Правитель в древнем куско. Куско: легендарная столица Империи Инков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Император Кузко. Правитель в древнем куско


Куско: легендарная столица Империи Инков

Город Куско - столица империи ИнковГород Куско - столица империи Инков

Легенды о происхождении династии Императоров Инков говорят о том, что Инки прибыли в места своего обитания, ставшие центром экспансии в Анды, из горных и малодоступных областей, лежащих вблизи самого высокогорного озера в мире Титикака. Находясь на высоте порядка 4 000 километров, озеро Титикака до сих пор является священным местом, почитаемое всеми коренными жителями Южной Америки.

Исходя из древнейших легенд, первые люди на земле появились из озера Титикака. Их создал бог грома и горного одиночества Виракоче из скалы, вдохнув в этих двух людей жизнь. Эти двое стали первыми инками – Манко Капак (отец Инков) и Мама Окльо (мать Инков). Основав город Тиуанако и пробыв в нем некоторое время, Инки нарушили волю бога Виракоче и совершили смертное преступление, за которое и были наказаны изгнанием из Тиуанако.

За непослушание все жители Тиуанако были преданы страшным напастям, сам город был предан потому, пожару и землетрясению, а некоторые жители города, познавшие столь много и умеющие столь многое, смогли укрыться от праведного гнева своего обиженного Бога и сбежали в горные долины, основав столицу своей новой Империи – город Куско, ставший символом величия и благородства первых Инков.

Как сообщается из косвенных данных, полученных путем самых разнообразных математических расчетов и из данных археологических раскопок, верить в которые надо с огромным опасением, Инки, на начало своих завоевательных кампаний против соседей, насчитывали порядка 100 000 жителей. Большинство из них проживали в сельской местности в небольших городах и селениях, занимаясь выращиванием сельскохозяйственных культур, разведением животных и самыми различными ремеслами.

Постройка города Куско началась приблизительно, между 1300 -1350 годами, и никогда не прекращалась, даже с приходом испанских завоевателей. Город Куско расположен на территории, принадлежавшей ранее одному из малоразвитых индейских племен, выгнать которых с их земли не стоило больших усилий. Манка Капак и Мама Окльо, ведя за собой остатки недобитого народа Тиуанако, прогнали местные племена и поставили в небольшой деревушке Храм Солнцу (Кориканча) – своему Богу. Местность вокруг храма Солнца была названа Куско, что в переводе с распространенного на этой территории наречии кечуа означает «центр» или «пуп» земли.

Ну а дальше делом техники было воссоздание огромного города, каким увидели его испанские захватчики, прибыв в середине 30-х годов XVI-го веке с целью разграбления города. Картина, которая предстала перед конкистадорами, была столь восхитительной, что рудокопы и картежники, трудяги из самых жалких и бедных трущоб испанской провинции были ослеплены величием и красотой столицы Инков настолько, что грабить они начинали очень медленно и даже с определенной манерностью.

Огромный и божественный город Куско времен Императора Атауальпы, последнего свободного правителя Империи Инков, лежал на склоне величественного холма, с двух сторон окруженного скалистыми обрывами, нисходя в горную долину очень ровной и красивой формы. Именно с этого холма и началась застройка поселения, со временем растянувшаяся и в горную долину.

Основным материалом, используемым в постройке домов и знатных горожан, и административных зданий, и резиденций инкских императоров был камень. Весь город, разделенный на несколько кварталов естественными разделителями вроде горных отрогов и небольших речушек, а также специально насыпанных из земли террас, укрепленных огромными каменными глыбами. Камень – основа строительного гения инков, был тщательно обработанным инструментами, а изготовленные из него блоки по 10-20 тонн были подогнаны друг к другу настолько плотно, что ни один из испанцев, желающих проверить качество постройки, не смог и на сантиметр протиснуть свой нож в стык между двумя глыбами.

К слову сказать, инки не пользовались никакими связующими растворами для камня, а также не покрывали крыши своих домов даже самых знатных особ, в том числе замков Императора, чем-то более жестким и надежным, чем солома. Самые величественные замки в Куско, являющиеся и храмами, и замками, были покрыты соломенными снопами, перевязанными либо лианами, либо той же соломой.

Если же горожанин не имел возможности использовать камень для постройки дома, то он использовал для этого нечто похожее на раствор из глины и соломы, хотя фундамент дома обязательно оставался каменным, ровно, как и фасад, выходивший на улицу. Отдельное слово следует сказать и об улицах инкской столицы, которые были строго спроектированы основателем города, пересекались друг с другом только под прямым углом. Все они были вымощены из камня, главные улицы имели в ширину порядка пяти-шести метров, в то время как второстепенные доходили до трех метров в ширину. Камень на улицах был ровным, отшлифованным и временем, и ногами прохожих, и инкскими мастерами. Каждая улица снабжена водостоком, расположенным не по обочинам, как это принято в современном мире, а по центру дороги.

Четыре главные дороги, символизировавшие четыре суйю, то есть области Империи, а возможно, и четыре стороны света, что иногда трактуется как одно и то же, сходятся на главной площади КУско, расположенной немного ближе к подножью горного утеса. Центральная площадь имела форму квадрата и сплошь вымощена маленькими квадратными камушками, очень ровно подогнанными друг другу так, что могло показаться, что вся площадь облицована керамической плиткой. Из камней разного цвета были вымощены какие-то фигуры, восстановить рисунок которых сегодня не представляется возможным. Центральным объектом на главной площади Куско являлся ансамбль из нескольких замков Императора, построенных в честь каждого из них. Согласно традиции Инков, у каждого главы семьи, а Императора в первую очередь, должен быть свой собственный дом. Руководствуясь этой традицией, каждый император возводил себе замок, который, по их замыслу, должен был бы затмить своим великолепием замок предыдущего Императора, находившийся рядом.

Трудно представить себе, что представляли собой императорские дворцы во времена величия их обладателей, но и сегодня можно в памяти восстановить картину их красоты и очарования. До нашего времени дошли не все замки, хотя и многие, которые своим величием и сегодня могут покорить любого человека. К таким относятся дворцы Императоров Уайна Капаки и Пачакути, а также дворец Виракоче. До наших дней не сохранились такие здания как дворец Инки Рока, храм Солнца Кориканча, храм Девственниц Солнца и многие другие культовые и административные здания инкской столицы. Как известно из испанских хроник, главные здания Куско, в том числе дворцы Императоров и храмы, в частности Кориканча, были полностью снаружи укрыты листовым золотом, раскатанным в большие листы драгоценного металла площадью до одного квадратного метра. Этими золотыми листами были покрыты здания со всех сторон, а площадь самых зданий превышает площади современных многоэтажных жилых домов в разы. В частности, с одного только храма Солнца испанские «колонизаторы» сумели снять до ста килограмм золота с внешней облицовки, не считая захваченного ими золота в середине храма. Все внутренне убранство замков также предусматривало использование драгоценных металлов, золота и серебра, называемого слезами Луны. Только Императоры и жрецы инков имели право использовать серебряную посуду и украшения.

Знатные инки, как и их императоры, оставляли дома своих родителей пустовать, отстраивая для себя собственное жилье. Инки считали, что в домах продолжают жить души их предков, поэтому они заботились о внешнем приличие зданий своих родственников, обустраивая их и присматривая за ними даже по прошествии многих лет, прибирая сорняки, подправляя отвалившиеся камни кладки и прочищая дорогу к дому.

Если на центральной площади города находились дому Императоров и культовые сооружения, то административные здания, служившие, в большинстве случаев, в качестве складов для многочисленных запасов продукции, собранной со всей огромной Империи, были разбросаны недалеко от главной площади. Они были представлены во всех четырех и основных районах города, ближе к центральной площади и строились, исходя из такой необходимости. Испанцы нашли в таких складах все, что только могла произвести империя: съестные припасы со всех концов Империи, оружие, одежду, снаряжение, строительные материалы, инструменты, элементы культового поклонения.

Важным элементом обустройства Куско считается его роскошь и величие. Внешний декор стен не был столь распространен у инков как у многих других народов. Инки украшали исключительно дверные проемы, выполненные в виде правильной трапеции. Только инки строили дверные проемы именно таким образом, находя возможность хоть как-то водружать огромные каменные глыбы одна на другую. Это стало возможным благодаря ступенчатой постройке стен, где дверь оставалась в качестве несущей основы конструкции, чем то промежуточным между аркой и европейской прямоугольной дверью. Эти дверные проемы были сделаны очень искусно из прочно подогнанных друг к другу камней, которые издали можно было бы принять за монолитные объекты. Часто в знатных домах дверные откосы делались из иного камня, нежели тот, из которого сооружено все здание. Инки любили и ценили белый гранит и серый мрамор, используя их для данной цели.

Центральная площадь, как уже было сказано, находилась под холмом, на котором возвышалась прекрасная, но в то же время недоступная крепость, называемая инками «Крепость удовлетворенного сокола» или же «Саксайваман». Крепость покоилась на нескольких террасах, созданных ручным и трудом и поражающих воображение современных строителей своими масштабами. Террасы переходили одна в другую ровными и одинаковой высоты площадками, каждая из которых представляла собой отдельную площадку для защиты крепости. Отбивавшиеся могли сотней-двумя воинов сдерживать атаку тысяч нападающих, поджидая их у нескольких узких проходов между террасами и уничтожая, по сере подхода. Даже испанцы, обладая численным перевесом благодаря индейским перебежчикам, не сразу смогли захватить крепость, а точнее только хитрость помогла им это сделать.

Так вот, Крепость «Саксайваман» имела в высоту несколько десятков и метров и состояла из трех связанных между собой башен. Конструкция каждой из них была подобной современных колокольням, состоящим из небольших пролетных площадок и лестниц, соединяющих эти площадки. Каждый такой «этаж» имел «бойницы» и небольшие выступы со стен, благодаря которым можно было вести стрельбу по нападающим с любой удобной позиции. В городе Куско находились имения всех могущественных людей Империи вне зависимости от того, где они проживали и служили. Каждый чиновник или знатный князь строил себе в Куско резиденцию, будучи обязанным много времени находится возле своего Императора. Иными словами, город Куско являл собой действительно столичный имперский город, в котором находились дома только избранных особ. Обеспечением жизнедеятельности знати занимались крестьяне, населявшие плодородную долину и занимавшиеся земледелием и разведением скота. Торговцы и сборщики податей со всех областей Империи раз в неделю прибывали в город с целью доставки ко двору благородных лиц всего, что те требовали.

Читая хроники испанских завоевателей, становится ясно, что многие из захватчиков были пленены сказочной красотой Куско и уровнем цивилизации, процветавшим в городе. Многие из них городов Европы то толком не видели, кроме своих захолустных поселений испанского высокогорья. А тут – целый рай на земле.

Но каким бы красивым не выглядел город Куско, испанцы грабили его с не меньшим энтузиазмом, чем рассматривали его. И если в годы войны с инками они только сожгли крыши зданий и развалили несколько строений для постройки своих собственных замков, то через сотню лет от былого величия Куско оставалась лишь память. Со временем полуразрушенные здания решили сохранить, хотя часть из них все же разваливается благодаря землетрясениям и действиям человека, вплоть до наших дней.

Сегодня Куско – это столица провинции Куско в составе Перу. Население города превышает 300 000 человек, которые занимаются сельским хозяйством и разныи промыслами. Город находится на высоте порядка 4 000 км над уровнем моря, а к нему ведет лишь одна хорошая автомагистраль и железнодорожное полотно.

melma.ru

Куско - это... Что такое Куско?

Кладка в Саксауамане Церковь Компаниа

Ку́ско (исп. Cuzco, кечуа Qusqu, Qosqo) — город на юго-западе Перу, административный центр региона Куско и одноимённой провинции. Население — 319,4 тыс. человек (2002).

География

Город расположен в районе долины Урубамба в Андах на высоте более 3500 метров над уровнем моря.

В плане древняя часть города напоминает тело пумы. Так, есть названия Пумакчуку — «хвост пумы», Гуакайпата — «тело пумы». Голова пумы расположена на территории Саксауамана — городской крепости, стены которой выполнены в виде зубов.

Климат Куско Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год Средний максимум, °C 18,8 18,8 19,1 19,7 19,7 19,4 19,2 19,9 20,1 20,9 20,6 20,8 19,8 Средний минимум, °C 6,6 6,6 6,3 5,1 2,7 0,5 0,2 1,7 4,0 5,5 6,0 6,5 4,3 Норма осадков, мм 160 133 108 44 9 2 4 8 22 47 79 120 737
Источник: World Climate

История

Основание города

Куско — город древнейшей истории. Археологические раскопки обнаружили, что люди селились в этих местах уже более 3 тысяч лет. Согласно испанскому хронисту Сармьенто де Гамбоа, Педро, существует индейская легенда, по которой основателем города является первый Инка — Манко Капак. Он со своей семьей, уйдя от озера Титикака, искал, где-бы золотой посох Манко Капака «вошел в землю». Таким местом оказалось поселение племени Савасера Панака, которое пришлось уничтожить, после чего ничто не мешало созданию столицы империи инков — Куско.Название города в переводе с языка кечуа — официального языка Империи инков, означает Пуп Земли, то есть, по сути — Центр Мира, что вполне соответствовало столичной роли. Это понятие было очень распространенным и являлось центральным даже для предмета священного поклонения — чаканы.15 ноября 1533 г. сюда прибыла экспедиция Франсиско Писарро и, согласно исторической традиции, испанцы «заново основали» уже свой город.

Куско при инках

После Манко Капак, город был значительно расширен Пачакути. Ему удалось превратить Королевство Куско из спящего города-государства в огромную империю. Однако археологические данные говорят о более медленном и органичном росте города до инков — так, считается, что самое первое поселение здесь основали люди племени Вари. Пачакути же построил несколько дворцов и крепостей, обновил Храм Солнца, известный сейчас как Кориканча.

Город состоял из двух секторов — Верхнего Куско и Нижнего Куско, позже они были разделены стенами на четыре района: Чинчасуйу (СЗ), Антисуйу (СВ), Кунтисуйу (ЮЗ) и Колласуйу (ЮВ). Из каждого района вела дорога в соответствующую часть империи. Верхнее Куско в начале XX века составляли приходы Сан-Кристобаль и Сан-Блас; Нижнее Куско — все кварталы на правом берегу реки Ватанай. Эти две кварталы разделяла дорога Антисуйу. Самый важный район назывался Колькампата, также были районы Кантокпата («Гвоздичные грядки»), Пумакурку, Тококачи, располагавшемся на правом берегу потока Ккольккечака («Золотой мост»), Мунайсенка, Римакпампа («Говорящая площадь», где оглашались приказы), Пумакчупан («Хвость пумы»), Койянкачи (селение в 500-х метрах), Чокильчака, Пикчу, Кильипата, Карменкка (из него выходила дорога на Чинчасуйу), Уакапунку («Врата Храма»).

Руководящее лицо каждой области империи должно было построить себе дом в соответствующем районе Куско и жить часть года в столице.

После Пачакути, когда Инка умирал, его титул переходил к одному из сыновей, а собственность — к другим родственникам. Поэтому каждый носитель титула Инки должен был построить новый дом и, соответственно, приобрести для империи новые земли.

Андские индейцы до сих пор покидают свои дома и строят новые после свадьбы, даже если в старом доме никого не остается.

Невдалеке от Куско находится Морай — ещё один памятник инкской цивилизации с крупным «амфитеатром», который в действительности представлял собой сельскохозяйственные террасы древнего происхождения.

Древний Куско

В центре города находились жилища Инков, окруженные их Айлью — домами вассалов, принадлежащими к данному дворцу Инки:

  • Первыми дворцами, возможно, были Колькампата — дворцы Манко Капака и Синчи Рока, в начале XX века их места занимала резиденция итальянского купца Сезара Ломельини. Тогда ещё были целы 60 метровый фасад и часть гранитной стены с дверным проёмом со сторожевыми башенками по сторонам (две слева и пять справа от двери) в отличном состоянии. Дворцы эти выходили на площадь Сан-Кристобаль.
  • Дворец Виракочи занял кафедральный собор и Триумфальная часовня.
  • Дворец Вайна Капака — «Амаруканча» (Дом змея) — заняли Университет и Общество Иезуитов.
  • Во дворце Васкара расположилась крытая галерея де Каррисо (de Carrizo).
  • Дворец Пачакутека — находился на улице Calle del Triunfo, 38. Особняк в 1905 году принадлежал дону Томасу Гонсалес Мартинес. Во внешней стене находился уникальный двенадцатигранный камень.
  • На той же улице, дом № 116, принадлежавший госпоже Хуане Аранибар, находился ранее дворец Инка Юпанки.
  • Портал де Панес занял место дворца Инки Рока.
  • Монастырь и храм Святого Доминго расположился на месте инкского Храма Солнца, Кориканча.
  • На нижних участках монастыря Святого Доминго располагалась известная мастерская по производству нитей и тканей Ауакпинта.
  • Монастырь Святой Каталины занял место дома Девственниц Солнца.
  • Площади Ла-Матрис, Регосихо и Сан-Франсиско ранее образовывали единую площадь, где отмечались главные общественные праздники, посвященные Солнцу.
  • На площади Ла-Матрис испанцами был четвертован Тупак Амару.

Куско колониального периода

Старый Куско

Первые испанцы появились в городе 15 ноября 1533. Испанский конкистадор Франсиско Писарро, по официальной традиции, заново основал Куско в 1534. Многие здания, построенные после испанского завоевания Перу, выполнены в испанских традициях с примесью инкской архитектуры; в основном в округах Санта-Клара и Сан-Блас. Испанцы переняли структуру старого инкского города, построив на месте инкских храмов — церкви, на месте дворцов — жильё для завоевателей. В течение колониального периода Куско был преуспевающим городом благодаря сельскому хозяйству, горному делу и торговле с Испанией. Были построены многие церкви и монастыри, а также кафедральный собор, университет и архиепископство. Часто испанские сооружения располагались по соседству и даже были построены прямо на массивных каменных стенах, выстроенных инками.

Здание префектуры, в котором жил Франсиско Писарро, им же было подарено впоследствии местному муниципалитету. В особняке де-Аринас жил Гонсало Писарро. Считается, что в доме № 55 на площади Сан-Франсиско жил монах Вальверде и его брат. На опоре лестницы были прикреплены четыре герба, на одном из них был такой девиз: «Добродетель облагодетельствует меня тем, чего не даст сила». На улице Кока, № 46, в доме сеньора Антонио Муньис Кастро ранее жил известный историк Инка Гарсиласо де ла Вега.

В 1590 году в провинции Куско проживало 74977 индейцев, плативших ежегодную подать в размере 380835 песо.[1]

Куско в наши дни

Статуя Христа в Куско. Камень с 12 углами точно вмурован в стену.

В 1950 году произошло землетрясение, которое сильно повредило доминиканский монастырь и церковь Святого Доминика, которая была построена на основе Кориканчи (Храма Солнца). Инкская же архитектура, напротив, успешно пережила землетрясение. Сначала считалось, что многие старые инкские стены утеряны, однако оказалось, что гранитные стены Кориканчи сохранились, так же как и многие стены по всему городу. Некоторые хотели восстановить сооружения колониального периода, однако часть жителей Куско потребовала оставить оказавшиеся на виду стены. Таким образом, туристам со всего мира предоставилась возможность видеть древние сооружения в сердце большого города. Землетрясение 1950 года было вторым, уничтожившим доминиканский монастырь, первое произошло в 1650 году.

Следует отметить, что в наши дни Куско получил две достопримечательности выделяющие его из ряда других южно-американских городов. Одна из них — геоглифы на склонах окружающих гор, которые возникли силами перуанской армии в середине XX века. Вторая — статуя Христа — дар городу второй половины XX века. Она немного меньше своей знаменитой предшественницы из Рио-де-Жанейро в Бразилии, но и Куско тоже невелик.

Вид на Куско (Перу) с горы Кристо-Бланко.

Площадь Армас в Куско.

Спорт

Футбольный клуб из Куско — «Сьенсиано» — несмотря на то, что ни разу не был чемпионом Перу, сенсационно вошёл в историю, как победитель Южноамериканского кубка 2003 года. В финале этого второго по престижности клубного турнира Южной Америки (аналог европейского Кубка УЕФА) «Сьенсиано» обыграл одну из сильнейших команд Аргентины — «Ривер Плейт».

Города-побратимы

  • Ла Пас, Боливия
  • Афины, Греция
  • Багио, Филиппины
  • Вифлием, Палестина
  • Гавана, Куба
  • Джерси-Сити, США
  • Иерусалим, Израиль
  • Киото, Япония
  • Копан, Гондурас
  • Краков, Польша
  • Куэнка, Эквадор
  • Кэсон, Северная Корея
  • Лима, Перу
  • Мадисон (Висконсин), США
  • Мехико, Мексика
  • Москва, Россия
  • Потоси, Боливия
  • Рио-де-Жанейро, Бразилия
  • Самарканд, Узбекистан
  • Санта-Барбара, США
  • Сиань, Китай
  • Шартр, Франция

См. также

Примечания

  1. ↑ Coleccion de Documentos ineditos de Indias. Tomo VI. — Мадрид, 1866, стр. 61

Литература

  • Hildebrando Fuentes. El Cusco y sus Ruinas. Tanahuantinsuyoc kapacllacta. — Lima, 1905.

Ссылки

На русском языке

На английском языке

     Инки Предыстория Регионы Города Правители Другие персоналии Соперники, соседи, завоевания Войско, оружие Общество, семья, экономика Мифология и религия Язык, письменность Символика Науки, философия Культура, искусства, литература Разное (быт, личности, другое)
Кильке | Мольо | Тиуанако | Уари
Королевство Куско | Антисуйу | Кунтисуйу | Кольасуйу | Чинчайсуйу
Вилькабамба | Вилькасуаман | Виткос | Гран-Пахатен | Ингапирка | Инкальяхта | Инкауаси (Аякучо) | Инкауаси (Каньете) | Кахамарка | Кито | Кориуайрачина | Кота-Кока | Куско | Куэлап | Льяванту | Льяктапата | Мачу-Пикчу | Морай | Ольянтайтамбо | Пайтити | Пайхан | Паккаритампу | Пачакамак | Писак | Потоси | Пука-Пукара | Пума Пунку | Ракчи | Саксайуаман | Тамбо-Колорадо | Тамбомачай | Тарауаси | Типон | Тиуанаку | Тукуме | Тумебамба | Уаманмарка | Уиньяй-Уайна | Учкус-Инканьян | Учуй-Коско | Чинчеро | Чокекирао | Шинкаль | Юкай
Сапа Инка | Манко Капак | Синчи Рока | Льоке Юпанки | Майта Капак | Капак Юпанки | Инка Рока | Йауар Уакак | Виракоча | Пачакутек | Тупак Инка Юпанки | Уайна Капак | Уаскар | Атауальпа | Манко Инка Юпанки | Сайри Тупак | Титу Куси Юпанки | Тупак Амару I
Руминьяви | Кура Окльо
Каньяри | Колья | Покра | Сикан | Тастиль | Чанка | Чачапойя | Чиму | Чинча
Армия инков | Оружие | Полководцы | Тактика
Инкское право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Мосты | Торговля | Почта (Часки) | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Кипукамайоки
Религия инков | Мифология инков | Амаруканча | Апу | Виракоча | Инти | Кай Пача | Кориканча | Мама Килья | Кавильяке | Пача Камак | Пачамама | Супай | Уака | Уку Пача | Ханан Пача | Ванакаури
Аймара | Капак сими | Кечуа | Кипу | Токапу | Керо | Пукина | Уру | Рукопись из Варочири | Сообщение кипукамайоков | Тетрадь Бласа Валера | Хроники Монтесиноса
Випала | Чакана
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Система координат | Система счёта, мер и весов инков | Тупу | Юпана
Музыка | Кена | Тарка | Флейта Пана | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Апу-Ольянтай | Уткха-Павкар | Суримана | Скульптура | Архитектура | Живопись | Ткачество | Настольные игры
Айлью | Курака | Кухня инков | Мате | Лапачо | Мита | Пукара | Чульпа | Чакира | Кока | Лама | Гуанако | Викуньи | Альпака | Бальса | Картофель | Кукуруза | Киноа | Арракача | Красный перец | Чайот | Авокадо | Угни | Перуанский перец | Морская свинка
См. также: Доколумбовы цивилизации | Доколумбова хронология Перу

dic.academic.ru

Император Кузко — Циклопедия

Император Кузко (англ. Emperor Kuzko) — главный персонаж диснеевского мультфильма «Похождения императора» и сериала «Новая школа императора» студии Disney. Он был озвучен Дэвидом Спейдом в фильмах и Жан-Поль Кристофом Ману в компьютерных играх, телесериалах и парках Уолта Диснея(англ.)русск.

[править] Детство и семья

Практически ничего не известно о матери Кузко, но многое известно о его отце, который был крайне толст. Кузко был единственным ребенком в семье. Когда ему было не так много лет, отец отправился в кругосветное путешествие. Перед отъездом он сказал Изме, своей первой советнице, о том, чтобы она никогда не пыталась стать императрицей. После отъезда от него ничего не было слышно. Должно быть, он умер. Кузко сам стал правителем, но слова его отца на старую зельеварку не подействовали: она до сих пор пытается захватить трон. Во 2-м сезоне 7 серии «Новой школы императора» за родителя Кузко себя выдает сэр Громосмех, который разыскивался за подделку чипсов и документов и был вовремя остановлен юным монархом, Мэлиной, Кронком и той же Измой. Сам Кузко назвал Пачу своим отцом.

Изма была другом семьи «много-много лет», как сама говорила. Она стала первой советницей отца Кузко, который тогда был императором. Когда на престол взошёл юный наследник, у неё появилась привычка править за его спиной и сидеть на его троне. Из-за этого Изма была уволена и решила стать императрицей, отравив соперника. Но зельеварка всего лишь превратила его в ламу из-за своего туповатого помощника Кронка. Кузко с Измой являются закадычными врагами почти во всех мультфильмах.

Как и положено царственной особе, император Кузко — очень занятой человек. Но последнее его занятие грозит обернуться большими неприятностями: он решил построить для себя водный парк, предварительно снеся одну из деревень королевства.

Этот план непременно бы воплотился в жизнь, если бы неприятность не произошла уже с самим императором: зельеварка Изма и её помощник Кронк превратили его в ламу! Но напасти на этом не закончились: единственным человеком, который мог помочь императору вернуться на трон и в собственное тело, оказывается житель деревни, обреченной на снос. Его зовут Пача. Дорога домой для Кузко обещает быть очень долгой.

Вскоре он вновь превращается в человека и обещает не сносить дом на холме. После долгих приключений Кузко и Пача стали неразлучными друзьями.

Кузко исправляется и становится добрее. Он намерен сделать и Кронка «кумиром миллионов фанатов», и мультфильм повествует о приключениях Кронка. Император останавливает мультфильм, мотает его взад и вперед и рисует на экране. Также он появляется в закусочной у Кронка в конце мультфильма.

Император Кузко продолжает своё шоу; на этот раз действия разворачиваются в школе. Ведь для того, чтобы управлять государством, нужны твердые знания, и если парень их не получит, то не станет императором. Как обычно, старая зельеварка Изма хочет помешать ему взойти на трон. Также он обретает семью: Пача и Чича усыновляют его.

Кузко также сыграл камео в «Мышином доме». В эпизоде «Спросите Ван Дрейка» он в облике ламы спрашивает у Людвига Ван Дрейка, какое зелье сможет вернуть ему человеческий облик. Также он появлялся в заставке к полнометражному мультфильму «Волшебное рождество у Микки».

[править] Цитаты и высказывания

  • «Все клёво!»
  • «Только без рук!»
  • «Музыку!»
  • «Без комментариев!»
  • Энциклопедия любимых героев. — Эксмо, 2015. — С. 56. — 136 с. — (Disney. Коллекционное издание). — ISBN 978-5-699-80296-8.[4]

cyclowiki.org

Интересное о мире

Куско

Мачу-Пикчу

Куско. Место встречи великих цивилизаций.

Город Куско в нашем сознании ассоциируется с могуществом инков, с их удивительными памятниками древней культуры и несметными богатствами, судьба которых оказалась в руках испанских завоевателей. С XI по XVI в. (до прихода конкистадоров в 1533 г.) он являлся столицей империи инков — Тауантинсуйу, что в переводе с языка индейцев кечуа означает «империя четырёх сторон света». Инки считали его центром мира.

Карл Небель. План города Куско. Издание «Voyage Pittoreque».

Карл Небель. План города Куско. Издание «Voyage Pittoreque».

Происхождение Куско, а также расположенной в нескольких десятках километров от него цитадели Мачу- Пикчу и других инкских святынь окутано тайнами, лишь усиливающими интерес исследователей и туристов к этим памятникам истории.По одной из инкских легенд, город основал Манко Капа- ко вместе со своей сестрой и женой Маму Окльо, которые пришли сюда от священного озера Титикака, следуя наказу их Отца-Солнца, дабы обустроить земли диких индейских племён. Место для города было найдено в долине Куско, близ горы Уанакаури, где вошёл в землю золотой жезл, вручённый Манко Капако Отцом-Солнцем.

Церемониальный сосуд Куско XVIII век. Инструктированное и раскрашенное дерево

Церемониальный сосуд Куско XVIII век. Инструктированное и раскрашенное дерево

Вокруг Куско, по мере подчинения ему соседних районов, стало складываться государство. Благодаря хорошей организации власти и боеспособной армии оно быстро росло и к концу XV в. охватывало большую часть Перу, значительную часть Эквадора, горные районы Боливии, север Чили, северо-запад Аргентины.В доколумбовый период Куско являлся символом могущества империи. Его построили в форме пумы, священной защитницы инков. Согласно плану города, крепость Саксайуаман являлась её головой, внешняя стена — зубами, а нижний город — телом. В детородном органе раньше помещалось Золотое поле (Интипампа), в котором всё было сделано из золота в натуральную величину: росла кукуруза, приводимые в движение с помощью механизмов пастухи пасли альпак, летали бабочки. Все эти золотые изделия позже конкистадоры вывезли в Испанию.

Сохранившаяся кладка инкского храма Солнца Кориканча и католический собор Санто-Доминго, в который испанцы его перестроили.

Сохранившаяся кладка инкского храма Солнца Кориканча и католический собор Санто-Доминго, в который испанцы его перестроили.

От главной площади города — Уакапата (Священная терраса) расходились дороги в четыре главные провинции страны. По периметру площади располагались дворцы Касана, Коракора и Кисварканча, принадлежавшие Инкам Пачакутеке, Роке и Виракоче. Ни один европейский правитель не мог сравниться по богатству с императорами инков. После смерти старого императора его преемник должен был построить для себя новый дворец, а прежний, с помещённым в него забальзамированным телом умершего, превращался в святилище.

На территории Куско располагались сотни дворцов и храмов. В каменных храмах, стены которых изнутри были украшены золотом, совершались обряды поклонения богам и небесным планетам. В качестве жертвоприношений использовались мясо ламы, маисовое пиво, а во время болезни или смерти верховного Инки на алтарь приносились женщины и дети. Поражал своей роскошью храмовый комплекс Кориканча (Золотой двор). В храме бога солнца Инти окна, двери, стены, крыши, потолки. предметы культа были из золота. В центре храма находился огромный диск из чистого золота, символизирующий бога Солнца. Эти уникальные исторические ценности завоеватели также отправили в метрополию.

Кафедральный собор на главной площади города Пласа де-Армас

Кафедральный собор на главной площади города Пласа де-Армас

Испанцам удалось неожиданно быстро захватить Куско и другие города империи. Этому способствовали распри между её правителями — большую помощь захватчикам оказали индейские народы, стремившиеся освободиться от инкского гнёта. Конечно, не последнюю роль сыграла и доверчивость инкских вождей, позволявшая предводителю конкистадоров Ф. Писарро и его соратникам легко их обманывать, а также применение завоевателями огнестрельного оружия и суеверный страх, охватывавший индейцев при виде всадников на лошадях. Куско из столицы Тауантинсуйу превратился в столицу колониального владения испанцев — Новой Кастилии. Коренные народы андских государств на протяжении почти трёх столетий вели борьбу против испанского владычества, одним из результатов которой стало обретение независимости Перу в 1821 г.

Внутренний двор одного из монастырей, разбросанных на территории города, окружен по периметру корпусом, представляющим собой двухъярусную аркаду. В центре четырёхчастного сада - фонтан.

Внутренний двор одного из монастырей, разбросанных на территории города, окружен по периметру корпусом, представляющим собой двухъярусную аркаду. В центре четырёхчастного сада — фонтан.

Центральная площадь Куско всегда полна туристов. В расположенных вокруг площади магазинах продаются сувениры, а индейские женщины раскладывают свой товар прямо на площади. По вечерам из ресторанов слышна местная музыка, где зачастую выступают первоклассные танцоры и музыканты. Проходя по улицам города, объявленного инками «пристанищем богов», словно совершаешь путешествие в прошлое, погружаясь в атмосферу захватывающих исторических коллизий. В 1933 г. на конгрессе исследователей- американистов Куско был объявлен археологической столицей Южной Америки, а ЮНЕСКО провозгласило его культурным достоянием человечества.

Церковь Ла-Компания де-Хесус.Церковь Ла-Компания де-Хесус.После прихода испанцев Куско постепенно превратился в город колониальной культуры, где на фундаменте сооружений инков был создан смешанный красивый архитектурный стиль города и собственный стиль живописи (школа Куско), которые можно увидеть в кафедральном соборе и в церкви Ла-Компания де-Хесус.

Современный Куско — административный центр одноимённого департамента, а кроме того, крупный торговый центр. Его население составляет около 300 тыс. человек. Особенностью климата города, расположенного в горной долине реки Уатанай (бассейн Амазонки) на высоте 3,4 тыс. м, является чередование тёплых дней и холодных ночей, продолжительный (с декабря по март) сезон дождей со средней температурой +11— 13 °С. В сухой период большинство дней — солнечные, с температурой +18—21 °С, при среднесуточной температуре +9 °С. Благодаря сохранившимся фрагментам древних инкских сооружений, прекрасной колониальной архитектуре он стал важнейшим туристическим центром Перу и одной из крупнейших достопримечательностей Южной Америки.

Базар на Пласа де- Армас.

Базар на Пласа де- Армас.

Внутри собор декорирован красивой резьбой по дереву (кедр) и золоту, живописными изображениями, чеканными изделиями. Живопись представлена работами религиозного содержания местных мастеров XVII—XVI11 вв. В галереях висят большие картины Базилио Санто Круса. Этот художник был любимцем епископа Мануэля де- Моллинедо, сыгравшего выдающуюся роль в утверждении Куско в качестве культурного центра Америки. Несколько центральных колонн расписал другой местный автор — потомок знатного инкского рода Антонио Синчи Рока. Своды собора оформлены известным мастером Маркосом Сапатой. Колокол собора, отлитый из золота, серебра и бронзы, весит 6 т, его звон слышен за 40 км. Сейчас войти в собор можно через дверь церкви Эль-Триунфо, которая была возведена в честь победы конкистадоров над индейцами.

В современном облике Куско прекрасно сочетаются архитектура инков и колониальное зодчество, испанские церкви и монастыри с руинами инкских сооружений. Многие здания колониального периода возведены на основаниях стен инкских построек. В некоторых из них расположены четырёх- и пятизвёздные отели.

Деталь интерьера кафедрального собора

Деталь интерьера кафедрального собора

Внутреннее пространство церкви Санто-Доминго пересекают три поперечные галереи, стены которых выложены голым рубленым камнем. Почти полное отсутствие алтарей в большинстве боковых часовен компенсируется многочисленными изящными нишами. Интерьер часовен украшен скульптурами христианских святых. Полотна, изображающие святого проповедника Висенте Феррера, занимают пространство под клиросом и искусно вписаны в кривизну арок и округлые формы колонн. Все работы выполненьнв середине XVIII в. Маркосом Сапатой.

Площадь Уакапата испанцы переименовали в Пласа де-Армас, частично разрушив сооружения на ней. Главная её достопримечательность — кафедральный собор, или главный костёл. — храм в ренессансном стиле, воздвигнутый на фундаменте дворца Виракоче. Он имеет форму латинского креста с тремя поперечными галереями (нефами), сообщающимися с двумя соседними церквами: Эль-Тртифо — на востоке и Ла-Фамилия Саграда (Святого Семейства) — на западе. Строительство велось почти 100 лет 1560—1654 гг.

Сосуд в форме фигурки инки. Перу. 1400-1500 гг.

Сосуд в форме фигурки инки. Перу. 1400-1500 гг.

Даже на фоне великолепного архитектурного ансамбля площади Пласа де-Армас выделяется своей красотой церковь в стиле барокко — Ла-Компания де-Хесус ордена иезуитов, поставленная в 1571 г. на месте, где когда-то стоял дворец Инки Уайны Капако. Она была разрушена землетрясением 1650 г., а затем восстановлена в 1688 г. Изысканный интерьер церкви включает резные балконы и алтарь, покрытый золотой фольгой, коллекцию скульптур и картин, к числу наиболее известных из них относится работа Маркоса Сапаты «Свадьба Мартина Гарсиа де-Лойолы и Беатрис Клары Койи», описывающая сцену свадьбы испанского дворянина и инкской принцессы.

Музей искусства доколумбового периода — первый и единственный перуанский музей, посвящённый древней перуанской культуре, в нём содержится 450 экспонатов, относящихся к периоду с 1250 г. до н. э. по 1532 г. н. э. Есть зал изделий из золота и драгоценных камней, кости и жемчуга; залы по культурам наска, мочика, уари, чиму, чанкай и инков.Южнее Пласа де-Армас, на улице Мантас, находятся церковь и монастырь Ла-Мерсед, сооружённые в 1657—1680 гг. Наибольший интерес в этом архитектурном ансамбле представляют башня в стиле барокко, монастырские часовни в стилях барокко и Ренессанса, резные украшения и живопись колониального периода. В ризнице хранится дароносица высотой 1,3 м и весом 22 кг, изготовленная из золота и драгоценных камней и увенчанная огромной жемчужной сиреной.По улице Лорето, берущей начало от Пласа де-Армас, и её продолжению, улице Пампа де-Кастильо, можно дойти до церкви и монастыря Санто-Доминго, построенных в 1633 г., а затем реконструированных в 1680 г. Эти здания стоят на месте самых величественных сооружений в городе — дворца Колькампата и храма Солнца Кориканча. Золотые предметы здесь до сих пор периодически находят во время земляных работ. Необыкновенно красивы сводчатые галереи в ренессансном стиле, вырастающие из стен древнего дворца.

12-й король инков Гуаяна Капако. Школа Куско, масло, холст. Середина XVIII в.

12-й король инков Гуаяна Капако. Школа Куско, масло, холст. Середина XVIII в.

Фасады выдержаны в классическом стиле, а башня с колокольней и колоннады — в стиле барокко.Колокольня,возведённая в 1731 г., стала одним из самых значительных и запоминающихся архитектурных сооружений своего времени.

В квартале от Пласа де-Армас находится музей религиозного искусства (бывший дворец Инки Роки). Здание построено в мавританском стиле, двери и балконы украшены изящной резьбой. В нём несколько молелен выдержанных в различных архитектурных традициях. В колониальной период оно принадлежало ряду политических деятелей, создан в 1969 г. Здесь выставлены главным образом картины религиозного содержания, в том числе известные полотна Хуана Сапаты и других андских мастеров, а также образцы мебели колониального периода. Рядом с музеем находится огранённый индейскими мастерами двенадцатиугольный камень. Местные каменотёсы доказала, что камень не обязательно должен быть прямоугольной формы, жаться в кладке без скрепляющего раствора.

Пройдя от Пласа де-Армас вдоль нескольких городских кварталов по улицам Мантас, Маркес, Санта-Клара и Сан-Педро, оказываешься перед собором Сан-Педро, внешний вид которого вобрал в себя черты двух крупнейших образцов архитектуры Куско — кафедрального собора и церкви Ла-Компания де-Хесус.

Центральная улица города

Центральная улица города

Собор возведён в период с 1688 по 1699 г. при поддержке епископа Мануэля де-Моллинедо.Продолжив движение от Сан-Педро по улице Хоспиталь, попадаешь на мост Альмудены. Неподалёку от него, на крутом склоне, находится площадь Альмудены, с которой открывается великолепный вид на Куско. Здесь же расположены церковь и кладбище Альмудены. Название этих сооружений связано с именем пресвятой девы Альмудены — покровительницы Мадрида и предложено при закладке церкви в 1683 г. епископом де-Моллинедо. Над центральным алтарём церкви, в урне, хранится его сердце.На площади Назаренас находится Музей искусства доколумбового периода. В этом здании в 1450 г. размещался инкский театр. В 1580 г. здание принадлежало конкистадору Алонсо Диасу. В связи с открытием в нём в 2003 г. музея оно было полностью отреставрировано.

Сан-Блас — самая старая приходская церковь Куско. Собор имеет прямоугольные помещения и кирпичные стены, которые после землетрясений 1650 и 1950 гг. частично заменили каменными. В нем два портала, выходящие на просторные площади, и каменная башня с колокольней, сменившая после землетрясения 1950 г. старую кирпичную. Главная достопримечательность Сан-Бласа — филигранной работы кафедра из кедра в стиле испанского барокко, являющаяся шедевром континентального значения. Следуя канонам, кафедра имеет балкон, акустический купол и галерейный вход. Вероятнее всего, средства на её создание предоставил в конце XVII в. епископ Мануэль де-Моллинедо.

Неподалёку от музея располагается семинария Сан-Антонио Абада, принадлежащая к числу самых красивых и хорошо сохранившихся памятников религиозной архитектуры города. Её строительство началось в 1598 г. по указанию епископа Антонио дела-Райа и продолжалось около 100 лет. С 1692 г. это учебное заведение стало называться Королевским и Папским университетом под покровительством епископа де-Моллинедо.

Внутренний двор монастыря Санто- Доминго.

Внутренний двор монастыря Санто- Доминго.

На северо-восточной окраине Куско раскинулся район Сан-Блас с узкими, извилистыми улицами, изобилующими крутыми подъёмами и спусками. В доколониальный период он был заселен преимущественно инкскои знатью. В середине ХМ в. здесь с целью воспитания местного населения в духе католицизма был возведён собор одноимённого названия.В радиусе от полутора тысяч метров до нескольких десятков километров от Куско расположен ряд очень известных или просто знаменитых памятников инкской цивилизации — объектов постоянного паломничества туристов. К числу важнейших из них относятся руины возведённой из огромных гранитных блоков крепости Саксайуаман, а также места совершения культовых обрядов Кенко Гранде и Кенко Чико (Кенко большой и Кенко маленький), представленные как наружными сооружениями и сложными мистическими изображениями на скалах, так и прорубленными в скале подземными лабиринтами. Однако наибольший интерес, пожалуй, вызывает цитадель Мачу-Пикчу, обнаруженная учёными лишь в 1911 г. Этот священный для инков город никогда не упоминался в испанских хрониках, так как испанцам не удалось его обнаружить. Не оставили о нём письменных свидетельств и инки. Инки считали Куско центром мира.

Инская женская фигурка идола. Золото. Археологический музей Куско.

Инская женская фигурка идола. Золото. Археологический музей Куско.

Размеры империи, столицей которой был этот город, величественные крепости и дворцы, неисчислимые богатства, замечательные ювелирные изделия инков, уровень их культуры, безусловно, давали им основание для такого утверждения.Но и сейчас, спустя столетия, Куско является одним из центров мировой культуры, а многие тайны инкской цивилизации до сих пор не разгаданы. Наследие инков дополнилось шедеврами колониального периода, и этот очень болезненный для доколумбовых памятников опыт синтеза двух великих культур уникален, чрезвычайно любопытен и поучителен.

mirxenia.com

Куско - Древние города

 

Современный Куско на закате

 Куско (Cuzco, Qusqu или Qosqo) – древний город цивилизации инков, расположенный в Андах, в центре Перуанского нагорья, на высоте 3 416 метров над уровнем моря. В настоящее время он является столицей одноименного региона и провинции Куско. По состоянию на 2007 год численность населения города составляла 348 935 человек. Здесь находится резиденция архиепископства Куско и имеется университет. Богатая событиями история столицы Империи Инков, достопримечательности её окрестностей и горный ландшафт привлекают сюда множество туристов. Куско приобрел всемирную известность как ворота, ведущие к затерянному городу инков Мачу-Пикчу.

В Куско сохранились руины большого числа строений, созданных цивилизацией инков.

Среди них можно упомянуть Улицу семи змей (Callejón de Siete Culebras), на которой находится множество камней с рисунками в форме змеи. Это свидетельствует о том, что змея являлась для инков символом мудрости.

Стена Атунрумийок (Calle Hatunrumiyoc) представляет собой руины дворца Инки Рока, шестого правителя Империи Инков. Эта стена демонстрирует наличие у инков техники бесшовного соединения огромных каменных блоков. Самый знаменитый камень дворцовой стены имеет более 12 углов.

Еще одним памятником архитектуры инков является статуя Пачакутека Юпанки, установленная на цилиндрическом постаменте. Общая высота статуи с постаментом составляет более 22 метров.

По одной из версий, Куско был основан в 1100 году и, таким образом, является древнейшим городом западного полушария.

Кроме того, существует легенда, согласно которой местность вокруг современного перуанского города с незапамятных времен была заселена племенем тампу, одним из племен индейцев кечуа. Как гласит эта легенда, лишь около 1200 года нашей эры первый Инка, Манко Капак, вместе со своей сестрой по имени Мама Окльо основал  город под названием Куско, что в переводе с языка кечуа означает «пуп, или центр, мира». Этот город стал центром возникшей позже Империи Инков.

Однако до эпохи девятого Инки, Пачакутека Юпанки, правившего с 1438 по 1471 годы, достоверных свидетельств об истории города до сих пор не обнаружено. Пачакутеку удалось расширить Империю Инков от озера Титикака в центральных Андах до озера Хунин. Он повелел построить в окрестностях Куско так называемые террасы инков, предназначавшиеся для возделывания кукурузы. С помощью этих террас и каналов от рек Сафи (Saphi) и Тульюмаю (Tullumayu) обеспечивалось снабжение городского населения продовольствием и водой. Куско, разделенный на 2 половины, постепенно превращался в культурно-экономический центр империи. Первые 5 правителей Инков были выходцами из Верхнего Куско (Hanan Qusqu). После них все правители Инки были родом из Нижнего Куско (Urin Qusqu).

Согласно одной из теорий, по повелению именно Пачакутека Юпанки около 1450 года был построен хорошо сохранившийся до сих пор город Мачу-Пикчу. Достоверно известно, что девятый Инка ввел в империи культ бога Солнца Инти.

После Пачакутека правителем инков стал его сын Тупак Юпанки, при котором территория Империи Инков максимально расширилась. Теперь она включала в себя также область между Кито (столица современного Эквадора) и Сантьяго (столица современного Чили). Тупак Юпанки действовал чрезвычайно хитроумно, так, например, он вызвал в Куско высших сановников подчиненных ему племен. Там он наделил их важными административными должностями, что не только обеспечило мир внутри империи, но и привлекло в столицу многих мыслителей, деятелей искусств и ученых.

Одиннадцатый Инка, Уайна Капак, правил с 1493 года до своей смерти в 1525 году. Одним из последних его официальных актов явился раздел Империи Инков между двумя его сыновьями. Один из них, Атауальпа, получил северную часть империи и выбрал в качестве резиденции Кахамарку. Второй сын, Уаскар, должен был править южной частью империи, к которой относился и Куско. Этот город он использовал как свою резиденцию. После смерти Инки Уайны Капака его сыновья начали междоусобную войну. Этот конфликт закончился лишь в 1532 году поражением и казнью Уаскара. С этого момента единоличным правителем всей империи стал Атауальпа. Однако его триумфу суждено было продолжаться лишь до ноября того же года, так как испанский конкистадор Франсиско Писарро взял в плен правителя инков и в 1533 году захватил Куско и повелел разграбить и сжечь его. Большая часть золота и серебра была переплавлена, а постройки инков разрушены. Камни, оставшиеся от снесенных храмов и дворцов испанцы использовали для строительства своих церквей.

Правитель инков Манко Капак II, сводный брат Уаскара, посаженный испанцем на трон в качестве марионетки, организовал в 1535 году крупное восстание против испанских колонизаторов и выступил в военный поход на Куско с армией численностью свыше 100 тысяч человек. В ходе осады города ему почти удалось победить испанцев. Однако те все же смогли одержать победу в жестоком сражении при Саксайуамане и подавить восстание инков. В результате боевых действий город был почти полностью разрушен. После того, как в 1535 году Писарро основал город Лима, Куско окончательно потерял свое значение.

Остатки некогда великолепных фундаментных стен дворцов и храмов инков чудесным образом выстояли во время разрушительного землетрясения 1650 года, от которого пострадали обширные районы города.

В 1780 и 1820 годах в Куско произошли восстания индейцев. Однако они были жестоко подавлены испанскими колонизаторами.

Важной вехой для города стал 1911 год. Тогда был открыт затерянный город инков Мачу-Пикчу, который привлек к себе внимание туристов со всего мира. Благодаря этому открытию вновь приобрел значение и сам Куско. В настоящее время город считается крупнейшим туристическим центром Перу.

Последнюю трагедию этот древний город пережил в 1950 году, когда новое разрушительное землетрясение разрушило восстановленные церкви и дома. В обломки и пепел превратилось около 90 % городских построек. Однако эта природная катастрофа все же оказала одну полезную услугу: обнажился величественный Кориканча, бывший «Храм Солнца», на месте которого испанцы позже построили церковь Святого Доминго.

С 1983 года руины древних строений инков, а также внутренняя часть Куско с её колониальными постройками включены в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

< Предыдущая Следующая >
 

www.ancientcity.ru

Глава 6. Древняя столица инков — Куско и его окрестности — 2 (Куско, Перу)

Как помните, пятая глава закончилась пленением Верховного Инки командой конкистадоров, возглавляемой Франциско Писсаро. В этой главе можно прочитать продолжение этого драматического сюжета.

Чтобы вернуть себе свободу, император Атауальпа, вместо того чтобы отдать приказ тридцати тысячам* своих воинов, стоящим в окрестностях Кахамарки, идти в наступление и разорвать на куски две сотни подлых обманщиков и несколько сот вассалов, малодушно распорядился в качестве выкупа заполнить золотом до потолка большую комнату, в которой его содержали**.

* По некоторым источникам их было 80000 .**Любопытно, что инки не воспринимали золото, как нечто ценное. Для них оно было просто жёлтым металлом. Они его называли «потом Солнца», а серебро – «слезами Луны». Более дорогостоящими для них были, к примеру, ткани — ведь на их изготовление уходит так много труда!

Исполняя приказ Верховного Инки во все уголки империи помчались гонцы-скороходы. В руке каждый держал «письмо» состоящее из длинных, разного цвета шнурков, завязанных в сложные узелки и сплетения. Это были кипу – условные знаки для посвящённых: они указывали, куда и сколько золота доставить. ( Сохранились кипу, в которых число узелков достигало двух тысяч – целые повести!)

[[

Получив невиданный в истории человечества выкуп, «благородный идальго» поступил в традициях Старого Света – распорядился задушить пленника с помощью специального железного ошейника – гарроты, а тело, чтобы жрецы не воскресили, разрубить и сжечь.Так, пользуясь неискушённостью в хитросплетениях двойной дипломатии, индейцев лишили Верховного правителя. Затем перессорили между собой военачальников и вождей индейских племён. Но мир устроен так, что за всё приходится нести ответ. Франциско Писсаро по иронии судьбы был убит своими же соратниками через несколько лет после победного вступления в столицу империи инков — Куско.

Накануне своей гибели обречённый Инка, желая хоть как-то досадить обманувшим его испанцам, сумел тайком передать верным ему людям ещё одно кипу — письмо состоящее из тринадцати разных узелков. Через месяц из Куско на север ушёл тяжело гружённый отряд численностью десять тысяч воинов.Куда он отправился точно неизвестно. Скорее всего, к огнедышащим вулканам Эквадора, каждодневно выбрасывающим из своих раскалённых жерл дымящиеся бомбы и облака удушливых газов.

Этот неприютный, покрытый непроходимыми лесами угол империи лучше всего подходил для спасения сакральных сокровищ империи инков*** от алчных и ненасытных испанцев. Не случайно среди жителей тех мест до сих пор живы легенды о сказочном Эльдорадо и Городе Цезарей, который благодаря удивительным способностям просвещённых жрецов, скрыт завесой и недоступен взорам чужаков. Это, конечно, мифы, но нередко как раз они и становились реальностью, а то, что не подвергалось сомнению, оказывалось вымыслом. Предположение, что загадочный Эльдорадо существует, подтвердили найденные в глухом каньоне Центральных Кордильер в конце 20 века пять золотых статуй высотой в человеческий рост, изготовленных из чистого золота.Старинные хроники и записки конкистадоров, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о существовании подземного города, состоящего из лабиринта галерей, потайных хранилищ.

*** За первые годы колонизации испанцами из Южной Америки было вывезено 200 тонн золота и 16000 тонн серебра.

Так прекратило своё существование мощное и удивительное государство, являвшееся по запоздалому признанию самих колонизаторов, одним из самых справедливо и разумно устроенных.Согласно современным представлениям, огромная инкская империя просуществовала недолго — чуть более ста лет. Но за этот короткий промежуток времени инки сумели расширить пределы государства почти на всю прибрежную и горную часть Южной Америки. Она имела вдоль дорог целую сеть почтовых станций, расположенных на расстоянии 12-18 километров друг от друга. Главная Царская дорога инков, соединявшая город Кито на севере империи и чилийскую крепость на реке Мауле на юге, имела протяжённость в 6000 километров.

В древнем Перу столкнулись не только разного технического уровня и оснащения армии, но и абсолютно разные мировоззрения. У европейцев устроить интригу, оттолкнуть локтями ближнего, разбогатеть любой ценой считалось естественным и не зазорным. Для индейцев же обман, страсть к наживе, жадность, тем более накопительство, считалось презреннейшим из всех состояний, до которых может пасть человек. Для них было постыдно иметь в доме еду, если её нет у соседа. Согласно действовавшей в стране морали индейцы с детства, с молоком матери впитывали убеждение, что щедрость это главная добродетель человека. Их учили отдавать другим то, что они ценят больше всего и уметь при этом испытывать наивысшую радость.О воровстве они вообще не имели понятия.

В одном из писем на родину, испанец пишет матери «Туземцы не отказывают нам ни в чём. Чего у них не попроси они охотно с каждым делятся и относятся ко всем нам так любезно, что, кажется, готовы отдать свои сердца».

Эти люди по нравственным качествам значительно превосходили своих поработителей, но, к сожалению, чрезмерно идеализировали земной мир, устроенный так, что зло и ненасытная жадность зачастую побеждает добро и неустанно подталкивает человечество к краю пропасти…Инкам удалось создать то, о чём мечтали многие поколения социальных философов и политиков: совершенную вертикальную социальную структуру, в которой индивид был полностью растворён в коллективе. Такое общественное устройство и абсолютный тоталитаризм в какой-то степени нивелировал человека, но, вместе с тем, открывал колоссальные возможности для выживания и мирного сосуществования огромного, разношёрстного сообщества. Один из испанских хронистов записал в отчёта о завоеванной стране:"По правде говоря, мало народов в мире, имели лучшее правление, чем у Инков".

Типичного для европейцев конфликта между обществом и отдельным человеком в древнем Перу не существовало. Но очень жёсткая вертикаль власти привела к тому, что когда верховный правитель Атауальпо был схвачен конкистадорами, империя превратилась в беспомощное образование.Империю Инков можно сравнить с муравейником или пчелиным роем где каждый без размышлений выполняет свою функцию. Пропала матка – и пропала империя. В этом слабость тоталитарных режимов.

Посадив после казни Атауальпа на трон очередного законного наследника – ещё одного из сыновей Уайна Капака, испанцы в глазах инков стали выглядеть блюстителями законов империи. Этим ходом испанцы как бы демонстрировали индейцам "Мы ваши друзья!" Население успокоилось и на время прекратило выступления. Это дало испанцам возможность построить свои крепости, обустроиться и, исподволь запуская свои щупальца в экономику, без тотальной войны установить своё господство. (Окончательно сопротивление гордых индейцев, осознавших, что их обманули, было подавлено в 1572 году. Тогда же обезглавили последнего законного правителя – императора Тупак Амару, племянника Атауальпа).Наступил период притирки европейской и инковской цивилизаций.

Поскольку, при всей жестокости католики-испанцы, в отличие от англоязычных протестантов, после завоевания страны, не уничтожали тысячами индейцев****, а проводили более мягкую и разумную политику сожительства под своим контролем, последним удалось сохранить не только свою культуру, но и языки кечуа и аймара.Причём кечуа, наряду с испанским, стал вторым государственным языком Перу. Индейцы там на сегодняшний день по-прежнему многочисленны и составляют половину населения страны.

**** Североамериканские племена индейцев (апачи, команчи, ирокезы) поначалу тоже гостеприимно встретили английских колонистов, но те, освоившись, приступили к ничем не мотивированному тотальному уничтожению «краснокожих» — охотились на них, как на зайцев. И если южноамериканских индейцев сейчас несколько десятков миллионов, то на всей территории США аборигенов осталось всего 350 тысяч.

Оглядываясь на историю России, испытываешь восхищение перед мудростью и добросердечием российских казаков. Они не переделывали инородцев под свой лад, тем более не истребляли поголовно. Если местные желали соблюдать языческие обряды, никто не чинил тому препятствий. И, слава Богу, от этого все только выиграли: и русские и инородцы.На этом сегодня завершим — говорят, что длинные топики утомляют. Лучше покороче, но почаще. Попробую последовать этому доброму совету.

Так, что в нынешнее Перу вернёмся на днях.Ваш покорный слуга, Камиль.

turbina.ru

Куско - это... Что такое Куско?

Куско (Cuzco) — город в Перу, административный центр департамента Куско. Население 342,2 тысяч человек (2004). В городе действуют предприятия текстильной и пищевой промышленности, университет, музей Института археологии Национального университета, Музей вице-королевства Перу. Куско — древняя столица государства инков. Достопримечательностями города являются церкви, монастыри, дома 16—18 веков. Куско расположен на высоте 3360 м в юго-восточной части перуанской Сьерры. На языке кечуа Куско означает «пуп» или «центр мира». В древности он был столицей империи, Тауантинсуйо (Четыре области). Легендарными основателями города были инка Манко Капак и Мама Оклио, которые вышли из озера Титикака. Исследователи пришли к выводу, что Куско был основан в 15 веке и его расцвет приходится на правление девятого инки Пачакутека (1438—1471), который осуществил строительство великолепных зданий, украшенных петроглифами. Здания отличаются безупречной стыковкой больших камней в стенах и трапециевидными проемами для окон и дверей. В верхней части города находятся крепость Саксауаман, храм солнца Кориканча, над которым был выстроен монастырь Санто-Доминго. На улице Хатун-Румийок, в двух кварталах от главной площади, находится стена, с уникальным камнем с 12 углами. После прихода испанцев Куско превратился город со смешанной культурой, где на фундаменте сооружений инков был создан оригинальный архитектурный стиль. Куско отличается и собственным стилем живописи, образцы которого можно увидеть в Кафедральном соборе. Куско по праву считается археологической столицей Америки и в 1983 году ЮНЕСКО провозгласило его достоянием культурного наследия человечества. Близ Куско в Священной долине находятся археологические памятники Писак и Ольянтантамбо. В 185 км от Куско расположен археологический комплекс Чокекирао, где можно осмотреть главную площадь, складские помещения, систему анденес (террасы для выращивания сельскохозяйственных культур), плоские площадки для проведения церемоний и ритуалов. Инки построили обширную сеть дорог для связи с четырьмя областями своей империи. Дорожная сеть называлась Куапак Ньян (Дорога государя) или путь инки. Ее составляла система горных троп, пригодных для передвижения двух-трех человек и лам с грузом. Через реки и ущелья перекидывали подвесные мосты. Для облегчения подъема в гору в скале вырубались ступени. В Перу остались многие тропы системы Куапак Ньян, которые и ныне используют крестьяне. Одна из наиболее сохранившихся — тропа, связывающая Куско и Мачу-Пикчу. Путешествие на Мачу-Пикчу по тропе инков позволит окунуться в прошлое и увидеть красоты Сьерры. Тропа инков — один из самых известных маршрутов треккинга в мире. 39 км пройти за 4 дня (3 ночевки) или за 2 дня (1 ночевка), побывав на высоте от 2600 м до 4200 м.

dic.academic.ru