Право древней греции кратко. Лекция 3. Государство и право Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 2. Государство и право древней греции. Право древней греции кратко


Лекция 3. Государство и право Древней Греции

В VIII и VII вв. до н. э. в Греции было уничтожено родовое устройство и установлено рабовладельческое общество и государство. Греция не представляла собой единого государства и единого народа. Она состояла из самостоятельных городов-государств — полисов. Наиболее типичными государствами, характерными для рабовладельческого общества Древней Греции, были Афины и Спарта.

а) Государство и право Спарты

Основателем Спарты считался царь Ликург. Господствующим классом в Спарте были спартиаты — полноправные граждане, жившие только в Спарте, их насчитывалось около 8 тыс. Они обладали собственностью на землю, на скот и на работающих, на их полях илотов. Организация спартиатов была родовой. Все спартиаты делились на три родовые филы, каждая фила — на десять «об», каждая оба — на десять триакид. Эксплуатируемым классом в Спарте были илоты — покоренные жители завоеванных территорий и периэки — окрестные жители, которые были лично свободными, но не имели политических прав и платили Спарте дань.

В Спарте существовали следующие органы государственной власти:

1. Народное собрание — апелла, функция которого заключалась в том, что оно принимало либо отвергало предложения герусии.

2. Герусия — совет старейшин, состоявший из 30 геронтов, в число которых входили два царя — басилевса (архагета), что являлось своеобразной чертой государственного строя Спарты. Архагеты были подчинены герусии и не могли принять ни одного важного решения без ее согласия.

3. Эфорат — комиссия из пяти человек, функции которой сводились к контролю над архагетами и герусией.

Основным источником права в Спарте являлись ретры — основные законы Спарты, издаваемые царем Ликургом, в частности, «Ликургова ретра».

б) Афинское государство и право

Возникновение Афинского государства — длительный процесс, завершившийся в VI в. до н. э. Начальным этапом его считают реформы басилевса Тесея, который организовал объединение четырех племен, называемое синойкизмом, и ввел сословное деление свободного населения Афин на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников и бедняков — фетов.

Постепенно эвпатриды ограничивают власть басилевса, наследование его должности прекращается, а его функции переходят к новым выборным должностным лицам — архонтам. Коллегию архонтов возглавлял архонт — эпоним, руководивший управлением страной и выполнявший ряд судебных функций; вторым архонтом стал архонт — басилевс, сохранивший только жреческие обязанности и свершавший суд по религиозным делам; третий — архонт-полемарх осуществлял военное командование; остальные шесть членов коллегии архонтов — архонты-фосмофеты отправляли правосудие.

Вторым новым органом управления стал Ареопаг, который заменил совет старейшин. Ареопаг был высшим судебным органом, а также избирал и контролировал архонтов. Здесь же в VII в. до н. э. страна разделяется на ряд округов — навкрарий, которые были организованы в пределах существовавших племен — по 12 в каждом.

Второй этап развития государства в Афинах связан с реформами Солона: первой из них явилась сисахфия — отмена долгового рабства; второй — установление имущественного ценза при распределении политических прав и обязанностей, все граждане были разделены по имущественному цензу на 4 разряда: пятисотников, всадников, зевгитов и фетов; третьей был создан новый судебный орган — гериэя и четвертой — новый орган управления — Совет четырехсот, который избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени.

Третьим этапом в образовании Афинского государства, явились реформы Клисфена, которые окончательно ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре племени. Теперь Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов), каждая из которых состояла из трех, расположенных в разных местах территорий — триттий: городской, прибрежной и земледельческой, что обеспечивало преобладание города над сельской местностью. Вторая реформа заключалась в том, что вместо совета четырехсот, основанного на племенном делении, Клисфен создал совет пятисот, который комплектовался из представителей всех 10 фил по 50 человек от каждой. Третьей реформой был учрежден еще один орган управления — коллегия 10 стратегов (военачальников), которая формировалась из представителей всех фил — по одному человеку от каждой. И для того, чтобы не допустить посягательств на возникший строй, Клисфен ввел в народном собрании процедуру, которая называлась остракизм (остракон — черепок, на котором голосующий писал имя лица, угрожающего существующему строю). Это была последняя реформа Клисфена. Реформы Клисфена завершили длительный процесс образования государства в Афинах победой торговцев, ремесленников и крестьян — демоса — над родоплеменной аристократией. Это обусловило формирование в Афинах в V в. до н. э. рабовладельческой демократической республики, основной чертой которой явилось совместное господство свободных — рабовладельцев, свободной бедноты и люмпенов (людей, лишенных средств производства) над рабами и метеками (иностранцами, поселившимися в Афинах). Период расцвета Афинской демократии — V—IV вв. до н. э.

Государственный строй. Высшим органом государственной власти в Афинах являлось народное собрание, которое созывалось в установленные сроки — сорок раз в году. В народное собрание допускались только полноправные афинские граждане, достигшие 20 лет. Для принятия решения требовалось присутствие 6000 человек. Высшим органом управления являлся совет пятисот, в который входили от каждой из территориальных фил по 50 избираемых по жребию на один год граждан, достигших 30-летнего возраста. Для ведения текущих дел совет делился на 10 комиссий по 50 представителей от каждой филы.

Высшим судебным органом являлась гелиэя, которая состояла из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста, избираемых по жребию на один год по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 501 члену, (остальные члены считались запасными). Для рассмотрения законопроектов в гелиэе создавалась особая коллегия номофетов — 1000 членов гелиэи.

Важную роль в управлении государством играли должностные лица. Среди них:

— коллегия стратегов — состояла из 10 человек; эту должность могли замещать только женатые и имевшие недвижимую собственность граждане;

— коллегия архонтов — состояла из 9 человек, за каждым из них закреплялись определенные функции;

— аполекты — ведали государственной казной;

— элленоты — занимались казной афинского морского союза;

— полеты — управляли государственным имуществом;

— логисты — принимали денежные отчеты должностных лиц;

— астиномахи — наблюдали за порядком на улицах и т.д.

Судебная система выглядела следующим образом: высший судебный орган — гелиэя рассматривала дела об умышленных убийствах и государственные преступления; суд эфетов — дела о неумышленных убийствах; коллегия одиннадцати — кражи, разбой; суд диэтетов — гражданско-правовые споры об имуществе и коллегия сорока — мелкие дела.

Армия. В мирное время все афинские граждане в возрасте от 18 до 20 лет проходили военное обучение. В случае войны созывалось всеобщее ополчение граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Армия состояла из отрядов всадников, тяжело вооруженной пехоты.

Основные черты права. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. Законы появились в 621 г. да н.э. и первыми из них были законы Драконта представлявшие собой запись обычаев и отличившиеся особой жестокостью (почти за все преступления предусматривалась смертям, казнь). Позже общими правилами поведения становятся постановления народных собраний.

Институт частной собственности не достиг в Афинах особого развития. Собственность рассматривалась как благо, предоставленное государством.

Из договоров афинское право знало куплю-продажу, наем, поклажу, товарищество, поручение и комиссию.

В брачном и семейном праве отмечалось неполноправное положение женщины. Женщина находилась под опекой отца или мужа и считалась недееспособной. Брак был обязанностью граждан, и главной его целью считалось рождение детей. В уголовном праве проводилось четкое различие между наказаниями, которым подвергались рабы и свободные. К рабам применялись исключительно телесные наказания, к свободным — смертная казнь, изгнание, лишение гражданских прав, штрафы и конфискация.

В судопроизводстве существовало два порядка возбуждения дел: первый — возбуждение процесса только по инициативе потерпевшего; другой — по инициативе любого гражданина или должностного лица. Решение по делу выносилось тайным голосованием, в случае равенства голосов подсудимый считался оправданным.

Государство и право Древнего Рима.

studfiles.net

Тема 2. Государство и право древней греции

2.1. Особенности государства и права античного мира.

Античная (греко-римская цивилизация) является более высокой ступенью развития человеческого общества. Апогей развития — 1 тыс. до н.э.—1 тыс. н.э. Цивилизация сложилась на юге Европы.

Особенности становления государства. Сочетание внешних и внутренних факторов.

  1. Природно-географический фактор (горная страна, неплодородные почвы), поэтому были развиты металлообработка (ремесло), обменные, а затем и торговые отношения, особенно морская торговля. Это привело к становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Естественные барьеры стали причиной отсутствия централизации государственной власти, политического объединения, образования изолированных друг от друга городов-государств — полисов, которые заменили у греков распавшиеся под влиянием частной собственности общины. Полис — это город с прилегающими к нему сельскими территориями.

  2. Эволюция от монархии к полисной системе с республиканским строем, а затем к империи. Спарта и Афины, как наиболее крупные полисы, становятся добычей Македонской империи. В Древнем Риме на смену полисной республиканской системе пришла Римская империя. Причины. В Древней Греции — внутренняя слабость полисной системы, заранее заданные территориальные и политические параметры, не было простора для политического маневра и дальнейшей поступательной эволюции. В Древнем Риме — восстания рабов к I в. до н.э.; невозможность обеспечить внутреннее гражданское единство.

  3. Раннее зарождение и высокая роль частной собственности, а не государственной, как на Востоке. В дальнейшем экономически богатая верхушка теснит у власти родовую знать.

  4. Экономически богатая верхушка живет за счет эксплуатации своих соплеменников — общинников, а не рабов, как на Востоке.

Государственность ан­тичного типа определяется как полисная.

Полис - это город-государство, превратившееся постепенно не только в политический, но и в философский, социальный организм.

Древнегреческий полис как ядро классической цивилизации, как часть гражданской общины имел свои признаки и свойства. Его хозяйственную основу составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, там, вероятно, стояла крепость. Близ нее располагался рынок, торжище, место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра.

По Аристотелю, полис - конечный результат развития семьи, селе­ния, их объединения. Полис - это политическое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивали за свой счет литургию. Гражданское единство демократиче­ского полиса основывалось на согласии и формальном равенстве его чле­нов. В это понятие входило равенство граждан перед законом (исономия) и свобода слова для каждого (исегория).

Это был весьма устойчивый политический и социальный организм - основа античного общества. Внутри полиса сформировалась гражданская община.

Полису как античному государственному феномену были присущи сле­дующие политико-правовые характеристики:

Небольшая территория (до нескольких десятков квадратных километ­ров) и сравнительно небольшая численность населения. Так, известно, что в период правления стратега Перикла (V в. до н. э.) в Древних Афи­нах проживало примерно 150000 свободных граждан, включая членов их семей, около 40000 метеков (лично свободных переселенцев^ лишенных гражданских прав), а также 125000 рабов.

Наличие института гражданства. Гражданин полиса, согласно законам Перикла, - это совершеннолетний (18-20 лет), рожденный в «правиль­ном» браке (от коренной афинянки и афинянина) человек мужского пола, который обладает правом участвовать в политической жизни полиса и осуществлять свою правосубъектность в уголовной, гражданской, про­цессуальной сферах.

Из наличия гражданства вытекает еще одно неотъемлемое право древне­го афинянина - иметь право на земельный участок (клер) в полисной го­родской черте либо за ее пределами (в клерухии). Правовой режим этого земельного участка является спорным: часть исследователей полагает, что клер - это частная собственность на землю гражданина полиса. Не ме­нее обоснованна и другая точка зрения, согласно которой право на клер связывается с режимом доверительной собственности, когда гражданская полисная община, доверяя своему гражданину, предоставляла ему клер в пользование, владение и распоряжение. Однако последнее правомочие было не безусловным - например, гражданин не мог продать икр метеку либо нежелательному покупателю -такая сделка в любом случае могла быть оспорена органами власти полиса.

Наличие органов народовластия. Это народные собрания, которые неза­висимо от их названия (агора, а затем экклесия в Древних Афинах, апел-ла в Древней Спарте) и уровня компетенции (в Афинах - это полноправ­ный орган непосредственной демократии, в то время как в Спарте апелла не играла существенной роли в государственном механизме) являлись неотъемлемыми атрибутами античной полисной цивилизации.

Наличие в структуре управления полисом магистратур - органов управ­ления, должностными лицами которых были магистраты. Их деятельность определялась следующими принципами: выборность (магистратов избирало народное собрание полиса), отчетность (ответственность), срочность (избирались на определенный срок), коллегиальность.

Особенности права в античном мире

На ранних этапах (сходство с правовыми системами стран Востока) право имело религиозно-мифологическую окраску в форме обычаев. С развитием полисной системы на смену неписанным обычаям приходит закон, имеющий светский характер и выраженный в письменной форме, без религиозной окраски. В архаическую эпоху появляются кодификации правовых обычаев (в Афинах в VII в. до н.э. — «Законы Драконта», в Риме — «Законы XII таблиц»). В VII в. до н.э. реформы Солона и Клисфена заложили процедуру принятия законов народным собранием. В античных полисах следование закону становится для граждан делом чести и юридической обязанностью. Классическое римское право является вершиной в истории права античности и древнего мира в целом. Вместе с римским правом в историю человечества вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность, на базе которой зародилась юридическая профессия и специальное правовое образование (в основе лежали частная собственность и рыночное хозяйство).

Таким образом, еще в Древнем мире были сложилась дихотомия – Восток-Запад, т.е. заложены основные цивилизационные отличия восточных и западных цивилизаций.

studfiles.net

13. Основные черты права в Древней Греции.

Право, как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античной Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое отражение и в праве.Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катано (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.

14. Возникновение римского государства.Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят, лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь — реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также, как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден — она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

studfiles.net

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

1. Государство в Афинах.

2. Государство в Спарте.

3. Основные черты Афинского права и права Спарты.

 

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового рабовладельческого общества на территории Древней Греции относится к концу II – началу I тысячелетия до н. э. В стране, разделенной хребтами, оно происходило неравномерно и привело к образованию небольших по территории государств-городов. Они представляли собой политические общины (полисы) полноправных граждан. В результате в одних полисах сложилась демократическая республика, в других – долгое время сохранялись пережитки первобытных отношений и родоплеменной организации власти. Первое было характерно для Афин, второе – для Спарты.

 

1. Государство в Афинах

 

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяли в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя – базилевса. Раздел общинной земли на участки, переход их в наследственное семейное владение с развитием имущественной дифференциации постепенно привели к обнищанию массы свободных общинников, многие из которых за долги попали в рабство или превратились в фетов-батраков. Аристократические семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали также военнопленных. К началу I тысячелетия до н. э. рабовладение было уже распространенным явлением.

В народном собрании из представителей аристократии формировался совет старейшин и избирались базилевсы. Первобытная демократия постепенно превратилась в военную демократию.

В отличие от стран Древнего Востока наиболее распространенной формой правления в Греции была демократическая форма государства (республика), а не деспотическая (тирания, деспотия).

Главными признаками республиканской формы правления являются:

1. Разделение власти на законодательную, исполнительную и военную.

2. Законодательная власть принадлежит народному собранию, избираемому гражданами страны.

3. Государственные должности (магистратуры) являются выборными, магистраты избираются народными собраниями на определенный срок.

4. Должностные лица подотчетны и ответственны перед народным собранием.

5. Магистратуры, за небольшим исключением, коллегиальные.

6. Предусмотрена система взаимовлияния властей по отношению друг к другу.

Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связанные с именем легендарного героя Тесея (Тезея), который жил в VIII в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управляющий делами всех четырех племен. По родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Население разделялось на три группы не по кровнородственному признаку: эвпатриды (родовая знать), геоморы (крестьяне-земледельцы) и демиурги (ремесленники, торговцы).

Эвпатриды постепенно ограничивали власть базилевса. Его функции перешли к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам – архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н. э. стали избираться девять архонтов сроком на один год.

При Тесее перестало созываться народное собрание, которое заменил ареопаг. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, осуществлял высшую судебную власть. В его состав входили все бывшие действующие архонты.

Реформы Тесея имели огромное значение. Во-первых, было создано центральное управление, которое стало рассматривать дела, ранее бывшие прерогативой племен. Во-вторых, была предпринята первая попытка разорвать кровнородственные узы путем разделения населения на родовитых и знатных (эвпатриды) и непривилегированных (геоморы и демиурги). В-третьих, возникло общее афинское право, возвысившееся над правовыми обычаями и традициями племен.

Одновременно развивается и другой процесс, характерный для возникновения государства – зарождаются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н. э. страна была разделена на округа – навкрарии, а свободные афиняне – “не по родственным группам, а по проживанию на одной территории”.

Реформы Солона и Клисфена. В VI в. до н. э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению свободного населения. В результате возникли противоречия между эвпатридами и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремившимися к власти. Это были противоречия между родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н. э. Главной целью его реформ было примирение интересов враждующих группировок свободных. Реформы явились важным этапом в образовании государства в Афинах.

Центральным пунктом экономических реформ Солона явились юридическое признание частной собственности, в том числе на землю, и допуск купли-продажи этой земли. Солон ограничил собственность эвпатридов в пользу торгово-ремесленных, купеческих и крестьянских слоев населения. Он установил предельный размер владения земельной собственностью, предоставив возможность безземельным и малоземельным крестьянам выкупить излишки земли у тех, кто владел ею сверх установленной нормы. В интересах крестьян он учредил разъездные суды.

Солон провел долговую реформу – сисахфию. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу – выкупались. Долговое рабство в Афинах было отменено.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Он закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые – ко второму и т. д.

Каждый разряд имел определенные политические права: государственные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) – только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в четвертый, низший, разряд, этих прав были лишены, но могли участвовать в народном собрании.

Одновременно Солон сделал уступки бедноте и эвпатридам. Интересы первой получили отражение в создании судебного органа (гелиэи), в который мог быть избран любой афинский гражданин. В интересах других был учрежден новый орган управления – Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.

Реформы Солона нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, вызвав недовольство, не удовлетворили полностью демос и привели к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560 – 527 гг. до н. э.).

Писистрат конфисковал земли эвпатридов, погибших в междоусобной войне или бежавших за пределы Афин, и поделил эти земли между малоземельными и безземельными крестьянами. Крестьяне получили от государства дешевый кредит.

Кроме того, Писистрат построил значительный торговый и военный флот, создал постоянное войско, занялся градостроительными работами, возложил бремя государственных и общественных тягот на богатых, введя десятипроцентный подоходный налог, часть которого использовал на содержание постоянного войска.

При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания Писистра была свергнута. Богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавляемая Клисфеном, изгнала спартанцев и закрепила свою победу новыми реформами.

Реформы Клисфена, проведенные в 509 г. до н. э., ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) – городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы (кварталы). Было создано 100 самоуправляющихся демов.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот (булэ), который руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган – коллегия десяти стратегов.

Для предотвращения попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма, – изгнание граждан, опасных для государства, на десять лет за пределы Афин без конфискации имущества.

Историческое значение реформ Клисфена состояло в том, что в результате их проведения в жизнь был нанесен сокрушительный удар по родовому строю и завершен процесс образования государства в форме демократической рабовладельческой республики.

Афинское рабовладельческое государство в V – IV вв. до н. э. В первую половину V в. до н. э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. На дальнейшее его развитие огромное влияние оказали греко-персидские войны, завершившиеся блестящей победой Афин. Образованный в ходе этих войн союз греческих государств первоначально возглавляла Спарта. К 70-м годам V в. до н. э. руководство союзом перешло к Афинам. В 478 г. до н. э. был образован Делосский морской союз (симмахия), в который входило примерно 160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну.

Гегемония Афин в союзе превратила их в могущественную Афинскую архэ – державу.

В V в. до н. э. афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. При Перикле потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами.

Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Она просуществовала с перерывами до 30-х годов IV в. до н. э. Основными органами Афинского государства в это время являлись народное собрание, Совет пятисот, гэлиэя.

Народное собрание являлось верховным органом Афин. Оно созывалось сначала десять, а позднее – сорок раз в году. При особых обстоятельствах (война, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция его была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности и т. д.

В работе собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для принятия решений требовалось присутствие шести тысяч человек, т. е. примерно 20 % полноправных афинян.

Повестка дня каждого народного собрания определялась заранее. Выступали с речами и вносили проекты новых законов главным образом профессиональные ораторы – демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому проекту давал заключение. Принятый народным собранием законопроект становился законом только в том случае, если он не отвергался затем гэлиэей.

В Совет пятисот входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших возраста 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, контроль за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий, состоящих из 50 представителей одной филы. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5 тысяч судей и 1 тысячи запасных: по 600 от каждой из десяти территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших возраста 30 лет. В составе гелиэи функционировало десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей (и 100 запасных). В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гэлиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Выборы их осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании или по жребию.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Иногда из стратегов выделялся автократор, которому поручалось командование армией, а в чрезвычайных обстоятельствах – вся полнота власти в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов.

Специальные должностные лица (их в Афинах было около 700) занимались различными государственными делами.

Некоторые судебные функции сохранил и ареопаг. Он рассматривал дела об умышленном убийстве, мог проводить расследование дел о государственных преступлениях.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение.

Полицейские функции осуществляли рабы-токсоты (около 200 человек).

Упадок Афинской демократии. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством. Выросли противоречия между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело рабовладельческую демократию к острому кризису.

Особенно резко обострился он в результате начавшейся в 431 г. до н. э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза и Спартой.

Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия не смогла оказать сопротивления возвысившейся к IV в. до н. э. Македонии. В 338 г. до н. э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска. В 336 г. до н. э. Афины вместе со всей Грецией были подчинены его сыном Александром.

Во II в. до н. э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской державы.

 

2. Государство в Спарте

 

Другим полисом была Спарта. В основе возникновения государства в Спарте, относимого к VIII – VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но в Спарте (по сравнению с Афинами) процесс возникновения классового общества и государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Главной особенностью было вмешательство в становление классового общества и государства внешнего насильственного фактора. Объединение завоевателей, пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лаконии, привело к образованию спартанской общины, позволило ей расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.

Общественная организация Спарты этого времени может быть охарактеризована как военная демократия.

Организация политической власти у спартиатов была следующей: два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание. Однако она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей.

Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу (точное время его жизни и деятельности не установлено). Ретра пыталась решить две основные задачи: 1) обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними; 2) создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

Особенности общественного строя. В Спарте господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Земля была разделена на 9 тыс. примерно равных неделимых и неотчужденных клеров (наделов), по числу семей спартиатов. Каждый спартиат получал земельный надел вместе с илотами (земледельцами) без права продажи и дробления его.

Жили спартиаты в условиях, напоминавших своеобразный военный лагерь. Их быт строго регламентировался. Главной обязанностью считалась военная служба, к которой готовили детей с семи лет. Обучение в специальных школах заканчивалось в 20-летнем возрасте. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников.

В Спарте делалось все для поддержания равенства между спартиатами. Однако это не смогло предотвратить расслоения общества. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получать выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейнов, т. е. опустившихся, и теряли право участвовать в народном собрании. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а спартиатов сокращалась.

Организация власти. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер.

Во главе государства стояли два архагета, власть которых в отличие от власти родоплеменных вождей была наследственной, хотя это не делало ее прочной. Каждые восемь лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть переданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры. Совет старейшин (герусия) состоял из 28 геронтов, которые пожизненно избирались народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба архонта.

Герусия обсуждала предварительно дела, которые подлежали рассмотрению на народном собрании, в том числе и законопроекты. Геронты ведали финансами, осуществляли судебные функции. С учреждением должности эфоров и усилением их власти роль герусии падала.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрания созывали архагеты, они же в нем председательствовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира и т. д. Только в IV в. до н. э. право избрания должностных лиц, право отклонять предложения народного собрания становится пассивным и роль его падает.

Эфоры в государственной организации Спарты появились с VIII в. до н. э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя стремилась ограничить пожизненную и наследственную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из достойных на один год. Действовали единой коллегией.

Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н. э. власть эфоров заметно возросла. Деятельность самих эфоров практически не контролировалась. Они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих трапезах и иметь собственный стол.

Кризис политической системы Спарты. Объективные закономерности развития рабовладельческого общества неумолимо вели к крушению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки первобытнообщинного строя.

Былой аскетический спартанский образ жизни уходит в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к потере ими земельных наделов и, следовательно, полноправия. Единство спартанской общины разрушается, ее военная мощь падает, число полноправных спартиатов сокращается.

Окончательно ослабленная, раздираемая внутренней борьбой Спарта, как и все греческие государства, в середине II в. до н. э. подпадает под власть Рима.

 

3. Основные черты афинского права и права Спарты

 

Как и в других греческих государствах, древнейшим источником афинского права были обычаи. С конца VII в. до н. э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов государства.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона (примерно 621 г. до н. э.). Из сообщений древних авторов известно, что законы Драконта санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливая жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. В то же время кровная месть была запрещена. Законодательство Солона (594 г. до н. э.) затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Право собственности и обязательство. В афинском праве самого понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. В отличие от Спарты коллективная собстенность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на “видимое” (земля, дом, рабы и т. д.) и на “невидимое” (деньги, драгоценности и т. д.).

Между государственной и частной собственностью существовала органическая связь. Частная собственность носила еще отпечаток прежних коллективных представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Само название земельных участков происходило от слова “жребий” (клерос), т. е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия – обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи) или одной (обязанной) стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

Особое значение в истории Афин имел залог земли (ипотека). При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору.

Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере.

Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених обязан был уплатить за невесту. Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась как под властью отца, так и под властью мужа. Положение ее было приниженным. Развод для мужчины был совершенно свободным, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была почти неограниченной. Впоследствии она ослабевала, но оставалась значительной.

Преступления и наказания. Афинское право различало преступления против государства и преступления против личных интересов.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожие, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены и др.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести преступления. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба). При преступлении против интересов государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления грозила смертная казнь.

Вора-рецедивиста обращали в рабство. Телесные наказания применялись только к рабам.

Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

Особенностью права Спарты являлись обычаи, традиции, формирование которых связано с именем легендарного законодателя Ликурга.

По его законам население Спарты делилось на спартиатов, обладающих политическими правами, свободных, не имеющих таких прав (периэки), и рабов (илоты).

Имущественные отношения и обязательства. Земля в Спарте долгое время считалась государственной собственностью и, как отмечалось, была разделена на равные доли (клеры) между спартиатами. Клер запрещалось дарить, дробить, продавать или оформлять как наследство. На земле трудились илоты (рабы), отдавая своему господину в виде оброка половину собранного урожая. Все прочее имущество могли покупать и продавать как спартиаты, так и периэки и даже илоты.

Земельными участками наделялись также периэки (ремесленники, торговцы), которые за пользование ими платили налоги государству.

Спартиатам были известны договоры купли-продажи, мены, займа, дарения. Но торговля была развита слабо. Обязательственные отношения не получили такого развития, как в Афинах.

Брак, семья, наследование. Спартиаты уделяли большое внимание семейно-брачным отношениям, особенно воспитанию детей. Забота о детях начиналась с заботы о матерях. Только здоровая женщина, по мнению спартиатов, могла родить здорового ребенка, в будущем настоящего воина. Женщины обязаны были заниматься спортом, участвовать в состязаниях, петь в хоре, всем своим видом и поведением вдохновлять юношей первыми идти в военный поход.

Обычно супружеские пары подбирались должностными лицами для того, чтобы от этого брака родились здоровые дети. Законами было предусмотрено, чтобы по достижении 30-летнего возраста юноша женился. Холостяков в Спарте презирали, их даже подвергали позорящим наказаниям.

Брак заключался по обоюдному согласию родителей брачующихся. Жениху полагалось тайно посетить невесту, сняв с нее пояс-символ девственницы. Приданого девушке приносить не полагалось. В Спарте существовал парный брак. Несколько братьев имели одну жену. Не было предосудительным предоставлять жену постороннему мужчине, если муж ожидал от него хорошего потомства. Женщина в семье занимала довольно высокое положение. Она обладала самостоятельным имуществом, что давало ей возможность влиять на ход государственных дел.

В Спарте родители не имели права решать судьбу своих детей. Сразу после рождения ребенка его осматривали старейшины и в случае обнаружения физических недостатков поручали отцу убить ребенка, сбросив его в пропасть.

В семье ребенок воспитывался до семи лет. Затем мальчиков забирали и отдавали на воспитание в отряды в составе 15 – 20 человек. Их воспитывали в суровых условиях, заставляя круглый год ходить босиком, ограничивали в еде, что толкало детей красть пищу. Спарта, пожалуй, была единственной страной, где воровство не считалось позорным делом.

Детей учили выражать свои мысли кратко и точно. Выражение “лаконичный язык” спартиатского происхождения (от слова “лаконика”). Их учили также хорошему пению. В песнях прославлялись мужество и отвага, порицалась трусость.

Уголовное право и судебный процесс

Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы, удушения.

Судебные функции исполняли герусия, эфоры, архагеты и народное собрание. Уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры – эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов наказывали без суда и предварительного расследования. Доказательствами служили клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным.

Право Спарты в некоторой степени послужило образцом для других греческих государств, где сложились аристократические республики. Опираясь на правовую основу (ретры и обычаи), небольшая кучка аристократов Спарты сумела привлечь народ на свою сторону и создала могущественное государство, которое оставалось таковым на протяжении четырех столетий.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Государство и право Афин
Автократор – один из стратегов, командовавший армией, а при чрезвычайных обстоятельствах получавший всю полноту власти в государстве
Ареопаг – высший орган государственной и судебной власти в Афинах
Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах
Атимия – бесчестие, лишение осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностных и др.)
Базилевс – племенной вождь, военачальник племени, верховный судья и верховный жрец
Булевты – члены Совета пятисот (булэ) в Древних Афинах, в компетенции которого находились вопросы управления, внешних сношений, финансов государства
Гелиэя – законодательный, высший судебный орган и орган управления Афинского государства (V – IV вв. до н. э.)
Демы – территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы Клисфена
Законы Драконта – сборник правовых обычаев Древних Афин (621 г. до н. э.), содержащий в основном перечень наказаний за убийство и другие преступления. Законы отличались большой жестокостью
Клерос – земельный участок, полученный от общины в результате жеребьевки
Метеки – чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Не имели политических прав
Навкрарии – территориальные округа в Древних Афинах в период образования государства
Остракизм – процедура, введенная Клисфеном в период возникновения государства, направленная против возможности установления тирании в Афинах, согласно которой народное собрание могло изгнать за пределы страны гражданина, который представляет угрозу для рабовладельческой демократии
Полемарх – один из афинских архонтов, предводитель войска
Полис – форма рабовладельческого государства в Древней Греции. Государство-город, состоявшее из нескольких сельских поселений, объединявшихся вокруг городского центра
Сикофант – доносчик в Древних Афинах, который выступал против кого-либо с обвинением и угрожал судом, чтобы путем такой угрозы получить отступную плату, или возбуждал уголовное преследование, чтобы в случае обвинения этого лица судом получить часть отобранного по суду имущества
Синойкизм – объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ (VIII в. до н. э.)
Сисахвия – отмена долговой кабалы по реформам Солона
Тритии – территориальные округа, на которые были разделены Афины по реформе Клисфена в период образования Афинского государства
Феты – свободные неимущие граждане в Древних Афинах, отнесенные к четвертому разряду по реформе Солона
Фратрия – объединение родов в Древних Афинах
Эвпатриды – аристократическая родоплеменная верхушка, благородные в Древних Афинах
Государство и право Спарты
Архагеты – два царя Спарты с наследственной властью
Герусия – Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации
Илоты – жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов, были собственностью государства
Клер – земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами
Периэки – жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами
Ретра – договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя
Сиссития – общественные трапезы, проводимые в целях поддержания единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов
Триерархия – обязанность снаряжать за свой счет военный корабль
Эфоры – появились в VIII в до н. э., избирались на народном собрании в количестве пяти человек и составляли единую коллегию. Первоначально являлись помощниками царей, позднее их полномочия заметно расширились

 

Тренировочные задания Ответ/Решение
1. Назовите основные особенности образования Афинского государства.  
2. Изложите сущность реформ Солона и Клисфена.  
3. Назовите основные функции народного собрания, Совета пятисот и гелиэи в Афинском государстве.  
4. Назовите социальную структуру Спарты.  
5. Какие виды наказаний предусматривались афинским правом и правом Спарты?  

 

ТЕСТЫ

 

1. Кто из руководителей Афин совершил синойкизм – объединие племен в единый афинский народ?

А) Солон;

Б) Клисфен;

В) Тесей;

Г) Эфиальт.

 

2. Что такое ареопаг?

А) высший орган государственной и судебной власти в Афинах;

Б) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

В) территориальный округ в Древних Афинах;

Г) главное финансовое ведомство в Древних Афинах.

 

3. Кто такой архонт?

А) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

Б) племенной вождь;

В) свободный гражданин в Древних Афинах;

Г) чужеземец в Древних Афинах.

 



infopedia.su