Повесть древней руси. 14. Воинская повесть как жанр исторической прозы Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воинская повесть в литературе древней Руси. Повесть древней руси


Воинская повесть в литературе древней Руси.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Воинская повесть - это произведение, посвященное какому-либо военному событию. Описания событий, связных с военными походами князей получили отражение уже в «Повести временных лет», именно там начал формироваться жанр воинской повести. Элементы этого жанра присутствуют в сказании о мести Ярослава Окаянному Святополку (1015-1016г), о битве Ярослава со Святополком и польским королем Болеславом (1018-1019г), о междуусобной борьбе Ярослава с Мстиславом в 1024г. В каждом из этих сказаний уже наличествуют основные сюжетно-композиционные элементы воинской повести: сбор войск (завязка), выступление в поход, подготовка к бою (развитие действия), бой (кульминация) и его последствия (развязка). Используются новые стилистические формулы «бысть сеча зла, яка же не была в Руси», символический образы битвы-грозы и битвы-грома, вводятся мотивы помощи небесных сил русским войскам. Татарское нашествие и утвердившееся за ним тягостное иго отразилось в воинских повестях. В них выражается понимание причины постигшего Русь бедствия - княжеских распрей, описываются проявления беззаветного героизма народных удальцов в их борьбе с поработителями, звучат призывы к общенародному единству. Основные черты воинской повести определились еще в Киевской Руси («Повесть временных лет»). К воинским повестям относятся: «Повесть о Калкском побоище», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Задонщина», «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков». «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237) создана, предположительно, непозднее середины XIV в. Главные источники повести - это рязанская летопись, затем - устные народные сказания типа местных легенд и, вероятно, церковный список умерших рязанских князей («помянник»). Повесть состоит из 4-х частей. 1-я часть повести не имеет отношения к татарщине и представляет легендарную «повесть о приходе чудотворного образа Николы Зарайского...» Легендами о чудесном переходе в те или иные места Руси византийских икон отдельные княжества поднимали свой авторитет перед своим населением и соседними уделами. Собственно «Повесть о приходе Батыя на Рязань» могут быть названы три посл.части. Во второй части рассказывается о гибели князя Федора, посланного с дарами к Батыю и смело вставшего перед ним на защиту чести русских женщин, а также о самоубийстве жены Федора Евпраксии: узнав об убийстве мужа, она бросилась из превысокого терема с сыном князем Иваном и разбилась. Во многих подробностях этого рассказа ясно слышны мотивы народного творчества. Федор, Евпраксия и Иван неизвестны в летописи; возможно, что лица эти выдуманы для объяснения трех крестов, стоявших перед церковью Николы. Вероятно, все это взято из устных народных легенд. В третьей части рассказывается о сборах рязанского князя Юрия на битву против татар; описывается и сама битва. Сражение, как и в «Слове о полку Игореве», кончается поражением русских и гибелью многих князей. Третья часть прерывается четвертой, в которой рассказывается о рязанском воеводе-богатыре Евпатии Коловрате. В продолжение прерванной третьей части рассказывается о приезде в Рязань князя Ингваря Ингоревича; оплакав и похоронив своих родственников, он обновляет рязанскую землю, строит церкви и монастыри. По содержанию повесть близка к «Слову о полку Игореве». Описание битвы схоже с описанием в ее в «Слове», а также плач Ярославны схож с  плачем брата Юрия, Ингваря Ингоревича.

students-library.com

14. Воинская повесть как жанр исторической прозы Древней Руси

Традиции зарубежной литературы и национальное своеобразие. Светский характер жанра, связь с реально-историческим событиями русской истории. Христианско-патриотическая идейная направленность. Образ князя – главного героя воинской повести. Законы жанра. Воинские формулы. Сочетание книжной традиции и черт фольклора. Повесть как отдельное произведение, повесть в составе летописей (повести о битве на реке Калке 1223 года), черты повести в памятниках других жанров ("Слово о полку Игореве", "Житие Александра Невского"). Повесть о княжеских преступлениях как разновидность воинской повести.

Самостоятельно. "Повесть о разорении Рязани Батыем" как эталон древнерусской воинской повести. Историческая основа памятника. Этапы военного противостояния Рязани и Батыя. Идея самоотверженной героической гибели во искупление грехов перед Богом и во имя будущего Русской земли. Описание воинских событий. Традиционные формулы. Связь с традициями фольклора. Образ смертной чаши. Образ Евпатия Коловрата. Цикл рязанских повестей и место "Повести" в цикле "Похвала роду рязанских князей".

Библиография

См. раздел первый № 1,3-6; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 1,2, раздел тринадцатый № 3.

  1. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М., 1974.

  2. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков. – М.Л., 1960.- С. 116-131.

  3. Воинские повести Древней Руси. – Л., 1985.- С. 3-16.

15. Самостоятельно. Повести о Куликовской битве ("Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", Летописная повесть о Куликовской битве, "Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича")

Эпоха создания цикла. Историческое значение Куликовской битвы. Возможность объединения в цикл памятников разных жанров. Историческое и легендарное, светское и церковное начала в произведениях. Принципы изображения князя, русских воинов, врагов (нравственные качества и форма их воплощения). Эпический стиль фольклора, летописная традиция изображения, эмоционально-панегирический стиль. Традиционные стилистические формулы изображения людей и событий. Человек и природа в памятниках. Проблема литературной преемственности ("Задонщина" и "Слово о полку Игореве"), эволюция жанра княжеского воинского жития ("Повесть о житии Александра Невского" "Слово о житии Дмитрия Донского").

Библиография

См. раздел первый № 1, 3-6; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 1,2.

  1. Сказание и повести о Куликовской битве. – Л., 1982

  2. Куликовская битва в литературе и искусстве. – М., 1980.

  3. Куликовская битва и подъём национального самосознания//ТОДРР. – Л., 1979. Т. 34.

  4. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV – XV веков. – Л., 1987. - С. 88-122.

  5. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. – М., 1998. (гл.7).

16-17. Памятники стиля "плетения словес"

Исторический и идейно-эстетические предпосылки появления стиля (процесс "собирания" Москвой исконно русских земель, национальный подъём – Куликовская битва, второе южнославянское влияние). Афонские исихасты. Русские "молчальники". Культ Иоанна Лествичника: стремление шествовать по умозрительной лестнице добродетели в экстатическом стремлении познания Бога. Эмоционально-панегирический агиографический стиль "плетения словес": особое отношение к слову, должному адекватно передать святость святого, "абстрактный психологизм".

Самостоятельно. Творчество Епифания Премудрого. "Слово о житии и учении Стефана Пермского" ("Житие Стефана Пермского", "Повесть о Стефане, епископе Пермском"), "Жизнь и житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия" ("Житие Сергия Радонежского"). Образы Стефана и Сергия. Их заслуга перед церковью. Историческое и национальное значение личности Сергия Радонежского (Образ Сергия в книге Б. Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский" ― единение разрозненных лучших черт русского национального характера; святой Сергий в творчестве М.В. Нестерова). Черты стиля "плетения словес" в "Житии Стефана Пермского": формулировка основной цели и задач жития, крайняя степень самоуничижения как литературный приём, отношение автора к слову, "поиски" слова, "абстрактный психологизм". Судьба стиля "плетение словес".

studfiles.net

Воинские повести Древней Руси

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

«Повесть о разорении Рязани Батыем» состоит из 4 частей:

1) появление Батыя на границах Ряз. земли, посольство Рязанцев к Батыю во главе с кн. Федором, гибель Федора (за отказ привести Батыю свою жену) и его жены Евпраксии (спрыгнула с высокого терема с сыном Иванов и разбилась) – ее подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Первая часть заканчивается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев.

2) героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем (с братьями Давидом и Глебом; Юрий Всеволодович, великий князь владимирский отказал в помощи), гибель зашитников и разорение Батыем Рязани (Батый ворвался в город, в соборную церковь, зарубил княгиню Агриппину, мать князя, со снохами и прочими княгинями, а епископа и «священнический чин» предал огню, самую церковь сжёг, многих людей мечами посек, а других в реке потопил, весь город разгромил).

3) подвиг Евпатия Коловрата (это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделем гиперболической силой. Мужеством и отвагой. Он живое олицетворение гоероического подвига всего русского народа, кот. Не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю. Основое внимане уделено иозображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переностися подвиг всей дружины. Он бесстрашно разъезжает по ордынсим полкам и бьет их нещадно – так, что его острый меч притупился. Самого Батыя охватывает страх, и он посылает против Евпатия своего богатыря Хостоврула, Евпатий в поединке побеждает, охваченные страхом моноголы вынуждены применить против русского богатыря стенобитные оружия «пороки» и убивают его, когда его тело приносят, враг оказывает уважение своему недавнему противнику и преклоняется перед его храбростью и мужеством. В порыве великодушия Батый отдаёт тело Евпатия уцелевшей, окончательно изнемогшей его дружине и отпускает её, не причинив ей никакого вреда. Противник, на которого было потрачено так много сил, который стоил стольких жизней татарскому войску, вызывает в профессионале-воине чувство изумления, восторга и преклонения перед его воинской доблестью).

4) обновление Рязани Ингваром Ингоревичем. (последняя часть начинается эмоциональным плачем князя Ингвара, он горестно оплакивает убитых; заканчивается повесть рассказом об обновлении и возрождении русскими людьми Рязани).

Сказание о Мамаевом побоище

«С» последовательно передает все события, связанные с Куликовской битвой. Впервые за 150 лет иноземного ига русская рать должна была выйти за пределы Руси для открытого боя с поработителями. Русские войска перешли Дон в ночь с 7 на 8 сентября. Они расположились на сравнительно небольшом Куликовом поле, изрезанном ручьями и овражками. В тылу русских протекала Непрядва, слева в кустах ракитника был Дон, справа — лес, а за ним — река. В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что это место выбрали потому, чтобы отступать было некуда. В такой битве «друг за друга... умрети» и приготовились русские ратники, воодушевленные любовью к отечеству.

Густой туман над Куликовым полем стал рассеиваться только к 11 часам утра. Русской рати противостояло равное по силе татарское войско. По «Сказанию», битву открыл поединок Александра Пересвета (монаха) и татарина Челубея. Оба богатыря погибли, пронзенные копьями. Бой начала татарская конница, которой удалось смять русские полки. Мужественно сражался и Дмитрий Иванович. В центре ожесточенно дрался Большой полк, воинам которого солнце нестерпимо слепило глаза. А на левом фланге татарская конница уже отрезала дорогу к донским бродам. Исход сражения решил Засадный полк, находившийся в дубраве. Им командовал серпуховский князь Владимир Андреевич (двоюродный брат Дмитрия). Войско Мамая не ожидало появления свежих сил и обратилось в бегство. В паническом страхе люди тонули в Мече, Дону и даже в Непрядве. Завершив преследование, Владимир Андреевич вернулся на Куликово поле. Великого князя Дмитрия Ивановича, едва живого, в разбитых доспехах, нашли с трудом.

В «С» усилен религиозный элемент. Подчеркивается благочестие князя многочисленными монологами-молитвами.

В повести много речей, диалогов персонажей. Подробное перечисление имен.

Татарам был нанесен сокрушительный удар коалицией русских князей, возглавляемой московским князем Дмитрием Ивановичем.

Исход битвы – очень крупное политическое событие в истории Руси. С одной стороны, победа русских явилась первой серьезной попыткой освобождения Руси от татарского ига, длившегося уже более 150 лет.

students-library.com

«Воинские повести Древней Руси»

feed_id: 8216 pattern_id: 2583 query:

Описание:

Сборник летописных документов. Каждое произведение дано в оригинале на древнерусском, в переводе и снабжено примечаниями.

Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Д. Титова.

Содержание:

  1. Л. Дмитриев. За землю Русскую (статья), стр. 3-16
  2. Походы Святослава
    1. Древнерусский текст, стр. 17-21
    2. Д. Лихачёв. Перевод, стр. 22-26
    3. О. Творогов. Примечания, стр. 468
  3. Слово о Полку Игореве
    1. Неизвестный автор. Слово о полку Игореве. Древнерусский текст (поэма), стр. 27-35
    2. Неизвестный автор. Слово о полку Игореве. Древнерусский текст (поэма, перевод О. Творогова), стр. 36-44
    3. О. Творогов. Примечания, стр. 468-470
  4. Летописные повести о монголо-татарском нашествии
    1. Древнерусский текст, стр. 45-69
    2. Д. Буланин. Перевод, стр. 70-95
    3. Д. Буланин. Примечания, стр. 470-472
  5. Повесть о разорении Рязани Батыем
    1. Древнерусский текст, стр. 96-105
    2. Д. Лихачёв. Перевод, стр. 106-115
    3. Д. Лихачёв. Примечания, стр. 473
  6. Слово о погибели Русской земли
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Л. Дмитриев. Перевод, стр.
    3. Л. Дмитриев. Примечания, стр. 474
  7. Повесть о житии Александра Невского
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. В. Охотникова. Примечания, стр. 474-476
  8. Сказание о Довмонте
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. В. Охотникова. Примечания, стр. 476-477
  9. Рукописание Магнуша
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Н. Демкова. Примечания, стр. 477-478
  10. Повесть о побоище на реке Пьяне
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Л. Дмитриев. Перевод, стр.
    3. Л. Дмитриев. Примечания, стр. 478-479
  11. Повесть о битве на реке Воже
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Л. Дмитриев. Перевод, стр.
    3. Л. Дмитриев. Примечания, стр. 479
  12. Задонщина
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Л. Дмитриев. Перевод, стр.
    3. Л. Дмитриев. Примечания, стр. 479-481
  13. Пространная летописная повесть о Куликовской битве
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Л. Дмитриев. Перевод, стр.
    3. Л. Дмитриев. Примечания, стр. 481-482
  14. Сказание о Мамаевом побоище
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Л. Дмитриев. Примечания, стр. 483-485
  15. Повесть о нашествии Тохтамыша
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. М. Салмина. Примечания, стр. 485
  16. Повесть о стоянии на Угре
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Я. Лурье. Примечания, стр. 486-487
  17. Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. В. Охотникова. Примечания, стр. 487-490
  18. Сказание Авраамия Палицына
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. Г. Прохоров. Примечания, стр. 490-491
  19. Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков
    1. Древнерусский текст, стр.
    2. О. Творогов. Примечания, стр. 491-493

Для этого издания ищется более качественная обложка!

fantlab.ru

Повести древней Руси XI-XII века

Повести древней Руси XI-XII векаИздание 1983 года. Сохранность очень хорошая. В книгу вошли наиболее известные памятники древнерусской литературы XI-XII вв., повествующие о начальном периоде истории нашего государства… — Лениздат, (формат: 84x108/32, 576 стр.) Библиотека "Страницы истории Отечества" Подробнее...1983220бумажная книга
Меньшенина Н. (ред.)Повести минувших лет. Памятники литературы Древней Руси XII-XVII вековВ сборник «Повести минувших лет» вошли наиболее яркие и известные произведения литературы Древней Руси XII—XVII веков. «Повесть временных лет» до сих пор остается важнейшим источником сведений о… — Лениздат, (формат: Мягкая бумажная, 320 стр.) Подробнее...2014116бумажная книга
Меньшенина Н. (ред.)Повести минувших лет. Памятники литературы Древней Руси XII-XVII вековВ сборник "Повести минувших лет" вошли наиболее яркие и известные произведения литературы Древней Руси XII-XVII веков. "Повесть временных лет" до сих пор остается важнейшим источником сведений о… — Лениздат, (формат: Твердая бумажная, 320 стр.) Подробнее...2014162бумажная книга
Боровков Д.Междукняжеские отношения на Руси конца X - первой четверти XII века и их репрезентация в источниках и историографииМонография посвящена начальному этапу становления в развития междукняжеских отношений на Руси: от первого раздела княжений, осуществленного в 970 г. киевским князем Святославом Игоревичем между… — Алетейя, СПб, (формат: Мягкая бумажная, 232 стр.) Подробнее...2016832бумажная книга
Повести минувших летВ сборник "Повести минувших лет" вошли наиболее яркие и известные произведения литературы Древней Руси XII-XVII веков. "Повесть временных лет" до сих пор остается важнейшим источником сведений о… — Лениздат, Команда А, (формат: 75x100/32, 320 стр.) Лениздат-классика Подробнее...201396бумажная книга
Повести минувших летВ сборник "Повести минувших лет" вошли наиболее яркие и известные произведения литературы Древней Руси XII-XVII веков. "Повесть временных лет" до сих пор остается важнейшим источником сведений о… — Лениздат, Команда А, (формат: 75x100/32, 320 стр.) Лениздат-классика Подробнее...2014131бумажная книга
Повести минувших летВ сборник `Повести минувших лет` вошли наиболее яркие и известные произведения литературы Древней Руси XII-XVII веков. `Повесть временных лет` до сих пор остается важнейшим источником сведений о… — ЛЕНИЗДАТ, (формат: Твердая бумажная, 320 стр.) Больше 20 Подробнее...201347бумажная книга
Дмитрий БоровковМеждукняжеские отношения на Руси конца Х - первой четверти Х II века и их репрезентация в источниках и историографииМонография посвящена начальному этапу становления и развития междукняжеских отношений на Руси: от первого раздела княжений, осуществленного в 970 г. киевским князем Святославом Игоревичем между… — Алетейя, (формат: 60x88/16, 232 стр.) Историческая книга Подробнее...2015631бумажная книга
Дмитрий БоровковМеждукняжеские отношения на Руси конца Х - первой четверти Х II века и их репрезентация в источниках и историографииМонография посвящена начальному этапу становления и развития междукняжеских отношений на Руси: от первого раздела княжений, осуществленного в 970 г. киевским князем Святославом Игоревичем между… — АЛЕТЕЙЯ, (формат: Твердая бумажная, 320 стр.) Библиотека GSL Подробнее...2015973бумажная книга
Библиотека "Страницы истории Отечества" (комплект из 16 книг)Библиотека "Страницы истории Отечества" - это собрание исторических произведений, повествующих об истории нашей Родины. Перелистывая страницы, мы, словно бы, проходим сквозь время, наблюдая события… — Лениздат, (формат: 84x108/32, 8900 стр.) Библиотека "Страницы истории Отечества" Подробнее...19861600бумажная книга
Погодин М.П.Нестор. Историческо-критическое рассуждение о начале русских летописейВниманию читателей предлагается одна из первых в России работ по истории Древней Руси, в которой автор, известный историк М. П. Погодин, рассматривает вопрос об источниках наиболее раннего из… — URSS, (формат: Мягкая бумажная, 232 стр.) Академия фундаментальных исследований. История Подробнее...2018436бумажная книга
Погодин М.П.Нестор. Историческо-критическое рассуждение о начале русских летописейВниманию читателей предлагается одна из первых в России работ по истории Древней Руси, в которой автор, известный историк М. П. Погодин, рассматривает вопрос об источниках наиболее раннего из… — URSS, (формат: Мягкая бумажная, 232 стр.) Академия фундаментальных исследований Подробнее...2018738бумажная книга
Погодин М.П.Нестор. Историческо-критическое рассуждение о начале русских летописейВниманию читателей предлагается одна из первых в России работ по истории Древней Руси, в которой автор, известный историк М. П. Погодин, рассматривает вопрос об источниках наиболее раннего из… — URSS, (формат: Мягкая бумажная, 232 стр.) Подробнее...2018500бумажная книга
Погодин М.Нестор. Историческо-критическое рассуждение о начале русских летописейВниманию читателей предлагается одна из первых в России работ по истории Древней Руси, в которой автор, известный историк М. П. Погодин, рассматривает вопрос об источниках наиболее раннего из… — Ленанд, (формат: Мягкая глянцевая, 232 стр.) Подробнее...2018448бумажная книга

dic.academic.ru

Книга: Воинские повести Древней Руси

Воинские повести Древней РусиИздание 1985 года. Сохранность хорошая. В сборник вошли лучшие произведения древнерусской литературы, посвященные героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков. Издание посвящено… — Лениздат, (формат: 84x108/32, 496 стр.) Библиотека "Страницы истории Отечества" Подробнее...1985320бумажная книга
Воинские повести Древней РусиИз длинной цепи национально-самобытных произведений русской литературы - "воинских" повестей XI-XVII вв. - выбраны лучшие, сочетающие мастерство изображения батальныхкартин с пониманием… — Наука, (формат: 70x90/16, 376 стр.) Литературные памятники Подробнее...20131136бумажная книга
Воинские повести Древней РусиИз длинной цепи национально-самобытных произведений русской литературы - "воинских" повестей XI-XVII вв. - выбраны лучшие, сочетающие мастерство изображения батальных картин с пониманием… — Наука, (формат: 70x90/16, 376 стр.) Литературные памятники Подробнее...20131559бумажная книга
Воинские повести Древней РусиИз длинной цепи национально-самобытных произведений русской литературы - "воинских" повестей XI-XVII вв. - выбраны лучшие, сочетающие мастерство изображения батальныхкартин с пониманием… — Наука, (формат: 70x90/16, 376 стр.) Литературные памятники Подробнее...20131136бумажная книга
Адрианова-Перетц В. (ред.)Воинские повести Древней РусиИз длинной цепи национально-самобытных произведений русской литературы - "воинских" повестей XI-XVII вв. - выбраны лучшие, сочетающие мастерство изображения батальныхкартин с пониманием… — Наука СПб, (формат: Суперобложка, 358 стр.) Подробнее...20131678бумажная книга
Воинские повести Древней РусиИз длинной цепи национально-самобытных произведений русской литературы - `воинских` повестей XI-XVII вв. - выбраны лучшие, сочетающие мастерство изображения батальныхкартин с пониманием… — Наука, (формат: Суперобложка, 358 стр.) Литературные памятники Подробнее...20131538бумажная книга
Андрей БогачукХрабрые русичи. Воинские повести Древней РусиХрабрые русичи от конца 10 века до конца 16 века (от похода Святослава до Стефана Батория). Я постарался пересказать историю России так, как я вижу памятник нашей истории — Издательские решения, (формат: 84x108/32, 8900 стр.) электронная книга Подробнее...200электронная книга
Андрей БогачукХрабрые русичи. Воинские повести Древней РусиХрабрые русичи от конца 10 века до конца 16 века (от похода Святослава до Стефана Батория). Я постарался пересказать историю России так, как я вижу памятник нашей истории — Издательские решения, (формат: 84x108/32, 8900 стр.) Подробнее...бумажная книга
Библиотека "Страницы истории Отечества" (комплект из 16 книг)Библиотека "Страницы истории Отечества" - это собрание исторических произведений, повествующих об истории нашей Родины. Перелистывая страницы, мы, словно бы, проходим сквозь время, наблюдая события… — Лениздат, (формат: 84x108/32, 8900 стр.) Библиотека "Страницы истории Отечества" Подробнее...19861600бумажная книга
Серия "Страницы истории Отечества" (комплект из 11 книг)Серия "Страницы истории Отечества" - это собрание исторических произведений, повествующих об истории нашей Родины. Перелистывая страницы, мы, словно бы, проходим сквозь время, наблюдая события… — Лениздат, (формат: 84x108/32, 3960 стр.) Библиотека "Страницы истории Отечества" Подробнее...19831100бумажная книга
Андрей БогачукНад землёй. СборникВ сборник вошли стихи с 1988 по 2010 годы: о войне, любви, друзьях и жизни… О М. Ю. Лермонтове, Игоре Талькове. А также «Храбрые русичи: воинские повести древней Руси» – от конца X до конца XVI веков… — Издательские решения, (формат: Суперобложка, 358 стр.) электронная книга Подробнее...200электронная книга
Андрей БогачукНад землёй. СборникВ сборник вошли стихи с 1988 по 2010 годы: о войне, любви, друзьях и жизни… О М. Ю. Лермонтове, Игоре Талькове. А также «Храбрые русичи: воинские повести древней Руси» – от конца X до конца XVI веков… — Издательские решения, (формат: Суперобложка, 358 стр.) Подробнее...бумажная книга

dic.academic.ru

ДР-02a. Воинские повести Древней Руси - 1.Древнерусская литература - Библиотека C4 - Каталог Библиотеки

Раздел ДР-02a

Воинские повести Древней Руси

Вступительная статья Л. А. Дмитриева. Составление Н. В. Понырко

Д.: Лениздат, 1985.— 495 с.— (Б-ка «Страницы истории Отечества»)

обложка издания| Иллюстрации |

Аннотация: В сборник вошли лучшие произведения древнерусской литературы. посвященные героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков.Издание посвящается 800-летию «Слова о полку Игореве»

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать

Содержание:

Л. А. Дмитриев. За землю Русскую.

ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВАДревнерусский текст (подготовка О. В. Творогова)Перевод (Д. С. Лихачев)Примечания (О. В. Творогов)

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕДревнерусский текст (подготовка О. В. Творогова)Перевод (О. В. Творогов)Примечания (О. В. Творогов)

ЛЕТОПИСНЫЕ ПОВЕСТИ О МОНГОЛО-ТАТАРСКОМ НАШЕСТВИИДревнерусский текст (подготовка Д. М. Буланина)Перевод (Д. М. Буланин)Примечания (Д. М. Буланин)

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМДревнерусский текст (подготовка Д. С. Лихачева)Перевод (Д. С. Лихачев)Примечания (Д. С. Лихачев)

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИДревнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)Перевод (Л. А. Дмитриев)Примечания (Л. А. Дмитриев)

ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГОДревнерусский текст (подготовка В. И. Охотниковой)Перевод (В. И. Охотникова)Примечания (В. И. Охотникова)

СКАЗАНИЕ О ДОВМОНТЕДревнерусский текст (подготовка В. И. Охотниковой)Перевод (В. И. Охотникова)Примечания (В. И. Охотникова)

РУКОПИСАНИЕ МАГНУШАДревнерусский текст (подготовка Н. С. Демковой)Перевод (Н. С. Демкова)Примечания (Н. С. Демкова)

ПОВЕСТЬ О ПОБОИЩЕ НА РЕКЕ ПЬЯНЕДревнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)Перевод (Л. А. Дмитриев)Примечания (Л. А. Дмитриев)

ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА РЕКЕ ВОЖЕДревнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)Перевод (Л. А. Дмитриев)Примечания (Л. А. Дмитриев)

ЗАДОНЩИНАДревнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)Перевод (Л. А. Дмитриев)Примечания (Л. А. Дмитриев)

ПРОСТРАННАЯ ЛЕТОПИСНАЯ ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕДревнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)Перевод (Л. А. Дмитриев)Примечания (Л. А. Дмитриев)

СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕДревнерусский текст (подготовка В. П. Бударагина и Л. А. Дмитриева)Перевод (В. В. Колесов)Примечания (Л. А. Дмитриев)

ПОВЕСТЬ О НАШЕСТВИИ ТОХТАМЫШАДревнерусский текст (подготовка М. А. Салминой)Перевод (М. А. Салмина)Примечания (М. А. Салмина)

ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА УГРЕДревнерусский текст (подготовка Е. И. Ванеевой)Перевод (Я- С. Лурье)Примечания (Я- С. Лурье)

ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВДревнерусский текст (подготовка В. И. Охотниковой)Перевод (В. И. Охотникова)Примечания (В. И. Охотникова)

СКАЗАНИЕ АВРААМИЯ ПАЛИЦЫНАДревнерусский текст (подготовка Е. И. Ванеевой)Перевод (Г. М. Прохоров)Примечания (Г. М. Прохоров)

ПОВЕСТЬ ОБ АЗОВСКОМ ОСАДНОМ СИДЕНИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВДревнерусский текст (подготовка Н. В. Понырко)Перевод (Т. А. Иванова и Ю. С. Сорокин)Примечания (О. В. Творогов)*** 

 

 

ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ

1985 год — знаменательный в истории русской культуры, год 800-летия «Слова о полку Игореве» и юбилей всей литературы Древней Руси. Патриотизм, гражданственность, воспевание отваги и доблести защитников Русской земли, прозвучавшие в «Слове о полку Игореве», стали одной из главных черт русской литературы XI—XVII веков.

Один из самых ранних и самых замечательных памятников древнерусской литературы — «Повесть временных лет». Тот вид «Повести», в котором она известна нам сейчас,— произведение, созданное в начале XII века. Это единое, цельное сочинение одного автора — Нестора-летописца. Но вместе с тем это и труд многих летописцев, предшественников Нестора, это также труд, состоящий из объединения в единое повествование и текстов книжного происхождения, созданных независимо от летописи, и преданий и легенд, существовавших в устной традиции.

«Повесть временных лет», рассказывающая, «откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть», донесла до нас много известий о героических событиях раннего периода истории Древней Руси. Часть из них основывалась на свидетельствах очевидцев, часть представляла собой пересказ устных преданий, эпических песен в честь воинских походов и подвигов русских князей. К песенно-эпическим преданиям, вероятнее всего, восходят рассказы «Повести временных лет» о победоносных походах Олега, Игоря, Святослава. Рассказы эти кратки, восхваляют воинскую доблесть, эпически торжественны, изобилуют легендарными эпизодами.Летописец преклоняется перед доблестью, мужеством, воинской отвагой своих героев, но вместе с тем он считает нужным привести свидетельство об осуждении народом князя, забывшего в своих дальних походах об опасности, которая может обрушиться на его собственную землю. Когда Святослав находился в Переяславце, Киев осадили печенеги и, едва не захватив его, остановились под стенами города. Посланные к Святославу гонцы из Киева с упреком обращаются к нему: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих...» Забота о судьбах народа, о благе родной земли станет центральной темой и всех последующих воинских повестей Древней Руси. Становление Руси и развитие русского государства проходило в постоянной борьбе с внешними врагами; более двух с половиной столетий русскому народу пришлось противостоять монголо-татарским завоевателям. Неудивительно поэтому, что в памятниках древнерусской литературы воинская тема занимает очень большое место. Следует, однако, обратить особое внимание на то, что рассказы о победоносных завоевательных походах русских князей в чужие земли характерны лишь для ранних воинских летописных повестей. Более поздние повести в своем подавляющем большинстве посвящены обороне русских земель от внешних врагов, теме защиты родины от захватчиков. ...

Л. А. Дмитриев.

***

ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА

Из «Повести временных лет» Переводгод 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник, с седлом в головах,— такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам — по щелягу с сохи даем».

В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу,— сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали они от города врассыпную. И вышла Ольга со внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, но нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов и прогнал печенегов в поле, и наступил мир. <...>

В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань себе и на всю свою дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: «Нас двадцать тысяч», и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не примем позора. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, побеждая и завоевывая города, что стоят и доныне пусты. И созвал царь бояр своих в палату и сказал им: «Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?» И сказали ему бояре: «Пошли к нему дары; испытаем его: любит ли он золото или паволоки?» И послал к нему золото и паволоки с мудрым мужем, наказавши ему: «Следи за его взглядом и выражением лица». Он же взял дары и пришел к Святославу. И поведали Святославу, что пришли греки с поклоном. И сказал он: «Введите их сюда». Те вошли, и поклонились ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим отрокам, смотря в сторону: «Спрячьте». Греки же вернулись к царю, и созвал царь бояр. Посланные же сказали: «Пришли-де мы к нему и поднесли дары, а он и не взглянул на них—приказал спрятать». И сказал один: «Испытай его еще раз: пошли ему оружие». Они же послушали его, и послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражать ему любовь и благодарность. Снова вернулись посланные к царю и поведали ему все, как было. И сказали бояре: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань». И послал к нему царь, говоря так: «Не ходи к столице, возьми дань сколько хочешь», ибо только немногим не дошел он до Царьграда. И дали ему дань; он же брал и на убитых, говоря: «Возьмет-де за убитого род его». Взял же и даров много и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не погубили какой-нибудь хитростью и дружину мою и меня», так как многие были убиты в боях. И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины». И отправил послов к царю в Доростол, где в это время находился царь, говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиною своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань,— того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград». И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей к царю, и пришли они в Доростол и сказали о том царю. Царь же на следующее утро призвал их к себе и сказал: «Пусть говорят послы русские». Они же начали: «Так говорит князь наш: „Хочу иметь полную любовь с греческим царем на все будущие времена"». Царь же обрадовался и повелел писцу записывать все речи Святослава на хартию. И стал посол говорить все речи, и стал писец писать. Говорил же он так: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Фео-филе Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими, иметь мир и полную любовь с каждым великим царем греческим, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы прежний договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем,— в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне и написали в хартии этой и скрепили своими печатями».

Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его и пошел в ладьях. А пе-реяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав.

В год 6480 (972), когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было двадцать восемь.

<...> 

***

ct4.ucoz.ru


Смотрите также