центром, вдоль которых через равные интервалы поставлены громадные камни. Внешний ряд камней имеет диаметр около 100 метров. Их расположение симметрично направлению на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния, а некоторые направления соответствуют направлениям на точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и в некоторые другие дни. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений, и для совершения каких-тообрядов культового характера, поскольку в те далекие эпохи небесным светилам приписывали божественное значение.

Аналогичные сооружения обнаружены во многих местах Британских островов, а также в Бретани (северо-западФранции) и на Оркнейских островах.

2.Представления о мире древних египтян

В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили, прежде всего, из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо – громадным куполом, раскинувшимся над Землей. На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-тона краю света! Египетнах-сяв центре Земли. Небесные светила как бы подвешены на своде.

В Древнем Египте существовал культ бога Солнца Ра, который объезжает небо на своей колеснице.

Этот рисунок нах-сяна стене внутри одной из пирамид.

3.Представления о мире народов Междуречья

Близки к древнеегипетским были и

представления халдеев – народов, населявших Междуречье, начиная с 7 века до н.э. По их воззрениям Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля, покоившаяся на поверхности мировых вод и представлявшая собой огромную гору. Между Землей и “плотиной небес ” – высокой непроницаемой стеной, окружавшей мир, - находилось море, которое считалось запретным. Каждый, кто пытался бы исследовать его дали, был обречен на гибель. Небо халдеи считали большим куполом, возвышающимся над миром и опирающимся на “плотину небес”. Он сделан из твердого металла верховным бором Мардуком. Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темносиним фоном для игры богов – планет, Луны и звезд.

4.Вселенная по представлению древних греков

Как и многие другие народы, они

представляли себе Землю плоской. Такого мнения, например, придерживался и древнегреческий философ Фалес Милетский. Все явления природы он объяснил, исходя из единого материального начала, которым он считал воду. Земля он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и заходят звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу. Позднее пифагорейцы отошли от теории Фалеса, высказав предположение об округлости земли. А. Самосский утверждал, что Земля, вместе с другими планетами вращается вокруг солнца. За это он был подвергнут изгнанию.

5.Система мира по Аристотелю

Великий греческий философ Аристотель понимал, что Земля имеет форму шара и приводил одно из сильнейших доказательств этогокруглую форму тени Земли на Луне во время лунных затмений . Он понимал и то, что Луна темный шар , освещаемый Солнцем и обращающийся вокруг Земли. Но Аристотель считал Землю центром мира. Материю он полагал состоящей из четырех элементов, которые образуют четыре сферы: земли, воды, воздуха и огня. Еще дальше расположены сферы планет – семи светил, перемещающихся между звездами,. Еще дальше расположена сфера неподвижных звезд.

Учения Аристотеля были прогрессивными с точки зрения науки, хотя его мировоззрение было идеалистическим, поскольку он признавал божественное начало. Позднее все это было использовано церковью против передовых идей сторонников гелиоцентрической системы устройства мира.

Это водяные часы – основной прибор для измерения времени в древности наряду с солнечными часами.

studfiles.net

Представления о загробном мире в древних культурах

Обряд захоронения был еще у пещерных людей, причем в могилу часто клали еду, украшения, утварь, и это означает, что представления о загробном существовании возникли очень давно – в эпоху среднего палеолита (130 тысяч лет назад). По всей видимости, уже тогда люди верили, что наряду с миром живых существует мир умерших и духов.

Все древние цивилизации имеют схожие представления о загробном мире. Этот мир, лишенный радостей и солнечного света, находился, как правило, под землей, в противовес миру небесному. Также не было никакой «дифференциации» для умерших – все, без исключения, уходили в подземный мир.

Анубис

Бог Анубис над мумией. Роспись на стене гробницы древнеегипетского художника Сеннеджема. Анубис считался проводником умерших в загробный мир.

Шумеры считали, что люди созданы для служения богам и после смерти становятся бесполезны. Души тех, кто погребен по всем правилам, без проблем попадают в подземный мир, иные же обречены скитаться и приносить несчастья живущим. Никакого воздаяния за плохие поступки в загробном мире не предвиделось. Место пребывания душ умерших называлось Кур. Вообще шумеры не «зацикливались» на смерти, как, например, древние египтяне. Наоборот, шумеро-вавилонские мифы повествует о поисках бессмертия и жизни вечной.

Тем не менее, в Междуречье был популярен культ умирающего и воскресающего бога Думузи, и богиня Инанна спускалась за возлюбленным в царство мертвых. Подземным миром правили боги Нергаль и Эрешкигаль.

Загробный мир древних египтян – Дуат – вначале находился на небе (в восточной части), но в эпоху Среднего царства переместился под землю. Египтяне имели сложное представление о сущностях человека – их было шесть, и только одна из них являлась бренным телом. У египтян сложилось представление о посмертном воздаянии, и в загробном мире появились поля Иалу (Поля камыша – места блаженных). Мумификация и сложнейшие погребальные обряды были направлены на воскрешение человека в загробном мире. Умерший и воскресший проходил через множественные препятствия и попадал на суд Осириса. На суде решалось, окажется ли он в Иалу, или же душа его погибнет окончательно. Поэтому при жизни египтяне думали о жизни вечной.

Представления современных ученых о мифологии третьей наидревнейшей цивилизации – Хараппской (Индской) – по большому счету являются гипотезами, поскольку хараппская письменность до сих пор остается нерасшифрованной. Однако, учитывая контакты с шумерами, можно предположить определенное сходство этих культур. Например, на хараппских изображениях присутствуют «верхний» и «нижний» миры.

Интересные и очень путаные представления о душе были у древних китайцев. Они считали, что человек наделен некоторым количеством светлых и темных душ (от семи до двенадцати), причем темные (тяжелые) души остаются с человеком в могиле и попадают в подземный мир, а светлые улетают на небо. Позже, под влиянием буддизма, представления о душе и загробном мире существенно изменились.

volynska.livejournal.com